Содержание

Костылёв Георгий Дмитриевич  - Армейский сайт «Почта полевая»

Г.Д. Костылёв, Д.М. Татаренко, В.Ф. Голубев, А.Г. Батурин

2 августа 1943 года гвардии капитан Г.Д. Костылёв обнаружил над Финским заливом два «FW-190», один из которых уничтожил. Лейтенант Херберт Броэндле выпрыгнул из горящего истребителя, спустился на парашюте и был взят в плен экипажем советского торпедного катера.

За мужество, проявленное в боях в начале 1944 года, Г.Д. Костылёву вернули все награды и присвоили звание майора. Вскоре после этого он был назначен главным инспектором ВВС Краснознаменного Балтийского флота по истребительной авиации. В этой должности Г.Д. Костылёв и закончил войну. Несмотря на то, что ему категорически запрещалось выполнение боевых вылетов, лётчик при каждой возможности нарушал этот запрет. Прилетая в полки с инспектированием, он летал на боевые задания, одерживал победы, но никогда не брал официальных подтверждений и соответственно не записывал сбитых на свой счёт, отдавая их тем, с кем летал в бой. Так, 21 июля 1944 года «FW-190» из «5/JG.54» над Балтийским морем подверглись атаке 2-х «Ла-5ФН» из 3-го гвардейского истребительного полка, которые уничтожили 3 машины. Победы были одержаны гвардии майором Г.Д. Костылёвым и гвардии лейтенантом Прасоловым.

Всего во время войны Г.Д. Костылёв совершил 418 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 34 самолёта противника (в это число не вошли победы, которые он одержал в должности инспектора, по неофициальным данным, у него не менее 20 личных побед.).

В феврале 1945 года окончательно отозван с фронта и направлен на учёбу на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, окончил их в мае 1945 года.

Послевоенный период

После войны продолжал служить в авиации ВМФ. С 1953 года находился в запасе.

Г.Д. Костылёв умер 30 ноября 1960 года. Похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове.

Награды:

- медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза,
- 2 ордена Ленина,
- 2 ордена Красного Знамени,
- другие медали. 

pochta-polevaya.ru

Костылев, Георгий Дмитриевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Костылев.

Гео́ргий Дми́триевич Ко́стылев (

7 [20] апреля 1913 — 30 ноября 1960) — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, гвардии майор.

Биография

Родился в Ораниенбауме в семье рабочего, окончил 9 классов средней школы, затем летнюю школу Осоавиахима, был рабочим на заводе «Красная заря»[1], в 1934 году окончил центральный аэроклуб им. Чкалова в Тушино.

С 1939 года служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота. За участие в советско-финской войне удостоен ордена Красного Знамени.

5-й ИАП ВВС КБФ / 3-й ГвИАП ВВС КБФ

Великую Отечественную начал на истребителе И-16 (тип 29) в составе 5-го ИАП ВВС КБФ. Первый боевой вылет во время войны совершил 29 июня 1941 года, первую победу в воздухе одержал уже 15 июля, сбив тяжёлый истребитель Me-110, а 22 июля сбил сразу три самолёта: два Ю-88 и один Me-110. К концу июля на счету Костылева уже 7 воздушных побед.

В конце августа на новом самолёте ЛаГГ-3 сбивает Me-109, а 16 сентября в воздушном бою над линкором «Марат» в составе шестёрки, в которую также входил И. А. Каберов, рассеивает группу Ю-87, сбив один из них. Также принимал участие в защите линкора «Марат» от авианалёта 23 сентября.

2 ноября звено, в которое входили Костылев и Каберов, перехватило в районе острова Соммерс и уничтожило финский СБ (бомбардировщик АНТ-40 советского производства). Позже, летая вместе с Каберовым, он по ошибке сбил свой истребитель И-153, управляемый начальником штаба подполковником Бискупом, который по счастливой случайности остался жив — лётчики по привычке приняли его за финского лётчика.

К началу февраля 1942 года 5-й ИАП ВВС КБФ был преобразован в 3-й ГвИАП ВВС КБФ. К тому времени командир звена 2-й эскадрильи Г. Д. Костылев имел на счету 18 воздушных побед, однако 5 февраля был сбит сам. Раненный в руку, он сумел воспользоваться парашютом, и ветер вынес его к своим.

К апрелю 1942 года на счету Костылева 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 самолётов сбитых лично и 34 в составе группы. С этими данными он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

С мая по ноябрь 1942 года Костылев летает на «Харрикейне».

22 октября 1942 Костылев командует эскадрильей истребителей, уничтоживших 14 вражеских самолётов в бою за остров Сухо. В результате провалена попытка высадки вражеского десанта в районе дороги жизни. 23 октября гвардии капитану Костылеву присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 654).

4-й ГвИАП ВВС КБФ

В феврале 1943 года Костылев был во второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, но трагический инцидент помешал ему в получении второй звезды героя. По случаю представления к награде Костылеву был предоставлен отпуск, во время которого он посетил жившую в осаждённом Ленинграде мать и познакомился с бытом ленинградцев. Незадолго до окончания отпуска Костылев познакомился с тыловым майором и был приглашён к нему в гости в Ораниенбауме. Контраст в жизни офицера и простых жителей настолько поразил Костылева, что между ним и майором возникла драка. В результате Костылев был осуждён, разжалован до рядового, лишён всех наград, новое представление к званию Героя было отозвано.

Справиться с неприятностями Костылеву удалось при помощи друга, лётчика-аса В. Ф. Голубева. Голубев ходатайствовал о переводе Костылева в свою эскадрилью.

К полётам в 4-м ГвИАП ВВС КБФ Г. Д. Костылева допустили только в апреле 1943 года. В первом бою 21 апреля Костылев сбил над Копорским заливом финский «Фиат» G.50, а затем, прижав к воде второй, позволил сбить его своему ведомому. После этого боя Костылев был назначен командиром звена. Сражаясь на Ла-5, сбил 9 самолётов, в том числе три FW-190.

В 1944 году за проявленное мужество Костылеву присвоено звание гвардии майора и возвращены все боевые награды. Представление ко второму званию Героя Советского Союза, однако, не состоялось.

Главный инспектор ВВС КБФ

Могила Г. Костылева.

С 1944 и до конца войны Костылев служил в должности главного инспектора ВВС Краснознамённого Балтийского Флота. В этой должности полёты ему запрещались, однако этот запрет при каждой возможности нарушался. Прибывая в различные части с инспектированием, Костылев сбил ещё несколько самолётов, при этом победы не записывались на его имя.

Так, 21 июля 1944 года два Ла-5ФН, управляемые Костылевым и лейтенантом Прасоловым, в неравном бою с пятью FW-190 сбили 3 самолёта противника.

Данные об общем количестве побед, совершённых Костылевым, в различных источниках не совпадают. Всего совершил от 400 до 418 боевых вылетов, принял участие в 89 (по другим данным 112) воздушных боях, сбил от 46 до 54 самолётов противника.

После войны

После войны остался на службе в ВМФ. Уволился в запас в 1953 году.

Умер 30 ноября 1960 года.
Похоронен в соответствии с завещанием[2] на мемориальном кладбище в Мартышкино.

Список воздушных побед

Список воздушных побед Г. Д. Костылева
№ п/п Дата победы Тип самолёта Место победы
** 15.07.1941 Ме-110 Лосгалово
** 22.07.1941 Ю-88 Ропша
** 22.07.1941 Ме-110 Ропша
1 23.07.1941 Ю-88 Ропша
2 25.07.1941 Ю-88 Клопицы
** 31.07.1941 Ме-109 Волосово
** 01.08.1941 Хе-112 ст. Волосово
** 01.08.1941 Ме-109 ст. Волосово
** 13.08.1941
Ме-109
р-н Ленинграда
** 11.09.1941 Ме-109 р-н Ленинграда
3 16.09.1941 Ю-87 Кронштадт
** 21.09.1941 Ю-87 р-н Кронштадта
** 21.09.1941 Хе-111 Кронштадт
** 02.11.1941 «Бленхейм» Лавансаари
** 03.12.1941 ФД.21 о. Лавансаари
** 18.12.1941 Ю-88 Влоя
** 18.12.1941 Ю-88 Влоя
4 21.01.1942 Ме-109 зап. Лодва
5 13.03.1942 Ме-109 Шала
6 14.03.1942 Ю-88 юго-вост. разъезд Жарок
** 16.03.1942 Ме-109 Кондуя
** 16.03.1942 Хш-126 юж. Погостье
** 17.08.1942 «Фоккер» Д.21 Валаам
** 17.08.1942 «Фоккер» Д.21 Валаам
7 26.08.1942 «Капрони» о. Коневец
** 26.09.1942 Ме-109 Лобаново — Арбузово
8 28.09.1942 Ме-109 Усть-Тосно — Марьино
** 29.09.1942 Ме-109 Павлово
** 29.09.1942 Ю-88 сев. Мга
9 21.04.1943 «Фиат» о. Гогланд
10 02.06.1943 ФВ-190 р-н о. Кирккомансаари

Всего воздушных побед: 10+35 (из них в оперативных документах найдено 10+21)
боевых вылетов — 418
воздушных боёв — 112

** — групповые победы

Награды

Орден Красного Знамени(04.1939)

Орден Красного Знамени(09.1941)[3]

Орден Ленина (21.10.1942)[4]

Медаль "Золотая звезда" и орден Ленина[5]

Медаль "За оборону Ленинграда"[6]

Медаль "За победу над Германией"(09.1945)[7]

Память

Дом героя на улице его имени[8].
  • В честь героя в 1965 году Пионерскую улицу, бывшую Елизаветинскую, переименовали в улицу Костылева.
  • К 100-летию со дня рождения уроженца Ораниенбаума лётчика-истребителя Георгия Костылева, ставшего прототипом главного героя романа Чуковского «Балтийское небо», краеведческий музей подготовил программу «Непобедимый ас Герой Советского Союза Георгий Дмитриевич Костылев». Петербургский дневник // декабрь, 2012.
  • «Балтийское небо» — двухсерийный художественный фильм, снятый в 1960 году режиссёром Владимиром Венгеровым по одноименному роману Николая Чуковского. Главный герой Константин Лунин, которого играет Пётр Глебов, и есть Г. Д. Костылев[9].

Литература

  • Ас балтийского неба Георгий Костылев : воспоминания, документы, письма / авт.-сост. Ю. А. Мясников ; Н. Н. Зиновьев. —
    СПб.
     : ООО «АртЭго», 2012. — 248 с. : ил., табл. — ISBN 978-5-91014-042-8.[10]

См. также

Примечания

  1. ↑ Хабло Е. П., «Красная Заря»: История ленингр. науч.-произв. объединения «Красная Заря», Л., Лениздат, 1983, с.135
  2. ↑ По завещанию Георгий Дмитриевич Костылев похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть.
  3. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Орден Красного Знамени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  4. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Орден Ленина :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  5. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда») :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  6. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Медаль «За оборону Ленинграда» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  7. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  8. ↑ Дом Героя Советского Союза Георгия Костылева (недоступная ссылка).
  9. Цапов И. И. Герои романа «Балтийское небо».
  10. ↑ 12 мая 2012 г. в Администрации МО г. Ломоносов прошла презентация книги «Ас балтийского неба Георгий Костылев».

Ссылки

wikipedia.green

Крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

КОСТЫЛЕВ ГЕОРГИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1913 - 1966)

СТРАНА - СССР
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1941 - 1945 гг
ЗВАНИЯ - ст. лейтенант - гвардии майор
НАГРАДЫ - ГСС
ЧАСТИ - 5 ИАП БФ; 3, 4 ГИАП БФ
БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ - 418
ПРОВЕЛ БОЕВ - 112
СБИЛ ВСЕГО – более 40 самолетов

Георгий Костылев был любим своими сослуживцами, но вот командиры его опасались: характер Георгия не совсем соответствовал образу "сталинского сокола", создававшемуся советской пропагандой. Костылев был прекрасным пилотом и тактиком боя, но одновременно - и "сорви - головой", склонным к авантюрным действиям. Кроме того, этот прямой человек терпеть не мог вранья и фальши и всегда был готов наказать подлеца, даже если он являлся большим начальником...



Начало Великой Отечественной войны Георгий Костылев встретил пилотом 5-го ИАП КБФ, летавшего на самолетах И-16; в августе этот полк первым на Ленинградском фронте получил новейшие истребители ЛаГГ-3 (Костылев летал на ЛаГГе с номером "35"). Уже в первых боях под Ленинградом он показал себя способным истребителем, сразу выдвинувшись в число лучших пилотов этой части. Соратники же Георгия ценили его в первую очередь даже не за его таланты, а за то, что главной своей задачей в бою Костылев считал спасение попавшего в беду товарища, и всегда шел на выручку соратнику, не считаясь с уровнем опасности для самого себя.
Истребитель ЛаГГ-3 №35 Георгия Костылева. Зима 1941-1942 гг.

5-й ИАП активно участвовал в боях и счет побед Георгия рос очень быстро: так, например, 10 сентября Костылев сбил Ju-88 и повредил Bf-109, 11 сентября в паре с Игорем Каберовым он уничтожил "Каракатицу" - разведчик Не-126, 2 ноября - вновь в паре с Каберовым - финский разведчик СБ-2 (!). Это приносило Костылеву все большую популярность - пожалуй, в 1941-42 гг. он наряду с П. Бринько был самым знаменитым ленинградским летчиком, которого знали в лицо практически все жители героического города! За ним даже закрепилось прозвище - "Георгий Победоносец"... Такие успехи не могли пройти без наград, и в ноябре 1941 г Костылев получил орден Красного Знамени. В феврале 1942 г 5-й ИАП, на славу которого так много потрудился Костылев, получил гвардейское звание, стал 3-м ГИАП БФ, а сам Георгий, в августе 1942 г дослужившийся до капитана, 23 октября 1942 г приколол на свой мундир Звезду Героя Советского Союза за 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 лично и 34 в группе сбитых самолёта противника.

Правда, не обходилось без ошибок: так весной 1942 г Костылев в паре с Каберовым сбил над Териоками в лобовой атаке "Чайку" майора Бискупа, приняв его за финского разведчика! Однако Костылева и Каберова за эту ошибочную атаку не наказали - Бискуп остался жив, а в этом районе действительно часто встречались финские "Чайки"...


ЛаГГ-3 Георгия Костылева в бою

В мае 1942 г 3-й ГИАП, потерявший в боях большую часть своей матчасти, был пересажен на британские "Харрикейны". В августе летчики полка провели свой первый бой на "Харрикейнах" против самого опасного противника – истребителей Мессершмитт-109 (до этого морские летчики дрались или с бомбардировщиками, или с устаревшими финскими истребителями). После этой успешной схватки, в которой немцы потеряли 4 истребителя, Костылев написал на борту своей машины лозунг "За Русь!". Однако Георгий не забывал и о своем заслуженном ЛаГГе, летая то на «Харрикейне», то на ЛаГГ-3, а иногда – и на Як-1.

Георгий одинаково хорошо сражался как на отечественном ЛаГГе, так и на импортном «Харрикейне». Однако в феврале 1943 г популярный ас лишился своих крыльев: его разжаловали в рядовые, лишили всех наград и отправили в штрафбат. Наказание последовало за то, что Георгий избил старшего по званию – майора службы снабжения, «жировавшего» в голодном Ленинграде (драка произошла, естественно, «по пьяному делу»). Дело обстояло так: 27 февраля 1943 г капитана Костылева вызвали в штаб авиации флота. Закончив дела, Георгий решил навестить жившего в Ленинграде родственника, но оказалось, что тот эвакуировался. То, что Георгий увидел на улицах родного города, потрясло его: люди умирали от голода и холода прямо у подъездов своих домов и на льду Невы, куда шли за водой... Однако не меньше его потрясло то что, несмотря на такое положение, в городе работал театр! Костылев не удержался от соблазна посмотреть спектакль и здесь встретил знакомого майора-снабженца. Тот уговорил знаменитого аса зайти к нему в гости выпить "сто грамм". Когда Костылев увидел, что снабженец выставляет на стол, его охватило возмущение - за стенкой умирают от голода люди, а здесь - колбаса, сыр, масло, шоколад, 2 бутылки водки... Георгий хотел уйти, но майор удержал его. После выпивки захмелевший снабженец начал "качать права", и не сдержавшийся Георгий высказал ему все, что думает по поводу такого изобилия продуктов у одного человека в городе, вымирающем от голода. Началась драка; снабженец попытался применить пистолет, и тогда разъяренный Георгий избил майора, а потом в азарте пошел крушить его квартиру, напичканную хрусталем и зеркалами... Через три дня Костылев был снят с должности и отдан под суд за избиение старшего по званию. Приговор трибунала был суров - лишить Костылева звания и всех наград и отправить его на полгода в штрафбат морской пехоты.

В штрафбате Георгий был определен в разведвзвод. Месяц он ползал в тыл к немцам, взял несколько "языков". А затем командир разведвзвода написал ходатайство о зачтении краснофлотцу Костылеву за подвиги в тылу врага полного срока пребывания в штрафбате. И отправил его в распоряжение штаба авиации флота - младший лейтенант рассудил более здраво, чем судьи с большими звездами на погонах: такой летчик должен летать и сбивать врага, а не ползать по болотам в ожидании неизбежной смерти...

По прибытии в штаб авиации многострадальный ас получил новую душевную травму - никто из командиров истребительных частей Балтфлота, раньше наперебой пытавшихся заполучить лучшего летчика морской авиации к себе, теперь не соглашался принять штрафного пилота в свой полк... Неизвестно, чем бы вся эта история закончилась, если бы о судьбе Георгия не узнал командир 4-го ГИАП майор Василий Голубев, слывший среди начальства ненамного меньшим "штрафником", чем Костылев. Что примечательно и характеризует Голубева: асы встретились на… гауптвахте, куда майора Голубева посадили за то, что он обматерил хамившего ему генерала!

Голубев сразу же назначил Георгия ведущим пары в своем звене и много сил приложил к тому, чтобы Костылев новыми победами снял с себя пятно "штрафника". Благодаря Василию, Георгий летал часто, многократно вступал в бой и его счет вновь стал быстро пополняться сбитыми вражескими самолетами. Костылев не оставался в долгу - лучшего прикрытия Голубев не смог бы найти: стоило ситуации сложиться так, что командиру 4-го ГИАП начинала угрожать опасность, как Георгий бросал свою жертву и надежно защищал спину друга. Уже 27 апреля - всего через неделю после прибытия Георгия в полк - краснофлотец Костылев был назначен командиром звена и стал водить в бой лейтенантов... Голубев же буквально бомбардировал начальство ходатайствами о возвращении Костылеву звания и наград. В первых числах сентября 1943 г долгожданный приказ о восстановлении звания Костылева наконец-то пришел, и Василий сразу же назначил Георгия командиром 1-й эскадрильи. А буквально через несколько дней 4-му ГИАП пришлось выполнять сложнейшее задание по штурмовке аэродрома Городец, находившегося за пределами дальности полета самолетов полка! Летчики, отправлявшиеся в этот рейд, брали с собой в кабины автоматы и гранаты, чтобы по выработке горючего совершать вынужденные посадки в тылу врага и уходить к партизанам... Несмотря на тяжесть задачи, Голубев и Костылев нашли ее решение - опытным путем они рассчитали скорость, на которой у Ла-5 появляется шанс "дотянуть" до Городца и обратно. Атаку по аэродрому проводила эскадрилья Костылева, Голубев в это время отвлекал на себя всю истребительную авиацию немцев и финнов в данном районе... Операция заняла 1 час 37 минут, все самолеты долетели до базы, хотя на пяти истребителях двигатели остановились в момент посадки, а остальные сели, имея в баках по 3-5 литра горючего!


Истребитель Ла-5 Георгия Костылева. 1943-1944 гг.

Прошло всего 2 месяца после этой операции, и в октябре 1943 г из Москвы пришло требование командующего морской авиацией отправить только что получившего звание майора Г.Д. Костылева в столицу для занятия должности главного инспектора истребительной авиации; Голубеву, уже видевшему в мечтах Костылева своим заместителем, пришлось скрепя сердце выполнить приказ. Так Георгий занял должность, дававшую большие права - в его обязанности входила проверка боеготовности истребительных частей, и он мог снять с занимаемого поста любого командира, не отвечающего предъявляемым к истребителям требованиям. Одним из первых дел новоиспеченного главного инспектора стала проверка... 4-го ГИАП БФ, которым занялась большая московская комиссия! Пользуясь присутствием в "своем" полку Георгий "напоследок" еще пару раз слетал со своими друзьями на боевое задание.

Майор Костылев оставался главным инспектором истребительной авиации до самого конца войны; но он пользовался любым случаем, чтобы при проверке полков вновь совершить боевой вылет. Однако, так как ходить в боевые вылеты ему не полагалось по должности, Георгий маскировал свои "вылазки" - не вел счета полетов, а одержанные победы записывал не себе, а на счет проверяемого полка или его командира. Костылев вообще отличался достаточно необычным среди асов отношением к личному счету - ему совершенно не важно было, сколько побед записано в его формуляре. Уничтожение противника для Георгия было значительным как сам акт ликвидации опасного врага, а сколько он их сбил - уже не имело для Костылева существенного значения... Именно поэтому мы уже никогда не сможем точно назвать истинный счет побед этого выдающегося аса. Попробуй-ка сосчитать его победы, если известно, что Георгий иногда использовал их как разменную монету: например, еще в бытность свою в 4-м ГИАП Костылев как-то записал 4 одержанные им воздушные победы другому летчику в обмен на новые американские войсковые ботинки!


Победный счет «Георгия Победоносца»

Всего за время войны Г.Д. Костылев совершил 418 боевых вылетов и провел 112 воздушных боев, в которых сбил более 40 вражеских самолетов. Некоторые источники уточняют его счет - 11 личных и 35 групповых; однако эта цифра не является полностью точной - к ней нужно добавить, по крайней мере, еще 4 уже упоминавшихся победы, "проданные" другому летчику. По воспоминаниям сослуживцев «Георгий Победоносец» одержал не менее 20 личных и 34 групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые - "ради поднятия духа и престижа его ведомых"... Очень необычным для личного счета аса-истребителя является и наличие в нем нескольких взятых в плен "языков", которых Костылев приволок из немецкого тыла в бытность свою разведчиком штрафбата...

После войны Георгий Костылев не сделал большой карьеры - его натура не соответствовала характерному для карьеристов раболепию; недоброжелатели стали поминать Костылеву его пребывание в штрафбате, а "Георгий Победоносец" отвечал своим противникам соответствующим образом... В результате прославленный ас ушел из инспекции и вернулся в Ленинград, где и жил до самой своей смерти в 1966 году. Его имя было "забыто" людьми, которым Костылев был неудобен - в основном это были большие начальники. Однако "Георгия Победоносца" помнили и любили его друзья и соратники, описавшие этого необычного летчика и человека в своих мемуарах, на основе которых и составлена данная статья.


«Георгий Победоносец» на страже родного города – Ленинграда


Могила знаменитого аса – и сегодня в цветах

yarodom.livejournal.com

Костылев, Георгий Дмитриевич - Howling Pixel

Гео́ргий Дми́триевич Ко́стылев (7 [20] апреля 1913 — 30 ноября 1960) — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, гвардии майор.

Биография

Родился в Ораниенбауме в семье рабочего, окончил 9 классов средней школы, затем летнюю школу Осоавиахима, был рабочим на заводе «Красная заря»[1], в 1934 году окончил центральный аэроклуб им. Чкалова в Тушино.

С 1939 года служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота. За участие в советско-финской войне удостоен ордена Красного Знамени.

5-й ИАП ВВС КБФ / 3-й ГвИАП ВВС КБФ

Великую Отечественную начал на истребителе И-16 (тип 29) в составе 5-го ИАП ВВС КБФ. Первый боевой вылет во время войны совершил 29 июня 1941 года, первую победу в воздухе одержал уже 15 июля, сбив тяжёлый истребитель Me-110, а 22 июля сбил сразу три самолёта: два Ю-88 и один Me-110. К концу июля на счету Костылева уже 7 воздушных побед.

В конце августа на новом самолёте ЛаГГ-3 сбивает Me-109, а 16 сентября в воздушном бою над линкором «Марат» в составе шестёрки, в которую также входил И. А. Каберов, рассеивает группу Ю-87, сбив один из них. Также принимал участие в защите линкора «Марат» от авианалёта 23 сентября.

2 ноября звено, в которое входили Костылев и Каберов, перехватило в районе острова Соммерс и уничтожило финский СБ (бомбардировщик АНТ-40 советского производства). Позже, летая вместе с Каберовым, он по ошибке сбил свой истребитель И-153, управляемый начальником штаба подполковником Бискупом, который по счастливой случайности остался жив — лётчики по привычке приняли его за финского лётчика.

К началу февраля 1942 года 5-й ИАП ВВС КБФ был преобразован в 3-й ГвИАП ВВС КБФ. К тому времени командир звена 2-й эскадрильи Г. Д. Костылев имел на счету 18 воздушных побед, однако 5 февраля был сбит сам. Раненный в руку, он сумел воспользоваться парашютом, и ветер вынес его к своим.

К апрелю 1942 года на счету Костылева 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 самолётов сбитых лично и 34 в составе группы. С этими данными он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

С мая по ноябрь 1942 года Костылев летает на «Харрикейне».

22 октября 1942 Костылев командует эскадрильей истребителей, уничтоживших 14 вражеских самолётов в бою за остров Сухо. В результате провалена попытка высадки вражеского десанта в районе дороги жизни. 23 октября гвардии капитану Костылеву присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 654).

4-й ГвИАП ВВС КБФ

В феврале 1943 года Костылев был во второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, но трагический инцидент помешал ему в получении второй звезды героя. По случаю представления к награде Костылеву был предоставлен отпуск, во время которого он посетил жившую в осаждённом Ленинграде мать и познакомился с бытом ленинградцев. Незадолго до окончания отпуска Костылев познакомился с тыловым майором и был приглашён к нему в гости в Ораниенбауме. Контраст в жизни офицера и простых жителей настолько поразил Костылева, что между ним и майором возникла драка. В результате Костылев был осуждён, разжалован до рядового, лишён всех наград, новое представление к званию Героя было отозвано.

Справиться с неприятностями Костылеву удалось при помощи друга, лётчика-аса В. Ф. Голубева. Голубев ходатайствовал о переводе Костылева в свою эскадрилью.

К полётам в 4-м ГвИАП ВВС КБФ Г. Д. Костылева допустили только в апреле 1943 года. В первом бою 21 апреля Костылев сбил над Копорским заливом финский «Фиат» G.50, а затем, прижав к воде второй, позволил сбить его своему ведомому. После этого боя Костылев был назначен командиром звена. Сражаясь на Ла-5, сбил 9 самолётов, в том числе три FW-190.

В 1944 году за проявленное мужество Костылеву присвоено звание гвардии майора и возвращены все боевые награды. Представление ко второму званию Героя Советского Союза, однако, не состоялось.

Главный инспектор ВВС КБФ

С 1944 и до конца войны Костылев служил в должности главного инспектора ВВС Краснознамённого Балтийского Флота. В этой должности полёты ему запрещались, однако этот запрет при каждой возможности нарушался. Прибывая в различные части с инспектированием, Костылев сбил ещё несколько самолётов, при этом победы не записывались на его имя.

Так, 21 июля 1944 года два Ла-5ФН, управляемые Костылевым и лейтенантом Прасоловым, в неравном бою с пятью FW-190 сбили 3 самолёта противника.

Данные об общем количестве побед, совершённых Костылевым, в различных источниках не совпадают. Всего совершил от 400 до 418 боевых вылетов, принял участие в 89 (по другим данным 112) воздушных боях, сбил от 46 до 54 самолётов противника.

После войны

После войны остался на службе в ВМФ. Уволился в запас в 1953 году.

Умер 30 ноября 1960 года.
Похоронен в соответствии с завещанием[2] на мемориальном кладбище в Мартышкино.

Список воздушных побед

Всего воздушных побед: 10+35 (из них в оперативных документах найдено 10+21)
боевых вылетов — 418
воздушных боёв — 112

** — групповые победы

Награды

Орден Красного Знамени(04.1939)

Орден Красного Знамени(09.1941)[3]

Орден Ленина (21.10.1942)[4]

Медаль "Золотая звезда" и орден Ленина[5]

Медаль "За оборону Ленинграда"[6]

Медаль "За победу над Германией"(09.1945)[7]

Память

  • В честь героя в 1965 году Пионерскую улицу, бывшую Елизаветинскую, переименовали в улицу Костылева.
  • К 100-летию со дня рождения уроженца Ораниенбаума лётчика-истребителя Георгия Костылева, ставшего прототипом главного героя романа Чуковского «Балтийское небо», краеведческий музей подготовил программу «Непобедимый ас Герой Советского Союза Георгий Дмитриевич Костылев». Петербургский дневник // декабрь, 2012.
  • «Балтийское небо» — двухсерийный художественный фильм, снятый в 1960 году режиссёром Владимиром Венгеровым по одноименному роману Николая Чуковского. Главный герой Константин Лунин, которого играет Пётр Глебов, и есть Г. Д. Костылев[9].

Литература

  • Ас балтийского неба Георгий Костылев : воспоминания, документы, письма / авт.-сост. Ю. А. Мясников ; Н. Н. Зиновьев. — СПб. : ООО «АртЭго», 2012. — 248 с. : ил., табл. — ISBN 978-5-91014-042-8.[10]

См. также

Примечания

  1. ↑ Хабло Е. П., «Красная Заря»: История ленингр. науч.-произв. объединения «Красная Заря», Л., Лениздат, 1983, с.135
  2. ↑ По завещанию Георгий Дмитриевич Костылев похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть.
  3. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Орден Красного Знамени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения 5 июня 2018.
  4. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Орден Ленина :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения 5 июня 2018.
  5. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда») :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения 5 июня 2018.
  6. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Медаль «За оборону Ленинграда» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения 5 июня 2018.
  7. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Дата обращения 5 июня 2018.
  8. ↑ Дом Героя Советского Союза Георгия Костылева (недоступная ссылка).
  9. Цапов И. И. Герои романа «Балтийское небо».
  10. ↑ 12 мая 2012 г. в Администрации МО г. Ломоносов прошла презентация книги «Ас балтийского неба Георгий Костылев».

Ссылки

Список воздушных побед Г. Д. Костылева
№ п/п Дата победы Тип самолёта Место победы
** 15.07.1941 Ме-110 Лосгалово
** 22.07.1941 Ю-88 Ропша
** 22.07.1941 Ме-110 Ропша
1 23.07.1941 Ю-88 Ропша
2 25.07.1941 Ю-88 Клопицы
** 31.07.1941 Ме-109 Волосово
** 01.08.1941 Хе-112 ст. Волосово
** 01.08.1941 Ме-109 ст. Волосово
** 13.08.1941 Ме-109 р-н Ленинграда
** 11.09.1941 Ме-109 р-н Ленинграда
3 16.09.1941 Ю-87 Кронштадт
** 21.09.1941 Ю-87 р-н Кронштадта
** 21.09.1941 Хе-111 Кронштадт
** 02.11.1941 «Бленхейм» Лавансаари
** 03.12.1941 ФД.21 о. Лавансаари
** 18.12.1941 Ю-88 Влоя
** 18.12.1941 Ю-88 Влоя
4 21.01.1942 Ме-109 зап. Лодва
5 13.03.1942 Ме-109 Шала
6 14.03.1942 Ю-88 юго-вост. разъезд Жарок
** 16.03.1942 Ме-109 Кондуя
** 16.03.1942 Хш-126 юж. Погостье
** 17.08.1942 «Фоккер» Д.21 Валаам
** 17.08.1942 «Фоккер» Д.21 Валаам
7 26.08.1942 «Капрони» о. Коневец
** 26.09.1942 Ме-109 Лобаново — Арбузово
8 28.09.1942 Ме-109 Усть-Тосно — Марьино
** 29.09.1942 Ме-109 Павлово
** 29.09.1942 Ю-88 сев. Мга
9 21.04.1943 «Фиат» о. Гогланд
10 02.06.1943 ФВ-190 р-н о. Кирккомансаари

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Костылев, Георгий Дмитриевич — Википедия. Что такое Костылев, Георгий Дмитриевич

Гео́ргий Дми́триевич Ко́стылев (7 [20] апреля 1913 — 30 ноября 1960) — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, гвардии майор.

Биография

Родился в Ораниенбауме в семье рабочего, окончил 9 классов средней школы, затем летнюю школу Осоавиахима, был рабочим на заводе «Красная заря»[1], в 1934 году окончил центральный аэроклуб им. Чкалова в Тушино.

С 1939 года служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота. За участие в советско-финской войне удостоен ордена Красного Знамени.

5-й ИАП ВВС КБФ / 3-й ГвИАП ВВС КБФ

Великую Отечественную начал на истребителе И-16 (тип 29) в составе 5-го ИАП ВВС КБФ. Первый боевой вылет во время войны совершил 29 июня 1941 года, первую победу в воздухе одержал уже 15 июля, сбив тяжёлый истребитель Me-110, а 22 июля сбил сразу три самолёта: два Ю-88 и один Me-110. К концу июля на счету Костылева уже 7 воздушных побед.

В конце августа на новом самолёте ЛаГГ-3 сбивает Me-109, а 16 сентября в воздушном бою над линкором «Марат» в составе шестёрки, в которую также входил И. А. Каберов, рассеивает группу Ю-87, сбив один из них. Также принимал участие в защите линкора «Марат» от авианалёта 23 сентября.

2 ноября звено, в которое входили Костылев и Каберов, перехватило в районе острова Соммерс и уничтожило финский СБ (бомбардировщик АНТ-40 советского производства). Позже, летая вместе с Каберовым, он по ошибке сбил свой истребитель И-153, управляемый начальником штаба подполковником Бискупом, который по счастливой случайности остался жив — лётчики по привычке приняли его за финского лётчика.

К началу февраля 1942 года 5-й ИАП ВВС КБФ был преобразован в 3-й ГвИАП ВВС КБФ. К тому времени командир звена 2-й эскадрильи Г. Д. Костылев имел на счету 18 воздушных побед, однако 5 февраля был сбит сам. Раненный в руку, он сумел воспользоваться парашютом, и ветер вынес его к своим.

К апрелю 1942 года на счету Костылева 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 самолётов сбитых лично и 34 в составе группы. С этими данными он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

С мая по ноябрь 1942 года Костылев летает на «Харрикейне».

22 октября 1942 Костылев командует эскадрильей истребителей, уничтоживших 14 вражеских самолётов в бою за остров Сухо. В результате провалена попытка высадки вражеского десанта в районе дороги жизни. 23 октября гвардии капитану Костылеву присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 654).

4-й ГвИАП ВВС КБФ

В феврале 1943 года Костылев был во второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, но трагический инцидент помешал ему в получении второй звезды героя. По случаю представления к награде Костылеву был предоставлен отпуск, во время которого он посетил жившую в осаждённом Ленинграде мать и познакомился с бытом ленинградцев. Незадолго до окончания отпуска Костылев познакомился с тыловым майором и был приглашён к нему в гости в Ораниенбауме. Контраст в жизни офицера и простых жителей настолько поразил Костылева, что между ним и майором возникла драка. В результате Костылев был осуждён, разжалован до рядового, лишён всех наград, новое представление к званию Героя было отозвано.

Справиться с неприятностями Костылеву удалось при помощи друга, лётчика-аса В. Ф. Голубева. Голубев ходатайствовал о переводе Костылева в свою эскадрилью.

К полётам в 4-м ГвИАП ВВС КБФ Г. Д. Костылева допустили только в апреле 1943 года. В первом бою 21 апреля Костылев сбил над Копорским заливом финский «Фиат» G.50, а затем, прижав к воде второй, позволил сбить его своему ведомому. После этого боя Костылев был назначен командиром звена. Сражаясь на Ла-5, сбил 9 самолётов, в том числе три FW-190.

В 1944 году за проявленное мужество Костылеву присвоено звание гвардии майора и возвращены все боевые награды. Представление ко второму званию Героя Советского Союза, однако, не состоялось.

Главный инспектор ВВС КБФ

Могила Г. Костылева.

С 1944 и до конца войны Костылев служил в должности главного инспектора ВВС Краснознамённого Балтийского Флота. В этой должности полёты ему запрещались, однако этот запрет при каждой возможности нарушался. Прибывая в различные части с инспектированием, Костылев сбил ещё несколько самолётов, при этом победы не записывались на его имя.

Так, 21 июля 1944 года два Ла-5ФН, управляемые Костылевым и лейтенантом Прасоловым, в неравном бою с пятью FW-190 сбили 3 самолёта противника.

Данные об общем количестве побед, совершённых Костылевым, в различных источниках не совпадают. Всего совершил от 400 до 418 боевых вылетов, принял участие в 89 (по другим данным 112) воздушных боях, сбил от 46 до 54 самолётов противника.

После войны

После войны остался на службе в ВМФ. Уволился в запас в 1953 году.

Умер 30 ноября 1960 года.
Похоронен в соответствии с завещанием[2] на мемориальном кладбище в Мартышкино.

Список воздушных побед

Список воздушных побед Г. Д. Костылева
№ п/п Дата победы Тип самолёта Место победы
** 15.07.1941 Ме-110 Лосгалово
** 22.07.1941 Ю-88 Ропша
** 22.07.1941 Ме-110 Ропша
1 23.07.1941 Ю-88 Ропша
2 25.07.1941 Ю-88 Клопицы
** 31.07.1941 Ме-109 Волосово
** 01.08.1941 Хе-112 ст. Волосово
** 01.08.1941 Ме-109 ст. Волосово
** 13.08.1941 Ме-109 р-н Ленинграда
** 11.09.1941 Ме-109 р-н Ленинграда
3 16.09.1941 Ю-87 Кронштадт
** 21.09.1941 Ю-87 р-н Кронштадта
** 21.09.1941 Хе-111 Кронштадт
** 02.11.1941 «Бленхейм» Лавансаари
** 03.12.1941 ФД.21 о. Лавансаари
** 18.12.1941 Ю-88 Влоя
** 18.12.1941 Ю-88 Влоя
4 21.01.1942 Ме-109 зап. Лодва
5 13.03.1942 Ме-109 Шала
6 14.03.1942 Ю-88 юго-вост. разъезд Жарок
** 16.03.1942 Ме-109 Кондуя
** 16.03.1942 Хш-126 юж. Погостье
** 17.08.1942 «Фоккер» Д.21 Валаам
** 17.08.1942 «Фоккер» Д.21 Валаам
7 26.08.1942 «Капрони» о. Коневец
** 26.09.1942 Ме-109 Лобаново — Арбузово
8 28.09.1942 Ме-109 Усть-Тосно — Марьино
** 29.09.1942 Ме-109 Павлово
** 29.09.1942 Ю-88 сев. Мга
9 21.04.1943 «Фиат» о. Гогланд
10 02.06.1943 ФВ-190 р-н о. Кирккомансаари

Всего воздушных побед: 10+35 (из них в оперативных документах найдено 10+21)
боевых вылетов — 418
воздушных боёв — 112

** — групповые победы

Награды

Орден Красного Знамени(04.1939)

Орден Красного Знамени(09.1941)[3]

Орден Ленина (21.10.1942)[4]

Медаль "Золотая звезда" и орден Ленина[5]

Медаль "За оборону Ленинграда"[6]

Медаль "За победу над Германией"(09.1945)[7]

Память

Дом героя на улице его имени[8].
  • В честь героя в 1965 году Пионерскую улицу, бывшую Елизаветинскую, переименовали в улицу Костылева.
  • К 100-летию со дня рождения уроженца Ораниенбаума лётчика-истребителя Георгия Костылева, ставшего прототипом главного героя романа Чуковского «Балтийское небо», краеведческий музей подготовил программу «Непобедимый ас Герой Советского Союза Георгий Дмитриевич Костылев». Петербургский дневник // декабрь, 2012.
  • «Балтийское небо» — двухсерийный художественный фильм, снятый в 1960 году режиссёром Владимиром Венгеровым по одноименному роману Николая Чуковского. Главный герой Константин Лунин, которого играет Пётр Глебов, и есть Г. Д. Костылев[9].

Литература

  • Ас балтийского неба Георгий Костылев : воспоминания, документы, письма / авт.-сост. Ю. А. Мясников ; Н. Н. Зиновьев. — СПб. : ООО «АртЭго», 2012. — 248 с. : ил., табл. — ISBN 978-5-91014-042-8.[10]

См. также

Примечания

  1. ↑ Хабло Е. П., «Красная Заря»: История ленингр. науч.-произв. объединения «Красная Заря», Л., Лениздат, 1983, с.135
  2. ↑ По завещанию Георгий Дмитриевич Костылев похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть.
  3. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Орден Красного Знамени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  4. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Орден Ленина :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  5. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда») :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  6. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Медаль «За оборону Ленинграда» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  7. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  8. ↑ Дом Героя Советского Союза Георгия Костылева (недоступная ссылка).
  9. Цапов И. И. Герои романа «Балтийское небо».
  10. ↑ 12 мая 2012 г. в Администрации МО г. Ломоносов прошла презентация книги «Ас балтийского неба Георгий Костылев».

Ссылки

wiki.sc

Костылев Георгий Дмитриевич «Ораниенбаум»

9 мая 2010 года исполняется 65 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В современном, быстро меняющемся мире — целая эпоха. Многое забылось, выросло не одно поколение людей, знающих о войне лишь по рассказам, книгам, кинофильмам. Сегодняшние школьники воспринимают события 1941-1945 годов как нечто далекое, безвозвратно минувшее. Чем дальше уходят от нас эти годы, тем меньше остается ветеранов в строю.

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений.

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК было введено звание «Герой Советского Союза». Первыми героями были летчики, участвовавшие в спасении экипажа теплохода «Челюскин». С 1934 по 1991 год это звание было высшей степенью отличия за заслуги перед государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига. Только в годы Великой Отечественной войны 11694 человека удостоились этой высокой награды.

В апреле 2009 года исполнилось 75 лет званию «Герой Советского Союза». В Санкт-Петербурге, да и в Ломоносове, много улиц, названных в честь Героев, но многие даже не знают в честь кого и почему названа улица, на которой они живут.

Восполнять этот пробел мы начинаем с улицы, носящей имя Г.Д.Костылева.

Георгий Дмитриевич Костылев родился в 1913 году в городе Ораниенбауме в семье рабочего. Несколько лет работал инструктором Центрального аэроклуба в Москве. В 1939 году добровольно поступил на службу в ряды Советской Армии. Участвовал в боях с беллофинами. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте.

«Русский ас», «первый среди лучших» - так на Балтике называли летчика-истребителя Георгия Дмитриевича Костылева . Он выделялся в бою не только удалью, но и несравненным , отточенным мастерством пилотирования. Даже бывалые воздушные бойцы, участники двух войн, восхищались филигранной техникой Костылева. Если к мастерству пилотирования и до озорства удалой манеры боя добавить прекрасную техническую зрелость Георгия Костылева, то станет понятно, почему именно ему на Балтике удалось сбить самое большое число фашистских самолетов.

Летная книжка — лучшее свидетельство боевых дел. Вот ее страницы. Июль сорок первого. 15 июля вместе с летчиком Сосединым Георгий Костылев открыл боевой счет: уничтожен «Мессершмитт — 110»; 22 июля сбиты «Мессершмитт-110» и два «Юнкерса — 88», пытавшиеся прорваться к Ленинграду; 23 июля уничтожен «Юнкерс — 88»; 25 июля — снова «Юнкерс — 88»; 31 июля - «Мессершмитт — 109».

Бои длились часто с таким напряжением и так долго, что у балтийцев не оставалось ни одного патрона. Однажды фашисты атаковали звено Костылева именно тогда, когда кончились боеприпасы. Он пошел в лобовую атаку. И гитлеровские пилоты, не выдержав, нырнули в облака.

В октябре 1942 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Георгию Дмитриевичу Костылеву звания Героя Советского Союза. Не праздничным ужином, а боевым вылетом в сумерки отметил Георгий это радостное событие. Костылев к моменту присвоения звания Героя имел уже на своем счету более 20 сбитых вражеских самолетов. Он завоевал прочную репутацию организатора боя, отличного ведущего. Хотя по штату он числился командиром звена, но летал во главе эскадрильи. Летом и осенью сорок второго года его истребитель не имел «постоянной прописки». Он садился на различных аэродромах — всюду, где требовалось преградить «юнкерсам» и «мессершмиттам» путь к городу Ленина.

Когда командование решило устроить засаду против фашистских бомбардировщиков, именно Костылева вместе с Каберовым выбрали для этой цели. Летчики были совершенно самостоятельны в своих решениях и действиях. Их «аэродром» - небольшая площадка рядом с шоссе — не значился ни на каких картах и схемах, он никому не был известен. Мужество и мастерство требовались даже для таких «школьных» навыков, как взлет и посадка. Малейший просчет и могла быть авария. Они вылетали, как только видели врага на горизонте. И сразу добивались успеха. В первом вылете Костылев сбил ведущего группы «юнкерсов». В другой раз патруль — Костылев и Каберов- неожиданно ворвался в строй фашистской эскадрильи, расстроил его и сбил два бомбардировщика. Несколько гитлеровских бомбовозов были повреждены и легли на обратный курс. Неудачи вынудили фашистов отказаться от действий с этого направления.

Выполнив это задание, Костылев вернулся в Кронштадт, а затем перелетел на Ладогу, на защиту знаменитой «дороги жизни». Гитлер, стремясь задушить город голодом, приказал уничтожить все транспортные средства на Ладоге, и нашим летчикам, в том числе эскадрилье Костылева, поручили защитить суда, обеспечить бесперебойное снабжение Ленинграда.

Продолжая воевать, Герой совершил 413 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях, увеличив счет сбитых самолетов врага до 46 и уничтоженной техники и живой силы противника.

Первый боевой вылет Костылев совершил 22 июня 1941 года, последний — 10 мая 1945 года, на следующие сутки после дня Победы. Бывший инструктор Московского аэроклуба внес достойный вклад в дело разгрома фашистских оккупантов.

После войны гвардии подполковник Георгий Дмитриевич Костылев ушел в запас. Но скоро вернулся: не мог жить без балтийского неба, без боевых товарищей. И снова, ведомый русским асом, над Балтикой молнией проносился истребитель с красными звездочками на борту. До 1953 года Георгий Дмитриевич продолжал службу в авиации Военно-Морского Флота.

Гвардии майор Костылев Г.Д. награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени и медалями, находясь в запасе, вел большую общественно-воспитательную работу.

Умер 30 ноября 1960 года. Похоронен на мемориальном кладбище в Мартышкино.

В честь Героя в 1965 году улица Пионерская переименована в улицу Костылева. На доме № 17 висит мемориальная доска с текстом: Улица названа в честь Героя Советского Союза Костылева Георгия Дмитриевича, летчика — истребителя, отважного защитника Балтийского неба, уроженца города Ломоносова».

Н.Д.Гочина «Ломоносовцы-Герои Советского Союза»
«Герои огненных лет»
lomonosov.municip.ru

www.oranienbaum.org

Костылев, Георгий Дмитриевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Костылев.

Гео́ргий Дми́триевич Ко́стылев (7 [20] апреля 1913 — 30 ноября 1960) — лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, гвардии майор.

Биография

Родился в Ораниенбауме в семье рабочего, окончил 9 классов средней школы, затем летнюю школу Осоавиахима, был рабочим на заводе «Красная заря»[1], в 1934 году окончил центральный аэроклуб им. Чкалова в Тушино.

С 1939 года служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота. За участие в советско-финской войне удостоен ордена Красного Знамени.

5-й ИАП ВВС КБФ / 3-й ГвИАП ВВС КБФ

Великую Отечественную начал на истребителе И-16 (тип 29) в составе 5-го ИАП ВВС КБФ. Первый боевой вылет во время войны совершил 29 июня 1941 года, первую победу в воздухе одержал уже 15 июля, сбив тяжёлый истребитель Me-110, а 22 июля сбил сразу три самолёта: два Ю-88 и один Me-110. К концу июля на счету Костылева уже 7 воздушных побед.

В конце августа на новом самолёте ЛаГГ-3 сбивает Me-109, а 16 сентября в воздушном бою над линкором «Марат» в составе шестёрки, в которую также входил И. А. Каберов, рассеивает группу Ю-87, сбив один из них. Также принимал участие в защите линкора «Марат» от авианалёта 23 сентября.

2 ноября звено, в которое входили Костылев и Каберов, перехватило в районе острова Соммерс и уничтожило финский СБ (бомбардировщик АНТ-40 советского производства). Позже, летая вместе с Каберовым, он по ошибке сбил свой истребитель И-153, управляемый начальником штаба подполковником Бискупом, который по счастливой случайности остался жив — лётчики по привычке приняли его за финского лётчика.

К началу февраля 1942 года 5-й ИАП ВВС КБФ был преобразован в 3-й ГвИАП ВВС КБФ. К тому времени командир звена 2-й эскадрильи Г. Д. Костылев имел на счету 18 воздушных побед, однако 5 февраля был сбит сам. Раненный в руку, он сумел воспользоваться парашютом, и ветер вынес его к своим.

К апрелю 1942 года на счету Костылева 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 самолётов сбитых лично и 34 в составе группы. С этими данными он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

С мая по ноябрь 1942 года Костылев летает на «Харрикейне».

22 октября 1942 Костылев командует эскадрильей истребителей, уничтоживших 14 вражеских самолётов в бою за остров Сухо. В результате провалена попытка высадки вражеского десанта в районе дороги жизни. 23 октября гвардии капитану Костылеву присвоено звание Героя Советского Союза (медаль № 654).

4-й ГвИАП ВВС КБФ

В феврале 1943 года Костылев был во второй раз представлен к званию Героя Советского Союза, но трагический инцидент помешал ему в получении второй звезды героя. По случаю представления к награде Костылеву был предоставлен отпуск, во время которого он посетил жившую в осаждённом Ленинграде мать и познакомился с бытом ленинградцев. Незадолго до окончания отпуска Костылев познакомился с тыловым майором и был приглашён к нему в гости в Ораниенбауме. Контраст в жизни офицера и простых жителей настолько поразил Костылева, что между ним и майором возникла драка. В результате Костылев был осуждён, разжалован до рядового, лишён всех наград, новое представление к званию Героя было отозвано.

Справиться с неприятностями Костылеву удалось при помощи друга, лётчика-аса В. Ф. Голубева. Голубев ходатайствовал о переводе Костылева в свою эскадрилью.

К полётам в 4-м ГвИАП ВВС КБФ Г. Д. Костылева допустили только в апреле 1943 года. В первом бою 21 апреля Костылев сбил над Копорским заливом финский «Фиат» G.50, а затем, прижав к воде второй, позволил сбить его своему ведомому. После этого боя Костылев был назначен командиром звена. Сражаясь на Ла-5, сбил 9 самолётов, в том числе три FW-190.

В 1944 году за проявленное мужество Костылеву присвоено звание гвардии майора и возвращены все боевые награды. Представление ко второму званию Героя Советского Союза, однако, не состоялось.

Главный инспектор ВВС КБФ

Могила Г. Костылева.

С 1944 и до конца войны Костылев служил в должности главного инспектора ВВС Краснознамённого Балтийского Флота. В этой должности полёты ему запрещались, однако этот запрет при каждой возможности нарушался. Прибывая в различные части с инспектированием, Костылев сбил ещё несколько самолётов, при этом победы не записывались на его имя.

Так, 21 июля 1944 года два Ла-5ФН, управляемые Костылевым и лейтенантом Прасоловым, в неравном бою с пятью FW-190 сбили 3 самолёта противника.

Данные об общем количестве побед, совершённых Костылевым, в различных источниках не совпадают. Всего совершил от 400 до 418 боевых вылетов, принял участие в 89 (по другим данным 112) воздушных боях, сбил от 46 до 54 самолётов противника.

После войны

После войны остался на службе в ВМФ. Уволился в запас в 1953 году.

Умер 30 ноября 1960 года.
Похоронен в соответствии с завещанием[2] на мемориальном кладбище в Мартышкино.

Видео по теме

Список воздушных побед

Список воздушных побед Г. Д. Костылева
№ п/п Дата победы Тип самолёта Место победы
** 15.07.1941 Ме-110 Лосгалово
** 22.07.1941 Ю-88 Ропша
** 22.07.1941 Ме-110 Ропша
1 23.07.1941 Ю-88 Ропша
2 25.07.1941 Ю-88 Клопицы
** 31.07.1941 Ме-109 Волосово
** 01.08.1941 Хе-112 ст. Волосово
** 01.08.1941 Ме-109 ст. Волосово
** 13.08.1941 Ме-109 р-н Ленинграда
** 11.09.1941 Ме-109 р-н Ленинграда
3 16.09.1941 Ю-87 Кронштадт
** 21.09.1941 Ю-87 р-н Кронштадта
** 21.09.1941 Хе-111 Кронштадт
** 02.11.1941 «Бленхейм» Лавансаари
** 03.12.1941 ФД.21 о. Лавансаари
** 18.12.1941 Ю-88 Влоя
** 18.12.1941 Ю-88 Влоя
4 21.01.1942 Ме-109 зап. Лодва
5 13.03.1942 Ме-109 Шала
6 14.03.1942 Ю-88 юго-вост. разъезд Жарок
** 16.03.1942 Ме-109 Кондуя
** 16.03.1942 Хш-126 юж. Погостье
** 17.08.1942 «Фоккер» Д.21 Валаам
** 17.08.1942 «Фоккер» Д.21 Валаам
7 26.08.1942 «Капрони» о. Коневец
** 26.09.1942 Ме-109 Лобаново — Арбузово
8 28.09.1942 Ме-109 Усть-Тосно — Марьино
** 29.09.1942 Ме-109 Павлово
** 29.09.1942 Ю-88 сев. Мга
9 21.04.1943 «Фиат» о. Гогланд
10 02.06.1943 ФВ-190 р-н о. Кирккомансаари

Всего воздушных побед: 10+35 (из них в оперативных документах найдено 10+21)
боевых вылетов — 418
воздушных боёв — 112

** — групповые победы

Награды

Орден Красного Знамени(04.1939)

Орден Красного Знамени(09.1941)[3]

Орден Ленина (21.10.1942)[4]

Медаль "Золотая звезда" и орден Ленина[5]

Медаль "За оборону Ленинграда"[6]

Медаль "За победу над Германией"(09.1945)[7]

Память

Дом героя на улице его имени[8].
  • В честь героя в 1965 году Пионерскую улицу, бывшую Елизаветинскую, переименовали в улицу Костылева.
  • К 100-летию со дня рождения уроженца Ораниенбаума лётчика-истребителя Георгия Костылева, ставшего прототипом главного героя романа Чуковского «Балтийское небо», краеведческий музей подготовил программу «Непобедимый ас Герой Советского Союза Георгий Дмитриевич Костылев». Петербургский дневник // декабрь, 2012.
  • «Балтийское небо» — двухсерийный художественный фильм, снятый в 1960 году режиссёром Владимиром Венгеровым по одноименному роману Николая Чуковского. Главный герой Константин Лунин, которого играет Пётр Глебов, и есть Г. Д. Костылев[9].

Литература

  • Ас балтийского неба Георгий Костылев : воспоминания, документы, письма / авт.-сост. Ю. А. Мясников ; Н. Н. Зиновьев. — СПб. : ООО «АртЭго», 2012. — 248 с. : ил., табл. — ISBN 978-5-91014-042-8.[10]

См. также

Примечания

  1. ↑ Хабло Е. П., «Красная Заря»: История ленингр. науч.-произв. объединения «Красная Заря», Л., Лениздат, 1983, с.135
  2. ↑ По завещанию Георгий Дмитриевич Костылев похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть.
  3. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Орден Красного Знамени :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  4. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Орден Ленина :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  5. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда») :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  6. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Медаль «За оборону Ленинграда» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  7. ↑ Костылев Георгий Дмитриевич, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» :: Документ о награде :: Память народа. pamyat-naroda.ru. Проверено 5 июня 2018.
  8. ↑ Дом Героя Советского Союза Георгия Костылева (недоступная ссылка).
  9. Цапов И. И. Герои романа «Балтийское небо».
  10. ↑ 12 мая 2012 г. в Администрации МО г. Ломоносов прошла презентация книги «Ас балтийского неба Георгий Костылев».

Ссылки

wiki2.red

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о