Фрегаты проекта 22350. Неужели всё налаживается?

В последнее время новости о ВМФ РФ носили весьма безрадостный характер, и мы не будем перечислять их повторно, дабы не портить новогоднее настроение читателю. Однако ряд известий, внезапно «объявившихся» буквально перед самым Новым Годом внушают осторожный оптимизм: возможно, что дело со строительством кораблей дальней морской зоны в родном Отечестве все-таки сдвинулось с мертвой точки, в которой оно пребывало уже долгие годы. Прячем обе руки за спину, скрещиваем средние и безымянные пальцы (на удачу!) и…. Поехали!

Итак, первая новость: на сайте МО РФ появилась новость о том, что в 2019 г. в ВКС поступит новейший зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь». Сообщил об этом, ни много ни мало, а заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Юрий Грехов.

Вроде бы новость с флотом и не связана, но это только если забыть, что многострадальный морской зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», ставший основной (хотя – далеко не единственной) причиной колоссальной задержки передачи флоту головного

фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», представляет собой «оморяченную» версию ЗРК С-350 «Витязь».

В чем «фишка» данной новости, ведь, как мы знаем, 12,5-летняя эпопея создания «Горшкова» в этом году завершилась успешно, и корабль, заложенный 1 февраля 2006 г. все же поднял Андреевский флаг 28 июля 2018 г.?

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Все дело в том, что многие, неравнодушные к состоянию современного флота люди (включая автора настоящей статьи) всерьез опасались, что корабль принят флотом с неработоспособным ЗРК. Эта точка зрения как будто бы получила подтверждение — 27 ноября сего года, «Новости ВПК» сообщили о том, что испытания ЗРК «Полимент-Редут» еще не завершены, и его принятие на вооружение ожидается в первой половине 2019 г.

Что можно было подумать, читая эту новость? Что ЗРК «Полимент-Редут» все еще небоеспособен, и что в середине 2019 г., сроки принятия его на вооружение будут, в который уже раз, сдвинуты вправо. На этом фоне как-то поблекли оптимистичные новости от 22 октября 2018 г. об испытаниях ракетного комплекса, выполненных в Баренцевом море. Тогда «Адмирал флота Советского Союза Горшков» успешно отстрелялся, уничтожив ракетами «Полимент-Редут» три воздушные цели, двигавшиеся на различных скоростях и расстояниях от корабля, а также щит, имитировавший небольшой надводный корабль. Увы, никаких подробностей об этих испытаниях не приводилось, что оставляло почву различным догадкам, ведь комплекс могли испытывать не в штатных режимах.

Запуск ЗУР «Полимент-Редут» Судя по силуэту, это одна из ракет семейства 9М96 с активной радиолокационной головкой самонаведения

Итак, новости об «Адмирале Горшкове» и его «Полимент-Редуте» были неопределенными, а подобное никогда не внушает оптимизма. И вдруг – громом средь ясного неба, сообщение о поставках ЗРК «Витязь» в ВКС.

«А что тут такого?» спросит иной читатель: «этот ЗРК обещали в войска уже много лет. Чем отличается эта новость от всех предыдущих?». Отличие заключается в том, что раньше всегда обещали завершить испытания, или принять на вооружение, сейчас же говорят именно о поставке в войска. Дело в том, что производство ЗРК – дело, вообще-то не быстрое, и для того, чтобы готовые комплексы поступили в войска в 2019 г., работы над ними должны идти уже сейчас, или, как вариант, начаться в самом ближайшем будущем: как минимум, серийная поставка уже должна быть законтрактована.

Стало бы МО РФ приобретать и поставлять в войска ЗРК «Витязь», если бы не было совершенно уверено в том, что изделие находится в полностью работоспособном состоянии? Очевидно, что нет. Одно дело – злосчастный «Горшков», в котором сплетались интересы самых разных структур – в конце концов, проблемам «Полимент-Редута» уделялось внимание даже не президентских совещаниях.

Иными словами, можно было бы допустить, что «Горшкова» морякам навязали с небоеспособным ЗРК, но нет ни одной причины, по которым ВКС стали бы приобретать неработоспособный С-350. И, раз ВКС его все же приобретают, можно констатировать: ЗРК «Витязь» состоялся, а это, в свою очередь, говорит о том, что состоялся (или же состоится в самые разумные сроки) и ЗРК «Полимент-Редут».

Поставка в ВКС ЗРК С-350 практически гарантирует, что «Горшков», и три других строящихся фрегата серии, все же получат именно то ПВО, которое для них задумывалось изначально. Несмотря на то, что ЗРК «Полимент-Редут» долгие годы балансировал на острие бритвы, сегодня, пожалуй, можно смело утверждать, что комплекс все-таки получился. Это прекрасная предновогодняя новость, и автор настоящей статьи от всей души поздравляет с ней всех тех, кто неравнодушен к отечественному военно-морскому флоту.

Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов»

Но… возникает вполне здравый вопрос – а что же дальше? Не секрет, что ГПВ 2011-2020 гг. в части строительства надводных сил сорвана практически полностью. Так, вместо 14 фрегатов (6 – «адмиральской» серии проекта 11356 для Черного моря и 8 – проекта 22350) до 2020 г. флот получит всего лишь пять кораблей этого класса: три фрегата проекта 11356, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». А имеющиеся сегодня в строю БПК и эсминцы еще советских времен устаревают морально и физически, количество надводных кораблей быстро сокращается.

Экс-главком ВМФ РФ, адмирал В. Чирков совершенно справедливо говорил о том, что нам необходимо по меньшей мере 18 фрегатов проекта 22350, но где они? Третий и четвертый фрегат этого проекта были начаты постройкой в 2021-2013 гг. соответственно, а новых закладок не было. И хотя та же «вики» утверждает, что законтрактовано еще два корабля, эта информация давно уже устарела (ссылка на источник 2012 г.). Да, был момент, когда планировалось строить серию из 6 «Горшковых», но затем ее сократили до четырех кораблей.

При этом мы уже неоднократно писали о том, что сам по себе фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» не являются оптимальным выбором для нашего флота. Проект 22350 представляет собой попытку «впихнуть» эсминец в размеры фрегата: в результате получился достаточно большой и весьма недешевый фрегат, который, тем не менее, по своему боевому потенциалу заметно уступает современному эсминцу. Также мы высказывали мысль, что для отечественного флота были бы намного полезнее более крупные корабли полным водоизмещением 8 000 — 9 000 т., что-то наподобие эсминца проекта 21956 на современном технологическом уровне.

Конечно, звучала критика, что если уж мы не можем в приемлемые сроки строить корабли в 4 500 т. водоизмещения, то как можно рассчитывать на успех, создавая корабли едва ли не вдвое больше. Но специфика военного кораблестроения (и не только его) заключается в том, что требуемые параметры оборудования зачастую куда проще получить, увеличивая его размеры – иными словами, часть агрегатов, вооружений и механизмов для более крупных кораблей было бы куда проще разработать и создать, чем «мельчить» для фрегатов проекта 22350.

Возможный облик фрегата проекта 22350М?

Возможно, мы оказались правы, потому что в какой-то момент адмиралы заговорили о новой серии улучшенных кораблей 22350М, или, как их еще называли, «Супер-Горшковых», полное водоизмещение которых могло достигать 8 000 т. Это было бы радостное известие, если не одно «но» — как было известно до последнего времени, разговорами о 22350М дело и ограничивалось, так как соответствующего заказа проектировщики не получили.

И вот… прямо скажем, что пока данную новость не подтвердили ни в СПКБ, ни в ОСК, ни в главкомате ВМФ. Но все же весьма серьезное интернет-издание flotprom.ru, со ссылкой на неназванный (увы!) источник сообщило, что 25 декабря 2018 г. МО РФ подписало контракт с Северным проектно-конструкторским бюро (СПКБ) на эскизное проектирование фрегата проекта 22350М. При этом другой источник того же издания сообщил, что согласно этому контракту указанные работы будут закончены не позднее ноября 2019 г., но, возможно, и раньше. Во всяком случае достоверно известно, что СПКБ вело предварительные работы по проекту 22350М и раньше, причем некоторые из них – по заказу ВМФ РФ, а другие – в инициативном порядке.

Таким образом, головоломка потихоньку начинает складываться: стойкое ощущение, что серию фрегатов проекта 22350 прервали в том числе и в связи с неуверенностью в судьбе ЗРК «Полимент-Редут». Но теперь, когда стало очевидно, что данный комплекс все же состоится, работы по 22350М немедленно начаты.

И опять же, проектирование и строительство кораблей, подобных 22350М (наш ответ «Арли Берку») можно только приветствовать – флот, наконец-то, получит корабли океанской зоны, в которых так нуждается. Но и здесь наш ВМФ подстерегает, увы, ставшая традиционной для нашего флота «засада», под названием: «Лучшее – враг хорошего».

Дело в том, что проектирование 22350М только началось. Допустим, к концу 2019 г. создадут новый эскизный проект, а когда дело дойдет до рабочих чертежей? Когда мы заложим головной корабль этой серии? Сколько разных новинок пожелают «запихнуть» в него адмиралы и проектировщики? А энергетическая установка? До недавнего времени, они производились на Украине, затем, в результате разрыва отношений, пришлось проводить срочное импортозамещение. Увы, срочно не получилось, но все же можно говорить о том, что на сегодняшний день газотурбинные агрегаты для фрегатов проекта 22305 нами освоены.

Но фрегат проекта 22350М значительно крупнее – означает ли это, что ему понадобится ГТЗА нового проекта? И если да, сколько времени займет его разработка и строительство? А может, в проекте 22350М вообще будет использован другой тип ЭУ, в котором, например, турбины будут работать не в паре с дизелями, а с электродвигателями?

К чему все эти вопросы? Да все к тому же – вполне возможно, что в проект 22350М опять постараются «напихать» кучу «неимеющегоаналоговвмире» оборудования, которое еще только предстоит создать, и головной 22350М превратится в долгострой почище «Горшкова». Но у флота больше не осталось времени. ВМФ РФ не в состоянии ждать еще 2-3 года, пока разработают новый фрегат, а потом 12 лет, пока его построят – за это время подавляющее большинство оставшихся у нас надводных кораблей 1-го ранга покинут строй, и мы останемся ни с чем.

Где же выход? Он есть, и он весьма прост. Освоение вооружения и оборудования фрегатов проекта 22350 далось нам очень нелегко, но сейчас мы вполне готовы к возобновлению строительства кораблей этого типа. Если мы заложим еще 2-4 «Горшкова», то они обойдутся нам дешевле, чем корабли первой четверки – уже хотя бы просто за счет отработанных технических решений, налаженного выпуска оборудования и т.д.

Значит, именно так нам и следует поступить – пусть фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и не является идеалом боевого корабля, но они вполне боеспособны, и, вне всякого сомнения, станут желанным пополнением флота. Тем более, что мы наконец-то научились их строить и, надо полагать, что сроки создания новых кораблей будут значительно короче, чем у первой четверки. А когда дело дойдет до закладки головного фрегата проекта 22350М, мы, по возможности плавно, перейдем к строительству новых кораблей этого класса. Это было бы логично и правильно, но когда это в постперестроечные времена в родном Отечестве правила бал логика и целесообразность?

Однако… Вот новость от 15 ноября 2018 г., и звучит она (со ссылкой на два высокопоставленных источника) так: «ВМФ России закажет еще два фрегата типа «Адмирал Горшков». Более того, один из источников уточнил, что речь, вероятно, пойдет не о двух, а о трех или даже четырех фрегатах этого типа!

Неужели Министерство обороны РФ, адмиралы ВМФ РФ наконец-то сделали правильные выводы? Неужели планы строительства фрегатов для военно-морского флота России наконец-то стали логичными, разумными и выполнимыми? Ох, как хотелось бы поверить в это… Впрочем, по мнению автора настоящей статьи, все это мы узнаем в самом ближайшем будущем – вероятно, МО РФ подтвердит (не хочется писать «или опровергнет») все вышесказанное в первые месяцы 2019 г.

Руки за спину, уважаемые читатели, пальцы скрестить! И пусть нашему флоту наконец-то улыбнется удача — ведь он этого достоин.

С Новым годом!

/Андрей из Челябинска, topwar.ru/

army-news.ru

Фрегаты проекта 22350. Новогодние надежды. Неужели всё налаживается?

В последнее время новости о ВМФ РФ носили весьма безрадостный характер, и мы не будем перечислять их повторно, дабы не портить новогоднее настроение читателю. Однако ряд известий, внезапно «объявившихся» буквально перед самым Новым Годом, внушают осторожный оптимизм: возможно, что дело со строительством кораблей дальней морской зоны в родном Отечестве все-таки сдвинулось с мертвой точки, в которой оно пребывало уже долгие годы. Прячем обе руки за спину, скрещиваем средние и безымянные пальцы (на удачу!) и…. Поехали!

Итак, первая новость: на сайте МО РФ появилась новость о том, что в 2019 г. в ВКС поступит новейший зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь». Сообщил об этом, ни много ни мало, а заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Юрий Грехов.


Вроде бы новость с флотом и не связана, но это только если забыть, что многострадальный морской зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», ставший основной (хотя – далеко не единственной) причиной колоссальной задержки передачи флоту головного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», представляет собой «оморяченную» версию ЗРК С-350 «Витязь».

В чем «фишка» данной новости, ведь, как мы знаем, 12,5-летняя эпопея создания «Горшкова» в этом году завершилась успешно, и корабль, заложенный 1 февраля 2006 г., все же поднял Андреевский флаг 28 июля 2018 г.?

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Все дело в том, что многие, неравнодушные к состоянию современного флота люди (включая автора настоящей статьи), всерьез опасались, что корабль принят флотом с неработоспособным ЗРК. Эта точка зрения как будто бы получила подтверждение — 27 ноября сего года, «Новости ВПК» сообщили о том, что испытания ЗРК «Полимент-Редут» еще не завершены, и его принятие на вооружение ожидается в первой половине 2019 г.

Что можно было подумать, читая эту новость? Что ЗРК «Полимент-Редут» все еще небоеспособен, и что в середине 2019 г., сроки принятия его на вооружение будут, в который уже раз, сдвинуты вправо. На этом фоне как-то поблекли оптимистичные новости от 22 октября 2018 г. об испытаниях ракетного комплекса, выполненных в Баренцевом море. Тогда «Адмирал флота Советского Союза Горшков» успешно отстрелялся, уничтожив ракетами «Полимент-Редут» три воздушные цели, двигавшиеся на различных скоростях и расстояниях от корабля, а также щит, имитировавший небольшой надводный корабль. Увы, никаких подробностей об этих испытаниях не приводилось, что оставляло почву различным догадкам, ведь комплекс могли испытывать не в штатных режимах.

Запуск ЗУР «Полимент-Редут» Судя по силуэту, это одна из ракет семейства 9М96 с активной радиолокационной головкой самонаведения

Итак, новости об «Адмирале Горшкове» и его «Полимент-Редуте» были неопределенными, а подобное никогда не внушает оптимизма. И вдруг – громом средь ясного неба, сообщение о поставках ЗРК «Витязь» в ВКС.

«А что тут такого?» спросит иной читатель: «этот ЗРК обещали в войска уже много лет. Чем отличается эта новость от всех предыдущих?». Отличие заключается в том, что раньше всегда обещали завершить испытания, или принять на вооружение, сейчас же говорят именно о поставке в войска. Дело в том, что производство ЗРК – дело, вообще-то небыстрое, и для того, чтобы готовые комплексы поступили в войска в 2019 г., работы над ними должны идти уже сейчас, или, как вариант, начаться в самом ближайшем будущем: как минимум, серийная поставка уже должна быть законтрактована.

Стало бы МО РФ приобретать и поставлять в войска ЗРК «Витязь», если бы не было совершенно уверено в том, что изделие находится в полностью работоспособном состоянии? Очевидно, что нет. Одно дело – злосчастный «Горшков», в котором сплетались интересы самых разных структур – в конце концов, проблемам «Полимент-Редута» уделялось внимание даже на президентских совещаниях. Иными словами, можно было бы допустить, что «Горшкова» морякам навязали с небоеспособным ЗРК, но нет ни одной причины, по которым ВКС стали бы приобретать неработоспособный С-350. И, раз ВКС его все же приобретают, можно констатировать: ЗРК «Витязь» состоялся, а это, в свою очередь, говорит о том, что состоялся (или же состоится в самые разумные сроки) и ЗРК «Полимент-Редут».

Поставка в ВКС ЗРК С-350 практически гарантирует, что «Горшков» и три других строящихся фрегата серии все же получат именно то ПВО, которое для них задумывалось изначально. Несмотря на то, что ЗРК «Полимент-Редут» долгие годы балансировал на острие бритвы, сегодня, пожалуй, можно смело утверждать, что комплекс все-таки получился. Это прекрасная предновогодняя новость, и автор настоящей статьи от всей души поздравляет с ней всех тех, кто неравнодушен к отечественному военно-морскому флоту.

Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов»


Но… возникает вполне здравый вопрос – а что же дальше? Не секрет, что ГПВ 2011-2020 гг. в части строительства надводных сил сорвана практически полностью. Так, вместо 14 фрегатов (6 – «адмиральской» серии проекта 11356 для Черного моря и 8 – проекта 22350) до 2020 г. флот получит всего лишь пять кораблей этого класса: три фрегата проекта 11356, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». А имеющиеся сегодня в строю БПК и эсминцы еще советских времен устаревают морально и физически, количество надводных кораблей быстро сокращается. Экс-главком ВМФ РФ, адмирал В. Чирков совершенно справедливо говорил о том, что нам необходимо по меньшей мере 18 фрегатов проекта 22350, но где они? Третий и четвертый фрегат этого проекта были начаты постройкой в 2011-2013 гг. соответственно, а новых закладок не было. И хотя та же «вики» утверждает, что законтрактовано еще два корабля, эта информация давно уже устарела (ссылка на источник 2012 г.). Да, был момент, когда планировалось строить серию из 6 «Горшковых», но затем ее сократили до четырех кораблей.

При этом мы уже неоднократно писали о том, что сами по себе фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» не являются оптимальным выбором для нашего флота. Проект 22350 представляет собой попытку «впихнуть» эсминец в размеры фрегата: в результате получился достаточно большой и весьма недешевый фрегат, который, тем не менее, по своему боевому потенциалу заметно уступает современному эсминцу. Также мы высказывали мысль, что для отечественного флота были бы намного полезнее более крупные корабли полным водоизмещением 8 000 — 9 000 т., что-то наподобие эсминца проекта 21956 на современном технологическом уровне. Конечно, звучала критика, что если уж мы не можем в приемлемые сроки строить корабли в 4 500 т. водоизмещения, то как можно рассчитывать на успех, создавая корабли едва ли не вдвое больше. Но специфика военного кораблестроения (и не только его) заключается в том, что требуемые параметры оборудования зачастую куда проще получить, увеличивая его размеры – иными словами, часть агрегатов, вооружений и механизмов для более крупных кораблей было бы куда проще разработать и создать, чем «мельчить» для фрегатов проекта 22350.

Возможный облик фрегата проекта 22350М?

Возможно, мы оказались правы, потому что в какой-то момент адмиралы заговорили о новой серии улучшенных кораблей 22350М, или, как их еще называли, «Супер-Горшковых», полное водоизмещение которых могло достигать 8 000 т. Это было бы радостное известие, если не одно «но» — как было известно до последнего времени, разговорами о 22350М дело и ограничивалось, так как соответствующего заказа проектировщики не получили.

И вот… прямо скажем, что пока данную новость не подтвердили ни в СПКБ, ни в ОСК, ни в главкомате ВМФ. Но все же весьма серьезное интернет-издание flotprom.ru, со ссылкой на неназванный (увы!) источник сообщило, что 25 декабря 2018 г. МО РФ подписало контракт с Северным проектно-конструкторским бюро (СПКБ) на эскизное проектирование фрегата проекта 22350М. При этом другой источник того же издания сообщил, что согласно этому контракту указанные работы будут закончены не позднее ноября 2019 г., но, возможно, и раньше. Во всяком случае достоверно известно, что СПКБ вело предварительные работы по проекту 22350М и раньше, причем некоторые из них – по заказу ВМФ РФ, а другие – в инициативном порядке.

Таким образом, головоломка потихоньку начинает складываться: стойкое ощущение, что серию фрегатов проекта 22350 прервали в том числе и в связи с неуверенностью в судьбе ЗРК «Полимент-Редут». Но теперь, когда стало очевидно, что данный комплекс все же состоится, работы по 22350М немедленно начаты.

И опять же, проектирование и строительство кораблей, подобных 22350М (наш ответ «Арли Берку»), можно только приветствовать – флот, наконец-то, получит корабли океанской зоны, в которых так нуждается. Но и здесь наш ВМФ подстерегает, увы, ставшая традиционной для нашего флота «засада», под названием: «Лучшее – враг хорошего».

Дело в том, что проектирование 22350М только началось. Допустим, к концу 2019 г. создадут новый эскизный проект, а когда дело дойдет до рабочих чертежей? Когда мы заложим головной корабль этой серии? Сколько разных новинок пожелают «запихнуть» в него адмиралы и проектировщики? А энергетическая установка? До недавнего времени, они производились на Украине, затем, в результате разрыва отношений, пришлось проводить срочное импортозамещение. Увы, срочно не получилось, но все же можно говорить о том, что на сегодняшний день газотурбинные агрегаты для фрегатов проекта 22350 нами освоены.

Но фрегат проекта 22350М значительно крупнее – означает ли это, что ему понадобится ГТЗА нового проекта? И если да, сколько времени займет его разработка и строительство? А может, в проекте 22350М вообще будет использован другой тип ЭУ, в котором, например, турбины будут работать не в паре с дизелями, а с электродвигателями?

К чему все эти вопросы? Да все к тому же – вполне возможно, что в проект 22350М опять постараются «напихать» кучу «неимеющегоаналоговвмире» оборудования, которое еще только предстоит создать, и головной 22350М превратится в долгострой почище «Горшкова». Но у флота больше не осталось времени. ВМФ РФ не в состоянии ждать еще 2-3 года, пока разработают новый фрегат, а потом 12 лет, пока его построят – за это время подавляющее большинство оставшихся у нас надводных кораблей 1-го ранга покинут строй, и мы останемся ни с чем.

Где же выход? Он есть, и он весьма прост. Освоение вооружения и оборудования фрегатов проекта 22350 далось нам очень нелегко, но сейчас мы вполне готовы к возобновлению строительства кораблей этого типа. Если мы заложим еще 2-4 «Горшкова», то они обойдутся нам дешевле, чем корабли первой четверки – уже хотя бы просто за счет отработанных технических решений, налаженного выпуска оборудования и т.д. Значит, именно так нам и следует поступить – пусть фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и не является идеалом боевого корабля, но они вполне боеспособны, и, вне всякого сомнения, станут желанным пополнением флота. Тем более, что мы наконец-то научились их строить и, надо полагать, что сроки создания новых кораблей будут значительно короче, чем у первой четверки. А когда дело дойдет до закладки головного фрегата проекта 22350М, мы, по возможности плавно, перейдем к строительству новых кораблей этого класса. Это было бы логично и правильно, но когда это в постперестроечные времена в родном Отечестве правила бал логика и целесообразность?

Однако… Вот новость от 15 ноября 2018 г., и звучит она (со ссылкой на два высокопоставленных источника) так: «ВМФ России закажет еще два фрегата типа «Адмирал Горшков». Более того, один из источников уточнил, что речь, вероятно, пойдет не о двух, а о трех или даже четырех фрегатах этого типа!

Неужели Министерство обороны РФ, адмиралы ВМФ РФ наконец-то сделали правильные выводы? Неужели планы строительства фрегатов для военно-морского флота России наконец-то стали логичными, разумными и выполнимыми? Ох, как хотелось бы поверить в это… Впрочем, по мнению автора настоящей статьи, все это мы узнаем в самом ближайшем будущем – вероятно, МО РФ подтвердит (не хочется писать «или опровергнет») все вышесказанное в первые месяцы 2019 г.

Руки за спину, уважаемые читатели, пальцы скрестить! И пусть нашему флоту наконец-то улыбнется удача — ведь он этого достоин.

С Новым годом!

topwar.ru

Всё о фрегатах проекта 22350

Накануне дня Военно-морского флота, в Северной столице, состоялось событие, которое в какой-то степени затмило все новости о главном городском событии этих дней — Главном военно-морском параде, который должен был пройти в самом Санкт-Петербурге и в его западной части — в Кронштате. Этим событием стала передача Военно-морскому флоту головного фрегата проекта 22350 — «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», ну или просто «Адмирал Горшков».
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

Корабли проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий в дальней океанской зоне против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей. 
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

Проект 22350, по которому построен корабль, выполнен инженерами Северного проектно-конструкторского бюро Санкт-Петербурге. Разработка корабля началась в 2002 году, и уже в 2003 году проект он был готов и утвержден руководством флота. В него внедрено более двух десятков новейших разработок техники и вооружения. Из-за невключения в гособоронзаказ закладка головного корабля «Адмирал Горшков» сдвинулась — она состоялась 1 февраля 2006 года на предприятии «Северная верфь». 
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

Сам факт разработки и начала строительство такого корабля стал важным сигналом, который дал понять, что Россия начала восстанавливаться после тяжелых лет. Это был первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на российской верфи после распада Советского Союза. Планы на тот момент были масштабны — флот должен был получить в ближайшие двадцать лет двадцать фрегатов проекта 22350. Но в силу ряда причин осуществить их не удалось да и строительство самого фрегата тоже замедлилось.
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

В 2011 году предприятие «Северная верфь» заключило с Минобороны контракт на строительство еще четырех фрегатов, то есть в сумме их стало уже шесть.
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

Спуск на воду головного корабля «Адмирал Горшков» состоялся осенью 2010 года, а передать флоту его планировалось в 2012 году. Но осуществить это не удалось. Ходовые испытания корабля начались только спустя четыре года — 2014-м. В 2015 году корабль из акватории Белого моря успешно осуществил второй этап госиспытаний — стрельбу из универсального корабельного ракетного комплекса. Удар крылатыми ракетами различных типов наносился по береговой цели, а также по простой и сложной морской мишенной позиции. В 2016 году СМИ сообщили, что на корабле успешно завершились испытания средств радиоэлектронной борьбы. В 2017 году начался заключительный этап госиспытаний. 
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

Приближение к финалу состоялось только в июле 2018 года, когда государственная комиссия под председательством капитана I ранга Виктора Иванова подписала приемный акт государственных испытаний фрегата. А спустя несколько дней был поднят Андреевский флаг.
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

О задержке

О причинах задержки ходила разная информация, но винить в чем-то корабелов сложно. Все-таки этот корабль — головной заказ, а с такими всегда много приключений. Далее идет серия, и с ней уже все легче, так как проблемы отработаны на первом заказе. Главное, чтобы Минобороны не добавляло ничего нового в следующие корабли, что может серийный заказ превратить снова в головной.
 

Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

Информация, которая ходила в СМИ, состояла в том, что задержка в испытаниях корабля произошла вследствие неготовности зенитно-ракетного комплекса «Полимент-Редут», предназначенного для оснащения корветов проекта 20380 и фрегатов 22350.
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

Согласно новостям за 2017 год, проекты корабельных зенитных комплексов 9К96 «Редут» и 9К96-2 «Полимент-Редут» столкнулись с серьезными проблемами, по-видимому, связанными с ракетами новых типов. Это привело к заметным задержкам в реализации имеющихся планов и неоднократному смещению сроков завершения как самих проектов, так и прямо связанных с ними программ.
 
Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

Вывод

Вывод простой. Возможно, он покажется читателю наивным, но зачем ставить на корабли недоделанные системы? Сначала надо испытать, а потом ставить. То, что сейчас установлено, превращает корабль в «опытовый». 
 

Церемония подъема Андреевского флага на фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

ГЭУ

Фрегат оборудован дизель-газотурбинной энергетической установкой CODAG-схемы общей мощностью 65 000 л.с. Она состоит из двух дизель-газотурбинных агрегатов М55Р (55МР) в составе дизельного двигателя 10Д49 мощностью 5200 л.с. и газотурбинного двигателя М90ФР мощностью 27 500 л.с., работающих через редуктор РО55Р на вал винта фиксированного шага каждый.

Дизельный двигатель 10Д49 произвел и поставил Коломенский завод.

Представители проекта

О первом представителе проекта сказано уже немало. Еще три корабля в разной степени готовности строятся на предприятии «Северная верфь»: «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко», «Адмирал флота Советского Союза Исаков».

«Адмирал флота Касатонов» 

Корабль заложен 26 ноября 2009 года. Экипаж заселен, и ведется подготовка к началу заводских ходовых испытаний. 
 

Фрегат «Адмирал Горшков»/ Корабел.ру

«Адмирал Головко»

Корабль заложен 1 февраля 2012 года. В данный момент ведется работа по подготовке к спуску на воду.
 

Фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко». 2017 год. / Алексей Акентьев

«Адмирал флота Советского Союза Исаков»

Корабль заложен 14 ноября 2013 года. В данный момент проводится стыковка блоков корпуса фрегата.
 

Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Исаков», 2017 год. / Алексей Акентьев

Похожие материалы:

До скорого свидания, «Иван Хурс»! (фоторепортаж)
Как заселялся экипаж фрегата «Адмирал флота Касатонов» (фоторепортаж)

 
 

www.korabel.ru

Для ВМФ России будет заложен первый фрегат проекта 22350М

Как стало известно, в ближайшем будущем для ВМФ России планируется закладка нового фрегата проекта 22350М

Корабль продолжит серию строящихся для российского флота фрегатов нового поколения 22350. Об этом 24 января заявил после праздничной церемонии в честь 310-летия Центрального Военно-Морского Музея, командующий ВМФ России Владимир Королёв.

 

О том, когда именно и на какой верфи состоится закладка нового фрегата, главком российского флота не уточнил, но заявил, что фрегаты проекта 22350М «это наше будущее». 

В настоящий момент ВМФ России имеет в своём составе головной фрегат проекта 22350 — «Адмирал Горшков». Второй корабль данного проекта — «Адмирал Касатонов» на данный момент завершил ходовые испытания, а его принятие в состав флота ожидается в конце текущего года, после завершения всего цикла необходимых испытаний. Третий и четвёртый корабли серии — «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» находятся в различных стадиях строительства.

Изначально предполагалось, что будут заложены ещё как минимум два фрегата проекта 22350. Однако, по всей видимости, было принято решение в пользу дальнейшего строительства новых фрегатов по усовершенствованному проекту — 22350М

Информации о характеристиках перспективного фрегата пока нет, более того, даже неизвестен и его точный облик. На данный момент об облике фрегата 22350М можно судить лишь по модели, представленной на Международном Военно-Морском Салоне МВМС-2017  в Санкт-Петербурге в 2017 году.

Известно, что водоизмещение фрегатов проекта 22350М будет как минимум на тысячу тонн больше водоизмещения «Адмирала Горшкова» и составит 6.5 тысяч тонн. По некоторым данным, водоизмещение перспективного фрегата может достигать и больших значений. 

Фактически, по своему водоизмещению, а также боевым возможностям перспективные фрегаты проекта 22350М будут приближаться к кораблям класса «эсминец». Предположительно, состав ракетного вооружения на перспективном фрегате увеличится в 1.5 раза по сравнению с существующими фрегатами проекта 22350 и будет состоять из 3 универсальных корабельных стрельбовых комплексов (УКСК) на 8 ячеек для ПКР «Оникс» или крылатых ракет семейства «Калибр» (на фрегате проекта 22350 — 2 УКСК) и 3 вертикальные пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Полимент-Редут» по 16 ячеек каждая (на фрегатах проекта 22350 суммарно 32 пусковые ячейки для зенитных ракет).

Вероятно, будет существенно улучшено и радиотехническое вооружение корабля, что позволит перспективному фрегату более эффективно выполнять боевые задачи, например, обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны корабельного соединения. 

В отдалённом будущем, как предполагается, фрегаты 22350М должны постепенно заменить существующие корабли ВМФ России дальней океанской зоны. 

Павел Румянцев

«Новый Оборонный Заказ. Стратегии»

dfnc.ru

Россия «оживила» фрегат проекта 22350М: началось эскизное проектирование

В Северном ПКБ уже начались проектирования новейшего военного корабля.

В СМИ только сейчас попала информация о том, что 25 декабря 2018 года Северное проектно-конструкторское бюро (СПКБ) подписало контракт на эскизное проектирование фрегата проекта 22350М.

Когда и кто будет строить новый корабль?

Известно, что работу закончат к ноябрю текущего года. Также сообщается, что проектировка увеличенной версии «Адмирала Горшкова» займёт примерно два с половиной года. Что же до сроков постройки, то эксперты считают, что на это уйдёт примерно 4-5 лет. Скорее всего, этим будут заниматься либо петербургская «Северная верфь», либо калининградский завод «Янтарь». Впрочем, это не так важно, поскольку оба предприятия входят Объединённую судостроительную корпорацию.

Что за корабли?

Напомню, фрегаты проекта 22350М, согласно планам разработчиков, будут обладать водоизмещением около 8000 тонн. Ранее в СМИ поступала информация о том, что флот России рассчитывает на примерно 10 таких кораблей. Считается, что подобные корабли займут промежуточное место между фрегатами традиционного водоизмещения 4500-5000 тонн и эсминцами.

Долгострой, который все ждут

Стоит отметить, что постройка фрегатов проекта 22350 началась ещё в 2005 году. Головной корабль серии был заложен на «Северной верфи» в феврале 2006 года. Его сроки постоянно сдвигались. Одна из основных причин – неготовность 130-мм артиллерийской установки А-192М. Впрочем, с остальным вооружением конструкторы быстро определились. Корабль получил дальнобойный зенитно-ракетный комплекс «Редут» и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш». Атаку по надводным и наземным целям ведут 130-мм А-192М, сверхзвуковые ракеты «Яхонт» и крылатые «Калибр». Сейчас «Адмирал Горшков» проходит испытания. Очевидно, что они проходят успешно, поскольку иначе бы контракт на эскизное проектирование не был бы подписан. Это позволяет предположить, что «долгострой» проекта 22350 наконец-то будет окончен в ближайшие годы.

Фото СС0 Pixabay

Видео по теме:

2018-12-21 — Первый выход на ЗХИ фрегата «Адмирал флота Касатонов» пр 22350

Фрегат «Адмирал Эссен» Черноморского флота в работе

www.pravda-tv.ru

Фрегаты проекта 22350 » Военное обозрение

ВМФ России получит первый фрегат проекта 22350 в 2011 году. Головной корабль серии «Адмирал флота Советского Союза Горшков» уже спущен на воду и в течение этого года, пройдя серию испытаний, будет включен в состав флота. Универсальные фрегаты данного класса, войдут в состав всех 4 флотов России и станут основным надводным кораблем океанской зоны на долгие годы. В настоящее время идет строительство второго корабля подобного класса «Адмирал флота Касатонов». Всего потребность российского флота в таких судах оценивается в 20 кораблей.

Тендер на постройку данного корабля планировали объявить еще в 2002 году, уже в следующем году был разработан эскизный проект, но корабль не попал в гособоронзаказ, поэтому тендер состоялся лишь в 2005 году. Предприятием, выигравшим тендер, стало петербуржское кораблестроительное предприятие «Северная верфь».


Закладка головного фрегата проекта 22350, получившего имя адмирала Горшкова состоялось 1 февраля 2006 года, а спуск на воду состоялся 29 октября 2010 года. Он стал первым крупным боевым надводным кораблем, заложенным на отечественных верфях за последние 15 лет. Всего в течение 15-20 лет планируется передать флоту до 20 таких судов. Стоимость головного фрегата составила 400-420 млн. долларов, с учетом установки на корабль новейших видов вооружений, которые сейчас находятся в разработке, его стоимость возрастет до 500 млн. долларов.

Конструкция

Фрегат проекта 22350 является типичным кораблем длиннополубачной конструкции со сплошной надстройкой, которая выполнена с использованием композитных материалов на основе углеродных волокон и поливинилхлорида (данные материалы снижают уровень вторичного радиолокационного поля корабля за счет поглощения и рассеивания радиоволн). Благодаря своей оригинальной архитектуре и применению композитных материалов (технология «стелс») уменьшена эффективная поверхность рассеивания корабля, что делает его менее радиолокационно и оптически заметным.

На протяжении большей части корпуса от носовых отсеков с боезапасом до машинного отделения и кормового подзора корабль имеет двойное дно. На корабле предполагается установить новые успокоители качки, которые позволят применять вооружение и технику без каких-либо ограничений при волнении на море до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет фрегата будет храниться в вертикальных пусковых установках. Полное водоизмещение корабля составит 4500 тонн.

Энергетическая установка

В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) на корабле выступает дизель-газотурбинная установка, общая мощность которой составляет 65 тыс. л.с. ГЭУ включает в себя два дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л.с. и два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью по 27 500 л.с. каждый. Максимальная скорость хода корабля достигает 29 узлов.

Вооружение

Фрегат проекта 22350 получит комплекс вооружения, включающий управляемы противокорабельные и зенитные ракеты, артиллерийскую установку и радиотехнические виды вооружений. В носовой части корпуса фрегата расположены два универсальных стрельбовых корабельных комплекса 3С14У1 (два стандартных модуля по восемь ячеек в каждом), которые предназначены для хранения и запуска 16 противокорабельных ракет «Оникс» 3М55, либо противокорабельных и противолодочных ракет другого семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2).

Противолодочное вооружение представлено двумя побортно размещенными комплексами «Медведка-2» по 4 ракеты на каждый комплекс.


Артиллерийское вооружения фрегата включает в себя 130 мм. артиллерийскую установку А-192 с дальностью стрельбы в 22 км, при скорострельности 30 выстрелов в минуту. Данная установка имеет широкие углы обстрела (170/80°). Номенклатура имеющихся боеприпасов позволяет поражать наземные, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления огнем «Пума» 5П-10 способна обрабатывать обстреливаемые цели в многоканальном режиме. Недалеко от вертолетного ангара планируется разместить два боевых модуля ЗРАК «Палаш» по одному на каждый борт.

О составе зенитного вооружения корабля точных данных пока нет. Хотя первоначально имелись сведения об установке на фрегат зенитно-ракетного комплекса средней дальности «Штиль-1» (который является модернизированным вариантом ЗРК «Ураган» в варианте с вертикальным запуском, который в свою очередь ведет начало от армейского комплекса ПВО «Куб»), но потом появились сообщения, что корабль получит более совершенный комплекс ЗРК «Полимент-Редут», который будет размещен в носовой части корабля в различных вариантах (восьмиячеечный модуль на 8 ракет дальностью 120 км или на 32 зенитных ракеты дальностью 40 км, или 128 ракет ближней самообороны). Дополнительно каждый корабль имеет вертолетный ангар на 1 вертолет Ка-27 или Ка-32.

topwar.ru

Ход строительства фрегатов пр. 22350 (вып. 3)

«Адмирал Горшков»

Согласно информации, полученной от главы ОСК А. Рахманова и генерального директора Северной верфи И. Пономарёва, судьба головного корабля серии должна сложиться следующим образом. На 03.02.2018 закончила работу комиссия, которая разбиралась в причинах неудачных пусков ЗРК «Полимент-Редут». Был определён перечень необходимых доработок комплекса, которые завершатся предположительно к концу марта, после чего будут проведены тестовые стрельбы (ссылка 1). В настоящее время фрегат находится на СВ (с 29.12.2017 − ссылка 2), где он готовится к двухмесячному, хотелось бы верить − действительно завершающему, этапу госиспытаний, намеченному на апрель-май. Рабочий срок сдачи заказа − июнь (ссылка 3), прогноз Рахманова более осторожен − конец лета. После передачи ВМФ «Адмирал Горшков» «войдёт в состав одного из соединений надводных кораблей Северного флота» (ссылка 4).

Примечание. Ходят слухи, что во время межфлотского перехода с Севера в СПб на «Горшкове» вышел из строя один из главных двигателей, скорее всего − маршевый дизель 10Д49 производства Коломенского завода (поскольку в использовании форсажного ГТД на переходе особой необходимости нет). Будем надеяться либо на то, что это только слухи, либо на оперативное устранение неисправности одновременно с доводкой «Полимент-Редута».

P.S. Буквально час в час с настоящей записью было опубликовано сообщение, подтверждающее поломку маршевого дизеля Коломенского завода (ссылка), которое я прочитал только сутки спустя.

«Адмирал Касатонов«

Второй корабль серии почти готов, однако названные гендиректором СВ 98% технической готовности относятся, скорее всего, к заказу в целом за вычетом ЗРК, ибо столь серьёзное изделие даже чисто психологически «весит» явно больше 2%. Понятно, что недоведённый «Полимент-Редут» сдерживает сдачу не только «Горшкова», но и «Касатонова», поэтому испытания последнего планируется провести в два этапа. Сначала (после того, как в феврале на фрегат заселится экипаж) на ЗХИ будут испытаны ГЭУ, электроэнергетика и общекорабельные системы, а после приёмки «Горшкова» и завершения всего комплекса работ по монтажу, пусконаладке и тестированию РТВ (радиотехнического вооружения) «Касатонова», его испытания будут продолжены (ссылка 3). По части сроков передачи заказа флоту роли поменялись − Пономарёв проявил осторожность, обозначив в планах на 2018 г. лишь первый этап ЗХИ, Рахманов же, напротив, выразил надежду на то, что второй корпус останется в сдаточной программе этого года (ссылка 5).

Относительно места службы первого серийного фрегата пр. 22350 есть почти полная уверенность в том, что он, как и головной, уйдёт на Север, поскольку ещё 30.10.2017 командующий СФ вице-адмирал Н. Евменов заявил, что «сегодня на Северном флоте формируются экипажи для новейших кораблей класса «фрегат» и «корвет» (ссылка 6). Под «фрегатом» тогда (как и сейчас) мог подразумеваться только «Касатонов» (с «корветом» не совсем понятно, т.к. оба сдаточных заказа с высокой степенью готовности, «Гремящий» и «Громкий», обещаны ТОФ − ссылка 8).

«Адмирал Головко»

В своём интервью от 05.02.2018 И. Пономарёв, по сути, уклонился от ответа на вопрос, когда планируется передать флоту «Головко» и «Исакова», подменив его фразой расплывчато-туманного свойства (ссылка 3). Гендиректора Северной верфи можно понять − маловероятно, что общественность с таким же пониманием отнеслась бы к откровенному ответу, несмотря на то, что нынешний глава СВ не несёт личной ответственности за ситуацию с фрегатами пр. 22350, напротив, всеми силами пытается выправить её и, более того, сделать из позорного завода конфетку (единственное, что можно поставить ему в упрёк − обещание сдать третий корпус в 2019 г. − ссылка 9).

Тем не менее, хоть и не всегда, но в данном конкретном случае горькая правда лучше неведения, поэтому рискну обозначить за Пономарёва сроки по третьему и четвёртому фрегатам, а заодно − подкорректировать собственный график строительства (ссылка 11), в котором тоже иногда случаются неточности. Итак, ахиллесовой пятой «Головко» является уже не доводимый методом мозгового штурма «Полимент-Редут», а ДГТА М55Р, первые из которых (именно для третьего корпуса) должны быть поставлены ОДК-Сатурн в 2018 г. (ссылка 12). Если «Сатурн» выполнит свои обязательства, в 2019 г. произойдёт не передача «Головко» заказчику, а, в лучшем случае, его спуск на воду. С учётом статистики по трём кораблям пр. 11356 (по 22350 таковая, к сожалению, отсутствует), третий фрегат проведёт в достройке и на испытаниях минимум два года. Таким образом, «Адмирала Головко» под Андреевским флагом мы увидим не ранее 2021 г.

«Адмирал Исаков»

Как ни странно, по «Исакову» имеется гораздо более подробная информация, нежели по «Головко», что лишний раз говорит о случайном и бессистемном характере военно-технической информации, попадающей в открытый доступ. Так, от совсем некстати решившего покинуть блогосферу коллеги alexeyvvo (о чём наверняка сожалею не я один) стали известны сроки поставки ДГТА М55Р левого и правого вращения − июль и август 2018 г. (ссылка 13), правда в действующей закупочной документации этих сроков уже нет (возможно, были перенесены на 2019 г., поскольку поставка четырёх агрегатов для двух заказов в первый же год их серийного производства нельзя назвать лёгкой задачей). В свою очередь, ресурс sudostroenie.info сообщил о договоре между Северной верфью и Балтийским заводом об изготовлении для «Исакова» гребного вала и деталей рулевого устройства в срок до конца 2019 г. (ссылка 14 с подачи flotprom.ru).

navy-korabel.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *