Парадный, Гусарский, Военный Русский, Офицерский, Генеральский, Морской, Французский, Красный, Синий и Голубой, Какие Пуговицы и Кителя

29.04.2019

В России с именем царя Петра I связаны многочисленные реформы и преобразования, кардинально изменившие патриархальный уклад гражданского общества. На смену бородам пришли парики, вместо лаптей и сапог пришли башмаки и ботфорты, кафтаны уступили место европейскому платью. Русская армия тоже при Петре I не осталась в стороне и постепенно перешла на европейскую систему экипировки. Одним из основных элементов обмундирования становится воинский мундир. Каждый род войск получает свою униформу, отличающуюся цветом, длиной платья и формой отельных элементов костюма. Перейдя в формировании армии на полки европейского строя, Россия аналогичные действия провела и на флоте. С тех пор для всех служивых людей, независимо от того, армейский это или флотский офицер, солдат или матрос, стало обязательным носить установленную форму — русский военный мундир.

Парадный мундир

Мундир и его роль в жизни военного человека

Первое упоминание о мундирах в России относится к временам правления царя Алексея Михайловича. Уже тогда вместе со стрелецкими полками на службе у русского царя появляются офицеры-иностранцы, предпочитающие носить военный костюм европейского образца. Полки европейского строя можно отличить по более унифицированному военному обмундированию. Военная униформа начинает проникать вместе с иностранцами в светскую и гражданскую жизнь. Мужской костюм европейского фасона только отдаленно напоминает военную одежду. Еще не были в ходу ни знаки отличия, ни специфические для военных элементы воинского костюма. Только после завершения неудачной войны с Турцией за Азов, в русской армии начинается массовый приток иностранцев, которые привнесли вместе с собой в российский обиход понятие военного мундира.

С началом военных реформ в России, военная форма становится популярной. При Петре I был определен порядок ношения военной формы. Для офицерских чинов вводится парадный мундир. Вместе с этим появляется целая индустрия, специализирующая на изготовлении воинской формы.

Первые мундиры

В гражданском обществе считается почетным носить военные мундиры. Даже после ухода с действительной военной службы военное обмундирование продолжает оставаться одним из важных элементов гардероба. Зачастую это объясняется уважительным отношением гражданского общества в России к военным людям, к их заслугам перед Отечеством. Воинские мундиры носят, находясь на действительной военной службе, продолжают их носить даже после ухода в отставку. Человек, облаченный в военную форму, негласно заявлял о своей принадлежности к военному ведомству. В те времена это было своего рода визитной карточкой — удостоверением личности. Со временем сформировался определенный негласный порядок ношения воинской одежды в гражданском обществе. Любые изменения во внешнем облике военного мундира строго контролировались на самом высоком уровне. Часто изменения вносились членами царствующего дома или с санкции Их Величества.

Нередко за самовольно вносимые изменения в принятую форму военного костюма нарушители строго наказывались.

В XVII-XIX века военный человек в обязательном порядке является членом высокого сословия. Становится модным носить военную форму и военные регалии даже в обычной гражданской обстановке. Соответственно на военном обмундировании отражались и модные тенденции, которые в определенный период доминировали в высшем свете. Цвет и форма военного платья приобретает решающее значение. Для каждого рода войск форме соответствует определенный цвет. На элементах военного костюма появляются мелкие детали, подчеркивающие статус военного человека в обществе и на службе. Мундир офицера – это зашифрованное и закодированное удостоверение личности офицера. Воинское звание, положение в табели о рангах и принадлежность к воинской части можно было прочесть по цвету и форме кителя, по количеству пуговиц, форме эполетов и размеру аксельбантов.

Военная форма становится объектом пристального внимания царствующих особ. В те времена среди европейских монархов было модным носить военные мундиры. Такая тенденция сохранилась в большинстве стран вплоть до начала XX века. Это часто было связано с тем, что члены царствующих семей назначались шефами отдельных полков и воинских формирований. Среди правящих царствующих домов в Европе в знак миролюбивых намерений становится модным дарить военную форму национальных вооруженных сил.

Аналогичная картина с военной формой происходила и в Европе. В Пруссии и во Франции военный крой становится одним из самых популярных стилей в одежде. В Англии большой популярностью пользуется военно-морское обмундирование. Морской мундир становится обязательным элементом парадного костюма всех мужчин, представителей монаршей семьи. В России особым почетом среди царствующих особ пользовалась форма кавалергардов. Лицо, облаченное в военно-морской китель или в мундир армейского образца, считалось носителем власти. Со временем такая тенденция не только сохраняется, но и разрастается. Поголовное увлечение мундирами становится обязательным атрибутом светской власти. К примеру, в Оттоманской империи военные мундиры становятся обязательным атрибутом в гардеробе знати, подчеркивая принадлежность человека к военно-феодальной касте.

Свои мундиры получают практически все военизированные формирования. В морской униформе сразу наметились некоторые отличия в создании формы. Жандармы, выполняющие в те времена функции внутренних войск и выполняющие полицейские функции, носили голубые мундиры. В России, как и во Франции, этот цвет стал символом противостояния революционным идеям и свободомыслию, хотя французские и польские гусары нередко предпочитали носить униформу именно таких оттенков.

Военные мундиры представляли объект пристального внимания и даже пристрастий со стороны царствующих и монарших особ. Русские императоры и английские короли сами предпочитали надевать военную форму. В ряде королевских домов Европы стало традицией одевать в военный мундир даже маленьких членов царствующей семьи, включив их в списочный состав воинского подразделения. Наконец – генеральский мундир мог быть пожалован для постоянного ношения в память о боевых заслугах.

Самые яркие и красивые военные мундиры

Несмотря на растущую популярность военных мундиров среди членов гражданского общества, при всей своей привлекательности эта одежда создавала массу бытовых проблем. Яркая и вычурная форма кителей была маркой. Парадное обмундирование создавало массу неудобств во время движения, не говоря уже о верховой езде, которая тогда являлась обязательной во время парадных церемоний.

Гусарские мундиры

Вне строя и в обычной обстановке мундирный этикет вызывал немало насмешек. Военные и служивые люди старались сократить время пребывания в парадной форме, предпочитая блестящему мундиру обычное гражданское платье или полевую военную форму. Совершенно иная ситуация складывалась в той среде, где ношение мундира было обязательным в любой обстановке. Яркий пример такого отношения к военной форме — мундир гусара. Именно гусары имели самую яркую и привлекательную военную форму. Стиль жизни гусаров, их негласный кодекс поведения был неразрывно связан с военным обмундированием. Появившиеся в Венгрии, в стране, где к военной форме было особое отношение, гусары принесли в стилистику воинского костюма национальный колорит. Внешний вид гусарского обмундирования, стиль жизни, манеры и поведение на поле боя сделали гусарский мундир нарицательным. Отвага, бравада и геройство и блистательная военная форма считались основным отличительным чертами гусаров. Благодаря этому обмундирование гусарских полков становится популярным по всей Европе.

Не стоит утверждать, что военная форма других воинских формирований и родов войск отличалась блеклостью. Здесь будет уместно сделать акцент на боевой целесообразности. Морские мундиры становятся максимально удобными и практичными. Кителя имеют более прямые контуры и обшлага. Подобным образом выделяется военная форма инфантерии и артиллеристов. Для кавалерийских частей в некоторой степени сохраняется тяга к парадности военного мундира. Кирасирские части потомки кавалергардов продолжали носить мундиры, отличающиеся лоском и шиком. Удачно дополнял воинский костюм кирасира стальной шлем. Совершенно другая картина наблюдается среди гусарских подразделений. В армиях ведущих европейских держав гусары всегда носили военные мундиры, отличающиеся цветом. Если для остальных родов войск сохранилась некая унификация воинского обмундирования, то с гусарами ситуация выглядела совершенно иначе.

Каждый полк имел утвержденную военную форму, в которой доломан и ментик имели свои, четко определенные цвета. Красные мундиры становятся самыми распространенными среди гусарских подразделений. Этот цвет получают военные формирования в знак уважения за особые военные заслуги. В российской армии красный доломан и ментик носили кавалеристы Лейб-гвардейского гусарского полка. Остальные 12 гусарских полков имели мундиры других цветов, начиная от черного и серого цветов, заканчивая синими, зелеными и мундирами комбинированной расцветки. Русские гусары всегда бросались на самые опасные участки фронта. Доблесть и отвага, проявленные в бою русскими гусарскими полками, стали поводом к тому, что гусарская форма становится обязательной деталью дворцового этикета. В гражданском обществе появляется мода на гусар, которые становятся центральными фигурами во всех общественных мероприятиях.

Красный гусарский мундир

Для примера достаточно ознакомиться с униформой русских гусарских полков:

  • Александрийский полк имел доломан и ментик черного цвета;
  • Ахтырский полк носил униформу коричневого цвета;
  • Белорусский полк имел комбинированную форму — доломан синий, ментик красный;
  • Гродненский полк одевался в синий доломан и голубой ментик;
  • Елизаветградский полк носил серые доломан и ментик;
  • Изюмский полк носил красный доломан и синий ментик;
  • Лубенский гусарский полк имел униформу синего цвета;
  • Мариупольский полк также имел доломан и ментик синего цвета;
  • Овиопольский гусарский полк одевался в зеленые мундиры;
  • Павлоградский полк носил зеленый доломан и синий ментик;
  • Сумский гусарский полк одевался в мундиры серого цвета;
  • Иркутский гусарский полк также имел униформу черного цвета.

На первый взгляд можно сделать вывод, что особо форма гусарских полков не отличалась. Однако в плане гусарского костюма существовала масса других элементов, с помощью которых можно было внести различия в униформу. Это и цвет меха на воротнике и обшлагах ментика, цвет приборного металла. Ташка и пояс-кушак также могли иметь разную расцветку и вносили отличия в традиционный гусарский мундир.

Схожими расцветками обладали воинские мундиры гусарских полков в Пруссии и в Польше, где преобладал зеленый и серый цвет. Австрийская легкая кавалерия носила форму черного цвета, обшитую золотом, желтыми и белыми цветами имперского флага.

Гродненские, Лубенские и Мариупольские гусары имели синие мундиры. Похожей гаммой расцветки обладали гусарские полки французской армии. Во время военных действий эпохи наполеоновских войск именно при столкновении легкой кавалерии из-за схожести военной формы нередко допускались серьезные тактические ошибки. Со временем, чтобы в дальнейшем избежать подобных казусов, гусарские полки в России стали иметь форму, приближенную по цветовому оформлению к полевому обмундированию. Французские гусары продолжали носить синие и голубые мундиры, сочетая в комбинации доломана и ментика цвета французского флага.

Голубые мундиры

Мода постоянно диктует свои условия и требования к военному костюму. Для офицеров, которые часто являлись представителями дворянского сословия, становится модным добавлять к своему воинскому костюму некоторые яркие атрибуты и детали. Солдаты имеют более сдержанную форму, в которой больший акцент делается на удобство.

Отдельного разговора заслуживают английские гусары, боевые заслуги которых стали легендарными и вошли в историю, как участники самой отчаянной, бесстрашной, и в то же время бессмысленной атаки.

Красные мундиры атакуют

В английской армии к красному цвету всегда было особое отношение. Прославились английские войска еще во время войны за освобождение Северо-Американских колоний. В то время, когда во всех армиях мира наметилась тенденция на более спокойные и менее привлекательные цвета в воинском обмундировании, британская армия продолжала оставаться самым консервативным воинским институтом. Английские красные мундиры получили известность во многом благодаря тем актам жестокости, которые английские солдаты и офицеры проявляли по отношению к противнику и гражданскому населению.

Британские гвардейцы

Отношение к красному цвету в британской армии было особенным. Об этом можно судить глядя на приверженность английских военных к своей военной форме. Склонность к яркой расцветке объясняется тем, что английской армии часто приходилось вести боевые действия против туземного населения. Красный цвет должен был стать весомым фактором психологического воздействия на противника. К тому же близкая дистанция огневого боя, практикуемая в XVII-XIX века, никак не отражалась на маскирующих возможностях армейских подразделений на поле боя. Красный цвет военных мундиров британских войск хорошо помнят пехота и ополчение армии Джорджа Вашингтона. Индейцы Канады, народы Персии и Индии на себе ощутили все ужасы военных действий, которые вела английская колониальная армия. Французские гренадеры и кавалеристы навсегда запомнили английские каре с рядами красного цвета в битве при Ватерлоо.

Для английской армии красный цвет мундира продолжал оставаться неизменным до конца XIX века. Только изменение тактики ведения боя, появление мощных и дальнобойных видов ручного огнестрельного оружия привело к тому, что яркий и броский мундир английский солдат и кавалеристов стали использовать только в парадных церемониях. Винтовка и дальнобойная артиллерия заставили солдат зарываться в землю. На смену красному цвету на поле боя пришел цвет хаки.

Однако перед тем как изменить своим традициям, британская армия сумела продемонстрировать миру отвагу и доблесть своих воинов, облаченных именно в форму красного цвета. Английский гусарский мундир был красного цвета, став со временем одновременно символом высшей человеческой глупости и символом бесстрашия.

Атака легкой бригады

Во время Крымской войны англичане вместе с французами и турками принимали участие в боевых действиях в Крыму. В районе поселка Балаклава английская легкая кавалерия под командованием полковника Кардигана была брошена в атаку против русской артиллерии. Замысел атаки, предложенной лордом Регланом, командующим английскими экспедиционными войсками в России, был вполне понятен. Необходимо было выбить русские части с господствующих высот, с которым было удобно вести обстрел направляющихся к Севастополю войск союзников. Английская легкая бригада состояла из 5 гусарских эскадронов. План атаки предусматривал внезапную атаку сразу двух кавалерийских бригад, легкой и тяжелой, однако на убой были брошены именно легкие кавалеристы.

Итог ужасной атаки был страшен. Легкая кавалерия англичан была расстреляна русскими пушками в упор. На поле боя осталась лежать не одна сотня красных мундиров. С тех пор отношение к красным мундирам на берегах туманного Альбиона стало меняться. Довершили закат яркой военной униформы на поле боя военные действия на Юге Африки. Во время англо-зулуской войны, вспыхнувшей в конце XIX века зулусы, поддерживаемые голландскими охотниками-колонистами, буквально выкашивали британских солдат во время снайперского обстрела из луков и винтовок. Красная униформа английских солдат становилась прекрасной мишенью.

Англичане и зулусы

В заключение

Военные мундиры на пять столетий стали основным видом военного обмундирования. Униформа воюющих армий была представлена различными моделями, отличавшимися богатством фасонов, цветов и деталями оформления. Со временем поддаваясь влиянию модных тенденций, менялись фасоны. Каждый род войск считал необходимым приспособить военный мундир под свои нужды и потребности.

Наряду с кителями, которые становились то длиннее, то короче, появляются короткие куртки колеты и гусарские доломаны. Меняется и оформление мундиров приборами. Появляется в дополнение к суконному прибору, металлические детали. Становится популярным золотое и серебреное шитье. Пуговицы и галуны, эполеты и аксельбанты призваны выделить мундир из общего модельного ряда. В таком виде воинские мундиры продержались до начала Первой Мировой войны. После окончания военных действий в некоторых странах только царствующие особы продолжали носить военную парадную форму. Офицерские мундиры становятся больше похожими на модели мужского костюма. Уходят в прошлое яркие цвета ткани, на смену прибору приходят металлическая фурнитура.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

militaryarms.ru

Русский военный костюм. Глинка В.М. Иллюстрации ч.4

Русский военный костюм. Глинка В.М. Иллюстрации ч.4

Обер-офицер сибирских стрелков. 1905

Мундир и шаровары обер-офицера - темно-зеленые, поле эполет, выпушки по воротнику и шароварам - малиновые, шитье, канитель эполет и портупея шашки - золотые. Папаха сшита из длинного бараньего меха. Голенища сапог лакированные.

Поручик армейского драгунского полка. 1906

Такую форму носила вся армейская кавалерия с 1896 по 1907 г. Варьировался только цвет прикладного сукна -красный, светло-синий, белый с золотым либо с серебряным металлическим прибором. О принадлежности к кавалерии свидетельствуют тип эполет, фасон обшлага и наличие лядунки.

Трубач лейб-гвардии Уланского полка. Около 1890 г.

Одет в строевую повседневную форму - синий мундир без лацкана, серо-синие рейтузы и шапку без султана. Воротник, погоны, обшлага, выпушки, револьверный шнур и этишкет - красные, пояс полосатый, синий с красным, крыльца и кисти этишкета - желтые, портупея шашки -из белой юфти.

Мундир трубача лейб-гвардии Уланского полка. 1907-1914

Подпоручик 145-го пехотного Новочеркасского полка перед- отправкой на Дальний Восток. 1904

Подпоручик снят в шинели солдатского сукна и покроя (исключением являются горизонтально прорезанные карманы), ставшей защитной одеждой офицеров после Крымской войны. Клапаны воротника - из цветного сукна, пуговицы на них, шитье мундирного воротника, погоны и портупея шашки - золотые. Преувеличенно высокая и мохнатая папаха, по форме напоминающая шапки сибирских стрелков и казаков, была в моде в то время.

Капитан Генерального штаба. 1906

Мундир и шаровары формы капитана -темно-зеленые, выпушки на воротнике, обшлагах и шароварах - красные, воротник и обшлага сделаны из черного бархата. Шитье, эполеты, аксельбант и портупея - серебряные. Черная барашковая шапка с кокардой и андреевской звездой, так же как и шитый серебром кант на воротнике и обшлагах, свидетельствуют о принадлежности к гвардейскому корпусу.

Юнкер пехотного училища в форме 1909-1914 гт.

1912 Форма юнкера во всем подобна унтер-офицерской, за исключением парадного головного убора - кивера с медной эмблемой военно-учебных заведений и погон, обведенных золотым галуном. Пригонка формы юнкеров была более тщательной, чем у солдат в частях, брюки перешивали по заказу, а сапоги многие имели собственные. При повседневной форме полагалось носить фуражку-бескозырку с красным околышем. Форма обоих артиллерийских, инженерного и топографического военных училищ была аналогичного вида, но юнкерам-артиллеристам полагалось иметь вместо штыка шашку, а также шпоры. В инженерном н топографическом училищах герб кивера, галуны и пуговицы - серебряные.

Кивер юнкера Николаевского кавалерийскою училища. 1909-1914

Полковник Ахтырского гусарского полка. Около 1914 г.

Фуражка и шапка парадная офицера третьего гусарского Елизаветградского полка. 1908- 1914

Доломаны армейских гусар но форме 1908-1914 гг. отличались от гвардейских окончанием нагрудных шнуров в форме трилистника (как у венгерских гусар). Штаб-офицерам во всех гусарских полках положены были широкие галуны на обшлагах и воротнике. Отсутствие гомбочек (колец) на плечевом шнуре свидетельствует, что перед нами полковник. Коричневый доломан был с XVIII в. присвоен только одному гусарскому полку - Ахтырскому, который с 1907 г. носил номер "12" и с 1912 р. имя знаменитого поэта-партизана Дениса Давыдова. Крановые, то есть красно-коричневые, рейтузы были с 1907 г. присвоены шестнадцати из восемнадцати армейских

Унтер-офицер 92-го пехотного Печорского полка. 1912

Форма данного полка в 1907-1913 гг. состояла из черного мундира и черных брюк. Мундир с погонами и с черным поясным ремнем, украшенным медной бляхой. По покрою сходен с офицерским, но не имеет шитья. Выпушки на мундире и брюках-красные. 92-й пехотный полк был четвертым в своей дивизии, солдатам и офицерам которого был присвоен светло-синий цвет погон и черный цвет околыша фуражки. На груди солдата знаки - полковой и ,,3а отличную стрельбу".
Представленный на фотографии полковник Н. В. Трингам награжден орденом св. Георгия четвертой степени. Отсутствие парадной шапки из мерлушки со шлыком и султаном, лядунки и орденов говорит, что полковник снят в обыденной форме.

Поручик лейб-гвардии первой артиллерийской бригады.1913

Такая форма существовала в 1907-1914 гг. Мундир зеленый более светлого тона, чем рейтузы, воротник, обшлага и лацкан черного бархата, шитье, эполеты и пуговицы - золотые. Офицерский знак на груди, данный лейб-гвардии Преображенскому и Семеновскому полкам за бой под Нарвой в 1700 г., присвоен также 1-й гвардейской артиллерийской бригаде, ведшей свою историю от бомбардирских команд этих полков. О связи с 1-й гвардейской пехотной дивизией говорит белая выпушка вокруг клапана обшлагов; все остальные выпушки - красные, как во всех артиллерийских частях. Под офицерским знаком-медали в память 200-летия Полтавского боя, 100-летия войны 1812 года, 300-летия дома Романовых и черногорский орден Данилы 1-го. На левой стороне груди знаки 1-й гвардейской артиллерийской бригады и Михайловского артиллерийского училища.

Вольноопределяющийся армейской конной артиллерии в форме 1909-1914 гг. 1912

Форма конно-артиллерийских батарей в 1909-1914 гг. была, как и ранее, сходна с формой армейских драгунских полков, но имела исконно артиллерийские цвета воротника и обшлагов (черные с красными выпушками). На присвоенных вольноопределяющимся погонах, обшитых шнурком, - нашивка ефрейтора, говорящая об окончании учебной команды, и номер батареи. Этишкетный шнур из желтой шерсти, надетый вокруг воротника и под правый погон, являлся чисто декоративным элементом и не пристегивался к каске. Портупея шашки - из светло-желтой кожи. Каска драгунского образца с медным гербом и закинутой назад подбородной чешуей восходит к каскам гвар-дейских конных гренадер и к тем, что существовали в 1783-1796 гг. Она сделана из черной кожи и украшена черным же волосяным гребнем. Все предметы обмундирования явно изготовлены на заказ.

Каска 19-го драгунского Архангелогородского полка.1909-1914

Мундир офицера гвардейской артиллерии. 1908-1914

Мундир офицера лейб-гвардии Егерского полка. 1908-1914

Мундир кандидата на классную должность лейб-гвардии Уланского полка. 1907-1914

Мундир вольноопределяющегося лейб-гренадерского Ека теринославского полка. 1907-1913

Каска генерала лейб-гвардии Уланского полка. 1909-1914

Казак сибирской полусотни лейб-гвардии Сводно-казачьего полка. 1913

Казак одет в зимнюю парадную форму образца 1907-1914 гг. Шапка из черного бараньего меха с красным суконным шлыком, кутасом желтого шнура и султаном белого волоса украшена андреевской звездой и держится в наклонном положении исключительно благодаря тугой резинке. Шинель солдатская кавалерийского покроя, что видно по крою обшлагов и по длине. Клапаны и погоны красные (последние - с белой выпушкой), пуговицы серебряные, амуниция, кроме патронташа, изготовлена из белой кожи. На груди медаль в память 300-летия дома Романовых и знаки Сводно-казачьего полка и ниже - Сибирского казачьего войска. На ножнах шашки казачьего образца нет гнезд для штыка, присвоенных регулярной кавалерии. Погонный ремень винтовки надет по-казачьи, через то же плечо, что и портупея шашки. В левой руке казак держит конец чумбура от уздечки казачьего типа без мундштука. Вальтрап - из красного сукна с белой тесьмой.

Поручик армейский пехоты. 1913

Поручик сфотографирован в пальто и фуражке. Высокая талия и небольшое расхождение пуговиц к плечам были модны в 1910-х гг. Характерна и форма фуражки с мягкой широкой тульей. Под пальто надет китель защитного сукна образца 1907 г., твердый воротник которого отчетливо виден.

Подпоручик 145-го пехотного Новочеркасского полка. 1911

Такую форму носили офицеры армейской пехоты с 1907 по 1913 г. Варьировались только цвета околышей по полкам дивизии: красный, светло-синий, белый или темно-зеленый. По полкам менялся и цвет поля эполет и просвета погон; в первых двух полках дивизии он был красным, в третьем и четвертом - светло-синим. Цвет мундира и тульи фуражки стал светлее, цвет брюк остался прежним, темно-зеленым. Выпушка во всех пехотных полках -красная. Шитье, канитель эполет, пуговицы и галун портупеи - золотые. На шее подпоручика полковой офицерский знак образца 1909 г.. с обозначением боевого отличия части. Медали - в память 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия дома Романовых. На левой стороне груди знаки - полковой 145-го пехотного Новочеркасского полка и Владимирского военного училища. Форму подобного покроя с 1907 но 1913 г. носили также все стрелковые полки и батальоны, части армейской артиллерии, инженерных войск, топографов и других вспомогательных родов поиск. Варьировались только цвет околышей фуражек, полей эполет, выпушек и металлического прибора. У инженерных войск и топографов он был серебряным.

Прапорщик артиллерии, призванный из запаса. 1915

Прапорщик одет в китель из ткани защитного цвета с галунными погонами, темно-зеленые брюки. Шашка на поясной портупее одета под кителем. Ордена офицера следующие: св. Станислава второй степени на шее, на колодке -св. Анны третьей степени с мечами и бантом и св. Станислава третьей степени с мечами и бантом, указывающие на участие в руско-японской войне 1904-1905 гг.. медаль за которую хорошо видна. На левой стороне груди знаки - 50-летия шефства над артиллерией великого князя Михаила (1906 г.) и 50-летия судебной реформы (1914 г.). На правой стороне груди - знак окончания университета.

Китель парадный с пристяжым лацканом офицера армейской артиллерии. 1913

Шляпа парадная офицера гвардейского Экипажа. Вторая половина XIX - начало XX в.

Кивера. Слева направо: офицера гвардейской артиллерии и генерала по армейской пехоте. 1909-1914

Полковник инженерных войск. 1915

Сфотографирован в походном снаряжении и шинели солдатского сукна и покроя, но с горизонтально прорезанными карманами. Погоны полевые - суконные, но воротник обведен красной выпушкой, как и клапаны из черного бархата с серебряными пуговицами.

Прапорщик пехоты в зимнем форме. 1915

Папаха из серой мерлушки с обшитым золотым галуном колпаком, шинель из солдатского сукна, повторяющая фасон офицерского пальто мирного времени с гербовыми пуговицами, цветными клапанами воротника и галунными погонами составляют форму этого военного. Из левого кармана, сквозь прорезь выпушен эфес шашки, висящей на поясе, подобно тому, как ее носили в мирное время.

Капитан 90-го пехотного Онежского полка. 1916

На капитане фуражка защитного сукна, летняя гимнастерка из хлопчатобумажной ткани с большими накладными карманами и галунными погонами. На груди орден св. Георгия четвертой степени. Шаровары из сукна защитного цвета - солдатские, не перешитые, сапоги "черного товара". Шашка офицерская, образца 1881 г., что наводит на мысль - не призван ли этот пожилой капитан из запаса.

Рядовой 272-го пехотного Гдовского полка. 1914—1917

Все обмундирование солдата изготовлено из сукна защитного цвета. Пуговицы гимнастерки - из прессованной кожи. Фуражка явно собственная, заказная. Судя по возрасту, этот рядовой, вероятно, призван из запаса.

Рядовой пехоты в зимней форме. 1915

Рядовой одет в папаху из серого искусственного меха и шинель с клапанами и погонами защитного сукна. Пуговицы не обтянутые, гербовые. В руке носовой платок. Год съемки обозначен на картонной звезде, прикрепленной к этажерке.

Папаха солдатская. 1914-1917

Прапорщик артиллерии в летней форме. 1916

Форма состоит из коричневой фуражки, офицерской гимнастерки защитного цвета (карманы со складками), темно-зеленых с красной выпушкой брюк-галифе и сапог, застегнутых под коленом на две пряжки с ремешками, что было модно в 1915-1917 гг. Офицер окончил ускоренный курс Константиновского артиллерийского училища, о чем свидетельствует знак на левой стороне груди, а до призыва - университет (знак окончания университета - на правой стороне груди).

Капитан лейб-гвардии Павловского полка. 1914-1917

Фуражка и френч сшиты из ткани защитного цвета. На клапанах карманов белые выпушки, присвоенные полку. На левом кармане полковой знак, выше его орден св. Владимира четвертой степени с мечами и бантом. На золоченом эфесе шашки - аннинский темляк.

Младший урядник (младший унтер-офицер) лейб-гвардии Атаманского полка, разведчик. 1916

О принадлежности к гвардии свидетельствуют белые ремни пояса и портупеи шашки казачьего образца. Погон С продольной тесемкой имели разведчики кавалерии, светлые погоны - служившие в Атаманском полку. На гимнастерке из сукна защитного цвета два солдатских георгиевских креста четвертой и третьей степеней, георгиевская медаль за храбрость и медаль в честь 300-летия дома Романовых. Шаровары синие (в гвардии-без лампасов).

Капитан 20-го корпусного авиационного отряда. 1917

На френче летчика погоны мирного времени со знаком летной части и цифрой ".XX". На груди орден св. Георгия четвертой степени.

Каска стальная и шлем летчика. 1916-1917

Подпрапорщик гвардейской кавалерии. 1916

О принадлежности к гвардии свидетельствуют белые ремни пояса и портупеи шашки общекавалерийского образца, о принадлежности к кавалерийской части- крой обшлага шинели, сшитой по образцу мирного времени с цветными клапанами, погонами, гербовыми пуговицами. Звание подпрапорщика, кавалера всех четырех степеней солдатского георгиевского креста и одной георгиевской медали определяется по галунной полосе вдоль погона.

Группа нижних чинов пехоты у входа в блиндаж. 1916

Ефрейтор с цигаркой в руке на переднем плане, как и солдат позади него слева - в шинелях с клапанами и погонами защитного цвета без пуговиц. Справа - юный ефрейтор в явно перешитой шинели с гербовыми пуговицами на клапанах и на груди.

Мотоциклист-вольноопределяющийся. 1915

На заказной фуражке особого фасона - пылезащитные очки. Погоны со знаком авточастей обшиты трехцветным шнуром. Через плечо надета сумка для донесений, через другое - противогаз. Вооружение состоит из укороченной винтовки и кинжала-бебута. На запястье наручные часы, в то время только входившие в моду.

Рядовой армейской пехоты. 1917

Одет в шинель без клапанов, с погонами защитного сукна и казенную фуражку. На груди - солдатский Георгиевский крест четвертой степени.

Солдат-телефонист. 1916

Солдат сфотографирован в блиндаже, у полевого телефона. Из-под воротника шинели выглядывает шнур от револьвера. Хорошо видны мятая, заношенная шинель и грубые солдатские сапоги фронтовика.

Парад курсантов всех пехотных, артиллерийских и инженерных курсов в Манеже физического развития Петроградской Коммуны по поводу нового выпуска красных командиров. 1918

на главную           к содержанию           назад

www.warstar.info

Читать книгу Титулы, мундиры, ордена в Российской империи

Шепелев Леонид Ефимович

Титулы, мундиры, ордена в Российской империи

{1}Так обозначены ссылки на примечания.

Аннотация издательства: Книга доктора исторических наук Л. Е. Шепелева рассказывает о системе военных, гражданских, придворных и родовых титулов и чинов и соответствовавших им мундиров и орденов в Российской империи (XVIII в. - 1917 г.). Издание рассчитано на историков, искусствоведов, архивных и музейных работников, а также на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей.

Содержание

Титулы, мундиры и ордена как историко-культурное явление

"Табель о рангах всех чинов"

Дворянские титулы, гербы и мундиры

Дворянство

Именная формула и родственные отношения

Родовые титулы

Родовые гербы

Мундиры

Военные и свитские титулы и мундиры

Военные чины

Мундиры

Военно-морские чины и мундиры

Свитские звания и мундиры

Титулы и форменная одежда чиновников гражданского ведомства

Гражданские чины

Мундиры

Гражданские звания и мундиры

Духовные саны и одеяния

Придворные титулы и мундиры

Чины и звания

Мундиры

Орденские знаки и одеяния

Ликвидация титулов, мундиров и орденов в 1917 г.

Литература

Словарь основных частных и общих титулов

Примечания

Титулы, мундиры и ордена как историко-культурное явление

Понятия, перечисленные в заголовке, внутренне связаны между собой. Титулы - это установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие их правовой статус. Генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство и светлость - вот некоторые из таких титулов. Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально их выражавшая. Наконец, ордена - это дополнение того и другого: орденское звание (кавалер ордена) представляет собой частный случай титула, особое орденское одеяние - частный случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой форменной одежды. В целом же система титулов, мундиров и орденов составляла один из устоев царской государственной машины и важный элемент социальной жизни России XVIII начала XX в.

Стержнем этой системы был чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного) по установленной еще Петром I и просуществовавшей почти 200 лет четырнадцатиклассной "Табели о рангах всех чинов...". Сто с лишним лет назад (в 1886 г.) государственный секретарь А. А. Половцов (один из организаторов и руководителей Русского исторического общества) писал Александру III: "Настанет время, когда историку трудно будет объяснить, что такое был чин, этот полтораста лет слагавшийся, вросший в привычки русского честолюбия" феномен, с которым было "нельзя не считаться". Справедливость предсказания теперь несомненна. Далее мы подробнее рассмотрим историю возникновения и содержание этого феномена, а здесь отметим лишь, что чин давал право на замещение должностей государственной службы, а также на совокупность прав, без которых, по авторитетному свидетельству современника (В. Я. Стоюнин), "человеку, хоть несколько развитому и образованному, невыносимо было жить в обществе" (особенно до отмены крепостного права).

Можно сказать, что титулы (и особенно чины) вместе с мундирами и орденами были наиболее заметным признаком эпохи, настолько проникли они в общественное сознание и быт имущих классов. Наряду с этим они получили отражение в исторических источниках, мемуарной и художественной литературе, в изобразительном искусстве: иногда - это рассуждения, прямо затрагивающие проблемы государственной службы и социальных отношений; чаще же - частные упоминания титулов, мундиров и орденов конкретных лиц с целью обозначить их правовой статус либо просто назвать их.

Сталкиваясь с упоминанием титулов, мундиров и орденов, современный читатель (а иногда и специалист-историк) нередко затрудняется в понимании их значения. И это естественно, поскольку система титулов, мундиров и орденов, существовавшая в Российской империи, была отменена еще в 1917 г. и с тех пор основательно забыта. Специальных же справочников о них нет (за исключением энциклопедий и словарей, в которых соответствующие термины даны вразбивку, в общем алфавитном ряду). До революции нужда в таких справочниках была невелика, поскольку существовали ведомственные инструкции, да и сама традиция применения титулов, мундиров и орденов была жива. Трудности усугубляются вследствие того, что упоминание титулов, мундиров и орденов в литературе бывает не всегда формально правильным и может быть заменено принятым в то время бюрократическим или великосветским жаргоном. Так, в разных контекстах речь может идти о "даровании светлостью", о пожаловании придворного или другого мундира, ключа или шифра, о получении "белых пуговиц" или "кавалерии", о награждении "клюквой" на шашку и т. п. В этом случае обращение к справочникам по понятным причинам вообще невозможно.

Примеров такого рода можно привести очень много. Укажем некоторые из них.

Вот что читаем в дневнике министра внутренних дел П. А. Валуева{1} за 1865 г.: "1 января. Утром во дворце. Князя Гагарина видел с портретом, Буткова с алмазными знаками святого Александра, Милютина - в мундире члена Государственного совета, Чевкина - с лентою святого Владимира". А вот запись за 28 октября 1866 г.: "Граф Берг произведен в фельдмаршалы. Генералам Коцебу и Безаку даны андреевские ленты, генерал-адъютанты Граббе и Литке возведены в графское достоинство, и первый из них посажен в Совет. Членами Государственного совета, кроме его, назначены государь цесаревич, генерал Дюгамель, адмирал Новосильский, князь Вяземский, Н. Муханов, граф Александр Адлерберг и князь Орбелиани. Князь Вяземский, кроме того, пожалован вместе с Веневитиновым в обер-шенки". Как понять такое место из того же дневника за 1867 г., производящее впечатление некоторой двусмысленности: "16 апреля. Светлое воскресенье. Ночью в Зимнем дворце... Граф Панин на прощанье уносит алмазы святого Андрея, а Замятин - алмазы святого Александра"?

Не сразу удается разобраться в смысле рассказа начальника III Отделения и шефа корпуса жандармов графа П. А, Шувалова. В 1686 г. в кругу близких знакомых он вспоминал, как 20 лет назад граф М. Н. Муравьев (усмиритель польского восстания 1863 г., а в 1866 г. председатель Верховной следственной комиссии по делу о покушении Д. В. Каракозова на Александра II) просил Шувалова в связи с окончанием следствия (которое велось "с большим зверством") "доложить государю, что он ... желает быть назначенным генерал-адъютантом".

Когда это было передано царю, тот воскликнул: "Моим генерал-адъютантом - ни за что!.. Дать ему бриллиантовые андреевские знаки, но без рескрипта". Муравьев, "недовольный тем, что ему не была дана награда, о которой просил, уехал к себе в лужское имение", где скоропостижно скончался. "Фельдъегерь, привезший ему туда бриллианты, застал его мертвым...". (Обратим внимание на то, что рассказ, Шувалова характеризует не только нравы, но и шкалу ценности разных наград).

В том же 1886 г. А. А. Половцов счел важным записать в дневнике как характерную черточку времени, что застал у генерал-фельдмаршала великого князя Михаила Николаевича графа П. А., Шувалова, "который в белом мундире пришел благодарить великого князя за исходатайствование этого щегольского костюма". Здесь тоже не все ясно: что за "белый мундир", что означало его получение?

В книге К. А. Кривошеина о его отце - видном государственном деятеле предреволюционной России - говорится, что в мае 1905 г. А. В. Кривошеий "был назначен товарищем главноуправляющего" ведомством землеустройства и земледелия и "награжден гофмейстерским мундиром, состоя в должности гофмейстера, соответственно генеральскому чину действительного статского советника". Прежде всего заметим, что здесь допущена неточность: А. В. Кривошеий к моменту награждения не "состоял в должности гофмейстера", а был в нее пожалован посредством "награждения гофмейстерским мундиром". Что же это за "должность" и должен ли был А. В. Кривошеий совмещать ее с должностью товарища главноуправляющего? Поясним сразу, что реально такое награждение означало не назначение на должность гофмейстера, а пожалование почетного придворного звания, нелепо называвшегося "в должности гофмейстера".

С. Ю. Витте вспоминает, что, когда он был министром финансов, германский посол в России просил его в связи с заключением торгового договора между Россией и Германией посодействовать удовлетворению желания кайзера Вильгельма II "получить форму русского адмирала". При русском дворе было известно, что кайзер "больше всего любит всевозможные формы, ордена и отличия". Желание Вильгельма было удовлетворено. Но что для нас это означало в правовом отношении?

До нас дошли свидетельства того, с какой неукоснительностью следил за соблюдением своего служебного старшинства московский генерал-губернатор (1865-1891 гг.) "полный генерал" и генерал-адъютант князь В. А. Долгоруков. Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев писал в 1879 г. наследнику престола (будущему Александру III), что при посещении Москвы он присутствовал на обеде в Биржевом комитете купеческого общества. Отметив, что его "посадили на почетном месте возле Грейга" (министра финансов), Победоносцев добавляет, что "Долгоруков не был на обеде, чтобы не явиться вторым лицом" среди присутствующих. В следующем году, как рассказывает в своем дневнике государственный секретарь Е. А. Перетц, на обеде у принца А. П. Ольденбургского В. А. Долгоруков выразил неудовольствие по поводу того, что его посадили по левую руку от хозяйки, тогда как, по его мнению, он раньше был произведен в чин, чем равный ему по классу чина, но посаженный по правую руку от принцессы Евгении Максимилиановны сенатор, действительный тайный советник М. П. Щербинин. Принцессе пришлось оспорить старшинство Долгорукова, сославшись на то, что она "сама назначает места по спискам старшинства". При этом она заметила Перетцу: "Вы считаете это пустяками, а между тем, поверьте, оно не так. Немногие, как Долгоруков, прямо заявляют о своем старшинстве. Но если они не следуют его примеру, то это вовсе не доказывает, чтобы они о старшинстве своем не думали".

Русская литература широко отразила (преимущественно в сатирическом плане) бытование титулов, мундиров и орденов и их общественное значение. Эта триада составляет одну из стержневых линий комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (1824 г.). Отношение к ней героев позволяет автору выявить их мировоззрение и служит критерием для их оценки. Отказ от "искания" чинов и критическое отношение к ним воспринимаются большинством персонажей как неразумность, как антиобщественные поступки и признак вольнодумства.

Княгиня Тугоуховская с ужасом говорит о своем племяннике Федоре:

Чинов не хочет знать!

Молчалин, пытаясь выяснить причины иронической раздражительности Чацкого, спрашивает его:

Вам не дались чины, по службе неуспех?

И получает в ответ:

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться.

Фамусов делает Скалозубу комплимент:

Вы повели себя исправно,

Давно полковники, a служите недавно

Тот объясняет свой путь в полковники с наивным цинизмом:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты,

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты

Отвечая на вопрос Фамусова, имеет ли его двоюродный брат "в петличке орденок?". Скалозуб объясняет, что брат и он получили ордена вместе:

Ему дан с бантом, мне на шею.

При встрече со старинным приятелем Чацкий задает ему вопрос: "Ты обер или штаб?".

В монологе Чацкого "А судьи кто?" А. С. Грибоедов вкладывает в его уста обличение культа мундира:

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый. Их слабодушие, рассудка нищету

И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали.

Кричали женщины "ура"!

И в воздух чепчики бросали!

В другом монологе Чацкий критически отзывается о фасоне мундиров, введенных в начале XIX в., видя в них некоторый символ правительственной политики и самосознания русского общества:

Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не красна лицу...

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

В салонных разговорах упоминаются золотое шитье мундиров, "выпушки, погончики, петлички" на них, узкие "тальи" мундиров.

Важно отметить, что сам Грибоедов придавал фасону одежды (и частной, и форменной) существенное социальное значение. В ходе следствия по делу декабристов он разъяснял: "Русского платья желал я потому, что оно красивее и покойнее фраков и мундиров, а вместе с этим полагал, что оно бы снова сблизило нас с простотою отеческих нравов".

Напомним, наконец, еще одну реплику Фамусова:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить

Иногда с особенностями титулования связаны литературоведческие загадки. Открыв пушкинского "Дубровского", читатель убеждается в том, что генерал-аншеф К. П. Троекуров называется там то "ваше высокопревосходительство", то просто "ваше превосходительство". Что это: невнимательность А. С. Пушкина, непонятный нам его умысел или существовавшая в действительности возможность разного титулования? Надо учесть, что генерал-аншеф пользовался правом на первый (более высокий) титул, и применение второго было равносильно умалению его достоинства. Поэтому последнее предположение, казалось бы, отпадает. Какое же из первых двух верно, мы не знаем.

В конце XIX - начале XX в. интрига, основывавшаяся на использовании триады "титул - мундир - орден", получила отражение в творчестве А. П. Чехова. Нет нужды напоминать содержание известного рассказа "Анна на шее". В рассказе "Торжество победителя" выводится "его превосходительство" Козулин, который, обойдя чином и должностью своего бывшего начальника Курицына, унизительно мстит ему за прошлые издевательства. В "Толстом и тонком" Чехов рассказывает о более типичной ситуации: о том, как разница в чинах воспринималась младшим по чину,

Что означают все эти понятия и термины: тайный советник, обер-шенк, генерал-адъютант, превосходительство, граф и пр.; белый мундир и мундирное шитье, "белые пуговицы", выпушки, шифр, ключ и т. п.; ленты, алмазные знаки, звезды и т. д.? Если читателю даже и знакомы упомянутые титулы, мундиры, ордена и их аксессуары, то выяснение их реального значения (связанные с каждым из них права и обязанности) наверняка вызовет затруднения. Может быть, не столь опасно прямое, осознаваемое незнание, побуждающее к выяснению, сколько иллюзия знания, т. е. ошибочное или неполное знание.

Точное знание титулов, мундиров и орденов, существовавших в прошлом, особенно важно для тех, кто в силу своих профессиональных обязанностей обращается к историческому исследованию: историков, краеведов, архивистов, историков естествознания, искусствоведов, режиссеров и других деятелей искусств. Очень часто такое знание бывает важно для самого понимания темы исследования и при атрибуции исторических источников: для выяснения их автора или адресата, личности портретируемого, для установления примерной даты документа. Во всех случаях, конечно, историк должен разбираться в соответствующих терминах и понимать, что за ними скрывается, и уметь отличить норму от исключения. Для историка необходимо быть осведомленным о том, какое значение имел тот или иной титул, мундир или орден, какие права и обязанности были с ними связаны, кому они могли быть даны, в какое время они существовали. В ходе исторических исследований биографического жанра знание титулов, мундиров и орденов обретает, естественно, особую важность.

Между тем в работах даже опытнейших исследователей при их обращении к титулам и мундирам допускаются ошибки и неточности. В книге С. А. Рейсера "Палеография и текстология нового времени" приводится пример того, как по формуле адресования может быть установлено время написания документа. Сохранилось недатированное письмо И. С. Тургенева его хорошему знакомому И. М. Толстому. Содержание письма не дает никаких оснований для датировки. Но указан адрес: "Его превосходительству Ивану Матвеевичу Толстому". Такая ф

www.bookol.ru

11 марта 1834 г. было утверждено «Положение о гражданских мундирах»

11 марта 1834 г. император Николай Павлович утвердил «Положение о гражданских мундирах». Его подготовило Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Одновременно российский государь утвердил «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору». Так в Российской империи появился один из первых официальных кодексов одежды.

Согласно положению, каждое ведомство получило 10 разрядов униформ темно-зеленого или темно-синего цвета, сенаторы получили красный цвет. По цвету мундирного «прибора» — воротника, обшлагов, а также по узору золотого или серебряного шитья можно было легко определить принадлежность человека к конкретному ведомству. Наибольший объем шитья полагался Первому разряду. Мундиры чиновников Первого разряда расшивались на воротнике, обшлагах и карманных клапанах. Чиновники должны были изготавливать мундиры за свой счёт.


Начало системе титулов, мундиров и орденов в России было положено в царствование Петра Алексеевича. Пётр создавал новую регулярную армию и аппарат государственного управления. Правовой основой для новой иерархии всех ее должностей стала «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…» 1724 года. Табель о рангах предусматривала три основных вида службы: военную, штатскую и придворную. Каждый вид службы имел 14 рангов (классов).

История гражданского мундира началась в 1784 году. В этом году ввели губернские мундиры. Через десять лет опубликовали книгу-альбом, где впервые зафиксировали существовавшие к этому времени ведомственные мундиры. Там были изображены мундиры чиновников отдельных учреждений и ведомств. Мундиры были темно-зеленого оттенка, а также малинового, красного (горное ведомство) и вишневого (Академия художеств). Надо также отметить, что в отдельных ведомствах и учреждениях мундиры появились раньше. Так, мундиры чиновников и инженеров горного ведомства известны с 1755 г. С 1760-х годов известны мундиры Академии художеств. Необходимость мундиров объяснялась желанием отличать государственных служащих друг от друга. Кроме того, власти хотели пресечь излишнюю роскошь дворянских одеяний.

В 1799 году ввели мундиры для Коллегии иностранных дел. Мундир также был темно-зеленого цвета, с белыми пуговицами, на которых был императорский герб. В 1800 году утвердили мундир Московского университета. Кафтан был темно-зеленым, камзол и исподнее — белым, воротник и обшлага на кафтане малиновые, пуговицы — белые. В 1804 году мундир Московского университета изменили: кафтан сделали темно-синим, а воротник — малиновым.

В 1801 году два мундира (праздничный и для ежедневного использования) получили сенаторы. Оба мундира были красными. Праздничный мундир отличался золотым шитьем. В 1802 году ввели мундир Дерптского университета. Он был темно-синего цвета. Воротник и обшлаги (отворот на рукаве) были из черного бархата, пуговицы желтого цвета. В 1803 году учредили мундиры в Лесном корпусе. Кафтан имел темно-зеленый цвет. Воротники и обшлаги — зеленые, с красным кантом (шнурком), шитье серебряное.

В начале XIX столетия в мундирах господствовала т. н. «французская мода». Мундиры были со стоячим воротником, узкие, однобортные, с вырезом юбки спереди (вроде фрака). Мундиры были трех цветов: темно-зеленый (для большинства ведомств), темно-синий (для учебных и ученых учреждений) и красный (для сенаторов). В последующие 30 лет мундиры ввели практически во всех учреждениях и ведомствах. В Своде законов Российской империи от 1832 года отмечалось, что каждый чиновник должен носить мундир, присвоенный его должности и званию.

Император Николай Павлович, который проводил в империи большую работу по унификации законов, наведению порядка в управленческом аппарате, обратил внимание на отсутствие единства в системе мундиров в различных ведомствах и учреждениях. Так, посетив в августе 1828 года заседание Сената, российский император заметил разнообразие одежды многих сенаторов. Император направил генерал-прокурору князю Д. И. Лобанову-Ростовскому письмо, в котором отметил необходимость порядка и благовидности достойного столь высокого государственного учреждения. Обер-прокуроры должны были проследить за приличием мундиров сенаторов, чтобы не было разноцветных и «полосатых шароваров».

Государь приказал представить в Первое отделение Императорской канцелярии (это отделение занималось подготовкой царских указов, рескриптов, положений и др. документов, контролировало из исполнение, представляло доклады) образцы (рисунки) всех мундиров гражданских ведомств и учреждений. В 1829 году Канцелярия получила задачу разработать проект Общего положения о гражданских мундирах. Государь хотел установить единообразие в системе гражданских мундиров. Работа велась несколько лет и была завершена только в 1833 году. Это было связано с небольшим числом работников Канцелярии и её загруженностью (много было дел связанных с русско-турецкой войной 1828-1829 гг.). К 1833 году было выработано одно общее положение, вместо нескольких частных и неполных положений, которые существовали в некоторых ведомствах.

11 марта 1834 г. «Положение о гражданских мундирах» было утверждено императором. Все учреждения центра и на местах получили единый кодекс одежды. Губернские мундиры государственных служащих отменили. Мундир французского типа сохранили, но его покрой несколько видоизменился, появился более четкий вырез спереди. По большей части сохранили и цветовую гамму. Большинство гражданских ведомств получили темно-зелёные мундиры. Служащие Министерства народного просвещения, Академии художеств, горного ведомства, ведомства путей сообщения и публичных зданий и Департамента духовных дел иностранных исповеданий получили мундиры темно-синего цвета. Сенаторы сохранили красный цвет мундиров.

Для большинства ведомств вели десятиразрядную градацию должностей, ей соответствовало шитье на парадном мундире. Наиболее полным было шитье 1-го разряда: оно имелось по основным швам, на воротнике, обшлагах, по бортам и полам мундира, карманным клапанам и т. д. Мундиры 1-го разряда носили глава Государственного совета (законосовещательный орган при царе), канцлер Российской империи и канцлер императорских и царских орденов. Во 2-м разряде не было шитья по швам; в 3-м — под воротником, по бортам и полам шитьё сократили. 4-й разряд сохранил шитье только на воротнике, обшлагах и карманных клапанах. 5-й разряд имел шитье только на воротнике и обшлагах, 6-й разряд — там же, но в половину длины (половинное). 7-й разряд получил половинное шитье на воротнике и имел на обшлагах шитый кант. 8-й разряд лишили канта на обшлагах. 9-й разряд имел на воротнике и обшлагах шитые канты. 10-й разряд сохранил только кант на воротнике.

Были учреждены семь форм мундира: парадная, праздничная, обыкновенная, будничная, особая, дорожная и летняя. Частью парадной формы была треугольная черная шляпа. С парадным мундиром носилась шпага, которая была атрибутом государственной службы. В форменную одежду государственных чиновников входили также сюртуки. Следили и за внешним видом чиновников. В 1837 году издали постановление, в котором начальникам дали указание следить за тем, чтобы подчиненные не носили усов и бороды. Наличие усов и бороды считалось несовместимым с гражданским мундиром.

В 1856 году мундиры модернизировали. Мундиры «французского типа» заменили на полукафтаны с полной юбкой. Цветовые характеристики мундиров были сохранены. В 1890-е годы сюртук в ряде ведомств (судебном и некоторых других) получил роль второго, наиболее часто используемого мундира. Кроме того, был введен ещё один элемент формы гражданских чиновников — короткое пальто военного покроя (тужурка).

topwar.ru

Васильевский Полигон. Мундир для генералиссимуса.

Васильевский Полигон. Мундир для генералиссимуса.

Сайт для любителей военной истории и стендового моделизма

МУНДИР ДЛЯ ГЕНЕРАЛИССИМУСА

Когда 26 июня 1945 года было учреждено и присвоено Верховному Главнокомандующему Вооруженными силами СССР Иосифу Виссарионовичу Сталину высшего воинского звания Генералиссимус Советского Союза, то, естественно, встал вопрос о знаках различия и форменной одежде для лица, носящего это звание.

Этим занялась, как и положено, служба тыла Красной Армии. Разработка велась в таком секрете, что до недавнего времени о ней было известно только из мемуаров бывшего начальника Генерального штаба генерала армии С.М.Штеменко (цитата>>). Только в 1996 году демонстрационный образец парадного мундира Генералиссимуса был выставлен на выставке "Противостояние" в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945гг. на Поклонной горе. И только в прошлом, 2001 году в журнале "Родина" были опубликованы некоторые эскизы этих разработок. На основании этих материалов можно сделать следующие выводы.

Первоначально в основу знаков различия Генералиссимуса Советского Союза были положены погоны Главных маршалов родов войск. То есть, если погоны Главных маршалов отличались от погонов маршалов родов войск венком из лавровых листьев, окружавших звезду, то и погон Генералиссимуса должен был отличаться от погона Маршала Советского Союза отличаться венком вокруг звезды, но не лавровым, а дубовым. При этом имелось в виду то, что если основой украшения парадной формы генералов и маршалов родов войск был орнамент в виде лавровых листьев, то мундиры Маршалов Советского Союза были украшены орнаменты из дубовых листьев, схожие с теми, которыми были расшиты общегенеральские мундиры Российской императорской армии.

Впоследствии было решено заменить погоны на парадной форме эполетами. В связи с этим звезду и герб СССР поменяли местами. Герб спустили вниз, на венок, а звезду подняли вверх.

Покрой, цветовые решения и украшения предметов форменной одежды Генералиссимуса разрабатывались с учетом традиций старой русской армии. Правда, при рассмотрении эскизов формы невольно появляется вопрос: а для кого предназначалась эта одежда? В самом деле, человек, изображенный на эскизах, ничем не напоминает И.В. Сталина, зато сходство с Г.К. Жуковым на некоторых из них весьма заметно. Кроме того, один из образцов парадной формы явно предназначен для приема парадов верхом. И.В. Сталин, как известно, ездить на коне не умел, а Г.К.Жуков был прекрасным наездником.

Когда был готов демонстрационный образец парадного мундира-сюртука, начальник Тыла Красной Армии генерал армии А.В.Хрулев в сопровождении одного из генералов своего управления, выступавшего в непривычной роли манекенщика, направился к И.В.Сталину.

И.В.Сталин сразу понял, что он, со своим небольшим ростом и недостатками фигуры будет выглядеть в этом богато расшитом мундире просто смешно. А этого ни один умный правитель допустить не может. Естественно, вслух он этого не сказал, а прочел присутствующим при этом военным и политическим деятелям наставление о скромности советского руководителя. При этом он добавил, что советские люди узнают товарища Сталина и в маршальской форме.

Действительно, до конца жизни И.В.Сталин продолжал носить погоны Маршала Советского Союза. Но его одежда все-таки не была обычной маршальской формой. До 1943 года И.В.Сталин носил традиционный костюм советского партийного функционера. Именно традиционный, а не форменный. В Коммунистической партии униформа никогда не вводилась, но поскольку почти все советские партийные руководители того времени были бывшими командирами или политработнниками Красной армии времен Гражданской войны, а также для того, чтобы подчеркнуть то, что все коммунисты являются всего лишь солдатами партии, они носили привычную для себя полувоенную одежду – китель или гимнастерку. Также и И.В.Сталин одевался в серый закрытый китель и брюки, заправленные в мягкие кавказские сапоги.Зимой он носил обычную солдатскую шинель или бекешу. Головными уборами быми летом – фуражка-ворошиловка с красноармейской звездой, зимой – шапка-ушанка.

Когда в 1943 году ему было присвоено звание Маршала Советского Союза, он надел военную форму: китель обычного военного покроя с погонами и брюки навыпуск с лампасами. Правда, они были светло-серыми, вместо установленных защитного и темно-синего цветов.

Однако для человека преклонного возраста стоячий воротник кителя представлял определенные неудобства. Поэтому И.В.Сталину был пошит новый костюм. Это был закрытый светло-серый китель с отложным воротником и четырьмя карманами того же покроя, что носили советские генералы до введения погон. Такие же кителя после войны носили советские госслужащие низших рангов. Китель был украшен погонами Маршала Советского Союза и генеральскими шинельными петлицами – красными с золотым кантом и пуговицами. Воротник и обшлага, как обычно, были окантованы красными выпушками. Брюки навыпуск с красными лампасами были сшиты из той же ткани, что и китель. В нем И.В.Сталин изображался на официальных портретах и плакатах. Кроме серого костюма, возможно, И.В.Сталин летом носил костюм аналогичного покроя, но из хлопчатобумажной ткани "шанжан" дореволюционной выработки. Из такой ткани в первые послевоенные годы часто шили форму высшему генералитету (*).

Такой костюм больше не носил никто. В нем И.В.Сталин изображался на официальных портретах и плакатах.Он и стал единственным мундиром Генералиссимуса Советского Союза. А демонстрационный образец парадного мундира-сюртука занял место в закрытом музее военной одежды.

(*) В Костромском Историческом музее-заповеднике хранится комплект формы из ткани "шанжан" (китель со стоячим воротником и фуражка), принадлежавший Главному Маршалу авиации Новикову.

Использованы материалы журнала "Родина" и Интернет-форумов

© К.С,Васильев, 2002г.

 

 

Используются технологии uCoz

polygonv.narod.ru

ТИТУЛЫ И МУНДИРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. - 23 Октября 2014

ТИТУЛЫ И МУНДИРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

ЗВАНИЯ И МУНДИРЫ ДЛЯ СВИТЫ.

    С начала XIX века свиту императора составляли отличившиеся по службе и пользующиеся доверием монарха генералы, адмиралы и офицеры. Носили они и особые свитские звания.

    Ещё в 1711 году в России впервые появляются должности – генерал-адъютанта и флигель-адъютанта. При российской государыне Анне Иоанновне впервые появляется звание флигель-адъютант при императрице. Им наградили графа А. П. Апраксина.

    В начале XIX века появляется понятие «Свита его императорского величества». Оно объединяет всех генералов- и флигель-адъютантов. В 1827 году установлены особые звания «Свиты Его Величества генерал-майор» и «Свиты Его Величества контр-адмирал».

    По закону свитские звания давал в награду сам государь-император. При этом число членов свиты не ограничивалось. Если у Павла I в свите числилось 93 человека, то у Александра II – 939. В 1914 году в свите Николая II насчитывалось 51 генерал-адъютант, 64 генерал-майора и контр-адмирала и 56 флигель-адъютантов.

    В обязанности членов свиты входило: выполнение специальных поручений императора, сопровождение прибывающих в Россию важных особ и делегаций, присутствие на всех выходах, парадах, смотрах, а также дежурство при императоре во дворце или на церемониях вне дворца.

    В конце царствования Павла I генералы свиты получали золотое, а офицеры – серебряное шитьё на груди, воротниках, клапанцах, обшлагов и карманных клапанах мундиров. 

Историческая мозаика

    Персональный состав свиты был довольно случайный. По замыслу, в свиту должны были входить деятельные, безукоризненно честные, лично симпатичные императору люди. Что ж получалось на практике?

    В 1890 году состоялось личное свидание российского и германского императоров. Свидетель этой встречи А. А. Половцов записал в дневнике, что в свите Александра III «от прежнего времени осталось множество никуда не пригодного хлама, который в настоящее время и составляет персонал, появляющийся для сопровождения императора».

ГРАЖДАНСКИЕ ЧИНЫ

    Гражданский человек, начиная службу, мог двигаться вверх двумя путями. Он награждался следующим чином либо за особые заслуги, либо выслужив определённое количеством лет. Офицеры, перешедшие в гражданскую службу, продолжали именоваться своими прежними чинами. Военная служба всегда пользовалась большим почётом. И потому гражданские лица стремились к обладанию военными чинами. Многие чиновники приказывали своей прислуге именовать их генералами.

Головкин Гавриил Иванович

Горчаков Александр Михайлович 

    По «Табели о рангах» высшим чином (первого класса) считался канцлер. Всего в России чин канцлера имели 11 человек. Первым в 1709 году его получил граф Г. И. Головкин, а последним в 1867 году – князь А. М. Горчаков. Чаще всего чин канцлера давался министрам иностранных дел.

    Однако уже к концу XVIII века потребовалось награждать чином I класса лиц, которые никак не могли именоваться канцлерами по служебному положению. Тогда и появилось новое наименование для чина I класса – действительный тайный советник I класса. Слово «действительный» означало «настоящий» и указывало на высшую степень чина. До 1917 года не более десяти человек получили этот чин. В середине XIX века этот чин имел князь А. Н. Голицын, в 1906 году им наградили графа Д. М. Сокольского, а в 1916 году – И. Л. Горемыкина. К началу XIX века таблица чинов приобрела вот такой вид:

 

КЛАСС

ЧИНЫ

I

Канцлер; действительный тайный советник.

II

Действительный тайный советник

III

Тайный советник

IV

Действительный статский советник.

V

Статский советник.

VI

Коллежский советник; военный советник.

VII

Надворный советник.

VIII

Коллежский асессор.

IX

Титулярный советник.

X

Коллежский секретарь.

XI

Корабельный секретарь.

XII

Губернский секретарь.

XIII

Провинциальный секретарь.

XIV

Коллежский регистратор.

 

Историческая мозаика

    Согласно «Табели о рангах» чин IX класса, то есть титулярного советника, мог даваться «профессорам при Академии» и «докторам всяких факультетов, которые в службе обретаются». Знаменитый русский учёный М. В. Ломоносов был очень недоволен тем, что российских учёных причислили к столь низкому рангу. Именно в этом он усматривал причину нежелания дворян идти в науку. Ломоносов по этому поводу писал: «…между тем как за границей учёные, хотя большей частью не принадлежат к дворянству, производятся в статские и тайные советники».

 

ГРАЖДАНСКИЕ МУНДИРЫ

    История гражданского мундира начинается в 1784 году. По цвету мундира чиновники одного ведомства отличались от другого. Мундиры старших чиновников обшивались серебром и золотом. К парадному мундиру надевалась шпага и треугольная шляпа с небольшими серебряными кистями по углам. Время от времени на гражданских мундирах появлялись погоны. Разнообразие мундиров вызвало у императора Николая II желание  привести их к единому образцу.

    1 июля 1903 года единая «образцовая» форма была утверждена. Вот так одевались в парадные дни лица, занимавшие должности не ниже VI класса. Они носили: однобортные тёмно-зелёные полукафтаны и белые брюки, шпагу и треугольную шляпу. Для тех, кто занимал должности VII и ниже классов, в состав парадной формы входили: двубортный сюртук с отложным воротником из чёрного бархата, тёмно-зелёные брюки, белый жилет, треугольная шляпа и шпага. Высшим чиновникам полагались погоны. Всем остальным – клапаны со звёздочками на воротниках.

 

Историческая мозаика

    Пользование парадной форменной одеждой вызывало массу неудобств и затруднений. Интересны воспоминания современников. В феврале 1876 года П. А. Валуев присутствовал на похоронах великой княгини Марии Николаевны. Вот, что он там увидел: спасаясь от холода, «князь Урусов надел треугольную шляпу на барашковую шапку, что ему придавало самый карнавальный вид».

    Для различных случаев требовалось разная одежда. Об этом с раздражением пишет А. А. Половцов в своём дневнике. В течение одного дня Половцову приходилось для доклада Александру III «по приезде в Петергоф переодеваться в мундир у дочери Бобринской», а затем у неё же «надевать виц-мундир», чтобы поехать в Михайловское к великому князю Михаилу Николаевичу. По мнению Половцова, чтобы «напяливать мундир», надо было «иметь храбрость».

 

ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ

Знак для статс-секретарей, период царствования Императора Александра III

    Система гражданских чинов в царской России дополнялась несколькими высшими почётными званиями: статс-секретарь Его Величества, член Государственного совета, сенатор и почётный опекун.

    Ещё во второй половине XVIII века существовала должность статс-секретаря при императрице. Позднее это уже только высшее гражданское почётное звание для чинов пяти высших классов. В 1915 году это звание носили всего 19 человек. Статс-секретари имели право лично делать доклады государю. Статс-секретари числились выше всех гражданских чинов. Звание статс-секретаря давалось доверенным министрам. Получивший такое звание сразу выделялся среди прочих. В 1872 году статс-секретари получили особый знак своего звания – серебряный вензель императора, этим званием их наградившего. Знак носился на левой стороне груди или на погонах.

    Звание члена Государственного совета возникло с появлением этого органа в 1810 году. Все члены совета имели право являться к императору без предварительной договорённости. Число членов Государственного совета обычно составляло 60 – 70 человек.

    С конца XVIII века существовали звание и должность сенатора, приравненные к III классу. Естественно, что звание сенатора считалось менее почётным, чем звание члена Государственного совета.

    К званию сенатора приравнивалось звание опекуна или почётного опекуна. Оно было установлено в 1798 году для награждения членов опекунских советов. Опекунские советы занимались благотворительными учреждениями. Но нередко это звание давалось и за крупные пожертвования на благотворительные цели.

    Звания статс-секретаря и почётного опекуна давалось гражданским лицам; звания члена Государственного совета и сенатора – также военным. Указанные звания присваивались пожизненно. Звания можно было совмещать. Например, И. Л. Горемыкин накануне революции 1917 года был одновременно действительным тайным советником I класса, статс-секретарём, членом Государственного совета и сенатором.

 

Историческая мозаика

    Звание статс-секретаря очень редко давалось лицам, занимавшим посты ниже министерского. Когда же случалось такое исключительное награждение, современники его замечали и придавали ему важное значение. Так, в царствование Николая I статс-секретарём стал барон М. А Корф, имевший     к тому времени лишь чин статского советника. В 1858 году в статс-секретари был пожалован директор одного из департаментов Д. А. Оболенский. С мая 1903 года по 1905 год это звание имел вообще не занимавший никакого поста А. М. Безобразов.

    Овчинка, как говорится, стоила выделки. Все эти звания позволяли их обладателю жить весьма припеваючи. В конце XIX века в правительстве России вообще полагали, что существует «множество сенаторов, получающих жалованье и почти ничего не делающих».

 

НАГРАДЫ ДЛЯ ДУХОВЕНСТВА

    В царской России духовенство фактически находилось на гражданской службе. И тоже имело свою систему рангов (санов) и титулов.

    Духовенство делилось на чёрное (давшее обет безбрачия и числящееся в монахах) и белое.

    И то и другое имело по пять санов. Чёрное духовенство: митрополит, архиепископ, епископ, архимандрит и игумен. Первые три высших сана имели титул «архиерей» или «владыко». Саны давались иногда просто за личные заслуги или чаще были связаны с определённой должностью. Так, митрополиты обычно возглавляли три главные епархии (церковные округа): петербургскую, московскую и киевскую. Архиепископы возглавляли также крупные епархии. Епископы – епархии помельче. Архимандриты чаще являлись настоятелями крупных монастырей и ректорами духовных учебных заведений. Игумены возглавляли прочие монастыри. Эти звания могли принадлежать и настоятельницам женских монастырей (игуменьям). Митрополит и архиепископ пользовались общим титулом «ваше высокопреосвященство», а епископ – «ваше преосвященство». Всем им принадлежит и общий титул «владыко». Архимандрит и игумен титуловались «ваше высокопреподобие».

    Белое духовенство имело следующие саны: протопресвитер, протоиерей, священник (иерей), протодиакон и диакон. Протопресвитеров в конце XIX века было четыре. Это звание давалось  главе военного и морского духовенства, главе придворного духовенства, а также старшим священнослужителям Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Сан протоиерея давался настоятелям церквей, а сан протодиакона – диаконам кафедральных соборов и церквей придворного ведомства. Эти же саны могли даваться и просто за заслуги рядовым священникам и диаконам. Протопресвитер и протоиерей пользовались общим титулом «ваше высокопреподобие». Иерей и протодиакон титуловались «ваше преподобие».

Камилавка священника

    Представители белого духовенства могли получить в награду камилавку – головной убор цилиндрической формы фиолетового цвета. 

ИСТОЧНИК: «Я ПОЗНАЮ МИР»

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

                                                           

historical.ucoz.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *