Содержание

Самолет Ил-20: история, модификации и технические характеристики

30.04.2019

Ил-20 является самолётом радиоэлектронной борьбы и разведки. Создан опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1968 году.

История разработки и эксплуатации Ил-20

В середине 60-х годов XX века в Советском Союзе было принято решение о начале разработки самолёта, который бы смог вести радиоэлектронную разведку вдоль государственной границы СССР, а также, в случае необходимости, и радиоэлектронную борьбу. Работы по созданию такого самолёта были поручены опытно-конструкторскому бюро Ильюшина.

После тщательных расчётов и проведённого анализа выбор основы для разработки нового самолёта пал на пассажирский самолёт Ил-18, который в то время был одним из наиболее популярных советских лайнеров. Надёжность Ил-18 также позволяла использовать его в различных климатических условиях.

При изготовлении нового самолёта, получившего название Ил-20, было решено отказаться от двигателей АИ-20, использовавшихся на Ил-18, в пользу более мощных и экономичных АИ-20М. Ещё одной особенностью стала серьёзно уменьшенная взлётная масса самолёта, а также увеличенная вместимость топливных баков, благодаря чему дальность полёта Ил-20 была увеличена до 5400 километров. Из внешних отличий от Ил-18 можно назвать: установленные по бокам от кабины фотоаппараты, предназначенные для ведения перспективной аэрофотосъёмки, а также антенну радиолокационной станции бокового обзора, расположенную в гондоле под фюзеляжем.

Ил-20 стал первым самолётом подобного типа, разработанным в Советском Союзе. Разработка его шла достаточно быстрыми темпами, и уже к весне 1968 года первый опытный образец самолёта был полностью изготовлен. В марте произошёл и первый полёт Ил-20, в котором машина показала хорошую устойчивость в воздухе и надёжность.

После этого начался период испытаний самолёта, которые Ил-20 прошёл хорошо и в 1969 году был принят на вооружение. Однако стоит отметить, что самолёты не поступали в состав авиационных подразделений. Ввиду уникальности Ил-20, его особенной «специальности», самолёты находились в прямом подчинении у штабов военных округов или флотов Советского Союза.

Боевая служба самолётов заключалась в участии в различных учениях, несении боевого дежурства, а также выполнении разведывательных полётов. Тем не менее, с началом устаревания Ил-20 и радиоэлектронной аппаратуры, установленной на них, самолёты переоснащались в транспортно-грузовые.

В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолёта Ил-18Д был создан Ил-20РТ. Ил-20РТ использовался в качестве самолёта телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура. Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе всё того же Ил-18Д, получивший название Ил-22. Интересной деталью является то, что практически все самолёты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета «Аэрофлота», а также имели на бортах надпись «Ил-18».

Уже в 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолёт-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП. Уже через два года начались испытания готовой машины, а в 2019 году три самолёта Ил-22ПП были переданы заказчику.

Обзор Ил-20 и его лётно-технические характеристики

Аэродинамически Ил-20 представляет собой низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение самолёта – однокилевое. Шасси – трёхстоечное. Носовая стойка шасси располагается под фюзеляжем, а боковые – под гондолами двигателей самолётов. Силовая установка Ил-20 представлена 4 одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.

Самолёт оборудован фотоаппаратами перспективной аэрофотосъёмки модели «А-87П», а также станцией радиотехнической разведки «Ромб-4». Также на Ил-20 установлена радиолокационная станция «Игла-1» и станция радиотехнической разведки «Квадрат-2». Пассажирский салон самолёта оборудован для размещения шестерых (затем восьми) операторов, обслуживающих радиолокационное оборудование.

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-20:

Размах крыла, м  37,4
Длина самолета,м  35,9
Высота самолета,м  10,2
Площадь крыла,м2  140,6
Масса, кг
  пустого самолета  33760
  максимальная взлетная  64000
Тип двигателя  4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.  4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч  675
Крейсерская скорость, км/ч  620
Практическая дальность, км  6200
Практический потолок, м  10000
Экипаж, чел  13

Модификации самолёта Ил-20

Существует девять модификаций самолёта Ил-20:

  • Ил-18Д «Игла» – опытная модель самолёта Ил-18, переоборудованного для ведения радиоэлектронной разведки. Оборудован радиолокационной станцией «Игла-1», от которой и получил название. Другое название модели: «Изделие 20».
  • Ил-18РТЛ – модификация Ил-18Д, переоборудованная в самолёт телеметрии, использовавшийся при испытаниях ракет.
  • Ил-20М – основная модель самолёта Ил-20. Самолёт радиоэлектронной разведки и борьбы.
  • Ил-20М1 – самолёт, оснащённый модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехническим комплексом.
  • Ил-20РТ – модификация Ил-20, переоборудованная в самолёт – летающую лабораторию для телеметрии. Использовался при испытаниях ракет.
  • Ил-22 «Бизон» – модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22М-11 «Зебра» – усовершенствованная модель самолёта Ил-22.
  • Ил-22М-15 – последняя разработанная модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22ПП «Порубщик» — модификация Ил-22, используемая в качестве самолёта радиоэлектронной борьбы, а также постановщика помех.

Сильные и слабые стороны Ил-20

Ил-20 создавался на основе пассажирского самолёта Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики он целиком «унаследовал» от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолёта в воздухе и его надёжность также стали следствием этого «родства».

Если говорить о характеристиках Ил-20, связанных исключительно с его основной деятельностью, то здесь следует отметить, что он был первым в подобном роде самолётом, разработанным и производимым в Советском Союзе. Тем не менее, за годы службы в Вооружённых Силах СССР самолёт показал себя с хорошей стороны. Так, Ил-20 исправно нёс службу и не подводил на учениях. А большое количество модификаций самолёта доказывают, что концепция его была выбрана весьма удачно, благодаря чему Ил-20 состоит на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полёта.

Однако неутешительным является тот факт, что Ил-20 уже морально устаревает, и это может стать причиной скорого его снятия с вооружения, причём сразу после появления нового самолёта радиоэлектронной борьбы и разведки.

Заключение

Ил-20 является самолётом, по количеству своих модификаций и спектру выполняемых функций, весьма уникальным. Тем не менее, следует отметить, что период основного рассвета самолёта уже позади, и больших перспектив он в будущем не имеет ввиду своего морального устаревания.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

20М — самолет радиотехнической разведки. Самолет-разведчик Ил-20М: история и современность

В пятидесятые годы XX века произошел технологический прорыв в мировой электронике. Полупроводниковые приборы начали вытеснять привычные всем лампы, размеры оборудования стремительно уменьшались, а возможности аппаратуры расширялись. В военном деле эти процессы также нашли отражение. Связисты получили легкие и компактные технические средства, появились новые возможности шифрования. Разведка тоже не дремала. Вскоре в небо поднялся американский «Орион», который, не нарушая государственных границ, мог обеспечить командованию НАТО большие объемы информации. Нашим ответом стал самолет Ил-20М.

Базовый прототип

Во второй половине пятидесятых годов символом советской пассажирской авиации был Ил-18. Конечно, к тому времени были уже и другие лайнеры, туполевские Ту-104 и Ту-114, но, построенные на базе бомбардировщиков, они не всегда обладали высокой экономичностью, надежностью и комфортом. На Ил-18 часто летал Первый секретарь Хрущев, ему нравился этот самолет. Когда встал вопрос об адекватном ответе не американскую программу радиоэлектронной разведки, выбор был предрешен. Главными критериями для военных специалистов стали два «козырных туза» ильюшинского сугубо мирного авиалайнера: большой внутренний объем, позволяющий размещать в салоне много аппаратуры, и экономичность. Нет, Советская Армия не испытывала недостатка в авиационном керосине. Имела огромное значение способность комплекса технических средств находиться в воздухе до полусуток беспосадочно. Так появился на вооружении Ил-20М, разведчик. Фото этого самолета выявляет даже внешнее сходство с американским «коллегой».

Главное правило — не вызывать подозрений

Разведчик-нелегал должен походить на обычного гражданина, а самолет-разведчик – на пассажирский авиалайнер. Так решили в Генштабе СССР.

В общем и целом этот самолет имел мало различий с базовым Ил-18Д, последней и самой совершенной пассажирской модификацией, особенностью которой была увеличенная дальность полета (6400 против 4850 км у ранее выпускавшегося Ил-18В). Лайнер этот с 1965 года серийно производил московский авиазавод «Знамя труда», здесь же начали строить в 1968-м и Ил-20М. Из соображений сохранности государственной тайны окраску (авиастроители называют ее ливреей) он получил обычную аэрофлотовскую. На носу его осталась надпись «Ил-18», в общем, он внешне не отличался от гражданского борта, и только специалисты, получившие секретный доступ, могли знать, что именно у него внутри. А находились в салоне приборы, позволявшие по интенсивности и характеру радиосигналов судить о степени военной активности армий иностранных государств.

Задачи

Во время учений или при подготовке агрессии вооруженные силы любого государства особенно нуждаются в слаженности, которую обеспечивают войска связи. В идеальном случае сопредельная сторона желает знать весь объем передаваемой информации, но и по интенсивности радиообмена можно очень многое понять. В салоне Ил-20М располагается высококлассный военный лингвист-переводчик, постоянно слушающий открытые каналы связи. Он владеет языком сопредельного государства в совершенстве, знает диалекты и жаргон, используемый военнослужащими армии вероятного противника. Как ни странно, очень большая часть полезных сведений добывается этим немудреным способом. Болтун не только у нас находка для шпиона.

Но не только подслушивать, но и подсматривать может Ил-20М (разведчик). Фото, сделанные высококачественным аппаратом А-87П, за много километров помогут сделать выводы о военной активности, и для этого не нужно пересекать государственную границу. Ну и, конечно же, запеленговать иностранные РЛС тоже не повредит.

Самолет

Как уже было выше указано, Ил-20М-разведчик по своим летным характеристикам и общей схеме идентичен пассажирскому лайнеру Ил-18Д. Это цельнометаллический моноплан с фюзеляжем типа «монокок» круглого сечения. Четыре турбинных винтовых двигателя АИ-20М имеют мощность по 4 250 л. с. каждый. Длина фюзеляжа – 35,9 метра, высота киля над грунтом – 10170 мм, размах несущей поверхности – 17,4 м, ее площадь 140 кв. м. Взлетная масса составляет 64 метрические тонны. Скорость – 640-680 км/ч. Потолок – 10 тысяч.

Разумеется, пассажирские места в салоне Ил-20М совершено излишни, оставлены только кресла персонала обслуживающего сложную электронную аппаратуру. Сиденья (их восемь) тоже особые, предназначенные для укладки парашютов, все-таки военный самолет. Так как полеты предстоят долгие, есть условия для отдыха (буфет, туалет и гардероб). Покинуть борт в случае нештатных обстоятельств экипаж может, воспользовавшись шахтой, ведущей к расширенному грузовому (в пассажирском варианте) люку. Кроме разведчиков-электронщиков, в самолете присутствует, разумеется, и авиационный экипаж в количестве пяти человек (2 пилота, радист, бортинженер и штурман).

Аппаратура при нем

Разведывательный самолет Ил-20М оснащен комплексом радиоэлектронных и оптических средств получения информации. В его состав входит станции «Ромб-4», «Квадрат-2» , перехватывающий прибор ультракоротковолнового диапазона «Вишня», РЛС «Игла-1» бокового обзора и оптическая техника. Всего было произведено два десятка экземпляров Ил-20М. Фото этих самолетов практически идентичны, в большинстве случаев на борту даже нет обычного номера. Каждый из них имеет специфическую комплектацию и предназначен для выполнения конкретного спектра задач, поэтому приняты меры скрытности.

Объективы фотоаппаратов аэрофотосъемки прикрываются в полете специальными шторками, фазированная решетка РЛС заключена в длинный (почти 8 м) радиопрозрачный подфюзеляжный контейнер-гондолу. Оптика размещена в боковых обтекателях, в задней части которых также находятся антенны «Ромба», отвечающего за обнаружение РЛС.

Дальнейшая судьба

Самолет Ил-20М можно назвать небесным ветераном. Для мировой авиации подобные явления не редкость, но в каждом из случаев можно констатировать, что долго летает только настоящий шедевр технической мысли. Электронная аппаратура устаревает, но это не беда, ее можно заменить и установить новую.

Ильюшинский самолет оказался очень удачным, прочным, надежным, легким в управлении и экономичным. В настоящее время его просто нечем заменить. Из всех возможных вариантов роль авиационного электронного разведчика может исполнить только реактивный Ту-214, и то только после тщательной и серьезной перекомпоновки, что является делом неблизкой перспективы. Пока же поддержание Илов в работоспособном состоянии стало заботой военного министерства. Разработана программа их глубокой модернизации.

Ил-20М теперь красят в обычный для военной авиации серый цвет. Гражданской ливреей больше в заблуждение никого не введешь. Когда этот самолет приближается к границе, ВВС соседних стран обычно объявляют тревогу…

fb.ru

Что представляет собой самолет Ил-20? | Армия | Общество

Ил-20. Фото: Flickr.com/ CC BY 2.0 /Alan Wilson

17 сентября российский Ил-20 был сбит ракетой сирийских ПВО. Самолет с экипажем из 15 человек на борту находился в 27 километрах к западу от города Баниаса в провинции Латакия.

Ил-20 (по кодификации НАТО Coot, «Лысуха») — самолет радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, разработан ОКБ имени Ильюшина на базе пассажирского самолета Ил-18Д. Самолет производился с 1968 по 1976 годы. По настоящее время эксплуатируется Военно-воздушными силами Российской Федерации.

Самолет предназначен для выполнения разведки. Он считался первым в Советском Союзе самолетом разведывательного типа. В пассажирской кабине самолета и его багажных отсеках на нижней палубе размещался специальный комплекс средств разведки: антенна радиолокационной станции бокового обзора «Игла-1», а также станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2» и аппаратура радиоперехвата «Вишня». В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для шести (впоследствии восьми) операторов радиотехнических систем. 

Помимо радиолокационной станции, на борту самолета Ил-20 размещались средства радиотехнической и фоторазведки, что позволяло в любых метеорологических условиях получать детальное радиолокационное изображение, которое по качеству было близко к аэрофотосъемке.

Как и на гражданских самолетах, в состав экипажа самолета Ил-20 входили два пилота (командир и второй пилот), штурман, бортрадист и бортинженер. Для экипажа с парашютами в экстренной ситуации был предусмотрен аварийный люк, расположенный в правом борту в задней части фюзеляжа.

Свой первый полет Ил-20 выполнил 21 марта 1968 года, а все испытания полностью завершились летом 1969 года.

В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолета Ил-18Д был создан Ил-20РТ, который использовался в качестве самолета телеметрии при испытаниях ракет в районе Байконура. 

Самолеты Ил-20 и их модернизированные версии часто окрашивались под принятый в те годы стандарт окраски «Аэрофлота», а также носили гражданские регистрационные номера. Внешне самолеты мало отличались от гражданских лайнеров и очень часто несли на борту те же надписи. К примеру, на кабину самолета наносили надпись «Ил-18», как и на гражданских самолетах, несмотря на то, что серийное производство Ил-18 было свернуто.

Самолеты-разведчики Ил-20 и их модернизированные версии не входили в состав разведывательных эскадрилий или авиационных полков ВВС СССР. Они подчинялись непосредственно командованию военных округов (при этом в каждом из округов имелось по несколько самолетов Ил-20).

В последние годы Ил-20 использовался в ходе боевых действий и радиоэлектронной разведки в Сирии. Для выполнения таких задач на борту самолета были установлены РЛС бокового обзора, инфракрасный сканер, оптические датчики и система спутниковой связи. 

Летно-технические характеристики

Самолет имеет однокилевое хвостовое оперение и трехстоечное шасси. Носовая стойка шасси располагается под фюзеляжем, а боковые — под гондолами двигателей. Силовая установка Ил-20 представлена четырьмя одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.

  • Размах крыла — 37,42 м
  • Длина самолета — 35,9 м
  • Высота самолета — 10,17 м
  • Площадь крыла — 140,6 кв. м
  • Масса: 
  • — пустого самолета — 33,76 т
  • — максимальная взлетная — 64 т
  • Тип двигателя: 4хТВД АИ-20М
  • Мощность двигателя, л. с.: 4×4250
  • Максимальная скорость — 675 км/ч
  • Крейсерская скорость — 620 км/ч 
  • Практическая дальность — 6,2 тыс. км
  • Практический потолок — 10 тыс. м
  • Экипаж — 13 чел.

aif.ru

Ил-20, самолёт радиоэлектронной разведки

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • Образцы
  • Участники
  • О проекте
  • Добавить компанию
  • Каталоги
  • О проекте
  • Технические средства обеспечения безопасности границы
  • Промышленный потенциал военно (оборонно)-промышленных комплексов госуд
  • www.arms-expo.ru

    В России проходят госиспытания модернизированной версии самолета-разведчика Ил-20М

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • Образцы
  • Участники
  • www.arms-expo.ru

    Самолет радиотехнической разведки Ил-20М

    Заслуженный «самолет-шпион», предназначенный для ведения электронной разведки.

    Ил-20М («изделие 17») — это военный самолет специального назначения, созданный в конце 1960-х годов на базе пассажирского авиалайнера Ил-18. Машина производилась до 1976 года, всего было построено 20 бортов.

    Платформа Ил-18 оказалась исключительно удачна для создания специальных самолетов, т.к. была экономична и позволяла долго находиться в воздухе. На ее базе делались летающие командные пункты, системы ретрансляции, самолеты разведки и радиоэлектронной борьбы.

    Ил-20М, имеющийся в стране в количестве 15 штук, предназначен для ведения радиотехнической разведки: разведки параметров радиолокационных средств противника, вскрытия мест их работы и т. п.

    Максимальная взлетная масса самолета 64 тонны. Двигатели — четыре турбовинтовых Аи-20М мощностью по 4250 л. с. Максимальная скорость 685 км/ч, крейсерская — 650 км/ч. Дальность полета 4300 км, практический потолок 10000 метров. Летный экипаж 5 человек, команда специалистов радиотехнического комплекса — еще 8 человек.

    Самолеты этого типа — одни из самых засекреченных. Доходит до того, что с некоторых используемых машин тщательно удаляют бортовые номера, и самолеты летают «голыми», с одними опознавательными знаками. Специалисты утверждают, что это необходимо для того, чтобы ввести в заблуждение противника о характере текущего полетного задания. Дело в том, что почти каждый Ил-20М имеет небольшие индивидуальные отличия в составе бортовой аппаратуры и её настройках. Зная эти отличия, можно «вскрыть» миссию самолета и эффективно выстроить систему противодействия.

     


    Фото: Дмитрий Рязанов/russianplanes.net

     

    На борту самолета установлен многоканальный широкодиапазонный комплекс радиолокационной разведки. Его части можно видеть и снаружи: гондола под фюзеляжем — это РЛС бокового обзора «Игла-1», в обтекателях по бокам носовой части фюзеляжа стоит аппаратура станции радиотехнической разведки «Ромб-4» и камеры аэрофотосъемки А-87ПА.

    Машины, эксплуатируемые сейчас ВВС России, с середины 2000-х годов проходят модернизацию бортового оборудования. В открытую печать просачивались названия программ создания новых авиационных комплексов разведки — «Монитор» и «Анаграмма». Подробности этих проектов не разглашались.

    Несколько машин Ил-20М, насколько можно судить, прошли переоборудование по этим программам и активно используются в данный момент для разведывательных полетов, в т. ч. над нейтральными водами.

    defendingrussia.ru

    ИЛ 20 — советский самолет-разведчик, описание и ТТХ штурмовика, особенности конструкции и история создания, преимущества и недостатки

    Ил-20 – это советский самолет РЭБ и радиоэлектронной разведки, созданный в ОКБ Ильюшина в середине 60-х годов. Основой для него послужил пассажирский самолет Ил-18.

    Первый полет Ил-20 состоялся в марте 1968 года, в 1969 году началась его эксплуатация. Продолжается она и поныне: по состоянию на 2016 год в составе ВКС и авиации ВМФ РФ находится несколько десятков различных модификаций самолета Ил-20.

    Производство этой машины было развернуто на авиационном заводе №30 (г. Москва), оно продолжалось с 1968 по 1976 год.

    История создания

    В конце 50-х в Советском Союзе началась эксплуатация нового турбовинтового пассажирского самолета Ил-18. Машина получилась настолько удачной, что почти на два десятилетия она стала настоящей «рабочей лошадкой» советской гражданской авиации. Ил-18 использовался не только в Советском Союзе, но и активно поставлялся за рубеж. На его базе было создано несколько модификаций и целый ряд самолетов для выполнения специальных заданий, в том числе и для Министерства обороны.

    Надо сказать, что многие из этих военных машин практически не отличались от гражданских авиалайнеров (нередко они даже были окрашены по стандартам «Аэрофлота»), но при этом они по факту были одними из самых секретных самолетов в Советском Союзе. Информацию о них оберегали более тщательно, чем данные о новейших истребителях и бомбардировщиках.

    Эти самолеты, носившие обозначение Ил-20 и Ил-22, использовались для проведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов, летающих командных пунктов… Их выпуск продолжался уже после того, как их «родитель» – Ил-18 – был снят с производства.

    После громкого фиаско с самолетом-разведчиком U-2, который был сбит советскими ПВО в мае 1960 года, стало очевидным, что безнаказанным шпионским полетам над СССР, пришел конец. Поэтому американцы изменили тактику и начали использовать для сбора развединформации специальные самолеты радиоэлектронной разведки. Они барражировали у границ СССР и стран Восточного блока, не вторгаясь в их воздушное пространство и не нарушая международные нормы.

    В 1964 году на вооружение был принят первый такой самолет RC-135. Его разработали на базе пассажирского «Боинга 707». Долгие годы RC-135 был настоящей «головной болью» для советской ПВО. Этот самолет регулярно использовался для проведения шпионских миссий. При этом он никогда не нарушал государственную границу СССР, что делало его перехват и уничтожение невозможным.

    Естественно, что работы в области электронной разведки и РЭБ велись и в СССР. Советским военным очень понравилась концепция самолета RC-135, в середине 60-х годов отечественная промышленность занялась созданием аналога подобной машины. В марте 1965 года на этот счет вышло специальное правительственное постановление, которое позже было продублировано приказом министра авиационной промышленности. Разработка самолета комплексной разведки приграничной территории была поручена специалистам ОКБ Ильюшина.

    Самолет-разведчик было решено создавать на базе Ил-18Д – конструкция и летно-технические характеристики этого авиалайнера практически идеально подходили для выполнения подобной работы. Выпуск этой модификации самолета начался летом 1965 года, в это же время «Аэрофлот» приступил к ее эксплуатации. Производство Ил-18Д продолжалось до 1969 года. На основе данной модификации было выпущено большинство «военных» вариантов самолета.

    Из всей линейки «восемнадцатых» Илов именно Ил-18Д имел наибольшую дальность полета, что являлось важнейшей характеристикой для самолета-разведчика подобного типа. В отличие от предыдущих моделей Ил-18, этот авиалайнер оснащался более совершенной и экономичной силовой установкой на основе двигателей АИ-20М и имел дополнительные топливные баки. На полной заправке он мог преодолеть 6400 км.

    Основным инструментом, с помощью которого Ил-20 выполнял свои функции, являлась радиолокационная станция бокового обзора (РЛС БО) «Игла», поэтому в некоторых источниках этот самолет еще называют Ил-18Д «Игла». Данный радар был спроектирован в СКБ-1 НИИ Радиоэлектроники (г. Ленинград). Кроме радиоэлектронной разведки, Ил-20 мог проводить и аэрофотосъемку местности.

    Переоборудование первого Ил-18Д в разведывательный самолет началось в мае 1967 года на авиационном заводе №30. Оно завершилось в начале 1968 года, а уже в марте стартовали заводские испытания новой машины. Первый полет будущего Ил-20 состоялся 21 марта, испытания были завершены в 1969 году.

    Их результаты показали, что в плане пилотирования Ил-20 практически ничем не отличается от серийного Ил-18Д. Оно было легким и удобным, хотя расположение антенны под фюзеляжем самолета несколько уменьшало его устойчивость.

    В целом машина получила положительную оценку и была рекомендована к серийному производству, которое было развернуто здесь же, на заводе №30.

    Второй этап испытаний Ил-20 проходил в 1971-1972 гг., и только после его успешного завершения самолет стал поступать в вооруженные силы.

    Вскоре, вслед за Ил-20, были разработаны и запущены в производство более совершенные самолеты Ил-20М и Ил-20М1. Все вышеперечисленные разведывательные машины не входили в состав обычных авиационных подразделений, они находились в прямом подчинении командующих военных округов. Как правило, в каждом округе имелось несколько самолетов Ил-20. Считается, что до 1976 года на заводе №30 было изготовлено несколько десятков Ил-20 различных модификаций.

    На протяжении всего периода своей эксплуатации самолеты Ил-20 регулярно привлекались к учениям вооружённых сил СССР. Первыми из них стали войсковые учения «Двина», которые проходили в начале 1970 года.

    Практически сразу после принятия на вооружение Ил-20 стали осуществлять патрулирование нейтральных вод различных районов Мирового океана, что не осталось незамеченным для вероятного противника. Однако американцы долго не могли определить, что представляет собой Ил-20, и какие задачи он способен решать. Только в 1978 году он был классифицирован и получил кодовое обозначение Coot-А.

    Позже Ил-20 привлекался для выполнения разведывательных полетов в Афганистане.

    В 90-е годы самолеты Ил-20 стали постепенно снимать с боевого дежурства, потому что их бортовое радиоэлектронное оборудование уже не соответствовало требованиям времени. Его демонтировали, а самолеты переделывали для перевозки пассажиров и грузов.

    В 1980 году в эксплуатацию были приняты самолеты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ. Эти машины также были созданы на базе модификации Ил-18Д. Они использовались при испытательных пусках ракет самого различного назначения. Эти самолеты обслуживали, как гражданскую космическую программу, так и привлекались при запусках баллистических и крылатых ракет.

    Пунктом базирования Ил-18РТЛ и Ил-20РТ был аэродром «Крайний» (Байконур). Данные машины были незаменимы при поиске спускаемых капсул с советских спутников фоторазведки. Самолет засекал сигнал с такой капсулы, а затем направлял в район ее приземления авиационную или наземную группу поиска.

    В 70-е годы на базе Ил-18Д был создан воздушный командный пункт Ил-22.

    В 2009 году началась программа переоборудования Ил-22 в самолет-постановщик помех Ил-22ПП. В прошлом году три первых Ил-22ПП были переданы военным.

    Описание конструкции

    Ил-20 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это четырехмоторный низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и убирающимся трехопорным шасси.

    Фюзеляж самолета цельнометаллический типа полумонокок. Под ним в специальной гондоле размещалась антенна РЛС БО «Игла». Она имела характерную сигарообразную форму. Оборудование РЛС располагалось в переднем багажном отсеке самолета.

    В состав силовой установки Ил-20 входили четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М, мощностью по 4225 л. с. каждый.

    Трехопорное убирающееся шасси состояло из двух основных и передней стойки. Основные стойки шасси четырехколесные, передняя стойка шасси имела два колеса.

    Экипаж самолет Ил-20 состоял из шести человек: двух пилотов, бортрадиста, бортинженера и штурмана. Кроме того, радиоэлектронное оборудование обслуживалось шестью операторами, рабочие места которых находились в передней и средней кабине машины. Салон самолета был полностью переделан, в его хвостовой части располагались помещения для отдыха экипажа с буфетом, туалетами, креслами. Также в задней части фюзеляжа находился аварийный люк, через который можно было покинуть самолет в случае возникновения нештатной ситуации.

    Радиолокационная станция «Игла-1» была основным инструментом ведения разведки на Ил-20, однако отнюдь не единственным. По бортам самолета в специальных обтекателях размещались фотоаппараты комплекса аэрофотосъемки А-87П. Их объективы закрывались сдвижными шторками. Наличие данных обтекателей – это еще один признак (кроме антенны РЛС), по которому можно было отличить самолет-разведчик от гражданской версии самолета. В задней части обтекателей размещались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», в задачу которой входило обнаружение источников радиоизлучения, их частоты и расположения.

    Для более детального изучения радиоизлучающих объектов противника на борту Ил-20 размещался комплекс «Квадрат», а для перехвата радиопереговоров в УКВ-диапазоне использовалась система «Вишня».

    Ил-20 стал первым отечественным самолетом, предназначенным для ведения радиоэлектронной разведки. Хотя, конечно, в наши дни эту машину можно назвать морально и физически устаревшей.

    comp-pro.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *