Тату доспехи (латы): фото, значение, эффектные эскизы

Содержание статьи

Из множества нательных украшений в современном искусстве боди-арта тату доспехи пользуются особым спросом у представителей сильного пола. Подобный рисунок выгодно подчеркивает достоинства фигуры (накачанные руки, рельефную мускулатуру), придает образу брутальности и мужественности. Кроме того, татуировка доспехи может открыть многое о своем владельце. Нужно лишь повнимательнее присмотреться к эскизу.

Историческая справка

Доспехами называется специальная одежда, основное предназначение которой – защита носителя от ударов врага. Поскольку воину приходилось сражаться с неприятелями, владевшими различными видами холодного оружия (острыми копьями, мечами), то и обмундирование создавалось специфическим образом. Комплект лат весил от 20 до 30 кг, поэтому двигаться в нем было очень проблематично даже для мужчин с завидной физической формой. Рыцарские доспехи, которые использовались во время турниров, были еще массивнее. Для амортизации ударов под кольчугу надевали рубашки из натуральных тканей, которые также уменьшали трение. Примечательно, что даже у коней была защитная одежда – бард. Изготавливался он из металла и покрывал голову, шею и боку животного, чтобы сделать его неуязвимым для врага.

Не каждый рыцарь мог позволить себе иметь полный комплект одежды и защитных атрибутов наподобие щита и специального шлема. Редкие обладатели считались элитой и в основном имели многочисленные награды и титулы за военные заслуги. С возникновением огнестрельного оружия необходимость в доспехах пропала сама собой. Чтобы воссоздать неповторимую атмосферу Средневековья, сегодня устраивают многочисленные исторические фестивали. В них каждый желающий может почувствовать себя настоящим рыцарем, надев латы и вооружившись мечом или копьем.

Кому подойдет

Как и изображения любых других военных атрибутов, тату доспехи символизируют защиту и оборону. Владелец рисунка отождествляет себя с образом древнего воина, пытается выглядеть сильнее и мужественнее. Для ярых поклонников нательной живописи это возможность облачиться в броню, почувствовать себя под защитой. Психологически это важный нюанс для тех, кто недостаточно уверен в себе и своих силах. Однако у человека есть потенциал стать лучше, он стремится к самосовершенствованию. В таком случае у тату доспехов значение несколько иное: вместо эффектного украшения рисунок становится амулетом и оберегом, который мотивирует владельца изображения двигаться к своей мечте и заниматься саморазвитием. Кроме того, подобная композиция помогает попусту не растрачивать силы и энергию, а концентрироваться на главном.

Татуировки доспехи также могут рассказать о следующих чертах характера человека.

  • Твердость
  • Обладатель тату придерживается строгих моральных принципов, собственных убеждений. Никто и ничто не может сломить его волю – он способен отстоять интересы свои и своих близких. За идею такой человек готов пойти в огонь и в воду, поэтому можно не пытаться переубедить его в обратном.

  • Мощь
  • Тату в виде лат выбирают мужчины, сильные духовно и физически. Они постоянно готовы к бою, уверены в победе и прилагают все усилия, чтобы добиться желаемого. Однако и соперник у них должен быть соответствующий: в нечестном поединке обладатели рисунка явно не будут принимать участия, поскольку это унижает их достоинство.

  • Целеустремленность
  • Страх идти вперед к своей мечте – явно не про обладателя эскиза тату доспехов. Такой человек точно знает, чего хочет, и четко идет к своей цели, невзирая на препятствия.

  • Романтичность
  • Татуировка латы – это своеобразное напоминание об отважных и смелых рыцарях, которые были готовы отдать жизнь за прекрасных дам. Обладатель рисунка в душе романтик, который умеет галантно обращаться с женщинами, ценит и уважает слабый пол. Он чувствует себя защитником, на которого возложена миссия защищать и оберегать девушек, поэтому его избраннице несказанно повезло иметь рядом с собой такого достойного кавалера.

Техника выполнения

Тату доспехов на плече мужские представлены в разных вариациях: монохромные, цветные, с изображением животных и без. Все они выглядят очень эффектно и брутально, являясь не только украшением, но и оберегом для своего владельца.

Тем, кто уже имеет наколки, рекомендуется сделать тату-рукав. Такая композиция расположена от кисти до плеча, иногда переходит даже на грудь. Время нанесения татуировки может затянуться не на один месяц (в зависимости от сложности работы), зато результат не оставит равнодушным ни хозяина, ни окружающих.

Тату доспехов на руках обычно делают в стиле реализм. Благодаря детализации и правильному расположению теней и света рисунок максимально приближен к оригиналу. Кроме того, это отличный шанс скрыть дефекты кожи – шрамы или рубцы.

Часто с помощью тату в виде доспехов, которое отличается большой площадью покрытия, удается даже перекрыть старую надоевшую наколку. Тату доспехов на предплечье можно украсить полинезийскими орнаментами, славянскими оберегами или просто сделать имитацию лат под кожей. В последнем случае стоит присмотреться к стилю механика, где изображение словно бы «выглядывает» из-под плоти. Чтобы добиться подобного эффекта, мастер должен учесть все анатомические особенности клиента при разработке эскиза, иначе изображение не будет смотреться органично. Лучшие фото тату доспех и оригинальные эскизы тату, представленные в галерее, помогут определиться с выбором эффектного рисунка.

Процесс нанесения татуировки на видео


Фото тату доспехи

Подборка эскизов

Оценка статьи:

Загрузка…

Поделиться с друзьями:

Смотрите также

tattoofan.ru

Доспехи — HYBORIANAGE

Доспехи в Хайбории

Данная статья ставит своей целью помочь читателям, да и авторам разобраться в том какие виды доспехов существовали в Хайбории, в период жизни Конана. Для начала определимся с эпохой, для этого достаточно внимательно изучить рассказы Роберта Говарда, который весьма щедр на информацию. Ориентировочно западную часть Хайбории можно отнести к 12 – 15 веку, на это указывает использование двуручных мечей, лат, арбалетов с воротом.Теперь же рассмотрим детально каждый вид доспеха, который мог иметь хождение в той или иной области Хайбории.

Сегментарный доспех

Матерчатые доспехи

Матерчатые доспехи (стеганки) – представляют собой броню, сшитую из нескольких (до 30) слоев ткани, простеганных вдоль или поперек. Сами по себе дают владельцу защиту лишь от коротких рубящих мечей и кинжалов. Стеганки легко пробивались копьями и колюще-рубящими мечами. Топоры и дубины, даже не пробивая доспех, ломали кость под ним. При дальнейшем наращивании слоев доспех становился слишком тяжелым и неудобным из-за жары. Более-менее приемлемую защиту матерчатый доспех давал лишь от стрел из простых луков. Такой доспех стоил недорого, но быстро выходил из строя. Сам по себе в мире Хайбории уже не использовался, но зато его применяли совокупно с другими видами доспехов, например, одевали под кольчуги, латы, чешуи. В этом случае стеганка амортизировала удары по основной броне, и в тоже время была дополнительной помехой, когда основная броня была пробита. Поэтому в качестве поддоспешника стеганка использовалась очень широко. Со временем конструкция стеганки усложнилась и стали применять набивные материалы, например, конский волос или пенька.Стоит отдельно отметить то, что дополнительно поддоспешник могли одевать уже на основной доспех, в этом случае воин получал неплохую защиту от лучных стрел, которые «вязли» в многослойной ткани.Попоны лошадей рыцарей были изготовлены именно из стеганной ткани, которую обычно стремились усилить кусками кольчуги.

Кожаные доспехи

Кожаная кираса

Кожаные доспехи – следующее звено эволюции в броне. Для кожаных доспехов обычно использовали кожу свиней, волов, буйволов, рептилий, лучшей считалась кожа носорога. Для придания дополнительной жесткости кожу вываривали в масле или дубили. Вес кожаной кирасы составлял примерно 4 кг.Кожаный доспех уже мог защитить от легких мечей, или кинжалов, но по-прежнему удар топора или дубины мог быть фатальным.И снова, во время Конана этот доспех в чистом виде не использовался, но к примеру кожаную кирасу, с набитыми пластинками могли использовать поверх кольчуги, да и просто, саму по себе, например, лучники или арбалетчики.

Кольчуги

Кольчато-пластинчатый доспех

Кольчуги – наиболее популярный вид доспеха, изготовлялся из мягкой проволоки, поскольку твердая была хрупкая и ломалась от удара. Кольчуга могла защитить от рассекающего удара мечом, но рубящий, а тем более колющий удар по-прежнему нес опасность. Недостаточная жесткость все так же позволяла нанести тяжелую или фатальную травму топором, дубиной, булавой или молотом. Несмотря на эти недостатки, кольчуга была очень популярна, тому причиной относительно небольшой вес, возможность в походных условиях залатать доспех самостоятельно, относительная дешевизна изготовления и большой срок службы. При совместном использовании с поддоспешником, кольчуга давала более ощутимую защиту, так как поддевка добавляла еще 2-3 сантиметра между кольчугой и телом – раны вследствие этого были не такие глубокие, стрелы пробив кольчугу, вязли в поддевке. Вес кольчуги был до 10 кг.Плетение обычно было одинарное (4:1, т.е. одно кольцо держало 4 соседних) гораздо реже – двойное (6:1), например, для знати или воинской элиты. Кольчугу изготавливали в самых разнообразных вариациях, с капюшоном и без, с рукавами и без, с рукавами различной длины, да и сама кольчуга могла быть как ниже колен, так и лишь до середины бедра. Обычный вес кольчуги составлял 8 кг, поэтому иногда кольчуги одевали две.Этот вид доспеха получил самое широкое распространение, у Говарда кольчуги носят как нордхеймцы, так и стигийцы, не говоря уже о аквилонцах или шемитах.Со временем кольчуга в странах Востока эволюционировала в кольчато-платинчатый доспех, когда в кольчугу вплетали металлические полосы, и это не сказывалось на подвижности и гибкости воина, зато пробить этот доспех было уже совсем не просто. Тем более, когда сверху одевали дополнительные элементы защиты – нагрудники, наручи и т.п.Другой ветвью развития кольчуги панцирное плетение, т.е. использование плоских колец, в этом случае плетение было только одинарное. Такие кольчуги были немного жестче, чем обычны, но стрелу или удар меча держали гораздо лучше.

Чешуйчатый доспех

Чешуйчатый доспех использовал в своей основе небольшие металлические пластинки, внешним видом похожие на чешую, когда каждый последующий ряд прикрывает предыдущий. Трудоемкость изготовления была очень высока, но и защита обеспечивалась очень хорошая, как от мечей, так и стрел. Главным же недостатком очень большой вес, чешуя, закрывавшая лишь туловище, весила до 25 кг. Отличие ламелляра от более сложного бригантинного доспеха в том, что пластинки скреплялись между собой шнурами или кольцами, т.е. цельной основы не было.Тут надо отметить, что для всадников изготавливали ламелляр, а для пеших воинов – ламеллярный доспех. В чем разница, для всадников (ламелляр) чешуя шла рядами снизу вверх, так, чтобы при ударе копьем наконечник соскользнул вверх. Для пехоты же нужно было обратное, чтобы удар по чешуе соскользнул вниз. Лучники, использовавшие чешую, вынуждены были сверху накрывать ее накидкой, чтобы тетива не цеплялась на саму чешую и заклепки.

Бригантины

Бригантины, этот вид доспеха обязан своим рождением накидкам, которые массово использовали поверх обычного доспеха, для защиты его от дождя, снега, да и просто чтобы исключить нагревание доспеха солнцем. Со временем накидки стали усиливать металлическими пластинками, что и привело к созданию бригантины.Первоначально самые простые варианты представляли собой всю ту же накидку, на которую были наклепаны довольно большие по размерам пластины, причем зачастую с зазорами, так как первой задачей было защитить наиболее уязвимые органы и части тела. Затем бригантина эволюционировала, пластины стали мельче, но при этом шли в сплошную и перекрывали друг друга.Этот тип бригантины продержался дольше всего, несмотря на все тот же недостаток – недостаточную прочность. Мелкопластинчатая бригантина могла дополнительно усиливаться грудной пластиной, приклепанной прямо поверх основной брони. В целом это вид бригантины был весьма распространен в Хайбории, его широко использовала как тяжелая пехота, так и рыцари, не обладавшие достаточными деньгами, для покупки подогнанной по фигуре крупнопластинчатной бригантины.

Полной бригантины, закрывавшей все тело создано так и не было, ввиду слишком большого веса этого типа брони.

На Востоке гораздо большее распространение получил ламинарный, или сегментарный доспех, принцип которого заключался в перекрывании стальными полосами друг друга. Плюсами ламинара была простота изготовления, относительная дешевизна, жесткость конструкции, минусом – большая неудобность, чем у чешуйчатого доспеха, вследствие все той же высокой жесткости.

Латы

Латы – доспехи из объемных, цельнокованых деталей давали наилучшую защиту и пробить их можно было только специальным оружием – пиками, двуручниками, клевцами. Именно латы давали наилучшую защиту от стрел, как лучных, так и арбалетных. В первую очередь это обеспечивалось тем, что латы изготовлялись специально такой формы, что стрелы (да и мечи, пики и прочее оружие) «соскальзывали» с брони. При удачном стечении обстоятельств (например, вектор стрелы был строго, или почти строго перпендикулярен поверхности лат; небольшая дистанция выстрела, отсутствие ветра и дождя) арбалетная стрела с граненым или шиповидным наконечником могла пробить латы, но под латами обязательно был поддоспешник, который гасил энергию стрелы окончательно. Так что даже формально пробитые латы еще не означали смертельного ранения воина, их одевшего.

Вес лат доходил до 25 кг, вес с кольчугой и поддоспешником мог доходить до 35-40. Поэтому использовать и латы и кольчугу одновременно могли только очень выносливые и сильные люди. Вследствие чего латы большей частью использовались без кольчуги, но на поддоспешник нашивались ее куски, как раз в те места, которые и были уязвимы, такие как сочленения лат и подмышки.


Для турниров обычно использовались специальные латы, весом вдвое больше обычных. В бою они никогда не применялись, да и ко всему прочему турнирные доспехи для сражения копьями были уже не годны для сражения на мечах, или просто пешим.


Рассмотрим отдельные элементы остальной брони.

Шлемы

Шлемы – используются массово и широко, как стальные сплошные (в западных странах Хайбории), так и составные из подручных материалов – рога, кости (варварские и дикарские страны). Рыцари в конной атаке предпочитают использовать глухие шлемы, которые опираются на плечи, или специальные воротники – в таком случае удар по шлему распределяется равномерно. В копейной конной атаке этот вид шлема зарекомендовал себя очень хорошо. Когда же дело доходило до индивидуальных поединков, например на мечах шлем просто сбрасывали с головы, но он оставался пристегнутым к доспехам. Поскольку в этом случае тяжеловооруженный воин становился уязвимым (кольчужный капюшон не защищал от прямых ударов) воины стали носить два шлема, один – кадкой, второй маленький, под ним. Но это было тоже не очень удобно, поэтому стали использовать откидывающееся забрало, различных вариантов и конструкций. В начале копейной атаки шлем закрыт наглухо, при переходе на индивидуальные поединки забрало откидывали, таким образом воин сам мог подгонять шлем под конкретную ситуацию на поле боя.

Лучники и арбалетчики применяют открытые шлемы – в которых удобно целиться (в этом случае незаменим железный шлем с полями, защищающий голову от стрел падающих навесом), пехота – всевозможные конструкции с поносьями, нащечниками, козырьками и тому подобные.

Наплечники

Наплечники – использовались тяжеловооруженными воинами, обычно этот элемент доспехов был стальным или железным. Лучники и арбалетчики наплечники не использовали, так как их конструкция такова, что они мешают стрелять.

Наручи

Наручи – защищают часть руки от локтя до запястья, использовались массово и повсеместно, в самом простом варианте это были просто обмотанные ремнями шкуры, в более совершенном варианте – из нескольких слоев кожи, зачастую укрепленных продольными металлическими полосами, более совершенные – сплошные кованные пластины приклепанные к кожаной основе, ну и самый лучший вариант – цельнокованые и трубчатые.

Перчатки

Перчатки – лучники и арбалетчики их практически не использовали, по крайне мере при стрельбе. Легкая пехота и кавалерия применяли кожаные перчатки, усиленные кольчугой, или металлическими пластинками. И лишь рыцари (тяжеловооруженные воины) имели латные перчатки.

Поножи

Поножи – защищали ноги от лодыжки до колена, иногда выше его. Как и в случае с наручами использовались наклепанные пластины, куски кольчуги и цельнолитые элементы.Помимо этого тяжеловооруженные воины могли использовать различные конструкции наколенников, юбок, паховых щитков.

Для защиты доспехов от ржавчины, да и от излишнего нагревания в жарком климате, их закрывали всевозможными накидками. Иногда кольчуги просто смазывали жиром. Воины побогаче использовали воронение, ну а если кошелек был полон – то могли посеребрить или позолотить доспех. Широкого распространение последние два метода не получили, тому виной большая цена исходных материалов и ядовитость паров ртути, применяемой в самом процессе.

С боевыми доспехами связано несколько распространенных заблуждений, например, то, что в латах можно плавать, или то, что боевые доспехи украшались алмазами, сапфирами, рубинами и прочим гламуром. Это ерунда. Доспехи действительно могли украшать — накидками на доспехи, кожаными и деревянными фигурками, крепившимися на шлем, лишь на время какого-либо праздника, или на время турнира. Иногда могли делать чеканку или инкрустацию другим металлом, насечки или гравировку. Вышедшие из строя латы, не подлежащие ремонту обычно рубили на куски и использовали для изготовления бригантин, поэтому желающих украшать латы было немного.Чаще всего все украшение заключалось лишь с праздничной накидке и только.Следующее заблуждение касается того, что рыцарь как влазил в доспехи лет в 13, то вылазил из них лишь затем, чтобы одеть другой, больший. На самом деле латы одевали лишь перед боем и только, чаще всего они ехали отдельно сами по себе в обозе, или на другой лошади, вплоть до того момента, когда они понадобятся.

В чистом виде ни один из доспехов полной защиты не дает, поэтому используется всевозможное комбинирование различных типов доспехов: кольчуг, стеганок, бригантин, ламелляров, иногда — лат. Прямой удар мечом в забрало или пикой в грудь были в большинстве случаев смертельным, удар топора по наручу ломал не сам наруч, а кость под ним, удар моргенштерном или топором ломал три-четыре ребра через кольчугу и поддевку. Тогда какой смысл в доспехах? Доспехи предназначены отвести скользящий удар, случайную стрелу, для отражения прямого удара была только реакция и щит. Кстати именно поэтому доспехам старались придать максимально обтекаемую форму, чтобы свести к минимуму количество попаданий по самому доспеху под прямым углом.


Выбор же конкретного вида доспеха в первую очередь зависит от ключевой специальности конкретного воина. Если это лучник – он вполне может обойтись без кольчуги, поножей, наплечников. Ему необходима хорошая защита туловища (бригантина или чешуя, в самом простом случае жилет с наклепанными пластинками), головы (шлем с хорошим обзором, а еще лучше с полями) и наручи. Арбалетчик экипирован примерно так же, разве что его лучше прикрыть щитом, поскольку он ввиду своей неподвижности при подготовке оружия к стрельбе представляет собой очень хорошую мишень. Пехотинцу же как минимум необходима кольчуга и чешуя или бригантина, на крайний случай хотя бы просто металлические пластины на ремнях, закрывающие особо уязвимые места. Тяжелому пехотинцу без ламелляра или мелкопластинчатой бригантины уже никак не обойтись, равно как и без защиты ног (поножей, наколенников, шоссов) и головы (шлем с хорошим обзором). Тяжелая пехота экипирована по полной, насколько позволяет кошелек: кольчуги более плотного плетения (иногда кольчуги две), нагрудник (если денег немного – чешуя, если побольше – бригантина, если совсем много – бригантина с подгонкой по фигуре). Ну и куда же без сплошного шлема, наплечников, наручей, поножей, шоссов и всего. Тяжелая кавалерия, воины владеющие двуручным оружием (специфика которого такова, что прикрыть такого воина практически невозможно) — закованы в латы.

Но это все касаемо западной части Хайбории. В восточной гораздо шире используют сегментарный (ламинарный) доспех, все ту же чешую, кольчуги и всевозможные стеганные халаты. Это напрямую связно с использованием в этом регионе большей частью легких сабель, копий, луков. Тяжелое двуручное оружие отсутствует как класс, поэтому латной брони нет как таковой. Отдельного упоминания заслуживают шлемы с личинами (масками), и усиление кольчуг зерцалами – металлическими пластинами, одеваемыми с помощью ремней сверху, на основную броню.Это касаемо Турана, Гиркании, Заморы, Вендии, Кхитая.

В южной части Хайбории доспехи кроме стигийцев практически не используют, ну разве что шкуры животных с плотным и толстым мехом. Против железного оружия это помогает мало, но там где оно еще не известно, этот вид защиты популярен.

Северная часть Хайбории. Здесь исключение составляют киммерийцы, они доспехи не используют в принципе (кроме шкур и ремней, обмотанных вокруг тела). Другие народы массово применяют все те же кольчуги. Иногда усиленные дополнительными пластинчатыми элементами.

Автор: Карл Легдикайдинен

wiki.hyborianage.ru

Латы (доспехи) Википедия

Облачение рыцаря в его латы. Миниатюра рукописи XV в.

Латный доспех (Латы) — изделие, доспех из различных по форме и размеру металлических пластин, откованных по форме частей тела воина и лошади, для их защиты.

В другом источнике сказано что Латы это составляющая часть доспеха, которые состояли из нагрудника, верхний край которого был снабжён ребром, чтобы останавливать острие меча или копья противника и из спинного прикрытия[1].

Полный латный доспех использовался с конца XIV — начала XV века по конец XVI века. До этого рыцари надевали перед боем стальной шлем и кольчугу, начиная с XIII века дополнявшиеся англ. coat of plates — ранней бригантиной, представлявшей собой сюрко, усиленное подкладкой из металлических пластин. В XIV веке появились классические бригантины, проэволюционировавшие к концу века в латную кирасу (в XIII веке кирасой назывался нагрудник из вываренной кожи). И в том же XIV веке появилась латная защита конечностей, изначально носившаяся с бригантиной.

Разновидности[ | ]

парадные и турнирные
полу латы
русские и восточные аналоги

См. также[ | ]

ru-wiki.ru

Латы (доспехи) — это… Что такое Латы (доспехи)?


Латы (доспехи)

Латы — доспех из крупных металлических пластин.

парадные и туринирные
неполные латы
русские и восточные

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Латша Ганс
  • Латынин

Смотреть что такое «Латы (доспехи)» в других словарях:

  • латы — доспехи, броня Словарь русских синонимов. латы сущ., кол во синонимов: 3 • броня (10) • доспехи …   Словарь синонимов

  • доспехи — См. оружие… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. доспехи вооружение, оружие; кольчуга, панцирь, наручи, латы, сбруя, хауберк, батарлык, колонтарь, амуниция, лат, зерцало,… …   Словарь синонимов

  • ЛАТЫ — ЛАТЫ, лат. В старину: металлические доспехи, броня (в 1 знач.). | прил. латный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Доспехи воина в комплексе —         Прежде чем приступить к рассмотрению изменений в защитном вооружении, которое воин носил непосредственно на своем теле и которое известно под общим названием доспех (рис. 128), следует заметить, что до XIV века он не предстает перед… …   Энциклопедия средневекового оружия

  • Доспехи — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Доспехи самураев — Военное снаряжение японских воинов средневековья отличается от лат европейских рыцарей. Основные элементы и общая композиция лат самурая существовали в Японии уже в V–VI вв. н. э. Доспехи, скрепленные кожаными или шелковыми шнурами, состояли из… …   Вся Япония

  • Латы — У этого термина существуют и другие значения, см. Латы (значения). Латы  доспех из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина. Латная защита конечностей …   Википедия

  • Доспехи (список) —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проект …   Википедия

  • Доспехи —    стар. русское название защитного боевого снаряжения и вооружения воина. В начальный период существования Киевской державы, когда военные действия вела в основном пехота, боевые доспехи прикрывали различные части тела воина от ударов холодным… …   Энциклопедия моды и одежды

  • латы — ЛАТЫ, лат, мн Приспособление для защиты воина от ударов холодного оружия, а в средние века и для защиты от огнестрельного оружия металлические доспехи: забрало, кольчуга и т.п.; Син.: доспехи. Рыцарские латы в местном краеведческом музее висели… …   Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Рыцари, Шпаковский Вячеслав Олегович, Сегодня рыцарские доспехи увидишь разве что в музеях, но память о рыцарях жива по-прежнему, и, как и раньше, эти закованные в латы герои окутаны ореолом мужества и отваги… Прочти о них в… Категория: История Серия: Узнай мир Издатель: Балтийская книжная компания, Подробнее  Купить за 324 руб
  • Рыцари (изд. 2014 г. ), Шпаковский Вячеслав Олегович, Сегодня рыцарские доспехи увидишь разве что в музеях, но память о рыцарях жива по-прежнему, и, как и раньше, эти закованные в латы герои окутаны ореолом мужества и отваги… Прочти о них в… Категория: Разное Серия: Узнай мир Издатель: Балтийская книжная компания, Производитель: Балтийская книжная компания, Подробнее  Купить за 319 грн (только Украина)
  • Рыцари, Шпаковский В., Сегодня рыцарские доспехи увидишь разве что в музеях, но память о рыцарях жива по-прежнему, и, как и раньше, эти закованные в латы героиокутаны ореолом мужества и отваги… Прочти о них в… Категория: Общественные науки Подробнее  Купить за 208 руб
Другие книги по запросу «Латы (доспехи)» >>

dic.academic.ru

Латные доспехи Википедия

Облачение рыцаря в его латы. Миниатюра рукописи XV в.

Латный доспех (Латы) — изделие, доспех из различных по форме и размеру металлических пластин, откованных по форме частей тела воина и лошади, для их защиты.

В другом источнике сказано что Латы это составляющая часть доспеха, которые состояли из нагрудника, верхний край которого был снабжён ребром, чтобы останавливать острие меча или копья противника и из спинного прикрытия[1].

Полный латный доспех использовался с конца XIV — начала XV века по конец XVI века. До этого рыцари надевали перед боем стальной шлем и кольчугу, начиная с XIII века дополнявшиеся англ. coat of plates — ранней бригантиной, представлявшей собой сюрко, усиленное подкладкой из металлических пластин. В XIV веке появились классические бригантины, проэволюционировавшие к концу века в латную кирасу (в XIII веке кирасой назывался нагрудник из вываренной кожи). И в том же XIV веке появилась латная защита конечностей, изначально носившаяся с бригантиной.

Разновидности[ | ]

парадные и турнирные
полу латы
русские и восточные аналоги

См. также[ | ]

ru-wiki.ru

Доспех — это… Что такое Доспех?

Д. называется предохранительное вооружение для защиты отдельных частей тела воина и его лошади, а в более тесном смысле — только для туловища; в этом случае ему часто придают название панциря или брони. Д. конца XV и XVI ст., не имеющие прикрытия для ног, получили название полудоспехов. — Прикрытие туловища может состоять или из металлической сетки, составленной из колец, или из металлических пластин или досок. В первом случае Д. будет кольчатый, а во втором дощатый. В начале бронзового века Д. крайне редки, но затем они мало-помалу получают широкое распространение и состоят из остроконечных шлемов, лат, широких металлических поясов и металлических обручей или браслетов числом от 25 до 30, покрывавших руку от кисти до локтя. Греческие Д. состояли из шлема, лат, широкого пояса и поножей, или книмид. Поножь (книмида) делалась из одного куска меди, точно подражая форме ноги. Нередко поножь только одна — для правой ноги, менее защищенной щитом. Спартанцы носили войлочные латы. У римлян Д., кроме каски или шлема, состоял первоначально из нагрудника — плоского куска бронзы, утверждавшегося на кожаной подкладке. Бронзовый или железный пояс греческого типа защищал живот, имея снизу зубцы, снабженные металлическими пластинками, которые покрывали бедра подобно юбке. Иногда латы состояли из широких полос железа, окружавших туловище горизонтальными обручами, между тем как другие полосы спускались вертикально от плеч, образуя наплечники. Нередко носили и чеканные медные латы, которые постоянно встречаются на статуях полководцев и императоров. Конные воины, изображенные на Трояновой колонне, имеют кольчугу или, может быть, броню, т. е. платье, на которое нашивались металлические кольца или пластинки. Набедренники, напоминающие поножи, дополняли вооружение. У гладиаторов вошли в употребление наручи и высокие бронзовые наплечники на левом плече. Конским Д. служили наглавник из плоского железа и латы из бронзы. Германцы первоначально не носили Д., но к VIII в. у них входит в употребление кожаное платье с гвоздями, покрывавшее шею и голову. Сетчатый панцырь (cotte treillissée) составляет отличительную черту конца IX в.; он образуется из сети тонких кожаных ремней, накладываемой на платье. Панцырь этот был более национальным, чем решетчатый (cotte maclée), напоминавший римскую броню и употреблявшийся первоначально галлами. В XI ст. являются два другие вида панцыря — кольчатый и чешуйчатый. Изображение их сохранилось на коврах Байо (см. рис.).

Усовершенствованный вид последнего панцыря — броня и кольчуга — главнейшие Д. рыцарей до половины средних веков, когда стали делать дощатые или сплошные железные Д. Броня имеет вид длинной рубахи из толстой материи или кожи, на которую нашиты ряды железных колец. Кольчуга отличается от брони отсутствием кожи или материи; она состоит лишь из железных колец, образующих род длинной рубахи. Под кольчугою обыкновенно носилось особого вида военное платье — толстый стеганый зипун, ставший впоследствии под именем гамбизона необходимою принадлежностью сплошного или дощатого Д. В XII ст. броня делается очень длинной. Кольчуга — восточного происхождения и появляется в употреблении в Европе лишь после первого крестового похода. Введение ее не вытесняет употребления брони, долго остающейся преобладающим Д.

С XIII стол. является попытка надежнее защищать плечи и колени наплечниками и наколенниками, приделываемыми к кольчуге. Позднее являются налокотники, наручи, а затем и набедренники — железные пластинки, защищавшие берцовую кость. Таким образом мало-помалу начинают покрывать все тело железом, составляя сплошной Д. В половине XIV ст. к Д. присоединяется широкий золотой или серебряный пояс и железный нагрудник, надевавшийся под кольчугу. В XV ст. сплошные Д. достигают своего полного развития. У французских жандармов этого времени (Карла VII — см. рис. 5)

наголовье состоит из шлема — салада; предличник, привинченный наверху латного нагрудника, защищает низ лица, верхнюю часть которого покрывает неподвижное забрало. Плечи защищены наплечниками, соединяющимися с налокотником. Набрюшник и набедренники в форме черепицы спускаются на живот и бедра; для защиты бедра нередко имеются еще боковики, а большое крестцовое прикрытие, расширяющееся в форме павлиньего хвоста, покрывает сиденье. Налядвенники дополняют защиту бедер; с ними соединены наколенники. Поножи состоят из наголенника и наикринника. Обувь — остроконечной формы, с длинным острием. Руки от локтя до кисти защищены латными рукавицами. Лошадь покрыта броней. Весь Д. весит не более 50 фн., что, распределяясь на всю поверхность тела, не представляет особенной тяжести. Конные стрелки из лука были вооружены несколько легче; вместо лат у них была бригантина — корсаж из железных или стальных блях, покрывавшийся иногда бархатом и шелком. Д. XV в. хорошо выполняли свое назначение. В это время огнестрельное оружие было еще в младенческом состоянии; железные Д., ковавшиеся холодным путем и отличавшиеся необыкновенной твердостью благодаря совершенству кузнечного мастерства, могли защищать против метательного и белого оружия; что касается до стрелков из лука и самострела, то они были крайне опасны, потому что убивали человека на расстоянии 200 шаг., если он не был вполне хорошо вооружен; тяжелые стрелы самострелов портили Д. и ломали члены, несмотря на железо. В конце XV в. Д. благодаря стараниям имп. Максимилиана I достигает высокой степени совершенства. Д. этот, получивший название максимилиановского, продержался почти без изменений все XVI стол. Он чрезвычайно сложен; все число частей в некоторых бронях доходит до 200, а если считать пряжки, винты, гвозди и прочие мелкие части, то число их может дойти до 1000. Средний вес такого Д. от 50—65 фн., шлема от 5 до 12 фн., кольчуги около 15-ти, щита около 10, меча от 3 до 7-ми. Таким образом все вооружение весило около 3-х пудов.

Д. состоял из следующих частей (см. таблицу, рис. 2 и 8): 1) Шлем (армэ). 2) Гребень шлема. 3) Забрало из одной части (как на рисунке) или из двух частей; первая защищала лоб, вторая — подбородок (в редких случаях забрало состояло из 3 и даже 4 частей). 4) Подбородник. 5) Горловое прикрытие и затыльник. 6) Трубка для вставления перьев. 7) Бармица — основная часть всего вооружения; к ней прикреплялись латы, плечевые части и шлем. Она двигается на шарнире с левой стороны и замыкается справа помощью запонки. Шейное прикрытие было изготовляемо по мерке и тщательно пригоняемо. Шлем à bourrelet с ожерельем не имел ни горлового прикрытия, ни затыльника; их заменял в таком случае ошейник. 8, 9 и 13) Латы — состояли из нагрудника, верхний край которого был снабжен ребром, чтобы останавливать острие меча или копья противника и из спинного прикрытия (13). Нагрудник обыкновенно выковывался из цельного листа железа или из чешуйчатых пластинок. 10) Подмышковые чешуйки (ailettes). 11) Набрюшник. 12) Набедренники, часто составлявшие продолжение набрюшника. 14) Крестцовое или поясничное прикрытие. Латы застегивались вплотную, несколько набегая на спинную часть (15), так чтобы оружие противника нигде не могло найти ни скважины, ни отверстия, потом затягивались поясным ремнем (15а). 16) Оплечья прикреплялись сверху лат к бармице особыми пружинками (18) или ремнями. 17) Прикрытия для защиты шеи, в особенности полезные против пик, алебард и других крючковатых копий, с помощью которых неприятельские пехотинцы старались сорвать головной убор рыцаря. 19) Наручи. 20) Локтевые прикрытия, или налокотники. 21) Винты прикрепляли локтевую часть к наручам. 22) Рукавицы, обитые жестью, были с пальцами, как в некоторых итальянских и испанских Д., или без пальцев. Большой палец был всегда отделен от других. 23) Опорный крюк для копья (фокр). 24) Налядвенники. 25) Наколенники. 26) Накожники (бутурлыки) и наголенники. 27) Наножные шарниры. 28) Поножи. Под латами замшевого гамбизона рыцарь надевал на ноги лосины, а поверх — кольчугу с рукавами, для лучшей защиты тела на слабых местах вооружения.

Кроме Д., служивших на войне или боевых, существовали и турнирные (см. Турнир). При бое на конях шлем неподвижно прикреплялся к латам. Налядвенники и набедренники делались из цельного куска. Для левой руки была рукавица, а правая защищалась копьевым щитком. Правый диск вырезан внизу для прохождения копья (см. табл. рис. 7). Для пешего боя употреблялся иной турнирный доспех (см. табл. рис. 9). Он имел род железной короткой юбки, придающей ему вид колокола. Ни щитка, ни крюков для копья нет. Все части Д. очень тщательно соединяются одна с другою. При этом Д. носился особый, совершенно замкнутый бургундский шлем.

Артистическое движение эпохи Возрождения отразилось менее на богатстве материала, чем на обработке самого металла. Железо и сталь покрыты гравировкой, чеканкой, украшены черневой работой и часто насечены золотом. Д. обшивался бархатом и тогда служил парадным вооружением. Образцом парадных Д. эпохи Возрождения может служить роскошный Д. миланской работы, находящийся в Императорском Эрмитаже (см. рис. 6).

Он сплошь покрыт гравюрой по золотому фону. Максимилиановское вооружение очень изящно и благодаря покрывающим его желобкам крайне прочно. Все эти желобки размещаются в таком направлении, чтобы удары копья скользили вне соединений. Позднее желобки стали покрывать гравировкой. Итальянцы все более и более совершенствовались в чеканной работе, а немцы довели гравировку à l’eau forte до такой степени совершенства, выше которой она никогда не поднималась. Образцом такой работы может служить Д. рыцаря Вольфганга фон Нейбурга, к которому имеется полный конский Д. (табл. рис. 4).

Д. из черненого железа, украшенного рельефно гравированными полосами и каймами, которые резко выделяются своим белым цветом на черном фоне.

Доспехи XVI ст. для боя на копьях (joutes) обыкновенно отличались роскошью. На рис. 8

изображен сам император Максимилиан в таком Д. Деревянный чехол, или боевой плащ, входящий в состав этого вооружения, есть видоизмененный щит (тарч), который в предыдущие эпохи носился на плече или вешался на шею.

Успех огнестрельного оружия произнес смертный приговор всему средневековому вооружению. Как только стало очевидным, что железные Д. не в силах уже предохранить от смертельного поражения пулею, всякий стремился сбросить с себя ненужную тяжесть или хотя бы значительно облегчить ее. Если в начале XVII-го в. и встречается еще конный Д., то он уже далеко не такой совершенный, как за сто лет до того. Д. начинает выясняться кожаным камзолом или курткой, с рукавами или без рукавов, с железным воротником, спускающимся на грудь в виде щита. Этот воротник (hausse col) представляет такую же хорошую защиту, как и латы, коротко срезанные снизу. С XVIII стол. Д. стал состоять лишь из лат и металлической каски — предохранительного вооружения, сохранившегося и до наших дней в полках кирасирских, а в некоторых государствах — и в драгунских.

На Востоке искусство кования оружия было издавна известно. Главнейший Д. составляла здесь кольчуга, к которой прикреплялись металлические доски для защиты груди и спины. Наголовьем служил остроконечной формы шишак, от которого на плечи падала кольчатая сеть. К низу или подолу кольчуги также иногда прикреплялись доски. Руки и ноги были защищены наручами, налокотниками, поножами и наколенниками. По талии кольчуга стягивалась поясом (см. рис. 10).

шараина» — четыре зеркала. Иногда кольчуга и доски подбивались бархатом или стеганым на вате шелком. Почти все разновидности мусульманских Д. явились в нашем вооружении с XII до начала XVII в. Японские Д. (см. рис. 11)»

Досок обыкновенно было четыре, и подобный Д. назывался «шараина» — четыре зеркала. Иногда кольчуга и доски подбивались бархатом или стеганым на вате шелком. Почти все разновидности мусульманских Д. явились в нашем вооружении с XII до начала XVII в. Японские Д. (см. рис. 11)

делались из превосходно выкованных и крытых лаком небольших пластинок железа, прикреплявшихся к шелковому стеганому на вате кафтану, набегая друг на друга в виде чешуи. Конечности защищались наручами, рукавицами и поножами. Наголовье состояло из шлема, имевшего спереди железную личину или маску, спускавшуюся на лицо.

По свидетельству арабского писателя Х-го века Ибн-Даста, у славян князья имели предохранительное вооружение, состоявшее, между прочим, из драгоценных кольчуг. — В княжение Святослава кольчатый Д. и шлем как наголовье входят уже в большое употребление. Они были заимствованы у норманнов. Кольчатых тельных Д. в это время различалось два: панцырь и кольчуга. Пансырем, или панцырем, был Д. в виде рубахи длиною до колен и выше. Он делался из весьма мелких, плотно сплетенных железных колец, а иногда серебряных: у богатых людей он иногда покрывался бархатом. Он мог быть с воротником (ожерельем) или без воротника. На груди, спине и подоле впоследствии иногда помещали круглые металлические бляхи, или мишени. Кольчуга, или колчюга, — Д. подобный панцырю, но кольца ее крупнее, а потому и плетение реже. — С начала XIII-го столетия, с появлением татар, последние вносят к нам и свои Д. Шлем заменяется милоркой, ерихонкой, шишаком или колпаком, а на кольчуге начинают закреплять металлические доски, переходя таким образом к типу восточных Д. Таким образом явились байданы, бахтерцы, калантари и куяки. Байдана (рис. 12),

от арабского бадан — короткая кольчуга, с плоскими кольцами. Если этот Д. был короче колен, то назывался полубайданой. Бахтерец, или бехтерец, от монгольского бектер — панцырь или кольчуга, у которых на груди и спине, а иногда и боках было по нескольку рядов мелких пластин или досок из железа или меди, часто с серебряною или золотою насечкою. Калантарь (рис. 13)

— Д. без рукавов, из крупных металлических досок; у пояса прикреплялась кольчужная (иногда панцырная) сеть до колен. Юшман, или юмшан, — панцырь или кольчуга с крупными досками, подобно калантарю, но расположенными вертикально. Куяк — Д. также с металлическими досками, но обыкновенно круглой формы; иногда сверху было по большой доске почти во всю грудь или спину. Эти доски назывались щитами. Куяк несколько напоминал западноевропейскую бригантину. У китайцев употреблялись почти подобные нашим куяки. Бедные ратники вместо Д. носили тешляй, короткое платье с высоким стоячим воротником, из сукна или толстой бумажной материи, подбитое пенькой или ватой, в которые часто помещали обрывки кольчатой или панцырной сети, а также небольшие обломки железа. Необходимую принадлежность Д. составляли:

1) Бармица (рис. 14)

— оплечье из сплошного железа или из нескольких скрепленных между собою кольцами частей. 2) Зарукавья — металлические пластины, набранные на тесьме, сукне или бархате. Нижняя часть зарукавья называлась запястьем, а верхняя — чашкою. 3) Наколенники — несколько соединенных между собою металлических пластин. Наручи — металлические выгнутые доски, закрывавшие руку от кисти до локтя. Верхняя часть, у кисти руки, называлась запястьем, а нижняя, более длинная — локотником, заходившим за локоть. Рукавицы, делавшиеся из кожи, покрывались металлической сетью или бляхами. Поножи, бутурлыки или батарлыки (рис. 15)

служили для защиты ног. К XVII ст. западное влияние сказывается на нашем вооружении появлением сплошных Д. — зерцала, лат и кириса, носившихся лишь знатными и богатыми лицами, а также царственными особами. Зерцало состояло из ряда досок, образовавших две половины — переднюю и заднюю. Каждую половину составляли: средняя доска, или круг, боковые дощечки, верхние (над кругом), или ожерелье, и обруч — часть, обхватывающая шею; у передней половины были еще нарамки — плечевые скрепления, а у задней — наплечки. Латы состояли из двух досок (кирас), нагрудной и задней; они употреблялись довольно редко. В описаниях сохранились указания еще на один Д. — кирис, сплошной западноевропейский Д.; но если он и употреблялся, то лишь в редких, единичных случаях.. Литер. см. в ст. Оружие.

П. ф.-Винклер.

dic.academic.ru

Доспех Википедия

Доспе́х[1] — кусок выкованного металла (комплект. На Руси древний оборонительный доспех назывался броня[2]. В Европе вплоть до XVII века в войнах использовалось за редким исключением только холодное оружие, именно оно вызывало до 90 % всех потерь в стычках, боях, сражениях и битвах и исход столкновений решался в рукопашной схватке. Поэтому доспехи были эффективным и целесообразным видом защитного оснащения. Впоследствии, по мере перехода к массовым армиям и повышения роли ручного огнестрельного оружия и артиллерии, доспехи в европейских армиях были в основном упразднены, каковой процесс главным образом завершился к началу XVIII века, хотя ещё некоторое время после этого они были распространены в качестве атрибута социального статуса воинского сословия. В других же регионах мира доспехи могли не потерять актуальность вплоть до конца XIX или даже начала XX века.

До распространения огнестрельного оружия именно доспехи отличали воина, и слово «вооружение» обозначало именно их. Это связано с тем, что доспехи, как правило, были менее доступны, чем холодное оружие, из-за сложности технологии их изготовления и количества необходимого материала, а также часто недостаточно удобны для повседневного ношения. Наличие у человека относительно недорогого меча или другого оружия, в принципе, ничего не означало или, в некоторых государствах, странах и эпохах, могло обозначать принадлежность к привилегированному сословию — в то время как надетые нагрудник, шлем или щит сразу давали понять, что этот человек собирается в скором времени использовать оружие против так же вооруженного противника.

Большая коллекция доспехов собрана в Эрмитаже [3].

История[ | ]

Естественная защита человека не превосходит по качеству его естественное вооружение, поэтому о защите от оружия человек начал задумываться сразу же после его возникновения. Защитное вооружение развивалось параллельно наступательному холодному оружию, так чтобы давать наибольшую защиту при существующих технологиях и при этом обеспечивать приемлемую для принятого в данной культуре типа боя подвижность. Оно прошло долгий путь эволюции: от защиты из звериных шкур, рогов и кости, через доспехи из металлической чешуи или колец, до полного рыцарского латника, не оставляющего открытым ни сантиметра столь уязвимого человеческого тела. Подробнее смотрите историю доспехов.

Комплекс доспеха и оружия тибетского воина XVII—XIX века, во многом аналогичный более ранним образцам

Следует иметь в виду, что на самом деле история доспеха не знала некоей «магистральной линии» развития; в ней было множество изолированных либо сообщающихся друг с другом направлений, а также свои подъёмы и упадки, обусловленные как общей неравномерностью развития материальной культуры, так и радикальными переменами в

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *