История российской военной формы

Вид российской военной формы многократно менялся от эпохи к эпохе, как и менялось и отношение к ней – в одно время во главу угла ставилось удобство, в другое – красота. Сегодня требования к одежде для военных стали особенно строгими – она должна быть не только эстетически привлекательной, но и предельно функциональной.

Как все начиналось

Долгое время на Руси не было как таковой единой военной формы, потому что практически не существовало постоянных войск. До XVII века присутствовали отдельные княжеские дружины, одежда которых не очень отличалась от того, что носили мирные жители, разве что во время боя еще надевались защитные доспехи. Первой попыткой создать некое подобие унифицированного военного обмундирования было предпринято в стрелецких полках в XVII веке, именно тогда появились знакомые нам по картинам Василия Сурикова («Утро стрелецкой казни») и Сергея Иванова («Стрельцы») кафтаны. Они назывались «цветное платье» и их цвет определялся принадлежностью к определенному полку. Кроме того, парадная форма стрельцов, надевавшаяся только по особым случаям, например, по большим церковным праздникам, предполагала шапку с меховой опушкой и добротные

сапоги .

«Стрельцы». Сергей Иванов

Следующую страницу истории российской военной формы написал Петр I. И он же, как известно, поставил кровавую точку в недолгом существовании стрелецких полков. Взамен расформированных войск стрельцов, репрессированных за то, что они выступили против Петра в борьбе за власть, будущий император создал регулярную армию. При этом он во многом, в том числе и в обмундировании, ориентировался на иноземные образцы. Форма в петровских войсках представляла собой камзол, верхний кафтан, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Завершала

костюм епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном , и приплюснутая треуголка. Основными цветами были выбраны синий , зеленый и красный .

Поначалу офицерская форма петровской армии мало отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» – офицерский шарф . Эта деталь была позаимствована у шведов, за исключением расцветки, которая воспроизводила цвета российского флага. По правилам шарф одевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но наши офицеры приспособились носить его вокруг пояса – в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности – в виде парадного офицерского пояса. Петр I ввел и погоны , к 1762 году по ним стали отличать солдат одного полка от солдат другого, а позже – и солдат от офицеров.

Красота или комфорт: от Петра I до Александра III

Надо заметить, что в петровскую эпоху функциональность военной формы никого особенно не волновала. Например, в середине XVIII века одежда для военных была настолько узкой и неудобной, что новобранцам приходилось три месяца тренироваться, чтобы научиться ее надевать. Об удобстве военной формы одним из первых, уже во времена правления Екатерины II, задумался князь Потемкин. Он пресек введенную во времена Петра I традицию военным носить парики, объявив, что «пудриться да плесть косы солдатам не дело», а затем ввел практичные широкие мундиры, заправленные в сапоги брюки , и каски , которые защищали от удара сабли.

Но недолго продлился этот благодатный для солдат и офицеров период, вступивший в царствие Павел I поспешил вернуться к петровским традициям и провел реформу в армии, вернув в нее строгую дисциплину и неудобную одежду. Военные вновь стали пудрить волосы, облачились в узкие

брюки и лакированную обувь , напоминающие те, что носили в прусской армии. Они плохо грели и очень натирали ноги во время походов. Но соблюдение формы было обязательно, за его нарушение грозила ссылка в Сибирь.

Портрет императора Павла I. Неизвестный художник

Александр II решил примерить красоту и удобство, оставив внешний лоск военной формы, но сделав ее более просторной. Это позволяло поддевать под нее теплые вещи, что было довольно уместно, учитывая холодные российские зимы. Военные получили шинели с отложным, закрывавшим уши воротником, а также практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время.

Александр III озадачился дороговизной военной формы и решил ее упростить, после чего она стала напоминать крестьянскую одежду, зато была очень комфортной, недорогой в производстве и теплой. В стремлении к экономии царь пошел еще дальше – издав приказ, диктующий, чтобы средства на обмундирование изымались из жалования солдат и офицеров.

Между двумя войнами

К Первой Мировой войне военная форма дошла почти без изменений, разве что была постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам армии была назначена галунная плечевая портупея, вместо введенной Александром III простой кожаной. В 1907 году по итогам Русско-японской войны в российской армии был введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках. Он стал очень популярен и получил название «френч», по имени английского генерала Френча.

Император Николай II и императрица Александра Федоровна в Ливадии (1902 год).
Николай II с царевичем Алексеем (1917 год).

После революции, начался абсолютно новый виток истории военной формы нашей страны. По началу Красная армия не могла себе позволить никакого унифицированного обмундирования. Единственным отличием военных были красные ленты с надписью «Красная гвардия» на рукавах и головных уборах. Потом была предложена форма очень странного вида, в которой игнорировался весь предыдущий военный опыт – она была настолько аляповато декорирована разноцветными элементами, что если бы экономика страны позволила ее массовое производство, то в первом же бою армейцы стали бы идеальной мишенью для противника. В 1918 году появились суконные шлемы, которые назвали сначала «богатыркой», потом «фрунзевкой», а затем появилось более знакомое нам название – «

буденовка ». Как пережиток царской армии были отменены погоны , им на смену пришли квадраты и треугольники, определяющие рода войск и звания. К погонам было решено вернуться лишь в 1943 году.

Красноармеец в буденовке (1926 год).

К 1943 году, к переломному моменту Великой отечественной войны, были возрождены не только погоны – шло постепенное восстановление и других традиций формы дореволюционной русской армии. Была введена парадная форма для всех категорий военнослужащих, артиллеристам возвращаются их приборные черно-красные цвета, устанавливается традиционная форма для казачьих частей. Многие приметы Красной армии сходят на нет, в том числе отменяется знаменитая « буденовка ».

Парад победы. 1945 год.

Война и мир

В мирные для страны послевоенные десятилетия изменения в форме военнослужащих происходили, но они были редкими и нерадикальными. Несколько изменилось обмундирование в 1969 и 1972 годах, легендарная гимнастерка поменялась на полевой китель . Новую экипировку диктовало и появление новой бронетехники. После военных действий в Афганистане появляется на свет унифицированный зимний и летний полевые костюмы , получившие название « афганка ».

Военная форма 1969 год.

Развал Советского Cоюза отразился и на армии, а затем, как следствие, и на обмундировании военных. 23 мая 1994 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» – можно сказать, что в этот день и была отменена советская

военная форма . После подписания этого документа форма претерпела большие изменения. Основным цветом и парадной, и повседневной экипировки военнослужащих стал оливковый . Шинели были заменены на зимние пальто , кители – на пиджаки с накладными карманами. На военной форме появились шевроны и нашивки , обозначающие принадлежность к определенному роду войск или части.

В 2005 году вышел новый президентский указ, подписанный уже Владимиром Путиным. Он вновь несколько изменил экипировку, в том числе вернул папахи в качестве зимних головных уборов для полковников и генералов. Но главное новаторство указа состояло в том, что он запрещал ношение военной формы теми, кто не относится к военнослужащим.

Неформальный подход

В последние годы форма еще несколько раз дорабатывалась и самый актуальная ее комплектация должна была быть введена в российские войска в прошлом 2015 году. Появилась новая офисная

одежда для офицеров и генералов, а комплект новой полевой одежды для солдат и офицеров был окончательно утвержден – в его состав вошли: костюм , различные виды сезонных курток, жилет , шапка и берет , разносезонные ботинки , балаклава , перчатки и рукавицы.

В 2016 году в войска будет поставлено около 4000 комплектов арктической формы –экипировки военнослужащих, проходящих службу в условиях особо холодно

forma-odezhda.ru

История военной формы

На что способен военный мундир? Прежде всего, он должен сообщить нечто важное о своём владельце. Владелец мундира –член военной корпорации, и мундир, при помощи разных знаков. Сообщает нам о том месте, которое занимает в военной иерархии его носитель. Далее мундир сообщает нам, что облачённый в него человек обладает главными качествами, присущими этой корпорации – мужеством, дисциплиной и надёжностью, то есть теми качествами, которые традиционно считаются главными мужскими добродетелями.

История военного мундира в самом широком смысле, как история униформы, уходит вглубь веков.
Самой древней одеждой воинов были шкуры животных, причём, надевались эти шкуры с самой ясной целью – устрашить врага. Например, римская пехота поверх шлема надевала волчьи шкуры, а Ганнибал облачал свои войска в шкуры леопардов. На средневековых Балканах военные разведчики одевались в мех и перья, и до сих пор, например, на шотландских, ирландских и валлийских гвардейцах мы видим забавные медвежьи шапки. Собственно, шкуры зверей, надетые на воинов, можно считать и протокамуфляжем.

Знаки различия

До поры до времени военная форма говорила сама за себя – это были доспехи, а иногда на них имелись и знаки воинского различия. Например, доспехи средневекового самурая плотно переплетался шёлковыми и кожаными шнурами различных цветов. Эта шнуровка могла быть и одноцветной, и разноцветной, причём, довольно сложной, но главное –она индивидуализировала воина и обозначала его ранг. Это было важно по следующей причине: битвы самураев в Японии 10-13 веков во многом напоминали рыцарские сражения в средневековой Европе. Это были прежде всего поединки воинов-одиночек. Чем более знатный воин пал на поле боя, тем большую награду тот получал от своего господина. Так что с одной стороны отличительные шнурки –это знак родовой принадлежности и индивидуальной доблести, а с другой –нечто вроде ценника на военной ярмарке тщеславия.

Европейское единообразие

Военная форма 16 века

По мере развития военных технологий и изменения военной тактики наметились и серьёзные перемены в воинских облачениях. Ко второй половине 16 века армейская одежда в Европе стала меняться и приходить к единообразию. Индивидуальный подход к экипировке стал вытесняться требованиями униформизма. Дисциплина, муштра и другие формальные процедуры, присущие европейскому обществу нового времени делали своё дело.

Пехота стала одеваться довольно просто, а вот остальные рода войск получили собственные виды формы. В 17 веке стали распространяться различные воинские украшения – галуны, ленты, розетки и пуговицы. Высший армейский шик являли собой офицеры. Их красочные ленты и шарфы говорили об удали и власти. По мнению одного историка, эта смесь изысканности с грубой реальностью войны стала образцом для мужской моды в середине 17 века.

Массовое производство военного снаряжения началось во время тридцатилетней войны 1618 – 1648 годов. Эта общеевропейская война стала мощным стимулом к стандартизации воинского костюма. В результате этой войны в главном выигрыше осталась Франция, и в дальнейшем именно эта страна сыграла ключевую роль в развитии европейской военной моды.

Как выглядели военные 17 века

С 1670-х годов европейские солдаты стали носить французские длинные шерстяные мундиры – камзолы белые, красные или синие. Эти камзолы, или полукафтаны украшались разноцветными обшлагами, воротниками и отворотами. К числу знаковых военных украшений относились также галуны, шнуры, пуговицы и вышивка. Всё это задавало основное направление в военной моде тех лет, а поскольку воинский тип почитался идеалом для мужчины, то все эти армейские аксессуары стали популярны и в гражданской моде. Военная форма по-своему созидала гражданское общество. Армейский наряд символизировал дисциплинированность, авторитет, надёжность и упорядоченность, а эти качества полностью соответствовали требованиям европейского государства нового времени –так называемого регулярного государства. «Индивидуальная сила, понятливость и покорность людей превращаются. Благодаря форме, в коллективную мощь», — отмечал известный французский историк моды Даниэль Рож. Отставные военные часто продолжали носить свою форму в мирной жизни, поскольку она помогала им в гражданской карьере. Военная форма на человеке говорила и о его взглядах, и о привычках, а также влияла на поведение, осанку и умение держаться в обществе. Военная форма строила и рассчитывала культуру повседневности. Само по себе военное обмундирование требовало соблюдения определённого этикета и тщательного ухода. Держа равнение на военную форму, штатское платье также потребовало от своих носителей заботы и порядка. В результате мы видим, как прямо или косвенно военная форма к концу 17 века утвердилась в качестве эталона элегантности и стиля, а гражданская форма – придворная или чиновничья, стала всё больше походить на военную, но при этом не стоит думать, что гражданская форма становилась угрюмой и однообразной, напротив – следуя военным образцам, она была яркой и нарядной.

Форма времён Наполеона

Звёздный час военной формы пробил в эпоху наполеоновских войн. Именно тогда были созданы наиболее роскошные образцы военного платья – экстравагантного и с массой деталей. Офицеры заказывали себе платья у военных и статских портных, и щеголяли друг перед другом. Мундир наиболее точно передаёт дух времени той Европы, которая родилась из потрясений французской революции и наполеоновских войн. И хотя в военной моде шла всеобщая стандартизация и борьба с индивидуальными прихотями, ВИП-персоны того времени могли позволять себе немыслимые излишества.

Легендарный наполеоновский маршал Иоахим Мюрат заказал для своих войск вычурную форму –чёрную, с золотыми галунами, алыми брюками, поясом с золотыми пуговицами и и перьями цапли на кивере. Лошадей он одел в попоны из шкур пантеры с красными фестонами и золотой оторочкой. Сам же каждый день рядился в новую форму и выглядел порой как попугай.

Одеяние Наполеона также тяготело к униформе, но это был сверхэлитарный униформизм. Его знаменитый серый походный сундук был неповторим, и говорил об аскетичной богоизбранности. Следуя исторической правде, этот знаменитый сюртук превращает в особую примету зловредного корсиканца Лев Толстой в нетленном романе «Война и мир». Вот такую примечательную сцену наблюдает Толстой при начале русского похода французского императора:

«Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали «Vive l’empereur!» На лицах этих людей было общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода, и восторга, и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.»

Продолжение

xn—-8sbwecb5biaenc.xn--p1acf

Статья на тему: История и традиции военной формы в русской армии и флоте

История и традиции военной формы

в русской армии и флоте

Российская армия и флот имеют богатейшие традиции, на которых воспитано не одного поколение выдающихся полководцев, военачальников, воинов-героев, прославивших Россию своими победами, создавших авторитет нашего Отечества как мировой державы. Сегодня возрождение и приумножение воинских традиций Вооруженных Сил — одно из условий высокой боеспособности армии и флота.

        Обратимся к историческому аспекту традиций формы одежды и распорядка дня в русской армии и флоте.

         Военная форма, правила ее ношения, традиции, ритуалы, связанные с ней, в некоторой степени компенсировали отсутствие в российской императорской армии целенаправленной воспитательной работы. Розги и шпицрутены, занятия «словесностью» и привычная дисциплинарная практика – все это не могло считаться необходимым и достаточным для процесса формирования личности защитника Отечества. В данном случае на одно из первых мест в процессе воспитания выходила военная форма.

         В повседневной жизни войск она становилась «живым свидетелем» славных ратных дел полка, носителем и содержанием его славных традиций.

         Для русского человека того времени огромное значение имел тот факт, что образцы военного обмундирования для каждой отдельной воинской части или учреждения утверждались лично императором. «Государевым», со всеми вытекающими из этого понятия плюсами и минусами, был и мундир – от головного убора до сапог, и сам его владелец. Даже темно-зеленый цвет мундира, который имели большинство пехотных полков российской армии, назывался «царским» цветом.

         С утверждением императорами мундиров различных полков было связано несколько легенд, влияние которых, трудно переоценить в формировании и развитии патриотизма защитников страны. Одна из них гласит, что гусары некоего полка на своих рейтузах носили «неполный» гусарский узел, он еще назывался «выкладка» (своеобразное украшение на верхней части рейтуз). Считалось, что Екатерина II лично вышивала это украшение на военной форме командира вновь создаваемого полка. Смерть помешала завершению работы. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий форму гусар украшал особенный, незаконченный императрицей узел. Из таких сказаний по крупицам складывались история и традиции российского воинства.

         Важнейшим качеством военной формы одежды, воспитательное значение которой трудно переоценить, была преемственность. Понимание важности этого качества воинского мундира было развито у руководства российской армии и, конечно, в самой армейской среде.

         В 1882 году император Александр III своим указом ввел новые образцы обмундирования, которые коренным образом изменили внешний облик русских солдат и офицеров. Эта попытка отойти от принципа преемственности встретила непонимание и пассивное противодействие и в гвардии, и в армейских частях.

         Впоследствии эти образцы военной формы были оценены как неудачные и просуществовали недолго.

         В период военной реформы 1907–1912 годов были приняты новые образцы военного обмундирования. После этой перемены российская армия приобрела узнаваемые черты русского воинства времен Отечественной войны 1812 года. Причем были устранены недостатки, имевшиеся в ней до этого.

         К сожалению, сегодня внешний вид воина, в широком смысле, не считается важным для поддержания воинского духа. В лучшем случае, он подменяется примитивной опрятностью и аккуратностью перед взором строго начальника. Произошедшие в 2005 году изменения в вещевом снабжении нашей армии и флота только подтверждают идею об отсутствии центральной идеи в вопросе формирования внешнего облика защитника Отечества.

         К примеру, приснопамятная папаха. Не было объективных причин снимать ее со снабжения в середине 1990-х годов. Но не имело смысла и вводить ее вновь.

         Исключительное влияние на воспитание и сплочение русской армии имел тот факт, что практически каждый полк, военное училище или кадетский корпус имели свои уникальные знаки различия петлицы и погоны. Начиная с этих внешних объединяющих факторов, дух коллективизма – полка, училища или корпуса – проникал в казарму и на плац, на занятия и в быт солдат и офицеров, кадетов и юнкеров. Отличия во внешнем виде были первыми кирпичиками, на которых основывались история и ратные традиции полков и военно-учебных заведений.

         Наши предки разумно предполагали, что человек, не способный принять, привить себе внешних черт коллектива, не будет способен по настоящему правильно понять внутреннюю составляющую военной службы, ратного служения своему Отечеству. Юнкер или кадет, который был не способен предстать перед своим ротным командиром в безупречном виде, никогда бы не смог получить увольнения. В конце концов такой человек или принимал требования, предъявляемые к военнослужащему, в том числе и к внешнему виду, или был вынужден оставить военную службу. Такими приемами формировалось трепетное и уважительное отношение к военной форме вообще и мундиру своего полка, училища или корпуса в частности.

         Сегодня трудно представить какую богатую цветовую палитру представляла собой военная форма русской армии перед Первой мировой войной. Особым разнообразием, о котором уже говорилось, отличались погоны и петлицы военно-учебных заведений и полков.

         В 1913 году существовало около 60 сочетаний пар цветов: поле погона (приборное сукно) и кант. Приборное сукно большинства воинских частей имело традиционные армейские цвета – алый, малиновый, синий, черный, желтый. Но были уникальные и очень оригинальные, если можно так выразиться, «невоенные» цвета – бирюзовый, светло-розовый, светло-зеленый. Однако каждый из этих цветов был связан с историей воинской части, ее славными традициями. Каждый из них был значим для своих обладателей, им гордились. Гордость за свой полк формировала уважение к чувствам представителей других воинских частей и учреждений.

         С этой целью обучение новобранца в русской армии начиналось с того, что он запоминал все воинские звания и их обозначения, военную форму и различия военнослужащих разных родов войск, представленных в гарнизоне. Это делалось, кроме всего прочего, с той целью, чтобы своим незнанием в случае встречи военнослужащие не обидели друг друга, так как трепетное отношение к своему мундиру, мундиру своего полка было повсеместным.

         В большинстве случаев обмундирование офицеров в русской армии не отличалось принципиально от обмундирования солдат соответствующих родов войск и частей.

         Например, погоны офицеров делались путем пришивания соответствующих галунов к солдатским погонам. Различия сводились в основном к отделке некоторых элементов форменной одежды и наличию специфических деталей обмундирования (эполет, аксельбанта). Это некоторым образом продолжало тот моральный принцип, что каждый офицер должен был начать свою военную службу солдатом.

         После того как в первой половине XIX века начала формироваться стройная система военно-учебных заведений, подобная практика стала давать значительные положительные результаты.

         Генерал Петр Краснов в своей работе «Душа Армии» писал: «Чувство особой коллективной единицы, столь важное на войне и для войны, усиливается, увеличивается, усугубляется одинаковой одеждою, одинаковым номером, общим названием – полковым мундиром. Мы пережили увлечение яркими, бьющими в глаза формами одежды, тяжелыми киверами, султанами, шитьем, этишкетами, лацканами и ментишкетами, и пережили новое увлечение защитным цветом, небрежно нашитыми общесерыми погонами с номером полка, наведенными химическим карандашом».

         Несомненно, что уважительному отношению к военной форме немало способствовала четкая система, подразделяющая ее на форму парадную, повседневную и полевую. Причем были ясно и просто описаны все случаи, когда и где надо быть в той или иной форме. К сожалению, сегодняшняя Российская армия потихоньку забывает, что такое парадная форма одежды. Ею обеспечены не более 60% офицеров и прапорщиков, а солдаты и сержанты по призыву не имеют ее вообще.

         Без преувеличения, огромное значение для воспитания воинского духа имели коллективные награды, существовавшие в русской армии. Свою традицию они ведут от красных чулок, которые получили за сражение под Нарвой 19 ноября 1700 года Преображенский и Семеновский полки. Со временем образцы обмундирования сменились, знаменитые чулки ушли в историю. Однако на протяжении всего XIX и в начале XX веках вся российская гвардия имела кожаное снаряжение только белого цвета. Яркая белая полоса, разделяющая мундир на две половины, сразу же выделяла на улице солдат гвардейских полков. В лейб-гвардии Павловском полку за особые ратные заслуги навечно остались знаменитые гренадерки.

         В XIX–XX веках самыми известными среди коллективных наград были: «поход за отличие», серебряные Георгиевские рожки, Георгиевские знамена. Эти знаки воинской доблести имели многие полки, батальоны и даже отдельные сотни, эскадроны и роты. Некоторые коллективные награды украшали мундиры военнослужащих. Самыми распространенными были знаки «За отличие» на головные уборы и особые петлицы на мундиры. Однажды данные, эти награды навсегда оставались в подразделении или воинской части. И каждый новобранец, приходя в полк, прикреплял к папахе или фуражке символы ратной славы своих предшественников, впитывая с первых дней службы славные традиции своей части.

         Знак «За отличие» был общим для всех видов войск или родов оружия, как говорили в то время. Иногда на них было написано, за какой именно подвиг, бой или сражение отмечено подразделение или воинская часть.

         По воспоминаниям современников, значительным воспитательным потенциалом обладала традиция шефства над полками. Шефа имели все полки и военно-учебные заведения русской армии. Это были представители императорской фамилии или царствующих династий иностранных государств, прославленные полководцы русской армии. Вышитые вензеля и трафаретные шифровки с инициалами шефов с гордостью носились на погонах всех военнослужащих полка. Боевая работа русской армии на полях сражений многих войн показывала, что эти воинские части воевали с особым мужеством и отвагой. Например, в начале декабря 1914 года в сражении на реке Ниде, под Новым Корчиным, отличились 35-я и 37-я пехотные дивизии. Наибольший успех имел полк с «лапками» на погонах. Так плененные германцы именовали непонятный им, но надолго врезавшийся в память вензель на погонах солдат и офицеров 145-го императора Александра III Новочеркасского пехотного полка.

         ХХ век армия России встретила, имея на вооружении приборные сукна более 30 различных цветов. А заканчивала этот переполненный военными событиями век практически с 5–6 ничего не говорящими цветами. Одна из самых перспективных – с воспитательной точки зрения, – система шевронов, еще только зарождается. Однако из-за бюрократизма и в силу геральдических правил и технологических возможностей ее становление произойдет еще не скоро и вряд ли сможет полностью компенсировать отсутствие традиций, которые были потеряны.

         В значительной степени военная форма русской армии отражала и развивала интернациональные чувства нашего народа, терпимость к представителям различных религиозных конфессий, нациям и народностям. От представителей других народностей наш народ и армия вбирали в себя лучшее, что видели в быту и условиях их жизни.

Это в полной мере касается обмундирования русской армии. Названия многих имевшихся и сегодняшних образцов обмундирования и снаряжения выдают их этимологию. Иностранным происхождением могли похвастаться: гомб, доломан, кивер, кираса, китель, ментик, погон, портупея, шинель, эполеты, этишкет и многие другие предметы. Бывало и такое, что образцы военной формы местного населения, исключительно походящие к условиям ведения боя, местным климатическим условиям, целиком перенимались нашими войсками. Наглядный пример – обмундирование воинов Кубанского и Терского казачьих войск, которое было полностью перенято у горских народов.

         Зачастую даже перегибы, свойственные нашему военному быту и связанные с внешним обликом, военной формой одежды, шли во благо, принимая порой форму гротеска.

         Одним из самых ярких таких примеров была традиция подбирать солдат, а порой и офицеров гвардейских полков, как говорится, «на одно лицо». Командующий войсками гвардии и Санкт-Петербургским военным округом, великий князь, лично распределял новобранцев, хорошо зная характерный «экстерьер», присущий военнослужащим каждого полка.

         Например, в лейб-гвардии Преображенском полку и Гвардейском экипаже традиционно служили высокорослые блондины. Дальше всех пошли в лейб-гвардии Павловском полку. В память о своем вечном шефе императоре Павле I, который был курнос, в полк подбирали солдат, имеющих такую ярко выраженную черту.

         Кроме того, воспитательная составляющая военного мундира, некоторых аспектов повседневной жизни войск отразились и в «неуставных» взаимоотношениях той поры. Они, надо сказать, имеют мало общего с сегодняшними негативными явлениями в Вооруженных силах РФ. Вспомним хотя бы существовавший в некоторых военных училищах так называемый «цук». В чем он выражался? Например, воспитанники младшего курса Николаевского кавалерийского училища, кроме исключительно правильного запрета на курение и пары ничего не значащих глупостей, должны были в любое время дня и ночи без запинки доложить старшекурснику: места дислокации всех регулярных кавалерийских полков (в 1910 году их было 66), установленные для этих полков приборное сукно и прибор, масть конского состава поэскадронно (эта цифра уже колебалась в пределах 370).

         В начале ХХ века военной форме пришлось сыграть еще одну своеобразную роль в судьбе русской армии. Первая мировая война потребовала огромного напряжения всех составных частей российского общества. Значительные потери, увеличение численности армии поставили серьезные задачи в деле снабжения войск. Промышленности Российской империи справиться с ними удавалось не всегда. К концу 1916 года в армии и на флоте стали проявляться признаки деморализации. И первыми симптомами этого недуга стали массовые нарушения установленной формы одежды, помноженные на перебои в централизованном вещевом обеспечении соединений и частей на фронте…

         Исследуя развитие военной формы в мире, можно отметить одну особенность. Она, полагаю, заключается в зависимости между функциональными качествами мундира и воинским духом армии, его морально-психологическим состоянием. Вместе с тем высочайший моральный дух сглаживал функциональные недостатки военной формы одежды солдат Суворова, Кутузова, которых не могли остановить никакие преграды и никакой противник. Защитники Севастополя в Крымской (Восточной) войне имели одни из самых неудобных образцов военной формы за всю историю существования регулярной российской армии. Но это не помешало им быть героями и оставаться ими все 349 дней обороны города. В то же время удобная, защищающая от холода, хорошо маскирующая форма в значительной степени способна повысить воинских дух солдат и офицеров, поднять их уверенность в собственных силах.

nsportal.ru

Русская армия в Туркестане. Эволюция военной формы: mikhael_mark — LiveJournal

Зацепила тема, недавно затронутая Вячеславом Кондратьевым (vikond65) — о русском покорении Туркестана. Захотелось снова немного нырнуть во вторую половину XIX века — одну из самых любимых мною исторических эпох. Особенно заинтересовал следующий факт, сообщаемый Вячеславом Игоревичем — «что некоторые солдаты обуты в лапти, оказавшиеся более удобной, хотя и менее прочной обувью, чем сапоги, в условиях пустынь и жаркого климата». Во мне снова проснулся страстный униформолог-любитель. Итак, небольшое иллюстрированное исследование о том, что и почему носила русская армия в период покорения Средней Азии.
Вот та самая интересная картинка из статьи В. Кондратьева. Про солдат в лаптях.
Она — из той самой эпохи, из второй половины XIX века.


Специфический комплект обмундирования для солдат и офицеров, служащих в Средней Азии, сложился не сразу. Собственно, Россия к присоединению туркестанских ханств — Кокандского, Бухарского и Хивинского — не особо и стремилась, незачем было. Дикие безводные пустыни с сорокаградусной жарой, по которым ползали только змеи, да периодически пробегали тушканчики, особой экономической выгоды не сулили. А затраты на их освоение требовались огромные. Однако, нескончаемые набеги диких (а также и не очень диких, что было ещё печальнее) кочевников, рассчитывавших поживиться на территории России рабами и наложницами, поневоле заставили Александра Освободителя как-то решать проблему. И стоило начаться боевым действиям, как немедленно выяснилось: для условий Туркестана необходима специальная военная форма.

Классический русский мундир 1860-х годов — а планомерное завоевание Средней Азии началось именно тогда — представлял из себя двубортный суконный полукафтан тёмно-зелёного цвета со стоячим воротником. Попробуйте представить себя на сорокаградусной жаре под палящим солнцем… ну, скажем, в чёрном шерстяном свитере. Поэтому в 1862 году существовавшая для спортивных упражнений лёгкая гимнастическая рубаха в Туркестане становится строевой формой. К ней прикрепляют погоны, поверх неё надевают амуницию. Так появилась всем хорошо знакомая гимнастёрка, благополучно просуществовавшая сто лет и упразднённая лишь в связи с появлением напалма — настолько эта вещь в солдатском гардеробе оказалась практичной и удобной.


На этом рисунке музыкант линейных батальонов Сырдарьинской области ещё в двубортном полукафтане, а музыкант семиреченских батальонов уже в гимнастёрке. Хорошо заметна также и другая характерная особенность туркестанских войск — голубые погоны солдат.


Чтобы не напекало голову, на форменные кепи надевали белый полотняный чехол — одежда белого цвета больше отражает солнечного излучения и потому меньше прогревается. Штаны в туркестанских войсках носили кожаные — для защиты от укусов скорпионов и ядовитых пауков. По уставу эти штаны должны были быть крапового цвета, однако на практике, судя по имеющимся изображениям, цвет мог отличаться — в диапазоне от красного до коричневого. Требования на счёт материала тоже вряд ли часто соблюдалось — слишком уж жарко в условиях Средней Азии было преть в кожаных шароварах.


Офицеры и генералы вместо гимнастёрки могли носить белые полотняные кителя, а вместо кепи — фуражки, также закрывавшиеся белыми чехлами. Впрочем, младшие офицеры предпочитали кителям солдатские гимнастёрки, к которым просто крепились офицерские погоны. Как вот на этой картине В. Верещагина (см. рисунок ниже).


В 1874 году в ходе Военной реформы был учреждён Туркестанский военный округ. Особенности обмундирования, прежде лишь разрешённые для войск, сражающихся в Средней Азии, теперь, для Туркестанского военного округа вводились официально. Примерно с этого же периода для защиты ушей и шеи от солнечных ожогов к белому чехлу на кепи стал крепиться полотняный назатыльник — на арабский манер.


Современная иллюстрация художника Олега Пархаева позволяет сравнить туркестанские войска
с войсками Кавказского военного округа, служившими пусть и в жарком климате, но не в столь пустынном
и имевшими, где спрятаться от палящего солнца.


Как и во всех военных экспедициях Российской империи, в Кокандском и Хивинском походах и Ахалтекинской экспедиции активное участие принимали казаки. В частности, казаки Оренбургского и Сибирского казачьих войск. Несколько полков Сибирского войска были отделены для того, чтобы из них на территории современного Казахстана сформировать новое казачье войско — Семиреченское. Казаки носили свою традиционную одежду, покрой которой практически не менялся на протяжении всего царствования Александра Освободителя. Только фасон головного убора претерпел некоторые изменения. Сибирское, Семиреченское и Оренбургское казачьи войска (в отличие от Донского) носили зелёные мундиры, различавшиеся по войскам цветом погон, лампас и выпушек.


Погоны и лампасы Сибирского войска были красного цвета. Оренбургского — голубого. Казачьим офицерам полагались серебряные эполеты.

 


Семиреченское казачье войско получило погоны и лампасы малинового цвета.


Вот ещё немного картинок по казакам.

Крепость Геок-Тепе была взята войсками Скобелева 24 января 1881 года. В Петербурге ещё царствовал император Александр Освободитель. Но рапортовать о своей победе Скобелеву пришлось уже перед другим императором: 1 марта 1881 года «грянул взрыв, с Екатеринина канала Россию облаком накрыв». Величайший реформатор в русской истории был убит кучкой недоучившихся студентов, возомнивших себя вправе решать судьбу русского народа, но «забывших» спросить на это у него разрешения.

Пришедший к власти император Александр III (ему суждено было войти в историю в качестве Александра Миротворца) придерживался консервативных и славянофильских взглядов. И обмундирование войск при нём подверглось существенным изменениям в русском простонародном стиле. На смену элегантным полукафтанам предыдущего царствования пришли армяки — чёрные для нижних чинов, «цвета морской волны» — для офицеров. Точно такие же армяки получили и войска Туркестанского военного округа.


Фельдфебель стрелковых батальонов Туркестанского
военного округа в мундире от Александра Миротворца.


Впрочем, никакие царские указы не в состоянии были отменить ни климата, ни скорпионов, а потому большую часть года туркестанские войска продолжали носить свои традиционные белые гимнастёрки и полотняные кителя, сменив только кепи на фуражки. А нижним чинам оставили их традиционные краповые штаны.

mikhael-mark.livejournal.com

Русская армия в Туркестане. Эволюция военной формы (10 фото) . Чёрт побери

Специфический комплект обмундирования для солдат и офицеров, служащих в Средней Азии, сложился не сразу. Собственно, Россия к присоединению туркестанских ханств — Кокандского, Бухарского и Хивинского — не особо и стремилась, незачем было. Дикие безводные пустыни с сорокаградусной жарой, по которым ползали только змеи, да периодически пробегали тушканчики, особой экономической выгоды не сулили. А затраты на их освоение требовались огромные.

Однако, нескончаемые набеги диких (а также и не очень диких, что было ещё печальнее) чурок, рассчитывавших поживиться на территории России рабами и наложницами, поневоле заставили Александра Освободителя как-то решать проблему. И стоило начаться боевым действиям, как немедленно выяснилось: для условий Туркестана необходима специальная военная форма.

Классический русский мундир 1860-х годов — а планомерное завоевание Средней Азии началось именно тогда — представлял из себя двубортный суконный полукафтан тёмно-зелёного цвета со стоячим воротником. Попробуйте представить себя на сорокаградусной жаре под палящим солнцем… ну, скажем, в чёрном шерстяном свитере.

.
Солдаты в лаптях, из второй половины XIX века.

Поэтому в 1862 году существовавшая для спортивных упражнений лёгкая гимнастическая рубаха в Туркестане становится строевой формой. К ней прикрепляют погоны, поверх неё надевают амуницию. Так появилась всем хорошо знакомая гимнастёрка, благополучно просуществовавшая сто лет и упразднённая лишь в связи с появлением напалма — настолько эта вещь в солдатском гардеробе оказалась практичной и удобной.

На этом рисунке музыкант линейных батальонов Сырдарьинской области ещё в двубортном полукафтане, а музыкант семиреченских батальонов уже в гимнастёрке. Хорошо заметна также и другая характерная особенность туркестанских войск — голубые погоны солдат.

Чтобы не напекало голову, на форменные кепи надевали белый полотняный чехол — одежда белого цвета больше отражает солнечного излучения и потому меньше прогревается. Штаны в туркестанских войсках носили кожаные — для защиты от укусов скорпионов и ядовитых пауков.

По уставу эти штаны должны были быть крапового цвета, однако на практике, судя по имеющимся изображениям, цвет мог отличаться — в диапазоне от красного до коричневого. Требования на счёт материала тоже вряд ли часто соблюдалось — слишком уж жарко в условиях Средней Азии было преть в кожаных шароварах.

Офицеры и генералы вместо гимнастёрки могли носить белые полотняные кителя, а вместо кепи — фуражки, также закрывавшиеся белыми чехлами. Впрочем, младшие офицеры предпочитали кителям солдатские гимнастёрки, к которым просто крепились офицерские погоны. Как вот на этой картине В. Верещагина.

В 1874 году в ходе Военной реформы был учреждён Туркестанский военный округ. Особенности обмундирования, прежде лишь разрешённые для войск, сражающихся в Средней Азии, теперь, для Туркестанского военного округа вводились официально. Примерно с этого же периода для защиты ушей и шеи от солнечных ожогов к белому чехлу на кепи стал крепиться полотняный назатыльник — на арабский манер.

Как и во всех военных экспедициях Российской империи, в Кокандском и Хивинском походах и Ахалтекинской экспедиции активное участие принимали казаки. В частности, казаки Оренбургского и Сибирского казачьих войск. Несколько полков Сибирского войска были отделены для того, чтобы из них на территории современного Казахстана сформировать новое казачье войско — Семиреченское.

Крепость Геок-Тепе была взята войсками Скобелева 24 января 1881 года. В Петербурге ещё царствовал император Александр Освободитель. Но рапортовать о своей победе Скобелеву пришлось уже перед другим императором: 1 марта 1881 года «грянул взрыв, с Екатеринина канала Россию облаком накрыв». Величайший реформатор в русской истории был убит кучкой недоучившихся студентов, возомнивших себя вправе решать судьбу русского народа, но «забывших» спросить на это у него разрешения.

Пришедший к власти император Александр III (ему суждено было войти в историю в качестве Александра Миротворца) придерживался консервативных и славянофильских взглядов. И обмундирование войск при нём подверглось существенным изменениям в русском простонародном стиле. На смену элегантным полукафтанам предыдущего царствования пришли армяки — чёрные для нижних чинов, «цвета морской волны» — для офицеров. Точно такие же армяки получили и войска Туркестанского военного округа.

Впрочем, никакие царские указы не в состоянии были отменить ни климата, ни скорпионов, а потому большую часть года туркестанские войска продолжали носить свои традиционные белые гимнастёрки и полотняные кителя, сменив только кепи на фуражки. А нижним чинам оставили их традиционные краповые штаны.

chert-poberi.ru

Военная форма одежды. История отечественной военной формы (Россия, Студия «Крылья России», 5 серий) 2010 год смотреть онлайн в хорошем качестве

Режиссёр сериала: Константин Поляков
Автор сценария: Константин Поляков
Консультант: Кирилл Цыпленков
Режиссёр монтажа: Константин Поляков
Компьютерная графика: Александр Пахомцев, Сергей Перницкий
Операторы: Алексей И. Поляков, Андрей Лебедев
Музыка: De Wolfe
Художник: Андрей Каращук
Продюсер: Сергей Викулин

Сериал «Военная форма одежды» рассказывает о появлении и развитии отечественной военной формы одежды в период с 1917 по 1991 годы.

Сериал «Военная форма одежды» рассказывает о появлении и развитии отечественной военной формы одежды в период с 1917 по 1991 годы. Сериал состоит из 5 фильмов, продолжительностью 38 минут каждый. В сериале использована уникальная хроника, современная съёмка в музее военной формы и трёхмерная компьютерная графика. Замечательный документальный цикл — смотрится на одном дыхании. Очень интересно и познавательно.

Вторая серия

Третья серия

Четвертая серия

Военная форма военно-морского флота. Пятая серия

Военная форма — одинаковая по стилю, покрою, цвету и строго регламентированная по внешнему виду одежда военнослужащих. Она указывает на принадлежность воина к тем или иным вооружённым силам. Неизменный атрибут военной формы — знаки различия. Они позволяют определить род войск и звание военнослужащего.

С появлением Красной армии и Флота возник вопрос о новой одежде для солдат, матросов и командиров.


В дальнейшем в СССР неоднократно проводились реформы по изменению облика одежды военнослужащих. Иногда причинами для этого были войны, а иногда — амбиции военных чинов. Немаловажным фактором, влияющим на изменения в военной форме, стало и развитие военной техники. В нашей стране создавалось отдельное спецобмундирование, которое в некоторых случаях заменяло даже парадную военную форму…
Сериал состоит из 5 фильмов, продолжительностью 38 минут каждый. В сериале использована уникальная хроника, современная съёмка в музее военной формы и трёхмерная компьютерная графика.


voenhronika.ru

Военная форма одежды

 

 

 

 

 

 

 

Военная форма одежды — это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям. Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения. Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение. Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй половине XVII века  в европейских армиях, однако попытки ввести общие для всех  элементы в одежду и снаряжение воинов с целью отличить их от военнослужащих противной стороны предпринимались практически на протяжении всей европейской военной истории. Наиболее близко к введению однообразной форменной одежды в начале новой эры подошла армия древнего Рима, традиционно одевая своих легионеров в красные шерстяные плащи и одежду белого цвета. К слову, следует сказать, что именно от римских легионов перешли в современные армии принципы организации, внутреннего порядка, субординации и военной геральдики. Из периода средневековья, можно вспомнить об отличительном знаке участников крестовых походов — матерчатом  кресте нашитом на одежду и дальнейшем развитии этой эмблемы — атрибутов различных рыцарских орденов. В дальнейшем по мере развития военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно управлять войсками в ходе сражения. Задача решалась введением на время кампании и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды военнослужащих: отличительных украшений головных уборов,  шарфов, лент одного цвета и т. п.. Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств, которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств. В период тридцатилетней войны в Европе (1618-1648 гг.) в армиях противоборствующих государств стали появляться части носившие одежду одного цвета, однако различных покроев и конструкции. Зачастую изготовление такой одежды происходило по инициативе шефов и командиров той или иной части, ношение ее не регламентировалось на государственном уровне и следовательно не являлось обязательным, однако в частях прославивших свои знамена на поле брани ношение одежды определенных цветов стало превращаться в устойчивую боевую традицию. Примерно в этот же период в России по сообщениям иностранных авторов (Кемфер, Пальмквист), единообразная форменная одежда появляется в  московских стрелецких полках. Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем королевская гвардия получила  кафтаны синего цвета с красным прикладным сукном, армейская пехота — серые, кавалерия — красные. До конца XVII века  униформу получили все наиболее передовые армии европейских государств. В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого. Начиная с 1699 г.военная форма и правила ее ношения  устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков. В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны — синие, артиллерия — красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков. При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии — гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра  III. В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени. Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной  шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий. С воцарением сына Екатерины Великой — Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы «неудобной» формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования — шинель, взамен зимнего шерстяного плаща — епанчи.  После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску. Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии — уланских полков. Впервые военная форма была установлена для казаков Донского,  Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет. В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска. Пехота кавказского корпуса получает особую «кавказскую» форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах. После окончания крымской войны в царствование Александра II остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т.н. полукафтан. Вместо каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют отдельного исследования. При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования. Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под дивизом «народности», истинная причина изменений заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания. Последнее царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды. В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы — РККА, впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций «кровавого» царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих — погоны. От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии. В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен «кафтана» защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия. В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них устанавливается традиционная форма одежды. В 1940 г. отменяется ношение пожалуй наиболее яркого символа красной армии — буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г. После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии. Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров. В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы — «афганка». Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века  характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно проглядываются извращенные понятия о воинской красоте «арбатских» генералов. Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Никогда не забуду, когда летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной  х/б ткани светло-серого цвета. Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров и цветными у солдат и сержантов. В заключении хочу отметить, что на протяжении всей истории Российского государства его руководители придавали вопросу разработке и изготовления форменной одежды для военнослужащих первостепенное значение, благодаря чему русские и советские войска снабжались качественным и современным обмундированием в достаточном количестве.

 

cris9.armforc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *