По бывшим лагерям ГУЛАГа в Сибири | Россия | ИноСМИ

«Изучение этих места очень выматывает психологически, потом, вернувшись из России, я всегда заболеваю», — говорит Штепан Черноушек (Štěpán Černoušek), путешественник, русист и один из основателей гражданского объединения Gulag.cz, которое уже несколько лет ездит в экспедиции по бывшим лагерям вдоль Мертвой дороги — недостроенного железнодорожного полотна, ведущего из Салехарда в Игарку.

Железную дорогу длиной 1459 километров в районе полярного круга после Второй мировой войны строило до 80 тысяч заключенных.

Тем не менее экспедиции в лагеря в сибирской тайге проводятся редко, и деятельность чешского объединения в некотором смысле уникальна. Исследования на тему ГУЛАГа сейчас в России не имеют особой поддержки.

«И хотя это не запрещено, в то же время действующий режим не склонен к подобного рода вещам. Путин говорит, что распад СССР был главной геополитической катастрофой 20-го века и что Сталин был хорошим менеджером», — утверждает Штепан Черноушек.

Ihned.cz: В России были тысячи лагерей. Почему Вы пять лет назад начали приезжать именно в эти — вдоль Мертвой дороги?

Штепан Черноушек: Здесь соединились сразу три моих страсти. Я люблю железные дороги, мне нравится путешествовать в отдаленные части России, что я делаю уже, наверное, лет 20, и мне интересен ГУЛАГ. Я был и на Колыме на Дальнем Востоке, где находились самые крупные лагеря. Но больше всего меня заинтересовала Мертвая дорога, куда я постоянно возвращаюсь, потому что там брошенные и относительно сохранившиеся лагеря ГУЛАГа в таком состоянии и в таком количестве, в каком их не найти в других местах.


— Насколько сложны поездки в такие далекие края?

— Это достаточно сложно. Прошлой осенью мы вчетвером отправились в места, расположенные где-то в 200 километрах от ближайшего поселения. Сначала мы летели на нанятом вертолете глубоко в тайгу, дальше — на лодке и потом 30 километров пробирались пешком через заросли. На обратном пути у нас в какой-то момент перестал работать мотор на лодке, в итоге нас через четыре дня после «кораблекрушения» спасла рыбацкая лодка, которая случайно шла мимо. Электричество мы получали с помощью солнечных панелей. Мы поехали в сентябре, потому что в это время там уже не должно быть туч назойливых комаров, лезущих и под защитную сетку на лице, и в рукава. Так и оказалось — когда пошли дожди, и температура опустилась до нуля.

И в то же время путешествие по тайге — невероятный опыт. Во всех этих экспедициях меня интересовали не только лагеря, но и вся Сибирь, ее коренные народы, яркость и какая-то более ощутимая суть жизни, которая там есть. И в то же время эта страна полна абсурда и парадоксов. Причина, по которой я туда постоянно езжу, скорее, кроется в чувствах, не в разуме.

— Что произошло с лагерями в других частях России?

— Их или бросили и разрушили сами заключенные, или со временем строения стали частью городов и заводов. Некоторые лагеря разобрали люди из соседних деревень. Таких лагерей, какие сохранились на Мертвой дороге, немного. До них сложно добраться, особенно в восточной части страны, в очень глухой и малонаселенной области. Ближайшая деревня или город — в 100 — 200 километрах.

К тому же после смерти Сталина эти лагеря покидали наспех, в том числе благодаря этому они и сохранились. В одном из лагерей мы даже нашли на дверях надпись: «5 мая 1953 — день освобождения для 200 человек из этого барака». Сталин умер 5 марта, так что все происходило очень быстро. Например, локомотивы, которые нельзя было увезти, разрезали автогеном и оставляли там, где они лежали. Благодаря стремительному уходу из лагерей там до сих пор сохранилось много письменных свидетельств.

— Каких например?

— В бараках под нарами, вдоль развалившихся стен и в камнях мы нашли измятые письма, отрывки записок. А в одном административном бараке, где вели учет строительства и всей работы лагеря, мы обнаружили картотеку заключенных, личные письма, ведомости — множество документов, из которых складывается мозаика жизни в лагере. И это все равно лишь осколок того, что, наверное, можно было бы найти, если бы у нас было больше времени и хорошее археологическое оборудование.


— Одна из Ваших самых значительных находок — дневник заключенного.

— Мы нашли этот дневник за балкой в больничном туалете. Скорее всего, он принадлежал какому-то инженеру. В дневнике он делал записи о том, как работают различные устройства, как проходят химические реакции. Автор собирал знания из разных технических сфер, потому что в лагере очень ценилось, когда кто-то умел что-то делать. В дневнике есть и пара личных записей, и даже стихи. Это очень ценно. Благодаря подобным находкам лагерь оживает — мы подходим очень близко к судьбе отдельного заключенного.

— Какой была жизнь в лагере?

— Заключенные, оставившие воспоминания, не только те, кто был на Мертвой дороге, сходятся в одном: выжить можно было только в том случае, если узник, хотя бы на время, становился «придурком» — человеком, выполняющим в лагере различные работы. Например, обеспечивал лагерь дровами для отопления, помогал в администрации учреждения или в больнице, брил заключенных. Такие работы были спасением, потому что так можно было избежать 20-часовых смен на пятидесятиградусном морозе. Невыполнение часто немыслимой дневной нормы означало снижение и так минимальной продуктовой пайки. Долго так нельзя было продержаться, и заключенные умирали от голода, истощения, от разных болезней.

— Но послевоенные лагеря уже не были исключительно ликвидационными, как, например, в 20-е и 30-е годы, хотя людей в них, наверное, погибло не меньше.

— Отчасти это правда, но, конечно, советские лагеря никогда не предназначались непосредственно для ликвидации. А лагеря на Мертвой дороге по сравнению с другими, можно сказать, были особыми — привилегированными. До сих пор сохранившиеся бараки свидетельствуют о том, что тогда их строили капитально, что было далеко не везде. В некоторых лагерях люди спали просто в землянках или под навесом, в том числе зимой. От этих лагерей ничего не сохранилось. Конечно, барак в лагере на Мертвой дороге — это общее помещение с кроватями в несколько ярусов, а в центре — одна маленькая печка, которая не могла все это отапливать. Но все равно при определенных обстоятельствах там проще было выжить, чем под брезентом или в земляной яме.


— Почему лагеря на Мертвой дороге были привилегированными? Ведь еще при жизни Сталина многие, в том числе Берия, знали, что работа заключенных, у которых была только примитивная техника, не выгодна, а проекты слишком масштабны.

— При Сталине никто не осмеливался сомневаться в целесообразности строительства дороги. Когда в конце 40-х годов начали строить железную дорогу на севере, речь шла о стратегически важном проекте. Согласно одной из версий причиной начала строительства было то, что побережье Северного Ледовитого океана не было защищено, и железная дорога должна была подойти к только что возведенным портам, чтобы при необходимости туда можно было перебросить армию.

Поэтому сначала строительство шло ускоренными темпами, и у заключенных была мотивация работать. Они получали плату за каждый день с перевыполненной нормой, и на день сокращалось наказание. Заключенные на Колыме, где добывались золото и другие полезные ископаемые, о таком могли только мечтать. Но уже в начале 50-х годов ситуация стала меняться. Например, стали применяться бомбардировщики с большей дальностью полета, и поэтому строительство портов и железной дороги потеряло смысл. К тому же становилось все очевиднее, что для содержания железной дороги в должном состоянии ею должны были бы постоянно заниматься все те же 80 тысяч заключенных.

— Что с ними стало после того, как лагерь закрыли?

— Их перевели на другие стройки ГУЛАГа или досрочно освободили, что, как правило, не касалось политических заключенных. Им сроки заключения не сокращали. Одни ушли в Норильск, где строили огромные шахты для добычи никеля и платины, другие отправились на прочие стройки ГУЛАГа или же остались в ссылке в рамках заселения отдаленных областей.

— Сегодня в районе Мертвой дороги живут какие-то люди?

— В западной части у Салехарда сегодня добывают 90% российского газа, так что там с 70-х годов даже растут новые города. Но большая часть железной дороги проходит через тайгу и тундру, где живут только местные охотники и коренные сибирские народы. Во многих лагерях, которые мы посетили, до нас были представители коренных народов — селькупы, ханты, эвенки, ненцы. Они охотятся или кочуют с оленями по тайге. Лагеря они знают, но, скорее, сторонятся их, потому что считают, что там живут злые духи. Походы к Мертвой дороге предпринимают и российские рыбаки, которые живут в «ближайших» деревнях. Утром они садятся в лодку, весь день проходит в пути, а вечером они спят в бараке в бывшем лагере. Поэтому некоторые более доступные лагеря, находящиеся у реки, уже отчасти разобрали на дрова.

— Что Вы сделали со всеми находками?

— После первой экспедиции часть найденных артефактов мы оставили в музее в городе Игарка, где должна была закончиться Мертвая дорога и где о ней есть экспозиция. У музея нет особых средств, поэтому ему тяжело организовывать экспедиции в лагеря, которые расположены далеко в тайге. Эти предметы и письменные документы никак не охраняются, они там просто гниют. Охотники используют их для растопки, а если под тяжестью снега обвалится крыша барака — все это будет погребено навеки. Поэтому мы пытались сохранить как можно больше, все, что получалось, мы фотографировали на месте, часть предметов брали с собой.


Некоторые из них мы уже выставляли, например, в пражской Библиотеке Вацлава Гавела в рамках выставки «Чехословаки в ГУЛАГе». Еще мы все переводим в цифровую форму и — помимо панорамных снимков бараков — постепенно все публикуем на сайте Gulag.cz. На сайте на все это могут посмотреть люди со всего мира, так и получается. Благодаря статьям о нас, которые вышли в конце прошлого года в Daily Telegraph и в других СМИ в Германии, Хорватии и в самой России, у нас вдруг случалось до 20 тысяч просмотров в день. И тогда я говорю себе, что во всем этом есть смысл.

— Сами россияне не хотят организовывать экспедиции в бывшие лагеря и сохранять памятники?

— Несколько экспедиций на Мертвую дорогу ездят, но их, скорее, интересует сама железная дорога. Мало кто описывает лагеря и составляет их карты. Это делалось главным образом на переломе 80-х и 90-х годов. Но, с другой стороны, я сейчас общаюсь, например, с российским обществом «Мемориал» и с музеем истории ГУЛАГа в Москве. Они снова начинают собирать такие экспедиции, и даже с нами консультируются по вопросу используемых технологий. Исследования прошлого и ГУЛАГа, конечно, сейчас российское государство не слишком поддерживает.

— Какой подход к ГУЛАГу у российских историков?

— Очень многие из них на эту тему опубликовали качественные работы. Проблема в том, в последнее время в России выходит все больше релятивистской литературы, которая пытается опровергать уродство сталинизма и защищать Сталина, и даже заставлять восхищаться им. Тем не менее, все еще существуют и независимые объединения, например «Мемориал», которые давно занимаются ГУЛАГом и репрессиями вообще и проделали в этом направлении огромную работу. Эти организации хотят показать, насколько уродливо и ошибочно это было, и сегодня они также занимаются мониторингом положения заключенных в современных исправительных учреждениях.


— В России вообще есть какой-нибудь памятник ГУЛАГу — бывший лагерь?


— Я знаю только о бывшей колонии недалеко от города Пермь на Урале, из которой сделали музей. Он называется «Пермь-36». Но он консервирует состояние, сложившееся в 80-е годы, и не дает представления о лагерях 40-х и 50-х годов. И хотя некоторая связь с прошлым там прослеживается, все равно это уже не аутентичный сталинский лагерь. Конечно, еще существует большой Музей ГУЛАГа прямо в центре Москвы, и во многих местных краеведческих музеях по всей России есть экспозиции о ГУЛАГе и репрессиях в тех местах.

— Тема ГУЛАГа связана с писателем Александром Солженицыным. Пожалуй, он сыграл принципиальную роль в том, что западная Европа в 70-е годы открыла для себя ГУЛАГ.

— Главный вклад Солженицына — даже не в литературной ценности его произведений и не в фактической точности. Ряд обстоятельств, отмеченных в «Архипелаге ГУЛАГ», после открытия архивов был уточнен. Но Солженицын первым описал ГУЛАГ как огромную, комплексную отвратительную систему. Он собрал отрывки из писем заключенных, которые писали ему после его первого рассказа «Один день Ивана Денисовича». Он вышел при Хрущеве, в период оттепели. И это было событие, потому что Солженицын открыто описывал страсти лагерной жизни.

Когда потом в 1973 году за границей Солженицын издал «Архипелаг ГУЛАГ» и открыл эту тему и для западной общественности, он таким образом «сдул паруса» левым интеллектуалам типа Сартра, которые все еще защищали сталинскую систему. В то же время к концу жизни Солженицын пришел к достаточно безумному заключению, что русский опыт с лагерями настолько уникален, что он полезен для всего человечества. Солженицын был убежден в исключительности русского народа и начал открыто поддерживать Путина.

Чехословаки в лагерях ГУЛАГа

Граждан Чехословакии, подвергшихся репрессиям в 1917 — 1956 годах в Советском Союзе, предположительно было около 35 тысяч. Помимо заключенных ГУЛАГа, это те, кого казнили или депортировали и отправили в ссылку. Приблизительно половина граждан Чехословакии не пережили репрессий. Помимо этнических чехов (политических эмигрантов и представителей меньшинства, проживавшего в России еще при царях) и словаков, в это число мы включаем и чехословацких евреев и русинов из Подкарпатской Руси, которые бежали в Советский Союз во время войны от немецкой и венгерской оккупации и которых арестовали за нелегальных переход границ и отправили в лагеря ГУЛАГа (согласно доступным данным из украинских архивов, таких случаев во время войны было 5 — 8 тысяч).

Граждане Чехословакии подвергались репрессиям в СССР с самого начала его существования, их коснулись раскулачивание, преследование национальных меньшинств и якобы врагов народа в 1930-е годы, «великий террор» 1937 — 1938 годов, Вторая мировая война (значительную часть тогда находившихся в заключении чехословаков спасли амнистия и вступление в ряды батальона Людвика Свободы в Бузулуке), а также послевоенная насильственная репатриация российских и украинских эмигрантов, имевших чехословацкое гражданство. К этим чехословацким жертвам репрессий мы не причисляем еще тысячи лиц, интернированных в советские лагеря для военнопленных. Это судетские немцы, чехи и словаки, служившие в военных частях на стороне Германии.

Темой чехословаков в лагерях ГУЛАГа занимается отдельный проект объединения Gulag.cz и Института по изучению тоталитарных режимов. Помимо съемок свидетелей тех событий, исследователи занимаются изучением архивов на территории бывшего СССР. Этой теме также планируется посвятить цикл документальных фильмов в сотрудничестве с «Чешским телевидением».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Туда, где был ГУЛАГ и Сталин сидел в ссылке (Туруханск, Россия)

Вечером третьего дня плавания наш теплоход подошел к Туруханску. По расписанию стоянка здесь планировалась на час, но из-за того, что на одной из предыдущих остановок было очень много пассажиров, и мы задержались, капитан решил сократить ее до 20 минут, о чем и объявил расстроенным пассажирам. К тому же еще с утра зарядил дождь, а теперь, на наш взгляд, он даже усилился — по всей видимости, мы вошли в какой-то мощный циклон, так как дождь потом не прекращался несколько суток.

Туруханск да и весь Туруханский район всегда были местом ссылок и расположения лагерей ГУЛАГа. С 1923 по 1925 год здесь отбывал ссылку Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий — выдающийся хирург и доктор медицины, лауреат Сталинской премии, богослов, а позже епископ Красноярский и Енисейский, причисленный Православной церковью к лику святых. С 1949 по 1955 год сюда выслали дочь Марины Цветаевой Ариадну Эфрон. Когда она решила вернуться в Москву из эмиграции, из Парижа, Бунин на прощение сказал ей: «Дура, куда ты едешь, тебя же сгноят в Сибири!». Так оно и случилось. Ее отправили в Туруханск на пожизненное заключение, и Ариадна возненавидела его всей душой. А потому, как только узнала о своей полной реабилитации «за отсутствием состава преступления», тут же покинула его первым пароходом. В начале 1950-х сюда попал отец актера Савелия Крамарова — Виктор Крамаров. И много других известных и интересных личностей побывало в Туруханске не по своей воле, не говоря уже о тех тысячах спецпереселенцах, которых вывезли сюда насильно в годы войны и после нее — депортированных латышах, литовцах и поляках, прибывших с территорий, захваченных СССР в результате принятия пакта Молотова — Риббентропа, немцах из Поволжья, этнически неугодных финнах из Ленинградской области, евреях, украинцах, калмыках, мордвинах, татарах и понтийских греках из Краснодарского края. Так, в 1945 году только в Туруханске проживало более 650 депортированных. А сколько их было по всему Туруханскому району?

Кстати, обычно до Красноярска их везли эшелонами, а уже в самом Красноярске не редко погружали на пароходы и отправляли вниз по Енисею — да-да, тем же самым путем, которым теперь шли мы, только совсем в других условиях. Пароходы, по описаниям свидетелей, были набиты переселенцами, как бочки сельдями. Там на открытых палубах, без кают ехали женщины с маленькими детьми, старики. Многие погибали в пути. Правда, семьи с большим количеством детей старались высаживать в деревнях более южных и в более климатически пригодных для жизни районах. Одиноких же отправляли все дальше и дальше на север. И только через несколько лет после смерти Сталина все эти спецпереселенцы получили возможность вернуться на свою Родину. А тогда за попытку побега, к коей могли отнести даже отлучку по делам в соседнюю деревню, грозила 20-летняя каторга…

Поэтому, когда мы увидели залитый дождем дебаркадер Туруханска, с намалеванным от руки обычной и уже успевшей облупиться краской названием, первой мыслью, пришедшей в голову, было, что совсем ничего не изменилось с тех пор, и сюда, как и раньше, с успехом можно продолжать ссылать невинных граждан — условия жизни здесь, если и улучшились, то не намного. И мы, по всей видимости, не были далеко от истины…

Первоначально поселение Туруханск появилось в 17 веке. Тогда здесь было зимовье, а казаки, которые его основали, занимались тем, что собирали налоги в виде пушнины с коренных жителей — в общем, дела обстояли так же, как в Ворогове, о коем я рассказывала в своей предыдущей заметке. Кстати, основной коренной народностью в то время здесь были кеты. Сейчас их осталось очень мало — буквально чуть более 900 по переписи 1989 года.

Как в 17 веке, так и сейчас, кеты занимались охотой и рыболовством. А народность это уникальная, и ее происхождение ученые не могут выяснить до сих пор. Дело в том, что кеты общаются на своем изолированном языке, который не имеет ничего общего с языками других территориально близких к ним народностям. Лингвисты говорят, что в их языке есть что-то общее с отдельными изолированными языковыми группами: например, рядом языков кавказских горцев, испанских басков и даже северо-американских индейцев. Некоторые считают кетов потомками древнего тибетского населения, от которого произошли атабаски. В общем, народность интересная и очень жаль, что с каждым годом ее представителей становится все меньше и меньше.

Так вот, через какое-то время казачье зимовье превратилось в небольшой городок, который назвали Туруханск или Новая Мангазея, где стала активно вестись торговля пушниной, а вскоре даже зародились и свои ежегодные ярмарки. Одновременно с этим в 1660 году «черный енисейский монах» Тихон в 32 километрах к югу, на месте впадения в Енисей реки Нижняя Тунгуска основал Троицкий монастырь. Постепенно вокруг него стали появляться дома поселенцев и образовалось небольшое село. Село назвали Троицко-Монастырское или просто Монастырское. С годами так получилось, что Туруханск начал приходить в упадок и к началу 20 века в нем осталось всего около 200 жителей. Монастырское же наоборот крепло и росло. В общем, было принято решение преобразовать Туруханск в село и переименовать в Старотуруханск, а Монастырское сделать городом и назвать Туруханском. В общем, тот Туруханск, к пристани которого причалил наш теплоход был как раз тем местом, где стоял Свято-Троицкий монастырь. И мы, конечно же, решили его посетить.

Но увы… Несмотря на то, что в последние годы Туруханск утратил статус города и его численность сократилась до четырех тысяч человек (но при этом он продолжал быть самым крупным населенным пунктом Туруханского района — прикиньте?!!), добежать за 20 минут до монастыря мы не успели. Мы поднялись по лестнице от пристани и осмотрели открывшуюся нам унылую картину. У обрыва стояла небольшая деревянная изба, от которой в поселок шла сбитая из бетонных плит дорога. Вскоре дорога уперлась в дом культуры, коий местные жители по-старинке величали клубом, и в шикарную детскую площадку.

Площадка контрастировала со всем прочим сельским пейзажем так же сильно, как в Ворогове, и мы подумали, что не иначе, как в Красноярском крае реализуется какая-то программа по охране детства, по которой такие площадки должны быть установлены во всех сельских пунктах, не задумываясь о том, хватит ли там детей, чтобы играть на такой огромной.

У площадки мы впали в ступор. Дорога, точнее, здесь она уже превратилась в подобие тропы, множилась. Слева от нее нашему взору открылся утонувший в кустах, зарослях пижмы и иван-чая памятник погибшим в Великую Отечественную войну.

Прямо среди деревьев терялись жилые дома. А вправо уходила грунтовка и скрывалась где-то за пригорком. И где монастырь?
Чтобы не терять времени, мы спросили у проходившей мимо местной женщины.
— Вам направо, — ответила она, и мы побрели.

Но не успели мы ступить по грунтовке и нескольких шагов, как увязли в непролазной грязи. Уже с первых шагов уровень грязи достигал нам по щиколотку и было понятно, что с дальше она будет все глубже и глубже.

«Бог с ним, с этим монастырем!» — подумали мы. Время стоянки нашего теплохода иссякало, и мы отправились обратно, ибо поняли бесповоротно, что, если мы опоздаем, то прожить в Туруханских условиях даже три дня, в ожидании следующего рейса, нам будет не просто.

Кстати, кроме Свято-Троицкого монастыря, в Туруханске есть еще одна достопримечательность. Здесь сохранился дом, в котором некоторое время в ссылке прожил лидер Октябрьской революции, известная в советские годы личность Яков Свердлов, который, кстати, вместе с Лениным в 1917 году дал санкцию на расстрел Николая Второго. В доме, где он жил, нередко бывал и Сталин. Впрочем, их пребывание в Туруханске было недолгим. Царское правительство, зная их способности к побегу, решило «упрятать» их куда-нибудь подальше и вскоре перевело на 128 километров севернее — в маленькое село Курейка.

…В Курейку наш теплоход прибывал в два часа ночи. Впрочем, такое позднее время нас особо не смущало. Курейка находится уже за полярным кругом, и в июле тут все еще стояли полярные дни, и ночь была разве что лишь немногим темнее, чем день.

Но пристани в Курейке не было, а посадка и высадка пассажиров проходила сразу в примчавшиеся с берега моторные лодки, как мы наблюдали это в Верещагино и в нескольких других деревнях и селах на Енисее. Впрочем, в этот раз к теплоходу подошли только две лодки. А сама Курейка была таким крохотным селом, что даже мои самые смелые представления о том, что тут хоть остались хоть какие-то следы пребывания Сталина, сразу рухнули.

Сталин и Свердлов прибыли в Курейку в 1914 году и «застряли» тут на два года. Это было самое северное поселение Туруханского края. Зима длится здесь восемь-девять месяцев, три месяца идет весенняя и осенняя распутица, и всего лишь месяц или даже несколько недель выпадает на тот сезон, который мы обычно называем летом. Кстати, подтвердить это мы с Антоном теперь можем запросто. Несмотря на то, что ночь, в которую мы сюда приехали, приходилась на середину июля, назвать летней было сложно — дождь продолжал лить, как из ведра, а к нему добавился еще и промозглый ветер. В общем, было так, как обычно бывает у нас где-то в конце сентября.

Первое время Сталин и Свердлов жили в одном доме. Вообще-то, им повезло. Дело в том, что по тогдашним временам, коренные жители этих мест, несмотря на то, что морозы, порой, достигали здесь минус 65 градусов, все еще жили в чумах, и деревянные избы считались жильем весьма привилегированным. Но все равно, после Петербуржской жизни жизнь в Сибири казалась суровой. Во время короткого полярного лета в Курейку успевал заходить всего лишь один енисейский пароход. А те три месяца, когда здесь царила распутица, Курейка была совершенно оторвана от жизни. Осенью приходилось ждать санного пути по Енисею, передвигаться можно было только на собаках и оленях в легких нартах. Снегу наваливало почти в рост человека. Весной же, когда снег и лед Енисея начинали таять, даже и легкая снасть в упряжке собак не помогала. Сани и собаки проваливались в снег. Движение прекращалось.

К тому же, несмотря на то, что в своих политических убеждениях Свердлов и Сталин были близки, они совершенно не могли сойтись в быту. Свердлов был аккуратен, любил уют, а Сталину это всё было безразлично. Вот, как он сам описал свое совместное житье со Свердловым: «Мы готовили себе обед сами. Собственно, там и делать-то было нечего, потому что мы не работали, а жили на средства, которые выдавала нам казна: три рубля в месяц. Ещё партия нам помогала. Главным образом мы промышляли тем, что ловили нельму. Большой специальности для этого не требовалось. На охоту тоже ходили. У меня была собака, я её назвал „Яшкой“. Конечно, это было неприятно Свердлову: он Яшка и собака Яшка. Так вот, Свердлов, бывало, после обеда моет ложки и тарелки, а я никогда этого не делал. Поем, поставлю тарелки на пол, собака все вылижет, и все чисто. А тот был чистюля».

Впрочем, Сталин в ссылке в Курейке особо время тоже не терял. Там он начал жить в гражданском браке с местной девушкой Лидой, которой, кстати, по данным из некоторых источников, было всего 14 лет. Когда он уже уехал, в начале 1917 года, Лида родила сына Александра. Сына Сталин признал и даже какое-то время хотел забрать его к себе в Москву, но Лидия не захотела отдавать мальчика, ибо ее саму в Москве Сталин видеть не хотел. Во времена репрессий Александр очень боялся, что они коснутся и его. Хотя он всю жизнь и скрывал, кто был его настоящим отцом, внешность его сильно выдавала. Но обошлось. Александр Яковлевич прожил в Сибири до глубокой старости.

Кстати, что интересно, но после того, как произошла Октябрьская революция, и еще позже, когда Сталин пришел к власти, Курейку начали активно развивать. Здесь появились новые добротные деревянные дома, своя электростанция, которая работала на дизельном топливе, больница, школа, клуб и магазины. В общем, я думаю, что без поддержки Сталина, это не обошлось. Тем более, что в 1934 году было принято решение о создании здесь музея Сталина. Сначала он располагался в избушке, в которой тот жил в ссылке. Потом для музея построили двухэтажное деревянное здание. А затем, в 1950 году приступили к строительству Пантеона — Таежного дворца из красного кирпича, в который поместили и избушку, где он жил, и множество других экспонатов. Строили Пантеон заключенные специально созданного одного из лагерей ГУЛАГа. Заключенных пригоняли на работы, а жители Курейки, большинство из которых в то время составляли спецпереселенцы, видя, в каком изможденном состоянии те находятся, варили уху, благо рыбы в Енисее всегда было вдосталь, наливали ее в бидончики и посылали к будущему музею своих детишек, которые отдавали уху заключенным. Правда, такой период, по свидетельствам очевидцев, был не долго. На строительстве произошел какой-то несчастный случай, и пускать туда детей перестали.

И вот, Пантеон, наконец-то, построили. Это было огромное здание серого цвета, облицованное мраморными плитами. Под ним проложили траншеи и подземные ходы. Специально построили котельную для отопления музея и электростанцию. Пантеон и окружающая его территория освещались сотнями различного вида фонарей, что на фоне не имеющей света Курейки действительно вызывали трепет и поклонение. Именно тогда Курейка и была благоустроена, ибо в том виде, в каком она была до сих пор, она принижала величие нового музея-дворца.

Вокруг здания Пантеона было все заасфальтировано (это в такой — то глуши, где вместо дорог была одна сплошная грязь), а из Москвы сюда привезли голубые ели. Внутри все было сделано очень красиво. Огромные окна имели тройные стёкла, между которыми постоянно циркулировал тёплый воздух, чтобы окна не замерзали в суровые зимы, и, чтобы постоянно была видна избушка. А на высоком берегу установили памятник Сталину. Все пароходы, которые ходили тогда по Енисею, в обязательном порядке останавливались здесь на два часа, и пассажиры посещали музей и знакомились с жизнью Сталина.
Таежный дворец-музей просуществовал до 1961 года. В тот год в Курейку приняли решение о ликвидации музея Сталина. Избушку, в которой он жил, разобрали прямо внутри Пантеона и сожгли. А памятник долго стаскивали тросами. Часа два-три с ним возились два трактора. Кое-как стянули и волоком потащили к Енисей, где уже была приготовлена прорубь. Туда и столкнули памятник. Так за одну ночь решилась судьба музея. Правда, само здание Пантеона еще долго стояло в Курейке заброшенным. И только около десяти лет назад по непонятной причине сгорело.

Сейчас многие спорят о том, правильным ли было решение вот так в один день взять и уничтожить музей? На мой взгляд, поторопились. Все-таки, какова бы не была история, ее надо знать и помнить. Конечно, Пантеон строили не из-за любви к вождю, а из-за страха перед ним, строили заключенные, ценой собственных жизней и здоровья. И поэтому, я думаю, что он должен был оставаться памятником им и памятью о той истории, которую создал Сталин, символом его эпохи, чтобы напоминать поколениям, не заставшим то время, и чтобы предостеречь от повторения подобного.

О том, как не за дорого отправиться в круиз по Енисею.

Посмотреть фотографии можно здесь:
Туда, где был ГУЛАГ и Сталин сидел в ссылке
—————————————————————————————————————————
Мои другие путевые заметки, фотоальбомы и советы из этого путешествия находятся в дневнике путешествия здесь: tourbina.ru/authors/Annataliy…

turbina.ru

Вторая Мировая Война » Невыгодный ГУЛАГ (+ФОТО)

Владимир Ильяшенко

Владимир Ильяшенко, специалист по истории ГУЛАГа, встретился на Якутской земле, щедро политой кровью заключенных советских лагерей, с делегатами III епархиального съезда молодежи «Мы – наследники преподобного Сергия». Владимир Александрович рассказал молодым людям о том, что не должно повториться.

Важное слово — ГУЛАГ

Я бы хотел рассказать, каким образом развивался и поднимался Якутский край и вся Сибирь. В давние времена на освоение этих земель пришли казаки, а в советское время оно перешло к людям подневольным. ГУЛАГ – всем известное слово, ставшее в Якутском крае одним из важнейших.

Лагеря появились почти одновременно с советской властью. В 1918 году возле больших городов возникли лагеря, куда власти собирали неблагонадежных людей – в первую очередь духовенство и верующие. ГУЛАГ начал свою историю в 1930 году. Постановлением Совета Народных Комиссаров было создано управление лагерей, а потом Главное управление.

С легкой руки Александра Исаевича Солженицына ГУЛАГ стал понятием, обозначающим всю лагерную систему. На самом деле, Главное управление лагерей далеко не всегда было самым главным, организующим главком. Иногда ГУЛАГ был рядовым главком лагерной системы. Были Главное управление лагерей металлургической промышленности, Главное управление лагерей шоссейных дорог, Дальстрой… Они создавались и ликвидировались, и многие ученые написали свои труды, рассказывая, как происходили все эти изменения.

Задачей Дальстроя было поставлено освоение Дальнего Востока, включая Якутский край. Здесь, на Востоке России, Дальстрой был всем – он осуществлял административную и хозяйственную власть, промышленное развитие осуществлялось тоже силами Дальстроя.

Карта объектов ГУЛАГа

Политические и неполитические рабы

Сначала Дальстрой имел в подчинении вольнонаемных лиц, которым платили за работу огромные деньги. В определенный момент Сталиным и его окружением было принято решение о том, чтобы на законодательном уровне закрепить использование принудительного труда в местах заключения и уменьшить этим расходы на вольнонаемных работников.

В редких странах заключенных можно принуждать к труду. В Советском союзе, в ГУЛАГе это было разрешено и, более того, за отказ работать заключенному полагалось наказание вплоть до уголовного – срок мог быть увеличен.

Заключенных запирали в разных уголках нашей страны. Кто-то попадал сюда за реальные уголовные преступления, за кражи или убийства – если человек был приговорен к сроку более трех лет, его направляли в лагерь. Но была и другая категория населения ГУЛАГа, меньшая – те, кто попадали туда по так называемой «политической» 58 статье Уголовного кодекса. Инкриминированное им преступление называлось «антисоветская деятельность». Сформулирована эта статья была таким образом, что под ее действие мог попасть абсолютно любой гражданин СССР, от последнего работяги до представителей высшего руководства.

Все политические заключенные попадали в ГУЛАГ.

В том числе и силами Дальстроя, трудами заключенных были реализованы очень амбициозные проекты – например, Байкало-Амурская магистраль и предприятия Якутского края построены фактически на костях заключенных. Даже если человек выживал в лагере, ему обычно не разрешали уехать – он должен был оставаться жить здесь, рядом с местом, где отбывал срок и работал.

В ГУЛАГ отправляли в основном трудоспособных мужчин в возрасте от 18 до 35 лет — самое творческое время для человека, возможность что-то сделать! В ГУЛАГе за колючей проволокой они должны были почти без помощи техники выполнять тяжелые работы, которые сейчас нам покажется безумным делать вручную. Например, чтобы построить здание, надо вырыть котлован под фундамент. Сейчас смешно подумать, что его можно копать лопатой. А в ГУЛАГе этим и занимались. Все эти люди могли потратить свои силы и творческую энергию на пользу себе и обществу, создать семьи, родить детей.

Чего нас лишил ГУЛАГ?

Как влиял ГУЛАГ и Дальстрой на нашу страну, на то, что в ней происходило и происходит сейчас?

Известнейший ученый, тот, кто запустил Гагарина в космос, был в 1939 году арестован по ложному доносу и отправлен на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Памятник этому человеку стоит не в одном городе нашей страны. Академик С.П. Королев вместо того, чтобы тратить незаурядные силы своего интеллекта на строительство самолетов, с киркой в руке на 50-60-градусном морозе добывал золото на Колыме.

Но Королева не забыли. Он уже был известным ученым, за него заступились и перевели в «шарашку» — тюрьму, в которой заключенные работали учеными и инженерами. В тюремной робе, питаясь тюремной едой, они продолжали делать изобретения, развивать страну.

Сейчас невозможно представить, какой урон такая политика нанесла государству! Невозможно представить, что бы смог сделать Королев, если бы озверевший охранник на Колыме не ударил его лопатой по голове, если бы ему не сломали челюсть… Он стал инвалидом. Из-за сломанной в лагере челюсти он не мог открывать рот широко. Ему, когда это было необходимо, не смогли правильно ввести трубку в трахею. С.П. Королев умер на операционном столе из-за лагерной травмы.

Узаконенный садизм

Даже не в военные годы в ГУЛАГе умирало примерно в 20 раз больше людей, чем в нормальной жизни …

В лагерях очень плохо была поставлена техника безопасности. Несчастные случаи на производстве не были редкостью. Когда о несчастном случае становилось известно выше — лагерного начальства (на уровне ГЛАВКа или министерства), создавалась комиссия по расследованию.

Рисовалась подробная схема произошедшего, записывался акт. Такие документы – явление редкое, находка для историка.

 

После войны в одном северном лагере произошел такой случай. На пустом месте нужно было создать лагерный пункт для строительства шахты, и вот, зимой двести заключенных под конвоем были отправлены на эти работы. Вы знаете, что такое якутская зима. Дорог не было. Заключенные просто шли по снегу до места назначения. Пришли только сто пятьдесят человек.

Эта история стала бы одной из многих, но нашелся доброжелатель, написавший анонимный донос. Создали комиссию для разбора. Выяснилось, что во время пути заключенных не кормили. Некоторые шли фактически без обуви и верхней одежды. Нескольких охрана просто убила по дороге. Такие зверства в ГУЛАГе происходили. Очень редко удавалось что-то изменить.

Урановые разработки без защиты

Заключенные на Крайнем Севере занимались добычей золота, разработки металлических руд, оловянной и железной. Во время войны активизировались также исследования атомной энергии. Были найдены урановые месторождения в Бутугычаге. Заключенные работали в шахтах, добывали урановую руду без какой бы то ни было защиты. Попадавшие в такие места, если и выходили на волю, то инвалидами.

Жили они в бараках, находившихся внутри огороженной колючей проволокой зоны. Каждый вечер заключенных запирали. На окнах бараков – решетки, внутри – деревянные нары. Постоянная охрана: по всему периметру зоны стоят вышки, на вышках круглосуточно находятся автоматчики, между рядами колючей проволоки бродят сторожевые собаки.

Рано утром приезжали грузовики с надзирателями и дополнительной охраной, заключенных выгоняли из бараков, пересчитывали, проверяли умерших за ночь, трупы выбрасывали на телеги и хоронили в братских могилах. Живых отправляли работать.

Штрафбат или голодная смерть

Во время войны ситуация была такова, что среди заключенных потом говорили: «Кто в войну не сидел, тот лагеря не знает». Человек превращался в доходягу за три месяца. Доходяга – это человек с крайней степенью истощения. Умирает он в очень короткий срок.

Если обычно в ГУЛАГе за год умирало около 6% населения, то во время войны в среднем в год умирали 24 человека из сотни — молодых здоровых мужчин. Когда я работал в архивах, мне удалось найти документы, подтверждающие, что смертность доходила до уровня 40% — до такой степени ужасными были условия жизни.

Война – тяжелое состояние для любой страны. Во время войны все силы и ценности тратились на обеспечение армии: «все для фронта, все для победы». Когда началась нехватка продуктов и вещей первой необходимости, экономить стали в первую очередь на заключенных. Это одна из причин высокой смертности в лагерях.

В начале войны в ГУЛАГе была объявлена амнистия. Но людей не выпускали на свободу – им просто предоставляли выбор, остаться ли в лагере или идти воевать в штрафбат. Штрафбат – воинское подразделение, созданное из заключенных. Своими воинскими подвигами они должны были доказать, что исправились.

В штрафбат записались почти 1 миллион человек. Все – обмундирование, оружие – они получали в последнюю очередь, а в атаку шли первыми. Большая их часть погибла. Но были и выжившие – они получали награды, с них снималась судимость. Несколько человек так себя проявили на полях сражений, что получили высшую награду – Герой Советского Союза.

Невыгодный ГУЛАГ

Страна с огромным трудом победила в войне. После войны, казалось бы, надо было радоваться и восстанавливать разрушенное. Но все пошло не так. Сначала произошла небольшая амнистия, но арестовывать и сажать в ГУЛАГ после войны стали еще больше. Численность заключенных непрерывно росла.

Сложно сказать, объясняется ли это самодурством Сталина или он действительно считал, что труд заключенных выгоден и полезен для страны – так или иначе, рекордной численности население ГУЛАГа достигло в послевоенные годы. Силами его осуществлялись и великие стройки коммунизма – каналы, гидроэлектростанции, огромные предприятия, функционирующие до сих пор…

После смерти Сталина империя ГУЛАГа быстро прекратила свое существование. Люди, получившие власть после Сталина, понимали, что ГУЛАГ не выгоден ни экономически, ни социально, что эта система тяжела и убыточна. Постепенно ГУЛАГ начали расформировать, но еще семь лет после смерти Сталина он просуществовал.

В послесталинский период зверств военного или предвоенного времени уже нельзя было наблюдать. К заключенным, которых раньше одевали в лагерную одежду с нашитым на каждого номером, стали обращаться не по номеру, а по фамилии, с некоторой долей уважения. Но инерция все равно была очень большой. Свое существование ГУЛАГ окончательно прекратил только в 1960 году.

Гримасы истории

Пару слов о менее грустных событиях. Серебряные часы были подарены одному инженеру, который до революции занимался холодильным делом в промышленности. Потом его посадили в шарашку, и он занимался проектированием Беломорско-Балтийского канала. Он был честным и работящим человеком, и за работу в шарашке власти в лице ОГПУ (тогда так назывался орган, которому подчинялся ГУЛАГ) вручили награду. Ни один из историков о таких случаях не знал. Этого инженера звали Михаил Антонович Ильяшенко. Он мой прадед.

Но основным толчком, сподвигшим меня заниматься историей ГУЛАГа, была жизнь другого моего прадеда — протоиерея Владимира Амбарцумова. Он был арестован сначала в 1934 году, за создание в МГУ кружка студентов, желавших изучать христианство. В первый раз его отпустили – он был вынужден скрываться. В 1937 его арестовали повторно и более не выпустили, а в ноябре того же года его расстреляли на Бутовском полигоне.

Необходимо отметить, что в 1957 году протоиерей Владимир Амбарцумов был полностью реабилитирован советской властью, а в 2000 году Архиерейским собором причислен к лику святых.

Не допустить повторения

Все время существования ГУЛАГа и почти все время существования советской власти огромным преследованиям подвергалась Православная Церковь. Она ушла в подполье и была практически уничтожена.

Сейчас ситуация изменилась. Мы можем свободно ходить в храм, говорить, что мы православные люди. Помимо возможности ходить в храм, люди, использующие эту возможность, могут получить духовную помощь. Но в нашей стране растет число людей, которые считают, что такая форма экономики, модернизационная, мобилизационная, когда людей скудно кормят и заставляют насильно с утра до ночи работать в лагерях, это возможный путь развития для страны. Эти люди предлагают возродить ГУЛАГ в новой форме.

Именно для того, чтобы это не повторилось, нужно знать, что происходило тогда. Нужно знать, что только на одном Бутовском полигоне за один год было расстреляно двадцать тысяч епископов, священников, мирян – не говоря уже о неверующих. Нужно знать, до какой степени было страшно жить. Лагеря называли маленькой зоной, а всю страну – большой зоной.

Не забывайте, что не только во всей вашей огромной области, но и по всей стране огромное количество промышленных объектов, дорог, зданий и по сей день работающих предприятий были построены по большей части невинными людьми, которых в жутких условиях, без еды и одежды, под прицелом автоматчиков заставляли работать. Давайте делать все возможное, чтобы не допустить повторения!

Печатается в сокращении.

Окситеритовый карьер

Лагерный пункт Кестер. Административное здание

Административное здание лагпункта

Дверь барака

Окно барака

Вышка военизированной охраны

Лагерь на Алдане

Вышка. Лагерь на Алдане

На территории лагеря на Алдане

Фотографии предоставлены из архива автора для world-war.ru.

 

В подготовке доклада использовались источники:

1. Широкова А. И. «Государственная политика на Северо-Востоке России в 1920-1950-х гг.», Томск, 2009.

2. Бородкин Л.И., Эртц С. Труд в ГУЛАГе: динамика и структура рабочей силы в Норильске// Уральский исторический вестник. №9.  Проблемы экономической истории России: региональное измерение. Екатеринбург, 2003. С. 239-261.

3. Бородкин Л.И., Эртц С. Структура и стимулирование принудительного труда в ГУЛАГе: Норильлаг, конец 30х — начало 50х гг. Экономическая история: Ежегодник. 2003.-М., 2004. С.177-233.

www.world-war.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *