правда и вымысел (12 фото) — Red Like

Японские мечи считаются одними из лучших в мире. Велик соблазн обсудить этот вопрос с пристрастием. Думаю, что без эпатирующей славы самураев, многократно воспетой и изуродованной Голливудом и Гонконгом, всё могло быть иначе.

Любители восточных единоборств и холодного оружия любят вдоволь поговорить на тему исключительного качества японских клинков. Мол, рубят эти мечи и камень, и железо, и при этом не тупятся и не ломаются. Еще бы! Если судить по дешёвым фильмам о ниндзя, то и куются такие супермечи из любого железа за одну ночь где-нибудь на задворках Бронкса.
Однако реальность намного сложнее и, как бы точнее выразиться, прозаичнее… Как ни старайся, а законы природы пока никому не удалось изменить. Не может острый как бритва клинок разрубить железный доспех, а уж тем более камень, без повреждения. Даже сделанное из победита острие зубила при ударе о камень притупляется!

Считаю, что булатные клинки Индии и забавы кшатриев, на спор одним ударом вгонявших мечи в землю, а также кодекс чести тех же кшатриев и их благоговейное отношение к мечам могли бы быть поданы не менее помпезно. А чем хуже русские казаки, мадьяры…
Я отвлёкся, но, будучи сам увлечён японскими мечами, вижу распространённое наивное превознесение суровой средневековой японской действительности и японского оружия.

Большинство иллюзий в отношении японского меча вызваны катастрофическим недостатком знаний, их фрагментарностью и поверхностным изучением восточных единоборств. Чтобы понять феномен японского меча – столь важного элемента духовного мира японцев, нужно потратить много времени на изучение восточной культуры, познакомиться с основами японского языка, иероглифики, изучить историю страны, основы буддизма, синтоизма, конфуцианства, пройти курс молодого бойца в школе кэндо, провести хотя бы месяц в Японии (желательно вне Токио), а также получить представление о чайной церемонии, японской поэзии и живописи. Выполнить это всё сложно, но проблема в том, что Восток очень далёк от западного сознания, и чтобы его понять, требуется реальное погружение в восточную культуру. Вот поэтому на Западе столь живучи иллюзии в отношении многих аспектов восточной жизни.

Встречаются выдающиеся экземпляры японских мечей, как с позиции значимости в истории искусства отдельно взятого кузнеца или школы, к которой относился тот или иной клинок, так и с позиции возраста изделий, которым не одна и не три сотни лет. Вместе с тем, большая часть японских мечей–вещи совершенно утилитарные, не блещущие ни красотой линий, ни качеством закалки, ни общей сохранностью.

Такого количества сколов лезвия, как у японских мечей, нет ни у ятаганов, ни у шашек, ни у прочего холодного оружия. Есть клинки откровенно гнутые и затем выпрямленные, есть бездарно сбалансированные. В одной из японских книг говорится о том, что оружие во времена гражданских войн было очень простое, изнашивалось быстро, и его не жалели. Полировать мечи, как это принято сегодня, начали в период Эдо, то есть в мирное время. Оно и понятно – зачем «напрягать» полировщиков, если завтра предстоит сражение с соседним феодалом, послезавтра зачистка своих пограничных селений, а в воскресенье – нападение на мятежный монастырь. Тут не до красоты, выжить бы! Японское оружие в массе своей было столь же утилитарно, посредственно по качеству и неброско, как и во всём мире.

Творчество японских кузнецов окутано завесой мистики и сложных обрядов, логику в которых подчас невозможно обнаружить. Например, говорят, что один клинок эти кузнецы ковали по пять лет, поэтому такой клинок был исключительно высокого качества. Но на что жили и покупали рис их жёны, чтобы прокормить ораву детишек? Значит, их мечи были очень дорогие. Значит самураи были очень богатые. Богатых самураев было много и всем им было необходимо по два меча, значит и кузнецов было очень много. В общем, все богаты и всем хорошо. Только почему столько крови было пролито в гражданских войнах? Да потому что не было ничего подобного.
В японской истории кузнецы редко были самостоятельны и независимы. Они искали покровительства у влиятельных персон и работали на них день и ночь. Ни один заказчик не стал бы ждать исполнения заказа пять лет и никто содержал бы армию кузнецов, работавших столь медленно. Да и работать над клинком пять лет невозможно – «уморишь» сталь, выгорит из неё весь углерод, кочерга получится. Ковать надо столько, сколько нужно, лишь бы без ошибок. А мастер потому мастер, что ошибок не допускает. От кузнеца Масамунэ из Сагами (XIV в.) сохранилось 59 клинков. Если бы он ковал по одному клинку в год, это уже много.

На самом деле клинок куётся за одну-две недели, и нечего здесь мудрить. А если начались активные боевые действия и оружия требуется много, то клинки можно делать и по два в день, лишь бы было побольше молотобойцев, да помощников. Правда, от всей этой спешки падает качество, что, кстати, регулярно имело место. Кстати, кузнец Цуда Сукэхиро за 25 лет работы сделал 1620 клинков!

Теперь – о рубке железных оград и каменных столбиков.
Есть документальный фильм, где фехтовальщик перерубает мечом ствол пулемёта. Говорят, что кузнец Котэцу мечом отколол кусок каменного столба, а другой мастер перерубил своим мечом железную цепь на дверях храма.
Однако это нетипичные явления – исключения, лишь подтверждающие правило. Типичным способом испытания мечей была рубка рисовой соломы, вымоченной в воде и свёрнутой в рулоны (рядовому фехтовальщику этого было достаточно, чтобы сломать рядовой некачественный меч). Высококачественные мечи проверялись рубкой медных и железных пластин, шлемов и трупов. Что касается перерубания пулемётного ствола, то сделано это было с единственной целью – поднять боевой дух солдат, которые этот фильм смотрели. Очень хочется знать, что стало с клинком того меча?

Уместно упомянуть следующее – хотя все самураи с детства владели оружием, тестовую рубку, как правило, перепоручали специалистам.
Это как боксёр – на кулаках дерётся, но кирпичи ломать – узкая специализация. Значит, не все мечи и не в руках любого, даже хорошего фехтовальщика, выдержат подобные испытания.
Твёрдость японских мечей составляет 57-60 единиц по шкале Роквелла, то есть они лишь чуть мягче напильника (вот почему у них так много сколов закалённого лезвия), а булатные клинки из индо-мусульманского региона нередко твёрже их на пять единиц и при этом не столь хрупки.

Перейдем к декору японских мечей.
Деревянные клееные ножны легко рассыхаются по стыку, лопаются и бьются. Чем эффектнее лаковое украшение ножен, тем заметнее любые повреждения на них. Сами лаки подвержены скалыванию и осыпанию. Но больше всего удивляет манера оплетения рукоятей шёлковой тесьмой. Это вообще недолговечная вещь – многие экземпляры столь ветхи, что достаточно потянуть тесьму на себя, как эта труха рвется. Рукояти мечей в Японии переплетались регулярно и по ним нельзя судить о возрасте изделия. Тоже было и с ножнами, которые неоднократно делались к одному и тому же мечу. Так что с японскими мечами не получится поступить как, например, с итальянскими стилетами в Рыцарском зале Эрмитажа,– пришёл и посмотрел,– вот они, под стеклом, когда-то в Венеции или Милане рукояти были изящно обвиты серебряными косичками. Так и сегодня лежат.

Большое поле для критики предоставляют рассуждения о мистике в ковке мечей. Тут присутствуют и сложные обряды, и амулеты, и запреты и многое другое. Методики типа «ковка на северном склоне лысой горы ранней весной в полнолуние месяца кролика после третьего крика беременной кукушки с последующей закалкой в крови двухлетнего медвед -девственника с голубыми глазами» производят сильное впечатление на западных любителей восточной экзотики. Не знаю, как часто в Японии встречаются медведи с голубыми глазами, но кукушки там точно есть, как и амулеты кузнецов, с помощью которых последние настраивались на особый лад. Этой цели служило и половое воздержание. Кстати, если ковать один клинок по пять или хотя бы по одному году, и соблюдать целибат – это разве жизнь!?

Слава Богу, Японию обошла стороной слава закалки клинка в теле раба или свиньи. Рабов в Японии не было, а свиньи были, но ни одна порядочная хрюшка не позволила бы засовывать себе под хвост раскаленный клинок, и брыкалась бы до последнего вздоха, а клинок должен был получиться ну очень кривой. Но это уже к бредовым измышлениям европейцев относительно традиции оружейной ковки на Ближнем Востоке…


RedLike.club – позитив, вдохновение и лайфхаки

Нажмите Нравится, →
чтобы получать лучшие
посты в Facebook.

Похожее

redlike.club

Японский меч

На риторический вопрос о том, какой временной промежуток нужен, чтобы отковать классический японский меч (нихон-то), соблюдая все технологии – ответ прост. Вопреки утверждениям о том, что на изготовление одного клинка уходят годы, организацией NBTHK (общество по охране искусства японского меча) рекомендовано современным мастерам, работающим по традиционной технологии, не делать больше 24 клинков в течение года. Если учесть, что нормальный цикл работы – изготовление одновременно двух клинков (пока один прогревается, второй проковывается), то на изготовление одного клинка затрачивается месяц. При этом нельзя делать скоропалительный вывод, что если на два клинка затрачивается месяц, то на один уйдет 15 дней. Нельзя нагреть и проковать в два раза быстрее! Ускоренная технология ведет к браку. Поэтому изготовление одновременно двух клинков, это всего лишь рациональное использование времени.

ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПОЛОСЕ МЕЧА

На клинках и хвостовиках японских мечей, кроме надписей, часто встречаются изображения, различные по характеру, но всегда подчеркивающие индивидуальность данного образца.

Прежде всего, бросаются в глаза художественные гравировки – хоримоно. История их такова. В смутные времена междоусобных войн самурай мог положиться только на свой меч и для придания ему магического свойства оберега заказывал граверу изображения божеств-охранителей или их имен на клинке. Когда наступили мирные времена, традиция эта осталась, но сместилась с религиозно-мистического уровня на декоративный. Поэтому грубая гравировка старых боевых мечей, которую выполняли сами кузнецы, стала более изящной и многосюжетной. В темах гравировки присутствуют драконы, карпы, бамбук и слива, морские волны и насекомые – все то, что встречается в сюжетах цуба этого периода. И гравировку выполняли уже специалисты-граверы.

К этой же операции относится и прорезание долов – продольных желобков на клинке. Их разновидности учтены и систематизированы, а сами долы, кроме декоративной функции, еще и облегчают клинок, сохраняя его жесткость и гася вибрацию во время удара.

Встречаются варианты, когда декоративная гравировка находится внутри дола и выполнена объемно, в виде барельефа. Такие изображения называются укибори.

В период Эдо возникла также мода гравировать на клинках строки из популярных в то время стихов, а также боевые девизы и изречения мудрецов древности.

Если часть Хоримоно скрыта под рукояткой, значит полосу меча в свое время укорачивали, так как японские мечи укорачиваются только со стороны хвостовика, который обрезается на требуемую величину. При этом случается, что старые надписи, остающиеся на изъятой части хвостовика, сохраняют. Для этого часть хвостовика с надписью видоизменяют и в виде таблички прикрепляют заклепками к укороченному хвостовику. Но это и путь для подделок, когда к менее ценному клинку прикрепляют сохранившуюся надпись от погибшего меча.

Иногда встречаются непонятные знаки, похожие на иероглифы, но и отличающиеся от них. Это имена буддийских богов, написанные на санскрите – языке буддийских книг, пришедших из Индии. Но в данном случае санскрит стилизован и приобрел более привычный для японца вид. Такие надписи называются бондзи, и появились они в то время, когда позиции Синто в стране несколько ослабли, а на первое место вышел буддизм.

На хвостовиках, кроме надписи, могут быть гравированные или штампованные на раскаленном металле изображения – личные знаки кадзи. Это «мон» – личный герб, дарованный за особые заслуги, «као» – стилизованная роспись в стиле скорописи или «какихан» – монограмма из четко начертанных иероглифов, помещенная в рамку.

Все эти изображения будоражат воображение пытливых потомков и повышают стоимость меча.

fishki.net

Мечи японских самураев катана: стальная красота (18 фото) » Сайт приколов

Длинный меч Katana и короткий меч Wakizashi. Самураи носили и то и другое, комбинацию из длинного меча и короткого меча называют Daisho.

Новый катана от мастера Кунимасы Матсубы самого лучшего качества с ножнами, которые покрыты  кожей ската и несколькими слоями прозрачного лака.

Этот катана, сделанный мастером Матсубой, стоит примерно 18.000 евро.

Этот катана принадлежал «последнему самураю» Saigo Takamori. Самураи лишились власти в 1867 году.  Takamori,

после неудачного восстания в 1877 году, совершил харакири — ритуальное самоубийство  мечом.

Античные мечи: верхний меч изготовлен в 1390 году. Нижний — был выкован в 1690.

Катана с ножнами — на нижней половине рисунка можно увидеть волнообразную волнистость — хамон, которая тянется вдоль лезвия.

Хамон — это разграничительная линия между специально закаленным лезвием и остальной частью клинка. Он  определяет красоту лезвия и является своеобразным отличительным знаком

кузнеца

  .

Острие катана называют

Boshi, которая закалена специальным образом

Отделка: Эти отделки называют Horimono. Мотивы рисунка в большинстве случаев религиозного происхождения. Тигр — это традиционный рисунок, который обозначает как знак зодиака, так и «мужское» начало.

Золотая надпись на 400-летнем мече означает, что результатом проверки меча было рассечено 3 тела

Тест светом: чтобы исследовать верхнюю поверхностнь структуры лезвия, а также доброкачественность стали, лезвие рассматривается под искусственным освещением.

Место посадки меча — все части инструктированы узорами

Проверка меча: Мастер Матсуба разрезает жерди бамбука с помощью катаны. Раньше проверка меча

проводилась на живых человеческих телах, как правило на преступниках, или на трупах

Проверка меча — лезвие чисто разрезало свернутое татами

Таким образом, качество длинного меча самурая решают форма, верхняя поверхностная структура и хамон.

Катана является символом настоящего оружия. Помимо катана самураи владели еще многочисленнымы видами другого вооружения.

У самураев столетиями имелась только одна привилегия  — возможность носить мечи катана


скачать dle 12.0

bezumno.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *