Ермак. Князь Сибирский всея Руси // ОПТИМИСТ

≡  22 Октябрь 2015

А А А

430 лет назад погиб Атаман Ермак — легендарный завоеватель, покоривший Сибирь для Российского государства.


На самом деле, звали его, конечно же, не Ермаком. Настоящее имя самого знаменитого флибустьера — Василий Тимофеевич Аленин. Он был выходцем из самой что ни на есть центральной России – из Суздаля. Дед Ермака — Афанасий Григорьев Аленин был в Суздали посадским человеком (это как бы средневековый аналог нынешнего «среднего класса»), торговал всякой всячиной, а затем перебрался во Владимир — столицу тогдашнего Владимиро-Суздальского княжества, где занялся извозом. В смысле, не пассажиров возил, а переправлял по рекам Клязьме и Волге барки с товарами.

Его сыновья Родион и Тимофей для продолжения отцовского бизнеса переселились на реку Чусовую, где тогда располагались все рудные прииски страны. Там у Тимофея Афанасьевича, как свидетельствуют церковные списки, и родилось три сына — Гавриил, Фрол и Василий. Эти имена давались при крещении в честь каких-либо святых, но по понятиям средневековой Руси, это было тайное имя, которое нельзя было никому разглашать – только зная подлинное христианское имя человека, колдуны и ведьмы могли навести порчу. Поэтому любой человек во избежание неприятных контактов с дьявольскими силами отзывался на второе «альтернативное» имя. И в повседневной жизни юный отрок Василий Аленин звался Ермолаем. Или, если по-простому, армяком-Ермаком. Эдаким «Ермолаишкой», маленьким и простоватым. Это прозвище и заменило атаману настоящее имя, хотя на щуплого человечка он никак не был похож. Его современники описывали Ермака как настоящего богатыря – высокого, широкоплечего, с густой бородой каштанового цвета.

Таким изображали Ермака российские живописцы XVII века.

БАНДИТ С БОЛЬШОЙ РЕКИ

Ермак был младшим сыном в семье, а потому практически не имел прав на наследование отцовского дела. Может быть именно этим обстоятельством, и объясняется то, что он убежал из дома и примкнул к разбойничьей шайке на Волге. Таких речных пиратов в те времена на юге Руси называли казаками, а на севере – ушкуйниками.

Ушкуем в Великом Новгороде звали небольшой плоскодонный челн, на который помещалось до тридцати бойцов. Именно на таких челнах русский князь Олег Вещий взял приступом Царьград, а века спустя молодые новгородские удальцы громили татар, когда те обложили данью русские земли. Волга была настоящей вотчиной ушкуйников, а те в свою очередь были настоящим кошмаром для купцов и татарских баскаков. Справиться с такими удальцами не смогла ни монгольская конница, ни княжеские дружинники – ушкуйники всегда уходили нот погони на своих легких челнах, и слава о них распространялась по всей Руси. И сотни молодых людей, мечтавших о романтике, бежали на Волгу, пополняя ряды этого лихого «братства».

Историк Николай Костомаров писал: «Слово «казак» означало сперва вольного бездомного бродягу, а потом низший род воинов, набранных из таких бродяг. Издавна в характере русского народа образовалось такое качество, что если русский человек был недоволен средою, в которой жил, то не собирал своих сил для противодействия, а бежал, искал себе нового отечества. Русский человек искал воли и льгот, сообразно своей пословице: «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». С увеличением государственных тягостей желание «отбыть» не только не исчезло, но еще усилилось.

В писцовых книгах то и дело, что встречаются пустые дворы в посадах и селах. От этого собирались разбойничьи шайки и называли себя казаками, а предводителей своих атаманами, да и само правительство называло их казаками, только «воровскими». В глазах народа не было строгой черты между теми и другими. Казачество стало характеристическим явлением народной русской жизни того времени. Это было народное противодействие тому государственному строю, который удовлетворял далеко не всем народным чувствам, идеалам и потребностям. Народ русский, выбиваясь из государственных рамок, искал в казачестве нового, иного общественного строя. Идеалом казачества была полная личная свобода, нестесняемое землевладение, выборное управление и самосуд, полное равенство членов общины, пренебрежение ко всяким преимуществам происхождения и взаимная защита против внешних врагов…»

Именно в такой полукриминальной шайке охотников и вырос Ермак. Первое его крупное дело — волжские казаки разграбили ногайский город Сарайчик, и сколько ни старались царские войска поймать предводителей банд, они уходили и скрывались в ущельях и пустынях. Тогда правительство стало нанимать казаков на военную службу – лихие люди могли справиться с любой задачей. И именно в качестве такого вольного наемника Ермак Тимофеевич и появился первый раз на страницах истории. Случилось это во время Ливонской войны, когда польский король Стефан Баторий начал новую войну против России и осадил Псков. Но поляков в русских лесах ждали казаки. Об этом и писал королю Стефану один из командиров пан Стравинский – дескать, полк был уничтожен разбойниками, а возглавлял этих головорезов некто «Ермак Тимофеевич, отоман…».


Ушкуй

ДЕЛА СИБИРСКИЕ




Псков тогда так и не сдался врагам. Ермак Тимофеевич вернулся на Волгу, где продолжил брать «пошлину» с персидских и московских торговых караванов. Но однажды казацкие «братки» явано перегнули палку – шайки атаманов Ивана Кольцо, Богдана Барабаша и Никиты Пана разграбили посольство ногайского хана и обесчестили сопровождавшего его царского посланника Василия Пелепелицына. Это был уже серьезный «наезд» на государственные интересы, и царь Иоанн Грозный распорядился во что бы то ни стало найти и наказать разбойников. На Волгу был отправлен крупный отряд стрельцов боярина Мурашкина, который не щадил ни казаков, ни мирных жителей. И Ермак со своей ватагой был вынужден бежать на север – к границам владений купеческого рода Строгановых.

Строгановы были настоящими олигархами XVI века. Основатель этого рода Аникий Строгонов укрепился в Сольвычегодске, завел там соляные варницы, вел большую торговлю мехами, чем нажил громадное состояние. Бизнес унаследовали его двое сыновей и внуки, которых с тех пор так и звали – Строгановы. Имя здесь не имело большой роли, только фамилия.

В 1558 году, откликаясь на призыв Едигера, Иоанн Грозный фактически отдал купцам в управление все земли от реки Камы до Чусовой. Более того, Строгановым разрешалось населять свои новые владения пришлыми людьми (за исключением беглых преступников и дезертиров из армии). Естественно, появление русских поселений вызвало недовольство среди местной знати, и вскоре Едигер был свергнут и казнен.

На трон взошел хан Кучум, выходец из той самой Бухары, который тут же повел новую агрессивную политику. Он полностью закабалил местных жителей — татар, хантов, манси, стал им навязывать ислам, а потом в открытую объявил «джихад» против русских колонистов. Так, в 1573 году войска Кучума опустошили многие русские поселения на Чусовой. Досталось и тем местным, кто платил налоги московскому царю – всех мужчин из племени манси бухарцы безжалостно убивали, а их семьи продавали в рабство. Россия же в то время увязла в очередной Ливонской войне на Западе, а поэтому никак не могла ответить на агрессию. Зато хан Кучум наглел все больше – его «моджахеды» захватили даже русского посла Третьяка Чубукова, направлявшегося вместе с татарами в Казахскую орду.

Тогда, опасаясь за судьбу промыслов, царь и разрешил купцам Строгановым завести себе частную армию из любых разбойников и казаков. И тотчас же по всем казачьим станицам и городам полетели гонцы с призывом наняться на службу к купцам и ходить войной против враждебных инородцев.


Лубок XIX века с изображением Ермака

АТАМАН

Так Ермак снова вернулся на Чусовую. Но на этот раз – вместе с небольшой армией. По одной летописи, у Ермака было 840 бойцов, по другой — 540, по третьей — 5000-6000 человек. Вместо с ними шли уже знакомые нам Иван Кольцо, Барабаш и Никита Пан, которые выбрали Ермака Тимофеевича своим новым атаманом. Оказавшись во владениях Строгановых близ Перми, казаки, по словам Карамзина, «разбили наголову мурзу Бегулия, дерзнувшего с грабить селения на Сылве и Чусовой; взяли его в плен. Сей успех был началом важнейших».

В ответ татары сожгли Соль Камскую, истребив всех жителей городка, не успевших спрятаться в лесу. Преследуя врага, казаки взяли штурмом городок, где властвовал князек Епанча, данник Кучума. Как говорит летопись, как только казаки дали ружейный залп, так абреки Епанчи, никогда не видевшие огнестрельного оружия, тотчас же бежали прочь. Они и принесли хану Кучуму весть о нашествии русских людей. «Пришли, — говорили они, как пишут русские летописи, — воины с такими луками, что огонь из них пышет, а как толкнет, словно гром с небеси. Стрел не видно, — а ранит и на смерть бьет, и никакими сбруями нельзя защититься!».

Но война только начиналась. Хан Кучум, желая полностью истребить казаков, послал на русские города огромное войско под командованием царевича Алея. По словам самих казаков, татар было так много, что на одного бойца приходилось тридцать врагов. Битва была страшной – хоть пушки и напугали татар, но они дрались так отчаянно, что казаки потеряли сто семь человек. В итоге татары были побеждены, но большая их часть бежала, вместе с ними скрылся и сам Алей.

И тут казаки крепко задумались – как драться с таким неуловимым противником? Ждать, пока татары снова ударят по русским поселенцам? – Нет, это не подобало характеру Ермака. Гоняться за врагами по громадным сибирским просторам? – Тоже абсолютно бесперспективная затея. Тут-то и решил Ермак ударить в сердце владений Кучума. Тогда хан сам побежит искать казаков, забыв про русские города.


Флаг Ермака со львом и единорогом.

ПОХОД

И вот, 1 сентября 1582 года Ермак с казаками выступил в поход на столицу сибирского царства Искер. С собой казаки взяли немного – пороха, зимней одежды да сухарей, которые хранили в бочках. Вина не брали ни капли. Напившийся в походе летел за борт, а выплывет или нет – его забота.

Татары прихода Ермака явно не ждали – в устье Тобола, казаки, высадившись на берег, моментально разгромили поселение главного сановника Кучума Карачи и взяли все его припасы, приготовленные для хана. После этого все пошло точно по плану Ермака – хан Кучум, едва узнав про поход, тут же велел войскам двигаться в погоню за русскими. Тем более, что до столицы ханства было уже рукой подать.

Кучум выслал им навстречу многотысячное войско во главе с царевичем Махметкулом (одни источники называют его сыном, другие племянником Кучума). И казаки, особенно молодые, дрогнули. Некоторые тут же захотели бежать, пока не поздно. На том могла бы и закончиться одиссея Ермака, будь он послабже духом. Но он не дрогнул и не стал угрожать и приказывать, а собрал казачий круг и сказал речь, которую потом цитировал Костомаров: «Куда нам бежать? Уже осень; реки начинают замерзать. Не положим на себя худой славы. Вспомним обещание, что мы дали честным людям (Строгоновым) перед Богом. Если мы воротимся, то срам нам будет и преступление слова своего, а если Всемогущий Бог нам поможет, то не оскудеет память наша в этих странах и слава наша вечна будет».

И вот, наутро состоялась легендарная битва на Чувашском мысу. Казаки сами пошли в наступление на превосходящие силы врага. При поддержке артиллерии, они на плотах форсировали реку и бросились врукопашную. Татары этого явно не ждали от горстки пришельцев. Но тут Мехметкул был сбит пулей с седла, началась паника, и татары бросили сибирскую столицу на милость победителя.

26 октября 1582 года Ермак с казаками вступил в Искер. В городе не осталось ни одного жителя: все боялись, что страшные русские начнут грабить и убивать, насиловать женщин и жечь дома. Однако, в войске Ермака торжествовал «сухой» закон, поэтому все обошлось без эксцессов. Уже на четвертый день после победы Ермака к нему приехал один из местных князей – Бояр, предложив дружбу и продовольствие. Его, как положено, привели к присяге царю и с этого момента Бояра стали воспринимать как соотечественника. А еще через две недели местные жители, осознав, что им ничего не грозит, стали потихоньку возвращаться в свои дома.

В ноябре замерзли реки, и началось первое зимовье. Казаки построили землянки, сметали что-то вроде шуб из захваченных соболей. К декабрю кончились запасы, и пришлось заняться рыбным промыслом. Но тут снова напомнил о себе хан Кучум. Посланного за рыбой на озеро Абалак есаула Богдана Брязгу убили воины хана. Разъяренные казаки бросились в погоню, а когда настигли татар, началось страшное – в глубоком снегу казаки, проваливаясь по плечи, резали врага. Убивали час за часом, пока не зашло солнце. И победили.


Карта походов Ермака

КНЯЗЬ СИБИРСКИЙ

По весне казаки отправили первое официальное посольство в Москву к царю Иоанну Грозному. С грузом драгоценных соболей и золота отправил он своего помощника – того самого атамана Ивана Кольцо. В Москве появление посланцев вызвало сенсацию – в то время дела на Западе шли из рук вон плохо, русские войска терпели одно за другим поражение от войск Стефана Батория, под власть поляков переходили многие исконно русские города… Но когда вдруг выяснилось, что казаки Ермака добыли для государя богатейшую Сибирь, то москвичи расценили это как настоящий знак милости Божией. Казаков приветствовал весь город. Сам Грозный очень милостиво принял бывшего разбойника Ваньку Кольцо, объявил ему прощение в прежних его преступлениях и отправил с ним в Сибирь воеводу князя Семена Волховского и Ивана Глухова со значительным отрядом стрельцов. Самому Ермаку царь пожаловал в подарок титул «Князя Сибирского» и послал в подарок два золоченных панциря, серебряный ковш и парчовую шубу со своего плеча.

И с этого момента все у Ермака будто пошло наперекосяк. Во-первых, посланные стрельцы потеряли свой обоз, половина их них погибли в дороге от цинги и холода, с ними умер и воевода Волховской.

Во-вторых, один из местных царьков — Карача-Мурза – подбил местных жителей на измену. Притворившись верным слугой русского царя, он попросил у Ермака помощи против ногайцев. Ермак послал к нему Ивана Кольцо с небольшой дружиной в сорок человек. Татары перебили их всех до последнего. Другой атаман, Яков Михайлов, который отправился проверить, что случилось с пропавшими товарищами, также был убит.

Это стало сигналом для всех прочих князьков, которые подняли восстание, и начали уничтожать небольшие отряды, приезжавшие за продовольствием. А вслед за этим Карача с большой татарской силой осадил Ермака в самом Искере. Но тут отличился атаман Матвей Мещеряк. Ночью он с небольшим отрядом скрыто вышел из города и ударил прямо по штабу неприятеля. Карача успел удрать, а двое его сыновей погибли от казацких сабель. До утра бойцы Мещеряка успешно отбивали атаки татар, пока те не разбежались. Ермак тут же бросился по следам Карачи вверх по Иртышу и покорил несколько улусов.


Ермак в исполнении актера Виктора Степанова (фильм «Ермак»)

ГИБЕЛЬ ЕРМАКА

Из пятисот сорока человек, пришедших с Ермаком в Сибирь, в живых оставалось не более сотни. Закончились боеприпасы. Всем очень хотелось вернуться домой, все ждали из Москвы нового полка с запасами боеприпасов и продовольствия. Но тут снова объявился хан Кучум, который перекрыл все торговые дороги купцам из Средней Азии. Именно угроза голодной смерти за несколько дней до прибытия подмоги и подвигла казаков Ермака в их последний поход, хотя драться уже приходилось без огнестрельного оружия.

В верховьях реки Вагая казаки попали в засаду. Целый день ожидал Ермак каравана, а ночью разразилась буря, так что не было видно и слышно. Тут и подкрались ждавшие в засаде враги. Подготовиться к бою казаки не успели, но и перебить запросто воинов, которые почти всю жизнь провели в боях, Кучуму не удалось. Казаки мгновенно оказались на ногах и, сохранив порядок, стали отступать к своим стругам. В этой битве и погиб Ермак. Согласно старой песне, он рубился до последнего, прикрывая товарищей, а потом бросился в воду и поплыл. Тут-то и подвел его царский подарок – прочный стальной панцирь.

Расскажем, что было дальше, после его гибели. Татары двинулись на Искер. Атаман Мещеряк, поняв, что оставшиеся казаки не удержат город, покинул столицу, и вернулся в Пермь. Вместе с ними вернулось и 90 бойцов – все что осталось, из воинства Ермака. Выжили самые сильные, столько пережившие, что смерть неестественно долго обходила их потом стороной. Спустя полвека, когда летописцы начали всерьез собирать материалы о походе, многие из ермаковцев были все еще живы.

Но вместо них в Искер отправились семьсот новых бойцов вместе с Матвеем Мещеряком. Через несколько лет он взял в плен предателя Карачу и отправил его в Москву. А вот хан Кучум еще долго метался по Сибири, пока его не убили где-то на полпути к Бухаре то ли ногайцы, то ли калмыки.

КАК ХОРОНИЛИ ЕРМАКА


(Изображение из «Краткой сибирской летописи (Кунгурской)», опубликованной в 1880 году.)

В Кунгурской летописи об этом говорится так: «Когда утонувший Ермак в 13 день августа всплыл, то принесло его иртышской водой к берегу под Епанчинские юрты. А татарин Якыш, Бегишев внук, ловивший рыбу и наживляющий перемет, увидел, бродя под берегом, человеческие ноги, и накинув петлю из переметной веревки на ноги, вытащил на берег. Когда [Якыш] увидел одетые панцири и понял, что [тот] не из простых, так как знал, что многие из казаков утонули, побежал в гору в юрты, оповещая жителей, и быстро созвал всех, да увидят случившееся.

Поняли все по панцирям, что [это] Ермак, зная, что государь прислал ему два панциря, которые и увидели. Когда же начал [их] снимать с него Кайдаул мурза, то пошла кровь изо рта и из носа, как из живого человека. А Кайдаул ожидая, пока не перестанет течь кровь живая, как старший, понял, что это человек Божий, и положил его нагого на лабаз, и послал послов по окрестным городкам, пусть приходят увидеть нетленного Ермака, источающего кровь живую, и отдал, проклиная, во отмщение рода своего. И это удивительно, что знают христианского Бога, пребывающего в веках и дарующего славу Бога.

Тогда же начали объезжать по приказанию всех: кто бы ни пришел, пусть вонзит стрелу в мертвое ермаково тело. Когда же вонзали, то кровь живая текла. Птицы же летали вокруг, не смея прикоснуться к нему. И лежал на лабазе 6 недель до 1 дня ноября, пока из отдаленных мест не пришли Кучум с мурзами и кондинские, и обдоринские князья и не вонзили стрелы свои, и кровь из него текла, как из живого, а многим басурманам и самому царю Сейдяку являлся в видениях, да погребут. Некоторые из-за этого сошли с ума и именем его и до настоящего времени божатся и клянутся. И настолько чудотворен и страшен, что когда разговаривают в беседах между собой, то без слез не обходится.

И называли его богом, и погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под украшенной сосной. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач, тот был по всем городам известен; 2-й отдали Кайдаулу мурзе Кафтан же взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызам на поминки 30 быков, 10 баранов и начали совершать жертвоприношение по своему обычаю, поминающе, говорили: «Если бы ты жив был, избрали бы своим царем, а то видим тебя умершим, забытого русского князя».


Метки: интересно • история • князь • личности • Россия • русь • Сибирь

Комментарии:


oppps.ru

Хан против атамана. Как противостояние Кучума и Ермака решило судьбу Сибири | История | Общество

История освоения Сибири русскими навсегда сохранила имена двух противников — казачьего атамана Ермака Тимофеевича и хана Кучума.

Двое и Сибирское ханство

Два этих человека, казалось бы, бесконечно далеких друг от друга, были во многом похожи. Каждый из них мечтал о вольности, о том, чтобы быть хозяином своей судьбы и судьбы окружающих.

Биографии обоих наших героев полны пробелов.

Предания делают Ермака то выходцем с берегов реки Чусовая, то уроженцем Дона, то помором из села Борок. Спорят о происхождении имени его, которое многие считают прозвищем. Даже год рождения известен только приблизительно — 1532-й.

С Кучумом ясности больше. Родился он на побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. Дед Кучума, Ибак, был ханом Чинги-Туры (Тюмени) и Большой Орды. Кучум был старшего своего противника, но насколько, сказать трудно. Предположительно, родился в 1510 −1520-х годах. Точно известно, что в начале 1550-х он уже участвовал в борьбе за власть в Сибирском ханстве.

Это ханство образовалось в Западной Сибири в конце XV века в результате распада Золотой Орды.

Ханство раздирали междоусобные конфликты, в которых многочисленных ханские сыновья пытались завоевать себе владения. Крепости государству это не добавляло.

В середине XVI века хан Едигер, противник Кучума, решил, что внутренних врагов ему достаточно, и решил уладить отношения с Русским царством, чьи владения вплотную подступили к землям ханства. Едигер признал себя вассалом русского царя, обязавшись платить дань.

Воин и владыка

К 30 годам Ермак был зрелым и опытным воином. 

В 1572 году атаман принял участие в битве при Молодях, в которой русская армия отразила нашествие крымского хана Девлета I Гирея.

В Ливонской войне, с помощью которой Иван Грозный собирался закрепиться на берегах Балтики, Ермак командовал казачьей сотней.

В 1581 году Ермак участвовал в успешном рейде на Литву, дошёл вниз по Днепру до Могилёва и сразился в битве под Шкловом. Затем казаки под его началом снимали осаду Пскова и громили шведов в сражении под Лялицами.

Кучум к этому времени уже почти два десятка лет правил Сибирским ханством. В 1563 году он нанес решающее поражение Едигеру, казнив его вместе с ближайшими родственниками, и стал повелителем сибирских земель.

Кучум мечтал о сильной державе, и пытался укреплять ханство за счет обращения местных народов в ислам. Процесс этот шел непросто, натыкаясь на сопротивление тех, кто считал Кучума не своим законным владыкой, а пришлым завоевателем. Даже жившие в ханстве единоверцы-татары не выражали ему абсолютной поддержки.

Кучум, однако, не сомневался, что своего добьется. В отличие Едигера, вассалом русского царя он быть не собирался, и перестал платить дань. Больше того, он начал беспокоить пограничные русские владения, сея там смуту, и надеясь завоевать часть земель.

Строгановы зовут казаков на помощь

Окраинные земли царем были пожалованы купцам и промышленникам Строгановым, которые, осваивая их, постепенно продвигались вглубь Сибири. Набеги Кучума были для Строгановых разорительными. Купцы решили обзавестись тем, что сегодня бы назвали «частной военной компанией» — отрядом наемников, который отвадит дерзкого хана.

Ливонская война приближалась к концу, совсем не тому, о котором мечтал Иван Грозный. Поражение стало неизбежным, и воины задумывались над тем, где применить свои навыки и умения.

В этот момент Ермаку и другим казачьим атаманам и поступило предложение от Строгановых отправиться в Сибирь.

Казачья дружина Ермака число в несколько сотен человек в Орел-городок, укрепление, созданное купцами на берегу Камы.

Атаман не собирался отсиживаться, и ожидать нового набега. Ермак был намерен отправиться во владения Кучума, чтобы нанести ему поражение, которое заставит его отказаться от новых нападений.

Первые победы

По притокам Камы отряд на стругах поднялся до Тагильского перевала в Уральских горах. Для зимовки было построено укрепление, названное Кокуй-городок. Весной 1582 года отряд Ермака добрался до реки Туры.

Появление казаков в пределах владений Кучума оказалось неожиданным. Когда отряд князя Епанчи обстрелял струги Ермака из луков, тот приказал ответить из пищалей и пушек. Татары были рассеяны.

Чинги-Туру казаки заняли без боя, захватив богатую добычу.

Кучум, услышав о том, что противник появился с небольшим отрядом, отправил против него тоже не самое многочисленное войско, правда, превосходившее численность русских в несколько раз.

Серия новых стычек закончилась победой казаков. Кучум выслал против Ермака своего лучшего воеводу Магметкула, который, увидев малочисленность русских, решил попросту растоптать их конницей. Замысел провалился — с большими потерями воеводе Кучума пришлось отступить.

Наконец, хан осознал — против него сражается противник сильный, умный, опытный, чьи бойцы во много раз превосходят его собственных воинов. Чтобы его победить, нужно собирать все силы.

Ермак и не собирался уклоняться от решающего сражения, наоборот, он искал Кучума, чтобы покончить с ним.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

Бой на Чувашском мысу

Казаки приближались к Искеру, столице Сибирского ханства. Некогда город был окружен деревянными стенами и земляным валом, однако к осени 1582 года укрепления обветшали настолько, что Кучум решил встретить приближающегося врага не за стенами, а на Чувашском мысу, на берегу Иртыша.

4 ноября 1582 года струги казаков Ермака подошли к столице Сибирского ханства. Их встречали несколько тысяч воинов Кучума.

У хана были пушки, которые, однако, годились только для того, чтобы пугать — отсутствовал порох.

Зато его было в достатке у казаков, которые, высаживаясь, начали обстреливать врага. Но воеводы Кучума спрятали воинов за выстроенными на берегу засеками из бревен, так что серьезного вреда татарам обстрел не приносил.

Магметкул, помнивший свое поражение и горевший желанием отомстить, вывел своих воинов из-за засеки и приказал атаковать казаков. Ермак выстроил своих людей в каре, оставив посередине стрелков с пищалями.

Магметкул рассчитывал добраться до построения русских, втянуть их в рукопашную схватку, где преимущество в численности должно было решить дело. Но убийственный огонь пищалей не давал им приблизиться.

Одной из пуль был ранен сам воевода Кучума. После этого в войске началась настоящая паника, строй разрушился, и началось бегство. Кучум, наблюдавший за сражением издали, бросил столицу и бежал.

Новые подданные государя Московского

Переждав ночь из-за опасений засады, казаки вошли в Искер. Уже через несколько дней к Ермаку прибыли первые послы одного из местных поселений, привезя в дар пушнину и рыбу. Атаман принял подношение, объявил послам, что их поселение теперь под защитой казаков, и с миром отправил домой.

Вскоре в Искер началось паломничество — бывшие подданные Кучума везли подарки Ермаку. Атаман собрал представителей племенной знати, и взял с них присягу, согласно которой они обзывались платить ежегодную подать. Не ему, Ермаку, а русскому царю, ибо они отныне становились подданными государя Московского.

Наблюдавший за всем этим со стороны Кучум понял, что все его честолюбивые планы рухнули. Те, кто жил в Сибирском ханстве, так и не стали воспринимать его как природного владыку, и с легкостью променяли его на Ермака.

Хан все-таки надеялся на реванш. Малочисленное войско Ермака вынуждено было разделяться на еще более мелкие отряды, и Кучум надеялся это использовать.

Царский подарок

5 декабря 1582 года Магметкул со своим войском на пал на 20 казаков, которые занимались рыбной ловлей на озере Абалак. Все казаки, кроме одного, спасшегося случайно, были убиты.

Но этот единственный спасшийся добрался до Искера, и сообщил Ермаку о гибели товарищей. Разъяренные казаки начали преследование, настигли Магметкула, и устроили настоящую резню. Самому воеводе с трудом удалось бежать.

Везти бесконечно Магметкулу не могло — в феврале 1583 года, проиграв очередное сражение, он попал в плен.

Русские с подобными пленниками поступали не так, как их противники. В 1585 году его привезли в Москву, где приняли с почетом, и определили на русскую службу. Через пять лет Магметкул в составе русской армии сражался со шведами, а в 1598 году отправился в поход против крымских татар.

Но мы забежали вперед. В 1583 году посланцы Ермака прибыли к Ивану Грозному с известием о завоевании Сибирского ханства. Царь принял известие с радостью, отправил Ермаку подарки, в том числе кольчугу работы лучших мастеров, и отправил на помощь 300 стрельцов во главе с князем Семеном Болховским.

До Искера отряд добрался в ноябре 1583 года. Однако продовольствия стрельцы с собой не привезли, а казаки заготовили его только для себя. Суровая зима 1583-1584 годов привела к тому, что весь стрелецкий отряд вымер от голода и холода.

Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным. Картина С. Р. Ростворовского, 1884 год

Гибель атамана

Ермак продолжал бороться, нанося поражения татарским отрядам, подавляя выступления сторонников Кучума. Но тактика хана приносила свои плоды — уничтожая небольшие отряды казаков, он свел возможности своего оппонента до минимума.

Атаман надеялся дождаться помощи. 6 августа 1585 года он пристал к берегу Иртыша в устье реки Вагай на ночевку с отрядом из 50 человек. Ермак не знал, что Кучум с войском идет за ним.

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

Ночью татары напали на спящих казаков. Застигнутые врасплох, они были перебиты. Сам Ермак, облаченный в подаренные царем доспехи, пытался добраться до струга, но утонул под тяжестью амуниции. Предполагается, что к этому моменту он был уже ранен.

Уцелевшие казаки прибыли в Искер, и сообщили о гибели атамана. Решено было не оставаться на новую зимовку. Остатки отряда увел из Сибири Матвей Мещеряк.

Не валяй дурака…

Наконец, Кучум смог одолеть главного врага. Но победа эта была непрочной. Уже весной 1586 года в Сибирь прибыл новый отряд из 300 человек под руководством воевод Василия Сукина и Ивана Мясного. По приказу царя Федора Иоанновича летом 1586 года ими был заложен Тюменский острог. В 1587 году письменный голова Данила Чулков при слиянии Иртыша с Тоболом заложил Тобольский острог.

Кучум понял — русские пришли навсегда. Утешение он находил в набегах на свои бывшие земли, грабя и убивая тех, кого еще недавно считал своими подданными. Русские укреплялись все тверже, и в 1591 году

воевода Владимир Кольцов-Мосальский настиг Кучума, разбив его отряд. Один из сыновей хана, Абдул-Хаир, попал в плен.

Хану каждый раз удавалось ускользать, но это все меньше походило на жизнь владыки. Он был вечным беглецом, который начинал бояться своей тени.

В 1597 году Кучуму передали письма от Магметкула и Абдул-Хаира, которые советовали хану перестать валять дурака и подчиниться царю. Взамен ему обещали почетный титул и владения — разумеется, под властью государя Московского.

Бегство Кучума из Искера. Иллюстрация из Кунгурской летописи.

Конец упрямого хана

Кучум понимал, что большего русские ему не предложат, а продолжение сопротивления ни к чему хорошему не приведет. Но упрямый хан не хотел быть чьим бы то ни было поданным.

20 августа 1598 года отряд воеводы Андрея Воейкова разбил в Ирменском сражении. Из 500 человек, что были с Кучумом, погибли 300, включая брата и двух внуков хана. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жён из его гарема, пять приближённых хана, 150 воинов.

И снова Кучум с 50 воинами бежал. Ему опять пришло предложение закончить войну и подчиниться, и он опять ответил отказом.

Хан нашел свою смерть в 1601 году, где-то на просторах современного Казахстана. Русские тут были ни при чем — с Кучумом расправились родственники конкурентов, как сам он некогда с Едигером.

Часть многочисленных детей и племянников Кучума пытались продолжать борьбу и поднимать восстания, но это уже не имело каких-то серьезных последствий. Сибирские народы, поверившие Ермаку, поверили и тем, кто пришел вслед за погибшим атаманом.

aif.ru

Где жила семья Ермака? Где утонул Ермак?

Завоевание Сибири Ермаком — это деяние, которое по своему масштабу можно сравнить лишь с покорением Америки Эрнаном Кортесом. Однако если о знаменитом испанском конкистадоре можно найти массу биографических сведений, то о жизни русского атамана доподлинно известно лишь несколько фактов, да и то довольно противоречивых.

Где родился Ермак

Как известно, завоевание Сибири произошло в 16 веке. К сожалению, в те времена такое событие, как появление ребенка в крестьянской семье, обычно не находило никакого документального отражения. Поэтому неудивительно, что сегодня невозможно дать точный ответ на вопрос: «Где жила семья Ермака на момент его рождения?» Некоторая информация по данному вопросу есть в Черепановской летописи, где рассказывается, как дед будущего атамана помогал муромским “лихим людям”, за что был посажен в острог, а его семья обосновалась в вотчинах Строгановых. Однако многие исследователи не склонны доверять этой рукописи, тем более что в ее авторах значится некий грамотный ямщик из Тобольска Илья Черепанов. Еще один документ — “Сказание Сибирской земли” — в качестве места, где жила семья Ермака задолго до его появления на свет, указывает на Суздаль. Далее в летописи повествуется, что его дед вместе с сыновьями, одного из которых звали Тимофеем, перебрался в Юрьевце-Повольский, где у него родилось пятеро внуков, в том числе и Василий. Как утверждается в “Сказании”, именно этому мальчику впоследствии предстояло стать покорителем Сибири.

Поморская версия происхождения атамана

Некоторые исследователи считают, что на вопрос о том где жила семья Ермака, следует отвечать: “В селе Борок Архангельской области”. По этой же версии настоящее имя атамана было Ермолай, или Ермил, и он попал на Волгу, стремясь спастись от голода, охватившего Русский Север. Там молодой человек поступил в “чуры” (слуга-оруженосец) к пожилому казаку, а с 1563 года стал ходить в походы.

Жизнь Ермака до Сибирских походов

Единственные заслуживающие доверия сведения относительно биографии атамана до его появления на землях Строгановых, — это воспоминания соратников-казаков. В частности, двое ветеранов утверждали, что провели свою молодость, служа в волжских станицах под началом завоевателя Сибири. Таким образом, на вопрос о том, где жил Ермак около 1565 года, можно ответить, что он находился в Поволжье и уже был атаманом. А это значит, что тогда ему было никак не меньше 20 лет. Больше информации сохранилось о ратных подвигах Ермака. Так, из письма литовского коменданта города Могилева королю Стефану Батория можно узнать, что он участвовал в Ливонской войне в качестве казачьего сотника и отличился при осаде Могилевской крепости. Позже его отряд помог Хворостинину остановить продвижение шведов. Что касается того, существовали ли жена и дети Ермака, то никакого упоминания о них нет ни в одном источнике.

Ермак и Строгановы

В 1582 году знаменитыми купцами Строгановыми была приглашена на службу казацкая дружина, состоящая из 540 казаков. Их предводителем был атаман Ермак, о котором уже тогда шла слава как о бесстрашном воине и превосходном командире. Целью Строгановых было обеспечить защиту своих земель от частых нападений отрядов сибирского хана Кучума. Войско прибыло в чусовские городки летом 1582 года и оставалось там до сентября, после чего отправилось воевать за Каменный пояс, как в те времена называли Уральские горы. Существуют записи о том, что Строгановы “отворили для ратных людей свои амбары” и снабдили их всем необходимым для похода.

Завоевание Сибири

В качестве средства передвижения войско Ермака использовало струги. Всего у казаков было 80 судов, на которых в поход отправились 840 человек разных национальностей. Поднявшись по воде до Тагильского перевала, дружина Ермака была вынуждена тащить струги по земле волоком до реки Жеравля и затем добираться до Тобола, на берегу которого состоялась битва с воском сибирского хана Кучума. Победив в сражении, казаки захватили город Кашлык. Тогда на поклон к Ермаку стали приезжать представители местных народов, которых атаман “встречал ласково” и заставлял присягать на верность русскому царю. В 1582 году он послал к Ивану Грозному одного из своих соратников с доброй вестью о покорении Сибири. Царь был обрадован полученными новостями и отправил Ермаку богатые подарки и 300 человек ратных людей на подмогу. Отряд прибыл в Сибирь осенью 1583 года. Однако к этому времени фортуна отвернулась от атамана, многие его командиры были убиты в схватках с татарами.

Где утонул Ермак: что рассказали казаки

На момент своей гибели знаменитый атаман был уже довольно известной персоной, поэтому через несколько лет после последней битвы казаков с войском Кучума по приказу тобольского архиепископа Киприяна было проведено расследование и допрошены выжившие соратники Ермака. Кроме того, дали показания и татары, воевавшие в составе ханского войска.

Если объединить все факты, изложенные очевидцами, вырисовывается следующая картина: последний бой состоялся на Вагайской луке, где заночевали казаки. Они поставили палатки-“пологи” на берегу Иртыша, недалеко от своих стругов, на которых у каждого воина было свое определенное место и свой кормчий. В ту ночь разыгралась буря, и поэтому отряду Кучума удалось застать их врасплох. Несмотря на это большей части казаков удалось оказаться на своих судах и отплыть. Далее в письменных источниках начинаются противоречия. В частности, в более раннем документе, записанном со слов спасшихся ветеранов войска Ермака, указывается, что они корят себя, так как бросили атамана и небольшую горстку товарищей, а сами покинули место схватки на стругах. Совсем иные сведения содержатся в синодиальной записи, которую дьяконы составляли позднее, и там можно прочесть о том, что все казаки приняли смерть вместе с Ермаком, и только один из них спасся и рассказал о разгроме отряда.

Гибель Ермака со слов татар

Самое интересное заключается в том, что информация по поводу гибели атамана в волнах Иртыша у Вагайской луки встречается лишь в записях, сделанных со слов татар. В частности, многие бывшие воины хана Кучума утверждали, что Ермак все же одолел нападающих и, попытавшись добраться до отплывающих казацких судов, пошел ко дну. При этом нет записей, указывающих, были ли в тот момент на атамане доспехи.

Легенды о покорителе Сибири

Как жизнь, так и смерть великого атамана за прошедшие века обросла множеством мифов. Например, в одной из легенд упоминается несостоявшаяся жена Ермака. Как утверждается в казацком предании, однажды татарский мурза Саргачской волости, желая заручиться дружбой Ермака, привел к нему в стан свою красавицу-дочь и предложил взять ее в жены. Однако атаман отверг это предложение и отправил девушку домой. Кроме того, всем известна история о кольчуге, якобы подаренной Ермаку Иваном Грозным и ставшей причиной гибели героя. Как утверждаю некоторые историки, если даже атаман оказался на дне Иртыша из-за тяжелых доспехов, они никак не могли быть подарком царя.

История — это книга, которая никогда не будет написана до конца. Более того, в ней есть немало белых страниц, которые могут заполнить дотошные исследователи. Возможно, им когда-нибудь удастся узнать, где жила семья Ермака, или же они смогут нам поведать еще какие-нибудь интересные факты, касающиеся личности этого национального героя России, завоевавшего для своей Родины бескрайние просторы Сибири.

fb.ru

Ермак | Северное трёхречье

О Ермаке.

Не так давно краевед Трубин М.К. опубликовал заметку о Ермаке. Он там не особо рассматривает вопросы происхождения Ермака кто он и откуда, происхождение его имени, а пытается определить, бывал ли в наших местах Ермак. Тот самый, который вошел в историю, как покоритель Сибири. Дело вот в чем. Процитирую Михаила Кузмича: «Легенды – это специфический вид исторического документа». В наших краях, в Красноборском, Котласском, Вилегодском районах существуют легенды о пребывании Ермака в этих краях. Легенды, это сохранившиеся в памяти и прошедшие через время сказания людей о реальных событиях. На пустом месте легенды не возникают. Как и наоборот. Не было события,  не осталось и воспоминаний.

Так бывал Ермак в наших краях или нет? А если не бывал, то кто был. От легенд не отмахнешься. Давайте посмотрим исследования о Ермаке, сохранившиеся документы  и обстановку тех лет. Исследований много, но, к сожалению, в некоторых просматривается тенденциозность. Там больше хотят что-то доказать, а не исследовать. На данное время есть несколько фактов, которые никто не ставит под сомнение. Вот они. Казаки разграбили царское посольство на Волге и на них наложена опала.  Казацкий атаман Ермак вместе с другими атаманами с Волги перемещается вверх по Волге и Каме на Урал в район реки Чусовая и городка Чердынь в вотчины купцов Строгановых. Там казаки находятся около двух лет, защищая строгановские городки от набегов воинствующих племен из-за Уральских гор. Потом казаки переходят за Камень и начинают военные действия против хана Кучума. Напомню, что горы в те времена именовались Большой камень или просто Камень, а слово Уральские появилось только в конце 17 века. Еще через пару лет Ермак направляет послов к царю Ивану Васильевичу и Строгановым с докладом о завоевании Сибирского ханства. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, и обещал послать 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул «князь Сибирский». Отряд стрельцов под руководством князя Волховского по пути движения умудрился растерять почти все припасы и стрельцы вымерли поголовно. Их воевода князь Волховский тоже не перенес невзгод и лишений. Казацкий атаман Ермак в документах стал называться с отчеством – Ермак Тимофеевич, что применимо было только к людям княжеского звания. Известна точная дата смерти Ермака – 6 августа 1585 года. Пожалуй, и все неоспоримые факты. А такие как, кто такой Ермак, зачем он пошел за Камень, роль Строгановых в этом деле, роль царя, даже дата похода – всё это имеет неоднозначное толкование у разных исследователей. Попытаемся обобщить то, что известно о тех временах: о действующих персонажах и обстановке, на фоне которой происходят события.

Казаки. Во время Золотой орды и позже на границе леса и степи по берегам больших рек Днепра, Дона, Хопра, Волги стали появляться вольные люди, которые промышляли разбоем. Они бежали как из ордынских ханств, так и из русских княжеств. Их объединяло одно – конфликт с властями и способ существования. К средине 16 века ватаги казаков были уже многочисленны, появились организационные структуры и иерархия. Появилось и дополнительное занятие. Казаки стали наниматься повоевать за деньги. В частности, царь Иван Васильевич нанимает казаков на Ливонскую войну против поляков. Через некоторое время эти же казаки вместе с поляками и Григорием Отрепьевым штурмуют Москву. На севере казаков не было, но слово казак было. Им называли человека, нанятого на временную работу «в казаки». А так же, казаками стали называть человека, поступившего на службу к царю.

Хан Кучум. Верховья Камы и приуралье к тому времени были уже достаточно обжиты русскими. Граница с Сибирским ханством проходила по горам. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в1563 году Кучам совершил переворот, убивЕдигера. Захватив власть в Кашлыке, Кучам первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани, то есть фактически отложился от Москвы и перешел под протекторат Бухары.  Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце 17века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило в последствии ненадежность вогулов и остяков в борьбе с вторгшимися казаками.

Строгановы. Аникей Федорович (1497—1570), основатель большого дела рода –организовал соляные промыслы в Соли Вычегодской. Затем продвигает свое предпринимательство в Предуралье.  Его сын Семён Аникеевич с его внуками Максимом и Никитой — организаторы похода в Сибирь, призвавшие для того Ермака. У семьи очень хорошие отношения с царем. Строгановы даже испросили у царя льготную грамоту на еще не присоединенные земли. В 1574 г. Иван 4 удовлетворил просьбу Строгановых и разрешил им построить крепости в Зауралье — на Тоболе, Иртыше и Оби. Получили шкуру не убитого медведя, которую нужно было забрать. Строгановы отличались жестокостью и неразборчивостью в средствах, что приводило к конфликтам с соседями, как на Урале, так и дома в Соли Вычегодской с серьезными последствиями.  Сын Аники Семён  22 октября 1586 был  убит в Сольвычегодске посадскими людьми. В 1600 году Строгановы начинают составлять летопись своей семьи и об их участии в покорении Сибири.

Ермак. Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов рекиЧусовая. По другому — уроженцем Качалинской станицы наДону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района.

Ермак (Ермак Тимофеевич, Ермолай Тимофеевич, в некоторых источниках назван Василием Тимофеевичем Алениным) (1530 — 40-е — 6.08.1585), с происхождением из центральной России.

Есть версия о тюркском происхождении Ермака с описанием внешности: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою».

У меня вызывает сомнение происхождение Ермака из Борка Виноградовского района. Дело в том, что под словом Двина  в те времена понималась не только река, а все Двинские земли. На которых населенных пунктов с названием Борок было много. Да и местных легенд о происхождении оттуда Ермака не существует. Это лично проверял Трубин. Зато существует деревня Борок в Красноборском районе на реке Уфтюга. Вот там легенды, связанные с Ермаком и Строгановыми существуют. Да и к Сольвычегодску она ближе. С именем тоже полное разнообразие мнений. Некоторые исследователи считают. Что Ермак – это искаженное имя от христианских Ермолаай или Герман. Другие говорят, что такие искажения не позволительны. Третьи считают, что это прозвище. Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возвожно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».  Тобольский архиепископ Киприан (1621 г.) заносит  имена убитых казаков в синодик Тобольской соборной церкви, чтобы поминать их в первое воскресение великого поста. Если бы Ермак носил другое какое-либо имя, то он и был бы записан этим именем, а не Ермаком, сыном Тимофея.  В документах  посольского приказу упоминается Ермак с прозвищем: «Прозвище ему было у казаков Токмак».

Занимается Ермак обычным своим делом – воюет. Причем в разных местах одновременно. В 1581 году году он воюет в Польше, разбойничает на Волге, отправляется в поход за Камень, перед этим 2 года защищает городки Строгановых от набегов вогулов. Можно предположить, что тут не лады с датировкой или всё-таки под одним именем действуют разные люди.

И так. Примерно в одно и то же время. В вотчинах Строгановых на Урале восстание местного населения против строгановских порядков. Пользуясь неразберихой, хан Кучум совершает набеги на городки Строгановых и другие. На Нижней Волге казацкие ватаги нападают на ногайские улусы и грабят купцов. Однажды им не повезло – грабанули царское посольство. Такое царь не прощает. Все они в опале. В то же время по документам там появляется атаман Ермак. По одним данным он участвовал в грабежах, по другим данным – нет. Но сподвижники Ермака — Иван Кольцо, Никита Пан и  другие участвовали.  Кончилась Ливонская война и высвободившиеся царские войска направляются на подавление восстания черемисов на Средней Волге. Казакам становится не уютно. Нет однозначного ответа, то ли по собственному решению, то ли по приглашению Максима Строганова казаки под предводительством Ермака направляются на Урал. Договариваются охранять городки Строгановых. Тут возникает интересный нюанс о самом Ермаке, том самом, который возглавил этот поход. Во всех случаях он был раньше знаком со Строгановыми. Или как местный житель, родившийся в вотчинах Строгановых, или ранее служивший у них. Невозможно представить, что разумные люди Строгановы приглашают к себе в вотчины шайку разбойников, не имея контроля над ними. А если казаки решили сами идти на Урал, то Ермак знал, куда и к кому ведет свою ватагу. Путь их пролегал вверх по Волге, Каме, Чусовой. Через наши края, через Сольвычегодск они идти не могли. Дорога длиннее, да и дело в другом. Путь в наши края пролегал по  Волге, через волоки с выходом в конечном итоге на Сухону. Далее мимо Устюга и Сольвычегодска по Вычегде на Урал. Во всех волжских городах, а так же Устюге устойчивая центральная власть, которая просто бы не пропустила отряд каких-то вооруженных людей. Тем более, казаки были в царской опале. Поэтому, пребывание Ермака с казаками в наших краях – просто легенда. Не было его здесь, и быть не могло. А кто был?

Казаки защищают городки в Приуралье от набегов, но отношения со Строгановыми сложные. С одной стороны хитрые купцы, с другой стороны степная вольница. И вот, казаки стали собираться в поход за Камень. Чья это инициатива?  Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участиеСтрогановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. Это действительно так. Оружие и припасы казаки у Строгановых взяли «грызом», то есть силой. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемомуКарамзиным, Соловьевым и другими),Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений. Царь был против похода, так как это могло привести к войне с Сибирским ханством.  Он  прислал Строгановым запретную грамоту, но было уже поздно.

Не будем вдаваться в причины, что и кого побудило выступить в поход за Камень. Обратим внимание на это: «присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений». Может, здесь кроется объяснение о происхождении легенд в наших краях о Ермаке?   Основные населенные  владения у Строгановых были по Двине и Вычегде. И своих ратных людей они набирали именно здесь. Здесь же в Цивозере добывалось железо, из которого делали, в том числе и оружие. А теперь представим картину того времени. Агенты Строгановых предлагают местным охотникам (добровольцам) поучаствовать в походе за Камень. Где этот Камень местные прекрасно знают. Видимо, знают и руководителя похода. Ведь идти с чужим человеком в чужие края опасно. Таких добровольцев набралось 300 человек. Где-то они сгруппировались, останавливались. На прощанье устроили пьянку на берегу около Сольвычегодска. То место название получила «Пьяная курья». И пошли. Куда? К Ермаку. Оружие с Уфтюги тоже Ермаку. Скорее всего, шли не единым отрядом в 300 человек, а в нескольких отрядах. Так и появилось несколько мест в наших краях, связанных с именем Ермака. Как гласит летопись, после гибели Ермака, его товарищи вернулись на Русь. Казаки на Волгу, эти на Двину и Вычегду. Что они рассказывали по возвращению, где бывали, что делали? Да были за Камнем и воевали под началом атамана Ермака Тимофеевича. Опять в наших местах появляются упоминания о Ермаке. Время стерло в памяти людской детали, изменило хронологию, объединило важные события. Это обычный процесс. Остались специфические исторические документы – легенды. Эти легенды объединяет имя казацкого атамана Ермака Тимофеевича, который сам здесь и не бывал.

В статье использованы данные многочисленных опубликованных исследований.

 

В.Вилежаня.

severnoe-trehrechie.ru

Ермак Тимофеевич » Волжское Войсковое Казачье Общество

Информация о личности завоевателя Сибири казачьего атамана Ермака Тимофеевича (30 – е / 40 – е годы XVI в. — 1585) недостаточно подробна. Точная дата и место его рождения неизвестны. По одной из версий, каждая из которых основывается на преданиях более позднего времени, Ермак происходил из волости Борок на Северной Двине, по другой — из Тотемских волостей Вологодского уезда, по третьей — из вотчин купцов известных и богатых купцов Строгановых на Чусовой. По поводу имени атамана также существует несколько версий. Согласно одной из них Ермак – прозвище, обозначающее котел для приготовления пищи, а его настоящее имя – Василий Афанасьевич Аленин. Вторая точка зрения утверждает, что имя Ермак – имя тюркского происхождения, произведенное от слова «Ермек» — «веселье». Однако наиболее убедительной кажется третья точка зрения, согласно которой Ермак – сокращение от имени Ермолай. Известно также прозвище Ермака Тимофеевича, упомянутое в Посольском приказе – Токмак – от слова «токмачить» — сильно бить, что по – видимому, указывало на его недюжинную физическую силу и искушенность в ратном деле.

Сохранилось описание внешности Ермака, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был
«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом (здесь, видимо, имеется в виду рост) середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.

К началу 1582 года Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. Сохранилось письмо литовского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».

В 1581 году (по другим данным — в 1582 году) дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Ивана Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцамиСтрогановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1582 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два месяца и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.
1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, предложенной историкомР. Г. Скрынниковым, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим —1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 годаЕрмак всё ещё воевал с литовцами.
Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими),Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа, всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин.
Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть вЗападной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения.

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза, ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.
Лишь весной 1582 года, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили онисибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, наИртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.

26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но 23 февраля казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.
Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо.
Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума
6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 100 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум вероломно напал на спящих казаков. Однако закаленные в боях воины пробились к своим стругам через толпы своих куда менее организованных противников, потеряв лишь 10 человек, одним из которых был сам атаман Ермак. Прикрывая своих отступающих к судам товарищей, он был ранен в яростной схватке и, видимо, утонул в холодной воде Иртыша, пытаюсь доплыть до уходящих стругов.

Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск. К началу XVII в. территория Сибирского ханства была окончательно подчинена России, а имя Ермака сохранилось в народной памяти как образец доблести, достойный былинных богатырей.
скачать dle 12.0

www.xn--b1aayq.xn--p1ai

Ермак — вологжанин?. Архивные записки

Ермак — вологжанин?

Кто из нас не знает о Ермаке?

Много песен, преданий и легенд сложил наш народ о своем сыне, с именем которого связано начало освоения Сибири. Но та легенда, встреченная мною в «Вологодских губернских ведомостях» за 1898 год была для меня неожиданна: в статье известного в прошлом историка г. Тотьмы В. Т. Попова на основе народных преданий сделано предположение, что Ермак Тимофеевич был выходцем из Тотемского уезда Вологодской губернии.

Известно, что биографическими данными о Ермаке историческая наука располагает малыми, да и те во многом противоречивы. Одни историки считают, что Ермак был донским казаком. Другие же утверждают, что он был уральцем и называют его Василием Тимофеевичем Алениным. А в доказательство тому приводят сибирское сказание, в котором говорится о деде Ермака Афанасии Григорьевиче Аленине — посадском человеке города Суздаля и о его детях Родионе и Тимофее, которые ушли на реку Чусовую. Один из детей Тимофея — Василий стал впоследствии атаманом вольных людей на землях Строгановых и был «прозван» Ермаком.

В Тотемском уезде Вологодской губернии существовало когда-то, а может существует и сейчас, свое предание о Ермаке Тимофеевиче.

В. Т. Попов рассказывает о том, что «сохраняется среди населения Вожбальского сельского общества, находящегося в тридцати верстах от уездного города Тотьмы, такое предание: отец Ермака Тимофей жил в их местности на починке Тимошкино, который от его имени и получил свое название, а Ермак жил в деревне Слободе в 2,5 верстах от починка (деревня Слобода до сего времени имеет добавочное название Тимошкинской). В деревне Пахтусове, того же общества, есть предание, что Ермак жил некоторое время около их деревни на починке, который по его имени до сего времени называется Ермаково. Ермак и отец его любили петь песни и, по выражению крестьян, „часто спевались“. Оба они, занимаясь разбоем, ушли в дальную сторону»…

На своем месте жительства в деревне Слободе они оставили «трех крестьян с семьями, потомки которых и живут в этой деревне, имеющей уже ныне более 120-ти душ обоего пола. Все домохозяева деревни Слободы Тимошкинской действительно потомки переселившихся семей».

В. Т. Попов сообщает рассказы и о других исторических фактах, касающихся легендарной личности Ермака. Так, еще в 1864 году хранилась у дьякона Иасафа Тихомирова, того же сельского общества, «старинная рукопись о Ермаке». Следы ее утеряны.

Как же попал Ермак Тимофеевич к известным уже в то время промышленникам Соли Вычегодской Строгановым и был нанят ими для защиты их сибирских владений от набегов татарских отрядов хана Кучума?

Дело в том, что под Тотьмой издавна существуют соляные варницы, среди которых были варницы, принадлежавшие в XVI веке тоже Строгановым — родственникам сольвычегодских. Поэтому «весьма возможно, что они, зная лично Ермака, его отвагу и удаль, посоветовали ему отправиться когда-либо в Сольвычегодск к знаменитым родственникам».

В то самое время, когда были сделаны все эти записи о Ермаке, т. е. в самом конце прошлого века, в Тотьме, в доме потомков знаменитого тотьмича И. А. Кускова, хранился «весьма древний на холсте писанный масляными красками портрет с надписью сбоку: „Ермак Тимофеевич“. Портрет, по преданию, принадлежал проживавшему долгое время в Сибири и Америке предку Кусковых И. А. Кускову, умершему в Тотьме тому 75 лет, именно в 1823 году. Ермак изображен на портрете в среднем возрасте, с небольшими усами и бородой, с копьем в руке, не в виде вооруженного русского воина XVI века, а в шляпе с перьями и в одежде вроде кафтана. Один из священников г. Тотьмы Александр Миролюбов удостоверяет, что точно такой же, как у Кусковых, портрет Ермака с надписью он видел назад тому около сорока лет в г. Вологде, в доме священника Сперанцева».

И, наконец, последнее, что, по мнению автора, представляет интерес, — вера местных жителей в то, что Ермак их земляк.

«Так, например, — пишет В. Т. Попов, — я имел случай говорить об этом в нынешнем году с одним престарелым неграмотным крестьянином Вожбальского общества, и на вопрос мой, в какое время жил у них Ермак, старик ответил: при царе Грозном, а на другой вопрос: что же Ермак сделал особенное, я получил ответ, что Ермак завоевал Сибирь…»

Такая вот легенда. Согласимся, что в ней нет ничего неправдоподобного: ведь Вологодская земля славна многими именами землепроходцев, которые вскоре после Ермака от берегов Сухоны и Северной Двины прошли через всю Сибирь до Тихого океана и американского берега.

Среди этих «колумбов русских» устюжанин Семен Дежнев, открывший пролив между Азией и Америкой.

Его земляк Ерофей Хабаров первым в Ленском крае на берегах Киренги занимался хлебопашеством и добычей соли в устье Куты, а потом первым же открыл путь на Амур и составил описание Амурского края.

Владимир Атласов, из того же Великого Устюга, первым описал Камчатку. От него узнали русские люди о неведомых ранее Аляске, Курильских островах и Японии.

Первым открыл Алеутские острова устюжанин Михаил Неводчиков, а устюжанин же Василий Шилов те острова описал.

Тотьмич Иван Кусков основал в Калифорнии на тихоокеанском берегу русское поселение форт Росс.

А Василий Поярков, Федот Попов, Михайло Стадухин, Василий Гусельников по прозвищу Скорая Запись… Да разве всех перечислишь?

Так не вологжанин ли и Ермак Тимофеевич?.. А что?

Очень даже может быть!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *