Авиационная инженерия — Transport and Telecommunication Institute
Присуждена ученая степень: Бакалавр инженерных наук в области машиностроения
Аккредитация: до 08.06.2028
Полный объем учебной программы: 160 CP | 240 ECTS
Форма, длительность и язык обучения:
- Очное — 4 года (латышский, английский)
Базовое образование: среднее (общее или специальное)
Правила приема
«Авиация — это романтика и большая ответственность, поэтому быть авиатором — это романтично, ответсвенно, престижно и перспективно.»
Ассоц. Профессор,
Dr. sc. ing.
Директор программы
Для тех, кто…
готов к освоению основ инженерных наук, а также к приобретению необходимых знаний и опыта для работы в качестве авиационного специалиста в различных областях этой отрасли: в обслуживании и ремонте авиационных механических систем, двигателей, электронных и коммуникационных систем и оборудования, а также связанных с проектированием и экспериментальными исследованиями в авиации
Хочет стать. ..
авиационным инженером-механиков или инженеров по авионике, способным контролировать работу систем и элементов конструкции воздушного судна и организовывать их техническое обслуживание, а также выявлять проблемы, связанные с безопасностью воздушного судна
Хочет иметь возможность…
- сдать квалификационные экзамены EASA Part-66, что расширяет возможности выпускников при выборе работы после окончания обучения,
- участвовать в развитии и совершенствовании авиационной техники, а также в ее тестировании,
- продолжить обучение в магистратуре как в Латвии, так и за рубежом, в том числе в профессиональной магистерской программе «Авиационный менеджмент», предлагаемой Институтом транспорта и связи
О программе
Бакалаврская программа Авиационный транспорт является одной из самых востребованных бакалаврских программ в мире, так как авиационный транспорт является быстрорастущим и развивающимся, поэтому ежегодно требуется большое количество летного и технического персонала. Наши выпускники, обладающие фундаментальными естественно-научными и техническими знаниями, а также практическими навыками в области авиационного транспорта всегда востребованны на рынке труда. Программа обучения реализуется институтом в постоянном контакте и тесном сотрудничестве с ведущими латвийскими и международными авиакомпаниями и предприятиями. Лекции и практические занятия проводят высокопрофессиональные преподаватели института, имеющие практический опыт работы в авиационной отрасли, а также приглашенные зарубежные лекторы. Полученные знания и практические навыки являются достаточными, чтобы выпускники могли начать свою профессиональную деятельность самостоятельно. Выпускники могут продолжить свое образование в нашем институте в магистратуре по программе Авиационный менеджмент.
Стоимость обучения
Очное | Заочное | Дистанционное | |
---|---|---|---|
Продолжительность | 4 года | ||
Резиденты ЕС EUR/год | 2600 EUR * | ||
Жители стран СНГ и Средней Азии EUR/год | 2800 EUR | ||
Жители других стран EUR/год | 3000 EUR |
* Если плата за обучение в семестре разделена на ежемесячные платежи (5 платежей), размер платы за обучение увеличивается на 100 евро за семестр.
** Студенты из других стран дополнительно перечисляют депозит в размере 1000 евро (используется в последний год для покрытия части оплаты за обучение).
Структура учебной программы
Блок А — обязательные предметы
Akadēmiskās prasmes un kritiskā domāšana | 4 | 6.0 |
Высшая математика | 8 | 12.0 |
Математика | 2 | 3.0 |
Материаловедение | 4 | 6.0 |
Теория вероятностей и математическая статистика | 4 | 6. 0 |
Техническая механика | 4 | 6.0 |
Физика | 6 | 9.0 |
Электротехника | 6 | 9.0 |
Аэронавигационная служба | 2 | 3.0 |
Глобальные системы навигации | 2 | 3.0 |
Информатика и информационные технологии | 2 | 3.0 |
Основы электроники | 2 | 3.0 |
Охрана труда, гражданская оборона и охрана окружающей среды | 2 | 3.0 |
Профессиональный английский язык в области авиации | 6 | 9. 0 |
Техническое черчение | 4 | 6.0 |
Человеческий фактор и экология | 2 | 3.0 |
Блок B — предметы по специализации
Авиационное законодательство | 2 | 3.0 |
Аэродинамика и динамика полета | 4 | 6.0 |
Жидкостно-газовые системы воздушных судов | 4 | 6.0 |
Инженерное моделирование и симуляция | 4 | 6.0 |
Конструкция авиационных двигателей и системы управления | 6 | 9. 0 |
Конструкция воздушных судов | 8 | 12.0 |
Моделирование механических систем | 4 | 6.0 |
Обеспечение технического обслуживания воздушных судов | 4 | 6.0 |
Основы теории надежности и технической диагностики | 4 | 6.0 |
Планирование технического обслуживания воздушных судов | 4 | 6.0 |
Система контроля соответствия | 4 | 6.0 |
Системы авионики воздушных судов | 6 | 9.0 |
Теория тепловых двигателей | 4 | 6.0 |
Цифровая техника и электронные системы | 6 | 9. 0 |
Цифровые технологии в авиации | 4 | 6.0 |
Беспилотные авиационные Системы | 2 | 3.0 |
Введение в специальность | 2 | 3.0 |
Воздушный винт и его системы управления | 2 | 3.0 |
Иностранный язык | 2 | 3.0 |
Латышский язык | 2 | 3.0 |
Организация технического обслуживания воздушных судов | 2 | 3.0 |
Управление полетом | 2 | 3.0 |
Блок C — предметы свободного выбора
Наземное обслуживание | 2 | 3.0 |
Предмет свободного выбора | 2 | 3.0 |
Учебная программа поддерживается:
Отзывы выпускников
Знания и навыки…
«Всегда мечтал связать свою жизнь с авиацией. Знания и навыки, полученные во время учебы, позволили получить профессию, которая востребована практически во всех странах мира.»
Роман Городний,
ведущий инженер авиакомпании Airline Support Baltic
Вклад Санкт-Петербургского политехнического института в становление и развитие авиационного образования России
Санкт-Петербургский политехнический институт с момента своего открытия (de fakto в 1902 году) всегда играл видную роль в подготовке специалистов для новых направления отечественной и мировой науки и техники. Не была исключением и авиация.
Санкт-Петербургский Политехнический институт им. Петра Великого.
Уже первые открытые для широкой публики опыты практического летания на аппаратах тяжелее воздуха в 1905-1908 гг. пробудили небывалый интерес практически во всех странах мира к проблемам полета, практическому применению и проблемам развития авиации.
В 1908 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Всероссийский императорский аэроклуб, много сделавший для подготовки первых русских летчиков. В том же году во многих высших и средних учебных заведениях Российской империи появились воздухоплавательные кружки, в которых молодые люди пропагандировали достижения авиации, пытались строить аппараты своих конструкций и летать на них.
Александр Петрович Фан-дер-Флит (1870-1941) — учёный в области прикладной механики, декан Кораблестроительного отделения и директор Политехнического института
Авиация уже стучалась во все двери государственных и общественных организаций. С 1908-1909 гг. авиация как предмет преподавания начала входить в программы вузов Западной Европы. В 1908 году в Политехническом институте Шарлоттенбурга была учреждена специальная кафедра воздухоплавания. Практически одновременно с ней в Париже открылась Высшая школа аэронавтики, а годом позже такая же школа появилась в германском Людвигсгафене.
В России первые шаги к организации подготовки дипломированных инженеров предпринял Н.А. Рынин. 19 мая 1909 года он официально обратился к декану кораблестроительного отделения Санкт-Петербургского политехнического института К.П. Боклевскому с предложением включить преподавание курса авиации и воздухоплавания в программу отделения, мотивируя свои соображения тем, что в законах плавания судна в воде и полете аэроплана существует много общего. После проведения ряда совещаний была создана специальная комиссия под председательством К.П. Боклевского, в состав которой вошли наиболее компетентные специалисты в различных сферах науки и техники: А.А. Лебедев (двигатели внутреннего сгорания), И.В. Мещерский (теоретическая механика), А.П. Фан-дер-Флит (теория корабля), М.
А. Шателен (электротехника), И.Г. Есьман (теплоэнергетика), К.Э. Рерих (механика машин), Н.А. Рынин. Позже в состав Комиссии вошли теплоэнергетик Н.С. Грузов, специалист по машиноведению А.К. Зайцев, заведующий змейковым отделом Павловской физической обсерватории В.В. Кузнецов, электротехник В.Ф. Миткевич, профессор Николаевской инженерной академии В.Ф. Найденов, технолог Н.Н. Савин, физик А.А. Шапошников, профессор физической химии В.А. Кистяковский, химик В.И. Тихомиров, математик и механик Г.А. Ботезат, специалист по радиотелеграфии Д.М. Сокольцов, лаборант по курсу аэрологии А.М. Рыкачев, архитектор института В.П. Тавлин.Константин Петрович Боклевский (1862-1928) — инженер-кораблестроитель, организатор и декан первого в России Кораблестроительного факультета С.-Петербургского политехнического института (СПбПИ)
Комиссия проанализировала динамику развития авиационной промышленности России (напомним, что в 1909 году в Санкт-Петербурге открылся первый русский авиационный завод Петербургского товарищества авиации и воздухоплавания).
Комиссия рассмотрела организационные вопросы, структуру и программу читаемых курсов, увязала их с общей методикой преподавания, принятой в Политехническом институте. По предложению Комиссии в институте предполагалось создать:
- аэродинамическую лабораторию;
- лабораторию двигателей воздухоплавательных аппаратов;
- аэрологическую лабораторию;
- музей воздухоплавания, как непременный атрибут методики преподавания ряда дисциплин;
- специальную библиотеку.
9 июня 1909 года разработанный Комиссией проект был заслушан на заседании Совета кораблестроительного отделения, 11 июня – Совета института. 16 июня он детально рассматривался на заседании Правления.
После их одобрения проект направили в органы государственной власти Российской империи.
Государственные деятели России достаточно трезво оценивали роль и значение авиационного образования, состояние и перспективы российского самолётостроения. В служебной записке министру торговли и промышленности В. И. Тимирязеву, датированной 20 июня 1909 г., председатель Совета Министров Пётр Аркадьевич Столыпин писал:
«Ввиду сего и придавая скорейшему развитию воздухоплавательного дела весьма важное государственное значение, я не мог бы не остановить своего внимания на предположении о том, не представлялось бы целесообразным открыть хотя бы необязательный на первое время курс воздухоплавания при кораблестроительном отделении Санкт-Петербургского политехнического института, который мог бы восполнить наблюдаемый у нас в постановке этого дела недостаток теоретической разработки научной стороны воздухоплавания»
Василий Адрианович Слесарев (1884-1921) — создатель и руководитель Аэродинамической лаборатории СПбПИ, автор конструкции аэроплана «Святогор» (1916)
Слова «необязательный на первое время» означали, что ввиду ограниченных потребностей русской экономики в авиационных специалистах курс воздухоплавания должен читаться как факультативный предмет студентам старших курсов Политехнического института для получения второй специальности, а также лицам, окончившим другие высшие учебные заведения, по статусу идентичные с политехникумом.
Новая структура при кораблестроительном отделении получила название «Курсы авиации и воздухоплавания». Она получила право выдавать дипломы о высшем авиационном образовании и, таким образом, являлась первой высшей авиационной школой России. Занятия начались уже с сентября 1909 года до официального утверждения Курсов.
Организация подготовки авиационных специалистов в Петербургском политехническом институте была санкционирована Советом Министров Российской империи в декабре 1909 года. Некоторые другие проекты, выдвинутые в то же время, были им отклонены. К ним относятся создание аэромеханической лаборатории при Донском политехническом институте, аэродинамического института в Москве.
Деканом Курсов был назначен выдающийся учёный-кораблестроитель и блестящий организатор профессор К.П. Боклевский. Большую научно-методическую помощь при их создании оказал Н.Е. Жуковский. При курсах были открыты аэродинамическая и аэрологическая лаборатории, лаборатория воздухоплавательных двигателей, библиотека, музей воздухоплавания, столярно-слесарная мастерская. Занятия по аэрологии проводили В.В. Кузнецов и М.Н. Гроденский, основам физической химии – В.А. Кистяковский и В.И. Тихомиров, аэромеханике – А.П. Фан-дер-Флит и В.А. Слесарев, динамике летательных аппаратов – Г.А. Ботезат, воздухоплаванию и авиации – В.Ф. Найденов, воздухоплавательным двигателям – А.А. Лебедев, материаловедению – В.А. Слесарев, тактике и воздушной разведке – В.Н. Гатовский, радиотелеграфии – Д.М. Сокольцов. Кроме этого читался небольшой курс воздушного права. Занятия по аппаратам легче воздуха (аэростаты и дирижабли) вёл Н.А. Рынин. Аэродинамической лабораторией и мастерскими заведовал В.А. Слесарев. В отдельные годы на Курсах преподавал В.И. Ярковский (впоследствии директор авиационного отделения Русско-Балтийского вагонного завода).
В.А. Слесарев (слева) в Аэродинамической лаборатории СПбПИ.
Аэродинамическая лаборатория, открытая в 1911 г., считалась одной из лучших в стране по оборудованию и оснащению. Большая аэродинамическая труба имела диаметр 2 метра со скоростью потока 15-20 м/с, малая – диаметр 0,3 м и скорость до 50 м/с. В лаборатории, помимо учебных занятий, проводился довольно значительный объём экспериментальный исследований в интересах молодой отечественной авиационной промышленности.
Учебный план Курсов авиации и воздухоплавания
На Курсы авиации и воздухоплавания принимались лица, уже имеющие дипломы и свидетельства о высшем техническом образовании, а также студенты старших курсов. Обучение продолжалось четыре семестра. В течение первых трёх слушатели изучали аэрологию, физическую химию, динамику летательных аппаратов, воздухоплавательные двигатели, аэромеханику (куда входила аэростатика, аэродинамика и теория движения), авиацию и воздухоплавание (включая проектирование летательных аппаратов), авиационную радиотелеграфию, материаловедение, воздушное право. Кроме того, студенты должны были пройти летнюю практику на заводах и выполнить проекты аэростата, дирижабля, аэроплана, двигателя к проектируемому ими дирижаблю или аэроплану, «подробно разработанные теоретичеcки и графичеcки». Последний семестр предназначался для дипломной работы.
Были разработаны первые отечественные методики преподавание авиационных дисциплин и первые учебники. В их числе следует упомянуть учебник В.Ф. Найденова «Аэроплан братьев Райт с изложением краткой теории аэропланов», изданный в 1909 г. Эта книга затем была переработана и под названием «Аэропланы», издавалась и переиздавалась, соответственно, в 1913, 1914, 1917 годах. В ней В.Ф. Найденов анализировал основные схемы самолётов тех лет, особенности конструкции, наиболее интересные узлы и агрегаты.
В 1909 г. А.П. Фан-дер-Флит издал «Аэромеханику» – первый отечественный учебник по аэродинамике.
В нём изложены основы гидростатики, гидродинамики, аэрологии, термодинамики, сообщаются сведения о свойствах газов и воздуха, приведены выводы формул подъёмной силы крыла, сопротивления. Интересно отметить, что с разрешения Н.Е. Жуковского Фан-дер-Флит в своем учебнике опубликовал результаты некоторых исследований Николая Егоровича, увидевшие свет в его трудах спустя несколько лет.
Георгий Александрович Ботезат (1882-1940) — учёный, изобретатель и конструктор, построивший один из первых в мире летающих вертолётов (1922)
На Курсах начали формироваться и свои научные школы.
Г.А. Ботезат разработал первую в мире математическую теорию устойчивости самолёта. А.П. Фан-дер-Флит проводил в числе первых в России исследования по динамике полёта на математических моделях. С.П. Тимошенко закладывал отечественную науку о прочности авиационных конструкций. А.А. Лебедев работал над теорией авиационных двигателей. Об экспериментальных исследованиях В.А. Слесарева мы выше уже упоминали. Петербургская научная школа в области авиации не дублировала московскую, а развивалась своими самобытными путями. Её естественный ход развития был прерван революциями. Г.А. Ботезат, А.П. Фан-дер-Флит, С.П. Тимошенко, А.А. Лебедев оказались в эмиграции.
В 1912 г. на Международной выставке воздухоплавания и автомобилизма в Москве Политехнический институт был награждён Большой золотой медалью «за прекрасную постановку преподавания по воздухоплаванию».
Обязательную практику после второго, третьего и четвёртого года обучения слушатели проходили, как правило, на одном из авиационных предприятий Петербурга (напомним, что перед революциями в городе находилось около 60% авиационных заводов страны).
В стенах этого учебного заведения проходили подготовку будущие главные конструкторы авиационной техники Н.Н. Поликарпов, А.А. Бессонов.
Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944) — выпускник ППИ (1916) и слушатель Курсов авиации и воздухоплавания в СПбПИ, авиаконструктор.
В годы Первой мировой войны, ввиду исключительно большой потребности в кадрах как авиапромышленности, так и Военно-воздушного флота России, стало ясно, что необходимо переформировать «необязательные» Курсы авиации и воздухоплавания в специализированное отделение (факультет). Были проработаны планы создания авиационного отделения, но более детально – автомобильно-авиационного. Последний проходил обсуждение в Министерстве торговли и промышленности, в стенах Государственной Думы. Начавшуюся было подготовку его реализации прервали революционные события.
Система преподавания на Курсах авиации и воздухоплавания была той же самой, что и на других отделениях Политехнического института, т.е. с упором на самостоятельное изучение дисциплин. Это имело большое значение ещё и потому, что в ту пору учебников было мало. К тому же при высоких темпах развития авиации учебный материал устаревал сравнительно быстро.
«Система преподавания в институте… приучила меня к самостоятельной работе по источникам, особенно в области авиации, ибо и преподаватели еще не выкристаллизировались, и курсов, за исключением курса аэродинамики Н.Е. Жуковского, не было. Тем не менее, в области авиации мне удалось получить широкую подготовку по аэронавтике, по моторам и, конечно, по самолетам», – писал в своих воспоминаниях слушатель Курсов, впоследствии выдающийся авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов.
Из выполненных им курсовых проектов дирижабля, аэроплана и воздухоплавательного двигателя в настоящее время частично сохранился лишь один – проект аэроплана типа «Депердюссен» (1915 г. ).
Модификации аэроплана «Илья Муромец» конструкции Игоря Ивановича Сикорского
Интересно более детально рассмотреть этот проект, так как в нём, как в зеркале, отразились все особенности подготовки авиационных специалистов в дореволюционном Политехническом институте. И.И. Сикорский, по-видимому, руководил проектированием. Аэродинамические расчёты консультировал А.П. Фан-дер-Флит.
Общие геометрические размеры и компоновка аппарата считались заданными. Поэтому курсовой проект предполагал проведение проверочных расчётов.
Н.Н. Поликарпов проанализировал задание, рассчитал положения центра тяжести с нагрузкой и без нагрузки. Расчёты базировались на новейших достижениях авиационной науки тех лет. «При выборе профиля крыла для проектируемого аппарата [мы] пользовались последним, 1915 года, изданием книги Эйфеля «La resistanse de l’air et l’aviation», где по таблицам с кривыми испытаний и подыскивалось нужное крыло», – отмечал Николай Николаевич в «Объяснительной записке по проекту аэроплана».
Затем строилась поляра самолёта, эпюра распределения давления по сечению профиля крыла. Расчёт прочности крыла проводился с учётом ветровой нагрузки при наличии тросовых растяжек. Определялись ожидаемые лётные характеристики, в частности, «наибольшая высота подъёма аппарата определялась по формуле Н.Е. Жуковского». Николай Николаевич выполнил также аэродинамический и прочностной расчёты винта.
Курсовой проект показал наличие у Поликарпова глубоких знаний по целому ряду дисциплин, умение творчески применять их к решению практических задач. Он интересен для нас тем, что отразил определённый этап в становлении Поликарпова как авиационного инженера и конструктора и некоторые методические особенности процесса обучения на Курсах авиации и воздухоплавания.
Тяжёлый бомбардировщик «Святогор» на Корпусном аэродроме, 1916 г.
На лабораторно-экспериментальной базе Курсов авиации и воздухоплавания в 1912-1917 гг. выполнялись многочисленные научно-исследовательские работы с привлечением студентов, направленные на совершенствование существующей и разработку новой авиационной техники. В частности, благодаря исследованиям, проведенным в стенах Политехнического института, были созданы такие выдающиеся для своего времени самолёты, как «Русский витязь» и «Илья Муромец» (с модификациями) И.И. Сикорского, «Святогор» В.А. Слесарева, летающие лодки М‑5, М‑9, М‑11, М‑15 Д.П. Григоровича. Следует отметить исключительно большое учебно-методическое значение первого в нашей стране опыта вовлечения студентов в проведение научных исследований в области авиации, к сожалению, осознанного и осмысленного значительно позже.
Практика подготовки специалистов с высшим авиационным образованием была широко использована при создании аналогичных учебных заведений при других вузах, а в послереволюционное время – при формировании новых авиационных институтов и факультетов авиационного профиля.
Наличие квалифицированных педагогических кадров, хорошо развитой учебно-методической и лабораторно-экспериментальной базы Курсов авиации и воздухоплавания позволяло использовать их потенциал для решения других важных государственных задач.
Преподаватели и слушатели Курсов авиации и воздухоплавания СПбПИ на практике на РБВЗ, где строились аэропланы конструкции И.И. Сикорского «Русский Витязь» (на снимке), «Илья Муромец» и др. Фото из собрания Г.Ф. Петрова.
В 1912 году при Кораблестроительном отделении на процент от завещанного России капитала французского промышленника, но русского по происхождению, В.В. Захарова открылись Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания, названные его именем. Многое в методике их преподавания было взято от предыдущих Курсов. Офицеры армии и флота изучали предметы, связанные с конструкцией летательных аппаратов и двигателей, аэродинамики, динамики полёта. Затем они проходили обучение полётам в одной из лётных школ, после чего возвращались в стены Политехнического института, и после успешной сдачи экзаменов по пройденным дисциплинам, получали звание военного (морского) лётчика с вручением соответствующего удостоверения. Считалось, что хорошее знание теоретических предметов позволит им стать квалифицированными лётчиками, способными оперативно решать любые поставленные командованием задачи. Практика доказала справедливость этого положения. Опыт подготовки лётных кадров и методические разработки Курсов авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова оказал несомненное влияние на формирование и деятельность послереволюционных «тёрок».
Учебный план Курсов авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова
Семестр | I | ||
Дисциплины | Лекции | Упражнения | Лабораторные работы |
Аэрология | 2 | 1 | 2 |
Авиация и воздухоплавание | 4 | 4 | 6 |
Материаловедение | 2 | 1 | — |
Воздухоплавательные двигатели | 2 | 1 | 6 |
Радиотелеграфия | 2 | — | — |
Тактика и воздушная разведка | 2 | — | — |
Практические занятия в мастерских | — | — | 6 |
Учебные часы | 14 | 17 | 20 |
41 |
После начала Первой мировой войны при Политехническом институте открылись аналогичные Курсы авиации и воздухоплавания для добровольцев-«охотников», так как совместно обучать офицеров и нижних чинов считалось неэтичным. А в 1915 году – ещё одни подобные курсы – Курсы гидроавиации, учитывающие морскую специфику.
В 1914 году при кораблестроительном отделении существовали и Курсы авиамехаников.
На всех вышеперечисленных курсах учились многие известные впоследствии лётчики – Георгиевские кавалеры, командиры соединений, деятели отечественной и мировой авиации, в их числе Нагурский, Лишин, Лавров, Дитерихс, Прокофьев-Северский, Чухновский, Кочеригин, Кербер-Корвин, Глаголев, Грузинов, Туманский и многие-многие другие.
Для того чтобы эффективно управлять всем указанным набором военных средних специальных учебных заведений с точки зрения военной администрации, в конце 1914 года К.П. Боклевскому было присвоено звание генерал-майора флота.
Система разноплановых учебных заведений авиационного профиля при Петербургском политехническом институте просуществовала относительно небольшой исторический промежуток времени – всего восемь лет, с 1909 по 1917 годы. Но их значение для развития авиационного образования страны, да и в целом авиации, трудно переоценить. Были разработаны первые отечественные программы подготовки специалистов авиационного профиля, первые методики преподавания, написаны первые учебники и учебные пособия.
Историю, как известно, делают люди. Упорный труд и самоотверженность инженеров, лётчиков, техников, выпущенных Политехническим институтом в предреволюционные годы, явились прочным фундаментом последующего развития авиации и авиационного образования нашей страны.
В.П. Иванов
к.т.н., член Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИНТ РАН
Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:
Строительная механика — Библиотека — Кафедра прочности ЛА (102)
Учебные пособия и методические указания
1. | Исследование дискретной модели лонжерона и комбинированных стержневых систем. М.П. Львов, А.Г. Дибир. – Учеб. пособие. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2010. – 69 с. Изложены методики исследования дискретной модели лонжерона, а также проведения анализа комбинированных стержневых систем и установления внутренних силовых факторов и перемещений в статически определимых стержневых системах. Приведены индивидуальные задания и справочные данные, а также рекомендации к выполнению домашнего задания. | |
2. | Дослідження дискретної моделі лонжерона та комбінованих стрижневих систем. О.Г. Дібір, А. О. Кирпікін. – Навч. посіб. – Харків: Нац. аерокосм. ун-т ім. М. Є. Жуковського «Харків. авіац. ін-т», 2019. – 88 с. Викладено методики дослідження дискретної моделі лонжерона, проаналізовано комбіновані стрижневі системи і встановлено внутрішні силові фактори і переміщення у статично визначених стрижневих системах. Наведено індивідуальні завдання і довідкові дані, а також рекомендації до виконання домашнього завдання. | |
3. | Расчет тонкостенных стержней. М.П. Львов, А.Г. Дибир. – Учеб. пособие. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2011. – 101 с. Изложены методики анализа нормальных напряжений изгиба в дискретном неоднородном сечении крыла дискретной модели лонжерона, определения касательных напряжений в тонкостенных стержнях различного профиля: открытого, замкнутого и многозамкнутых, а также поиска место нахождения центра изгиба и центра жесткости. Особое внимание уделено нахождению функции текущего статического момента площади сечения в тонкостенных стержнях различного профиля. Приведены индивидуальные задания и справочные данные, а также рекомендации к выполнению домашнего задания. | |
4. | Будівельна механіка авіаційних конструкцій. Частина 2. Розрахунок тонкостінних стрижнів. О.Г. Дібір. – Навч. посіб. В 2 ч. Ч.2. – Харків: Нац. аерокосм. ун-т ім. М. Є. Жуковського «Харків. авіац. ін-т», 2020. – 280 с. Розглянуто методи розв’язання низки задач, які пов’язані з визначенням нормальних і дотичних напружень, а також положення центру жорсткості в поперечних перерізах тонкостінних агрегатів авіаційних конструкцій. Наведено відповідні довідкові матеріали, приклади розв’язання задач та варіанти вихідних даних для самостійної роботи студентів. | |
5. | Строительная механика. Часть 3. Расчет шпангоутов и плоских рам. М.П. Львов, А.Г. Дибир. – Учеб. пособие. Ч.3: Расчет шпангоутов и плоских рам. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т им. Н.Е. Жуковского «Харьк. авиац.ин-т», 2015. – 96 с. Рассмотрены методы решения задач, связанных с определением напряженного состояния в поперечных сечениях шпангоутов и плоских рам, которые применяются в авиационных конструкциях. Приведены соответствующие справочные материалы и варианты исходных данных для самостоятельной работы студентов, а также представлена терминология, используемая в строительной механике. | |
6. | Строительная механика авиационных конструкций. Учебное пособие по лабораторному практикуму. А.Г. Дибир, А.А. Кирпикин, К.В. Миронов. – Учеб. пособие по лаб. практикуму. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т им. Н.Е.Жуковского «Харьк. авиац. ин-т», 2016. – 68 с. Представлено описание тензорезисторов и тензометрической аппаратуры, применяемой при проведении лабораторных исследований прочности авиацион-ныхконструкций. Приведены методика первичной обработки результатов изме-рений, методика вторичной обработки показаний розеткитензорезисторов, а также содержание лабораторных работ.. |
Лекции
1. | Лекции по строительной механике. |
Примеры решения задач
1. | Примеры расчета ферм. |
2. | Расчет комбинированной стержневой системы. |
3. | Расчет шпангоута (стандартное решение). |
4. | Получение методом сил формул и эпюр внутренних силовых факторов для трижды статически неопределимой балки. |
5. | Расчет плоских рам методом перемещений. |
6. | Расчет геометрических характеристик сечений тонкостенного стержня. |
7. | Учет вклада в перемещения Q и N в рамах. |
8. | Определение касательных напряжений в открытом контуре. |
9. | Определение положения центра изгиба в открытом контуре. |
10. | Стесненное кручение. |
11. | Расчет однозамкнутого контура. |
12. | Расчет двухзамкнутого контура. |
Лабораторный практикум
1. | А.Г. Дибир, А.А. Кирпикин, К.В. Миронов — Строительная механика авиационных конструкций. Учебное пособие по лабораторному практикуму. |
Учебники
1. | Образцов И.Ф. — Строительная механика летательных аппаратов (1985). |
2. | Балабух Л.И., Алфутов Н.А., Усюкин В.И. — Строительная механика ракет (1984). |
3. | Лизин В.Т., Пяткин В.А. — Проектирование тонкостенных конструкций (1976). |
Разное
1. | Правила оформлення навчальних і науково-дослідних документів (2019). |
Материалы, представленные на данной странице, могут свободно распространяться и использоваться для учебных и личных некоммерческих целей при условии соблюдения законов Украины № 3793-XII «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года и № 2415-VIII «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав» от 16 июня 2020 № 692-IX.
Использование и цитирование данных материалов возможно только со ссылкой на источник, для интернет-ресурсов — прямой ссылкой на данную страницу.
Правообладателем представленных материалов является Национальный аэрокосмический универститет им. Н. Е. Жуковского «ХАИ», если не указано иное.
Авиационные справочники, справочники, стандарты и буклеты
Перейти к основному содержанию СправочникиНАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА | PDF ССЫЛКА | ПМС/NFES |
---|---|---|
Справочник/руководство по межведомственному авиационному оборудованию жизнеобеспечения | [Ссылка в формате PDF] | |
Справочник по обращению с авиационным топливом (ТОЛЬКО ДЛЯ СПРАВКИ) | [Ссылка в формате PDF] | |
DOI Политика правоохранительных органов в краткосрочной перспективе | [Ссылка в формате PDF] | |
Справочник по военному применению | [Ссылка в формате PDF] |
Руководства и стандарты
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА | PDF ССЫЛКА | ПМС/NFES |
---|---|---|
Стандарт авиационного шлема DOI/USFS | [Ссылка в формате PDF] | |
Полевое справочное руководство по авиационной безопасности для аэропортов или других авиационных объектов (AAF) | [Ссылка в формате PDF] | |
Национальное межведомственное руководство по мобилизации | ||
Карманный справочник NWCG по реагированию на инциденты | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 461 NFES 001077 |
Стандарты NWCG для воздушного зажигания | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 501 |
NWCG Руководство по реагированию на авиационные происшествия и контрольный список | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 503 |
Справочник по технической поддержке авиации NWCG | ПМС 504 | |
Стандарты NWCG для воздушного наблюдения | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 505 НФЭС 002544 |
Стандарты NWCG для базовых операций Airtanker | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 508 |
Стандарты NWCG для вертолетных операций (NSHO) | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 510 |
Стандарты NWCG для авиаперевозок опасных материалов DOT-SP-9198 (Семнадцатая редакция) | [ссылка в формате PDF] [Ссылка в формате PDF] | ПМС 513 |
Стандарты NWCG для эксплуатации пожарных беспилотных авиационных систем | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 515 |
Стандарты NWCG для координации воздушного пространства | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 520 |
Стандарты NWCG по управлению авиационными рисками | [Ссылка в формате PDF] | ПМС 530 |
Межведомственное авиационное учебное пособие | [Ссылка в формате PDF] | |
Карманный справочник пользователя межведомственной авиации | [Ссылка в формате PDF] | НФЭС 1373 |
Руководство по эксплуатации межведомственных пилотов Smokejumper | [Ссылка в формате PDF] | |
Межведомственные стандарты противопожарной и противопожарной авиации (Красная книга) | [Ссылка в формате PDF] | НФЭС 2724 |
Буклеты
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА | PDF ССЫЛКА | ПМС/NFES |
---|---|---|
Буклет по базовой авиационной безопасности | [Ссылка в формате PDF] | |
Библиотека самолетов | [Ссылка в формате PDF] | |
Межведомственные стандарты практических испытаний пилотов самолетов | ||
Межведомственные стандарты практических испытаний пилотов вертолетов |
Другое
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА | PDF ССЫЛКА | ПМС/NFES |
---|---|---|
Журнал задач на должность менеджера вертолета по всем опасностям/ресурсам | [Ссылка в формате PDF] | |
Записная книжка для должности члена экипажа аварийно-спасательного вертолета | [Ссылка в формате PDF] | |
Эквивалентность журнала задач NPS HEAC Журналы задач не требовались во всех регионах NPS для члена экипажа всеопасного/ресурсного вертолета (HEAC) до 2015 года. Эту форму можно использовать для обеспечения эквивалентности для этих сотрудников. | [Ссылка в формате PDF] | |
Эквивалентность Журнала задач NPS HEAM Журналы задач не требовались во всех регионах NPS для менеджера вертолетов All-hazard/Resource (HEAM) до 2015 года. Эту форму можно использовать для обеспечения эквивалентности для этих сотрудников. | [Ссылка в формате PDF] | |
Межведомственные стандарты практических испытаний пилотов самолетов | [Ссылка в формате PDF] | |
Межведомственные стандарты практических испытаний пилотов вертолетов | [Ссылка в формате PDF] |
Карточки безопасности полетов
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА | PDF ССЫЛКА | ПМС/NFES |
---|---|---|
Как сохранить файл PDF в iBooks на устройстве iOS | [Ссылка в формате PDF] | |
Как сохранить файл PDF на устройстве Android | [Ссылка в формате PDF] | |
Все карты безопасности полетов в одном файле PDF | [Ссылка в формате PDF] | |
Инструктаж пассажиров вертолета OAS-84 (желтая карточка) | [Ссылка в формате PDF] | |
OAS-103 Пять шагов к безопасному полету (оранжевая карточка) | [Ссылка в формате PDF] | |
Контрольный список авиационных операций OAS-112 | [Ссылка в формате PDF] | |
OAS-181 SIX STEP Egress процедуры (Зеленая карта) | [Ссылка в формате PDF] | |
OAS-161 Двенадцать стандартных авиационных вопросов с призывом «Осторожно» (голубая карточка) | [Ссылка в формате PDF] |
ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы заказать публикации PMS или NFES, см. каталог NWCG NFES PMS 449-2, часть 2: публикации
. Вернуться к началуMassey Air Museum, 33541 Maryland Line Road, Massey, MD, 21650 — Grassroots Aviation
Skip to content
Museum Info
Events
Attractions
Pilot Info
Airport News
Photo Library
Join/Volunteer
Facebook
Related Orgs
Museum Highlights
MASSEY AERODROME MD1 – АЭРОПОРТ ОТКРЫТ ДЛЯ САМОЛЕТОВ (даже во время VIP TFR) – Massey теперь имеет 1,5 NMR на север НА ВЫРЕЗЕ 3/4!) (Но — Пилоты несут ответственность за соблюдение всех NOTAM. — Федеральное управление гражданской авиации (FAA) в короткие сроки опубликует TFR президентских ограничений на полеты, затрагивающие Мэсси. Пилоты должны проверять НОТАМы для фактического статуса и времени TFR. Ссылка> Тип: VIP https://tfr. faa.gov/tfr2/list.jsp
- УВЕДОМЛЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ДАТЫ МЕРОПРИЯТИЯ: Massey планирует провести в этом году 3 мероприятия (если все пойдет хорошо):
Фестиваль Chili Fest Fly-In: сб. 14 мая — БОЛЕЕ
Antique Fly-In: сб. 11 июня проводится эскадрильей Potomac Antique Aero Squadron — БОЛЕЕ
объединенных летающих восьмидесятилетних (НЛО) Fly-In на обед и встречу в среду, 21 сентября 2022 года, в 11:00. — БОЛЕЕ
Облет в открытом ангаре: вс. 4 декабря, с 10:00 до 14:00.
Кроме того, The Galena Lions Club проведет свою ежегодную автомобильную выставку в воскресенье. 6 ноября г.
- ВНИМАНИЕ: Смещенный порог на взлетно-посадочной полосе 20 (северный конец) был перемещен на 55 футов южнее со 120 футов на 175 футов (теперь он совпадает с верхней частью номеров взлетно-посадочных полос).
- Поиск в библиотеке Музея авиации Мэсси — ссылка на программу открытой библиотеки: https://www. librarything.com/catalog/MasseyLibrary
- Инструкции по поиску по теме, автору или названию — ссылка: https://masseyaero.org/news/massey-library-program-instructions-2/
- ВНИМАНИЕ: Принимаем книги и журналы! Дон Хукер построил еще один книжный шкаф для библиотеки, теперь у нас есть ок. 3000 книг каталогизированы и организованы для размещения всех пожертвований. Не выбрасывайте авиационные журналы и книги! Мы получили очень хороший прием, предоставив избранные (новые) авиационные журналы бесплатно для посетителей, а продажа дубликатов книг привлекла более 9 долларов.00.00 последние два года подряд. Теперь мы также продаем бывшие в употреблении неавиационные книги (включая романы), тематика которых не подходит для авиационной библиотеки.
- Обновления и текущие новости также публикуются на Facebook (см. ссылку в меню: вверху справа). Если по телефону 410-928-5270 нет ответа: позвоните Биллу по телефону 610-676-0198. Я ПРОСМОТР ЗВОНКОВ, поэтому звоните дважды. Если вы хотите перезвонить — пожалуйста, медленно ПОВТОРИТЕ номер, оставляя голосовое сообщение!
Музей авиации Мэсси ОТКРЫТ для самостоятельных экскурсий 5 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ , возьмите путеводитель в холле. Не стесняйтесь задавать вопросы (если вы нас не видите, возможно, мы работаем в магазине или на улице). Если входные двери ангара закрыты, мы будем рады открыть их, чтобы вы также могли пройти через два общественных ангара. Несмотря на то, что в солнечные летние дни в DC-3 может быть жарко, мы откроем дверь трапа, чтобы вы могли войти внутрь в умеренную погоду. Ан-2 также открыт для экскурсий. Маски необходимы ТОЛЬКО НЕВАКЦИНИРОВАННЫМ лицам. Вход свободный, но пожертвования приветствуются. Часы работы музея: с 11:00 до 16:00 вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье (закрыт в понедельник и четверг). – Рекомендуется звонить заранее по телефону 410-928-5270.
См. статью о Massey Aerodrome «Happy Place» в журнале AOPA Pilot за сентябрь 2021 г. здесь: https://www.aopa.org/news-and-media/all-news/2021/september/pilot/ happy-place или перейдите в фототеку (ссылка вверху справа) или здесь: Ссылка на фотоальбом:
https://www.flickr.com/photos/massey_aero/albums/72157719732160357/with/51384278111/ Благодарим AOPA, Джули Саммерс Уокер и Эдвина Ремсберга за прекрасную работу по рассказу истории Мэсси. И спасибо Джону Уильямсону, Джиму Дугласу, Джиму Сайперду и Биллу Малпассу за их дальновидность и решимость построить аэропорт 21 год назад.
Полеты на бипланах будут доступны в Massey с мая по октябрь, а на планерах в любое время (в хорошую погоду по предварительному заказу). См. Календарь событий ниже или нажмите здесь: Даты полетов на биплане
БИПЛАНЕ Полеты в открытой кабине 1944 г. Тренер Stearman времен Второй мировой войны: Свяжитесь с Ником Миралесом по телефону 410-535-4136 или по электронной почте: njmirales@comcast. net; Веб-сайт: www.biplaneairtours.com
Полеты на планерах: Свяжитесь с Бобом Диркером по телефону: 410-699-1697 или в аэропорту.
Музей авиации Мэсси
33541 Maryland Line Road
Massey, Maryland 21650
Телефон: 410-928-5270
Электронная почта: [email protected]
Фотобиблиотека
Вы посещали Мэсси?
Введите свой N-номер, или имя, или что-то вроде «детёныш», или просмотрите всю библиотеку:
Последние новости
Исследуйте аэропорты и музеи авиации Мэриленда, получая признание
Авиалог: Авиационная Библиотека — Самолеты
Все типы самолетов, отсортированные по производителям и в алфавитном порядке:
Аэромакки
Аэро
Аэрокомандующий
Аэро SP
Аэронка
Аэропракт
Аэроспасьяль
Агуста
Аэробус
Воздушная скорость
Аления
Амио
А. Н.Ф. Ле Мюро
Антонов
Аквила
Арадо
Армстронг-Уитворт
АТР
Остер
Авиа
Авиатика
Авион Вуазен
Авро
Авро Канада
- Транспортное командование RAF — Заметки по технической подготовке Beverley C.MK.1 Написано 18.08.2022 18:10
- Canadair CL-215B Search and Rescue — Технические характеристики самолета Написано 18. 08.2022 18:08
- Наввепс 01-75ЭДА-1 Натопс РЛЭ СП-2Э Самолет Написано 18.08.2022 16:08
- N.3202 Avion двуместный захват Написано 18. 08.2022 16:01
- Отчет 6027 — Инструкции по эксплуатации для экипажа самолетов Lockheed Constellation Написано 18.08.2022 15:58
- Руководство по техническому обслуживанию — Cessna T-50 Twin — серийный номер 1100 и выше Написано 18. 08.2022 15:54
- А.Н. 01-245FBC-1 — Справочник по полетам F2H-3 — Самолеты F2H-4 Написано 11.08.2022 16:15
- Самолет А.П.101Б-1801-2 Гнат Т Мк.I — Общие заказы и модификации Написано 11. 08.2022 16:06
- Расписание RAFSC-5B2&C — Gnat T Mk 1 — Наземный учебный самолет Написано 11.08.2022 16:04
- AP 101B-1801-5C — График мелкого обслуживания — Gnat T Mk I и T MK 185D Написано 11. 08.2022 16:01
- AP 101B-1801-5A3 — Стандартные процедуры обслуживания — Gnat T Mk I и T MK 185D Написано 11.08.2022 15:59
- AP 101B-1801-5A2 — Примечания по технике безопасности и обслуживанию Gnat T Mk I и T MK 185D Написано 11. 08.2022 15:58
- AP 101B-1801-5AI — График основного обслуживания — Gnat T Mk I и T MK 185D Написано 11 августа 2022 г., 15:57
- AP 4328B,C,D,E и F — Sea Hawk F, Mk. 2, ФБ Мк. 3 , FGA Mk.4, FB Mk. 5 и FGA Mk 6 Самолет Написано 26.07.2022 13:41
- AP 4018B & C Том 3 — Sea Fury FB. Мк. II & T. Mk.20 — Перечень запасных частей Написано 26. 07.2022 13:37
- MICN 3-30-03 RCN График ежечасных осмотров и протокол технического обслуживания — Sea Fury Aircraft Написано 26.07.2022 13:35
- EO 05-5A-1 Инструкция по эксплуатации для пилотов North Star 1 и 1M Написано 26. 07.2022 13:34
- Вертолет CH-113 Labrador — Планер — Руководство по обучению Написано 26.07.2022 13:31
- Vickers Viscount тип 745D — Руководство по эксплуатации Написано 26. 07.2022 13:29
- AP 4018B Sea Fury FB. МК. II — Общая и техническая информация Написано 26.07.2022 13:26
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 7/9 Написано 17. 07.2022, 20:18
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 3/9 Написано в воскресенье, 17 июля 2022 г. 19:43
- Брошюра о реактивных авиалайнерах Convair 600 и 880 Написано в воскресенье, 17 июля 2022 г. 19:11
- С.Э.Р. Сводка летных испытаний XV-5A Написано 17.07.2022, 17:26
- TO1A37A-1 Предварительное руководство по летной эксплуатации Написано 17. 07.2022, 17:18
- Navair 01-245FDB-2-1.2 Phantom Маркировка ВМС США Написано 17.07.2022, 17:16
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 9/9 Написано 17. 07.2022, 16:16
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 8/9 Написано 17.07.2022, 16:15
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 6/9 Написано 17. 07.2022, 16:08
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 5/9 Написано 17.07.2022 16:04
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 4/9 Написано 17. 07.2022, 15:46
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 2/9 Написано 17.07.2022, 15:36
- AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разборка деталей самолета AJ-2 — Часть 1/9 Написано 17. 07.2022, 15:30
- Convair 880 Руководство по эксплуатации Написано 17.07.2022, 14:53
- AP101B-1202-1B Buccaneer S Mk.2 Руководство по обслуживанию самолета — Книга 2 Написано 17. 07.2022, 14:49
- AP101B-1202-1A Buccaneer S Mk.2 Руководство по обслуживанию самолета Написано 17.07.2022, 14:43
- Руководство по летной эксплуатации самолета Т.О.1А-37Б-1 А-37Б Написано 17. 07.2022, 14:38
- EO 05-5E-1A Инструкция по эксплуатации для пилотов Sabre 6 Написано 06.07.2022 17:31
- К. 1Ф-86К-4 Иллюстрированная разборка деталей самолета F-86K Написано 06. 07.2022 16:59
- RCAF CF-104 Общие Написано 06.07.2022 16:41
- Системы вооружения F-4C — F-4D — F-4E Написано 06. 07.2022 16:38
- Справочник командира самолета F-4B, F-4J, RF-4B Написано 06.07.2022 16:35
- Справочник артиллериста F4B Написано 06. 07.2022 16:32
- Отчет 7064 Исследование составного вертолета с незагруженным ротором Написано 06.07.2022 16:30
- Х.С. 1-литровые летающие лодки — Подробная информация о методах конструкции и сборки Написано 06. 07.2022 16:28
- NAVAER -1-60JKD-504 Иллюстрированная разбивка деталей — самолет FJ-4 — FJ-4B Написано 06.07.2022 16:22
- SEDR 148 — Структура F4H-1 Написано 06. 07.2022 16:20
- Navaer 01-245FCB-504 Иллюстрированная разбивка деталей самолетов F3H-2, -2M, -2N Написано 06.07.2022 16:10
- Брошюра Basler BT-67 Написано 06.