История казачьей формы одежды Оренбургского казачьего войска

Форменная одежда нерегулярного войска

Историческая форма казаков ОКВ

Первоначально Оренбургское нерегулярное войско длительное время существовало разделённым, как бы на три обособленные части — нерегулярный корпус, линейных казаков и особое Исетское казачье войско, входившее в состав Оренбургского нерегулярного войска на правах автономного образования, имевшее свою собственную Войсковую избу, Войскового атамана и Войсковую территорию. Причём, командующий Оренбургским нерегулярным корпусом одновременно считался и Войсковым полковником (атаманом) всех, находящихся на Южном Урале казаков.

В зависимости от достатка, казаки Южно-уральского края зимой носили нагольные тулупы или армяки, бараньи шапки. Летом верхнюю одежду южно-уральских казаков (исетских, яицких, уфимских) составляли разноцветные кафтаны, просторные шаровары домашнего сукна и высокие войлочные шапки из верблюжьей или овечьей шерсти. Обязательным элементом казачьего снаряжения являлась попона, которой всадник укрывал себя и лошадь во время внезапной пурги зимой или песчаной бури летом. По ночам попона могла служить палаткой, надёжно укрывая казака от холода. На ноги казаки надевали длинные шерстяные носки домашней вязки и, шитые из овчины мехом вовнутрь — сапоги. Летом — тонкие без каблуков ичиги. Нередко одежда казака на Южном Урале состояла из киргизского (киргиз — степной человек) бешмета с длинными, почти до колен, рукавами, овчинных шаровар («шелбаров») и круглого с широкими наушниками малахая, добытых в стычке с «хищниками» при отражении очередного налёта на казачий посёлок или станицу разбойных банд полудиких степняков. Менее состоятельные и удачливые казаки зимой надевали «купу» — киргизскую, отнятую у степняков шубу, сшитую из войлока, сбитого на бараньих шкурах. Такой разнообразный наряд казака обязательно дополнялся оружием, в основном, добытым в бою при отражении набегов диких орд кочевников на посёлки и станицы укреплённой линии. Любой казак, наряду с саблей имел лук и огнестрельное оружие. (Баканов В. П. 1993. С. 49.)

После создания Оренбургского нерегулярного войска, обстановка в крае требовала унификации обмундирования, чтобы можно было «издали с достаточной уверенностью определить — казачий ли это разъезд или шайка разбойников» (степных разбойников, направляющихся за «барантой»). С 1751 года указано оренбургским казакам носить однообразные длинные кафтаны синего сукна, опоясанные чёрным сыромятным ремнём, шаровары, заправленные в сапоги и высокие бараньи шапки с верхом синего или малинового цвета, чтобы были видны издали. Шаровары могли быть как холщовые, так и суконные, любых цветов. Зимой разрешалось казакам носить меховые шапки (малахаи) и нагольные полушубки. (Оренбургское казачье войско. 1874. С. 107.)

В 1785 году военному губернатору Осипу Андреевичу Игельстрому удалось ввести приближённую к армейской форму одежды для чинов второго корпуса, в дальнейшем переименованного в Оренбургский казачий Тысячный полк. Этот полк часто называли ещё Оренбургским Непременным казачьим полком, поскольку его личный состав находился на службе постоянно.

Всем чинам Оренбургского Непременного казачьего полка были определены для ношения куртки красного цвета и синие шаровары солдатского сукна. Однако это предписание не распространялось на остальные составляющие Оренбургского нерегулярного войска. К примеру, чины Исетского казачьего войска, входившие до конца XVIII века в состав Оренбургского нерегулярного войска на правах автономного образования, такую форму не носили. Да и уфимские казаки «справляли» для себя форму доступную, а не предписанную. Только в 1799 году Оренбургскому казачьему корпусу было рекомендовано иметь одинакового цвета куртки и шаровары. Причём войсковая канцелярия уточнила: «Цвет для курток красный, а для шаровар — синий».

Но единообразия форменной одежды Южно-уральского казачества в тот период не существовало, так как не было запрета на ношение любой другой формы доступной казакам Оренбургского корпуса.

 

Форменная одежда Оренбургского казачьего войска

8 июня 1803 года Высочайше утверждено положение об Оренбургском казачьем войске в составе 5 кантов и Оренбургского тысячного полка. Поскольку этим положением все войсковые разрозненные части Оренбургского нерегулярного войска сливались воедино, то Исетское казачье войско перестало существовать как самостоятельная боевая единица. При этом Оренбургскому казачьему войску впервые была установлена форма обмундирования. Оренбургскому тысячному полку (много позднее переименованного в атаманский) была определена новая форма близкая по покрою и виду к обмундированию Русской регулярной армии. С этого времени все чины Оренбургского тысячного полка стали носить кафтаны синего цвета с малиновым прикладом, такие же шаровары, белые кушаки, малиновые с чёрным околышем шапки. При этом всем казакам Тысячного полка предписывалось иметь синие с малиновой оторочкой седельные чепраки (чепрак — это своего рода парадное покрывало на спину лошади под седло из цветного сукна). (ГАЧО. ПСЗ. XXVII. № 20.700.)

В 1808 году всему Оренбургскому корпусу была установлена форма, скопированная с образца Донского войска. Она состояла из тёмно-синего кафтана или чекмени с красной выпушкой по воротнику и обшлагам, который предписывалось носить с 1 сентября по 1 мая, а в тёплое время года предписывалось носить полукафтан или куртку, заправляя её в синие шаровары с широкими красными лампасами или красной выкладкой (у тысячного полка двойные узкие лампасы). Причём, казакам дозволялось шаровары носить заправленные в сапогах. Казакам Оренбургского войска полагалось носить кивера из чёрной мерлушки с красной лопастью 5 вершков вышиной. Офицерам Оренбургского казачьего войска, для украшения киверов, предписывалось носить шнурки серебряные с золотым и чёрным и белый султан, а нижним чинам Оренбургского казачьего войска дозволялось на шапках иметь белые нитяные шнурки. На мундире всем казакам полагалось носить казачьи погоны — урядникам и рядовым казакам предписывалось иметь суконные красные погоны, при этом урядники, в отличие от рядовых казаков, имели серебряную тесьму, нашивавшуюся по вороту мундира. Казачьи офицеры Оренбургского войска должны были иметь серебряные погоны.

Оренбургский казак в форме на немецкой гравюре

Кроме того, в 1809 году казачьим офицерам был присвоен серебряный шарф, а нижним чинам казачьего войска полагалось иметь цветные кушаки и шпоры. (История казачества Азиатской России. 1995, с. 81.) Все чины казачьего войска должны были иметь кожаные сумки с перевязью для патронов. Однако всем казачьим офицерам, точно так же как и офицерам регулярной Русской Армии дозволялось украшать патронные сумки серебром, бляхами и галунами. Традиция украшения боевого оружия была очень древней: дворяне во все века имели украшенные портупеи к саблям.

Казаки тысячного полка получили такую же форму, как и казаки всего Оренбургского войска, но с некоторым отличием: приборное сукно, воротнички и обшлага мундиров у казаков Оренбургского тысячного полка были малиновые. На пиках казаки тысячного полка имели бело-малиновые флюгера. (Баканов В. П. 1993, С. 49.)

В 1821 году Оренбургский тысячный полк, называвшийся в то время атаманским полком, получил на вооружение тысячу конно-егерских ружей. Установленная в 1808 году форма Оренбургского казачества, без каких-либо серьёзных изменений просуществовала до 1833 года, когда вместо тёмно-синего сукна она стала «строиться» из тёмно-зелёного. (Баканов В. П. 1993, С. 50.) При этом всем чинам Оренбургского казачьего номера первого полка предписывалось иметь воротник, лампасы и погоны синего цвета, все прочие казаки конных частей должны были, в соответствие с приказом командира Отдельного Оренбургского корпуса от 8 января 1836 года, носить малиновые погоны и такие же лампасы. Султаны на киверах заменили на помпоны (офицерам полагались — серебряные, нижним чинам — голубые). (Кобзов В. С. 1996, С. 9.)

8 января 1837 года специальным указом по Оренбургскому корпусу объявлялось казакам и офицерам Оренбургского и Уральского казачьих войск иметь серые шинели со светло-синими погонами. При этом для отличия чинов одного войска от чинов другого войска, предписывалось ворот шинели и погон у оренбургских казаков иметь светло-синий, а у уральских казаков ворот шинели был серый, погон синий. Вместо султанов на киверах офицеров и казаков Оренбургского войска появились белые помпоны, витые шнуры и двуцветные кокарды. Всем казачьим офицерам полагалось иметь серебряные кокарды и серебряные чешуйчатые эполеты, темляки к сабле на ленте серебряного цвета с полосками по краям оранжевого цвета. Такого же покроя и цвета форма одежды устанавливалась и для чинов казачьей артиллерии.

Были внесены некоторые изменения и в одежду инородческих воинских формирований. К примеру, для военных чинов башкирского сословия, входивших в Башкирское иррегулярное войско, предписывалось иметь серый ворот шинели и красные погоны. Служилым мещерякам предписывалось иметь по вороту шинели красную выпушку и синие погоны. Ставропольские православные калмыки, сведённые в полк, стали носить шинели с красным воротником и такого же цвета суконные погоны.

В 1838 году у оренбургских казаков сабля была заменена на шашку. В конце 30-х годов ХIХ века российские власти завершили длительную работу по выработке нового положения об Оренбургском казачьем войске, принятом 12 декабря 1840 года. В соответствие с новым Положением офицерам и казакам Оренбургского войска были введены мундиры и шаровары тёмно-зелёного сукна со светло-синим прибором, кивера из чёрной смушки с синей лопастью, помпоны с репейком, синий бумажный кушак (офицерам — серебряный, артиллеристам — красный), серо-синеватая шинель. У казачьих артиллеристов было красное приборное сукно, обшлага и ворот мундира — чёрные с красной выпушкой (у казаков конных полков — светло-синие). Офицеры конных казачьих полков Оренбургского войска носили серебряные чешуйчатые эполеты. Казачьим артиллеристам Оренбургского войска полагалось иметь золотые эполеты. Урядникам и рядовым казачьей артиллерии Оренбургского войска полагались иметь медные, гладкие эполеты с алым суконным полем и нанесённым на него масляной краской номером батареи. Для отличия от рядовых казаков, унтер-офицеры и урядники Оренбургского казачьего войска нашивали по вороту и обшлагам серебряный или золотистый галун.

Но и введённая по положению 1840 года форменная одежда оренбургских казаков постоянно менялась, одни образцы заменялись другими, вносились различные дополнения и усовершенствования. В частности, уже в 1845 году на смену короткому мундиру, заправлявшемуся в шаровары, в Оренбургском казачьем войске вновь были введены длиннополые чекмени на выпуск. (Кобзов В. С. 1996, С. 14.)

Несколько иной вид устанавливался для мундиров офицеров и казаков, служивших внутреннему управлению — в полковых, окружных и Войсковых правлениях. 31 января 1846 года чиновникам управления, кроме адъютантов и их помощников, был присвоен чекмень тёмно-зелёного сукна с красным воротом и серебряными петлицами на клапанах рукава и вороте. Клапана и ворот по борту до полы обрамлялся красной выпушкой, а по вороту — чёрной. На чекмене казакам и офицерам Оренбургского войска, служившим внутреннему управлению, полагалось носить серебряные эполеты.

Оренбургские казаки 1867 год

С 1855 года кивера в казачьих войсках России заменяются папахами, поясной шарф заменяется кушаком без кистей. В 1856 году офицерам Оренбургского казачьего войска присвоен плащ. В 1857 году офицерам Оренбургского казачьего войска присвоены погоны с сюртуком и мундиром при походной форме. С 1857 года у нижних чинов Оренбургского казачьего войска отменяются пистолеты и заменяются ружьями. Для участвовавших в степных походах и размещавшихся затем в Туркестанском крае казачьих полков, были введены в 1868 году укороченные шаровары, приспособленные для носки внутри голенищ, и так называемые «гимнастические» рубахи из фламандского армейского полотна, с пристяжными погонами светло-синего цвета. (Кобзов В. С. 1996, С. 17.) В 1875 году установлено приказом по военному ведомству №34 для Оренбургских казаков ввести шинель из армейского серого сукна. (ГАЧО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 24. Л. 20.)

В 1881 году военное министерство капитально изменило все «артикулы», касающиеся формы: ПАПАХА: верх из четырёх частей колпаком, с закругленною макушкою цвета прикладного сукна части присвоенного. К тому времени светло-синий цвет был заменён на синий. «Вышина всей папахи 4 вершка», причём высота смушки стала 3 вершка. «Диаметр верхнего края оной на 1/2 вершка менее нижнего, который делается по голове». ФУРАЖКА: тёмно-синий верх, синий околыш и выпушка по тулье. Чёрный козырек лакированной кожи и подбородочный ремешок. На фуражках полагалось носить кокарду из мельхиора. ШИНЕЛЬ: строилась из серого армейского сукна. Полы по низу не доходили до земли по росту казака на 6 вершков (27 см). Борта прямые застёгивались на металлические крючки и петли. МУНДИР: шился по имеющемуся в стандартах образцу. Он должен был быть так сшит на казака, чтобы его можно было надеть на фуфайку (свитер) и при этом не сидел бы безобразно надетый и без фуфайки. Воротник стоячий, вышиною 1/8 вершка (5 см), должен быть так пристроен, чтобы под него подходили 2 пальца ребром. ПОГОНЫ: из приборного сукна части присвоенного. РУБАХА: из фламандского армейского сукна, с цельными не сшивными плечами и прямолинейными, несколько скошенными книзу рукавами. Длина стана рубахи 1 аршин 2,5 вершка (80 см). На плечах перемычки и дырки для погон. ШАРОВАРЫ: как и мундир, тёмно-синие, внизу суживаются и должны доходить свободно до щиколотки. Лампасы синие, шириною 1 и 1/4 вершка (5 см). САПОГИ: на одинарной или двойной подошве. Длины голенища от каблука 11—12 вершков (50—55 см), внутри подклад и ушки (петля для удобства надевания), верхний край прямой, ширина носка от 2,5 до 3,4 дюйма (6,25—8,1 см) и круглый. ТЕПЛУШКА: утеплённая куртка, прошитая в «клетку». ПОЯСНОЙ РЕМЕНЬ: боевой, из чёрной сыромятной кожи, шириной 3/4 вершка (3 см), длиною 1 аршин и 10 вершков (115 см). Пряжка четырёхугольная из круглой проволоки, толщиной в 1/8 вершка (0,5 см), шириною 1 вершок (4,5 см). Со шпеньком и катышком. (Баканов В. П. 1993, С. 50.)

В соответствие с Высочайшим Указом в 1885 году казакам пеших батальонов устанавливались мундиры тёмно-зеленого сукна с голубой по вороту и обшлагам выпушкой и серебряными петлицами, полагались эполеты, на голубом поле которых указывался номер батальона. Нижние чины носили такого же цвета чекмень и шаровары с голубым кантом по шву, заправленные в сапоги. Чекмень у урядников по вороту и клапанам рукавов обшивался серебряным галуном, а у барабанщиков на груди, рукавах и полочках нашивались голубого сукна клапана. Погоны устанавливались голубые суконные, с жёлтого цвета номером батальона. (2ПСЗ. Т. XXIX №. 20.000.)

В 1885 году офицеры и казаки пеших батальонов Оренбургского казачьего войска получили форму отличную от обмундирования казачьих чинов конных полков. Отличительной особенностью обмундирования казачьих чинов пеших батальонов были и головные уборы. Им полагалось носить шапки из голубого сукна с круглым верхом и околышем чёрного бараньего меха. У офицеров верх шапки обшивался по кругу, а затем крест-накрест серебряной тесьмой, у нижних чинов — только крестообразно. Кроме шапок чины пехотных батальонов вне строя носили фуражки тёмно-зелёного сукна с двумя выпушками — по верху тульи и околышу. Офицерские фуражки имели кожаный козырёк, у нижних чинов козырька не было, и на околыш наносили номер роты. К мундиру полагался чёрный галстук с манишкой — суконный или шёлковый. (Кобзов В. С. 1996, С. 16.)

Подвергалась изменениям и форма входивших в состав корпуса инородческих войск. В частности, в начале Крымской войны, когда почти все казаки Южного Урала пошли на фронт защищать своё Отечество, и некому стало нести службу на просторах Южного Урала, по инициативе Василия Алексеевича Перовского в Оренбургской губернии из инородцев было сформировано 4 конных башкирских полка, для несения полицейской и сторожевой службы. Для экипировки инородцев, за счёт податей с башкирского сословия, была сшита специальная форма состоящая из белых черкесок и высоких войлочных шапок, тёмно-синих шаровар с красным кантом. Все инородцы из башкирского сословия, добровольно пожелавшие нести службу в полку, получали обмундирование. (Кобзов В. С. 1996, С. 17.)

В 1892 году в Оренбургском казачьем войске была произведена замена короткополого мундира на длиннополый кафтан.

1 – реконструкция по фотографии офицера штаба атамана А. И. Дутова; 2 – казака конных полков Оренбургского казачьего войска; 3 – офицера артиллерийских частей Оренбургского казачьего войска; 4 – киргиза личного конвоя атамана А.И. Дутова

После реформы 1906—1910 годов была разработана и принята более удобная и частично сохранившая традиционные отличия новая казачья форма. Введено два комплекта обмундирования — повседневное и парадное. Офицеры Оренбургского казачьего войска получили сине-зелёные (так называемого «царского» сукна) мундиры с серебряными эполетами или галунными погонами с номером полка, серебряный кушак, серо-синие чикчиры со светло-синим лампасом, по вороту мундира и обшлагам шла выпушка, и полагались одинарные серебряные петлицы. (Очерки традиционной культуры казачеств России. Т. 1. 2002. С. 502.)

Головным убором служила чёрного меха папаха со светло-синим верхом и крестообразным галуном, или фуражка с козырьком. Нижние чины носили мундиры из сукна более тёмного цвета, серо-синие шаровары с лампасом, погоны приборного сукна с номером полка, кожаный поясной ремень, папахи или фуражки без козырьков и с кокардой. Фуражки с козырьком по новому положению полагались только офицерам и нижним чинам нестроевого разряда. Артиллеристы, в отличие от чинов конных полков, выпушку по вороту и обшлагам имели красную, ворот мундира и клапана чёрные, лампасы красные. Погоны нижних чинов артиллерии так же были красные с буквой «О». Парадный мундир и верх фуражки нижних чинов были чёрного цвета со светло-синим приборным сукном.

1- реконструкция по фотографии атамана А.И. Дутова, 2 – реконструкция по фотографии генерала И.Г. Акулинина; 3 – реконструкция по фотографии есаула Мишукова – личного ординарца атамана Дутова; 4 – реконструкция по фотографии неизвестного казачьего офицера ( по фотографиям, приведенным в книге Ганина А.В. Атаман А.И. Дутов. М., 2006).

Отличным было обмундирование офицеров и нижних чинов второй Оренбургской сотни, входившей в состав Лейб-гвардии Сводного Казачьего полка. Парадная форма состояла из мундира голубого цвета с белым кушаком, серебряных эполет, по вороту шла двойная оранжевая петлица. Парадный головной убор состоял из шапки с помпоном и Андреевской звезды вместо кокарды. Фуражка имела голубой верх и тёмно-синий околыш с обычной кокардой. Повседневное обмундирование состояло из мундира тёмно-синего цвета, серо-синих чикчир. С этого времени для казаков и офицеров конных полков и казачьей артиллерии вводилось стандартное полевое обмундирование, состоявшее из кителя или гимнастёрки защитного цвета, форменных шаровар с лампасом войскового цвета и полевой фуражки. На гимнастёрке образца 1909 года наносились светло-синие петлицы с пуговицей, серебряный погон с выпушкой и номером полка у офицеров и защитный с кантом у рядовых и урядников.

Мелкие изменения в обмундировании казаков Оренбургского казачьего войска происходили и после принятия новых образцов обмундирования. В частности, в июле 1912 года вместо походного мундира вновь была введена суконная рубаха, а папахи стали «строить» не из чёрного каракуля, а из домашней мерлушки. Она должна была быть слегка зауженной кверху и иметь короткий мех.

Казак и офицер конных полков Оренбургского казачьего войска

Во время 1-й Мировой войны 1914—1917 годов форма Оренбургского казачьего войска вся стала полевой, включая и фуражку. Покрой и вид формы был очень близок послевоенной (1941—1945) одежде бойцов и офицеров Советской Армии. Приказом по Военному ведомству от 18 октября 1915 года казакам разрешалось отступать от установленных образцов обмундирования и носить шаровары синего или чёрного цвета, шинель без цветных клапанов на вороте, сапоги пехотного образца и гимнастёрку с прямыми манжетами (на прежних — мыском). Казаки особых сотен в отличие от тех, кто служил в полках, получили новую шифровку на погоны, состоявшую из номера сотни и букв «ОС». В годы Гражданской войны казачье обмундирование окончательно потеряло прежние традиционные черты и от кавалерийских частей казаки отличались только шароварами с широкими лампасами и папахами со светло-синим верхом. (Кобзов В. С. 1996. С. 25.)

Пятков В. В., Тарасова С. В. «Традиционная культура оренбургских казаков: прошлое и настоящее». Челябинск, «Околица». 2005.

Рисунки — А. Лебедева

 

 

Книжно-иллюстративная выставка «Казачий костюм»

  • Главная
  • События
  • Афиша
  • Выставки

Российская государственная библиотека, главное здание, Голубой выставочный зал

4 ноября 2022 года (16:00—20:00)

по предварительной регистрации

В рамках Международного форума «Казачество — сквозь века» Российская государственная библиотека подготовила книжно-иллюстративную выставку, посвящённую истории казачьего костюма на страницах книг и документов. Выставка будет также открыта для посетителей Ночи искусств.


Изображение донского казака
Иллюстрация из книги: История, или Повествование о донских козаках, отколь и когда они начало своё имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и проч.

, собранная и составленная из многих вернейших российских и иностранных историев, летописей, древних дворцовых записок и из журнала Петра Великого, чрез труды инженер-генерал-майора и кавалера Александра Ригельмана, 1778 года. Москва, 1846. Открыть в электронной библиотеке РГБ
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Казачество — особые социально-этнические и исторические общности людей, сложившиеся на южных окраинах русских земель в XIV веке. С XV века казаки переходили на службу Русскому государству, формируя служилое казачество. С XVI века казачество находилось в ведении Разрядного приказа, а затем — Казачьего приказа. Казаки активно участвовали в освоении новых земель Юга России, Сибири и Дальнего Востока.

К началу ХХ века в Российской империи существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Общая численность казачества с семьями превышала 4,4 миллиона человек. Места расселения казаков были довольно обширны, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани.

Одежда казачества прошла долгий путь развития и во многом связана с историей, традициям и местными предпочтениями народов, населяющих различные территории нашей страны. В каждый хронологический период одежда казаков менялась, приобретая свои особенности.

  • Николай Сверчков. Казаки и татары («Cosaques et tartares»). Около 1884. Тоновая литография
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Абаза Константин Константинович. Казаки: Донцы, уральцы, кубанцы, терцы: Очерки из истории и стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении для чтения в войсках, семье и школе : с рисунками и виньетками. Санкт-Петербург, 1899. Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Русские казаки в Париже в 1814 году : акварельная серия Георга Эмануэля Опица : из собрания Государственного исторического музея. Москва, 2012
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ермак: Былины, песни и сказания о донском герое Ермаке Тимофеевиче с историческим очерком Е. П. Савельева / Составил подъесаул Холмский. Новочеркасск, 1911. (Казачьи думы; Выпуск 1)
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Пивоваров Александр Николаевич. Донские казаки: Сборник рассказов из боевой и домашней жизни донцов : с портретами и рисунками. Санкт-Петербург, 1909
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • [Рисунки военных мундиров и знамён России XVIII века. Санкт-Петербург, без года]. Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Экземпляр из библиотеки императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

В XVI—XVII веках казачий костюм формировался под влиянием одежды, которая бытовала у местного населения в районах расселения казаков, что вызвало появление в ней русских, татарских, турецких и черкесских элементов.

В период XVIII—XIX веков мужская одежда казаков превратилась в обязательную военную форму, утверждённую регламентами, действующими в армии России. Военная форма была частью казачьего снаряжения, равно как и конь, и оружие, всё это казак приобретал за свой счёт. После завершения военной службы казаки продолжали носить форменную одежду и в быту.

Женский костюм отличался большим разнообразием в деталях и цветовой гамме, свои особенности имели головные уборы и обувь. Женская одежда подчёркивала семейный и возрастной статус её обладательниц: костюм девушки, замужней женщины, вдовы и др. Бытовой костюм казачек XVIII—XIX веков через русскую одежду испытал влияние европейских образцов.

  • Слева: Донской казак. 1-я четверть XIX века. Офорт, акватинта
    Справа: Формы обмундирования Сибирского корпуса казачьего войска. 1841. Литография
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Слева: Джон Агастус Аткинсон. Казачий офицер. 1804. Мягкий лак, акватинта, акварель
    Справа: Казачьи войска. Рисунок из книги «Иллюстрированное описание перемен обмундирований и снаряжений императорской российской армии за 1892 год»(выпуск XII, 1898)
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Иллюстрация из издания: Карта России и племена, её населяющие / составлял и рисовал Нестор Теребенев. Санкт-Петербург, 1866. 124×98 см. Открыть в электронной библиотеке РГБ
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Слева: Донской девичий обряд богатых людей
    Справа: Изображение донских старшинских жён по прежнему обряду
    Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках… Открыть в электронной библиотеке РГБ
  • Слева: Казачка верховых станиц
    Справа: Казачка
    Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках.
    .. Открыть в электронной библиотеке РГБ
  • Слева: Изображение донских старшинских жён по прежнему обряду
    Справа: Изображение верхних по Дону станиц донского казака
    Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках… Открыть в электронной библиотеке РГБ
  • Котельников Евлампий Никифорович. Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний 1818 года декабря 31 дня. Новочеркасск,1886
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

На выставке представлены редкие книжные издания с начала XIX века до наших дней. Среди них — книга Владимира Броневского «Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей» (Санкт-Петербург, 1834), «История, или Повествование о донских козаках, отколь и когда они начало своё имеют…» Александра Ригельмана (Москва, 1846), «Казаки.

Донцы, уральцы, кубанцы, терцы» (Санкт-Петербург, 1899), двухтомный труд Василия Потто «Два века Терского казачества (1577—1801)» (Владикавказ, 1912).

Выставка знакомит с оригиналами гравюр, плакатов и большеформатных альбомов с изображением казаков из фонда отдела изоизданий и основного фонда Библиотеки. Привлекает внимание уникальная карта народов России 1866 года. Специально к 160-летию Российской государственной библиотеки экспонируются «Рисунки военных мундиров и знамён России XVIII века» из собрания императрицы Александры Фёдоровны (старшей) и открытки «Уральские казаки» из коллекции Дашковского этнографического музея.

Над выставкой работали Центр управления социокультурными проектами, отдел хранения основных фондов, отдел библиотечно-информационного обслуживания и отдел картографических изданий РГБ.


Организаторы выставки — главный специалист Центра управления социокультурными проектами РГБ Татьяна Новокрещёнова и главный специалист Центра управления социокультурными проектами РГБ Светлана Завадская
Фото: Мария Говтвань, РГБ

25 и 26 октября с выставкой «Казачий костюм» познакомились участники Международного форума «Казачество — сквозь века», который был проведён в Российской государственной библиотеке. Подробнее


Императорская Россия

Императорская Россия

[ Домашняя страница ][ Третий Рейх ][ Старый Рейх ][ Кайзер Рейх ][ Имперская Россия ][ Державы оси ][ Итальянский фашист ][ Первая мировая война ][ Ландскнехт ][ Кайзер Вильгельм ][ Фридрих Великий ]

Императорская Россия

Страница 2

 

 

 

  ЦАРСКОЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ КОЛЬЦО НА ПАЛЬЦ (Артикул RUSO 2-1)

ОПИСАНИЕ:  Это очень красивое кольцо — одно из тех, которые стали известны как «Кольцо царских патриотов» после того, как преступные большевистские полчища захватили Святую Мать Россию и убили Царя и его семью. Многие знатные аристократы уехали в Англию, Испанию и особенно в Германию. Некоторые из тех, кто бежал, были художниками и ювелирами, такими как Фаберг! Они часто открывают магазины в Берлине, Мюнхене и других городах Германии. Одним из художественных начинаний было создание украшений, демонстрирующих солидарность и веру с арендаторами династии Романовых в России; поэтому появилось это конкретное кольцо. Они были выполнены как из серебра, так и из золота, и на большинстве из них был изображен имперский двуглавый орел на синем эмалевом поле (синий был романовским цветом). Тот, который мы предлагаем здесь, находится в серебро и имеет клеймо какого-то производителя (неустановленного) находится на внешней стороне стержня кольца. Кольцо имеет красивые узоры по бокам, которые представляют собой ветку акации, бессмертный куст! Это весьма показательно, поскольку надежды на восстановление монархии также зародились в сердцах этих патриотов навечно. Акация была символом воскресения и вечной жизни для христиан, а также для египтян, греков и является частью масонского ритуала. Эти кольца — чудесный сувенир из царского мира утонченности и красоты.

ЦЕНА: $1,450.00

 

  Скульптура донского казака (Пункт РУСО 2-3)

ОПИСАНИЕ:  Это совершенно фантастическая скульптура из спалты или белого металла, изображающая одного из конных донских казаков, которые в XVI веке основали практически независимую казачью республику в плодородных степях по течению Дона. Река. Хотя эта группа присягнула царю России в 1614 году, их яростно независимое самоуправление было признано царем в 1623 году. Они сражались с кровожадными большевиками и вступили в ряды белых. Многие из них сражались вместе со своими немецкими товарищами против Сталина во Второй мировой войне (см. наше описание Казачий кинжал ) в Императорской России для получения дополнительной информации). Эти храбрые и находчивые воины были воплощением кавалеристов. Фигура, показанная здесь, является очень точным изображением одного из казачьих войск. Кроме того, что донские казаки были знатными бойцами и мастерами конного спорта, они были самыми талантливыми и музыкальными. Даже сегодня у них есть хор, который поет вместе с музыкой балалики по всему миру. Фигурка вооружена кинжалом (кинжал), шаской (шашка) и типичная казачья винтовка. Он носит кафтан с карманами, традиционно вырезанными для патронов, но позже стал более ориентированным на костюм. Он носит меховую шапку степей. Все верно для донского воина войны 1914-18 годов и в ВОВ выглядели так же. Однако кобура для пистолета Nagent больше напоминает эпоху Первой мировой войны. В целом это очень исторически правильное изображение и в идеальном состоянии (без подписи). Это 15 дюймов от низа основания до верха меховой шапки и 13 дюймов от хвоста лошади до ее носа. База около 9х 5 дюймов кв. Мы считаем эту статую довольно необычной. Другого подобного мы не видели.

  ПРОДАНО

 

  Казачий кинжал ( Кинджал ) (Артикул РУСО 2-4)

ОПИСАНИЕ:  Это знаменитое оружие степных всадников, прославленное в таких произведениях и фильмах, как Тарас Бульба . Элегантное тонкое армянское мастерство в таком кинжале просто феноменально. Глубокая чеканка, инкрустация чернью и серебряная скульптура — все вместе делает одно из самых красивых оружий в мире. Это полностью ручная работа, здесь нет механической обработки. Армянские мастера изготовили эти кинжалы ( кинжалов ) для свирепых и гордых казачьих воинов братств, таких как донские казаки. Другими войсками казачьих отрядов были Волга, Черкассы, Гребинск и Ялк. Позже на Украине утвердились польское, запорожское и украинское и слободское войска. Они были яростно преданы русским царям. Казаки жили в казачьих городках, или станица . Военная служба началась в 18 лет. Служило более 60 процентов мужского казачьего населения по сравнению со средним показателем в 31 процент среди остальных царских подданных. Их военная история изобилует рассказами о героизме и славе. Когда красные крысы коммунизма свергли «батюшку» царя Николая, братства в основном поддерживали и боролись за христианских «белых», стремившихся изгнать коммунистическую нечисть из святой Руси. Красный режим был полон решимости уничтожить все остатки казачьей жизни. Тысячи казаков эмигрировали в Париж, Тунис, Египет, Англию, Америку. Те, кто остался, подверглись ужасным грабежам со стороны вооруженных банд большевистских головорезов, ренегатов и дикарей. Во время Второй мировой войны воины, ненавидящие коммунистов, вполне естественно объединились с антикоммунистической немецкой армией и сформировали казачий кавалерийский корпус, который эффективно боролся с кровожадными красными крысами «красного» Тито в ожесточенных боях в Югославии. После войны его доблестные солдаты были насильственно репатриированы в Советский Союз британскими и американскими войсками, где они были убиты вместе со своими женщинами и детьми. После войны казачья форма исчезла из Советской Армии, когда кровожадный Сталин и его приспешники попытались похоронить самые воспоминания о казачьем прошлом. Сегодня наблюдается возрождение братства, но существует большая вражда между «красными» и «белыми» элементами; однако и красные, и белые заявляют, что ненавидят Коммунистическую партию и по сей день. Они также исторически были антитурецкими и антисемитскими и часто возглавляли программы против еврейских поселений. 19 января92 донские казаки активно участвовали в программе против евреев. Это гордый и по-прежнему свирепый отряд воинов, а кинжал по-прежнему является символом предостережения для своих врагов. Лезвие этого кинжала — обычное разочарование от его великолепной внешней красоты, но лезвие имело только две цели — защиту и агрессию. Лезвие должно было отвечать только двум требованиям: быть острым и заостренным. С другой стороны, сторона, которая виднелась на ремне казака, обычно была потрясающе красивой, в то время как обратная сторона отражала только простой рисунок чернью и часто логотип производителя (художника). У этого нет ни того, ни другого, но, как вы видите, он из чистого серебра и украшен лучшим образцом искусства (потерянное искусство!). Копии современного казачьего оружия даже сравнивать нельзя. Этот конкретный кинжал выполнен в украинском стиле с тонкими, почти персидскими нотками — в тяжелой серебряной оправе. Его длина в ножнах составляет 19 дюймов, а длина клинка — 11 дюймов. Этот в очень хорошем состоянии, если представить, как выглядит лезвие старого традиционного кинжала . Это образцовый образец боевого оружия гордого народа.

ЦЕНА:   ПРОДАНО

 

  Императорский Русский Казачий Кинджал (Кинжал) (Артикул РУСО 2-5)

ОПИСАНИЕ: Здесь во всей красе оружие казаков (всадников степняков). Подобные изделия сегодня производятся в России, но они даже близко не приближаются к превосходному качеству изготовления старых. Сегодняшние версии даже не из серебра, как этот великолепный образец, сделанный вручную на Кавказе в 19 веке.04. В этом тоже использовалась серебряная фурнитура, вероятно, изготовленная в Москве или Петербурге, судя по отметинам на горловине ножен, так как они часто делались армянскими людьми для казаков. Вы увидите армянское письмо с указанием производителя, художника, места и т. д. Чернь, или работа с серебряным отливом, не что иное, как впечатляющее в своем гламурном представлении. Глубокий, выполненный вручную цветочный орнамент, преобладающий на лицевой стороне кинжала ( kindjal ), захватывает дух.
В то время как задняя часть довольно проста, лезвие также немного разочаровывает. ПОЧЕМУ? Проще говоря, это оружие служило только нескольким целям. Во-первых, они были частью пышного костюма казачьего братства; обычно оружие гетмана (главнокомандующего) или подвождя. Таким образом, засунутый за пояс или подвешенный к поясу, этот прекрасный предмет вызывал зависть и восхищение у всех смотрящих. Во-вторых, лезвие, никогда не причудливое, также предназначалось только для одной цели — вонзить его в живот оскорбляющего врага, такого как поляк или мадьяр, а позже и коммунистов. Это было жестокое оружие, которое часто применялось с поразительной эффективностью и беспощадной точностью. Длина этого kindjal 23 дюйма в кожаных ножнах. Костяная рукоять покрыта серебряной фурнитурой. Однажды был разрыв в 4 дюймах от кончика ножен. Из-за жесткой езды этого оружия, носимого в повседневном использовании, это часто встречается. Он не весь и виден только с обратной стороны. Я не думаю, что это никуда не денется и уж точно не умаляет общей красоты этого казачьего произведения. Этот исторически важный музейный экспонат украсит любую коллекцию оружия. Многие казаки служили вместе с немецкой армией во время Второй мировой войны, неся свои традиционные шаски и кинжалы .

ЦЕНА: ПРОДАНО

 

Свяжитесь с нами

Во всей корреспонденции указывайте артикул в скобках.

Пожалуйста, напишите по электронной почте для любой дополнительной информации, которая может вам понадобиться.

Если вы предпочитаете, свяжитесь с «Германией» по адресу PO Box 68, Lakemont, GA 30552
или позвоните по телефону 706.782.1668 или 706.782.439.8.

Пожалуйста! не звоните в предрассветные часы. Лучшее время для звонка по номеру — с 10 до 11 часов утра и с 9 до 11 часов вечера по восточному времени.

Сборка Империи: Первые века | Российская империя 1450-1801

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Коллманн, Нэнси Шилдс, «Сборка империи: первые века», Российская империя 1450-1801 , Oxford History of Early Modern Europe (

Oxford

, 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 января 2017 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199280513. 003. 0005, по состоянию на 5 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийская империя 1450–1801 гг. История раннего Нового времени (1500–1700 гг.)Европейская историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

. группы, которые работали на имперский центр, но сохраняли некоторые автономии. В истории России это были казаки, явление, которое исследуется в этой главе в различных сообществах на южной границе расширяющегося Российского государства (украинские, слободские, донские, уральские казаки и другие группы). Кочевой образ жизни также находится в центре внимания главы, как и завоевание Россией Казани (1552 г.), Астрахани (1556 г.), Волжского торгового пути и последующая постепенная миграция православных восточных славян в мусульманские, в основном тюркоязычные общины в Среднее Поволжье, Башкирия и Сибирь. В главе также подробно рассказывается о восстании Хмельницкого и переходе части современной Украины (Казацкой Гетманщины) под власть России с 1654 года.

Ключевые слова: Казань, Астрахань, колониальная политика, колониальные посредники, степь, Срединная земля, казаки, Сибирь, работорговля, Кочевничество Казань, Астрахань, колониальная политика, колониальные посредники, степь, Срединная земля, казаки, Сибирь, работорговля, Кочевничество

Предмет

История раннего Нового времени (1500–1700 гг. )Европейская историяСоциальная и культурная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.