Стилизованная палуба эскадренного миноносца

Воспроизведение надводной части эсминца в экспозиции вооружения и военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны было обусловлено необходимостью размещения отдельных конструктивных элементов (носовой и кормовой частей, рубки, мачты, дымовой трубы) и вооружения (артиллерийских установок, пятитрубного торпедного аппарата, бомбомета, прожектора и дальномера). При этом рубка-надстройка была взята от базового тральщика типа «Фугас», а дымовая труба – от сторожевого корабля типа «Ястреб». Расположение 130-мм артиллерийских установок в два яруса заимствовано от эсминца. В целом сооружение длиной 65 м дает визуальное представление о советском боевом корабле такого класса, как эсминец. Идея воспроизведения надводной части эсминца, осуществленная на практике в 1995 году, принадлежит заместителю главнокомандующего Военно-Морским Флотом по вооружению вице-адмиралу М.К. Барскову и осуществлена совместно с Управлением ракетно-артиллерийского вооружения Главного штаба ВМФ, возглавляемого контр-адмиралом Г. К. Еремеевым.

На стилизованной палубе эсминца установлены две носовые 130-мм артиллерийские установки главного калибра Б-13; кормовая 100-мм артиллерийская установка Б-34; две 37-мм спаренные зенитные автоматические установки В-11; две 25-мм спаренные зенитные автоматические установки 2М-3МВ-11; пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53; бомбомет БМБ-2; боевой прожектор МПЭ-э9,0-3 и корабельный стереодальномер ДМ-3.

В годы Великой Отечественной войны эсминцы являлись наиболее многочисленной группой надводных кораблей. Эскадренный миноносец (эсминец) относится к классу многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, авиацией и надводными кораблями противника, а также для охранения и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке морского десанта, для постановки минно-взрывных заграждений и решения других задач. После Первой мировой войны эсминцы стали многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них являлись противовоздушная и противолодочная оборона своих военно-морских сил, поскольку в 1930-х годах, наряду с подводными лодками, важную роль в море стала играть и военно-морская авиация. Для борьбы с новыми видами вооружений противника эсминцы стали оборудовать зенитными орудиями, радарами, бомбометами, в дополнение к уже установленному легкому артиллерийскому вооружению, глубинным бомбам и торпедам. Теперь эсминцы представляли собой боевые корабли водоизмещением 1500 – 4500 тонн, обладающие скоростью до 40 узлов, вооруженный 2 – 4 орудиями главного калибра до 130 мм, артиллерийскими зенитными установками и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Из средств обнаружения подводных лодок на них устанавливались поисковые приборы – эхолоты (сонары). Для борьбы с подводными лодками использовались бомбометы. К началу Великой Отечественной войны эсминцы превратились из относительно дешевых кораблей для защиты основных сил в крупные многоцелевые корабли, которые сами стали ценными целями для противника.

В 1941 году в состав ВМФ СССР входили как устаревшие эсминцы типа «Новик», вступившие в строй еще в годы Первой мировой войны и затем модернизированные, так и новые – построенные в 1930-х годах, не уступавшие по своим тактико-техническим характеристикам иностранным кораблям этого класса. В Советском Союзе в 1938 году был спущен на воду первый современный эсминец «Гневный» (головной корабль серии эскадренных миноносцев проекта 7), спроектированный В.А. Никитиным, имевший стандартное водоизмещение – 1855 тонн и скорость – 38 узлов. В 1937 году этот проект был пересмотрен, и корабли, находящиеся на раннем этапе постройки, достраивались уже по новому проекту 7-У, предусматривавшему эшелонированное расположение энергетической установки с целью улучшения живучести. В 1938 году был спущен на воду лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» (полное водоизмещение – 2693 тонн, скорость – 43 узла, запас хода – 2100 миль), головной корабль проекта 1 (проекта 38), всего было построено 6 кораблей. В 1940 году для Черноморского флота был построен в Италии лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» (водоизмещение – 4175 тонн, скорость хода – 44 узла, дальность плавания – 5030 миль).

Эсминцы были наиболее массовыми универсальными надводными кораблями Второй мировой войны и успешно действовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Они блокировали побережье противника, высаживали десанты, обстреливали укрепления и скопления войск противника, конвоировали транспорты, охотились за подводными лодками. Ярким примером боевой эффективности советских эсминцев в годы Великой Отечественной войны стала героическая оборона Одессы в июле – октябре 1941 года. Военный совет Черноморского флота принял решение поддержать наступление наших войск в восточном секторе высадкой десанта в тыл противника в районе Григорьевки с крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Эсминцы «Бойкий», «Беспощадный» и «Безупречный» оказывали эффективную помощь десантникам метким артиллерийским огнем, который корректировался с берега. Морской десант был высажен ночью 22 сентября. Утром войска Одесского оборонительного района перешли в наступление. В результате согласованных ударов морского десанта, сухопутных войск, авиации и кораблей Черноморского флота к исходу дня фланговая немецко-румынская группировка, состоявшая из двух пехотных дивизий, была разгромлена. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6000 солдат и офицеров.

Корабли Великой Отечественной Войны

Краснознамённый линейный корабль «Севастополь»

За время войны линкор совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль, произвел 10 стрельб по немецким войскам под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитчики корабля отразили 21 атаку авиации противника, сбив 3 самолета

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 8 июля 1945 года был награждён орденом Красного Знамени.

Краснознамённый линейный корабль «Октябрьская Революция»

За время войны линкор провел 126 стрельб главным калибром, израсходовав 1140 305-мм снарядов. Зенитчики отразили 24 налета авиации противника, в которых участвовали 597 самолетов, сбив 13 и повредив 3 из них

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 22 июля 1944 года был награждён орденом Красного Знамени.

Гвардейский крейсер «Красный Крым»

За время войны выполнил 58 боевых заданий, провел 52 артиллерийские стрельбы по позициям противника, отразил 205 атак вражеской авиации, сбив при этом 1 самолет, перевез свыше 20 тыс. военнослужащих, раненых и эвакуируемых граждан

Приказом Наркома ВМФ № 137 от 18 июня 1942 года экипаж крейсера «Красный Крым» удостоен гвардейского звания.

Краснознамённый крейсер «Киров» проекта 26

Во время войны был активным участником боевых действий в Балтийском море. Участвовал в обороне Таллина и Ленинграда

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 27 февраля 1943 года первым среди надводных кораблей Балтийского флота был награждён орденом Красного Знамени.

Краснознамённый крейсер «Максим Горький» проекта 26-бис

В 1941 — 1944 годах корабль выполнил 126 боевых стрельб, выпустил 2300 180-мм снарядов. Отражая налеты вражеской авиации, его зенитчики сбили 5 самолетов

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 22 марта 1944 года был награждён орденом Красного Знамени.

Лидер эскадренных миноносцев проекта 1 «Ленинград»

Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боях в составе Балтийского флота

За заслуги в обороне Ленинграда экипаж корабля в 1943 году был награждён медалью «За оборону Ленинграда».

Краснознамённый эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев»

Во время войны совершил 125 боевых выходов в море, прошел 44000 миль, отконвоировал без потерь 240 транспортов, отразил 76 атак авиации, сбил 3 самолета противника

Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 24 июля 1943 года был награждён орденом Красного Знамени.

Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» проекта 7

За годы войны выполнил 90 заданий, пройдя 59 850 миль, отразил 112 налетов авиации, сбил 14 и повредил 23 самолета, обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, повредил 2 подводные лодки

Приказом Наркома ВМФ № 80 от 1 марта 1943 года экипаж эсминца был удостоен гвардейского звания.

Гвардейский эскадренный миноносец «Стойкий» («Вице-адмирал Дрозд»)

За кампанию 1941 г. «Стойкий» прошел 4055 миль, выставил 280 мин и минных защитников, сбросил 124 глубинные бомбы, выпустил более 1200 снарядов главного калибра

Приказом Наркома ВМФ № 72 от 3 апреля 1942 года  экипаж эсминца был удостоен гвардейского звания.

Сторожевые корабли типа «Ураган»

Они предназначались для несения дозорной и разведывательной службы, сопровождения и охранения крупных надводных кораблей и конвоев от нападения подводных лодок, ведения борьбы с самолётами противника

Это первые боевые надводные корабли, спроектированные и построенные исключительно советскими судостроителями.

Большие морские охотники проекта 122А

Во время войны несли конвойную и дозорную службу, осуществляли артиллерийскую поддержку десантов, постановку мин

Малые противолодочные корабли проекта 122-А типа «Кронштадт» — противолодочные корабли, являются модификацией проекта 122, который разрабатывался во время Великой Отечественной войны. 

Бронированные морские охотники за подводными лодками проекта 194

Во время войны было построено в рекордно сжатые сроки 66 бронированных морских охотников, все они несли службу на Балтийском флоте

Проект был разработан всего за 15 дней в июле
1942 г. в блокадном Ленинграде группой конструкторов Адмиралтейских верфей.

Морские бронекатера проекта 161 (тип МБК)

В условиях войны и блокады было построено и сдано флоту 20 бронированных катеров типа МБК.

Все они несли службу на Балтийском флоте

МБК проекта 161 получил корпус простой формы из прямолинейных образующих элементов, так как в условиях блокады производить горячую гибку листов обшивки было просто негде.

Торпедные катера типа «Г-5»

Это первые и самые массовые советские боевые корабли класса торпедный катер

Во время войны им пришлось ходить по штормовому морю, охранять конвои, высаживать и поддерживать огнем десант, ставить мины.

Бронекатер БК-433 проекта 1124

Бронекатер прямо из стапелей вышел на первое боевое задание

Катер был предназначен для высадки морского десанта и его огневой поддержки артиллерийским и пулеметным  огнем, с него выполнялась установка дымовых завес и постановка минных заграждений.

Подводные лодки типа К «Крейсерская»

Список подтверждённых побед подводных лодок типа К включает 25 потопленных и 6 повреждённых кораблей и судов противника

За боевые заслуги подводная лодка К-22 удостоена гвардейского звания, подлодки К-21 и К-52 награждены орденом Красного Знамени.

Подводные лодки типа Л «Ленинец»

За годы войны подводные лодки типа Л минами и торпедами потопили 40 транспортных судов
(93 900 брт) и 18 боевых и вспомогательных судов

За боевые заслуги подводная лодка Л-3 удостоена гвардейского звания, подлодки Л-22 и Л-4 награждены орденом Красного Знамени.

Подводные лодки типа Щ «Щука»

На подлодки типа Щ приходится 35 % от совокупного тоннажа противника, потопленного и поврежденного советскими субмаринами во время войны

За боевые заслуги 6 подводных лодок типа Щ стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени.

Подводные лодки типа С «Средняя»

30 участвовавших в войне подводных лодок типа С потопили 21 торговое и рыболовное судно
(82 770 брт) и 7 боевых кораблей, в том числе одну подлодку

За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоены гвардейские звания и шесть награждены орденом Красного Знамени, в том числе С-56 была удостоена обеих наград.

Подводные лодки типа М «Малютка»

Подводные лодки типа М за годы войны потопили
61 транспортное и вспомогательное судно
(135 512 брт), уничтожили 10 боевых кораблей и повредили 8 судов (20 131 брт)

За боевые заслуги четырем подводным лодкам было присвоено гвардейское звание, две награждены орденом Красного Знамени, а М-172 стала гвардейской Краснознамённой.

Советские эсминцы 2МВ

Советские эсминцы 2МВ

ВМФ СССР
Около 5 классов, 65 кораблей 1911-1941

Советские эсминцы действительно знали две эпохи: одну, начавшуюся в имперские времена с грозной собственной родословной «Новик », и ту, которая началась в 1936 году с первого советского плана массового строительства эсминцев нового поколения и великой пустоты практически с 1916 по 1936 год, за исключением замечательной серии головных эсминцев («Киев»). Что можно сказать об этих?
С одной стороны, «Новик» изначально был построен в Германии по русским спецификациям и был настолько возмутительно мощным для своего времени, настолько, что открыл совершенно новый скачок в скорости, грузоподъемности и вооружении, а почти маневренный «Гневный» итальянской разработки сделал свое дело.

кажется для Средиземноморья подобным Черному морю и Балтике, а не для Атлантики или Тихого океана.
Советский флот в 1921 году, когда закончилась гражданская война и были подведены итоги, унаследовал внушительный состав царского флота, одного из крупнейших в мире. Фактически практически все старые части были потеряны в суматохе гражданской войны.

Тем не менее, флот реабилитировал ряд единиц: В 1941 году флот все же выровнял часть кораблей проекта «Донской казак» класса , а также другие доцусимские эсминцы (переклассифицированные в канонерские лодки) и 16 знаменитых кораблей проекта «Новик». , начиная с 1904 по 1916 год.
Тяжелые эсминцы, находившиеся на вооружении в 1941 году, также назывались «лидерами эскадрилий», многотоннажными и хорошо вооруженными единицами в своей категории, иногда даже относились к легким крейсерам. Это были 6 единиц из

Ленинград класс и подошва Ташкент .

Последний, современник Киров , тоже итальянской разработки, построен в Ливорно. Его называли, пожалуй, самым «красивым» военным кораблем того времени. В СССР должны были производиться и другие тяжелые эсминцы той же модели, что и «Ташкент», типа «Киев», но они так и остались недостроенными, когда немцы захватили эти установки. Большинство стандартных эсминцев на вооружении пришли из плана 1936 г., из Гневный класса , который будет состоять из 31 единицы, Сторожевой класса (20 единиц) и единственный Опытный .

Следующий класс «Огневой» был намного современнее, но единицы были спущены на воду в 1940 году, две завершены в 1944 году, а остальные в 1945-48 годах. Этот класс должен был включать первую группу из 24 единиц, но, похоже, только 14 были спущены на воду и поставлены на прикол.

Эскадренные миноносцы типа «Свердлов» (Новик) (1911-16 гг.)


Эсминец «Дзержинский» на ходу в межвоенный период

Когда «Новик» впервые появился в военно-морских обозрениях, он произвел фурор, как самый мощный эсминец и самый быстрый корабль в мире. Она в одночасье низвела все построенные в то же время «дрестойеры» в ранг торпедных катеров. «Новик» был прототипом четырех других классов, более трех четвертей которых были потоплены, уничтожены или разбиты после многих лет забвения в конце гражданской войны. В 1939 году только 16 из первоначальных 54 построенных кораблей все еще находились в строю (шесть из которых были достроены в 1923-28). Но боевая ценность этих кораблей осталась неизменной. Все они были переименованы и перевооружены 37-мм зенитными орудиями и 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами, чтобы поддерживать их в актуальном состоянии.

Правда, их 457-мм торпедные аппараты и 102-мм орудия были немного легковаты в свете нового японского штандарта Фубуки 1936 года. Их новыми именами стали Свердлов (бывший Новик), Фрунзе, Карл Маркс, Карл Либнехт, Рыков , Войков, Энгельс, Урицкий, Артем, Незиаможный, Шаумян, Петровский, Сталин, Володарский, Дзержинский. Выжившие в 1943-44 дополнительно получили три 37-мм и две 20-мм зенитные пушки. Все они могли нести и закладывать от 60 до 80 мин. Их запас торпедных аппаратов чаще всего уменьшали на треть или половину, чтобы освободить место для этой дополнительной артиллерии и восстановить некоторую устойчивость. На последних кораблях было только шесть из первоначальных 12 труб. В боевых действиях шесть затонули на минах в августе 1941 года, еще один был потоплен в июне, один в сентябре, еще один в августе. Оставшиеся в живых были сняты с вооружения в начале 1950-х годов.


Профиль фрунзе в 1942 году, автором

Спецификации

Смещение: 1330t, 1400t Полностью загружен
Размеры: 102 x 9.50 x 3,20 M
. , 29 000 л.с. 33 узла макс.
Экипаж: 150
Вооружение: 4 х 102, 2 х 76, 2 х 37, 3 х 12,7 мм зенитных, 6 х 457 мм ТА, 80 мин.

Лидеры эсминцев типа «Ленинград» (1933 г.)



Вверху: Чертеж Баку. Внизу: лидер эсминцев Харьков.

Эсминцы типа «Ленинград» — первые корабли этого типа в России после «Новика» 1914-16 гг. Ожидалось, что эти мощные корабли возглавят проектируемые эскадрильи стандартных эсминцев, эти мощные корабли были спроектированы под французским влиянием: русские были впечатлены тяжелыми эсминцами Aigle и Vauquelin класса . Они хоть и не были похожи на них, но эти 6 кораблей были сильно вооружены, но строились медленно (5 лет для первых), потому что это были первые крупные военные корабли, спущенные на воду в СССР после катастроф гражданской войны. Во время войны вооружение было усилено шестью 37-мм зенитными орудиями, а 130-мм орудие они потеряли за мостом. Харьков был разбомблен и потерян в 1943, «Москва» подорвалась на минах в июне 1941 года у берегов Румынии, остальные просуществовали до 1960-х годов. Тема будет рассмотрена в ближайшее время более подробно, как Ташкент.


Эсминец Ленинград, авторская иллюстрация

Технические характеристики

Водоизмещение: 2150т, 2582т ПК;
Размеры: 127,50 x 11,70 x 4,20 м
Силовая установка: 3 турбины, 3 водотрубных котла, 66 000 л. с. 36 узлов
Экипаж 250
Вооружение: 5 х 130, 2 х 76, 2 х 45 АА, 8 х 533 мм ТТ (2х4), 80 мин.

«Ташкент» (1937 г.)

«Ташкент» был прототипом большого эсминца нового класса, построенного в Италии. Когда она была доставлена, она была не только потрясающе красивой, но и окрашена совершенно новой экспериментальной светло-голубой краской, известной как «голубая красавица», с верфи OTO в Ливорно. С технической стороны это был отличный корабль, способный развивать на испытаниях скорость 44 узла. Она ушла в Черное море без вооружения по политическим мотивам, но была снабжена переходным вооружением в 4 х 130 мм, замененным позже новыми спаренными башнями в 1919 г.40. Сильно пострадал от люфтваффе и позже затонул в Новороссийске, часть башен была восстановлена ​​для эсминца «Огневой». В 1942 году немцы сняли его с мели, чтобы разбить, но это было сделано в 1943-44 годах, когда он был отбит. Подробнее об этом

Суперэсминцы класса «Киев» (1940 г.

)

Серия, последовавшая за «Ташкентом», «суперэсминец», сравнимый с французским «Могадором», «Киев» класса , дрейфовал близко, но построенные корабли были так и не был завершен из-за немецкого вторжения. Два были уничтожены на слипе, а корпуса двух других были доставлены в Поти, чтобы избежать захвата. Они распались в 1946. ​​


Проект 48 Эсминцы класса «Киев» чертеж

Эсминцы класса «Гневный» (1936 г.)


«Бдительный»

Этот класс массовых эсминцев также назывался (31 а-класс массовых эсминцев) и класс были разработаны с одинаковым дизайном, чтобы сэкономить время и деньги. Это были первые эсминцы, построенные в СССР после «Новика» 1914-18 гг. В их разработке участвовали итальянские инженеры. В остальном это были довольно классические корабли, небольшие по размеру, но все же с мощным вооружением, но они унаследовали от своей оригинальной итальянской конструкции конструктивную жесткость, защиту и улучшенное поведение в открытом море. Два из них были переделаны в стандартные 7У, их корпуса усилены, а машины улучшены для компенсации увеличения веса. Они оказались в Сторожевой класс .

Все эти 31 единица находились в строю в июне 1941 года, последняя, ​​«Рекордный», была спущена на воду в том же году. Остальные были между 1936 и 1940 годами. Их зенитное вооружение было усилено тремя или четырьмя 37-мм зенитными пушками во время войны. 12 были потеряны в бою, а четыре позже были переданы Китаю. Возможно, что Решительный сел на мель в ноябре 1938 года. Оставшиеся в живых были исключены из списков в 1950-х годах.

Грозный 1942


GNEVNYY 1940, Авторская иллюстрация

Спецификации GNEVNYY

: 1855T, 2380T Полностью загруженные
D водотрубные котлы, 48 000 л.с. 37 узлов.
Экипаж: 734
Вооружение: 4 x 130, 2 x 76, 2 x 45 AA, 4 x 12,7 HMG AA, 6 x 533 мм ТА (2×3), 56 мин.

Эскадренные миноносцы типа «Сторожевой» (1938)


Смышленый на полном ходу


Сообразительный 1943 г. проект-7У эсминец

Тип 7У являлся генеральной модернизацией Тип 7 (Гевный), с усиленной двумя турбинами, улучшенным корпусом, более корпусом котлы и лучшее зенитное вооружение (более быстрые 37-мм орудия, а не традиционные 45-е). 20 будут запрограммированы и запущены, запущены в 1938-39 гг. и 18 поступят на вооружение в 1939-40 гг. В ходе конфликта они получили 37-мм зенитные орудия и дополнительные пулеметы (штатно в 1944: 7 37-мм орудий, 8 пулеметов, некоторые оснащены радаром и ASDIC в 1945 г., американского производства. Из общего числа 3 будут захвачены и затоплены в 1940-41 гг., 4 потеряны в июле и августе 1941 г., еще 4 подорвутся на минах, 3 будут торпедированы и 2 разбомблены в 1942-43 гг. В 1945 году их было всего 7. В 1950-х они были выведены из эксплуатации, Сообразительный стал музеем в 1966 году.0007 2192 т, 2404 т FL
Размеры: 112,80 x 10,20 x 4,10 м
Силовая установка: 2 турбины, 4 chaudières à tube d’eau, 54 000 л. с. и 36 узлов макс.
Экипаж: 207
Вооружение: 4 x 130, 2 x 76, 3 x 37 AA, 4 x 12,7-мм пулемета, 6 x 533-мм ТА (2×3), 60 мин.

Опытный (1939)

Уникальный экспериментальный корабль, спущенный на воду в 1935 году на Ждановской верфи, первый современный советский эсминец, спроектированный без посторонней помощи (особенно итальянской экспертизы). Он должен был быть намного легче и быстрее, чем «Гневный». Ведь при больших габаритах (118х11,60м против 112,8х10,20м) он заявлял на 4000 тонн меньше. Но это сказалось на прочности его корпуса, и хотя испытания, продолжавшиеся до конца 1941 он развивал скорость 42,6 узла, его артиллерия была почти непригодна на этих скоростях из-за слишком сильных вибраций. Она пережила войну и была снята с вооружения в 1950-х годах.


Opytnyi, Авторская иллюстрация

Спецификации Opytnyi

Смещение: 1670t, 1870t FL
. 2 турбины, 4 котла Ramsin, 70 000 л. с. 42 узла.
Экипаж: 197
Вооружение: 3 пушки ДЭ 130, 4 пушки ДЭ 45 и 3 пушки 37 мм АА, 4 МЛ 12,7, 8 ТЛТ 533 мм (2х4), 60 мин.

Эсминцы класса «Огневой» (1940 г.)

Этот последний класс советских эсминцев до холодной войны предназначался для замены предыдущих серийных кораблей, сохраняя их жесткость, но предоставляя дополнительное место для мазута, увеличивая их автономность. Были предприняты усилия для улучшения их устойчивости и хорошего поведения в плохую погоду, и, хотя это было стандартом, они были специально предназначены для Тихоокеанского флота, чтобы встретить японские части. Их две двухместные башни были российского образца, а на «Огновом» они стояли от тяжелого эсминца «Ташкент», потопленного люфтваффе. Для программы было запланировано 24 единицы, но все, кроме одной, были приостановлены до вторжения. Только два были достроены до окончания боевых действий, 12 — после войны, а остальные снесены в своих бассейнах. Эсминцы класса «Скорый», которые Советский Союз больше всего производил во время холодной войны, произошли непосредственно от него.


ognevoi, Авторская иллюстрация

Ognevoi Спецификации

Смещение: 2240T, 2950T Полностью загруженная
Dimensions: 117 x 11.20 M
. 2 турбины, 4 водотрубных котла, 54 000 л.с., 37 уз.
Экипаж: 250
Вооружение: 4 x 130, 2 x 75 и 3 x 37 мм зенитных, 4 x 12,7 крупнокалиберных пулемета, 6 x 533 мм ТА (2×3), 96 мин.

Источники; Подробнее

Боевые корабли всего мира Conway 1906-1921, 1922-1946 гг.

Линкоры типа «Гангут» (1911 г.)

Легкий крейсер «Красный Кавказ» (1916 г.)

Советский флот во Второй мировой войне | Proceedings

Как и по большинству вопросов, касающихся Советского Союза, подробную информацию о действиях Красного флота во Второй мировой войне получить трудно и еще труднее проверить. Хотя существует общее согласие относительно численности и состава советских военно-морских сил в 1941, то, что они сделали во время войны — и какой ценой — является более спорным вопросом. Однако на прилагаемых фотографиях мы имеем наглядное свидетельство типа, операций и судьбы ряда советских судов. Чтобы сделать эти фотографии более содержательными, в этом беглом комментарии будет предпринята попытка обобщить то, что известно о советском флоте во Второй мировой войне. Необходимо одно предостережение. Из-за нехватки надежных источников некоторые утверждения могут подлежать уточнению или опровержению. Поэтому мы надеемся, что читатели Трудов смогут внести дополнительный вклад в наши знания о советских военных кораблях времен Второй мировой войны и их действиях.

География создавала серьезные проблемы для российских военно-морских операций. Прибрежные районы Советского Союза сильно разделены, и его военно-морская организация в начале войны отражала этот факт. Советских флотов было четыре: Северный флот в Белом и Баренцевом морях, Балтийский флот, Черноморский флот и Тихоокеанский флот. Кроме того, имелось несколько речных флотилий.

Поскольку русские были вынуждены обороняться в 1941 году из-за нападения Германии и поскольку их флоты были сильно разобщены, неудивительно, что Красный флот рассматривался в первую очередь как сила, поддерживающая Красную Армию. В январе 19Однако в № 38 Молотов заявил Верховному Совету СССР, что страна должна иметь «морской и океанский флот, адекватный ее интересам и достойный нашего великого дела». К тому времени, когда Советский Союз оказался в состоянии войны с Германией, прогресс в достижении этой цели не был впечатляющим.

В течение первых пятилеток Советы модернизировали или достраивали корабли, заложенные при царском режиме. Они унаследовали четыре линкора итальянской постройки водоизмещением 23 000 тонн каждый, но один из них, «Михаил Фрунзе», очевидно, был списан в начале тридцатых годов. В 1941 г. «Марат» и «Октябрьская революция» были на Балтике, а «Севастополь» (бывшая Парижская коммуна) — на Черном море.

Когда началась война, строились два 35-тысячных линкора. Один из них, строящийся в Николаеве на Черном море, был захвачен немцами в августе 1941 года. Другой, строящийся в Ленинграде, предположительно был разрушен перед нападением фашистов на этот город в том же месяце.

Оба линкора Балтийского флота были разбомблены немцами у Кронштадта осенью 1941, и оба были повреждены. Тем не менее, они несли службу против немецких войск под Ленинградом и периодически обстреливали позиции врага, пока в 1944 году не была снята блокада этого города.

В ходе войны западные союзники Советского Союза пополнили Красный флот. Британцы предоставили линкор «Ройал Соверен», ставший «Архангельском», а США — крейсер «Милуоки», переименованный в «Мурманск». Британцы поставили несколько подводных лодок и охотников за подводными лодками, а мы предоставили несколько сотен боевых кораблей между 1941 и 1945 г. Не менее восьми наших устаревших эсминцев, первоначально переданных англичанам, также оказались в руках Советского Союза. Кроме того, силы русского флота пополнялись за счет трофейных судов.

Русские, видимо, вступили в войну с Германией с восемью крейсерами. Три из них относятся к периоду Первой мировой войны, но четыре современных 8000-тонных крейсера типа «Киров» были построены к 1941 году. Два из этих кораблей в то время не имели полного вооружения. Еще один крейсер (бывший Lützow), полученный от Германии в 19 г.40 лежали недостроенными в Ленинграде и участвовали в обороне этого города до того, как он был разрушен авианалетом. Девятый крейсер, «Каганович», был уничтожен под Николаевом в августе 1941 года. За исключением обстрелов немецких позиций в Финском заливе и в Крыму, крейсера, по-видимому, не принимали активного участия в войне. Один из них («М. Горький»?) был сильно поврежден на Балтике летом 1941 г., а реликт царских времен «Червоная Украина» был разбомблен и потоплен в Севастополе 19 февраля 1941 г.42.

У русских был один лидер флотилии в Белом море, два в Балтийском и три в Черном море. Одним из последних кораблей был торпедный крейсер «Ташкент». Первоначально предназначенный для службы на Дальнем Востоке, он был построен в Италии фирмой Отеро-Терни-Орландо. «Ташкент» совершил не менее сорока рейсов между осажденным Севастополем и портами Кавказа, перевозя продовольствие, боеприпасы и войска. Однако в июле 1942 года он был поврежден бомбами и затоплен в Новороссийске. Сообщается, что два других командира флотилии Черноморского флота также были потеряны в различных боях.

В 1941 году русские имели пятнадцать 2900-тонных эсминцев типа «Ленинград» и тридцать пять 1800-тонных эсминцев итальянской разработки типа «Стремительный». Кроме того, в составе Красного флота было несколько эсминцев довоенной постройки.

Цифры о потерях российских эсминцев предположительны, но были сделаны следующие оценки. Из восемнадцати современных и семи старых эсминцев, стоявших на Балтике, до конца 1941 года погибли шестнадцать. В Белом море было пять современных и три старых эсминца. Четыре из этих кораблей погибли от авиабомб и мин, а один был уничтожен в декабре 1919 г. 41, в единственном немецко-русском бою эсминцев в войне. В Черном море было около четырнадцати современных эсминцев и пяти старых. Шесть были потеряны в 1941 году, семь в 1942 году и двое в 1943 году. Все стали жертвами мин или бомб.

К началу войны с Германией в Советском Союзе, по-видимому, было около двухсот подводных лодок. Те, кто находился на Балтике, довольно успешно топили вражеские корабли, но предположительно в этом районе было потеряно около сорока подводных кораблей. В Арктике и на Черном море подводные лодки действовали менее успешно и несли большие потери. Однако опять же точная информация о деятельности подводных лодок отсутствует. Самой крупной морской «победой» этих лодок является заявление советского адмирала флота Исакова о том, что русская подводная лодка 19 июля сильно повредила «Адмирал Тирпиц».42.

С начала тридцатых годов русские сконцентрировались на строительстве 700-тонных торпедных катеров, и к началу войны их было более двадцати. Эти суда в основном занимались сопровождением конвоев, и по крайней мере четыре из них были потеряны.

Советский Союз также имел многочисленные тральщики, которые иногда использовались в качестве канонерских лодок и для поддержки десантных операций. Особенно активны они были в Финском заливе в 1942–1944 гг.

Сообщается, что русские имели около двухсот торпедных катеров в 1941. Эти суда были бензиновыми, быстрыми и шумными, но они были более агрессивными, чем большинство советских судов. Несмотря на использование плохой тактики, они храбро сражались и добились определенных успехов против небольших немецких кораблей, особенно на Балтике.

Моторные канонерские лодки, оснащенные танковыми башнями, были важной российской разработкой в ​​области малых судов. Особенно хорошо они подходили для использования на Лагодском и Онежском озерах.

У русских было несколько флотилий речных канонерских лодок. Наиболее сильные из этих сил находились на Дунае и Днепре, но обе они были уничтожены в 1941. Дунайская флотилия была воссоздана в 1944 году и помогла выбить немцев из Белграда и Будапешта. Были и более мелкие флотилии на Дону, Кубани и Амуре.

Как уже было сказано, Краснофлотцы действовали в непосредственной поддержке Красной Армии. Для перевозки войск были задействованы все типы малых судов. Некоторые из них показаны ниже.

Арктические условия создавали серьезные проблемы для советских военно-морских операций. На следующих картинках показаны трудности, которые пришлось преодолевать.

Оценки достижений советского флота во время Второй мировой войны сильно разнятся. Его роль, очевидно, была оборонительной, и он, по-видимому, предотвращал высадку вражеских сил в тылу Красной Армии в районах Балтийского и Черного морей. Военно-морские части также были очень активны в береговых бомбардировках, десантных операциях, снабжении и эвакуации войск. Не раз моряки сражались плечом к плечу с Красной Армией.

Как показано на фотографиях, представленных здесь, русские понесли много потерь. С другой стороны, они утверждают, что нанесли большой урон вражескому судоходству. Адмирал Исаков, например, утверждает, что за первые два года войны Северный флот потопил 1,5 млн тонн судов. (Примечательно, что он не упомянул конкретно ни об одной потере советского флота.) На Балтике русские, кажется, добились значительных успехов, хотя немцы утверждают, что между 1942 и 1944 г. за пределами Финского залива не было замечено ни одной советской подводной лодки. Однако СССР утверждает, что за время войны советскими подводными лодками и торпедными катерами на дно Балтики было отправлено более 2 миллионов тонн грузов.

На Черном море флот наиболее активно действовал у Севастополя, Одессы и на Кавказе. Хотя эти операции носили в основном оборонительный характер, русские обычно заявляют, что уничтожили двести вражеских кораблей с войсками и боевой техникой во время битвы за Севастополь (апрель-май 19 мая).44) один. С другой стороны, немецкая 3-я флотилия тральщиков, импровизированный набор малых судов, очевидно, нанесла русским серьезный удар в ноябре прошлого года во время ближнего боя в Керченском проливе между Черным и Азовским морями.

Всего на счету Красного флота за первые три года войны уничтожение следующих кораблей противника: 1 вспомогательный крейсер, 2 броненосных корабля береговой обороны, 37 эсминцев, 50 подводных лодок и несколько малых кораблей. Помимо сообщений о таких заявлениях и встречных заявлениях, мало что можно с уверенностью сказать о конкретных достижениях Красного флота во время Второй мировой войны. Однако из этого обзора советской военно-морской деятельности выделяются некоторые моменты. Во-первых, крупных надводных столкновений с участием советских кораблей не было, за исключением, возможно, столкновения эсминцев в декабре 1941. Во-вторых, российские корабли сильно пострадали от мин и бомбардировок с воздуха. В-третьих, подводные лодки и торпедные катера были наиболее активными частями русского флота, но мины и авиация, вероятно, были наиболее эффективным оружием, использовавшимся против немецких кораблей. Наконец, военно-морская деятельность была четко подчинена нуждам Красной Армии. Таким образом, из имеющихся данных следует, что достижения советского флота во время Второй мировой войны отражали его оборонительную стратегию в закрытом море. К сожалению, по этому показателю нельзя судить о возможностях нынешнего советского флота, но опубликованные здесь фотографии, вероятно, являются наиболее конкретным свидетельством деятельности Красного флота во Второй мировой войне, которое мы увидим.

SEABEE HAT TRICK

Предоставлено КАПИТАН МАРК Х. ДЖОРДАН, (CEC) кепка «стиль». Этот головной убор пользовался огромной популярностью среди бойцов батальона Сиби, дислоцированного на Гуаме. Рабочей формой на Гуаме в 1952 году был комбинезон, а сиби разрешалось носить зеленую одежду только во время боевых учений. В синем комбинезоне они, конечно же, должны были носить установленную белую шляпу.

Будучи индивидуалистами, они ничего подобного не делали. Любимой рабочей одеждой в батальоне было сочетание синего комбинезона и зеленой фуражки. Зеленая кепка намного лучше белой шляпы для ношения на строительных работах в тропиках. Он закрывает лицо от солнца, на нем не видно грязи, его не сдувает, когда вы едете в кузове самосвала со скоростью сорок миль в час, его легко сложить и засунуть под ремень или в сумку. набедренный карман. Кроме того, носить его с комбинезоном крайне неуместно.

Командующий ВМС не забыл о последнем факте. Следовательно, каждый раз, когда адмирал проходил стройку, об этом, скорее всего, слышал комбат и все посредники в его командной цепочке. После каждого нового наставления командир батальона укладывал командиров рот на ковер, командиры рот вызывали надзирателей, надзиратели гонялись за начальниками и так далее по цепочке.

Когда этот процесс повторялся несколько раз в течение нескольких месяцев, до командира батальона дошло, что зеленая фуражка просто намного лучше, чем белая, как рабочий головной убор. Он был прямо в центре дебатов между Едиными уставами военно-морского флота США и руганью человеческой природы Сиби.