трак | это… Что такое Ган-трак?

Ган-трак (англ. gun truck — вооружённый грузовик) — импровизированная боевая машина, использовавшаяся подразделениями американской армии во время Вьетнамской войны в качестве средства обеспечения безопасности транспортных колонн в условиях частых нападений со стороны партизанских формирований. Ган-траки представляли собой транспортные автомобили с установленным на них вооружением и бронированием и изготавливались из доступных материалов силами подразделений Транспортного корпуса США, действовавших во Вьетнаме.

Вооружённые и бронированные транспортные машины использовались для охраны автоколонн и в других странах: израильтянами во время арабо-израильской войны 1947 – 1949 гг., советскими войсками во время Афганской войны 1979 – 1989 гг., федеральными вооружёнными силами во время операций в Чечне. Термин «ган-трак» для этих машин не использовался, они имели иные наименования на национальных языках. Так, израильские импровизированные бронеавтомобили назывались «сэндвичи» или «бабочки», советские вооружённые грузовики часто именовались «афганскими САУ».

Однако в настоящее время термин «ган-трак» употребляется не только в отношении американских бронированных автомобилей; например, когда речь идёт о машинах российской армии можно встретить словосочетание «русский ган-трак»,

Известны и иные примеры создания импровизированных боевых машин на базе транспортных грузовиков, которые, однако, использовались не в качестве средства охраны автоколонн, а как замена бронемашин и танков специальной постройки.

Содержание

  • 1 Ган-траки Армии США
    • 1.1 Война во Вьетнаме
    • 1.2 Война в Ираке
  • 2 Аналогичные конструкции
    • 2.1 Первая мировая война и сопутствующие события
    • 2.2 Вторая мировая война
    • 2.3 Арабо-израильская война 1947-1949 гг. Израильские бронемашины
    • 2.4 Война в Индокитае (1945-1954)
    • 2.5 СССР и Россия
  • 3 В популярной культуре
    • 3.1 Кино
    • 3.2 Компьютерные и настольные игры
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 См. также

Ган-траки Армии США

Война во Вьетнаме

Ган-трак «Eve of Destruction» на базе автомобиля M54 в музее Транспортной службы США

Во время Войны во Вьетнаме в задачи Транспортного корпуса США входила доставка грузов из портов Куинён и Камрань на базы, расположенные вдали от побережья: Анкхе, Плейку и другие. Потребности американских войск были велики и колонны, состоявшие из двухсот грузовиков, не были редкостью. Такие огромные караваны были отличной целью для партизан НФОЮВ, организовавших засады в отдалённых районах. Одним из подразделений, часто подвергавшимся таким нападениям, была 8-я Транспортная группа, базировавшаяся в Куинёне. Отрезок пути между Анкхе и перевалом Манг-Янг получил среди военнослужащих название «Аллеи Засад», поскольку инциденты на этом участке происходили практически ежедневно.

[1]

Действенная защита конвоев была практически невозможной, поскольку части военной полиции, в чьи задачи входило охранение колонн, не имели достаточных сил и средств для контроля сети дорог. Другие подразделения контролировали лишь отдельные участки дорог в районах своей дислокации. Таким образом, на большей части маршрута транспортные подразделения должны были обеспечивать свою безопасность самостоятельно. Поначалу для решения этой задачи использовались бронированные джипы, которые, однако, вскоре продемонстрировали свою недостаточную эффективность.

Во время нападения, произошедшего 2 сентября 1967, потери были особенно велики: погибло 7 водителей, было ранено 17 человек, уничтожено или повреждено 30 грузовиков. После этого для снижения уязвимости автомобильных колонн была внедрена тактика «усиленных конвоев», ключевым элементом обороны которых стал вооружённый грузовик — ган-трак. Базой для этой машины послужил 2,5-тонный грузовик, защищённый при помощи мешков с песком и вооруженный двумя 7,62-мм пулемётами M60. Усиленные конвои были небольшими, в колонне — не более 100 машин, 1 ган-трак на каждые 10 транспортных машин обеспечивал достаточную защищённость каравана.

В случае, если колонна попадала в засаду, ган-траки должны были быстро выдвинуться к участку, подвергшемуся нападению и подавить противника огнём.

От защиты автомобиля при помощи мешков с песком вскоре пришлось отказаться, поскольку во время частых дождей песок впитывал много воды, что приводило к перетяжелению всего автомобиля. Мешки с песком были заменены броневыми плитами, снимавшимися с разбитой техники. Экипаж ган-трака состоял из водителя, двух пулемётчиков и командира, иногда в состав экипажа входил также гранатомётчик с с 40-мм ручным гранатомётом M79.

24 ноября 1967 г. во время боя на «Аллее Засад», группе ган-траков удалось достаточно эффективно отразить нападение партизан. В ходе боя было потеряно 6 транспортных автомобилей, 4 вооруженных грузовика были уничтожены или повреждены, несколько человек было убито и ранено. Однако нападающая сторона была вынуждена отступить, потеряв 41 человека убитыми. [1] Хотя защищенность транспортных колонн возросла, нападения на караваны продолжались, что заставляло работать над улучшением конструкции вооруженных грузовиков.

Грузоподъёмность 2,5-тонных грузовиков была недостаточной: после установки брони и вооружения машина оказывалась перетяжелённой. Поэтому в дальнейшем для создания ган-траков стали использоваться пятитонные машины. Поскольку вооруженные грузовики представляли собой импровизации, созданные непосредственно в подразделениях, их конструкция и внешний вид были различными. Часто ган-траки получали колоритные собственные имена, которые большими буквами были написаны на бортах: «Босс разозлился», «Холодный пот», «Железная бабочка» или «Преисподняя».

В кузове ган-трака «Eve of Destruction»

Для вооружение грузовиков использовались различные системы: 7,62-мм пулемёты M60, 12,7-мм пулемёты Браунинг M2 и 7-62-мм многоствольные пулемёты M134. Помимо этого часто использовались 40-мм автоматические зенитные пушки «Бофорс» или 12,7-мм счетверённые зенитные пулемёты M45 Quadmount (англ.).

Источники оружия и броневых листов для ган-траков были различные, часто их снимали с повреждённой техники, которая перевозилась во время обратных рейсов в сторону побережья, иногда оружие и броня добывались в подразделениях южновьетнамской армии. Для обеспечения защиты от кумулятивных противотанковых ракет, некоторые ган-траки оснащались своего рода разнесённым бронированием: броневые листы размещались один за другим и соединялись между собой не вплотную, а с некоторым зазором. Были случаи, когда корпус бронетранспортёра М113 устанавливался на шасси пятитонного грузовика, что обеспечивало экипажу ган-трака защиту, близкую к защите, обеспечиваемой собственно бронетранспортёром.

Американские войска во Вьетнаме использовали ган-траки исключительно в оборонительных действиях: для охраны автомобильных колонн в движении и при организации караульной службы в местах расположения подразделений.

Ган-тракам были присущи многие недостатки. Дополнительный вес брони и вооружения вёл к повышенному расходу топлива во время эксплуатации машины, ресурс перегруженной ходовой части снижался, смонтированное на автомобиле дополнительное оборудование затрудняло доступ к узлам, подлежащим ремонту.

Штаты автомобильно-транспортных подразделений не предусматривали специально выделенных экипажей машин охранения, поэтому отвлечение военнослужащих в экипажи ган-траков создавало дефицит водителей транспортных автомашин.

Служба экипажей ган-трака расценивалась как важная, обеспечивающая безопасность всего подразделения, солдаты, составлявшие команды вооруженных грузовиков, пользовались уважением сослуживцев. [2]

По различным оценкам, от 300 до 400 грузовиков были переоборудованы в ган-траки.[2] Эти машины рассматривались как временное решение проблем обороны транспортных караванов, однако Транспортный Корпус не получал достаточного количества бронетранспортёров Кадиллак Коммандо V-100, предназначавшихся для использования при проводке колонн. Поэтому ган-траки использовались вплоть до вывода американских войск из Вьетнама в 1973 г. С окончанием Войны во Вьетнаме надобность в ган-траках исчезла. Большинство из них были либо отправлены на слом, либо превращены в обычные транспортные автомобили. Один из них, созданный на базе пятитонного трехосного грузовика M54 (

англ.) и названный «Eve of Destruction» («Грядёт разрушение») был восстановлен и экспонируется в Музее Транспортной службы Армии США (англ. ) в Форте Юстис (англ.), штат Виргиния.

Война в Ираке

Американский ган-трак на базе пятитонного грузовика М939

Американский ган-трак, подбитый в Ираке

Во время войны в Ираке нападение на караван вблизи Насирии, произошедшее в марте 2003 г продемонстрировало уязвимость транспортных колонн: 12 американских военнослужащих было убито, пятеро попали в плен, включая Джессику Линч, ставшую впоследствии известной в качестве героя войны. [3] В дальнейшем транспортные колонны рассматривались иракскими партизанами как «лёгкие цели» и неоднократно подвергались нападениям. Это привело к тому, что ган-траки вновь нашли своё применение. Первые образцы ган-траков, смонтированные на базе пятитонных грузовиков M939 появились в августе 2003 г.

В апреле 2004 года руководители 375 транспортной группы Резерва Армии США и 812 транспортного батальона организовали временное подразделение — 518 роту ган-траков. Рота получила 35 армейских вездеходов HMMWV и пять грузовиков M939, которые были переоборудованы и оснащены бронезащитой и 12,7-мм пулеметами Браунинг М2. Поскольку многие подразделения Резерва Армии США и Национальной гвардии самостоятельно проводили реорганизацию своих систем охраны транспортных колонн, специальная рота ган-траков была признана ненужной, и подразделение было расформировано в апреле 2005 г. [4] Использование импровизированных боевых машин, построенных собственными силами подразделений, дало повод критиковать администрацию Джорджа Буша младшего за отсутствие у армии необходимой техники.

[5] Конгрессмен Дункан Хантер (англ. Duncan Hunter), председатель Военной комиссии Палаты представителей Конгресса США, выдвинул предложение начать производство стандартизованных ган-траков. Идея встретила сопротивление некоторых высших офицеров.

Тем не менее, предложение конгрессмена было принято, и в Ливерморской национальной лаборатории был спроектирован бронированный корпус, получивший в честь инициатора разработки неофициальное прозвище «Ящик Хантера» (англ.: «Hunter Box», также может быть переведено как «охотничий домик»). В ходе разработок использовался опыт Вьетнамской войны. «Ящик Хантера» предназначен для установки на шасси пятитонного грузовика. В конструкции корпуса использованы броневая сталь, композиционные материалы, пуленепробиваемое стекло, переоборудованная машина оснащается двумя или четырьмя крупнокалиберными пулемётами. [6]

Опытный экземпляр был собран в марте 2004 г. и прибыл в Ирак в июле 2004 г, после чего началось мелкосерийное производство: к июлю 2005 года было изготовлено 35 «ящиков». К сентябрю 2007 было произведено 100 комплектов для переоборудования автомобилей для контингента в Ираке и 18 — для использования в Афганистане. [7] «Ящики Хантера» получили признание в армии. Некоторые военные специалисты критикуют их за недостаточную защиту от поражения сверху, указывается, что автомобили, оснащенные этими комплектами, становятся неустойчивыми, однако в ходе боевого применения эти недостатки не проявились как существенные. [8]

Комплекты дополнительного бронирования производятся также и для стандартных вездеходов HMMWV. Военнослужащие приветствуют увеличение защищенности машины, однако дополнительный вес отрицательно сказывается на динамических и скоростных характеристиках переоборудованного HMMWV, маневренность которого уступает маневренности транспортных средств партизан.

Аналогичные конструкции

Первая мировая война и сопутствующие события

Британский импровизированный БА «Гиннесс», построенный для подавления восстания в Дублине в апреле 1916 года

Импровизированные бронеавтомобили на базе грузовиков использовались во время подавления Пасхального восстания в Дублине.

Вторая мировая война

Английский «мобильный дот» Бизон в Бовингтонском танковом музее (англ.)русск.

Эрзац-бронеавтомобиль V3 датского Сопротивления

Английский «броненосец», вооружённый 37-мм автоматической пушкой COW (англ.)русск.

Спешно вооружённые в 1940 году для отражения предполагавшегося вторжения немецких войск грузовики Королевских ВВС и ополчения назывались «броненосцами» (англ.  Armadillo (англ.)русск.) и использовались до 1942. Были построены даже «мобильные доты» «Бизон» (англ.)русск., защищённые бетоном.

Летом 1941 года на Ижорском заводе в Ленинграде для защиты города частично бронировались «полуторки» ГАЗ-АА, а в начале 1945 года на базе Ford AA датские бойцы Сопротивления в единичном экземпляре создали бронеавтомобиль V3.

Арабо-израильская война 1947-1949 гг. Израильские бронемашины

Израильский импровизированный бронеавтомобиль. Машина имеет амбразуры для стрельбы из ручного оружия и сетчатую откидную крышу

Импровизированный бронеавтомобиль, установленный в качестве памятника в посёлке Мазкерет-Батья

Американцы не были первыми, кто столкнулся с проблемой уязвимости автоколонн во время нападений отрядов, использующих партизанскую тактику. В начале арабо-израильской войны 1947 – 1949 гг. арабы не достигли значительных успехов в атаках на еврейские поселения и кварталы и избрали тактику нападений на коммуникации, соединяющие еврейские населённые пункты, основным объектом нападения был транспорт на дорогах. В ответ на это израильтяне стали практиковать движение автотранспорта между поселениями в конвоях: колонну сопровождали пикапы с членами «нотрим»[9], которые были вооружены стрелковым оружием.

Однако вскоре такое охранение оказалось недостаточным: арабы плотным огнём и минами выводили из строя машины с «нотрим», после чего без помех уничтожали автомобили конвоя. Для эффективного противодействия нападениям требовались бронированные машины.

Несколько небольших израильских заводов начали производство импровизированных бронемашин в конце 1947 г. и на 27 января 1948 г. в действии находилось 23 броневика. Был установлены требования к стандартному грузовику для бронирования – им должен был быть двухосный полноприводный грузовик Ford F-60S, грузоподъёмностью 3 тонны. На практике в бронемашины переделывались грузовики и других марок, более того в ряде случаев использовались неполноприводные модели (4х2), а также шасси пятитонных грузовиков.

Израильтяне не располагали фабричной бронёй, что заставляло искать ей замену. Вес сплошных железных листов, способных обеспечить защиту от огня стрелкового оружия, был чрезмерным и существенно превышал грузоподъёмность машины. Выход был найден в использовании слоёной брони: между двумя листами железа толщиной 5 мм располагалась прослойка из буковых досок толщиной около 50 мм. Такая броня получила название «сэндвич», которое стало употребляться и в отношении самих машин.

Сэндвичи, как правило, не имели вооружения на турелях и в башнях, огонь вёлся из ручного стрелкового оружия через бойницы в бортах. Первоначально броневики не имели крыши, что делало их уязвимыми от огня сверху и от ручных гранат, забрасываемых в машину через борт. Поэтому вскоре «сэндвичи» стали получать двух- или четырёхскатную крышу, сплошную, из металлической сетки или тканевую; с такой крыши граната скатывалась и взрывалась в стороне, не причиняя ущерба. Для метания гранат экипажем «сэндвича» предусматривалось два люка, которые открывались вверх вдоль гребня. Откинутые люки придавали машине характерный вид, за который импровизированные бронеавтомобили получил другое своё название – «бабочки».

Машины описанной выше конструкции применялись для охраны конвоев, в то же время изменяющийся характер арабо-израильского противостояния требовал бронетранспортёров, разведывательных и ударных бронеавтомобилей, в качестве которых использовать классические «сэндвичи» было невозможно, и с мая 1948 г. их производство было прекращено. Строившиеся в дальнейшем израильские импровизированные бронетранспортёры и ударные бронемашины имели другую конструкцию, более похожую на конструкцию боевых машин специальной постройки, с вооружением в башнях или на турелях, при их изготовлении использовалась броневые листы заводского производства.

Подробнее об израильских импровизированных бронеавтомобилях периода Арабо-израильской войны 1947-1948 гг. см.:
Лейзин, Ури. «Бабочки» и другие бронированные грузовики в Войне за Независимость. War Online.Ru. Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 11 мая 2010.

Война в Индокитае (1945-1954)

Некоторое количество бронированных грузовиков с установленным вооружением применялось французской армией и Иностранным легионом в ходе войны в Индокитае (1945-1954)[10]

СССР и Россия

Зил-131 с ЗУ-23-2 в аэропорту Кандагара, 2002

Вскоре после начала боевых действий в Афганистане советские войска столкнулись с проблемой нападений на автоколонны со стороны афганских моджахедов. Это, безусловно, вызвало стремление в той или иной мере повысить защищенность экипажей транспортных машин. Для бронирования автомобилей, в первую очередь для бронирования кабин экипажа стали применятся бронелисты, снятые с подбитой лёгкой техники, был популярен способ защиты водителя при помощи бронежилетов, которые навешивались на двери. Помимо этого существовали комплекты для бронирования кабин грузовых автомобилей, выпускавшиеся серийно, промышленными предприятиями[11]. Вошли в обиход и грузовики с установленным на них вооружением: весьма часто практиковалась установка 23-мм спаренной зенитной установки ЗУ-23-2 в кузова автомобилей ГАЗ-66, Урал-375, КамАЗ- 4320 и иных, вплоть до неполноприводных ЗИЛ-130. Можно было увидеть грузовики КамАЗ и «Урал» с установленными в кузовах боевыми отделениями ранее подбитых бронированных машин с башенными установками пулемётов: 7,62-мм ПКТ или 14,5-мм КПВТ[11].

Импровизированная боевая техника использовалась преимущественно при проводке караванов, как средство усиления, аналогично тому, как использовались «сэндвичи» в Израиле и американские ган-траки. Однако известно применение вооруженных грузовиков, «Уралов», вооруженных 14,5-мм пулемётом Владимирова или установкой ЗУ-23-2, защищенных при помощи бронежилетов и мешков с песком, в операциях спецназа по активному поиску и уничтожению караванов моджахедов, перевозящих оружие и боеприпасы[12].

Практика использования вооружённых грузовиков практически без изменений пришла в Чечню, где такие машины использовали и используют подразделения Министерства обороны, МВД, Федеральной пограничной службы. Автомобили оснащаются крупнокалиберными пулемётами или установками ЗУ-23-2; для защиты водителя и десанта используются бронежилеты, мешки с песком, брёвна, снарядные ящики, броневые детали, снятые с подбитой или выработавшей ресурс техники. Нередко машины получают собственные имена: «Бизон», «Батяня», «Бешеный». Помимо машин, переоборудованных с использованием подручных материалов, существуют комплекты заводского изготовления, при помощи которых серийный автомобиль может быть переоборудован без использования специального оборудования и без существенных переделок базовой машины; таким комплектом является, например, локальная защита производства ОАО «Муромское тепловозостроительное предприятие». Используются также серийные грузовики оснащенные бронированием в условиях завода-изготовителя или иного специализированного предприятия[13]. Бронированные автомобили продемонстрировали свою эффективность в условиях войны партизанского типа, характерного для вооруженного конфликта в Чеченской Республике. Описан случай, когда экипаж оснащенного бронезащитой «Урала» не только не понёс потерь от огня автоматов Калашникова, попав в ночную засаду на узкой улице, но и сумел уничтожить нападавших[14].

В популярной культуре

Кино

Фильм Безумный Макс-2. По сюжету фильма община людей перебирается из района захваченного бандитами, в другое место. В качестве боевого транспортного средства используется тягач с цистерной, который был частично бронирован, оборудован таранным бампером, на прицепе находились несколько вооружённых бойцов.

Компьютерные и настольные игры

  • Вооружённый грузовик — неотъемлемая часть армий и быта расы орков в вымышленной вселенной Warhammer 40,000.
    • Различные варианты вооружённых грузовиков повсеместно используются армией орков в настольных играх Warhammer 40,000 и Epic 40,000.
    • Различные варианты вооружённых грузовиков повсеместно используются армией орков в компьютерной игре Warhammer Epic 40,000: Final Liberation.
    • Юнит бронегрузовик[15] используется армией орков в компьютерных играх серии Warhammer 40,000: Dawn of War.
  • Ган-траки обычно представлены в большинстве шутеров и стратегий реального времени, если в них фигурирует какая-либо повстанческая или партизанская организация (примеры — «Техникал» из «Command and Conquer: Generals», пикапы с пулемётами или гранатомётами из ArmA II).

Примечания

  1. 1 2 Ballard, Larry A. Guntrucks of Ambush Alley (англ.) // Army Logisitician. — 1986. — Vol. 18. — № 4. — P. 28-32.
  2. 1 2 Gardiner, Paul S.  Gun Trucks: Genuine Examples of American Ingenuity (англ.) // Army Logisitician. — 2003. — Vol. 35. — № 4. — P. 34–35. — ISSN 0004-2528.
  3. Gun Trucks  (англ.). GlobalSecurity.org. Проверено 24 апреля 2010.
  4. Trapp, Brian 518th disbands after one year (англ.) // Desert Voice (May 18, 2005). — P. 3.
  5. «Meehan Calls for Ramped Up Armoring of Vehicles, » Congressman Martin T. Meehan (MA05), news release, December 10, 2004.
  6. Gun truck armor kits provide protection for U.S. troops in Iraq  (англ.). Lawrence Livermore National Laboratory (July 21, 2005). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 24 апреля 2010.
  7. Atkinson, Rick. The IED problem is getting out of control. We’ve got to stop the bleeding.  (англ.), The Washington Post (September 30, 2007). Проверено 24 апреля 2010.
  8. Erwin, Sandra. Army to Expand Array of Armoured Vehicles in Iraq  (англ.), National Defence Magazine (October 2005). Проверено 24 апреля 2010.
  9. Нотрим – специальные отряды, созданные для охраны еврейских поселений и учреждений, подчинялись Британской администрации
  10. Гюнтер Галле. Иностранный Легион. М., 1954
  11. 1 2 Моисеев, Виталий. Русские «гантраки»: от Афгана до Чечни. Отвага.Ру (2002). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 24 июля 2010.
  12. Должиков, Геннадий. Погонщики караванов // Soldier of Fortune – Солдат удачи. — 1996. — № 4. — С. 18-20. — ISSN 0201-7121.
  13. Алов А.Н., Белогруд В.В., Зайцев А.Н. «Батяня», «Бизон». «Маруся» и другие вооружённые автомобили в Чечне // ВоенКом: Военный комментатор : Сб.. — 2005. — № 1(6).
  14. Броня разведки // ТанкоМастер.  — 2003. — № 5. — С. 22-23.
  15. Перевод названия юнита в локализованной компанией Buka Entertainmen версии игры Warhammer 40,000: Dawn of War — Soulstorm

Ссылки

  • Лейзин, Ури. «Бабочки» и другие бронированные грузовики в Войне за Независимость. War Online.Ru. Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 6 января 2011. История использования импровизированных бронемашин в Израиле.
  • Моисеев, Виталий. Русские «гантраки»: от Афгана до Чечни. Отвага.Ру (2002). Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012. Проверено 6 января 2011. Опыт применения вооруженных грузовиков в Афганистане и во время боевых действий в Чеченской республике.
  • Алов А.Н., Белогруд В.В., Зайцев А.Н. «Батяня», «Бизон». «Маруся» и другие вооружённые автомобили в Чечне // ВоенКом: Военный комментатор : Сб.. — 2005. — № 1(6).
  • Щербаков, Владимир. Пентагон вспомнил опыт Вьетнама // Независимое военное обозрение.  — 11 июля 2008. Описан опыт применения ган-траков во Вьетнаме и в ходе американских операций на Ближнем Востоке.

См. также

Техничка — импровизированная боевая машина, обычно создаётся на базе гражданского пикапа.

Гантрак: броневик, грузовик и пулемёт

На третий день вторжения в Ирак транспортная колонна 507-й ремонтной роты армии США попала под удар. Атака из засады была молниеносной, и колонна из 18 грузовиков была полностью разгромлена: из 33 военнослужащих, следовавших в составе конвоя, 11 погибли, 9 получили ранения, 7 попали в плен. Неудачу предопределило отсутствие на машинах конвоя брони и тяжелого вооружения…

Теги:

Нетленка

История

Автомобили

США

СССР

Единственный крупнокалиберный пулемет американцев заклинило в самом начале, а иракцы жестко напомнили о том, что «вторженцы» зря забыли вьетнамский опыт. Ветераны Вьетнама рассказывали внукам о гантраках — броневиках сопровождения колонн, но молодое поколение плохо слушало. И теперь, вжимаясь под пулями в песок среди горящих машин, платило за легкомыслие высокую цену…

Уроки прошлого

Армии отражателей коммунистической агрессии, высадившей полумиллионную группировку в Южном Вьетнаме в 1965 году, требовалось огромное количество грузовиков для снабжения. Транспортные колонны, везущие с побережья боеприпасы, горючее, продовольствие и амуницию, порой растягивались на 15 км и состояли более чем из 200 автомашин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подразделения военной полиции, которые обеспечивали охрану транспортных колонн на дорогах, были слишком малочисленны, чтобы в полной мере обеспечить возложенную на них задачу. Личного состава хватало лишь на организацию немногочисленных блокпостов, между которыми вьетконговцы свободно обстреливали и подрывали американские грузовики. Осенью 1967 года коммунисты нанесли один из самых чувствительных ударов 8-й транспортной группе: одна из колонн попала в засаду и была почти полностью уничтожена. Осознав, что грузовики как были, так и остались фактически предоставлены сами себе, командование решило впредь ездить «усиленным конвоем». Усиление составили грузовики М35 с сооруженным в кузове бруствером из мешков с песком и установленными там же двумя пулеметами М60. Они не были первыми гантраками (англ. guntruck — «грузовик для перевозки оружия», или «вооруженный грузовик»), появившимися во Вьетнаме, но именно в 8-й транспортной группе их стали применять массово.

Почти сразу выяснилось, что мешки с песком хоть и защищают от пуль, однако утяжеляют машину: во влажном климате песок мгновенно впитывал воду. Поэтому, чтобы при одной и той же массе улучшить защищенность, было принято решение бронировать кузов стальными листами. В итоге уже спустя месяц после памятного нападения все гантраки 8-й транспортной группы обзавелись бронезащитой.

В новых машинах бронировался не только кузов (который представлял собой обычную железную коробку с вырезами под пулеметы), но и двери с полом кабины. Интересным вариантом была установка на грузовик корпуса от бронетранспортера М113. В этом случае помимо штатного крупнокалиберного пулемета М2НВ спереди машина получала еще два таких же по бортам.

Правомерность использования гантраков для защиты колонн сполна подтвердилась 24 ноября 1967 года, когда на автоколонну напала рота вьетконговцев. Спустя 20 минут, потеряв половину личного состава, коммунисты отступили. У американцев благодаря шквальному огню гантраков потери были намного меньше: 17 раненых солдат и 10 разбитых грузовиков.

Вскоре у 8-й группы появились еще более мощные эрзац-бронемашины: пятитонные грузовики М51 получили бронекорпус, некоторые даже с разнесенным бронированием для защиты от гранатометчиков. Большая грузоподъемность позволила усилить вооружение: в придачу к М60 машины получили М2НВ или шестиствольные «Миниганы», способные изрешетить вьетнамский лес вместе с засадой в зелено-красные ошметки. В других подразделениях пошли еще дальше и установили в кузов зенитную установку М16 (представлявшую собой счетверенный пулемет М2НВ) и даже 40-мм автоматическую пушку М1, могущую вести огонь разрывными снарядами.

Как показывает практика, гантраки можно создавать из любых типов грузовиков: бортовых, седельных тягачей, самосвалов и даже из контейнеровозов. В 1998 году на экраны вышел фильм «Солдат» с Куртом Расселом в главной роли, где по пустошам носился гантрак на базе карьерного самосвала. Вряд ли сценарист «Солдата» изучал проекты времен Второй мировой, но факт остается фактом – в 1940 году подобную машину как раз собирались создать!
Идея, судя по всему, осенила кого-то из ВМС, поскольку базой должен был послужить колесный мегамонстр (дизельный судовой двигатель: 190 л.с., 1100 об/мин, максимальная скорость 105 км/ч, запуск от маленького бензинового двигателя), который вывозил грязь, доставаемую землечерпалкой из реки Лос-Анджелес. 
Основным оружием супергантрака должна была служить башня (9,1 м в диаметре, 5,5 м в высоту) с двумя восьмидюймовками от тяжелого крейсера, причем для обеспечения устойчивости при стрельбе грузовик оснастили четырьмя выдвигаемыми упорами. Оборонительное вооружение составляли два крупнокалиберных пулемета в бронированной кабине. Для связи имелась радиостанция и морской семафор. Экипаж 90-тонной машины должен был составлять семь человек – пять управляются с орудиями, двое сидят в кабине, водят «баттлвагон» и отстреливаются из пулеметов. 
Однако, видимо, военные все же посчитали, что грузовик полезней для своих прямых обязанностей, нежели для устрашения налогоплательщиков и врагов, поэтому рождение самого большого гантрака в истории так и не состоялось.

Американцы, наверное, догадывались, что обещанного три года ждут, поэтому на прибытие эскортных бронемашин V-100, которые в штатном режиме должны были заменить гантраки, не слишком надеялись. И совершенно правильно — до конца войны именно боевые грузовики, а не «Коммандо» сопровождали колонны днем и патрулировали пункты дислокации транспортных рот ночью.

Однако после войны заслуженных ветеранов безжалостно сдали в утиль, оставив лишь один образец в экспозиции Музея армейского транспорта в Форт-Юстисе. Бесценный боевой опыт сопровождения колонн учтен не был, поэтому нападения иракцев на грузовики вновь, как и 38 лет назад, стали для миротворцев полным сюрпризом.

Ренессанс «боевых грузовиков»

Читая сводки о десятках машин с грузами, полыхающих на дорогах Ирака, Сенат США срочно стал требовать послушания от командования сухопутных войск, которое поначалу, как ни странно, не хотело бронировать свои автомобили. Довольно быстро здравый смысл победил, и первые транши из 4,1-миллиардных ассигнований, выделенных на программу бронировки автотранспорта в Ираке, стали поступать компаниям, осуществляющим конверсию.

Однако даже тогда идея часто оказывалась в оппозиции. Так, сформированная 375-й транспортной группой резерва и 812-м транспортным батальоном сухопутных войск США специальная рота гантраков (35 «хаммеров» со специальным бронекузовом и пять грузовиков М939 с крупнокалиберными пулеметами) вскоре была расформирована командованием без объяснения причин. Возможно, этими причинами стало обвинение прессой администрации Буша в отсутствии у армии нормальных средств прикрытия колонн, а также массовое поступление в войска заводских элементов бронирования кабин грузовиков с установкой там пулеметной турели М2НВ. Последнее, впрочем, проблему решало лишь на бумаге: пулеметчик в такой турели хоть и был прикрыт щитком, однако все равно оставался очень уязвимой целью.

Почти так же дело обстоит и в российских вооруженных силах. На сегодняшний день у нас имеются образцы грузовиков с серийно бронированной кабиной (Урал-4320.31), с бронированной кабиной и кузовом (Урал-4320.10) и даже самый настоящий гантрак «Звезда-ЗУ» (Урал-4320.30 с частично бронированным кузовом и зениткой ЗУ-2 в нем). Но в первые два не заложена возможность установки многочисленного тяжелого вооружения, так нужного гантраку, а последний, имея это самое тяжелое вооружение, почему-то не имеет защиты стрелка, что сводит саму идею «боевого грузовика» на нет.

Любопытно, что в авиации также существует свой «гантрак», причем с практически идентичным вооружением! А дело было так.
После Второй мировой, когда США все чаще и чаще принимались нести демократию в разные уголки планеты, выяснилось, что новейшая реактивная авиация по малоразмерным целям в джунглях работает плохо. Выход подсказал майор Пол Ган – использовать поршневые военно-транспортные самолеты, «грузовики» ВВС! В итоге платформой для небесных линкоров послужил ветеран Второй мировой C-47. На самолет по левому борту поставили два контейнера с шестиствольными пулеметами «Миниган», а третий торчал в проеме грузовой двери. Выйдя на цель и заложив вираж – так, чтобы в центре конуса находился враг – самолет обрушивал на нее целый ливень огня. Машину тут же окрестили «ганшипом».
К 1967 году ганшипы превратились для пехоты во Вьетнаме в такую же необходимую и обыденную вещь, как винтовка и сигареты. Однако участившиеся потери от зенитного огня заставили модернизировать «летающий гантрак»: в С-113, который пришел на смену С-47, добавили еще один «Миниган» (позже к ним добавилась еще пара шестиствольных «Вулканов») и бронировали кабину пилотов. Дальнейшая модернизация ганшипов вылилась в создание Vulcan Express – такую кличку дал своей машине экипаж транспортника C-130, вооруженного четырьмя «Миниганами» и четырьмя «Вулканами». Девятый ганшип серии получил пару 40-мм пушек «Бофорс» вместо двух «Вулканов» в хвосте, а позже и вовсе пополнился… 105-мм гаубицей!
В настоящее время американские вооруженные силы, как и в случае с гантраками, не отказываются от их летающих аналогов: АС-130U продолжают применяться в Афганистане и Ираке.

Вообще, учитывая большое количество вооруженных конфликтов во времена развала СССР (не говоря уж о войне в Афганистане), количество отечественных самопальных гантраков не уступает количеству американских поделок. В деле успели побывать практически все грузовые автомобили: ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66, МАЗ-503, КрАЗ-256, Урал-375, Урал-4320, КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, КамАЗ-5511. Защита машины варьировалась от серийных бронеэлементов для кабины и кузова до бронежилетов, мешков с песком, труб, бревен и срубов из них, отдельных элементов (например, люков) от бронетехники… Разнообразным было и устанавливаемое вооружение: от пулеметов РПК, ДШК, КПВ, «Утес» до зенитных установок ЗУ-2 и ЗУ-23, автоматического миномета «Василек», 23-мм авиационной автоматической пушки, пусковых установок противоградовых ракет «Алазань» и, наконец, венца творения — башни от БРДМ-2 с приваренным на крыше авиационным блоком 57-мм неуправляемых ракет.

Блеск и нищета машин

В общем и целом можно сказать, что в ближайшее время гантрак как боевая единица сопровождения колонн с поля боя никуда не денется, учитывая все большую трансформацию войн из масштабных столкновений с применением всех родов войск в локальные конфликты. Подобный эрзац-броневик может построить любой желающий (что подтверждает опыт войн за последние несколько десятков лет в Африке и на Востоке) — потрепанный грузовичок с зениткой в кузове можно встретить практически у каждого уважающего себя партизанского отряда. К тому же, в отличие от экипажа бронетехники, которому требуется обучение, к квалификации экипажа гантрака нет никаких особых требований: в его состав может влиться любой человек, годный к военной службе. Кроме того, ремонт машины может проводиться в гражданской автомастерской, что значительно упрощает и удешевляет задачу снабжения запчастями и горюче-смазочными материалами. По сравнению с бронетехникой, гантраки дешевле в эксплуатации и потребляют меньше топлива, при этом не уступая, а иногда даже превосходя ее в огневой мощи. К тому же применение «боевых грузовиков» позволяет не отвлекать бронетехнику на охрану, что дает ей возможность решать те задачи, для которых она и предназначена.

Вооруженная машина, помимо всего прочего, уже сегодня является настоящим трансформером, к чему еще только-только приходит легкая бронетехника: грузовик можно превратить в гантрак путем установки в кузов бронемодуля, который, в свою очередь, можно выгрузить на дороге и получить таким образом блокпост.

Наличие в транспортной колонне гантраков создает дополнительные сложности нападающим: если раньше для атаки на обычные грузовики достаточно было легкого стрелкового оружия и взрывчатки, то для подавления вооруженных машин требуется тяжелое вооружение. Оно и весит больше, и боеприпасов к нему можно унести не так много — в общем, засада в этом случае не превращается в легкую прогулку с расстрелом, как в тире: гантраки запросто могут превратить в решето самого нападающего. Особенно если учесть, что современные «боевые грузовики» могут маскироваться под обычные тентованные. ..

Конечно, для встречного танкового боя гантрак слабоват, но для подобных вещей машина и не предназначена. Единственными крупными минусами, вытекающими из особенностей применения подобной техники, являются слабая противоминная защищенность и формирование гантраков из состава собственного подразделения, что повышает нагрузку на оставшиеся «чистые» грузовики и их водителей. Однако работы по усилению противоминной защиты грузовиков плодотворно ведутся, а проблему с личным составом можно решить, прикрепляя к транспортным подразделениям специальные охранные гантраки.

Впрочем, как будет развиваться данный тип техники, покажет время…

Причудливые американские «автомобили» в Ираке


Что касается импровизации, то не только мы — чехи — умеем это делать. В тесноте и когда Минобороны забывает в достаточном количестве снабжать свою армию бронетехникой и грузовиками, американский солдат может справиться и сам. В Ираке эти импровизированные грузовики с артиллерийскими орудиями называют «деревенскими доспехами» или «деревенскими броненосцами». И каждый оригинал. Давайте посмотрим на самые впечатляющие из них.

Начало конфликта «все против всех»

Вскоре после вторжения США в Ирак и свержения режима Саддама Хусейна первоначальные представления о будущем развитии страны оказались нереально оптимистичными. Вместо стабилизации ситуации вспыхнули столкновения между различными партиями, ополчениями, племенами, кланами или бандами и иностранными войсками в стиле «все против всех». Многие американские солдаты были убиты или ранены в результате нападений на боевые машины, большинство из которых не предназначалось для действий в зонах боевых действий.

Классическим примером может служить легендарный внедорожник HMMWV (Humvee), который создавался в годы холодной войны с планомерным развертыванием в условиях симметричного конфликта с четко разделяемым фронтом и тылом боя. Будучи небронированной машиной, он предназначался для службы в тылу. К сожалению, в асимметричном конфликте, подобном иракскому, нет ни «фронта», ни «тыла», поскольку боевые действия идут повсюду.

Как и Humvee, другие типы транспортных средств, особенно большегрузные, также понесли большие потери. Армии США пришлось принять меры. Вскоре были заказаны стандартизированные комплекты брони, так называемые ASK (Armor Survivability Kit), повышающие уровень защиты обычных машин. Кроме того, армия начала закупать бронированные версии Humvee, а также специальные бронированные автомобили под названием MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected).

Но американским солдатам нужно было как-то выживать, пока не появились эти новые игрушки. Так что хитрят. И их творчество привело к рождению этих технически интересных импровизаций, которые, несомненно, помогли спасти сотни и тысячи мужчин и женщин.

Материалы и процедуры усовершенствования 

Создание временно бронированных (а возможно, и вооруженных) машин, разумеется, началось не в Ираке в 2004 г. Еще во время конфликтов в Корее и Индокитае подобная методика использовалась американцами и французами, а позже были многочисленные переделки автомобилей, использовавшихся во многих конфликтах в странах третьего мира, которые, в конце концов, продолжаются до сих пор.

Но конфликт в Ираке, несомненно, считается одним из самых масштабных случаев применения такой технологии в городских боях. Безусловно, наиболее частым предметом модификаций стали автомобили HMMWV, кроме этого, различные средние грузовики, а в некоторых случаях даже тяжелые грузовики и несколько настоящих раритетов.

Что касается материалов и процедур, используемых при создании этих «автомобилей», то они почти всегда одинаковы. Наиболее распространенным используемым материалом являются стальные пластины, часто взятые из транспортных контейнеров и выброшенных автомобилей. Плюс армия США закупила специально для этих целей плиты из шведской броневой стали ARMOX и HARDOX. Затем пластины (независимо от их происхождения) крепились к кузову автомобиля для защиты экипажа, двигателя, бака и т. д.

В качестве защиты от малокалиберного оружия часто используют фанерные или деревянные щиты с насаженным на них металлическим листом, а также пластиковые щиты и металлические решетки. Помимо повышения прочности, солдаты часто поднимают улучшение своей машины на новый уровень, устанавливая на нее пулеметы и автоматические гранатометы. Но поскольку это правда, что картинка стоит тысячи слов, вы наверняка получите лучшее представление об этих временных броненосцах, взглянув на следующие фотографии.

Посвящение героям, которые не могут закончить свою работу. Эта футболка доступна в нашем интернет-магазине DixieGear. Ограниченный выпуск.

Типовой артиллерийский грузовик на базе HMMWV , базовая версия M998 . Машина оборудована бронеплитами, создающими безопасное пространство для солдата вплоть до кабины водителя. Броня также создает временные водительскую и пассажирскую двери, а также на машине установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Browning M2HB.

Грузовые автомобили М939 грузоподъемностью 5 тонн также используются в качестве средней базы переоборудования. На этом фото показана бортовая машина M923A1 с бронированным корпусом и кабиной водителя, а также башней на четыре орудия. В кабине установлен 12,7-мм пулемет M2HB, а в корпусе установлены два 7,62-мм пулемета M240B и 40-мм гранатомет Mk 19.

Но пехота армии США не единственная который использует самодельные артиллерийские грузовики. Спецназ тоже их использует, как видно на этой фотографии 9-го калибра.Грузовик 0036 M925A1 , принадлежащий Пятому отряду спецназа. Мы видим не только бронированную кабину водителя и турель с 12,7-мм пулеметом M2HB, но и необычный усиленный бампер.

8-колесные грузовики под названием HEMTT также были переделаны в эти бронированные импровизации. Грузовая платформа этого образца была модернизирована «башней», позволяющей вести огонь во всех направлениях. Можно предположить, что доработанная таким образом машина использовалась в качестве патрульной машины в опасных зонах.

Самый большой грузовик с артиллерийским вооружением, зарегистрированный в Ираке, был создан как преобразование грузовика PLS , очень похожего на HEMTT, только с двумя дополнительными колесами и платформой для поддонов. На этой платформе солдаты установили бронированную надстройку с лафетами для тяжелых 12,7-мм пулеметов M2HB и автоматических гранатометов Mk 19.

грузовики . Каждый состоит из 8-колесный грузовик M1070 и полуприцеп M1000 . И грузовики М1070 тоже стали объектами переделки в артиллерийские. Этот экземпляр получил бронированную надстройку с двумя лафетами для 12,7-мм пулеметов Browning M2HB.

Важная часть тылового обеспечения армии США в Ираке была представлена ​​тяжелыми грузовиками M915 , действующими как тягачи, самосвалы или бетономешалки. Некоторые из них были улучшены доспехами и оружием. На этом фото мы смотрим на M915A1 Грузовик с надстройкой, созданной на основе нижних частей прицепа M101 с башней для столь популярного пулемета M2HB.

Среди самых больших диковин среди самодельных артиллерийских грузовиков армии США, несомненно, модернизированные самосвалы. Поскольку их корпуса и до модернизации обеспечивали довольно хорошую защиту, самосвалы идеально подходили для этой цели. На этом фото мы видим армейский самосвал M817 с переделанным корпусом в крытую надстройку для перевозки патрульных солдат.

Безусловно, самый причудливый грузовик с ружьем был построен на базе автомобиля M809 . На его шасси был усажен весь корпус гусеничного БТР М113 , окна были вырезаны из корпуса и единственное, что можно было увидеть от оригинальной машины, это капот. Тем не менее, неизвестно, участвовал ли когда-нибудь этот гротескный гибрид в бою.

Помимо армейских автомобилей, в войне в Ираке также побывали машины военных контрактников, часто оснащенные импровизированной броней и вооружением. На этом фото показаны два грузовых автомобиля Ford F-350 с приподнятыми бронированными башнями для контрактников, вооруженных винтовками или ручными пулеметами.

Расшифровка аббревиатур:
HEMTT = Тяжелый тактический грузовик с повышенной подвижностью
HETS = Транспортная система для тяжелого оборудования
HMMWV = Высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство
PLS = Система загрузки на поддонах s: Армия США, Банкомат, Стржелецка журнал ревю

Импровизированное, мучительное рождение вьетнамских артиллерийских грузовиков

Вьетнамский центр и Вьетнамский архив Сэма Джонсона в Техасском техническом университете

«Канун разрушения», «Мгновенная смерть», «Палач», «Кровавый пот и шины», «Брут», «Холодный пот», «Крипер».

Названия вьетнамских артиллерийских грузовиков читаются как сет-лист хэви-метала. К концу 1967 года на дорогах Вьетнама господствовали американские грузовики с черным кузовом и достаточной огневой мощью, чтобы справиться с давкой скота.61; они были случайно разработаны в джунглях Вьетнама американскими солдатами, отчаянно пытающимися защитить свои линии снабжения.

Wiki Commons

Армия Северного Вьетнама (СВА) и Вьетконг (ВК) были упрямым, раздражающим врагом. Куда бы ни пробирались американские войска, вьетконговцы, казалось, плыли. Их партизанская тактика и глубокое знание своего окружения сделали местные силы скользкими, как кусок мыла, и многие американские солдаты стали жертвами их печально известных атак из засад. В конечном итоге более 58 000 американцев были убиты в бою.

Вьетнамский центр и Вьетнамский архив Сэма Джонсона в Техасском технологическом университете

Американские автоколонны оказались в перекрестье таких ловушек. Слабо защищенные и поначалу не укомплектованные персоналом, эти цепочки поставок были спасательными линиями американских военных усилий — и вдобавок легкой мишенью. Хищники Северного Вьетнама стремились заблокировать доступ боеприпасов и снаряжения к войскам и, что наиболее важно, предотвратить попадание авиакеросина на аэродромы. Их великое прозрение: было намного проще нейтрализовать преимущество Америки в небе, в первую очередь удерживая самолеты на земле.

Пережив катастрофическую потерю припасов, солдаты объединили свои усилия, чтобы определить, как защитить своих собратьев-водителей грузовиков, и так началась эволюция вьетнамского артиллерийского грузовика.

Болезни роста

Во время операции «Большой красный» колонна 1-й пехотной дивизии движется через «Аллею засад» по маршруту 13 из Диан в Лай Кхе после того, как один из грузовиков подорвался на мине Вьетконга. Архив Беттмана/через Getty Images

Американцы остро нуждались в усилении безопасности конвоев. Сначала царила путаница: кто отвечал за безопасность линии снабжения? Как может выглядеть эффективная защита? Историк транспортного корпуса Ричард Э. Киллбрейн пишет:

Вопрос не в том, адекватна ли СОП (Стандартная рабочая процедура) реагирования на засаду, поскольку никто из водителей ее не знал. В них никогда не было необходимости. Восьмая транспортная группа должна была рассмотреть как активные, так и пассивные меры по защите конвоев.

Поскольку пути снабжения часто проходили через узкие горные перевалы между контрольно-пропускными пунктами, охранять конвои было особенно трудно. Высокомобильный вьетконговец заманил в ловушку тяжелый груженый конвой в этих узких местах, районах, которые армия США вскоре назвала «зонами поражения». Просто вооружение водителей не решит проблему; остановка конвоя для ответного огня задержала прибытие столь необходимых припасов, и в хаосе перестрелки роли легко запутались.

Утомленные и покрытые коркой пыли, два американских водителя грузовика проявляют признаки напряжения во время временной остановки на дороге Тьен Фуок. Вьетнамский центр и Вьетнамский архив Сэма Джонсона в Техасском технологическом университете

Стандартная тактика заключалась в том, чтобы любой ценой держать проезжую часть расчищенной и либо продолжать движение через зону поражения и ехать к убежищу следующего контрольно-пропускного пункта, либо, если это абсолютно необходимо, вернуться к предыдущему. Оба этих маневра уклонения потребовали некоторого наступления со стороны агрессивной службы безопасности.

Делай, что можешь, с тем, что у тебя есть

Вьетнамский центр и Вьетнамский архив Сэма Джонсона в Техасском техническом университете

Оружие + грузовик = Оружейный грузовик. Концепция была проста. Поворотные установленные на кровати орудия могли нацеливаться на атакующих, прячущихся в скалистых горных перевалах, и давали шанс конвоям сражаться. Первоначальные конструкции были примитивными и развивались из того, что было доступно и знакомо: множество грузовиков средней грузоподъемности, таких как двойка с половиной. Машины появились мирскими, безымянными и далекими от их полностью реализованной формы. В первой версии использовались пиломатериалы и мешки с песком для установки орудий и создания барьера для их операторов, но отказы задней подвески были обычным явлением; установка бункера на то, что по сути было платформой, оставляло желать лучшего. Тем не менее, армейские инженеры что-то нашли, и вскоре стали доступны лучшие материалы. Как документирует Киллбрейн в интервью бывшему LTC Джону Бёрку:

Новые 2 ½-тонные артиллерийские машины были построены из заранее вырезанных стальных листов, заказанных летом. Он прибыл сразу после засады 2 сентября. Командиры батальонов руководили постройкой артиллерийских грузовиков; командиры рот подбирали экипажи и оставляли им проектирование. Экипаж состоял из механика-водителя, вооруженного гранатометом М-79, едущего с дробовиком на пассажирском сиденье кабины, и двух стрелков с пулеметами М-60, стоящих в пушечном ящике. Когда прибыли кольцевые крепления, некоторые экипажи добавили в кабину М-2 калибра .50. Новый артиллерийский грузовик представлял собой специальную оружейную платформу, которая могла маневрировать для защиты боевых машин.

Защита, которую они сделали.

В начале атаки обязанностью артиллерийских грузовиков было оценить, где находится наибольшая угроза, устранить угрозу и применить как можно больше подавляющей огневой мощи, чтобы грузовики с припасами могли уйти. Однако вьетконговцев не смущала более крепкая оборона, и они быстро адаптировались. СВА максимально увеличила преимущество внезапности и научилась блокировать отход и задерживать уязвимые цели.

Не было двух одинаковых атак, и, хотя грузовики повышали шансы конвоев на выживание, ни США, ни Вьетконг не оказывались доминирующими. Американские конвои, которые могли растянуться более чем на милю, должны были выяснить, как оптимизировать время реагирования и уменьшить потери. Решение было таким же простым, как и первоначальная концепция: больше грузовиков и больше орудий.

Модернизация и идентичность

В течение нескольких месяцев артиллерийские грузовики превратились из перепрофилированных 2,5-тонных рабочих пчел в специально построенные 5-тонные истребители с недавно улучшенными стальными оружейными ящиками с двойными стенками. Увеличенные размеры грузовиков принесли большую мощность, улучшенную управляемость и больше места для боеприпасов и артиллерийских установок. Стандартной конфигурации при вооружении этих грузовиков не было; задача в основном возлагалась на экипаж каждой машины. Команды рыскали по округе, выменивая в ящике любимое оружие. Неудивительно, что тремя наиболее популярными видами оружия были пулемет M60, M02 калибра .50 Browning и миниган M134.

У каждого оружия свой набор навыков. M60 был относительно универсальным и позволял легко устанавливать и снимать его. Если его поместить на поворотное крепление, он может охватывать любой угол от пола до неба. Браунинг калибра .50 калибра был основным оружием военного времени, обеспечивая мощный удар и превосходную проникающую способность. Артиллерийские расчеты обычно устанавливали M02 над передней частью кабины или сзади. Некоторые грузовики, такие как Eve of Destruction, славятся тем, что в качестве арьергарда были объединены два агрегата калибра 0,50. Миниган, как и M60, был рассчитан на меньший патрон калибра 7,62 мм, но выплевывал боеприпасы с самой смертоносной скорострельностью из трех: с шестью вращающимися стволами M134 производил поразительные от 2000 до 6000 выстрелов в минуту (об/мин). В совокупности эти три вида оружия могли расщеплять джунгли за считанные секунды.

Установленный миниган M134. Вьетнамский центр и Вьетнамский архив Сэма Джонсона в Техасском технологическом университете

По большей части оружейные ящики успешно защищали свои расчеты от мощного натиска вьетконговцев из стрелкового оружия и снарядов. Однако экипажи были уязвимы для ракетного оружия и взрывчатых веществ.

Героем в наследии вьетнамских экипажей артиллерийских грузовиков был человек по имени Ларри Г. Даль, посмертно награжденный Почетной медалью и Пурпурным сердцем за свои действия на борту артиллерийского грузовика Брут. Прибыв на помощь товарищу по конвою дальше по их маршруту возле перевала Ан Кхе, экипажи «Неприкасаемых», «Отбросов» и «Брута» сдержали стычку и, как только битва закончилась, приготовились уйти. Они ошиблись. Началась очередная потасовка, и граната взлетела, перелетела и попала в оружейный ящик Брута. Даль увидел это первым. Без паузы он прыгнул на взрывчатку, подавив детонацию и спасая жизни своей команды ценой своей собственной.

По сей день ветераны грузовиков помнят действия Даля и разделяют его взгляды. Это негласная связь, построенная благодаря самоотверженному безумию их работы и, наряду с именами, выгравированными на коробках их грузовиков, навсегда запечатлелась в их памяти.

Где они сейчас?

Музей транспорта армии США

Почти все оригинальные грузовики с артиллерийскими орудиями во Вьетнаме остались по другую сторону Тихого океана. Единственным задокументированным исключением является Eve of Destruction, которую вы можете легко найти в Музее транспорта армии США в Форт-Юстисе, штат Вирджиния. Были сделаны воссоздания, в основном в память о грузовике Даля Brutus, который сейчас является частью Музея военных ветеранов в Ошкоше, штат Висконсин.

Facebook/Музей ветеранов войны

Копирование артиллерийского грузовика может быть полезным и доступным занятием для любителей, в основном потому, что конфигурации артиллерийских грузовиков были настолько импровизированы в то время. Главная задача – приобрести двойку или 5-тонник. Ни один из грузовиков не слишком сложен для поиска, но 5-тонные автомобили, как правило, труднее найти, чем их младшие братья, и к ним применяются более строгие правила государственной регистрации, в зависимости от вашего опыта. Стоимость также варьируется между ними; двойка с половиной обычно стоит от 2500 до 4000 долларов, а 5-тонная, как правило, стоит примерно вдвое больше (от 5000 до 8000 долларов +).

Поддержка ветеранов и сообщество живы и здоровы в карманах Интернета, ищете ли вы истории, исследования или аукционы копий грузовиков. Усилия экипажей грузовиков вьетнамской эпохи продолжают прокладывать путь современному поколению: Консультации по обороне конвоев в значительной степени подкреплены обширными знаниями эпохи Вьетнама. Хотя они, возможно, больше не носят форму, первоначальные экипажи продолжают служить, поддерживая американских солдат, обеспечивающих безопасность конвоев в таких недавних конфликтах, как война в Ираке.