Рыцари и рыцарство трёх веков. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы

Смешались рыцарей ряды, им был на сотни счет,
и всяк разил и нападал, пустив оружье в ход.
Кого же выберет Господь, кому успех пошлет?
Там вы увидеть бы могли камней смертельный лет,

Немало порванных кольчуг и рассеченных лат,
И то, как копья и клинки и ранят, и язвят.
И небо в сутолоке стрел такой имело вид,
Как будто дождик моросил сквозь сотню мелких сит!
(Песнь о крестовом походе против альбигойцев. Лесса 207. Перевод со староокситанского И. Белавина)

В этот регион входит все старое королевство Франции к югу от реки Луары и большая часть того, что сейчас известно, как Миди-Пиренеи – крупнейший регион Франции, занимающий площадь больше некоторых европейских стран, таких как Дания, Швейцария или Нидерланды. В рассматриваемую область входило огромное герцогство Аквитания, меньшее по размерам герцогство Гасконь и множество мелких баронств и маркизатов. К середине XI века здесь сформировалась своя особая культура, свой собственный язык (окситанский) и свои военные традиции.


Миниатюра «Давид и Голиаф» из «Библии Стивена Хардинга», ок.1109-1111 гг. (Библиотека муниципалитета Дижона)

В середине XII века почти весь этот регион, за исключением графства Тулуза, попал под контроль графства Анжу. Генрих, граф Анжуйский, стал королем Англии Генрихом II, в результате чего большая часть этой территории вскоре стала частью огромной Анжуйской империи (термин, использующийся некоторыми историками, реально она так не называлась), простирающейся от Шотландии и вплоть до испанской границы. Понятно, что французская монархия чувствовала себя просто обязанной разрушить это государство в государстве, хотя его большая часть в феодально-правовом отношении теоретически и подчинялась французской короне. Между 1180 годом и началом Столетней войны в 1337 году королям Франции удалось сократить территорию южной Франции, которую контролировали английские монархи, до южной части графства Сентонж, входившего в герцогство Аквитания, вместе с которой оно в 1154 году стало владением Англии, и западной Гаскони.


Барельеф с изображением сражающихся всадников (Церковь Св. Мартина, Вомекур-сюр-Мадон, кантон Шарм, округ Эпиналь, Вогезы, Гранд-Эст, Франция)

Опять-таки следует помнить, что именно юг Франции, и прежде всего графство Тулуза, длительное время являлись оплотом альбигойцев, что привело к крестовому походу (1209 – 1229), по сути дела представлявшего собой войну отсталого в культурном отношении Севера против более развитого Юга. Итогом ее стало взаимопроникновение культур: так, например, творчество трубадуров проникло в северные районы Франции, а вот на юге произошло значительное усилилось военное влияние Севера.


Милиты Северной Франции. Рис. Ангуса МакБрайда.

Далее, можно сказать, что Франции не слишком повезло в эпоху Средних веков, потому что кто только на нее в это время не нападал. Начнем с VIII века и… пальцев не хватит загибать, чтобы пересчитать всех, кто вторгался на ее территорию. В 732 году арабы вторглись во Францию и дошли до Тура. В 843 году, согласно Верденскому договору, Франкское государство было разделено на части: Срединную, Восточную и Западную. Париж стал столицей Западно-Франкского королевства, а уже в 845 году его осадили, а затем и разграбили викинги. В 885—886 годах они опять его осадили. Правда, на этот раз Париж удалось отстоять. Впрочем, викинги хотя и ушли, но лишь после того, как им заплатили 700 ливров серебра или… 280 кг! В 911,913,934,954 гг. центральные районы подвергались сокрушительным набегам венгров. На Юг Франции они вторгались в 924 и 935 гг.

То есть бывшей империи Каролингов угрожали викинги с севера, мадьяры с востока и арабы с юга! То есть французскому королевству до 1050 года пришлось фактически развиваться в кольце врагов, не говоря уже о войнах внутренних, вызванных таким явлением, как феодальная раздробленность.

Отразить все эти удары могла только рыцарская конница. И она во Франции появилась, что подтверждает и всем известная «вышивка из Байё», и многочисленные миниатюры из манускриптов, ну и, разумеется, эффигии, которых во Франции было не меньше, если не больше, чем в соседней Англии. Но здесь уже говорилось о том, что многие из них пострадали в годы Великой Французской революции. Тем не менее и того, что так или иначе сохранилось до наших дней, вполне хватает, чтобы восстановить весь ход тех изменений, которые всадническое вооружение рыцарей Франции претерпело за «наши» три столетия.

Начнем с того, что отметим: что на миниатюрах и 1066 года, и 1100 – 1111 годов, то есть примерно полвека спустя, воины изображены практически одинаково. Так, например, Голиаф из «Библии Хардинга» и воины на барельефе в церкви Св. Мартина в деревне Вомекур-сюр-Мадон в Вогезах очень похожи друг на друга. На барельефе воины практически ничем не отличаются от изображенных на «вышивке из Байё». У них аналогичные шлемы и миндалевидные щиты. Кстати, они ничем не отличаются и от традиционных изображений витязей Руси, имеющих точно такие же шлемы и миндалевидные или «змеевидные» (так принято называть их в англоязычной историографии) щиты!


Воин с заглавной буквы французского манускрипта «Комментарии к псалмам» 1150-1200 гг. (Библиотека Университета Монпелье, Монпелье, Франция)

Однако уже в 1150 – 1200 гг. французские воины были одеты в кольчуги с ног до головы, то есть в кольчужный хауберг с приплетенными кольчужными рукавицами, хотя сначала рукава кольчуг достигали только локтя. «Гобелен из Байё» показывает нам представителей знати, имеющих кольчужные полосы на ногах, завязанные сзади шнурками или ремешками. Основная масса воинов этой защиты ног не имеет. Но теперь практически все воины на миниатюрах показаны одетыми в шоссы, сплетенные из кольчуги. Поверх кольчуги они уже носят сюрко. Каплевидный щит за 100 лет превратился в треугольный с плоской верхней частью.


Крестоносец из «Иллюстрированной Библии» — манускрипта 1190-1200 гг. (Королевская национальная библиотека Нидерландов, Гаага). Обращает на себя внимание устаревшая к этому времени защита ног, которую можно увидеть еще на «вышивке из Байё».

Шлемы также изменили свою форму. Появились шлемы в виде купола с наносником, а у шлемов с острием на макушке его стали делать загибающимся вперед. Правда, обратившись к рисункам «Винчестерской Библии» (1165-1170), мы заметим, что, хотя длина кольчуг осталась такой же, что и в 1066 году, фигура рыцаря визуально сильно изменилась, поскольку появилась мода носить их поверх длинных кафтанов с полами до лодыжек, и к тому же ярких цветов! То есть прогресс в вооружении место имел, безусловно, однако был очень медленным.


Воины Франции первой половины XII в. Рис. Ангуса МакБрайда.
Кольчуга, изготовленная пензенским мастером А. Давыдовым по найденным на Золотаревском городище фрагментам кольчуги, то есть относящаяся к 1236 году. На ее изготовление пошло ровно 23300 колец. Внешний диаметр — 12,5 мм, внутренний — 8,5 мм, толщина колец — 1,2 мм. Вес кольчуги 9,6 кг. Все кольца соединены посредством клепки.
Поединок между рыцарями. Фреска, ок.1232-1266 гг. (Башня Ферранде, Перн-ле-Фонтен, Франция). Здесь, как мы видим, уже присутствуют и конские попоны, и, что особенно важно, кованные наколенники. Ну, и конечно, очень хорошо показано, что удар копья в шею, пусть даже и защищенную кольчугой, был неотразим.
Французские рыцари эпохи Альбигойский войн и вождь северных крестоносцев, Симон де Монфор, убитый из камнемета при осаде Тулузы. Рис. Ангуса МакБрайда. Бросаются в глаза раскрашенные шлемы (краска наносилась, чтобы защитить их от ржавчины), стеганая поддоспешная одежда и такие же наколенники.

Начало XIII в. ознаменовалось рядом существенных усовершенствований рыцарских доспехов. Так, щиты стали еще меньше, кольчуга теперь покрывала все тело воина, но для защиты коленей начинают использовать стеганые «трубы» с выпуклой кованой «чашкой». Хотя опять-таки вначале носят их не все. Но постепенно новинка входит в повсеместное употребление.


Каркассонская эффигия. Общий вид.

В замке Каркассон находится безымянная эффигия XIII века, доставленная туда из расположенного неподалеку аббатства Ла-Грасс и которая, несмотря на нанесенные ей повреждения, очень наглядно демонстрирует нам наиболее типичные изменения в вооружении рыцарей этого столетия. На ней мы видим сюрко, причем с двумя гербами, вышитыми на груди. Причем, это не герб семейства Транкавелей. На нем крепость с одной башней и кайма. Известно, что с того момента, как Роберт I Анжуйский во Франции «изобрел» кайму, она немедленно разошлась по всей Европе, причем в самых различных вариациях, подражаниях и имитациях, а в Испании имела особый успех. Во Франции же ее стали использовать для бризуры (видоизменения) герба и включать в герб третьих сыновей. То есть это либо герб какого-то испанского рыцаря или же французского, но третьего сына, какого-то достаточно владетельного сеньора. Выяснить это важно по одной простой причине. Мы знаем примерное время смерти хозяина эффигии и… видим его доспехи. На нем кольчужный хауберк, но ноги ниже колен закрывают анатомические поножи и характерные для Испании сабатоны из пластинок. В то время такие доспехи могли носить лишь весьма состоятельные люди, так как они не были широко распространены. Да и сама эффигия очень велика (см. фото), а чем не больше скульптура, тем она, естественно… дороже!


Сюрко с гербами и кольчужный капюшон с характерным клапаном. Замок Каркассон.
Ноги каркассонской эффигии. Хороши видны петли на створках ножных лат и заклепки на пластинках сабатонов.

Кстати, о том, что какое-то время среди рыцарей существовала мода на изображение гербов на груди сюрко. Дэвид Николь в своей книге «Французская армия в Столетней войне» привел фотографию эффигии сеньора замка Брамевак первой половины XIV века как образец доспехов устаревшего образца, сохранявшихся в то время в удаленных уголках Южной Франции. На ней мы видим даже сразу три герба: большой на груди и два герба на рукавах.


Эффигия сеньора Брамевака. Одна из гробниц монастыря собора Нотр-Дам, Сен-Бертран-де-Коменж, Верхняя Гаронна, Франция.

Исключительно ценным иллюминированным источником информации по военному делу XIII века является «Библия Мациевского (или «Библия крестоносца»), созданная по заказу короля Франции Людовика IX Святого где-то в 1240-1250 гг. На ее миниатюрах изображены рыцари и пехотинцы, вооруженные именно в характерные для этого времени доспехи для Франции, принадлежавшее к королевскому домену. Ведь тот, кто ее иллюстрировал, просто не мог находиться где-то вдали от короля, ее заказчика. И видимо он очень хорошо разбирался во всех тонкостях военного ремесла. Однако на ее миниатюрах всадники в латных поножах отсутствуют. Отсюда позволительно сделать вывод, что на Юге Франции они уже были, а вот на ее Севере – в это время еще нет!


Сцена из «Библии Мациевского» (Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк). Обращает на себя внимание центральная фигура. Трудно сказать, какой библейский сюжет лег в основу этой миниатюры, но показательно, что свой «большой шлем» он держит в руке. Видимо в нем ему не слишком удобно. Характерны изображенные на миниатюре раны – наполовину отрубленная рука, разрубленный ударом меча шлем, ранение кинжалом в лицо.

В то же время, если мы посмотрим на ряд эффигий начала XIV века, в том числе эффигию Роберта II Благородного, графа д’Артуа (1250 —1302), павшего в битве при Куртрэ, то нетрудно заметить, что поножи на ногах у него уже присутствуют. То есть в начале XIV века они вошли в обиход рыцарства уже повсеместно, не только на Юге, но и на Севере.


Эффигия Роберта II Благородного, графа д’Артуа. (Базилика Сен-Дени, Париж)
Еще одна эффигия с латными прикрытиями ног и сабатонами из кольчуги. (Собор Корбей-Эссон, Эссон, Франция)

На этой же эффигии хорошо сохранились кольчужные рукавицы. Очевидно, что они приплетались непосредственно к рукавам. Однако на ладонях были сделаны прорези, позволявшие их снимать. Вот только интересно, затягивались они какими-нибудь шнурками или же нет, ведь в противном случае в горячке боя такая рукавица могла соскользнуть с руки в самый неподходящий момент.


Руки эффигии из собора в Корбей-Эссон. Фото крупным планом.

Сохранился любопытный документ, который был написал незадолго до начала Столетней войны и где был последовательно описан процесс облачения французского рыцаря в доспехи. Так, сначала рыцарю следовало надеть свободную рубаху навыпуск и… расчесать свои волосы.

Затем наступала очередь чулок и кожаной обуви. Затем следовало надеть на себя набедренники и наколенники из железа либо из «вареной кожи», стеганую куртку-акетон и кольчугу с капюшоном. Поверх нее надевался панцирь, похожий на пончо из нашитых на ткань металлических пластин и закрывавший горло латный воротник. Все это скрывалось кафтаном-сюрко с вышитым на нем гербом рыцаря. На руки следовало надеть латные рукавицы, сделанные из пластинок китового уса, а через плечо перевязь для меча. Только после этого он, наконец, надевал тяжелый шлем или же более легкий бацинет с забралом или без него. Щитом в то время пользовались уже достаточно редко.


Оригинальный шлем шапель из перекрывающихся полос металла мы видим в «Хронике Бадуана д’Авесна», ок.1275-1299 гг. (Муниципальная медиатека Арраса, Франция). Рыцари вряд ли носили такие вот эрзацы, а вот для городского ополчения этот шлем был в самый раз.

Вооружение и доспехи воина городского ополчения сильно различалось своим качеством. Более того, поскольку оружие ополченцам часто закупал городской магистрат, то оно нередко использовались даже не одним, а несколькими поколениями воинов. Оружие чаще всего закупалось, но деревянные щиты обычно делались на месте, это было не слишком трудным делом. Как правило, у арбалетчиков были более полные доспехи, чем у лучников, поскольку при осаде замка или города именно они участвовали в перестрелках с их защитниками, которые также вели огонь из арбалетов. Сохранился, например, список снаряжения, которое получил арбалетчик по имени Жеран Кеснель из арсенала Кло де Гале в Руане в 1340 году. Согласно ему Жеран выдали панцирь, корсет, вероятнее всего кольчужный, который нужно было носить под панцирем, наручи и вдобавок еще и латный воротник.

Этот же арсенал Кло де Гале в Руане производил доспехи, осадные машины, корабли, хотя лучшие по своему качеству арбалеты все же поступали из Тулузы. К началу Столетней войны в этом городе могли производить покрытые шелком и подбитые тканью гамбезоны, пластинчатые доспехи для воинов и их коней, бацинеты, шлемы-капелины с полями, боевые рукавицы и разнообразные щиты (либо белые, либо раскрашенные в цвета герба Франции и украшенные изображениями золотых лилий). Здесь производились кинжалы, копья, дротики-дарды, нормандские секиры, известные в Англии как датские топоры, арбалеты и спусковые механизмы арбалетов, а к ним в огромном количестве арбалетные болты, которые укладывались партиями в обитые металлом ящики. Кстати, и первое упоминание об испытании доспехов во Франции нашли также в документе из Руана, относящемся к 1340 г.

В ходе Столетней войны ассортимент доспехов, которые выпускались в Кло де Гале, пополнили образцы доспехов, позаимствованные из стран. Например, здесь наладили производство генуэзских панцирей, покрытых холстом, и бацинетов, а также латных воротников, упоминаемые в документе 1347 г. Кольчуга в это время понемногу утратила свои рукавицы и капюшон, а ее рукава и подол все время укорачивались, пока она не превратилась в короткий хаубергон. Ранние варианты кирасы, как сейчас считается, выделывались из «вареной кожи», а также, судя по некоторым эффигиям – полос металла, заходящих одна на другую. Многие доспехи имели тканевое покрытие, хотя, например, французский документ 1337 г. сообщает о панцире без тканевого покрытия, но зато имевшего кожаную подкладку. То есть в рыцарском обиходе в то время были и такие!


Ричард де Жокорт — эффигия 1340 года – (Аббатство Сен-Сен-л’Аббе, Кот д’Ор, Франция)

Первоначально защитное вооружение для рук и ног делали из полос твердой кожи и металла. Так, в 1340 г. в Кло де Гале упоминаются наручи из пластин. Подбородник-бевор, усиливавший кольчужную бармицу, спускавшуюся на плечи с бацинета, получил распространение с 1330-х гг., а к 1337 году относится одно из первых французских упоминаний, касающееся латного воротника. Большие шлемы, изготовленные в этом арсенале, почему-то перечислялись среди… корабельного снаряжения. Ну, а первый бацинет, который был здесь изготовлен, выпустили в 1336 году, причем это могли быть и простые полусферические шлемы-подшлемники (носившиеся вместе с «большим шлемом») и шлемы, имеющие подвижное забрало, которое при необходимости можно было снимать. Также изучение французских эффигий показывает, что полностью металлические сабатоны здесь появились значительно раньше, чем в других странах Европы, а именно уже к 1340 году!


Рисунок Ангуса МакБрайда как раз и изображает рыцаря в таком вот снаряжении.

Вопрос опознавания рыцарями друг друга на полое боя, видимо, уже тогда имел большое значение. И тут мы явно видим по крайней мере два «эксперимента» в этой области. Сначала гербы вышивались (или нашивались на одежду), но в первой четверти XIV века их стали изображать на эллетах – наплечных пластинах из картона, «вареной кожи» или фанеры, обшитых цветной тканью. Очевидно, что жесткая основа позволяла лучше рассмотреть герб, да и кровью он, возможно, заливался меньше, чем если он был вышит на сюрко на груди. Причем они могли быть и круглыми, и квадратными, и даже в форме… сердца!


Французские рыцари на миниатюре из манускрипта «Моралии Овидия», 1330 г. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Таким образом можно сделать вывод, что южные и центральные районы Франции сыграли важную роль в развитии рыцарского вооружения с 1050 по 1350 г. Здесь опробовались многие новшества и вводились в практику массового использования. Однако, даже в годы Столетней войны французское рыцарство все еще носило кольчуги, не защищавшие по-настоящему от стрел луков и арбалетов, только ноги у них получили прикрытие в виде анатомических поножей и наколенников, но на защищенность в бою на расстоянии такое усовершенствование никак не влияло. Именно из-за недостаточной защищенности своих всадников французы проиграли и битву при Креси в 1346 году, и битву при Пуатье в 1356-ом…

Использованная литература:
1. Nicolle, D. French medieval armies 1000-1300. L.: Osprey Publishing (Men-at-arms series № 231), 1991.
2. Verbruggen, J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.
3. DeVries, K. Infantry Warfare in the Early Fourteenth Century. Woodbridge, UK: Boydell Press, 1996.
4. Curry, А. The Hundred Years’ War 1337-1453. Оxford, Osprey Publishing (Essential Histories 19), 2002.
5. Nicolle, D. Crecy, 1346: Triumph of the Black Prince, Osprey Publishing (Campaign №71), 2000.
6. Nicolle, D. Poitiers 1356: The Capture of a King, Osprey Publishing (Campaign №138), 2004.
7. Николле, Д. Французская армия в Столетней войне/ Пер. с англ. Н.А.Феногенов. М.: ООО «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2004.

Продолжение следует…

topwar.ru

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1

«…но один из всадников фракийских…»
(Вторая книга Маккавейская 12:35)

Предисловие

Почему в Библии, где всадник встречается 39 раз, упомянуты и всадники из Фракии, чем они заслужили такую честь наряду со всеми остальными? А все дело в том, что Фракия славилась именно своими всадниками, и недаром многие римские императоры, начиная с Марка Аврелия, включали в свою титулатуру и наименование «сарматский». Хотя… лукавили перед своим народом, поскольку все их победы над конными народами Великой степи были недолгими и непрочными. Но показательно, насколько важную роль довелось сыграть всадникам в истории человечества, особенно, если они были хорошо вооружены.

Вот почему сегодня мы вновь возвращаемся к рыцарской теме, но на несколько ином информационном уровне. Если раньше речь шла в основном о тех или иных видах рыцарского вооружения, то сейчас это будет своего рода путешествие по странам и континентам, в ходе которого рыцари и их вооружение будут рассматриваться от одного региона к другому. Но в строго заданных хронологических рамках – с 1050 года по 1350-ый. Это был очень важный период в истории развития вооружения и тактики его применения, эпоха крестовых походов и установления интернациональных связей между весьма отдаленными странами. Многие из читателей ВО указывали на необходимость именно такого подхода в изложении темы рыцарского вооружения, поскольку он дал бы возможность в итоге получить полную, законченную картину, и следует признать справедливость такого замечания. Однако объем информации по регионам получается очень большим, даже если мы ограничимся простым обзором имеющейся по ним информации. К тому же придется встретиться с огромным количеством повторений, которых, безусловно, нужно избегать. Поэтому материалы цикла в первую очередь будут ориентированы на то, чтобы дать общую «картинку» генезиса рыцарского вооружения в разных «землях и странах», затем показать отдельные образцы элементов рыцарского вооружения, и, наконец, сделать выводы об общем характере произошедшего в том или ином месте в указанное время.

Теперь, прежде чем рассматривать непосредственно рыцарей и рыцарство указанного периода, давайте посмотрим, а что, собственно, имели к этому времени общего «всадники войны» в разных странах и как они к этому общему пришли?


Нормандские лучники и всадники идут в атаку. Однако не все еще зажимают копья под мышкой. Некоторые готовятся по старинке их бросать. Сцена 51 (фрагмент). Фотография из «Музея ковра», Байё, Франция)

Начнем с того, что в начале новой эры на территории Евразии существовали всего три действительно великие империи: Римская на Западе, Китайская на Востоке и Персидская держава между ними. Конский состав, без которого немыслима тяжелая конница, Китай получал из Ферганы, потому как местная порода лошадей, потомков лошади Пржевальского, для латной конницы не годилась; персы получали лошадей из Аравии, а римляне – из Аравии, Причерноморских степей, а также Испании. «Подвижный трензель» уже подробно описал Ксенофонт. Шпоры у греков, кельтов и римлян появились уже в IV – III вв. до н.э., а затем распространились и на Востоке. Затем в IV в. где-то на границе Китая и Кореи были изобретены стремена, вместе с гуннами перекочевавшие в Европу.


На этой миниатюре из манускрипта 869 – 950 гг. стремян у всадников все еще нет. (Сент-Омер, Франция, Региональная библиотека Сент-Омера, Франция)

И вот уже к тому времени, когда на доселе грозный Рим надвинулись не менее грозные к этому времени готы, их вооружение выглядело в достаточной мере «рыцарским». Судить об этом можно на примере гордого короля готов Тотилы и того, как он снаряжался на бой накануне сражения (в описании Прокопия Кесарийского), хотя стремян и он, и его воины, по археологическим данным, все еще не знали.


Франкское войско в походе. Иллюстрация к псалму 59. «Золотая Псалтырь». Около 880 г. (Сент-Галлен (монастырь св. Галла), библиотека монастыря, Швейцария)

«…И вот что стал он делать. Сначала он немало постарался, чтобы показать противнику, какой он великолепный воин. Он облачился в доспехи из золотых пластин и украсил себя всего от шлема до кончика копья лентами и пурпурными подвесками, так что совсем преобразился и стал похож на короля. Сидя верхом на прекрасном коне, он прошествовал между двумя армиями и, как на воинском ристалище, показывал, на что он способен, гарцевал на коне, подбрасывал в воздух копье, подхватывая его на лету. Играючи перекидывал его из одной руки в другую. Он гордился своей ловкостью в этих делах. Владел конем так, как это умеет только с малолетства привыкший к ристалищу. Так миновала первая половина дня…»


Миниатюра Симона Мармиона на сюжет «Песни о Роланде» из «Больших французских хроник». Сер. XV в. (Российская Национальная библиотека, СПБ.)

Король Хлодвиг и чаша в Суассоне. Совершенно очевидно, что Хлодвиг в 486 году просто не мог носить подобные доспехи, что говорит об отсутствии исторического мышления у художников того времени. Миниатюра из «Больших французских хроник». Сер. XIV в. (Национальная библиотека, Франция)

Теперь обратимся к «Песне о Роланде», канонический текст которой – «Оксфордская рукопись», написанная где-то между 1129 и 1165 годами на англо-нормандском диалекте и хранящаяся в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета, то там можно прочитать следующее:

Великий Карл Испанию разграбил,
Разрушил города и занял замки.
Он мнит, что время мирное настало,
И едет к милой Франции обратно.
Вот стяг его Роланд на землю ставит.
С холма взметнулось грозно к небу знамя.
Вокруг стоят французские палатки.
Меж тем в ущельях сарацины скачут.
На них стальные панцири и латы,
Все в шлемах, препоясаны мечами,
На шее щит, копье в руке зажато.
В засаду сели мавры в горной чаще.
Четыреста их тысяч там собралось.
Увы, французы этого не знают!
Аой!

Однако ни стальных панцирей (в том смысле, в каком мы понимаем это слово), ни лат в то время конные воины еще не имели, так что это либо неточный перевод, либо… позднейшие переписчики заменили непонятные уже им слова на более «современные». На чем мы основываем это утверждение? Прежде всего это, разумеется, самый важный «документ» нужной нам эпохи – «гобелен из Байё». На самом деле это никакой не гобелен, а… самая обычная вышивка разного вида швами и нитками нескольких цветов по льняному полотну, причем иногда довольно забавная. Там есть испражняющийся человек, человек с зелеными волосами и синего цвета конь. Конец его оборван, что не мудрено, ведь его длина и так достигает 68,38 м при ширине всего… 48/53 см! Есть интересное предположение, что ее авторами была отнюдь не королева Матильда, жена Гийома Завоевателя, а английские монахи из монастыря Св. Августина в Кентербери. Впрочем, как бы там ни было, но важно, что там изображено и ее возраст. Первое письменно упоминание о ее существовании датируется 1476 годом. Но сделана она была несомненно значительно раньше, ведь на ней изображены воины с вооружением и в доспехах в это время уже не существовавших, то известно по другим источникам. Следовательно, «вышивка из Байё» относится ко времени самой битвы при Гастингсе, которую она как раз и изображает, то есть это может быть 1066 год, но, скорее всего, она несколькими годами старше. Кстати, само «завоевание Англии» Гийомом Завоевателем было ничем иным, как экспансией северных графств северной и восточной Франции, и вот с этого-то региона мы и начнем наше путешествие в рыцарские времена той далекой поры. Хочется подчеркнуть, что иллюстративным материалом для этой серии статей будут являться прекрасные миниатюры из средневековых манускриптов – наглядные свидетели той далекой эпохи. Итак…

Рыцари и рыцарство Северной Франции. Часть 1

Начнем с того, что вспомним о том, что государственное устройство Франции того времени сильно отличалось от современного, хотя, как государство, она уже существовала. Да и «карта» ее была совсем не похожа на ту, что известна нам сегодня. Так, в середине XI века графство Фландрия, которое в настоящее время является западной Бельгией, входило в состав французского королевства, но вот Брабант и Эно на востоке, являющиеся сегодня частью Бельгии, тогда принадлежали Священной Римской империи. Шампань тоже достаточно редко находилось под властью французских королей, ну а Эльзас и Верхняя Лотарингия также принадлежали Империи. Земли герцогства Бургундия вокруг Дижона были частью Франции, зато имперским было графство Бургундия вокруг Безансона. К югу почти вся территория к востоку от рек Сона и Рона тоже была собственностью германских императоров, а французская монархия пока еще «ждала своего часа» и лишь к середине XIV века начала свое продвижение на Восток.

Впрочем, и саму Северную Францию в этот период времени ни в коем случае нельзя считать однородной ни в культурном, ни и даже военном отношении. Бретань была в значительной степени кельтской по языку и сохраняла свои военные обычаи вплоть до конца XII века. В XI веке Нормандия все еще отличалась от остальной части страны тем, что поселились там в свое время викинги-норманны, хотя они очень быстро и успешно учились военному делу у французов и в первую очередь тому, как использовать в боях с пехотой отряды тяжеловооруженной конницы. Больше всех отличались от всех прошлых фламандцы; значительная часть которых говорила на фламандском наречии (то есть по-голландски) и, как многие считали, французами вообще не являлись. Уже тогда пехота играла среди них гораздо более заметную роль, чем где-либо еще во Франции.


Критический момент сражения при Гастингсе. Среди норманнских рыцарей распространился слух, что их предводитель убит. Тогда герцог обнажил голову так, чтобы его можно было узнать, а граф Юстас Болонский, указывая на него, крикнул: «Герцог Уильям здесь!» Сцена 55/56. Фотография из «Музея ковра», Байё)

Ряд зарубежных историков считает, что именно Северная Франция, столь успешно выступившая против Британии, была главным источником западноевропейской военной моды, но не технологических или тактических инноваций. Замечено, что с IX по XI века здесь неуклонно снижалось значение более бедных вассалов, служащих либо в качестве пехоты, либо в невооруженной коннице. Термин мilites теперь стал относиться конкретно к всаднику, обычно одетому в доспехи, тогда как раньше под ним подразумевали просто вооруженных людей без различия на конных и пеших.


Наконечник копья XV в. Длина 23,3 см. Вес 2579,8 г. Такие «крылатые наконечники» появились в Европе одновременно с рыцарской конницей и применялись вплоть до ее исчезновения. Боковые выступы не давали копью слишком глубоко войти в тело. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

То есть в 1050 году и позднее уже ощущалась специализация в области военного дела и выделение рыцарей в качестве военной элиты. А вот массовые военные сборы становятся редкостью. Однако города пока еще не имели большого военного значения ни в качестве источника войск, ни в качестве центров обороны. А вот запрет церкви на войну, устанавливавшей так называемый «Божий мир», имел место как на севере Франции, так и на юге. Причем ограничивая масштабы боевых действий и их продолжительность, церковь только лишь способствовала профессионализации класса воинов.


Миниатюра 1200 г. с изображением всадников в кольчужных доспехах типа хауберг, использующих технику куширования копья. Копья снабжены треугольными вымпелами, щиты в «форме перевернутой капли». Обращают на себя внимание конские попоны, служившие пока еще для защиты животных от зноя. («Памплонская иллюстрированная Библия и Жития святых», Памплона, Испания, Библиотека университета Аугсбурга, Германия)
Следующая миниатюра из этого же манускрипта. Вверху всадники, внизу пехотинцы, чье вооружение от всаднического отличается очень сильно.

К концу XI века военное снаряжение всадников в достаточной степени стандартизировалось и стало очень дорогим, а его правильное использование стало требовать навыков, которые приходили лишь в результате длительной тренировки. Причем milites тренировались и в составе отрядов, когда их призывали сеньоры к своему двору, и, разумеется, индивидуально, «у себя дома», в укрепленных замках. «Рыцарь тот, кто много тренируется с оружием» — таким был взгляд на рыцарство в начале изучаемого периода. Причем, опускалось, а откуда у него это оружие взялось, откуда у него для этого свободное время, а также пища для него самого, а также для его коня. Подразумевалось, что все это у него есть, иначе какой же он рыцарь!


Типичная европейская кольчуга из сварных колец, соединенных с помощью раскованных П-образных скобок. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевая слаженность отрядов была достаточно высокой. Например, «притворное отступление», с успехом примененное в битве при Гастингсе, в это время стало общепринятой тактикой, по крайней мере, среди нормандцев и бретонцев. Техника «куширования копья», то есть когда всадник зажимает его под мышкой, стала наиболее заметным тактическим приемом Западной Европы в конце XI и начале XII веков. Однако тяжелые и длинные мечи продолжали оставаться очень важным оружием конницы. Дело в том, что наконечники с перекладиной на «крылатых копьях» не всегда позволяли сохранить это оружие после первого копейного удара и тогда всаднику приходилось сражаться именно мечом. Это привело к удлинению его рукоятки, ранее зажимавшей кисть воина, тогда как перекрестие стало отгибаться к клинку и удлиняться в стороны.


Барельеф с изображением Завоевателя в Див-сюр-Мер, Шато Гийома ле Конкура, Фалез. Обращают на себя внимание «броня» из пришитых на основу, а не склепанных колец и длинный нормандский «змеевидный щит».
Библейский Голиаф. Реалистическое изображение воина начала XI в., из «Котонианской Псалтири» или «Псалтири Тиберия» (ок. 1050, Винчестер). Показательно перекрестие меча, поскольку теперь им все больше пользовались всадники. (Британский музей, Лондон)

Значение стрельбы из лука также возросло, хотя в некоторых областях она пользовалась большей популярностью по сравнению с другими. Нормандия в данном случае претендует на определенный приоритет в использовании лука. В то же время во Франции, как и в большинстве других стран Западной Европы, лук постепенно стал вытесняться арбалетом. На важность арбалетчиков указывает появление конной пехоты, вооруженной арбалетами, начавшееся уже с конца XII века. Такие стрелки также были профессионалами в своем деле и в той же Франции находились под началом «Великого Магистра Арбалетчиков», каковое звание появилось в 1230 году. Считается, что арбалет в значительной степени стал ответом на распространение в Европе в конце XIII и начале XIV века пластинчатой брони.


Лучники и арбалетчики. Миниатюра из манускрипта «Всемирная и мариенлебенская хроника», 1300-1350 гг. Нижняя Австрия. (Библиотека Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера, Германия)
Редкое изображение конных лучников на миниатюре из манускрипта «Всемирная и мариенлебенская хроника», 1300-1350 гг. Нижняя Австрия. (Библиотека Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера, Германия)

Процесс специализации военного дела, начавшийся еще в XII и XIII веках, стал особенно заметен впоследствии. Короли и их бароны начали все активнее использовать наемников. Например, в 1202 – 1203 гг. король Франции на нормандской границе располагал воинским контингентом, состоявшим из 257 конных рыцарей, 267 конных сержантов, 80 конных арбалетчиков, 133 пеших арбалетчиков и около 2000 пеших сержантов, который поддерживали еще 300 наемников, о принадлежности которых к роду войск ничего неизвестно. То есть это была небольшая, но в достаточной степени профессиональная армия.


Миниатюра с изображением сражающихся всадников, датированная 1365 г. из «Мировой хроники» Рудольфа фон Эмса. (Государственная библиотека земли Баден-Вюртемберг, Германия)

Фландрия все это время оставалась главным источником наемных войск, как кавалерии, так и пехоты, вплоть до XIV века. Многие города создали свои ополчения, воинов в которые поставляли городские гильдии. Причем пехота продолжала играть жизненно важную роль в течение всей первой половины XIV века, хотя впоследствии ее роль снова снижается. В их число входила легкая пехота с дротиками, известная как бидауты, которые, по-видимому, действовали в тесном контакте с рыцарской конницей. Огнестрельное оружие впервые появилось у французов уже в 1338 году и часто упоминалось в хрониках 1340-х годов.


«Похороны викинга». Картина кисти Ч. Е. Батлера (1864 – 1933), 1909 г. Воины изображены в чешуйчатых панцирях, что в целом не противоречит историческим фактам. В то же время из-за большего веса и дороговизны металла кольчуга получила более широкое распространение, несмотря на значительную трудоемкость своего изготовления.
Сегментный шлем VII в. (Германский национальный музей, Нюрнберг, Германия)

P. S. Интересно, что в своем сообщении о битве при Гастингсе в 1066 году, написанного до 1127 года, Уильям Мэлсмберийский рассказывает, что перед началом битвы была исполнена cantilena Rollandi, то есть «песнь о Роланде, «дабы примером воинственного мужа вдохновить бойцов». Вас – нормандский поэт XII века, добавляет к этому, что ее пел Тайлефер, который также испросил для себя чести нанести первый удар врагу.

Использованная литература:
1. Bridgeford A. 1066. The hidden History of the Bayeux Тapestry. L: Fourth Estate, 2004.
2. Nicolle D. The age of Charlemagne. L.: Osprey (Men-at-arms series №150), 1984.
3. Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
4. Verbruggen J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.
5. Граветт, К., Николь, Д. Норманны. Рыцари и завоеватели (Пер. с англ. А.Колина) М.: Эксмо, 2007.
6. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства. (сокращенный перевод с итальянского В.П. Гайдука) М.: Прогресс,1987.

Продолжение следует…

topwar.ru

Французский рыцарь. 1300 — 1320 гг.

Cредневековую Францию в исторической литературе с полным основанием называют «страной классического феодализма». Помимо эталонной модели феодальных отношений, Франция считается еще и родиной рыцарства. Французская земля воспитала множество легендарных воинов, которых можно именовать «идеальными рыцарями», и закономерно являлась основной законодательницей «рыцарской моды». При всех европейских дворах знать старалась подражать французскому рыцарству во всем, от костюма и манеры поведения до вооружения и тактики ведения боя. Вооружение производилось в основном в Италии и Германии. Первые мастера фехтования происходят также не из Франции, а из упомянутых регионов. Тем не менее французское рыцарство было окружено неким романтическим ореолом И если нечто, например доспех того или иного фасона, завоевывало признание во Франции, то можно было быть уверенным, что оно станет модным и популярным во всей Европе. Французская рыцарская конница по праву считалась одной из лучших, если не лучшей. Всегда вооруженные по последнему слову военной техники своей эпохи рыцари Франции отличались высоким индивидуальным боевым мастерством, формируя эффективные конные соединения.

Тактика конного боя существенно не изменилась к началу XIV в. В Германии зародился так называемый конный «клин», однако трудно судить, был ли распространен этот способ ведения боя во Франции первых десятилетий XIV в. Скорее всего, в рассматриваемом регионе придерживались общей для всей Европы тенденции к соединению конных масс в несколько крупных монолитных тактических единиц. Значительная численность и сплоченность были залогом успешного действия в любой обстановке. Каждое формирование должно было держать строй и атаковать или маневрировать единой массой, которая концентрировалась вокруг собственного стяга, хоругви. В источниках основные тактические единицы часто именуются поэтому «хоругвями» ,или «знаменами». Знамя служило главным средством управления боевым порядком. Воины должны были следовать за ним и, если строй нарушался, собираться к нему при первой возможности. Главное знамя короля или главнокомандующего армией обычно располагалось в самой крупной и боеспособной части. Оно служило общим ориентиром и являлось основой управления армией в бою. Роль знамени для полковождения в Средние века трудно переоценить. Звуковые сигналы играли вспомогательную роль, так как в условиях средневековой битвы их было физически трудно услышать и идентифицировать. Грохот многих сотен копыт звон и треск сталкивающегося оружия, крики умирающих, ржание лошадей — все это образовывало звуковой фон, в котором сложно было распознать голос именно своей трубы, подающей ту или иную команду. Кроме того, толстые подшлемники и шлемы на головах сильно приглушали звуки. Адъютанты, развозящие приказы по полкам, были хороши в начале битвы или когда какая-то часть находилась в бездействии и ее нужно было ввести в дело. Знамя же господствовало над полем сражения, и его было видно издалека. Поэтому движения знамени являлись самым эффективным способом управления в бою. Знамя берегли любой ценой, ведь потеря его означала потерю управления. А это если не поражение, то, по крайней мере, серьезное осложнение тактической ситуации.

В отличие от тактики, вооружение к началу XIV в. претерпело серьезные изменения, особенно заметные при рассмотрении боевого комплекса тяжелого конника. Для защиты головы употреблялись несколько разновидностей шлемов. Основным боевым наголовьем тяжеловооруженного рыцаря был горшковидный «большой» шлем.

Это был, пожалуй, первый специализированный элемент доспеха, предназначенный почти исключительно для конного боя. Узкая специализация позволила достигнуть высокой эффективности в применении. Значительные размеры шлема позволили упирать его непосредственно на плечи, снимая нагрузку с шеи. В результате вес его увеличился, что повысило надежность при копейном ударе. Непосредственно к тулье большого шлема посредством заклепок или шнуровки крепился подшлемник. Он служил для дополнительной амортизации и для того, чтобы голова нигде не соприкасалась с поверхностью тульи. Под большим шлемом в XIV в. рыцарь, как правило, носил малый бацинет с бармицей, который также снабжался подшлемником. Малый бацинет, в свою очередь, получил дальнейшее развитие. Появились более глубокие наголовья, опускавшиеся до висков и ниже, образуя под прямоугольный лицевой вырез. Подобные шлемы, известные под термином«бацинет», могли носиться под большим шлемом или употребляться независимо. В самостоятельном употреблении бацинет оказался чрезвычайно удобным. Вскоре именно бацинет станет основным рыцарским наголовьем, и вся эволюция боевых шлемов будет связана в основном с ним. Корпус защищал стеганый акетон или гамбезон. Данная поддоспешная одежда кроилась по фасону повседневного верхнего платья «катарди» с застежкой на пуговицах спереди и на рукавах для лучшего облегания тела. Для амортизации ударов акетон набивался конским волосом, паклей, ватой или просто ветошью. Таким образом, металлическая защитная одежда обеспечивала непроницаемый внешний покров, а акетон исполнял функцию погашения разрушительного воздействия удара. Следовательно, от качества набивки акетона зависели защитные функции доспеха в целом. Поверх акетона носилась кольчуга с длинными или короткими рукавами. Сверху кольчугу дополнял пластинчатый панцирь той или иной конструкции. Ноги закрывали кольчужные чулки на стеганой подкладке. Пластинчатые элементы могли дополнять как рукава кольчуги, так и кольчужные чулки. Защитное снаряжение периода первой половины XIV в. по весу было, очевидно, самым тяжелым за всю историю средневековой Европы. На основе научных реконструкций (к сожалению, полных комплексов вооружения этого времени до нас не дошло) можно судить, что доспех на всадника среднего роста (около 170 см) будет весить около 35 кг1. В дальнейшем развитие доспеха шло по пути уменьшения веса за счет улучшения конструктивно-геометрических характеристик и качества выделки комплектующих деталей.


Шестопер. Конец X111 — начало X1V вв. Лондон, Лондонский музей


Бронзовая фигура рыцаря.. Первая треть X1V в. Копье имеет дисковидную гарду — упор «рондель» в районе кисти воина


Миниатюра французского манускрипта начала X1V в.


Давид и Голиаф. Миниатюра Бревиария Филиппа 1V Красивого. Франция, 1290 — 1300-е гг. Париж, Национальная библиотека (Ms. Lat. 1023)

Основным доспехом для корпуса к началу XIV в. окончательно становится бригандина. Однако во Франции (и Германии) продолжали употреблять и чешуйчатые доспехи. Чешуйчатый доспех конструктивно состоит из серии выпуклых пластин, зафиксированных на поверхности гибкой подосновы посредством приклепывания и (или) шнуровки. Такие панцири ничем не отличались от восточноевропейских аналогов. Более того, их бытование на Западе напрямую обязано контактам с Русью и Балкано-Византийским регионом. По восточной традиции, плечи и бедра также могли прикрываться плечевыми щитками и подолами чешуйчатой конструкции.

Другим заметным нововведением конца XIII — начала XIV вв. наряду с бригандинами стали пластинчатые перчатки. Одна из наиболее ранних фиксаций этого феномена в письменных источниках относится именно к Франции. Это королевский ордонанс оружейникам Парижа1296 г, где перечислены требования к изготовлению пластинчатых перчаток. Судя по тексту, мы имеем дело с защитными конструкциями на манер чешуйчатых доспехов или бригандин. Небольшие стальные пластины должны были фиксироваться поверх ткани или между двух слоев ткани. О внешнем виде перчаток, какими их увидел XIV в, можно судить по ряду надгробий и миниатюр. Они повторяют фасон обычных светских перчаток с длинными расширяющимися крагами по моде той эпохи. Крага доходит почти до середины предплечья, образуя своеобразный редуцированный наруч. Интересный вариант можно видеть на миниатюре французской иллюминированной рукописи «Хроники Сен Дени» 1317 г, посвященной королю Филиппу. На изображении представлены не перчатки, а рукавицы без раздельных пальцев — пример уникальный для всего XIV в, когда в ходу были исключительно перчатки. По сравнению с кольчужными пластинчатые перчатки были, несомненно, прогрессивной чертой. В условиях боя, когда размеры и роль щита существенно снизились, а длинное оружие позволило действовать им двумя руками, кисти рук, вынесенные из-под прикрытия щита, должны были поражаться в первую очередь.

Тонкие кости пальцев и кистей легко травмировались через гибкий покров кольчужных перчаток. Многослойное пластинчатое прикрытие значительно увеличило надежность и сделало возможным более смелые действия в бою.

С конца XIII в. все большее распространение получает конская броня. Как правило, это были кольчужные попоны, закрывавшие коня целиком, включая шею, голову и круп. Известны и облегченные варианты, когда конь прикрывался кольчугой только спереди. Под кольчугой обязательно помещалась стеганая попона, которая, при достаточной толщине набивки, могла выступать самостоятельным защитным средством Со второй половины XIII в. во Франции входят в употребление и пластинчатые прикрытия для коня. Одни из самых ранних упоминаний относятся к 1266 и 1302 гг. и происходят из описей арсеналов графов де Невер и де Несль соответственно. В них содержаться описания налобников и нагрудников из стальных пластин или из вываренной кожи. Точная форма и конструкция их неизвестна, так как самые ранние достоверные и подробные изображения относятся к 1330—1340 гг.

Итак, мы рассмотрели в общих чертах защитный комплекс коня и всадника начала XIV в. Снаряженный подобным образом рыцарь был бы практически неуязвим для традиционных образцов холодного оружия. Однако усиление доспеха дало толчок к дальнейшему развитию средств нападения. В первую очередь, изменилось традиционное рыцарское копье. Наконечники копий стали более массивными и толстыми. Втулкам часто придавалось восьмигранное сечение, что значительно повысило жесткость наконечника и сообщило ему большую разрушительную способность. Внутренний диаметр втулок увеличился, доходя иногда до 35—40 мм, что позволило использовать более толстые и прочные древки, способные выдержать значительную нагрузку. Важное качественное нововведение коснулось самих древков. В месте удержания непосредственно перед рукой древко все чаще стало снабжаться деревянным или металлическим защитным диском. Помимо предохранительной, он играл и более важную роль. А именно, сообщал руке надежный упор при ударе. Теперь кисть неподвижно фиксировалась на древке и не соскользнула бы вперед даже при самом сильном столкновении. Трудно переоценить роль этого революционного изобретения. Появилось оно, очевидно, во Франции, так как самые ранние изображения происходят именно оттуда.

Изменилось и клинковое оружие. Появились новые типы мечей акцентированно колющей направленности. Жесткое четырех или шестигранное сечение клинка с узким и очень толстым негибким острием позволяло наносить эффективные уколы. Кроме того, их можно было использовать в качестве копья, когда укол наносился мечом на неподвижно выставленной руке направленным движением коня. Полутораручные мечи в некоторых случаях увеличились настолько, что ими невозможно было владеть одной рукой, то есть превратились в двуручные мечи. Как правило, их возили не на поясе, а у луки седла. Значительная длина (свыше 140 см) и масса (свыше 2,5—3 кг) превратили такие мечи в смертоносное оружие, опасное, невзирая на любые доспехи. Кроме того, со второй половины XIII в. огромную популярность, в том числе во Франции, завоевала такая разновидность клинкового оружия, как фальшион2. Фальшион имел обычный мечевой эфес и массивный одно
лезвийный клинок с выраженным расширением к острию. Это тяжелое оружие отличалось смещенным от гарды, за счет расширения клинка, центром тяжести, что позволяло наносить более мощные удары, сравнимые по действию с ударом топора. При этом фальшион имел клинок, что позволяло им фехтовать, делая куда более удобным оружием, чем топор. Фальши он, очевидно, стал отличным средством борьбы с кольчужной и стеганой защитой. Распространились в начале XIV в. и кинжалы, которые эффективно использовались в ближнем бою для поражения сочленений доспеха.


Надгробие Гийома де Вендемара. 1325 г.. Гент.. Голени защищены одностворчатыми трубчаты.ми поножами с медиальной гранью


Надгробие неизвестного рыцаря.. Франция, 1320—1330 гг. Ноги прикрыты кольчужными чулками и поножами. Поверх рукавов кольчуги пришнурованы дисковидны.е налокотники


Турнир. Костяная накладка на шкатулку. Франция, конец XIII — начало XIV вв. Лувр

Ударное оружие приобрело большую действенность после появления в широком употреблении шестоперов или перначей. Они были способны нанести серьезную травму, даже не пробив доспех. Особенно опасными шестоперы оказывались при поражении головы и суставов. «Абсолютным» оружием Средневековья были клевцы или боевые молоты. Они совмещали силу амплитудного удара с колющим действием узкого граненого острия. В начале XIV в. клевцы практически не встречаются, зато распространяется оружие комбинированного действия, например, секиры с шипом на обухе.

С появлением комбинированного оружия связано и появление на полях сражений новой силы, способной противостоять рыцарской коннице, а именно—тяжелой пехоты. Первыми тревожными вестниками были битвы при Леньяно 1176 г. и Бувине 1214 г., когда рыцари не могли прорвать сплоченный строй пехоты. Копье и пика стали главным оружием борьбы с конницей. Однако только комбинированное древко вое оружие позволило эффективно поражать закованного в броню всадника.

Совмещение пики и топора на длинном древке породило алебарду, которая в руках швейцарских и германских пехотинцев стала ужасом рыцарей в последующие века. Безобидный, на первый взгляд, сельскохозяйственный сучкоруб, снабженный дополнительными шипами и насаженный на двухметровое древко, превратился в глефу—еще одно смертоносное орудие. Клинок фальшиона на древке за внешнее сходство был прозван «коузой» — «косой», которая пожала обильный урожай смертей на полях сражений. Перечисление можно продолжать. Длинное древко позволяло колоть противника на безопасном расстоянии, особенно если это был тяжелый всадник, неповоротливый в высоком седле. Рычаг, каким являлось длинное древко, сообщал невероятную силу рубящему удару, тем более опасному, благодаря дополнительным поражающим элементам в виде различных шипов и крюков.

Великолепной рыцарской армии Франции пришлось на собственном опыте убедиться в силе пехоты и ее нового оружия в 1302 г. в битве при Куртрэ. Плотная фаланга фламандских горожан и спешенных рыцарей стояла под прикрытием стрелков на берегу ручья Гренинген, выставив перед собой примитивный палисад. В тылу находился резервный отряд. Общая численность фламандцев была около 10—13 тысяч, по оценкам разных источников. Французы под командованием графа д’Артуа имели в своем составе от 5000 до 7500 человек (по видимому, не считая стрелков) — значительная сила по тем временам, учитывая, что основу войска составляла рыцарская конница. Кроме того, в тылу фламандцев находился французский гарнизон Куртрэ, готовый ударить в тыл при необходимости. Против него был выделен специальный заслон. Опытный воин граф д’Артуа приказал стрелкам обеспечить атаку конницы. Под стрелами и дротиками фаланга горожан была вынуждена отступить. Французы атаковали, очевидно, тремя разными колоннами одновременно. На флангах рыцари не смогли завершить переправу, завязли на палисаде и были изрублены и переколоты бросившейся вперед пехотой. В центре, где ручей делал изгиб, конница успела переправиться и даже слегка потеснила пехоту, однако вступивший в дело резерв решил исход битвы. Ничего не смогла изменить и вылазка осажденного гарнизона. В жестоком побоище пал даже граф д’ Артуа. Всего было уничтожено до 40% французского войска. Горожане сняли с убитых рыцарей 700 золотых шпор — неслыханные для Средневековья потери.

Само по себе поражение при Куртрэ мало что значило и уж точно не являлось свидетельством неэффективности рыцарского войска. Пехота в это время и в этом регионе не была еще способна решать в поле какие-либо задачи, кроме обороны с опорой на естественную или искусственную преграду. В 1328 г. и 1382 г. те же фламандцы были растоптаны французскими рыцарями при Касселе и Розбеке. Однако начало было положено. Миф о непобедимости рыцарского войска умер или, по крайней мере, был при смерти. И это было главное. Скоро в сражениях при Моргартене 1315 г., Лаупене 1339 г. и других тяжелая пехота о себе заявит в полный голос.

На реконструкции представлен французский рыцарь начала XIV в. Все элементы вооружения восстановлены на основе миниатюр «Хроники Сен Дени» 1317 г.

Прикрытие головы: состоит из малого бацинета и горшковидного шлема. Горшковидный шлем конструктивно состоит из глубокого цилиндрического венца, усеченноконической тульи и выпуклой крышки, которые соединены посредством заклепок. Малый бацинет состоит из полусферической тульи монолитной конструкции, снабженной бармицей. (Аналог — три идентичных наголовья, выставленные на аукцион German Histórica 2 мая 2002 г.).
Корпусной доспех: чешуйчатый панцирь с полусферическими латными наплечниками. Доспех дополняют чешуйчатые плечевые щитки.

Наколенники: полусферические, зафиксированы поверх кольчужных чулок посредством крепежных ремней.

Прикрытия кисти: чешуйчатые рукавицы. Конструктивно состоят из гибкой основы с пришитыми поверх пластинами, которая, в свою очередь, укреплена на поверхности кожаной или матерчатой рукавицы с широкой и длинной крагой.

Щит: небольшой треугольный, несет герб рыцаря — три золотых (желтых) ромба, положенных в пояс на червленом (красном) поле.



1В реконструируемый комплект входили малый бацинет с большим шлемом, акетон, кольчуга с длинными рукавами, бригандина с наплечниками, латные наручи с налокотниками, латные перчатки, кольчужные чулки с наколенниками и одностворчатыми латными наголенниками.
2Falchion фр. — букв. большой нож, тесак.

historylib.org

Французский рыцарь. Последний час рыцарей

Французский рыцарь

Один из мужчин засыпал Антонио избитыми, но добродушными приветствиями по-итальянски. Он представлял итальянское братство, к которому должен был присоединиться Антонио, и тепло вспоминал времена, когда дядя Антонио, бывший Великий магистр Фабрицио дель Каретто, доживал свои последние годы и по-доброму обходился с ним. Он добавил, что рыцари-итальянцы очень рады приветствовать на Родосе еще одного члена прославленной семьи дель Каретто. Мысль о том, что его считают заменой дяди, вызвала у Антонио усмешку. Между тем второй мужчина просто пристально смотрел на Антонио и заговорил лишь тогда, когда посчитал, что итальянский рыцарь закончил свою речь.

— Меня зовут Жан Паризо де Ла Валетт, — сказал он по-французски. — Я личный секретарь Великого магистра.

Антонио представился, подумав про себя, что этот француз, который был старше его не более чем на семь или восемь лет, казалось, остро чувствовал свою принадлежность к дворянам.

Ла Валетт был худощавым, но при этом высоким и красивым мужчиной, и в его жилистом теле чувствовалась сила. Резко очерченные скулы, хотя все еще излучали молодость, казалось, были выточены острым лезвием и придавали лицу благородство. Блеск узких миндалевидных глаз не угасал независимо от того, на кого смотрел юноша. Его манеры, скорее высокомерные, нежели изящные, однако же, не заставляли окружающих испытывать неловкость. Его высокомерие не выходило за рамки приличий. Даже при первой встрече можно было почувствовать, что этот молодой человек из именитого рода Оверни относился к особой породе. Антонио понял, что перед ним образец «целомудренного рыцаря», который когда-то заслужил хвалу всей Европы, но в Италии встречался уже редко.

— Вам предстоит встретиться с Великим магистром. Завтра утром я приду на итальянский двор, чтобы сопроводить вас, — сказал Ла Валет, после чего повернулся и ушел.

Оставив своего слугу с багажом позади, Антонио последовал за итальянским рыцарем через ворота и попал в город. Улицы, вымощенные мелкими камнями, напоминали небольшие итальянские города. Однако лавочки, которыми были усеяны обе стороны улицы, придавали ей скорее восточный, нежели европейский колорит. Чуть дальше, прямо у выхода на открытую площадь, стояло большое здание, стиль которого был явно навеян готикой, но, возможно, из-за того что оно было построено из песчаника, оно не выглядело западным. Над башнями по обе стороны от входа развевался флаг ордена Святого Иоанна. Это величественное здание служило госпиталем. Рыцари ордена Святого Иоанна в отличие от тамплиеров или тевтонских рыцарей изначально посвятили себя исцелению больных.

На Родосе, как и в Западной Европе, существовала традиция размещать на фасаде здания герб того, кто его построил. На доме итальянских рыцарей, где Антонио предстояло провести первую ночь, парадную дверь украшал герб семейства дель Каретто.

Рыцарские дома — как для итальянцев, так и для выходцев из Оверни, Прованса, Иль-де-Франс, Арагона, Кастилии, Англии и Германии — отличались друг от друга размером и внешним видом, но их внутреннее устройство было одинаковым. Внизу размещались конюшни, оружейный склад, сарай и комнаты слуг. На втором этаже, куда из внутреннего двора вела винтовая лестница, находился зал для собраний, служивший также столовой и окруженный множеством комнат. Это были комнаты рыцарей, в которых им надлежало проживать в первый год их пребывания на острове. Потом рыцарям разрешалось жить в городе. Венчала здание крыша в арабском стиле.

Хотя устройство рыцарских домов было похоже на устройство западных монастырей, здесь царила совершенно другая атмосфера. Рыцари пользовались только самыми изысканными серебряными приборами, на каждом из которых был вырезан семейный герб. Кровати, рядами стоявшие в комнатах, покрывал черный бархат, на каждом покрывале серебряными нитками был искусно вышит семейный герб. Легкие пеньковые простыни зачастую были украшены геральдическими знаками рыцарей.

Антонио был не единственным гостем в итальянском доме в ту ночь. Другой приезжий не отличался знатностью. Он был родом из Бергамо, города на севере Италии, находившегося под властью Венеции. Габриэле Мартиненго был инженером, знающим толк в возведении крепостных стен. Генуэзский корабль, на котором приплыл Антонио, делал короткую остановку в тени пустынного мыса, как раз перед тем как проплыть вдоль южного берега Крита. Единственная цель этой остановки заключалась в том, чтобы встретиться в назначенном месте с Мартиненго, который сбежал с острова на лодке.

Едва голова Антонио коснулась подушки, он уснул здоровым сном молодого человека, совершенно не подозревая, что Мартиненго, которому было уже за сорок, скоро станет его близким другом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Тамплиеры и французский король. Рыцари

Тамплиеры и французский король

Если бы в самом деле владели храмовники мистическими знаниями, как приписывала им молва, если б умели читать в прошлом и будущем, вряд ли Жак де Молэ укрепился в мысли перенести резиденцию ордена именно в Париж.

Король Филипп IV Красивый, без конца ведущий войны, чтобы раздвигать границы своих владений, всегда нуждался в деньгах. Приходилось то и дело увеличивать подати или же пускаться в сомнительные аферы.

На парижском монетном дворе в глубокой тайне обтачивали золотые монеты, уменьшая их вес, а из опилок чеканили новые. Из сотни монет получали сто десять — сто пятнадцать. Но и этого не хватало, король вынужден был одалживать огромные суммы под проценты.

Однако расплачивался король с кредиторами весьма своеобразно. Задолжав ломбардским ростовщикам, он заточил их в тюрьму, когда подошел срок уплаты. Позже Филипп Красивый взял кредит у еврейских банкиров, а вместо возврата долга издал указ об изгнании евреев из Франции с конфискацией их имущества…

Долг французского короля ордену храмовников, нарастая с годами, достиг в конце концов астрономической цифры. Должник уже никогда не смог бы расплатиться с кредитором. Нужно было или полностью покориться ордену, или, как это уже случалось королю, уничтожить кредитора.

Но орден братьев-рыцарей с многочисленным войском, испытанным в боях, с огромными земельными наделами, крепостями, с собственным флотом и своими портами, подчиняющийся одному только папе римскому, казался неуязвимым. Вступить с ним в открытую борьбу не решился бы не один из европейских государей. Король Филипп искал другой путь. Тайную войну с орденом он повел задолго до переезда Жака де Молэ в Париж.

Прежде всего король… сменил на Святом престоле папу римского. Бонифаций VIII был врагом Филиппа IV и покровительствовал ордену, видя в нем свою опору. Король начал войну с тамплиерами именно с действий против папы. Первым делом Филипп IV приказал обложить налогом в свою пользу церковные земли во Франции. Папа отказался платить, полагая, что церковные налоги должны поступать только в Рим. Тогда король запретил вывозить из страны золото и серебро, и папа перестал получать деньги из Франции, хотя они составляли немалый доход Святого престола.

Конфликт разрешился тем, что преклонных лет Бонифаций VIII умер в самый подходящий для французского короля момент. Через десять дней, как полагалось, в Соборе Святого Петра в Риме собрался конклав кардиналов, чтобы избрать нового папу.

Но длился он… одиннадцать месяцев, в течении которых христианская Церковь была лишена своего главы. Король постарался подкупить всех кардиналов, чтобы папой был избран тот, кто ему угоден. Кардиналы долго торговались с агентами короля, но в конце концов выборы кончились тем, что новым папой стал ставленник короля Филиппа Климент V.

Еще задолго до избрания, но веря в успех, будущий папа заранее дал Филиппу IV письменное обещание запретить «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона».

Но, видно, и новый папа строил свою игру, в которой надеялся использовать орден в своих целях. Во всяком случае, когда Жак де Молэ принял решение обосноваться в Париже, раз уж храмовникам становилось тесно рядом с госпитальерами и кипрским королем Лузиньяном, Климент Y осторожно намекнул Великому магистру в письме, что не следовало бы перевозить во Францию казну ордена…

И все же слишком сильным, независимым ни от кого на свете, в том числе и от папы римского, чувствовало себя в ту пору братство тамплиеров. Казна ордена, как и сама резиденция, обосновалась в Париже. Великий магистр, несомненно, был уверен в своей полной власти над королем — по преданию он даже показал ему как-то сокровищницу тамплиеров. И словно бы для того, чтобы лишний раз продемонстрировать королю, как велика сила ордена, именно храмовники укрыли короля за неприступными стенами замка Тампль, когда вспыхнуло в Париже грозное народное восстание, которое королевским войскам не удалось быстро усмирить…

Было это в том же 1306 году, когда Жак де Молэ переехал в Париж. А год спустя, в октябре 1307 года, полностью усыпив подозрительность рыцарей Храма, король повелел арестовать Великого магистра и еще нескольких братьев, стоящих на самых высоких ступенях иерархической лестницы ордена, в том числе, разумеется, и Великого казначея.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Рыцарь по Французский, перевод, Русский-Французский Словарь

ru Но рыцарем только два.

OpenSubtitles2018.v3fr Le ministére de la Citoyenneté et de l’Immigration devrait źtre en mesure de terminer ses audiences avant que nous nous mettions à évaluer les demandes déposées par ces migrants

ru Я вижу не храброго и благородного рыцаря, которого встретил в Нормандии, а кровожадного монстра-садиста.

OpenSubtitles2018.v3fr Oh, ouais, tu as raison

ru возглавляемые Первым Рыцарем.

OpenSubtitles2018.v3fr L’accord SPS permet aussi d’appliquer des normes plus exigeantes que les normes internationales, à condition de définir le niveau de protection approprié

ru Ордена Черных Рыцарей бы не было.

OpenSubtitles2018.v3fr Est rendue obligatoire la convention collective de travail du # avril #, reprise en annexe, conclue au sein de la Commission paritaire pour les entreprises de travail adapté et les ateliers sociaux, relative au crédit d’heures de formation syndicale dans les ateliers sociaux

ru Ему не нравятся некоторые рыцари и мой брак с Гвиневрой.

OpenSubtitles2018.v3fr Règlement (CE) n° # du Conseil du # novembre # concernant la conclusion du protocole fixant, pour la période du # mai # au # mai #, les possibilités de pêche et la contrepartie financière prévues dans l’accord entre la Communauté économique européenne et le gouvernement de la République populaire d’Angola sur la pêche au large de l’Angola

ru И наконец.. Рыцарь Круглого Стола.

OpenSubtitles2018.v3fr Les autres peuvent également m’ emprunter du temps

ru Новая накидка рыцаря Серебряного Авангарда, которая может перенести вас непосредственно на ристалище.

Common crawlfr Dans l’article #er de l’arrêté du Gouvernement flamand du # juin # fixant la subvention globale d’investissement et les normes techniques de la construction pour le secteur de la santé préventive et ambulante, le point #° est remplacé par ce qui suit

ru Блестящий дар союзнических рыцарей неба…

OpenSubtitles2018.v3fr Je le trouve beau ton pistolet

ru Последним препятствием на пути героев к верхним ярусам цитадели станет самый могущественный рыцарь смерти из армии Короля-лича.

Common crawlfr Peuvent être offerts à la consommation humaine directe jusqu’à l’épuisement des stocks les vins mousseux originaires des pays tiers et du Portugal importés dans la Communauté avant le #er septembre # dont la teneur en anhydride sulfureux total ne dépasse pas, selon le cas

ru Это рыцарь слез с высокой лошади, миледи.

OpenSubtitles2018.v3fr Il n’est pas nécessaire d’enregistrer la cession auprès du Bureau du droit d’auteur, mais il serait prudent de le faire.

ru Отлично, думаю, для Освальда настало время стать рыцарем.

OpenSubtitles2018.v3fr Honorables sénateurs, lorsque le sénateur Archibald Johnstone est venu pour la premiére fois au Sénat, il y a de cela un peu plus d’un an, il s’était décrit lui-mźme comme un petit gars tranquille de Kensington, Īle-du-Prince-Édouard

ru Я не могу посвятить тебя в рыцари, но могу научить тебя сражаться.

OpenSubtitles2018.v3fr La concentration sérique nécessaire pour atteindre une diminution de # % du nombre de plaquettes par rapport au nombre initial chez le singe Cynomolgus adulte a été environ # à # fois plus élevée que la concentration sérique maximale prévue en pratique clinique

ru Ты вознаградил меня за это, став одним из самых верных рыцарей.

OpenSubtitles2018.v3fr Dans le cas du décompte définitif, l

ru Ты когда-нибудь слышал о Чёрном Рыцаре?

OpenSubtitles2018.v3fr La garantie prévue à l

ru Как посвященному рыцарю, я дам вам один день.

OpenSubtitles2018.v3fr C’ est un signal de rendez- vous d’ urgence

ru » Я хочу быть рыцарем, как мой папочка. «

OpenSubtitles2018.v3fr Ces types ne sont pas normaux

ru Я не убивал Эдди, и не отбирал у него игры Нотинггемские Рыцари.

OpenSubtitles2018.v3fr Joignez des lettres d’appui des responsables de l’établissement pour attester que les appareils demandés ne sont pas déjà disponibles.

ru Кем бы он ни был, он остается рыцарем.

OpenSubtitles2018.v3fr préparer les opérations de fouille des zones d

ru Мой рыцарь в сияющих доспехах.

OpenSubtitles2018.v3fr ou g/km déterminé conformément à l

ru Только самые лучшие рыцари имеют право учавствовать в турнире и проявить себя в бою.

Common crawlfr Il faut qu’ on discute

ru Рыцарь Зеркал одолел.

OpenSubtitles2018.v3fr La Société peut investir ses fonds sous la forme ou les formes qu’elle juge appropriées et ce, en application des dispositions de la Section #(b) ci-dessous

ru Маэстро, её величество почла бы за честь посвятить вас в рыцари в июне.

OpenSubtitles2018.v3fr J’ ai aussi trouvé quelque chose

ru Оставив сражение истинным рыцарям.

OpenSubtitles2018.v3fr Ça aurait plu à Katie

ru Рыцарь Валиант из Западного Айлса, мой лорд.

OpenSubtitles2018.v3fr • Règlements des douanes

ru Мы могли использовать рыцаря с небольшим количеством реального опыта.

OpenSubtitles2018.v3fr Tous médicaments vétérinaires non utilisés ou déchets dérivés de ces médicaments doivent être éliminés conformément aux exigences locales

ru.glosbe.com

Предложения со словосочетанием ФРАНЦУЗСКИЙ РЫЦАРЬ

Этим словом называли и высших представителей католической церкви, и французских рыцарей, и воинов — фу! Однако французские рыцари увязли в размытой дождями пашне и превратились в беспомощные мишени для английских лучников… Молодые французские рыцари были по природе очень обидчивы и задорливы, а прогулки и рассказы командора сделали их ещё большими забияками, чем прежде. Отряды французских рыцарей смяли первую линию войска турок, в том числе янычарскую пехоту. Я ожидал большей любезности от французского рыцаря.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пообвыкнуться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Кто тогда поведёт в бой французских рыцарей? Французские рыцари и мушкетёры, встав из-за пиршественного стола и не забыв поцеловать даму, мочились на стену в двух шагах от стола. Этот успех вызвал всего лишь зависть других французских рыцарей, которые обвинили его в тщеславии. Французские рыцари, которые ушли с ним, добыли ему другое королевство. Французские рыцари повели себя иначе: вступив в бой, они смяли и потоптали собственную пехоту, считая, что она только мешается под ногами. У немцев было 1300 рыцарей, число французских рыцарей превышало 2000. К сожалению, французские рыцари не хотели слышать логических доводов. Сначала казалось, что у французских рыцарей больше шансов выиграть битву. Дядя и племянник вернулись с турнирной арены в покои французских рыцарей. Разбуженный посреди ночи, он мог прочесть целую лекцию о родовых гербах французских рыцарей, русских князей или древнеиудейских царей. Впрочем, у меня должна остаться пара золотых от выкупа французского рыцаря, которого я победил, и они, конечно, достанутся тебе, добрый друг. Несмотря на это, прошлой ночью три французских рыцаря попытались освободить своего короля. В их кампании есть ещё два француза, они оруженосцы французских рыцарей, но их имена я не знаю. Этот потомок французских рыцарей умел слушать. В октябре 1307-го 140 французских рыцарей, принадлежавших к ордену, были арестованы, и начался долгий, жестокий и несправедливый судебный процесс. Ведь ты принадлежишь к французским рыцарям, а их первое удовольствие дурачить друг друга, хвастаясь сверхчеловеческими подвигами. Здесь им противостояла соединённая армия венгров, хорватов, австрийцев и французских рыцарей. Тем временем французские рыцари успели построиться в боевой порядок. С помощью специальных крючьев-дарсоньеров французских рыцарей стаскивали с коней. Утром 25 сентября французские рыцари атаковали неприятеля, не ожидая подхода основных союзных сил. В это время сипахи вышли из-за холма и окружили французских рыцарей, почти полностью уничтожив их. Так хотят всё французские рыцари. У французского рыцаря был только один шанс — ранить животное под ловким и неуязвимым рыцарем. Французский рыцарь упал навзничь, назад, в грязь, раскинув руки, обнажив грудь, покрытую панцирем. Два последних удара молотом пришлись по шлему французского рыцаря, в лоб и темя, проломив тому череп. На той его стороне к англичанам тоже приближались конные французские рыцари. — И значительно громче прибавил: — Мы идём на смерть, благородные сеньоры, так примем же её достойно, как это должно сделать французским рыцарям! В течение всего дня французские рыцари с безумной и губительной отвагой старались пробиться домой сквозь тучи смертоносных стрел. Дож послал помощь окружённым французским рыцарям, в том числе захваченных у противника лошадей. Именно бахриты дважды разбили французских рыцарей и считали, что их мужество заслуживает награды. Английские стрелы нещадно дробили доспехи славнейших из французских рыцарей! Помимо предоставления галер для французских рыцарей и их солдат, дож обещал снарядить и отправить ещё пятьдесят военных галер. Думаю, гондольер этого даже не заметил, он спешил назад, развлекать французских рыцарей и их воинов, соблазняющих одиноких венецианок. Французские рыцари тоже были не прочь двинуться немедля на врага, однако их король благоразумно решил устроить своим людям хороший отдых. Один французский рыцарь, заметив этот беспорядок, взяв с собой горстку храбрых, вышел из форта со шпагой в руке и бросился в гущу беглецов. Как немецкие или французские рыцари, они устраивали рыцарские турниры, на которые собирался цвет рыцарства. Из этого глубокого изучения honorate вывели заключение, что французские рыцари самые любезные и самые вежливые кавалеры, но вместе с тем и самые нескромные, что, едва сделавшись победителями, они трубят о своём торжестве первому встречному, и что поэтому интрига с ними не может быть окружена желаемой таинственностью.

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *