Военно-транспортный самолёт C-124 Globemaster II » Военное обозрение

После войны многие страны задумались над созданием специализированных военно-транспортных самолетов. В годы Второй мировой войны для этих целей часто использовались машины, которые переделывались из серийных бомбардировщиков. В США над проектом полноценного транспортного самолета начали работать в 1947 году. Именно в этот год ВВС США сформировали свои требования к стратегическому транспортному самолету. Переговоры о его проектировании и строительстве были начаты с компанией «Douglas». Работы по проекту закончились созданием самолета C-124 Globemaster II.

Самолет был создан на базе предыдущей модели C-74, при этом он имел более высокий фюзеляж, силовую установку, которая включала в себя 4 двигателя R-4360-49 мощностью по 3500 л.с. каждый (2160 кВт) и усиленное шасси. Первый полет прототипа нового самолета под обозначением YC-124 состоялся 27 ноября 1949 года. Вскоре после завершения серии испытаний самолет был запущен в серийное производство. Первая серийная модификация получила обозначение C-124A. Всего за время производства было выпущено 204 транспортных самолета C-124A, первая серийная машина была передана американским ВВС в мае 1950 года.



Всего выпускалось две основных версии самолета C-124A и C-124С, последняя получила РЛС и более мощные и совершенные двигатели. Также была создана экспериментальная версия самолета под обозначением YC-124B, оснащенная ТВД мощностью 5425 л.с. Вместе с транспортными самолетами C-133, Globemaster II находился на вооружении американских ВВС вплоть до 1970-х годов, когда ему на смену пришел новый стратегический военно-транспортный самолет C-5A. Некоторые самолеты Globemaster II после снятия их с эксплуатации ВВС были приобретены частными транспортными авиакомпаниями.

Самой массовой модификацией самолета стала версия С-124С, которая получила более мощные двигатели R-4360, а также метеорологический радар, который был установлен в характерном носовом обтекателе. Внутри концевых обтекателей крыла были установлены бензиновые обогреватели. Общий выпуск транспортных самолетов С-124С составил 243 самолета. При этом последний самолет был передан американским военным в мае 1955 года.

Фюзеляж стратегического военно-транспортного самолета С-124С Globemaster II имел двухстворчатую грузовую дверь, расположенную в носу самолета. Она оснащалась встроенной погрузочной рампой. В средней части фюзеляжа самолета располагались электрические лебедки, а также две потолочных кран-балки (грузоподъемность каждой балки составляла 7257 кг). Обе кран-балки могли перемещаться по всей длине грузового отсека, которая составляла 23,47 м. Кабина самолета была рассчитана на 5 членов экипажа и располагалась в носовой части. При использовании самолета в роли транспортного (с использованием 2-х грузовых палуб) он мог взять на борт до 200 полностью экипированных солдат, либо до 123 носилок, 45 амбулаторных пациентов и еще 15 военных медиков.


Один из серийно выпущенных самолетов C-124 Globemaster II был превращен в летающий стенд, который получил обозначение JC-124C. Данная машина использовалась для испытания двигателя Pratt & Whitney XT57 (мощность двигателя составляла 15 тысяч л.с.). Данный двигатель был предназначен для нового самолета С-132, проектированием которого занималась компания Douglas. Грузоподъемность новой машины должна была составить 60 тонн. Однако во время проведения испытаний с данным двигателем возникло большое количество проблем, после чего в 1957 году программа создания С-132 была свернута.

Таинственный инцидент

В летной биографии стратегического военно-транспортного самолета C-124 Globemaster II найдется мало интересного, но один случай может заслуживать внимания. Самолет 509-й авиационной эскадрильи, пилотируемый экипажем под командованием майора Уолтера Вагнера, вылетел с авиабазы Уокер (до 1947 года база ВВС США Розуэлл) в среду 21 марта 1951 года. Самолет направлялся в Великобританию на авиабазу Лейкенхит. На борту самолета находилось 9 членов экипажа и 44 пассажира, главным из которых был бригадный генерал ВВС Пол Томас Каллен. Каллен являлся крупным специалистом по организации воздушной разведки и был направлен в Великобританию, чтобы вместе с подчиненными ему офицерами сформировать там 7-ю авиадивизию стратегической авиации.


В страстную пятницу 23 марта 1951 года на маршруте перелета в небе над Атлантикой на борту самолета произошел пожар. В этот момент самолет находится приблизительно в 1,5 тысячах километров к юго-западу от Ирландии. Экипаж передал сигнал бедствия и доложил о случившемся на борту, приняв решение приводнить самолет. Приводнение машины прошло успешно, самолет остался цел, а все люди пересели в 5 спасательных плотов. Все они имели аварийные радиостанции, запасы воды и еды, сигнальные ракеты.

Для поиска людей с приводнившегося самолета был поднят Boeing B-29 Superfortress, базировавшийся в Англии. Экипаж самолета нашел спасательные плоты, находившиеся на них люди запускали в небо сигнальные ракеты. Однако на борту B-29 не было никакого аварийно-спасательного оборудования, поэтому он лишь совершал круговые полеты над местом приводнения C-124, передав координаты данного места и ожидая спасательной авиации, но никто к месту падения больше не прибыл. После того, как у самолета закончилось топливо, он вынужден был вернуться на авиабазу.


Лишь спустя 19 часов уже в воскресенье 25 марта на место приводнения прибыли спасательные корабли и самолеты, включая американский авианосец USS Coral Sea. Однако в указанном месте они не смогли найти ни людей, ни самолет. Была осмотрена морская поверхность на площади многих тысяч квадратных миль, но спасателям так и не удалось найти ни обломков самолета, ни спасательных плотов, ни людей, которые на них благополучно пересели. Все люди, находившиеся на борту самолета, пропали. Что стало с ними и с самолетом, не известно до сих пор.

По одной из версий, экипаж и пассажиров самолета могли похитить советские моряки. В данном районе отмечалась повышенная активность советских ВМФ, причем как подводных лодок, так и надводных кораблей. Особую ценность для СССР мог представлять бригадный генерал ВВС Каллен и его знания. Однако версия похищения советскими моряками представляется сомнительной, так как в районе были сосредоточены крупные поисковые соединении США и Великобритании. Да и скрывать похищение 53 человек столь длительное время после инцидента было бы достаточно затруднительно.


Летно-технические характеристики C-124С Globemaster II:

Габаритные размеры: размах крыла — 53,1 м, площадь крыла — 233,1 м2, длина — 39,8 м, высота — 14,7 м.

Масса взлетная — 84 000 кг, пустого — 45 888 кг, максимальная — 88 200 кг.
Силовая установка — 4 ПД Pratt Whitney R-4360-63, мощностью 4х3748 л.с.
Максимальная скорость — 520 км/ч.
Крейсерская скорость — 429 км/ч.
Практическая дальность полета — 11 000 км.
Практический потолок — 8 000 м.
Экипаж самолета — 8 чел.
Полезная нагрузка: до 200 солдат или до 123 носилок с сопровождающими, до 31 070 кг груза.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/craft/c124.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/6479-voenno-transportnyi-.html
http://ru-aviation.livejournal.com/2958387.html
http://ru.wikipedia.org

topwar.ru

Самолет Дуглас С-124 Глоубмастер | Военное оружие и армии Мира

В настоящее время основу стратегической военно-транспортной авиации США составляют самолеты C-17 «Глоубмастер» III, унаследовавшие свое имя от двух далеких предшественников — С-74 «Глоубмастер» I и С-124 «Глоубмастер» II.

И хотя турбореактивный С-17 разительно отличается от тех поршневых аэропланов, именно они заложили основу системы стратегических военных перевозок, эффективность которой подтверждена временем.

Военно-транспортный самолет С-74 был создан на базе не пошедшего в серию тяжелого бомбардировщика ХВ-31. ВВС США заказали 50 таких транспортников, но в связи с окончанием войны было изготовлено лишь 14 С-74, поставленных в 1945-1947 годах.

Существенным недостатком С-74 было неудобство погрузки-выгрузки крупногабаритных грузов (через люк в полу фюзеляжа, за крылом). Этот недостаток попытались устранить на следующем стратегическом транспортнике, ставшем эволюционным развитием первого «Глоубмастера». От предшественника самолет унаследовал крыло, хвостовое оперение, силовую установку и шасси, а фюзеляж был полностью переделан.

Он получил прямоугольное, вытянутое вверх, сечение и стал двух-палубным. В носовой части расположили большой двухстворчатый грузовой люк с рампой. Благодаря этому решению погрузка и выгрузка техники стали гораздо удобнее. При перевозке техники на втором этаже можно было разместить ее экипажи и сопровождающие лица. В случае необходимости вторая палуба складывалась, делая возможной перевозку крупногабаритных грузов. Пилотская кабина находилась на втором ярусе, над грузовым люком.

ПРОИЗВОДСТВО И МОДИФИКАЦИИ

Прототип нового самолета, получивший обозначение YC-124, переделали из пятого экземпляра С-74. Впервые он поднялся в воздух 27 ноября 1949 года. В производство новый «Глоубмастер» внедрили очень быстро — поставки серийных С-124А начались уже в мае 1950 года. Эта модификация комплектовалась моторами R-4360-20WA (3500 л. с). В мае 1955 года началось производство новой модификации «Глоубмастера» II — С-124С. Ее главными отличиями являлись более мощные двигатели R-4360-63A (3800 л. с), увеличенный запас топлива, модернизированная противообледенительная система.

Наиболее заметным внешним отличием от С-124А стал своеобразный «клюв» — обтекатель антенны РЛС AN/APS-42 в носовой части фюзеляжа. Однако впоследствии все остававшиеся в строю С-124А также получили этот радар, и внешнее различие между двумя модификациями исчезло.

В общей сложности построили 243 С-124С, что довело общий выпуск «Глоубмастеров» II до 448 единиц (включая и единственный опытный турбовинтовой YC-124В).

СЛУЖБА

Начало поставок самолетов С-124А в части Военно-транспортной авиаслужбы (MATS -Military Air Transport Service) совпало по времени с войной в Корее. Эти самолеты сыграли крайне важную роль в снабжении американцев и их союзников на Корейском полуострове. Летом 1950 года MATS доставляла на Дальний Восток порядка 60 т грузов в месяц. Вскоре эта цифра достигла 96 т — но в день! Кроме MATS, самолеты С-124А с 1950 года поступали в состав Стратегического авиационного командования (САК). Ими вооружили четыре эскадрильи стратегической поддержки, главной задачей которых была перевозка ядерных боеприпасов. САК до 1962 года эксплуатировало 50 «Глоубмастеров» II.

Поставки С-124С позволили существенно увеличить долю «Глоубмастеров» И в парке MATS. Если в 1955 году в строю находилось 170 самолетов этого типа, то в 1958-м — уже 324, а в 1963-м (после передачи транспортной авиации эскадрилий, вооруженных С-124А/С из САК) — 377. Части, вооруженные «Глоубмастерами» II, в основном дислоцировались на континентальной части США. Несколько эскадрилий базировались также на Гавайях, в Японии и ФРГ.

Заметную роль С-124 сыграли во время Карибского кризиса в октябре 1962 года, обеспечивая передислокацию войск в юго-восточную часть США. А уже в ноябре того же года полтора десятка С-124 работали на трассе Франция — Индия, обеспечивая переброску в Индию военных грузов в связи с вторжением китайских войск. С началом войны во Вьетнаме С-124 действовали на воздушном мосту, связывавшем США с Индокитаем. Однако время поршневых гигантов близилось к концу — на смену им шли турбовинтовые С-130 и турбореактивные С-141. К середине 1960-х годов парк С-124 в регулярных ВВС существенно сократился. Последние С-124С летали в ВВС Национальной гвардии до 1974 года. Снятие их с эксплуатации ознаменовало конец эры поршневых стратегических транспортных самолетов в ВВС США.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУГЛАС С-124C

Тип: четырехмоторный транспортный самолет
Экипаж, чел.: 5
Двигатели: ПД «Пратт энд Уитни» R-4360-63A мощностью 3800 л. с.
Размеры, м:
длина: 39,75
высота: 14,72
размах крыла: 53,07
площадь крыла, м2:232,82
Вес, кг:
пустого самолета: 45 888
нормальный взлетный: 84 090
максимальный взлетный: 98 409
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 490
дальность полета, км: 6485
практический потолок, м: 6645
Вместимость: 200 солдат или 123 раненых на носилках, 45 сидячих и 15 чел. обслуживающего персонала или до 33565 кг груза

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь