Альтернативный сторожевой корабль для ВМФ РФ

Содержание:


Сторожевой корабль «Капитан»
Начиная с 1970 года в СССР серийно строились сторожевые корабли проекта 1135. Они оказались на редкость удачными кораблями, обладая высокой надежностью механизмов, отличными мореходными и маневренными качествами. Примечательно, что служившие на них моряки единодушно оценивают их исключительно с положительной стороны.


С учетом того, что в последние годы класс «Фрегат» постепенно приобретает смысл надводного океанского корабля 1 ранга стандартным водоизмещением 4500..6500 тонн, для ВМФ РФ автору представляется  целесообразным вернуться к наименованию класса «сторожевой корабль» — корабль 2 ранга, для оперирования в ближней и дальней морских зонах, способный противостоять подводным, надводным и воздушным целям, водоизмещением до 3000 тонн стандартного водоизмещения.
Такой боевой корабль по своему водоизмещению и боевым возможностям мог бы находиться между корветом проекта 20380/20385 и фрегатом проекта 22350.

Идеальная целевая модель надводных сила ВМФ РФ могла бы включать один тип океанского универсального надводного корабля 1 ранга (Проект Адмирал), один тип морского универсального надводного корабля 2 ранга (Проект Капитан) и один тип универсального надводного корабля охраны водного района 3 ранга (Проект Лейтенант)

В отличие от корвета 20380, водоизмещение 3000 тонн позволяет разместить  на сторожевом корабле «Капитан» ЗРК «Полимент-Редут», которым вооружен фрегат проекта 22350. С другой стороны, некоторое снижение боевых возможностей сторожевого корабля «Капитан» относительно фрегата проекта 22350 (снижение числа ячеек УКСК Калибр, снижение калибра артустановки со 130 мм до 100мм, замена ЗРАК «ПАЛАШ» на спаренные 30-мм артавтоматы Дуэт) позволило бы снизить стоимость корабля в серийном строительстве и тем самым нарастить число боевых кораблей в пределах бюджетных ограничений. При этом, вооружение сторожевого корабля «Капитан» не уступает вооружению фрегатов типа 23 ВМС Великобритании, Фрегатов типа «Фритьоф Нансен» ВМС Норвегии, фрегатов типа «Абукума» Морских сил самообороны Японии.

Внешний вид сторожевого корабля «Капитан» представлен ниже:


Основные размерения сторожевого корабля «Капитан» совпадают с проектом 1135: Длина наибольшая 123 метра,  ширина наибольшая 14,2 метра, осадка средняя 4,5 метра (без учета носового бульба). Водоизмещение стандартное 3000 тонн, полное 3300 тонн

Двухвальная ГЭУ состоит из двух газотурбинных агрегатов, каждый из которых включает в себя маршевый газотурбинный двигатель М70ФРУ мощностью 12000/14000 л. с. и однотипный форсажный газотурбинный двигатель М70ФРУ мощностью 12000/14000 л. с. (мощности приведены для номинальных и для максимальных режимов). Всего максимальная мощность ГЭУ составляет 56 000 л.с.

Маршевая редукторная приставка позволяет работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому маршевому двигателю в отдельности. Гребные винты — четырехлопастные, малошумные, переменного шага. Размещение газотурбинных агрегатов — попарное, в двух смежных отсеках.

ВООРУЖЕНИЕ
В носовой части корабля располагается одна 100-миллиметровая универсальная артиллерийская установка А-190.
За ней – две ракетные палубы с установками вертикального пуска (УВП):

ПЕРВАЯ РАКЕТНАЯ ПАЛУБА: Две  УВП на восемь ячеек ЗРК «Полимент-Редут», предназначенных для хранения и запуска некоторого сочетания ЗУР средней или большой дальности 9М96 или аналогичных (по одной ракете в одной ячейке УВП) и ЗУР малой дальности 9М100 (по четыре ракеты в одной ячейке УВП). Еще две  УВП на восемь ячеек располагаются у вертолетного ангара. Всего, с учетом носовых и кормовых УВП, ЗКР «Полимент-Редут» включает 32 ячейки.

ВТОРАЯ РАКЕТНАЯ ПАЛУБА :    Одна УВП на восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14У1 (всего 8 ячеек), предназначенных для хранения и запуска противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 комплекса П-800 «Оникс» или PJ-10 BrahMos, либо противокорабельных, противолодочных и тактических ракет семейства «Калибр-НК» (3М54, 3М14, 91Р1, 91РТ2), либо перспективных ракет.

Интегрированная башенная конструкция однотипна с проектом 22350
В качестве противодиверсионного оружия применяются расположенные в передней надстройке побортно 14,5-мм пулеметы.
В отличие от проекта 22350, катера и лодки располагаются внутри интегрированной крытой центральной надстройки за лацпортами. Всего предусмотрено два лацпорта по 12 метров длиной. Вероятный состав москитного флота: 1 безэкипажный противоминный катер длиной до 10 метров и 1 разъездной катер проекта БЛ-820 или аналог.

Противолодочное вооружение фрегата представлено двумя побортно размещёнными за лацпортами счетверёнными пусковыми установками комплекса противолодочной обороны и противоторпедной защиты «Пакет-НК» (схема размещения аналогична проекту 20380).
Вертолётный ангар  на один вертолет Ка-27ПЛ или иных аналогичных
Задняя полусфера защищена от воздушных атак (кроме кормовых ячеек ЗРК Полимент-Редут) двумя  спаренными 30-мм артавтоматами «Дуэт».

Внешний вид в сравнении с одноклассниками:
Проект 11356:

Проект 20380:

Проект 22350:

 

alternathistory.com

Новейшие фрегаты ВМФ России «прикроют» Чёрное море

Фрегат «Адмирал Макаров». Фото: Evannovostro / Shutterstock.com

Новый, третий в серии, фрегат проекта 11356 «Адмирал Макаров» вошёл в состав ВМФ России. На нём поднят Военно-морской флаг

Торжественная церемония состоялась на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. В ней принимали участие представители Министерства обороны России, ВМФ, Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), в частности, начальник Управления кораблестроения ВМФ России, контр-адмирал Владимир Тряпичников, командующий Балтийским флотом, вице-адмирал Александр Носатов, генеральный директор АО «Северное проектно-конструкторское бюро» Андрей Дьячков. 

Память о русских адмиралах 

Как и другие корабли серии, новый фрегат назван в честь одного из адмиралов русского флота — одного из самых известных не только военными дарованиями и подвигами, но и своими исследованиями, конструкторскими и изобретательскими предложениями, научными работами.

Так, Степан Осипович Макаров ещё в 29-летнем возрасте прославился первыми применением в ходе боевых действий самодвижущихся мин, которые ныне называют торпедами. Он составил и первые методики использования этого нового вида морских вооружений.

Путин передал Трампу тайное послание

В молодом возрасте он предложил и другое революционное изменение в корабельном деле: разделение судна на водонепроницаемые отсеки. На эту тему он опубликовал несколько глубоких научных работ. Позднее он стал пионером использования ледоколов, прежде всего как инструмента освоения Северного морского пути.

Адмирал Макаров погиб во время русско-японской войны в 1904 году, когда уже, будучи назначенным командующим Тихоокеанс

tsargrad.tv

Военное обозрение: ВМФ России рвется на океанские просторы — Свободная Пресса

Пресс-служба концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) сообщила о том, что система радиоэлектронной борьбы 5П-28, установленная на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», успешно прошла государственные испытания.

Система РЭБ, разработанная КРЭТ, существенно повышает живучесть корабля, защищая его от атак высокоточного оружия воздушного, морского и наземного базирования и снижает вероятность радиоэлектронного обнаружения. Система также препятствует проведению противником радиотехнической разведки.

5П-28 — первая из систем, прошедшая государственные испытания. И, следовательно, принятие корабля, которого заждались в ВМФ и в котором моряки остро нуждаются, дело не совсем скорое.

«Адмирал Горшков» — это первый серьезный корабль, который был заложен в постсоветскую эпоху. По российским меркам он должен был называться сторожевым кораблем дальней морской зоны. Однако в ВМФ прибегли к западной терминологии, назвав корабли проекта 22350 фрегатами, исходя из градации по принципу водоизмещения. То есть фрегат солиднее корвета, но мельче эсминца, за которым идет в высшей степени солидный крейсер.

Головной корабль «Адмирал Горшков» был заложен в довольно успешном в финансовом отношении 2006 году на петербургском судостроительном заводе «Северная верфь». В 2010 году он был спущен на воду. Планировалось, что фрегат должен был встать в строй в 2012 году. Однако этого не состоялось. На испытания его направили лишь в 2014 году. Тогда окончательный срок готовности корабля был назначен на 2016 год.

Читайте по теме

«Прибалтика» вышла на охоту за американским радаром

Насколько опасна для России новинка ВПК США

Правда, хронические задержки привели к тому, что в 2011 году на калининградском судостроительном заводе «Янтарь» параллельно было запущено полным ходом строительство фрегатов проекта 11356, которые прежде предназначались для ВМС Индии. Тут дело пошло гораздо быстрее — два корабля уже находятся в строю Черноморского флота — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Но замена неравнозначная. «Адмиралы» проекта 22350 имеют больший ударный потенциал, несмотря на одинаковое водоизмещение кораблей. Так, на «Адмирале Горшкове» вдвое больше крылатых ракет оперативно-тактического уровня. И существенная разница имеется в приборном оборудовании. На «Адмирале Горшкове» практически вся электроника, а также целый ряд ключевых систем разрабатывается специально под этот проект. Во многом это и определяет задержку с окончательной постройкой корабля.

Новый фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» (Фото: Александр Карпушкин/ТАСС)

Однако качество, которое должен получить фрегат, оправдывает запаздывание его ввода в строй.

Корабли проекта 22350 строятся с использованием стелс-технологии, что внове для наших кораблестроителей. В корпусе и палубных надстройках широко используются композиционные материалы, обладающие повышенной способностью поглощения радиоволн. За счет этого снижается след корабля на экранах радаров. То есть корабль может быть обнаружен лишь на близком расстоянии. Также новые материалы способствуют тому, что корабль меньше выделяет в эфир собственных радиоволн, образующихся в результате работы электронных систем. Это снижает вероятность обнаружения методом пассивной локации. А также предотвращает возможность получения волновой информации для проведения радиотехнической разведки. Эту защищенность от «прощупывания» корабля неприятелем усиливает и вышеупомянутая система РЭБ.

Также для снижения заметности корабля в радиочастотном и инфракрасном диапазонах при его проектировании была выбрана соответствующая геометрия.

Стандартное водоизмещение фрегата — 3900 тонн, полное — 4500 тонн. Длина — 135 м, ширина — 16,4 м, осадка — 4,5 м. Скорость — 29 узлов, дальность 4000 миль.

Главное вооружение фрегата — крылатые ракеты «Калибр-НК», имеющие дальность 2600 километров. Впечатляющая «премьера» ракеты состоялась в октябре прошлого года, когда четыре корабля Каспийской флотилии — малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг», а также ракетный корабль проекта 11661К «Дагестан» — произвели обстрел крылатыми ракетами «Калибр» позиций ИГИЛ*, расположенных на удалении около 1500 километров. Дальность и точность стрельбы мировые СМИ обсуждали более недели.

Две расположенные в носовой части перед надстройками вертикальные пусковые установки имеют в сумме 16 ячеек. В них содержатся либо ракеты семейства «Калибр-НК» (3М54, 3М14, 91Р1, 91РТ2), либо сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» (3М55), имеющие дальность 500 км. Ракеты могут использоваться в любых сочетаниях.

Стрельба высокоточным оружием из ракетного комплекса «Калибр-НК» на корабле «Дагестан» по береговой цели (Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС)

Контроль дальней зоны ПВО обеспечивает ЗРК «Редут», в боезапас которого входят ракеты пяти типов. В 32-х ячейках содержатся 32 ракеты большой или средней дальности, работающих с целями, удаленными до 150 км. Ракет малой дальности — 128, они поражают цели на расстоянии до 15 км. Максимальная высота стрельбы — 27 км. Максимальная скорость цели 2800 м/с, в связи с чем можно говорить, что «Редут» вполне соответствует требованиям, предъявляемым к системам ПРО.

Работу «Редута» обеспечивает специально созданная для проекта 22350 РЛС «Полимент», имеющая четыре активных фазированных антенных решетки. РЛС одновременно сопровождает до 200 целей и выдает целеуказание для обстрела 16-и целей. Дальность обнаружения целей достигает 200 километров.

Ближнюю зону ПВО контролируют два шестиствольных зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», способных поражать любые типы воздушных целей на расстоянии до 10 км и на высоте до 5 км. Калибр пушек — 30 мм. Строго говоря, «Палаш» — это ракетно-артиллерийский комплекс. Но в связи с использованием мощного ЗРК «Редут» ракетная составляющая «Палаша» на «Адмирале Горшкове» отсутствует.

Фрегат оснащен также автоматической артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм с дальностью стрельбы в 23 км. Орудие способно поражать не только надводные и береговые цели, но и воздушные. А-192М также создавалась под этот конкретный проект. Разработчики затянули сроки поставки установки. Однако сейчас она уже не только готова, но и успешно отстрелялась сравнительно недавно в рамках госиспытаний.

Фрегат «Адмирал Горшков» способен эффективно бороться не только с надводными, наземными и воздушными целями, но и с подводными лодками. Для чего на борту есть все необходимое: 16 противолодочных ракет, торпеды, гидроакустический комплекс «Заря-3», а также буксируемая гидроакустическая станция «Виньетка-М». Есть система противоторпедной защиты.

На фрегате базируется противолодочный вертолет Ка-27, в хвостовой части находятся ВПП и ангар.

Каждая система вооружения обслуживается своей РЛС, разумеется, кроме противолодочного оружия. Для ЗРК «Редут» — вышеупомянутая «Полимент». Стрельбой артиллерийской установки управляет система 5П-10 «Пума» с РЛС, телеканалом и лазерным дальномером. В качестве станции общего обнаружения воздушных и надводных целей используется РЛС 5П27 «Фурке». Для целеуказания противокорабельным ракетам служит РЛС 34К1 «Монолит».

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в интересах обороны корабля, обеспечения навигационной безопасности и для контроля взлета и посадки корабельных вертолетов применяется многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс МТК-201М.

А теперь о том, сколько ВМФ нужно таких многоцелевых кораблей, способных вести боевые действия в дальней морской зоне и принимать участие в океанских операциях. В конце прошлого века этот вопрос остро не стоял. Поскольку концепция была сугубо оборонительная. Условно перенеся ее на нынешний день, можно предположить, что нам нужно как можно больше малых ракетных кораблей проектов «Каракурт» и «Буян-М». Вооруженные дальнобойными ракетами «Калибр» они могли бы решать оборонительные задачи. Через 9 лет мы должны иметь 18 «Каракуртов» и 9 «Буянов-М».

Однако нынешнюю концепцию можно сформулировать как «не позволять вытирать о себя ноги». То есть возникла необходимость отстаивать национальные интересы и вдали от границ государства. Для этого нужны многоцелевые — ракетные, противолодочные, ПВО и в идеале ПРО — корабли, способные действовать в океане. То есть как минимум фрегаты и эсминцы.

В ВМС США они именуются кораблями с управляемым ракетным оружием (УРО). Поскольку США стремятся контролировать сразу оба полушария, этих кораблей в ВМС много. 22 крейсера УРО и 62 эсминца УРО.

У нас ситуация в этом сегменте весьма грустная. Два сравнительно молодых фрегата проекта 11540 с устаревшим ракетным вооружением — «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый». Два корабля проекта 1135 «Буревестник». И два новеньких «адмирала» проекта 11356, о которых шла речь выше. На калининградском заводе «Янтарь» построены и введены в строй «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Еще два достраиваются. Но оставшиеся в серии еще 5 фрегатов «повисли в воздухе», поскольку Украина отказалась продавать для них двигатели. Идет речь о создании новых собственных двигателей, но они могут появиться лишь в начале следующего десятилетия.

Читайте по теме

Истребитель 6-го поколения: русский акцент

Отечественные и американские конструкторы по-разному видят самолет будущего

Есть и еще несколько сторожевых кораблей — несколько штук, а не десятков. Достались в качестве наследия СССР: «Пытливый», «Ладный», «Сметливый».

Что же касается рассмотренных нами фрегатов проекта 22350, то «Адмирал Горшков» все-таки будет принят госкомиссией. Если не в этом году, то в следующем. А вот сколько еще будет построено кораблей — это большая тайна. Ходят разноречивые сведения, которые распространяют весьма компетентные и официальные люди. И тут разброс велик — от 8 до 20. Если даже все планы будут реализованы по максимуму, то это будет слишком мало по сравнению 84-я американскими кораблями, вооруженными «Томагавками». Хоть американские ракеты и несколько уступают нашим «Калибрам». Надо, как это у нас принято, искать асимметричный ответ.


*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

svpressa.ru

Военный флот России. Грустный взгляд в будущее. Фрегаты

В предлагаемой Вашему вниманию статье мы рассмотрим состояние и перспективы развития такого, в общем-то, нового для наших моряков класса кораблей, как фрегат.

В связи с тем, что в ВМФ СССР фрегаты не числились, отнесение кораблей советской постройки к данному классу находится целиком на совести автора. Из всех кораблей, которые были заложены в СССР и находились в ВМФ РФ по состоянию на 1 декабря 2015 г, теоретически, к фрегатам можно было бы отнести сторожевые корабли проекта 11540, последний «поющий фрегат» проекта 61 «Сметливый», а также, быть может, сторожевые корабли проектов 1135 и 1135М «Ладный» и «Пытливый». Однако «Сметливого» мы уже рассматривали в статье, посвященной эсминцам, а про СКР проекта 1135 поговорили в разделе корветов. Соответственно, остались только:

СКР проекта 11540 – 2 ед.



Стандартное водоизмещение – 3 590 т, скорость – 30 уз, вооружение: 4*8 ПУ ЗРК «Кинжал», 2*4 ПУ ПКР «Уран» (нет на «Неустрашимом»), 2*3 ПУ ПЛУР «Водопад-НК», 1 РБУ-6000, 1*1 100-мм АУ АК-100, 2 ЗРАК «Кортик», ангар для 1-го вертолета Ка-27.

Всего было заложено три таких корабля: «Неустрашимый», «Ярослав Мудрый» и «Туман», но последний в строй не вводился, а в 2016 г было принято решение об утилизации недостроенного корпуса. Единственным отличием между «Неустрашимым» и «Ярославом Мудрым», насколько известно автору, стало отсутствие на первом пусковых установок ПКР «Уран» (при этом есть ли аппаратура управления этими ракетами, автор, увы, не знает).

Собственно говоря, если в советском флоте и были корабли, которые можно было назвать фрегатами, так это проект 11540 и есть. Дело в том, что проект изначально создавался как «ответ» на многочисленные фрегаты западных стран – были проанализированы ТТХ всех современных на тот момент фрегатов, выбран лучший из них (это оказался германский фрегат «Бремен») и затем Зеленодольское ПКБ получило задачу спроектировать «такой же, только лучше» — так и получился проект 11540. Кстати, для классификации проекта 11540, 1-ый институт ВМФ предложил ввести в официальную «Табель о рангах» отечественного флота новый класс «фрегат», но С.Г. Горшков посчитал это излишним.

Вероятно, главком все-таки был прав, потому что в известной мере «Неустрашимый» как бы продолжил линию развития СКР проекта 1135, но все же с большим уклоном в универсальность. Вне всякого сомнения, ПВО, построенное на «Кинжалах», одной 100-мм АУ и двух ЗРАК «Кортик» много сильнее, чем ЗРК «Оса» и пара 76-мм артустановок. Кроме этого, на кораблях проекта 11540 предусматривалось ударное вооружение в виде восьми ПКР «Уран», которого на проекте 1135 не имелось совершенно (возможность «Раструб-Б» стрелять по кораблям – все же паллиатив). Кроме этого, на кораблях типа «Неустрашимый» появилось то, чего так не хватало проекту 1135 – ангара и вертолетной площадки.

Платой за вертолет и универсальность стал рост водоизмещения на 755 тонн и известное ослабление противолодочного вооружения. С одной стороны, за счет установки более современного и мощного ГАК МГК-365 «Звезда-М1» (и вертолета) поисковые возможности «Неустрашимого» существенно улучшились, но при этом вместо четырех ПЛУР, восьми торпедных труб и двух бомбометов корабль получил шесть ПЛУР «Водопад-НК» и один бомбомет.

Такая замена не выглядит равноценной. Во-первых, отсутствие 533-мм торпед лишает корабль очень мощного противолодочного оружия как раз на тех дальностях, на которых его ГАК способен обнаружить вражеские ПЛ. Конечно, вместо части ПЛУР «Неустрашимый» может использовать торпеды, но и в этом случае общий боезапас ПЛУР и торпед уменьшился вдвое, что, в общем, не слишком-то радует. А во-вторых, автору настоящей статьи встречались мнения, что в «Водопад-НК» имеет один очень существенный недостаток, в сравнении с иными системами пуска ПЛУР.

Дело в том, что тот же «Раструб-Б» работает так – ПЛУР после запуска летит «по ракетному», то есть от момента выхода из пусковой установки и до «прибытия» в точку нахождения вражеской ПЛ ПЛУР находится в воздухе. В то же время ПЛУР «Водопада-НК» выбрасывается в море, подобно торпеде, ракетные двигатели стартуют, когда ПЛУР находится в воде, боеприпас «выныривает» и далее следует к цели подобно ПЛУР «Раструба». Вроде бы – какая разница, но нюанс в том, что в отличие от «сухого» старта «Раструба», «мокрый» старт ПЛУР «Водопад-НК» производит очень много шума и отлично слышен ГАК подводной лодки. Таким образом, экипаж находящейся неподалеку субмарины (а дальность ПЛУР «Водопад-НК» — до 50 км) понимал, что он атакован и мог начинать ответные действия (маневрирование, пуск ложных целей и т.д.). Насколько справедлива такая претензия к «Водопаду-НК» автор сказать не может (не профессионал) но мнение такое существует.

Но в целом концепция кораблей проекта 11540 выглядит весьма удачной – если, конечно, рассматривать их как средство морской борьбы в ближней морской зоне. Умеренное водоизмещение (и цена) позволяют осуществлять крупносерийное строительство. Неплохие ПЛО возможности делают корабли этого типа полезнейшим инструментом обеспечения боевой устойчивости наших РПКСН в районах их развертывания – во взаимодействии с противолодочной авиацией и МАПЛ и ДЭПЛ, конечно же. ПВО неспособно отразить массированный налет современной авиации – ну, так против таких налетов бессильны даже ракетные крейсеры. А вот защитить себя от атаки одного-двух самолетов, вертолетов или же крылатых ракет эти корабли вполне могут, что позволяет использовать их там, где массированных налетов не ожидается, но воздушная угроза все же существует. Ударные возможности кораблей проекта 11540 не поражают воображения, но восемь «Уранов» представляют собой вполне ультимативный аргумент в «споре» с корветами или ракетными катерами, а возлагать задачу борьбы с авианосными группировками на кораблики столь небольшого водоизмещения просто бессмысленно. Корабли проекта 11540 получились весьма удачными, и можно только пожалеть, что состав нашего флота пополнили только «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый».

Таким образом, по состоянию на 1 декабря 2015 г у нас было два корабля класса «фрегат», заложенных во времена СССР — все остальные корабли этого класса встали на стапеля уже в Российской Федерации.

Фрегаты проекта 11356 – 3 ед

Стандартное водоизмещение – 3 620 т, скорость – 30 узлов, вооружение: УКСК «Калибр-НК» на 8 ракет, ЗРК «Штиль-1» ПУ на 24 ракеты, 2*2 533-мм торпедных аппарата, РБУ-6000, 1*1 100-мм артустановка А-190, 2*6 30-м АК-630.

Данные корабли являются прямым продолжением линии очень удачных отечественных СКР проекта 1135, разработанного Северным проектно-конструкторским бюро (Северное ПКБ), а точнее – его модификации 1135.1 «Нерей». Дело было так – КГБ СССР хотело получить сторожевик для охраны морских границ Советского Союза, и выбор пал на СКР проекта 1135. В результате модернизации пусковая ПЛУР была удалена, а на ее месте расположили 100-мм артсистему. Кормовые 76-мм пушки также были удалены, их место занял ангар и вертолетная площадка.

В дальнейшем, в качестве основы для проектирования фрегата, способного действовать в океане, Северное ПКБ использовало именно «Нерей». Данный фрегат изначально предполагался экспортным, Индии он понравился, в результате флот нашего стратегического партнера пополнился шестью фрегатами типа «Тальвар».

А вот здесь начинаются загадки. Вроде бы фрегаты типа «Тальвар» получили достаточно приличные возможности в части поиска ПЛ противника — подкильную ГАС APSOH и буксируемую SSN-137. Почему «вроде бы»? По некоторым данным, буксируемую ГАС на эти корабли не ставили, есть только место для размещения SSN-137. И если верны все же именно «другие данные», то, с учетом достаточно средних, на сегодняшний день, возможностей подкильной ГАС APSOH противолодочные возможности «Тальваров» весьма невелики. В качестве основного вооружения «Тальвары» несут пусковую на 8 ракет «Клаб» («Калибр»), но неизвестно, приобретались ли заказчиками ракето-торпеды к ним, или же индусы ориентируются на исключительно ударный вариант.

В целом же есть ощущение, что в «Тальварах» произошел уход от противолодочного корабля к ударному фрегату с сильной ПВО, которую обеспечивают один балочный комплекс «Штиль-1» и два ЗРАК «Каштан», представляющих собой экспортный вариант ЗРАК «Кортик». В сочетании с 8 «Калибрами» или «Брамосами» у индусов получился весьма грозный боец.

Но – для Индии, потому то основным ее противником на море является Пакистан, самые крупные надводные корабли которого – фрегаты типов 21 и 22Р по совокупности боевых качеств уступают «Тальварам». В то же время относительно слабое противолодочное вооружение индийских кораблей (не лучший ГАС и 2*2 торпедных аппарата с боекомплектом в 16 весьма древних торпед СЭТ-65Э и бомбометом РБУ-6000) до какой-то степени компенсируется тем, что основу подводного флота Пакистана составляют ДЭПЛ довольно немолодого французского проекта «Агоста». Хотя и тут все неясно – индийские фрегаты будут служить не одно десятилетие, а тот же Пакистан собирался приобретать куда более совершенные германские ПЛ типа 212А… Несколько сложнее дело обстоит с противостоянием китайскому флоту, но в целом «Тальвары» вполне дееспособны на фоне китайских эсминцев и фрегатов, а мощной ударной палубной авиации, способной эффективно уничтожать надводные корабли любых классов, Китай пока не обзавелся, и неизвестно, когда это у него получится.

В то же время возможности «Тальваров» для задач ВМФ РФ нельзя считать достаточными. Чрезвычайно важная противолодочная функция вышла «обрезанной», а ударные возможности и ПВО не позволяют рассчитывать на успех в противостоянии с АУГ «заклятых друзей».

Строительства этих кораблей для ВМФ РФ не предполагалось, но затем, когда стало ясно, что темпы пополнения флота корветами проекта 20380 и фрегатами проекта 22350 крайне далеки от ожидаемых, решено было построить серию из шести таких кораблей для пополнения балтийского и черноморского флотов — по 3 корабля каждому. Но затем было принято решение, что все шесть кораблей этого проекта пойдут на черноморский флот.

Разумеется, было не слишком хорошо одновременно строить для нашего флота фрегаты двух разных типов (вместе с кораблями проекта 22350), но все же плюсы данного решения явно перевешивали минусы – отработанная технология строительства «Тальваров», казалось, гарантировала своевременное вступление их в строй. Надо сказать, что просто воспроизвести «Тальвары» для военного флота РФ мы не могли – экспортные индийские фрегаты частично оснащались иностранным оборудованием, которое мы должны были заменить отечественным, поэтому «индийский» проект в любом случае подлежал доработке. И у нас, наконец-то, появилась возможность создать корабль, способный не просто поддержать, но даже преумножить славу своего «предка» — СКР проекта 1135. В отличие от индусов, получивших серию универсальных кораблей, ориентированных в первую очередь на ударный функционал и ПВО, нам требовался универсальный фрегат, чей основной «фишкой» должна была стать противолодочная борьба. Увы… не получилось. По большому счету, проект 11356 является разработкой 90-ых годов прошлого века, и не находится сегодня на острие научно-технического прогресса. Ну так тем важнее было обратить самое пристальное внимание на вооружение и оборудование корабля, по возможности усовершенствовав его и повысив, тем самым, боевые возможности отечественного фрегата. Вместо этого, похоже, возобладала экономия «числом поменьше, ценою подешевле».

В результате отечественные корабли «адмиральской серии» (все фрегаты проекта 11356 получили имена адмиралов российского флота) получили, похоже, самую слабую ГАС из всех современных надводных кораблей РФ (у кого она есть, конечно) — МГК-335М-03, которая по своим возможностям уступала даже «тальваровской» ГАС APSOH, а буксируемой ГАС не получили вовсе. С таким оборудованием даже возможности противодействия турецким лодкам германской постройки (тип 209) выглядят несколько сомнительно, а уж выискивать новейшие атомные американские и неатомные европейские подводные корабли в Средиземном море…

Есть мнение, что УКСК для ракет «Калибр» фрегатов проекта 11356 не могут использовать ракето-торпеды, но оно, вероятнее всего, ошибочно. А вот применять «Ониксы», «адмиралы» похоже действительно неспособны, следовательно, есть вопрос и по перспективным гиперзвуковым ракетам. ПЛУР семейства «Калибр» «адмиральская серия», скорее всего, нести может, но много ли в этом смысла при наличии столь слабой ГАС? Основная проблема «пращура» «адмиралов», проекта 1135, это наличие «длинной руки» в виде «Раструб-Б», при отсутствии «зоркого глаза», т.е. сколько-то «дальнобойного» гидроакустического комплекса. И вот спустя столько лет мы почти в той же мере воспроизводим данную проблему на отечественных фрегатах проекта 11356.

Установку устаревшего ГАК можно было понять, если бы отсутствовало что-то более современное, но у нас к 2010 г уже появились новые комплексы типа «Заря-2» и «Заря-3», устанавливаемые на корветы проекта 20380 и фрегаты 22350 соответственно и представляющие следующее поколение гидроакустических станций. Или опасались, что «Заря» еще не доведены до кондиции (если они на тот момент не были доведены)? Но хотя бы буксируемую «Виньетку» кто помешал поставить? Единственно, что несколько сглаживает эту ситуацию — наличие вертолета, но в целом противолодочные возможности фрегатов проекта 11356 очевидно разочаровывают.

ПВО. Здесь тоже не все просто. С одной стороны, множество любителей военно-морского флота выдохнули с облегчением, увидев вместо морально устаревшей однобалочной пусковой зенитных ракет установку вертикального пуска. Но боекомплект остался тем же – 24 ракеты, так что выигрыш получился только в скорости их запуска (что, вне всякого сомнения, очень важно). При этом вместо ЗРАК «Кортик», или хотя бы ЗАК «Палаш», каковые следовало бы ожидать, фрегат получил всего лишь пару «металлорезок» АК-630М. И это тоже совершенно непонятно.

С одной стороны, да, действительно, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» подвергался критике за то, что частенько «не успевал» достреливать из автоматов то, что не было сбито зенитными управляемыми ракетами, поэтому возобладало мнение, что сочетание АК-630 и ЗРК «Кинжал» лучше, чем ЗРАК «Кортик». Но на фрегатах проекта 11356 нет «Кинжала»! Основа ПВО корабля – ЗРК среднего радиуса действия «Штиль-1», а это все же немного разные комплексы и задачи у них – тоже разные. В принципе, ЗРАК «Кортик» (а на более поздних кораблях, если помечтать, «Панцирь-М») по своим возможностям весьма органично дополнили бы ЗРК «Штиль-1». Поэтому размещение вместо ЗРАК обычных наших АК-630М, с точки зрения автора, можно объяснить только мелочной экономией.

В целом же, невзирая на все вышесказанное, фрегаты проекта 11356 получились достаточно неплохими кораблями и, конечно, стали долгожданным пополнением для ВМФ РФ. Но очень обидно, что из-за совершенно неуместной, «трехгрошевой» экономии на вооружении и оборудовании они не в полной мере раскрывают заложенный в них потенциал.

Как известно, в состав ВМФ РФ были приняты три корабля данного типа: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», а остальные три не успели получить турбины, производящиеся на Украине до произошедшего в ней государственного переворота, и теперь уже не получат. По сию пору судьба этих трех кораблей остается неясной. Все же блог bmpd сообщал в июне 2017 г о том, что принято решение достраивать фрегаты проекта 11356 с отечественными газотурбинными установками. Надо сказать, что новая энергетическая установка имеет свои плюсы и минусы.

Дело в том, что в оригинальном проекте предполагалось использование двух газотурбинных агрегатов М7Н1 мощностью 30 450 л.с. каждый. Агрегат М7Н1 состоял из двух газотурбинных установок (ГТУ) – одной, мощностью 8 450 л.с. для экономического хода и второй, «форсажной», мощностью 22 000 л.с. для полного хода. Таким образом, на двух «экономических» турбинах фрегат развивал мощность 16 900 л.с., а полная мощность составляла 60 900 л.с.

Теперь же, по сведениям блога bmpd, на корабли планируют установку двух газотурбинных агрегатов, каждый из которых состоит из двух ГТУ М70ФРУ, имеющих одинаковую мощность 14 000 л.с.. Таким образом, экономический ход будет осуществляться при мощности турбин 28 000 л.с., а полный ход – при 56 000 л.с.. Что можно сказать по этому поводу? Максимальная скорость фрегатов сильно не «просядет», а вот скорость экономического хода вырастет – однако, вне всякого сомнения, дальность хода с российскими ГТУ упадет – большая мощность двух М70ФРУ приведет к повышенному расходу топлива. Как бы то ни было, достройку второй тройки фрегатов 11356 для отечественного ВМФ можно только приветствовать. Остается надеяться, что раз уж три недостроенные корабля данного проекта все равно будут перепроектированы, то на них найдется место и для «Панцирей-М», и для новейших гидроакустических комплексов, хотя, конечно, это безумный оптимизм. Длительный перерыв в постройке, новые двигатели и адаптация кораблей к ним очевидно ведут к росту стоимости строительства фрегатов, и в этом отношении следует ожидать не дополнительных расходов на совершенствование вооружения, а всемерной экономии.

Фрегаты проекта 22350 – 0 ед.

Водоизмещение – 4 500 т, скорость – 30 узлов, вооружение – 2*8 УВП для ракет семейства «Калибр»/«Оникс», 4*8 УВП ЗРК «Редут», 2*4 324-мм торпедных аппарата «Пакет-НК», 1*1 130-мм АУ А-192М, 2 ЗАК «Палаш».

История создания фрегатов данного проекта описана многократно и нет смысла повторять ее в очередной раз. Отметим лишь то, что проект 22350 некоторое время рассматривался командованием флота как основной корабль океанской зоны, призванный заменить эсминцы и большие противолодочные корабли флота СССР. Ошибочность подобной концепции проистекала из надежды получить дешевый универсальный океанский корабль в размерениях фрегата, что, увы, невозможно.

В начале 2000-х Северное ПКБ создало проект 21956, представляющий собой эсминец полным водоизмещением около 9 000 т (стандартное водоизмещение не сообщается, но по аналогии с тем же «Адмиралом Чабаненко» можно предположить, что оно было на уровне 7 500 т). Корабль должен был получить вооружение из 16 ПКР или иных ракет семейства «Калибр» и 48 пусковых ЗРК «Форт-М», а также восьми 533-мм торпедных труб (с возможностью запуска ПЛУР «Калибр-ПЛЭ»), одно- или двухствольную 130-мм артустановку, два ЗРАК «Кортик» и ангар на два вертолета.

Разумеется, «упихать» подобное вооружение во «фрегатское» стандартное водоизмещение в 4 500 т было невозможно, пришлось идти на жертвы. Несмотря на использование значительно более легкого и компактного ЗРК «Редут», количество пусковых установок сократилось до 32. Формально фрегат проекта 22350 несет то же ударное вооружение, 16 пусковых для ракет семейства «Калибр»/«Оникс», но на практике это не так, потому что на фрегате пришлось отказаться от 533-мм торпедных аппаратов в пользу 324-мм «Пакет-НК».

Надо сказать, что «Пакет-НК» является весьма серьезной системой вооружения, но все же его торпеды — это в первую очередь противоторпедный боеприпас. Он может применяться и для поражения подводной лодки, но против нее он является оружием «последнего шанса», т.е. на тот случай, когда внезапно в нескольких километрах от корабля обнаружена вражеская ПЛ. При всех плюсах боеприпасов «Пакета-НК» их дальность и скорость хода, конечно, совершенно несопоставимы с «полноценными» 533-мм торпедами.

В результате, для того, чтобы иметь возможность эффективно действовать против подводных лодок противника фрегату проекта 22350 придется часть из имеющихся у него 16 шахт занять ракето-торпедами, а вот эсминец проекта 21956? Имея «крупнокалиберные» торпеды и без этого оставался грозным противником для подводной лодки.

Но едва ли не самое главное преимущество эсминца проекта 21956 перед фрегатом проекта 22350 – это его мореходность и дальность плавания – на 18,5 узлах экономического хода эсминец способен пройти почти в 1,5 раза больше, чем фрегат на 14 узлах. По этим своим возможностям эсминец проекта 21956 вполне сопоставим с американскими «Арли Берками». Это означает, например, что эсминец 21956 способен сопровождать перемещающуюся АУГ — атомный авианосец, конечно, может оторваться от нашего эсминца, но тогда ему необходимо бросить свое охранение. А вот фрегат проекта 22350 на это неспособен. Кроме того, в мирное время политика Российской Федерации требует обеспечения присутствия ее военных кораблей с целью демонстрации флага в различных районах мирового океана, и эсминец для этого (в силу больших размеров и автономности) приспособлен, конечно, лучше, чем фрегат. И это не говоря уже о том, что на эсминце проекта 21956 была предусмотрено газо-газотурбинная энергетическая установка без использования дизелей, которые у отечественных производителей получаются весьма капризными.

Тем не менее, и при всем вышесказанном, фрегаты проекта 22350 стали бы долгожданным пополнением, потому что флот сегодня отчаянно нуждается в кораблях всех классов. К сожалению, головной «Адмирал флота Советского Союза Горшков», заложенный 1 февраля 2006 г, спустя 12 (!) лет строительства все еще не в строю. Общеизвестно, что он давно вошел в состав ВМФ РФ, если бы не проблемы с системой «Полимент-Редут» (представляющей собой симбиоз РЛС «Полимент» и ЗРК «Редут»).

Как известно, ЗРК «Редут» — это «оморяченная» версия С-350 «Витязь», зенитного ракетного комплекса средней дальности, использующего, в том числе, ракеты с активной головкой самонаведения. Оба эти комплекса давно должны были поступить в войска и на флот, того же «Витязя» ждали еще в 2012 г, но увы… Казалось, что во второй половине 2017 г «свет в конце тоннеля» все же появился: по словам генерального конструктора концерна Воздушно-космической обороны, «Алмаз-Антей» Павла Созинова, государственные испытания С-350 «Витязь» должны наконец-то были завершиться в 2017 году. А в 2018 г его уже собирались «продвигать» на экспорт.

Увы, 2017 г уже позади, а С-350 так и не закончил государственные испытания. Понятное дело, что его морская версия, «Редут», еще более сложна, поэтому… Третьего февраля 2018 г президент ОСК Алексей Рахманов сообщил журналистам, дословно, следующее:

«Закончила работу комиссия, которая разбиралась с причинами неудачных пусков. Определены все основные технические доработки, которые нужно сделать, но и дальше коллегам нужно время, я полагаю, что это может быть пара месяцев – до, наверное, середины-конца марта, для того, чтобы провести необходимые тестовые стрельбы. После чего, я полагаю, будет запланирован следующий раунд государственных испытаний».

Также президент ОСК выразил надежду, что «Адмирал флота Советского Союза Горшков» войдет в строй до кона лета 2018 г. Увы, в этом есть определенные сомнения, и дело здесь не только в ЗРК «Редут» или радаре «Полимент». По данным весьма уважаемого ресурса flotprom.ru, «отличились» коломенские дизели, установленные на «Горшкове» – один из них сломался 23 декабря 2017 г., работы по его ремонту производятся непосредственно в машинном отделении. Отдельные части двигателя отправляют в Коломну, чтобы провести ревизию и ремонт, а в случае необходимости – замену. Предстоит также отправка на завод деталей коленчатого вала. Со слов источников, полностью «вынимать» дизель из корабля, прорезая борт, все же не придется, но… ладно, будем надеться на лучшее.

Конечно, рано или поздно «Адмирал флота Советского Союза Горшков» все-таки войдет в строй – не в 2018-ом, так в 2019 г, но вот с последующими кораблями серии дело обстоит сложнее – в связи с отказом Украины поставлять нам газотурбинные установки мы остались без новых кораблей. Почему-то в стране, в которой вовсю говорится о создании высокотехнологичных производств, и которая собиралась строить корветы и фрегаты десятками, никто не озаботился созданием качественных дизелей и собственного газотурбинного производства. «Мудрость» этого решения флот познал сполна – сейчас работы по созданию собственных газовых турбин идут полным ходом, но все же их производство в ближайшие годы будет весьма ограничено.

Согласно ГПВ 2011-2020 в состав флота должно было войти 6 фрегатов проекта 11356 и 8 фрегатов проекта 22350, по факту на 2018 г мы имеем в строю только 3 фрегата проекта 11356. С высочайшей долей вероятности, оставшиеся 3 корабля «адмиральской» серии войдут в строй в течении ГПВ 2018-2025. Что же до «Горшковых», то 4 мая 2016 г. С.К. Шойгу сказал, что к 2025 г флот должен получить 6 таких кораблей, но, судя по всему, планы опять поменялись. Дело в том, что на сегодняшний день в разных стадиях постройки и достройки находятся четыре корабля этого типа – собственно, сам «Горшков», и еще три фрегата, заложенных в 2009-ом, 2012-ом и 2013-ом годах соответственно. Больше кораблей этого типа не закладывалось, да и слухов о их скором начале строительства нет.

Зато появились сведении о некоем «Супер-Горшкове», или фрегате проекта 22305М. Похоже на то, что руководство страны и флота оставило попытки «трамбовать невпихуемое» в минимум водоизмещения, и единственно, что известно о новом проекте – это то, что он будет существенно крупнее строящихся сейчас фрегатов. Полное водоизмещение «Горшковых» указывается в 5 400 т., в то время как тот же показатель у проекта 22350М должен составить… а вот тут начинается интрига. Согласно первым данным о проекте 22350М, его полное водоизмещение будет на 1,1 тыс. т больше, чем у «Горшкова» и составит 6 500 т. В дальнейшем появились сведения, что полное водоизмещение нового корабля будет составлять от 6 500 до 8 000 т. А летом 2017 г заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук в ходе Международного военно-морского салона в Петербурге заявил, что водоизмещение фрегата 22350М будет «около 8 000 тонн». Тем самым мы видим, что постепенно проект 22350М развивается в сторону роста до размеров полноценного эсминца.

В сети ходит фотография, на которой (возможно!) демонстрируется макет «Супер-Горшкова».

Судя по пропорциям, этот корабль сопоставим по своим размерам с эсминцем проекта 21956, о котором мы говорили выше. Минутка славы – о том, что корабль наподобие эсминца проекта 21956 куда лучше подходит нашему флоту, чем малоразмерные фрегаты проекта 22350, мы подробно писали в августе 2016 г в статье «Программа кораблестроения ВМФ РФ, или Очень Плохое Предчувствие (часть 3)» и автор очень рад, что МО РФ в конечном итоге пришло к тем же выводам.

Тем не менее ситуация на ближайшее десять-пятнадцать лет остается крайне удручающей. Потому что на 1 декабря 2015 г мы располагали 19 эсминцами и 2 фрегатами еще советской закладки, в том числе:
БПК проекта 1155 и 1155.1 – 9 ед.;
Эсминцы проекта 956 – 8 ед.;
БПК проекта 1134Б – 1 ед.;
СКР проекта 01090 (в прошлом – БПК проекта 61) – 1 ед.;
СКР проекта 11540 – 2 ед.

А всего — 21 корабль, из которых к 2030 г в лучшем случае останутся 7 БПК проекта 1155, «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1 и 2 СКР проекта 11540, которые мы описали в начале статьи. В то же время до 2025 г и с учетом поставленных в 2016-2018 гг. кораблей мы в самом лучшем случае получим 6 фрегатов проекта 11356 и 4 фрегата проекта 22350. Вроде бы не так уж и плохо – если только забыть о том, что фрегаты «адмиральской» серии совершенно не ровня эсминцу или противолодочному кораблю, а всего лишь потомки сторожевых кораблей проекта 1135, то есть это корабли классом ниже, чем советские БПК и эсминцы, и рассматривать их как сколько-то полноценную замену нельзя. И если запамятовать о ненадежных коломенских дизелях фрегатов проекта 22350…

А что же новейшие фрегаты проекта 22350М? Вообще говоря, именно они должны будут стать теми кораблями, которые смогут заменить сегодняшние БПК и эсминцы, но… На сегодняшний день ни один из этих кораблей не законтрактован, т.е. нет договоров на их строительство. Хуже того, даже проекта 22350М как такового, в общем, не существует. А чтобы было окончательно понятно, в какой стадии сейчас находятся работы по проекту 22350М, процитируем пресс-службу Объединенной судостроительной корпорации от 3 июля 2017 г. С их слов:

«предварительная проработка облика фрегата проекта 22350М. Минобороны пока не утвердило облик корабля, из чего следует, что и отдельные характеристики, включая водоизмещение и также состав ГЭУ, пока не определены»

То есть, по сути дела, на середину прошлого года, не то, чтобы проект, но даже техническое задание на проект не было сформировано. И когда все это будет, и когда первые фрегаты (по сути – эсминцы) проекта 22350М встанут на стапеля – совершенно неизвестно.

www.globalwarnews.ru

Новые фрегаты проекта 22350 ВМФ РФ


Осенью 2011 года ВМФ Российской Федерации получит первый фрегат проекта 22350. Головной корабль серии «Адмирал флота Советского Союза Горшков» уже спущен на воду и в течение этого года, пройдет серию испытаний, после чего будет включен в состав военно-морского флота. Новые фрегаты данного типа, войдут в состав четырех флотов Российской Федерации и станут основными надводными кораблями океанской зоны. В настоящее время идет строительство второго серийного корабля «Адмирал флота Касатонов». Всего потребность российского флота в таких фрегатах оценивается в 20 кораблей.


Тендер на постройку фрегатов проекта 22350 планировали объявить еще в 2002 году. В 2003 году была разработана проектно-техническая документация корабля, но фрегат не попал в гособоронзаказ, поэтому тендер состоялся лишь в 2005 году. Предприятием, выигравшим тендер, стало судостроительное предприятие ОАО «Северная верфь», город Санкт-Петербург.


Закладка головного фрегата проекта 22350, получившего имя выдающегося адмирала состоялась 1 февраля 2006 года, а спуск на воду был произведен 29 октября 2010 года. Он стал первым крупным боевым кораблем, заложенным на российских верфях за последние 15 лет. Всего в течение 15-20 лет планируется передать ВМФ РФ 20 фрегатов этой серии. Стоимость головного фрегата составляет 420 миллионов долларов, с учетом установки на корабль новейших видов вооружений.

 

конструкция фрегата проекта 22350


Фрегат проекта 22350 является типичным кораблем длиннополубачной конструкции со сплошной надстройкой, которая выполнена с использованием композитных материалов на основе углеродных волокон и поливинилхлорида (данные материалы снижают уровень вторичного радиолокационного поля корабля за счет поглощения и рассевания радиоволн). Благодаря своей оригинальной архитектуре и применению композитных материалов уменьшена эффективная поверхность рассеивания корабля, что делает его менее заметным радиолокационными средствами.


На протяжении большей части корпуса от носовых отсеков с боезапасом до машинного отделения и кормового подзора фрегат имеет двойное дно. На корабле будут установлены успокоители качки, которые позволят применять вооружение и технику без каких-либо ограничений при волнении на море до 5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет фрегата будет храниться в вертикальных пусковых установках. Полное водоизмещение корабля составит 4500 тонн.

 

энергетическая установка фрегата проекта 22350


В качестве главной энергетической установки фрегата выступает дизель-газотурбинная установка мощностью 65000 л.с. ГЭУ включает в себя два дизельных двигателя типа 10Д49 мощностью по 5200 л.с. и два газотурбинных двигателя типа М90ФР мощностью по 27500 л.с.. Максимальная скорость хода фрегата составляет 29 узлов.

 

вооружение фрегата


Фрегат проекта 22350 получит комплекс, включающий управляемые противокорабельные и зенитные ракеты, артиллерийскую установку и радиотехнические виды вооружения. В носовой части корпуса фрегата будут расположены два универсальных стрельбовых корабельных комплекса типа 3С14У1 (два стандартных модуля по восемь ячеек в каждом), которые предназначены для хранения и пуска 16 противокорабельных ракет типа «Оникс» 3М55, либо противокорабельных и противолодочных ракет типа «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2).


Противолодочное вооружение фрегата представлено двумя побортно размещенными комплексами «Медведка-2». Боекомплект — 4 ракеты на каждый комплекс.


Артиллерийское вооружения фрегата включает: артиллерийскую установку А-192 калибра 130 мм с дальностью стрельбы 22 км, при скорострельности 30 выстрелов в минуту. Данная установка имеет широкие углы обстрела 170/80°. Номенклатура имеющегося боезапаса позволит поражать наземные, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления огнем «Пума» 5П-10 способна обрабатывать обстреливаемые цели в многоканальном режиме. Недалеко от вертолетного ангара планируется размещение двух боевых модулей типа ЗРАК «Палаш» по одному на каждый борт.
Состав зенитного вооружения фрегата будет представлен комплексом ЗРК «Полимент-Редут», размещенный в носовой части корабля в различных вариантах (восьмиячеечный модуль на 8 ракет дальностью 120 км или на 32 зенитных ракеты дальностью 40 км, или 128 ракет ближней самообороны). Дополнительно на каждом фрегате предусмотрено базирование в ангаре одного вертолета типа Ка-27 или Ка-32.


Технические характеристики фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»:
Водоизмещение — 4500 тонн;
Длина — 130 м;
Дальность плавания — 4000 миль;
Энергетическая установка — дизель-газотурбинная установка мощностью 65000 л.с.;
Скорость хода — 29 узлов;

korabley.net

Военно-морской флот России получит шесть новейших фрегатов вместо восьми

Серия из шести кораблей проекта 22350 должна войти в состав ВМФ до 2025 года.

Такое заявление четвертого мая 2016 года сделал министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.

«Шесть таких кораблей должны войти в состав Военно-морского флота к 2025 году. Они будут оснащены современным вооружением и новейшими средствами управления», — сказал глава военного ведомства в ходе селекторного совещания.

Согласно госпрограмме вооружений флот должен был получить восемь кораблей этого типа до конца 2020 года.

Министр напомнил, что головной фрегат серии «Адмирал Горшков» проходит испытания на Северном флоте. Корабль должны передать флоту в конце 2016 года.

Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Фрегат начали строить в 2006 году, спустили на воду в 201о году — предполагалось, что корабль войдет в состав флота в 2011 году, но из-за технических сложностей с оборудованием строительство и испытания были сдвинуты на более поздние сроки.

 

В частности, из-за разрыва военно-технического сотрудничества с Украиной, где располагается завод «Зоря-Машпроект», участвовавший в кооперации по производству главной энергетической установки нового проекта, затруднена достройка последующих кораблей серии.

Как пишет Lenta.ru со ссылкой на источник в оборонной промышленности, перенос срока строительства серии на пять лет «вправо» объясняется необходимостью локализации производства газовых турбин в России.

«До 2020 года удастся сдать «Горшкова» и еще один, может быть два корабля. Для остальных нужны уже новые установки полностью российского производства, а его налаживание займет немало времени», — сказал источник.

Украинские предприятия перестали поставлять энергетические установки для новых российских кораблей. Прекратив сотрудничество с Украиной российский военный флот также вынужден был уменьшить объем заказа на строительство фрегатов проекта 11356 с шести до трех единиц.

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» является головным кораблем проекта 22350. Фрегаты этого типа предназначены для выполнения задач в дальней морской и океанской зонах.

Длина кораблей составляет 130 метров, ширина — 16 метров, а водоизмещение — 4,5 тысячи тонн.

Фрегаты вооружены 130-миллиметровыми артиллерийскими установками А-192М, ударными ракетными комплексами «Калибр» и «Оникс», зенитными ракетными комплексами «Полимент-Редут» и зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш».

Корабли могут нести на борту по одному вертолету Ка-27ПЛ.

defendingrussia.ru

Главком ВМФ: фрегаты проекта 22350М – будущее российского флота

Владимир Королев рассказал, на что будет делать ставку ВМФ РФ в своем развитии.

Главнокомандующий ВМФ России Владимир Королев в рамках заседания Главного командования и Адмиралтейского координационного совета общественных организаций ветеранов заявил, что фрегаты модернизированного проекта 22350М в будущем станут основными российскими военными кораблями дальней морской и океанской зон. Об этом сообщает информационный портал «РИА Новости».

Адмирал данный в вопрос в ходе обсуждения новой государственной программы вооружения, которая предусматривает строительство новых кораблей дальней морской и океанской зон для Военно-морского флота. Именно фрегат проекта 22350М, оснащенный высокоточным оружием, станет самым массовым кораблем в данном сегменте.

По словам Королева, в дополнение к фрегатам типа «Адмирал Горшков» (один из кораблей данного проекта, который сейчас уже завершает программу государственных испытаний) будут построены новые боевые морские суда. В рамках ГПВ на 2018-2027 годы предусмотрено проведение более 10 опытно-конструкторских работ, направленных на создание перспективных кораблей.

Проект 22350М предполагает строительство фрегатов с увеличенным водоизмещением (6 500 тонн в сравнении с 4,5 тысяч тонн у предшественников). Сейчас на вооружении кораблей проекта 22350 планируют использовать корабельную артиллерийскую установку А-192 «Армат» калибра 130 миллиметров, пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ» и ЗРК «Полимент-Редут». Всего планируется к постройке восемь фрегатов проекта 22350, четыре из которых уже находятся на разных этапах производства. Остальные семь кораблей будут усовершенствованы.

Материал подготовил Петр Архипов

Автор: ПолитРоссия

politros.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *