Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс «Баргузин»

https://ria.ru/20170828/1501204310.html

Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс «Баргузин»

Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс «Баргузин» — РИА Новости, 03.03.2020

Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс «Баргузин»

Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)… РИА Новости, 28.08.2017

2017-08-28T11:51

2017-08-28T11:51

2020-03-03T06:08

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/96268/77/962687707_0:27:696:419_1920x0_80_0_0_ef69e05f9f8ae059e04a6cdb9734fee3.jpg

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.

xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/96268/77/962687707_39:0:658:464_1920x0_80_0_0_509c2dc69b6e67fdcda5d932ea8cb2f0.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

вооруженные силы — безопасность, безопасность, ракетные войска стратегического назначения, pc-24 «ярс» (ракета), «баргузин» (поезд), министерство обороны рф (минобороны рф), россия

Вооруженные силы — Безопасность, Безопасность, Ракетные войска стратегического назначения, PC-24 «Ярс» (ракета), «Баргузин» (поезд), Министерство обороны РФ (Минобороны РФ), Россия

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ «Молодец», известного на Западе под именем «Скальпель». Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, «наградил» руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

 

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК «Баргузин»

NaN , NaN:NaN

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все «Молодцы» были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту «Баргузин».

Состав с «сюрпризом»

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же «сверху» поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

Путин: РВСН планомерно переходят на комплексы «Ярс»

NaN , NaN:NaN

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ «Южное». Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: «впихнуть» ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их «сломать». В конечном счете «Молодец» выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза.

Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом «не так».
Официально на вооружение «Молодца» приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

«Ярсово» поле: зачем РВСН развернет на позициях десять ракетных полков

NaN , NaN:NaN

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) «Тополь-М» как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут «затеряться в толпе». И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 «Ярс», также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако «Ярс» и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФЗагрузка баллистических ракет РС-24 «Ярс» в пусковую установку. Кадры Минобороны

© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один «Баргузин» будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

Доля новейшего оружия в РВСН к концу года достигнет 66%

NaN , NaN:NaN

«В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает».

Более того, даже полностью уничтожив нашу «ядерную триаду» массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото : предоставлено пресс-службой РВСНБоевой ракетный железнодорожный комплекс

© Фото : предоставлено пресс-службой РВСН

Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Рубрика:

История

20.10.2019 14:05

Антон Валагин

32 года назад заступил на боевое дежурство первый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Молодец» с тремя баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ. За фантастическую точность они получили в НАТО имя Scalpel. Были у БЖРК и другие преимущества, главные из которых — мобильность и незаметность.

Идея спрятать свой ядерный арсенал от первого удара противника с тем, чтобы сберечь его для удара ответного, беспокоит умы стратегов СССР и США, начиная с 60-х годов. Именно возможность сокрушительного возмездия до сих пор остается  главным сдерживающим фактором Третьей Мировой войны.

Есть система «Периметр», чья задача — нанести ответный удар всей мощью РВСН даже в случае, если уничтожены их командные пункты и руководство страны. Атомные бомбы и ракеты прячут в разбросанные по миру бомбардировщики и подводные лодки, укрывают в защищенные подземные шахты или отправляют колесить по лесам на огромных грузовиках. Американцы дважды пытались поставить пусковые установки межконтинентальных ракет на рельсы, но оба раза отказывались из-за дороговизны и технической сложности проекта. Построить ракетный поезд удалось только Советскому Союзу.

Рожденный в СССР

Создание БЖРК действительно было очень сложной технической задачей — сродни первым космическим полетам.

— Никто и никогда ни в отечественной, ни в  мировой практикене сталкивался еще с таким количеством проблем. Нам необходимо было разместить 150-тонную ракету в железнодорожном вагоне, причем ходить он должен по путям обещго пользования. Как обеспечить абсолютную безопасность ракеты с ядерной боеголовкой в пути, ведь нам была задана расчетная скорость 120 километров в час? Выдержат ли полотно и мосты? Как быстро поднять ракету в вертикальное положение? Устоит ли поезд во время старта? — вспоминал главный конструктор «Молодца» Василий Уткин. Создавали БЖРК два брата-академика. Василий Федорович занимался твердотопливной  ракетой, Алексей — вагоном с пусковой установкой.

Летные испытания комплекса начались в 1985 году, было произведено 32 пуска ракет, несколько прототипов ракетных поездов прошли более 400 тысяч километров по железным дорогам. Новое оружие тестировали в различных климатических зонах: от заполярной тундры до пустынь Средней Азии. 20 октября1987 года первый ракетный полк (он же поезд) заступил на боевое дежурство под Костромой.

«Поезд номер ноль»

Выпуск на дороги страны «поезда номер ноль» (такое прозвище получил БЖРК в МПС) потребовал укрепления десятков тысяч километров железнодорожного полотна, оборудования на маршрутах боевого патрулирования сотен стартовых позиций с известными координатами (они нужны были системе наведения РТ-23), реализации десятков нестандартных технических решений.   Скажем, висящий над путями контактный провод перед пуском отодвигался в сторону специальным устройством, поднимавшимся из вагона. Вагон с ракетой становился на выдвижные домкраты, часть его тяжести при помощи упоров передавалась на соседние вагоны. Размещая трехступенчатую ракету в 24-метровый вагон, сопла и головной обтекатель сделали выдвижными. А чтобы факел стартующего «Скальпеля» не сжег БЖРК, ракету поднимал из контейнера пороховой заряд, она отклонялась в сторону и лишь затем включался двигатель.От остановки поезда до пуска всех трех МБР проходило 17 минут.

Локомотивы у «Молодца» тоже были обычными лишь с виду. Они имели систему дозаправки на ходу от прицепленной сзади цистерны, автоматический запуск дизеля и бронированную кабину. В каждом БЖРК было три тепловоза, тащивших 17 вагонов: три пусковых установки с ракетами, 10 вагонов с аппаратурой, цистерну с топливом для локомотивов и три вагона для экипажа: два спальных и столовая. На боевое дежурство в поезде отправлялись порядка 70 человек: две локомотивные бригады, ракетчики, связисты, охрана и офицеры. Во всех официальных документах БЖРК именовались «специальными поездами связи», расчеты ходили в форме связистов и не имели права покидать составы во время дежурства

В депо

В 1991 году в составе РВСН было уже 12 «Молодцов», они колесили по огромной территории от Волги до Ангары. Расчеты конструкторов подтвердились: заметить БЖРК среди мешанины грузовых составов на станциях не могли даже опытные железнодорожники. ЦРУ предприняло попытку отследить ракетный поезд, отправив из Владивостока в Швецию по железной дороге контейнер со следящей аппаратурой, но его вскоре вычислили и нейтрализовали. Неуловимые «Скальпели», способные оказаться в любой точке страны (за сутки БЖРК проходил до 2000 километров), настолько обеспокоили НАТО, что в том же году британский премьер Маргарет Тэтчер уговорила Михаила Горбачева не выпускать БЖРК из депо. А через два года был подписан договор СНВ-2, по которому Россия сняла «Молодцов» с вооружения.

#ракеты

#ядерное оружие

Главное сегодня

  • Путин на неделе посетит один из регионов и пообщается с членами РСПП

  • В Кишиневе зафиксированы столкновения между протестующими и полицией

  • Экс-глава ЕП Шульц: Венгрия и Польша создают барьеры для вступления Украины в ЕС

  • Военкор Руденко: Российским огнем уничтожены иностранные наемники у Артемовска

  • Пользователи соцсети возмутились высказыванием главы ЕК фон дер Ляйен про Россию

  • СК опроверг информацию о причастности хоккеиста Иванюженкова к убийству в Подольске

Сюжетов Боевой железнодорожный ракетный комплекс.

(1980

Сцена №1 Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК).

Знак «Станция «Ромашка». Военные проходят в здание.

Регистратор отдела БЖРК. Военные в экипировке. ключи

Режим «Битва»

Календарь: 2002

Локации: Костромская область [782]

Темы сюжетов:

Оборона и внутренняя безопасность

Сюжет №2 Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Летные испытания ракеты, пускаемой с БЖРК — Рапид.

БРЖК на ж/д вокзале.

Ключевые слова

Ракетные силы
Ракеты
CB «Southern»

Календарь: 1980th

Темы кадров:

Защита и внутренняя безопасность

Сцена №3 БАГАЯ РЕВОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА

BRSHRK ОСНОВАЯ СИСТЕМА.

Баллистическая ракета в пусковом устройстве БЖРК.

Операторы оборудования, сложные работы.

Специальные машины и оборудование, рабочие специалисты.

Вагонный автономный комплекс: вода и продукты питания.

Вагоны штабные — вагон с кухней-столовой, купе, туалетом, душевой.

БЖРК покидает ангар.

Ракета с пусковой установкой реактивной системы.

Железнодорожный ракетный комплекс на маршруте патрулирования — разные планы.

Рабочие, ремонтирующие железнодорожные пути.

Командный пункт управления БЖРК; Дежурный экипаж.

Пуск ракет из пусковой установки БЖРК.

Прохождение БЖРК.

Вудленд; БЖРК на дороге — снято с вертолета.

Пейзажи, снятые с поезда.

Ключевые слова

Ракетные войска
Ракеты
КБ «Южное»

Календарь: 1980-е

Времена года: Лето [824] Зима [823]

Темы кадров:

Оборона и внутренняя безопасностьЭкологияГеография и природа

Сюжет №4 Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

Демонтаж стреляющих ракет контейнера БЖРК.

Подготовка к стрельбе БЖРК: подъемная палуба; ракета перед запуском.

Ключевые слова

Ракетные войска

Календарь: 1990-е

Сюжеты Темы:

Оборона и внутренняя безопасность

Сюжет №5 Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

.

Состав рельсового ангара БЖРК.

Командный пункт БЖРК; работающие профессионалы.

Запуск с комплекса.

Ракета в воздухе.

Key words

Missiles
«Yuzhnoe»

Calendar: 1980th

Footage Topics:

Defense and internal security

All Aboard Russia’s Nuclear Weapon Apocalypse Train

A new rail-mounted intercontinental ballistic missile is due to обрушится на российские железные дороги в 2020 году. Российские государственные СМИ сообщили 9Рельсовая ядерная ракета № 0133 БЖРК «Баргузин» начнет испытания в 2019 году и поступит на вооружение в следующем году. Схема предназначена для того, чтобы сделать ядерный арсенал страны более мобильным и, следовательно, более трудным для обнаружения в военное время.

Одна из многих проблем межконтинентальных баллистических ракет заключается в том, что они являются приоритетными целями в случае ядерной войны. То есть каждая воюющая сторона хотела бы уничтожить ядерное оружие другой стороны, а это оружие — легкая добыча, если оно застряло в ракетных шахтах и ​​противник знает, где оно находится. Чтобы обойти эту проблему, Россия решила разместить многие из своих межконтинентальных баллистических ракет на гигантских колесных мобильных пусковых установках.

Начиная с 2019 года стратегические силы России продолжат переход на мобильные ракеты с новой железнодорожной МБР «Баргузин». Баргузин — это ракета ЯС-24 «Ярс» , размещенная на железнодорожной пусковой установке. «Ярс» весит 54 тонны, имеет длину чуть более 60 футов и, согласно российским источникам, имеет дальность полета чуть более 6800 миль. «Ярс» уже развернут в подземных шахтах и ​​мобильных пусковых установках (см. выше), и его размещение на эшелонах станет третьей схемой базирования этой новой ракеты.

Карта основных железнодорожных линий России, хотя второстепенные линии, по которым может проходить Баргузин, не обязательно изображены. Фото из Википедии.

Согласно The National Interest , будет пять железнодорожных полков МБР, каждый с составом и шестью ракетами. Каждая из ракет предположительно будет нести десять боеголовок, а это означает, что эта скромная группировка, состоящая всего из 30 ракет, будет содержать в общей сложности 300 боеголовок. На самом деле фактическое количество будет немного меньше, поскольку каждая ракета, скорее всего, будет оснащена несколькими так называемыми «средствами проникновения», включая ложные боеголовки и блокираторы радаров, а не боеголовки.

Размещение такого количества боеголовок на одной ракете имеет несколько преимуществ. Во-первых, легче содержать меньше ракет, чем больше. Во-вторых, когда речь идет о ядерном бою, одновременное отправление десяти боеголовок в сторону врага затрудняет их уничтожение. Россия обеспокоена тем, что американский противоракетный щит, развернутый в Восточной Европе, ослабляет ее способность нацеливаться на Соединенные Штаты. Противоракетный щит фактически развертывается для защиты Европы от ракет с Ближнего Востока и не имеет возможности защитить Соединенные Штаты, но Россия по-прежнему планирует противодействовать этой системе.

Новый договор о СНВ позволяет как Соединенным Штатам, так и России поддерживать ограничение в 700 межконтинентальных баллистических ракет, ракет подводных лодок и бомбардировщиков, но 1550 реальных боеголовок. Хотя договор оказался очень полезным в переговорах о снижении количества боеголовок, ракет и бомбардировщиков, которыми владеют обе стороны, он также побуждает каждую сторону размещать более одной боеголовки на каждой ракете, чтобы максимизировать количество развернутых боеголовок.

Изображение Пентагона ракетной системы РТ-23 времен холодной войны.

Россия предпочитает мобильные МБР. С 6,6 миллионами квадратных миль территории, разбросанной по 11 часовым поясам, у него достаточно места, чтобы спрятать ракеты на ходу. В течение 1980-х годов Советский Союз разместил в поездах ракеты РТ-23 «Молодец» , но к 2005 году все они были выведены из эксплуатации. железнодорожной системы и, с точки зрения спутников-шпионов, будет неотличим от остального железнодорожного транспорта.

Проблемы с системой базирования железной дороги. Коммерческие железнодорожные пути проходят в таких местах, как крупные города, и из соображений безопасности лучше избегать таких мест. Во-вторых, железнодорожная межконтинентальная баллистическая ракета не может покинуть железнодорожную сеть, что значительно упрощает обнаружение установленных на железной дороге ракет, чем мобильных ракет. Наконец, перерезание железнодорожных путей ядерным оружием или даже зарядом взрывчатого вещества, взорванным солдатом спецназа или диверсантом, может сорвать поезд с рельсов или ограничить его способность двигаться.