«сюрприз» от тёмной лошадки «аравийской коалиции» » Военное обозрение

На вооружении ВВС Египта находится 7 модернизированных самолётов ДРЛОиУ E-3C «Hawkeye-2000». Для перекрытия стратегически важных и ракетоопасных воздушных направлений Египта вполне достаточно 5 самолётов, которые смогут вести наблюдение за 10 тыс. воздушных объектов и выдавать координаты на перехват сразу 200 истребителям по 200 целям

Таинство хитросплетений во внешнеполитических связях между ведущими странами Ближнего Востока и Передней Азии практически не знает границ. Чего только стоят двухсторонние отношения между одной из ведущих стран Восточного Средиземноморья -Египтом и региональной сверхдержавой Передней Азии — Саудовской Аравией. До распада СССР Египет являлся основным ближневосточным стратегическим партнёром нашего государства, аналогично Сирийской Арабской Республике, кроме периода Кэмп-Дэвидского соглашения, когда у руля Египта пребывал суданец с проамериканской идеологией Анвар ас-Садат. Отвернувшись от военной поддержки Советского Союза в 1972 году, Садат обрёк страну на очередное унизительное поражение в Войне Судного дня (4-й арабо-израильской войне), когда израильские сухопутные подразделения приблизились к Каиру на расстояние в 100 км. Позднее же последовали визит Садата в Кнессет Иерусалима, а также на консультации по мирному урегулированию в Кэмп-Дэвид, что окончательно «убило» шансы Египта на какой-либо реванш, а также определило Израиль в качестве малой региональной сверхдержавы.

В октябре 1981 года к власти пришёл Хосни Мубарак, и уже в 1982-м началось постепенное восстановление отношений с СССР. С этого момента внешняя политика Египта стала более взвешенной, и до настоящего момента основывается не на слепом следовании геополитическим интересам сверхдержав, а исключительно на собственных экономических и военно-стратегических выгодах в регионе. Аналогичная политика египетского руководства проводится и во взаимодействии с соседними государствами, основным из которых можно считать Саудовскую Аравию.

Как известно, Вооружённые силы Египта частично вовлечены в противостояние с йеменским народно-освободительным движением «Ансар-Аллах», основу которого составляют йеменские хуситы, поддерживаемые Исламской Республикой Иран. Действуют египтяне в рамках операции, проводимой против хуситов силами «аравийской коалиции» и непосредственно Саудовской Аравией. Поддержка действий Саудовской Аравии в Йемене со стороны ВС Египта ведётся даже несмотря на антисаудовские акции протеста и митинги, проведенные у посольства КСА в 2015 году, и даже не смотря на то, что организованы они были египетскими спецслужбами. По-видимому, за короткий промежуток времени вектор мышления египетского руководства успел поменяться на диаметрально противоположный. Что же могло так быстро повлиять на мнение окружения Абдель-Фаттаха ас-Сиси? Особенно учитывая тот факт, что Россия-то однозначно осудила силовые действия «аравийской шайки» против хуситов и указала на прямое участие Королевства Саудовская Аравия в обучении и материально-технической поддержке ИГИЛ. Естественно, не что иное, как крупные саудовские капиталы, которые последние активно вливают в египетскую экономику для удержания режима ас-Сиси в качестве весьма грозного и преданного союзника в Северной Африке и Восточном Средиземноморье.

На фото американский фрегат класса «Oliver Hazard Perry» FFG-26 USS «Gallery», который был передан египетскому флоту и получил новый бортовой номер «916» и название «Taba». Именно этот фрегат принял участие в блокаде Баб-эль-Мандебского пролива совместно с кораблями флота КСА весной 2015 года, когда военизированные подразделения «Ансар Аллах» попытались перекрыть пролив с помощью артиллерии и береговых противокорабельных комплексов

Как стало известно 12 мая 2016 года от ресурса «MIGnews», Эр-Рияд перевёл Центральному Банку Египта более 2 млрд. долларов на поддержку различных областей экономики для укрепления позиций перед МВФ во время переговоров о предоставлении Египту многомиллиардного кредита. И такой жест саудитов уж точно нельзя считать благотворительной акцией, ведь месяцем ранее, 15 апреля 2016 года, во время визита короля КСА Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда в Египет, Каир передал «переднеазиатской сверхдержаве» два спорных острова — Тиран и Санафир, владение которыми даёт ряд стратегических преимуществ в Красном море. Другими словами, любые военно-политические «воспаления» Саудовской Аравии, включая конфликт с йеменскими хуситами, непременно негативно скажутся на притоке средств в экономику Египта, поэтому мы и наблюдаем поддержку «аравийской коалиции».

Казалось бы, такая позиция Каира должна полностью отрицать любое стратегическое взаимодействие с РФ, не поддерживающей агрессию против Йемена, но здесь АРЕ шустро сбалансировалась, найдя точку опоры в другом удачно подвернувшемся военном конфликте, оказывающем влияние на весь Ближний Восток — сирийской кампании. Ещё в самом начале операции ВКС России против ИГИЛ, «Джебхат Ан-Нусра» и других террористических группировок исламистов в Сирии, в октябре 2015 года, официальный Каир полностью поддержал Российскую Федерацию, заявив, что в итоге это приведёт к искоренению исламистских настроений во всём регионе. Такая твёрдая позиция была высказана на фоне резкой критики тогдашних спонсоров ИГ — Турции, Саудовской Аравии и Катара. Факт для аравийских «псов» неприятный, но ввиду необходимости удержания хоть какого-то контроля над Северной Африкой, и его пришлось проглотить и пытаться «переваривать». Каир же получил невиданные со времён Шестидневной войны и президентства Гамаля Абдель Насера военно-технические дивиденды от России.

Приобретённые для применения с палубы вертолётоносцев «Мистраль» 50 ударных вертолётов Ка-52К обеспечат египетскому флоту широкие возможности по нанесению ударов по наземным объектам противника в нескольких тысячах километров от собственных границ: низколетящие вертолёты с ПТРК «Вихрь» и другими тактическими управляемыми ракетами способны «сминать» вражеские опорные пункты и подавлять войсковую ПВО в считанные часы после начала активных боевых действий

Если ещё в 2014 году ВС Египта получили от РФ зенитно-ракетную систему С-300ВМ «Антей-2500», войсковые ЗРК «Бук-М2Э», а в 2015 году вспомогательное оборудование к ним с одновременным заключением крупного контракта на приобретение 50 палубных ударных вертолётов Ка-52 «Катран» для вертолётоносцев «Мистраль», то недавно мы узнали о гораздо более значимом контракте, который серьёзно влияет на положение Египта как мощного регионального игрока.

Как сообщает информационное агентство «TASS: Military & Defense», между Египтом и РФ был подписан 2-миллиардный контракт на поставку 52 высокоманевренных многоцелевых истребителей МиГ-29. По информации ряда источников, речь идёт о 46 одноместных машинах МиГ-29М (МиГ-33) и 6 двухместных МиГ-29М2 (МиГ-35). Об опциях, предназначенных для египетских машин практически ничего не сообщается, но учитывая, что лётчики египетских ВВС уже успели опробовать высочайшие маневренные характеристики французских многоцелевых истребителей «Rafale», российские самолёты должны получить наиболее современные версии бортового радиоэлектронного оборудования, а также силовые установки. В качестве СУ могут быть установлены наиболее совершенные и мощные ТРДДФ РД-33МК «Морская Оса» с форсажной тягой 9000 кгс (суммарная тяга равна 18000 кгс), придающие двухместным и одноместным версиям коэффициент тяговооружённости в 1,03-1,1. Угловая скорость разворота МиГ-33/35 не будет уступать «Рафалям», а вот максимальная скорость на форсажном режиме с парочкой Р-77(РВВ-АЕ) достигнет 2200 — 2300 км/ч, что на 400-500 км/ч быстрее, чем у «Рафалей».

Параллельно идущие реализация египетского контракта на закупку МиГ-29М/М2 и поставки МиГ-35 в ВКС России способны: во-первых, в разы ускорить достижение начальной боевой готовности первых эскадрилий и ИАП; во-вторых, быстрее ликвидировать «глюки» БРЭО, выявленные в ходе эксплуатации одновременно в ВВС двух государств; в-третьих, в любой момент начать совместную боевую операцию ВКС РФ и ВВС Египта на Ближневосточном ТВД в вероятных будущих конфликтах

Индикационное оборудование кабины пилотов будет включать в себя стандартный набор из 3-х широкоформатных вертикально ориентированных цветных МФИ для отображения информации, получаемой с БРЛС, СПО/станций обнаружения лазерного облучения (СОЛО), оптико-электронных прицельно-навигационных комплексов (ОЭПрНК) ОЛС-УЭМ и станций обнаружения атакующих ракет (СОАР) , а также тактических данных, передаваемых с других юнитов и информации о состоянии различных пилотажных систем самолёта и наличии вооружения на подвесках. Пилоты двухместных модификаций получат возможность меняться спектром выполняемых задач благодаря полному дублированию функций МФИ.


Исходя из того, что бортовые РЛС египетских версий «Rafale F3» («Rafale-EM/DM») RBE-2AA построены на базе наиболее современных и «энергетических» АФАР с более, чем 1000 приёмо-передающих модулей, у нашего производителя могли быть заказаны машины с аналогичными по параметрам РЛС, — FGA-29 и «Жук-АЭ» с увеличенной до 160-180 км дальностью обнаружения целей с ЭПР 1 м2. При этом, наиболее вероятно оснащение уже проверенной на летающей лаборатории и полностью доведенной модификацией FGA-29. Эта версия «Жука» обладает меньшим количеством ППМ (680) антенной решётки и меньшим диаметром (575 мм), но пропускная способность благодаря современной цифровой вычислительной базе осталась на таком же уровне, как, к примеру, у БРЛС «Ирбис-Э» (сопровождение 30 и захват 8 целей одновременно). Дальность обнаружения типовых целей «истребитель» составляет от 100 до 120 км, что на 20% меньше, чем у «рафалевской» RBE-2AA, но вполне приемлемо в условиях продвинутых оптико-электронных прицельных комплексов.

Известно, что египетские МиГ-29М/М2 получат комплекты уникальных контейнерных станций радиоэлектронного противодействия МСП-418К. Малогабаритные изделия, закреплённые на подкрыльевых точках подвески «Фалкрумов», имеют массу в 160 кг и способны создавать сложные имитационные помехи в сантиметровых диапазонах волн G, X и J. Под радиопрозрачными обтекателями контейнера этого комплекса находятся антенны РЭР и излучающие элементы радиоэлектронного противодействия. Антенны РЭР обнаруживают источник излучения, анализируют параметры облучающего сигнала, а затем задают определённые характеристики помехового сигнала с имитацией ложных отметок, имеющих идентичную с ЭПР постановщика помех сигнатуру. Секторы постановки помех в передней и задней полусферах контейнера МСП-418К составляют 90 градусов в азимутальной и 60 градусов угломестной плоскостях. Чувствительность приёмных антенн комплекса МСП-418К сопоставима с параметрами антенн мощнейшего наземного комплекса исполнительной радиотехнической разведки (ИРТР) 1Л222 «Автобаза» и составляет -85 дБ/Вт.

Применение малогабаритной контейнерной станции радиоэлектронного противодействий МСП-418К на борту многоцелевых истребителей семейства МиГ-29М/М2 более продуктивно за счёт уменьшения радиолокационной сигнатуры последнего. При ЭПР обновлённых «МиГов» в пределах 1,5-2 м2 мощные имитационные и шумовые помехи станции МСП-418К могут полностью дезинформировать штатные американские бортовые радары c АФАР AN/APG-79/80/83 SABR на дальностях до 100 км, не говоря уже об устаревших «тайфуновских» ECR-90 «CAPTOR»

Помимо имитационных, модуль когерентной цифровой обработки сигналов, встроенный в МСП-418К может обеспечить генерирование шумовых помех, а также сложных помех с программируемой структурой. Из СВЧ-переключающих матриц помеховой сигнал передаётся на блоки-усилители передатчика G-I-диапазона и H-J-диапазона с коэффициентом усиления более 45 дБ (мощность усилителей превышает 100 Вт). Станции МСП-418К способны противодействовать широчайшей номенклатуре радиолокационных и радиоэлектронных средств противника, включая морские, наземные и воздушные обзорные РЛС, многофункциональные РЛС сопровождения, подсвета и наведения, а также активные и полуактивные радиолокационные головки самонаведения. Установленные на египетских «Рафалях» встроенные станции радиоэлектронного противодействия «SPECTRA» способны осуществлять постановку РЭП на частотах от 2 до 40 ГГц. «SPECTRA» основана на 3-сторонней излучающей АФАР с сектором обзора 120 градусов на каждую антенную решётку, что говорит о лучших параметрах в плане постановки прицельных помех. Но касаемо создания типов помех, доступных для МСП-418К, в «Thales» не сообщается.

В итоге имеем факт, что в 2-3 раза более дорогие «Рафали» для Египта менее привлекательны, чем новейшие российские МиГ29-М/М2, что подтверждается заказами: 24 «Рафаля» и 50-52 МиГ-29М. Как мы видим, Египет медленно, но уверенно упрочняет свои военно-политические инструменты воздействия на регион, и на сегодняшний день старается не ввязываться в крупные военные конфликты на Ближнем Востоке. Его участие в йеменской компании лишь незначительное, а экономическая зависимость от Саудовской Арави и её сателлитов лишь частичная, а самое интересное — временная. Как будет себя позиционировать Египет через 5-10 лет, неизвестно пока никому, но глядя на состав его Военно-воздушных сил становится ясно, что в грядущем будущем Каир сможет в достаточно жёсткой, неудобной для своих соседей форме, выдвигать требования с замахом на региональное господство как в Северной Африке, так и во всей Передней Азии.

ПРОЦЕНТ АВИАТЕХНИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ И ДАЛЬНИЙ ВОЗДУШНЫЙ ДОЗОР ЗАСТАВЯТ СОСЕДЕЙ ВСТРЕВОЖИТЬСЯ

Если взглянуть на состав ВВС Египта с точки зрения соотношения перспективной тактической авиации переходного поколения и авиапарка ранних поколений, включая 4-е, увидим следующую картину. После поставки 52 «МиГов» и 24 «Рафалей» на вооружении египетских ВВС будет 76 многоцелевых истребителей поколения «4++». В региональном масштабе, данные машины получат неоспоримое превосходство над 102 израильскими F-16I «Sufa» и частично над закупаемыми сегодня 50 F-35I «Adir». Аналогичным образом египетские истребителя переходного поколения установят паритет с 70 саудовскими тактическими F-15S и 72 EF-2000 «Typhoon». И здесь нужно судить не по количеству египетских самолётов, которых меньше, чем израильских и саудовских, а по их ТТХ (особенно «МиГов»), которые значительно выше именно у египтян.

Далее идут 15 египетских истребителей модификации «Mirage-2000EM» и около 211 F-16C/D Block 40, которые можно смело отнести к поколению «4+». Эти «тактики» оснащены обычными бортовыми РЛС RDM (на «Миражах») и AN/APG-68(V)5 (на «Фальконах Блок 40») со щелевой антенной решёткой, но имеют полноценные режимы работы по наземным и морским целям, включая картографирование рельефа местности. В воздушных боях средней и большой дальности эти истребители всё ещё могут «тягаться» с саудовскими «Страйк Иглами» и «Тайфунами», а также с израильскими F-16C Block 52. Так, для «Рафалей» и «Миражей» ВВС Египта закуплены огромные арсеналы ракет класса «воздух-воздух» средней дальности «MICA-EM/IR». Данные ракеты примерно в 1,5 раза маневренней, нежели ракеты AIM-120C-7/D, а поэтому вполне могут принести победу менее современному египетскому «Mirage-2000EM» в противостоянии с истребителями соседей. Итак, количество истребителей поколения «4+/++» составляет около 300 истребителей, учитывая, что 30 F-16A и 6 двухместных F-16B также могли проходить модернизацию по схеме, реализуемой сегодня в отношении тайваньских F-16A Block 20.

Остальной процент приходится на истребители-бомбардировщики 2-го и 3-го поколений, к которым относятся: 25-29 F-4E «Phantom-II», 50 истребителей-перехватчиков, разведчиков и УБС модификаций МиГ-21МФ/ПФМ/Р/УМ, около 30 многоцелевых истребителей F-7 (лицензионная китайская версия МиГ-21) и до 55 многоцелевых истребителей типа «Mirage-5-E2/SDE». Последние относятся к чисто ударным тактическим истребителям-разведчикам для работы по наземным целям и ведения высотной разведки вблизи ТВД. «Фантомы» в этом ряду египетских ВВС можно записывать в фавориты. Обладая высокими скоростными характеристиками (до 2200 км/ч с наличием вооружения на подвесках), практическим потолком в 21,5 км, а также возможностью интеграции современных противорадиолокационных ракет и ракет класса «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM, F-4E могут выполнять высотный перехват стратосферных целей и подавление ПВО противника. Способны «Фантомы» выполнять и функции штурмовика, используя контейнеры НУРС и тактические ракеты «воздух-земля» типа AGM-65 «Maverick».

В результате имеем авиапарк из 300 современных многоцелевых истребителей переходного поколения (65% состава ВВС) и 160 машин старых поколений (35% от общей численности), которые будут приняты на вооружение уже к 2020 году. Суммарное количество в 460 истребителей на 160 единиц превысит Королевские ВВС Саудовской Аравии и на 117 единиц ВВС Израиля. При этом, процент самолётов «плюсового» поколения у саудитов едва достигает 43%, а в Хель Хаавир (после получения 50 F-35A «Adir») — около 90-95%, среди которых 75 обновлённых по программе «Barak 2020» F-16C/D, значительно уступающих сотне F-16I «Суфа».

Налицо активно укрепляющаяся региональная малая сверхдержава, которая может уже после 2020 года стать конкретным «противовесом» для любого военно-политического процесса на Ближнем Востоке. Турецкие истребители TF-X к этому моменту ещё не успеют стать на крыло, да и сама Анкара, по недавним событиям, аккуратно и уверенно меняет свой вектор в сторону России. Для влияние в регионе одного истребительного авиапарка может быть и недостаточно, а поэтому стоит оценить ВВС Египта в области средств ДРЛОиУ, необходимых для координации вероятных воздушных боёв и операций по нанесению ударов по морским и наземным целям.

Судя по информации различных источников, на вооружении ВВС Египта находится 7 турбовинтовых самолётов ДРЛОиУ E-2C «Hawkeye», которые проходят программу по усовершенствованию до версии «Hawkeye-2000». «Хокаи» идеально подходят для небольшого Ближневосточного театра военных действий, а трудоёмкость их техобслуживания в разы меньше, чем, к примеру, у 5 громадных аравийских E-3A «Sentry». Модернизация египетских E-2C версии «Group 0» коснулась, в первую очередь, радиолокационного комплекса самолётов: РЛС конструкции «волновой канал» AN/APS-138 будут заменены на более современные AN/APS-145. В режиме «завязки трасс целей» (сопровождение на проходе) эта станция может работать одновременно по 2000 воздушным объектам и выдавать точное целеуказание одновременно по 40 целям. Дальностные способности дециметровой РЛС значительно увеличены благодаря замедлению вращения обтекателя РЛС с антенной и одновременному уменьшению частоты импульсов излучающего режима. Дальность обнаружения стратегического бомбардировщика составляет 650-680 км, истребителя 4-го поколения с подвесками — 430-550 км. Подготовка всего 3 операторов РЛК производится быстрее и качественней, чем 16 операторов «Сентри». Модернизацией 7 бортов занимаются специалисты корпорации-разработчика «Northrop Grumman» и представители ВМС США.

Заметьте, что количество закупленных египетскими ВВС «Хокаев» чётко соответствует численности истребительного авиапарка Египта: одновременно поднятые в воздух 7 E-2C могут наводить на цели противника 280 истребителей (по 40 на каждый «Хокай»), а значит, Каир рассматривает различные ситуации боевых действий, где мог бы понадобиться практически весь поднятый в воздух тактический авиапарк.

«Хокай-2000» обладают ещё одной очень важной особенностью. Модернизированное бортовое радиоэлектронное оборудование построено вокруг новой высокопроизводительной БЦВМ Model 940 от компании «Raytheon», что стало основой для установки многоканального цифрового тактического модуля MATT, который может использовать вспомогательные спутниковые каналы обмена тактической информацией при использовании противником РЭП. Также может быть установлено специальное оборудование для обмена данными с самолётами ДРЛОиУ «Sentry» и надводными кораблями в сети боевого распределения CEC. «Cooperative Engagement Capability» является образующей концепции морской ПВО-ПРО ВМС США «NIFC-CA». Для работы в сети CEC «Хокаи» используют специализированный дециметровый канал связи TTFN («Link-16/CMN-4»), который может работать лишь после установки блока AN/USG-3.

Неизвестно, получат ли египетские E-2C AN/USG-3, но точно известно, что с помощью этих самолётов ВВС вместе с ВМС Египта смогут построить неплохую морскую ПВО-ПРО среднего радиуса действия, основанную на передаче информации о воздушной обстановке от E-2C на фрегат класса «FREMM» «Тахья Миср» и 3 фрегата класса «Оливер Перри», приобретённых у ВМС США. «Тахья Миср», построенный для египетских ВМС на французской верфи компании DCNS, оснащён корабельным ЗРК «PAAMS», который благодаря целеуказанию сможет осуществлять перехват противокорабельных ракет противника зенитными ЗУР-перехватчиками «Aster-30» на загоризонтной дальности. Более высокие характеристики ПВО получат и 4-6 корветов класса «Говинд-2500», строящиеся для ВМС Египта в соответствии с контрактом 2014-го года. Эти корабли оснастят КЗРК самообороны «VL-MICA».

Фрегат ПВО/ПЛО FFG-1001 «Tahya Misr» (бывший французский D651 «Normandie») класса «FREMM» ВМС Египта. Основу составляет зенитно-ракетный комплекс «PAAMS», способный перехватывать аэродинамические цели на расстоянии 100 км, а также уничтожать боевое снаряжение ОТБР на дальностях до 30 км ракетами «Aster-30». На главной мачте хорошо видны «гребенчатые» антенны радиоэлектронной разведки

Способность «Хокаев» обнаруживать надводные цели на расстоянии более 300 км сыграет важную роль в построении будущей противокорабельной обороны ВМС Египта. Все надводные корабли египетских ВМС (включая построенные «Gowind-2500») смогут выдать в едином противокорабельном залпе до 190 ПКР различных классов, а загоризонтное целеуказание позволит сделать это на максимальной дальности действия, не сближаясь с кораблями противника на опасные десятки километров.

Высочайшие возможности ВВС Египта, а также резкое усиление боевого потенциала флота с одновременным их включением в современную единую сетецентрическую сеть указывает на очень большие амбиции этого североафриканского государства в новой многополярной структуре Передней Азии и Ближнего Востока: ведь стратегически важный Суэцкий канал по-прежнему в распоряжении Каира.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/spy/e2c.html
http://www.airwar.ru/enc/spy/e2c2000.html
http://www.airwar.ru/enc/spy/e3a.html
http://bastion-karpenko.ru/mig-29m2/
http://bmpd.livejournal.com/1352719.html?thread=111183375
http://www.prnewswire.com/news-releases/northrop-grumman-to-upgrade-egypt-air-forces-e-2c-fleet-77417217.html

topwar.ru

Военно-воздушные силы Египта | Военное оружие и армии Мира

Арабская Республика Египет (АРЕ) — государство, расположенное в Северной Африке и на Синайском полуострове Азии, которое давно претендует на лидерство в арабском мире.

Военно-воздушные силы (ВВС) АРЕ (араб. Аль-Куват Аль-Джаввия Аль-Мисрия) — это вид вооруженных сил, эксплуатирующий численно большой (свыше 1000 летательных аппаратов), но достаточно устаревший авиационный парк, состоящий из самолетов и вертолетов производства США, Франции, Советского Союза, КНР и других государств. ВВС Египта имеют значительный боевой опыт, приобретенный ими в ходе арабо-израильских войн (1947-1949, 1967, 1973), Суэцкого кризиса (1956), гражданской войны в Северном Йемене (1962-1967), вооруженного конфликта с Ливией (1977), а также в контртеррористических операциях против исламских организаций внутри страны. Численность личного состава ВВС составляет 30 тыс. человек (включая 10 тыс. военнослужащих срочной службы).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВВС ЕГИПТА

В конце 1928 года парламент Королевства Египет одобрил создание собственных ВВС. Из 200 офицеров-добровольцев после тщательной комиссии и экзаменов были выбраны только трое, которых направили на учебу в летную школу королевских ВВС Великобритании в Абу Суйэре.

2 ноября 1930 года указом короля Египта Фуада I были основаны Армейские воздушные силы Египта. В 1931 году английская компания «Де Хэвилленд » поставила Египту первые пять учебных самолетов DH-60 «Тайгер Мот». В 1934-м британское правительство дало согласие на поставку Египту десяти уже учебно-боевых бипланов Авро 626 «Префект», которые и стали первыми боевыми единицами ВВС страны. В 1937 году ВВС Египта стали самостоятельным видом вооруженных сил и получили название королевские египетские ВВС. В 1938-м в составе ВВС уже находилось две эскадрильи истребителей Глостер SS.37 «Гладиатор» и одна эскадрилья легких универсальных самолетов Вестланд «Лайсендер».

Первый боевой опыт египетские летчики получили в ходе Второй мировой войны. Египтяне проводили патрулирование акватории Красного моря и выполняли перехваты германских и итальянских бомбардировщиков. Во время одного из них им удалось сбить германский двухмоторный бомбардировщик Хейнкель Не 111.

НАЧАЛО АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В ночь с 14 на 15 мая 1948 года Египет в составе армии пяти арабских государств (численностью 30 тыс. человек) начал военные действия против только что провозглашенного государства Израиль. Но, как показала первая арабо-израильская война, ВВС Египта не смогли эффективно поддержать наступление своих войск и понесли первые потери. В конце 1949 года на вооружение ВВС Египта поступили первые реактивные истребители: английские Глостер «Метеор» F. Mk IV и Де Хэвилленд DH.100 «Вампир» FB5. А в 1955-м началось сотрудничество Египта с Советским Союзом (и странами социалистической ориентации), и в составе ВВС Египта появились советские реактивные истребители: МиГ-15 бис и МиГ-17. Новым испытанием для ВВС Египта стал Суэцкий кризис 1956 года. Египтяне его встретили еще более неподготовленными, чем первую арабо-израильскую войну. Значительное количество советских самолетов, поставленных в Египет СССР (около 200 единиц), было уничтожено на земле внезапными налетами британской и французской авиации 31 октября 1956 года. В 1958 году Советский Союз восполнил Египту понесенные потери и поставил ему сверхзвуковые истребители МиГ-19.

А в 1961 году — многоцелевые самолеты МиГ-21 и стратегические бомбардировщики Ту-16. В конце 1966 года египетские ВВС получили первую партию истребителей-бомбардировщиков Су-7. 5 июня 1967 года в 08:45 утра с ударов израильской авиации по египетским аэродромам началась Шестидневная война (третья арабо-израильская война).

Несмотря на практически полный разгром на земле египетских ВВС израильтянами, египетские летчики  в ходе войны выполнили большое количество боевых вылетов, претендуя при этом на не менее чем 72 победы в воздухе.

СУЭЦКИЙ КРИЗИС

С начала 1969 года завязались ожесточенные воздушные бои в районе Суэцкого канала. В составе ВВС Египта на защиту египетского неба встали и советские пилоты из состава «ограниченного контингента». Когда они поднимались на перехват, израильские «Миражи», «Фантомы» и «Скайхоки» обычно не принимали боя и уходили на свою территорию.

ВОЙНА 1973 ГОДА

6 октября 1973 года началась очередная арабо-израильская война. Около 220 египетских истребителей и бомбардировщиков внезапно нанесли удары по пяти израильским авиабазам, позициям РЛС и ЗРК, батареям дальнобойной артиллерии и другим военным объектам на территории Израиля и на оккупированных еврейским государством арабских землях. Причем один Ми-8 умудрился сбить израильский истребитель-бомбардировщик «Фантом» (в ходе пуска НАР).

Над Суэцем развернулась грандиозная воздушная битва, в ходе которой в небе встречались одновременно по 50-60 машин с каждой стороны. Всего за время этой войны египетские ВВС выполнили около 6815 боевых вылетов и потеряли 96 своих самолетов (из которых только 30 в воздушных боях). По результатам войны 1973 года между Египтом и Израилем был заключен мирный договор, который привел к уходу израильских войск со всех оккупированных египетских
территорий.

РАЗРЫВ С СССР

В конце 1975 года из-за нежелания Египта выплачивать Советскому Союзу гигантские военные долги (за поставленную в кредит военную технику) и из-за политической переориентации на США (которые стали оказывать Египту ежегодную финансовую безвозмездную помощь в размере 1,5 млрд долларов) произошел разрыв отношений между АРЕ и СССР. Поставки авиатехники из Советского Союза в Египет были прекращены. Зато начались поставки из других стран. 14 октября 1979 года в Египет прибыла первая партия из 36 американских истребителей бомбардировщиков F-4E «Фантом». В 1982-м США начали поставлять в Египет истребители F-16, а Франция в 1986 году — «Мираж» 2000. По западным лицензиям в АРЕ была развернута сборка франко-немецких штурмовиков «Альфа-джет», французских многоцелевых вертолетов «Газель», бразильских турбовинтовых самолетов ЕМВ-312 «Тукано». В1987 году ВВС Египта получили первые американские самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай» (всего 6 единиц), в 1994 году — ударные вертолеты АН-64 «Апач».

ВООРУЖЕНИЕ ВВС ЕГИПТА

Кроме F-16 на вооружении ВВС Египта состоят: 18 французских истребителей «Мираж» 2000 (ВМ и ЕМ), 59 многоцелевых «Мираж» K-5D/E/E2/SDR/SDD, 25 американских F-4E «Фантом» II, 42 советских МиГ-21, 53 китайских Ченду PRC J-7 (китайский аналог МиГ-21), 2 украинских Ан-74Т-200А, 9 самолетов общего назначения Бичкрафт 1900, 9 канадских DHC-5D, 24 военно-транспортных С-13ОН «Геркулес», 10 учебных чехословацких L-39, 47 чешских учебно-боевых L-59E, 54 — ЕМВ-312,44 «Альфаджет», 74 немецких учебных Grob G-115Е, 10 учебно-боевых китайско-пакистанских самолета JL-8,70 — К-8 «Каракорум», 6 PRC J-6 (китайский аналог МиГ-19), 29 беспилотных летательных аппарата «Скараб» и другие модели. Вертолетный парк ВВС АРЕ включает: 35 ударных АН-64 «Апач», 2 Агуста А5-61А4, 28 Вестланд «Коммандо» (Mk 1 и Мк 2), 83 5А 342 «Газель», 19 СН-47 «Чинук», 17 UH-12Е, 12 SH-2G, 9 транспортных советских Ми-6 и 32 многоцелевых Ми-8, а также вертолеты других типов. Авиация ВВС Египта базируются на 21-й авиабазе.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь