Ракетный крейсер «Варяг» вернулся во Владивосток, преодолев 11 тыс. морских миль

Флагман Тихоокеанского флота гвардейский ракетный крейсер «Варяг» вернулся во Владивосток, преодолев более 11 тыс. морских миль. Дальний поход морской группы длился 2,5 месяца. «Варяг» заходил в морские порты семи стран, участвовал в международных учениях и даже принимал на борту президента Филиппин.

Торжественного марша, знаменующего окончание дальнего морского похода, экипаж «Варяга» ждал 2,5 месяца. Чеканя шаг, военные моряки прошли перед командующим Тихоокеанским флотом.

Свой Андреевский флаг гвардейский ракетный крейсер «Варяг» поднимал в портах семи стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем в некоторых из них корабли российского военно-морского флота видели впервые в истории.

Главный посыл этого похода в том, что Россия готова к сотрудничеству в море. Флагман Тихоокеанского флота посещали тысячи жителей Вьетнама, Таиланда, Сингапура, Кореи, Индонезии. Президент Филиппин Родриго Дутерте назвал русских моряков друзьями и пригласил в любое время посещать его страну для отдыха, пополнения запасов или совместных учений.

«Принимали участие в совместных международных морских учениях со странами АТР. И после этого приняли участие в выставке военно-морского вооружения в Республике Сингапур», – рассказал командир ГРКР «Варяг» Алексей Ульяненко.

График похода корабля был очень насыщенным и рассчитанным до дня. Даже заправлялся «Варяг» на ходу, лишь чуть снизив скорость. Давал танкеру «Печенга» обогнать себя и вставал в кильватере.

Автономность крейсера в морском походе составляет больше месяца. Это если не пополнять запасы. Одних только продуктов команда из полутысячи человек в сутки съедает около тонны. За здоровьем экипажа в море следит целая бригада военных врачей – терапевт, хирург, эпидемиолог, есть даже стоматолог.

«В основном в море приходится оперировать аппендициты. В принципе, чего-то более серьезного на моей практике, слава богу, не было. И не хотелось бы. Потому что все-таки море – это море», – рассказал начальник медицинской службы ГРКР «Варяг» гвардии-капитан Александр Архипов.

В тропиках сейчас самый жаркий сезон. Верхняя палуба «Варяга» днем раскалялась, но внутри, в жилых кубриках, прохладно. Воздух сюда подают через холодильную установку – гигантский кондиционер. На корабле экипаж носил легкую тропическую форму. Но в зарубежные порты выходил при полном параде.

Личный состав здоров, материальная часть в строю, готов приступать к выполнению поставленных задач – доложил командир «Варяга». Все на этом причале знают, что корабль действительно готов по приказу немедленно выйти хоть в южные моря, хоть в северные широты. Отстаивать интересы России круглый год – главная задача флагмана Тихоокеанского флота.

tvzvezda.ru

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» на боевых учениях. Новости. Первый канал

Экипажи ракетных кораблей Тихоокеанского флота провели крупномасштабные учения в Японском море. Названный в честь легендарного корабля времен русско-японской войны крейсер»Варяг» возглавил эскадру.

Репортаж Макара Руденчика.

Первый залп реактивной бомбовой установки на «Варяге». Моряки ждали этого почти 2 года. Флагман Тихоокеанского флота — гвардейский ракетный крейсер «Варяг» — впервые после ремонта вышел на большие учения. Для охраны флагмана в район выдвинулся эсминец «Быстрый». Корабли отрабатывали противодиверсионные действия, по боевым пловцам открыли огонь из ручных и станковых гранатометов.

Сергей Авакянц, командующий объединением разнородных сил Тихоокеанского флота: «Окончание ремонта эсминца «Быстрый», крейсера «Варяг», состав сил постоянной готовности флагмана Тихоокеанского флота — крейсера «Варяг» — значительно усилило ударный потенциал, ударные силы Тихоокеанского флота и позволило сформировать уже полноценную ударную группировку».

Всего более 20 боевых кораблей вышли в район будущего театра военных действий. Морская авиация будет искать условного противника под водой. Военным морякам предстоит выполнить более 40 разнообразных боевых упражнений.

Эдуард Московенко, командир гвардейского ракетного крейсера «Варяг»: «Мы должны отработать и выполнить стрельбу по надводной цели артиллерией, ракетами зенитными по воздушной цели. Сымитировать встречный бой с корабельной ударной группой противника. Разгромить его во встречном морском бою».

Роль условного противника будут играть большие противолодочные корабли «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев». Они должны незаметно прорваться к нашим берегам и обеспечить высадку десанта. Все силы уже заняли исходные позиции. В таком режиме важно не подпустить врага.

Вооруженный водолаз проводит под днищем корабля 15 минут. Он должен найти и обезвредить мины или вражеских пловцов. Кульминацией же учений должна стать стрельба по реальным летящим целям, противовоздушным ракетным комплексам крейсера «Варяг».

Чтобы представить себе всю мощь и исключительность крейсера «Варяг», достаточно знать, что его длина равна почти 200 метрам – это 2 футбольных поля. В высоту крейсер, как 10-этажный дом, при этом это самый быстроходный и самый вооруженный боевой корабль Тихоокеанского флота.

www.1tv.ru

Взорванная легенда. Что нужно знать о крейсере «Варяг» | Люди | ОБЩЕСТВО

Легендарный бронепалубный российский крейсер «Варяг», которым командовал знаменитый контр-адмирал из Петербурга Всеволод Руднев, ровно 115 лет назад был спущен на воду на американской верфи.

Военно-морской флот России в конце XIX века стремительно увеличивался. В строй вступали всё новые корабли, которые впоследствии участвовали в многочисленных боевых действиях. Верфи внутри страны порой не справлялись с заказами военных, которым в итоге пришлось обращаться к специалистам из-за рубежа.

Одна из верфей США в 1898 году и приняла заказ на постройку крейсера «Варяг», которому за свою недолгую историю пришлось, несмотря на огрехи в конструкции, поучаствовать в русско-японской войне, воскреснуть, поменять имя и окончательно упокоиться на дне Ирландского моря, так и не причалив в качестве музея к родному берегу.

Берег Филадельфии

Крейсер «Варяг» по заказу российского флота был заложен на американской верфи «Чарльз Уильм Крамп и сыновья» в Филадельфии в мае 1898 года. Считалось, что сталь в США – лучшего в мире качества. Спустя год и несколько месяцев судно спустили на воду. Это произошло 1 ноября 1899 года.

Корабль передали Военно-морскому флоту России в 1900 году, а уже спустя год ввели в строй – он предназначался для усиления Тихоокеанской эскадры. Познакомиться с новым судном пожелало и руководство страны. По сведениям историков, император Николай II был настолько впечатлен внешним видом «Варяга», похожего на океанскую яхту, что даже простил строителям недочеты судна.

Императрица Мария Федоровна впоследствии также говорила, что якобы до неё дошли слухи, будто на американской верфи обманули заказчиков из России, использовав при сборке некачественные материалы и котлы.

О недочетах «Варяга» тогда говорили и многие военные чиновники. В частности, у крейсера был слишком маленький руль для корабля такого водоизмещения, пушки не имели щитов, отсутствовали и оружейные башни. Нарекания вызывал радиотелеграф. Самой же большой проблемой оказалась силовая установка. В США на «Варяг» поставили паровые котлы новой, но недостаточно испытанной системы Никлосса, вместо котлов Бельвилля. Американцы на этом смогли сэкономить. Впрочем, на испытаниях корабль развил большую скорость — 23,5 узла.

Крейсер перед началом русско-японской войны. Фото: Commons.wikimedia.org

Когда «Варяг» переходил через океан, котлы по какой-то причине начали сдавать. В России придать кораблю резвость специалисты так и не смогли. Когда крейсер прибыл в Порт-Артур, ему уже был необходим капитальный ремонт – у него перегревались подшипники и лопались корабельные трубки. Рекомендованная же ему скорость оказалась всего 14 узлов.

Чарльз Крамп в свою очередь обвинил россиян, что им нужно было самим тщательнее следить за состоянием корабля, а не валить всё на завод, который вложил в «Варяг» немало сил.

Герой Всеволод Руднев

Приказ по Морскому министерству о назначении командиром крейсера «Варяг» Всеволода Руднева вышел в декабре 1902 года.

Всеволод Руднев решился на отчаянный прорыв со своим крейсером. Фото: Commons.wikimedia.org

Будущий герой русско-японской войны появился на свет в семье военного в городе-крепости Динамюнде, который сейчас является районом Риги. После смерти своего отца Федора Руднева, который был героем русско-турецкой войны, перебрался в возрасте 11 лет с семьей в город Любань Петербургской губернии. В 1872 году Всеволод поступает в Морское училище в Северной столице, при этом обучается за счет государства.

Далее были походы по Балтийскому морю, служба на учебном фрегате «Петропавловск», крейсере «Африка» — на нем Руднев совершил кругосветное путешествие. Кругосветку в дальнейшем он повторит и в чине капитана второго ранга в 1895 году на броненосце «Император Николай I».

Впоследствии, перед встречей с «Варягом», в его карьере будут канонерская лодка «Гремящий», броненосец береговой обороны «Чародейка» и эскадренный миноносец «Скат», который пришлось вести в Кронштадт при ужасных погодных условиях.

Службу на Дальнем Востоке Руднев начинает в 1900 году, когда становится помощником старшего командира в Порт-Артуре, являвшимся на тот момент базой Первой Тихоокеанской эскадры. Он участвовал в работах по модернизации.

В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана первого ранга, а спустя год крейсер «Варяг», с которым совершил подвиг, воспетый впоследствии многими поколениями, и принесший ему звание героя русско-японской войны.

Увековеченная битва

Слабые ходовые характеристики построенного в США судна оставили корабль накануне военных действий в корейском порту Чемульпо. Здесь в феврале 1904 года «Варяг» занимался охраной русской миссии и исполнял обязанности стационера на рейде. К крейсеру также в качестве курьера приставили канонерскую лодку «Кореец». Между тем Япония в течение долгого времени форсировала усилия по подготовке к войне, что позволило ей добиться значительного превосходства в силах над дальневосточной группой российских войск.

9 февраля Всеволод Руднев получил от японского контр-адмирала Сотокити Уриу ультиматум, в котором было сказано о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. «Корейцу» и «Варягу» предложили до полудня покинуть рейд, или японская эскадра попросту уничтожит их.

Израненный крейсер после легендарной битвы. Фото: Commons.wikimedia.org

Руднев принял решение прорываться из залива, вступив в неравный бой. После выстрела японского крейсера «Асама», началась часовая битва. Руднев впоследствии рапортовал, что «Варяг» сумел потопить один миноносец и даже повредить «Асаму». Впрочем, в японских архивах о потерях с их стороны указано не было. Российский же крейсер получил порядка 11 пробоин в битве. На «Варяге» погибли 30 матросов и один офицер, еще 191 человек были сильно или легко ранены. На «Корейце» же потерь не было.

Всеволод Руднев посчитал, что корабль уже не сможет продолжать бой, после чего он отправился обратно в Чемульпо. Там команду свезли на нейтральные корабли, а «Варяг» затопили. Канонерскую лодку «Кореец» попросту взорвали.

Через нейтральные порты моряки с двух судов вернулись на родину. Героев в Петербурге встречал император Николай II, вручивший каждому именные часы. Руднев получил Георгиевский крест IV степени, а также чин флигель-адъютанта и эскадренный броненосец «Андрей Первозванный», который еще только закладывали в Петербурге – им он командовал не долго, поскольку в 1906 году его сменил на мостике Павел Новицкий. Сам же прославленный командир «Варяга» доживал свой век в деревне Мышинки Тульской области, где скончался в возрасте 57 лет в 1913 году.

Воскресили, перекупили и затопили

Затопленный после битвы у Чемульпо крейсер «Варяг» не был забыт противниками. Японцы подняли его в 1905 году, после чего отремонтировали и ввели в строй. Тогда он ходил под названием «Соя». Использовать судно Япония начала для учебных целей. Корабль попутешествовал к Гавайским островам и Северной Америке, а затем вновь попал в Россию.

В 1916 году, когда стороны уже были союзниками в Первой мировой войне, «Варяг» выкупили обратно. Судно включили в состав флотилии Северного Ледовитого океана – крейсер находился в Мурманске.

Крейсер, поднятый со дна после затопления на службе у Японии. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя ещё год Россия решила отправить корабль на ремонт в Великобританию, но его британцы конфисковали, поскольку советское правительство наотрез отказалось платить по долгам Российской Империи. Далее «Варяг» перепродали фирмам из Германии на слом, а в 1925 году крейсер погиб. Судно при буксировке в Ирландском море налетело на скалы. Далее его попросту разобрали на металл на месте аварии и взорвали.

Остались обломки

В 2003 году журналист Алексей Денисов организовал экспедицию в район гибели «Варяга» и обломки корабля были найдены. Они лежали на дне Ирландского моря в 80 километрах к югу от Глазго и в полукилометре от берега. Крейсер покоился на глубине около восьми метров.

Любопытно, что в экспедиции, за которую затем вручили телевизионную премию «ТЭФИ», сумел принять участие и внук командира крейсера Никита Руднев. Он появился на свет во Франции в 1945 году, куда вся семья перебралась после революции. Внуку Всеволода Руднева удалось спустя 80 лет после гибели корабля прикоснуться к металлу, ставшему реликвией.

Увековечили в культуре

Подвигу корабля, принявшего бой в начале русско-японской войны, почти сразу после битвы посвятил свое стихотворение «Der «Warjag» австриец Рудольф Грейц. Его опубликовали в журнале «Югенд». Спустя пару месяцев, в апреле 1904 года, в России появился его перевод. Вскоре стихи положили на музыку и впервые исполнили на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Корейца» и «Варяга».

Также подвигу крейсера «Варяг» был посвящен фильм, вышедший в 1946 году, режиссером которого выступил Виктор Эйсымонт. К тому моменту сам корабль уже покоился на дне Ирландского моря, поэтому в его роли выступил легендарный крейсер «Аврора», который киношникам пришлось значительно «загримировать», изменив его облик.

Аллюзию на подвиг экипажа корабля можно заметить и в спектакле «Как я съел собаку» российского драматурга Евгения Гришковца, где он упоминает о гибели российских моряков.

Картина Петра Мальцева, посвященная подвигу моряков. Фото: www.russianlook.com

Также бой крейсера «Варяг» был положен в основу сюжетов повести Игоря Андреева «Прорыв» 1985 года и фантастического Романа Глеба Дойникова «Варяг» — победитель», увидевшего свет в 2008 году.

spb.aif.ru

На воду спущен крейсер «Варяг»

Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской империи и был спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года.

По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных — он стал самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.


В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом.

Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки двухсерийного документального телефильма «Крейсер «Варяг»», и летом того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков «Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов.

3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута, на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев, специально прилетевший из Франции.

30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера. 11 сентября 2007 года открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут – именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.

www.calend.ru

Знаменитый крейсер “Варяг” был построен в США: spetsialny — LiveJournal


Разработка системы управления огнем для броненосца “Бородино” была величайше поручена Институту точной механики при дворе его Императорского Высочества. Созданием машин занималось Русское Общество паросиловых установок. Ведущий научно-производственный коллектив, чьи разработки успешно применялись на боевых кораблях по всему миру. В качестве систем вооружения были приняты орудия Иванова и самодвижущиеся мины конструкции Макарова…

Вы все, там, на верхней палубе! Прекратить насмешки!

Система управления огнем была французская, mod. 1899. Комплект приборов был впервые представлен на выставке в Париже и немедленно приобретен для РИФ его командующим Великим князем Алексеем Александровичем (по воспоминаниям родственников, le Beau Brummel, едва ли не постоянно проживавшим во Франции).

В боевой рубке устанавливались горизонтально-базовые дальномеры марки Barr and Studd. Применялись котлы конструкции Белльвиля. Прожекторы Манжена. Паровые насосы системы Вортингтона. Якоря Мартина. Помпы Стона. Орудия среднего и противоминного калибра — 152- и 75-мм пушки системы Canet. Скорострельные 47 мм пушки Hotchkiss. Торпеды системы Уайтхеда.

Сам проект “Бородино” представлял видоизмененный проект броненосца “Цесаревич”, спроектированного и построенного для Русского Императорского флота специалистами французской верфи “Форж и Шантье”.

Во избежание недоразумений и необоснованных упреков необходимо сделать пояснение для широкой аудитории. Хорошая новость — большая часть зарубежных названий в конструкции ЭБР “Бородино” принадлежала системам, произведенным по лицензии в России. С технической стороны они также соответствовали лучшим мировым стандартам. Например, общепринятая конструкция секционного котла системы Бельвилля и очень удачные пушки Гюстава Канэ.

Впрочем, уже одна французская система управления стрельбой на русском ЭБРе заставляет задуматься. Зачем и почему? Выглядит так же нелепо, как “Иджис” на советском “Орлане”.

Плохих новостей две.

Великая империя с населением 130 млн. человек, с качественной системой образования (для избранных) и развитой научной школой — Менделеев, Попов, Яблочков. И при том кругом сплошные зарубежные технологии! Где наш отечественный “Белльвиль”? А ведь он был — инженер-изобретатель В. Шухов, сотрудник российского филиала фирмы “Бабкок&Уилксос”, запатентовавший вертикальный котел собственной конструкции.

В теории всё было. На практике — сплошные Бельвилли, братья Никлосс и ЭБР “Цесаревич” на верфи “Форж и Шантье” в качестве образца-эталона для русского флота.

Но, что особенно обидно, корабли на отечественных верфях строились в разы медленнее. Четыре года для ЭБР “Бородино” против двух с половиной лет для “Ретвизана” (“Крэмп & Санс”). Сейчас не стоит уподобляться узнаваемому герою и вопрошать: “А почему? Кто это сделал?” Ответ находится на поверхности — нехватка инструмента, станков, опыта и умелых рук.

Другая проблема заключена состоит в том, что даже при “взаимовыгодном сотрудничестве” в условиях “открытого мирового рынка” что-то не наблюдается торпед конструкции Макарова на вооружении французского флота. Да и вообще не наблюдается ничего, что бы указывало на обмен технологиями. Всё, всё по старой, проверенной схеме. Мы им — деньги и золото, они взамен — свои технические новинки. Котел Бельвилля. Мина Уайтхэда. Айфон-6. Потому, что русские монголы в плане творческого процесса — полные импотенты.

Если говорить конкретно за флот, то даже лицензий хватало не всегда. Приходилось просто брать и размещать заказы на зарубежных верфях.

Уже не скрывается факт, что крейсер “Варяг” был построен в США. Гораздо менее известно, что второй участник легендарного боя, канонерка “Кореец”, строилась в Швеции.

Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки — Гавр, Франция.
Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» — Сен-Назер, Франция.
Бронепалубный крейсер «Аскольд» — Киль, Германия.
Бронепалубный крейсер «Боярин» — Копенгаген, Дания.
Броненосный крейсер «Баян» — Тулон, Франция.
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье».
Броненосный крейсер «Рюрик», построен на английской верфи «Барроу-инн-Фёрнесс».
Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Крэмп & Санс» в Филадельфии, США.
Серия миноносцев «Кит», верфь Фридриха Шихау, Германия.
Серия миноносцев «Форель», строились на заводе А. Нормана во Франции.
Серия «Лейтенант Бураков» — «Форж & Шантье», Франция.
Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» — верфь Шихау, Германия.
Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» были построены в Германии и, соответственно, Великобритании.
«Батум» — на верфи Ярроу в Глазго, Великобритания (список неполный!).

Очень едко по этому поводу высказался постоянный участник “Военного обозрения”:

Ну, понятно у немцев заказывали корабли. Они хорошо строили, машины на них были отличные. Ну, ясно во Франции, типа союзник, плюс откаты Великим князьям. Можно понять и заказ американцу Крампу. Делал быстро, много обещал и откатывал всяко не хуже французов. Но мы, оказывается, при царе-батюшке даже в Дании заказывали крейсеры.
Комментарий от Эдуарда (qwert).

Раздражение хорошо объяснимо. При том колоссальном разрыве в технологиях и производительности труда постройка серии бронепалубных крейсеров эквивалентна постройке современного космодрома. Отдавать столь “жирные” проекты на откуп иностранным подрядчикам убыточно и неэффективно по всем статьям. Эти деньги должны доставаться рабочим адмиралтейских верфей и двигать отечественную экономику. А вместе с ней развивать собственную науку и промышленность. Так стремились поступать все во все времена. Воровать с прибыли, а не убытков. Но у нас так не принято.

У нас делалось иначе. Схема звалась “чтоб украсть рубль, навреди стране на миллион”. Французам контракт, они, кому надо, — откат. Свои верфи сидят без заказов. Промышленность деградирует. Квалифицированные кадры не нужны.

Было время даже пытались строить линкоры-дредноуты, так лучше бы не пытались. При реализации сложнейшего проекта отчетливо проявились все недостатки дореволюционной России. Повсеместный недостаток производственного опыта, станков и грамотных специалистов. Помноженный на некомпетентность, кумовство, откаты и бардак в кабинетах Адмиралтейства.

В результате грозный “Севастополь” строился шесть лет и к моменту подъёма Андреевского флага совершенно устарел. Ничуть не лучше оказалась “Императрица Мария”. Посмотрите на их ровесников. Кто одновременно с ними вступил в строй в 1915 году? Случаем не 15-дюймовый “Куин Элизабет”? И после этого скажите, что автор необъективен.

Говорят, еще был могучий “Измаил”. Или не был. Линейный крейсер “Измаил” оказался непосильной ношей для РИ. Довольно странная привычка — выдавать за достижение то, чего не сделали.

Даже в мирное время, при непосредственной помощи зарубежных подрядчиков, корабли раз за разом превращались в долгострои. С крейсером все оказалось еще серьёзнее. Когда степень готовности “Измаила” достигла 43%, Россия ввязалась в войну, в которой отсутствовала всякая цель, объективная польза, и в которой было невозможно победить. Для “Измаила” это был конец, т.к. часть его механизмов импортировалась из Германии.

Если вести разговор вне политики, то ЛКР “Измаил” также не являлся показателем расцвета империи. На Востоке уже заалел рассвет. Во весь рост вставала Япония со своим 16-дюймовым “Нагато”. Таким, от которого опешили даже их учителя-британцы.

Время шло, прогресса особо не наблюдалось. С точки зрения автора, промышленность в царской России находилась в полном упадке. Вы можете иметь отличное от авторского мнение, которое, впрочем, доказать будет непросто.

Спуститесь в машинное отделение эсминца “Новик” и прочтите, что выбито на его турбинах. Ну-ка, подайте сюда свет. Неужели? A.G. Vulkan Stettin. Дойчес Кайзеррайх.

С моторами не заладилось с самого начала. Заберитесь в мотогондолу того же “Ильи Муромца”. Что там увидите? Двигатели марки “Горыныч”? Право, сюрприз. Renault.

Легендарное царское качество

Все факты свидетельствуют о том, что Российская империя плелась где-то в самом конце списка развитых государств. После Великобритании, Германии, Штатов, Франции и даже Японии, которая, пройдя позднюю модернизацию Мэйдзи, к 1910-гг. сумела во всем обойти РИ.

В общем, Россия была совсем не там, где подобает империи с такими амбициями.

После этого шутки про “лампочку Ильина” и государственную программу ликвидации неграмотности уже не кажутся такими смешными. Прошли годы, и страна вылечилась. Полностью. Она станет государством с лучшим в мире образованием, с передовой наукой и развитой промышленностью, которая умела делать все. Импортозамещение в важнейших отраслях (военпром, атом, космос) составляло 100%.

А потомки разбежавшихся дегенератов будут еще долго скулить в Париже о “России, которую они потеряли”.
Автор А. Долганов.

Источник: http://topwar.ru/94575-o-raspilah-i-otkatah-v-carskoy-rossii.html

spetsialny.livejournal.com

Крейсер «Варяг» — это… Что такое Крейсер «Варяг»?

Крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер «Варяг» был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США). Он сошел со стапелей филадельфийских доков 31 октября (19 октября по ст. ст.) 1899 года. Свое название корабль получил в честь одноименного парусно-винтового корвета, участника американской экспедиции 1863 года.

По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, «Варяг» был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

После испытаний в 1901 году корабль был представлен петербуржцам.

В мае 1901 года крейсер был срочно отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер, обойдя полсвета, отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы в качестве стационера. На рейде, помимо «Варяга», находились корабли международной эскадры.

Поначалу служба «Варяга» на рейде Чемульпо протекала спокойно. 18 января (5 января по ст. ст.) 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка «Кореец», а 8 февраля (26 января по ст. ст.) когда она попыталась уйти из Чемульпо, море была остановлена японской эскадрой и повернула обратно.

Ночью 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1904 года, в первый день русско-японской войны (1904-1905), длившейся 588 дней, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», находившиеся в корейской бухте Чемульпо, были блокированы японской эскадрой.

Экипажи российских кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой у острова Йодольми в Жёлтом море с японской эскадрой, в составе которой было шесть крейсеров и восемь миноносцев.

Всего за время сражения экипаж крейсера «Варяг» выпустил более 1,1 тысячи снарядов, потопил японский миноносец и вывел из строя два крейсера противника.

Но и сам «Варяг» к концу боя практически полностью исчерпал свои боевые возможности к сопротивлению из-за больших потерь в личном составе и многочисленных серьезных повреждений. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери крейсера составили 130 человек — 33 убитых и 97 раненых. «Кореец» не получил никаких повреждений и не имел потерь в экипаже.

Неравный бой длился 50 минут. Не сумев прорваться, корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета во избежание захвата японцами «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван. Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.

Экипажи русских кораблей были вывезены иностранными стационерами в Шанхай (Китай), а оттуда на нейтральных транспортах отправлены в Россию.

На следующий день после легендарного боя вся мировая общественность сразу заговорила о беззаветной храбрости русских моряков. Были выпущены десятки красочных альбомов, картин, книг, памятных медалей и открыток с портретами командиров и изображениями «Варяга» и «Корейца». Появилась знаменитая песня «Памяти «Варяга». Стихи были написаны австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем, переведены Евгенией Студенской, а положил их на музыку воспитанник Астраханского гренадерского полка Алексей Турищев. Песня мгновенно стала народной.

Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой — Георгиевским крестом. После торжеств команда «Варяга» была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли. Командир Всеволод Руднев был награжден, повышен по службе и стал командиром еще только строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный», позже был отправлен в отставку.

Действия «Варяга» во время сражения восхитили даже противника — после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

После легендарного боя в бухте Чемульпо «Варяг» пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято со дна моря, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем «Соя». Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме — «Варяг».

В 1916 году Россия приобрела у своей уже союзницы Японии бывшие русские боевые корабли «Пересвет», «Полтава» и «Варяг». После выплаты четырех миллионов йен «Варяг» был восторженно встречен во Владивостоке и 9 апреля (27 марта по ст. ст.) 1916 года на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг. Корабль был зачислен в Гвардейский экипаж и направлен для усиления Кольского отряда Северно-Ледовитого флота. 1 декабря (18 ноября по ст. ст.) 1916 года крейсер «Варяг» торжественно встречали в Мурманске. Здесь он был назначен флагманским кораблем Морских сил обороны Кольского залива.

Однако машины и котлы крейсера требовали немедленного капитального ремонта, а артиллерия — перевооружения. Всего за несколько дней до Февральской революции «Варяг» ушел в Англию, на судоремонтные доки Ливерпуля. В ливерпульском доке «Варяг» простоял с 1917 по 1920 год.

Необходимые средства на его ремонт (300 тысяч фунтов) так и не были выделены. В феврале 1920 года, следуя на буксире через Ирландское море в Глазго (Шотландия), куда он был продан на металлолом, крейсер попал в сильный шторм и сел на камни. Все попытки спасти корабль оказались неудачными. В 1925 году крейсер был частично разобран на месте, а 127-метровый корпус взорван.

В 1947 году был снят художественный фильм «Крейсер «Варяг», а 8 февраля 1954 года, в канун 50-летия подвига «Варяга», в Москве состоялся торжественный вечер с участием ветеранов битвы при Чемульпо, где от имени советского правительства героям-«варяжцам» были вручены медали «За отвагу». Юбилейные торжества проходили во многих городах страны.

К 100-летию героического сражения в 2004 году в бухте Чемульпо российской делегацией был установлен памятник русским морякам «Варяга» и «Корейца». На открытии мемориала в порту Инчхона (бывший город Чемульпо) присутствовал флагман Тихоокеанского флота России гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

Нынешний «Варяг» — преемник одноименного легендарного корабля первого поколения — вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать надводные и наземные цели на значительном удалении. Также в его арсенале находятся реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. Поэтому в НАТО российские корабли такого класса образно называют «убийцами авианосцев».

В 2007 году в Шотландии, где нашел свое последнее пристанище легендарный «Варяг», был открыт мемориальный комплекс, на котором присутствовал большой противолодочный корабль (БПК) ВМФ России «Североморск». Эти памятники, выполненные в русских морских традициях, стали первыми мемориалами русскому воинскому духу за границей России и вечным символом благодарности и гордости потомков.

В 2009 году к 105-летию легендарного боя с японской эскадрой был создан уникальный международный выставочный проект «Крейсер «Варяг».

Обретение реликвий», включающий в себя подлинные раритеты с легендарного судна и канонерской лодки «Кореец» из фондов российских и корейских музеев. Подобной выставки, демонстрирующей реликвии российского флота еще не было в отечественной истории.

В 2010 году власти южнокорейского города Инчхон передали России на временное хранение гюйс (носовой флаг) легендарного крейсера «Варяг» во время визита в Южную Корею президента России.

Флаг экспонировался в Москве, Санкт-Петербурге, побывал на базах всех четырех флотов Военно-морских сил России, а также в Тульской области, где похоронен командир корабля Всеволод Руднев. Потом флаг был передан на хранение в Центральный военно-морской музей.

В 2012 году власти Инчхона приняли решение продлить временное хранение гюйса в России.

Легенда русского флота – крейсер «Варяг». Кадры из архива

Крейсер Варяг и капитан первого ранга Руднев

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Что представляет собой гвардейский ракетный крейсер «Варяг»? | Справка | Вопрос-Ответ

12 декабря после завершения российско-индийских военно-морских учений «Индра» гвардейский ракетный крейсер «Варяг» направится из Бенгальского залива в Средиземное море. Он сменит ракетный крейсер «Москва», который в настоящий момент несёт боевое дежурство у берегов Сирии и обеспечивает прикрытие с воздуха российской авиабазы Хмеймим и порта Тартус, где находится пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ.

Смотрите также: Российские базы временного базирования в Сирии. Инфографика

Что представляет собой крейсер «Варяг»?

Гвардейский крейсер «Варяг» — ракетный крейсер, третий корабль проекта 1164 «Атлант»*, флагман Тихоокеанского флота России. Он был построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Крейсер изначально был назван «Червона Украина» (в пер. с украинск. — «Красная Украина») в честь одноимённого корабля, уничтоженного в 1942 году в Севастопольской бухте.

Крейсер был спущен на воду в 1983 году, в 1989 году был принят в состав ВМФ СССР. 7 января 1990 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР.

В 1996 году по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России.

Ракетный крейсер проекта 1164 предназначен для:

  • нанесения ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника,
  • обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных поисково-ударных групп,
  • решения задач коллективной противовоздушной обороны соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов.

Вспомогательными задачами считается борьба с подводными лодками, огневая поддержка десантов, обстрел побережья, занятого противником.

Технические характеристики

  • Экипаж — 480 чел.
  • Дальность плавания — 7,5 тыс. морских миль.
  • Автономность плавания — 30 суток.
  • Водоизмещение — 11 280 т.
  • Длина — 186,5 м.
  • Ширина — 20,8 м.
  • Высота — 2,5 м.
  • Осадка — 7,6 м.

Вооружение:

Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ПКР П-1000), обладающих максимальной дальностью ведения огня в 700 км.

Противолодочное — два торпедных аппарата, реактивные бомбовые установки РБУ-6000.

Противолодочный вертолёт Ка-25/Ка-27.

Противовоздушное — одна 130-мм установка АК-130, шесть — АК-630, две установки ЗРК «Оса-МА», восемь ЗРК С-300Ф «Форт».


* Проект 1164 «Атлант» (код НАТО — Slava class) — класс советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между тяжёлыми атомными ракетными крейсерами типа «Киров» (проект 1144 «Орлан») и эскадренными миноносцами типа «Современный» (проект 956 «Сарыч»).

aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *