Содержание

БТР-152 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

БТР-152 — тяжелый трехосный полноприводный бронетранспортер начали проектировать конструкторы Московского автомобильного завода в ноябре 1946 года. В разработке конструкции бронетранспортера БТР-152 принимали участие Б. М. Фиттерман (руководитель), К. М. Андросов, Петренко, В. Ф. Родионов, П. П. Черняев, Н. И. Орлов и др. В конце 1949 года бронетранспортер успешно прошел государственные испытания, а 24 марта 1950 года был принят на вооружение. Труд создателей бронетранспортера был высоко оценен. Они были в 1950 году удостоены Государственной премии.

БТР-152 — видео

Компоновочная схема среднего бронетранспортера была идентична компоновочной схеме среднего бронетранспортера БТР-40. Она также включала четыре отделения, располагавшиеся по длине корпуса от носа к корме в следующем порядке: силовой установки (моторное), управление, десантное, которое при необходимости можно было использовать как боевое отделение, и трансмиссионное, располагавшееся под первыми тремя отделениями.
Бронетранспортер БТР-152 был выполнен по безрамной схеме, обеспечивающей меньшую массу за счет исключения рамы и меньшую габаритную высоту. Эта схема предусматривала крепление к бронированному корпусу машины, обладавшему необходимой прочностью и жесткостью двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии, ходовой части серийного грузового автомобиля ЗИС-151.

В бронетранспортере отсутствовала крыша в десантном отделении; имелись амбразуры, прикрытые броневыми заслонками, для стрельбы из личного оружия десантников из дверей в отделении управления и кормовой части десантного отделения. В отделении управления предусматривалось размещение двух человек — водителя и командира бронетранспортера, в десантном отделении — 17 человек. В смотровых люках водителя и командира бронетранспортера устанавливались приборы наблюдения — многослойные стеклоблоки широкого обзора.

Бронетранспортер БТР-152 был вооружен пулеметом СГМБ, образца 1949 года, который мог устанавливаться на одном из четырех вертлюжных кронштейнов — курсовом (основном), установленным над отделением управления, бортовых и кормовом. Углы горизонтального обстрела пулемета, установленного на курсовом и кормовом кронштейнах, составляли 170 , и на бортовых кронштейнах 120-145 градусов вертикального обстрела пулемета составляли
от -15 до 4-43 градусов. Боекомплект бронетранспортера составлял 1250 патронов (5 лент).

Бронетранспортер БТР-152 был укомплектован танковой коротковолновой приемо-передающей радиостанцией Р-113. Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии бронетранспортера отличалась простотой. Она давала возможность значительного сокращения колесной базы по сравнению с одноименным параметром базовой машины (на 385 мм), чем обеспечивалось сокращение габаритной длины машины. С целью получения хороших тягово-скоростных качеств бронетранспортера, мощность его двигателя, допускавшего форсирование по частоте вращения коленчатого вала и степени сжатия, была повышена до 80,9 кВт (110 л.с.). Подвеска бронетранспортера, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических рессор с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия переднего моста и балансирной для задней тележки, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и местности с достаточно высокой средней скоростью — до 20-25 км/ч. Бронетранспортер имел 38 мест смазки, требовавших разных видов смазки и масел для 55 точек смазки. Величины преодолеваемых бронетранспортером профильных препятствий практически не изменились по сравнению с его базовой машиной.

В 1950 году параллельно с основной моделью бронетранспортера была разработана его модификация БТР-152А, вооруженная двумя спаренными крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, образца 1944 года, предназначенных для поражения воздушных, летящих на высоте до 2000 м, и легкобронированных целей на расстоянии до 1000 м, которые были установлены на турельной установке в десантном отделении, обеспечивающей круговой горизонтальный обстрел с углом возвышения до 90 градусов. Боекомплект состоял из 1200 патронов к пулеметам (24 ленты). Число десантников у этой модификации было уменьшено до восьми человек.

Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии модификации бронетранспортера БТР-152В практически не изменилась по сравнению со схемой основной модели, за исключением дополнительно включенных в нее элементов привода лебедки. Подвеска этой модификации бронетранспортера практически не изменилась.

В 1955 году параллельно с модификацией бронетранспортера БТР-152В была разработана ее модификация — БТР-152Е, вооруженная двумя спаренными крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, образца 1944 года, которые были установлены в ее десантном отделении аналогично бронетранспортеру БТР-152А.
Б 1955 году была разработана и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В, отличавшаяся от замененной ею основной модели агрегатами и узлами трансмиссии и ходовой части новой машины (ЗИЛ-157), шинами увеличенного профиля (12,00-18″ вместо 9,00-20″), системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах с наружным прдводом воздуха к шинам, воздушным компрессором повышенной производительности с водяным охлаждением головки, увеличенным передаточным отношением главной передачи мостов, лебедкой, карбюратором и пусковым подогревателем двигателя.

В 1958 году была разработала и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В1, отличавшаяся от бронетранспортера БТР-152В более совершенной системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах — с внутренним подводом воздуха к шинам, подшипниками скольжения ступиц балансирной подвески задней тележки, заменивших подшипники качения, установкой прибора ночного видения водителя и отопителем отделения управления и десантного отделения. Прибор ночного видения водителя (мод. ТВН-2) представлял собой перископическую бинокулярную оптическую систему с электронно-оптическим преобразователем невидимого изображения объекта в видимое при облучении дороги и объектов инфракрасными лучами.
В 1959 году была разработана и начала серийно выпускаться еще одна модификация бронетранспортеров этого типа — БТР-152К, отличавшаяся от ранее выпускавшихся моделей корпусом с бронированной крышей, позволявшей защитить от огня сверху личный состав, находящийся в десантном отделении, и герметизировать отделение управления и десантное. В крыше корпуса имелись три люка с крышами для посадки (высадки) десантников и два смотровых люка. С целью сохранения боевой массы модификации как у основной модели, число десантников у нее уменьшили до 13 человек.

 

Внутри БТР-152

Модификации

БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4

В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4

 

БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2

БТР-152А (1951) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Серия в 1952-55 гг. на ЗиС, 719 машин. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 10 чел.

 

БТР-152И

БТР-152И (1957) — машина управления, с высоким закрытым корпусом. Серия в 1957-62 гг. на ЗиЛ и БАЗ

 

БТР-152В1

БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса). Серия на ЗиЛ (в 1957-59 гг., 611 машин) и БАЗ (в 1960-62 гг.)

 

БТР-152Э1

БТР-152Э1 – экспортное исполнение базового БТР-152В1, предназначенное для поставки в армии дружественных СССР стран. Среди прочего эти машины поставлялись и на Ближний Восток, в частности, в Египет.

 

Тактико-технические характеристики БТР-152

Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 19
Годы производства: с 1947 по 1962
Количество выпущенных, шт.: 12 421

Вес БТР-152

— 8,7 тонн (8,95 с лебёдкой)

Размеры БТР-152

— Длина корпуса, мм: 6830
— Ширина корпуса, мм: 2320
— Высота, мм: 2410
— База, мм: 3880
— Колея, мм: 1720..1742
— Клиренс, мм: 295

Броня БТР-152

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 13
— Борт корпуса, мм/град.: 6..10,8
— Корма корпуса, мм/град.: 9
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 5..8

Вооружение БТР-152

— Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ

— Дальность стрельбы, км: до 2,3

Двигатель БТР-152

— Тип двигателя: ЗИЛ-123В
— Мощность двигателя, л. с.: 110

Скорость БТР-152

— Скорость по шоссе, км/ч: 65
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..50
— Запас хода по шоссе, км: 550
— Запас хода по пересечённой местности, км: 430
— Удельная мощность, л. с./т: 12,3

— Колёсная формула: 6 × 6
— Тип подвески: зависимая рессорная
— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,6
— Преодолеваемый ров, м: 0,8
— Преодолеваемый брод, м: 0,8

 

Фото БТР-152

Сгоревший БТР-152К южан-суннитов

 

БТР-152 часто снимался в кино, как немецкий бронетранспортер

 

БТР-152 был изменен ливанскими боевиками. В десантном отделении была размещена зенитная установка ЗУ-23-2.

 

Израильский трофейный БТР-152 с двумя 20-мм зенитными пушками в башне TCM-20

 

БРЭМ на базе БТР-152, использовавшаяся ливанской армией

 

Опытный БТР-Э152В с равным расположением осей на выходе из окопа с ячейкой для бойца

Добавить комментарий

oruzhie.info

БТР-152 — АвтоГурман

БТР-152 — советский бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151.

Принят на вооружение в 1950 году. Бронетранспортёр имел открытый сверху сварной несущий корпус. Находился в серийном производстве с 1950 по 1955 годы. Производство продолжалось до 1962 года. Всего на заводе имени Сталина и Брянском автомобильном заводе произведена 12 421 машина. Находился на вооружении Вооружённых сил России до 1993 года.

История создания

Параллельно с разработкой бронетранспортёра Б-3 на Заводе имени Сталина под руководством ведущего конструктора Б. М. Фиттермана на базе полноприводного грузовика ЗИС-151 был разработан бронетранспортёр ЗИС-152. В мае 1947 года были изготовлены два опытных образца машины, а в 1950 годубронетранспортёр был принят на вооружение под обозначением БТР-152.

Серийное производство

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Броневой корпус БТР-152 открытого типа, сварен из броневых листов, состоит из трёх отделений и является несущей конструкцией, на которой установлены все механизмы и агрегаты машины.

Силовое отделение

В передней части машины находится силовое отделение, в котором установлен двигатель, а также находится электрооборудование с радиаторами и пусковым подогревателем.

Отделение управления

За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира. Под местом командира установлен аккумулятор. Для выхода из машины слева и справа от сидений находятся двери, открывающиеся наружу.

В отделении управления также находятся контрольно-измерительные приборы и приборы наблюдения. В правой передней части отделения управления установлен кронштейн с вещевым мешком и радиостанцией.

Боевое отделение

В средней и кормовой частях машины за отделением управления и силовым отделением находится боевое отделение. В боевом отделении расположен пулемёт, а также находятся бензиновые баки, возимый ЗИП, укладки с боекомплектом и аптечка с огнетушителем.

Для размещения десанта вдоль бортов и в передней части боевого отделения находятся 17 сидений. За спинками сидений имеются зажимы для крепления автоматов.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт СГМБ, установленный на специальных гнёздах вертлюжных кронштейнов. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет до 2,3 км. Питание пулемёта ленточное, в каждой ленте по 250 патронов. Возимый боекомплект составляет 1250 патронов.

Средства наблюдения и связи

Для обеспечения связи в БТР-152 установлена радиостанция 10РТ-12. Днём дальность действия радиостанции составляет 25..30 км на ходу и 35..38 км на стоянке, ночью — 13..15 на ходу и 15..17 на стоянке.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель ЗИЛ-123В. Максимальная мощность двигателя составляет 110 л.с.[8]

Коробка передач — механическая и имеет пять передних и одну заднюю передачу. Раздаточная коробка имеет две понижающие передачи, а также механизм включения переднего моста.

xn--80aafe9bhdrpm.com

бронетранспортёр, вооружение, конструкция, технические характеристики (ТТХ), боевое применение

В годы Великой Отечественной войны в СССР не производились бронетранспортеры, предназначенные для доставки подразделение в ходе боя. Имелись только колесные пушечные и пулеметные бронеавтомобили, построенные на базе коммерческих грузовиков ГАЗ или ЗиС.

После окончания военных действий встал вопрос создания новой машины, тем более что имелся опыт использования американских бронетранспортеров, поставлявшихся по Ленд-Лизу. Свою лепту внесли и германские полугусеничные машины Sd.Kfz.250 и 251, которые широко применялись в годы войны противником, да и наши войска трофеями не брезговали. Итогом этих наработок стал колесный бронетранспортер БТР-152, который был выпущен тиражом более 12,4 тыс. экземпляров и находится на вооружении ряда стран и поныне.

История создания

Летом 1946 года предприятие ЗиС получает заказ на создание бронетранспортера под обозначением «Проект 140», который при массе до 8500 кг должен был перевозить до 20 человек десанта. Для защиты использовалась противопульная броня, вооружение состояло из 1 станкового пулемета. К работам над машиной завод приступил осенью того же года, группу разработчиков возглавил тогдашний главный конструктор Б.М Фиттерман.

В качестве платформы для среднего бронетранспортера, предназначенного для перевозки 2 отделений пехоты, был предложен новый в тот момент грузовой автомобиль ЗиС-151 с приводом на все колеса. Одновременно была подана идея использования опытного полугусеничного шасси ЗиС-153, имевшего шахматное расположение опорных катков. Но проведенные испытания грузовиков показали преимущество колесной схемы, поэтому завод ЗиС сосредоточил свои усилия на развитии проекта ЗиС-151.

Новый проект получил обозначение ЗиС-152, причем шасси проходило по документам как ЗиС-123, а корпус с внутренними элементами отделки – как ЗиС-100.

Основные узлы трансмиссии и компоновочная схема были позаимствованы у ЗиС-151.

Для обеспечения динамических характеристик бронетранспортера на бездорожье конструкторы решились на форсирование двигателя путем повышения частоты вращения и «поджатия» головки блока цилиндров под высокооктановый бензин Б-70. При этом заметно снизился ресурс поршневой группы, но для армейской машины его остаток сочли достаточным.

Для соответствия техническому заданию потребовалось сократить колесную базу, что негативно сказалось на длине карданных валов, шарниры которых начинали работать под критическими углами при движении бронетранспортера по пересеченной местности. В итоге конструкторам удалось найти компромиссное решение, максимально сблизив коробку передач и раздаточный редуктор. Мосты и подвеску усилили, исходя из возросшего веса машины и специфики применения.

Изначально бронетранспортер БТР-152 оснащался шинами размерностью 9,00-20″ от гражданского грузовика ЗиС-150 с рисунком протектора типа «елка», который обеспечивал хорошее сцепление при движении по бездорожью.

При этом в конструкции закладывалась односкатная ошиновка всех мостов с единой колеей, что дополнительно улучшало проходимость.

Для обеспечения устойчивости к прострелу предполагалась установка двойных камер, поскольку подобное решение прошло проверку войной на американских машинах М20. Однако Ярославский шинный завод так и не сумел освоить производство изделий, поэтому бронетранспортеры БТР-152 отгружались заказчику со стандартными камерами.

На прототипах и бронетранспортерах БТР-152 установочной партии, собранной в 1950 году, применялась механическая лебедка для самовытаскивания, позаимствованная у грузовика ЗиС-151А. Из-за больших габаритов узел закрывал вентиляционные щели радиатора, поэтому от использования узла в серии временно отказались.

В серию бронетранспортер пошел летом 1950 года, а уже через 3 года машина стала легкобронированной основной техникой Советской Армии. С 1952 года малыми партиями поставлялся зенитный вариант БТР-152А с установкой из 2-х пулеметов КПВ калибром 14,5 мм. Позднее пытались смонтировать установку из 4-х аналогичных стволов с отдельным электрическим приводом, но в серию идея не попала.

Описание конструкции

Описание конструкции касается модификации БТР-152В, в которой использованы элементы грузовика ЗиЛ-157. Открытый бронированный корпус несущего типа, изготовлен методом сварки из стальных листов толщиной 13 (лобовые проекции), 10,8 и 6 мм. Листы установлены под различными углами наклона, что повысило устойчивость к обстрелу из стрелкового оружия.

На поздней модели толщину листов в лобовой части довели до 14 мм, а верхнюю часть борта изготовляли из стали толщиной 11 мм.

Для компенсации веса уменьшили толщину нижнего борта до 9 мм. Броня обеспечивала защиту БТР-152 от осколков и обычных пуль, выпущенных из ручного оружия и пулеметов калибром до 12,7 мм. Бронебойная крупнокалиберная пуля пробивала лобовые проекции с дистанции 500 м и менее.

В передней части корпуса машины БТР-152 размещается моторный отсек, в котором расположены двигатель и вспомогательные системы. За металлической переборкой размещено отделение управления, в котором находятся 2 сидения для водителя и командира бронетранспортера БТР-152. Под креслом командира находится ниша аккумуляторной батареи, рядом с которой имеется выключатель «массы».

Доступ в отделение выполняется через распашные боковые двери. Ранние машины оснащались смотровыми приборами, смонтированными на верхней откидной секции. Позднее оставили только узкую смотровую щель. На верхнем броневом листе толщиной 6 мм (позднее – размещен плафон подсветки.

Часть бронетранспортеров БТР-152 оснащалась радиостанцией 10РТ-12, которая размещена на панели приборов перед рабочим местом командира. Для наблюдения за полем боя используются два лобовых люка, оснащенных смотровыми приборами со стеклами триплекс. Сам оконный проем закрывался закаленным стеком, что позволяло двигаться с открытой заслонкой в дождь и снег.

Отделение для десанта оснащено 2-мя скамьями, рассчитанными на 17 чел, которые размещены вдоль ботов корпуса бронетранспортера БТР-152.

За спинками сидений имеется свободный объем, который использован для хранения личного оружия экипажа. Дополнительно в отсеке распределены комплекты ЗиП, огнетушитель, емкость с моторным маслом, боекомплект к пулемету.

Сзади машины имеются распашные двери, через которые осуществляется погрузка и высадка десанта. Внешняя поверхность корпуса БТР-152 используется для хранения шанцевого инструмента (пила, топор, лом) и пусковая рукоятка для двигателя находилась там же.

Передний мост БТР-152 крепится к корпусу через 2-е полуэллиптические рессоры, имеются дополненные амортизаторы рычажного типа. Для установки тележки задних мостов используются балансирные листовые рессоры, оснащенные качающейся ступицей. В состав подвески входят штанги, обеспечивающие передачу толкающих усилий и реактивного момента.

Все колеса оборудованы плоским ободом разъемной конструкции и дополнительным съемным бортом. Бронетранспортер БТР-152 оснащался стандартными шинами переменного давления, имевшими направленный внедорожный рисунок протектора. Покрышки имели размерность 12,00-18″, которые сохраняли работоспособность при давлении в камерах 0,5-3,0 кг/см². Позднее стала применяться система регулировки давления в шинах с внешними магистралями, которые вскоре заменили на скрытую систему подвода (по аналогии с ЗиЛ-157).

Остановка бронетранспортера БТР-152 производится при помощи пневматических тормозных механизмов барабанного типа.

На ранних выпусках БТР-152 использовались барабаны увеличенного диаметра, рассчитанные под другие колеса. Источником сжатого воздуха является 2-цилиндровый компрессор с жидкостным охлаждением, смонтированный на силовом агрегате.

Для хранения запаса сжатого воздуха на машине используются 2 ресивера емкостью по 20,5 л каждый. Непосредственное воздействие на колодки осуществляется при помощи тормозных камер с резино-тканевой диафрагмой. Дополнительно установлен стояночный тормоз, воздействующий на вал привода заднего моста. Управление рабочими тормозами педалью, стояночный механизм включается и отключается отдельным рычагом.

В качестве силовой установки на бронетранспортере БТР-152 применяется рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель ЗиЛ-123В. При рабочем объеме 5,55 л мотор развивает мощность 110 л.с. при 3000 об/мин. Применение нижнеклапанной схемы газораспределения обеспечивает достижение пика крутящего момента 32,5 кгм уже при 1200-1300 об/мин, т.е. немного выше оборотов холостого хода.

Степень сжатия составляет всего 6,2 единицы, поэтому в качестве топлива используется низкооктановый бензин сорта А-70 (допускается применение авиационного бензина Б-70 «Калоша»). Запас горючего на бронетранспортере БТР-152 находится в 2 баках вместимостью по 150 л, позаимствованных у базового грузовика. Емкости размещены в боевом отделении сразу за боковыми входными дверями, горловины выведены в специальные окна, прорезанные в листах. Правый бак машины оснащен распределительным краном, управляемым вручную.

Радиатор машины БТР-152 защищен наклонным броневым листом, в котором выполнены дистанционно управляющиеся заслонки. Для обеспечения охлаждения термически нагруженного двигателя использовался 6-лопастный вентилятор, закрепленный через резиновый демпфер на носке коленчатого вала. Устройство обеспечивает увеличенную подачу воздуха через радиатор с уменьшенными габаритами. Стандартный просто не помещался.

Применение усиленного вентилятора не спасало положения – при длительной работе с большой нагрузкой двигатель перегревался и кипел.

Для улучшения воздухообмена в моторном отсеке БТР-152 на боковинах капота выполнены откидные отдушины. Одновременно в систему смазки двигателя ввели насос с увеличенной производительностью и масляный радиатор.

Подача топлива к карбюратору осуществляется насосом диафрагменного типа. На бронетранспортерах БТР-152 использовался 2-камерный карбюратор К-84 с падающим потоком смеси. Каждая камера обслуживала по 3 цилиндра. Для предотвращения повреждения двигателя установлен пневматический ограничитель оборотов, не допускающий вращения коленчатого вала с частотой более 3200 об/мин.

На двигателе БТР-152 установлено сцепление сухого трения с 2-мя рабочими дисками, оснащенными фрикционными накладками на основе асбеста. Коробка передач имеет 5 скоростей переднего хода, которые переключаются рычагом, размещенным непосредственно на крышке картера. Коробка машины имеет ускоряющую передачу, которая обеспечивает повышенную скорость и снижает расход топлива.

Для раздачи крутящего момента на бронетранспортере БТР-152 используется 2-скотротной редуктор с понижающими передачами. Узел оснащен скользящей шлицевой муфтой, позволяющей отключать привод переднего моста. Между коробкой передач и раздаточным редуктором размещен короткий карданный вал.

Передача крутящего момента от выходного вала раздаточной коробки к мостам машины производится карданными валами. Поскольку редукторы не являются проходными, то для привода заднего моста применены 2 вала с промежуточной опорой, расположенной на картере среднего моста.

Мосты бронетранспортера БТР-152 оснащены чугунными картерами, в которые запрессованы стальные чулки полуосей.

Внутри картера расположена главная пара со спиральным зацеплением и конический 4-х сателлитный дифференциал. На чулках переднего моста установлены шарниры равных угловых скоростей, обеспечивающие передачу крутящего момента на управляемые колеса.

Для поворота колес бронетранспортера БТР-152 используется механический редуктор, состоящий из червяка с глобоидальным профилем зуба и ролика. Рулевое колесо, изготовленное из пластика, имеет диаметр 480 мм. В состав управления машины входит регулируемая по длине продольная тяга и поперечная штанга с цилиндрическими пальцами.

Стандартным вооружением бронетранспортера БТР-152 является пулемет СГМБ калибра 7,62 мм, который устанавливается на любой из 4-х вертлюжных кронштейнов, размещенных по периметру боевого отделения. Подача патронов осуществляется при помощи ленты, рассчитанной на 250 выстрелов, в боевом отделении машины хранится 1250 патронов в 5 лентах.

Переустановка пулемета весом 14 кг производится вручную, дальность стрельбы достигает 2300 м. В бронетранспортере БТР-152 хранится сигнальный пистолет калибра 26 мм, снабженный 12 ракетами.

В бортах бронетранспортера БТР-152 выполнено по 3 бойницы, предназначенные для ведения огня десантом. Две такие же амбразуры выполнены и на заднем листе. Все бойницы оснащены крышками с управлением положением изнутри машины.

Применение и модернизации

Выпуск техники осуществлялся силами завода ЗиС. Изготовление корпусов вели Муромским паравозостроительный завод и Выксунский комбинат дробильно-размольного оборудования, который поставлял аналогичные узлы еще на довоенные бронемашины.

В Советской Армии БТР-152 применялся для буксировки противотанковой артиллерии калибром до 100 мм, зенитных пушек калибром до 85 мм и тяжелых 160-мм минометов.

Боевой расчет и небольшой боекомплект размещались в десантном отделении машины. Серийно строился командный пункт БТР-152С, не имевший вооружения и оснащенный высокой надстройкой.

В 1959 году завод ЗиЛ свернул производство бронетехники, передав оснастку Брянскому заводу БАЗ, который применял силовые агрегаты, выпущенные в Кутаиси (заводом КАЗ). Последние машины были собраны в начале 1963 года.

Первым боевым опытом для бронетранспортера БТР-152 стало участие в подавлении Венгерского восстания в 1956 году. Именно тогда выяснилась уязвимость открытой сверху машины, которая поджигалась брошенной сверху бутылкой с зажигательной смесью.

Завод быстро отреагировал на проблему, создав закрытую версию БТР-152К, крыша которого выполнена из 8-мм броневого листа и оборудована откидной крышкой. На скосах крыши появились дополнительные бойницы. Внутренний объем обогревался при помощи системы отопления, появился нагнетающий воздух вентилятор. Доработки привели к уменьшению десанта до 13 человек.

Одновременно шли нарастающие поставки бронетранспортеров в Восточную Европу, Юго-Восточную и арабские страны. Техника арабских государств широко использовалась в ходе войн с Израилем, причем по доброй традиции евреи захватили немалое количество экземпляров БТР-152. В Израиле на базе бронетранспортера строилась зенитная установка, состоявшая из пары 20 мм пушек, установленных в башне кругового обстрела.

Машина применялись также в многочисленных междоусобных конфликтах между африканскими странами.

В ходе боев на территории Афганистана БТР-152 использовались правительственными войсками. Простая конструкция бронетранспортера позволяет оставаться в строю и в XXI столетии. Так, в 2006 году, БТР-152 снова воевал в Будапеште, на этот раз митингующие поставили на ход музейный экземпляр, который безуспешно использовался для прорыва кордонов полиции.

По состоянию на 2017 год бронетранспортеры остаются на вооружении не менее чем у 2-х десятков государств. К числу крупнейших владельцев парка БТР-152 относятся Куба, Ангола и Сирия.

Тактико-технические параметры и аналоги

Прямых аналогов у БТР-152 нет, поскольку производство колесных бронетранспортеров капотной компоновки прекратилось уже в конце ВОВ. Сравнение с американским Scout Car не является совсем корректным, поскольку заокеанская машина имеет 2-е оси и вес более чем на 3000 кг ниже. За счет этого обеспечивается более высокая скорость по шоссе.

Бронетранспортер вооружался 12,7 или 7,62 мм пулеметами, вместимость десантного отсека не превышала 7 человек. Крыша над боевым отделением не предусматривалась. Американец оказался долгожителем, последние из 21 тыс. построенных машин списали только в 90-е годы прошлого столетия.

 БТР-152К1M3 Scout CarБТР-60П
Боевая масса, кг895056209900
Длина, мм683056267560
Ширина, мм232020322830
Высота, мм241019942235
Дорожный просвет, мм295400475
Толщина брони, мм4-136-135-9
Скорость хода по шоссе, км/ч658180
Запас хода, км550400500

В 1956 году началась разработка нового перспективного советского бронетранспортера БТР-60, рассчитанного на 14 десантников.

Применение 4-осного шасси позволило преодолевать широкие рвы и действовать совместно с танковыми подразделениями. Первые серии машин имели открытый сверху корпус, лишь позднее появилась крыша и поворотная башня со стрелковым вооружением.

Бронетранспортер БТР-152 обладал высокой надежностью и вместительностью, но применённое шасси грузовика не удовлетворяло командование Советской Армии, поэтому уже в начале 60-х годов началось активное вытеснение машины из частей.

Однако бронетранспортеры стали поступать в армии различных развивающихся государств социалистической ориентации, где и сохранились поныне.

Не обошли вниманием БТР-152 и кинематографисты, из-за характерного внешнего облика машина стала непременным средством транспорта для немецких военнослужащих в фильмах про Великую Отечественную войну. Производители масштабных моделей напротив, не уделили внимания бронетранспортеру. В масштабе 1:35 машину делает только украинская компания «Скiф», причем копия весьма отдаленно напоминает оригинал.

Видео

warbook.club

БТР-152: снят с вооружения, но еще в бою

На очередной тест-драйв, нам хотелось заполучить автомобиль сугубо мужской, очень брутальный, имеющий отношение к защитникам, и к отечеству.

Праздник День защитника Отечества, ведущий свою историю от праздника «День Советской Армии и Военно-Морского флота», а тот, в свою очередь, от Дня еще Красной армии и Флота, сегодня неофициально, но массово, отмечается как День мужчин, или просто мужской праздник.Тут-то и вспомнился БТР, который хранится в коллекции областного клуба «Авто-ретро». Подходит по всем параметрам! Осталось только договориться о тест-драйве.

Мы волновались: получится, не получится? Но председатель попечительского совета клуба Дмитрий Борисович Басков согласился предоставить нам раритет, на удивление, легко. А хотя почему бы и нет, ведь главной задачей клуба является популяризация технической и культурной истории. Да и БТР, пожалуй, самая крепкая модель в коллекции, ничего не сломаем.

— Завтра я еду тестировать БТР!
— БТР-60? Или какие сейчас там 80-ки. Или нет уже БТР-90 есть.
— Тестировать будем БТР-152
— Это что еще такое?

При слове БТР практически все представляют восьмиколесную амфибию с небольшой башенкой в передней части. Но 152-ой появился раньше этих машин, еще в 1950-м году, и больше похож на грузовик. В этом нет ничего удивительного, ведь он и создан на основе грузовика.

В профиль грузовые гены видны особенно хорошо. Нынешняя молодежь, за редким исключением, уже и не знает про такой бронетранспортер. Раньше у многих ребятишек даже была игрушка БТР-152. Такой увесистый кусок металла, на пластмассовых колесиках.

 

Припорошенный снегом бронетранспортер ждал нас во дворе клуба. Большую часть времени машина стоит со снятым АКБ и «сухой» системой охлаждения. Все в духе того времени, никакого антифриза, просто вода, которую сливают, чтобы не замерзла. Но сегодня механик-водитель Михаил Рыжков уже с утра начал «заводить» броник. Подогрел масло, «пролил» горячей водой систему охлаждения и вернул на место аккумулятор. Да, именно так заводится настоящий мужской автомобиль!

Желающих прокатится на БТРе набралось немало, человек двенадцать. Благо, что тактико-технические характеристики машины обещают: 2 человека экипажа и до 17 человек десанта. Войдем!

Ближе к задней стенке корпуса крыша становится ниже. Видимо, бойцов перед посадкой строили в две шеренги по росту, и в такой последовательности они и занимали места.

Задняя дверь почему-то сначала не захотела открываться. Пришлось всем влезать через переднюю правую. Модификаций 152-го было довольно много, но самая популярная — с брезентовым тентом вместо крыши. Нам же посчастливилось прокатится на «люксовом» штабном варианте с закрытым бронекорпусом.

Перегородка с маленькой дверью делит «салон» на два отсека. Наверное, это сделано для того, чтобы военачальники могли провести внеочередное слушанье плана наступления за закрытыми дверями. В кабине, кроме двух передних кресел, есть еще небольшие лавки, идущие вдоль бортов. Возможно, на них должны были размещаться ординарцы.

Смотреть на мир сложно, но можно Через люки или бойницы

Наконец все расселись по местам и организованной колонной, в сопровождении редакционного Pathfinder, мы выдвигаемся на заправку. Глядя в маленькие окошки БТРа, вспоминаешь фразу о том что: «У носорога плохое зрение, но учитывая его размеры и вес…Это уже не его проблема!». Водители встречных и попутных машин, видимо, тоже это понимали, и старались держаться подальше от нашего броневичка.

Обивка не предусмотрена в прицепе Кругом голый металл, украшенный сварными швами. Тут главное не эстетика, а пожаробезопасность.

Интересно было наблюдать за реакцией людей, увидевших на улицах Вторчермета бронетранспортер. Кто-то высовывался из окна своего автомобиля, чтобы лучше рассмотреть, что это за штуковина едет.

Один пешеход сначала просто застыл на тротуаре, а потом радостно замахал нам рукой: «Наши в городе!». А водитель встречной Газели, с которым мы аккуратно разъехались на перекрестке, только неодобрительно покачал головой, глядя на стальной швеллер нашего бампера.

Капот сложной формы К габаритам нужно привыкать.

На автомобиле стоит рядная бензиновая шестерка, мощностью 110 л.с.. Не впечатляет? Тут главное не мощность, а крутящий момент, иногда еще говорят «тяга». Этот показатель вполне приличный 338 Нм, и главное уже при 1100-1400 об/мин. Трактор!

Ни ремня, ни цепи ГРМ здесь нет. Потому что распредвал находится внизу, рядом с коленчатым валом, и приводится шестерней. Клапаны, кстати, тоже в нижней части расположены. Такая конструкция далеко не самая оптимальная с точки зрения мощности и экономичности. Но, учитывая что самая надежная деталь та, которой нет (она никогда не сломается), можно предположить: что этот мотор весьма надежен!

Моторный отсек имеет сразу две крышки, причем довольно тяжелые Была бы одна, вообще не поднять. Хотя, в то время практически на всех автомобилях применяли такое решение. И, похоже, эта тенденция опять возвращается, взять, например Bugatti Galibier. Так что наш БТР опять на пике моды!

Вот и заправка. Расход топлива у нашего подопечного порядка 60 литров на сотню бензина марки А-72. А что сделаешь, мотор форсированный, и 66-ой в него лить уже нельзя. Сейчас, правда, бензин с такими октановыми числами не встретишь, если только не набадяжат, и мы побаловали БТР 80-м. У машины два бака по 300 литров каждый. Такого запаса БТРу хватает на 780 км по шоссе, и 350-550 км по проселку.

На заправке шок — Девятая колонка, полные баки, пожалуйста. Да, как обычно, 2 по 300.

Враг не пройдет! Чтобы в бою вражеская пуля не попала в бензобаки, их спрятали под броней. Добраться до заливных горловин тоже не просто, они закрыты бронекрышками. Приводим подробную инструкцию по их открыванию.

Дальше наш маршрут лежал на полигон 32-го военного городка. Но, к сожалению, в тот день у солдат были стрельбы, и на территорию нас не пустили. Пришлось разворачиваться, съезжать на ближайшую поляну и там проводить фотосессию.

Первые в мире бронетранспортеры появились в немецкой армии, в конце тридцатых, и хорошо себя зарекомендовали в ходе ведения боевых действий на территории Польши и Франции. Обладая хорошей проходимостью и мобильностью, они доставляли пехоту к переднему краю противника, нередко вслед за атакующими танками, а также обеспечивали защиту от пуль и осколков, и поддержку огнем из станковых пулеметов. Этот опыт оценили и американцы, в спешном порядке начавшие создавать подобные машины.

Ура! В атаку, на сугробы!

Бронетранспортеры тех лет были как полноприводные, так и полугусеничные. То есть, сзади стоят мелкозвенчатые гусеницы, а спереди управляемые, но неведущие колеса.

СССР к тому времени имел только экспериментальные разработки. Но наши военные смогли опробовать новый вид техники, благодаря поставкам союзников, по ленд-лизу. Поэтому после войны разработки собственных БТР-ов велись с оглядкой на американские машины. Механическая начинка БТР-152 от грузовика ЗиС 151, который, в свою очередь, тоже создавался по подобию американских грузовиков «Студебекер», «Интернационал» и GMC.

Однако бронекорпус 152-го весьма оригинален. Во-первых, он представляет из себя несущий кузов, так как рамы у автомобиля нет. Довольно прогрессивное по тем временам решение.

Подвеска крепится непосредственно к бронекорпусу

Для лучшей защиты экипажа, броня не имеет вертикальных панелей Кроме задней части, все они расположены под разными углами к поверхности.

На мой взгляд, бронетранспортер вполне красив и пропорционален Боевая машина тоже может доставлять эстетическое удовольствие.

Габариты, по нынешним меркам, небольшие Грузовик «Урал» превосходит 152-й по всем параметрам. Длина 6830 мм, ширина 2320 мм, высота немногим больше человеческого роста 2050 мм у варианта без верха, наш на 300 мм повыше, за счет крыши.

Кстати, серию с закрытым корпусом разработали после первого боевого крещения БТР-152 в 56-ом году, в Венгрии. Несмотря на то, что свою задачу автомобили выполнили, наши войска понесли большие потери этих БТРов, во время уличных боев в Будапеште. В основном за счет поражения зажигательными средствами, с верхних этажей зданий, открытого бронекорпуса.

Бронетранспортер 50-х годов имеет преимущества, которых лишены современные БТРы. Это удобная (по армейским меркам, конечно) задняя дверь для десанта. В момент выхода из машины в боевых условиях, солдаты хорошо защищены от пуль корпусом автомобиля. Нынешние бронетранспортеры такого качества лишены из-за расположения двигателя в задней части. Да и количество десантников, которое может достигать17 человек, рекорд, не побитый восьмиколесными машинами.

В отличие от американских бронетранспортеров Броня американцев была в основном вертикальная, советский БТР имел «ломаные» поверхности, под углами 30 — 45° к вертикали.

Большая часть нашего экипажа считала, что броник просто обязан забуриться в снежную целину глубиной по пояс, но Михаил этим пожеланиям не внял. За проходимость здесь отвечают: шесть ведущих колес с высокопрофильной резиной и понижающая передача. Вторая и третья ось вращаются с одной скоростью. Передний мост подключается жестко без дифференциала. Получается, что межосевых дифференциалов просто нет. Межколесные дифференциалы свободные, то есть не блокируются. Значит, если БТР свалится в траншею, скажем, правыми колесами, выбраться будет непросто.

Кардан третьего моста проходит над второй осью Сегодня применяется сквозная схема, когда кардан третьей оси состыкован с главной передачей второго моста. Также виден дисковый тормоз ручника! Рабочие тормоза барабанные, а ручник дисковый, и стоит на карданном валу третьего моста.

А это «передок» Обратите внимание, что защита картера в виде толстого листа металла, которую ставят на современных внедорожниках, здесь не предусмотрена. Ее роль выполняет передний мост. А еще хорошо виден вращающийся маховик. Обычно он прикрыт кожухом, но Михаил снял его, когда регулировал сцепление, а обратно не поставил.

Дорожный просвет 290-313 мм, в зависимости от высоты профиля покрышек. Что в любом случае немного, у 469-го УАЗа, например, те же 300 мм. Но, говорят, зависимая подвеска добавляет 100 мм дорожного просвета, так как передний мост просто сминает некоторые препятствия.

Сугроб был больше высоты дорожного просвета

Протектор с направленным рисунком типа «елочка» Обладает хорошей самоочищаемостью.

Мосты разрезные «Разрез» проходит через картер дифференциала.

Но главный секрет проходимости БТР-152 и подобных ему автомобилей — это централизованная система регулирования давления в шинах, или просто «подкачка».

Компрессор, работающий от двигателя, закачивает воздух из атмосферы в специальные баллоны-ресиверы. При необходимости сжатый воздух из ресиверов поступает в колеса или приводит в действие тормозные механизмы.

Благодаря этой системе, автомобиль значительно расширяет свои внедорожные возможности при передвижении по густой грязи, глубокому снегу, песку и болоту. Высокопрофильные шины со сниженным давление, значительно увеличивают пятно контакта с поверхностью, увеличивая тем самым и сцепные свойства. Есть даже документальные свидетельства очевидцев, когда БТР-152 на спущенных до 0,5 кгс/см2 шинах легко проходил по снежным заносам или болотистой низине, где застревали танки Т-34 и Т-54!

«Подкачка» позволяет сохранить рабочее давление в шине при попадании в него до 10 пуль калибра 9 мм. При большем количестве пробоин система способна замедлять снижение давления в камерах на время, достаточное для выполнения боевой задачи и выхода машины из боя.

Эти вентили управляют давлением в каждом из шести колес Непосредственно на колесах тоже стоят «краники». На последующих зиловских моделях конструкцию упростили, оставив только «краники» на колесах.

Черный манометр справа показывает давление в шинах В левой части шкалы, рядом с соответствующими делениями, надписи: песок, пашня, болото, снег. В нашем случае колеса едва ли не перекачены!

Белый манометр, слева на панели Показывает давление в пневматической системе тормозов.

Но на нашем экземпляре подкачка на задних колесах не работала. Не все еще успели привести в соответствие с оригиналом. В принципе, спустить колеса можно, но кто потом накачивать будет? Да и в обратную дорогу уже пора. Месить снег Михаил никому не доверил. Ведь чем круче БТР, тем дальше топать за другим БТРом! А он у нас один, лопата тоже одна. Так что не рисковали. Но я все же проехал за рулем этого монстра.

Стараюсь вспомнить навыки управления грузовыми автомобилями, полученными перед армией и в армии, КамАЗ 4310, ЗиЛ 131, ГАЗ 66. На мое счастье, коробка здесь не родная, от 131 ЗиЛа. Родная была не синхронизированная, кто не в курсе, я поясню. Чтобы переключаться вверх нужно применять двойной выжим. То есть, выжал сцепление, вывел рычаг в нейтраль, отпустил сцепление, снова выжал и включил вторую, и так далее. Переключаться вниз еще интересней, надо делать перегазовку. В принципе, то же самое, только, когда рычаг в нейтрали, положено газануть. Делается это для того, чтобы выровнять скорости вращения шестерен в коробке.

Рычагов три, если не считать ручник Большой, с черным набалдашником, рычаг КПП, те, что поменьше отвечают за подключение передних колес (левый) и включение понижающей передачи в раздатке (правый). Причем, если передок не подключен, понижающую тоже не включить.

Михаил, какие тут нюансы управления? — спрашиваю я, прежде, чем залезть в кабину.
Да никаких. Только большими пальцами руль не обхватывай. Гидроусилителя нет, в яме руль рванет и выбьет пальцы. Держи их вот так, — И Михаил показал знак «Во!» сразу двумя руками.

Дверцы небольшие При посадке главное не приложиться головой об броню.

Протискиваюсь на сиденье, нижняя часть обода руля лежит на… Короче очень низко расположена.
— Михаил, а сиденье регулируется?
— Не знаю, не пробовал.

Руль чуть ли не лежит на подушке сиденья Разговоры о мягком или жестком пластике панели приборов здесь не уместны! Да и панели как таковой нет, просто щиток.

Педали огромные и расставлены широко. Наверняка в расчете на солдатский сапог 46-го размера. Да что там сапог, валенок растоптанный! Сцепление ну очень длиноходное и по нему надо топать, а не выжимать. Не успел выжать, Михаил подоткнул первую передачу. Спасибо, конечно, но я хотел сам. Пробую, как двигатель отзывается на педаль газа. Вроде все предсказуемо, только крутить мотор не надо, не его это стихия.

— Вы, какие коврики предпочитаете? Резиновые или текстильные? — Да никакие, у меня в полу дренажные отверстия.

Поехали. Немного разогнались, вторая. А вместо третьей я попал в пятую — не страшно, даже потеряв скорость, БТР все равно вытягивает на включенной с повторной попытки третьей. Больше всего напрягает обзор, окошки маленькие, а зеркала с ростом скорости начинают трястись так, что в них вообще ничего не видно.

Перед боем, боковые стекла снимаются, а бронещитки поднимаются верх

 

Обзор становится таким При желании можно вообще закрыть смотровые щели на дверях. На передние стекла тоже опускаются щитки. Обзор вперед получше, так как там применены пулестойкие смотровые приборы — стеклоблоки «триплекс». Опускать щитки не стали, после долгой стоянки механизм приржавел.

Здорово воет раздаточная коробка, наверное, от старости, ей слегка помогает коробка передач. На этом фоне звук двигателя ласкает слух. Зато никаких скрипов обивки и кузовных панелей! Да и откуда им взяться, обивки нет, кузов как монолит. Кажется, что если кто-то в нас врежется, мы даже ничего не почувствуем.

Рулевое колесо большое и с хорошим люфтом, вращая его, вспоминаешь корабельный штурвал. Попытки конструкторов приладить гидроусилитель на этот автомобиль ни к чему не привели. Так как тогда из строя начинали выходить элементы подвески и рулевого управления. Были сделаны выводы, что усилитель руля необходимо закладывать одновременно с началом проектирования шасси и учитывать его в расчетах на прочность.

Руль тонкий и очень большой в диаметре Это сделано, чтобы компенсировать отсутствие усилителя.

Заднюю часть БТРа, несмотря на большую массу, слегка кидает в ледяных колеях. Внедорожные шины все же не зимние, и верхняя часть грунтозацепов практически гладкая.

Возможно, если уменьшить давление в колесах, 152-ой пойдет ровнее, но нельзя, система не работает. А вот тормоза вполне адекватные, правда, экстренное торможение я не пробовал, но в штатных режимах все предсказуемо. Честно говоря, удовольствия от управления таким автомобилем мало. Может, дело привычки? Послужить так пару годиков водителем в мотострелковой роте и все будет в порядке.

Готовясь к написанию статьи, прочитал о тест-драйве УАЗа Патриот. После абзаца, где рассказывается, для кого подойдет УАЗ, задумался, а кому подойдет БТР-152, кроме военных и любителей автостарины из «Авто-ретро».

Тем, у кого дорогу к даче совсем размыло, картошка уродилась, а местная шпана повадилась колеса протыкать? Возможно.

Еще можно использовать как тягач или эвакуатор. Тяжелый и полноприводный, то, что нужно. А помните фильм «Крепкий орешек», первую часть, там полиция пыталась применить против террористов «броневик для прорыва», правда неудачно.

152-ой для таких целей подойдет. А еще эту машину можно использовать в качестве броневика для перевозки ценностей по обычным или труднопроходимым дорогам. Чем кстати этот автомобиль и занимался, до того, как попал в коллекцию клуба.

Об эксплуатации.

Михаил Рыжков механик-водитель хранитель старины, ветеран российской армии в отставке.

Что можно сказать про этот автомобиль. Нормальная, хорошая машина. Год выпуска 59-ый, у нас она более десяти лет. За это время поменяли только свечи и переклепали колодки на дисковом тормозе ручника.

Колодки на колесах в норме. Вот, пожалуй, и все, ну, конечно, масло в моторе и трансмиссии меняем. Из недостатков конструкции: перегрев бензонасоса, это у них болезнь. Мотор укрыт броней и уже при +20 может образовываться паровая пробка в топливной системе.

Когда ездим в колонне на парад, мне приходится останавливаться, ждать, когда остынет, иначе мотор просто глохнет. К отсутствию гидроусилителя привык. Зато он и не ломается!

Немного истории

При создании первых советских бронетранспортеров рассматривался вариант и с гусеничным движителем вместо задних колес, и двухскатная ошиновка задних осей, как на Студебекере.

Среди конструкторов и военных заказчиков велись жесткие подковерные игры. Водители-испытатели на показательных выступлениях вынуждены были специально «засаживать» автомобили для того, чтобы результаты испытаний соответствовали заранее подписанным. Но БТР-152 повезло. В серию пошел колесный вариант, более надежный, чем полугусенечный, и с односкатной ошиновкой, превосходящий двухскатную по проходимости за счет того, что задним колесам не нужно прокладывать новую колею.

БТР-152 с внешней «подкачкой»

 

Ситуация повторилась, когда началась модернизация бронетранспортера. Одним из пунктов улучшений была установка «подкачки», но многие военные чиновники не видели смысла в сложной и дорогостоящей «экзотике».

Положительную роль в распространении этой системы сыграл 1-й заместитель министра обороны СССР маршал Г.К.Жуков. После того как Жукова на БТР-152 с «подкачкой» прокатили по болоту, которое едва держало пешего человека, системе был дан зеленый свет.

Стоит отметить, что первый вариант «подкачки» имел внешний подвод воздуха. Такая конструкция была ненадежной. Трубки, цепляясь за кусты и ветки деревьев, постоянно обрывались. Впоследствии система получила внутренний подвод воздуха. Внешняя «подкачка» применяется и сегодня на некоторых европейских грузовиках переоборудованных из гражданских в армейские, малой кровью.

БТР-152 выпускался с 1950 по 1959 годы на ЗиСе (в последствии ЗиЛ), затем до 1962 года на Брянском автозаводе (БАЗ). На вооружении стоял до 1993 года. Всего силами двух заводов выпущены 12421 машин в 14 модификациях. Они успели повоевать во многих локальных конфликтах, в том числе и в довольно ожесточенных сражениях: Ближний Восток и Юго-Восточная Азия, Африка и Восточная Европа.

Экспериментальный БТР-Э152В с равнорасположенными мостами и управляемыми колесами задней и передней оси Машина показала отличную проходимость не только при преодолении окопов, но и на слабом грунте, однако конструкция на тот момент была еще сырая и ненадежная.

Разрабатывался и вариант плавающего вездехода БТР-153, но, по ряду причин нетехнического характера, машину не приняли.

Требования к бронетранспортерам второго поколения предусматривали принципиально новые конструкторские решения. Многоосные плавающие машины с гладким днищем, противоатомной защитой (наличие фильтровентиляционных установок), и возможность авиатранспортировки.

А также независимые подвески, самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 — 500 мм. Разработка новых советских БТР началась в 1957 — 1958 гг., и велась фактически на конкурсной основе. Победило горьковское ОКБ. С 1961 года новый основной БТР-60П (ГАЗ-49) стал поставляться в мотострелковые подразделения. Но это уже совсем другая история.

Кино и немцы

БТР-152 очень часто снимался в кино, правда, играл в основном немецкие бронетранспортеры.

Возможно, потому, что имел некоторую схожесть с германскими машинами. Нарисуют на бортах фашистский крест и никто не сомневается, что это вражеский БТР. А еще потому, что больше некому было. Немецкие, американские, английские, да и многие советские машины времен Великой Отечественной войны по «доброй» русской традиции были порезаны на металлолом и отправлены на переплавку.

Играл 152-ой и самого себя. Например, в фильме «В зоне особого внимания» с Борисом Галкиным и Михаем Волонтиром в главных ролях. По сюжету, в одном из эпизодов, во время боевых учений бравые десантники угоняли этот БТР у «просто солдат».

Технические характеристики.

Масса8,6-9 тонн
Экипаж, десант2 человека, 6-17 человек
Длина, ширина, высота6830-2320-2050 мм
База, колея, клиренс3880, 1755, 290-313 мм
БронированиеТип брони: стальная катаная
Лоб корпуса 14 мм
Борт корпуса 9-11 мм
Корма корпуса 9 мм
Днище 4 мм
Крыша корпуса 5-8 мм
Варианты вообруженияПулемет 7,62 СГМБ
Боекомплект пулеметов 1250
ДвигательРядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Модель двигателя ЗИС-123В
Мощность двигателя, л.с. 110 (кВт. 82)
Крутящий момент н.м . 338
Удельная мощность, л.с/т 12,8
Ходовые характеристикиСкорость по шоссе, км/ч 70-80
Запас хода по шоссе, км 780
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Ширина преодолеваемого рва, м 0,9
Преодолеваемый брод, м 1,0

Благодарим за тест-драйв:
Областной клуб «Авто-ретро»
Николай Ковалевский, фото
Константин Георге, текст.

Источник

По теме:

btr152.ru

Бронетранспортер БТР-152 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский послевоенный бронетранспортер БТР-152 на базе ЗИС-151. Производство, история создания, особенности конструкции и эксплуатации»


Бронетранспортер БТР-152

Проектирование и производство БТР-152

Великая Отечественная война показала необходимость наличия в войсках легкого и маневренного, однако вооруженного и бронированного средства для перевозки пехоты, иначе говоря, бронетранспортера. В 1946 году началась разработка такой машины, на базе полноприводного грузовика ЗИС-151, под шифром «Объект 140». Разработка велась конструкторским эксперементальным отделом ЗИС под руководством главного конструктора Б.М. Фиттермана.

Уже на стадии проектирования «объект 140» получил название «ЗИС-152«, в его создании участвовали конструкторы К.М. Андросов (вооружение), И.М. Горячев (корпус и шасси), Р.Г. Писопель (корпус), В.Ф. Родионов (трансмиссия) и П.П. Черняев.

К марту 1947 г. были построены два экземпляра ЗИС-152 с макетными корпусами, а мае начались их заводские испытания. После устранения выявленных в ходе заводских испытаний недостатков, 12 экземпляров доработанной машины были представлены на войсковые испытания, которые проходили  с мая по декабрь 1949 г.

Весной 1949 г. начались работы по подготовке серийного производства БТР-152 на заводе ЗИС. Само производство было развернуто на заводе ЗИС в следующем году, тогда же бронетранспортер был принят на вооружение.

Чертеж бронетранспортера БТР-152

БТР-152 производился с 1950 по 1962 гг. и находилась на вооружении в России до 1993 г. Всего было произведено около 13 000 машин всех модификаций.

Модификации и экспортные поставки БТР-152

Бронетранспортер поставлялся на экспорт в: Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу, Кубу, Конго, Кипр, ГДР, Египет, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Гвинею, Гвинею-Биссау, ВНР, Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Израиль, Лаос, Мали, МНР, Мозамбик, Никарагуа, КНР, КНДР, ПНР, Румынию, Сомалиленд, Сейшельские острова, Шри-Ланка, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Вьетнам, Йемен, СФРЮ, Зимбабве. Производился по лицензии в Китае.

  • БТР-152А — вооружен 14,5 мм установкой ЗПТУ-2 или ЗПТУ-4
  • БТР-152Б — оснащен лебедкой
  • БТР-152В — оснащен внешней системой регулирования давления в шинах
  • БТР-152В1 — оснащен приборами ночного видения и внутренней системой регулирования давления в шинах
  • БТР-152Д — модификация БТР-152В вооруженная ЗПТУ-2 или ЗПТУ-4
  • БТР-152И — командно-штабная машина
  • БТР-152К — модификация с улучшенным бронированием
  • БТР-152С — машина управления артиллерии.

Характеристики бронетранспортера БТР-152

Страна:СССР
Тип:Бронетранспортер
Дата выпуска:1950 г.
Длинна:6830 мм (корпус)
Ширина:2320 мм
Высота:2360 мм
Броня, лоб:6 — 13 мм
Броня, борт:6 — 13 мм
Броня, башня:6 — 13 мм
Экипаж:2 человека + до 17 десантников
Двигатель:ГАЗ-123, 110 л.с.
Дальность хода:550 км
Максимальная скорость:76 км/ч
Масса:8,7 тонн
Вооружение:1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

БТР-152 — Журнал «4х4 Club»

К большому сожалению любителей истории, очень многие интереснейшие образцы советской автомобильной техники совершенно бездумно были отправлены на переплавку: некоторые модели сохранились буквально в единичных экземплярах. Именно так получилось с БТР-152В1, которых в рабочем состоянии на территории России и Украины осталось не больше, чем пальцев на руке…

Исторически так уж сложилось, что всю Вторую мировую войну Красная армия отвоевала без отечественных бронетранспортеров.  Проблему удалось решить за счет лэнд-лизовской техники, трофеев и частично благодаря фронтовым самоделкам. А первый работоспособный советский БТР – изделие «140» – построили только осенью 1946 года. Машина, сконструированная под руководством Б. М. Фиттермана, была выполнена по трехосной схеме с зависимой рессорной передней подвеской и балансирной рессорной задней. А для того чтобы новый бронеавтомобиль, вскоре получивший название БТР-152, поскорее пошел в серию, большинство узлов и агрегатов позаимствовали с полноприводного (6×6) грузовика ЗиС-151.  В том числе и пятиступенчатую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку и подключаемый передний мост. Правда, в отличие от «донора», ошиновка задних мостов была односкатная.

Броневой кузов сделали несущим, открытым сверху – по образу и подобию немецких и американских аналогов. Лобовая броня с рациональными углами наклона выдерживала попадание пуль из крупнокалиберного пулемета. А  сбоку и сзади БТР был защищен от огня из обычного стрелкового оружия и осколков снарядов и мин. Вооружение – пулемет Горюнова (СГ‑43) с быстросъемным станком, для которого были предусмотрены четыре точки крепления: спереди, сзади и по бокам. За счет форсированного  с  92  до 117 л. с. шестицилиндрового рядного двигателя ЗиС-120 (рабочий объем 5.55 л) тяжелая (8.6–8.9 тонны) машина получилась весьма подвижной для своего времени. По шоссе она разгонялась аж до 85 км/ч. Позже скорость снизили до 75 км/ч. На вооружение БТР-152 был принят только в 1950 году, после выпуска нескольких опытных партий.

Смотри в оба.  БТР-152В1 с открытыми бронезаслонками отличается неплохой обзорностью

Далее в 1955 году появился БТР-152В с компактной лебедкой самовытаскивания под бронечехлом и новым пулеметом СГМБ. Но самое главное, машину оснастили революционной системой центральной подкачки шин через специальные наружные штанги, внутри которых были спрятаны пневмошланги. Это дало возможность резко повысить проходимость по бездорожью (особенно по песку). А в случае прострела шины мощный компрессор без особого труда восполнял утечку воздуха. Однако военные были не слишком довольны новой системой. Наружные штанги оказались чересчур уязвимы, особенно при движении по сильно пересеченной местности. Проблему удалось быстро решить: уже в 1959 году появилась улучшенная версия БТР-152В1 с подводом воздуха через ступицы. Ее производство постепенно было передано с ЗиЛа на Брянский автомобильный завод. Всего же за 13 лет выпустили 14 421 экземпляр  БТР-152 четырнадцати основных  модификаций, включая закрытые 152К, зенитные самоходки с пулеметами КПВ калибром 14.5 мм (152А, 152Е), а также закрытые командно-штабные машины с высокой крышей (152И). Кроме того, БТР-152 выпускался в Китае под названием «тип 56».

Полузащитник.  Водитель и командир частично защищены от  падающих сверху осколков бронекозырьком

Гильзы – в мешок.  Штатное вооружение – пулемет СГМБ

В 1963 году бронетранспортер на основе грузовика уступает место БТР специальной разработки – плавающей модели 60П. С этого момента морально устаревшие «сто пятьдесят вторые» массово передают союзникам по социалистическому лагерю, а также всем, кто согласен хотя бы на словах воевать против США и Израиля. Много  БТР-152 оказалось на вооружении национальной народной армии ГДР, армий Египта, Сирии, Вьетнама и даже Ливана. Попали они и в руки  полевых командиров в разных уголках Африки. Интересно, что для жарких стран выпускались специальные экспортные версии 152Ю1 и 152Т1 с усиленным охлаждением двигателя и тропической электропроводкой. А часть советских БТР в качестве трофеев даже использовалась израильтянами. В итоге БТР-152 превратился в настоящего иммигранта. На родине его теперь почти и не встретишь, зато в странах бывшего Варшавского договора и в том же Египте он все еще не редкость.

Трави помалу.  Манометр справа от водителя показывает давление воздуха в шинах


БТР СЛОЖНОЙ СУДЬБЫ

Один из таких иммигрантов, поменяв несколько владельцев, в конце концов очутился в частном музее Дмитрия Позняка, коллекционера автомотостарины из Запорожья. Странный камуфляж (его заботливо обновили) и увеличенный радиатор системы охлаждения тонко намекали, что машина когда-то воевала в одной из тех самых стран очень народной демократии. При незабвенном Леониде Ильиче Брежневе правителей подобных экзотических государств щедро одаривали вполне материальным оружием в обмен на  эфемерные обещания построить когда-нибудь самый что ни на есть развитой социализм.

Снаружи БТР-152В1 удивляет своим подчеркнуто поджарым корпусом со сложной ломаной поверхностью, призванной вызвать рикошеты пуль. А вот внутри герой нашего рассказа  вызывает ассоциации с большим катером. Виноваты в том широкие деревянные боковые лавки  по бортам на 17 десантников и решетчатые мостики-слани, заботливо уложенные на пол. Установлены они в том числе и для того, чтобы ноги солдат не скользили в крови, если во время боя внутри машины кого-нибудь ранит или убьет.

Десантируясь из БТР-152В1 через задние дверцы, надо соблюдать осторожность, чтобы не приложиться о буксирный крюк


КАК Я БЫЛ МЕХАНИКОМ-ВОДИТЕЛЕМ

Все началось с трудностей с запуском. Понятно, что никаких ключей зажигания нет и быть не может. Стартер включается небольшой кнопкой прямо на панели приборов. Увы, старая машина капризничала. Пришлось подымать броневые крышки капота, соблюдая определенную осторожность. Весят они немало, и если упадут, то  вполне могут оставить без пальцев. После замены свечей дело пошло на лад, и, изрыгая густые клубы дыма, БТР наконец-то завелся и выбрался из гаража.

Место водителя нельзя назвать особо комфортным. Решетчатые сиденья из дерева жесткие и для длительных маршей не годятся.  Дорогу же приходится обозревать поверх длинного, правда, необычайно низкого капота через обычные быстросъемные стеклянные окна. Если же закрыть броневые крышки, то смотреть придется либо через водительский перископ с прибором ночного видения, либо через узкую щель, защищенную узенькой быстросменной пластинкой триплекса.

Кузов. Десант размещается на длинных боковых лавках, за которыми находится запас патронов и  инструменты

В движении БТР-152 напоминает самоходный утюг.  Хотя заявленная максимальная скорость составляет 75 км/ч, реально удалось разогнать его только до 40 км/ч. Да и то с трудом. Ездить на нем по городу не очень-то приятно, обзорность так себе даже при открытых бронезаслонках, а динамика и вовсе отсутствует как явление. Зато подвеска оказалась неожиданно мягкой. По крайней мере машина не прыгает как мячик по кочкам, что характерно для пустых советских грузовиков системы ЗиЛ-157КД  и ГАЗ-63.

Что же касается огромного руля, под который приходится просовывать ноги, то это вообще отдельная песня. Крутить его не просто тяжело, а очень тяжело. Несмотря на хорошую смазку строго по инструкции и небольшие изменения, внесенные реставраторами в конструкцию. Что, гидроусилитель хотите? Обойдетесь. Ручками надо, ручками. Не перетрудитесь. А ежели тяжело и мышцы болят, то, значит, вы плохой солдат и в Красную армию не годитесь.

БТР-152В1 – отличный вездеход, но очень тяжелый в управлении

Индивидуальный подход.  С помощью шести вентилей можно отрегулировать давление воздуха в каждом из шести колес

Что касается педалей, то сразу же приходит на ум затертая до дыр фраза про то, что усилие на них внушает уважение. Забавно, что  после каждого нажатия на тормоз пневмосистема  злобно шипит, сбрасывая давление. Изогнутая «кочерга» переключения передач втыкается с некоторым усилием и каким-то характерным «металлическим» ощущением. При этом не стоит забывать про пресловутый двойной выжим сцепления. Иначе передача просто не включится. Зато трогаться можно сразу со второй скорости.

Нижнеклапанная «шестерка» при разгоне ревет как раненая тираннозавриха. В придачу ощутимо вибрирует пол под ногами, зверски греется трансмиссионный тоннель и где-то что-то позвякивает для полноты картины. Оно и понятно. Шумоизоляция отсутствует в принципе, что вполне разумно:  зачем в случае чего давать лишнюю пищу огню?  Ему и так будет чем поживиться. Два огромных 300-литровых бензобака заботливо установлены прямо в боевом отделении за спинками сидений командира и механика-водителя. Довершает портрет человеконенавистнической компоновки ресивер пневмосистемы, расположенный над «водительским» бензобаком. Так что воевать на БТР-152 лучше всего в самом конце «салона». А еще лучше перебраться в танк.

У себя на Родине БТР-152В1 встречается реже, чем в странах – бывших союзниках СССР

Самое ценное.  Лебедка самовытаскивания защищена массивным бронечехлом

Еще одна интересная особенность – это задние дверцы, которые по одной категорически не закрываются. Их  нужно захлопывать обязательно вместе. Десантироваться следует осторожно, потому как, зазевавшись, можно неслабо приложиться о буксирный крюк.

Как вездеход БТР-152В1 внушает уважение. Он легко берет подъем в 34 градуса, преодолевает брод почти в метр, не боится ям и воронок глубиной до 0.6 метра. Его дорожный просвет составляет 290 мм. А если колеса все же начнут буксовать, достаточно только слегка стравить воздух и тем самым уменьшить давление на грунт. Любопытно, что каждое колесо управляется своим индивидуальным вентилем на специальной панели. Впрочем, справедливости ради, в серьезные дебри мы не заезжали. Все-таки жаль мучить старичка. Такой остался только один на всю Украину. И скорее всего больше не будет.

media.club4x4.ru

Бронетранспортер БТР-152 | Энциклопедия военной техники

Бронетранспортер БТР-152 (объект 140)

Основной средний бронетранспортер Советской Армии периода 50 – начала 60-х годов. Предназначался для перевозки двух отделений мотопехоты со станковым пулеметом. Разрабатывался в спецотделе КЭО ЗИС с ноября 1946 года на основе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 24 марта 1950 года. Серийное производство осуществлялось с 1950 по 1962 год заводами ЗИС(ЗИЛ) и БАЗ. Изготовлено 12421 единица.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БТР-152 (ЗИС-152) – первый серийный вариант. Открытый сверху несущий корпус рациональной формы сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 8, 10 и 13 мм. Пулемет СГ-43 или СГМ мог устанавливаться на одном из четырех кронштейнов по периметру корпуса. Для посадки экипажа имелись боковые двери, для десанта -дверь в корме корпуса. В бортах корпуса имелось шесть отверстий, закрываемых заслонками, для ведения огня из личного оружия. Боевая масса 8,6 т. Двигатель ЗИС-123 мощностью 110 л.с. Колесная формула 6х6. На части машин устанавливалась радиостанция 10РТ-12. Экипаж 2 человека плюс 17 десантников. Серийное производство с июля 1950 по 1955 год. Изготовлено 4923 единицы.

БТР-152А (объект 140А, ЗИС-152А) – зенитный бронетранспортер на базе БТР-152. Зенитная установка ЗТПУ-2 смонтирована на постаменте в десантном отделении и состоит из двух пулеметов КПВ калибра 14,5 мм. Максимальный угол возвышения пулеметов +90°, склонения -5°. Для стрельбы- по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным – коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект 1200 патронов. Боевая масса 8,6 т. Расчет установки-3 человека. Десант сокращен до 6 человек. Серийное производство с 1952 по 1955 год. Изготовлено 719 единиц.

БТР-152В (ЗИС-152В) – первый в мире серийный колесный бронетранспортер со сверхпрофильными шинами регулируемого давления. Двигатель ЗИС- 123В. Предпусковой подогреватель. Воздушный компрессор повышенной производительности и система внешнего подвода воздуха к шинам. Лебедка. Пулемет СГМБ калибра 7,62 мм. Боевая масса 8,95 т. Серийное производство с октября 1955 по 1959 год. Изготовлено 2904 единицы.

БТР-152Е-зенитный бронетранспортер на базе БТР-152В. С 1955 по 1957 год изготовлено 160 единиц.

БТР-152С-подвижной командный пункт и машина связи с увеличенным по высоте бронекорпусом на базе БТР-152В. Общая высота – 2820 мм. Радиостанция Р-118. С 1955 по 1959 год изготовлено 272 единицы.

БТР-152К (1957 г.) -БТР-152В с десантным отделением, увеличенным по высоте на 300 мм и закрытым крышей из 8-мм брони. В крыше имелись продольный люк с тремя откидными крышками, лючки для стрельбы из личного оружия и смотровые приборы со стеклоблоками триплекс. Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2. Десант 13 человек.

БТР-152В1 (ЗИС-152В1)-БТР-152В с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Ночной прибор механика-водителя ТВН-2, отопитель десантного отделения, система обдува ветровых
стекол горячим воздухом, светомаскировочные насадки на фары, радиостанция Р-113. Усовершенствованные агрегаты двигателя и ходовой части, унифицированные с грузовым автомобилем ЗИЛ-157. Серийное производство с октября 1958 по 1962 год.

БТР-152К1 – БТР-152К с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Серийное производство с 1959 по 1962 год.

БТР-152С1 – БТР-152С с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Серийное производство с 1959 по 1962 год.

БТР-152И (ЗИЛ-152И) – машина управления на базе БТР-152В и БТР-152В1. Высокий закрытый корпус с рабочими местами операторов средств связи. Системы вентиляции и обогрева на стоянке. Серийное производство с 19S7 по 1962 год.

БТР-152Э1 – БТР-152В1 в экспортном исполнении для Ближнего Востока.

БТР-152Ю1 – БТР-152В1 в южном экспортном исполнении.

БТР-152Т1 – БТР-152В1 в тропическом экспортном исполнении с усиленным охлаждением и тропическим исполнением электрооборудования.

В мотострелковые части Советской Армии БТР-152 начали поступать во второй половине 1950 года. Их освоение шло быстро, подтверждением чему стало участие большого количества этих машин в параде 7 ноября 1951 года в Москве. Поступали БТР-152 и в бронетанковые части, где использовались в качестве машин сопровождения и технического обслуживания. Боевое крещение БТР-152 и БТР-152В получили во время событий 1956 года в Венгрии, где эти открытые сверху машины оказались легкоуязвимыми, особенно в населенных пунктах. Результатом этого опыта стало появление полностью закрытого БТР-152К. Помимо Советской Армии БТР-152 использовались в пограничных и внутренних войсках. По мере поступления в армию более современных бронетранспортеров эти машины передавались из мотострелковых в инженерные и химические войска, а также в организации ДОСААФ. В «тыловых» военных округах БТР-152 последних модификаций несли службу до начала 70-х годов. С вооружения Российской Армии этот бронетранспортер снят в 1993 году. Поставки БТР-152 на экспорт начались в середине 50-х. В первую очередь они поступали в армии стран-участниц Варшавского договора. В 1955-1959 годах, например, дружественные армии получили 924 БТР-152В и 80 БТР-152Е. В специальном экспортном исполнении – БТР-152Э1 – эти машины поступили на Ближний Восток. В частности, в 1956 году египетская армия уже располагала 60 бронетранспортерами этого типа, которые принимали участие в боевых действиях. В начале 60-х годов крупная партия БТР-152В1 была продана Индонезии. По состоянию на 1995 год БТР-152 различных модификаций еще состояли на вооружении в Албании, Анголе, Афганистане, Вьетнаме, Египте, Израиле, Индии, Ираке, Иране, Йемене, Камбодже, Китае, Конго (20 единиц), Кубе, КНДР, Лаосе (40), Мали (8), Мозамбике (60), Намибии (6), Никарагуа (100), Сирии, Судане, Сейшельских островах (4), Танзании, Уганде, Центрально-Африканской республике (4), Экваториальной Гвинее (8) и Эфиопии. В ряде стран бронетранспортеры прошли модернизацию. Так, египетская и афганская армии использовали зенитный вариант БТР-152 со счетверенной установкой крупнокалиберных пулеметов ДШК чехословацкого производства. В ряде случаев в кузове БТРа монтировали спаренную советскую 23-мм установку ЗУ-23-2, а в Йемене на базе БТР-152 создали ЗСУ с использованием американской 20-мм шестиствольной автоматической пушки М163 «Вулкан». Наиболее крупная модернизация БТР-152 была осуществлена в Израиле фирмой «Нимда» в начале 80-х годов. Машина получила дизельный двигатель «Дженерал Моторс» и гидромеханическую трансмиссию, вооружение и средства связи израильского образца. Под названием «Шоэт» эти БТРы состоят на вооружении израильской армии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-152В1
БОЕВАЯ МАССА, Т: 8,95.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 17.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6830,
ширина – 2320,
высота по корпусу – 2050,
высота по пулемету – 2410,
база – 3880,
колея передних/задних колес – 1755/ 1750,
дорожный просвет – 295.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ обр.1949 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 14,
борт – 9…11,
корма – 9,
крыша МТО – 5,
крыша отделения управления – 8,
днище – 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ЗИС-123В, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 110 л.с. при 3000 об/мин, рабочий объем 5550 см3.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная коробка передач с трехступенчатой коробкой отбора мощности на лебедку, двухступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; колесная формула 6х6, размер шин 12,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2, подвеска переднего моста на двух продольных полуэллиптических рессорах и двух гидроамортизаторах рычажного типа, балансирная подвеска среднего и заднего мостов на двух полуэллиптических рессорах, опирающихся в средней части на качающиеся ступицы.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 780.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 36;
ширина рва, м – 0,9;
высота стенки, м – 0,5;
глубина брода, м – 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113.

war-book.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *