Lockheed C-5 Galaxy. Фото и видео. История и характеристики.
С-5 Galaxy – военно-транспортный самолет самолет, оснащенный четырьмя двигателями ТРДД TF39-GE с большой двухконтурностью. Был построен в марте 1968 года. Первый полет совершил 30 июня того же года. В то время компания Lockheed не подозревала о том, что высокий темп создания ЛА приведет к существенной ограниченности его транспортных возможностей, а малоресурсные двигатели исключат возможность использования в авиакомпаниях.
Пролетевший над Европой в 1965 году Ан-22 произвел большой фурор, на который американские ВВС решили дать ответ. В США, начиная с 1964 года, активно велась разработка военно-транспортных самолетов с грузоподъёмностью свыше 100 тонн – проект Lockheed Model 500.
Серийный экземпляр Galaxy («Галактика») обозначили С-5А. Учитывая, что к постройке приступили в 1969 году, подготовка серийной постройки началась задолго до начала ЛИ. Взлетная тяга серийного ТРДД TF-39 – 18,754 кгс. Погрузка могла выполняться через откидывающуюся вверх носовую часть, выполненную из защитного стекла, а при необходимости можно уменьшить высоту амортизационных стоек тележек шасси путем укорачивания во время пребывания на ВПП.
К лету 73 года ВВС США получили 81 единицу нового военного транспортника. Министерство обороны решило оснастить ими 4 эскадрильи. С-5А в тот момент был основным летательным средством для осуществления быстрой переброски живой силы и тяжёлой техники из одной точки в другую. Хоть по данным самолет мог перевозить больше 100 т, из-за недостаточной прочности крыла возможную нагрузку уменьшили до 79 т. Груз весом 77 тонн транспортировщик перевозил на расстояние 8700 км. Понизили полетную массу самолета с 349 т до 323 т. Также сократили планерный ресурс с 30 000 расчетных часов до 8750 летных. Но все же именно С-5А был самым большим мировым самолетом, поскольку Ан-22 имел реальную грузоподъёмность 60 т при взлётной массе в 250 т.
Известна история перевозки советского МиГ-25П при помощи С-5А с авиабазы Хякари (Япония) в США.
Случались также и трагические события, сопутствовавшие эксплуатации самолета. До 83 года ВВС США потеряли 4 воздушных машины из-за конструктивно-производственных дефектов. 4 мая 1970 года сгорел С-5А на авиабазе в Палмдейле. Через полгода в середине октября потерпела крушение вторая машина (авиабаза Доббинс). Точно при таких же обстоятельствах сгорел третий С-5А на аэродроме Клинтон (27 сентября 1974 года). 4 апреля 1975 года во Вьетнаме потерпел авиакатастрофу 4-й С-5А с детьми на борту. Из 328 человек погибло 172. 29 августа 1990 года в Германии упал еще один Galaxy. На борту присутствовало 17 человек, выжило четверо.
Из-за слабой конструкции крыла С-5А фирма Lockheed начала проектировку новой несущей поверхности. Для этого конгресс США в 1974 году утвердил соответствующие законопроекты. Полную доработку транспортник получил только в 1980 году. В 1983 году самолеты начали передавать в подразделения ВВС. Эксплуатация самолета увеличилась.
Во время проведения модернизации старые двигатели заменили на новые TF39-GE-1C с тягой 19,500 кгс. Обновили радиоэлектронное оборудование. Установили новое метео-БРЛС с разноцветным дисплеем, навигационную инерционную систему Delco и систему регистрируемых полетных параметров MADARII.
По результатам проведенных работ конструкторам удалось добиться увеличения переносимого веса на 9 тонн и запаса горючего на 6 тонн. За 5 лет, начиная с 82 года, компании удалось модернизировать 77 эксплуатируемых самолетов. Для бюджета страны мероприятие обошлось в 1,4 миллиарда долларов.
Доработанный С-5А установил несколько рекордов. Непосредственно на высоту 2000 м самолет смог поднять груз весом 110 т с максимальной взлетной массой – 417 т, а посадочной – 397 т. Но этот результат удалось перебить советско-украинскому самолету Ан-124 «Руслан». В 1985 году он смог поднять груз весом 171 т на высоту 11 000 м.
В 1982 году командование ВВС США решило увеличить количество военно-транспортных стратегических самолетов. Был подписан контракт на постройку дополнительных 50 единиц. Их обозначили как С-5В. На тот момент один такой самолет стоил 98 миллионов долларов, а вся программа обошлась США в 10,8 миллиардов. Первый С-5В поднялся в небо в сентябре 1985 года. Спустя год его определили на авиабазу Altus. Последний представитель С-5В построили весной 1989 года.
Первый раз миру самолет показали на территории Канады в Ванкувере в 1986 году. Но к этому времени самолет не являлся самым огромным в мире. Это место заслуженно получил «Руслан». 7 июня 1989 года самолет установил рекорд по десантированию 4 танков Sheridan по 19 т каждый и 73 парашютистов.
На январь 1990 года в рядах воздушно-военных сил США находилось 137 единиц С-5А и С-5В. Но 8 августа произошел еще один инцидент. Взлетев с американской авиабазы в Рамштайне, потерпел крушение шестой по счету Galaxy.
NASA в 80-х годах переоборудовало 2 С-5А под С-5С для помещения внутрь искусственных спутников Земли. Также в него помещали отдельные элементы космической станции. Для этого инженеры в хвостовой части демонтировали верхнюю палубу, тем самым увеличив объёмы грузовой кабины. Дополнительно доработали в задней части грузовой люк.
На данный момент компания Lockheed Martin предлагает руководству ВВС на своих самолетах заменить устарелую авионику на обновленную цифровую. В начале августа 2000 года конструкторы решили обновить силовую установку Galaxy путем замены старых двигателей на новые GECF6-80C2L1F. Благодаря этому самолет стал более скороподъёмным и почти на треть увеличил крейсерскую скорость. Разбег, соответственно, уменьшился.
Когда ВВС получили С-5А, их использовали практически во всех военных операциях. В 1990 году самолет участвовал в вооруженном конфликте под названием «Щит пустыни». Он создал самый огромный за всю историю «воздушный мост», перевезя 482 000 военнослужащих и 513 000 тонн полезного груза.
С-5 участвовал и в мирных акциях. В декабре 88 года 4 «Галактики» доставили в Армению (пострадала от землетрясения) более чем 398,25 тонн гуманитарного груза. Также Galaxy стал базовой моделью для пассажирского транспортного самолета L-500. Помимо этого, самолет планировали модифицировать под воздушный командный пункт, самолет-носитель баллистических межконтинентальных ракет, транспортник с ядерной установкой, бомбардировщик для ведения локальных войн, самолет-дозаправщик.
В апреле 2006 года разбилась 7-я модель в штате Делавэр неподалеку от Дувра.
Конструкция самолета Lockheed C-5 Galaxy
Самолет С-5 является высокопланом классической схемы. Оперение Т-образное, свободнонесущее крыло кессонного типа. Толщина профиля у корня – 12%, на консолях – 11%. Механизация крыла представлена предкрылками, закрылками и интерцепторами. В самом крыле находится 12 топливных баков общим объёмом 193,625 л.
Фюзеляж выполнен в форме полумонокока. Кабина экипажа находится над грузовым отсеком. Место отдыха смены находится там же. В задней части верхнего отсека может поместиться 75 сидений. Грузовая часть оснащена двумя люками. Передний представляет собой поднимающуюся вверх носовую часть, а задний представлен двумя боковыми створками. С левой стороны борта передней части находятся двери для пассажиров и экипажа, а в задней − для служебных пассажиров.
Силовая установка представлена четырьмя ТРДД TF-GE-C. Взлетная тяга каждого из них составляет 19,500 кгс.
Шасси трехопорное. 4 главных шестиколесных тележки прячутся внутрь фюзеляжа с помощью гидроприводов, поворачиваясь на 90°. Четырехколесная носовая стойка, благодаря винтовым подъёмникам и гидроприводу, прячется в фюзеляжную нишу назад.
Горизонтальное оперение представлено переставным стабилизатором и четырехсекционным рулем высоты.
Lockheed C-5 Galaxy характеристики:
Модификация | C-5B |
Размах крыла, м | 67.88 |
Длина самолета,м | 75.54 |
Высота самолета,м | 19.85 |
Площадь крыла,м2 | 575. 98 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 169643 |
максимальная взлетная | 379657 |
Внутреннее топливо, кг | 150815 |
Тип двигателя | 4 ТРДД General Electric TF39-GE-1C |
Тяга, кН | 4 х 191.27 |
Максимальная скорость, км/ч | 919 |
Крейсерская скорость, км/ч | 888 |
Практическая дальность, км | 10411 |
Дальность действия, км | 5526 |
Практический потолок, м | 10895 |
Экипаж, чел | 5 |
Полезная нагрузка: | 270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала или 118387 кг груза |
Самолеты
Lockheed C-5 Galaxy. Фото и видео. История и характеристики.
С-5 Galaxy – военно-транспортный самолет самолет, оснащенный четырьмя двигателями ТРДД TF39-GE с большой двухконтурностью. Был построен в марте 1968 года. Первый полет совершил 30 июня того же года. В то время компания Lockheed не подозревала о том, что высокий темп создания ЛА приведет к существенной ограниченности его транспортных возможностей, а малоресурсные двигатели исключат возможность использования в авиакомпаниях.
Пролетевший над Европой в 1965 году Ан-22 произвел большой фурор, на который американские ВВС решили дать ответ. В США, начиная с 1964 года, активно велась разработка военно-транспортных самолетов с грузоподъёмностью свыше 100 тонн – проект Lockheed Model 500.
Серийный экземпляр Galaxy («Галактика») обозначили С-5А. Учитывая, что к постройке приступили в 1969 году, подготовка серийной постройки началась задолго до начала ЛИ. Взлетная тяга серийного ТРДД TF-39 – 18,754 кгс. Погрузка могла выполняться через откидывающуюся вверх носовую часть, выполненную из защитного стекла, а при необходимости можно уменьшить высоту амортизационных стоек тележек шасси путем укорачивания во время пребывания на ВПП.
К лету 73 года ВВС США получили 81 единицу нового военного транспортника. Министерство обороны решило оснастить ими 4 эскадрильи. С-5А в тот момент был основным летательным средством для осуществления быстрой переброски живой силы и тяжёлой техники из одной точки в другую. Хоть по данным самолет мог перевозить больше 100 т, из-за недостаточной прочности крыла возможную нагрузку уменьшили до 79 т. Груз весом 77 тонн транспортировщик перевозил на расстояние 8700 км. Понизили полетную массу самолета с 349 т до 323 т. Также сократили планерный ресурс с 30 000 расчетных часов до 8750 летных. Но все же именно С-5А был самым большим мировым самолетом, поскольку Ан-22 имел реальную грузоподъёмность 60 т при взлётной массе в 250 т.
Известна история перевозки советского МиГ-25П при помощи С-5А с авиабазы Хякари (Япония) в США.
Случались также и трагические события, сопутствовавшие эксплуатации самолета. До 83 года ВВС США потеряли 4 воздушных машины из-за конструктивно-производственных дефектов. 4 мая 1970 года сгорел С-5А на авиабазе в Палмдейле. Через полгода в середине октября потерпела крушение вторая машина (авиабаза Доббинс). Точно при таких же обстоятельствах сгорел третий С-5А на аэродроме Клинтон (27 сентября 1974 года). 4 апреля 1975 года во Вьетнаме потерпел авиакатастрофу 4-й С-5А с детьми на борту. Из 328 человек погибло 172. 29 августа 1990 года в Германии упал еще один Galaxy. На борту присутствовало 17 человек, выжило четверо.
Из-за слабой конструкции крыла С-5А фирма Lockheed начала проектировку новой несущей поверхности. Для этого конгресс США в 1974 году утвердил соответствующие законопроекты. Полную доработку транспортник получил только в 1980 году. В 1983 году самолеты начали передавать в подразделения ВВС. Эксплуатация самолета увеличилась.
Во время проведения модернизации старые двигатели заменили на новые TF39-GE-1C с тягой 19,500 кгс. Обновили радиоэлектронное оборудование. Установили новое метео-БРЛС с разноцветным дисплеем, навигационную инерционную систему Delco и систему регистрируемых полетных параметров MADARII.
По результатам проведенных работ конструкторам удалось добиться увеличения переносимого веса на 9 тонн и запаса горючего на 6 тонн. За 5 лет, начиная с 82 года, компании удалось модернизировать 77 эксплуатируемых самолетов. Для бюджета страны мероприятие обошлось в 1,4 миллиарда долларов.
Доработанный С-5А установил несколько рекордов. Непосредственно на высоту 2000 м самолет смог поднять груз весом 110 т с максимальной взлетной массой – 417 т, а посадочной – 397 т. Но этот результат удалось перебить советско-украинскому самолету Ан-124 «Руслан». В 1985 году он смог поднять груз весом 171 т на высоту 11 000 м.
В 1982 году командование ВВС США решило увеличить количество военно-транспортных стратегических самолетов. Был подписан контракт на постройку дополнительных 50 единиц. Их обозначили как С-5В. На тот момент один такой самолет стоил 98 миллионов долларов, а вся программа обошлась США в 10,8 миллиардов. Первый С-5В поднялся в небо в сентябре 1985 года. Спустя год его определили на авиабазу Altus. Последний представитель С-5В построили весной 1989 года.
Первый раз миру самолет показали на территории Канады в Ванкувере в 1986 году. Но к этому времени самолет не являлся самым огромным в мире. Это место заслуженно получил «Руслан». 7 июня 1989 года самолет установил рекорд по десантированию 4 танков Sheridan по 19 т каждый и 73 парашютистов.
На январь 1990 года в рядах воздушно-военных сил США находилось 137 единиц С-5А и С-5В. Но 8 августа произошел еще один инцидент. Взлетев с американской авиабазы в Рамштайне, потерпел крушение шестой по счету Galaxy.
NASA в 80-х годах переоборудовало 2 С-5А под С-5С для помещения внутрь искусственных спутников Земли. Также в него помещали отдельные элементы космической станции. Для этого инженеры в хвостовой части демонтировали верхнюю палубу, тем самым увеличив объёмы грузовой кабины. Дополнительно доработали в задней части грузовой люк.
На данный момент компания Lockheed Martin предлагает руководству ВВС на своих самолетах заменить устарелую авионику на обновленную цифровую. В начале августа 2000 года конструкторы решили обновить силовую установку Galaxy путем замены старых двигателей на новые GECF6-80C2L1F. Благодаря этому самолет стал более скороподъёмным и почти на треть увеличил крейсерскую скорость. Разбег, соответственно, уменьшился.
Когда ВВС получили С-5А, их использовали практически во всех военных операциях. В 1990 году самолет участвовал в вооруженном конфликте под названием «Щит пустыни». Он создал самый огромный за всю историю «воздушный мост», перевезя 482 000 военнослужащих и 513 000 тонн полезного груза.
С-5 участвовал и в мирных акциях. В декабре 88 года 4 «Галактики» доставили в Армению (пострадала от землетрясения) более чем 398,25 тонн гуманитарного груза. Также Galaxy стал базовой моделью для пассажирского транспортного самолета L-500. Помимо этого, самолет планировали модифицировать под воздушный командный пункт, самолет-носитель баллистических межконтинентальных ракет, транспортник с ядерной установкой, бомбардировщик для ведения локальных войн, самолет-дозаправщик.
В апреле 2006 года разбилась 7-я модель в штате Делавэр неподалеку от Дувра.
Конструкция самолета Lockheed C-5 Galaxy
Самолет С-5 является высокопланом классической схемы. Оперение Т-образное, свободнонесущее крыло кессонного типа. Толщина профиля у корня – 12%, на консолях – 11%. Механизация крыла представлена предкрылками, закрылками и интерцепторами. В самом крыле находится 12 топливных баков общим объёмом 193,625 л.
Фюзеляж выполнен в форме полумонокока. Кабина экипажа находится над грузовым отсеком. Место отдыха смены находится там же. В задней части верхнего отсека может поместиться 75 сидений. Грузовая часть оснащена двумя люками. Передний представляет собой поднимающуюся вверх носовую часть, а задний представлен двумя боковыми створками. С левой стороны борта передней части находятся двери для пассажиров и экипажа, а в задней − для служебных пассажиров.
Силовая установка представлена четырьмя ТРДД TF-GE-C. Взлетная тяга каждого из них составляет 19,500 кгс.
Шасси трехопорное. 4 главных шестиколесных тележки прячутся внутрь фюзеляжа с помощью гидроприводов, поворачиваясь на 90°. Четырехколесная носовая стойка, благодаря винтовым подъёмникам и гидроприводу, прячется в фюзеляжную нишу назад.
Горизонтальное оперение представлено переставным стабилизатором и четырехсекционным рулем высоты.
Производство[ | ]
По завершении испытаний в декабре 1969 года первый C-5A был передан в учебное подразделение на базе ВВС Алтус, штат Оклахома. Локхид доставил первую оперативную «Galaxy» в 437-е авиакрыло на военно-воздушную базу Чарльстон, Южная Каролина, в июне 1970 года. Из-за более высоких, чем ожидалось, затрат на разработку в 1970 году прозвучали публичные призывы к правительству разделить значительные убытки, которые испытывал Lockheed.[4] Производство было почти остановлено в 1971 году, когда Lockheed столкнулась с финансовыми трудностями, отчасти из-за разработки C-5 Galaxy, а также гражданского реактивного лайнера Lockheed L-1011 TriStar. [5]Правительство США предоставило Lockheed кредиты для поддержания деятельности компании.[6]
В рамках военной политики президента Рональда Рейгана было выделено финансирование для расширения возможностей воздушных перевозок ВВС США. Поскольку до завершения программы C-17 оставалось еще несколько лет, Конгресс одобрил финансирование новой версии C-5, C-5B, в июле 1982 года для расширения возможностей воздушных перевозок.[7] Первый C-5B был доставлен на военно-воздушную базу Алтус в январе 1986 года. В апреле 1989 года последний из 50 самолетов C-5B был добавлен к 77 самолетам C-5As в структуре ВВС. C-5B включает в себя все усовершенствования C-5A и многочисленные дополнительные модификации системы для повышения надежности и ремонтопригодности.[8]
В 1998 году в рамках Программы модернизации авионики (AMP) началась модернизация авионики C-5, включающая стеклянную кабину, навигационное оборудование и новую систему автопилота.[9] Другой частью усилий по модернизации C-5 являлась программа повышения надежности и переоборудования (RERP). Программа заменила двигатели на более новые, более мощные.[9] В общей сложности был заключен контракт на модернизацию 52 самолетов C-5, состоящих из 49 самолетов B-, двух самолетов C- и одного самолета A-модели в рамках RERP. Программа включала в себя более 70 изменений и обновлений, включая новые двигатели General Electric.[10] 22 «Super Galaxies» C-5M были готовы по состоянию на август 2014 года. Обновление RERP было завершено 25 июля 2022 года. Военно-воздушные силы получили последний модифицированный самолет 1 августа 2022 года. Обновление по программе RERP было завершено 25 июля 2022 года. ВВС США получили последний модифицированный самолет 1 августа 2018 года[11]
Lockheed C-5 Galaxy характеристики:
Модификация | C-5B |
Размах крыла, м | 67.88 |
Длина самолета,м | 75.54 |
Высота самолета,м | 19.85 |
Площадь крыла,м2 | 575.98 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 169643 |
максимальная взлетная | 379657 |
Внутреннее топливо, кг | 150815 |
Тип двигателя | 4 ТРДД General Electric TF39-GE-1C |
Тяга, кН | 4 х 191. 27 |
Максимальная скорость, км/ч | 919 |
Крейсерская скорость, км/ч | 888 |
Практическая дальность, км | 10411 |
Дальность действия, км | 5526 |
Практический потолок, м | 10895 |
Экипаж, чел | 5 |
Полезная нагрузка: | 270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала или 118387 кг груза |
Самолеты
История создания[ | ]
Первый C-5A Galaxy (серийный номер 66-8303) был выпущен заводом-изготовителем в Мариетте, штат Джорджия, 2 марта 1968 года. 30 июня 1968 года летные испытания C-5A начались с первого полета, выполненного Лео Салливаном, с позывным «восемь-три-о-три тяжелый». Летные испытания показали, что самолет продемонстрировал более высокое число Маха расхождения лобового сопротивления, чем предсказывалось данными аэродинамической трубы. Максимальный коэффициент подъемной силы, измеренный в полете при отклонении закрылков на 40°, был выше, чем прогнозировалось (2,60 против 2,38), но был ниже, чем прогнозировалось при отклонении закрылков на 25° (2,31 против 2,38) и при убранных закрылках (1,45 против 1,52). [3]
В июле 1969 года во время испытания на изгиб фюзеляжа крыло отказало при 128% предельной нагрузки, что ниже требования, чтобы оно выдерживало 150% предельной нагрузки. В крыло были внесены изменения, но во время испытания в июле 1970 года оно вышло из строя при 125% предельной нагрузки. Была включена пассивная система снижения нагрузки, включающая элероны с вертикальным расположением, максимально допустимая полезная нагрузка была снижена с 220 000 до 190 000 фунтов (от 100 000 до 86 000 кг). В то время с вероятностью 90% было предсказано, что не более 10% парка из 79 планеров достигнут усталостного ресурса в 19 000 часов без растрескивания крыла.[3]
Ссылки
Катастрофы и лётные происшествия[ | ]
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Модификация | Жертвы/На борту | Краткое описание |
25.05.1970 | 67-0172 | Палмдейл | 0/5 | Уничтожен пожаром в Палмдейле в штате Калифорния (США). Пожар возник в грузовом отсеке. Экипаж из 5 человек эвакуировался[13][14]. | |
17.10.1970 | 66-8303 | «Доббинс[en]» | C-5A | 1+0/0 | Уничтожен пожаром на авиабазе «Доббинс» в штате Джорджия (США). Пожар начался во время технического обслуживания в одном из 12 топливных элементов самолета. Один рабочий погиб, ещё один получил ранения[13][15]. |
27.09.1974 | 68-0227 | «Клинтон[en]» | C-5A | 0/5 | Выкатился за пределы посадочной полосы и разрушился после аварийной посадки в аэропорту «Клинтон» в штате Оклахома. Заклинивший тормоз при взлёте с авиабазы «Алтус» вызвал возгорание на борту, вместо аэродрома «Клинтон-Шерман[en]» для экстренной посадки был ошибочно выбран аэропорт с короткой посадочной полосой[13][16]. |
04.04.1975 | 68-0218 | Сайгон | C-5A | 155/328 | Совершил аварийную посадку и разрушился на рисовом поле в окрестностях Сайгона в Южном Вьетнаме. Самолёт испытал взрывную разгерметизацию в ходе операции «Babylift», развернулся, однако не смог долететь до авиабазы «Таншоннят». На борту находилось 328 человек, погибло 155 (в основном дети), 24 получили ранения[13][17][18][19][20]. |
31.07.1983 | 70-0446 | «Шемья[en]» | C-5A | 0/н.д. | Потерпел крушение при посадке на авиабазе «Шемья» в штате Аляска (США). Самолёт снижаясь ниже глиссады, ударился о насыпь перед посадочной полосой. Структурные повреждения были обширными. Погибших не было. После ремонта самолёт передан ВВС Национальной гвардии Техаса[en][21]. |
29.08.1990 | 68-0228 | «Рамштайн» | C-5A | 13/17 | Потерпел крушение после взлёта с авиабазы «Рамштайн» в Германии. Потеря контроля была вызвана реверсом тяги двигателя № 1[22][13][23]. |
16.08.2001 | 70-0461 | «Трэвис[en]» | C-5A | 0/39 | Потерпел аварию во время разбега при взлёте с авиабазы «Трэвис» в штате Калифорния США. Передняя стойка шасси разрушилась, обломки повредили двигатель № 2, гидравлические линии левого основного шасси, также была повреждена нижняя часть фюзеляжа. Никто не пострадал[24]. |
08.01.2004 | 85-0010 | «Багдад» | C-5B | 0/63 | Совершил аварийную посадку в аэропорту «Багдад» Ирака после повреждения двигателя № 4 ракетой земля-воздух. Никто не пострадал[25]. |
03.04.2006 | 84-0059 | «Довер[en]» | C-5B | 0/17 | Потерпел крушение при посадке на авиабазе «Довер» в штате Делавэр (США). При попытке экстренной посадки из-за реверса тяги двигателя № 2 экипаж совершил ошибки, самолёт, снижаясь ниже глиссады, врезался в столб, разрушился и был списан. 2 человека получили серьёзные травмы[13][26][27][28][29]. |
22.05.2017 | 86-0020 | «Рота» | C-5M | 0/н.д. | Совершил аварийную посадку с убранным передним шасси на военной базе «Рота» в провинции Кадис (Испания). Пострадавших не было[30][31]. |
15.03.2018 | «Лекленд[en]» | C-5M | 0/н.д. | Совершил аварийную посадку с убранным передним шасси на авиабазе «Лекленд» в штате Техас (США). Пострадавших не было[32][33][34][35]. | |
31.01.2019 | 85-0002 | «Трэвис[en]» | C-5M | 0/11 | Совершил аварийную посадку с убранным передним шасси на авиабазе «Трэвис» в штате Калифорния (США). Пострадавших не было[36][37][38]. |
Примечания[ | ]
- «Локхид» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 316. — ISBN 5-85270-086-X.
- Американский самолёт С-5А «Гэлекси» (неопр.)
. Зарубежное военное обозрение (5 марта 2014). Дата обращения: 10 февраля 2022. - ↑ 12Wilfred C. Garrard.
Lockheed C-5 Case Study in Aircraft Design. — New York: American Institute of Aeronautics and Astronautics, 1974-01-01. — ISBN 978-1-56347-312-8, 978-1-60086-867-2. - Morris, General Sir Edwin Logie, (10 March 1889–29 June 1970) // Who Was Who. — Oxford University Press, 2007-12-01.
- Publications received January?May 1971 // International Review of Education. — 1971-12. — Т. 17, вып. 4. — С. 505–510. — ISSN 1573-0638 0020-8566, 1573-0638. — doi:10.1007/bf01421586.
- New York Times New York City Poll, August 2001 (неопр.)
.
ICPSR Data Holdings
(29 марта 2002). Дата обращения: 10 февраля 2022. - ELECTION GIVES REAGAN LESS FRIENDLY HOUSE // Chemical & Engineering News Archive. — 1982-11-08. — Т. 60, вып. 45. — С. 4. — ISSN 2157-4936 0009-2347, 2157-4936. — doi:10.1021/cen-v060n045.p004.
- P. Norton.
Governing Alone // Parliamentary Affairs. — 2003-10-01. — Т. 56, вып. 4. — С. 543–559. — ISSN 0031-2290 0031-2290, 0031-2290. — doi:10.1093/pa/gsg118. - ↑ 12Robert L. Gale.
Boyd, John R. (23 January 1927–09 March 1997), air force officer. — Oxford University Press, 2000-09. — (American National Biography Online). - Cassini RTG Program monthly technical progress report, July 28—August 24, 1997. — Office of Scientific and Technical Information (OSTI), 1997-09-24.
- Christopher J. Keller.
Analysis of Pacific Enroute Structure in Support of C-5M Super Galaxy. — Fort Belvoir, VA: Defense Technical Information Center, 2015-06-19. - Specifications | C-5 Galaxy (неопр.)
(недоступная ссылка). Lockheed Martin. Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 11 апреля 2008 года. - ↑ 123456Orville F. Desjarlais Jr.
C-5 crash doesn’t diminish historian’s view of aircraft (англ.). US Air Force (4 апреля 2006). Архивировано 28 марта 2014 года. - Harro Ranter.
ASN Aircraft accident Lockheed C-5A Galaxy 67-0172 Palmdale Air Force Base, CA (PMD) (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Harro Ranter.
ASN Aircraft accident Lockheed C-5A Galaxy 66-8303 Marietta-Dobbins AFB, GA (MGE) (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Harro Ranter.
ASN Aircraft accident Lockheed C-5A Galaxy 68-0227 Clinton Municipal Airport, OK (CLK) (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Air Force Imposes Curbs on C‐5 Use (англ.). The New York Times
(12 апреля 1975). - John L. Frisbee.
Valor: The Lady Was a Tiger (англ.) (недоступная ссылка).
Air Force Magazine[en]
(июнь 1986). Архивировано 2 декабря 2013 года. - John L. Frisbee.
Valor: A Galaxy of Heroes (англ.) (недоступная ссылка).
Air Force Magazine[en]
(август 1991). Архивировано 22 февраля 2014 года. - Harro Ranter.
ASN Aircraft accident Lockheed C-5A Galaxy 68-0218 Saigon-Tan Son Nhat International Airport (SGN) (англ. ).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Harro Ranter.
ASN Aircraft accident Lockheed C-5A Galaxy 70-0446 Shemya AFB, AK (SYA) (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - U.S. plane crashes, killing 13 (англ.). Deseret News
(29 августа 1990). - Harro Ranter.
ASN Aircraft accident Lockheed C-5A Galaxy 68-0228 Ramstein AFB (RMS) (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Harro Ranter.
Incident Lockheed C-5A Galaxy 70-0461, 16 Aug 2001 (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Harro Ranter.
ASN Aircraft accident Lockheed C-5B Galaxy 85-0010 Baghdad International Airport (SDA) (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Jeff Montgomery.
Air Force blames crew for C-5 crash (англ.) (недоступная ссылка).
DelawareOnline[en]
(14 июня 2006). Архивировано 13 февраля 2014 года. - Steve Marciniak.
C-5 accident investigation board complete (англ.) (недоступная ссылка). Dover Air Force Base[en] (22 июня 2006). Архивировано 27 марта 2014 года. - Nicole Langley.
Gone with the wings: C-5 removal process in full swing (англ.). US Air Force (19 января 2007). Архивировано 27 марта 2014 года. - Harro Ranter.
ASN Aircraft accident Lockheed C-5B Galaxy 84-0059 Dover AFB, DE (DOV) (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - David Cenciotti.
U.S. Air Force C-5 Galaxy Performs Nose Gear Up Landing At Rota Air Base in Spain (англ.).
The Aviationist
(23 мая 2017). - Harro Ranter.
Incident Lockheed C-5M Galaxy 86-0020, 22 May 2022 (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Christopher Woody.
A rare mishap on the Air Force’s largest plane sent it skidding down a runway (англ. ).
Business Insider
(19 марта 2018). - Christopher Woody.
A Rare Mishap Sent The Air Force’s Largest Plane Skidding Down A Runway (англ.).
Task & Purpose?!
(19 марта 2018). - Dario Leone.
C-5M Super Galaxy lands with nose gear up at Joint Base San Antonio-Lackland (англ.).
The Aviation Geek Club
(18 марта 2018). - Harro Ranter.
Incident Lockheed C-5M Super Galaxy , 15 Mar 2022 (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - Wyatt Olson.
Super Galaxy plane lands on nose at Travis AFB after gear jams (англ.).
Stars and Stripes
(1 февраля 2019). - Stephen Losey.
C-5 conducts nose gear-up emergency landing at Travis (англ.). Air Force Times[en] (1 февраля 2019). - Harro Ranter.
Incident Lockheed C-5M Super Galaxy , 31 Jan 2022 (англ.).
Aviation Safety Network
. Дата обращения: 3 февраля 2022. - International Institute for Strategic Studies.
The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47. — ISBN 9781857438352.
C-5 Galaxy: тяжелая работа | Локхид Мартин
Война во Вьетнаме подчеркнула безотлагательность развития возможностей быстрой переброски войск и оружия США за границу. Необходимость? Огромный военный транспорт, способный перевозить почти все типы боевой техники, включая тяжелые танки и вертолеты, в любую точку мира. Решение? Lockheed C-5 Galaxy.
Lockheed выиграла конкурс на разработку и постройку сверхгабаритного транспорта в 1965. Требования были пугающими. Транспорт должен был иметь максимальную взлетную массу более чем в два раза больше, чем у C-141, предшествующий выпуск военно-транспортных самолетов Lockheed.
Lockheed приняла вызов, поставив первый самолет ВВС США в 1970 году. Это был один из крупнейших в мире военных самолетов с грузовым отсеком в пять раз больше, чем у C-141, — достаточно большим, чтобы вместить четыре легких самолета Sheridan. танки или вертолет Chinook. Уникально то, что носовая часть C-5 откидывалась вверх, чтобы два ряда транспортных средств могли проезжать прямо сквозь самолет.Почти сразу же самолет вылетел во Вьетнам. Поскольку он мог перевозить около 98 процентов армейского оборудования, С-5 вскоре стал незаменимым в военных действиях. С тех пор он поддерживал военные операции США во всех крупных конфликтах. В 1994 году он доставил по воздуху гуманитарную помощь в раздираемую войной Руанду и поддержал миротворческую миссию под руководством Великобритании в Зимбабве в 1979 году. Когда во время Войны Судного дня 1973 года C-5 доставил в Израиль критически важные грузы, премьер-министр Голда Меир сказала: «Грядущие поколения будут рассказывать о чуде огромных самолетов из Соединенных Штатов».
Поскольку Lockheed упорно работал над улучшением C-5 и повышением его надежности, базовая конструкция оказалась надежной. Новейшая версия, т. C-5M Super Galaxy установил 41 рекорд и поднял полезную нагрузку весом 176 610 фунтов на высоту более 41 100 футов менее чем за 24 минуты. В 2012 году, после более чем 40 лет безупречной службы, C-5 все еще совершает воздушные перевозки по всему миру, в том числе в Ираке и Афганистане. Ожидается, что обновленные модели будут находиться на вооружении еще как минимум 40 лет.
Источники и дополнительная литература
- Бойн, Уолтер. За горизонтами: история Lockheed . Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 1999. .
- «C-141B StarLifter», http://www.fas.org/programs/ssp/man/uswpns/air/cargo/c141b.html, по состоянию на 11 мая 2012 г.
- Фредриксен, Джон К. ВВС США: хронология . Санта-Барбара, теленок: ABC-CLIO, 2011.
- «ВВС США списывают последний Lockheed Martin C-141 StarLifter; Первый в мире реактивный авиалайнер завершил 43-летнюю карьеру», http://www. prnewswire.com/news-releases/usaf-retires-last-lockheed-martin-c-141-starlifter-worlds-first-jet-powered -airlifter-completes-43-year-career-56156262.html, по состоянию на 11 мая 2012 г.
Lockheed C-5 Galaxy — Технические характеристики
Lockheed C-5 Galaxy
Тяжелый военно-транспортный самолет
Фото ©: Karsten Palt транспортный самолет с максимальной полезной нагрузкой 122,472 кг (270,000 фунтов) производства американо-американского производителя Lockheed Corporation , сегодня Lockheed Martin Aeronautics Company .
C-5 Galaxy оборудован носовой и хвостовой грузовыми дверьми. Самолет имеет возможность становиться на колени для облегчения погрузки. Грузовой отсек C-5 Galaxy: высота: 4,11 м (13 футов 5,8 дюйма), ширина: 5,79 м (19 футов), длина: 43,8 м (143 фута 8,4 дюйма). Модернизированный C-5M Super Galaxy оснащен двигателями General Electric CF6-80C2 (военное обозначение F138-GE-100) с тягой 225 кН (50580 фунтов).
Силовая установка | 4 ТРДД | |
Модель двигателя | General Electric TF39-GE-1C | |
Мощность двигателя (каждого) | 191,3 кН | 43000 lbf |
Модель двигателя | General Electric F138-GE -100 | |
Мощность двигателя (каждого) | 225,0 кН | 50580 lbf |
Скорость | 5 ч/5 км 90955 9109 96 узлов 571 миль/ч | |
Mmo (макс. Маха) | Маха 0,77 | |
Практический потолок | 10,363 м | 34,000 футов | Диапазон км | 2.400 м. миль 2.762 миль. |
Пустой вес | 169,644 кг | 374,000 фунтов |
макс. Взлетная масса | 381,018 кг | 840,000 фунтов |
Размах крыла | 67,88 м | 222 фута 8 дюймов |
Площадь крыла | 576,0 м | 6200 футов |
Длина | 5 5 6 дюймов 9 дюймов 900 | |
Высота | 19,85 м | 65 футов 1 дюйм |
Первый полет | 30. 06.1968 | |
Статус производства | Снято с производства | |
1968-1989 | ||
Всего Производство | 131 |
Код ИКАО | C5 | ||
Данные для (версия) | Lockheed C-5B Galaxy | 96 | |
C-5A, C-5B, C-5M |
следующий самолет
[ID фото: 10107] Карстен Палт 30 мая 2014 г. (ВВС США) Рег.: 69 -0014 № по каталогу: 500-0045 | |
Музей управления воздушной мобильностью [Авиабаза Довер, Германия] |
[ID фото: 101906] 0 905-0 20 056 | |
Локхид С- 5A Galaxy ВВС США (ВВС США) Рег.: 69-0014 Номер по каталогу: 500-0045 | |
Командный музей воздушной мобильности [Авиабаза Дувр, Германия] youtube.com/embed/fctMBlLfWA8?rel=0″ data-video-src=»https://www.youtube.com/embed/fctMBlLfWA8?rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>0 | |
[ID фото: 10105] Карстен Палт 30 мая 2014 г. | |
Lockheed C-5A Galaxy ВВС США (USAF) Рег.: 69-0014 №: 500-0045 905499 005499 00056 | Музей управления воздушной мобильностью [база Дувр , DE]
[ID фотографии: 11389] Карстен Палт 01.06.2015 | ||||||
AMARG — Boneyard [Tucson, AZ] |
[ID фото: 11390] Karsten Palt 6-04-0 201 56 | |
Локхид С-5А Galaxy ВВС США (ВВС США) Рег.: 70-0465 Номер: 500-0079 выведен из эксплуатации в 2012 г. |