Fokker DR-1 — Паркфлаер

Всем привет!
Захотелось чего то новенького, по постройке идей было много, но решил все таки построить фоккера. Очень нравится мне биплан (питс), который строил в своей первой статье, а тут триплан)). Материалы все те же: потолочка 4 мм, деревянные линейки, клей Титан, цветной скотч.
Чертежи взял здесь http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=425387

1. Начинаем как всегда со склеивания листов А4 и вырезанием деталей.

2. Вырезаем фюзеляж и шпангоуты, склеиваем согласно меткам на чертеже. Все шпангоуты делал из двух слоев. Маленькие кусочки плитки внутри по бокам, это места, где будут входить стойки крепления верхнего крыла и шасси, их кстати то же можно сделать в два слоя, а лучше в три )).

3. Приклеиваем дно аккумуляторного отсека.

4. Далее стабилизатор и площадка для сервомашинок. Руль высоты вешаем на скотч.

5. Крепим рудер, тут я использовал двухсторонний скотч, так как место крепления очень маленькое и чтобы его не вырвало надо использовать что то покрепче и пожестче. Можно было использовать пластиковые петли, но их у меня пока нет.


6. Склеиваем между собой два листа потолочки и вырезаем нижнее крыло, внутри будет проходить лонжерон из линейки. Утапливать его не стал, это даст нам небольшой профиль крыла. Хотя по чертежам крыло плоское.

7. Зашиваем крыло. Вырезаем элероны. Вешаем на скотч.

8. Крепим нижнее крыло к фюзеляжу, перед этим я вырезал в крыле канавки на толщину плитки, чтобы немного утопить в них фюзеляж.

9. Точно так же делаем среднее крыло.

10. И крепим его к фюзеляжу.

11. Врезаем посадочные места для сервомашинки рудера и руля высоты.

12. И для элеронов.

13. Вырезаем и склеиваем между собой как бутерброд все части капота и пока клей не совсем затвердел, срезаем лишнее и шкурим.

14. Моторама из двух кусочков линейки.

15. Размечаем и крепим двигатель, делаем три отверстия для вентиляции аккумуляторного отсека.

16. Приклеиваем капот к фюзеляжу.

17. Зашиваем верх.

18. Зашиваем низ.

19. Переходим к обклейке скотчем фюзеляжа и 2-х крыльев.

20. Делаем верхнее крыло и обтягиваем скотчем.

21. Крепим его используя в качестве стоек палочки от суши, боковые стойки, соединяющие между собой все три крыла сделаны из двойной потолочки, внутри них проходят бамбуковые шпажки (каждая шпажка проходит насквозь через среднее крыло). Так же вырезаем лючок спереди для доступа к АКБ.

22. Крепим кабанчики, сервомашинки, протягиваем и регулируем тяги (пока не пришли нормальные фиксаторы временно использую клеммники)

23. Вырезаем еще два лючка снизу фюзеляжа, спереди устанавливаем регулятор, сзади приемник. Клеим их на двухсторонний скотч.

24. Делаем стойки шасси: распускаем линейку пополам, шкурим, склеиваем и зажимаем в струбцине, даем клею хорошо высохнуть.

25. Пока сохнут стойки, клеим кресты)) Распечатал на лазерном принтере на обычной бумаге, вырезал и приклеил, сверху заламинировал прозрачным скотчем.

26. Снизу то же пара крестов.

27. Стойки высохли, начинаем вклеивать, предварительно сделав надрезы ножом в фюзеляже. Сверлим отверстия, вставляем распорку из палочки для суши.

28. В распорке делаем отверстия 2 мм для крепления колес. Склеиваем из 2-х слоев потолочки завершающую часть шасси (не знаю названия, назову спойлер)) ), выставляем его параллельно нижнему крылу, стягиваем малярным скотчем и даем хорошенько схватиться клею.

29. Колеса из двух слов потолочки, кстати сделал диаметр побольше, на чертеже они мелковаты. В середине наклеил пластиковые шайбы, чтобы не раздалбливалась потолочка. Обклеиваем черным и красным скотчем, крепим на шуруп 2 мм. Понятно, что они не супер прочные, сделаны скорее для копийности, ВПП нет, летаю только загородом в поле (взлет с руки, посадка в траву)))

30. Шкурим и обклеиваем спойлер.

31. Задний костыль вырезал из пластика, что нашел под рукой

32. Готов к первому полету, надеюсь не последнему))

Конфигурация:
Размах по верхнему крылу без учета элеронов - 760 мм
Длина - 660 мм
Вес с аккумулятором - 450 г

Бесколлекторный электродвигатель CF 28-05 1600Kv

Товар http://www.parkflyer.ru/product/5482/ Регулятор скорости TURNIGY Plush 30А
Товар http://www.parkflyer.ru/product/2164/ Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9549/ Аккумулятор ZIPPY Compact 1000mAh 3S 35C литий-полимерный
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1520553/

Видео полета:

Испытания проходили в небольшой ветер, тихой погоды уже не ждал. Как видно, "Красный барон" получился слишком резвый, держал меня постоянно в напряжении и при любой возможности делал невообразимые 3D фигуры)). С центровкой не угадал, получилась слишком задняя, задирал нос при любой возможности. Во втором заходе положил в отсек с АКБ небольшой груз, стало лучше, но все равно мало.
В общем делаю вывод - эта модель получилась только для тихой погоды, даже в небольшой ветер придется бороться с ним, т.к. в него вселяется демон)))
Если кого заинтересует процесс постройки, задавайте вопросы, отвечу. Делал только вечерам после работы, часа по два, так неспешно недели за 2 смастерил. Иногда приходилось отходить от чертежа, меленько модернизировать, т.к. расчитано на постройку из 6 мм депрона. Но в целом было все не сложно.

www.parkflyer.ru

Ошкош 2010 ч.15: Реплики самолетов WW1.

Среди серого многообразия резко выделялись три самолета фирмы Fokker. Это были реплики моделей DR1, D-VII и D-VIII. Вот на их полеты мы и поглядим,кроме всего прочего Fokker D-VII попался мне и в аэрокосмическом музее Вашингтона и в музее морской авиации (пенсакола).
этот же пост,но с маленькими картинками
фотографии с ** сверху,сделаны не мною

Ошкош 2010
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Я до сих пор не знаю: пилоты ли это наших реплик или просто рядом проходили,но я вначале увидел их ,а потом уж они меня заставили обратить внимание на эти красивые деревянно-тряпичные самолетики.

уж очень колоритные персонажи

...ты на этом полетишь...?:-)))

еще один ,хорошо вписывающийся в этот антураж персонаж

а это пилот,или посидеть дали?:-)))

тесненько

любопытненько...:-)))

героев стало еще больше

fokker dr1-152
Этот самолет был построен в 1978 году.Реплика модели Fokker DR1 Triplane c/n 20936, N152RB, располагается в Vintage Aero Flying Museum, Platte Valley Airport, Ft. Lupton, CO.
Хозяин ANDREW PARKS
Производитель самолета и модель:EBERLE JOHN S FOLKER DR-1 TRIPLANE
Модель двигателя установленного на этом самолете:LYCOMING I0360 SER

** кокпит fokker dr1

fokker dr1-152:Fokker Dr.I - одноместный одностоечный безрасчалочный триплан имел смешанную деревянно-металлическую конструкцию. Фюзеляж имел конструкцию, сваренную из стальных труб с внутренними диагональными расчалками, и обтягивался тканью. Капот двигателя, изготовленный из
алюминия, полностью закрывал двигатель сверху до точки ниже оси пропеллера и имел одно отверстие под втулку винта и два круглых симметрично расположенных отверстия вентиляции выше центра пропеллера.На самолет устанавливали 9-и цилиндровый ротативный двигатель Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с., моторы фирмы Phenania - лицензированный "Оберурсел". На трипланы для авиашкол ставили 7-и цилиндровый Goebel Go мощностью 100 л.с. Винты ставились двухлопастные деревянные
"Axial", диаметром 2,54 м. На самолеты более позднего выпуска устанавливали также винты "Germania". Внутри фюзеляжа, сразу за двигателем устанавливались топливный бак на 60 литров и масляный на 15 литров. В нижней части фюзеляжа между стойками шасси находился люк для
доступа к агрегатам двигателя. Вооружение триплана состояло из двух синхронных 7.92 мм пулеметов "Шпандау" (Spandau) модели 08/15 с воздушным охлаждением и боезапасом, по 500 патронов на каждый. Пулеметы монтировались на фюзеляже перед кабиной, а боеприпасы размещались внутри фюзеляжа в двух коробках.
Шасси с двумя колесами крепилось к фюзеляжу на V-образных стойках. Амортизатором служил резиновый шнур.

fokker dr1-152

fokker d-vii(реплика)
Этот самолет имеет номер:N18852
Хозяин: ANDY PARKS
Производитель самолета и модель:PARKS FOKKER D-VII REPLICA
Год производства:1979
Серийный номер: 20
Установленный двигатель:FAIRCHILD 6-440 SERIES

** кокпит fokker d-vii

fokker d-vii ни хрена ни видно!!!!

fokker d-vii

fokker d-vii

fokker d-viii(реплика)
Этот самолет также построен Andrew J. Parks в 2008 году.Он использовал современный 220 сильный двигатель Continental W670-6A семь цилиндров, радиальный, с воздушным охлаждением (идентичный военному R-670-3)

** кокпит fokker d-viii

fokker d-viii

fokker d-viii

fokker d-viii

fokker dr1-152: История создания Fokker Dr.I "Dreidecker" началась, когда Энтони Фоккер в очередной раз приехал на фронт, чтобы поговорить с пилотами о недостатках и достоинствах своих самолетов и машин конкурентов. Фоккер, всего за полтора месяца обдумал результаты общения на передовой, и уже 13 июня, он выдал задание Рейнхольду Плацу, главе бюро по производству прототипов, переделать в триплан, строившийся образец биплана, по заказу Австро-венгерской армии. Переделка в триплан началась еще на стадии строительства биплана. Этот самолет имел обозначение D.VI (не путать с военным обозначением истребителя D.VI для германской армии) и заводской номер 1661 (WN 1661, WN - werke numer).

fokker dr1-152: В конце июня 1917 года Fokker D.VI (1661) еще проходил испытания, при которых выяснялись технические характеристики. На триплане установили новые крылья - размах крыльев равномерно возрастал от нижнего крыла к верхнему, для усиления трипланной коробки лонжерон каждого крыла, ближе к законцовкам, соединили подкосами. Элероны и рули стабилизатора получили балансировку, при этом балансиры элеронов выступали за размах крыла и стабилизатора. На самолет так же установили вооружение - два пулемета и все оборудование к ним.

fokker d-viii

fokker dr1-152:7 июля он выдает задание проектному бюро на постройку модификации D.VI с двигателем "Мерседес" (Mercedes D III) мощностью 160 л.с. Эта модификация получила обозначение D.VII и заводской номер 1698. Самолет оказался очень тяжелым - взлетный вес 880 кг. Несколько
модернизаций и короткие последующие испытания, так и не смогли улучшить неважные летные характеристики D.VII (1698).(этот d.vii насколько я понял к нашему D-VII не имеет отношения? он потом был переименован?)

fokker dr1-152: 14 июля 1917 года Техническое ведомство выдало Фоккеру заказ на серия из двадцати Fokker "Dreidecker". Самолетам этой серии присваивалось временное войсковое обозначение "F", как классу трипланов. Причем, уже построенный D.VI (1697), и еще два находящиеся в стадии строительства включались в число серийных. Летные испытания D.VI (1697) на аэродроме Idflieg в Адлерсхофе проходили с 7 по 9 августа, там он уже нес на бортах войсковое обозначение F.I и войсковой номер 101/17. Статические испытания нагрузкой до полного разрушения самолета
состоялись 11 августа. В официальном отчете об испытаниях для министерства авиации D.VI (1697) указывается как Fokker Dr.I 101/17. Это примечательно тем, что обозначение "Dr", как обозначение класса трипланов, было введено министерством авиации только 19 августа 1917 года.
Оба "Драйдеккера" F.I 102/17 (1729) и F.I 103/17 (1730), были готовы 16 августа, затем приняты Центральной приемочной комиссией (ZAK) под старым
обозначением "F" и отправлены сразу на фронт. На заводе Фоккера обозначение "Dr" ввели перед началом серийного выпуска "драйдеккеров".

fokker dr1-152:Первый боевой вылет "Драйдеккера" состоялся утром 1 сентября. Войсковые испытания F.I закончились очень быстро.

fokker dr1-152:Но после этого начался стремительный роста числа аварий,и на трипланах запретили летать, и истребительные дивизии вернулись к эксплуатации истребителей Albatross D.V и Pfalz D.IIIa, ZAK остановила войсковую приемку трипланов, Комиссия, осмотрев
останки разбитых трипланов пришла к выводу - конструкция крыла не выдерживала нагрузок, которые создавали элероны. Их балансиры создавали в полете высокую нагрузку на клееные соединения крыла. Рекомендовалось усилить узлы крепления элеронов, усилить конструкцию нервюр, покрывать внутренние поверхности крыла морским лаком, чтобы защитить их от попадания влаги и другие требования направленные на усиление конструкции крыла. Эти требования стали серьезной задержкой дальнейшего
производства Fokker Dr.I. Фоккер выполнил все требования.

fokker dr1-152:Выпуск трипланов был возобновлен 28 ноября 1917 года. Все ранее поставленные в войска трипланы, Фоккеру пришлось переделать. Поставки Fokker Dr.I с измененным крылом начались в декабре с триплана Dr.I (154/17), однако эффект неожиданности применения новой машины был уже
утерян. Производство "Драйдеккеров" завершилось в апреле 1918 года, было построено около 320 Fokker Dr.I, они состояли на вооружении в боевых частях только на западном фронте, с сентября 1917 по июнь 1918 года, но некоторые пилоты продолжали воевать на них до конца войны.

fokker d-vii

fokker d-viii и fokker d-vii

fokker d-vii

fokker d-viii :Fokker D.III - истребитель-разведчик, разработанный немецкой фирмой Fokker. Истребитель Fokker D.III представлял собой попытку улучшить летные характеристики за счет установки намного более мощного двухрядного ротативного двигателя Oberursel U.III в усиленном фюзеляже с такой же конструкцией, как у самолета D.II.

fokker d-viii :Вместе с этим было использовано крыло увеличенного размаха от самолета D.I и спаренные пулеметы "Шпандау".

fokker d-viii :Хотя эти изменения существенно увеличили грузоподъемность, летные характеристики улучшились незначительно, практически не изменилась и маневренность.

fokker d-viii :Самолеты D.III уступали не только союзническим, но и новым немецким разведывательным самолетам Albatros и Halberstadt. В общей сложности было построено 153 самолетов D.III.

fokker dr1-152:Триплан Fokker Dr.I был очень маневренным самолетом с хорошей скороподъемностью, эти характеристики обуславливались небольшими размерами планера и большой несущей поверхностью крыльев. Но из-за короткого фюзеляжа в сочетании с высоким лобовым сопротивлением трипланной коробки "Драйдеккер" имел низкую путевую устойчивость, и как следствие - сложное управление. Немецкие пилоты рассматривали "Драйдеккер" как истребитель ближнего боя, который маневреннее, чем Spad VII и Sopwith Camel. Главным недостатком Dr.I была недостаточная мощность двигателя и невысокая скорость. Современники истребители были быстрее, чем Fokker Dr.I. Sopwith Camel имел максимальную скорость 184 км в час, Nieuport 27 имел скорость 172 км в час, и SPAD VII был гораздо быстрее - 211 км в час.
Когда первая мировая война закончилась, триплан остался в авиационных школах, рассеянных по всей Германии. Союзники захватили множество исправных Fokker Dr.I в авиашколах. Многие французские, британские и американские пилоты успели совершить много полетов на Dr.I
прежде, чем они были уничтожены в соответствии с мирным договором. Хотя самолет к тому времени уже устарел, все пилоты союзников, кто проверил Dr.I в полете, были восхищены его маневренностью и скороподъемностью. Несколько захваченных Dr.I были переправлены в Соединенные Штаты для испытаний. Позже один самолет продали частным лицам. Некоторые Fokker Dr.I восстановили и использовали для
съемок в таких кинофильмах, как "Пурпурное сердце" (Pour Le Merite).

fokker d-vii Аэрокосмического музея в Вашингтоне:В 1918 г. Рейнхольд Плятц разработал новый опытный самолет Fokker D.VII, который имел много общего с успешной моделью Dr.I. Его фюзеляж и
шасси остались такими же по форме и по конструкции, но хвостовое оперение было переделано. Намерение использовать более мощный и тяжелый двигатель для достижения более высоких летных характеристик означало, что этому биплану необходимы крылья большего размаха и площади.

Их конструкция была похожа на свободнонесущие крылья модели Dr.I, но они были значительно больше, с двумя лонжеронами вместо одного. Силовой установкой раннего серийного варианта стал двигатель Mercedes D.III мощностью 160 л.с. Аппараты поздних серий обладали более мощным двигателем BMW III.

В январе 1918г. самолет D.VII был заказан для серийного производства. Его характеристики в целом были настолько лучше характеристик самолета Albatros D.V, что компания Albatros Werke GmbH стала выпускать этот самолет на двух своих заводах по дополнительному контракту. К окончанию войны 11 ноября 1918г. было поставлено более 700 самолетов D.VII.

У союзников сопоставимые CD.VII характеристики имели только английский Sopwith Snipe и французский Spad XIII. Потенциал этого самолета оказался таков, что мирный договор предусматривал передачу всех машин союзникам. Фоккер смог втайне переправить несколько самолетов и их агрегатов из Германии в его родную Голландию, где он основал новый авиазавод. После войны производство самолетов D.VII продолжалось еще несколько лет. Новые или бывшие германские самолеты находились в эксплуатации в составе военно-воздушных сил многих европейских стран.

интересная окраска была у всех этих самолетов


fokker d-vii музея ВВС в Пенсаколе


 ЛТХ: 		
Модификация 	              Fokker Dr.I.         Fokker D.VII         Fokker D.III
Размах крыла, м 	          7.19                8.90                  9.05
Длина, м 	                  5.77                6.95                  6.30
Высота, м 	                  2.95                2.75                  2.25
Площадь крыла, м2 	         17.48               20.50                 20.00
Масса, кг 	 
  пустого самолета 	          406                 735                   452
  нормальная взлетная 	          586                 880                   710
Тип двигателя 	   1 ПД Oberursel Ur II          1 ПД BMW III        1 ПД Oberursel U.III
Мощность, л.с. 	                1 х 110             1 х 185                1 х 160
Максимальная скорость , км/ч 	  170                 200                   160
Крейсерская скорость , км/ч 	  152                 186                   123
Продолжительность полета, ч.мин   1.30               1.30                  1.30
Скороподъемность, м/мин 	  345                 313                   334
Практический потолок, м 	  5000              7000                   4725
Экипаж 	                                               1
Вооружение: 	                      2 неподвижных направленных вперед 
                                       7.92-мм пулемета LMG 08/15 Spandau

igor113.livejournal.com

Истребитель Фоккер Dr.I | Военное оружие и армии Мира

Самолет, ставший одним из символов истребительной авиации кайзеровской Германии, был создан под непосредственным влиянием противника — истребителя «Триплан» английской фирмы «Сопвич».

В первой половине 1917 года под руководством Рейнгольда Платца была создана серия новых прототипов истребителей-бипланов с ротативными двигателями, получивших вместо прежнего фирменного обозначения с буквой «М» новые — «V». Один из них — V.4, оборудованный мотором «Оберурзель» Ur.II (110 л. с), — изначально предназначался для Австро-Венгрии (с прицелом на лицензионное производство фирмой MAG). Однако в конце апреля, во время поездки на фронт, в отряд Jasta 11, Антони Фоккер услышал от Манфреда фон Рихтгофена о появлении у противника нового истребителя необычной аэродинамической схемы с отличными маневренными характеристиками — Сопвич «Триплан». По возвращении Фоккер дал указание Платцу срочно переделать V.4 в триплан, что и было сделано. В конце июня 1917 года V.4 вышел на испытания. После первого их тура машину переделали. На триплане установили новые крылья — размах крыльев равномерно возрастал от нижнего крыла к верхнему, для усиления трипланной коробки лонжерон каждого крыла, ближе к законцовкам, соединили подкосами. Элероны и рули стабилизатора получили балансировку, при этом балансиры элеронов выступали за размах крыла и стабилизатора. На самолет также установили вооружение — два синхронных пулемета. Триплан облетывался самим Антони Фоккером, а также лейтенантом Вернером Фоссом, показав отличные скороподъемность и маневренность, но на официальные испытания не передавался.

Фоккер принял решение сосредоточиться на постройке более совершенного триплана, получившего индекс V.5. Этот проект заинтересовал Инспекторат воздушных войск, заказавший три прототипа.

Самолеты получили военное обозначение Фоккер F.I. Обозначение Фоккер Dr.I было официально введено только 19 августа 1917 года. Следует также отметить, что прототипы V.4 и V.5 имели также параллельные фирменные обозначения D.VI и D. VII (не следует путать их с более поздними истребителями Фоккер D.VI и D.VII — это совершенно разные машины).

Первый прототип V.5 был облетан 5 июля 1917 года. Затем его использовали для наземных статических испытаний, проведенных в начале августа 1917 года. Остальные две машины прошли летные испытания, в том числе и войсковые, на Западном фронте.

СЕРИЙНЫЕ САМОЛЕТЫ

14 июля 1917 года были заказаны первые 20 серийных самолетов. Поставки их начались уже в сентябре, когда заказчику передали 12 машин. Дальнейшие контракты довели количество заказанных самолетов Фоккер Dr.I до 320 единиц, последние 10 из которых выпустили в мае 1918 года. Серийные истребители Фоккер Dr.I комплектовались 9-цилиндровыми ротативными моторами «Оберурзель» Ur.I (100 л. с.) либо Ur.II (110 л. с.) или же импортными шведскими двигателями «Тулин» (110 л. с), представлявшими собой копию французского «Рон» 9J. Иногда также устанавливались трофейные ротативные моторы — например, «Клерже» (130 л. с). Летные характеристики самолетов с такими моторами были более высокими, чем с «Оберурзелями». Вооружение состояло из пары 7,92-мм синхронных пулеметов «Шпандау» LMG 08/15.

В начале 1918 года специалисты мастерских в Адлерсхофе (испытательном центре германской военной авиации) подготовили для участия в конкурсе истребителей два экземпляра Фоккер Dr.I, оборудовав их более мощными двигателями — «Оберурзель» Ur.III (145 л. с.) и «Гебель» Goe.III (160 л. с). Однако в серию такие самолеты не внедрялись, как и V.7 — усовершенствованный триплан разработки Рейнгольда Платца, снабженный мотором «Сименс-Гальске» Sh.III (160 л/с).

БОЕВОЙ ДЕБЮТ

Второй и третий прототипы V.5 были приняты в августе 1917 года и сразу же отправлены на фронт. 19 августа они прибыли в 1-ю истребительную эскадру (JG I), которая базировалась в Бельгии, в Маркебеке. Одну машину взял себе командир эскадры Манфред фон Рихтгофен, а вторую получил командир отряда Jasta 10 Вернер Фосс. Первый боевой вылет «Драйдеккера» состоялся утром 1 сентября и сразу принес первую победу: Манфред фон Рихтгофен около 8 часов утра сбил над линией фронта одиночный британский корректировщик RE.8. Два дня спустя Манфред на своем триплане и пять пилотов на «Альбатросах» из Jasta 11 атаковали британский патруль 46-й эскадрильи и без потерь сбили два истребителя Сопвич «Пап». Рихтгофен в рапорте с удовлетворением отметил, что новый истребитель превосходит британский самолет. Перед уходом в отпуск 6 сентября он принял решение о перевооружении входящих в JG I отрядов Jasta 6 и 11 на Фоккер Dr.I. Днем раньше, 5 сентября, Вернер Фосс одержал первую победу из 12 одержанных им на триплане. 10 сентября Фосс в одном боевом вылете сбил два «Кэмела» и один разведчик. 23 сентября Вернер Фосс провел свой последний бой, ставший легендарным. Фосс сражался с 7-ю британскими истребителями SE.5a из 56-й эскадрильи, ведомыми командиром Джеймсом Маккадденом, и после десятиминутного боя, в течение которого он добился попаданий в каждый из британских истребителей и сбил два из них, Фосс был сбит Артуром Райс-Дэвидом. На момент гибели Вернер Фосс был вторым в списке асов Германии, после Манфреда фон Рихтгофена, имея на своем счету 48 побед. Короткой оказалась и служба второго из пары самых первых «Драйдеккеров». Рихтгофен ушел в отпуск 6 сентября 1917-го, и его триплан достался командиру Jasta 11 Курту Вольффу, вернувшемуся из госпиталя. Уже 15 сентября он погиб в воздушном бою.

САМОЛЕТ «КРАСНОГО БАРОНА»

10 сентября 1917 года в Jasta 11 прибыли первые 11 серийных истребителей Фоккер Dr.I, месяц спустя начались поставки таких самолетов в Jasta 15.

Сначалом эксплуатации в боевых частях произошло несколько катастроф, не связанных с боевыми действиями. 30 октября 1917 года, выполняя высший пилотаж на высоте 700 м над аэродромом, потерял управление триплан командира отряда Jasta 15 лейтенанта Гюнтермана. Пилот получил тяжелые травмы и скончался в госпитале на следующий день. Наблюдавшие за его крушением свидетели сообщили, что они видели, как часть ткани оторвалась от верхнего крыла, и самолет начал разваливаться в воздухе. В тот же самый день, 30 октября, Манфред фон Рихтгофен летел вместе с братом Лотаром, когда на триплане последнего отказал двигатель, и он совершил аварийную посадку. Манфред решил приземлиться рядом с братом, когда у двигателя его самолета оторвался один из цилиндров. К счастью, ему удалось посадить поврежденную машину. На следующий день лейтенант Пастор из Jasta 11 потерпел аварию и погиб на Фоккер Dr.l. Эти летные происшествия вынудили приостановить приемку «Драйдеккеров» и провести испытания с целью выяснения причин поломок и способов их устранения.

Оказалось, что конструкция крыла не выдерживала высоких нагрузок, оказываемых элеронами на клеевые соединения. К тому же внутри крыла собирался конденсат, также снижающий прочность клеевых соединений. В конструкцию крыльев оперативно внесли необходимые изменения, и в конце ноября 1917 года выпуск самолетов Фоккер Dr.I возобновился.

«ЦИРК РИХТГОФЕНА»

Наиболее известным отрядом, воевавшим на «Драйдеккерах», стал Jasta 11 — знаменитый «Цирк Рихтгофена», записавший на свой счет за время войны наибольшее количество воздушных побед — 350. Помимо Манфреда фон Рихтгофена в составе Jasta 11 воевал его брат Лотар фон Рихтгофен, одержавший свою первую победу на Фоккер Dr.I 25 ноября 1918 года (к тому времени на счету Лотара было 24 сбитых вражеских самолета). 13 марта 1918 года, имея на своем счету 29 побед, Лотар был сбит (второй раз за свою фронтовую карьеру) и попал в госпиталь. Его старший брат оказался не таким везучим — 21 апреля его красный «Драйдеккер» был сбит, а сам Манфред погиб. К тому времени на его счету было 80 официальных побед, из них 19 — одержанных на истребителе Фоккер Dr.I. В январе 1918 года истребители Фоккер Dr.I получила вторая элитная часть — Jasta 2. Среди ее лучших пилотов, воевавших на трипланах, следует отметить Карла Боле, Пауля Беумера, Фрица Кемпфа.

Довольно поздно, в конце апреля 1918 года, «Драйдеккерами» вооружили Jasta 4. Многие из переданных этому отряду самолетов ранее служили в Jasta 6 и Jasta 11 (они вместе с Jasta 4 входили в эскадру JG I). В начале мая 1918 года трипланы получил Jasta 5, перешедший на истребители Фоккер D.VII уже два месяца спустя. Если в конце декабря 1917 года на Западном фронте было 35 самолетов Фоккер Dr.I, то в конце февраля 1918 года — уже 143. В конце апреля был достигнут пик численности истребителей Фоккер Dr.I на фронте — 171 единица. Когда более мощные и быстрые истребители союзников начали появляться на фронте, медленные трипланы, терявшие свое преимущество в маневренности на больших высотах, быстро закончили свою боевую карьеру. После июня 1918 года командование предписало использовать трипланы лишь как тренировочные самолеты. В конце июня на фронте оставалось 118 «Фоккеров» Dr.I, а к началу сентября — 65.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

«Драйдеккер» был очень маневренным самолетом с хорошей скороподъемностью. Эти характеристики обуславливались небольшими размерами планера и большой несущей поверхностью крыльев. Но из-за короткого фюзеляжа в сочетании с высоким лобовым сопротивлением трипланной коробки «Драйдеккер» имел низкую путевую устойчивость и, как следствие, — сложное управление. Немецкие пилоты рассматривали Фоккер Dr.I как истребитель ближнего боя, превосходящий в маневренности SPAD S.VII и Сопвич «Кэмел». Однако из-за недостаточной мощности двигателя «Драйдеккер» существенно проигрывал своим соперникам в скорости. Сам Антони Фоккер отмечал: «Триплан поднимался так быстро и был настолько маневренен, что никто не обратил внимания на то, как медленно он летал». Полностью реализовать возможности «Драйдеккера» могли только асы- Манфред фон Рихтгофен, например.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь