Republic F-84 Thunderjet | это… Что такое Republic F-84 Thunderjet?

Рипаблик F-84 «Тандерджет» (англ. Republic F-84 Thunderjet) — американский одноместный, одномоторный реактивный истребитель, истребитель-бомбардировщик.

F-84 — первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение многих стран НАТО.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Варианты
    • 2.1 F-84B
    • 2.2 F-84C
    • 2.3 F-84D
    • 2.4 F-84E
    • 2.5 F-84F Thunderstreak
    • 2.6 F-84G
  • 3 Боевое применение
  • 4 Тактико-технические характеристики
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История создания

Работы над проектом начались летом 1944 года, когда авиакомпания Рипаблик начала рассматривать возможность использования турбореактивного двигателя на базе самолёта P-47 «Тандерболт». Первые расчёты показали бесперспективность этой идеи и уже в ноябре того же года конструкторы компании, под руководством Александра Картвели приступили к разработке принципиально нового самолёта на базе двигателя General Electric J35.

Варианты

F-84B

Первый из трёх прототипов был готов в декабре 1945 года и совершил свой первый полёт 28 февраля 1946. За тремя прототипами последовали 15 самолётов под обозначением YP-84A, которые предназначались для ВВС США. Эти машины, поступившие в войска весной 1947 года, были впоследствии переделаны в соответствии со стандартом F-84B. Именно F-84B стал первой серийно выпускавшейся моделью самолёта и оснащался катапультирующимся креслом пилота фирмы Мартин-Бейкер, шестью пулемётами калибра 12,7 мм и подкрыльными пилонами для пуска ракет. Поставки F-84B начались с лета 1947-го; первые самолёты поступили на вооружение 14-й Истребительной Группы, всего было построено 226 машин.

F-84C

F-84D

F-84E

F-84F Thunderstreak

Основная статья: Republic F-84F Thunderstreak

F-84G

За ними последовали F-84C, в количестве 191 машин. В основном они были аналогичны предыдущей модели, за исключением усовершенствованного электронного оборудования и модифицированных бомбовых механизмов. Следующей моделью был F-84D, имевший усиленную конструкцию крыла и модифицированную топливную систему. Этих самолётов было построено в общей сложности 151. В мае 1949 появилась модификация F-84E, которая в дополнение к своим шести пулемётам была способна нести две 454 килограммовые бомбы или 32 ракеты. F-84G, который появился в 1952 году, был впервые оснащен системой дозаправки топливом в полёте. Это также был первый истребитель ВВС США, способный нести тактическое ядерное оружие.

Боевое применение

F-84 широко использовался во время войны в Корее с конца 1950 года. Этот самолёт намного уступал советскому истребителю МиГ-15, однако хорошо зарекомендовал себя в качестве истребителя-бомбардировщика. F-84G появились в небе Кореи в 1952 году, и в заключительные месяцы войны самолёты, входившие в состав 49-го и 58-го истребительно-бомбардировочных крыльев, нанесли удары по северокорейским ирригационным дамбам, имевшим жизнено важное значение для местной экономики. Первой целью стала плотина Токсан, располагавшаяся на реке Потонг в 20 километрах к северу от Пхеньяна. Удар был нанесён во второй половине дня 13 мая 1952 года. В налёте участвовало 59 F-84 из состава 58 ИБК, оснащенных 454-килограммовыми бомбами. Первые результаты казались разочаровывающими: несмотря на незначительные повреждения плотина не была разрушена. Однако фотографии, полученные на следующее утро с помощью самолёта-разведчика RF-80, показали, что цели всё-таки удалось достичь. За ночь давление воды разрушило повреждённую плотину, и наводнение покрыло обширную территорию, в том числе было уничтожено несколько километров железных дорог, шоссе, соединявшее север и юг страны, аэродром, несколько населённых пунктов. Только одним этим ударом транспортной системе Северной Кореи был нанесён бо́льший урон, чем за несколько предыдущих недель непосредственных бомбардировок. Воодушевлённый этим успехом главнокомандующий американских войск генерал Уэйланд немедленно отдал приказ об ударах по плотинам Часан и Кувонга.

Можно сказать, что F-84 поставил последнюю точку в Корейской войне, когда 27 июля 1953 года самолёты из состава 49-го и 58-го ИБК нанесли удары по аэродромам на севере страны.

Согласно официальным данным США[1], за всё время эксплуатации F-84 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 11 самолётов противника (в том числе 10 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны 1950—1953 годов, исключительно в 1951 году.

Тактико-технические характеристики

Схема F-84C

Приведенные характеристики соответствуют модификации F-84E.

Источник данных: Standard Aircraft Characteristics[2].

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 11,73 м
  • Размах крыла:
    11,09 м
  • Высота: 3,84 м
  • Площадь крыла: 24,15 м²
  • Стреловидность по передней кромке: 6°15′
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,1
  • Средняя аэродинамическая хорда: 2,25 м
  • Профиль крыла: R4, 45-1512-9
  • Колея шасси: 5,06 м
  • Масса пустого: 4672 кг
  • Масса снаряжённого: 5383 кг
  • Нормальная взлётная масса: 8233 кг (с ПТБ на законцовках)
  • Максимальная взлётная масса: 10 251 кг
  • Максимальная посадочная масса: 10 251 кг
  • Масса в бою: 6702 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 1333 кг + 2712 кг в ПТБ)
  • Объём топливных баков: 1711 л + 3483 л в ПТБ
  • Силовая установка: 1 × ТРД Allison J35-A-17B
  • Тяга: 1 × 21,80 кН (2223 кгс) (максимальная)
      • нормальная: 1 × 18,89 кН (1923 кгс)
    • Длина двигателя: 3,71 м
    • Диаметр двигателя: 1,02 м
    • Сухая масса двигателя: 1025 кг


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 996 км/ч (у земли)
  • Крейсерская скорость: 783 км/ч
  • Скорость сваливания: 225 км/ч (при нормальной взлётной массе)
  • Боевой радиус: 443 км
    • с 2 × ПТБ: 1030 км (типовая задача)
    • с 4 × ПТБ: 1476 км
  • Практическая дальность: 2420 км (с 2 × ПТБ)
  • Перегоночная дальность: 3289 км (с 4 × ПТБ)
  • Практический потолок: 13 731 м (при 0,5 м/с)
  • Скороподъёмность: 35,92 м/с
  • Время набора высоты:
    • 6096 м за 5,4 мин
    • 9144 м за 10,3 мин
    • 12192 м за 22,2 мин
  • Нагрузка на крыло: 340,79 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,27
  • Длина разбега: 1189 м
  • Длина пробега: 769 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 6 × 12,7 мм пулемётов M3 Colt-Browning с 300 патр. на ствол (4 в носовой части, 2 крыльевых)
  • Точки подвески: 2
  • Боевая нагрузка: 1415 кг
  • Неуправляемые ракеты: 8 × 127 мм ракет HVAR
  • Бомбы: свободнопадающие:
      • 2 × 454 кг или 227 кг или 159 кг или 113 кг или 45 кг
  • Подвесные топливные баки:
    • 2 × 871 л под фюзеляжем
    • 2 × 871 л на законцовках крыла

См. также

  • Lockheed F-80 Shooting Star

Примечания

  1. Air Force Historical Research Agency — Aerial Victory Credits
  2. Standard Aircraft Characteristics. F-84E-25&-30 Thunderjet. — The Secretary of the Air Force, 18 July 1951.

Литература

  • Knaack, Marcelle Vol. 1 Post-World War II Fighters, 1945-1973. // Encyclopedia of US Air Force aircraft and missile systems. — Washington, D.C.: Office of Air Force History United States Air Force, 1978.  — P. 22-51. — 358 p.
  • William Green, Gordon Swanborough — The Great Book Of Fighters. MBI Publishing Company. ISBN 0-7603-1194-3
  • Robert Jackson — The Encyclopedia of Modern Military Jets. Silverdale Books. ISBN 1-85605-786-0
  • Francis Crosby — A Handbook Of Fighter Aircraft. Hermes House. ISBN 0-681-34256-0

Окрасочная маска Самолет F-84 Thunderjet

Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси

Производители …3D Karton3DF Express3DM78artA-ModelAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAD-ModumAdvanced ModelingAFV clubAGMAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAJ ModelAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanALFAlmost RealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAmigo ModelsAMKAMLAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAnswerAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM. PNTArmada HobbyArmaHobbyARMOR35ArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQAT CollectionsATCAtlanticAtlasAudi MuseumAuhagenAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahn / BauerautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotime / AutograndAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelAzurBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBaumiBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBisonDecalsBizarreBlu TackBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBravo-6BrekinaBrengunBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCALCapitanCar BadgeCararama / HongwellCarlineCarNelCartrixCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43Classic CarlectablesClassicbusClassy HobbyCLC ModelsClearPropCM ModelCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsCondorConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCrown PremiumsCult Scale ModelsCursorCYBER HOBBYD.

N.K.DaffiDANmodelsDark Dream StudioDarksideDas WerkDasModelDAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiamondLabelDiapetDickie SpielzeugDie-cast at homeDie-Cast superDifferent ScalesDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDioramaTechDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDNADoctor DecalDong GuanDora WingsDorlopDragonDSPIAEDukaseDUPLI COLORDVCEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdicolaEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsEmekERAERTLESCIEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)EVR-miniEWAExcelExotoEXPRESSO WINGSEXTRA MODELExtratechFalcon ModelsFallerFantasy WarriorFeelin_3dFengdaFigutecFine MoldsFinMilModelsFirst 43 ModelsFirst ResponseFirst to FightFLAGMANFlyFly Car ModelFlyHawk ModelForces of ValorFore HobbyFormat72Forward-68FoxtoysFranklin MintFranzisFreedom ModelsFriulmodelFrom JapanFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiFury ModelsGAMAGarageGarbuz modelsGartexGearboxGecko-ModelsGeminiJetsGems & CobwebsGIMGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGMU ModelGold Medal ModelsGoldvargGorky ModelsGP ReplicasGPMGreat Wall HobbyGreen Stuff WorldGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGTI CollectionGuiloyGuisvalGunTower ModelsHachetteHADmodelsHalinskiHarder_SteenbeckHartoy Inc.
HasbroHasegawaHat Plastic ModelsHaulerHedgeModelsHekiHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61HistoricHK ModelsHobby 2000Hobby BossHobby DesignHobby FanHobby MasterHobby ModelHobby PlanetHobbyCraftHomerHot WheelsHot Wheels EliteHPIHRN-ModelsHumbrolI Love Kiti-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IGRAIlarioInno ModelsInterusIOM-KITISTISTPlusItaleriIVYIXOJ-CollectionJACOJada ToysJadiJASJB ModellautosJewel CasesJF CreationsJim ScaleJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJolly ModelJouef EvolutionJoy CityJTKK-ModelKadenKajikaKangnamKartonowa KolekcjaKatoKaupang MiniaturesKAV modelsKDWKengFaiKEPmodelsKESS ModelKineticKing starKinsmartKitechKitty HawkKK ScaleKondorKorean modelsKOVAPKovozavody ProstejovKP ModelsKraft LabKremlin Vehicle parkKuivalainenKV DecolKV ModelsKyoshoK_S Precision MetalsL-ModelLa Mini MinieraLada ImageLaser HobbyLastochkaLaudoracing-ModelsLCD MODELSLe Mans MiniaturesLeadwarriorLenmodeLLeo ModelsLev ResinLeX modelsLIFE in SCALELife MiniaturesLifeColorLion-ToysLionRoarLittle dumpLiveResinLledoLooksmartLouis SurberLP ModelsLS CollectiblesLSModelLucky DiecastLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MAC DistributionMacadamMACHETEMagic ModelsMaistoMajoretteMake UpMAKSIPROFManWahMaquetteMarklinMARSMars ModelsMarsh ModelsMARTINMaserati ModelsMASTERMaster BoxMaster ModelMaster ToolsMasterClubMasterCraftMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMAXI COLORMaxichampsMaxima ScaleMaxModelsMBH ModelsMCWMD-modelsMengMercuryMeritMetroMicro Scale DesignMIG productionsMIL CustomsMilestone MiniaturesMilitaryWheelsMini GTMINI MANMinialuxeMiniarmMiniArtMiniaturmodelleMinibaseMinichampsMiniClassicMinicraftMiniCraft Scale ModelsMiniHobbyModelsMiniTankMiniWarPaintMIRAMirage HobbyMirror-modelsMISTERCRAFTMiticaMMPModel BoxModel DepoModel PointModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelerModelGunmodelkModellingMasterModelLuxModelProModelSvitModimioMODUS 90MolotowMondo MotorsMondseeMonogramMONTI SYSTEMMoonMoremMorrisonMosKitMotipMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMPCMPMMR CollectionMr.
HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONeomegaNew PenguinNew RayNH DetailNickelNik-ModelsNittoNMDNochnonameNorevNorscotNorthStar ModelsNostalgieNVANZG ModelleOdeonOKB GrigorovOld CarsOLFAOlimp ModelsOlm DesignOne by One ProductionONYXOpus studioOrionORNST modelOtto MobileOvs-DecalsOxfordPacific88Palma43Panda HobbyPANTHEONPanzerstahlParagonPasDecalsPasModelsPaudi ModelsPavla ModelsPB Scale ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPikoPinKoPlatzPlusmodelPMSPocherPolistilPorsche MuseumPosterCarsPotato CarPremium ClassiXXsPremium CollectiblesPremium Scale ModelsPremiumXPrint ScaleProDecalsProgetto KPrommodel43Prop&JetProvence MoulagePSTPt ModelsQuartzoQuickboostQuinta StudioRacing Champions inc.Rare Car ModelsRARESINRAROGRastarRB ModelRBA CollectiblesRebel CustomRecord — M.R.F.Red BoxRed Iron ModelsRed LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsResKitRETRO LINERetro WingsRevaroRevellRextoysREXxRickoRietzeRiich ModelsRIORMZ HobbyRO MODELSRoad ChampsRoad KingsRob-TaurusRodenROSRossoRosso & FlyRoubloffRPG-modelRPMRS ModelsRTMRuppert KoppRusAirRussian collectionRye Field ModelS-ModelSABRESabreKitsSaicoSC Johnson (USA)Scale For SoulScaleGarageScaleMastersSchabakSchucoSEATSG-ModellingShelby CollectiblesShurikenSignatureSIKUSkale WingsSKIFSky-HighSmerSMMSnakeModelSochi 2014SolidoSophiArtSouth FrontSOVA-MSoviet ArmourSparkSpAsovSpecial HobbyStalingradStarlineStart Scale ModelsSTC STARTSTMStudio Perfect ModelSullen-ModelistSunnysideSunstarSuper ASuyataSwordSX-ArtS_BT-ModelT.
R.L. ModelTakomTameo KITsTamiya (J)TANMODELTarmacTech4TecnomodelTeknoTemp modelsThunder ModelTic TocTiger ModelTin WizardTins’ ToysTiny ToysTippcoTMTmodelsTOGATomicaTop MarquesTop ModelTop Model CollectionTopSpeedToxso ModelTraxTriple 9TristarTrofeuTrumpeterTruxTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM Military TechnicsUM43UMIUnimaxUniversal HobbiesunoMAGUpRiseUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43Vallejovanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVectorVector-ModelsVeeHobbyVeremVery FireVespid ModelsVictoriaVintage Motor BrandsVIPcarVitesseVixenVM modelsVMmodelsVmodelsVOIIOVoyagerModelVrudikW-modelW.M.C. ModelsWar MasterWasanWaterlooWeiseWellyWEMWEMI ModelsWerk83White BoxWhite RoseWikingWilderWingsyWinModelsWIX CollectiblesWM KITWood HunterWSIXQ Xuntong ModelYat MingYVS-ModelsZ-ModelsZack AtakZebranoZedvalZip-maketZISSZZ ModellаRтБаZаАБ-МоделсАвто-бюроАвтоистория (АИСТ)Автомодель 43АвтопанорамаАвтопаркАГАТАиФАканАМформаАнтонюкартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБеркутБригадирВитязьВМТДВойны и битвыВолжский инструментВосточный экспрессВЭС (Воронеж)Гараж на столеГРАНЬГрузы в кузовДекали BossДекали ModelLuxДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЕКБ-modelsЗвездаИмпериалъКазанская лабораторияКар СлайдКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомбригКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММажор Моделсмастер Dimscaleмастер ВойтовичМастер ДровишкинМастер Захаровмастер Колёсовмастер ЛепендинМастер РогановМастер СкаляровМастерПигментМастерская Decordмастерская JRМастерская SECМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМастерская ЗнакМастерская КИТМастерская МЕЛМастерская РИГАМаэстро-моделсМикродизайнМикроМирМиниградМинимирМир МоделейМодел. лабМОДЕЛИСТМоделстройМодель-СервисМодельхимпродуктМоя модельМР СТУДИЯНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиОгонекОтВинтаПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПобедаПрапорПрестиж КоллекцияПромтракторПТВ СибирьПУЗЫРЁВЪРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарлабСВ-МодельСделано в СССРСергеевСибртехСМУ-23.SСоветский Автобус (СОВА)СолдатикиСоюзМакетСПБМСТАРТ 43Студия КАНСтудия КолесоСтудия МАЛСтудия ОфицерТанкоградТАРАНТемэксТехнологТехноПаркТри А СтудиоТри БогатыряТРЭКСУральский СоколФарфоровая МануфактураФинокоХерсон-МоделсЦейхгаузЧЕТРАЭ.В.М.ЭкипажЭлеконЭскадраЮный коллекционер

Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBarreirosBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHEVRONCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDerwaysDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOFWDGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGreyhoundGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIAMEIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINLYKANMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARMONMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVan HoolVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжскийГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамскийКИМКРАЗКубаньКурганскийЛАЗЛенинградЛикинскийЛуаЗМинскийМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловскийПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРУССО-БАЛТСаранскийСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИSУральскийЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ

Типы товаров . ..ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки

Масштаб …1:11:21:31:41:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:531:541:551:561:571:601:641:681:691:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000

СброситьНайти

У «Тандерджета» было тело истребителя и душа бомбардировщика | Журнал Air & Space Magazine

Романист, который любит иронию, мог бы превратить эту историю в бестселлер: Тяжело раненый русский военный летчик эмигрирует в Соединенные Штаты, основывает авиастроительную компанию и нанимает блестящего русского инженера, который становится главным конструктором фирмы и создает множество боевых самолетов для использования против. .. русских.

Роман будет основан на фактах, а именно на жизни Александра Петровича де Северского, богатого русского, потерявшего ногу во время Первой мировой войны и в 1918 лет эмигрировал в США, где разработал синхронизированный автоматический бомбовый прицел для компании Sperry Gyroscope Company. Когда правительство США купило патентные права на бомбовый прицел за 50 000 долларов, Северский поселился в Нью-Йорке и в 1922 году использовал деньги для создания корпорации «Северский аэро» на Лонг-Айленде. (Позже «Северский Аэро» стал «Северским авиастроительным объединением».) Но к 1939 году фирма потеряла 550 000 долларов, и по иронии судьбы совет директоров вытеснил Северского и вычеркнул его имя из компании, которую они переименовали в «Республиканскую авиационную корпорацию».

Среди конструкторов де Северски был молодой Александр Картвели, которого многие считали одним из тех, кто был в одной лиге с легендарным Кларенсом Л. «Келли» Джонсоном, главой Skunk Works компании Lockheed и вдохновителем U-2 и Самолеты-разведчики СР-71. Картвели, широко известный своими грубыми конструкциями, на самом деле обладал художественным чутьем. «Ему нравилась рационализация — он хотел, чтобы его проекты были красивыми», — говорит Джошуа Стофф, куратор музея Cradle of Aviation Museum на Лонг-Айленде, Нью-Йорк. В 1939 марта Картвели нарисовал самолет, получивший обозначение XP-47, что показало его любовь к четким линиям. Он спроектировал его так, чтобы он приводился в действие новейшим двигателем Allison с водяным охлаждением, который в конце 1930-х привлек инженеров линейным расположением цилиндров, потому что он представлял для встречного воздуха гораздо меньшую площадь, чем большие радиальные двигатели того времени. Но после того, как ранние европейские боевые отчеты показали, что легкие истребители (такие как Королевские ВВС Supermarine Spitfires и Hawker Hurricanes в действии в то время) слишком легко выводились из боя артиллерийским огнем, ВВС США запросили гораздо более тяжелый истребитель. сопровождение бомбардировщиков в одном корпусе.

«[XP-47] превратился в P-47 благодаря большому радиальному двигателю и нагнетателю, — говорит Стофф. «Воздушный корпус запросил большой тяжелый самолет, чтобы нести много боеприпасов, но это был гораздо больший и тяжелый самолет, чем хотелось [Картвели]».

Но, в конце концов, Картвели был прагматиком — если авиакорпусу нужна была безжалостная сила, она его получит. Потенциал нового мощного двигателя Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp нельзя было отрицать — двигатель разрушил обводы XP-47, но в результате получился многоцелевой P-47 Thunderbolt с бочкообразным корпусом, один из лучших. Штурмовик во Второй мировой войне.

Еще в 1944 году Республика начала работу над проектом реактивного истребителя, пишет Стофф в Thunder Factory , истории Республиканской авиационной корпорации. После того, как в середине 1944 года Люфтваффе представила Messerschmitt Me 262, ВВС США «попросили Republic перепроектировать P-47 вокруг турбореактивного двигателя с осевым потоком», — говорит Стофф. «Двигатель должен был быть установлен в просторной центральной части фюзеляжа, выхлоп под хвостом». После того, как предварительные наброски показали, что идея непрактична, Картвели отказался от этой концепции и разработал совершенно новую конструкцию — Р-84. Через два года ХР-84 совершил первый полет.

В этот момент у Республики начались финансовые проблемы, и к октябрю 1946 года у компании были наличные деньги, чтобы продолжать работу всего на три недели. «Republic умоляла ВВС США начать выплаты по контракту P-84, — пишет Стофф, — хотя первый серийный самолет не будет поставлен еще восемь месяцев». Авансовый платеж ВВС, и это, в сочетании с возвратом налогов в размере 6 миллионов долларов, позволило компании — и теперь переименованному F-84 Thunderjet — выжить.

В декабре 1950 года 27-й истребительный эскортный авиаполк стал первым подразделением «Тандерджет» в Корее, летавшим на F-84E. Первоначально предназначенные для сопровождения бомбардировщиков B-29, F-84 не могли сравниться с молниеносными МиГ-15 в Корейской войне. Уступив в бою воздух-воздух североамериканскому F-86 Sabre, «Тандерджет» установил почетный рекорд, нанося удары по позициям Северной Кореи.

Республиканские F-84 совершили 86 408 вылетов и были основными ударными самолетами ВВС. Им приписывают уничтожение или повреждение 105 МиГ-15; 173 «Тандерджета» были потеряны или повреждены в бою.

Выступление «Тандерджета» в Северной Корее гарантировало, что репутация Республики в отношении прочности, закрепленная в «Тандерболте», сохранилась и в эпоху реактивных двигателей. Помимо создания самолета, который удовлетворял бы базовым требованиям и выдерживал обстрелы, команда Картвели уделяла внимание подсистемам и требованиям полевых работ, которые должны были быть оценены дрожащими токарями на авиабазе Тэгу.

«Республика сделала адский самолет. Они знали, что делать для людей, которые летали на них, и людей, которые работали над ними, и с какими инструментами», — говорит Дуглас Дэнфорт, который был командиром экипажа F-84 в 27-м истребительном эскортном авиакрыле во время Корейской войны. «Вы можете заменить двигатель на F-84 менее чем за полчаса, и самолет будет готов к полету». Дэнфорт также работал над F-86 Sabre и обнаружил, что этот легендарный истребитель гораздо сложнее обслуживать. «У Республики было все на F-86, что касается ремонтопригодности. F-86 был настоящей занозой в заднице». Продуманная система опор двигателя, быстроразъемных соединений и прокатных стендов сделала F-84 другом механика.

Гай Раззето летел с 27-м. Он обнаружил, что F-84 оправдывает свою репутацию живучести в Республике. «Это было очень эффективно, — говорит он. «Мы сбрасывали напалм и стреляли в воздух-землю из восьми орудий 50-го калибра. Многие парни получили удары, и это в значительной степени продолжалось. Я видел, как парень получил попадание в крыло [снарядом] приличного размера — думаю, это был 37-миллиметровый — и бустерный насос в одном из топливных элементов болтался на трех проводах. Ты можешь стоять в дыре.

«Для своего времени это был мощный реактивный самолет, — говорит Сальваторе Стасси из 27-й эскадрильи, ранее работавший над F-82 Twin Mustang. «Он был построен как танк. Летчикам понравилось. Он действительно участвовал в воздушном бою с МиГами… и самолеты, которыми я управлял, всегда возвращались. В те дни у нас не было ангаров [в Тэгу], поэтому мы были в непогоде. И работа над F-84 определенно отличалась от работы с винтовым двигателем. Обслуживание F-84 было меньше, чем F-82 — у F-82 было много проблем с гидравликой».

Но для некоторых неизбежное сравнение с прочностью P-47 Thunderbolt несколько преувеличило статус F-84. Джейкоб Кратт, пилот 27-й эскадрильи, чья карьера простиралась от винтовых истребителей до McDonnell F-4 Phantom и Convair F-106, нашел F-84 надежным и способным, но несколько ничем не примечательным. «Я не думал, что он настолько лучше F-80 или самолетов, на которых летал флот», — говорит он. «Я летал на P-47 и F-84, а P-47 был намного прочнее, чем F-84, — говорит он. «Но он не уступал любым другим самолетам, которые летали в Корее. Но когда появились реактивные самолеты, я предпочел реактивные — у них была гораздо большая скорость, высота, скороподъемность… это была гораздо более мощная машина».

Раззето, который летал на F-84E, знал, что его модернизированный самолет был получен за счет тяжелых уроков. «Первые F-84 использовали тот же лонжерон главного крыла, что и P-47. Некоторые из ранних F-84 — например, модель D — выйдут из строя, если вы потянете слишком много G», — говорит он. «Но у модели E-84 был усилен основной лонжерон [крыла], поэтому он был действительно прочным».

Модель G, первый серийный истребитель, который можно было дозаправлять в полете, участвовал во всех крупных воздушных операциях в последние два года Корейской войны, говорит Стофф, в том числе в 19-й52 рейда на дамбы, отключившие всю электроэнергию в Северной Корее.

После прекращения огня на Корейском полуострове в 1953 году производство F-84 переключилось исключительно на F-84F Thunderstreak со стреловидным крылом, единственный истребитель ВВС, который заменил прямое крыло на стреловидное. (Военно-морской флот пошел по тому же пути с Grumman F9F Panther, который, взмахнув крыльями, Grumman превратил в F9F Cougar). чтобы не создавалось впечатления, что ВВС покупают совершенно новый самолет. F-84F привел к RF-84F Thunderflash, высокоскоростному реактивному самолету-разведчику, который выполнял миссии во Вьетнаме.

«F-84F был совсем другим самолетом, — говорит Кратт. «Это было быстрее, и у него не было ограничений. Вы можете поднять его на высоту 40 000 или 44 000 футов, направить нос вниз и перейти на сверхзвук. Вы не могли бы сделать это в [F-84] с прямым крылом — [модели E или G] развалились бы».

Но для поддержки сухопутных войск — в том, что становилось визитной карточкой Республики — более новое не обязательно должно было быть лучше. «В качестве орудийной платформы E и G были гораздо более устойчивыми, чем F», — говорит Кратт. «F был более восприимчив к рысканию — он не был устойчивым к скалам, как прямое крыло. Вы будете стрелять хорошо, но не так хорошо, как прямокрылый». Кратт сравнил более ранние Thunderjets со своим первым опытом использования самолета Republic. «Я был в Европе, когда сел в P-47, и после войны у нас были [артиллерийские] полигоны, чтобы мы могли стрелять воздух-земля», — говорит он. «Они были очень похожи — оба были очень устойчивыми самолетами».

После Кореи F-84G в 1953 году стал первым самолетом 3600-й демонстрационной эскадрильи, более известной как Thunderbirds. Команда перешла на F-84F в 1955 году.

По мере усиления холодной войны F-84 служили испытательными стендами для некоторых необычных проектов, включая радикальное решение по замене взлетно-посадочной полосы системой запуска «нулевой длины». Система использовала ракету-носитель крылатой ракеты «Матадор», чтобы подбросить EF-84G с платформы в воздух под небольшим углом. Эта система позволяла запускать самолет в лесистой местности, что позволяло осуществлять непосредственную поддержку с воздуха быстрее и точнее. Но техника быстро оказалась слишком опасной для пилотов, поэтому от идеи отказались.

Вместо этого модель G была адаптирована для другой цели. Воспользовавшись стабильностью «Тандерджета» в качестве платформы для доставки оружия, ВВС модернизировали истребители-бомбардировщики системой маловысотного бомбометания и ядерными бомбами для выполнения задач по целям в Советском Союзе.

Гай Раззето был одним из пилотов, обученных выполнять задание по ядерному удару. После войны в Корее, говорит Раззето, «мы тренировались нести бомбы класса «А» и дозаправлялись в воздухе [на F-84G]. Мы могли бы отправиться в любую точку мира». Начало 19 августа53 сентября Стратегическое авиационное командование перебросило в Европу F-84, способные нести ядерные боеголовки. К 1955 году для этой миссии было оборудовано более 550 истребителей. В конечном итоге они были заменены североамериканскими F-100.

В 1949 году творческий Картвели превратил «Тандерстрик» в XF-91 «Громовой цептор», дополнив его реактивный двигатель группой ракет, которые должны были обеспечить дополнительную тягу для финального рывка скорости во время перехвата. Наиболее примечательной особенностью самолета были его крылья, которые были намного шире на концах, чем у основания, что придавало им большую подъемную силу, но выглядело очень странно. Как и другие истребители-перехватчики того времени, XF-91 имел слишком короткое общее время полета — всего 25 минут для Thunderceptor, — что делало его практически бесполезным для пограничной обороны США. В конечном итоге он проиграл соревнование по защите страны F-86D Sabre, у которого была гораздо большая дальность полета; большой прямокрылый F-89 Scorpion компании Northrop; Convair F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart; и F-94 Starfire компании Lockheed, у которого в носовой части было кольцо ракет класса «воздух-воздух». Два XF-91 были построены и прошли 192 летных испытания в течение пяти лет, а затем были списаны.

Затем был XF-84H, который служил испытательной платформой для ВМФ: используя газотурбинный двигатель для привода массивного 12-футового винта, XF-84H мог взлетать с полей размером с палубу авианосца. . Всего было построено два. В то время как экспериментальный самолет установил непревзойденный рекорд скорости для винтовых самолетов — 670 миль в час — его лопасти издавали громкие и вызывающие тошноту звуковые волны, находясь на земле, и ВМС отказались от этой идеи.

Несмотря на тупиковые ситуации, испытания доказали одно: универсальность Thunderjet. Это было одной из черт, которые сделали его привлекательным для союзников Америки по холодной войне и нейтральных стран, включая отколовшийся режим Иосипа Тито в Югославии, который закупил F-84G. Из 7524 «Тандерджетов», сошедших с завода в Фармингдейле, Лонг-Айленд, сотни были куплены и использовались военно-воздушными силами других стран: Бельгии, Дании, Франции, Греции, Ирана, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Республики. Китая (на Тайване), Таиланда и Турции. Последние в эксплуатации, три RF-84F в ВВС Греции, были списаны в 1919 г.91.

Пилоты ВВС, такие как Раззето, предоставили школу дружественным странам и их новым «Тандерджетам». «Мы отправились на Формозу, чтобы обучить [китайцев] полетам на F-84G, — говорит он. «Мы уже перешли на модель F — версию со стреловидным крылом — и они получили F-84G через [Программу военной помощи]».

Несмотря на то, что его универсальность и с трудом завоеванное уважение стали частью авиационной легенды, Картвели было ясно, что необходим преемник F-84, поэтому в 1951 году он обратил свое внимание на F-105 Thunderchief, высокоскоростной маловысотный ядерный бомбардировщик, который был вдохновлен RF-84F Thunderflash, в частности, его характерными воздухозаборниками в корнях крыльев. Thunderchief продолжил традицию Thunderjet в нанесении ударов по земле во Вьетнаме.

Хотя F-105 имел успех, к 1965 г. Республика потеряла деньги, что вынудило ее слиться с Fairchild-Hiller. Это привело к закрытию завода в Фармингдейле в 1988 году. В 1972 году компания Fairchild-Republic удовлетворила потребность ВВС в истребителе-бомбардировщике непосредственной авиационной поддержки, выпустив A-10 «Бородавочник», получивший название Thunderbolt II в честь своего наследия.

«Республика доказала свою универсальность, перейдя от Thunderjets к F-105, который был фактически одним из самых быстрых самолетов рядом с палубой», — говорит Кен Нойбек, бывший инженер A-10, написавший книги о F-84. и другие республиканские самолеты. Он отмечает, что корни А-10 восходят к Р-47, который также был штурмовиком.

Нойбек и небольшая группа выпускников Республиканского университета сформировали Историческое общество республиканского аэропорта Лонг-Айленда, которое собирается в Фармингдейле в третью субботу каждого месяца, чтобы вспомнить об их месте в истории авиации США, собрать информацию о своем бывшем работодателе, поддерживать связаться с друзьями и родственниками бывших сотрудников, а также помочь исследователям, изучающим республику и ее место в эволюции военной авиации США.

Неподалеку в Американском музее авиации выставлен F-84, а также летающие P-47D и F-105. Руководители музея, помня о важной истории района, позаботились о том, чтобы особое внимание было уделено двум самолетам, на которых запечатлены проекты скромного русского гения.

Уильям Э. Берроуз — пишущий редактор Air & Space . Вышедший на пенсию профессор журналистики Нью-Йоркского университета, он является автором книги This New Ocean: The Story of the First Space Age (Modern Library, 1999).

Этот истребитель наводил ужас на Северную Корею. Взгляните на F-84 Thunderjet модель, с воздухозаборниками в корнях крыла вместо носа. Оснащенный более мощным, но привередливым турбореактивным двигателем J65, Thunderstreak мог развивать скорость чуть меньше 700 миль в час.

В 1944 году Александр Картвели, конструктор легендарного истребителя Republic P-47 Thunderbolt, начал работу над его преемником с реактивным двигателем. Пузатый на вид «Кувшин» Картвели зарекомендовал себя как крепкий, мощный штурмовик и быстрый истребитель сопровождения во время Второй мировой войны. Не имея возможности втиснуть турбореактивный двигатель в планер Thunderbolt, грузинский инженер разработал проект с чистого листа, получивший название XP-84 Thunderjet с турбореактивным двигателем J-35, охватывающим фюзеляж от воздухозаборника в носовой части до выхлопной трубы, с топливом, хранящимся в баках законцовки крыла. .

(впервые появилось ранее в этом году.)

Хотя прототип ненадолго установил национальный рекорд скорости в 1946 году, ранние модели Thunderjets (переименованные в F-84) требовали чрезмерного обслуживания и оказались нестабильными из-за слабых лонжеронов крыла. за толстые крылья и шаткие топливные баки на законцовках крыла. Пентагон почти преждевременно отменил реактивный самолет, когда Республика, наконец, представила модель F-84D, в которой были устранены наиболее вопиющие недостатки путем введения более прочных лонжеронов крыла, переработанных топливных баков, функционирующего катапультного кресла и более мощного двигателя J-35A-17.

Как и P-47, «Тандерджет» был «тяжелым» самолетом с высокими взлетными и посадочными скоростями. Он требовал более длинных взлетно-посадочных полос и был менее маневренным, чем более ранний реактивный истребитель ВВС F-80 Shooting Star. Однако F-84 был быстрее со скоростью 610 миль в час, имел большую дальность 800 миль и был мощной и стабильной артиллерийской платформой: в дополнение к своим шести скорострельным M3 калибра .50, он мог тащить тридцать две пятидюймовые высокоскоростные ракеты или две тонны бомб. После того, как недостатки ранних моделей были исправлены, Thunderjet также оказался очень удобным в обслуживании, его внутренности были разработаны для легкого доступа к механике.

Однако в конструкции Картевели использовались традиционные прямые, а не стреловидные крылья, которые задерживают образование ударных волн при приближении к сверхзвуковой скорости. В результате «Тандерджет» стал медленнее и менее маневренным, чем почти современный F-86 Sabre со стреловидным крылом и советский МиГ-15, которые могли развивать скорость около 680 миль в час. -84E из состава 27-го -го -го истребительного эскортного крыла были отправлены на авиабазу Тэгу в Южной Корее для сопровождения четырехмоторных B-29стратегические бомбардировщики совершают налеты на китайскую границу с Северной Кореей. Модель F-84E была удлинена на пятнадцать дюймов для перевозки дополнительного топлива и снабжена радиолокационным прицелом.

«Тандерджеты» впервые столкнулись с МиГами 21 января 1952 года, когда восемь F-84, совершивших налет на мост Чунчан, были отброшены двумя звеньями МиГ-15, которые сбил F-84. Взамен был затребован МиГ, но советские записи не показывают соответствующих потерь. Двумя днями позже F-84 и B-29 совершили массированный налет на аэродром в Пхеньяне. МиГи, которые преуспели на больших высотах, были вынуждены вести воздушный бой, обстреливая «Тандерджеты» на палубе; три коммунистических самолета были сбиты и еще два повреждены.

Однако после этого более быстрые МиГ-15 в основном атаковали F-84 на больших высотах, сопровождая B-29, неоднократно прорывая заслоны от пятидесяти до 100 «Тандерджетов», чтобы уничтожить B-29, которые они сопровождали.

Отныне силы ООН в Корее переключили тяжелые бомбардировщики на менее точные ночные налеты. F-86 были сосредоточены на угрозе МиГов, в то время как F-84 были отведены для выполнения задач по наземным атакам, их огромная огневая мощь была использована для поражения передовых войск, подрыва тыловых складов, артиллерийских батарей и конвоев, прикрытия вертолетных поисково-спасательных операций и обстреливать ключевые объекты инфраструктуры. В ходе войны «Тандерджеты» совершили 86 000 вылетов и сбросили 61 000 тонн бомб и канистр с напалмом — по одному подсчету, что составляет 60 процентов наземных целей, уничтоженных ВВС США во время войны. Прочность F-84 оказалась преимуществом, позволив ему пережить тяжелые попадания тяжелой коммунистической артиллерии.

В июне 1952 года восемьдесят четыре «Тандерджета» уничтожили 90 процентов комплекса плотины Суй-хо, отключив электричество по всей Северной Корее на две недели. Однако рейд, призванный оказать давление на северокорейских участников мирных переговоров, имел неприятные последствия: он вызвал антивоенную оппозицию в британском парламенте и, наоборот, заставил ястребов в США жаловаться на то, что рейд должен был состояться раньше.

Тем не менее, в 1953 году F-84 пробивали дамбы в Токсане и Часане, вызывая огромные наводнения, которые затапливали мосты, железнодорожные пути и дороги и сильно повреждали посевы. К тому времени на театр военных действий прибыла последняя модель F-84G с модернизированным двигателем J-35 и революционно новой возможностью дозаправки в полете. F-84 могли подключать свои баки на законцовках крыла к зонду, за которым следовал KB-29.танкер, что позволяет им выполнять миссии над Кореей с баз в Японии.

Из 335 F-84D, Es и G, потерянных по всем причинам во время Корейской войны, не менее 135 были уничтожены зенитной артиллерией. Американские отчеты утверждают, что еще 18 были сбиты МиГами, в то время как советские и китайские летчики заявили о 65. Параллельное сравнение записей о потерях (с разбивкой здесь) показывает, что число, близкое к двадцати пяти F-84, было потеряно в воздушном бою. (в том числе «маневральный сбой», два крушения из-за боевых повреждений и один случай взаимного столкновения в воздухе) в обмен на семь-восемь МиГов.

Но F-84 и МиГ-15 продолжали сражаться на других фронтах холодной войны. 10 марта 1953 года МиГ-15 столкнулся с патрульным самолетом из двух кораблей F-84, который, по-видимому, вошел в воздушное пространство Чехии недалеко от Мерклина. Чешский пилот Ярослав Шрамек рассказал интервьюеру:

Они резко накренились и полетели на полном газу. Но поскольку МИГ-15 были лучше F-84, мы могли легко развернуться и маневрировать, чтобы я мог сделать предупредительный выстрел. Предупредительный выстрел попал в его резервный танк с правой стороны. Из него начало вытекать топливо. Он пытался бежать на юг. Ввиду того, что я был выше его, я смог легко его поймать, и мой второй раунд вывел его из строя. После выстрела я увидел пламя, исходившее от его корабля, поэтому остановился и направился домой».0014

Пилот Уоррен Браун катапультировался, и его разбившийся самолет был найден в десяти милях от немецкой стороны границы.

ВВС Китайской Республики получили 246 F-84G, которые неоднократно сталкивались со своими коммунистическими коллегами над Тайваньским проливом. В серии из четырех столкновений 4 на 4 в 1955 и 1956 годах ROCAF Thunderjets заявили о пяти МиГ-15 без потерь, хотя два Thunderjets были сбиты в небольших воздушных боях, а третий погиб от зенитной артиллерии. Однако 29 июля 1958 года более новые сверхманевренные МиГ-17 сбили четыре F-84 и сбили два над островом Наньао, что способствовало возникновению Второго кризиса в Тайваньском проливе.

Из трех тысяч построенных F-84G Вашингтон передал более 200 штук Бельгии, Дании, Франции, Греции, Италии, Норвегии и даже коммунистической Югославии в рамках программы военной помощи MDAP. Среди особенно активных операторов были Франция (335) и Турция (489), в то время как Иран, Нидерланды и Таиланд получили меньшее количество.

F-84G стал первым истребителем, эксплуатируемым пилотажной группой Thunderbirds ВВС в 1953 году. Между тем, Thunderjets, дислоцированные в Европе, стали первым одномоторным самолетом, модифицированным для доставки ядерного оружия — 1680-фунтового ядерного бомбардировщика Mark 7 с регулируемая мощность до 61 килотонн. Чтобы не попасть в апокалиптический взрыв, «Тандерджет» использовал систему бомбометания на малых высотах, чтобы почти точно «подбрасывать» свой ядерный боезапас во время набора высоты, а затем резко накреняться в сторону, когда смертоносная боеголовка улетала по дуге.

Крепкий и устойчивый F-84 также служил платформой для тестирования новых концепций — наиболее важной из которых была новаторская дозаправка реактивных истребителей в воздухе. Но некоторые идеи не оправдались. Попытка модифицировать F-84 для буксировки за B-29, которые он должен был сопровождать (и это увеличило дальность полета за счет экономии топлива), закончилась смертельным столкновением. F-84 также были испытаны с ракетными ускорителями, чтобы они могли выполнять взлеты «нулевой длины» с прицепов грузовиков, если ядерная война уничтожит все аэродромы.

К 1954 году на вооружение поступила более совершенная модель F-84F Thunderstreak со стреловидным крылом, которая в значительной степени заменила Thunderjet, а также породила модель фоторазведки RF-84F Thunderflash с воздухозаборниками в корнях крыла вместо носовой части. Оснащенный более мощным, но привередливым турбореактивным двигателем J65, Thunderstreak мог развивать скорость чуть меньше 700 миль в час.

К концу 1950-х годов ВВС начали выводить из эксплуатации все модели F-84 в пользу сверхзвуковых F-100 Super Sabre и F-105 Thunderchief, хотя F-84 служили в частях ВВС Национальной гвардии до 19 лет.