Советский аналог «Виллиса» – ГАЗ-64 и его военная судьба

Мало кто знает, что в СССР начали разрабатывать легкие военные вездеходы почти одновременно с США. Конечно, американцы были первыми, но Советский Союз очень быстро сориентировался в ситуации. Тем более, что опыт создания полноприводных легковых внедорожников уже был – это ГАЗ-61.


Сегодняшняя история про ГАЗ-64 – первый советский «джип» классического вида.

Как вообще возникла идея

Первый легкий внедорожник, предназначенный для передвижения военных в боевых условиях, появился в США. Тогда компания American Bantam совершила самый судьбоносный поступок во всей своей карьере. Она показала прототип автомобиля, на базе которого потом создали серийные Виллис-МБ и Форд-ГПВ.

Возможно, единственный сохранившийся ГАЗ-64. Фото: Youtube.com

Об этой новинке в начале 1941 года трубили все американские журналы. Через несколько дней одно из этих печатных изданий попало в руки народному комиссару среднего машиностроения.

Увидев прототип легкого полноприводного внедорожника, Малышев вызвал к себе знаменитого уже тогда конструктора Горьковского автомобильного завода Грачева, и показал ему фото в журнале, потребовав срочно изготовить нечто подобное.

Война тогда еще не началась, но ожидалась, поэтому стране нужна была новая разносторонняя техника. В те времена особо не церемонились – если было сказано сделать прототип нового автомобиля в кратчайшие сроки, то к работе приступали в этот же день.

Рождение ГАЗ-64

Проектирование советского легкого внедорожника началось 3 февраля 1941 года. Чертежи сделали буквально за 9 дней, а к сборке первого опытного автомобиля приступили ровно через месяц.

Прототип был готов 25 марта, а 22 апреля два внедорожника уже отправили своим ходом в Москву и показали Сталину.

Тентованный автомобиль оснащался шанцевым инструментом. Фото: Youtube.com

Вторая модель была разработана не Горьковским автомобильным заводом, а НАТИ. Кстати, на испытаниях именно эта техника продемонстрировала лучшие результаты. Но так как АР-НАТИ был создан на агрегатах ГАЗ, в Наркомате машиностроения решили, что именно там будет выпускаться перспективный внедорожник.

Интересно техническое задание, которому должны были соответствовать автомобили:

  • ? Грузоподъемность в 400 кг
  • ? Гарантированный пробег не менее 5 000 км
  • ? Определенные длинна кузова и ширина колеи

Многим может показаться, что цифра 5 000 – это ничтожно мало. На самом деле, для военной техники этого хватало с избытком. Дистанции там небольшие – основной маршрут от штаба до передовой и обратно.

Средний пробег автомобиля в таких условиях не превышает этого значения. Учитывая короткий срок жизни военной техники – большинство внедорожников и года не переживали.

По факту, пробеги ГАЗ-64, а точнее, ГАЗ-67, созданных на его шасси, минимум в 10 раз превышали эти 5 000 км.

На бездорожье автомобиль был идеален, но в колею от грузовиков не попадал. Фото: Youtube.com

Проектируя ГАЗ-64, Грачев использовал узлы и агрегаты от других серийных автомобилей. К концу апреля 1941 года советский внедорожник прошел все испытания и поступил в серийное производство.

Технические особенности

В качестве шасси для создания ГАЗ-64 использовали ГАЗ-61.

От грузового ГАЗ-ММ был взят двигатель, который основательно переработали. Еще от этого автомобиля позаимствовали сцепление и коробку передач.

Указание руководства было четким – ГАЗ-64 должен максимально точно копировать образец из США, ни в чем не уступать ему, а если возможно, то и превосходить. Именно это заставило сократить колею ГАЗ-61 до «американского размера», что повлекло за собой переделку ходовки, да и раму пришлось делать заново.

Кузов для военного автомобиля должен был простым, таким его и сделали, даже переусердствовав при этом. Изначально для изготовления панелей использовали кровельную сталь. Дверей не было – вместо них вешались фартуки-шторки из брезента.

Дело в том, что автомобиль, попавший под обстрел и получивший «пробоину», нужно было покинуть максимально быстро, даже с ранением. Двери в таких случаях могли стать непреодолимым препятствием, и их отсутствие спасло немало жизней.

Рулевая сошка и передние амортизаторы надежностью не отличались. Фото: Youtube.com

Салон рассчитан на водителя и троих пассажиров. Спереди отдельные сиденья, сзади – двухместный диванчик, или, скорее, условно мягкая скамейка.

Лобовое стекло сделали откидывающимся – чтобы стрелять было удобнее. Внутри автомобиля были предусмотрены специальные места для оружия и боеприпасов.

ГАЗ-64 оснащался двумя топливными баками – один под лобовиком на 43 литра, второй под задним сиденьем – на 40 л.

Ходовые качества

Автомобиль развивал приличную скорость на шоссе – до 92 км/ч. Для военных этих параметров было более чем достаточно, ведь ездить приходилось по бездорожью. Расход топлива тоже был вполне приемлемым – 15 литров на 100 км.

Благодаря своему клиренсу в 229 мм и коротким свесам, автомобиль мог преодолевать снежную целину в 40 см высотой и форсировать водные преграды глубиной до 80 см.

Солдаты предпочитали внедорожники из США – они были надежнее. Фото: Youtube.com

Сравнивая ГАЗ-64 и американский «Виллис», можно с удивлением понять, что советская копия оказалась лучше на бездорожье. Хотя, убедиться в этом могли единицы – на фронтах основными легковыми внедорожниками были авто из США. ГАЗ-64 попадались редко – всего было выпущено около 650 экземпляров. Чаще встречались ГАЗ-67, но и они в разы уступали ленд-лизовской технике по количеству.

Хотя конструктивно американский и советский внедорожники похожи, у ГАЗ-64 был более удачный двигатель. За счет низкой форсировки, мотор обладал высокой эластичностью, и мог ехать по бездорожью на любой передаче с малой скоростью.

Для буксировки прицепов и легких орудий ГАЗ-64 больше годился, да и создавали его ориентируясь на требования военных, которым нужен был тягач.

Недостатки советского «джипа»

Несмотря на то, что конструктивно внедорожник из СССР лучше, во время эксплуатации американские «Виллисы» показали себя более надежными. Именно по этой причине ГАЗ-64 выпускали недолго – скоро его на конвейере сменил новая модель – ГАЗ-67.

Основные недостатки первого советского военного «джипа»:

  • ? Рама не выдерживала высоких нагрузок
  • ? Рулевой сошки надолго не хватало
  • ? Передние рессоры на бездорожье лопались
  • ? Двигатель страдал от повышенного расхода масла, текущего через уплотнители

Самым главным минусом ГАЗ-64 была узкая колея, которую сделали, ориентируясь на внедорожник Bantam. Из-за этого автомобиль не попадал в колею, проложенную грузовиками.

ГАЗ-64 называли Иван-Виллис. Фото: Youtube.com

К концу 1942 года ситуацию попытались исправить. Для этого размер колеи передней оси увеличили, не трогая заднюю. Но это привело только к ухудшению проходимости, особенно на деформируемых грунтах.

Начиная с 1942 года, ГАЗ-64 практически не выпускали. Фронту срочно требовались боевые машины, и шасси внедорожников использовались для бронеавтомобилей БА-64.

В начале 1943 года на ГАЗ-64 попробовали устанавливать 37-мм пушку, но это были опытные экземпляры. В этом же году на смену первому военному внедорожнику из СССР пришла усовершенствованная модель – ГАЗ-67. Этот автомобиль стал куда более массовым, хотя американских «джипов» на фронтах было в разы больше.

Найти оригинальный ГАЗ-64 невозможно. Те редкие автомобили, которые встречаются в продаже – это переделки из ГАЗ-67 или даже из ГАЗ-69. Так что если у кого-то в дедушкином гараже чудом сохранился оригинальный экземпляр – это сокровище, за которое коллекционеры отдадут огромные деньги!

ГАЗ-64 и ГАЗ-67: первые внедорожники СССР

2 апреля 2020

ТК «Звезда»

Разработка ГАЗ-64 началась в январе 1941 года, когда стало известно, что в США появился новый дешевый и легкий армейский джип Bantam BRC 40. Советская машина была создана за полтора месяца.

Фото: ТК «Звезда»ТК «Звезда»

Задание на создание машины с такими же характеристиками на конкурсной основе было выдано Горьковскому автомобильному заводу и Научному автотракторному институту. На все работы от проектирования до создания опытного образца было отведено полтора месяца.

Видео дня

На конкурсе победила машина Горьковского завода, созданная под руководством талантливого конструктора Виталия Грачева. По требованию руководства, она имела такую же узкую колею, как и американский Bantam, несмотря на то, что это могло создать сложности в эксплуатации.

Первые ГАЗ-64 сошли с конвейера уже в конце августа 1941 года.

Интересные факты

В основу конструкции ГАЗ-64 легли конструктивные элементы ГАЗ-61, который был первым в мире серийным полноприводным легковым автомобилем с закрытым кузовом седан.

В 1942 года производство ГАЗ-64 было практически свернуто, потому что завод был переключен на выпуск необходимых фронту грузовиков. А кроме того, на базе внедорожника был создан бронеавтомобиль БА-64.

БА-64 имел цельносварной корпус с оптимальными углами наклона, колеса, заполненные губчатой резиной, могли выдерживать попадания пуль. В полноповоротной башне был установлен пулемет ДТ, который также можно было использовать и для стрельбы по воздушным целям. Машины участвовали в операциях на Брянском и Воронежском фронтах, под Сталинградом. Позже был создан броневик с широкой колеей, который получил название БА-64Б. Всего за годы войны Красная армия получила более 8000 БА-64 разных модификаций.

Осенью 1943 года широкие мосты (1445 мм вместо 1250 мм) стали устанавливать и на ГАЗ-64. Эта машина получила обозначение ГАЗ-67. За годы войны фронт получил около пяти тысяч таких внедорожников. Автомобиль в войсках называли «Иван-Виллис», по аналогии с американским джипом, который поставлялся по ленд-лизу. Но по своим характеристикам ГАЗ-67 составлял достойную конкуренцию и во многом превосходил американского аналога.

Боевое применение

ГАЗ-64 предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и легкого артиллерийского тягача. При кратковременной перегрузке он был способен перевезти до отделения бойцов.

БА-64 чаще всего использовались для разведки и для поддержки пехоты в городских условиях: из пулеметной установки можно было вести огонь с хода по крышам и верхним этажам зданий. После войны машины вплоть до 1953 года использовались в РККА как учебные.

Характеристики (ГАЗ-64)

Колесная формула — 4 × 4; максимальная скорость – до 90 км/ч; мощность двигателя — 50 л. С; тип подвески: на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах; масса — 1200 кг (снаряженная).

Автоэксперт,Тест-драйвы,Виталий Грачев,

BK 6408 Масштаб 1:64 «Заправочная станция», фото в реальном масштабе, набор для сборки

ОСОБЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

«Заправка», фото, в реальном масштабе, набор для сборки представляет собой полный набор масштабной модели, который готов к обрезке и сборке.

Photo Real Характеристики включают:

— Детализированная база
— Навесы
— Четыре полнофункциональных газовых колонки на бордюре
— Большая вывеска заправочной станции
— Мусорные баки, мусорные баки и другие детали добавляют глубины и реализма
— Крыша АЗС на двух подробных столбах

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ИНФОРМАЦИЯ О ОСОБЕННОСТИ НАШИХ КОМПЛЕКТОВ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Эти предметы НЕ сделаны из пластика! Он изготовлен из фирменного карточного материала Flexstock с мягким глянцем и детализированными элементами Photo Real.

ЭТОТ НАБОР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ

Набор для сборки HO на гоночную тематику в масштабе 1/64. Этот комплект создан специально для гоночных трасс и макетов игровых автоматов в масштабе HO. Он будет отлично работать как с постоянными, так и с временными установками. Но совместим с любыми диорамами Hot Wheels или Match Box или макетами поездов такого масштаба.

ПОЧЕМУ ПОКУПАТЬ ФОТО ЗДАНИЙ В РЕАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Есть много причин, по которым люди предпочитают наши комплекты. Одной из основных причин является уровень реализма, которого можно достичь, не раскрашивая диораму. Вам также не нужно становиться опытным моделистом, чтобы собрать этот идеально законченный набор с помощью наших наборов. Более того, эти наборы не опустошат банк при создании макета. В конце концов, у вас есть более важные вещи, на которые можно потратить деньги. Еще одна особенность, которую любят люди, — это мини-двери, детали интерьера, комнаты-иллюзии. Мы даже включаем указатели и комья мха для ландшафтного дизайна вашей модели, чего нет в других наборах моделей.

При необходимости основание можно легко отрезать после сборки здания. Тем не менее, наши детализированные базы — это отличный способ детализировать макет вашей трассы и еще одно преимущество владения набором моделей Photo Real! Таким образом, остается вопрос, зачем покупать пластиковые или деревянные комплекты, которые могут выглядеть поддельными, стоят дороже и требуют квалифицированной покраски, чтобы хотя бы «попытаться» заставить их выглядеть наполовину реалистично! Читай дальше.

ИЗОБРЕТЕН ИЗ НЕОБХОДИМОСТИ

Эти удивительные наборы для сборки были действительно изобретены нашим генеральным директором, который хотел классно выглядящие масштабные здания, но у него не было навыков рисования или терпения, чтобы собрать дорогие пластиковые наборы, которые выглядели бы подделкой. Без каких-либо навыков рисования он был разочарован. Он знал, что создание любого модельного набора на рынке займет много часов и все равно будет выглядеть подделкой или еще хуже. Их также можно было испортить после сборки из-за отсутствия у него навыков моделиста и слоя за слоем липкой краски. В довершение всего он был придирчивым, неумелым, перфекционистом, скрягой!

Затем у него был «момент ага», и родилась линия Photo Real. Теперь даже он мог собрать масштабные модели, которые производили эффект «вау» с несколькими функциями, которые раньше никогда не были доступны. Он включил 3D-иллюзии, детали интерьера и фотореалистичный вид, так что вы можете сказать: «Вау, я построил это сам». Да, даже опытный модельер-ветеран оценит уровень реализма в этих моделях.

ЧТО ВКЛЮЧЕНО

— 4 листа модели Flexstock
— 1 x Пейзажный мох
— 2 знаковых столба

К сожалению, в наши наборы для сборки не входят масштабные автомобили, транспортные средства или люди. Они показаны только для наглядности.

РАЗМЕР БАЗЫ: 5,9″ x 7,4″
РАЗМЕР СТРОИТЕЛЬНОЙ НОГИ: 3,3″ x 2,4″

МАСШТАБ: 1/6 4 Масштаб

КАК ЭТО СДЕЛАНО

Во-первых, мы основываем наши наборы на использование настоящих строительных материалов, затем сфотографировано и художественно собрано в цифровом виде высококвалифицированным художником с использованием компьютерных технологий и напечатано идеальной толщины на картах High Definition Flexstock прямо здесь, в США. Затем мы упаковываем все это с несколькими вкусностями и публикуем полноцветные инструкции в европейском стиле онлайн для облегчения сборки, чтобы сэкономить вам еще больше денег, поскольку вам не нужно печатать дорогие инструкции, и это позволяет нам предоставлять вам цветные фотографии большего размера.

КАК ЭТО СБОРКА

Начните с наших подробных инструкций в европейском стиле, которые размещены в Интернете в полном цвете для облегчения сборки. Это дает нам свободу для больших полноцветных фотографий и более подробных безотказных инструкций, и мы передаем эту экономию вам. Сборка проста, просто вырежьте компоненты острыми ножницами, слегка надрежьте области сгиба ножом Exacto, затем сложите надрезанные швы прямым краем стола. Затем соберите комплект, используя очень недорогой мини-пистолет для горячего клея для моментального соединения. Вы на пути к тому, чтобы стать обладателем самого детализированного масштабного здания на рынке!

ИНСТРУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СБОРКИ

Острые ножницы, острый нож Exacto для надрезов, мини-пистолет для горячего клея, 3 клеевых стержня, линейка для ровного края, несколько маркеров на водной основе для подкраски надрезанных углов.

НАСКОЛЬКО ПРОЧНЫ ЭТИ КОМПЛЕКТЫ В СБОРЕ

Эти готовые здания прочны и прочны в собранном виде. Давая много лет отображения на вашем ценном макете трека. Эти масштабные здания также не повредят и не поцарапают ваши хрупкие игровые автоматы или поезда, когда они сойдут с рельсов или выйдут из слота.

PERFECT FOR

Возраст 16+, не рекомендуется для детей младше 16 лет без присмотра взрослых. Эта детализированная модель станет идеальным аксессуаром для всех гусениц для игровых автоматов AFX и всех гусениц, макетов и наборов для игровых автоматов в масштабе 1/64 HO. В частности, наборы игровых автоматов Aurora, наборы игровых автоматов Lifelike или трассы игровых автоматов Racemasters. Этот комплект модели трибуны и подставки для хот-догов идеально подходит даже для макетов поездов S-Gauge, таких как заправочная станция, предназначенная для того, чтобы втыкаться в дорожку вашего слот-автомобиля или скользить под ней. Мы считаем, что это самая детализированная заправочная станция, когда-либо выставленная на продажу! Вы не будете разочарованы!

ЭТОТ НАБОР СОВМЕСТИМ СО СЛЕДУЮЩИМИ БРЕНДАМИ

Все наши наборы моделей разного масштаба идеально подходят для всех компоновок путей Lionel, поездов Lionel и наборов поездов Lionel, реалистичных поездов и наборов реалистичных поездов, реалистичных моделей, реалистичных поездов, реалистичных наборов поездов , модели Woodland Scenic, Woodland Scenery, модели Plasticville, наборы поездов Walthers, наборы игровых автоматов Scalextric, наборы игровых автоматов Carrera, игровые автомобили SCX, наборы игровых автоматов SCX, диорамы Monogram Model, дисплеи моделей Revell. Детализируйте их и комбинируйте с аксессуарами. Например, поезда и здания от Bachmann, Woodland Scenics и Atlas Trains Plus, наборы поездов Atlas, поезда Faller, наборы поездов Faller, макеты Faller, и это лишь некоторые из них. Эти другие аксессуары масштаба, такие как наши реалистичные знаки масштаба, знаки масштаба HO, знаки масштаба 1/64, знаки масштаба 1/87, знаки HO Real Reflective, указатели весов и ограждения весов, также идеально сочетаются с продукцией вышеуказанного производителя.

ОБ ЭТИХ ВЕСАХ

Этот набор предназначен специально для масштаба 1/64, более известного как HO Slot Car Scale или Slot Car HO. Он совместим с производителями масштабных автомобилей, такими как Johnny Lightning, Hotwheels и Matchbox. Они также были созданы для гонок на игровых автоматах на трассах HO для игровых автоматов. Бренды, которые производят гусеницы в масштабе 1/64, включают AFX и Aurora.

ДОСТУПЕН ЛИ ЭТОТ НАБОР ДЛЯ ДРУГИХ ВЕСОВ?

Да или будет скоро, просто посетите наш магазин.

КТО ПРОИЗВОДИТ ЭТИ КОМПЛЕКТЫ?

Этот модельный комплект изготавливается, разрабатывается и распространяется компанией Innovative Hobby Supply, ведущим новатором в области товаров для хобби. Наши офисы и завод расположены в Миннеаполисе, штат Миннесота, США. Покупайте со 100-процентной уверенностью.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

После того, как вы соберете этот комплект для сборки в масштабе Photo Real Scale и добавите его в макет трека. Вы, без сомнения, захотите еще!

Series 64 ™ — PB HEAT