История и описание герба Киева :: SYL.ru
Киев – столица современной Украины и главный город древнего государства Киевской Руси. С него началось крещение славян и переход из языческой в христианскую веру. Современный герб Киева украшает изображение Архангела Михаила. Всегда ли символ города был таковым?
Описание герба Киева
Официальный символ украинской столицы в таком виде, каком мы видим его сейчас, был утверждён в 1995 году. Создал его архитектор и главный киевский художник Георгий Куровский. Архангел Михаил на синем фоне варяжского щита – это единственное, что изображено на гербе города Киева.
Михаил нарисован в полный рост, одетым в княжескую рубаху и серебряные военные доспехи. На груди у него изображен символ Солнца. На правом плече золотая фибула скрепляет плащ малинового цвета – именно так носили накидки древние славяне.
В правой руке Архангел держит меч, символизируя защиту города. В его левой руке находится щит с золотым крестом – знаком христианства. Над головой Михаила изображен символ святости и божественного благословения – нимб. Его серебряные крылья украшают золотая кайма и полосы.
Михаил в христианстве
Михаил, изображённый на гербе Киева, является одним из самых признанных и почитаемых Архангелов не только в христианстве, но также исламе и иудаизме. Его часто называют Архистратигом или же главой святого воинства.
Михаил считается покровителем Киева, Архангельска и одноименной области, Брюсселя, Германии и хранителем Ватикана. Обычно он изображается с оголенным мечом, но может быть с весами и кадилом, зерцалом и даже с копьем верхом на коне.
Одно из главных событий, в котором участвовал Михаил, — битва с дьяволом в облике дракона с семью головами и десятью рогами. Во время битвы, где Михаил возглавлял ангельскую армию, сатана вместе со своими единомышленниками был изгнан с небес на землю. Во многих христианских текстах именно Архангел Михаил возвестит мир о Страшном суде и станет у весов, взвешивающих души грешников.
Архангел на гербе
Изображение Архангела на гербе Киева появилось далеко не сразу, однако упоминания самого Михаила как покровителя княжеской семьи и столичного града относят ещё к XII веку. Как раз тогда киевский князь Святополк Изяславович построил Златоверхий Михайловский собор.
До XV века на Руси не была принята гербовая традиция, символы, которым придавалось особое значение, размещались на печатях, медальонах т. д. Изображение Архистратига периодически появлялось на различных атрибутах Владимира Мономаха и его потомков. Согласно одной из версий историков, уже тогда он считался хранителем их династии.
Одно из первых изображений Михаила в киевской геральдике появилось только в XVII веке. По крайней мере, об этом свидетельствует Царский Титулярник 1672 года. В то время у города был другой символ, а Архангел изображался на гербе Киевских земель.
История герба Киева
Несмотря на то что образ Архангела Михаила давно связывают со столицей Украины, первым её символом стал отнюдь не он. На древнем гербе Киева изображались две руки, держащие лук и стрелы. Впервые он зафиксирован в Гербовнике Конрада Грюненберга 1480 года.
Лук и стрелы служили типичным оружием славянских племен и обозначали готовность к обороне своих земель. Впрочем, защищать территорию им приходилось неоднократно. В 1480 году Северо-Восточные земли Руси как раз избавились от очередной напасти – ордынского ига.
Позже он был несколько изменен. С XVII — конца XVIII века на гербе изображался арбалет золотого цвета на лазурном фоне. В 1782 году по приказу императрицы Екатерины на городском гербе появился Архистатиг. Композиция также была знаком Киевского полка, а с 1856 по 1918 дополнялась императорской короной, обрамлением из дубовых ветвей и Александровской лентой. В 1917 году голубую ленту заменили черно-красной Владимирской.
В период революции герб Киева планировали обновить, а эскиз для него готовил Георгий Нарбут. С одной стороны на нём изображался Архангел с Трезубом Владимира в руках, а с другой — находился золотой арбалет. Проект так и не был утверждён и до 60-х годов город вовсе лишился эмблемы.
В 1969 году появился герб, на жёлтом щите которого был ещё один поменьше. Маленький щит делился на красную и синюю вертикальные области – цвета УССР. В центре располагались серебряный лук и золотая цветущая ветвь каштана. Над ними размещалась надпись «Київ». Сверху на жёлтом фоне находились серп и молот, а снизу малого щита располагалась наградная звезда «Города-героя».
Государственный герб Украины | КПИ им. Игоря Сикорского
Статья 20 Конституции Украины декларирует, что малым Государственным гербом Украины является знак Княжеского Государства Владимира Великого — золотой трезубец.
Какой же смысл, какая история трезубца? Термин «трезубец» появился благодаря воле историка Карамзина. В своем фундаментальном труде — «История государства Российского», изданном в течении 1816 — 1828 гг., о знаке на монетах князей Киевской Руси он отметил: «подобный трезубец». И этим по сути внес путаницу.
В 1860-1862 гг. В Европе разгорелся спор, получивший название «двухлетней научной дискуссии», по поводу содержания и значения загадочного трезубца. Ведущие ученые континента так и не смогли разгадать его тайну. За последние 100 лет более 50 ученых — российских, украинских и других — попытались угадать происхождение и значение трезубца. Мнения их довольно расходящиеся. Существует более двухсот гипотез относительно трактовки трезубца: трезубец — это верхушка скипетра византийского или скифского царя; корона, голубь Святого Духа, хоругвь, якорь, нормандский лук, нормандский шлем, нормандский топор, конец нормандского копья и т.д.
Древнейшие археологические находки знака, похожего на трезубец, относятся к временам трипольской культуры IV — III тыс. до н.э. Следы его видим и в культуре эллинов, откуда вышла греческая культура, в греческих богов Зевса, Посейдона (он же Нептун), Плутона. Трезубец там был знаком власти. Впоследствии трезубец распространился под влиянием греческой культуры на другие культуры и этой дорогой зашел в Боспорское царство (Крым, Тамань, Тмутаракань).
Серебряная монета князя Владимира В результате непосредственных связей Киева с Боспорским царством и влияния греческой культуры трезубец распространился на Киевскую Русь. Трезубец сохранился на золотых и серебряных монетах князя Владимира, стал наследственным геральдическим знаком для его потомков и символом могущества Киевской Руси. Изображение трезубца имеют клейма на кирпичах Десятинной церкви в Киеве (986 — 996 гг.), Успенского собора во Владимире-Волынском (1160 г.), на камнях и кирпиче других государств, на оружии, перстнях, посуде.
В течении нескольких веков трезубец был распространен во всех княжествах Киевской Руси. Впоследствии претерпел изменения (двозуб), но все время сохранялась первоначальная Владимирова основа. Отдельные династические роды на украинских землях использовали трезубец как свое династическое знамя до XV века.
Трезубец, а вернее кресто-якорная символика, присутствовала в гербе Владимира Ольгердовича, который княжил в Киеве 1363 — 1394 годах. Сыновья его — Андрей и Олелько — также пользовались якорем перстнем. Изображение якоря-креста наносилось и на монету Галицкой Руси, что чеканилась во Львове. В том же XIV в. кресты-якоря или просто якоря в разные времена (вплоть до конца позапрошлого века) украшали гербы таких городов, как Винница, Прилуки, Бердянск, Городня, Зеньков, Николаев, Одесса.
В гербах гетманов Войска Запорожского Б.Хмельницкого и Мазепы основным геральдическим символом был трезубый якорь-крест. Входил он и в герб известного киевского митрополита Петра Могилы, запорожца П.Уманця, лубенского полковника М.Илляшенка.
В летописи гадяцкого полковника Григория Грабянки факт появления у казаков собственного герба связывают с польским королем Стефаном Баторием. «А лета 1576, — отмечает летописец, — увидев как хорошо казаки с татарами дерутся, наставил им гетмана, прислал хоругвь, бунчук и булаву, печать гербовую, рыцарей с самопалами и колпаками набекрень надетыми». И уже на первой известной военной печати 1592 года видим неизменное в дальнейшем изображение казака с мушкетом — символический образ всего славного запорожского войска и его милитарного могущества. Печать у запорожцев была округлая, сначала меньшего, а позже большего размера, а посередине был герб — казак с мушкетом. Казацкий герб представлял Запорожье перед внешним миром как внешний атрибут, как признак привилегированного статуса, как средство подтверждения казацкой вольности.
Казацкое государство Войско Запорожское взяло от Запорожья название, систему государственного устройства, военную организацию и государственную символику, в том числе герб. Весной 1648 года казака с самопалами было размещено в поле военной печати новообразованного государства Богдана Хмельницкого. С тех пор рыцарь Войска Запорожского неизменно будет представлять казацкую Украину до самого упадка Гетманства.
Герб Войска Запорожского ХVИИ ст.З Учитывая, что новое государственное образование Войско Запорожское стало использовать старый запорожский герб, Запорожье вынуждено было внести определенные поправки в его изображение, чтобы предотвратить существование одинаковых гербов в различных государственных образованиях. Запорожье добавил к старому казацкому гербу изображение копья, что должно было символизировать пограничное размещение низового государства. Вокруг печати была надпись: «Печать Славного Войска Запорожского Низового».
На военных печатях Ивана Брюховецкого и Михаила Ханенка рядом с обычной фигурой казака видим изображение копья, что должно было указывать на решающую роль Запорожья при избрании на гетманство вышеназванных претендентов на гетманскую булаву. Совсем другую символику изображено на военной печати Петра Суховиенка, получившего гетманскую булаву при поддержке крымского хана Адил-Гирея. На печати было непривычное для казаков изображение — лук с двумя стрелами. Вид нового герба не восприняли казаки. Например, дорошенковские казаки угрожали «поломать суховиевый лук и стрелы» своими «стародавними мушкетами», намекая таким образом на составную часть государственного герба Войска Запорожского — мушкет (самопал).
После отмены гетманства 1764 года «казака» заменил герб вновь созданной Малороссийской коллегии: на золотом фоне — черный двуглавый орел и гербы пяти древних княжеств (Киевского, Стародубского, Северского, Черниговского, Переяславского). Автором герба был малороссийский генерал-губернатор Петр Румянцев.
Трезубец постоянно был в употреблении и в быту украинца, в частности, в карпатских селах была традиция рисовать его на стенах или воротах во время религиозного праздника Крещения — 19 января. Так в знаках креста и трезубца сочетались христианские и языческие символы. Значение трезубца в украинского населения тройное: он является и символом государственной власти, то есть, государственным гербом; знаком национальным и знаком религиозным. Поэтому и употребляли его отдельно и в комбинациях: на монетах, Иорданах, по домам.
Герб Украинской Державы (1918) В начале ХХ в. в результате украинской национальной революции и образования Центрального совета произошло возрождение древних исторических традиций. Как государственный герб золотой трезубец на синем фоне был одобрен в феврале 1918 года Малым Советом УНР в Коростене и утвержден Центральным Советом 22 марта 1918 года. Трезубец стал фигурировать на государственных печатях, банкнотах УНР, как герб сохранился во времена гетьманства П. Скоропадского (1918 г.) и дальше Директории (1918 — 1920 гг.). После провозглашения 22 января 1919 года Акта воссоединения трезубец стал государственным гербом объединенных украинских республик — УНР и ЗУНР. В течении определенного времени трезубец был отличием и в КУГА (Красной Украинской Галицкой Армии). Позже, в 20 — 40-х гг. ХХ в., символику с изображением трезубца использовали различные политические организации Западной Украины, Буковины. В частности, золотой трезубец вошел как элемент в государственный герб Карпатской Украины, утвержденный сеймом 15 марта 1939 года.
19 февраля 1992 года после острых дискуссий Верховная Рада Украины утвердила Малый герб Украины — трезубец, знак княжеского государства Владимира Великого. А Конституция Украины, принятая пятой сессией Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, закрепила трезубец Малым гербом Украины.
Конституцией Украины предусмотрено, кроме малого герба, и наличие большого. Большой Государственный герб Украины, — говорится в статье 20-й, — устанавливается с учетом Малого государственного герба Украины и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом (самопалом)).
Будем надеяться, что наконец на двадцатом году независимости будет принят закон «О Большом Государственном гербе Украины» и согласно Конституции его составной частью станет Герб Войска Запорожского — казак с мушкетом как символ нашей воли и непреодолимости.
В.В. Кукса, доц. кафедры истории
02585-1_Hamm_POD
%PDF-1.3 % 93 0 объект >/OCGs[96 0 R]>>/OpenAction 192 0 R/OutputIntents[>]/Pages 86 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 95 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 82 0 R>> эндообъект 89 0 объект >поток приложение/pdf
Украина в огне: «1917 год в Киеве» Сергея Плохия
Взято с разрешения из книги «Ворота Европы: история Украины» Сергея Плохия. Copyright 2015. Доступно в Basic Books.
Украинская революция: 1917 год в Киеве
Династии Романовых, если не самой империи, пришел конец в начале марта 1917 года. В предыдущем месяце нехватка продовольствия в Петрограде (военное название Санкт-Петербурга) спровоцировала рабочие забастовки и мятежи в рядах воинской части.
Петроградские события, вошедшие в историю как Февральская революция, застали врасплох воодушевленных руководителей украинских организаций. Михаил Грушевский, ключевая фигура украинского национального движения в Галиции и во время революции 1905 года на Приднепровской Украине, работал над статьей в Московской публичной библиотеке, когда услышал снаружи шум и громкие голоса. Когда он спросил библиотекаря, что происходит, ему ответили, что это революция: москвичи рвутся в Кремль, чтобы завладеть этим символом российской государственности.
В начале марта в Киеве представители украинских политических и культурных организаций создали координационный орган, который они назвали Центральной Радой. Ее главой избрали Грушевского и ждали его скорейшего прибытия в Киев. Когда он приехал, он поддержал молодое поколение украинских активистов, большинство из которых были студентами и профессионалами в возрасте от двадцати до двадцати лет.Мало кто из старых соратников Грушевского из умеренной ветви украинского движения (теперь именуемой Обществом украинских прогрессистов) хотел присоединиться к молодым революционерам: пережив революцию 1905 года, они знали, что революции заканчиваются реакцией, и были готовы обменять свою лояльность на к режиму уступок в культурной сфере. Сделать украинский языком обучения было их высшим приоритетом. Грушевский считал, что они ошибались: пришло время не требовать реформы образования, а требовать территориальной автономии для Украины в реформированном демократическом российском государстве.
Свою деятельность они начали в марте, работая из комнаты в подвале Педагогического музея в центре Киева. К июлю они были признаны региональным правительством Украины. Они создали Генеральный секретариат — правительство автономной Украины во главе с Владимиром Винниченко, ведущим писателем-модернистом, писавшим как на украинском, так и на русском языках, став первым украинцем после Николая Гоголя, который приобрел значительную читательскую аудиторию в самой России. Новое правительство претендовало на юрисдикцию над значительной частью сегодняшней Украины, включая имперские губернии Киевскую, Подольскую, Волынскую, Черниговскую и Полтавскую. К октябрю он также претендовал на Харьковскую, Херсонскую и Таврическую губернии, а также на части Курской и Воронежской губерний, заселенные этническими украинцами.
В ноябре Центральная Рада провозгласила Украинскую Народную Республику — самостоятельным государством, но оставшимся в федеративном союзе с Россией.Как все это могло произойти? Как украинская идея, маргинализированная после революции 1905 года, могла выйти победителем в соревновании с представлениями о будущем, продвигаемыми русскими либералами и социал-демократами, а также сторонниками великорусского национализма из рядов «истинно русских» патриотов малороссийской добыча? В революционной атмосфере того времени смесь либерального национализма и социализма, предложенная молодыми лидерами Рады, оказалась захватывающей идеологией. Территориальная автономия Украины, за которую выступали украинские стороны, стала рассматриваться как единственный выход из множества военных, экономических и социальных проблем, осаждающих страну. Центральная Рада лидировала как единственное учреждение, способное удовлетворить два главных требования момента — землю и мир.
Солдатские комитеты, желавшие поскорее закончить войну, с энтузиазмом поддержали Раду. Пока Временное правительство в Петрограде было занято новым наступлением на восточном фронте и умоляло солдат сражаться до конца вместе с Англией и Францией, Центральная рада обещала мир и стала единственной надеждой на него на Украине, опустошенной войной. боевые действия. «Украинизированные» армейские части — отряды, сформированные из новобранцев из украинских губерний и направленные на украинский участок фронта в течение 1917 — заявили о своей лояльности Раде. Всего было около трехсот тысяч рекрутов. Эти измученные войной крестьяне в солдатских мундирах не только стремились вернуться на родину, но и хотели успеть к переделу дворянских земель, который Центральная Рада обещала провести, несмотря на сильное противодействие помещичьих классов. Но украинское село, в котором политически доминировали украинские социалисты-революционеры, которые оказались крупнейшей политической партией в Раде, прочно находилось в углу Рады.
Летом 1917 года Центральная Рада, которая первоначально была не более чем координационным комитетом украинофильских политических и культурных организаций, превратилась в парламент страны, поскольку всеукраинские съезды крестьян, рабочих и солдат направили в нее своих представителей.
Десятки выдающихся украинцев вернулись в Киев из Петербурга и Москвы, чтобы принять участие в строительстве новой Украины. Один из них, Георгий Нарбут, талантливый художник с мировым именем, стал основателем Украинской академии художеств. Он также стал главным дизайнером украинского герба и первых в стране банкнот и марок. Герб включал в себя два исторических символа — трезубец, заимствованный из чеканки князя Владимира Киевского, и изображение казака: новое государство претендовало на Киевскую Русь и Казацкую Гетманщину как на двух своих предшественников. Два цвета герба, синий и желтый, пришли из Галисии, где они веками были частью герба. Цвета символизировали единство украинских земель по обе стороны Восточного фронта в мировой войне.
Не все было так радужно во вновь созданной украинской автономии. Чего Раде и ее правительству не удалось сделать, так это создать дееспособный государственный аппарат или создать надежные вооруженные силы из сотен тысяч офицеров и солдат, присягнувших ей на верность. Писатели, ученые и студенты, оказавшиеся у руля нового парламента, были заняты воплощением романтической мечты о национальной революции и разрушении старой государственной машины. Отсутствие дееспособного правительства и лояльной армии стало проблемой осенью 1917 января, когда Центральная Рада начала терять контроль над ситуацией на местах. В городах, где поддержка Рады упала до 9–13% (за исключением Киева с 25%), власть смещалась в сторону советов (советов), в которых преобладали большевики. Сельская местность становилась все более беспокойной, так как Центральная Рада не давала ни земли, ни мира. Крестьяне стали по собственной инициативе захватывать государственные и дворянские земли.
Декларация Рады об украинской государственности 19 ноября17 декабря стал прямым ответом на большевистский переворот в Петрограде, впоследствии известный как Октябрьская революция. В Киеве Рада помогла большевикам разгромить войска, верные Временному правительству, но на этом ее сотрудничество с партией Ленина было исчерпывающим. Поскольку Рада претендовала на юго-восточные области Украины, ранее не входившие в ее юрисдикцию, две политические силы столкнулись за контроль над Украиной. Большевики пришли к власти в России, взяв под свой контроль советы — новую форму правления, созданную представителями рабочих, крестьян и солдат и оспариваемую различными политическими партиями. Октябрьский переворот, свергнувший Временное правительство, был подтвержден Вторым Всероссийским съездом Советов, который собрался во время переворота и на котором доминировали большевики и их союзники. Ту же тактику опробовали на Украине, созвав заседание Украинского съезда Советов в Киеве на 19 декабря. 17. Но большинство делегатов оказалось крестьянскими сторонниками Центральной Рады: планировавшийся большевистский переворот в Киеве провалился.
Это оказалось временной неудачей. Большевистские организаторы уехали из Киева в Харьков, где в конце декабря собрался съезд советов промышленного востока страны. Он провозгласил создание нового государства — Украинской Народной Республики Советов — 24 декабря 1917 г. В начале января 1918 г. большевистские войска из России вошли в Украину и двинулись на Киев под знаменами провозглашенного в Харькове виртуального государства. Во главе с русским офицером Михаилом Муравьевым они продвигались по железной дороге и овладевали крупными промышленными центрами, где их поддерживали рабочие отряды, мобилизованные большевиками. Центральная Рада фактически потеряла контроль над промышленными городами, где она имела власть над либеральной интеллигенцией, но не над рабочими. У него также было очень мало войск, чтобы защитить себя от русского вторжения. Те воинские части, которые заявляли о поддержке независимости Украины летом 1917 человек были отправлены на фронт, в то время как украинские политики продолжали думать об автономии в составе России и тратили мало времени и сил на создание государственных институтов и собственной армии. Теперь они были вынуждены объявить о полной независимости своей страны от России, но у них не было войск для ее защиты.
25 января 1918 года Центральная Рада издала свой последний универсал — декрет казацкой эпохи, — провозгласивший политическую независимость Украины. «Настоящим Украинская Народная Республика становится независимым, свободным и суверенным государством украинского народа, никому не подчиняющимся», — говорится в тексте. Внося законопроект в Раду, Михаил Грушевский подчеркнул две его непосредственные цели: способствовать подписанию мирного договора с Германией и Австрией (это может сделать только независимая страна) и защитить Украину от большевистского вторжения и мятежа Красная гвардия. Но историческое значение Четвертой Универсалии выходило далеко за рамки ее непосредственного значения. Это был первый открытый разрыв Украины с Россией со времен Ивана Мазепы. Идея независимого украинского государства, впервые сформулированная в Приднепровской Украине всего семнадцатью годами ранее, теперь обретала широкую политическую легитимность. Джинн независимости был выпущен из имперской бутылки, и никакая сила на земле не могла остановить его.
«Мы хотим жить в мире и дружбе со всеми соседними государствами: Россией, Польшей, Австрией, Румынией, Турцией и другими, но ни одно из них не имеет права вмешиваться в жизнь независимой Украинской республики», — говорится в универсале. Конечно, это было легче сказать, чем сделать. Русские войска подходили к Киеву с севера и востока, а в самом городе большевики устроили восстание рабочих у Арсенала — крупного военного завода, здания которого сегодня служат киевским художественным центром и выставочным залом. Не хватало надежных войск, так как многие были переманены большевистскими обещаниями земли, мира и революционного преобразования общества, которые Центральная Рада не смогла выполнить.