Имеет ли Северная Корея ядерное оружие? Страны с ядерным оружием

В статье поговорим об испытании ядерного оружия в Северной Кореи, а также о других странах, которые могут представлять угрозу. Подробно рассмотрим этот вопрос со всех сторон, а также изучим ядерные испытания в Корее и поговорим о потенциале других стран.

Ракетно-ядерная программа КНДР

Так условно называется комплекс исследовательских работ по созданию ядерных зарядов в Северной Кореи. Все данные основываются на официальных документах или заявлениях правительства страны, так как разработки скрыты. Власть заверяет, что все испытания носят исключительно мирный характер и направлены на изучение космоса. Зимой 2005 года Северная Корея о ядерном оружии заявила официально и через год уже произвела первый взрыв.

Известно, что после войны США регулярно угрожали Северной Корее тем, что могут применить ядерное оружие. Правитель Ким Ир Сен, находясь под защитой СССР, был спокоен в этом отношении, пока не узнал, что США планировали сбросить на Пхеньян 7 ядерных зарядов во время Корейской войны. Это послужило мощным толчком к тому, что в Кореи начались исследования ядерной энергии. Принято считать 1952 год началом ядерной деятельности КНДР. Действовала страна совместно с СССР, который оказывал немалую помощь. С 1970-х годов началась разработка ядерного оружия в Северной Корее. Были заключены договора с Китаем, который пустил исследователей на свои полигоны.

В 1985 году под сильным давлением со стороны СССР КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия.

Первое испытание

Осенью 2006 года власти страны заявили о том, что было успешно проведено первое ядерное испытание. В официальном заявлении говорилось о том, что это было подземное испытание, которое послужит миру и стабильности на Корейском полуострове. Исследование проходило на полигоне Пунгери, который располагается на северо-востоке республики, меньше чем в 200 км от границы с Россией. Подземный толчок вызвал землетрясения в Японии, США, Австралии, Южной Корее и России.

После этого вопрос о том, есть ли ядерное оружие у Северной Корее, больше не стоял. Власти КНР были предупреждены за 2 часа до взрыва. Мировые державы, включая Россию и Китай, а также высшие эшелоны власти Евросоюза и НАТО критически отнеслись к тестированию ядерного оружия. Политические лидеры открыто высказывали свое недовольство. Из-за этого армия Северной Кореи, вооружение которой заслуживает внимания, сразу же пришла в боевую готовность.

Второе испытание

Весной 2009 года прошло второе испытание, мощность которого была намного больше. После взрыва на 9 языках международное радио Кореи вещало о том, что их народ вышел в поддержку испытания оружия, так как регулярно появляется угроза со стороны США. Корея же, в свою очередь, просто проводит решительные меры для возможной защиты своей территории.

При этом Южная Корея присоединилась к странам, которые негативно отнеслись к такому положению дел. Правительство США даже выдвинуло санкции против КНДР. В ответ власти сказали, что, если будут проводится массовые досмотры, Корея воспримет это как начало войны.

Третье испытание

Зимой 2013 года республика публично заявила о том, что намерена провести ещё одно испытание. В феврале исследователи из США заметили подземные толчки, локализация которых находилась примерно в области ядерного полигона Северной Кореи. В ООН было объявлено об обнаружении странного сейсмического явления, имеющего признаки взрыва. В тот же день власти Северной Кореи заявили об успешно проведенном эксперименте. 12 декабря 2012 года исследователи КНДР вывели на орбиту новый спутник, из-за чего начался кризис в стране. Отношения США, Южной Кореи, Японии и Северной Кореи сильно накалились.

Все еще думаете, есть ли ядерное оружие у Северной Кореи и сколько его? Будет полезно узнать, что в 2015 году Ким Чен Ын официально заявил, что у страны есть водородная бомба. Аналитики с уверенность сказали, что, скорее всего, разработки в этом направлении ведутся, но готовых боезарядов ещё нет.

В январе 2016 года власти Южной Кореи поделились информацией о том, что КНДР якобы готовится к испытанию водородной бомбы. Разведчики говорили о том, что в Северной Корее наладилось производство трития, необходимо для создания бомбы, а также строится новый подземный тоннель. Зимой 2017 года по приказу Ким Чен Ына был проведён первый взрыв термоядерной бомбы возле китайской границы. Эту информацию подтвердили китайские исследователи. Осенью того же года официально была подтверждена информация о том, что КНДР владеет водородной бомбой.

Четвертое испытание

Зимой 2016 года снова о себе напомнила Северная Корея. Ядерная держава провела еще один взрыв и вскоре заявила о том, что прошло первое успешное испытание водородной бомбы. Однако эксперты со всего мира проявили некоторое недоверие к этим словами и усомнились, что взорвана была именно водородная бомба. Они настаивали, что взрыв должен был быть мощнее в несколько сотен тысяч млн. тонн. Он был приравнен к тому, что случился 2009 года. По мощности его сравнивали с бомбой, взрывавшейся в Хиросиме.

Пятое испытание

Осенью 2016 года утром на территории страны произошел мощный сейсмический взрыв. Эпицентр находился в населенном пункте, недалеко от полигона Пунгери. Геологи США классифицировали сейсмические толчки, как взрыв. Чуть позже КНДР официально заявила об успешном проведении пятого испытания ядерного оружия.

Шестое испытание

3 сентября 2017 года были зафиксированы мощнейшие подземные толчки на территории Северной Кореи. Их заметили сейсмические станции множества стран. В этот раз ученые сошлись во мнении, что взрыв был наземный. Он произошел днем по местному времени в районе полигона Пунгери. Официально власти Кореи заявили об успешном испытании боеголовки с ядерным зарядом. Мощность взрыва была невероятной и в 10 раз превышала ту, которая была осенью 2016 года. Через несколько минут после первого толчка Геологическая служба США зафиксировала ещё один. Со спутника были видны множественные оползни.

Страны

Когда у Северной Кореи появилось ядерное оружие, она вступила в так называемый «Ядерный клуб», состоящий из государств, которые владеют разным количеством такого оружия. Список стран, которые законно владеют мощностями: Франция, Китай, Великобритания, Россия и США. Нелегитимными владельцами являются Пакистан, Индия и Северная Корея.

Надо упомянуть, что Израиль официально не считается владельцем ядерного оружия, но многие мировые эксперты уверены, что у страны есть собственные секретные разработки. Однако многие государства в свое время занимались разработкой такого оружия. К тому же, не все подписали Договор о нераспространении в 1968 году, а многие из тех, кто подписал его – не ратифицировали. Именно поэтому угроза по-прежнему существует.

США

Перечень стран с ядерным оружием начнем с США. Основа мощи ее заключается в баллистических ракетах на подводных лодках. Известно, что на данный момент США имеет более 1500 боезарядов. После Второй мировой войны производство оружия резко усилилось, но в 1997 году было прекращено.

Россия

Итак, список стран с ядерным оружием продолжает Российская Федерация, которая владеет 1480 боеголовками. Также она имеет боезапасы, которые могут использоваться в морских, стратегических, ракетных и авиационных войсках.

В течении последнего десятилетия количество оружия в России значительно уменьшилось благодаря подписанию договора о взаимном разоружении. РФ, как и США, подписывала еще договор 1968 года, поэтому она входит в список стран, владеющих ядерными боезапасами легитимно. При этом наличие такой угрозы позволяет России достойно отстаивать свои политические и экономические интересы.

Франция

Насколько сильна армия Северной Кореи, мы уже поняли, но что на счет европейских стран? Франция, например, владеет 300 боеголовками, которые можно применять на подводных лодках. Также страна имеет около 60 мультипроцессоров, которые могут быть использованы в целях военной авиации. Запас оружия этой страны кажется ничтожно малым по сравнению с объемами США и России, но и это весомо. Франция очень длительное время боролась за независимость в плане разработки собственного оружия. Исследователи пытались изобрести суперкомпьютер, проводили испытания ядерного оружия. Но всё это длилось до 1998 года, после чего все разработки были уничтожены и прекращены.

Великобритания

Эта страна владеет примерно 255 единицами ядерного оружия, из которых более 150 находятся в полной готовности для использования на подводных лодках. Неточности в количество оружия Великобритании вызваны тем, что принципы политики запрещают размещать подробную информацию о качестве вооружения. Страна не пытается увеличить свой ядерный потенциал, но и ни в коем случае не собирается его понижать. Здесь ведется активная политика сдерживания использования смертельного оружия.

Китай, Индия, Пакистан

О том, сколько ядерного оружия у Северной Кореи, мы поговорим позже, а пока обратим внимание на Китай, который владеет примерно 240 единицами ядерного оружия. По неофициальным данным считается, что на территории страны есть около 40 межконтинентальных ракет и около 1000 ракет малой дальности. Правительство не дает никаких точных данных о количестве оружия, уверяя, что оно будет поддерживаться на минимальном уровне для гарантирования безопасности.

Также власти Китая утверждают, что они никогда не применят оружие такого типа первыми, а если его и придётся использовать, то оно не будет направлено на страны, у которых ядерного вооружения нет. Что и говорить, мировое сообщество очень положительно реагирует на такие заявления.

Ядерное оружие Северной Кореи мы уже рассмотрели, а что на счет на такой многогранной страны, как Индия? Эксперты считают, что она относится к государствам, которые владеют смертельным оружием нелегитимно. Считается, что военный запас состоит термоядерных и ядерных боеголовок. Еще есть баллистические ракеты, ракеты малой и средней дальности. Несмотря на то, что страна владеет ядерным оружием, на мировой арене никак это не обсуждается и не предоставляется никакой информации, что расстраивает мировое сообщество.

В Пакистане, по мнению экспертов, есть около 200 боеголовок. Однако это лишь неофициальные данные, поскольку точной информации нет. Общественность очень жестко отреагировала на все испытания ядерного оружия в этой стране. Пакистан получил массу экономических санкций почти от всех государств мира, кроме Саудовской Аравии, так как она была связана с ним договорами о поставке нефти.

Армия Северной Кореи, вооружение которой явно достаточное, по-прежнему является основной мировой угрозой. Правительство не хочет предоставлять никакой приблизительной информации о количестве оружия. Известно, что есть ракеты средней дальности и мобильный комплекс ракет «Мусудан». Из-за того, что КНДР регулярно проводит испытания своего оружия и даже публично заявляет, что оно в стране есть, на нее регулярно накладываются экономические санкции. Уже давно ведутся шестисторонние переговоры между странами, но несмотря на все это, Корея не собирается прекращать свои исследования.

Что касается упомянутых переговоров, то они начались ещё в 2003 году. Участниками стали США, Россия, Япония, Южная Корея. Первые три раунда переговоров, которые происходили в 2003-2004-х годах не принесли никакого практического результата. Четвертый раунд прошел без участия Пхеньяна – столицы КНДР. Случилось это из-за нового кризиса в отношениях КНДР с Америкой и Японией.

На всех этапах переговоров речь идет об одном и том же — чтобы страна свернула свою ядерную программу и уничтожила созданное оружие. США предлагали Корее экономические выгоды и полную гарантию того, что агрессии и угроз с их стороны больше не будет. Однако, когда все страны-участниц потребовали, чтобы КНДР полностью свернула всю свою деятельность, да ещё и под контролем МАГАТЭ, Корея решительно отказалась.

Позже страна всё-таки смягчила свои условия и согласилась временно заморозить свои исследования в обмен на поставку мазута на максимально выгодных для Кореи условиях. Однако к этому моменту США и Японии было уже недостаточно заморозки, они хотели полного прекращения ядерной программы. Естественно, КНДР такие условия не приняла.

В последствии США удалось договориться с Кореей о временной заморозке всех испытаний за хорошее вознаграждение. Однако после этого страны-участницы стали требовать самого желанного – полностью прекратить и уничтожить все разработки. В который раз Корея отвергла такие условия.

Переговоры длятся до сих пор, и ситуации происходят аналогичные: как только КНДР идет на уступки, от неё требуют ещё больше. Корея, в свою очередь, ни под каким предлогом не соглашается свернуть ракетно-ядерную программу.

fb.ru

Откуда у КНДР ядерное оружие?

С момента открытия в 1965 году первого ядерного реактора на территории КНДР в мире не утихают споры о том, насколько опасна политика Кореи. Пхеньян регулярно делает заявления о том, что в республике разрабатывается и испытывается оружие массового поражения, которое будет использовано в случае угрозы строю. Однако эксперты не сходятся во мнениях, насколько на самом деле велика мощь Северной Кореи. Вопросы также возникают относительно того, получает ли страна помощь извне – и если да, то кто стал союзником в создании оружия, способного вызвать неисчислимые жертвы.

Военный потенциал КНДР

Северная Корея входит в двадцатку беднейших стран земного шара. Причин этому много, и одной из них считается политический строй чучхе, направленный на милитаризацию страны.

Нужды армии стоят в экономическом плане на первом месте, и это приносит плоды: войско Северной Кореи – наиболее многочисленное в мире.

Но количество солдат – не гарантия успеха. Недостаточное финансирование приводит к тому, что в армии используется устаревшая техника и оружие.

При этом правительство Северной Кореи с 1974 года утверждает, что в стране ведутся непрерывные работы по созданию ядерного оружия. С 2004 года Пхеньян проводит испытания, и это становится дополнительной причиной для недовольства стран, пытающихся уладить конфликт. КНДР утверждает, что оружие создается исключительно в оборонительных целях, но подтвердить правдивость заявлений сложно.

На военном параде в 2015 году в Пхеньяне продемонстрировали термоядерное оружие – водородную бомбу. О том, что она существует, правительство утверждало десять лет, но мировая общественность скептически относилась к информации. В январе 2017 года в Китае зафиксировали мощное землетрясение недалеко от границы с КНДР. Власти Пхеньяна объяснили это испытанием водородной бомбы, а затем ее наличие подтвердили данные внешней разведки.

Источники финансирования

Вопрос о том, откуда у КНДР ядерное оружие, тесно связан с экономическим состоянием страны. Испытания требует денег, при помощи которых удалось бы решить большинство гуманитарных и энергетических проблем полуострова. Это вызывает мысли о финансовой помощи со стороны. Официальным партнером Северной Кореи считается Китай, но за время правления Ким Чен Ына отношения между странами ухудшились. КНР не одобряет ядерных экспериментов, проводимых Пхеньяном.

Предполагают, что на мировую политическую арену выйдет новый союз – КНДР и Россия, но твердых оснований для этого нет. Ким Чен Ын оказывает уважение президенту Путину, но ответных «любезностей» со стороны Москвы не стало больше. Это значит, что финансирование осуществляется из внутренних источников.

Эксперты предполагают, что деньги на разработку ядерного оружия получают за счет таких отраслей:

  • социальной;
  • сельскохозяйственной;
  • энергетической;
  • тяжелой промышленной.

В СМИ поступают заявления о том, что Северной Корее энергетический кризис. Электричество в жилых домах включают только на 3-4 часа в день, остальное время люди вынуждены обходиться без электроэнергии. Ночные снимки КНДР из космоса подтверждают эту информацию. Рядом с электрифицированной территорией Китая и Южной Кореи Северная выглядит сплошным темным пятном. Начало этого явления совпало со стартом ядерной программы.

Заявления о том, что жители КНДР голодают, не обоснованы. В последнее десятилетие наблюдается экономический ростр страны, который отразился и на продовольственном состоянии. Правительство отменило карточки, по которым до этого выдавало норму продуктов. Так что информация о том, что ракеты создаются за счет голодных корейцев, не подтверждается.

Ядерный потенциал Северной Кореи

Времена, когда угрозы о наличии оружия массового поражения считались блефом, позади. Наличие мощного оружия у КНДР – подтвержденный факт. Более того, аналитики утверждают, что в Корее достаточно материалов для создания от 6 до 12 новых ракет.

Однако их производство связано с рядом трудностей:

  • материалы, которые требуются для комплектации ядерных боеголовок, не производятся в Северной Корее, необходим их импорт в страну;
  • даже при создании новых зарядов остается проблема со строительством носителей для них;
  • отходы, полученные при производстве ядерного топлива, не вывозятся из страны, а условия их безопасного хранения можно соблюсти только при небольших объемах.

Однако все эти сложности не удерживают КНДР от того, чтобы продолжать эксперименты. На сегодняшний день подтверждено как минимум шесть взрывов в разных частях страны, в основном – на границе с Россией, Китаем и Южной Кореей. Пхеньян утверждает, что их больше. Официальная линия правительства – оборонительная. Находясь под угрозой Соединенных Штатов, КНДР может позволить себе только одну позицию: уравновешивания сил. На последнее агрессивное заявление Вашингтона Ким Чен Ын ответил, что КНДР нанесет удар, если в этом будет необходимость. 

 

Автор статьи: Яна Белоус 

30.10.2017

www.koreya24.ru

готова ли Северная Корея применить ядерное оружие — РТ на русском

10 февраля 2005 года Северная Корея официально объявила о создании ядерного оружия. Это вызвало обеспокоенность в США и Японии и стало причиной введения жёстких санкций в отношении республики. Ограничительные меры не остановили руководство КНДР, и в 2017 году у страны появилась баллистическая ракета, по словам специалистов, способная доставить смертоносный заряд на территорию Соединённых Штатов. Однако, по мнению экспертов, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт удар, минимальна. Как КНДР создавала ракетно-ядерный щит — в материале RT.

13 лет назад Корейская Народно-Демократическая Республика официально объявила о создании собственных ядерных вооружений.

«Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма», — заявили 10 февраля 2005 года в МИД КНДР. 

Оскал «бумажного тигра»

 

Потенциальная ядерная угроза в разные годы оценивалась лидерами КНДР по-разному. Одно время руководство страны не придавало этому большого значения. Северокорейский лидер Ким Ир Сен считал, что ядерная бомба — это «бумажный тигр».

Начало работ по созданию ядерной инфраструктуры Северной Кореи началось вскоре после того, как Ким Ир Сен узнал, что США во время Корейской войны 1950—1953 годов собирались сбросить на столицу республики семь ядерных бомб. Уже в 1956 году началось сотрудничество между СССР и КНДР в этой сфере, на первых порах заключавшееся в подготовке специалистов.

«Ядерное оружие в Северной Корее появилось фактически сразу после окончания Корейской войны. Уже тогда стало очевидно, что Северной Корее необходимо максимально повышать свою обороноспособность», — рассказала в интервью RT специалист по Северной и Южной Кореям, доцент кафедры Американских исследований СПбГУ Ирина Ланцова.

  • Cтатуи основателя Северной Кореи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира во время военного парада
  • Reuters
  • © Damir Sagolj

По мнению профессора Российского университета дружбы народов Юрия Тавровского, главной причиной начала ядерных разработок КНДР стали «глубокое чувство угрозы со стороны традиционных противников Кореи, таких как Япония и Соединённые Штаты, а также стремление опираться на собственные силы, политика чучхе».

Также по теме

«Ракеты обязательно долетят»: реальны ли угрозы КНДР нанести удар по Гуаму

В ответ на совместные учения США и Южной Кореи в Пхеньяне заявили, что готовы нанести удар по американскому острову Гуам, если…

Корейцы решили не надеяться на ядерный зонтик Советского Союза и Китая, считает Тавровский. Кроме того, по его мнению, на тот момент ещё свежа была память о разрушительной и кровопролитной войне.

«Они (власти Северной Кореи — RT) пришли к выводу, что только ядерное оружие может быть гарантией неповторения войны обычными методами, которые исключительно разрушительны, и полагали, очевидно, что ядерное оружие не будет применено, но станет хорошей защитой», — полагает эксперт.

Постепенно Северная Корея обзавелась необходимой инфраструктурой и уже в 1974 году вступила в МАГАТЭ. Тогда же началась работа по созданию Пхеньяном собственного ядерного оружия. Значительную помощь в этом оказал, в частности, Китай, допустивший северокорейских учёных на свои объекты.

Успеху КНДР способствовали, по мнению Тавровского, два основных фактора: «перенапряжение экономических, технических, научных сил самой Северной Кореи», а также «осознанные и неосознанные передачи технологий другими странами, такими как Советский Союз, Китайская Народная Республика и, возможно, Пакистан». На последней стадии, уже в наше время, корейцы выкупили технологии либо специалистов из Украины, из «Днепропетровска, где расположен завод «Южмаш», который выпускал для Советского Союза самые тяжёлые жидкостные ракеты, которые известны на Западе как «Сатана».

В 1985 году, рассчитывая на помощь СССР в строительстве АЭС, Пхеньян под давлением Москвы подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. В начале 1990-х в страну зачастили инспекторы МАГАТЭ, итоги их проверок оказались неоднозначны.

Также по теме

Корейский пат: скрывает ли Пентагон от Трампа «секретные» пути решения вопроса КНДР

Помощники президента США Дональда Трампа якобы выразили недовольство Пентагоном в связи с тем, что оборонное ведомство не…

Весной 1993 года было объявлено о намерении КНДР выйти из Договора, а летом 1994-го страна покинула МАГАТЭ. Впоследствии стало известно, что именно в 1994 году США чуть не нанесли удар по реактору в Йонбёне — крупнейшему в Северной Корее ядерному объекту. Однако, проанализировав неизбежные жертвы, Клинтон от этой затеи отказался.

После визита в КНДР экс-президента США Джимми Картера странам удалось в конце 1994 года подписать так называемое Рамочное соглашение. Согласно этому документу, Северная Корея, в частности, брала на себя обязательство прекратить строить, а также использовать инфраструктуру по обогащению урана и извлекать плутоний из реакторов, вывести обогащённое ядерное топливо за пределы КНДР и демонтировать все объекты, так или иначе связанные с ядерным оружием.

США должны были, в соответствии с соглашением, поставлять в Северную Корею мазут и построить взамен реактора в Йонбёне, который был остановлен, два реактора гораздо большей мощности на лёгкой воде. Их нельзя было использовать для получения ядерного топлива. 

Лихие нулевые

 

В 2001 году к власти в США пришёл Джордж Буш — младший, включивший КНДР в список «стран-изгоев». При нём обещанные реакторы построены не были, зато требований к Северной Корее становилось всё больше. Уже в 2002 году США заявили о невыполнении Пхеньяном Рамочного соглашения и обвинили КНДР в продолжении обогащения урана. В конце года Северная Корея выдворила со своей территории сотрудников МАГАТЭ и заявила о продолжении работ по ядерной программе.

Итогом нового витка противостояния США и КНДР в январе 2003 года стал выход Пхеньяна из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Начавшиеся летом 2003 года шестисторонние переговоры КНДР, КНР, США, России, Южной Кореи и Японии также ни к чему не привели. В 2004 году Северная Корея участвовать в них отказалась, потребовав разъяснений относительно ядерной программы Южной Кореи, которая, как выяснилось, велась уже четыре года.

10 февраля 2005 года КНДР объявила о создании ядерного оружия, но первое испытание провела только в октябре 2006 года. Известно о нескольких испытаниях нового оружия Северной Кореей с 2006 по 2017 год.

  • Ким Чен Ын наблюдает за запуском ракеты
  • Reuters
  • © KCNA

В 2017 году Пхеньян объявил об испытании термоядерного заряда, так называемой водородной бомбы.

Эксперты отмечают, что развитие северокорейской ядерной программы было вынужденной мерой.

«Уже после Ирака, а потом после Ливии и Сирии стало понятно, что других способов отстоять суверенитет нет. Если бы у Северной Кореи не было ядерной программы, вполне вероятно, что её бы уже бомбили», — подчеркнул в беседе с RT сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.

По словам эксперта, Северная Корея существует в недружественном окружении, например, с точки зрения Южной Кореи КНДР как государства нет. Формально южнокорейская Конституция распространяется также на северные территории. 

С доставкой на Белый дом

 

Средство доставки ядерного заряда КНДР начала разрабатывать в 1988 году. На создание баллистической ракеты средней дальности «Тэпходон-1» ушло десять лет — первый запуск был произведён в 1998 году.

С 1999 по 2005 год КНДР соблюдала односторонний мораторий на испытания ракет, введённый по итогам переговоров с администрацией Клинтона в обмен на продовольственную помощь.

«Диалог с США прекратился в 2001 году с приходом к власти администрации Буша, а это означает, что мы вправе возобновить испытания ракет», — гласил текст заявления МИД КНДР, который был опубликован 3 марта 2005 года.

В последующие годы Пхеньян продолжил запуски ракет, а в конце 2012-го Северная Корея стала космической державой, успешно выведя на орбиту спутник «Кванмёнсон-3».

В 2017 году запуск ракеты «Хвасон-14», которая упала в Японском море, стал поводом для созыва Совбеза ООН. Вскоре был произведён ещё один запуск северокорейской ракеты «Хвасон-12», которая упала в Тихий океан, пролетев над японским островом Хоккайдо.

У США особую обеспокоенность вызывает последняя версия «Хвасона» — «Хвасон-15», которая, по мнению специалистов, может поразить любую цель на территории Соединённых Штатов.

Сегодня Северная Корея является ещё и экспортёром ракет. Среди её наиболее крупных покупателей — ОАЭ, Египет, Сирия, Ливия, Пакистан и Йемен. Кроме того, иранские носители, предположительно, были изготовлены на основе северокорейской «Тэпходон-2». 

Санкционное давление

 

Свою ядерную программу КНДР разрабатывала в условиях жёстких санкций, вводимых как США, Японией и Южной Кореей, так и Европейским союзом, и даже Австралией. В ООН был создан комитет Совбеза по санкциям в отношении КНДР. За каждыми ядерными испытаниями следовали пакеты санкций, которые коснулись практически всех сфер жизни — от культурных обменов и денежных переводов до запрета на поставку различного сырья и товаров.

Также по теме

«Искоренить американскую угрозу»: КНДР успешно испытала баллистическую ракету средней дальности

Утром 4 июля КНДР произвела успешный запуск баллистической ракеты «Хвасон-14». Она преодолела расстояние 930 км. В Японии опасаются,…

По мнению Ланцовой, Северная Корея в условиях жёстких санкций добилась очень хорошего результата: в работе над ракетно-ядерной программой были достигнуты значительные успехи — это касается как средств доставки, так и самого ядерного оружия.

Со стороны США давление на Северную Корею усилилось с приходом к власти Дональда Трампа, который уже успел пригрозить КНДР полным уничтожением.

«У США много сил и терпения, но если нам придётся защищаться, то у нас не будет другого выбора, кроме как полностью уничтожить КНДР. Человек-ракета (Ким Чен Ын — RT) приступил к самоубийственной миссии», — сказал глава Белого дома, выступая в ООН.

Однако реальная опасность, исходящая от КНДР, вызывает большие сомнения у специалистов. По мнению Тавровского, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт ядерный удар, минимальна.

«Северные корейцы достигли всех своих целей. Они достигли того, ради чего много лет недоедали, перерабатывали. Они практически создали ракетно-ядерный щит, это признано уже всеми противниками КНДР», — уверен эксперт.

Между тем Асмолов допускает возможность того, что Северная Корея может начать действовать первой, если её спровоцируют.

«Если северокорейское руководство будет уверено в том, что никаких мирных альтернатив нет и что их уже собираются убивать, они, естественно, будут действовать по принципу «бей первым», — подчеркнул эксперт.

Решительный настрой и независимость своей политики северокорейское руководство продемонстрировало накануне старта зимней Олимпиады в Пхёнчхане. 8 февраля 2018 года в столице КНДР Пхеньяне состоялся военный парад в честь 70-летия народно-демократической республики. Традиционно торжества проходят в апреле. Однако власти страны решили провести мероприятие в феврале, приурочив его к годовщине основания регулярной армии Северной Кореи. На параде была продемонстрирована межконтинентальная баллистическая ракета нового типа «Хвасон-15».

«Пока сохраняется враждебная политика Соединённых Штатов, миссия народной армии, выполняющей роль мощного меча для защиты страны, будет продолжаться», — заявил северокорейский лидер Ким Чен Ын, выступая на параде перед военными.

russian.rt.com

Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

В воскресенье ночью китайский сейсмологический центр зафиксировал два землетрясения магнитудой 6,3 и 4,6, которые специалисты истолковали как подземный взрыв. Выводы специалистов из Поднебесной впоследствии подтвердили южнокорейские и японские эксперты.

Одновременно с этим Центральное телеграфное агентство Кореи сообщило, что КНДР создала водородную бомбу, которая может быть установлена в головной части межконтинентальной баллистической ракеты (МБР).

Указывалось, что мощность бомбы может варьироваться от десяти до сотен килотонн, а все ее компоненты производятся на территории страны. В этой ситуации ключевой вопрос — действительно ли КНДР способна разместить водородную бомбу на МБР, способной долететь до США?

В Пентагоне утверждают, что в настоящее время в арсенале КНДР имеются сотни баллистических ракет малой и средней дальности (до 5,5 тысячи километров), а также, вероятно, МБР, которые могут достичь Северной Америки. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в КНДР имеется от 10 до 12 примитивных ядерных боеголовок, страна способна выпускать от четырех до шести таких бомб в год.

Фото: Korean Central News Agency / Reuters

Американский Брукингский институт оценивает число зарядов в 10-20 единиц. Несмотря на непрозрачность данных, скорее всего у КНДР есть МБР, которые способны долететь до США. Разумеется, под прямой угрозой оказываются ближайшие соседи страны, в частности Россия. Возникает вопрос, будут ли северокорейские ракеты нести ядерную начинку?

Маловероятно, чтобы КНДР создала собственную термоядерную (водородную) бомбу. Термоядерная реакция предполагает синтез тяжелых элементов из более легких, при этом выделяется гораздо больше энергии, чем в реакции деления.

Например, термоядерная Царь-бомба всего в шесть-семь раз тяжелее «Малыша», урановой бомбы, сброшенной на Хиросиму, однако в три тысячи раз мощнее ее. Обычные ядерные бомбы чрезвычайно тяжелы, самолет с такой боеголовкой — отличная мишень для ПВО. Гораздо сложнее отследить МБР с компактной термоядерной начинкой, именно поэтому заявление КНДР о создании водородной бомбы обеспокоило мировое сообщество.

Сегодня водородная бомба есть у пяти стран на планете — России, США, Китая, Великобритании и Франции. Ядерное оружие имеют Индия и Пакистан, технологиями его создания располагают ЮАР и Израиль, а также, вероятно, Иран. Индия заявляет, что у нее имеется водородная бомба, однако эксперты в этом сомневаются, скорее всего это усиленная версия обычной ядерной бомбы — такая же, какая теперь есть у КНДР.

В ней для запуска реакции деления ядер урана используются нейтроны, вырабатываемые в процессе реакции синтеза водорода. Сейсмические данные подтверждают, что КНДР испытала не водородную, а лишь усиленную ядерную бомбу.

В случае наземной войны, если исключить вмешательство Китая, КНДР, по оценкам Роберта Келли из Пусанского национального университета (Южная Корея), проиграет войну США, Японии и Южной Корее в течение максимум двух месяцев.

Стратегия США в случае вооруженного конфликта, если до него дойдет, скорее всего сведется к изоляции военных от руководства страны, в результате чего северокорейская армия, насчитывающая более миллиона человек, должна быстро капитулировать.

Главные опасения Японии и Южной Кореи заключаются не в кровопролитных сражениях, которые вряд ли случатся, а в возможности радиоактивного, а также химического и биологического поражения своих территорий со стороны КНДР.

По оценкам Сеула, у КНДР имеется около тысячи беспилотников, которые могут использоваться для доставки данного вида оружия. Еще большую опасность представляет густая сеть подземных тоннелей, расположение которых неизвестно.

Именно благодаря им КНДР способна за десять минут без посторонних глаз установить ракету в шахте, а потом запустить ее. Эти же тоннели в перспективе могут стать убежищем для множества повстанцев, сторонников Ким Чен Ына.

Как итог КНДР имеет в своем распоряжении межконтинентальные баллистические ракеты и ядерное оружие, однако вряд ли способна запустить ракету с такой серьезной начинкой. Тем не менее подобная перспектива — вопрос времени, и на доработку технологий северокорейским ученым может потребоваться пять-десять лет.

При этом остается непонятным, каким образом западные страны смогут воздействовать на КНДР. Вероятно, главную роль в разрешении ситуации придется взять на себя Китаю.

lenta.ru

угроза или шантаж / Концепции / Независимая газета

Средства массовой информации США и ряда других стран Западной Европы, явно с подачи спецслужб США, начали привлекать внимание мирового сообщества к состоянию и потенциальным последствиям развития ядерной программы Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР, или Северная Корея).

За время научно-технического сотрудничества СССР с КНДР в области ядерного производства советской стороной было подготовлено значительное количество северокорейских специалистов. Правда, следует отметить, что готовились они исключительно для работы в области атомной промышленности. Кроме того, в 1965 году Советский Союз поставил в Северную Корею небольшой исследовательский урановый реактор ИРТ-2000 бассейного типа мощностью 2 МВт. После запуска в эксплуатацию в 1966 году по настоянию СССР он был поставлен под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Опять же по настоянию СССР КНДР пришлось присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подписанному 12 декабря 1985 года. В ответ на эту «уступку» Советский Союз поставил в Северную Корею исследовательский газографитный урановый реактор мощность 5 МВт (смонтирован в Ненбене и запущен в эксплуатацию в 1986 году после становления под гарантии МАГАТЭ), а также подписал соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440. Кстати, в 1992 году это соглашение было уточнено — вместо четырех реакторов ВВЭР-440 решено было поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640, которые считались наиболее безопасными.

Кроме того, в 1991 году был подписан контракт о поставке Советским Союзом в КНДР топливных сборок (ТВЭЛов) на общую сумму 185 тыс. долл. Такое содействие Советского Союза способствовало значительному продвижению вперед северокорейской ядерной программы.

Однако неожиданно внешнеполитический курс Михаила Горбачева претерпел кардинальные изменения. И последовавшее вслед за этим некоторое сближение СССР с США с 1987 года, а в особенности установление Советским Союзом дипломатических отношений с Южной Кореей в 1990 году нанесли серьезный удар по ядерным планам Пхеньяна. К тому же СССР начал переводить отношения с КНДР в экономическое русло. В результате расчет Пхеньяна на бесплатное получение от СССР ядерных реакторов провалился. Одновременно дал трещину стратегический альянс Пхеньяна с Пекином.

В конце 1980-х годов режим Ким Ир Сена, лишенный традиционных союзников и, казалось бы, возможностей для дальнейшего маневра, оказался загнанным в угол. Но, согласно древней китайской поговорке, «испуганный кот» может «превратиться в тигра».

Есть ли у Северной Кореи ядерное оружие?

Еще в начале 1970-х годов Ким Ир Сеном было принято политическое решение о начале работ по созданию ядерного оружия — во многом исходя из информации о наличии у Южной Кореи военной ядерной программы, добытой северокорейской разведкой. А также на основании уверенности Пхеньяна в том, что экономическая война Сеулу проиграна, а дипломатическая война также чревата поражением.

Действительно, как теперь стало известно, в 1970-е годы Южная Корея проводила самостоятельные и довольно успешные разработки по созданию ядерного оружия, кстати, являясь членом ДНЯО (этот договор она подписала 1 июня 1968 г., а ратифицировала — 23 апреля 1975 г.). Ядерное оружие у Южной Кореи должно было появиться в 1981 году. Проект был близок к осуществлению, но помешали убийство президента Южной Кореи Пак Джон Хи (октябрь 1979 г.) и сильное давление со стороны США.

Первые, подтверждения ядерных амбиций Пхеньяна ЦРУ получило в 1982 году. Именно тогда США поставили перед СССР вопрос о необходимости выработки совместных подходов к ядерным планам КНДР. Но советское руководство не разделило американской озабоченности и активизировало совместную деятельность с КНДР в области атомной энергетики. Роковой ошибкой Горбачева стало согласие на поставку КНДР графитного реактора мощностью 5 МВт, способного нарабатывать оружейный плутоний

В 1989 году американцы выразили подозрение, что северокорейцы произвели перезагрузку работающего в Ненбене ядерного реактора, затем переработали ядерное топливо и, скорее всего, получили до 12 кг оружейного плутония — количества, достаточного для изготовления двух ядерных взрывных устройств. 12 марта 1993 года северокорейской стороной было направлено письмо странам — депозитариям ДНЯО о решении выйти из этого договора — так начался первый кризис вокруг северокорейской ядерной программы.

После раунда переговоров с США КНДР приостановила в июне 1993 года свой выход из ДНЯО (за один день до истечения 90-дневного срока, установленного пунктом I статьи X этого договора). Но при этом КНДР заявила, что не считает себя полноправным членом МАГАТЭ и не признает его права осуществлять инспекции своих ядерных объектов. 21 октября 1994 года удалось заключить в Женеве рамочное соглашение между США и КНДР, в соответствии с которым Пхеньян вначале «замораживал», а затем демонтировал свои графитные урановые реакторы. США, в свою очередь, обязывались обеспечить КЕДР современными энергетическими легководными реакторами общей мощностью 2000 МВт, а до ввода их в эксплуатацию (в 2003 г.) — поставлять нефть для отопления и производства электроэнергии в объеме 500 тыс. тонн ежегодно.

По оценкам экспертов, суммарное количество оружейного плутония у КНДР на конец 2002 года могло составлять 15-20 кг, что достаточно для изготовления 3-4 ядерных боезарядов. Некоторые эксперты не исключают вероятность того, что в КНДР разрабатываются и высокотехнологичные методы обогащения урана. В частности, эксперты США проявляют повышенное внимание к деятельности Лазерного института АН КНДР в Пхеньяне, полагая, что здесь разрабатывается соответствующая технология обогащения урана.

Однако на основании имеющейся информации не представляется возможным сделать однозначный вывод не только о возможных масштабах северокорейской программы по обогащению урана, но и о местонахождении предприятий, занимающихся обогащением урана. Если допустить, что эти предприятия предназначены для обеспечения потребностей в топливе строящихся двух легководных реакторов АЭС в Синпхо, то их мощности хватит для наработки оружейного урана в количестве, достаточном для производства шести ядерных боезарядов ежегодно.

РАКЕТНАЯ ПРОГРАММА КНДР НА ПОРОГЕ КРИЗИСА

Военная ядерная программа КНДР оказалась не единственной головной болью мирового сообщества. Развитие ракетной программы КНДР в увязке с ядерной создало угрозу для национальной безопасности стран Азиатско-Тихоокеанского региона и для ряда других государств. Северная Корея одной из первых среди стран этого региона развернула работы по овладению ракетными технологиями. В 1960-х годах КНДР закупила в СССР неуправляемые тактические твердотопливные ракеты с головными частями в обычном оснащении «Луна» и «Луна-M» (северокорейское обозначение «Фрог-5» и «Фрог-7»). Их дальность не превышала 50-70 км, а вес головной части составлял 400-420 кг.

Не обладая необходимым научно-техническим потенциалом, КНДР старалась использовать возможности для довольно тесного сотрудничества с Китаем. Во второй половине 1990-х годов северокорейские специалисты принимали активное участие в китайской программе создания баллистической ракеты с дальностью действия до 600 км и полезной нагрузкой около 600 кг.

В 1980 году у Египта были приобретены три оперативно-тактических ракетных комплекса с ракетой 8K14 (Scud-B). При этом решалась двоякая задача. В 1984 году были проведены первые летные испытания ракеты Scud-B северокорейского производства, а через год они стали поступать на вооружение армии. Эта одноступенчатая жидкостная ракета с неотделяемой головной частью имеет стартовую массу — 5,9 т, длину — 11,25 м, максимальный диаметр — 0,88 м и обеспечивает доставку полезной нагрузки массой в 1000 кг на дальность до 300 км с точностью порядка 450 м.

Новый стимул для расширения производства ракет был дан вскоре после окончания ирано-иракской войны, когда Иран предложил Северной Корее финансировать разработку модернизированной ракеты Scud-B с условием поставки ему 100 ракет этого типа. Финансовые вливания помогли достаточно быстро решить задачу модификации ракеты Scud-В. Ее дальность была увеличена до 340 км, а полезная нагрузка возросла на 15%. Однако не удалось преодолеть традиционный недостаток северокорейских ракет — невысокую точность.

Очередная попытка модернизировать ракету Scud-В была предпринята после передачи Ираном Северной Корее обломков иракских БР «Аль-Хусейн». Используя иракскую технологию, ОПК КНДР при помощи Китая создал в 1989 году усовершенствованную модель оперативно-тактической ракеты, получившую название Scud-С. Ее испытания были проведены в 1990 году, и после этого она была принята на вооружение. Эта одноступенчатая жидкостная ракета имеет стартовую массу — 6,4 т, длину — 12 м, максимальный диаметр — 0,88 м, полезную нагрузку массой — 750 кг и дальность 600-650 км. Точность попадания при этом составляет 700-1000 м. К разработке ракеты собственного производства Северная Корея приступила в 1988-1989 годах. Целью новой программы стало создание БР средней дальности (БРСД) с отделяемой головной частью. В реализации этого ракетного проекта, получившего название «Нодон-I», участвовали Иран и Ливия. Эти страны через посредников закупали в странах Запада различные необходимые материалы и технические средства.

Первый успешный испытательный пуск «БРСД Нодон-I» был проведен в мае 1993 г. полигоне Тайпотэнг на восточном побережье КНДР. На вооружение эта ракета принята в 1997 году. «БРСД Нодон-I» — одноступенчатая жидкостная ракета с отделяемой головной частью и инерциальной системой управления. Ее стартовая масса ~ 16 т, длина — 16 м, максимальный диаметр — 1,34 м. Максимальная дальность действия — 1300-1500 км с полезной нагрузкой 700-1000 кг. Точность стрельбы — 2000-3000 м. При создании «БРСД Нодон-I» использовалась технология ракет Scud. Ее двигательная установка представляет связку из 4 жидкостных ракетных двигателей ракеты Scud-В. Энергетические возможности «БРСД Нодон-I» позволяют поражать цели на территории Японии, Восточного Китая (включая Пекин) и российского Дальнего Востока (включая Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Чита).

В северокорейской армии сформированы три отдельные ракетные бригады, вооруженные ракетными комплексами с ракетами Scud-В, Scud-С и «Нодон-I». Всего 54 пусковые установки. Оценивая возможности ракетной промышленности КНДР, можно утверждать, что недостатка в ракетах северокорейская армия не испытывает. Что касается ракетных комплексов с тактическими ракетами, то их количество может составлять 60-90 единиц.

В настоящее время Северная Корея ведет разработку новых БР ракет повышенной дальности (свыше 2000 км). В конструкции двухступенчатой «БРСД Нодон-2» в качестве первой ступени используется маршевая ступень ракеты «Нодон-I», а в качестве второй ступени — маршевая ступень ракеты Scud-C. Предполагается, что эта ракета будет иметь стартовую массу 21-22 т, длину — 27 м, максимальный диаметр — 1,34 м. Дальность ее действия должна составлять 2200-2300 км с полезной нагрузкой — 1000 кг или 3000 км с полезной нагрузкой — 500 кг. Точность стрельбы — 3700 м. Эта «БРСД» будет способна поражать цели на территории Японии (включая острова Окинава), Китая, Монголии, России (включая территорию до Красноярска).

Трехступенчатый вариант этой ракеты, получивший название «Тэпходон-I», предусматривает использование твердотопливного ракетного двигателя в качестве третьей ступени. Эта ракета может иметь стартовую массу — 24 т, длину — 30 м, максимальный диаметр — 1,34 м. Дальность ее действия составит 3200 км с полезной нагрузкой в 1000 кг или 5700 км с полезной нагрузкой в 500 кг. Точность стрельбы — 3700-3800 м. Ракета «Тэпходон-I» способна поражать цели на территории Японии, Китая, Монголии, Индии, Пакистана, России (вплоть до Урала), а также на островах Гуам и Гавайи, и достигать Аляски.

Принятие на вооружение «БРСД Нодон-2» и ее трехступенчатой модификации «Тэпходон-I» ожидалось в 2003-2004 годах. Однако на сегодня проведено только одно испытание. МБР «Тэпходон-2» будет способна поражать цели на территории Японии, Китая, Монголии, Индии, Пакистана, Ирана, Ирака, России (вплоть до Москвы), а также на островах Гуам и Гавайи и достигать не только Аляски, но и Калифорнии.

На современном этапе взятая Пхеньяном пауза в разработке баллистических ракет дальнего радиуса действия свидетельствует об определенном кризисе северокорейской ракетной программы. Промышленность натолкнулась на ряд объективных трудностей, связанных прежде всего с недостатком квалифицированных кадров ученых и инженеров. Поэтому объявленный Северной Кореей мораторий на испытания ракет следует расценивать как вынужденную меру, а не добрую волю Пхеньяна.

ИНТЕРЕСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Второй кризис вокруг ядерной программы КНДР разразился в октябре 2002 года. Во время визита в Пхеньян помощник госсекретаря США Джеймс Келли на состоявшейся 4 октября 2002 года встрече с главой парламента КНДР Ким Йон Намом предъявил северокорейцам имевшуюся у него разведывательную информацию, которая свидетельствовала о том, что Северная Корея осуществляет секретную программу получения высокообогащенного урана для создания ядерного оружия. По словам Джеймса Келли, северокорейская сторона даже не попыталась опровергнуть его информацию, а, наоборот, спокойно признала, что занимается обогащением урана.

Далее события развивались по нарастающей. КНДР в конце октября 2002 года официально объявила о своем праве иметь «атомное и более мощное оружие» для самообороны. В ответ США и их партнеры в ноябре 2002 года прекратили поставки в Северную Корею топочного мазута. Пхеньян 12 декабря 2002 года опубликовал заявление о возобновлении своей ядерной программы, а в конце этого же месяца удалил инспекторов МАГАТЭ со всех «замороженных» ядерных объектов и к расконсервации газографитного уранового реактора в Ненбене. Эти действия не возымели эффекта, и 10 января 2003 года руководство КНДР сделало официальное заявление о выходе Северной Кореи из ДНЯО и прекращении сотрудничества с МАГАТЭ.

18 апреля 2003 года Пхеньян сделал заявление о том, что переработка 8000 стержней, содержащих облученное ядерное топливо из реактора в Ненбене, находится в завершающей стадии. Это означало официальное признание факта наличия у КНДР значимого количества оружейного плутония, не поставленного под гарантии МАГАТЭ. Консультации, прошедшие 23-25 апреля 2003 года в Пекине (Китай) в трехстороннем формате Китай-КНДР-США, не привели к каким-либо договоренностям. По утверждениям американской делегации, северокорейцы на этой встрече признали намерение создать ядерное оружие. 12 мая 2003 года Пхеньян заявил о выходе в одностороннем порядке из соглашения о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной, заключенного в январе 1992 года с Южной Кореей.

Летом 2003 года, прежде всего благодаря активной работе Китая и России с КНДР и США, удалось добиться согласия Пхеньяна на начало переговоров в шестистороннем формате (Китай, КНДР, Южная Корея, Россия, США, Япония). Переговоры, начавшиеся в августе 2003 года, проводились в Пекине. Первые два раунда переговоров завершились без сколько-нибудь значимых результатов.

США потребовали, чтобы КНДР согласилась на «полную, проверяемую и необратимую ликвидацию всех ядерных программ». Северная Корея отвергла такой подход и согласилась лишь «заморозить» свои военные ядерные программы. Пхеньян требовал также немедленного «вознаграждения» за замораживание военных ядерных проектов в виде масштабной экономической помощи, прежде всего поставок энергоносителей (до 2,7 млн. тонн топочного мазута ежегодно), а также предоставления со стороны США гарантий безопасности. Последние предполагают установление дипломатических отношений США с Северной Кореей, заключение между ними двухстороннего пакта о ненападении и исключение КНДР из составленного США списка государств, поддерживающих терроризм.

Немного к лучшему ситуация изменилась после третьего раунда переговоров, состоявшегося в июне 2004 года. Большие надежды на дальнейший прогресс возлагались на четвертый раунд переговоров (конец 2004 г.). Однако намеченный план был сорван.

ТРИ СЦЕНАРИЯ

На данный момент возможны три сценария развития корейского кризиса. Сценарий первый — «Замирение». Реализация данного сценария является реальной целью руководства КНДР в нынешнем кризисе. Северокорейцы «открыли карты» и обозначили как свой товар, так и ожидаемую за него цену. На продажу сейчас выставлена ни много, ни мало национальная безопасность КНДР, и заплатить за нее предлагается чем-то не менее адекватным — гарантиями ненападения, невмешательства во внутренние дела и признанием КНДР со стороны США. При этом условием непременно остается безусловная ликвидация всех компонентов военной ядерной программы КНДР. Вопрос о мирной ядерной программе под контролем МАГАТЭ пока остается открытым.

Чтобы у США не было иллюзий, что Пхеньян «капитулирует без боя», северокорейцы выложили главный козырь — они продекларировали обладание Пхеньяном ядерным оружием.

Главным итогом трех раундов ведущихся в Пекине шестисторонних переговоров следует считать то, что они показали возможность разрешения кризиса путем переговоров, и то, что в настоящее время это стало более вероятным, нежели ранее. Но для реализации сценария «Замирение» требуется политическое решение администрации США о том, что КНДР в случае полного и проверяемого отказа от ядерного оружия (или всех видов оружия массового уничтожения) не будет рассматриваться как государство, существование которого противоречит американским интересам.

Если у команды Дж. Буша-младшего найдется политическая воля для принятия такого решения, то тогда у сценария «Замирение» есть надежда оказаться реализованным. Правда, для этого надо будет «пятерке» (США, Китай, Россия, Южная Корея, Япония) предложить КНДР такую цену, от которой она не смогла бы отказаться. При этом вовсе не обязательно, чтобы основные расходы понесли США. Скорее наоборот.

Сценарий второй — усиление напряженности при сохраняющемся ограниченном политическом диалоге. Этот сценарий означает, что США отказываются от проведения вооруженной акции против КНДР, однако жестко настаивают на поставленных условиях разрешения кризиса и не идут на уступки северокорейскому руководству. При этом возможно усиление американского военного присутствия на территории Южной Кореи, а при определенных условиях развития ситуации — и возврат тактического ядерного оружия США в Южную Корею.

КНДР, со своей стороны, будет проводить акции, демонстрирующие серьезность ее намерений противостоять американскому диктату. Например, возобновит испытания баллистических ракет. Нельзя исключать и проведение ядерного испытания с подрывом ядерного взрывного устройства.

То есть ситуация «примораживается» до того момента, когда изменится внешнеполитическая конъюнктура, а также положение в самих США. Вполне вероятно, что «размораживание» ситуации произойдет только после ухода со сцены команды Дж. Буша-младшего.

Данный сценарий представляется довольно опасным. С одной стороны, он дает возможность КНДР проводить военные ядерные исследования, полностью выведя свою ядерную программу из-под международного мониторинга. С другой стороны, США в рамках достижения поставленных целей будут усиливать нажим на КНДР, добиваясь полной политической и экономической изоляции республики. В совокупности такие действия со стороны КНДР и США могут стать переходной фазой к началу реальных боевых действий.

Сценарий третий — силовая акция США. Данный вариант является маловероятным в обозримой перспективе. Хотя вероятно, что политическая легитимизация такой операции может встретить меньше сложностей, чем в случае с Ираком.

Главная же проблема осуществления этого сценария заключается в том, что в отличие от С. Хусейна северокорейское руководство и с военной точки зрения, и с точки зрения наличия политической воли вполне готово к превентивному вторжению на территорию Южной Кореи с целью недопущения формирования на ее территории «армии вторжения» США и их союзников. Хотя представляется очевидным, что Пхеньян не нацелен однозначно на силовой вариант. При всей очевидной предпочтительности первого сценария, к сожалению, вероятность развития событий по нему на сегодня ниже, чем по второму сценарию. И главная причина этого заключена в упорно демонстрируемой командой Дж. Буша-младшего нетерпимости к режиму Ким Чен Ира.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОГО МАСШТАБА?

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о возможных последствиях обретения КНДР статуса государства, реально обладающего ядерным оружием.

10 февраля 2005 года Министерство иностранных дел КНДР распространило заявление, в котором говорится: «Мы уже предприняли решительные действия по выходу из Договора о нераспространении ядерного оружия и изготовили собственное ядерное оружие самозащиты в ответ на политику администрации президента США Джорджа Буша, которая не скрывает своего желания изолировать и задушить КНДР». Там же констатируется, что «северокорейское ядерное оружие останется сдерживающей силой при любых обстоятельствах».

Следует отметить, что и ранее отдельные представители КНДР заявляли о том, что их страна обладает «силами ядерного сдерживания». Совсем недавно, 24 января 2005 года, заместитель главы МИД КНДР Ким Ге Гван на встрече с американским конгрессменом Куртом Уэлдоном заявил, что Пхеньян обладает ядерным оружием, но применит его «исключительно в целях обороны». Однако на сей раз признание об обладании КНДР ядерным оружием прозвучало как официальная позиция.

Можно ли верить этому заявлению МИД КНДР? Доказательств обладания ядерным оружием северокорейцы не представили. Посетивший в начале 2004 года атомные объекты КНДР бывший руководитель лос-аламосской лаборатории США Зигфрид Хэкер сомневается в способности Пхеньяна создать в ближайшее время ядерное оружие. По его мнению, северокорейцам так и не удалось решить ряд технических проблем, связанных прежде всего с созданием эффективных детонаторов для приведения в действие основного боезаряда.

Но, с другой стороны, нельзя не учитывать уже упоминавшееся признание отца пакистанской ядерной бомбы А.К. Хана в том, что северокорейская урановая программа гораздо более продвинутая, чем предполагает мировое сообщество. К тому же эта программа в отличие от плутониевой никоим образом не контролировалась МАГАТЭ. Поэтому можно предположить, что под прикрытием плутониевого оружейного проекта, который пусть и дозировано, но все же отслеживался инспекторами МАГАТЭ вплоть до декабря 2002 года, Пхеньян способен был реализовать урановый оружейный проект.

С учетом изложенного было бы опрометчиво согласиться с оценками целого ряда российских и зарубежных экспертов о том, что заявление МИД КНДР от 10 февраля 2005 года — это очередное проявление политики шантажа с элементами блефа. Более взвешенной представляется следующая оценка: маловероятно, что северокорейцы ядерное оружие сделали, однако такой сценарий исключать нельзя.

Вместе с тем совершенно очевидно, что работы по созданию ядерного оружия в КНДР ведутся, и оно, если мировое сообщество не предпримет скоординированных мер, учитывающих и интересы безопасности КНДР, рано или поздно у этой страны все же может появиться (если уже не появилось). А это событие в случае веских доказательств его свершения будет иметь далеко идущие последствия для безопасности не только в Северо-Восточной Азии, но и в глобальном масштабе.

Во-первых, увеличивается вероятность попыток силового решения корейского «ядерного кризиса», в том числе по причине возрастающей угрозы неконтролируемого распространения ядерного оружия, — торгует же Пхеньян баллистическими ракетами, почему бы ему не торговать и ядерными боеприпасами и технологиями их изготовления? Во-вторых, кризисная стабильность на Корейском полуострове существенно снизится. Соединенные Штаты не могут игнорировать возможность применения Северной Кореей ядерного оружия, пусть и по территориям Южной Кореи и Японии, и поэтому в случае обострения кризиса могут нанести превентивный удар по северокорейским ядерным объектам. В Пхеньяне, в свою очередь, в этой ситуации могут действовать по принципу «to use or to lose».

В-третьих, в Северо-Восточном регионе начнется процесс «ядерного домино». В течение короткого времени, буквально за 4-6 месяцев, Япония создаст свое ядерное оружие. Эта страна обладает всеми необходимыми для этого технологиями, а имеющиеся у нее запасы плутония в количестве 5,6 тонны пригодны для создания 1000-1200 ядерных боеприпасов. Наряду с этим Япония, Южная Корея и Тайвань наверняка интенсифицируют свои усилия по созданию противоракетной обороны в сотрудничестве с США. Будут наращивать усилия и сами Соединенные Штаты по защите от ракетно-ядерного оружия как своей территории, так и территории своих союзников, в том числе путем развертывания кораблей с противоракетными средствами в акваториях, прилегающих к Северной Корее. В этих условиях как Китай, так и Россия будут вынуждены, в свою очередь, наращивать собственные усилия в ракетно-ядерной области. Назревает новая гонка в области ракетно-ядерного вооружения.

В-четвертых, обретение КНДР ядерного оружия и начавшийся процесс «ядерного домино» в Северо-Восточном регионе приведут к фактическому краху ДНЯО, более того, режима ядерного нераспространения в целом. Те государства — участники ДНЯО, которые по тем или иным причинам хотели бы обрести ядерное оружие, убедятся в том, что демонстративный выход из этого договора остается фактически безнаказанным, а ведущие государства мира не могут или не хотят образумить страну, бросающую вызов мировому сообществу.

Какие же выводы следует сделать из проведенного анализа политики КНДР в ядерной и ракетной областях? Их четыре. Во-первых, несмотря на всю риторику по поводу возможности нанесения Северной Кореей «всесокрушающего» удара по территориям недружественных ей стран, Ким Чен Ир отчетливо понимает, что в результате ответных действий он потеряет все и сразу. Наличие ракетно-ядерного оружия для него — чрезвычайно важный фактор сохранения своего режима при прогнозируемых действиях международной коалиции во главе с США по силовому давлению на тоталитарные государства. Здесь имеется в виду объявленный Вашингтоном крестовый поход против стран, зачисленных Соединенными Штатами в «ось зла».

Во-вторых, достоверно утверждать, что КНДР обладает ядерным оружием, нельзя. Да, у нее, пожалуй, есть все необходимое, чтобы создать ядерное оружие, прежде всего на основе высокообогащенного урана (конструкция этого типа ядерных зарядов значительно проще, чем на основе оружейного плутония). С уверенностью можно утверждать лишь одно — КНДР пока не проводила ядерных взрывов, хотя и не брала на себя обязательств по их непроведению (она не подписала ДВЗЯИ).

В-третьих, Северная Корея готова свернуть свою военную ядерную программу, если США, в свою очередь, откажутся от враждебной политики по отношению к ней. Останется ли у Пхеньяна мирная ядерная программа, которой сейчас, по сути, нет, — это вопрос будущих договоренностей. Здесь широк выбор возможных решений, вплоть до постройки АЭС на территории других государств с долей северокорейской собственности и участием в эксплуатации таких АЭС северокорейских специалистов.

В-четвертых, развитие (или свертывание) ядерной и ракетной программ КНДР будет определяться итогами шестисторонних переговоров, в том числе и тем, будут ли они продолжены после наступившей паузы в середине 2004 года.

nvo.ng.ru

есть ли у КНДР ядерное оружие? » Военное обозрение

5 сентября 2012 года на все ленты информагентств поступила информация о том, что в КНДР планируется срочно провести сессию Верховного народного собрания. Такие сессии, как правило, проводятся только раз в год. Основными вопросами обсуждения являются бюджет страны и кадровые назначения в высшем руководстве страны. Поскольку в этом году сессия парламента была уже проведена в апреле, мировая общественность очень заинтересовалась причинами назначения внепланового заседания парламента страны. Предполагается, что это связано с готовящимися в стране хозяйственными преобразованиями. Аналитики предполагают, что правительство во главе с Ким Чен Ыном подготовило пакет законодательных актов для поддержки планируемых экономических реформ, которые парламенту необходимо срочно утвердить.


В печати появилась информация, что Пхеньян планирует разрешить промышленным предприятиям и сельскохозяйственным кооперативам оставлять себе до 70% прибыли на развитие и поощрение работников. Такое изменение является достаточно серьезным шагом. Причиной стала не только острая нужда в продовольствии и топливе в стране, а также значительное обнищание большинства населения, но и, возможно, изменение в управлении государством, в связи с приходом к власти нового лидера.

Стране грозит голод. Для предотвращения трагедии, необходимо срочно перераспределить финансирование в сторону поддержки населения и основных отраслей народного хозяйства. Но даже при такой ситуации, похоже, правительство КНДР не собирается отказываться от своих планов по реализации ядерной программы, требующей больших финансовых затрат из бюджета страны. Подтверждение данного факта было недавно получено из спутниковых фотографий. На снимках видно, что работы на ядерных объектах продолжаются.

Ядерная программа КНДР состоит из двух этапов. В первый (50-е – 70-е года прошлого века) закладывались основные исследования, создавалась необходимая инфраструктура, готовились кадры для научных и технических работ. В этой деятельности активное участие принимали специалисты СССР и Китая. Советскими профессионалами в 50-е года были проведены геологоразведочные работы на территории КНДР. В результате обнаружены значительные запасы урана. Начиная с 1956 года, советские учебные учреждения подготовили около 300 корейских специалистов-ядерщиков. Одновременно на территории Северной Кореи создавались научно-исследовательские центры по направлениям ядерной программы. Первый ядерный реактор в Северную Корею поставлен из СССР (мощностью 2 Мвт.). Впоследствии он несколько раз модернизировался корейцами. До 91-х годов топливо для него поставлялось из Советского Союза.

Во второй этап (с 70-х до настоящего времени) создавалась научно-производственная база. Но для строительства атомно-энергетического комплекса, способного решить проблему нехватки энергоресурсов в стране, Пхеньян был вынужден прибегнуть к иностранной помощи.

Вступление КНДР в МАГАТЭ открыло корейцам не только путь к материалам по созданию ядерно-энергетического комплекса, но и дало возможность официально обратиться к Китаю о предоставлении помощи по созданию ядерного оружия. КНДР построили собственный реактор, заводы по производству топлива, рафинированию урановой руды и переработке ядерного топлива. До 1991 года все работы, включая строительство 4-х блоков АЭС, осуществлялись при сотрудничестве с СССР, но после отказа КНДР оплачивать выполненный объем работ, советская сторона прекратила реализацию проекта.

Весной 1992 года МАГАТЭ предприняло попытку инспекции ядерных объектов КНДР. Корея отказалась допустить инспекторов на объекты, которые международные специалисты считали ядерными, а корейские власти исключительно военными. В результате конфликта КНДР в 1992 году вышло из ДНЯО. Россия прекратила полностью сотрудничество с КНДР в ядерной области, включая строительство АЭС.

Итогом многочисленных переговоров стало подписание в 1994 году соглашения между Соединенными Штатами Америки и КНДР о замораживании выполнения корейской ядерной программы. Для строительства АЭС на территории КНДР был создан консорциум, в который вошли США, КНДР, Япония, ЕС. Атомная электростанция была введена в строй в 2008 году, но бесконечные переговоры КНДР, США, России, МАГАТЭ сводились к требованиям Пхеньяна подписать соглашения с целью получения гарантий безопасности от ведущих держав мира.

Надо сказать, что политическая система КНДР дает возможность направить мгновенно огромные людские ресурсы на реализацию программ любой степени сложности. Отсутствие оппозиции и возможности населения выражать свое мнение (кроме разрешенной позиции) дает власти КНДР возможность перенаправлять финансирование с социальной сферы и отраслей экономики на реализацию своих грандиозных проектов — таких как ядерная программа. Аналитики считают, что в настоящее время в распоряжении КНДР находится около 30 кг плутония. Этого хватит на четыре ядерных заряда, но пока КНДР не обладает технологией создания таких зарядов. Учитывая существующий уровень научно-технологического потенциала КНДР, можно достаточно уверенно предположить, что сейчас эта страна может собрать очень примитивное и громоздкое ядерное устройство небольшой мощности, которое невозможно разместить ни на одном боевом носителе. Поэтому Пхеньяну выгодно сохранять максимальную неопределенность для мирового сообщества в вопросе о наличии у него ядерного оружия. Открыто признать властями КНДР существование у него ядерного устройства — остаться в полной экономической и политической изоляции, а, значит, лишиться любой международной экономической поддержки.

Никто из переговорщиков не сомневается, что северокорейцы потребуют огромную плату за отказ от своих ядерных разработок, но все считают, что в условиях нестабильного мира нельзя допускать распространения ядерного оружия.

И пока КНДР наращивает свой военный потенциал за счет обнищавшего населения страны, США принимает меры по организации линии защиты от Северной Кореи: расширяется система ПРО за счет дополнительного размещения технических средств на островах Японии, Филиппинах, а также увеличение количества судов, имеющих противоракетное вооружение.

Мировая общественность надеется на понимание властей КНДР, что любая война для государства станет подлинной катастрофой.

Использованы материалы:
http://expert.ru/2012/08/23/phenyan-dodelal-atomnuyu-bombu/?n=66992

http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/ovr30318.htm

topwar.ru

«Способ отстоять суверенитет»: готова ли Северная Корея применить ядерное оружие: alex54sar — LiveJournal

Наталья Макеева

10 февраля 2005 года Северная Корея официально объявила о создании ядерного оружия. Это вызвало обеспокоенность в США и Японии и стало причиной введения жёстких санкций в отношении республики. Ограничительные меры не остановили руководство КНДР, и в 2017 году у страны появилась баллистическая ракета, по словам специалистов, способная доставить смертоносный заряд на территорию Соединённых Штатов. Однако, по мнению экспертов, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт удар, минимальна. Как КНДР создавала ракетно-ядерный щит — в материале RT.

Ким Чен Ын дает указания по программе ядерного оружия

13 лет назад Корейская Народно-Демократическая Республика официально объявила о создании собственных ядерных вооружений.

«Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и социализма», — заявили 10 февраля 2005 года в МИД КНДР.

Оскал «бумажного тигра»

Потенциальная ядерная угроза в разные годы оценивалась лидерами КНДР по-разному. Одно время руководство страны не придавало этому большого значения. Северокорейский лидер Ким Ир Сен считал, что ядерная бомба — это «бумажный тигр».

Начало работ по созданию ядерной инфраструктуры Северной Кореи началось вскоре после того, как Ким Ир Сен узнал, что США во время Корейской войны 1950—1953 годов собирались сбросить на столицу республики семь ядерных бомб. Уже в 1956 году началось сотрудничество между СССР и КНДР в этой сфере, на первых порах заключавшееся в подготовке специалистов.

«Ядерное оружие в Северной Корее появилось фактически сразу после окончания Корейской войны. Уже тогда стало очевидно, что Северной Корее необходимо максимально повышать свою обороноспособность», — рассказала в интервью RT специалист по Северной и Южной Кореям, доцент кафедры Американских исследований СПбГУ Ирина Ланцова.

Cтатуи основателя Северной Кореи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира во время военного парада

По мнению профессора Российского университета дружбы народов Юрия Тавровского, главной причиной начала ядерных разработок КНДР стали «глубокое чувство угрозы со стороны традиционных противников Кореи, таких как Япония и Соединённые Штаты, а также стремление опираться на собственные силы, политика чучхе».

В ответ на совместные учения США и Южной Кореи в Пхеньяне заявили, что готовы нанести удар по американскому острову Гуам, если…

Корейцы решили не надеяться на ядерный зонтик Советского Союза и Китая, считает Тавровский. Кроме того, по его мнению, на тот момент ещё свежа была память о разрушительной и кровопролитной войне.

«Они (власти Северной Кореи — RT) пришли к выводу, что только ядерное оружие может быть гарантией неповторения войны обычными методами, которые исключительно разрушительны, и полагали, очевидно, что ядерное оружие не будет применено, но станет хорошей защитой», — полагает эксперт.

Постепенно Северная Корея обзавелась необходимой инфраструктурой и уже в 1974 году вступила в МАГАТЭ. Тогда же началась работа по созданию Пхеньяном собственного ядерного оружия. Значительную помощь в этом оказал, в частности, Китай, допустивший северокорейских учёных на свои объекты.

Успеху КНДР способствовали, по мнению Тавровского, два основных фактора: «перенапряжение экономических, технических, научных сил самой Северной Кореи», а также «осознанные и неосознанные передачи технологий другими странами, такими как Советский Союз, Китайская Народная Республика и, возможно, Пакистан». На последней стадии, уже в наше время, корейцы выкупили технологии либо специалистов из Украины, из «Днепропетровска, где расположен завод «Южмаш», который выпускал для Советского Союза самые тяжёлые жидкостные ракеты, которые известны на Западе как «Сатана».

В 1985 году, рассчитывая на помощь СССР в строительстве АЭС, Пхеньян под давлением Москвы подписал Договор о нераспространении ядерного оружия. В начале 1990-х в страну зачастили инспекторы МАГАТЭ, итоги их проверок оказались неоднозначны.

Помощники президента США Дональда Трампа якобы выразили недовольство Пентагоном в связи с тем, что оборонное ведомство не…

Весной 1993 года было объявлено о намерении КНДР выйти из Договора, а летом 1994-го страна покинула МАГАТЭ. Впоследствии стало известно, что именно в 1994 году США чуть не нанесли удар по реактору в Йонбёне — крупнейшему в Северной Корее ядерному объекту. Однако, проанализировав неизбежные жертвы, Клинтон от этой затеи отказался.

После визита в КНДР экс-президента США Джимми Картера странам удалось в конце 1994 года подписать так называемое Рамочное соглашение. Согласно этому документу, Северная Корея, в частности, брала на себя обязательство прекратить строить, а также использовать инфраструктуру по обогащению урана и извлекать плутоний из реакторов, вывести обогащённое ядерное топливо за пределы КНДР и демонтировать все объекты, так или иначе связанные с ядерным оружием.

США должны были, в соответствии с соглашением, поставлять в Северную Корею мазут и построить взамен реактора в Йонбёне, который был остановлен, два реактора гораздо большей мощности на лёгкой воде. Их нельзя было использовать для получения ядерного топлива.

Лихие нулевые

В 2001 году к власти в США пришёл Джордж Буш — младший, включивший КНДР в список «стран-изгоев». При нём обещанные реакторы построены не были, зато требований к Северной Корее становилось всё больше. Уже в 2002 году США заявили о невыполнении Пхеньяном Рамочного соглашения и обвинили КНДР в продолжении обогащения урана. В конце года Северная Корея выдворила со своей территории сотрудников МАГАТЭ и заявила о продолжении работ по ядерной программе.

Итогом нового витка противостояния США и КНДР в январе 2003 года стал выход Пхеньяна из Договора о нераспространении ядерного оружия.

Начавшиеся летом 2003 года шестисторонние переговоры КНДР, КНР, США, России, Южной Кореи и Японии также ни к чему не привели. В 2004 году Северная Корея участвовать в них отказалась, потребовав разъяснений относительно ядерной программы Южной Кореи, которая, как выяснилось, велась уже четыре года.

10 февраля 2005 года КНДР объявила о создании ядерного оружия, но первое испытание провела только в октябре 2006 года. Известно о нескольких испытаниях нового оружия Северной Кореей с 2006 по 2017 год.

Ким Чен Ын наблюдает за запуском ракеты

В 2017 году Пхеньян объявил об испытании термоядерного заряда, так называемой водородной бомбы.

Эксперты отмечают, что развитие северокорейской ядерной программы было вынужденной мерой.

«Уже после Ирака, а потом после Ливии и Сирии стало понятно, что других способов отстоять суверенитет нет. Если бы у Северной Кореи не было ядерной программы, вполне вероятно, что её бы уже бомбили», — подчеркнул в беседе с RT сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.

По словам эксперта, Северная Корея существует в недружественном окружении, например, с точки зрения Южной Кореи КНДР как государства нет. Формально южнокорейская Конституция распространяется также на северные территории.

С доставкой на Белый дом

Средство доставки ядерного заряда КНДР начала разрабатывать в 1988 году. На создание баллистической ракеты средней дальности «Тэпходон-1» ушло десять лет — первый запуск был произведён в 1998 году.

С 1999 по 2005 год КНДР соблюдала односторонний мораторий на испытания ракет, введённый по итогам переговоров с администрацией Клинтона в обмен на продовольственную помощь.

«Диалог с США прекратился в 2001 году с приходом к власти администрации Буша, а это означает, что мы вправе возобновить испытания ракет», — гласил текст заявления МИД КНДР, который был опубликован 3 марта 2005 года.

В последующие годы Пхеньян продолжил запуски ракет, а в конце 2012-го Северная Корея стала космической державой, успешно выведя на орбиту спутник «Кванмёнсон-3».

В 2017 году запуск ракеты «Хвасон-14», которая упала в Японском море, стал поводом для созыва Совбеза ООН. Вскоре был произведён ещё один запуск северокорейской ракеты «Хвасон-12», которая упала в Тихий океан, пролетев над японским островом Хоккайдо.

У США особую обеспокоенность вызывает последняя версия «Хвасона» — «Хвасон-15», которая, по мнению специалистов, может поразить любую цель на территории Соединённых Штатов.

Сегодня Северная Корея является ещё и экспортёром ракет. Среди её наиболее крупных покупателей — ОАЭ, Египет, Сирия, Ливия, Пакистан и Йемен. Кроме того, иранские носители, предположительно, были изготовлены на основе северокорейской «Тэпходон-2».

Санкционное давление

Свою ядерную программу КНДР разрабатывала в условиях жёстких санкций, вводимых как США, Японией и Южной Кореей, так и Европейским союзом, и даже Австралией. В ООН был создан комитет Совбеза по санкциям в отношении КНДР. За каждыми ядерными испытаниями следовали пакеты санкций, которые коснулись практически всех сфер жизни — от культурных обменов и денежных переводов до запрета на поставку различного сырья и товаров.

Утром 4 июля КНДР произвела успешный запуск баллистической ракеты «Хвасон-14». Она преодолела расстояние 930 км. В Японии опасаются,…

По мнению Ланцовой, Северная Корея в условиях жёстких санкций добилась очень хорошего результата: в работе над ракетно-ядерной программой были достигнуты значительные успехи — это касается как средств доставки, так и самого ядерного оружия.

Со стороны США давление на Северную Корею усилилось с приходом к власти Дональда Трампа, который уже успел пригрозить КНДР полным уничтожением.

«У США много сил и терпения, но если нам придётся защищаться, то у нас не будет другого выбора, кроме как полностью уничтожить КНДР. Человек-ракета (Ким Чен Ын — RT) приступил к самоубийственной миссии», — сказал глава Белого дома, выступая в ООН.

Однако реальная опасность, исходящая от КНДР, вызывает большие сомнения у специалистов. По мнению Тавровского, вероятность того, что Северная Корея первой нанесёт ядерный удар, минимальна.

«Северные корейцы достигли всех своих целей. Они достигли того, ради чего много лет недоедали, перерабатывали. Они практически создали ракетно-ядерный щит, это признано уже всеми противниками КНДР», — уверен эксперт.

Между тем Асмолов допускает возможность того, что Северная Корея может начать действовать первой, если её спровоцируют.

«Если северокорейское руководство будет уверено в том, что никаких мирных альтернатив нет и что их уже собираются убивать, они, естественно, будут действовать по принципу «бей первым», — подчеркнул эксперт.

Решительный настрой и независимость своей политики северокорейское руководство продемонстрировало накануне старта зимней Олимпиады в Пхёнчхане. 8 февраля 2018 года в столице КНДР Пхеньяне состоялся военный парад в честь 70-летия народно-демократической республики. Традиционно торжества проходят в апреле. Однако власти страны решили провести мероприятие в феврале, приурочив его к годовщине основания регулярной армии Северной Кореи. На параде была продемонстрирована межконтинентальная баллистическая ракета нового типа «Хвасон-15».

«Пока сохраняется враждебная политика Соединённых Штатов, миссия народной армии, выполняющей роль мощного меча для защиты страны, будет продолжаться», — заявил северокорейский лидер Ким Чен Ын, выступая на параде перед военными.

Источник:

alex54sar.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *