Авиационная инженерия — Transport and Telecommunication Institute

Присуждена ученая степень: Бакалавр инженерных наук в области машиностроения

Аккредитация: до 08.06.2028

Полный объем учебной программы: 160 CP | 240 ECTS

Форма, длительность и язык обучения:

  • Очное — 4 года (латышский, английский)

Базовое образование: среднее (общее или специальное)

Правила приема

«Авиация — это романтика и большая ответственность, поэтому быть авиатором — это романтично, ответсвенно, престижно и перспективно.»

Ассоц. Профессор, 

Dr. sc. ing.

Монта Лацане
Директор программы

Для тех, кто…

готов к освоению основ инженерных наук, а также к приобретению необходимых знаний и опыта для работы в качестве авиационного специалиста в различных областях этой отрасли: в обслуживании и ремонте авиационных механических систем, двигателей, электронных и коммуникационных систем и оборудования, а также связанных с проектированием и экспериментальными исследованиями в авиации

Хочет стать. ..

авиационным инженером-механиков или инженеров по авионике, способным контролировать работу систем и элементов конструкции воздушного судна и организовывать их техническое обслуживание, а также выявлять проблемы, связанные с безопасностью воздушного судна

Хочет иметь возможность…

  • сдать квалификационные экзамены EASA Part-66, что расширяет возможности выпускников при выборе работы после окончания обучения,
  • участвовать в развитии и совершенствовании авиационной техники, а также в ее тестировании,
  • продолжить обучение в магистратуре как в Латвии, так и за рубежом, в том числе в профессиональной магистерской программе «Авиационный менеджмент», предлагаемой Институтом транспорта и связи

О программе

Бакалаврская программа Авиационный транспорт является одной из самых востребованных бакалаврских программ в мире, так как авиационный транспорт является быстрорастущим и развивающимся, поэтому ежегодно требуется большое количество летного и технического персонала. Наши выпускники, обладающие фундаментальными естественно-научными и техническими знаниями, а также практическими навыками в области авиационного транспорта всегда востребованны на рынке труда. Программа обучения реализуется институтом в постоянном контакте и тесном сотрудничестве с ведущими латвийскими и международными авиакомпаниями и предприятиями. Лекции и практические занятия проводят высокопрофессиональные преподаватели института, имеющие практический опыт работы в авиационной отрасли, а также приглашенные зарубежные лекторы. Полученные знания и практические навыки являются достаточными, чтобы выпускники могли начать свою профессиональную деятельность самостоятельно. Выпускники могут продолжить свое образование в нашем институте в магистратуре по программе Авиационный менеджмент.

Стоимость обучения

 ОчноеЗаочноеДистанционное
Продолжительность 4 года  
Резиденты ЕС EUR/год2600 EUR *  
Жители стран СНГ и Средней Азии EUR/год2800 EUR  
Жители других стран EUR/год3000 EUR  

* Если плата за обучение в семестре разделена на ежемесячные платежи (5 платежей), размер платы за обучение увеличивается на 100 евро за семестр.
** Студенты из других стран дополнительно перечисляют депозит в размере 1000 евро (используется в последний год для покрытия части оплаты за обучение).


Блок А — обязательные предметы
Название предмета
Кред.п.
ECTS
Akadēmiskās prasmes un kritiskā domāšana46.0
Высшая математика812.0
Математика23.0
Материаловедение46.0
Теория вероятностей и математическая статистика46. 0
Техническая механика46.0
Физика69.0
Электротехника69.0
Аэронавигационная служба23.0
Глобальные системы навигации23.0
Информатика и информационные технологии23.0
Основы электроники23.0
Охрана труда, гражданская оборона и охрана окружающей среды23.0
Профессиональный английский язык в области авиации69. 0
Техническое черчение46.0
Человеческий фактор и экология23.0

Блок B — предметы по специализации
Название предмета
Кред.п.
ECTS
Авиационное законодательство23.0
Аэродинамика и динамика полета46.0
Жидкостно-газовые системы воздушных судов46.0
Инженерное моделирование и симуляция46.0
Конструкция авиационных двигателей и системы управления69. 0
Конструкция воздушных судов812.0
Моделирование механических систем46.0
Обеспечение технического обслуживания воздушных судов46.0
Основы теории надежности и технической диагностики46.0
Планирование технического обслуживания воздушных судов46.0
Система контроля соответствия46.0
Системы авионики воздушных судов69.0
Теория тепловых двигателей46.0
Цифровая техника и электронные системы69. 0
Цифровые технологии в авиации46.0
Беспилотные авиационные Системы23.0
Введение в специальность23.0
Воздушный винт и его системы управления23.0
Иностранный язык23.0
Латышский язык23.0
Организация технического обслуживания воздушных судов23.0
Управление полетом23.0

Блок C — предметы свободного выбора
Название предмета
Кред. п.
ECTS
Наземное обслуживание23.0
Предмет свободного выбора23.0

Учебная программа поддерживается:

Отзывы выпускников

Знания и навыки…

«Всегда мечтал связать свою жизнь с авиацией. Знания и навыки, полученные во время учебы, позволили получить профессию, которая востребована практически во всех странах мира.»

Роман Городний, 

ведущий инженер авиакомпании Airline Support Baltic

Вклад Санкт-Петербургского политехнического института в становление и развитие авиационного образования России

Санкт-Петербургский политехнический институт с момента своего открытия (de fakto в 1902 году) всегда играл видную роль в подготовке специалистов для новых направления отечественной и мировой науки и техники. Не была исключением и авиация.

Санкт-Петербургский Политехнический институт им. Петра Великого.

Уже первые открытые для широкой публики опыты практического летания на аппаратах тяжелее воздуха в 1905-1908 гг. пробудили небывалый интерес практически во всех странах мира к проблемам полета, практическому применению и проблемам развития авиации.

В 1908 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Всероссийский императорский аэроклуб, много сделавший для подготовки первых русских летчиков. В том же году во многих высших и средних учебных заведениях Российской империи появились воздухоплавательные кружки, в которых молодые люди пропагандировали достижения авиации, пытались строить аппараты своих конструкций и летать на них.

Александр Петрович Фан-дер-Флит (1870-1941) — учёный в области прикладной механики, декан Кораблестроительного отделения и директор Политехнического института

Авиация уже стучалась во все двери государственных и общественных организаций. С 1908-1909 гг. авиация как предмет преподавания начала входить в программы вузов Западной Европы. В 1908 году в Политехническом институте Шарлоттенбурга была учреждена специальная кафедра воздухоплавания. Практически одновременно с ней в Париже открылась Высшая школа аэронавтики, а годом позже такая же школа появилась в германском Людвигсгафене.

В России первые шаги к организации подготовки дипломированных инженеров предпринял Н.А. Рынин. 19 мая 1909 года он официально обратился к декану кораблестроительного отделения Санкт-Петербургского политехнического института К.П. Боклевскому с предложением включить преподавание курса авиации и воздухоплавания в программу отделения, мотивируя свои соображения тем, что в законах плавания судна в воде и полете аэроплана существует много общего. После проведения ряда совещаний была создана специальная комиссия под председательством К.П. Боклевского, в состав которой вошли наиболее компетентные специалисты в различных сферах науки и техники: А.А. Лебедев (двигатели внутреннего сгорания), И.В. Мещерский (теоретическая механика), А.П. Фан-дер-Флит (теория корабля), М.

А. Шателен (электротехника), И.Г. Есьман (теплоэнергетика), К.Э. Рерих (механика машин), Н.А. Рынин. Позже в состав Комиссии вошли теплоэнергетик Н.С. Грузов, специалист по машиноведению А.К. Зайцев, заведующий змейковым отделом Павлов­ской физической обсерватории В.В. Кузнецов, электротехник В.Ф. Миткевич, профессор Николаевской инженерной академии В.Ф. Найденов, технолог Н.Н. Савин, физик А.А. Шапошников, профессор физической химии В.А. Кистяковский, химик В.И. Тихомиров, математик и механик Г.А. Ботезат, специалист по радиотелеграфии Д.М. Сокольцов, лаборант по курсу аэрологии А.М. Рыкачев, архитектор института В.П. Тавлин.

Константин Петрович Боклевский (1862-1928) — инженер-кораблестроитель, организатор и декан первого в России Кораблестроительного факультета С.-Петербургского политехнического института (СПбПИ)

Комиссия проанализировала динамику развития авиационной промышленности России (напомним, что в 1909 году в Санкт-Петербурге открылся первый русский авиационный завод Петербургского товарищества авиации и воздухоплавания).

Комиссия рассмотрела организационные вопросы, структуру и программу читаемых курсов, увязала их с общей методикой преподавания, принятой в Политехническом институте. По предложению Комиссии в институте предполагалось создать:

  1. аэродинамическую лабораторию;
  2. лабораторию двигателей воздухоплавательных аппаратов;
  3. аэрологическую лабораторию;
  4. музей воздухоплавания, как непременный атрибут методики преподавания ряда дисциплин;
  5. специальную библиотеку.

9 июня 1909 года разработанный Комиссией проект был заслушан на заседании Совета кораблестроительного отделения, 11 июня – Совета института. 16 июня он детально рассматривался на заседании Правления.

После их одобрения проект направили в органы государственной власти Российской империи.

Государственные деятели России достаточно трезво оценивали роль и значение авиационного образования, состояние и перспективы российского самолётостроения. В служебной записке министру торговли и промышленности В. И. Тимирязеву, датированной 20 июня 1909 г., председатель Совета Министров Пётр Аркадьевич Столыпин писал:

«Ввиду сего и придавая скорейшему развитию воздухоплавательного дела весьма важное государственное значение, я не мог бы не остановить своего внимания на предположении о том, не представлялось бы целесообразным открыть хотя бы необязательный на первое время курс воздухоплавания при кораблестроительном отделении Санкт-Петербург­ского политехнического института, который мог бы восполнить наблюдаемый у нас в постановке этого дела недостаток теоретической разработки научной стороны воздухоплавания»

.

Василий Адрианович Слесарев (1884-1921) — создатель и руководитель Аэродинамической лаборатории СПбПИ, автор конструкции аэроплана «Святогор» (1916)

Слова «необязательный на первое время» означали, что ввиду ограниченных потребностей русской экономики в авиационных специалистах курс воздухоплавания должен читаться как факультативный предмет студентам старших курсов Политехнического института для получения второй специальности, а также лицам, окончившим другие высшие учебные заведения, по статусу идентичные с политехникумом.

Новая структура при кораблестроительном отделении получила название «Курсы авиации и воздухоплавания». Она получила право выдавать дипломы о высшем авиационном образовании и, таким образом, являлась первой высшей авиационной школой России. Занятия начались уже с сентября 1909 года до официального утверждения Курсов.

Организация подготовки авиационных специалистов в Петербургском политехническом институте была санкционирована Советом Министров Российской империи в декабре 1909 года. Некоторые другие проекты, выдвинутые в то же время, были им отклонены. К ним относятся создание аэромеханической лаборатории при Донском политехническом институте, аэродинамического института в Москве.

Деканом Курсов был назначен выдающийся учёный-кораблестроитель и блестящий организатор профессор К.П. Боклевский. Большую научно-методическую помощь при их создании оказал Н.Е. Жуковский. При курсах были открыты аэродинамическая и аэрологическая лаборатории, лаборатория воздухоплавательных двигателей, библиотека, музей воздухоплавания, столярно-слесарная мастерская. Занятия по аэрологии проводили В.В. Кузнецов и М.Н. Гроденский, основам физической химии – В.А. Кистяковский и В.И. Тихомиров, аэромеханике – А.П. Фан-дер-Флит и В.А. Слесарев, динамике летательных аппаратов – Г.А. Ботезат, воздухоплаванию и авиации – В.Ф. Найденов, воздухоплавательным двигателям – А.А. Лебедев, материаловедению – В.А. Слесарев, тактике и воздушной разведке – В.Н. Гатовский, радиотелеграфии – Д.М. Сокольцов. Кроме этого читался небольшой курс воздушного права. Занятия по аппаратам легче воздуха (аэростаты и дирижабли) вёл Н.А. Рынин. Аэродинамической лабораторией и мастерскими заведовал В.А. Слесарев. В отдельные годы на Курсах преподавал В.И. Ярковский (впоследствии директор авиационного отделения Русско-Балтийского вагонного завода).

В.А. Слесарев (слева) в Аэродинамической лаборатории СПбПИ.

Аэродинамическая лаборатория, открытая в 1911 г., считалась одной из лучших в стране по оборудованию и оснащению. Большая аэродинамическая труба имела диаметр 2 метра со скоростью потока 15-20 м/с, малая – диаметр 0,3 м и скорость до 50 м/с. В лаборатории, помимо учебных занятий, проводился довольно значительный объём экспериментальный исследований в интересах молодой отечественной авиационной промышленности.

Учебный план Курсов авиации и воздухоплавания

На Курсы авиации и воздухоплавания принимались лица, уже имеющие дипломы и свидетельства о высшем техническом образовании, а также студенты старших курсов. Обучение продолжалось четыре семестра. В течение первых трёх слушатели изучали аэрологию, физическую химию, динамику летательных аппаратов, воздухоплавательные двигатели, аэромеханику (куда входила аэростатика, аэродинамика и теория движения), авиацию и воздухоплавание (включая проектирование летательных аппаратов), авиационную радиотелеграфию, материаловедение, воздушное право. Кроме того, студенты должны были пройти летнюю практику на заводах и выполнить проекты аэростата, дирижабля, аэроплана, двигателя к проектируемому ими дирижаблю или аэроплану, «подробно разработанные тео­ре­тичеcки и графичеcки». Последний семестр предназначался для дипломной работы.
Были разработаны первые отечественные методики преподавание авиационных дисциплин и первые учебники. В их числе следует упомянуть учебник В.Ф. Найденова «Аэроплан братьев Райт с изложением краткой теории аэропланов», изданный в 1909 г. Эта книга затем была переработана и под названием «Аэропланы», издавалась и переиздавалась, соответственно, в 1913, 1914, 1917 годах. В ней В.Ф. Найденов анализировал основные схемы самолё­тов тех лет, особенности конструкции, наиболее интересные узлы и агрегаты.

В 1909 г. А.П. Фан-дер-Флит издал «Аэромеханику» – первый отечественный учебник по аэродинамике.

В нём изложены основы гидростатики, гидродинамики, аэрологии, термодинамики, сообщаются сведения о свойствах газов и воздуха, приведены выводы формул подъёмной силы крыла, сопротивления. Интересно отметить, что с разрешения Н.Е. Жуковского Фан-дер-Флит в своем учебнике опубликовал результаты некоторых исследований Николая Егоровича, увидевшие свет в его трудах спустя несколько лет.

Георгий Александрович Ботезат (1882-1940) — учёный, изобретатель и конструктор, построивший один из первых в мире летающих вертолётов (1922)

На Курсах начали формироваться и свои научные школы.

Г.А. Ботезат разработал первую в мире математическую теорию устойчивости самолёта. А.П. Фан-дер-Флит проводил в числе первых в России исследования по динамике полёта на математических моделях. С.П. Тимошенко закладывал отечественную науку о прочности авиационных конструкций. А.А. Лебедев работал над теорией авиационных двигателей. Об экспериментальных исследованиях В.А. Слесарева мы выше уже упоминали. Петербургская научная школа в области авиации не дублировала московскую, а развивалась своими самобытными путями. Её естественный ход развития был прерван революциями. Г.А. Ботезат, А.П. Фан-дер-Флит, С.П. Тимошенко, А.А. Лебедев оказались в эмиграции.

В 1912 г. на Международной выставке воздухоплавания и автомобилизма в Москве Политехнический институт был награждён Большой золотой медалью «за прекрасную постановку преподавания по воздухоплаванию».

Обязательную практику после второго, третьего и четвёртого года обучения слушатели проходили, как правило, на одном из авиационных предприятий Петербурга (напомним, что перед революциями в городе находилось около 60% авиационных заводов страны).

В стенах этого учебного заведения проходили подготовку будущие главные конструкторы авиационной техники Н.Н. Поликарпов, А.А. Бессонов.

Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944) — выпускник ППИ (1916) и слушатель Курсов авиации и воздухоплавания в СПбПИ, авиаконструктор.

В годы Первой мировой войны, ввиду исключительно большой потребности в кадрах как авиапромышленности, так и Военно-воздушного флота России, стало ясно, что необходимо переформировать «необязательные» Курсы авиации и воздухоплавания в специализированное отделение (факультет). Были проработаны планы создания авиационного отделения, но более детально – автомобильно-авиационного. Последний проходил обсуждение в Министерстве торговли и промышленности, в стенах Государственной Думы. Начавшуюся было подготовку его реализации прервали революционные события.

Система преподавания на Курсах авиации и воздухоплавания была той же самой, что и на других отделениях Политехнического института, т.е. с упором на самостоятельное изучение дисциплин. Это имело большое значение ещё и потому, что в ту пору учебников было мало. К тому же при высоких темпах развития авиации учебный материал устаревал сравнительно быстро.

«Система преподавания в институте… приучила меня к самостоятельной работе по источникам, особенно в области авиации, ибо и преподаватели еще не выкристаллизировались, и курсов, за исключением курса аэродинамики Н.Е. Жуковского, не было. Тем не менее, в области авиации мне удалось получить широкую подготовку по аэронавтике, по моторам и, конечно, по самолетам», – писал в своих воспоминаниях слушатель Курсов, впоследствии выдающийся авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов.

Из выполненных им курсовых проектов дирижабля, аэроплана и воздухоплавательного двигателя в настоящее время частично сохранился лишь один – проект аэроплана типа «Депердюссен» (1915 г. ).

Модификации аэроплана «Илья Муромец» конструкции Игоря Ивановича Сикорского

Интересно более детально рассмотреть этот проект, так как в нём, как в зеркале, отразились все особенности подготовки авиационных специалистов в дореволюционном Политехническом институте. И.И. Сикорский, по-видимому, руководил проектированием. Аэродинамические расчёты консультировал А.П. Фан-дер-Флит.

Общие геометрические размеры и компоновка аппарата считались заданными. Поэтому курсовой проект предполагал проведение проверочных расчётов.

Н.Н. Поликарпов проанализировал задание, рассчитал положения центра тяжести с нагрузкой и без нагрузки. Расчёты базировались на новейших достижениях авиационной науки тех лет. «При выборе профиля крыла для проектируемого аппарата [мы] пользовались последним, 1915 года, изданием книги Эйфеля «La resistanse de l’air et l’aviation», где по таблицам с кривыми испытаний и подыскивалось нужное крыло», – отмечал Николай Николаевич в «Объяснительной записке по проекту аэроплана».

Затем строилась поляра самолёта, эпюра распределения давления по сечению профиля крыла. Расчёт прочности крыла проводился с учётом ветровой нагрузки при наличии тросовых растяжек. Определялись ожидаемые лётные характеристики, в частности, «наибольшая высота подъёма аппарата определялась по формуле Н.Е. Жуковского». Николай Николаевич выполнил также аэродинамический и прочностной расчёты винта.

Курсовой проект показал наличие у Поликарпова глубоких знаний по целому ряду дисциплин, умение творчески применять их к решению практических задач. Он интересен для нас тем, что отразил определённый этап в становлении Поликарпова как авиационного инженера и конструктора и некоторые методические особенности процесса обучения на Курсах авиации и воздухоплавания.

Тяжёлый бомбардировщик «Святогор» на Корпусном аэродроме, 1916 г.

На лабораторно-экспериментальной базе Курсов авиации и воздухоплавания в 1912-1917 гг. выполнялись многочисленные научно-исследовательские работы с привлечением студентов, направленные на совершенствование существующей и разработку новой авиационной техники. В частности, благодаря исследованиям, проведенным в стенах Политехнического института, были созданы такие выдающиеся для своего времени самолёты, как «Русский витязь» и «Илья Муромец» (с модификациями) И.И. Сикорского, «Святогор» В.А. Слесарева, летающие лодки М‑5, М‑9, М‑11, М‑15 Д.П. Григоровича. Следует отметить исключительно большое учебно-методическое значение первого в нашей стране опыта вовлечения студентов в проведение научных исследований в области авиации, к сожалению, осознанного и осмысленного значительно позже.

Практика подготовки специалистов с высшим авиационным образованием была широко использована при создании аналогичных учебных заведений при других вузах, а в послереволюционное время – при формировании новых авиационных институтов и факультетов авиационного профиля.

Наличие квалифицированных педагогических кадров, хорошо развитой учебно-мето­дической и лабораторно-экспериментальной базы Курсов авиации и воздухоплавания позво­ляло использовать их потенциал для решения других важных государственных задач.

Преподаватели и слушатели Курсов авиации и воздухоплавания СПбПИ на практике на РБВЗ, где строились аэропланы конструкции И.И. Сикорского «Русский Витязь» (на снимке), «Илья Муромец» и др. Фото из собрания Г.Ф. Петрова.

В 1912 году при Кораблестроительном отделении на процент от завещанного России капитала французского промышленника, но русского по происхождению, В.В. Захарова открылись Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания, названные его именем. Многое в методике их преподавания было взято от предыдущих Курсов. Офицеры армии и флота изучали предметы, связанные с конструкцией летательных аппаратов и двигателей, аэродинамики, динамики полёта. Затем они проходили обучение полётам в одной из лётных школ, после чего возвращались в стены Политехнического института, и после успешной сдачи экзаменов по пройденным дисциплинам, получали звание военного (морского) лётчика с вручением соответствующего удостоверения. Считалось, что хорошее знание теоретических предметов позволит им стать квалифицированными лётчиками, способными оперативно решать любые поставленные командованием задачи. Практика доказала справедливость этого положения. Опыт подготовки лётных кадров и методические разработки Курсов авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова оказал несомненное влияние на формирование и деятельность послереволюционных «тёрок».

Учебный план Курсов авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова

СеместрI
ДисциплиныЛекцииУпражненияЛабораторные работы
Аэрология212
Авиация и воздухоплавание446
Материаловедение21
Воздухоплава­тельные двигатели216
Радиотелеграфия2
Тактика и воздушная разведка2
Практические занятия в мастерских6
Учебные часы141720
41

 

После начала Первой мировой войны при Политехническом институте открылись аналогичные Курсы авиации и воздухоплавания для добровольцев-«охотников», так как совместно обучать офицеров и нижних чинов считалось неэтичным. А в 1915 году – ещё одни подобные курсы – Курсы гидроавиации, учитывающие морскую специфику.

В 1914 году при кораблестроительном отделении существовали и Курсы авиамехаников.

На всех вышеперечисленных курсах учились многие известные впоследствии лётчики – Георгиевские кавалеры, командиры соединений, деятели отечественной и мировой авиации, в их числе Нагурский, Лишин, Лавров, Дитерихс, Прокофьев-Северский, Чухновский, Кочеригин, Кербер-Корвин, Глаголев, Грузинов, Туманский и многие-многие другие.

Для того чтобы эффективно управлять всем указанным набором военных средних специальных учебных заведений с точки зрения военной администрации, в конце 1914 года К.П. Боклевскому было присвоено звание генерал-майора флота.

Система разноплановых учебных заведений авиационного профиля при Петербургском политехническом институте просуществовала относительно небольшой исторический промежуток времени – всего восемь лет, с 1909 по 1917 годы. Но их значение для развития авиационного образования страны, да и в целом авиации, трудно переоценить. Были разработаны первые отечественные программы подготовки специалистов авиационного профиля, первые методики преподавания, написаны первые учебники и учебные пособия.

Историю, как известно, делают люди. Упорный труд и самоотверженность инженеров, лётчиков, техников, выпущенных Политехническим институтом в предреволюционные годы, явились прочным фундаментом последующего развития авиации и авиационного образования нашей страны.

В.П. Иванов

к.т.н., член Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИНТ РАН

Понравилась статья? Поделись ссылкой с друзьями:

Строительная механика — Библиотека — Кафедра прочности ЛА (102)

Учебные пособия и методические указания

1.

Исследование дискретной модели лонжерона и комбинированных стержневых систем.

М.П. Львов, А.Г. Дибир. – Учеб. пособие. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2010. – 69 с.

Изложены методики исследования дискретной модели лонжерона, а также проведения анализа комбинированных стержневых систем и установления внутренних силовых факторов и перемещений в статически определимых стержневых системах. Приведены индивидуальные задания и справочные данные, а также рекомендации к выполнению домашнего задания.

2.

Дослідження дискретної моделі лонжерона та комбінованих стрижневих систем.

О.Г. Дібір, А. О. Кирпікін. – Навч. посіб. – Харків: Нац. аерокосм. ун-т ім. М. Є. Жуковського «Харків. авіац. ін-т», 2019. – 88 с.

Викладено методики дослідження дискретної моделі лонжерона, проаналізовано комбіновані стрижневі системи і встановлено внутрішні силові фактори і переміщення у статично визначених стрижневих системах. Наведено індивідуальні завдання і довідкові дані, а також рекомендації до виконання домашнього завдання.

3.

Расчет тонкостенных стержней.

М.П. Львов, А.Г. Дибир. – Учеб. пособие. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2011. – 101 с.

Изложены методики анализа нормальных напряжений изгиба в дискретном неоднородном сечении крыла дискретной модели лонжерона, определения касательных напряжений в тонкостенных стержнях различного профиля: открытого, замкнутого и многозамкнутых, а также поиска место нахождения центра изгиба и центра жесткости. Особое внимание уделено нахождению функции текущего статического момента площади сечения в тонкостенных стержнях различного профиля. Приведены индивидуальные задания и справочные данные, а также рекомендации к выполнению домашнего задания.

4.

Будівельна механіка авіаційних конструкцій. Частина 2. Розрахунок тонкостінних стрижнів.

О.Г. Дібір. – Навч. посіб. В 2 ч. Ч.2. – Харків: Нац. аерокосм. ун-т ім. М. Є. Жуковського «Харків. авіац. ін-т», 2020. – 280 с.

Розглянуто методи розв’язання низки задач, які пов’язані з визначенням нормальних і дотичних напружень, а також положення центру жорсткості в поперечних перерізах тонкостінних агрегатів авіаційних конструкцій. Наведено відповідні довідкові матеріали, приклади розв’язання задач та варіанти вихідних даних для самостійної роботи студентів.

5.

Строительная механика. Часть 3. Расчет шпангоутов и плоских рам.

М.П. Львов, А.Г. Дибир. – Учеб. пособие. Ч.3: Расчет шпангоутов и плоских рам. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т им. Н.Е. Жуковского «Харьк. авиац.ин-т», 2015. – 96 с.

Рассмотрены методы решения задач, связанных с определением напряженного состояния в поперечных сечениях шпангоутов и плоских рам, которые применяются в авиационных конструкциях. Приведены соответствующие справочные материалы и варианты исходных данных для самостоятельной работы студентов, а также представлена терминология, используемая в строительной механике.

6.

Строительная механика авиационных конструкций. Учебное пособие по лабораторному практикуму.

А.Г. Дибир, А.А. Кирпикин, К.В. Миронов. – Учеб. пособие по лаб. практикуму. – Х.: Нац. аэрокосм. ун-т им. Н.Е.Жуковского «Харьк. авиац. ин-т», 2016. – 68 с.

Представлено описание тензорезисторов и тензометрической аппаратуры, применяемой при проведении лабораторных исследований прочности авиацион-ныхконструкций. Приведены методика первичной обработки результатов изме-рений, методика вторичной обработки показаний розеткитензорезисторов, а также содержание лабораторных работ..

Лекции

1.Лекции по строительной механике.

Примеры решения задач

1.Примеры расчета ферм.
2.Расчет комбинированной стержневой системы.
3.Расчет шпангоута (стандартное решение).
4.Получение методом сил формул и эпюр внутренних силовых факторов для трижды статически неопределимой балки.
5.Расчет плоских рам методом перемещений.
6.Расчет геометрических характеристик сечений тонкостенного стержня.
7.Учет вклада в перемещения Q и N в рамах.
8.Определение касательных напряжений в открытом контуре.
9.Определение положения центра изгиба в открытом контуре.
10.Стесненное кручение.
11.Расчет однозамкнутого контура.
12.Расчет двухзамкнутого контура.

Лабораторный практикум

1.А.Г. Дибир, А.А. Кирпикин, К.В. Миронов — Строительная механика авиационных конструкций. Учебное пособие по лабораторному практикуму.

Учебники

1.Образцов И.Ф. — Строительная механика летательных аппаратов (1985).
2.Балабух Л.И., Алфутов Н.А., Усюкин В.И. — Строительная механика ракет (1984).
3.Лизин В.Т., Пяткин В.А. — Проектирование тонкостенных конструкций (1976).

Разное

1.Правила оформлення навчальних і науково-дослідних документів (2019).

Материалы, представленные на данной странице, могут свободно распространяться и использоваться для учебных и личных некоммерческих целей при условии соблюдения законов Украины № 3793-XII «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года и № 2415-VIII «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав» от 16 июня 2020 № 692-IX.

Использование и цитирование данных материалов возможно только со ссылкой на источник, для интернет-ресурсов — прямой ссылкой на данную страницу.

Правообладателем представленных материалов является Национальный аэрокосмический универститет им.  Н. Е. Жуковского «ХАИ», если не указано иное.

Авиационные справочники, справочники, стандарты и буклеты

Перейти к основному содержанию

Справочники
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА PDF ССЫЛКА ПМС/NFES
Справочник/руководство по межведомственному авиационному оборудованию жизнеобеспечения [Ссылка в формате PDF]  
Справочник по обращению с авиационным топливом (ТОЛЬКО ДЛЯ СПРАВКИ) [Ссылка в формате PDF]  
DOI Политика правоохранительных органов в краткосрочной перспективе [Ссылка в формате PDF]  
Справочник по военному применению [Ссылка в формате PDF]  

 

Руководства и стандарты
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА PDF ССЫЛКА ПМС/NFES
Стандарт авиационного шлема DOI/USFS [Ссылка в формате PDF]  
Полевое справочное руководство по авиационной безопасности для аэропортов или других авиационных объектов (AAF) [Ссылка в формате PDF]  
Национальное межведомственное руководство по мобилизации    
Карманный справочник NWCG по реагированию на инциденты [Ссылка в формате PDF] ПМС 461
NFES 001077
Стандарты NWCG для воздушного зажигания [Ссылка в формате PDF] ПМС 501
NWCG Руководство по реагированию на авиационные происшествия и контрольный список [Ссылка в формате PDF] ПМС 503
Справочник по технической поддержке авиации NWCG   ПМС 504
Стандарты NWCG для воздушного наблюдения [Ссылка в формате PDF] ПМС 505
НФЭС 002544
Стандарты NWCG для базовых операций Airtanker [Ссылка в формате PDF] ПМС 508
Стандарты NWCG для вертолетных операций (NSHO) [Ссылка в формате PDF] ПМС 510
Стандарты NWCG для авиаперевозок опасных материалов

DOT-SP-9198 (Семнадцатая редакция)
(Специальное разрешение DOT-SP 9198 — срок действия: 28 февраля 2026 г. )
Руководство по реагированию на чрезвычайные ситуации (ERG)

[ссылка в формате PDF]

[Ссылка в формате PDF]

ПМС 513
Стандарты NWCG для эксплуатации пожарных беспилотных авиационных систем [Ссылка в формате PDF] ПМС 515
Стандарты NWCG для координации воздушного пространства [Ссылка в формате PDF] ПМС 520
Стандарты NWCG по управлению авиационными рисками [Ссылка в формате PDF] ПМС 530
Межведомственное авиационное учебное пособие [Ссылка в формате PDF]  
Карманный справочник пользователя межведомственной авиации [Ссылка в формате PDF] НФЭС 1373
Руководство по эксплуатации межведомственных пилотов Smokejumper [Ссылка в формате PDF]  
Межведомственные стандарты противопожарной и противопожарной авиации (Красная книга) [Ссылка в формате PDF] НФЭС 2724

 

Буклеты
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА PDF ССЫЛКА ПМС/NFES
Буклет по базовой авиационной безопасности [Ссылка в формате PDF]  
Библиотека самолетов [Ссылка в формате PDF]  
Межведомственные стандарты практических испытаний пилотов самолетов    
Межведомственные стандарты практических испытаний пилотов вертолетов    

 

Другое
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА PDF ССЫЛКА ПМС/NFES
Журнал задач на должность менеджера вертолета по всем опасностям/ресурсам [Ссылка в формате PDF]  
Записная книжка для должности члена экипажа аварийно-спасательного вертолета [Ссылка в формате PDF]  
Эквивалентность журнала задач NPS HEAC
Журналы задач не требовались во всех регионах NPS для члена экипажа всеопасного/ресурсного вертолета (HEAC) до 2015 года. Эту форму можно использовать для обеспечения эквивалентности для этих сотрудников.
[Ссылка в формате PDF]  
Эквивалентность Журнала задач NPS HEAM
Журналы задач не требовались во всех регионах NPS для менеджера вертолетов All-hazard/Resource (HEAM) до 2015 года. Эту форму можно использовать для обеспечения эквивалентности для этих сотрудников.
[Ссылка в формате PDF]  
Межведомственные стандарты практических испытаний пилотов самолетов​​​​​[Ссылка в формате PDF]  
Межведомственные стандарты практических испытаний пилотов вертолетов [Ссылка в формате PDF]  

 

Карточки безопасности полетов
НАЗВАНИЕ/ВЕБ-ССЫЛКА PDF ССЫЛКА ПМС/NFES
Как сохранить файл PDF в iBooks на устройстве iOS [Ссылка в формате PDF]  
Как сохранить файл PDF на устройстве Android [Ссылка в формате PDF]  
Все карты безопасности полетов в одном файле PDF [Ссылка в формате PDF]  
Инструктаж пассажиров вертолета OAS-84 (желтая карточка) [Ссылка в формате PDF]  
OAS-103 Пять шагов к безопасному полету (оранжевая карточка) [Ссылка в формате PDF]  
Контрольный список авиационных операций OAS-112 [Ссылка в формате PDF]  
OAS-181 SIX STEP Egress процедуры (Зеленая карта) [Ссылка в формате PDF]  
OAS-161 Двенадцать стандартных авиационных вопросов с призывом «Осторожно» (голубая карточка) [Ссылка в формате PDF]  

ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы заказать публикации PMS или NFES, см. каталог NWCG NFES PMS 449-2, часть 2: публикации

. Вернуться к началу

Massey Air Museum, 33541 Maryland Line Road, Massey, MD, 21650 — Grassroots Aviation

Skip to content

Museum Info
Events
Attractions
Pilot Info
Airport News
Photo Library
Join/Volunteer
Facebook
Related Orgs

 

 

 Museum Highlights

MASSEY AERODROME MD1 – АЭРОПОРТ ОТКРЫТ ДЛЯ САМОЛЕТОВ (даже во время VIP TFR) – Massey теперь имеет 1,5 NMR на север НА ВЫРЕЗЕ 3/4!) (Но — Пилоты несут ответственность за соблюдение всех NOTAM. — Федеральное управление гражданской авиации (FAA) в короткие сроки опубликует TFR президентских ограничений на полеты, затрагивающие Мэсси. Пилоты должны проверять НОТАМы для фактического статуса и времени TFR. Ссылка> Тип: VIP https://tfr. faa.gov/tfr2/list.jsp

  • УВЕДОМЛЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ДАТЫ МЕРОПРИЯТИЯ: Massey планирует провести в этом году 3 мероприятия (если все пойдет хорошо):
    Фестиваль Chili Fest Fly-In: сб. 14 мая — БОЛЕЕ
    Antique Fly-In: сб. 11 июня проводится эскадрильей Potomac Antique Aero Squadron — БОЛЕЕ
    объединенных летающих восьмидесятилетних (НЛО) Fly-In на обед и встречу в среду, 21 сентября 2022 года, в 11:00. — БОЛЕЕ
    Облет в открытом ангаре: вс. 4 декабря, с 10:00 до 14:00.
    Кроме того, The Galena Lions Club проведет свою ежегодную автомобильную выставку в воскресенье. 6 ноября
  • г.
  • ВНИМАНИЕ: Смещенный порог на взлетно-посадочной полосе 20 (северный конец) был перемещен на 55 футов южнее со 120 футов на 175 футов (теперь он совпадает с верхней частью номеров взлетно-посадочных полос).
  • Поиск в библиотеке Музея авиации Мэсси — ссылка на программу открытой библиотеки: https://www. librarything.com/catalog/MasseyLibrary
  • Инструкции по поиску по теме, автору или названию — ссылка: https://masseyaero.org/news/massey-library-program-instructions-2/
  • ВНИМАНИЕ: Принимаем книги и журналы! Дон Хукер построил еще один книжный шкаф для библиотеки, теперь у нас есть ок. 3000 книг каталогизированы и организованы для размещения всех пожертвований. Не выбрасывайте авиационные журналы и книги! Мы получили очень хороший прием, предоставив избранные (новые) авиационные журналы бесплатно для посетителей, а продажа дубликатов книг привлекла более 9 долларов.00.00 последние два года подряд. Теперь мы также продаем бывшие в употреблении неавиационные книги (включая романы), тематика которых не подходит для авиационной библиотеки.
  • Обновления и текущие новости также публикуются на Facebook (см. ссылку в меню: вверху справа). Если по телефону 410-928-5270 нет ответа: позвоните Биллу по телефону 610-676-0198. Я ПРОСМОТР ЗВОНКОВ, поэтому звоните дважды. Если вы хотите перезвонить — пожалуйста, медленно ПОВТОРИТЕ номер, оставляя голосовое сообщение!

Музей авиации Мэсси ОТКРЫТ  для самостоятельных экскурсий 5 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ , возьмите путеводитель в холле. Не стесняйтесь задавать вопросы (если вы нас не видите, возможно, мы работаем в магазине или на улице). Если входные двери ангара закрыты, мы будем рады открыть их, чтобы вы также могли пройти через два общественных ангара. Несмотря на то, что в солнечные летние дни в DC-3 может быть жарко, мы откроем дверь трапа, чтобы вы могли войти внутрь в умеренную погоду. Ан-2 также открыт для экскурсий. Маски необходимы ТОЛЬКО НЕВАКЦИНИРОВАННЫМ лицам. Вход свободный, но пожертвования приветствуются. Часы работы музея: с 11:00 до 16:00 вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье (закрыт в понедельник и четверг). – Рекомендуется звонить заранее по телефону 410-928-5270.

См. статью о Massey Aerodrome «Happy Place» в журнале AOPA Pilot за сентябрь 2021 г. здесь: https://www.aopa.org/news-and-media/all-news/2021/september/pilot/ happy-place   или перейдите в фототеку (ссылка вверху справа) или здесь: Ссылка на фотоальбом:
https://www.flickr.com/photos/massey_aero/albums/72157719732160357/with/51384278111/  Благодарим AOPA, Джули Саммерс Уокер и Эдвина Ремсберга за прекрасную работу по рассказу истории Мэсси. И спасибо Джону Уильямсону, Джиму Дугласу, Джиму Сайперду и Биллу Малпассу за их дальновидность и решимость построить аэропорт 21 год назад.

Полеты на бипланах будут доступны в Massey с мая по октябрь, а на планерах в любое время (в хорошую погоду по предварительному заказу). См. Календарь событий ниже или нажмите здесь: Даты полетов на биплане

БИПЛАНЕ Полеты в открытой кабине 1944 г. Тренер Stearman времен Второй мировой войны: Свяжитесь с Ником Миралесом по телефону 410-535-4136 или по электронной почте: njmirales@comcast. net; Веб-сайт: www.biplaneairtours.com

Полеты на планерах: Свяжитесь с Бобом Диркером по телефону: 410-699-1697 или в аэропорту.

 

Музей авиации Мэсси

33541 Maryland Line Road
Massey, Maryland 21650
Телефон: 410-928-5270
Электронная почта: [email protected]

 

Фотобиблиотека

Вы посещали Мэсси?
Введите свой N-номер, или имя, или что-то вроде «детёныш», или просмотрите всю библиотеку:

Последние новости

Исследуйте аэропорты и музеи авиации Мэриленда, получая признание

 

 

Авиалог: Авиационная Библиотека — Самолеты

 


Все типы самолетов, отсортированные по производителям и в алфавитном порядке:

A — B — C — D — E — F — G — H — I — J — K — L — M — N — O — P — Q — R — S — T — U — V — W — X — Y — Z

 

Аэромакки

Аэро

Аэрокомандующий

Аэро SP

Аэронка

Аэропракт

Аэроспасьяль

Агуста

Аэробус

Воздушная скорость

Аления

Амио

А. Н.Ф. Ле Мюро

Антонов

Аквила

Арадо

Армстронг-Уитворт

АТР

Остер

Авиа

Авиатика

Авион Вуазен

Авро

Авро Канада


  • Транспортное командование RAF — Заметки по технической подготовке Beverley C.MK.1 Написано 18.08.2022 18:10
  • Canadair CL-215B Search and Rescue — Технические характеристики самолета Написано 18. 08.2022 18:08
  • Наввепс 01-75ЭДА-1 Натопс РЛЭ СП-2Э Самолет Написано 18.08.2022 16:08
  • N.3202 Avion двуместный захват Написано 18. 08.2022 16:01
  • Отчет 6027 — Инструкции по эксплуатации для экипажа самолетов Lockheed Constellation Написано 18.08.2022 15:58
  • Руководство по техническому обслуживанию — Cessna T-50 Twin — серийный номер 1100 и выше Написано 18. 08.2022 15:54
  • А.Н. 01-245FBC-1 — Справочник по полетам F2H-3 — Самолеты F2H-4 Написано 11.08.2022 16:15
  • Самолет А.П.101Б-1801-2 Гнат Т Мк.I — Общие заказы и модификации Написано 11. 08.2022 16:06
  • Расписание RAFSC-5B2&C — Gnat T Mk 1 — Наземный учебный самолет Написано 11.08.2022 16:04
  • AP 101B-1801-5C — График мелкого обслуживания — Gnat T Mk I и T MK 185D Написано 11. 08.2022 16:01
  • AP 101B-1801-5A3 — Стандартные процедуры обслуживания — Gnat T Mk I и T MK 185D Написано 11.08.2022 15:59
  • AP 101B-1801-5A2 — Примечания по технике безопасности и обслуживанию Gnat T Mk I и T MK 185D Написано 11. 08.2022 15:58
  • AP 101B-1801-5AI — График основного обслуживания — Gnat T Mk I и T MK 185D Написано 11 августа 2022 г., 15:57
  • AP 4328B,C,D,E и F — Sea Hawk F, Mk. 2, ФБ Мк. 3 , FGA Mk.4, FB Mk. 5 и FGA Mk 6 Самолет Написано 26.07.2022 13:41
  • AP 4018B & C Том 3 — Sea Fury FB. Мк. II & T. Mk.20 — Перечень запасных частей Написано 26. 07.2022 13:37
  • MICN 3-30-03 RCN График ежечасных осмотров и протокол технического обслуживания — Sea Fury Aircraft Написано 26.07.2022 13:35
  • EO 05-5A-1 Инструкция по эксплуатации для пилотов North Star 1 и 1M Написано 26. 07.2022 13:34
  • Вертолет CH-113 Labrador — Планер — Руководство по обучению Написано 26.07.2022 13:31
  • Vickers Viscount тип 745D — Руководство по эксплуатации Написано 26. 07.2022 13:29
  • AP 4018B Sea Fury FB. МК. II — Общая и техническая информация Написано 26.07.2022 13:26
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 7/9 Написано 17. 07.2022, 20:18
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 3/9 Написано в воскресенье, 17 июля 2022 г. 19:43
  • Брошюра о реактивных авиалайнерах Convair 600 и 880 Написано в воскресенье, 17 июля 2022 г. 19:11
  • С.Э.Р. Сводка летных испытаний XV-5A Написано 17.07.2022, 17:26
  • TO1A37A-1 Предварительное руководство по летной эксплуатации Написано 17. 07.2022, 17:18
  • Navair 01-245FDB-2-1.2 Phantom Маркировка ВМС США Написано 17.07.2022, 17:16
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 9/9 Написано 17. 07.2022, 16:16
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 8/9 Написано 17.07.2022, 16:15
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 6/9 Написано 17. 07.2022, 16:08
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 5/9 Написано 17.07.2022 16:04
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 4/9 Написано 17. 07.2022, 15:46
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разбивка деталей самолета AJ-2 — Часть 2/9 Написано 17.07.2022, 15:36
  • AN 01-60AAB-4 Иллюстрированная разборка деталей самолета AJ-2 — Часть 1/9 Написано 17. 07.2022, 15:30
  • Convair 880 Руководство по эксплуатации Написано 17.07.2022, 14:53
  • AP101B-1202-1B Buccaneer S Mk.2 Руководство по обслуживанию самолета — Книга 2 Написано 17. 07.2022, 14:49
  • AP101B-1202-1A Buccaneer S Mk.2 Руководство по обслуживанию самолета Написано 17.07.2022, 14:43
  • Руководство по летной эксплуатации самолета Т.О.1А-37Б-1 А-37Б Написано 17. 07.2022, 14:38
  • EO 05-5E-1A Инструкция по эксплуатации для пилотов Sabre 6 Написано 06.07.2022 17:31
  • К. 1Ф-86К-4 Иллюстрированная разборка деталей самолета F-86K Написано 06. 07.2022 16:59
  • RCAF CF-104 Общие Написано 06.07.2022 16:41
  • Системы вооружения F-4C — F-4D — F-4E Написано 06. 07.2022 16:38
  • Справочник командира самолета F-4B, ​​F-4J, RF-4B Написано 06.07.2022 16:35
  • Справочник артиллериста F4B Написано 06. 07.2022 16:32
  • Отчет 7064 Исследование составного вертолета с незагруженным ротором Написано 06.07.2022 16:30
  • Х.С. 1-литровые летающие лодки — Подробная информация о методах конструкции и сборки Написано 06. 07.2022 16:28
  • NAVAER -1-60JKD-504 Иллюстрированная разбивка деталей — самолет FJ-4 — FJ-4B Написано 06.07.2022 16:22
  • SEDR 148 — Структура F4H-1 Написано 06. 07.2022 16:20
  • Navaer 01-245FCB-504 Иллюстрированная разбивка деталей самолетов F3H-2, -2M, -2N Написано 06.07.2022 16:10
  • Брошюра Basler BT-67 Написано 06.