Д-30 (гаубица) Википедия
122-мм гаубица Д-30А | |
---|---|
Д-30А на учебном полигоне Алматинского Института Сухопутных Войск | |
Тип | гаубица |
Страна | СССР |
История службы | |
Принят на вооружение | 1960 |
Войны и конфликты | |
История производства | |
Производитель | Завод № 9 ПМЗ (2А18 для САО 2С1)[1] |
Варианты | 2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32 |
Характеристики | |
Масса, кг | 3200 (в боевом положении) |
Тип тягача | Урал-4320 |
Длина, мм | 5400 (в походном положении) |
Длина ствола, мм | 4660 (38 клб) |
Ширина, мм | 1900 (в походном положении) |
Высота, мм | 1600 (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел. | 6 |
Калибр, мм | 122 |
Затвор | клиновый |
Противооткатное устройство | гидропневматическое |
Лафет | трёхстанинный |
Угол возвышения | от −7° до +70° |
Угол поворота | 360° |
Скорострельность, выстрелов/мин | 7-8 |
Прицельная дальность, м | 15300 |
Максимальная дальность, м | 22000 (активно-реактивным снарядом) |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
Гаубица Д-30А Википедия
122-мм гаубица Д-30А | |
---|---|
Д-30А на учебном полигоне Алматинского Института Сухопутных Войск | |
Тип | гаубица |
Страна | СССР |
История службы | |
Принят на вооружение | 1960 |
Войны и конфликты | |
История производства | |
Производитель | Завод № 9 ПМЗ (2А18 для САО 2С1)[1] |
Варианты | 2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32 |
Характеристики | |
Масса, кг | 3200 (в боевом положении) |
Тип тягача | Урал-4320 |
Длина, мм | 5400 (в походном положении) |
Длина ствола, мм | 4660 (38 клб) |
Ширина, мм | 1900 (в походном положении) |
Высота, мм | 1600 (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел. | 6 |
Калибр, мм | 122 |
Затвор | клиновый |
Противооткатное устройство | гидропневматическое |
Лафет | трёхстанинный |
Угол возвышения | от −7° до +70° |
Угол поворота | 360° |
Скорострельность, выстрелов/мин | 7-8 |
Прицельная дальность, м | 15300 |
Максимальная дальность, м | 22000 (активно-реактивным снарядом) |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
122-мм гаубица Д-30 Википедия
122-мм гаубица Д-30А | |
---|---|
Д-30А на учебном полигоне Алматинского Института Сухопутных Войск | |
Тип | гаубица |
Страна | СССР |
История службы | |
Принят на вооружение | 1960 |
Войны и конфликты | |
История производства | |
Производитель | Завод № 9 ПМЗ (2А18 для САО 2С1)[1] |
Варианты | 2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32 |
Характеристики | |
Масса, кг | 3200 (в боевом положении) |
Тип тягача | Урал-4320 |
Длина, мм | 5400 (в походном положении) |
Длина ствола, мм | 4660 (38 клб) |
Ширина, мм | 1900 (в походном положении) |
Высота, мм | 1600 (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел. | 6 |
Калибр, мм | 122 |
Затвор | клиновый |
Противооткатное устройство | гидропневматическое |
Лафет | трёхстанинный |
Угол возвышения | от −7° до +70° |
Угол поворота | 360° |
Скорострельность, выстрелов/мин | 7-8 |
Прицельная дальность, м | 15300 |
Максимальная дальность, м | 22000 (активно-реактивным снарядом) |
Медиафайлы на Викискладе |
ruwikiorg.ru
122-мм гаубица Д-30 — Википедия
122-мм гаубица Д-30А | |
---|---|
Д-30А на учебном полигоне Алматинского Института Сухопутных Войск | |
Тип: | гаубица |
Страна: | СССР |
История производства | |
Производитель: | Завод № 9 |
Варианты: | 2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32 |
Характеристики | |
Масса, кг: | 3200 (в боевом положении) |
Длина, мм: | 5400 (в походном положении) |
Длина ствола, мм: | 4660 (38 клб) |
Ширина, мм: | 1900 (в походном положении) |
Высота, мм: | 1600 (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел.: | 6 |
Калибр, мм: | 122 |
Противооткатное устройство: | гидропневматическое |
Лафет: | трёхстанинный |
Угол возвышения: | от −7° до +70° |
Угол поворота: | 360° |
Скорострельность, выстрелов/мин: | 1 (долговременая), 7-8 (максимальная) |
Прицельная дальность, м: | 15300 |
Максимальная дальность, м: | 22000 (активно-реактивным снарядом) |

ВС ДНР
Гаубица калибром 122-мм Д-30А (2А18М) является модифицированным вариантом гаубицы Д-30 (2А18) и предназначена для выполнения следующих основных задач:
- уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящейся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
- уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
- разрушения деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) и других сооружений полевого типа
- проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
- борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника.
На вооружении 35 стран, без учёта стран СНГ[1], находится около 3600 орудий.
В гаубице применено раздельно-гильзовое заряжание.
Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.
Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.
Основные технические данные Д-30А (2А18М)[править]

Баллистические[править]
Начальная скорость
- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с
- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с
- Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с
- Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа
- Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км
- Масса осколочно-фугасного снаряда: 21 кг
- Масса кумулятивного снаряда: 14 кг
- Масса заряда (полного): 4 кг
Конструктивные[править]
- Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)
- Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)
- Длина нарезной части: 3,4 м
- Число нарезов: 36
- Наибольший угол возвышения: 70°
- Наименьший угол склонения: −7°
- Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°
- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°
- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°
- Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л
- Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л
- Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л
- Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа
- Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м
- Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа
Габаритные[править]
- Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м
- Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м
- Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м
- Высота линии огня: 0,9 м
- Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м
- Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м
- Клиренс (минимальный): 0,325 м
Массовые[править]
- Гаубица в боевом положении: 3200 кг.
- Гаубица в походном положении: 3290 кг.
- Ствол: 1,05 т
- Затвор: 30 кг
- Качающая часть: 1,5 т
- Откатная часть: 1,23 т
- Люлька: 210 кг
- Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг
- Верхний станок: 212 кг
- Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг
- Станины (две): 310 кг
- Накатник в собранном виде: 73 кг
- Колёса со ступицей: 148 кг
- Лыжная установка: 270 кг
Эксплуатационные[править]
- Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин
- Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин
- Наибольшая скорость транспортировки: 80 км/ч
Устройство гаубицы[править]
Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол — из трубы, дульного тормоза, захватов, казённика и затвора. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колёсного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колёсным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря[2] верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.
Гаубица Д-30 в больших количествах состоит на вооружении во многих странах мира. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Производилась, кроме СССР, в Ираке, Египте, Югославии и Китае. На базе Д-30 создано несколько самоходных артиллерийских установок: 2С1 Гвоздика, Semser. В Воздушно-десантных войсках гаубицу десантируют с воздуха на специальной платформе.
С 23 июня 2009 года две гаубицы (Д-30 1968 года выпуска и Д-30А 1978 года выпуска) используются для проведения традиционного полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.
Место в организационно-штатной структуре[править]
В феврале 2013 года Министр обороны РФ С. К. Шойгу распорядился снять с вооружения и передать на базы хранения до конца 2013 года гаубицы Д-30, находящиеся в Сухопутных войсках. Взамен войска получат буксируемый вариант самоходной гаубицы «Мста-Б» или самоходные артустановки «Акация» калибра 152 мм.
Д-30 останутся только в Воздушно-десантных войсках и 56-й десантно-штурмовой бригаде Южного военного округа.[3]
- Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.
- Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;
- ДА18М-1 — добавлен досылатель;
- Д-30J — югославская модификация;
- Саддам — иракская модификация;
- Тип 86 — китайская версия;
- Semser — израильская модификация Д-30 в вариант САУ на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.
- СССР СССР
- Азербайджан Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год[4]
- Алжир Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год[5]
- Ангола Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год[6]
- Армения Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год[7]
- Афганистан Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год[8]
- Бангладеш Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год[9]
- Белоруссия Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год[10]
- Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год[11]
- Бурунди Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год[12]
- Вьетнам Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[13]
- Гана Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год[14]
- Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год[15]
- ГДР ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с 1974 по 1977 годы[16]
- Грузия Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год[17]
- Джибути Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год[18]
- Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год[19]
- Египет Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год[20]
- Замбия Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2016 год[21]
- Зимбабве Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год[22]
- Израиль Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год[23]
- Индия Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год[24]
- Иран Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год[25]
- Ирак Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с 1982 по 1988 годы[16]
- Иракский Курдистан Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год[26]
- Исламское государство Исламское государство и Боко харам — некоторое количетсво Д-30, по состоянию на 2016 год[27]
- Йемен Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год[28]
- Казахстан Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год[29]
- Камбоджа Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год[30]
- Киргизия Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год[31]
- КНР КНР — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год[32]
- Республика Конго Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год[33]
- Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год[34]
- КНДР КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год[35]
- Куба Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[36]
- Лаос Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год[37]
- Ливан Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год[38]
- Ливия Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год[39]
- Мавритания Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год[40]
- Мадагаскар Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год[41]
- Мали Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год[42]
- Монголия Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год[43]
- Мозамбик Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год[44]
- Марокко Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году[16]
- Мьянма Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год[45]
- Нигерия Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год[46]
- Никарагуа Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год[47]
- Оман Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год[48]
- Пакистан Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год[49]
- Перу Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год[50]
- Россия Россия:
- Южная Осетия Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
- Руанда Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год[54]
- Сейшельские Острова Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году[16]
- Сербия Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год[55]
- Сирия Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год[56]
- Словакия Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год[57]
- Сомали Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год[58]
- Судан Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год[59]
- Таджикистан Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год[60]
- Танзания Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год[61]
- Туркмения Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год[62]
- Узбекистан Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год[63]
- Украина Украина
- Финляндия Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год[66]
- Хорватия Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год[67]
- Черногория Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год[68]
- Чехословакия Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы[16]
- Эритрея Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год[69]
- Эстония Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год[70]
- Эфиопия Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год[71]
- Югославия Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году[16]
- НДР Йемен НДР Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году[16]
Где можно увидеть[править]
Руководство службы «122-мм гаубица Д-30А (2А18М)», М. Воениздат МО СССР, 1981
www.wikiznanie.ru
122-мм гаубиця Д-30 — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
122-мм гаубиця Д-30 | |
---|---|
Гаубиця Д-30А | |
Тип: | Гаубиця |
Походження: | СРСР |
Історія служби | |
Термін використання | 1963-досі |
Використання у | Радянський Союз та союзники. |
Війни | Холодна війна, регіональні конфлікти, Війна на сході України. |
Історія виробництва: | |
Конструктор | Ф. Ф. Петров |
Розроблено | 1950-ті |
Виробник | Завод № 9 |
Виготовлено | 1963-досі |
Варіанти | Див. модифікації |
Характеристики | |
Маса | Бойова: 3210 кг |
Довжина | Похідна: 5,4 м |
Ствол: 38 калібрів | |
Ширина | Похідна: 1,9 м |
Висота | Похідна: 1,6 м |
Обслуга | 1+7 |
Калібр | 122 мм |
Віддача | гідропневматична |
Лафет | тринога |
Кут підвищення | -7°…70° |
Кут повороту | 360° |
Бойова скорострільність | Максимальна: 10-12 на хвилину Бойова: 5-6 на хвилину |
Прицільна дальність | 15,4 км 21,9 км (активно-реактивний снаряд) |
122-мм гаубиця Д-30 у Вікісховищі |
122-мм гаубиця Д-30 (Індекс ГРАУ 2А18) — гаубиця, створена в Радянському Союзі в кінці 1950-тих років в ДКБ-9 під керівництвом Ф. Ф. Петрова. Ймовірно, що при створені були використані напрацювання німців часів Другої світової війни. Була прийнята на озброєння та розпочато серійне виробництво з початку 1960-тих на артилерійському заводі № 9 (Єкатеринбург, нині — ВАТ «Завод № 9»). Належить до числа наймасовіших артилерійських знарядь[1]. В народі носить прізвисько «Жаба».[2]
Гаубиця Д-30 призначена для виконання таких основних завдань:
- знищення й придушення живої сили противника, відкритої і тієї, що знаходиться в укриттях польового типу (у окопах, бліндажах, землянках)
- знищення й придушення вогневих засобів піхоти противника
- руйнування деревоземляних вогневих точок (ДЗОТів) та інших споруд польового типу
- різання проходів в мінних полях і дротових загородженнях
- боротьба з артилерією, мотомеханізованими засобами і танками противника.
На озброєнні 35 країн, без урахування країн СНД, знаходиться близько 3600 гармат.
У гаубиці застосовано роздільно-гільзове заряджання.
Конструкція лафета гаубиці забезпечує круговий обстріл при кутах піднесення ствола від −5° до +18° і стріл
uk.wikipedia.org
122-мм гаубица Д-30 Википедия
122-мм гаубица Д-30А | |
---|---|
Д-30А на учебном полигоне Алматинского Института Сухопутных Войск | |
Тип | гаубица |
Страна | СССР |
История службы | |
Принят на вооружение | 1960 |
Войны и конфликты | |
История производства | |
Производитель | Завод № 9 ПМЗ (2А18 для САО 2С1)[1] |
Варианты | 2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32 |
Характеристики | |
Масса, кг | 3200 (в боевом положении) |
Тип тягача | Урал-4320 |
Длина, мм | 5400 (в походном положении) |
Длина ствола, мм | 4660 (38 клб) |
Ширина, мм | 1900 (в походном положении) |
Высота, мм | 1600 (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел. | 6 |
Калибр, мм | 122 |
Затвор | клиновый |
Противооткатное устройство | гидропневматическое |
Лафет | трёхстанинный |
Угол возвышения | от −7° до +70° |
Угол поворота | 360° |
Скорострельность, выстрелов/мин | 7-8 |
Прицельная дальность, м | 15300 |
Максимальная дальность, м | 22000 (активно-реактивным снарядом) |
Медиафайлы на Викискладе |
ruwikiorg.ru
Гаубица Д-30А — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 декабря 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 декабря 2018; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску
122-мм гаубица Д-30А | |
---|---|
Д-30А на учебном полигоне Алматинского Института Сухопутных Войск | |
Тип | гаубица |
Страна | СССР |
История службы | |
Принят на вооружение | 1963 |
Войны и конфликты | |
История производства | |
Производитель | Завод № 9 ПМЗ (2А18 для САО 2С1)[1] |
Варианты | 2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32 |
Характеристики | |
Масса, кг | 3200 (в боевом положении) |
Тип тягача | Урал-4320 |
Длина, мм | 5400 (в походном положении) |
Длина ствола, мм | 4660 (38 клб) |
Ширина, мм | 1900 (в походном положении) |
Высота, мм | 1600 (в походном положении) |
Экипаж (расчёт), чел. | 6 |
Калибр, мм | 122 |
Затвор | клиновый |
Противооткатное устройство | гидропневматическое |
Лафет | трёхстанинный |
Угол возвышения | от −7° до +70° |
Угол поворота | 360° |
Скорострельность, выстрелов/мин | 7-8 |
Прицельная дальность, м | 15300 |
Максимальная дальность, м | 22000 (активно-реактивным снарядом) |
122-мм гаубица Д-30А на Викискладе |
encyclopaedia.bid