Современный флот. 120 судов всех типов и мастей. Часть 1

Мировые запасы нефти стремительно уменьшаются, и добывать их из новых месторождений все сложнее и сложнее. Но современные плавучие установки уже позволяют добраться до оставшихся резервов планеты.

Одной из таких нефтедобывающих платформ является судно «BW PIONEER» — плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти, разработанная для добычи нефти в глубоких морских водах, где обычные платформы далеко не надежны. Это океанское судно спроектировано так, что выдерживает шторм и разрушительные волны и при этом прорубает нефтяные скважины на глубине свыше 2,5 км. Но «BW PIONEER» нечто большее, чем новейшая установка. Этот проект представляет собой морское судно, переоснащенное из старого танкера за 600 миллионов долларов. Но затраченные средства уже оправдали себя, так как с его помощью можно будет обнаружить миллиарды баррелей нефти.

Плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти «BW PIONEER», что в переводе означает «первопроходец» в первый же день плавания попала в Книгу рекордов Гиннесса. Рабочим районом плавания специального судна стал Атлантический океан в квадрате известным под названием «Золотой нефтяной треугольник». В этом месте расположены одни из самых труднодоступных залежей нефти. Добыча нефти здесь ведется на месторождениях средней глубиной 2,5 км. А конструкция нефтедобывающей платформы разработана выдерживать сильнейшие штормы, даже с учетом последствий урагана Катрина 2005 года.

Конверсия судна проводилась в Сингапуре на верфи Keppel Shipyard продолжительностью более года. Для переоснащения был выбран обветшалый танкер возрастом 18 лет. Но преобразование танкера дорогостоящее занятие — оно стоило владельцам 600 миллионов долларов. И теперь современная плавучая установка способна выкачивать по 80 тысяч баррелей нефти в день.

переоснащение танкера
Переоснащение танкера уникально, так как это кульминация опыта накопленного за 30 лет. В 1977 году первая плавучая установка «Костильон» обнаружила в Средиземном море залежи нефти на глубине более 100 м. С того момента инженеры стали расширять границы технологии глубоководной добычи нефти, чтобы запустить около 200 плавучих установок и пополнить мировую флотилию.

Хотелось бы отметить, что работы по переоборудованию танкера начались намного раньше в 10000 км от Сингапура в норвежской лаборатории. Под наблюдением экспертов прототип первой плавучей установки серьезно тестировался. Дело в том, что испытание любой модели корабля или судна это одна из первых задач этапа разработки. Оно включает в себя около 40 различных аспектов. Так как нефтяные месторождения обнаруживают в глубоких и опасных водах плавучие установки спроектированы таким образом, чтобы выдерживать не только штормовой ветер, но и мощные волны. Внимательно отслеживается каждый толчок и подбрасывание. Просмотр данных может выявить недостатки корпуса или заставить пересмотреть количество нефти, которую судно в состоянии безопасно транспортировать.

С момента открытия нефтяного месторождения в Мексиканском заливе до начала закачки первого барреля нефти прошло семь лет.

fishki.net

Российский военно-морской флот — Русский эксперт

 
В России постоянно приходится повторять старую истину, что для обороны берегов нужен флот, что главным источником богатства страны является морская торговля и открытый доступ к мировым рынкам, и что все это зависит от морских вооружённых сил. Особенно в последнее время, вследствие сильного экономического подъёма всех цивилизованных народов, морские пути приобрели выдающееся значение, а вместе с ними и морская оборона.
Начальник Морского генерального штаба контр-адмирал светлейший князь Ливен

Эмблема ВМФ России
Флаг ВМФ

[править] Зачем России флот: задачи российского флота

Если коротко, флот нужен России для решения следующих задач:

  • Обеспечение ракетно-ядерного сдерживания — по состоянию на 2010-е годы атомные подводные лодки являются самыми малоуязвимыми из всех носителей стратегических ракет. Комплексы наземного и воздушного базирования по сравнению с подводными лодками гораздо более подвержены угрозам со стороны высокоточного оружия, поскольку они либо, как шахтные ракетные комплексы, размещены стационарно и их координаты могут быть определены заранее, либо неплохо видны со спутников, беспилотников и прочих современных средств разведки.
  • Обеспечение свободы судоходства — только наличие вежливых крейсеров за спиной частенько спасает гражданских российских моряков от произвола пиратов и местных властей в отдалённых и не очень точках Мирового океана.
  • Оборона островов, побережья и внутренних районов страны от нападения с моря — только наличие мощного флота способно отогнать чужие авианосцы, атомные подводные лодки и корабли-носители крылатых ракет подальше от наших берегов. В противном случае бомбардировщики с авианосцев имели бы шанс долететь даже до Москвы вскоре после начала гипотетического вооружённого конфликта.
  • Участие в охране морских и шельфовых природных ресурсов, в том числе в спорных районах — хотя это задача в основном пограничных кораблей, но в тяжёлых случаях требуются аргументы более крупного калибра. У России имеются в той или иной мере спорные участки практически во всех окружающих её морях: Балтийском, Чёрном, Азовском, Каспийском, Баренцевом, Беринговом, Чукотском, Охотском и Японском.
  • Обеспечение «проецирования силы» российской армии в любые уголки планеты — хотя это отчасти умеет делать и авиация, но присутствовать в сильно удалённом от ближайшей базы районе неделями и месяцами могут только корабли. Они же могут высаживать стратегические десанты. Свежий пример — демонстративное дежурство и учения Российского флота у берегов Сирии в 2013 году.
  • Обеспечение транспортных операций в условиях войны или военной опасности, прорыв блокады — см. свежий пример 2014 года — «Сирийский экспресс» — действия российского флота по доставке грузов в Сирию с помощью военных (десантных) кораблей, в условиях, когда гражданские корабли и самолёты другие страны пытались останавливать и досматривать.
  • Выполнение операций по блокаде побережья — сюда входит, например, перехват транспортов с оружием для террористических организаций в XIX веке, из свежих примеров можно привести блокаду Донузлава в начале 2014 года в ходе операции по обеспечению безопасности референдума в Крыму.
  • Непосредственная поддержка боевых действий в приморских районах — поддержка с моря может легко оказаться решающей в любой наземной операции в прибрежном районе, поскольку, несмотря на развитие полевой артиллерии и вертолётов, им очень далеко до той плотности огня, которую могут обеспечить корабли, обладающие огромным боезапасом и автоматической артиллерией. Более того, у сухопутных войск, как правило, отсутствуют как средства, так и опыт борьбы с кораблями, находящимися на дистанции больше прямого выстрела, что угнетающе — вплоть до паники и бегства — действует на личный состав. Точно также не теряют своего значения и морские тактические десанты.

Помимо своих основных задач, российский военный флот исторически выполнял и продолжает выполнять задачи научного характера — российские военные моряки совершили множество великих географических открытий, включая открытие Антарктиды и Аляски. Эта деятельность продолжается до сих пор. 18 января 2015 года российское исследовательское судно «Адмирал Владимирский» (флагман Гидрографической службы ВМФ России) вернулось в порт Кронштадта из 5-месячной кругосветной научной экспедиции — первой кругосветной экспедиции ВМФ России за последние 30 лет. Это первое в мире кругосветное плавание на большом корабле с проходом по Северному морскому пути [4] (ранее это делали только яхты).[5] В ходе путешествия было совершено около 2 десятков географических открытий — в частности, учёные обнаружили неизвестный ранее подводный хребет. Также подтверждено существование острова Яя в море Лаптевых (на остров осуществлена первая высадка).[6] Выявлены существенные изменения на местности, связанные с разрушением ледников северных островов — в 2015 году эти открытия планируется «положить на карты». Также доказана возможность прохода по-современному СМП без ледокольной проводки. [7] По словам главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова, данная экспедиция закрепила за Россией право на тысячи километров морского пространства. [8]

[править] Распространённые ошибки в рассуждениях о флоте

  • Россия страна сухопутная и военный флот ей не нужен вовсе.

Такая позиция обрекает страну на бедность, поскольку экспорт — основа благосостояния любой страны, а морские перевозки — самые дешёвые и независящие, при наличии «авторитетного» флота, ни от каких стран-транзитёров, имеющих привычку регулярно устанавливать пошлины повыше, а то и вовсе прекращать транзит. Кроме того, в морях и океанах сосредоточена значительная часть мировых богатств — в частности, рыба и морепродукты, а также многочисленные месторождения нефти и газа. Также в настоящий момент только атомные подводные лодки остались единственными достаточно хорошо защищёнными от современного высокоточного оружия носителями стратегических ядерных ракет и тем самым являются ключевым компонентом в обеспечении ядерного сдерживания.

Более того, именно изоляция России от моря и, в частности, морских портов является ключевой в концепции «Хартленда», последовательно проводимой недругами России в последние десятилетия. В частности, по-видимому, именно с этими взглядами были связаны планы[9] Министерства обороны США обосноваться в Крыму и Севастополе.

  • Достаточно поставить мощные укрепления/ракеты/«непотопляемые авианосцы» и авиацию на берегу — и корабли будут не нужны.

Миф достаточно легко разбивается, если сравнить стоимость серьёзного укрепления всех отечественных берегов, длина которых составляет многие тысячи километров, со строительством флота, который может выдвинуться куда нужно. И всё равно противник, имеющий мощный флот, практически всегда сможет создать локальный перевес над менее мобильными береговыми войсками в заранее нам не известной точке берега. Кроме того, флот позволяет дополнительно решать множество других перечисленных выше задач, отчасти полностью недоступных сухопутным войскам и авиации.

  • Сейчас нам такой мощный флот не нужен. Вот возникнет необходимость — тогда и построим/закупим.

Вся история отечественного флота (см. ниже) показывает, что необходимость в применении флота у России в большинстве случаев возникает практически внезапно, во всяком случае, в сроки явно меньшие цикла постройки сколь-нибудь серьёзного корабля. Единственными явно выраженным исключением стала Русско-японская война 1904—1905 гг., но и в тот раз успеть не удалось, да и срочно что-то закупить тоже не получилось. Кроме того, постоянного поддержания требуют навыки самих военных моряков, а также научно-технический уровень и практический опыт кораблестроителей. Всё вместе это обуславливает необходимость постоянного поддержания корабельного состава на достаточно высоком уровне, поскольку во время войны почти ничего исправить уже не удастся.

  • России не нужны универсальные десантные корабли типа «Мистралей», потому что у нас нет заморских колоний, где ими воюет Запад.

Если танкодесантные корабли предназначены, прежде всего, для высадки тяжёлой техники, то универсальные десантные корабли — это корабли, специально сделанные для спецназа. Излишне напоминать какую роль последний играет в большинстве конфликтов и инцидентов последнего времени. Например, одно появление такого корабля у берегов не слишком-то мощного, но обнаглевшего от дальнего расположения и чужого науськивания государства вполне может породить в умах его руководителей опасения за собственную безопасность даже находясь в сотне километров от берега, поскольку «вежливые люди» на вертолётах смогут не только вызволять заложников и отлавливать открыто живущих там главарей террористов, но и делать ещё много других полезных вещей.

[править] История Российского военно-морского флота

Поход русского флота на Царьград в 860 году, летопись XV века

[править] Древняя Русь

В заросшей лесами и обильно изрезанной реками стране водный транспорт являлся основным, а во многих случаях и единственным средством передвижения в летнее время. Поэтому населявшие Древнюю Русь люди в больших объёмах пользовались небольшими парусно-гребными судами, пригодными как для плавания по рекам и пересечения волоков, так и для каботажного плавания по акваториям Балтийского, Чёрного и Азовского морей.

Большинство дальних военных походов русские князья также совершали на кораблях. В частности, достоверно известно, что ещё языческий древнерусский флот, по крайней мере, пытался осаждать крупнейший город-крепость того времени — Константинополь и непременно взял бы его если бы не буря, вызванная, как считалось, вмешательством свыше[1]. Само образование русского государства в Новгородской земле, а затем создание объединённой Киевской Руси было связано с речными походами князей Рюрика и Олега, а последующие морские походы первых русских князей позволили заключить ряд выгодных торговых договоров с Византией, что способствовало расцвету внешней торговли Руси в X—XII вв. Речные походы князя Святослава вниз по Волге привели к окончательному падению Хазарского каганата. Также флот, по всей видимости, играл значительную роль в русском Тьмутараканском княжестве, расположенном на берегу Керченского пролива (в Тамани и Восточном Крыму).

[править] Средние века

Город Астрахань и фрегат «Орёл» с флотилией, 1670

Значение морской торговли для государства осознавал ещё Иван III Великий, пытавшийся построить порт в устье Наровы, но не преуспевший из-за протекционистских мер со стороны тогдашних европейских конкурентов — Ганзейского союза и множества других проблем, которые должна была одновременно решать только ещё сбрасывавшая долгое иго страна. При Иване III, однако, успешно функционировал российский флот на Северном Ледовитом океане — он базировался в Холмогорском порту в устье Северной Двины и обеспечивал такие операции, как военные походы в Лапландию, торговые экспедиции и посольства в Данию, а также, вероятно, исследования северных земель: в этот период Россия закрепилась в устье реки Печоры (нынешний Ненецкий АО), а на Шпицбергене (Груманте) были основаны первые русские поселения.

Следующие важные шаги по развитию флота сделал Иван Грозный в ходе Ливонской войны. Пока Россия не имела своего флота на Балтике прочие страны безнаказанно устраивали фактическую блокаду Нарвы и обижали русских купцов. Для охраны отечественных торговых интересов были наняты первые боевые корабли для Балтийского флота, однако они, не имея оборудованных баз, в конце концов, не смогли победить своих многочисленных противников. Основной же заслугой первого русского Царя в становлении флота стало строительство первых двух важнейших портов России: в 1557 году — порта-крепости в устье Наровы на Балтике, в 1558 году — новой Астрахани в устье Волги на Каспийском море и в 1584 году — Архангельска в устье Северной Двины на Белом море. Также при Иване Грозном на долгое время — более двадцати лет — стал российским и давал огромные доходы в казну порт в Нарве.

И, наконец, при Алексее Михайловиче был сделан следующий шаг в этом направлении — для Каспийской флотилии были построены и в 1669 году вступили в строй несколько современных на тот момент боевых кораблей. Первый достаточно крупный парусный боевой корабль — фрегат «Орёл», однако это начинание не получило продолжения из-за фактической гибели флотилии во время восстания Стеньки Разина.

Первый русский линейный корабль «Гото Предестинация», 1700
Кронштадт в 1710-х
Эзельский бой
Линейный корабль «Пётр Первый и Второй», 1727
Сражение при Гренгаме

[править] Петровская эпоха

При Петре I в ходе осад Азова, а затем и Северной войны оказалось, что флот решительно необходим для достижения каких-либо успехов в боевых действиях в прибрежных районах, а также для того, чтобы отечественные торговые суда могли рассчитывать на более-менее справедливое отношение в иностранных водах. В связи с этим страна начала активно строить флот сначала на Азовском, а затем и на Балтийском морях. Также была создана флотилия на Белом море.

Заработали крупные верфи под Архангельском, под Воронежем, в Олонецком крае и в Санкт-Петербурге. Были построены морские крепости с военными портами Троицк (нынешний Таганрог) и Кронштадт, строилась крепость в Балтийском порту (ныне Палдиски). Для защиты морских портов в устьях рек реконструировались укрепления Динамюнде (Динабурга) у Риги, была возведена очень серьёзная для севера каменная Новодвинская крепость под Архангельском. Также были основаны крупнейший коммерческий порт Санкт-Петербург и первая на Тихом Океане Охотская верфь.

К сожалению, наиболее сильный первоначально Азовский флот был потерян в 1711 году из-за утраты Таганрога и Азова по результатам катастрофически неудачного сухопутного Прутского похода, где турецкие войска едва не взяли в плен самого Петра I. Однако в дальнейшем Балтийский флот, вынужденный противостоять сильному шведскому флоту, далеко превзошёл по силе бывший Азовский. Венцом его развития в это время стал спроектированный частично самим Петром I, но вступивший в строй уже при Петре II 100-пушечный линейный корабль «Пётр I и II», находившийся на самом переднем крае технологических достижений той эпохи и уверенно входивший в считанное по пальцам число сильнейших кораблей мира.

В этот период российским флотом и береговыми войсками были одержаны следующие выдающиеся морские победы:

  • В ходе войны с Турцией осуществлена успешная осада Азова с суши и с моря в 1696 году — эта победа обеспечила стране выход к Азовскому морю.
  • В ходе войны с персидскими сепаратистами, мешавшими торговле, в 1722…1723 гг. с помощью Каспийской флотилии проведён успешный захват всего западного и южного побережья Каспийского моря, включая Баку и северные районы нынешнего Ирана.
  • В ходе Северной войны, по результатам которой Россия получила выход к Балтийскому морю с приобретением обширного побережья от Выборга до Риги, флотом и береговыми войсками одержано множество побед:
    • Победа в сражении у Новодвинской крепости 25 июня (6 июля) 1701 года.
    • Победа в бою в устье Невы 7 (18) мая 1703 года.
    • Победа в Гангутском сражении 27 июля (7 августа) 1714 года.
    • Победа в Эзельском бою 24 мая (4 июня) 1719 года.
    • Успешное проведение высадки десантов на побережье Швеции с целью принуждения Швеции к миру летом 1719 года.
    • Победа в сражении при Гренгаме 27 июля (7 августа) 1720 года.

Осада Данцига, 1734

[править] Эпоха дворцовых переворотов

В некоторой степени утративший свою силу в после окончания Северной войны флот, после смерти Петра I в 1725 году постепенно был почти заброшен, пока в 1732 году за его восстановление не взялась Императрица Анна Иоанновна. В результате, была разработана первая письменная военно-морская доктрина России, новые штаты флота и возрождено Архангельское адмиралтейство. Хотя флот по новым штатам был заметно слабее петровского на пике Северной войны, вскоре он получил выдающийся для своего времени 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна» и

ruxpert.ru

Современный флот. 120 судов всех типов и мастей. Часть 2

Главным отличием ледокола от других судов это форма корпуса. Пологий нос напоминает по форме ложку. У ледокола нет типичного для других судов выдающегося вперед волногасителя. Ниже ватерлинии расположен пояс ледовой защиты из сваренных вместе стальных листов толщиной 5 см. Также у судна усиленный форштевень. Эта конструкция позволяет ледоколу наезжать на толстый лед и проламывать его своим огромным весом.

Чтобы во время стоянок лед не намерзал на судно, вдоль всего борта установлены противообледенительные устройства. Через них под давлением подается воздух. Пузыри воздуха вырывающиеся из дюз создают пену, которая препятствует образованию льда на корпусе ледокола. Руль ледокола сделан с существенным запасом прочности, чем на обычных кораблях. Это необходимая мера, потому что нередко особо прочные льды приходится преодолевать задним ходом, кроша лед гребными винтами.

Сегодня на службе РОСАТОМФЛОТ состоят 6 атомных ледоколов. Основную работу они ведут с лета по конец осени, когда ледовая обстановка легче, а зимой на судах проводятся плановые ремонты. Одним из действующих ледоколов является «Ямал».

Атомный ледокол «Ямал» относится к классу «Арктика». Длина судна составляет 150 метров, водоизмещение 23 тысячи тонн, мощность энергетической установки 70 тысяч л. с., максимальная скорость хода 21 узел. Одной зарядки ядерного топлива хватает на пять лет службы.

Движение судном осуществляется из ходового мостика посредством трех органов управления, которые получают энергию от двух атомных реакторов. Данный ледокол довольно маневренное судно. Смена реверса с «ПОЛНОГО НАЗАД» на «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД» занимает всего 11 секунд. При движении в трехметровых льдах, ледокол прокладывает себе дорогу ударами, судно разгоняется и пробивает лед на несколько десятков метров, потом отходит назад, и набирает ход снова. Средняя скорость в этом случае падает до двух километров в час. Одной из основных систем ледокольного судна является система балластных танков. Она имеется на всех судах, однако на ледоколах резервуары с водой используются, чтобы ледокол не застревал во льдах. Дифферентные цистерны, которые находятся на носу и корме отвечают за наклон вдоль продольной оси. В носовую цистерну можно дополнительно закачать 1000 тонн воды, чтобы весом было проще ломать крепкий лед. Креновые цистерны находятся по бортам, они отклоняют судно вдоль поперечной оси. На рабочем месте штурмана отображается вся навигационная информация. Для надежности на ледоколе есть несколько радаров разных систем. Они помогают судоводителям определять местоположение и расхождение с другими судами.

Ледокол «Ямал» оснащен двумя ядерными реакторами, суммарной мощностью 55 мВт, запас топлива 200 кг урана, этого хватит на 5 лет непрерывной работы.

После ходового мостика вторым по значимости помещением на судне является центральный пост управления. На время стоянки ядерные реакторы заглушены, но это не значит, что они выключены, просто все процессы у них замедлены, установки вырабатывают 1/1000 своей номинальной мощности, тем не менее их постоянно нужно контролировать. Именно этим круглосуточно и занимаются вахтенные механики на центральном посту управления. Дежурный дозиметрист отслеживает показания сотни датчиков установленных по всему ледоколу, если где-то радиационный фон будет превышен, на специальном щите сразу же загорится индикатор. Помимо автоматических замеров, в реакторном отсеке регулярно проводятся контрольные измерения. В центральном отсеке свой строгий пропускной режим. Судовой реактор по принципу работы не отличается от реактора на атомной станции, только на судне он меньше и компактнее.

В активной зоне циркулирует вода, в которую погружены стержни, внутри которых находятся таблетки урана. Когда свободный нейтрон сталкивается с ядром, оно распадается с выделением большого количества энергии, из него вылетают два новых нейтрона, которые расщепляют новые ядра урана. Таким образом, возникает цепная реакция, которая разогревает воду до 300 градусов. Чтобы контролировать температуру, в реактор опускают графитовые стержни, которые поглощают лишние нейтроны. Чем выше положение стержней, тем меньше нейтронов он ловит и тем активнее идет цепная реакция. Циркуляционные насосы постоянно прокачивают воду через реактор, отводя тепло в теплообменники. Когда реактор заглушен на время стоянки, ядерная реакция внутри почти замирает, и излучения практически нет. Тем не менее, все покидающие реакторный отсек проходят обязательный дозиметрический контроль. Специальная установка почувствует даже зараженную пылинку, осевшую на костюм, а если найдет, то дверца не откроется и механику придется идти на дезактивацию.

По принципу движению ледокол «Ямал» относится к атомным пароэлектроходам. То есть электричество для двигателей вырабатывается с помощью пара, разогретого до 300 градусов в ядерном реакторе. Давление пара составляет 30 кг кв. см. Турбины на ледоколах отличаются от тех, которые устанавливают на атомных станциях. На АЭС для повышения КПД турбина состоит из трех отделов рассчитанных на разное давление. На судовых установках мощностью пришлось пожертвовать ради компактности. Из турбины длинный вал. На нем установлены три генератора, которые вырабатывают суммарно 27,5 тысяч кВт, а две турбины с шестью генераторами вырабатывают 55 тысяч кВт. Этого бы хватило на работу примерно 50 000 домашних электрочайников. Вся эта энергия расходуется на работу маршевых электродвигателей. Электрогенераторы вырабатывают переменный электрический ток напряжением 1000 вольт. Для работы двигателей нужен ток постоянный. С этой проблемой справляется целый трансформаторный отсек. Из электродвигателя выходит гребной вал, в конце которого расположен гребной винт. Когда капитан на мостике дает команду «САМЫЙ МАЛЫЙ ВПЕРЕД», двигатель начинает вращаться со скоростью 20 об/мин, и все эти обороты передаются на гребной винт, когда капитан дает команду «САМЫЙ ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД», двигатель вращается со скоростью 150 об/мин, и это разгоняет ледокол до его максимальной скорости 22 узла.

Вахта на ледоколе длится 4 месяца, но бывает, что люди задерживаются на один год. Поэтому очень важно чтобы моряки в любой момент могли отдохнуть и почувствовать себя как дома. Именно для отдыха на борту имеется самый настоящий бассейн. В корме ледокола есть одна вещь, которая отличает их от других судов. Дело в том, что в условиях тяжелой проводки, и когда льды сложные, суда буксируются на «усах». Судно становится сразу за ледоколом и подтягивается буксировочной лебедкой таким образом, что нос судна встает в специальную выемку. Таким образом, между буксируемым судном и ледоколом исключается замыкания льда, и в свою очередь проводка становится намного легче. Для движения в Арктике очень важно иметь точную картину ледовой обстановки, поэтому на всех ледоколах есть вертолетная площадка с вертолетным ангаром. На пятом мостике, расположенным над ходовой рубкой, установлены прожекторы с 50 кВт лампами, которые мощнейшим снопом света выхватывают пространство перед ледоколом, освещая полярные льды.

fishki.net

Как оценивают российский военный флот на Западе — Новосибирский сайт

Войти

Регистрация

  • Новости

  • Блоги

  • Про Н-ск

  • Проблемы города

  • Места отдыха

  • Куда пойти?

  • Объявления

  • Группы

  • Ещё

    • Фото

    • Активность

    • Комментарии

    • Люди

    • Статьи

      • Кругозор — интересные факты со всего мира

      • Наука и технологии. Последние новинки техники

      • Путешествия по Сибири

      • Туристу на заметку. Рассказы о путешествиях

      • Женский онлайн журнал

      • Авторынок. Обзор автомобилей

      • Стройка и ремонт

      • Новости партнеров

Поиск

Расширенный поиск

  • Войти

  • Регистрация

tvoi54.ru в соц сетях: