Содержание

TARGET&ЗВО

TARGET&ЗВО
А.Б.Широкорад «История авиационного вооружения»

ФУГАCНЫЕ АВИАБОМБЫ

Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67* в начале 1930-х гг. В 1931-1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.
Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.
В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942-1943 гг. в ГСКБ-47.
В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.
Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.
Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-ЮОсч, ФАБ-250сч и ФАБ-ЮООсл (стального литья).
К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100.
. Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм — на расстоянии 10 м и 15 мм — в 15 м от места взрыва.
В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.
В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60 : 40 : 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу.
Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно прост (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.
С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.
В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью.
Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.
Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.
Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50-70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.
В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100,250,500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.
Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х — начале 50-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.
Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500-2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.
ФАБ-ЗОООМ-46 и ФАБ-ЗОООМ-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54 — 4297 кг тротила.
Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем нс менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500-2600ТС.
Данные (фугасных бомб свободного падения 1940-50-х гг.
Индекс бомбыВес бомбы, кгВес боевой части, кгВес ВВ, кгДлина, ммДиаметр, мм
ФАБ-10010070964267
ФАБ-250250230991589285
ФАБ-5005004502132142392
ФАБ-1500140012003000580
ФАБ-50004900420022073107642

Радиусы зон повреждений
Наименование авиабомбРасстояние, м
зона сильных поврежденийзона средних поврежденийзона легких повреждений
ФАБ-50122550
ФАБ-100183570
ФАБ-2502856112
ФАБ-5004080160
ФАБ-100056112224
Примечание: Под зоной сильных повреждений следует понимать повреждения кирпичной кладки, под зоной средних повреждений — повреждения деревянных стен и частей зданий, под зоной легких повреждений — разбитие стекол, смещение черепиц и т. д.


HTTP://ATTEND.TO/COMMI

«Железобетонная бомба Нисона Гельперина»

В предвоенные годы одной из важнейших задач оборонной промышленности стала экономия дефицитного металла при изготовлении боеприпасов. По предложению профессора Н.И. Гельперина в руководимом им КБ-35 НКБ1 разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона – ФАБ-100НГ2 ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ (НГ– Нисон Гельперин). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Фугасный3 эффект бомб из железобетона был ненамного хуже, чем у цельнокованых. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС.4 В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные5 бомбы, разработанные в НИИ-66. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100НГ и ФАБ-250НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 часов для ФАБ-100 и ФАБ-250. Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом, калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска отбросили от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной. Железобетонные бомбы не пошли на поток. Чтобы не расстраивать всю ранее налаженную технологию, перешли на производство тонкостенных сварных бомб. Такими бомбами наша армия пользовалась всю войну.

К публикации предлагаются два документа из заявочных материалов на изобретение Н.

И. Гельперина «Авиабомба». Это «Таблица сопоставимости основных показателей железобетонной фугасной авиабомбы (ФАБ–100) с металлической ФАБ–100 при одинаковых наружных размерах и конфигурации» из описания к изобретению и «Дополнительные материалы к описанию изобретения Н.И. Гельперина «Авиабомба». Цитируемые в тексте статьи извлечения из документов выделены курсивом.

Следует отметить, что данное изобретение не относится к звездным изобретениям Н.И. Гельперина. Однако это не умаляет роли и значения этого человека в развитии боевого вооружения. Известно, что в 1942 г. Н.И. Гельперину было поручено в кратчайшие сроки создать пятитонную бомбу. Длина бомбы ФАБ-5000НГ была равна 5,2 м, ее диаметр составлял 1 м. Эта бомба оставалась самой мощной в мире до появления атомной бомбы. На счету Нисона Ильича Гельперина немало работ, свидетельствующих о его незаурядном таланте ученого. Он заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Почетный химик СССР, лауреат Сталинской и Ленинской премий, крупнейший ученый в области процессов и аппаратов химической технологии, внес огромный вклад в становление и развитие химической промышленности и химического машиностроения СССР. Н.И. Гельперин родился 21 января 1903 г. в местечке Смолевичи под Минском (Беларусь). В 1925 г. окончил Московский химико-технический институт (МХТИ) имени Д.И. Менделеева по специальности инженера-технолога по машинам и аппаратам химической промышленности. Параллельно с обучением в МХТИ учился на физико-математическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Поступил на работу в Анилтрест,7 затем был переведен в трест «Химстрой»,8 где вскоре стал одним из его руководителей и ближайшим помощником наркома тяжелого машиностроения Г.К. Орджоникидзе. С 1928 г. Н.И. Гельперин преподавал цикл тепловых процессов и конструирования химической аппаратуры на механическом отделении МХТИ. В это время Н.И. Гельперин активно занимался разработкой новых конструкций машин и аппаратов, участвовал в их наладке и пуске на химических заводах – Актюбинском, Березняковском,Бобриковском (с 1961 г. – Новомосковском), Пермском, Воскресенском, Горловском, Дорогомиловском, Константиновском, Чернореченском, Щигровском и др.

Н.И. Гельперин выступил инициатором и организатором создания первого в стране института химического машиностроения – Государственного научно-исследовательского института химического машиностроения (ГНИИХМ), который позднее был реорганизован в Экспериментально-конструкторский институт химического машиностроения (ЭКИхиммаш). С 1937 г. Гельперин – главный инженер Главного управления азотной промышленности НКТП СССР9. Под контролем Главазота находилось все производство искусственных удобрений и взрывчатых веществ на заводах в разных регионах страны. В 1932-1938 гг. с участием Н.И. Гельперина были созданы первые в нашей стране промышленные установки для получения кислорода и аргона. С 1942 г. и почти до конца жизни Н.И. Гельперин – заведующий кафедрой процессов и аппаратов химической технологии Московского института тонкой химической технологии. В годы Великой Отечественной войны активно работал над созданием эффективного вооружения. С осени 1945 г. и до осени 1946 г. Н.И. Гельперин был задействован в «Атомном проекте СССР»10 консультировал коллективы инженеров и ученых по вопросам ректификации тяжеловодных продуктов.

В 1945-1950 гг. в СССР было освоено промышленное производство антибиотиков (пенициллин). Н.И. Гельперину принадлежит заслуга в разработке аппаратов и установок для его производства. В 1966-1983 гг. на кафедре и в лабораториях Н.И. Гельперина выполнялись задания космического ведомства, создавались датчики ориентирования космических аппаратов. Н.И. Гельперин более 60 лет успешно сочетал активную работу в науке и промышленности с педагогической деятельностью в высшей школе. Он создал научную школу химиков, технологов-органиков. Под руководством Н.И. Гельперина выполнено и защищено более 180 кандидатских и 16 докторских диссертаций. Он имел более 120 изобретений. В филиале РГАНТД11 на постоянном хранении находится более 90 заявочных материалов на изобретения Н.И. Гельперина за 1937-1984 гг. , сделанных самостоятельно или в соавторстве. Среди изобретений аппараты и процессы химической технологии, способы получения кормовых препаратов, медицинских продуктов, средств для транспортировки химических веществ, а также получение взрывчатых веществ и создание авиабомб, в том числе и железобетонной. 5 сентября 1940 г. Отдел по делам изобретений НКО СССР12 зарегистрировал заявку Н.И. Гельперина на неметаллическую фугасную авиабомбу (№ 5292). В описании к изобретению «Авиабомба с корпусом из железобетона…»автор пишет, «…что в значительном числе случаев металлический корпус современных ФАБ не оправдывается конечной целью и не вызывается необходимостью. Играя роль футляра для разрывного снаряда, корпус авиабомбы фугасного действия должен в значительном числе случаев лишь предотвратить распыление содержащихся в нём взрывчатых веществ в момент падения бомбы на цель. … К числу этих случаев нужно отнести бомбардировку шоссейных и железных дорог, торговых судов и небольших военных кораблей, складов и зданий легкого типа, нефтехранилищ и газгольдеров, полевых баз, открытого скопления войсковых частей и материальных обозов, ангаров и аэродромов, автотранспортных колонн, бензиновых хранилищ и цистерн, легких мостов и т. д. и т.д. Во всех перечисленных и аналогичных им случаях металлический корпус явно недогружен, не использован и обладает совершенно неоправданным и непроизводительным запасом прочности, уместным лишь тогда, когда бомба предназначается для разрушения мощных железобетонных сооружений, бронированных кораблей и т.п. объектов…»13. При этом, как указывает автор далее в описании, затрачивается не только большое количество высокосортной углеродистой стали, но и большое количество труда и электроэнергии. Поэтому будет целесообразной замена в ряде случаев металлических корпусов ФАБ на неметаллические. Здесь же приводится таблица сопоставимости основных показателей неметаллической ФАБ-100 с металлической ФАБ-100 и указывается предмет новизны изобретения (см. документ № 1). Однако Бюро изобретений Госплана14 при СНК СССР15 предложило Отделу изобретений НКО пересмотреть вынесенное им решение о выдаче авторского свидетельства из-за недостаточного обоснования автором своего предложения. 10 августа 1942 г. Отдел изобретений НКО СССР направил в адрес Отдела изобретений Госплана СНК СССР дополнительный материал к заявке № 5292, подготовленный Н.И. Гельпериным (см. документ № 2). В дополнительном детальном описании автор отмечает, что «в настоящее время мои бомбы прошли уже полигонные испытания по мерзлому грунту, оправдав мои расчёты»16. Пересмотрев материалы заявки Бюро экспертизы Госплана при СНК СССР выдало авторское свидетельство в следующей редакции: «Авиабомба с корпусом из железобетона или т.п. материала, снабженная металлической головной втулкой, отличающаяся тем, что для равномерного распределения напряжений в корпусе бомбы при её ударе отношение между высотой металлической втулки и высотой бомбы лежит в пределах 0,55-0,60, а отношение диаметра втулки к диаметру бомбы – в пределах 0,75-0,80».17 18 августа 1943 г. изобретение было зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана при СНК СССР.18

Публикация подготовлена в соответствии с Правилами издания исторических документов в СССР (М. , 1990). Текст документа передан в современной орфографии.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии главного специалиста филиала РГАНТД Т.Н. Фисюк.



1КБ-35 –Бюро спецконструкций № 35 НКОП (Народный комиссариат оборонной промышленности СССР) (с июня 1939 г. – НКБ (Народный комиссариат боеприпасов СССР ) создано для проектирования, наблюдения за изготовлением промышленного агрегата автоматической снаряжательной машины ГБ-1 конструкции Н. И. Гельперина и В. Т. Балашова и внедрения его в производство на Ленинградском государственном заводе № 5 «Краснознаменец». Н.И. Гельперин возглавил КБ-35 с 15 августа 1937 г.
2ФАБ – Фугасная авиационная бомба – универсальный тип авиационных бомб, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения, широко применяются для поражения различных целей (военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника и др. ). Поражает цели действием продуктов взрыва, осколками корпуса и воздушной ударной волной
3Фугас – заряд взрывчатого вещества
4ВВС – Военно-воздушные силы
5Оксиликвитные бомбы – класс взрывчатых веществ на основе жидкого кислорода
6НИИ-6 – Научно-исследовательский институт № 6 Наркомата боеприпасов СССР ведет свое начало от Центральной заводской химической лаборатории по исследованию бездымных пироксилиновых порохов Охтинского порохового завода, основанной в Санкт-Петербурге в 1894 г. В 1931 г. лаборатория преобразована в Военно-химический научно-исследовательский институт (ВХНИИ) Наркомата оборонной промышленности СССР и переведена в Москву. В 1936 г. ВХНИИ преобразован в НИИ № 6 НКБ СССР. Ныне – Государственный научный центр Российской Федерации федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт химии и механики» (ГНЦ РФ ФГУП «ЦНИИХМ»)
7Анилтрест – Государственный союзный трест анилино-красочной промышленности ВСНХ СССР (Высший совет народного хозяйства СССР)
8Химстрой – В феврале 1927 г. при Совете съездов химической промышленности была создана первая проектная организация. В декабре того же года на ее базе в Москве в системе ВСНХ было организовано Государственное строительное химико-аппаратурное паевое товарищество «Химстрой». В 1928 г. был организован Ленинградский областной отдел Химстроя. Химико-технологическая группа Химстроя положила начало организации в стране научно-исследовательских и проектных институтов химической промышленности, а конструкторско-машиностроительная группа – организации научно-исследовательских институтов химического машиностроения
9НКТП – Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР
10«Советский атомный проект» — комплекс мероприятий, проведённых в СССР в 1940-х и начале 1950-х гг. по разработке собственного ядерного оружия и завершившихся созданием и испытанием в 1949 г. первой советской (плутониевой) атомной бомбы
11РГАНТД – Российский государственный архив научно-технической документации
12НКО СССР – Народный комиссариат обороны СССР
13 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1.Оп.49-5. Д.745. Л.2
14Госплан СССР – Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. Государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль выполнения народнохозяйственных планов
15СНК СССР – Совет Народных Комиссаров СССР
16 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп.49-5. Д.745. Л.16
17 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп.49-5. Д.745. Л.19
18 Филиал РГАНТД. Ф. Р-1. Оп.49-5. Д.745. Л.20

№1
Таблица сопоставимости основных показателей железобетонной фугасной авиабомбы (ФАБ–100) с металлической ФАБ–100 при одинаковых наружных размерах и конфигурации

Москва
Июль-август 1940 г.

‘>

П о к а з а т е л и


Новая

ФАБ

Штатная

ФАБ

Вес корпуса ФАБ без запального стакана и стабилизатора. …..…………………

кг

33,7

47,7

В том числе металла…………

кг

15,4

47,7

Полный вес неснаряженной ФАБ

кг

40,4

54,4

В том числе металла…………

кг

22,0

54,4

Расстояние центра тяжести неснаряженной ФАБ от плоскости носка …. .…

мм

397,0

417,0

Полный внутренний объем ФАБ

литр

25,5

29,5

Вес разрывного заряда:




При снаряжении тротилом…………

кг

39,8

46,0

При снаряжении амматолом…………

кг

30,7

35,4

Отношение веса ВВ1 к полному весу снаряженной ФАБ:




При снаряжении тротилом. …..……

%

49,7

46,0

При снаряжении амматолом…………

%

43,1

39,4

Вес снаряженной ФАБ:




При снаряжении тротилом…………

кг

80,2

100,1

При снаряжении амматолом………..

кг

71,0

89,8

Расстояние центра тяжести снаряженной ФАБ от плоскости носка:………




При снаряжении тротилом……. ….

кг

403,0

414,2

При снаряжении амматолом….…….

кг

402,2

413,4



1ВВ – взрывчатые вещества

№2
Дополнительный материал к описанию  изобретения Н.И. Гельперина на железобетонную фугасную авиабомбу

Москва
10 августа 1942 г.

Филиал РГАНТД. Ф.Р-1. Оп.49-5. Д.745. Л.13-16. Копия. Машинопись.

Примечание

1Оживальная часть снаряда — головная часть продолговатого снаряда от его вершины до начала цилиндрической части, имеющая оживальную форму; ее очертание образовано дугой круга радиусом у современных снарядов до 16 калибров данного снаряда.

Потрясающий фонд

Потрясающий фонд

×

Начало работы Что такое Фаб Лаб? Как создать Fab Lab Мобильная Fab Lab

Сеть Fab Lab Ресурсы Fab Lab Потрясающий форум фонда Fablabs.io

Глобальные инициативы События FabX Потрясающие исследования сказочный город Коллектив устойчивости Потрясающая эконом-класса Потрясающий дом

Исследования и данные Научно-исследовательские работы Данные

Новости Информационные бюллетени Fab News

Академия Потрясающая Академия Био Академия Фабрикадемия

Свяжитесь с нами Эл. почта Фейсбук Твиттер Ютуб

О программе Штаб-квартира Фаб Юнион О Фонде Программы и услуги Стать партнером Пожертвования и гранты Правление и команда Организационная отчетность Пожертвовать

К-12 ОБРАЗОВАНИЕ Профессиональное развитие учителей Консультация и дизайн Студенческое программирование Образовательная мобильная лаборатория K-12 Планы уроков по цифровому производству

Информационный бюллетень за март

FAB16, вызов Да Винчи и многое другое!

Информационный бюллетень за январь

Платформа вакансий, Fab Academy и многое другое!

Другие новости >

Смотрите нашу историю

твитов от FabFndn