Уроки истории — Фолклендский кризис

Размышляя о все больше углубляющемся политическом кризисе между Россией и Украиной, многие эксперты выдвигают разнообразные сценарии итогового результата, основывая свои доводы на различных фактах и аспектах политического, военного и экономического характера. Многое говорится о роли посредников, на них возлагаются надежды. Рассматривается включение в конфликт НАТО и ОДКБ. При этом практически не наблюдается отсылок к истории международных отношений. Однако многое, что происходит в рамках этого противостояния, уже было. Фолклендский кризис 1982 г. — один из наглядных примеров разрешения многолетнего международного конфликта, и итоги этого противостояния весьма показательны.

«Фолклендский вопрос» — спор между Аргентиной и Великобританией в отношении суверенитета над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, Южной Георгией и Южными Сандвичевыми островами и прилегающими к ним морскими территориями в Южной Атлантике. В середине XX в. Аргентина не была крупной международной державой, и мировое сообщество не ожидало, что она бросит вызов одному из лидеров Западного полушария и постоянному члену Совета Безопасности ООН.

Однако более 100 лет разочарований от переговоров и накопленная обида, укоренившаяся в аргентинской культуре и играющая важную роль в формировании национальной идентичности, послужили причиной тому, чтобы военное правительство Аргентины в апреле 1982 г. пошло на беспрецедентный шаг и оккупировало острова. Вводящая в заблуждение «дружественная» политика США ослабила бдительность военной хунты, и в правящих кругах страны стали полагать, что теперь созданы все возможности для эскалации на спорных территориях. В это время правительству Маргарет Тэтчер требовался политический кислород, чтобы продолжить непопулярные экономические реформы, а Великобритании необходимо было укрепить собственную военную мощь, чтобы продолжить борьбу за ускользающую от нее роль мировой державы, и дипломатические попытки «Туманного Альбиона» сошли на нет.

Вовлечение Соединенных Штатов в кризис демонстрирует негативные последствия любого посредничества, движимого национальными интересами, особенно сверхдержавы с многочисленными и противоречивыми обязательствами в отношении своих союзников. Посредничество США в этом конфликте имело лишь тонкий слой нейтралитета — американское правительство отдавало предпочтение Великобритании, как основному члену «англосаксонской семьи», но также «курировало» аргентинский военный режим, получивший статус «привилегированного партнера», поддерживающего ориентированное на США противоборство с коммунизмом в Латинской Америке.

В дело пыталась вмешаться Организация американских государств (ОАГ), но оказалась бессильной без готовности США поддержать ее решения. Для США же это был случай обязательств перед НАТО против обязательств перед ОАГ. Аргентина и ОАГ были важны для США в глобальном аспекте, однако стратегически они были гораздо менее важны, чем Великобритания и НАТО в конкретной ситуации. Выводы очевидны: региональные альянсы не всегда являются наиболее подходящим инструментом для многостороннего вмешательства в контексте затянувшихся международных конфликтов, поскольку их главной целью выступает не политический нейтралитет, а национальная безопасность.

Вторжение Аргентины на Фолклендские (Мальвинские) острова выступает одним из ключевых примеров, когда международное сообщество продемонстрировало свою неспособность разрешить подобный спор. Несмотря на семнадцать лет предупреждающих сигналов, рассмотрение ситуации на самом высоком уровне — в Организации Объединенных Наций, никто так и не осознал взрывоопасный потенциал разрастающегося конфликта. Именно это делает неудачу 1982 г. еще более поразительной: история повторяется, как трагедия, несмотря на прошлые уроки и новые инструменты, предназначенные для предотвращения конфликтов.

«Фолклендский вопрос» — спор в отношении суверенитета над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, Южной Георгией и Южными Сандвичевыми островами и прилегающими к ним морскими территориями, существование которого было признано международным сообществом на самом высоком уровне, в Организации Объединенных Наций. «Правительство Ее Величества не сомневается в своих суверенных правах» — ритуальная фраза, которую на протяжении многих лет произносили все представители Великобритании в ответ на любые претензии Аргентины на Фолклендские (Мальвинские) острова.

Федор Лукьянов:
Фолклендская и другие войны за престиж

В середине XX в. Аргентина не была крупной международной державой, и уж точно мировое сообщество не ожидало, что она бросит вызов одному из лидеров Западного полушария и постоянному члену Совета Безопасности ООН. Однако после более чем 150 лет разочарований на двустороннем уровне Аргентина в 1965 г. представила дело о Фолклендских (Мальвинских) островах в Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам ООН («Специальный комитет 24»). Решение, которое она пыталась найти в ООН, предполагало включение в сферу двусторонней дипломатии крайне сложного вопроса, нагруженного недипломатическими элементами и усугубленного существованием почти «ничейного» населения островов. Первые шаги в этом направлении вызывали оптимизм — в Резолюции 20-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/2065(XX) по «Вопросу о Фолклендских (Мальвинских) островах» от 16 декабря 1965 г.

признавалось «существование спора между правительствами Аргентины и Соединенного Королевства относительно суверенитета над островами», а сторонам предлагалось приступить к переговорам.

В последующие два года последовала серия двусторонних дипломатических встреч, отличавшихся взаимопониманием, хорошей коммуникацией и надежностью между аргентинскими и английскими дипломатами [1]. Однако первые достижения были подорваны сначала группой молодых аргентинских перонистов, угнавших самолет и приземлившихся на Фолклендских (Мальвинских) островах, а затем лоббистской работой жителей островов в Лондоне, которая нашла сочувствие в британской прессе и парламенте. Сочетание страхов жителей Порт-Стенли и британской парламентской оппозиции в отношении аргентинских притязаний поставило диалог в виртуальный тупик, что не было должным образом рассмотрено ООН и не вызывало никакой тревоги в Совете Безопасности. Главная проблема заключалась в том, что не было посредника, который мог бы оказать своевременное и адекватное влияние на лиц, принимающих решения.

В этом переговорном процессе международное сообщество оставило обе стороны на произвол судьбы.

14 декабря 1973 г. в ходе 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюцию A/RES/3160 (XXVIII) «Вопрос о Фолклендских (Мальвинских) островах», где выражалась обеспокоенность тем фактом, что по прошествии восьми лет с момента принятия предыдущей резолюции по данному вопросу не наблюдалось какого-либо существенного прогресса по разрешению дипломатического кризиса между сторонами. Отсутствие успехов на столь длинной дистанции показывает, что в ООН лишь факультативно отнеслись к этой проблеме, не предоставив адекватных рычагов воздействия и своевременного политического давления на участников конфликта для достижения прорыва в переговорах и уклонившись от тщательного и бдительного мониторинга принятых ею же рекомендаций.

К январю 1976 г. опасения политических издержек в Великобритании и националистическое возрождение в Аргентине постепенно ослабили интерес к теме о суверенитете над архипелагом, заведя этот вопрос в новый тупик. Несмотря на то, что британское лобби по продвижению темы Фолклендских (Мальвинских) островов воодушевлялось докладом «Экономическое исследование Фолклендских островов» лорда Эдварда Шеклитона, в котором автор прогнозировал островам многообещающее будущее [2], британский парламент запретил любые контакты по данному вопросу.

К концу 1970-х гг. стороны вновь начали прикладывать усилия к активизации двусторонних отношений, но они реализовывались лишь на техническом уровне, и уже в эпоху правления Маргарет Тэтчер чиновники ООН и аргентинские дипломаты взяли на себя обязательство разработать экономический пакет, который можно было бы предложить островитянам в обмен на некоторое понимание суверенитета и управления этими территориями. Со своей стороны, Аргентина неоднократно демонстрировала готовность к установлению конструктивного, откровенного и открытого диалога для развития двустороннего сотрудничества, особенно в рамках предварительных договоренностей по формуле суверенитета, в той мере, в какой сотрудничество по практическим аспектам, связанным с незаконно оккупированной территорией, способствует созданию благоприятного климата для возобновления переговоров.

Однако круг энтузиастов был узок, и они были единственными технически вовлеченными в проблему, которая требовала политического компромисса на высоком уровне и решающего вклада заинтересованной в успехе третьей стороны, чтобы можно было отталкиваться от возможных прорывов и заложить основы для урегулирования спора. Многие возможности для содействия урегулированию были упущены из-за отсутствия осведомленности, приверженности и авторитетного потенциала международного сообщества по обеспечению соблюдения ранее принятых резолюций ООН.

Для понимания аргентинского взгляда на проблему следует иметь в виду накопленную веками обиду, глубоко укоренившуюся в аргентинской культуре. Аргентинцев традиционно воспитывают в вере в то, что «Мальвинские острова были, есть и будут аргентинскими» (Las Malvinas fueron, son y serán argentinas) — широко распространенный национальный лозунг, который зафиксирован в учебниках, на зданиях и дорожных знаках, в государственных учреждениях и на общественных церемониях по всей стране. Подверженный манипуляциям, этот лозунг выступает мощным двигателем национальной мобилизации. В стране иммигрантов, в которой отсутствует значительное этническое ядро, формирующее национальное сознание, национальные символы становятся стержнем патриотизма, и оспариваемые Великобританией острова играют важную роль в этом отношении, поскольку они составляют часть национальной идентичности аргентинцев.

Татьяна Воротникова:
Политика США по ключевым конфликтам в Латинской Америке

Убежденность в том, что острова являются суверенной территорией Аргентины, укрепила решимость военного правительства этой страны в апреле 1982 г. сделать беспрецедентный шаг — оккупировать острова с тем, чтобы окончательно разрешить затянувшийся с Великобританией спор. Однако было бы ошибкой ограничивать интерпретацию конфликта 1982 г. народными настроениями — патриотизм имеет тенденцию быть и катализатором, и инструментом политического маневра. Решающее значение в подходе военного правительства Аргентины к этому вопросу основывалось на вседозволенности международной обстановки и анализе потенциальной реакции Соединенных Штатов, которую правящие круги Аргентины считали либо прохладной, либо нейтральной.

Вводящая в заблуждение «дружественная» политика США ослабила бдительность военной хунты: Аргентина в 1981 г. наслаждалась романтическим и волнующим опытом — ее открыто поддерживала самая могущественная страна в мире. Американские делегации, пребывающие в Аргентину, не задавали вопросов о тюрьмах, пытках и нарушении прав человека, а обсуждали прекращение эмбарго, введенное в 1977 г. Джимми Картером на поставки оружия аргентинскому военному режиму, и рассматривали аргентинцев в качестве партнеров по борьбе с марксизмом в Латинской Америке [3]. Аргентинский генерал Леопольдо Галтьери в 1981 г. дважды посетил Соединенные Штаты и был принят на высоком уровне, а посол США в ООН Джин Киркпатрик теоретически обосновала американские взгляды на Аргентину своими различиями между «авторитарными» режимами (такими, как аргентинский), которые заслуживают похвалы, независимо от нарушений прав человека, и «тоталитарными» режимами (такими, как кубинский), чтобы противостоять им как угрозе интересам национальной безопасности США [4].

Правящие круги Аргентины полагали, что к весне 1982 г. были созданы все условия для возможности эскалации спорных территорий. Однако важно понимать следующее — на поздней стадии любого конфликта посредничество жестко ограничивается: переговоры едва ли можно держать в тайне, оценка ситуации глубоко предвзята, политические издержки резко возрастают, а переменные, выходящие за рамки манипуляций, такие как национализм, гордость и честь, ставят под угрозу любую рациональную попытку отбросить проблему назад, к ее основам. До 2 апреля 1982 г. аргентинские директивные органы считали, что для Аргентины не существует «справедливости» по причине отсутствия норм и институтов, ограничивающих многолетний конфликт, организаций, занимающихся рассмотрением их жалоб, а также эффективных посреднических услуг.

Вторжение Аргентины на Фолклендские (Мальвинские) острова выступает одним из ключевых примеров, когда международное сообщество продемонстрировало свою неспособность разрешить подобный спор. Несмотря на семнадцать лет предупреждающих сигналов, никто, похоже, не осознал взрывоопасный потенциал разрастающегося конфликта. Как указывал известный австралийский политик Герит Дж. Эванс, подчеркивая важность раннего предупреждения в превентивной дипломатии, ООН находилась на низком уровне подготовленности к этому конфликту: «интенсивный акцент на раннее предупреждение связан с конфликтом на Фолклендском архипелаге, который застал ООН врасплох настолько, что на момент вторжения в Секретариате организации не было обнаружено никаких карт островов» [5].

На «Туманном Альбионе» в начале 1982 г. правительству Маргарет Тэтчер требовался политический кислород, чтобы продолжить непопулярные экономические реформы, а Великобритании необходимо было укрепить собственную военную мощь, чтобы продолжить борьбу за ускользающую от нее роль мировой державы. Поэтому внешняя политика в стране играла важную роль, и хорошо продуманные попытки изменить status quo, которые терпеливо достигались британскими дипломатами (по крайней мере, дважды в течение 1960-х и 1970-х гг. ), перестали быть востребованы британским парламентом.

В конце февраля 1982 г. новый раунд переговоров, состоявшийся в Нью-Йорке между Аргентиной и Великобританией, не привел к какому-либо улучшению ситуации, что стало следствием принятия 1 марта 1982 г. аргентинским правительством коммюнике, в которого говорилось, что Аргентина «поддерживает право положить конец работе этого механизма (двусторонних переговоров) и свободно выбрать процедуру, которая наилучшим образом отвечает ее интересам» [6]. Угроза, заложенная в этом документе, заставила британцев реагировать оперативно, и 3 марта 1982 г. государственный министр лорд Ричард Люс выступил в парламенте и публично заверил его членов в том, что должны быть приняты превентивные меры «для защиты островов от неожиданного нападения» [7], что стало поворотным моментом в том, что до последнего времени международному сообществу казалось невозможным.

В апреле 1982 г. председатель Совета Безопасности ООН Каманда ва Каманда Заир призвал стороны к сдержанности, а президент США Рональд Рейган предпринял попытку остановить аргентинскую оккупацию островов. Вовлечение Соединенных Штатов в кризис демонстрирует негативные последствия любого посредничества, движимого национальными интересами, особенно сверхдержавы с многочисленными и противоречивыми обязательствами в отношении своих союзников. Посредничество США в этом конфликте имело лишь тонкий слой нейтралитета — с одной стороны, предпочтение отдавалось Великобритании, как основному члену «англосаксонской семьи». С другой — американское правительство «курировало» аргентинский военный режим, чья незаконная власть с 1976 г., сдерживаемая систематическим применением насилия и репрессий, не подвергалась сомнению ab initio, и который получил международный статус «привилегированного партнера», поддерживающего ориентированное на США противоборство с коммунизмом в Латинской Америке.

Илья Крамник:
От понтонов к бетону: новый британский порт на Фолклендских островах

Состязание стран одной капиталистической системы заставляло США быть чрезвычайно чувствительными к диалектике заявлений, сделанных американскими полномочными представителями на площадке ООН в отношении этого конфликта. В то же время США, поддерживая Великобританию при голосовании в Совете Безопасности, действовали с убеждением, что вооруженная агрессия Аргентины и ее вторжение на острова должны незамедлительно прекратиться [8].

Но не только роль «слабого брокера» сделала Вашингтон частично виновным в кризисе 1982 г. В первую очередь, именно его многочисленные союзнические обязательства и корыстные и частично совпадающие интересы сдерживали посреднические усилия. С одной стороны, у США было обязательство перед Великобританией в рамках НАТО, которое включало британское требование лояльности и вмешательства в спор со стороны своих партнеров по альянсу [9]. С другой — США были связаны с Аргентиной Хартией Организации американских государств (ОАГ) и положениями Межамериканского договора о взаимной помощи, разработанного и принятого в ходе межамериканской конференции по обеспечению мира и безопасности на американском континенте (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 15 августа — 2 сентября 1947 г.). Согласно положениям этого договора, все подписавшие его страны должны в случае вооруженного нападения на одно из американских государств оказывать ему помощь в отражении атак противника в границах зоны безопасности, которая превышает 900 миль и включает не только американские страны, но и значительную территорию по обе стороны американского континента, охватывающую Гренландию, Аляску, британские, нидерландские и французские колониальные владения, часть Арктики и Антарктики [10].

Следует отметить, что реакция ОАГ на обострение рассматриваемого конфликта не была быстрой: чрезвычайная сессия не проводилась, а первое заседание по просьбе Аргентины, которая рассматривала британское контрнаступление как агрессию, состоялось только 26 апреля 1982 г. В конечном итоге в принятой ОАГ резолюции от 28 апреля 1982 г. признавался суверенитет Аргентины над Фолклендскими (Мальвинскими) островами и выражалось сожаление по поводу санкций, принятых Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) и другими европейскими государствами в отношении Аргентины.

США возражали против проведения заседаний ОАГ, поскольку не хотели, чтобы их поставили в положение, когда нужно было бы придерживаться условий Рио-де-Жанейрского пакта. Вместе с Колумбией, Чили, Тринидадом и Тобаго они 28 апреля 1982 г. воздержались при голосовании по принятой резолюции и через два дня вышли из посреднического процесса, введя военные и экономические санкции в отношении Аргентины.

Ответ на такой шаг был предсказуем — 28 мая 1982 г. во второй резолюции ОАГ осуждали не только Великобританию, но и США за поддержку европейской державы. Но это было слишком мало и слишком поздно — ОАГ оказалась бессильной без готовности США поддержать ее решения. Дело в том, что война за Фолклендские (Мальвинские) острова не была актом коммунистической агрессии и как таковая не представляла собой сражение за мировое влияние. Для США это был случай обязательств перед НАТО против обязательств перед ОАГ. Что более важно, Великобритания — член НАТО, участвовавшая в военном конфликте, была влиятельным игроком в альянсе и считалась самым близким союзником США. Урок этой истории заключается в следующем: Аргентина и ОАГ были важны для США в глобальном аспекте, однако стратегически они были гораздо менее важны, чем Великобритания и НАТО в конкретной ситуации.

Еще одно важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении роли США в противостоянии Аргентины и Великобритании: с юридической точки зрения США были нейтральны в вопросе о суверенитете над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, но с политической и военной точек зрения они имели явный приоритет в этой войне. Далеко не реальная угроза для межамериканской системы, Великобритания представлялась США и ООН более надежным администратором Фолклендских (Мальвинских) островов. Это не было чем-то новым, это был традиционный взгляд на проблему. Когда англичане захватили Фолклендские (Мальвинские) острова в 1833 г., США не стали применять доктрину Монро, так как им «было удобно, что Фолклендские (Мальвинские) острова следует рассматривать как дореволюционное (независимое от испанской короны) владение Великобритании, к которому доктрина, естественно, не имела никакого отношения» [11].

Такой же позиции США придерживались и при подписании Рио-де-Жанейрского пакта в 1947 г., утверждая, что Фолклендские (Мальвинские) острова не подпадают под его действие, поскольку они были представлены в ООН в качестве колониальной администрации британской стороной в 1946 г. Выводы очевидны: региональные альянсы не всегда являются наиболее подходящим инструментом для многостороннего вмешательства в контексте затянувшихся международных конфликтов, поскольку их главной целью выступает не политический нейтралитет, а национальная безопасность.

Наконец (но, безусловно, ни по хронологии, ни по значимости), международный сценарий 1980-х гг. включает в себя работу ООН, которая была создана с главной целью — поддержания коллективного мира и безопасности. Согласно самой идеи создания, ООН выступала в качестве социального форума — «единого главного офиса» — где ведущие мировые державы могли бы консолидировать просьбы, жалобы и предложения стран «третьего мира» и принимать наилучшие решения для их разрешения. Именно это делает неудачу 1982 г. еще более поразительной: история повторяется, как трагедия, несмотря на прошлые уроки и новые инструменты, предназначенные для предотвращения конфликтов.

Михаил Маргелов:
Организация разъединенных наций и лабиринты концепции нового миропорядка

Принятая 3 апреля 1982 г. на заседании Совета Безопасности ООН резолюция S/RES/502 стала незамедлительной реакцией на захват Аргентиной Фолклендских (Мальвинских) островов и, несомненно, крупным достижением британского МИД, создав благоприятные условия, на которых Великобритания в дальнейшем будет основывать свои действия в ходе конфликта. Резолюция, по сути, требовала немедленного вывода аргентинских войск с островов и призывала правительства обеих стран к дипломатическому урегулированию их разногласий и полному соблюдению целей и принципов Устава ООН. Указанная резолюция наделяла Великобританию правами ссылаться на принцип самоопределения населения островов в ходе любых переговоров и полагаться на принцип индивидуальной и коллективной самообороны в случае вооруженного нападения.

Однако эту резолюцию следует оценивать в более широком смысле — скорее как результат семнадцатилетней пассивной позиции ООН, чем как неизбежный первый ответ на вооруженное нападение. США лишь маскировались в качестве заинтересованной стороны, выдвинув на первый план принцип «самоопределения», и ООН лишь трансформировала двухсторонний процесс в трехсторонний конфликт, тем самым серьезно снизив шансы на его урегулирование. В этом контексте ее можно рассматривать и как еще один шаг назад на пути к любому реальному результату, поскольку в ней поддерживался принцип «самоопределения» в качестве предварительного условия.

Важно также отметить, что Совет Безопасности ООН в резолюции S/RES/502 не заявлял о необходимости какой-либо посреднической миссии. Это было решение, исключающее дальнейшие попытки мирного урегулирования и подразумевающее, что невыгодно вмешиваться на столь продвинутой стадии любого международного конфликта в отсутствии мандата, наделяющего «главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности» [12].

Война происходит не только из-за непосредственного участия сторон, но и из-за неспособности потенциальных посредников оказать им помощь или оказать давление с тем, чтобы они искали и устраняли глубокие корни своих разногласий. Эффективность международных организаций оценивается только в том случае, если они могут предотвращать полномасштабные конфликты на регулярной основе и в широких масштабах. В долгосрочной перспективе им не удастся добиться успеха, ограничив свои действия лишь попытками в последнюю минуту добиться прекращения огня. Эту мысль, собственно, и подтвердил Хавьер Перес де Куэльяр, мрачно заявив в мае 1982 г.: «это была проблема, на решение которой потребовалось бы десять минут, если бы обе стороны были готовы» [13]. Его слова становятся ключом к пониманию всего переговорного процесса и того, что его тормозило. Десять минут, но не под огнем; если обе стороны готовы, но не оставлены на произвол судьбы.

1. Roger Fisher, Andrea Kupfer, Elizabeth Borgwardt and Brian Ganson, Coping with International Conflict: A Systematic Approach to Influence in International Negotiation, Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 1997, pp. 119–121.

2. Edward Shackleton, Economic Survey of the Falkland Islands: presented to the Secretary of State for Foreign and Commonwealth Affairs, The Economist Intelligence Unit, Ltd, 1976.

3. Max Hastings and Simon Jenkins, Battle for the Falklands, WW Norton & Company, 1983, p. 45.

4. Jean J. Kirkpatrick, Dictatorships and double standards: rationalism and reason in politics, Simon and Schuster, 1982.

5. Gareth J. Evans, Cooperating for Peace: The Global Agenda for the 1990s and Beyond, Allen & Unwin, 1994.

6. Oscar Raúl Cardoso, Ricardo Kirschbaum, and Eduardo van der Kooy, Malvinas: La Trama Secreta, Buenos Aires, Sudamericana-Planeta, 1984, p. 55.

7. UK Parliament, Hansard, Official Report, March 23, 1982, Vol. 20, p. 799.

8. Anthony Lewis, Mrs. Kirkpatrick, the U.S. and the Falklands, The New York Times, April 28, 1982.

9. C. Baker, Multiple Alliance Commitments: The Role of the United States in the Falklands War, Howard University, 1984, p. 121.

10. James W. Gantenbein, The Evolution of our Latin-American policy, A Documentary record, Columbia University Press, New York, 1950, p. 579.

11. Julius Goebel, The Struggle for the Falkland Islands, Yale University Press, 1982, p. 360.

12. UN, Charter of the United Nations, Chapter V, Article 24, par. 1.

13. Max Hastings and Simon Jenkins, Battle for the Falklands, WW Norton & Company, 1983, p. 325.


Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Фолклендская война 1982 года — РИА Новости, 08.04.2013

Фолклендская война между Великобританией и Аргентиной стала одним из самых заметных событий британской внешней политики ХХ века. Это период правления Маргарет Тэтчер (1979 по 1990 года).

НИже приводится информация об островах и истории конфликта.

Фолклендские (Мальвинские) острова представляют собой архипелаг в юго западной части Атлантического океана общей площадью 12,2 тысяч квадратных километров. Состоит из двух крупных островов – Восточный Фолкленд (Соледад) и Западный Фолкленд (Гран Мальвина) – и около 200 мелких островов и скал.

Фолклендские острова находятся на расстоянии 13 тысяч километрах от Великобритании и 400 километров от Аргентины.

Острова были открыты в 1591–1592 годах английским мореплавателем Джоном Дейвисом. С 1765 года принадлежали Испании.

В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами. В 1829 году на их территории был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году на острова прибыли английские суда и объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину.

С 1960 х годов Аргентина усилила дипломатическую активность за ликвидацию колониального режима на Фолклендах и распространение своего суверенитета на острова. Эта проблема даже рассматривалась на заседании ООН, и большинство высказалось за деколонизацию.

В 1972 году Аргентина построила аэродром и установила телефонную связь. В 1976 году началось научное сотрудничество. Но правительство Англии не предоставило фолклендцам равных прав с жителями Великобритании и даже отказало им в праве владения собственностью на островах. Отношения обострились, когда в 1975 году английское правительство направило на Фолкленды комиссию во главе с лордом Шелктоном для изучения

После прихода к власти в мае 1979 года консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер произошло ухудшение англо аргентинских отношений, переговоры в Нью Йорке в апреле–мае 1980 года зашли в тупик.

Дипломатическое решение территориального спора показалось военному правительству Аргентины во главе с президентом генералом Леопольдо Галтьери невозможным, и оно перешло к решительным действиям.

19 марта 1982 года на острове Южная Георгия   необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.

Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.

2 апреля 1982 года аргентинские войска высадились также на Фолклендских островах. Находящаяся в Порт Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Рекса Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала Марио Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос Айрес, соглашаясь на переговоры, отказался вывести войска.

5 апреля из Портсмута (США) в Южную Атлантику отплыла британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисибл» с 10 тысячным экспедиционным корпусом на борту.

7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что начиная с 12 апреля английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль (свыше 320 километров) и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на острове Южная Георгия, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон.

30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиции аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов.

2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно», находившийся вне пределов 200 мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа. Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец «Шеффилд», на котором погибло 30 человек. Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер.

В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом. 21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, два авианосца, семь эсминцев, семь десантных кораблей, три атомные подводные лодки, 40 истребителей бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт Дарвин и Гуз Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Англичане не отреагировали на аргентинские предложения.

30 мая аргентинским самолетам удалось повредить авианосец «Инвин сибл».

12 июня британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт Стэнли.

14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10 тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал.

Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел семь.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании.

Боевые действия между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова продолжались 74 дня. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.

Британский премьер министр Маргарет Тэтчер заработала дополнительную популярность, позволившую ей и Консервативной партии уверенно победить на всеобщих парламентских выборах 1983 года. Война помогла Великобритании восстановить чувство уверенности в себе на международной арене, потерянное после провозглашения независимости бывшими британскими колониями и поражения во время Суэцкого кризиса. В 1990 году были восстановлены англо аргентинские дипломатические отношения. http://ria.ru/society/20070402/62917350.html

Фолклендские острова | История, карта, столица, население и факты

Последние новости

4 марта 2023 г., 8:27 утра по восточноевропейскому времени (AP)

Фолклендские острова после того, как Аргентина вышла из соглашения о сотрудничестве и потребовала новых переговоров по территории Южной Атлантики, что спровоцировало войну между двумя странами в 1982 году

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Фолклендские острова , также называемые Мальвинские острова или испанский Мальвинские острова , внутренне самоуправляемая заморская территория Соединенного Королевства в южной части Атлантического океана. Он расположен примерно в 300 милях (480 км) к северо-востоку от южной оконечности Южной Америки и на таком же расстоянии к востоку от Магелланова пролива. Столица и крупный город — Стэнли на Восточном Фолкленде; есть также несколько разрозненных небольших поселений, а также база Королевских ВВС, расположенная в Маунт-Плезант, примерно в 35 милях (56 км) к юго-западу от Стэнли. В Южной Америке острова обычно известны как Мальвинские острова, потому что первые французские поселенцы назвали их Малуинами или Маловинами в 1764 году в честь их родного порта Сен-Мало, Франция. Площадь 4700 квадратных миль (12 200 квадратных километров). Поп. (2012 г., без учета британских военнослужащих, дислоцированных на островах) 2563 человека.

Земля

Два основных острова, Восточный Фолкленд и Западный Фолкленд, и около 200 небольших островов образуют общую площадь суши, почти такую ​​же обширную, как штат Коннектикут в США. Правительство Фолклендских островов также управляет британской заморской территорией Южной Георгии и Южными Сандвичевыми островами, включая скалы Шаг и Клерк, лежащие на расстоянии от 700 до 2000 миль (от 1100 до 3200 км) к востоку и юго-востоку от Фолклендов.

Цепи холмов проходят с востока на запад через северные части двух основных островов, достигая 2312 футов (705 метров) на горе Усборн в Восточном Фолкленде. В прибрежной топографии много затопленных речных долин, образующих защищенные гавани. Малые реки занимают широкие, заторфованные долины. Прохладный и ветреный климат островов предлагает мало экстремальных температур и лишь незначительную сезонную изменчивость. Постоянно сильный западный ветер в среднем 19миль (31 км) в час, в то время как среднегодовая средняя температура составляет около 42 ° F (5 ° C), со средним максимумом 49 ° F (9 ° C) и средним минимумом 37 ° F (3 ° C). ). Осадков выпадает в среднем 25 дюймов (635 мм) в год.

Растительность островов низкая и густая в ландшафте без естественного роста деревьев. Белая трава ( Cortaderia pilosa ) и диддл-ди ( Empetrum rubrum ) преобладают на пастбищах. Там, где выпас скота контролировался, прибрежная дерновинная трава ( Parodiochloa flabellata ) по-прежнему охватывает прибрежные острова. Прохладный влажный климат препятствует полному разложению растительного вещества и способствует накоплению глубоких торфяных залежей.

Викторина «Британника»

Острова и архипелаги

На Фолклендах больше нет наземных млекопитающих, дикая лисица вымерла. На островах встречается около 65 видов птиц, в том числе чернобровые альбатросы, фолклендские коньки, сапсаны, полосатые каракары. Фолкленды являются местом размножения нескольких миллионов пингвинов, в основном пингвинов-рокхопперов, магеллановых и папуасских пингвинов с меньшим количеством королевских и макаронных пингвинов. Обычны дельфины и морские свиньи, также многочисленны южные морские львы и морские слоны. Морские котики встречаются на нескольких изолированных участках. Кальмары изобилуют водами, окружающими острова, но чрезмерный вылов рыбы стал проблемой в 19 веке.90-х годов, и были приняты меры по устранению проблемы.

Люди

Население Фолклендских островов англоязычное и состоит в основном из фолклендцев британского происхождения. Образ жизни на островах резко различается между Стэнли и небольшими изолированными общинами овцеводов. Четыре пятых населения проживает в Стэнли.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Эконом

Почти вся площадь двух основных островов, за пределами Стэнли, отведена под овцеводство. Овечьи фермы (ранчо) на островах различаются по размеру и могут принадлежать отдельным семьям или компаниям, базирующимся в Великобритании. На островах содержится несколько сотен тысяч овец, ежегодно дающих несколько тысяч тонн шерсти, а также немного баранины. Шерсть продается в Великобритании и является основным экспортным товаром Фолклендских островов. Компания Фолклендских островов, зарегистрированная в 1852 году и получившая Королевскую хартию в 1851 году, сыграла заметную роль в экономическом развитии островов и в течение многих лет была крупнейшим там овцеводом.

В конце 20-го века правительство ввело политику, направленную на поощрение увеличения числа небольших местных ферм, а не ферм, принадлежащих корпорациям. В то же время предпринимались попытки диверсифицировать экономику островов. Правительство начало продавать лицензии на рыбную ловлю иностранцам в 1987 году, и доходы, полученные от таких продаж, стали основным источником дохода для экономики. В 2002 году был построен завод по убою скота, а в следующем году баранину и баранину начали экспортировать в Великобританию. В начале 19В 90-х годах сейсмические исследования показали наличие морских запасов нефти, и иностранным компаниям были выданы лицензии на разведку. Туризм, особенно экотуризм, быстро рос с начала 21 века и стал еще одним ведущим сектором экономики. Такие усилия позволили экономике островов добиться устойчивого роста с конца 20 века.

Stanley Harbour — главный порт острова; у него есть коммерческая пристань и принимаются круизные лайнеры. Некоторые круизные лайнеры также заходят на отдаленные острова. Основные населенные пункты связаны дорогами и государственным воздушным сообщением, которое также обеспечивает пассажирские перевозки между островами. Существует паромное сообщение между Восточным и Западным Фолклендами. Прибрежное грузовое судно курсирует вокруг двух основных островов, доставляя припасы и собирая зажимы для шерсти для перегрузки в Соединенное Королевство. Международный аэропорт расположен на территории военного комплекса Маунт-Плезант.

Правительство и общество

Исполнительная власть принадлежит британской короне, а правительство островов возглавляет губернатор, назначаемый короной. Как указано в конституции Фолклендских островов (2009 г.), губернатора консультирует Исполнительный совет, состоящий из трех избранных членов Законодательного собрания и двух членов ex officio без права голоса (главный исполнительный директор и финансовый директор). Губернатор председательствует в Исполнительном совете и должен консультироваться с ним при выполнении большинства своих обязанностей, но при определенных обстоятельствах может действовать вопреки совету совета. Законодательное собрание состоит из 10 членов, восемь из которых избираются на четырехлетний срок от двух округов, а два других, те же члены без права голоса, что и в Исполнительном совете, избираются ex officio. И главный исполнительный директор, и финансовый директор назначаются губернатором. Политических партий нет, и все члены законодательного органа избираются как независимые. Возраст для голосования — 18 лет. 2009 г.Конституция предоставляет правительству островов большую степень автономии, чем предыдущая (1985 г.) конституция, но губернатор должен консультироваться с региональным командующим британскими вооруженными силами по вопросам, касающимся обороны и внутренней безопасности.

Официальной валютой является фолклендский фунт, равный британскому фунту. Standard Chartered Bank со штаб-квартирой в Лондоне является единственным банком. На Фолклендах мало безработицы, но нехватка жилья препятствует иммиграции. Система социального обеспечения на островах является адекватной, а начальное образование является бесплатным. В Стэнли есть начальная и средняя школа, а также несколько небольших школ в сельской местности. Бесплатные медицинские услуги предоставляет больница в Стэнли.

Культурная жизнь

Стэнли, главный город острова, является культурным центром. Здесь находится Музей Фолклендских островов и Национальный фонд, музей, посвященный истории островов. В городе также есть Филателистическое бюро Фолклендских островов; Фолкленды выпускают марки, отражающие историю и дикую природу этого района с конца 1800-х годов. Британское наследие островов проявляется в Стэнли, где множество пабов, ярко-красных почтовых ящиков и ухоженных садов. На островах популярны спортивные мероприятия, в том числе наблюдение за птицами, рыбалка и катание на лошадях. Стэнли-марафон проводится ежегодно (март) с 2005 г.

Аргентина | История, карта, флаг, население, язык, валюта и факты

флаг Аргентины

Аудиофайл: Государственный гимн Аргентины

Смотреть все СМИ

Глава государства и правительства:
Президент: Альберто Фернандес
Капитал:
Буэнос-Айрес
Население:
человек
(оценка 2023 г.) 46 655 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 199,664
аргентинских песо.
Форма правления:
федеративная республика с двумя законодательными палатами (Сенат [72]; Палата депутатов [257])

Просмотреть все факты и статистику →

Последние новости

4 марта 2023 г., 8:27 по восточноевропейскому времени (AP)

Великобритания заявляет, что Фолкленды принадлежат Британии, поскольку Аргентина стремится к новым переговорам

Великобритания вновь подтвердила свой суверенитет над Фолклендскими островами после того, как Аргентина вышла из соглашения о сотрудничестве и потребовала новых переговоров по территории Южной Атлантики, которые спровоцировали войну между двумя странами в 1982 году

2 марта 2023 г., 11:11 по восточному времени (AP)

Боевики оставили угрожающее сообщение аргентинской футбольной звезде Месси

Полиция заявила, что боевики оставили угрожающее сообщение аргентинской футбольной суперзвезде Лионелю Месси и открыли огонь по супермаркету, принадлежащему его родственникам, в третьем по величине городе Аргентины

23 февраля 2023 г. , 9:19 по восточному времени (AP)

Беременные русские стекаются в Аргентину в поисках новых паспортов

За последний год иммиграционные власти Аргентины заметили рейсы, набитые десятками беременных россиянок

16 февраля , 2023, 4:32 ET (AP)

Исследование: не вините изменение климата в засухе в Южной Америке

Ученые говорят, что изменение климата не виновато в ужасной трехлетней засухе, которая до сих пор опустошает Аргентину, Уругвай, Бразилию и Боливия

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Аргентина , страна в Южной Америке, занимающая большую часть южной части континента. Восьмая по величине страна в мире, Аргентина занимает площадь больше, чем Мексика и американский штат Техас вместе взятые. Он включает в себя огромные равнины, пустыни, тундру и леса, а также высокие горы, реки и тысячи миль береговой линии океана. Аргентина также претендует на часть Антарктиды, а также на несколько островов в Южной Атлантике, в том числе на Фолклендские острова, находящиеся под управлением Великобритании (Мальвинские острова).

Аргентина уже давно играет важную роль в истории континента. После трех столетий испанской колонизации Аргентина провозгласила независимость в 1816 году, и аргентинские националисты сыграли важную роль в революционных движениях в других местах, что побудило писателя 20-го века Хорхе Луиса Борхеса заметить: «Независимость Южной Америки была в значительной степени аргентинской. предприятие.» Раздираемая раздорами, а иногда и войнами между политическими группировками, требующими либо центральной власти (базирующейся в Буэнос-Айресе), либо провинциальной автономии, Аргентина склонялась к периодам каудильо, или сильного лидерства, наиболее известным из которых был период президентства Хуана Перона. 1970-е годы ознаменовались периодом военной диктатуры и репрессий, во время которых тысячи предполагаемых диссидентов были «исчезли» или убиты; это закончилось катастрофической войной за Фолклендские острова в 1982 году, когда Аргентина вторглась на острова в Южной Атлантике, которые она считала своими, и потерпела поражение от британских войск в ходе короткой, но кровавой кампании. Поражение привело к падению военного режима и восстановлению демократического правления, которое с тех пор сохраняется, несмотря на различные экономические кризисы.

Название страны происходит от латинского слова «серебро», argentum , и Аргентина действительно является отличным источником ценных минералов. Однако более важным было производство скота и зерновых в Аргентине, по которым она когда-то входила в число самых богатых стран мира. Большая часть этой сельскохозяйственной деятельности происходит в пампасах, богатых пастбищах, которые когда-то были владениями кочевых коренных американцев, за которыми следовали грубые гаучо, которые, в свою очередь, навсегда вошли в национальную романтическую литературу. Как описывает их Борхес в своем рассказе Юг, Пампасы бесконечно тянутся к горизонту, затмевая людей внутри них; Путешествуя из столицы в сторону Патагонии, главный герой рассказа, сеньор Дальманн, «увидел всадников на грунтовых дорогах; он видел овраги, лагуны и ранчо; он увидел длинные светящиеся облака, похожие на мрамор; и все это было случайным, как сны о равнине. .. Стихийную землю не тревожили ни поселения, ни другие признаки человечества. Страна была огромной, но в то же время интимной и в какой-то мере тайной. В бескрайней стране иногда обитал только одинокий бык. Одиночество было идеальным и, возможно, враждебным, и Дальману могло прийти в голову, что он путешествует в прошлое, а не только на юг».

Несмотря на романтическую привлекательность пампасов и бескрайних засушливых ландшафтов Патагонии, Аргентина в основном городская страна. Буэнос-Айрес, столица страны, раскинулся на востоке пампасов с кольцом современных шумных пригородов. Это один из самых космополитичных и многолюдных городов Южной Америки, и его часто сравнивают с Парижем или Римом за его архитектурные стили и оживленную ночную жизнь. Его промышленность привлекала колонистов из Италии, Испании и многих других стран, миллионы из которых иммигрировали в конце XIX века.го и начала 20 века. В Большом Буэнос-Айресе проживает около трети населения Аргентины. Среди других крупных городов страны — Мар-дель-Плата, Ла-Плата и Баия-Бланка на атлантическом побережье, а также Росарио, Сан-Мигель-де-Тукуман, Кордова и Неукен во внутренних районах.

Викторина «Британника»

Страны мира

Земля

Аргентина имеет форму перевернутого треугольника с основанием наверху; его ширина составляет около 880 миль (1420 км) в самом широком месте с востока на запад и простирается на 2360 миль (3800 км) от субтропического севера до субантарктического юга. Страна граничит с Чили на юге и западе, Боливией и Парагваем на севере, Бразилией, Уругваем и омывается Атлантическим океаном на востоке. Волнистая береговая линия Атлантического океана простирается примерно на 2,900 миль (4700 км).

Разнообразную географию Аргентины можно разделить на четыре основных региона: Анды, Север, Пампасы и Патагония. Андский регион простирается примерно на 2300 миль (3700 км) вдоль западной окраины страны от Боливии до южной Патагонии, образуя большую часть естественной границы с Чили. Его обычно подразделяют на две части: Северо-Запад и Патагонские Анды, последняя из которых обсуждается ниже в разделе Патагония. Север обычно описывается с точки зрения его двух основных частей: Гран-Чако или Чако, включающего сухие низменности между Андами и рекой Парана; и Месопотамия, область между реками Парана и Уругвай. Равнины, расположенные в центре, или пампасы, представляют собой пастбища, подразделяющиеся на засушливую западную и более влажную восточную части, называемые, соответственно, сухой пампой и влажной пампой. Патагония — это холодный, сухой и ветреный регион, простирающийся примерно на 1200 миль (1,900 км) к югу от Пампасов, от реки Колорадо до Огненной Земли.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Рельеф

Северо-Запад

Эта часть региона Анд включает в себя северную половину основного горного массива Аргентины и переходную местность, или предгорье, сливающуюся с восточной низменностью. Южной границей региона является верховья реки Колорадо. В пределах региона Андская система горных хребтов простирания с севера на юг варьируется по высоте от 16 000 до 22 000 футов (4,9от 00 до 6700 метров) и прерывается высокими плато (пунами) и бассейнами высотой от 10 000 до 13 400 футов (от 3000 до 4080 метров). Горы постепенно уменьшаются в размерах и высоте к югу от Боливии. Самая высокая гора Южной Америки, Аконкагуа (22 831 фут [6 959 метров]), находится на северо-западе вместе с рядом других пиков, высота которых превышает 21 000 футов (6 400 метров). Некоторые из этих гор имеют вулканическое происхождение.

К юго-востоку, где параллельные субпараллельным хребты становятся ниже и образуют изолированные, компактные образования, простирающиеся с севера на юг, плоские долины между ними называются болсоны (тазы). Эту юго-восточную часть северо-запада часто называют Пампейскими Сьеррами, комплексом, который сравнивают с регионом бассейна и хребта на западе Соединенных Штатов. Для него характерны откосы, обращенные на запад, и более пологие склоны, обращенные на восток, особенно живописные Сьерра-де-Кордова. Пампейские Сьерры имеют переменную высоту, начиная с 2300 футов (700 метров) в Сьерра-де-Моготес на востоке и поднимаясь до 20 500 футов (6250 метров) в Сьерра-де-Фаматина на западе.

Западный сектор северного региона, Гран-Чако, простирается за международную границу по реке Пилкомайо в Парагвай, где аргентинцы называют его Бореальным Чако («Северный Чако»). Аргентинский сектор между реками Пилкомайо и Бермехо известен как Центральный Чако. Аргентинцы назвали район южнее 30° южной широты, где начинаются пампасы, Chaco Austral («Южный Чако»). Гран-Чако в Аргентине спускается пологими ступенями с запада на восток, но он плохо дренирован и имеет такое сложное сочетание физических условий, что остается одной из наименее населенных частей страны. Он имеет субтропический климат, характеризующийся самой жаркой погодой в Латинской Америке, он в значительной степени покрыт колючей растительностью и подвержен летним наводнениям.

К востоку от Гран-Чако, в узкой впадине шириной от 60 до 180 миль (от 100 до 300 км), лежит Месопотамия, которая на севере граничит с высокогорьем южной Бразилии. Узкая низменность простирается на 1000 миль (1600 км) к югу и, наконец, сливается с пампасами к югу от Рио-де-ла-Плата. Его название Месопотамия (греч. «Между реками») отражает тот факт, что его западной и восточной границами являются две крупные реки региона, Парана и Уругвай. Северо-восточная часть, провинция Мисьонес, между реками Альто («Верхняя») Парана и Уругвай, выше по высоте, чем остальная часть Месопотамии, но в южной части есть несколько небольших холмов.

Пампа — это термин на языке индейцев кечуа, означающий «плоская равнина». Таким образом, он широко используется на юго-востоке Южной Америки от Уругвая, где к югу от Бразильского нагорья начинаются покрытые травой равнины, до Аргентины. В Аргентине пампасы расширяются к западу от Рио-де-ла-Плата, чтобы встретиться с предгорьями Анд, незаметно смешиваясь на севере с Южным Чако и южной Месопотамией и простираясь на юг до реки Колорадо. Восточная граница – Атлантическое побережье.

В основном плоская поверхность пампасов состоит из толстых отложений лёсса, лишь изредка прерываемых шапками аллювия и вулканического пепла. В южных пампасах ландшафт постепенно поднимается, чтобы встретить предгорья сьерры, образованные из старых отложений и кристаллических пород.

Этот регион состоит из зоны Анд (также называемой Западной Патагонией) и основного плато Патагонии к югу от Пампасов, которое простирается до оконечности Южной Америки. Поверхность Патагонии спускается к востоку от Анд серией широких плоских ступеней, простирающихся до побережья Атлантического океана. Очевидно, что гигантские формы рельефа и прибрежные террасы региона были созданы теми же тектоническими силами, которые образовали Анды, и в результате береговая линия на всем своем протяжении сжата. Скалы довольно низкие на севере, но возвышаются на юге, где достигают высоты более 150 футов (45 метров). Ландшафт изрезан реками, текущими на восток, некоторые из них имеют ледниковое происхождение в Андах, которые образовали как широкие долины, так и каньоны с крутыми стенами.

Патагония включает в себя регион, называемый Озерным краем, который расположен в серии бассейнов между Патагонскими Андами и плато. На центральном плато к западу от города Рио-Гальегос есть вулканические холмы. Эти холмы и сопутствующие лавовые поля имеют темную почву с пятнами более светлого пучка травы, что создает эффект леопардовой шкуры, который усиливает пустынный, продуваемый всеми ветрами вид патагонского пейзажа. Своеобразный тип округлого гравия под названием grava patagónica лежит на ровных формах рельефа, включая изолированные столовые горы. Ледниковые льды в прошлом простирались за Анды только на крайнем юге, где теперь есть большие морены.

Дренаж

Посетите водопады Игуасу (Игуасу) на аргентинско-бразильской границе, чтобы увидеть, как река Игуасу переливается через плато Парана

Посмотреть все видео к этой статье Система Рио-де-ла-Плата. Он истощает территорию площадью около 1,2 миллиона квадратных миль (3,2 миллиона квадратных километров), которая включает северную Аргентину, весь Парагвай, восточную Боливию, большую часть Уругвая и большую часть Бразилии. В Аргентине основной рекой этой системы является Парана, образованная слиянием рек Парагвай и Альто-Парана. Рио-де-ла-Плата (часто называемая Речной плитой) на самом деле является устьем системы, образованной слиянием рек Парана и Уругвай; ее название, означающее «Серебряная река», было придумано в колониальные времена до того, как исследователи обнаружили, что выше по течению от ее устья нет ни единой реки, ни серебра. Другими притоками этой системы являются Игуасу (Игуасу), Пилкомайо, Бермехо, Саладо и Каркаранья. Прямо над местом впадения в Альто-Парана река Игуасу впадает в откос бразильского массива, образуя водопады Игуасу — одну из самых впечатляющих природных достопримечательностей в мире.

Помимо основных притоков Параны, в Аргентине есть несколько крупных рек. Широкие реки протекают по равнинам Гран-Чако, но их мелководье редко позволяет плавать и никогда не бывает регулярным. Более того, затяжные летние паводки охватывают обширные территории и оставляют после себя эфемерные болота. Зимой большинство рек и водно-болотных угодий Гран-Чако пересыхают, воздух охлаждается, а земля заметно сжимается. Только трем из многочисленных рек региона — Пилкомайо, Бермехо и Саладо — удается течь из Анд в систему Парагвай-Парана на востоке, не испаряясь по пути и не образуя солончаков (9).0029 салинас ). Однако в сезон половодья крупнейшие реки региона следуют по настоящему лабиринту русел.

На северо-западе река Десагуадеро и ее притоки в Андах омывают песчаные пустыни провинции Мендоса. Основными притоками являются Хачал, Занхон, Сан-Хуан, Мендоса, Тунуян и Диаманте. В северных Пампасах озеро Мар-Чикита, крупнейшее озеро Аргентины, впадает в воды рек Дульсе, Примеро и Сегундо, но не имеет выхода. Его название, означающее «Маленькое море», связано с высоким содержанием соли в его водах.

Реки, пересекающие Патагонию с запада на восток, уменьшаются в объеме по мере прохождения через засушливую землю. Реки Колорадо и Негро, крупнейшие в южно-центральной части страны, вызывают сильные наводнения после сезонного таяния снега и льда в Андах. Дальше на юг река Санта-Крус течет на восток из ледникового озера Аргентино в предгорьях Анд, прежде чем впадает в Атлантику.