Маньчжуры | Центр Льва Гумилёва

Маньчжуры проживают во всех регионах Китая, особенно много их в провинции Ляонин.
Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Есть два диалекта маньчжурского языка: южный и северный. Вследствие многовековой жизни и тесного общения с ханьцами, маньчжуры преимущественно говорят на китайском языке. Лишь малая часть маньчжур, живущих в отдаленных деревнях, и пожилые умеют говорить на маньчжурском языке. Маньчжурская письменность создана в конце XVI в. на основе монгольского алфавита. Сегодня маньчжуры используют китайскую письменность.
В прошлом у маньчжуров был распространен шаманизм, который в нынешнее время среди них не распространен.

Маньчжуры – национальность с древней историей. Они ведут свое происхождение от появившихся свыше 2000 лет назад сушэней, от которых пошли мохэ, илоу, уцзи и другие племена. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжур – мохэ – впоследствии образовали племя чжурчжэней и в XII в. основали династию Цзинь. В 1583 г. Нурхаци объединил все племена чжурчжэней, учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя “Маньчжоу”. Восьмизнаменная структура имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Вступивший на престол в 1636 г. Хуантайцзи переменил название правящей в Маньчжурии династии на “Цин”.

В 1644 году маньчжуры захватили Пекин и вскоре присоединили весь Китай к своей империи Цин (названной так по правящей маньчжурской династии). Основоположник новой династии, Нурхаци, объединил разрозненные племена, родственные чжурчжэням под новым названием, впоследствии связываемым с именем бодхисаттвы Манджушри.

В империи Цин маньчжуры занимали привилегированное положение, образуя костяк армии и структуры государственного управления. Этнические китайцы стали занимать высокие должности в империи только со второй половины XIX века. Будучи привилегированной группой, составлявшей большую часть войск империи, маньчжуры широко расселились по территории Китая, образуя национальные кварталы в крупных городах. При падении империи Цин в 1911 году во многих из них произошли антиманьчжурские погромы со множеством человеческих жертв. После Синьхайской революции 1911 г. национальность получила нынешнее название.

В годы Второй мировой войны японцы построили в Северо-восточном Китае маньчжурское государство Маньчжоу-го во главе со свергнутым в 1911 году ещё ребёнком маньчжурским императором Пу И. В КНР Маньчжурия была разделена на провинции Ляонин, Хэбэй, Хэйлунцзян и Цзилинь. Часть территории Маньчжурии была включена в состав Внутренней Монголии.

 

В 1988 г. в провинции Цзилинь, уезде Яньбянь, Китай, были организовали съёмки документального фильма на тему «Маньчжурские жертвоприношения на огне».

Во время жертвоприношения шаманка призывает к жертвеннику трёх женских духов: Священную Орлицу (Матушка Орлица), богиню Восточного моря (Матушка Дэликэ) и Похитительницу огня Тоялаха.

Днём шаманка, обходя вокруг могучей древней ивы или вяза с пышной листвой, делает приготовления и приносит в жертву оленя или свинью. Вечером шаманка зажигает огромный костёр перед священным деревом и масляные фонари перед алтарём с глиняными и костяными фигурками божеств — фонарь в виде звериной головы, фонарь в виде лягушки, орла, рыбы и прочие. Народ зажигает «толо» («факелы» по-маньчжурски). В этом море танцующих и мерцающих огней шаманка на маньчжурском языке произносит «Молитву о призвании огня» и исполняет танец Священной Орлицы с расправленными крыльями. Под звуки бубна и колокольчиков на поясе Священная Орлица соединяется с телом шаманки. Танцуя, шаманка поёт гимн, в котором воспевается одно из космогонических преданий:

 

«До начала начал
Земля была покрыта водой, небеса были покрыты водой,
Повсюду словно одно огромное море,
Волны переливались словно «толи» («медное зеркало» по-маньчжурски).
В этих тягостных условиях
Трудно было жить чему-либо живому.
В суровой борьбе за выживание почти все люди были истреблены,
Они скитались, не имея места, где могли бы приютиться.
Издалека приплыла Священная Морская Львица (тюлень),
Её послал на помощь небесный шаман.
Она посадила на спину мужчину и женщину.
Люди добрались до острова и там, в пещере, родили потомство,
Так продолжился человеческий род.
Небесная владычица послала Священную Орлицу,
И та в клюве унесла человеческую дочь,
Вырастила её, и та стала первой женщиной-шаманом
И святой прародительницей человечества.

Когда Священная Орлица улетала,
Священная Ежиха укрывала девочку,
Чтобы та не стала жертвой гадов и хищников».

Священная Орлица – небесное божество, покровительница шаманок, её приход вызывает ликование у всего народа. На алтарь с почтением ставится идол Священной Орлицы, её громадные груди подчёркивают физиологическую особенность божественной кормилицы. На алтаре также находится статуя Священной Морской Львицы, спасшей человеческий род во время потопа.

Второе божество, призываемое шаманкой, — богиня Восточного Моря (Матушка Дэликэ, её ещё называют Матушка Дэлигейаолинь). Она выглядит как женщина с рыбьей головой и высокой грудью. Богиня Восточного моря изображена на лицевой стороне овального шаманского бубна. Шаманка, призывающая это божество, должна обладать самой высокой профессиональной квалификацией. Под звуки бубна шаманка сначала совершает поклоны на восток, где обитает богиня.
После соединения этого духа с телом шаманки, шаманка, брызгая изо рта чистой водой, танцует с разноцветными (семицветными) лентами в руке в окружении собравшихся у костра людей. Этот танец повторяет движения рыбы – она то плывёт, то выпрыгивает из воды. Необыкновенно красивое зрелище. Пёстрые ленты касаются зрителей, разбрызгиваемая шаманом вода орошает их, у всех на лице радостное выражение, поскольку цветные ленты и вода являются символами богини Восточного моря. Сокровенную суть этого верования можно постичь, если вслушаться в слова священного гимна.

Предание гласит:

Когда начался потоп, всё живое поглотила вода, и только одного мужчину и одну женщину спасла Морская Львица, так продолжился человеческий род. Из тех же, кого поглотил потоп, одна часть превратилась в животных, подобных рыбам, и они стали жить вместе с рыбами.

Впоследствии богиня Неба Абука Хэхэ (Блистающая Абука) погрузила солнце в океан, температура воды поднялась, и рыбоподобные люди частично восстановили свой человеческий облик, но так никогда и не стали снова людьми. Они превратились в божества Дэликэ с человеческим телом и рыбьей головой.

Дэликэ – это женские духи, которые приносят людям свет и счастье, поскольку изначально сами они были людьми, пережили несчастья и потому сохранили сострадание к людям. При покровительстве дэликэ человеческое потомство растёт сильным и крепким, как резвящиеся оленята.

Поэтому во время танца богини семицветные ленты прикасаются к головам и плечам людей, символизируя семицветный огонь солнца, ниспосланного богиней Неба людям, а разбрызгиваемая шаманкой вода символизирует священные воды Восточного Моря, в котором зародилась жизнь. Свет и вода – вечные символы неиссякаемой жизненной силы, которая так необходима человечеству в преодолении суровых тягот.

Шаманский бубен в предании о сотворении мира

Картина, изображённая в предании маньчжурского рода Гуа-эр-цзя Хала, содержит ранние представления северных народов о происхождении шаманов. Богиня Неба Абука Хэхэ (Блистающая Абука) стёрла глину со своего тела и сотворила Хэхэ Маньни (Блистающую Маньни). Хэхэ Маньни выбрала кусок синего неба и сделала бубен, взяла высокую гору и сделала колотушку для бубна, при ударе неба и горы зародился звук бубна, сотрясший всё кругом, под этот звук родились люди и всё сущее во вселенной.

Описываемая в этом отрывке Хэхэ Маньни является образом шаманки (бубен – неотъемлемый атрибут и символ шамана), она сотворена из глины, покрывавшей тело богини Неба Абуки, она является потомком небожителей и прародительницей человечества. Под звуки бубна она сотворила жизнь во вселенной и является, в действительности, божественной создательницей. Описываемый в приведённом отрывке звук бубна – это звук удара горы о небо. Вероятно, в этом содержится скрытое указание на древний культ размножения, согласно которому от совокупления неба с землёй родилось всё живое.

Аналогичные религиозные воззрения отражены в шаманской поэме «Матушка Вабусибэнь», одно из преданий которой гласит: «При зарождении вселенной, богиня Абука победила демона Елули и послала сопровождавшую её дочь с орлиной головой Водуньлэ в качестве первой шаманки среди людей. Та взяла кусок небосвода над первозданным хаосом и сделала из него священный бубен, а из демона Елули сделала колотушку для бубна. Матушка Водуньлэ взяла колотушку и ударила в бубен в первый раз, так появилось синее небо; ударила во второй раз, и появилась жёлтая земля; ударила в третий раз, и появилась белая вода; ударила в четвёртый раз, и появился красный свет солнца; ударила в пятый раз, и постепенно появились тысячи живых существ и люди».

Шаманка Водуньлэ состоит в свите небожителей, служит в небесном дворце и является великой создательницей. Почему же её образ – это человеческое тело с орлиной головой? В повествовании говорится:

«В тот момент, когда небеса впервые разверзлись, земля была словно ледяная глыба. Блистающая Абука повелела Орлице прилететь с солнца. Та расправила крылья, вобрав в них свет и огонь, а затем полетела в мир. С тех пор снега и льды на земле стали таять, у людей и прочих тварей появилась пища, питьё и возможность размножаться. Однако орлица слишком устала летать и уснула, огонь посыпался с её оперения — леса, горы, всё загорелось и полыхало всю ночь. Проснувшись, Орлица поспешила потушить пожар, в своих огромных когтях она носила землю, накрывая ею огонь, но огонь так полыхал, что спалил её крылья, и она погибла, упав в море, а её дух превратился в шаманку».

В этом героическом эпосе Орлица спасает человечество и всё живое, геройски погибая, дух её обращается в шаманку. Из этого отрывка можно заключить, насколько значима личность шаманки.
В маньчжурском шаманском эпосе Канайлиши повествуется: «Белая Утка – это превращённая девушка. В глубокой древности, когда на всей земле бушевали огромные волны, одна шаманка помогала людям — ловила для них рыбу и кормила. Она могла дышать под водой и глубоко ныряла, однажды она по ошибке приняла камень за рыбу, ударилась и погибла, а после смерти обратилась в дух птицы с белым оперением. Это героическое женское божество, пожертвовавшее своей жизнью ради спасения людей».

Манчжуры входят в группу тунгусско-манчжурских народов. Их родстенниками являются эвенки и нанайцы.

Сергей Кузнецов

www.gumilev-center.ru

Старообрядцы в Маньчжурии 30-х годов. Часть 1 » Перуница

Последнее

Народные промыслы » «Панки» — традиционные деревянные поморские игрушки

Опубликовал: svasti asta

Изготовлением панок для своих детей поморы занимались обычно весной — в период охоты на морского зверя, в минуты отдыха из найденных на берегу брёвен и чурок, резали различные фигурки «от скуки режем

Комментариев: (нет)   

Подробнее…

Народные промыслы » Почему исчезают традиционные ремесла?

Опубликовал: svasti asta

Россияне перестали гордиться тем, что веками создавали их предки. Считается старомодным держать у себя в доме предметы русского быта. Скорее, мы будем украшать свое жизненное пространство ширпотребом

Комментариев: (нет)   

Подробнее…

Народные промыслы » Настоящая мезенская роспись — какая она?

Опубликовал: svasti asta

В последние годы вал продукции «а-ля мезень» заполонил все соцсети и прилавки различных ярмарок «традиционного мастерства». Художники, выполнившие эти работы, совершенно не имеют понятия, что и как

Комментариев: (нет)   

Подробнее…

Старые фото » Этнокультурные группы русских на Алтае. История торговых отношений купцов с алтайцами во второй половине XIX — начале XX века

Опубликовал: svasti asta

Социальная структура русского населения была довольно сложной. Основную часть русского населения составляли переселенцы. Переселенцами называли людей из различных регионов Российской империи, которые

Комментариев: (нет)   

Подробнее…

Дети и их воспитание » Дети-потребители: коммерциализация детства (2008)

Опубликовал: svasti asta

Фильм «Дети-Потребители: Коммерциализация Детства» (Consuming Kids: The Commercialization of Childhood) отчаянно пытается пролить свет на работу безжалостной многомиллиардной маркетинговой машины,

Комментариев: (нет)   

Подробнее…  Все последние новости

www.perunica.ru

Китай на фотографиях 1861-1946 гг. Часть 1: humus — LiveJournal

1861-1864. Портрет маньчжурской девушки в традиционном костюме, Пекин

1867. Маньчжурская невеста, Пекин

1868. Кантон, провинции Гуандун

1869. Образец прически маньчжурской девушки, Пекин

1869.Образец прически маньчжурской девушки, Пекин

1870-1871. Храм Цзиньшань на реке Минцзян в Фучжоу.

1870. Двое мужчин под деревьями, Кантон, Китай

1870. Девушка из Шанхая

1870. Чжань Шичай, известный во всем мире как Китайский гигант Чан (Чанг)

1871. Аборигены Формозы

1871. Две женщины из Сямэнь, провинция Фуцзянь

1871. Маньчжурская невеста в свадебном наряде, Пекин

1871. Плавучий бордель (Цветочная лодка) в Кантоне

1873. Экзаменационный зал в Кантоне

1875. Китайская семья

1879. Генерал Улисс Грант и Ли Хунчжан, наместник Чжили. Тяньцзин

1879.Тибетская принцесса

1880. Группа китайских женщин с веерами, Кантон

1880. Кантон

1880. Нанятые китайские рабочие перевозят боеприпасы британской армии.

1891. Маяк в Кантоне

1895. Лес возле храма в Чефу, Шаньдун

1900. Китайская система наказаний, порка нарушителя закона

1900. Мостки на крыше, где ведет ночной дозор полиция. Кантон

1900. Павильон у входа в погребальный комплекс династии Мин, Пекин

1901. Певицы.Гонконг

1901. Богатые торговцы за обедом под сопровождение поющих девушек, Пекин

1901. Верблюды на площади в Пекине

1901. Врата Китая в Императорском дворце в Пекине.

1901. Проститутки .

1902. Возвращение императрицы Цыси в Пекин после подавления Ихэтуаньского восстания.

1902. Куинсроад во время китайского Нового года, Гонконг

1902. Ученики миссионерской школы играют, изображая голову дракона. Пекин

1904. Кампа-Дзонг (Розовая вершина), Тибет

1904. Похищенные для продажи в рабство дети, Фучжоу

1905. У входа в угольную шахту в районе хребта Западный Та Чу,

1906. В поездке к монастырю Тянь-Ту, Нинбо, провинция Чжэцзян

1906. Дракон на краю канала Тангчу в Пекине

1906. Монахи монастыря Тянь-Ту, Нинбо, провинция Чжэцзян

1906. Промышленный район соляных скважин Тзелючин, Сычуань



humus.livejournal.com

Китайцы, почти наши. История — natpopova — LiveJournal

Познакомлю щазз с занятным материалом. Коллекция картинок — история китайцев на Северо-Востоке, иначе говоря, на той самой территории, в состав которой входит то, что щазз мы называем российским Дальним Востоком.

Собирал китаец, комментировал китаец, фото — частично русские. Автор, откровенно говоря, жуткий националист, ярый и убежденный. Верит в то, что Китай был, жил и здравствовал на нашем ДВ уже тогда, когда русские еще и не предполагали, что данный регион существует в природе. Наивно и столь же убежденно-упертно настаивает, что маньцы, маньчжуры, хэчжэ — истинные китайцы, и всегда такими были. И будут, ясное дело, куда ж они денутся. Но оставим его с его блаженными мыслями, я такие национально-патриотические настроения не разделяю (с умильной улыбкой погладила китайского националиста по черноволосой макушке). Мне интересны лишь картинки. Итак, фото и некоторые комментарии (в том числе мои).

Согласно Пекинскому и Айгуньскому соглашению, китайская граница проходит по реке Эргун (Аргунь) или Вуди (Внутренняя Монголия) на протяжении нескольких сот километров, по всей длине вплоть до устья, далее по рекам Амур и Уссури, которые стали пограничными реками, — по китайской стороне с сохранением для Китая права проживания в 64 поселках северо-восточного региона и права осуществления навигации на реке Туманган. На месте современного поселка Краскино, на склоне холма в то время был размещен белый рисунок — эмблема российского герба, обозначающего территорию, принадлежащую России.

Полагаю, речь идёт о знаке, размещенном на Посьетского участке Хасанского района в честь посещения поста Посьет его императорским величеством государем наследником цесаревичем Николаем Александровичем 16 мая 1891 года. «Берег у пристани был украшен барьером из наших и греческих флагов и зеленью, а у входа поставлены две пирамиды из флагов и военных арматур, образовавших подобие арки. Общее внимание обращал на себя громадный двуглавый орел из местного каменного угля, сделанный по мысли командира 6-й стрелковой батареи полковника Бубнова. На откосе одной из высоких гор, окружающих Новгородск, площадка около 400 квадратных сажень выложена каменным углем в виде орла, а прочие арматуры вымощены щебенкой белого мрамора и кирпича. Украшение имело и эмблематическое значение — на крайнем южном рубеже русских владений государственный герб покрыл самую почву».

Далее сознательно опускаю некоторые перегибы, связанные с националистскими настроениями китайского автора, дабы не разжигать. Да и несодержательны они. Посему — только подписи к картинкам. На фото ниже представлен Хабаровск 1872 года.

А это вокзал Хабаровска в 1899 году.

Снимок ниже — набережная Благовещенска, с орудиями, обращенными в сторону китайского берега. Автор предполагает, что в момент, запечатленный на снимке, Россия ожидала нападения со стороны соседей (речь, видимо, идет о реакции на ихэтуаньское восстание и последующих волнениях).

Также фото Благовещенска. Военные фотографируются с китайцами, приговоренными и ожидающими казни.

Фотография временного моста возле Благовещенска; снимок примерно того же времени, что и предыдущие.

Русские военные после расстрела жителей, дословно, 64 поселков восточно-бережного региона Цзяндун. Готова спорить, немногие из читающих понимают, о чем идет речь 🙂 Но потом как-нить.

Благовещенск, подготовка к атаке.

20 июля 1900 года — понятно без комментариев.

По словам автора, картинка наглядно демонстрирует, как русская армия свирепствовала в одном из упомянутых поселков.

На фото — 1900 год, берег Амура возле Хабаровска, мобелен в честь триумфального возвращения военных.

1903 год, строительство Владивостока. Автор настаивает, что на фото представлены китайские постройки (china-town?): «если бы не этот комментарий, то можно подумать, что снимок сделан в Китае».

1903 год, кумирня в Хабаровске.

В отличие от Хабаровска, во Владивостоке культовые сооружения имели более представительский вид. Например, вот китайская пагода.

Хабаровск, активная общественная жисть китайского народа. Представление в китайском театре (когда-то подробно о них писала).

Китайская театральная труппа в Благовещенске.

Уличный актер в Благовещенске.

Благовещенск, китайский район.

Рынок во Владивостоке.

1905 год, китайско-русская торговля под Уссурийском.

Хабаровск, китайские жители.

Торговля в Благовещенске.

Благовещенск. Китайцы торгуют овощами с джонок.

Благовещенск, торговцы рыбой.

Хабаровск, китайский продавец арахиса.

Торговая компания.

1905 год, китайские торговцы в Восточной Сибири.

1905 год. Большинство китайской ремесленников в Восточной Сибири были выходцами из провинции Шаньдун.

1905 год, китайский сапожник в Восточной Сибири.

Омск, китайские поселенцы.

Владивосток, китайские рабочие собрались для совместного обеда.

1905 год, Благовещенск. Китайские рабочие карьера.

Благовещенск, китайские строители.

Благовещенские рассыльные.

Владивосток, китайские нищие.

Хабаровск, маньчжурская семья.

Благовещенск, китайская семья.

Хабаровск. Китаянки с бумажным зонтиком на прогулке вдоль реки.

Китайская семья во Владивостоке.

Благовещенск, китайский юноша в лучах солнца.

Народы реки Хэйлунцзян (Амур), возможно, народность хэчже.

Китайские рыбаки времен династии Цин.

Китайские жители Сахалина (как их называет автор, нецивилизованные).

1920 год, Владивосток, продавец-китаец.

Вот так. Источник — ЗДЕСЬ.

Потом как-нить я вам все пробелы, все «пустые» места из этого поста распишу. И каких-нить других интересных ссылок с этого ресурса приведу, с переводом. Достойная подборка.

natpopova.livejournal.com

Редкие фотографии 1860-1870 годов, на которых запечатлены китаянки разных сословий



Очаровательные китаянки на старых фотографиях.

XIX век в Китае был периодом урбанизации, индустриализации, протекционизма и расцвета колониализма, а ещё временем небывалых достижений в искусстве и культуре. Но на фоне всех социальных перемен женщина всегда оставалась женщиной – милой и очаровательной. В нашем обзоре редкие фотографии китаянок. Все снимки были сделаны в конце XIX века.

1. Невозмутимая китаянка



Невозмутимая китаянка.

Невозмутимость китаянок в любой ситуации, а также то, как они не демонстрируют эмоции на людях, уже давно стала общеизвестным фактом.

2. Лотосовые ножки



Лотосовые ножки.

На этой фотографии 1868 рядом сидят две китаянки. Одной бинтовали ноги с детства, другой нет. Разница в размере ноги получилась невероятной. Крошечная обувь, которая стоит возле стены, выглядит так, будто она сделана для маленького ребенка, а не для взрослой женщины.

3. Болтушки



Болтушки.

Ситуация, которая типична для любого уголка земного шара и для любого времени: две дамы присели немного поболтать.

4. Формоза



Формоза.

На фотографии 1871 изображена молодая женщина из Тайваня, которую знали под псевдонимом «Формоза» в 19 веке.

5. Смотрины



Смотрины.

Традиция смотрин перед свадьбой является одной из самых распространенных традиций человеческого общества в любой стране. Невеста стоит с покрытым лицом, поскольку жениху не разрешалось видеть ее до свадьбы.

6. Ноги-лотосы



Ноги-лотосы.

У сидящей на этом снимке женщины так называемые «лотосовые ножки«, которые ей бинтовали с раннего детства, чтобы деформировать и уменьшить стопу. В китайской культуре того времени размер ноги девушки были так же важен (если не больше), чем ее внешность. Чтобы удачно выйти замуж, женщины калечили себя с детства

7. Пугливая барышня



Пугливая барышня.

Женщина на этой фотографии, кажется, испугалась фотографа.

8. Симпатичная татарка



Симпатичная татарка.

Симпатичная девушка на этом фото, скорее всего, татарка или маньчжурка.

9. Просто красавица



Просто красавица.

В то время все хотели обзавестись наследником-мальчиком.

10. Мать и дитя



Мать и дитя.

С первого взгляда кажется, что молодая китаянка оперлась на стол, позируя для фотоснимка. Однако, вполне возможно, что она сделала это, чтобы не упасть. Женщины, которым бинтовали ноги, впоследствии с трудом могли ходить.

11. Императрица Цыси



Императрица Цыси.

Вдовствующая императрица Цыси перед тем, как стать самой влиятельной женщиной в Китае, была наложницей. Ее царствование длилось 47 лет — с 1861 по 1908год.

12. Благородные дамы



Благородные дамы.

Судя по роскошным костюмам, эти молодые дамы, скорее всего благородного происхождения. Этот статус подкрепляется крошечной обувью, выглядывающей из-под девушки слева (т. е. у нее «ноги-лотосы»).

13. Младшая дочь



Младшая дочь.

Женщине, несущей своего ребенка на спине, ноги явно не бинтовали с детства. Если она была из провинции Гуандун (Кантон), то это является свидетельством того, что она была младшей дочерью в бедной семье.

14. Маньчжурские девочки



Маньчжурские девочки.

Этим девушкам, похоже, повезло родиться во время, когда бинтование ног не стало традицией. В Маньчжурии среди большинства населения этой обычай не прижился. Что интересно, императорским указом бинтование было запрещено в Маньчжурии в 1644 году.

15. Три китаянки



Три китаянки.

На этой фотографии 1868 года три китаянки в традиционных одеждах встретились, чтобы поболтать. Китайская женская одежда считалась некрасивой и скромной по западным стандартам даже в то время.

16. Классическая прическа



Классическая прическа.

Китайские женщины 19 века проводили много времени за укладыванием своих причесок.

17. Маньчжурская невеста



Маньчжурская невеста.

Маньчжурскую невесту в подвенечном наряде сфотографировали в 1871 году.

18. Головной убор невесты



Головной убор невесты.

На фотографии, сделанной в Пекине около 1867 года, видно, что роскошно одетая маньчжурская невеста еле удерживает на голове огромный головной убор.
[источник]Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/190715/25385/

sayanarus.livejournal.com

100 лет первым цветным фотографиям Китая. 1912 год

В этом году исполнилось 100 лет первому цветному фоторепортажу о Китае. Его автором стал француз Стефан Пассе из знаменитой группы Альберта Кана, тот самый, который в 1912-1913 гг. запечатлел в цвете Монголию.
Пока в Интернете доступна лишь часть снимков китайской серии из архива Альберта Кана, причём некоторые выложены в очень низком разрешении. Покажу то, что мне удалось найти. Почти для всех фотографий сделал цветокоррекцию или даже небольшую реставрацию.

Итак, 1912 г., китайский часовой в форме нового европейского образца на крепостной стене г. Шеньян:

В 1911 г. в феодальном Китай началась Синьхайская революция, в результате которой была свергнута Манчьжурская династия Цин и провозглашена республика. Начались первые попытки вестернизации страны, одним из наглядных примеров которой и является солдат на снимке.
Тем не менее, в 1912 г. Китай оставался ещё почти нетронутым заповедником традиционной (феодальной) культуры. Для европейцев там всё было экзотикой.


Общий вид Запретного города в Пекине 1912 г.:

Ворота Гунганмень в Пекине:

Кажется, они были снесены в 1950-е:

Крепостные стены Пекина:

Знаменитый «Мраморный корабль», один из символов Пекина:

Крупнее

Он же на моём снимке 2004 года:

Пекинец в традиционной маньчжурской одежде:

Крупнее

Вид спереди:

Крупнее

Торговая улица в Шеньяне:

Крупнее

Надеюсь, однажды станут доступны и другие автохромы Китая 1912 года.

RE: Old China, Old Beijing, Peking, Autochrome, Albert Kahn,1912, Stephane Passet

visualhistory.livejournal.com

Маньчжуры — это… Что такое Маньчжуры?

Маньчжу́ры (маньчж.: манчжу; кит. трад. 滿族, упр. 满族, пиньинь: Mǎnzú; монг. Манж) — тунгусо-маньчжурский народ, коренное население Маньчжурии (в настоящее время — Северо-Восточный Китай). Численность — 10,682 млн; из которых 5,39 млн проживают в провинции Ляонин, 2,12 млн — Хэбэй, 1,04 млн — Хэйлунцзян, 990 тысяч — в провинции Цзилинь и 500 тысяч — во Внутренней Монголии. Говорят на китайском языке. Предки — носители глазковской культуры. Начиная с XVII века они значительно китаизировались, лишь небольшая их часть сохранила маньчжурский язык, ещё меньшая — маньчжурскую письменность.

История

В 1644 году маньчжуры захватили Пекин и вскоре присоединили весь Китай к своей империи Цин (названной так по правящей маньчжурской династии). Основоположник новой династии, Нурхаци, объединил разрозненные племена, родственные чжурчжэням[источник не указан 1142 дня] под новым названием, впоследствии связываемым с именем бодхисаттвы Манджушри.[источник не указан 1142 дня]

В империи Цин маньчжуры занимали привилегированное положение, образуя костяк армии и структуры государственного управления. Этнические китайцы стали занимать высокие должности в империи только со второй половины XIX века. Будучи привилегированной группой, составлявшей большую часть войск империи, маньчжуры широко расселились по территории Китая, образуя национальные кварталы в крупных городах. При падении империи Цин в 1911 году во многих из них произошли антиманьчжурские погромы со множеством человеческих жертв.

В годы Второй мировой войны японцы построили в Северо-восточном Китае маньчжурское государство Маньчжоу-го во главе со свергнутым в 1911 году ещё ребёнком маньчжурским императором Пу И. В КНР Маньчжурия была разделена на провинции Ляонин, Хэбэй, Хэйлунцзян и Цзилинь. Часть территории Маньчжурии была включена в состав Внутренней Монголии.

В переписи населения 1953 года 2.5 миллиона человек идентифицировали себя как маньчжуры. Численность около 3 млн. человек (1970, оценка). Между 1982 и 1990, официальное число маньчжуров выросло больше чем в два раза с 4 299 159 до 9 821 180, делая их наиболее быстро растущим этническим меньшинством Китая. Однако фактический этот рост не происходил из-за естественного увеличения, вместо этого люди прежде зарегистрированные как ханьцы просили официальную переклассификацию как маньчжур.

Религия

При маньчжурском дворе исповедовался шаманизм и культ предков; шаманизм был кодифицирован и во многом изменил свою природу как придворная религия. Тибетский буддизм также во многом восстановил своё присутствие на территории империи, что особенно сказалось в Монголии; конфуцианство осталось важнейшим инструментом государственного строительства, во многом схоластическая и формальная сторона конфуцианства была усилена. Современные маньчжуры в сельских регионах сохраняют шаманские традиции, живущие в контакте с монголами — приверженность тибетскому буддизму.

Маньчжурские национальные автономные единицы в КНР

Светлозелёный — маньчжурские автономные округа, тёмнозелёный — округа, где имеются национальные волости маньчжур, красные цифры — число национальных волостей в уезде Светлозелёный — маньчжурские автономные округа, темнозелёный —- округа, где имеются национальные волости маньчжур, красные цифры — число национальных волостей в уезде, желтый — сибо Светлозелёный — маньчжурские автономные округа, темнозеленый — округа, где имеются национальные волости маньчжур, красные цифры — число национальных волостей в уезде

Кроме того, в провинциях (в скобках число национальных волостей) Аньхой (1), Гирин (12), Гуйчжоу (4), Ляонин (61), Хэбэй (33), Хэйлунцзян(23), автономном районе Внутренняя Монголия (3) и городах Пекин (3) и Тяньцзинь (1) имеются маньчжурские национальные волости.

Литература

  1. Советский энциклопедический словарь — Москва: Советская энциклопедия, 1979.
  2. Большая советская энциклопедия. — Москва.: Сов. энциклопедия, 1949—1957, Тома 1-51. 2-е изд.
  3. Всемирная История. В 10 томах. Москва, АН СССР: изд-во Социальноэкономической литературы, 1958.
  4. The New Encyclopaedia Britanica. — Deep Knowledge. 1987. vol. 16
  5. Государь друг своих подданных или придворные политические поучения и нравоучительные рассуждения манжурского и китайского Хана — Кан-Сия. Собраны сыном его, Ханом Юн-Джином. СПБ: 1795.
  6. С. М. Соловьев. Сочинения. Книга 6. — М.: Мысль, 1991.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *