Урок по русскому языку на тему «Этимология слов»

          Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тлогобская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

                      Урок по русскому языку для 6-го класса

 «Этимология слов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провел  учитель  русского языка и литературы  – Ахмедова Р.Д.

 

 

 

 

                                   Тлогоб — 2018

Урок по русскому языку для 6-го класса

Тема урока «Этимология слов».

Цель урока: познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.

Задачи:

— познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря;

— формировать у школьников навыки работы с этимологическими словарями, формировать умение применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;

— воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  этимологические словари разных авторов, таблицы, презентация Power Point.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала. Слово учителя.

IV. Закрепление материала.

4.1. Тренировочное упражнение. Этимология слова при объяснении фактов лексики.

4.2. Заполнение таблицы. Этимология слова при объяснении фактов лексики.

4.3. Сообщение ученика. Этимология слова при объяснении фактов лексики и словообразования.

4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски. Этимология слова при объяснении фактов словообразования.

4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы. Этимология слова при объяснении фактов орфографии.

5. Подведение итогов урока. Слово учителя.

6. Задание на дом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверка домашнего упражнения, чтение «по цепочке».

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя.

Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова: 

торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?

Существует специальная наука – этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.

Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.

Сможете ли вы ответить, откуда произошло слово медведь? Почему этот зверь назван именно так? Рассмотрим этимологию этого слова.

Дело в том, что наши предки почитали это животное, очень боялись его и даже старались не упоминать его имя. Поэтому они придумали для него иносказательное название медведь. Это слово было первоначально сложным. Оно было образовано от слова мёд, которое в древности имело основу медв-, и корня глагола есть. Слово медведь означало «тот, кто ест мёд». Славяне очень часто сталкивались с проявлениями этого качества косолапого зверя. Нередко медведь разорял ульи или опережал людей в поисках дикого мёда.

В чём же состоят особенности этимологического словаря?

Задание.

Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?

Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и др. словарные статьи к слову запанибрата и зачитывают их.

1. Запанибрата, нареч. (разг.). Слишком бесцеремонно, фамильярно. Быть запанибрата с кем-нибудь.

2. Запанибрата. Собственно русское. Возникло путём сращения в одно слово предлога за с вин. пад. слова панибрат – «ровня», «друг», заимствованного из польского языка.

Вывод: в статьях толкового словаря объясняется  современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.

Учащиеся делают запись в тетради.

Особенности этимологического словаря:

1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.

2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.

3. Большая роль автора, составителя словаря.

 

IV. Закрепление материала.

Учитель: Как же может нам пригодиться этимологический словарь в школьной практике? Чем может помочь?

Этимологический словарь способствует глубокому раскрытию значений слов. Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет, получивший наименование, был назван так, а не иначе. Таким образом, мы выявляем образ, положенный в основу слова. Связь названий и предметов, явлений окружающего мира раньше хорошо осознавалась. Сейчас она вскрывается лишь путём реставрирования первоначальных значений.

4.1. Тренировочное упражнение.

Учитель: Попробуем с помощью этимологического словаря выявить образы, положенные в основу слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий. Для этого определим современное толкование значения слова, слово-источник происхождения, первоначальное значение слова.

Учащиеся работают над упражнением, пользуясь этимологическими словарями для школьников. Приведём примерные ответы учащихся.

Кольчуга названа так потому, что её делали из колец. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Слово образовано с помощью суффикса –уга- от слова кольцо.

Слово черепок означает «обломок разбитого керамического изделия». Оно образовано от слова череп со значением «глиняная посуда».

Наречие дотла означает «без остатка, до основания (преимущественно о том, что сгорело)».

Оно образовано от слова тло, что означало «дно, пол, основание».

Для слова насекомое будет родственным слово насечки. Животное названо по насечкам, которое делят тело на части и характерны для данного вида животных.

Слово бояре образовано от существительного бой – «битва, сражение». Слово имело первоначальное значение «воин».

Слово дремучий в выражении дремучий лес означает «густой, тёмный, труднопроходимый». Оно образовано от глагола дремать. Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».

4.2. Заполнение таблицы.

Учитель: Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова. В первом столбике таблицы даны слова: оранжевый, территория, ангина, гранит, помидор, депутат

. Чтобы убедиться в том, что эти слова заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова. Полученные данные запишем во второй столбик таблицы. В третий столбик запишем значение заимствованного слова в русском языке.

Заимствованное слово

От какого иностранного слова оно образовано

Что означает заимствованное слово в русском языке

Оранжевый

 

 

Территория

 

 

Ангина

 

 

Гранит

 

 

Помидор

 

 

Депутат

 

 

 

Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.

Вывод: первичный образ, положенный в основу слова и выявленный с помощью этимологии, помогает лучше понять современное значение слова.

 

4.3. Сообщение ученика.

Учитель: Часто этимологические словари помогают выяснить, что иногда очень разные по значению слова являются родственными по происхождению. Заслушаем сообщение, которое было подготовлено к сегодняшнему уроку.

Ученик: Определим с помощью этимологического словаря общее в значении слов: внушать – ухо, врач – врун, обаяние – басня.  Для этого найдём источник происхождения первого слова и толкование его первоначального значения.

Древнее значение глагола внушить – «услышать». Он образовался от сочетания вън уши (вън – древний вариант предлога и приставки в-), т.е. внушать – «вводить, вставлять в уши». Привычное для нас значение «убедить» развилось только к началу XIX века.

Слово врач образовано от слова врать – «говорить». Первоначальное значение – «заговаривающий, волшебник». Так получилось, что у слова врать значение стало развиваться, так сказать, в сторону ухудшения, а у слова врач – в сторону улучшения. В русских диалектах встречается врач «обманщик, лгун».

Слово обаяние образовано от глагола обаять – «околдовать словами», которое, в свою очередь, образовано от глагола баять – «говорить». Первоначально обаяние – «колдовство словами, состояние околдованного словами». Слово басня также образовано от глагола баять – «говорить». Его первоначальное значение – «сказка, рассказ».

 

4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски.

Учитель: Рассмотрим группы слов: завтрак – утро, висок – висеть, подол – долина. В данных словах выделим корень. Можем ли мы считать их родственными с современной точки зрения? Нет. Однако эти слова являются родственными по происхождению. Для того чтобы доказать их общность, найдём исторические корни в каждой паре слов, обращаясь к этимологическому словарю.

Приведём примерные ответы.

Завтрак образовано от за утра, утро с помощью суффикса – ок. У изменилось в в, -ок изменилось в –ак под влиянием аканья.

Висок (ср. висеть) первоначально означало «висящая прядь волос».

Подол  возникло на основе сочетания по долу, т.е. по низу; длань – ладонь, т.е. низ. Кстати именно значение «долина, низина» (наряду с низ юбки) было в древнерусском языке и до сих пор есть в современных русских народных говорах.

Вывод: этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном русском языке не являются родственными.

 

4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы.

Учитель: В слове коварный мы видим орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Для того чтобы узнать, какой гласный мы напишем в корнях этих слов, обратимся к их происхождению. С помощью этимологического словаря  подберём к слову коварный исторически родственные слова, которые помогут нам узнать их правописание.

Прилагательное коварный образовано от слова коварь, что означало «кузнец». Славяне считали кузнецов колдунами, потому что кузнец связан с огнём, умеет управляться с металлами. Возможно, именно поэтому у прилагательного, образованного от  слова кузнец, и появилось такое значение. Таким образом, исторически родственными словами к прилагательному коварный являются слова коварь, подкова, ковка. В корне этих слов под ударением о. Коварный — ковка, подкова, коварь. В слове коварный в корне пишем о.

Вы разделены на группы. Каждой группе предлагается проблема для самостоятельного исследования. С помощью этимологического словаря необходимо подобрать исторически родственные слова к словам печаль, запятая, колесо, текстильный, которые помогут проверить их правописание.

Приведём примерные ответы учеников.

Слово печаль. Орфограмма «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». С помощью этимологии выявляем, что слово печаль происходит от древнего слова печа – «забота» и буквально означало «то, что жжёт». Печаль – печа. В корне пишем е.

Слово запятая происходит от древнего глагола запяти, имеющего  значение  «задержать». Получается, что запятая буквально означает «задержка, остановка» — именно так раньше её воспринимали писцы, да и при чтении запятая означает то же самое. Того же корня слово препятствие. Таким образом, исторически родственными словами к существительному запятая являются слова запяти, препятствие. В корнях этих слов под ударением гласный я ([`а]). Запятая – препятствие, запяти. В слове запятая в корне пишем я

Слово колесо восходит к древнему славянскому слову коло «круг, колесо». Древний суффикс -ес- сейчас ещё в существительных телеса, небеса, словеса (когда-то это были формы множественного числа от тело, небо, слово). Колесо – коло. В корне пишем о.

Слово текстильный. Слово заимствовано из французского языка. Французское  texte восходит к латинскому textum «ткань». К этому же слову восходит слово текст, которое первоначально означало «сотканное», а затем получило значение «связь», «стиль», «слог». Текстильный – текст. В корне пишем е.

Вывод: этимология даёт нам возможность не только узнать происхождение слова, но и во многих случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе.

V. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять  его написание. Я думаю, что теперь вы будете часто обращаться за помощью к этимологическим словарям, и надеюсь, что тайны, которые таят в себе слова, станут доступными вам.

VI. Задание на дом.

Создать презентацию, иллюстрирующую историю происхождения интересующего вас слова. При выполнении домашнего задания необходимо  обращаться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и «Школьному  этимологическому словарику».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

значение слова «%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%A7%D0%A3%D0%93%D0%90» в онлайн-словаре Reword

Начните вводить слово:


Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей


  • Большой российский энциклопедический словарь
  • Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
  • Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
  • Толковый словарь Ефремовой
  • Толковый словарь В. И. Даля
  • Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
  • Словарь иностранных слов
  • Этимологический словарь Фасмера
  • Орфографический словарь Лопатина
  • Словарь русских синонимов Н. Абрамова
  • Украинский толковый словарь
  • Большой англо-русский словарь (с транскрипциями)
  • Большой русско-английский словарь
  • Merriam-Webster’s Collegiate® Dictionary, 11th Edition
  • Немецко-русский словарь
  • Русско-немецкий словарь
  • Большой русско-украинский словарь
  • Французско-русский словарь
  • Русско-французский словарь
  • Испанско-русский словарь
  • Русско-испанский словарь
  • Итальянско-русский словарь
  • Русско-итальянский словарь
  • Чешско-русский словарь
  • Русско-чешский словарь
  • Белорусско-русский словарь
  • Русско-белорусский словарь
  • Польско-русский словарь
  • Русско-польский словарь
  • Голландско-русский словарь
  • Русско-голландский словарь
  • Русско-грузинский словарь
  • Грузинско-русский словарь
  • Русско-узбекский словарь
  • Узбекско-русский словарь
  • Русско-турецкий словарь
  • Турецко-русский словарь
  • Латинско-русский словарь
  • Русско-латинский словарь
  • Русско-эсперантский словарь Е. А. Бокарёва
  • Русско-Эсперинг-Английский словарь — 10.600 русских слов.
  • Гагаузско-русский этимологический словарь
  • Новейший философский словарь
  • Словарь юридических терминов
  • Словарь экономических терминов
  • Словарь медицинских терминов
  • Психологический словарь
  • Словарь по психоанализу
  • Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
  • Словарь поэтических терминов
  • Словарь сексологических терминов
  • Породы собак
  • Большой словарь оружия
  • Краткая энциклопедия комнатных растений
  • Словарь компьютерных терминов
  • Banking and Business Abbreviations

К сожалению, ничего не найдено

Кольчуга — Простая англоязычная Википедия, свободная энциклопедия

Переключить оглавление

Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии.

Кольчуга крупным планом.

Кольчуга , или кольчуга , [1] — это тип брони. Он сделан из маленьких металлических колец, соединенных вместе в виде сетки. Кельтам обычно приписывают изобретение кольчужных доспехов. [2] Кельтская кольчуга обычно изготавливалась в виде жилета. [2]

Происхождение* слова «почта» точно не известно. Одна из теорий состоит в том, что оно первоначально происходит от латинского слова macula , что означает «пятно» или «непрозрачность». [3] Другая теория связывает это слово со старофранцузским «maillier», что означает «забивать молотком» (связано с современным английским словом «ковкий»). [3] Кольчуга называется кольчугой (haubergeon или byrnie). Кольчужные поножи назывались шоссами. Кольчужный капюшон назывался чепчиком и покрывал голову, шею и плечи.

*Другой возможный источник — итальянский. Слово, обозначающее джерси или свитер, а иногда и рубашку, на современном итальянском языке звучит как maglia или по-французски maillot .

Многие ученые считают, что кольчугу изобрели древние кельты примерно в 3 веке до нашей эры. [4] В то время их изделия из железа были, вероятно, лучшими в Европе. [5] Римляне быстро приняли его для своей армии. Рубашка из кольчужных доспехов весила около 30 фунтов (14 кг). [4] После боя было принято снимать с мертвых оружие и доспехи. [6] Известно, что викинги надевали кольчужные доспехи всякий раз, когда они попадались им в руки. Почта была дорогой, ее изготовление отнимало много времени и требовало запаса железа. Он стал дороже, поскольку были улучшены материалы и качество изготовления. [7] Кольчужные доспехи использовались в Европе до 15 века. [8]

Кольчуга сегодня используется в перчатках, чтобы мясники и пожарные не порезались. [9] Некоторые дайверы носят кольчужные костюмы, когда плавают рядом с акулами и особенно кормят их. [10] Но почта тяжелая и затрудняет передвижение. [10] Почта очень популярна среди реконструкторов истории. [11] Он также популярен в ролевых играх. [12]

  1. ↑ «кольчуга» Кембриджские словари онлайн
  2. 2.0 2.1 Хейзел Ричардсон, Жизнь древних кельтов (Нью-Йорк: Crabtree Publishing Co., 2005), с. 28
  3. 3.0 3.1 «почта, №3». OED Online . Декабрь 2011 г. Издательство Оксфордского университета.
  4. 4.0 4.1 Ричард А. Габриэль, Великие армии древности (Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2002), с. 21
  5. ↑ Ричард А. Габриэль, Древний мир (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2006), с. 79
  6. Энциклопедия военной науки , изд. Г. Курт Пилер (Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc., 2013). п. 270
  7. Баллистические материалы и механика проникновения , изд. Roy Laible (Амстердам; Нью-Йорк: Elsevier Scientific Pub. Co., 1980), с. 16
  8. ↑ Мишель Байам, Arms and Armor (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: DK Publishers, 2011), с. 24
  9. ↑ Гавриэль Салвенди, Справочник по человеческому фактору и эргономике (Хобокен, Нью-Джерси: Wiley, 2012), с. 904
  10. 10.0 10.1 Кэтрин Вейтч, Руководство Сорвиголовы по плаванию с акулами (Северный Манкато, Миннесота: Capstone Press, 2013), с. 25
  11. ↑ Майкл А. Крамер, Средневековая фантазия как представление: Общество творческого анахронизма и современного Средневековья (Lanham, MD: Scarecrow Press, 2010). п. 123
  12. ↑ Лиззи Старк, Покидая Мунданию: Внутри преобразующего мира ролевых игр с живым действием (Чикаго: Chicago Review Press, 2012), с. 113

Кольчуга — Простая англоязычная Википедия, свободная энциклопедия

Переключить оглавление

Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии

Кольчуга крупным планом.

Кольчуга , или кольчуга , [1] — это тип брони. Он сделан из маленьких металлических колец, соединенных вместе в виде сетки. Кельтам обычно приписывают изобретение кольчужных доспехов. [2] Кельтская кольчуга обычно изготавливалась в виде жилета. [2]

Происхождение* слова «почта» до конца не известно. Одна из теорий состоит в том, что оно происходит от латинского слова 9.0019 макула , что означает «пятно» или «непрозрачность». [3] Другая теория связывает это слово со старофранцузским «maillier», что означает «забивать молотком» (связано с современным английским словом «ковкий»). [3] Кольчуга называется кольчугой (haubergeon или byrnie). Кольчужные поножи назывались шоссами. Кольчужный капюшон назывался чепчиком и покрывал голову, шею и плечи.

*Другой возможный источник — итальянский. Слово, обозначающее джерси или свитер, а иногда и рубашку, в современном итальянском языке — 9. 0019 maglia или, по-французски, maillot .

Многие ученые считают, что кольчугу изобрели древние кельты примерно в 3 веке до нашей эры. [4] В то время их изделия из железа были, вероятно, лучшими в Европе. [5] Римляне быстро приняли его для своей армии. Рубашка из кольчужных доспехов весила около 30 фунтов (14 кг). [4] После боя было принято снимать с мертвых оружие и доспехи. [6] Известно, что викинги носили кольчужные доспехи всякий раз, когда они могли достать их. Почта была дорогой, ее изготовление отнимало много времени и требовало запаса железа. Он стал дороже, поскольку были улучшены материалы и качество изготовления. [7] Кольчужные доспехи использовались в Европе до 15 века. [8]

Кольчуга сегодня используется в перчатках, чтобы мясники и пожарные не порезались. [9] Некоторые дайверы носят кольчужные костюмы, когда плавают рядом с акулами и особенно кормят их. [10] Но почта тяжелая и затрудняет передвижение. [10] Почта очень популярна среди реконструкторов истории. [11] Он также популярен в ролевых играх. [12]

  1. ↑ «chain mail» Кембриджские словари онлайн
  2. 2.0 2.1 Хейзел Ричардсон, Жизнь древних кельтов (Нью-Йорк: Crabtree Publishing Co., 2005), с. 28
  3. 3.0 3.1 «почта, №3». OED онлайн . Декабрь 2011 г. Издательство Оксфордского университета.
  4. 4.0 4.1 Ричард А. Габриэль, Великие армии древности (Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2002), с. 21
  5. ↑ Ричард А. Габриэль, Древний мир (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2006), с. 79
  6. Энциклопедия военной науки , изд. Г. Курт Пилер (Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc., 2013). п. 270
  7. Баллистические материалы и механика проникновения , изд. Roy Laible (Амстердам; Нью-Йорк: Elsevier Scientific Pub.