как Россия получит превосходство в Мировом океане

Военно-морской флот России все же получит новые надводные корабли дальней океанской зоны. В российском Минобороны прошел согласование эскизный проект эскадренного миноносца «Лидер» Северного проектно-конструкторского бюро (город Санкт-Петербург). Техническое проектирование корабля нового поколения включено в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Начало строительства запланировано на 2025 год, однако резка металла для восьми эсминцев начнется уже в 2018 году.

Проект «Лидер» предусматривает строительство уникальных кораблей с учетом всех современных технологий и тенденций в области систем вооружения, средств связи, навигации и радиоэлектронного противодействия. Эсминец водоизмещением 15—18 тысяч тонн будет иметь ядерную энергетическую установку и, вероятно, в ближайшие десятилетия станет ключевым элементом системы обеспечения военно-морской мощи России в Мировом океане.

Эсминцы — это многоцелевые боевые корабли, предназначенные для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и летательными аппаратами противника. Современные тенденции таковы, что эсминцы становятся, по сути, ракетными крейсерами. Ставка делается на усиление боевых возможностей и огневой мощи, применение боевых информационно-управляющих систем нового поколения, введение в конструкцию элементов «невидимости», увеличение мореходности и повышение мощности. Автономность плавания при наличии ядерной энергетической установки не имеет ограничений. «Лидер» будет строиться уже по технологии снижения электромагнитной заметности за счет особой конструкции корпуса и благодаря применению специальных материалов.

Лучшие черты

Задачи перспективного эсминца — защита морских и океанских коммуникаций, уничтожение важных береговых объектов крылатыми ракетами большой дальности, огневая поддержка десантных и противодесантных операций. При этом «Лидер» сможет действовать самостоятельно и в составе ударных групп, в том числе авианосных.

В «Лидере» впервые воплощена концепция эсминца действительно нового поколения, и ключевая роль принадлежит Крыловскому государственному научному центру, где десятилетиями создается соответствующий научно-технический задел.

Советник генерального директора центра, доктор технических наук Валерий Половинкин отметил, что новый корабль совместит в себе качества сразу нескольких проектов: «Лидер» станет универсальным кораблем, способным заменить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России — собственно эсминцы, большие противолодочные корабли и ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан». Эсминец будет меньше кораблей 1144-го проекта, но лучше вооружен и оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны. Эти корабли с неограниченной автономностью плавания станут опорными точками в океане. Основным предназначением их станет борьба с наземными целями для поддержки десанта и с надводными силами противника, а также исключительно мощная противовоздушная и противолодочная оборона. В целом, корабль будет обеспечивать боевую устойчивость ВМФ России в области противовоздушной и противоракетной обороны во всех зонах Мирового океана».

По вооружению «Лидер» превзойдет ракетные крейсера ХХ века, и станет во всех отношениях станет прорывным кораблем, обладающим к тому же 7-бальной мореходностью и комфортными условиями для экипажа.

По своим параметрам (многофункциональность, использование самого широкого спектра вооружений) эсминец превзойдет и американский тип Arleigh Burke class destroyers. Вероятно, «Лидер» позаимствует многие удачные черты отечественного проекта 1144 (атомный ракетный крейсер «Орлан»), включая эшелонированную ПВО и мощные противокорабельные ракетные комплексы — основное оружие.

Предположительно, корабль получит до четырех пусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» (всего около 200 ракет различного назначения). Зенитное ракетное вооружение дальней зоны представит корабельный вариант комплекса С-500 «Прометей».

Облик корабля и его вооружение могут измениться в ходе выполнения технического проекта, однако уже известны основные характеристики: длина 200 метров, ширина 23 метра, осадка 6,6 метров, скорость полного хода 32 узла, экипаж — до 300 человек, срок службы — не менее 50 лет.

Аналоги и перспективы

Принципиально новый корабль не может появиться на пустом месте. Он обязательно возьмет все лучшее от предшественников. В нашем случае это тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан», которые не имеют зарубежных «однокласcников». Это закономерно, в американском флоте крейсеры предназначены в основном для сопровождения многоцелевых авианосцев. Отечественные атомные надводные «монстры» создавались как самостоятельные единицы с высокой боевой устойчивостью. Вероятно, «Лидер» будет следовать той же традиции.

Основное оружие крейсеров проекта 1144 — сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) третьего поколения П-700 «Гранит».

При стартовой массе 7 тонн эти ракеты развивают скорость до 2,5 Махов, и доставляют на расстояние более 550 километров обычную боевую часть массой 750 кг (в ядерном оснащении — заряд-моноблок мощностью до 500 килотонн). Главное оружие «Лидера» — тоже ПКР.

Основа ПВО крейсера проекта 1144 — зенитный ракетный комплекс С-300Ф с боекомплектом из 96 зенитных ракет. На «Петре Великом» дополнительно установлен уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» (поражает цели на расстоянии до 120 км, включая ПКР противника на высотах до 10 метров). Для «Лидера» в качестве основного комплекса ПВО и ПРО выбрали корабельный вариант С-500 «Прометей» с боекомплектом в 128 ракет. И здесь наблюдается преемственность.

Второй эшелон ПВО проекта 1144 — ЗРК «Кинжал», который поражает твердотопливными, одноступенчатыми, телеуправляемыми ракетами (128 единиц) воздушные цели, прорвавшиеся сквозь первую линию обороны. Дальность обнаружения целей в автономном режиме (без участия личного состава) — 45 километров. И новому эсминцу без второго эшелона не обойтись.

Третий рубеж ПВО — от 8000 до 50 метров — защищает комплекс ближней обороны «Кортик», который обеспечивает в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Боезапас — 192 ракеты и 36 тысяч снарядов. Ближнюю зону «Лидера» будут прикрывать два модуля корабельной версии ЗРПК «Панцирь».

Возможно, новый эсминец получит от «Орлана» и достаточно современный противолодочный комплекс «Водопад», ракето-торпеды которого сжатым воздухом выстреливаются стандартными торпедными аппаратами. Под водой запускается ракетный двигатель, ракето-торпеда взлетает и доставляет боевую часть к цели по воздуху — на расстояние до 60 километров от корабля-носителя. Можно много интересного рассказать о системе бронирования и водонепроницаемых переборках проекта 1144 «Орлан». Возможно, эсминец «Лидер» станет еще более защищенным.

Безусловно, по-настоящему эффективный и универсальный атомный эсминец океанской зоны окажется дорогим, но даже небольшая серия таких кораблей позволит России наравне с передовыми странами последовательно отстаивать национальные интересы и осваивать ресурсы в самых удаленных районах Мирового океана.

Александр Хроленко, МИА «Россия сегодня»



news-front.info

Атомный эсминец ПВО/ПЛО пр. 11990 «Анчар»

 Данный материал является копипастой с сайта «Атрина». Цветной вариант изображения корабля не нащел, так что раскрасил, как получилось (если кто сможет сделать нормально — по ссылке на первоисточник есть исходные изображения в крупном размере).

 С 1974 года в Северном ПКБ начались предварительные проработки корабля ПВО-ПЛО с атомной энергетической установкой, а в 1976 г. это конструкторское бюро получило официальное тактико-техническое задание на разработку проекта 1199. По ТТЗ этот корабль океанской зоны должен был иметь ЯЭУ и «обеспечивать боевое охранение атомных авианесущих и ракетных крейсеров», стандартное водоизмещение не должно было превышать 12.000 тонн. В ТТЗ не случайно упоминались атомные РКР, так как в это же время Северному ПКБ было выдано задание на разработку проекта 1293, представлявшего собой атомный ударный корабль водоизмещением 14.000 тонн, вооруженный противокорабельными ракетами «Гранит». Появился и конкретный объект для охранения – это первый советский атомный авианесущий крейсер пр.11437 (а фактически – авианосец, впоследствии получивший название «Ульяновск»), который должен был стать ядром будущей атомной авианосной группы. Спустя некоторое время было решено проектировать оба атомных корабля сопровождения пр.1199 и пр.1293 в одном корпусе. (фактически речь шла о создании пары ударный корабль/корабль ПЛО, аналогично сочетанию  ЭМ пр. 956 и БПК пр. 1155, но с более высокой степенью унификации — прим. doktorkurgan).

Главным конструктором проекта 1199 был назначен И.И. Рубис. В эскизном проекте было выполнено несколько вариантов корабля, отличавшихся составом вооружения, объемом защиты и типом ГЭУ – так как помимо чисто атомной установки прорабатывались и более легкие по массе варианты с комбинированной атомно-газотурбинной установкой и с чисто газотурбинной.

Первый вариант с ЯЭУ получился не совсем удачный по компоновке и представлял собой атомный корабль ПВО, вооруженный тремя комплексами «Ураган» с однобалочными ПУ, пятью боевыми модулями «Кортик» (при одном командном модуле), 130-мм универсальной спаренной артустановкой и восемью ПКР «Москит». Противолодочные функции выполнял вертолет постоянного базирования Ка-27. Для защиты от торпед предусматривались два реактивных бомбомета РБУ-6000. Корабль должен был оснащаться самыми современными средствами радиоэлектронного вооружения, в т.ч. РЛС большой дальности с ФАР, мощным ГАК и комплексом РЭБ. Предусматривалось также лазерное дальномерно-визирное устройство для управления стрельбой АУ (но его так и не разработали).

На конечном этапе разработки (середина 1980-х гг.) проекту присвоили номер 11990 (шифр «Анчар»), остановившись на комбинированном варианте ГЭУ – с резервно-форсажной газотурбинной частью. К тому времени разработка атомного РКР пр.1293 уже был признана нецелесообразной (хотя на него истратили массу времени и средств), что лишило саму идею «унификации по корпусам и ГЭУ» смысла. В результате основные размерения проекта 11990 уменьшились до 188х19 м, а водоизмещение сократилось до 10.500 т. Корабль оснастили самыми разнообразными средствами ПВО: 4 ЗРК «Ураган», 6 ПУ ЗРК «Кинжал», 4 БМ «Кортик». Причем сначала предполагалось, что комплексы «Кинжал» и «Ураган» будут иметь единую систему управления «Орех», так как их разрабатывало одно КБ. Но в конечном счете от этого отказались, разобравшись в специфических особенностях этих ЗРК. Противолодочное вооружение также значительно усилилось: теперь помимо двух вертолетов постоянного базирования и РБУ, корабль оснащался двумя пусковыми установками ПЛРК «Водопад» большой дальности. В кормовой части корабля, в районе ПУ ЗРК «Кинжал», побортно были зарезервированы места для разрабатываемого нового комплекса противокорабельных крылатых ракет с вертикальным стартом (впоследствии «Оникс»). Хотя в течение всей разработки проекта долго шел спор об их необходимости на этом корабле. Предусмотренную проектом РБУ-6000 в будущем планировалось заменить на комплекс «Удав».

Существовал и чисто газотурбинный вариант пр.11990, имевший усиленные средства ПВО (ЗРК «Фал») за счет снижения массы ГЭУ, и оснащенный ПЛРК «Водопад» и ПКРК «Москит». От ЗРАК «Кортик» отказались в пользу ЗАК АК-630 и ЗРК «Кинжал», как более эффективных в плане ближней ПВО-ПРО (аналогичное решение было применено и на пр.1293). Но, как уже говорилось, в окончательном варианте был принят вариант корабля с комбинированной ГЭУ, что в общем-то, было не совсем разумно – по-сути большую часть времени корабль должен был возить на себе редко используемые турбины и горючее для них «просто так». К тому же, получив на вооружение одновременно большое количество противокорабельного, зенитного и противолодочного ракетного оружия проект постепенно эволюционировал в сторону многоцелевого корабля, и фактически стал постепенно превращаться в «горячо любимый» ракетный крейсер, по концепции и размерам приближающийся к проектам 1144, 1165 и 1293. Путь к полноценному многоцелевому кораблю ВМФ СССР был извилист и тернист, что в конечном итоге и погубило сам проект.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (вариант)

Водоизмещение стандартное — 10 500 т.

Основные размерения:

• длина наибольшая — 188 м.

• ширина наибольшая — 19 м.

• осадка — н/д

Главная энергетическая установка атомно-газотурбинная (по мощности н/д):

2 ВВР, 2 ППУ, 2 ГТЗА, 2 резервно-форсажных ГТУ.

2 вала; 2 гребных винта

Скорость хода:

• наибольшая 31 уз.

• экономическая — н/д.

Автономность, сут. 30

Экипаж, чел. 300…350

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

• УВП ПКРК «Оникс» —

зарезервировано место

Зенитное ракетное:

• ПУ МС-196 ЗРК М-22 «Ураган» 4х1

• УВП СМ-9 ЗРК «Кинжал» 6х8

Противолодочное ракетное:

• ПУ ПЛРК «Водопад-НК» — 2х4

Зенитное ракетно-артиллерийское:

• ЗРАК 3М87 «Кортик» — 4

Артиллерийское:

• 130-мм АУ АК-130 — 1 Х 2

Противолодочное:

• РБУ-6000 «Смерч-2» — 1 Х 12

Авиационное:

• вертолет Ка-27 — 2

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС н/д

РЛС обнаружения ВЦ 1 х «Море»

РЛС общего обнаружения 1 х «Форум-2М»

РЛС обнаружения НЦ 1…2 х «Вайгач-У»

ГАС н/д

средства РЭБ н/д

комплексы выстреливаемых помех 2 Х 2 ПУ ПК-2

4 Х 10 ПУ ПК-10

РЛС управления огнем 8 Х МР-700 для ЗРК «Ураган»

1 Х 3Р95 для ЗРК «Кинжал»

1 Х «Позитив» для ЗРАК «Кортик»

1 Х МР-184 «Лев-218М» для 130-мм АУ

средства связи • «Тайфун-2»

РЛС госопознавания н/д

Источник: http://www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/04_bpk_1199/0_1199.htm

alternathistory.com

Владимир Гавриков: Превосходя американский тип: перспективный атомный эсминец «Лидер»

Атомный эсминец «Лидер» — это перспективный эсминец дальней морской зоны проекта 23560, реализуемый с ядерной энергетической установкой (экспортное название «Шквал»). Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.

В задачи перспективного эсминца будет входить обеспечение защиты морских и океанских коммуникаций, уничтожение важных береговых объектов потенциального противника крылатыми ракетами большой дальности, огневая поддержка десантных групп, а также проведение противодесантных операций. Кроме того, «Лидер» сможет самостоятельно действовать в составе ударных групп, в том числе авианосных.

«Лидер» должен стать универсальным кораблем, который будет способен заменить сразу три класса: большие противолодочные судна, ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» и собственно эсминцы. Корабль будет оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны.

Имея неограниченную автономность плавания, эти корабли проекта 23560 станут опорными точками в океане. Корабль будет обеспечивать боевую устойчивость Военно-Морского флота Российской Федерации в области противоракетной и противовоздушной обороны во всех зонах Мирового океана.

По своим параметрам (многофункциональность, использование самого широкого спектра вооружений) «Лидер» превзойдет американский тип Arleigh Burke class destroyers. Вероятно, российский эсминец будет включать в себя эшелонированную ПВО и мощные противокорабельные ракетные комплексы.

Предположительно, эсминец «Лидер» получит до четырех пусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» (всего около 200 ракет различного назначения). Зенитное ракетное вооружение дальней зоны представит корабельный вариант комплекса С-500 «Прометей».

Облик эсминца «Лидер» в конечном счете может измениться, но в настоящий момент уже известно, что его длина будет составлять 200 метров, ширина — 23 метра, осадка — 6,6 метра, скорость полного хода — 32 узла, экипаж — до 300 человек. Более того, срок службы эсминца составляет не менее 50 лет.

Начало строительство «Лидера» запланировано на 2025 год. Однако резка металла для восьми эсминцев проекта 23560 начнется уже в следующем году.

Автор: Илья Муромский

https://riafan.ru/986851-pr…

cont.ws

Атомный эсминец «Лидер»

Вчера в «Известиях» появилось вот такое сообщение:

«Северное ПКБ» приступило к созданию технического проекта перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер». Корабль будет обладать водоизмещением около 17,5 тыс. т, что приблизит его к самым большим атомным ракетным крейсерам российского Военно-морского флота проекта 1144 «Орлан» типа «Петра Великого». Как сообщил «Известиям» бывший замглавкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов, появление таких кораблей говорит о геополитических интересах руководства России. Резка металла под новый корабль, по данным Объединенной судостроительной корпорации, начнется в начале 2018 года. Всего планируется построить восемь кораблей подобного класса.

Полностью статья здесь, но там больше ничего интересного, кроме нескольких моментов, о которых и поговорим. Как мои читатели помнят, я внимательно слежу за событиями в российском ВПК и за кораблестроительной программой в частности.
Большой разбор полетов относительно флота «открытого моря» был произведен в феврале 2016 года. Судя по заявлениям Касатонова мои предположения по поводу стапеля «Б» на Балтийском судостроительном заводе верны.

Стапель, на котором можно строить корабли данного типа, стапель «Б» (длиной 250 м) Балтийского судостроительного завода. Он должен освободиться в районе 2018 года, после постройки линейного ледокола проекта 22600. 

Вероятно, именно там и заложат первый российский атомный эсминец проекта 23560. С энергетической установкой возиться при этом не надо, так как решено использовать серийную РИТМ-200, установленную на ледоколах проекта 22220 «Арктика». Вероятно и при постройки атомных авианосцев, о которых было заявлено ранее также будут использованы именно они, но в большем количестве.
Где могут быть задержки. Только в системах вооружений. Морская С-500 пока не готова, но планы ее использования подтверждают мои предположения, что эсминцы «Лидер» могут быть использованы и в качестве кораблей ПРО. Вот цитата из моей июньской статьи, посвященной этой тематике:

В общем, вырисовывается интересная картина. Если создать первый эшелон ПРО в море: одна точка — это район западнее Гибралтара, вторая — район восточнее Японии — то можно попытаться перехватить значительную часть БЧ до их разделения или в момент разделения. Здесь эффективным будет комплекс ПРО на основе ракеты дальностью 1000-1500 км, управляемый из космоса единой космической системой. При этом корабль должен иметь на борту мощную РЛС.

И как тут не вспомнить о планах строительства атомных эсминцев «Лидер»… Я не настаиваю, что именно так и будет, но мысль сама лезет в голову. Вообще, заявленные планы строительства атомного эсминца в составе семи единиц (озвучены именно такие цифры) кажутся избыточными для флота России. Но если они будут частью системы ПРО страны, тогда все становится на свои места.

Постройка, как теперь заявлено 8 кораблей позволит на постоянной основе держать о одному из них в районе Гибралтара и западнее Японии, что резко усиливает российские рубежи ПРО. Также корабль будет предназначен для охраны АУГ ВМС России (думаю все-таки не более 4, чтобы можно было держать две из них постоянно на удалении от своих берегов) и для ударных целей в любом районе мирового океана.

О деталях пока говорить бессмысленно, а потому оставим на потом. В целом я пока не вижу глобальных причин, которые бы помешали быстрой постройке головного эсминца. Вот еще одна моя цитата из февральской статьи:

Фактически (капитальный ремонт) серии крейсеров проекта 1144 «Орлан» стал …  полигоном для испытаний систем вооружений, будущего атомного корабля дальней морской зоны проекта 23560 «Лидер»…

Это также здорово поможет ускорить ввод в строй новых и таких нужных ВМФ РФ кораблей.
Вероятно, уже к 2025 году головной корабль войдет в состав флота. Может годом ранее.
Пока все.

 

Источник

https://cont.ws/post/325132

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Грехи атомных крейсеров, или Зачем реактор на перспективном российском эсминце?

Когда настало время прощаться, ни одна скупая слеза не скатилась по щекам моряков. Крейсер «Техас» был без сожаления выброшен на свалку, несмотря на свои юные 15 лет и четверть века оставшегося ресурса.


11 тысяч тонн стальных конструкций, крылатые ракеты «Томагавк» и планы по дальнейшей модернизации с установкой системы «Иджис» — все оказалось напрасным. Что же сгубило крейсер «Техас»? Почему практически новый корабль был безжалостно разделан на гвозди?

На первый взгляд, причиной безвременного списания «Техаса», а также его трех грозных систер-шипов — «Вирджинии», «Миссиссиппи» и «Арканзаса» стало окончание Холодной войны. Но ведь многие из их ровесников остались в строю!- те же эсминцы «Спрюэнс» проходили под звездно-полосатым флагом еще по 10 и более лет. Не меньшим долголетием отличались фрегаты «Оливер Х. Перри» — половина из них до сих пор числится в составе ВМС США, другие были переданы союзникам – Турции, Польше, Египту, Пакистану, где были с восторгом приняты местными моряками.

Парадокс? Вряд ли. Янки в первую очередь списывали наиболее неэффективные, затратные и сложные в эксплуатации образцы техники.


15 лет – не возраст для боевого корабля. Для сравнения, средний возраст современных американских крейсеров УРО типа «Тикондерога» — 20…25 лет, и, согласно планам ВМС США, они будут находиться в действующем составе флота до середины следующего десятилетия. На илл. — атомный ракетный крейсер «Арканзас»

Крейсер «Техас» подвело его «горячее сердце» — адский агрегат D2G, внутри которого невидимым огнем горели урановые сборки, ежесекундно выделяя 150 Мегаджоулей теплоты.

Ядерная силовая установка (ЯСУ) наделяла корабль фантастическими боевыми способностями – неограниченная дальность плавания, высокая крейсерская скорость хода — без оглядки на запасы топлива на борту. Кроме того, ЯСУ обеспечивала герметичность надстройки, ввиду отсутствия развитых дымоходов и воздухозаборников – немаловажный фактор в случае применения противником оружия массового поражения. Согласитесь, преимуществ немало.

Увы, за красивой сказкой о «семи кругосветных походах без захода в порт» скрывались несколько нелицеприятных истин:

1. Автономность корабля ограничивается НЕ только запасами топлива. Продовольствие, технические жидкости, ремонт – всякий раз придется встречаться с кораблем комплексного снабжения или делать заход в ближайшую военно-морскую базу/ПМТО. Не говоря о таком простом и очевидном условии, как выносливость экипажа – технике и людям необходим отдых.

2. Кругосветный поход на полной скорости в 30 узлов – не более чем красивая фантазия. Корабли редко ходят поодиночке: фрегаты, десантные корабли (БДК, «Мистраль» — макс. 15..18 уз.), корабли снабжения, океанские буксиры и морские спасательные комплексы, тральщики, эскортируемые суда торгового флота – боевая служба ВМФ может включать в себя самые различные задачи.

При действии в составе эскадр атомный крейсер теряет все свои преимущества — установить ЯСУ на каждый «Мистраль», фрегат или торговое судно не представляется возможным.

3. Ядерная силовая установка вкупе со своими контурами охлаждения и сотнями тонн биологической защиты занимает гораздо БОЛЬШЕ места, чем машинное отделение обычного крейсера, даже с учетом необходимого запаса тысяч тонн мазута или более легких фракций нефти.

Впрочем, полностью отказаться от обычной ГЭУ в пользу ЯСУ не удастся: согласно принятым нормам безопасности, на всех атомоходах стоят аварийные дизель-генераторы и имеются запасы горючего.

Вот такая экономия.

В цифрах это означает буквально следующее:
ГЭУ современного Иджис-эсминца «Орли Берк» представляет комбинацию из четырех газовых турбин General Electric LM2500 (знаменитый агрегат, применяется на кораблях ВМС в 24 странах мира), а также трех резервных дизель-генераторов. Суммарная мощность – порядка 100 тысяч л.с.
Масса турбины LM2500 – без малого 100 тонн. Четыре турбины – 400 тонн.
Запас топлива на борту «Берка» — 1300 тонн керосина JP-5 (что обеспечивает дальность плавания 4400 миль на скорости 20 уз.)

Вы спросите, отчего автор так ловко пренебрег массами станин, насосов, теплоизоляционных контуров и вспомогательного оборудования машинного отделения? Ответ прост – в данном случае это уже не имеет значения.
Ведь перспективная разработка КБ Африкантова – «компактный» ядерный реактор РИТМ-200 для строящегося атомного ледокола ЛК-60Я имеет массу 2200 тонн (комбинация из двух реакторов). Мощность на валах ледокола – 80 тысяч л.с.

2200 тонн! И это без учета биологической защиты реакторного отсека, а также двух главных турбогенераторов, их питательных, конденсатных, циркуляционных насосов, вспомогательных механизмов и гребных электродвигателей.

Нет, к ледоколу здесь претензий нет. Атомный ледокол — машина во всех отношениях замечательная, в полярных широтах без ЯСУ не обойтись. Но всему должно быть свое время и место!

Установить подобную силовую установку на перспективный российский эсминец – решение, как минимум сомнительное.

На самом деле, американский «Берк» — здесь не самый удачный пример. Более современные образцы, например британские эсминцы «Тип 45» с удачной комбинацией дизель-генераторов, ГТД и полным электродвижением демонстрируют еще более впечатляющие результаты – при сходном запасе топлива они могут пройти до 7000 морских миль! (от Мурманска до Рио-де-Жанейро – куда уж больше?!)

Атомный кресер «Техас» и крейсер типа «Тикондерога»

Что касается упомянутого в начале статьи крейсера «Техас» — с ним сложилась аналогичная ситуация. При сходном составе вооружения, он был минимум на 1500 тонн крупнее неатомного крейсера типа «Тикондерога». При этом он был медленнее «Тики» на пару узлов.

4. Эксплуатация корабля с ЯСУ, при прочих равных условиях, оказывается дороже эксплуатации корабля с обычной силовой установкой. Известно, что ежегодные затраты на эксплуатацию «Техаса» и его систер-шипов превышали аналогичные показатели «Тикондерог» на 12 млн. долларов (солидная сумма, особенно по меркам 20-летней давности).

5. ЯСУ ухудшает живучесть корабля. Вышедшую из строя газовую турбину можно отключить. Но как быть с поврежденным контуром или (о, ужас!) активной зоной реактора? Оттого посадка на мель или боевые повреждения корабля с ЯСУ – происшествие мирового масштаба.

6. Наличие ЯСУ на борту корабля затрудняет его визиты в зарубежные порты и усложняет проход Суэцким и Панамским каналом. Особые меры безопасности, радиационный контроль, согласования-разрешения.

Например, для американцев стало неприятным сюрпризом, когда их атомным кораблям запретили приближаться к берегам Новой Зеландии. Запугивание «коммунистической угрозой» ни к чему не привело – новозеландцы лишь посмеялись над Пентагоном и посоветовали янки внимательнее изучить глобус.

Сложно, затратно, неэффективно.

Сей немалый список прегрешений стал причиной списания всех 9 атомных крейсеров ВМС США, в том числе, четырех относительно новых «Вирджиний». Янки при первой же возможности избавились от этих кораблей, и ни разу не пожалели о принятом решении.

Отныне и впредь за океаном не строят иллюзий на счет атомоходов – все дальнейшие проекты надводных боевых кораблей — эсминцы «Орли Берк», что будут составлять основу миноносных сил ВМС США до 2050-х годов или тройки перспективных эсминцев «Замволт» — все они оснащены обычной, неатомной ГЭУ.

Ядерные силовые установки уступают по критерию стоимость/эффективность (обширное понятие, куда входят все вышеописанные факторы) даже котлотурбинным установкам полувековой давности. Что же касается современные разработок в области корабельных ГЭУ, то применение перспективных схем FEP или CODLOG (полное электродвижение с комбинацией из газовых турбогенераторов полного хода и высокоэкономичных дизель-генераторов крейсерского хода) позволяет добиться еще лучших показателей. При несении боевой службы в удаленных районах Мирового океана такие корабли практически не уступают по автономности кораблям с ядерными силовыми установками (при несопоставимой стоимости ЯСУ и обычной ГЭУ по типу CODLOG).

Разумеется, ЯСУ не является «дьяволом во плоти». Ядерный реактор имеет два ключевых преимущества:
1. Колоссальная концентрация энергии в урановых стержнях.
2. Выделение энергии без участия кислорода.

Исходя из данных условий и нужно искать правильную область применения для корабельных ЯСУ.
Все ответы известны с середины прошлого века:

Возможность получения энергии без кислорода была по достоинству оценена на подводном флоте – там готовы отдать любые деньги, лишь бы подольше оставаться под водой, сохраняя при этом 20-узловой ход.

Что касается высокой концентрации энергии, этот фактор приобретает ценность лишь в условиях высокого энергопотребления и необходимости длительной работы в режиме максимальной мощности. Где наличествуют подобные условия? Кто день и ночь бьется со стихией, прокладывая себе путь сквозь полярные льды? Ответ очевиден – ледокол.

Другой один крупный потребитель энергии – авианосец, точнее, установленные на его палубе катапульты. В этом случае мощная, производительная ЯСУ оправдывает свое предназначение.

Продолжая мысль, можно вспомнить специализированные корабли, например атомный разведчик «Урал» (судно связи пр. 1941). Обилие «прожорливых» в энергетическом плане радаров и электроники, а также необходимость длительного нахождения посреди океана («Урал» предназначался для наблюдения за американским ракетным полигоном на атолле Кваджалейн) – в данном случае, выбор ЯСУ в качестве главной энергетической установки корабля был вполне логичным и оправданным решением.
Вот, пожалуй, и все.

Грузо-пассажирский атомоход «Саванна»


Остальные попытки установить ЯСУ на надводные боевые корабли и суда торгового флота увенчались неудачей. Американский коммерческий атомоход «Саванна», немецкий атомный рудовоз «Отто Ган», японский грузо-пассажирский атомоход «Муцу» — все проекты оказались нерентабельны. После 10 лет эксплуатации янки поставили свой атомоход на прикол, немцы и японцы демонтировали ЯСУ, заменив её на обычный дизель. Как говорится, слова излишни.

Наконец, безвременное списание американских атомных крейсеров и отсутствие за рубежом новых проектов в этой области – все это явно свидетельствует о бесперспективности применения ЯСУ на современных боевых кораблях классов «крейсер» и «эсминец».

Забег по граблям?

Возродившийся интерес к проблеме ЯСУ на надводных боевых кораблях – не что иное, как попытка разобраться в недавнем заявлении о ходе проектирования перспективного отечественного эсминца:

«Проектирование нового эсминца ведется в двух вариантах: с обычной энергетической установкой и с ядерной энергетической установкой. Этот корабль будет обладать более универсальными возможностями а также повышенной огневой мощью. Он будет способен действовать в дальней морской зоне как одиночно, так и в составе группировок кораблей ВМФ»


— представитель пресс-службы Минобороны РФ по Военно-морскому флоту (ВМФ) Игорь Дрыгало, 11 сентября 2013 г.

Не знаю, как насчет связи между ядерной силовой установкой и огневой мощью эсминца, но связь между ЯСУ, размерами и стоимостью корабля прослеживаются вполне себе отчетливо: такой корабль выйдет крупнее, дороже и, как следствие, его постройка займет больше времени – в то время, как ВМФ необходимо срочное насыщение надводными боевыми кораблями океанской зоны.

Нереализованный проект атомного большого противолодочного корабля пр. 1199 «Анчар»


О том, что ЯСУ в реальности мало влияет на повышение боевой мощи корабля (скорее даже наоборот) сегодня было сказано уже немало. Что касается стоимости эксплуатации такого монстра, то здесь тоже все предельно очевидно: заправка обычном корабельным топливом – керосином, соляром (не говоря уже о котельном мазуте) – выйдет ГОРАЗДО дешевле, чем «вечный двигатель» в виде ядерного реактора.

Позвольте процитировать данные из отчета для Конгресса США (Navy Nuclear-Powered Surface Ships: Background, Issues, and Options for Congress, 2010 год): янки честно признались, что оснащение надводного боевого корабля ЯСУ автоматически увеличит стоимость его жизненного цикла на 600-800 миллионов долларов, по сравнению с его неатомным аналогом.

В этом легко убедиться, сопоставив средний «пробег» эсминца в течение всего цикла его службы (обычно не более двух-трех сотен тысяч миль) с расходом топлива (тонн/1 милю пути) и стоимость 1 тонны горючего. А после сравнить получившуюся сумму со стоимостью перезарядки реактора (с учетом утилизации отработавшего ядерного топлива). Для сравнения: перезарядка многоцелевой атомной лодки может обойтись за раз в сумму до 200 млн. долларов, а стоимость перезарядки реакторов авианосца «Нимиц» составила 510 млн. долл. в ценах 2007 года!

Немаловажное значение будут иметь последние годы жизни атомного корабля – вместо банального потопления в виде мишени или аккуратной разделки на металл, потребуется сложная и дорогостоящая утилизация радиоактивных руин.

Постройка атомного эсминца могла иметь смысл лишь в одном случае – отсутствии у России необходимых технологий в области создания морских газотурбинных установок.

М90ФР


Увы, это совершенно не так – например, НПО «Сатурн» (г. Рыбинск), при участии ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (Украина) разработало готовый образец перспективного корабельного ГТД М90ФР – близкий аналог американской турбины LM2500.

Что касается надежных и эффективных корабельных дизель-генераторов – всегда к услугам мировой лидер, финская компания Wärtsilä, к услугам которой прибегли даже надменные британцы при создании своего эсминца «Тип 45».

Все проблемы имеют доброе решение – было бы желание и настойчивость.

Но в условиях, когда отечественный Военно-морской Флот испытывает острый дефицит кораблей океанской зоны, мечтать об атомных супер-эсминцах, как минимум, несерьезно. Флоту срочно требуется «свежие силы» — пяток (а лучше — десяток) «Бёркоподобных» универсальных эсминцев полным водоизмещением 8-10 тыс. тонн, а не пара атомных монстров, чье строительство должно завершится до 203…-ого года.


Скромный герой морских просторов — танкер «Иван Бубнов» (проект 1559-В).
Серия из шести танкеров пр. 1559-В строилась в 1970-х годах для Военно-Морского Флота СССР — именно благодаря им флот был способен действовать на любом удалении от родных берегов.
Танкеры проекта оборудованы устройством передачи грузов в море на ходу траверзным способом, позволяющим выполнять грузовые операции при значительном волнении моря. Широкая номенклатура передаваемых грузов (мазута — 8250 тонн, дизельного топлива — 2050 тонн, авиатоплива — 1000 тонн, питьевой воды — 1000 тонн, котельной воды 450 тонн, смазочного масла (4 сортов) — 250 тонн, сухих грузов и продовольствия по 220 тонн) позволяет причислять танкеры этого проекта к кораблям комплексного снабжения.

А это — янки

По материалам:
http://npo-saturn.ru/
http://dic.academic.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://www.fas.org/
http://navy-matters.beedall.com/

topwar.ru

Атомный эсминец «Лидер»


Вчера в «Известиях» появилось вот такое сообщение:

«Северное ПКБ» приступило к созданию технического проекта перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер». Корабль будет обладать водоизмещением около 17,5 тыс. т, что приблизит его к самым большим атомным ракетным крейсерам российского Военно-морского флота проекта 1144 «Орлан» типа «Петра Великого». Как сообщил «Известиям» бывший замглавкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов, появление таких кораблей говорит о геополитических интересах руководства России. Резка металла под новый корабль, по данным Объединенной судостроительной корпорации, начнется в начале 2018 года. Всего планируется построить восемь кораблей подобного класса.

Полностью статья здесь, но там больше ничего интересного, кроме нескольких моментов, о которых и поговорим. Как мои читатели помнят, я внимательно слежу за событиями в российском ВПК и за кораблестроительной программой в частности.
Большой разбор полетов относительно флота «открытого моря» был произведен в феврале 2016 года. Судя по заявлениям Касатонова мои предположения по поводу стапеля «Б» на Балтийском судостроительном заводе верны.

Стапель, на котором можно строить корабли данного типа, стапель «Б» (длиной 250 м) Балтийского судостроительного завода. Он должен освободиться в районе 2018 года, после постройки линейного ледокола проекта 22600.

Вероятно, именно там и заложат первый российский атомный эсминец проекта 23560. С энергетической установкой возиться при этом не надо, так как решено использовать серийную РИТМ-200, установленную на ледоколах проекта 22220 «Арктика». Вероятно и при постройки атомных авианосцев, о которых было заявлено ранее также будут использованы именно они, но в большем количестве.
Где могут быть задержки. Только в системах вооружений. Морская С-500 пока не готова, но планы ее использования подтверждают мои предположения, что эсминцы «Лидер» могут быть использованы и в качестве кораблей ПРО. Вот цитата из моей июньской статьи, посвященной этой тематике:

В общем, вырисовывается интересная картина. Если создать первый эшелон ПРО в море: одна точка — это район западнее Гибралтара, вторая — район восточнее Японии — то можно попытаться перехватить значительную часть БЧ до их разделения или в момент разделения. Здесь эффективным будет комплекс ПРО на основе ракеты дальностью 1000-1500 км, управляемый из космоса единой космической системой. При этом корабль должен иметь на борту мощную РЛС.

И как тут не вспомнить о планах строительства атомных эсминцев «Лидер»… Я не настаиваю, что именно так и будет, но мысль сама лезет в голову. Вообще, заявленные планы строительства атомного эсминца в составе семи единиц (озвучены именно такие цифры) кажутся избыточными для флота России. Но если они будут частью системы ПРО страны, тогда все становится на свои места.

Постройка, как теперь заявлено 8 кораблей позволит на постоянной основе держать о одному из них в районе Гибралтара и восточнее Японии, что резко усиливает российские рубежи ПРО. Также корабль будет предназначен для охраны АУГ ВМС России (думаю все-таки не более 4, чтобы можно было держать две из них постоянно на удалении от своих берегов) и для ударных целей в любом районе мирового океана.

О деталях пока говорить бессмысленно, а потому оставим на потом. В целом я пока не вижу глобальных причин, которые бы помешали быстрой постройке головного эсминца. Вот еще одна моя цитата из февральской статьи:

Фактически (капитальный ремонт) серии крейсеров проекта 1144 «Орлан» стал …  полигоном для испытаний систем вооружений, будущего атомного корабля дальней морской зоны проекта 23560 «Лидер»…

Это также здорово поможет ускорить ввод в строй новых и таких нужных ВМФ РФ кораблей.
Вероятно, уже к 2025 году головной корабль войдет в состав флота. Может годом ранее.
Пока все.

politinform.su

Россия создаст атомный эсминец — Naked Science

О разработке боевого корабля нового поколения сообщил главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков. Очевидно, сейчас прорабатывается несколько вариантов двигательных установок. При этом главком заявил, что разработка эсминца с атомной энергоустановкой является самым перспективным направлением. В настоящий момент в составе российского флота находится лишь один надводный корабль с атомной энергетической установкой – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».
 

Информация о разработке Россией атомного эсминца фигурирует не впервые. Ранее заявлялось о разработке перспективного боевого корабля проекта «Лидер», один из вариантов которого подразумевает наличие атомной энергетической установки. Сообщалось, что военно-морское ведомство решило создать варианты с атомной и газотурбинной силовой установкой.
 

Вооружение корабля проекта «Лидер» должно включать в себя противокорабельные ракеты «Оникс» и крылатые ракеты «Калибр». Задачи ПВО будет выполнять морская модификация комплекса С-500. Всего планируют принять на вооружение двенадцать таких кораблей, а построены они будут в первой половине 20-х. Отметим, что, хотя перспективный корабль и называют эсминцем, по своему назначению он находится ближе к ракетным крейсерам.
 

Тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» (к числу которых относится и «Петр Великий») стали самыми большими в мире неавианесущими ударными кораблями. Между тем многие эксперты считают их откровенно неудачными. В контексте реалий второй половины XX века такие корабли виделись архаичными «мамонтами», которых сравнивали с окончательно ушедшими в историю линкорами. Огромный и неповоротливый тяжелый крейсер, лишенный полноценного воздушного прикрытия, является идеальной мишенью для палубной авиации, и никакая ПВО не спасет его от управляемых ракет.

 

Государственная программа вооружений, прописанная до 2020 года, не предполагает создания нового атомного эсминца проекта «Лидер». Поэтому строить корабли планируют по программе, рассчитанной до 2050 года.
 

naked-science.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *