ГАЗ 47 — первый послевоенный гусеничный вездеход
Для дорожных условий нашей страны мощные вездеходы максимальной проходимости являются преимущественным выбором, поскольку значительная часть российских просторов занята непроходимыми топями, арктическими пустынями и другой труднодоступной местностью. Если путь проходит по глубокой раскисшей грязи, которую не под силу преодолеть даже на УАЗ или Hummer, перебраться через нее получится лишь на вездеходах, оснащенных громадными колёсами или гусеничными движителями. Однако и они бессильны перед огромными сугробами или бездонными трясинами. Здесь выручит только уникальный класс техники, который можно назвать «бездорожники» — они пройдут там, где дорог не то, что не было, но и отродясь не будет.
Побуждением к появлению «вездеходной» техники стала война 1941-1945 гг. – она продемонстрировала, как важны машины подобного рода. В 50-е гг. к таким разработкам приступили передовые конструкторские конторы, поскольку кроме военных поставок требовалась специализированная техника для освоения северных районов страны.
В результате в 1954 г. автомобильный завод в городе Горький выпустил первый гусеничный вездеход ГАЗ 47 (ГТ-С), ставший традиционным отечественным плавающим снегоболотоходом с размещенной спереди кабиной, отдельной секцией для силового агрегата и грузовой платформой. При проектировании ГАЗ 47 задействовали особенности производства танков серии Т-60 и Т-70. Грузовой транспортер этой модели производили на заводе вплоть до 1967 г.
Гусеничная машина отличалась высокой проходимостью
Автозавод три года потратил на разработку этой машины, и не напрасно. Совместными усилиями ведущих конструкторов страны добились того, что ГАЗ 47 имел наибольшую проходимость из всей известной техники. Застрявший в крепкой грязи танк – дело бывалое. Как только он заглубляется по самое днище, гусеницы проскальзывают и теряют сцепление. Этот факт учли конструкторы нового ГАЗа и снизили удельное давление снегоболотохода на почву за счет расширенных в размерах гусениц (до 30 см).
Так, у стандартного танка давление на почву достигает 0,95-1,1 кГ/смІ, а у горьковского вездехода массой 3,65 т и грузоподъёмностью 1 т оно не превышало 0,2 кГ/смІ, что давало возможность передвигаться по глубоким сугробам.
Кроме этого, ГТ-С мог перемещаться по спокойной воде в брод до 1,2 м продолжительностью около 1,5 км, двигаться вплавь без дополнительной подготовки, скорость движения по воде при этом регулировалась работой гусениц. При создании модифицированных вариантов пробовали вместо гусениц установить цилиндровые металлические шнеки-поплавки, которые приводились в движение от силового агрегата. Такая модернизация позволяла развивать скорость перемещения по воде до 20 км/ч, но транспортировка по твердой площади была невозможной, что ограничивало функциональные свойства техники.
Для попадания на берег требовался пологий спуск, не превышающий 20є. На бурных реках в связи с широкой поверхностью подводного борта машина теряла устойчивость.
Разработчики учли нюансы тяжелой эксплуатации ГАЗ 47 в сложных арктических дорожных и погодно-климатических условиях и наделили его высокой работоспособностью и надежностью. Это выразилось в безотказной работе вездехода в Антарктиде в 1959–1960 гг. Тягач ГТ-С изначально был предусмотрен для работы и безгаражного использования в Северных, Сибирских, Дальневосточных районах и в Центральной Азии при температурных параметрах в пределах +40…50 єС. Допускалась транспортировка вездеходов авиацией с использованием Ан-12 и Ил-76.
Технические и эксплуатационные характеристики вездехода
Отличные технические характеристики ГАЗ 47 обусловили его высокую востребованность не только в военной отрасли, но и в строительстве, геологическом разведывании, работе на нефтегазопроводах, ЛЭП, при проведении поисковых и спасательных операций, буксировании прицепов массой до 2 т, а также в полярных научно-исследовательских работах. В связи с этим производство 47-й модели наладили на многих машиностроительных предприятиях.
Среди характерных конструктивных параметров ГАЗа следует выделить переднее размещение ведущих колёс и силового отсека с узлами трансмиссии. Тягач ГАЗ 47 оснащался цельным стальным кузовом, включающим помимо моторного отсека, 2-дверную кабину (на двух членов экипажа и 10 человек десанта для размещения в кузове) и открытую площадку для грузов с откидным тентом, который поддерживался каркасом из 4-х дугообразных конструкций. Обогрев кабины в зимний период осуществлялся работой тепловентилятора от ГАЗ-66, его лопасти имели загнутую в противоположную сторону форму, благодаря чему при вращении они не выталкивали через систему радиаторов из кабины нагретый воздух, а засасывали туда наружный холодный, который нагревался от радиаторных печей.
Расположение площадки для грузов максимально низко на уровне пола дало возможность уменьшить вес 47-го, увеличить его устойчивость и минимизировать габариты, которые в итоге составили: 4,9 м в длину, 2,4 м в ширину и 2 м в высоту. Клиренс подняли до 40 см над дорогой.
Вездеход ГАЗ 47 имел бензиновый, 6-цилиндровый, 4-тактный карбюраторный силовой агрегат марки ГАЗ-61 мощностью 85 л.с., а также топливно-смазочную и охладительную аппаратуру, обеспечивающую его работу. Мотор соединялся с ручной КПП, состоящей из 4-х передних и 1-й задней передач. Экипаж располагался непосредственно за ним; за бригадой вплоть до кормы размещался грузовой отсек с тентом из брезента и окошками с трех сторон. Запуск мотора производился электрическим стартером от аккумуляторов 24 В, а также пневматикой из баллонов.
Для качественной передачи энергии на всех звеньях размещались по паре ребордных и одному коническому преобразователю крутящего момента с блокировочным дифференциалом. Контакт трансмиссионных узлов между собой обеспечивался карданами с промежуточными подпорами и компенсирующими муфтами.
Ходовая часть торсионного типа, представляла собой 5 опорных катков из усиленного каучукового материала с добавлением минеральных веществ, способствующих умножению эксплуатационных параметров, а также гусеничной передачи и ведущего колеса с двух боков тягача.
Наибольшая скорость, которую развивал тягач ГАЗ 47, составляла: 35 км/ч по дороге с твердым полотном, 4 км/ч вплавь и 10 км/ч по снеговым заносам. Продолжительность движения с запасом горючего – 400 км.
В ходе работ по усовершенствованию эксплуатационных характеристик снегоболотохода ему на смену пришла ГТ-СМ с удлиненным шасси и 6-тью опорными катками, усиленным V-образным восьмицилиндровым бензиновым мотором марки ГАЗ-71 мощностью 115 л.с. Эти технические показатели позволили технике быстрее передвигаться по суше и воде. Увеличенный размер гусениц уменьшил давление на дорогу, что улучшило проходимость по снежной и болотистой местности.
В дальнейшем на базе вездехода было разработано и выпущено большое количество модификаций для военно-разведывательных и гражданских целей, а объем экспериментально-испытательных экземпляров невозможно перечислить.
ГАЗ-71 – самый популярный гусеничный вездеход советских геологов
Главной «мужской» темой Советского Союза были разнообразные открытия. Это только на первый взгляд кажется, что все уже найдено и освоено. На самом деле, есть еще моря, океаны, тропические острова, джунгли Южной Америки.В СССР тоже был свой «Дикий Запад» – так называемые «Севера». Под этим могли понимать как непосредственно Сибирь, так и Дальний Восток, а то и Арктику. Недостатка в желающих осваивать неизведанное Советский Союз не испытывал. Некоторые ехали туда ради подвигов и исследований. Большинство, впрочем, покоряли северные земли по вполне приземленным мотивам. Там платили хорошо, да и на пенсию можно было выйти куда раньше.
Впрочем, получалось совмещать героическую и финансовую составляющие. Для этого достаточно было отучиться на геолога. Без сомнения, это одна из самых романтических профессий в СССР.
Техника универсальная, годится как для военных, так и для гражданских. Фото: Youtube.comТак как отрасль была важна для СССР, уже в 1955 году геологи наконец получили специализированный транспорт – уникальный снегоболотоход ГАЗ-47. Техника оказалась замечательной, но не лишенной недостатков. Поэтому в 1968 году Горьковский автомобильный завод создал модернизированный вездеход – ГАЗ-71.
История модели
Работа над новым снегоболотоходом стартовала в начале 60-х. Главным конструктором назначили Рогожина, имевшего опыт в разработке ГАЗ-47.Основные задачи, которые нужно было решить при создании новой модели:
✅ Установить более мощный двигатель
✅ Понизить давление на грунт
✅ Увеличить размеры кузова
Силовой агрегат взяли от ГАЗ-66, как и трансмиссию.
Первые опытные образцы ГАЗ-71 появились в 1965 году. Их испытывали в болотах, песках и даже на Кольском полуострове. Новый снегоболотоход зарекомендовал себя однозначно лучше предыдущей модели.
ГАЗ-66 стал донором двигателя и ряда узлов. Фото: Youtube.comПосле испытаний ГАЗ-71 сразу же отправили в серийное производство. Интересно, что его наладили не на Горьковском, а на Заволжском заводе гусеничных тягачей. Там вездеход выпускали до 1985 года, в котором его заменили на дизельную версию.ГАЗ-71 собирали как в гражданских, так и в военных исполнениях. Последних мы касаться не будем, они назывались ГТ-СМ. А вот на шасси ГАЗ-71 попадались следующие модификации:
✅ Буровые
✅ Установки для подледного лова
✅ Пожарные
Иногда встречались и переоборудованные радиостанции.
Особенности
ГАЗ-71 разрабатывался в качестве универсального снегоболотохода. Эта техника может передвигаться по любому типу покрытия, причем дороги ей не нужны. Вездеход способен не только перевозить людей и грузы, он может использоваться и в качестве буксировщика.В таких условиях расход бензина будет около 150 литров на 100 км. Фото: Youtube.comНовые ГАЗ-71 могли не просто форсировать водные преграды. Эта машина разрабатывалась плавающей. Впрочем, там слишком много нюансов – вода должна быть спокойной, без течения. На такие подвиги техника была способна только новой. В процессе эксплуатации кузов быстро терял герметичность, сливные пробки рассыхались и вываливались.А еще вездеход имел систему откачки воды из двигательного отсека. Как рассказывали геологи, она обычно не работала. Просто ее никогда не обслуживали, а многие вообще демонтировали «лишние детали».
Кстати, никаких водных движителей у ГАЗ-71 не имелось. Техника плыла за счет работы гусениц, развивая скорость до 6 км/ч.Кузов вездехода был поделен на три отсека:
✅ Кабина для водителя и пассажира
✅ Моторное отделение
✅ Грузовая платформа с откидными сиденьями, тентом и отдельным жидкостным отопителем
ГАЗ-71 однозначно просторнее, чем его предшественник.
Технические особенности
В отличие от ГАЗ-47, новый вездеход получил не шести, а восьмицилиндровый двигатель. Это карбюраторный ЗМЗ-66, взятый от универсального грузовика, известного как «Шишига».Для таких условий техника идеальна, а вот в болоте может и утонуть. Фото: Youtube.comКонструкторы решили не дорабатывать двигатель, так что он идентичен силовому агрегату ГАЗ-66. Рабочий объем – 4,25 литра при выдаваемой мощности 115 л. с. Мотор способен работать на любой марке бензина, доступного в СССР. При низком октановом числе достаточно было выставить более позднее зажигание.Самое интересное – это расход топлива. ГАЗ-66 и так отличается хорошим аппетитом – 20-40 литров на 100 км, в зависимости от типа дорожного покрытия или его отсутствия. У ГАЗ-71 расход бензина вообще принял какие-то угрожающие размеры.
В лучшем случае, при передвижении по хорошим дорогам, он около 100 литров на «сотню». Если покрытие далеко от идеального – уже 150 л. А вот на суровом бездорожье, для которого ГАЗ-71 и предназначен, расход достигает 200 л. И это официальные технические данные. Благо, у вездехода 4 топливных бака по 75 литров, а есть модификации, где их объем увеличен до 93 л.Что касается скорости, то она достигает 50 км/ч. Это при условии передвижения по качественному покрытию.
Интересно, что каждый ГАЗ-71 комплектовался бензиновыми подогревателями П-16. Он нужен для беспроблемного запуска мотора в минусовые температуры. Не стоит забывать, что снегоболотоход рассчитан на безгаражное хранение.Техника достаточно компактная, поэтому о комфорте лучше даже не вспоминать. Фото: Youtube.comКПП у ГАЗ-71 четырехступенчатая. Две последние передачи с синхронизаторами. А вот первую и вторую придется включать с перегазовкой или двойным выжимом сцепления. Тормоза у вездехода функционируют типично для гусеничной техники – размыкая фрикционную муфту.ГАЗ-71 способен перевозить до 1 тонны груза. Плюс он может буксировать 2 т. Кузов рассчитан на 10 человек.
Особенности эксплуатации
Управляется вездеход как любая гусеничная техника – посредством рычагов и педалей. Бывшие танкисты и трактористы не испытывали никаких сложностей в освоении ГАЗ-71. Хотя, в процессе эксплуатации водители нередко сетовали на то, что у них нет экипажа. Механик бы им не повредил.Гусеницы нужно было всегда контролировать на натяжение. Если их перетянуть – они рвались. Когда ослабевали – могли слететь при движении по каменистой местности или резких поворотах. Одному «переобуть» катки было сложно, хотя, настоящие танкисты как-то справлялись при помощи подручных материалов и нецензурной лексики.
Комфортом в салоне и грузовом отсеке даже не пахло. Водителю ГАЗ-71 приходилось терпеть неудобства, а вот геологи-пассажиры периодически жаловались. В кабине тесно, сзади вытрясало всю душу и ничего не видно.
Лучшее место, судя по отзывам геологов, «на броне», как они выражались. Это прямо на капоте – там было тепло и воздухом продувало.Часто водители ГАЗ-71 возили с собой полноценное бревно, притороченное на одном из бортов. Странное решение, на первый взгляд.
Даже плавает, но лучше не рисковать. Фото: Youtube.comКажется, что это запас топлива, только остается недоумение – почему бы не взять вязанку готовых дров. Зачем их на привале пилить и рубить.На самом деле, бревно нужно было для увеличения проходимости. Да, ГАЗ-71 мог застрять, если нерадивый водитель посадит его на плоское днище. Вот для этого и нужно было бревно. Его подкладывали под гусеницы, привязав цепями. Почти во всех случаях это помогало.
Была у ГАЗ-71 одна серьезная конструкторская недоработка – это слабая торсионная подвеска. Упругие элементы не отличались высоким качеством изготовления, поэтому они периодически ломались при малейшем увеличении нагрузки. Водители постоянно возили с собой запасные торсионы.
ГАЗ-71 до сих пор используется в северных российских регионах. С их помощью можно добраться до самых недоступных мест, например, для охоты или рыбалки. У нефтяников эти вездеходы тоже попадаются, хотя, их уже осталось мало.
Внедорожники
Внедорожные автомобили (OHV) — это транспортные средства, которые не предназначены для вождения или перемещения по дорогам общего пользования. Однако при соблюдении спецификаций транспортные средства, не предназначенные для использования на шоссе, могут иметь право на получение номерных знаков и могут эксплуатироваться на определенных дорогах в Теннесси.
РЕГИСТРАЦИОННЫЕ КЛАССЫ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
«Низкоскоростное транспортное средство» означает любое четырехколесное транспортное средство с электроприводом или бензином, за исключением гольф-мобилей, максимальная скорость которого превышает 20 миль в час, но не превышает 25 миль в час, включая местные электромобили. . Низкоскоростные автомобили должны соответствовать стандартам 49CFR 571.500.
«Среднескоростное транспортное средство» означает любое четырехколесное транспортное средство с электроприводом или бензином, за исключением тележек для гольфа, максимальная скорость которого превышает 30 миль в час, но не превышает 35 миль в час, включая местные электромобили и мини-грузовики. Среднескоростные транспортные средства должны соответствовать или превышать федеральные стандарты безопасности, изложенные в 49 CFR 571.500.
«Внедорожное транспортное средство класса I» означает моторизованное транспортное средство с не менее чем четырьмя недорожными шинами, не более чем шестью недорожными шинами, максимальная скорость которого превышает 35 миль в час, с ограничением по общей сухой массе до до 2500 фунтов, что составляет 80 дюймов или менее в ширину, и у которого есть нераздельное сиденье, способное вместить не более четырех пассажиров, и рулевое колесо. «Внедорожник I класса» включает мини-грузовики.
«Внедорожное транспортное средство класса II» означает любое внедорожное транспортное средство, предназначенное главным образом для использования в развлекательных целях, имеющее нераздельные сиденья, способные вместить не менее двух, но не более четырех пассажиров, и рулевое колесо. , и это обычно называют багги для песка, багги для дюн, гусеничный гусеничный трактор или рельс для песка. «Внедорожник класса II» не включает снегоход или другое транспортное средство, предназначенное для движения исключительно по снегу или льду.
ТРЕБОВАНИЯ
Для получения подробной информации о том, какие типы OHV имеют право на номерные знаки, нажмите здесь: Таблички для внедорожных транспортных средств. Заявление на получение этих табличек следует подавать через офис местного клерка округа. Для оформления права собственности и регистрации OHV требуются необходимые документы, подтверждающие право собственности. Для регистрации низкоскоростного или среднескоростного транспортного средства также требуется Аффидевит для низкоскоростного транспортного средства или Аффидевит для среднескоростного транспортного средства. Клерк может потребовать аффидевит для регистрации OHV класса I/класса II.
«ТОЛЬКО ПРАВО» ДЛЯ ВНЕДОРОЖНИКОВ И НАКЛЕЙКИ TDR
Для владельцев OHV, не регистрирующих транспортное средство для эксплуатации на дорогах, может быть выдано только право собственности при условии, что заявитель предоставит необходимые документы, подтверждающие право собственности. Если для OHV было выдано право собственности, на транспортное средство должна быть прикреплена наклейка Департамента доходов штата Теннесси (TDR) в качестве доказательства того, что право собственности было выдано. Наклейка не подлежит продлению и передаче и становится недействительной при продаже или разборке автомобиля. Наклейка TDR должна быть прикреплена к любому OHV / ATV, эксплуатируемому во многих федеральных или государственных объектах, таких как парки и охотничьи угодья. Наклейки TDR выдаются клерками округа.
Лучшие внедорожники, готовые к бездорожью, которые можно купить в 2023 году
Chevrolet Tahoe и Suburban
ChevroletПолноразмерные внедорожники Chevrolet Tahoe и Suburban уже достаточно способны преодолевать бездорожье благодаря конструкции кузова на раме и двигателю 8. 0. дюймов дорожного просвета со своими стандартными спиральными пружинами. Тем не менее, если вы действительно хотите взять один из этих двух больших внедорожников Chevy для бездорожья, то вам лучше обратить внимание на комплектацию Z71. Стартовая цена $66,195 для Tahoe и 68 895 долларов для Suburban, отделка Z71 не подходит для ограниченного бюджета. Тем не менее, дополнительная монета приносит покупателям такую переднюю панель, которая улучшает угол въезда внедорожников, переднюю защитную пластину и пару больших передних буксировочных крюков. Дополнительная установка пневматической подвески обеспечивает дорожный просвет до 10,0 дюймов.
ПОДРОБНЕЕ О CHEVROLET TAHOE И SUBURBAN
Ford Bronco
Майкл Симари|Автомобиль и водительКак и Jeep Wrangler, Ford Bronco стремится преуспеть в двух вещах: вождении с открытым верхом и внедорожных махинациях. Даже Bronco начального уровня поставляется со стандартной системой полного привода и двухступенчатой раздаточной коробкой. Конечно, те, кто ищет немного больше сообразительности, захотят добавить к своему Bronco пакет Sasquatch, который дает двух- или четырехдверному внедорожнику больший дорожный просвет, 35-дюймовые шины и многое другое. Те, у кого есть вкус (и банковский счет) к более мощному внедорожнику, захотят перейти на первоклассный Bronco Raptor. Четырехдверная высокопроизводительная модель стоит колоссальные 85 375 долларов, но она выигрывает от настройки подвески, более широкой передней и задней колеи, массивных 37-дюймовых шин, внушительных 13,1 дюйма дорожного просвета (почти на пять дюймов больше, чем у предыдущей модели). базовая модель) и двигатель V-6 с двойным турбонаддувом мощностью 418 л.с.
ПОДРОБНЕЕ О FORD BRONCO
Реклама — Продолжить чтение ниже
GMC Yukon и Yukon XL
GMCЕсли вы выше значка с бабочкой, но вам нужен полноразмерный внедорожник с некоторыми внедорожными отбивными, то вам возможно, вы захотите взглянуть на более дорогие модели GMC Yukon и Yukon XL. Как и его двоюродные братья Chevy Tahoe и Suburban, Yukon и Yukon XL предлагают отличную отделку для бездорожья. Отделка, получившая название AT4, добавляет такой комплект, как передняя панель, которая улучшает передний угол въезда Yukon и Yukon XL, переднюю защитную пластину, пару массивных буксирных крюков, установленных спереди, и многое другое.
ПОДРОБНЕЕ О GMC YUKON И YUKON XL
Jeep Grand Cherokee и Grand Cherokee L
JeepДвухрядный Jeep Grand Cherokee и трехрядный Grand Cherokee L сочетают в себе комфорт роскошного внедорожника с внедорожными способностями , ну джип. При условии, что вы выберете полный привод, то предпочтительнее установки Jeep Quadra-Trac II или Quadra-Drive II, обе из которых включают двухступенчатую раздаточную коробку. Если вам нужна максимальная проходимость по бездорожью, то лучше всего подойдет комплектация Trailhawk. Комплект Trailhawk, ограниченный двухрядным Grand Cherokee 4xe (на языке Jeep означает «подключаемый гибрид»), включает в себя вездеходные шины, воздухозаборники, установленные выше, которые помогают ему преодолевать до 24 дюймов воды, и многое другое. .
ПОДРОБНЕЕ О JEEP GRAND CHEROKEE И GRAND CHEROKEE L
Реклама — Продолжить чтение ниже
Land Rover Range Rover
Land RoverВот подноготная: когда британским королевским особам нужно куда-то добраться, они часто ездят на Range Rover. Но роскошь ничего не значит, если она не подкреплена способностями. Каждый Range Rover оснащен адаптивной системой полного привода и регулируемой пневматической подвеской, которые помогают преодолевать суровые условия. Он также имеет двухступенчатую раздаточную коробку, дифференциалы с электронной блокировкой, систему контроля спуска и систему управления задними колесами. И все это будет хорошо выглядеть. Range Rover доступен с двумя колесными базами и ошеломляющим диапазоном комплектаций с автономными опциями. Если вы член королевской семьи, вы едете (или едете) на этом автомобиле — куда вам заблагорассудится.
БОЛЬШЕ О LAND ROVER RANGE ROVER
Автомобиль и водительАвтомобиль и водитель Lettermark logoДжон Перли Хаффман
Старший редактор
Джон Перли Хаффман пишет об автомобилях с 1990 года, и у него это хорошо получается. Помимо Car and Driver , его работы появились в New York Times и более чем в 100 автомобильных изданиях и на веб-сайтах. Выпускник Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, он до сих пор живет недалеко от этого кампуса с женой и двумя детьми. Он владеет парой Toyota Tundra и двумя сибирскими хаски. Раньше у него были Нова и Камаро.
Остин Ирвин
Заместитель редактора
Да, он все еще работает над проектным автомобилем Nissan 300ZX Turbo 1986 года, который он начал в старшей школе, и нет, он еще не продается. Остин Ирвин родился и вырос в Мичигане, и, несмотря на то, что его обстреливали хоккейными шайбами во время не очень успешной карьеры вратаря в средней школе и колледже, он все еще держит все свои зубы. Он любит автомобили 1980-х и Bleu, свои Великие Пиренеи, и является активным членом сообщества Buffalo Wild Wings. Когда Остин не занимается ремонтом своих машин, он, скорее всего, находится на обочине шоссе, помогая кому-то другому чинить их машины.