Шлем истребителя F-35 стоит $600 000 / Habr

Истребитель F-35 — самый дорогой проект в истории Пентагона. На разработку самолёта нового поколения затрачено $300 млрд. Пришло время возвращать инвестиции.

Например, правительство Австралии недавно заключило контракт на покупку 72 истребителей F-35 общей стоимостью 12,4 млрд австралийских долларов. По оценке австралийских СМИ, одни только шлемы пилотов обошлись в 55 млн с лишним, то есть до $600 тыс. за штуку, в переводе на американские доллары (если закуплено именно 72 шлема).

Говорят, что эти шлемы, словно взятые из арсенала Тони Старка — самый технически совершенный наголовный дисплей, который когда-либо создавали инженеры.

Напичканный электроникой и датчиками, с корпусом из углеволокна и прибором ночного видения, шлем весом 2,25 кг транслирует в реальном времени контекстную информацию об окружающей местности. Поворачивая голову, пилот может смотреть даже «сквозь» обшивку самолёта. Шлем получает информацию от шести электро-оптических сенсоров Distributed Aperture System (DAS), установленных на обшивке истребителя.

Подгонка шлема под индивидуального пользователя занимает четыре часа (двухдневная процедура, разбитая по два часа). Нужно, чтобы дисплей дополненной реальности (визор) располагался точно в 2 миллиметрах от центра зрачка. Истребитель не будет функционировать, если шлем неисправен, все системы тесно интегрированы и не работают изолированно. Никаких запчастей. Каждому пилоту выдают строго один экземпляр.

Разработчики обещают, впрочем, что после начала массового производства шлема и комплектующих стоимость гаджета должна снизиться.

habr.com

Шлем пилота F-35 даёт своему пилоту «Взгляд бога» и стоит 770 тысяч долларов

В менее экономически доминирующих странах, нежели Соединённые Штаты, большие закупки военных технологий, как правило, привлекают к себе немало внимания. В Австралии, к примеру, 12-миллиардная сделка по приобретению 72 сверхпродвинутых истребителей F-35 вызвала крупный политический скандал. Но даже меньшая цифра недавно подняла переполох: 55 миллионов долларов – именно столько Австралия потратит на оснащение пилотов F-35 шлемами, каждый из которых стоит 770 тысяч долларов.

Шлем критически важен для пилота современного истребителя, и заключает в себе некоторые из самых продвинутых сенсорных и дисплейных технологий в мире. По словам генерала ВВС США Майка Хостеджа, он даёт пилоту «Взгляд бога» на то, что происходит на земле.

Шлем справляется с этой задачей потому, что его функции напрямую встроены в дизайн самого самолёта. В отличие от практически всех боевых истребителей прошлых поколений, F-35 не использует технологию HUD-дисплея в самолёте, вместо этого полностью передавая её шлему пилота. Это означает, что самолётом фактически невозможно управлять без шлема – но также означает, что HUD остаётся перед глазами пилота, куда бы он не посмотрел.

Объём внутренних коммуникаций в современном истребителе просто запределен. Шлем динамически отслеживает движения головы и глаз пилота, чтобы понять, что именно он должен в данный момент показывать, затем запрашивает внешние сенсоры о конкретных данных, затем обрабатывает их и добавляет к визуальной информации HUD элементы – такие как индикаторы цели и метки «свой-чужой», а затем в реальном времени транслирует эту информацию пилоту.

Но самый большой прорыв новых шлемов F-35 – в их возможностях по наблюдению за поверхностью земли. Каждый истребитель оснащён шестью системами Distributed Aperture Systems (DAS), которые собирают информацию о поверхности внизу и воздушном пространстве вокруг самолёта. Эти данные обрабатываются и на них накладываются различные дополнительные слои информации – например, различные метки и траектории. Когда пилот смотрит вниз, дисплей шлема показывает ему необходимую информацию о поверхности внизу. Когда пилот переводит взгляд вверх – шлем показывает актуальную тактическую информацию об окружении.

Разумеется, настолько мощный визуальный аппарат  невозможно уместить в устройство вроде обычного Oculus Rift – каждый шлем создаётся для конкретного пилота с помощью детального 3D-сканирования его головы, и потому его не может носить никто, кроме него. Инженеры проводят крайне тщательные оптометрические измерения, чтобы шлем мог удерживать свой дисплей перед глазами независимо от того, куда и как смотрит пилот. Всё это означает, что если пилот истребителя выйдет в отставку, он не сможет передать свой шлем преемнику – военные силы будут вынуждены заплатить за создание нового образца.


gearmix.ru

Шлем пилота истребителя F-35.. Оружие и военная техника. Добавил Nedostupnuy — VilingStore.net

F-35 Helmet Mounted Display System (HDMS).

Vision Systems International (партнерство между Kaiser Electronics и Elbit Systems Ltd. (Израиль) разрабатывает нашлемный индикатор (HDMS). Самолет F-35 Lightning II Joint Strike Fighter – первый самолет без привычного тактического дисплея. Его миниатюрная версия встроена прямо в шлем летчика. Полное название нового устройства — F-35 Helmet Mounted Display System (HDMS). Шлем имеет бинокулярную систему зрения с широким обзором, встроенный прибор ночного видения, высокоточную систему отслеживания перемещений головы летчика, устройство генерации изображения для проецирования на миниатюрный экран. Для создания максимального комфорта шлем подгоняется под голову летчика, имеет облегченный корпус и систему амортизации.

Шлем пилота истребителя F-35.


Разработка и тестирование шлема

Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства Обороны Великобритании в Уилтшире. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Так же шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика.


Видеообразы в дневных и ночных условиях

HMDS в дневных и ночных условиях предоставляет пилоту объединенные с тактическими символами видеообразы, что дает пилоту беспрецедентное ситуативное понимание тактической обстановки. Кроме того, на основании высокоточной системы отслеживания перемещений головы летчика и низкого времени отклика графической системы дисплея формируется виртуальный коллиматорный прицел. В результате пилот может вести одновременно несколько целей даже на экстремальных углах атаки и производить их захват простым поворотом головы. Как считают американские специалисты, это должно дать огромное тактическое превосходство в воздушном бою.

Тактическая информация

Тактическая информация предоставляется в виде плановой проекции с использованием интуитивно воспринимаемой символики и цветов. Символы являются упрощенными изображениями объектов, которые они представляют. Полный символ означает объект, информация о котором поступает от бортовых датчиков, символ половинной высоты — объект, о котором известно от внешних источников. Неприятельские силы обозначаются символами красного цвета, свои — синего, нейтралы — пурпурного, а неизвестной принадлежности — желтого. Собственный самолет обозначается символом белого цвета. Символы размещаются на фоне физической карты местности, которая может также отображать любую информацию, необходимую летчику, и менять масштаб по его желанию.



Описание шлема


Информация, поступающая на борт, «фильтруется» БЦВМ на предмет корректности и истинности, после чего летчик получает лишь ту информацию, которая признается надежной. По приказу летчика, на дисплее может быть вызвана степень истинности информации, летчик также может задать пороговый уровень истинности отображаемой информации. Обозначаются также радиусы действия ракет ПВО с тем, чтобы летчик смог спланировать свой маршрут к цели, минуя их. Радиусы обнаружения самолета радарами ПВО не статичны, они меняются в зависимости от высоты полета, ракурса подхода излучаемого сигнала и пр.

Рядом с символами целей высвечивается бортовое оружие, имеющееся в наличии, которым их можно поразить. Кроме того, каждая опознанная цель также получает метку, обозначающую то оружие, которое может быть у нее в наличии. Получаемая информация о тактической обстановке поступает к летчику в легко усваиваемой, интуитивной форме , что позволяет летчику оптимально спланировать полет и сосредоточиться на выполнении боевой задачи. Наличие инфракрасной системы наблюдения и системы предупреждения столкновения с землей позволяет летчику JSF с одинаковым успехом действовать днем и ночью, в любую погоду. Высокоавтоматизированная система управления полетом и отображения информации позволяет сократить время, потребное для подготовки летчика, и одновременно повысить боевую эффективность.

Основной поставщик

Основными поставщиками являются Elbit Systems Ltd. (ESL), которая разработала компьютер управления дисплеем, отвечающий за графическую обработку и отслеживание перемещений головы летчика; Rockwell Collins, которая разработала нашлемный дисплей с высокими оптическими свойствами; и Helmet Integrated Systems Ltd. (HISL, Великобритания), разработавшую собственно шлем.
Американская компания Vision Systems International приступила к устранению неполадок, выявленных в работе нашлемных дисплеев в кабине пилота истребителя F-35 Lightning II, сообщает Defense News. В настоящее время компания подготовила промежуточное решение, предполагающее временную установку нескольких дисплеев на панели приборов и использование обычных очков ночного видения. Эти конструктивные изменения будут внесены до тех пор, пока Vision Systems не доработает систему трансляции изображения на нашлемные дисплеи F-35.

Дефекты F-35

В середине января 2011 года министерство обороны США обнародовало список обнаруженных в F-35 дефектов, в числе которых оказались неполадки в работе нашлемных информационных дисплеев. В частности, сообщалось, что трансляция видеоизображения ведется с небольшой задержкой, а сама картинка не соответствует положению головы пилота. Кроме того, летчики-испытатели отметили размытость изображения, особенно в режиме ночного видения.

vilingstore.net

F-35: решена проблема веса шлема?

Один из великих ограничений, которые ударили пилоты F-35, то есть тот, что касается места выброса, был окончательно преодолен. Объявление было опубликовано в понедельник бриджом. январь Скотт Плеус, директор интеграционной программы для современного F-35. «Необходимо вмешаться в две части: прежде всего на сиденье, а затем уменьшить вес шлема«Это слова Скотта Плеуса, который продолжил, объявив, что:Благодаря этим изменениям удалось снизить риск смерти пилотов света, как в случае высылки на высоких скоростях, так и при низких«.

Это было атавистическая проблема F-35, настолько, что было рассчитано, что для пилотов, взвешивающих между 60 и 65 килограммами, вероятность смерти в случае высылки равна 98% со скоростью узлов 160 или скорости взлетать и приземляться. В 2015 это вынудило ВВС США запретить пилотам весом менее 61 кг. летать с F-35, чтобы исправить проблему из-за последствий хлыстовой травмы, вызванной вытеснением сиденья в полете, что вызвало бы почти во всех случаях перелом шейной кости. Разумеется, затраты на эту модернизацию сиденья и шлема будут покрываться за счет промышленности, о чем говорит представительница программы F-35 Джо Делла Ведова.

Интересно то, что новое эжекционное сиденье, которое время назад мы уже говорили, позволит летать всем пилотам весом между 46 и 110 кг; очень важное улучшение, которое будет немедленно сделано для всего 107 F-35A, уже доставленного в USAF, который будет доступен «на лету» для всех водителей с января 2018, согласно словам Pleus.

Что касается нового шлема, намного более легкого, чем предыдущий, Pleus заявил, что:Скорость парашютного aperura, снижение, чем раньше, и поддержка шлем мотоциклиста, вместе с поддержкой панели головки, значительно повысило безопасность сиденья». Это, согласно Pleus, станет основой для модернизации всего флота, благодаря вводу нового эжекционного сиденья и нового шлема на всех самолетах.

Новый шлем, Gen-III Light от Rockwell Collins, уже находится в предварительном производстве, но Pleus объявил, что:Производство будет введено в эксплуатацию этой осенью». Еще одна новинка, которая будет сделана для шлема, чтобы облегчить его, касается внешнего зрителя, который был удален, в пользу системы из двух зрителей, один для дня и один на ночь, взаимозаменяемый друг с другом в полете. «Мы проведем первые исследования новой системы в конце этого года, а в начале 2018 будут выполнены первые полеты«Конечно, с новыми сиденьями и новым шлемом.

USAF является единственной вооруженной силой, которая имеет ограничения по весу, потому что:ВМС США и Корпус морской пехоты имеют еще одну систему выброса сиденья», Сказал Плеус, напоминая, наконец, что:«Исключительное сиденье F35B (морская пехота) имеет мгновенную систему выброса в случае, если возникла нерешительность пилота, благодаря которой то же самое автоматически исключается из плоскости». Возможность, на самом деле, предусмотрена для всех версий места, но что в версии ВВС США и в США в ВМФ деактивируется. Новое обновление, так и для самого современного и discussissimo F-35, который продолжает, однако, его полет к входу в оперативной линии вооруженных сил, которые купили его.

(фото: Локхид Мартин)

ru.difesaonline.it

Уникальный шлем пилота F-35

Специально для современного истребителя F-35 американские ученые разработали уникальный шлем пилота, который получил весьма скромное названием «Божий глаз». Все дело в том, что устройство нового шлема позволяет детально разглядеть противника на расстоянии в полтора километра, а также с его помощью зрение пилота становится бинокулярным на гораздо более широком угле обзора. Ну что тут еще добавить? Один лишь вид противника в таком «адском» шлеме уже способен напугать 😉

Уникальный шлем пилота F-35
Уникальный шлем пилота F-35
С его помощью летчик способен видеть бинокулярно в гораздо более широкой зоне, чем стандартные человеческие глаза. Шлем имеет автоматическую систему ночного видения и сам (в зависимости от ситуации) переключает режимы.

Так же шлем служит командным центром: все бортовое оружие завязано на движения головы и глаз летчика. Поражать цели в таком шлеме не сложнее, чем в компьютерной игре.

Уникальный шлем пилота F-35
F-35

Уникальный шлем пилота F-35
Лётчики шутят:
«В новом шлеме, мы чувствуем себя демонами — пугающими своих врагов только видом».

Выглядит он конечно устрашающе

Уникальный шлем пилота F-35
А вот и аналог устройства от 1921 года.
Своеобразная система звукового «зума» на 1.5 км

Уникальный шлем пилота F-35

    Нравится Уникальный шлем пилота F-35?

    placepic.ru

    Лётный шлем пилота F-35 по цене элитного особняка : sell_off — LiveJournal

    Австралийские СМИ бурно обсуждают траты главного военного ведомства на переоснащение пилотов истребителей F-35 – на закупку новых шлемов. Траты бы, возможно, не вызвали большого резонанса в СМИ, если бы австралийцы не узнали, что на переоснащение примерно семи десятков пилотов лётными шлемами из бюджета ушли около 55 миллионов долларов. С помощью нехитрых математических изысканий пришли к выводу, что каждый шлем стоит примерно 770 тыс. долларов! За эти деньги в Австралии можно приобрести немалых размеров особняк с гаражом, бассейном — на берегу океана.

    Приобрела Австралия эти шлемы с подачи Вашингтона, который рассказал, что шлемы настолько великолепны, что пилоты в них получают возможность оперировать самой разной информацией. В интерпретации американского генерала Майкла Хостеджа, шлем даёт лётчику возможность стать обладателем «Взгляда Бога». Об этом пишет ресурс GEEK.



    Нужно отметить, что «начинка» F-35 выполнена весьма специфически. В кабине пилота нет дисплея в общепринятом понимании этого термина. Функции объекта отображения информации выполняет тот самый «золотой» шлем, который отслеживает движение головы и глаз лётчика. С помощью такого отслеживания шлем «понимает», какую именно информацию в данный момент запрашивает пилот – на какой именно датчик он хотел бы взглянуть. Сразу после анализа перед глазами пилота возникает именно такой датчик (виртуально — на дисплее). Шлем позволяет вести голосовое управление определёнными системами истребителя.

    Среди разнообразного функционала шлема для пилота F-35 присутствует функция сканирования определённых участков земной поверхности. Специальные системы Distributed Aperture собирают всю информацию о состоянии как на поверхности Земли, так и в воздушном пространстве. Пилот может использовать собственные метки, корректировать траекторию полёта.

    Существенно добавляет стоимости шлему то, что он выполняется индивидуально – по антропометрическим параметрам того или иного пилота. Для этого пилотов отправляют на процедуру 3D-сканирования головы, чтобы создать макет шлема, а потом и сам шлем. В Австралии заявляют, что США делают это намеренно, ведь передать шлем от одного лётчика другому уже не получится, даже если первый выйдет в отставку – придётся делать новый дорогостоящий заказ.

    Ещё одно направление критики столь дорогостоящей экипировки связано с тем, что шлем может перестать понимать «команды» лётчика, если самому лётчику, например, станет плохо в полёте, или же он получит ранение.

    Из англоязычной презентации шлема:

    sell-off.livejournal.com

    шлем с дополненной реальностью для пилотов. . Чёрт побери

    Шлем Gen III со встроенным дисплеем дает возможность пилоту оглядеться вокруг так, словно весь кокпит самолета сделан из стекла. Истребитель F-35 оборудован шесть инфракрасными камерами и сенсорами, которые раньше посылали данные только команде на Земле. С этого же года с помощью шлема Gen III вся информация с внешних датчиков передается на дисплей дополненной реальности, установленный в шлеме. Разработано устройство компанией Rockwell Collins, которая отвечает за электронику в Боингах-787 и беспилотных кораблях НАСА. Стоит такой шлем 400 000 долларов.


    Теперь, когда пилот смотрит на пол в кабине, буквально на свои ботинки, шлем считывает данные с камеры под ним и показывает термальное изображение так, словно пола кабины просто нет, и если есть задача выбрать цель на земле, то оборудование сразу отметит его кружком, причем менее чем за 5 секунд. Никакого визуального подтверждения не нужно.

    С таким большим количество сенсоров и датчиком есть возможность информационной перегрузки. Но система настраивается, как смартфон. На экран можно вывести все или ничего, а можно просто отдельные показатели, вроде высоты, скорости, курса. Экран не занимает все поле зрения, а цифры и показатели расположены по краям, они не маячат перед глазами. Визор покажет данные по цели, которая находится в пятнадцати километрах от самолета, но не в тридцати. Система знает, что более близкий объект представляет большую угрозу, если только сам пилот не решит выбрать более дальний объект.

    При этом каждый шлем кастомизируется под голову пилота. Техники сканируют голову летчика, отмечая все особенности черепа, чтобы шлем точно подходил конкретному человеку. Gen III оборудован прибором ночного видения для полетов в темноте, проецируя окружающий ландшафт прямо на экран. Сам шлем соединен с самолетом плотным пучком кабелей. Когда пилот поворачивает голову, по кабелям идет картинка с той камеры, куда смотрит пилот. Система связи оснащена активным шумоподавлением, практически полностью убирающим шум ветра и двигателей.

    chert-poberi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *