История флота (для детей 1 класса, доклад)

Россия – огромная страна, у которой есть выход к морю. Многие километры российских границ походят по береговой линии. Именно поэтому в нашей стране построено множество морских портов и военно-морских баз.

В настоящее время российский флот насчитывает множество гражданских и военных судов, обеспечивающих безопасность и торговые связи внутри страны и за ее пределами.

Как в России появился флот?

Первые корабли были построены в российском государстве еще в 9 веке, однако тогда они еще не были сильным и организованным флотом. Они использовали в основном для торговли или разовых военных операций.

В последующие годы на северных и южных границах страны начинают строить все более совершенные корабли, которые уже способны противостоять неприятелю на море и участвовать в военных конфликтах с Швецией и Турцией.

Первый настоящий военный корабль, соответствующий европейским стандартам, был построен на реке Оке в 1668 году на реке Оке и получил гордое имя «Орел».

Активное развитие флота началось в конце 17 века, когда страной правил Петр I. Именно он принял решение о создании флотилии из современных кораблей, которая могла бы обеспечить безопасность границ и стать гордостью государства.

Российский император увлекался мореплаванием с детских лет. Еще будучи совсем юным Петр ходил под парусом на небольшой шестиметровой лодке, ранее принадлежавшей его отцу. Задавшись идеей сделать Россию великой морской державой, император отправился в Европу, где в течение полутора лет изучал теорию и практику кораблестроения. После возвращения на родину за 15 лет Петру I удалось построить больше 2 сотен кораблей, ставших основой российского регулярного военно-морского флота.

В самом начале 18 века Петр строит новые верфи и открывает военно-морское училище, где готовят специалистов по постройке и управлению военными кораблями. Деятельность неутомимого императора дала свои плоды – его государство все сильнее укреплялось на море, одерживая одну за другой несколько внушительных побед.

К середине столетия в распоряжении страны была уже огромная флотилия, состоящая из нескольких сот судов разного размера и назначения.

После смерти Петра I флот стал постепенно утрачивать свое величие и боеспособность, а качество подготовки экипажей кораблей оставляло желать лучшего. Правители, руководившие страной после Петра, в большинстве своем не разделяли его любви к кораблестроению. Спустя годы в России началась работа по возрождению военно-морского флота: спускали на воду новые современные суда, корабельные специалисты отправлялись на практику зарубеж.

Несмотря на все трудности, за 300 лет существования флота наша страна одержала немало военных побед на море.

Современный военно-морской флот

Сегодня российский флот состоит из множества судов, базирующихся не только в нашей стране, но и за рубежом.

В состав флота входит боевая техника различного вида и назначения. Помимо крупных военных крейсеров Россия обладает атомными подводными лодками, авианосцами, самолетами морской авиации и десантными судами.

В задачи флота входит защита морских границ государства и обеспечение безопасности в территориальных водах России.

dokladiki.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: «История российского Военно-морского флота».

Познавательная беседа в подготовительной группе «История российского Военно-морского флота».

Цели и задачи. Познакомить с историей отечественного Военно-Морского Флота. Воспитывать патриотизм, пробудить интерес истории. Расширять знания и представления о военных профессиях; формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы; воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Военная одежда: бескозырка, гюйс, тельняшка

Словарная работа: долг, присяга, устав, судостроительная верфь, капитан, боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Ход беседы.

У каждого человека есть Родина! Наша Родина – это Россия. Родину надо любить, беречь и защищать. Посмотрите на карту. Границы нашей страны проходят через леса, поля, горы, моря и океаны. И защищают их войска сухопутные и морские.

Наша Родина — великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Но были времена когда Россия не имела флота. И враги притесняли нашу страну то с севера, то с юга. Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I.В конце XVII века небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров, невиданным ранее многолюдством. Здесь, на берегу Воронеж-реки, волею Петра 1 было положено начало отечественному флоту.

Город Воронеж избрал Петр центральным местом постройки Азовского флота, окрестности которого были богаты хорошим судостроительным лесом, а построенные здесь суда могли быть спущены на Дон.

К началу мая 1696 г. новопостроенный морской флот состоял из 2 кораблей, 23 галер, 4 брандеров и из вспомогательной транспортной флотилии в составе стругов, лодок и плотов. Первый корабль Азовского флота назывался «Апостол Петр». Он был спущен на воду в Воронеже 26 апреля 1696 г. Длина его была 34,5 метра, ширина–7,6 метр». На корабле было установлено 36 пушек.

На воронежской судостроительной верфи в течение трех месяцев были собраны и оснащены 26 судов.

Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям

Созданный усилиями всего народа русский боевой флот в многочисленных сражениях полностью оправдал свое назначение. Россия вышла к морю и стала великой морской державой.

Отгадайте загадку

Чьи на море корабли?

Из какой они страны?

Чтобы это знать могли

Капитаны, боцманы,

Эти разные квадраты

Прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают.

Семь ветров их раздувают.

(ФЛАГИ)

История Андреевского флага

Военно-морской (Андреевский) флаг

Андреевский флаг — главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.

Символика Андреевского флага имеет глубокие древние корни. Апостол Андрей — родной брат апостола Петра, покровителя Петра I. Оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели отношение к морскому промыслу. Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозваным. Апостол Андрей обошел земли, заселенные славянами. Он был в Киеве, где поставил крест, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова, тоже водрузил крест (ныне — это село Грузино, где построен Андреевский храм). Апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник-проповедник христианства. Его жизнь была увенчана мученической смертью — распятием на косом кресте

Апостол Андрей всегда очень почитался в России. В честь этого почитаемого святого, погибшего мученической смертью за веру, Петр Первый и дал Андреевский флаг своему любимому детищу — российскому флоту. «Флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». И до сих пор российские военные корабли ходят под Андреевским флагом.

Матроса мы с вами заметим из далека и не с кем не перепутаем, благодаря морской форме.

Формой называют одинаковую по цвету и покрою одежду. Но не всегда привычная и любимая всеми нами морская форма имела современный практичный и щеголеватый вид.

С созданием в России Петром Великим регулярного флота (1696 г) для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета.10 февраля 1706 года эта форма была утверждена официально. Матросам вменялось беречь свою форму — в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: «…если кто свой мундир проиграет…оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий — расстрелян или на галеру сослан…». Впоследствии форма моряков — цвет, покрой, сроки ношения — постоянно менялись.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года — как «…повседневный, будничный головной убор». А вот ленточки на них появились позже — в 1857 году.

Тельняшка – трикотажная нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы «для нижних чинов». Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды «остался на плаву». Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно — «морская душа»!

Отгадайте загадку

Он водил вокруг Земли

И суда, и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый …

Ответ: Капитан

Командир корабля – капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. На кораблях капитану подчиняются все. На кораблях есть много и других должностей и профессий: боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Штурман — это тот специалист, без которого не может обойтись ни один корабль.Говорят так: выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт — только штурман. Недаром необходимость таких специалистов была признана еще в петровские времена. 310 лет назад по указу Петра I в России была создана школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). С тех пор 25 января считается официальной датой основания Штурманской службы Российского флота. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.Ведь именно штурман должен определить и установить меры безопасности, чтобы ничто не помешало кораблю в море выполнить все поставленные задачи.

Сегодня мы с вами познакомились с историей российского Военно-морского флота. Узнали про двух главных людей на корабле: капитане и штурмане. Но и каждый член экипажа играет важную роль на корабле как в песне поется

« Экипаж — одна семья», автор текста (слов): ПогорельскийЮ.; композитор(музыка) : Плешак В.

Нам нужны для службы якоря и грозы,

Нужен нам устав, что помнят все матросы.

Нужен флаг, что реет над волною синей,

А всего нужнее Родина- Россия.

И тогда вода нам как земля.

И тогда нам экипаж семья.

И тогда любой из нас не против-

Хоть всю жизнь служить в военном флоте.

nsportal.ru

«История российского Военно-морского флота. «

История российского Военно-морского флота.

Познавательная беседа в подготовительной группе

Цели и задачи. Познакомить с историей отечественного Военно-Морского Флота. Воспитывать чувство гордости за родной край, пробудить интерес к его истории. Расширять знания и представления о военных профессиях; формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы; воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Материалы: карта России, фотографии города, царя Петра1, парусные корабли, современные корабли.

Военная одежда: бескозырка, гюйс, тельняшка

Словарная работа: долг, присяга, устав, судостроительная верфь, капитан, боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Ход беседы.

У каждого человека есть Родина! Наша Родина –это Россия. Родину надо любить, беречь и защищать. Посмотрите на карту. Границы нашей страны проходят через леса, поля, горы, моря и океаны. И защищают их войска сухопутные и морские.

Наша Родина — великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Но были времена когда Россия не имела флота. И враги притесняли нашу страну то с севера, то с юга. Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I.В конце XVII века небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров, невиданным ранее многолюдством. Здесь, на берегу Воронеж-реки, волею Петра 1 было положено начало отечественному флоту.

Именно наш город Воронеж избрал Петр центральным местом постройки Азовского флота, окрестности которого были богаты хорошим судостроительным лесом, а построенные здесь суда могли быть спущены на Дон.

К началу мая 1696 г. новопостроенный морской флот состоял из 2 кораблей, 23 галер, 4 брандеров и из вспомогательной транспортной флотилии в составе стругов, лодок и плотов. Первый корабль Азовского флота назывался «Апостол Петр». Он был спущен на воду в Воронеже 26 апреля 1696 г. Длина его была 34,5 метра, ширина–7,6 метр». На корабле было установлено 36 пушек.

фрегат, парусник «Апостол Петр».

На воронежской судостроительной верфи в течение трех месяцев были собраны и оснащены 26 судов.

Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям

.

20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 «указал», а Дума «приговорила»: «Морским судам быть» — государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Созданный усилиями всего народа русский боевой флот в многочисленных сражениях полностью оправдал свое назначение. Россия вышла к морю и стала великой морской державой.

Эту центральную площадь Воронежа знает каждый житель города(фото).Адмиралтейская площадь, на которой располагались петровские верфи, была торжественно открыта 7 сентября 1996 года, когда весь город праздновал 300-летие российского военного флота.

Площадь оформлена по проекту архитектора А. И. Ан и расположена на Петровской набережной. Главным ориентиром площади является Успенская Адмиралтейская церковь, построенная в XVII веке. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. Богослужения в ней совершал и первый епископ воронежский Митрофан, часто бывал сам Петр, который по легенде даже пел на клиросе. В центре площади установлена ростральная колонна. Эта стела — память о начале строительства флота.

Сегодня Адмиралтейская площадь — место массовых праздничных гуляний воронежцев и гостей города.

И этот памятник хорошо вам известен. Памятник Петру 1 в Петровском сквере от благодарных потомков.

Отгадайте загадку

Чьи на море корабли?

Из какой они страны?

Чтобы это знать могли

Капитаны, боцманы,

Эти разные квадраты

Прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают.

Семь ветров их раздувают.

(ФЛАГИ)

История Андреевского флага

Военно-морской (Андреевский) флаг

Андреевский флаг — главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.

Символика Андреевского флага имеет глубокие древние корни. Апостол Андрей — родной брат апостола Петра, покровителя Петра I. Оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели отношение к морскому промыслу. Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозваным. Апостол Андрей обошел земли, заселенные славянами. Он был в Киеве, где поставил крест, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова, тоже водрузил крест (ныне — это село Грузино, где построен Андреевский храм). Апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник-проповедник христианства. Его жизнь была увенчана мученической смертью — распятием на косом кресте

Апостол Андрей всегда очень почитался в России. В честь этого почитаемого святого, погибшего мученической смертью за веру, Петр Первый и дал Андреевский флаг своему любимому детищу — российскому флоту. «Флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». И до сих пор российские военные корабли ходят под Андреевским флагом.

Матроса мы с вами заметим из далека и не с кем не перепутаем, благодаря морской форме.

Формой называют одинаковую по цвету и покрою одежду. Но не всегда привычная и любимая всеми нами морская форма имела современный практичный и щеголеватый вид.

С созданием в России Петром Великим регулярного флота (1696 г) для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета.10 февраля 1706 года эта форма была утверждена официально. Матросам вменялось беречь свою форму — в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: «…если кто свой мундир проиграет…оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий — расстрелян или на галеру сослан…». Впоследствии форма моряков — цвет, покрой, сроки ношения — постоянно менялись.

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году.

Украшением матросской фланелевой рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной — без него и форма не форма. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года — как «…повседневный, будничный головной убор». А вот ленточки на них появились позже — в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки.

Со временем шляпы превратились в бескозырки, а шарфы — в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал — адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина — 140 сантиметров.

Тельняшка – трикотажная нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы «для нижних чинов». Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды «остался на плаву». Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно — «морская душа»!

Отгадайте загадку

Он водил вокруг Земли

И суда, и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый …

Ответ: Капитан

Правильно. Командир корабля – капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. На кораблях капитану подчиняются все. На кораблях есть много и других должностей и профессий: боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Штурман — это тот специалист, без которого не может обойтись ни один корабль.Говорят так: выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт — только штурман. Недаром необходимость таких специалистов была признана еще в петровские времена. 310 лет назад по указу Петра I в России была создана школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). С тех пор 25 января считается официальной датой основания Штурманской службы Российского флота. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.Ведь именно штурман должен определить и установить меры безопасности, чтобы ничто не помешало кораблю в море выполнить все поставленные задачи.

Сегодня мы с вами познакомились с историей российского Военно-морского флота. Узнали про двух главных людей на корабле: капитане и штурмане. Но и каждый член экипажа играет важную роль на корабле как в песне поется « Экипаж — одна семья», автор текста (слов): ПогорельскийЮ.; композитор(музыка) : Плешак В.

Нам нужны для службы якоря и грозы,
Нужен нам устав, что помнят все матросы.
Нужен флаг, что реет над волною синей,
А всего нужнее Родина- Россия.

И тогда вода нам как земля.
И тогда нам экипаж семья.
И тогда любой из нас не против-
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.

infourok.ru

Краткая история флота. От парусника до подлодки

Люди с давних времен начали пускаться в рискованные путешествия по просторам морей. Поначалу это были увеселительные прогулки. Но потом, с развитием науки, накопились знания о ветрах, течениях, штормах, и моряки стали предпринимать более заманчивые путешествия через океаны.

При этом они ориентировались по звездам. Настоящий рассвет дальнего мореходства наступил в 15-м и 16-м веках, когда на просторы морей и океанов вышли европейские открыватели новых земель и торговцы. На борту у них были уже такие навигационные приборы, как астролябия и компас. Эти путешествия возвестили о начале золотого века парусного флота, когда целые государства в поисках могущества и богатства боролись за господство на морских просторах.

К концу 19-го века парусники были вытеснены судами с двигателями. Первым кораблем, имевшим коммерческий успех и приводимым в движение машиной^ был «Клермонт». Свой первый рейс от Нью-Йорка вверх по реке Гудзон этот пароход сделал в 1807 году. Со временем паровой двигатель, работающий на угле, уступил место двигателям, работающим на топливе, полученном из нефти. В настоящее время некоторые корабли (в основном военные) используют энергию ядерного распада, впрочем, как и те электростанции, что получили название атомных. Современные мореплаватели взяли на вооружение последние научно-технические достижения: радио, радар, сонар, лазерные средства связи. Все это помогает безопасному судовождению, начиная от буксира и кончая супертанкером. В недалеком будущем появятся корабли новых конструкций. Они должны стать более быстрыми и экономичными.

Морские просторы как гостей принимают самые разные судоходные средства, включая (Рисунки снизу) суда на воздушной подушке, парусники, крейсеры, суда на подводных крыльях, подлодки, моторные катера, подводные аппараты и пароходы.

information-technology.ru

План-конспект занятия (4 класс) на тему: Конспект занятия «История русского флота»

Конспект занятия

«История русского флота»

Цель урока: Познакомить детей с историей возникновения русского флота.

Задачи урока:

 Образовательные

– дать понятие о важных событиях истории русского флота, о линейном корабле, фрегате, галере. А также познакомить с понятием адмирал и рассказать о том, как непросто заслужить чин адмирала на примере Павле Степановиче Нахимова.

Развивающие

 – развивать умение слушать, память, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные 

– воспитывать умение сопереживать, чувство патриотизма, гордости за людей, защищающих нашу страну.

Методы:

Рассказ, беседа, игры.

Дорогие коллеги, надеюсь, что моя разработка будет Вам полезна.


Ход урока

— Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное морское путешествие по «океану незнания». Нам предстоит преодолеть много трудностей, но мы надеемся, что вместе мы сможем справиться.

— А теперь устраивайтесь поудобнее. Итак, в нашем путешествии участвуют экипажи кораблей (по колонкам).

I – фрегат

II – галера

III – линейный корабль

— В ходе путешествия, мы узнаем, что это за корабли. Мы отправляемся бороздить просторы океана незнания (на доске висит карта, путь кораблей отмечен пунктиром, моделькой корабля мы движемся по пунктиру к первому острову).

— А вот и первая наша остановка, мы причаливаем к острову «история».

— Первый азовский поход 1695 года кончился бесславно. Пётр тяжело переживал неудачу, ходил мрачный, не с кем не разговаривал, но об отступлении не думал. «Без военного флота приморскую крепость не взять», — резко сказал он, когда генералы собрались на военный совет. «Ишь понаставили у нашей земли» — думал Пётр, — «А у меня что? Шутейные кораблики при потёмном дворце.… Нет, господа иноземцы, будет у нас флот настоящим!»

— Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты и лить пушки.

-Выстроили верфи, амбары, бараки. К весне всё было готово.

— В мае на новой 34 вёсельной галере «Принципиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска пополненные и отдохнувшие снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи. На сей раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно, но ведь турецкие корабли ничего не могли подвести к осажденному Азову – мешал русский флот. И когда кончились боеприпасы и продовольствие, туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Вскоре, после взятия Азова Боярская Дума по предложению Петра принимает постановление: «Морским судам быть». Этот день считается днём рождения Военно-морского Флота (20 октября 1696).

— «Англичане да Голландцы не могли перенести, что у нас свои корабли завелись. Боялись, чтоб в их морской торговле никакой помехи не вышло. И они стали заступаться за турок, помогать им». И тогда Пётр решил, что нужно выходить на Балтику, со шведами силой помериться. Да и встать надо к Европе поближе. Будем новый город ставить на Ладоге. На Неве. Болото, кочки, леса, речки, ручьи, острова в дельте Невы.

— Неважное было место да зато уж очень подходящее. И вот в мае 1703 года заложили на берегу Невы, на острове Янни – Саари, крепость в 6 бастионов. Имя её дали – Петропавловская.

— Так начался Санкт-Петербург – новая столица России. И её надо было защищать от шведов.

— Недалеко от устьев Невы лежал остров Котлин, заросший густым сосновым лесом. И лежал он в Финском заливе так, что только вблизи его можно было пройти к устью Невы, в других местах мешали отмели. И там началась стройка нового русского (флота) форта.

— Вы знаете, что такое форт?

Это укрепление с мощным вооружением. Конечно, шведам всё это – и Петербург и новый русский форт Кроншлот, часть будущей морской крепости Кронштадт – особого удовольствия не доставило.

— Уже через год начали они нападать на новую крепость. Хотя все нападения были отбиты, но без кораблей надёжно защитить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, пилы завизжали. На берегах рек Сясь и Свирь, а затем Невы возникли верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. К концу 1705 года он насчитывал более 2 десятков кораблей, фрегатов и галер.

— Итак, мы отправляемся дальше. Ребята, вот и первое препятствие. На нашем пути рифы. Вы готовы справиться с трудностями?

— Да!

— От каждого экипажа корабля нам потребуется 2 человека. Одному мы завяжем глаза, он будет кораблём. Второй будет направлять его командами: шаг вперёд, назад, вправо, влево. А стулья будут рифами. Задача пройти и не наткнуться на рифы.

— Молодцы!

— Мы отправляемся дальше к острову «кораблей». Здесь вы узнаете о своих кораблях.

— Страны, враждовавшие с Россией, теперь наши добрые соседи. А корабли, воевавшие в ту пору, сегодня увидишь только на картинках. Эти корабли делали из крепкого дерева. Днище и борта смолили смолой, чтобы не гнили в воде. На палубах ставили медные пушки. К высоким сосновым мачтам крепили паруса, и корабль, как огромная птица, скользящая по волнам.

— Самые большие корабли – линейные. Поменьше – фрегаты. Ещё меньше – корветы, бриги, клиперы, шхуны.

— На море и в океане не всегда бывает ветер. Там бывает и совсем тихо. О такой погоде моряки говорят «стоит штиль». Стоит штиль, и корабли стоят. Это теперь на кораблях машины, а тогда машин не было. Чтобы двинуться дальше, приходилось ждать ветра.

— Однако, были корабли, которые ходили в тихую погоду. Это галеры и малые галеры. На галерах и малых галерах имелись кроме парусов вёсла.

— У линейного корабля сотни пушек, у галеры их несколько. Линейный корабль высоко поднимается над водой и глубоко погружён в воду. В его трюме и порох, и чугунные ядра, и пресная вода в бочках, и мука для хлеба в мешках, запасные якоря, канаты – всего припасено на долгие месяцы плавания вдали от земли.

— А у галеры борта невысокие, в воде она сидит неглубоко. Моряки галеры не берут с собой много запасов, потому что плавают вблизи у берегов.

— Во много раз галера меньше фрегата и линейного корабля. Во много раз слабее. Но маленькие кораблики могут такое, чего не могут большие. Первое, о чём вы уже знаете, — галера может ходить в штиль, когда большой корабль не подвижен. Второе достоинство – она может плавать в шхерах. Представьте себе лес, затопленный водой. Из воды, насколько видит глаз, торчат остроконечные верхушки елей. Чтобы плыть среди такого затопленного леса, надо всё время лавировать, поворачивать, иначе можно наткнуться на верхушку дерева. В море бывают похожие места. Только из воды там торчат не вершины деревьев, а твёрдые скалы, камни, каменистые острова. Их великое множество. Это и есть шхеры. Большой корабль или застрянет в шхерах, или пропорет днище, налетев на скрытые в воде каменные глыбы.

— Мы расхваливаем галеру, а линейный корабль и фрегат будто поругали. Нет, не ругали. У большого свои обязанности в бою, у маленького свои. А уж адмиралы должны подумать, кому какое дело поручить. Адмиралы самые главные на флоте. Они командуют кораблями в морских сражениях. И мы с вами отправляемся на остров «Адмиралы».

— Ребята, справа по борту опасность, кажется, наши корабли хотят захватить пираты.

Пираты: Ага! Попались! От нас не уйдёте! (пробегает по классу и выбегает за дверь).

— Ребята, пираты нас окружили. Капитаны экипажей собирайте команды. Сейчас мы вам дадим карты. Вы должны будете найти путь, по которому мы сможем уплыть от пиратов.

Командам выдаются карты – лабиринты.

— Молодцы! Занимайте свои места, полный ход! Мы отправляемся дальше.

— У нас великая морская держава. По всем морям и океанам ходят наши торговые суда и военные корабли. Нелёгкое дело – морская служба.

— Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны, с моряков великой социалистической революции и первых российских мореходов. Российский флот – совершал кругосветные плавания, открывал неведомые земли и воевал, защищая страну от врагов. В морских сражениях было одержано много славных побед. Никогда не забудутся имена мужественных генералов, отважных матросов прежнего времени.

— Об одном из них я вам сейчас расскажу. Об адмирале Нахимове. Адмиралами моряки становятся не сразу, как не появляется сразу большое дерево. Путь к высокому адмиральскому званию Павел Степанович Нахимов начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской кадетский корпус, мальчик подолгу не видел своих родных и своего дома. На игры и развлечения времени у него не было. Занятия длились ровно полусуток: 4 часа утром, 4 днём и 4 вечером. Будущие моряки изучали 20 наук. Павел Нахимов учился прилежно, ведь чтобы командовать кораблём, нужны знания. Первый офицерский чин мичмана – Нахимов добыл старательным учением. А новые чины добывались труднее. Лейтенантом Нахимов стал во время плавания на фрегате «Крейсер».

— То было кругосветное плавание по многим морям и трём океанам: Атлантическому, Индийскому и Тихому. Плавание длилось 3 года с 1822 по 1825 год.

— Множество испытаний выпало тогда на долю мореплавателей: страшные бури, ураганные ветры, ливни, снегопады, холод и голод.

— Корабль мог разбиться об скалы, мог потонуть. Они побывали в Африке, Австралии, Северной Америке и с честью вернулись в родной порт Кронштадт на Балтийском море.

— Ещё труднее добывал Павел Степанович, следующий военно-морской чин – капитан – лейтенанта. Он заслужил его в сражении с турецко-египетским флотом. За умение и знания, за храбрость в боях и плаваниях. Нахимова назначили командиром фрегата «Палада». Потом Нахимов строил линейный корабль и плавал на нём. После командовал отрядом кораблей, а потом целой эскадрой. Менялись и чины моряка. От капитан-лейтенанта до капитана II ранга, затем капитана I ранга, потом контр-адмиралу и наконец, адмиралу. До самого высокого военно-морского чина – адмирала – Нахимову оставался один шаг.

— На Чёрном морем было неспокойно. Надвигалась новая волна Турции с Россией. Турция была гораздо слабее России. И султан не отважился на новую волну. Но султану советовали воевать Англия и Франция. Долгое время эти страны были хозяевами на морях. А теперь приходилось считаться с Россией, с её флотом. И эти страны решили сообща нанести России удар, который надолго ослабил бы её. Начать войну надо было Турции.

— Русский царь Николай I, правивший в ту пору, охотно решился на войну с султаном. Он и представить не мог, какая опасность собирается над Россией. Утром 5 ноября 1853 года при штиле на эскадре Нахимова услышали далёкую орудийную стрельбу. Все встревожились. А через несколько дней наконец-то обнаружили турецкую эскадру. Чтобы турецкая эскадра не ушла из Синодской бухты, Нахимов загородил выход из неё тремя линейными кораблями. Утром 18 ноября русские корабли пошли в бухту под градом турецких ядер. Русские в полдень встали против турецких кораблей и сами начали быструю стрельбу из орудий. Горели корабли неприятеля. Не прошло и 3 часов, а турецкая эскадра (15 кораблей из 16) была уничтожена. Русские корабли все были целы. Но все они были повреждены. Севастополь торжественно встретил победителей. Все ликовали. Известие о морской победе разнеслось по России. Так победами на море и на суше закончился первый год войны. Самым славным героем этих побед все называли вице-адмирала Нахимова.

— Англия и Франция увидели, какие грозные поражения потерпела Турция и сами вступили в войну с Россией. Началась героическая оборона Севастополя. Она продолжалась 340 дней и вошла в историю, как небывалый до того подвиг солдат и матросов, их командиров. На 3 году Крымской войны Нахимов получил чин адмирала, но матросы и простые солдаты задолго до царского указа считали его главным командиром Севастополя. Его распоряжения. Даже самые суровые и опасные, исполнялись беспрекословно. Матросы и солдаты видели, что Нахимову родина дороже собственной жизни. Вот видите, как непросто стать генералом. Итак, мы отправляемся дальше. На нашем пути опять рифы. Ребята, наши корабли не смогли уйти от опасности. У нас много повреждений. И мы не можем отправиться дальше, пока не устраним их. Справимся?

— Да!

Мозаика «Собери корабль».

— Молодцы!

— И с этой опасностью мы легко справились. Остался последний остров на нашем маршруте по океану «Незнания». Это остров «Морской флот в наши дни». Нынче наши корабли способны нести боевую службу в самых отдаленных районах Мирового океана. Кроме кораблей различного назначения наш флот имеет скоростную ракетную авиацию и морскую пехоту.

— Современный боевой корабль – сочетание технических и энергетических устройств, радиоэлектронных систем, ракетно-артиллерийских комплексов. Гордостью российского кораблестроения являются атомные ракетные подводные лодки и крейсера. Не случайно в стране отмечается праздник «День ВМФ», потому что это наши защитники, герои, сильные и мужественные люди, отдающие свою жизнь Отечеству.

— На этом мы заканчиваем наше путешествие. Вы все молодцы! Я рада, что вам понравилось наше путешествие!

Игра «Вопрос-ответ».

Дополнительный материал к уроку.

     Пётр I

Фрегат

Галера

Линейный корабль

П.С. Нахимов

Севастополь

nsportal.ru

История флота

   После падения Рима традиции римского кораблестроения продолжает Византия. Странно, но о византийском кораблестроении известно немного. Следует полагать, что византийцы использовали опыт римлян. Византийский флот был очень сильный и состоял из дромонов (рисунок) — двухмачтовых судов с двумя рядами весел, вооруженных катапультой, с помощью которой вражеские корабли обстреливались «греческим огнем». Известны историкам и морские сражения византийцев с ладейным флотом Киевской Руси, закончившиеся разгромом русичей.
   Но настоящими строителями судов, которых по праву можно считать первыми парусниками в истории флота, историки считают норманнов, живших по берегам Дании и Скандинавского полуострова в V—XI веках н. э.
   Пустынные скалистые берега, суровый климат — все это мешало развитию сельского хозяйства на побережье. Основным занятием норманнов было рыболовство. К концу VII — началу VIII века появившаяся у норманнов родовая знать активизировала военную деятельность, и многие мирные рыбаки постепенно превратились в пиратов.
   О норманнах (их еще называли викингами) написано немало книг. Они были неустрашимы в бою, жестоки и коварны, как и подобает пиратам. С каждым годом их набеги становятся все более и более дерзкими. В IX веке норманны уже доходят до южных берегов Франции, грабят прибрежные города Италии. В начале X  века норманны поселяются на берегу Франции, образуя провинцию Нормандия.
   В дерзости и смелости викингам отказать нельзя. Это они отрыли Исландию и Гренландию, их суда задолго до Колумба пришли к берегам Северной Америки. Период VIII-XI веков в истории скандинавских народов называют «эра викингов», отмечая исключительное значение открытий, сделанных норвежскими, датскими и шведскими мореплавателями.
   Свои корабли викинги называли «морскими конями», «волками», «драконами» (дракарами) (рисунок) . Специалисты историки утверждают, что корабли викингов могли плавать не только по ветру, но и при боковом ветре. Дракары выдерживали сильные штормы, их не захлестывали даже самые высокие волны. Помимо паруса, корабли викингов были оснащены и веслами.
   Чисто парусные корабли появились в эпоху феодализма, во времена крестовых походов. В многочисленных летописях, описывающих «ратные подвиги крестоносцев», говорится, что защитники «гроба господня» пересекали Средиземное море на парусных нефах. Неф (рисунок) (испанское «нао» или португальское «неу») — это не название какого-либо определенного вида судов, скорее всего — просто название парусного корабля того времени. Описания нефов X—XII веков, к сожалению, не сохранились, и мы можем лишь догадываться об их величине и вооружении. Более подробные сведения о нефах содержатся в документах XIII века, а еще точнее — в контрактах, заключавшихся поверенными Людовика IX с корабелами Венеции, Генуи и Марселя, когда французский король собирал флот для седьмого и восьмого крестовых походов. Документы XIV и последующих столетий еще более точны. По ним можно проследить все изменения в конструкции и вооружении, которым подвергались суда. Можно выяснить, что нефы были военные и купеческие, проследить, как постепенно они к XVII веку, перерождаются в линейные корабли, из которых уже потом, к середине XIX века, выросли броненосцы.
   Неф XIII столетия — это судно из дерева до 600 тонн водоизмещением, с одинаковыми скуластыми обводами носа и кормы, с высокими надстройками на них, где во время боя размещались арбалетчики. Каюты расположены на палубе уступами, выходящими за корму. В корме с обеих сторон вырублены отверстия для коротких, с широкими лопастями весел, которые служат рулями. Самого руля еще нет — он появится немного позже. На нефе две мачты-однодревки. Передняя (фок-мачта) — установлена на самом носу корабля. Она выше задней (грот-мачты), которая стоит на середине, и по высоте равна длине киля. На вершинах (топах) мачт — защищенные площадки для наблюдателей. Реи сколочены из двух дерев каждая, и на фок-мачте она равняется длине киля, на грот-мачте немногим меньше. На этих столь внушительных размеров реях — треугольные (их называют латинскими) огромные паруса. И хотя уже существуют  рифы, с помощью которых можно уменьшать площадь парусов в зависимости от силы ветра, управляться с такими парусами не очень-то легко, особенно при перемене курса. Надо думать, что реи довольно часто ломались: на каждом нефе полагалось иметь по три запасных реи для каждой мачты.
   На нефах было по три шлюпки и до двадцати якорей весом от 100 до 1500 кг. Объясняется это тем, что шпилей в те времена еще не знали, якоря поднимались вручную, и если якорь не могли вытащить, то просто обрубали канат.
  Окрашивались нефы различными красками и расцвечивались многочисленными яркими флагами и вымпелами. Паруса были цветными: от ярко-алых до траурно-черных. Впрочем, черные паруса поднимались не только в знак траура. Они были невидимы неприятелем ночью, за что и получили название «волчьи». Если же капитан нефа был уверен, что враг или достаточно далеко, или не осмелится напасть на корабль, то ночью судно освещалось фонарями — по одному фонарю на каждого члена команды. Вероятно, это было красочное зрелище!
   Экипажи некоторых нефов, которые стали появляться уже с XIII века, если судить по собраниям морских правил (статусов), насчитывали до ста — ста пятидесяти человек.
   Такие суда могли брать на борт до тысячи пассажиров. Нельзя сказать, что путешествовали в те времена с комфортом. В Марсельских статусах XIII века есть специальная статья, которая определяет порядок размещения пассажиров на судне. Койкой для двух человек по этой статье должен был служить подвешенный за углы кусок парусины, чуть более полутора метров длины и полметра ширины. Даже команда судна ограничивалась в количестве перевозимого багажа. Каждый матрос или лоцман мог пользоваться матрацем весом не более шести килограммов. Если же вес матраца был больше, они обязаны были платить хозяину судна как бы за прокат матраца. Однако, несмотря на неудобства и лишения такого путешествия, от желающих не было отбоя.
   Вот как описывает состав пассажиров нефов Н. Боголюбов:
«Старый и малый, богатый и бедный, бедняк и купец, рыцарь и монах, мужчины и женщины наполняли суда, отправляющиеся в Палестину. В числе путников находились и искатели приключений, с жаждой подраться с неверными и вкусить прелести бродячей жизни, исполненной всяких лишений, случайной наживы грабежом, игрой, пьянством и развратом, в который впадали зачастую ревностные богомолки, сопровождавшие войска в Палестину под личиной благочестия. Историки того времени, свидетельствуя о религиозном брожении, говорят, что несмотря на массы судов, занимавшихся перевозкой богомольцев, их часто недоставало, чтобы удовлетворить всех путешественников, что судохозяева мало имели выгоды от такого промысла, потому что пассажиры-авантюристы часто не платили за проезд, несмотря на уговор, да сверх того, по понятиям того времени, многие судохозяева, как люди религиозные, забирали бедняков-богомольцев бесплатно, «ради Христа», а многие хоть бы и не хотели перевозить их даром, но не решались отказать, чтобы не сочли их за богоотступников».
   Четкого разделения на военные и торговые суда в те времена не существовало. Типичным военным судном той эпохи была лишь гребная галера (рисунок) , имевшая длинный узкий корпус. Обычно на галерах было две мачты, которые несли латинские паруса. На носу галеры находилась большая площадка, где размещались солдаты при подготовке к бою. В задней части галеры сооружали «беседку», боковые стороны которой пышно украшались. Над ней возвышался балдахин, обычно изготовленный из дорогих тканей. Средняя часть галеры, где располагались гребцы, делилась продольным мостиком — куршеей, по которой обычно ходили надсмотрщики — комит и подкомиты. Нос галеры переходил в длинный таран, возвышавшийся над водой. Имели галеры и свою «артиллерию», располагавшуюся в носу корабля, сначала это были катапульты, а позднее пушки.
   Техника боя не отличалась от применявшейся в античные времена: галера шла на вражеское судно, обстреливая его, и как только таран вонзался в неприятельский борт, солдаты бросались на абордаж.
   В отличии от Средиземноморья в Северной Европе в это время строят в основном когги (рисунок) — торговые суда с круглым корпусом, с одной или двумя мачтами. На носу и корме располагались площадки, где находились воины для защиты от пиратов, что уменьшало отличие торговых судов от военных, имевших похожую конструкцию.
   Развитие судостроения привело к созданию на Средиземном море галеасов (рисунок) — корабля промежуточного типа, задуманного как комбинация галеры и парусника. Галеас имел ряд преимуществ над галерой: высокие борта позволяли совершать плавание в зимнее время, галеасы были очень вместительны, что позволяло брать на борт большое количество солдат, а затем и вооружать большим числом пушек. Венецианские галеасы сыграли главную роль в победе над турецким флотом при Лепанто в 1572 году.
   Но все эти корабли имели один существенный недостаток — плохие мореходные качества, не позволявшие им совершать длительные дальние плавания в открытом море. Тогда как неф, или просто судно, продолжал развиваться. К концу XV – началу XVI века нефы совершенствуются: увеличивается количество мачт (до четырех), усовершенствуется руль. С изобретением пороха на судах устанавливается артиллерия. Сначала пушки устанавливают только на верхней палубе, а затем по всему корпусу прорезают в бортах специальные отверстия — порты.
   Самое крупное судно в XV веке — каракка (рисунок) — корабль, вероятно, португальского происхождения. В силу своей мореходности, прочности и вместительности, а корабли этого типа строились для плавания в Атлантике, каракки строят в Испании, Португалии, Венеции, Турции, Англии, Франции. Наряду с каракками получили распространение, в особенности в Испании и Португалии, каравеллы. Они были небольшого размера, чаще всего несли косые паруса и отличались хорошими мореходными качествами. С именем каравеллы у многих связано представление о Великих географических открытиях, хотя в действительности плавания совершались на каракках, а каравеллы выполняли в экспедициях только вспомогательную роль. С названиями этих судов связана эпоха открытий. Каракка «Санта-Мария» (рисунок) и каравеллы «Пинта» и «Нинья» (рисунок) Христофора Колумба — первые европейские корабли, которые пересекли Атлантический океан. На своих каракках Васко да Гама впервые достиг морским путем берегов далекой Индии, каракка «Виктория» Фернана Магеллана (рисунок) — первый корабль, совершивший кругосветное путешествие.
   К середине XVI века каракка в своем развитии дает жизнь новому типу корабля — галеону, который постепенно вытесняет свою предшественницу. Но замещение происходило постепенно и во флотах Европы наряду с галеонами несли службу и каракки, пока в начале XVII века не исчезли совсем.

30school.ru

Откуда взялись корабли?История кораблестроения

Сегодня, мои маленькие друзья, мы узнаем с вами, как развивалось кораблестроение за тысячи лет развития человечества. С каких плавательных средств оно начиналось, и какие корабли есть в наше время. Самым первым судном, на котором человек впервые поплыл по воде, был плот. Надоело людям искать брод, чтобы перебраться через широкие реки и придумали они, как переплавляться по ним беспрепятственно, да поклажу перевозить.

Срубили несколько деревьев, обтесали ветки, да связали бревнышки вместе. Получилось замечательное, но не слишком удобное плавательное средство.

Ведь на плот практически не управляем, и несет его река, как хочет, только успевай шестами от подводных камней отталкиваться.

Тогда человек придумал первую лодку, на которой не так опасно было плыть даже по синему морю. Взял он толстенное бревно и выдолбил в нем сердцевину, получилась лодка, которая могла управляться длинной доской – веслом.

Но на такой маленькой лодке много не увезешь, да и вмещает она всего лишь одного, двух человек. И решили люди сделать лодку больше, используя много толстых досок, скрепленных вместе. А чтобы гребцам было легче грести, придумали парус, который используя силу ветра, тянул судно вперед. Такая большая лодка называлась ладьей. Ладья уже использовалась не только для плавания по рекам, но и для путешествия в открытом море, вмещая в себя много груза и несколько десятков воинов и гребцов.

Но чем человечество становилось взрослее, чем становилось его больше, тем больше требовались и парусные суда. Их стали строить очень большими и отправлялись на них в плавания на дальние расстояния, находясь в пути много месяцев. Такие громадные лодки стали называться кораблями и вмещали в себя уже не десятки, а сотни человек. Морские корабли были разными по назначению и грузоподъемности и назывались все по-разному. Каравеллы, фрегаты, шхуны, бригантины уже имели не один, а множество парусов, которые располагались один над другим на высоченных мачтах.

Ветер конечно хороший помощник для передвижения по морям-океанам, но очень уж трудоемко управляться с множеством парусов и на их обслуживание требовалось много матросов. Тогда люди придумали паровую машину, которая без всяких парусов двигала корабль по воде. Накидают кочегары уголь в топку, вода закипит в специальных котлах, превращаясь в пар, и под его давлением начинают крутиться огромные колеса-лопатки, толкая корабль вперед. Судно так и стало называться пароход.

В наше время пароходы уже не используются. Их заменили теплоходы, электроходы и атомоходы.  Летит по морским просторам такой теплоход с огромной скоростью. Вместо колес-лопастей у него гребной винт, который на много быстрее двигает судно, ввинчиваясь в воду. Не суда, а целые плавучие города теперь плавают по океанам.

Современные суда строятся на судостроительных заводах и тоже предназначены для разных целей. Есть мощные военные крейсеры, обшитые толстой, крепкой броней, которые ходят по морским границам нашей родины, охраняя территорию от контрабандистов, браконьеров и других нарушителей.

Есть громадные ледоколы, которые своим тяжелым носом прокладывают путь другим кораблям в скованных льдом морях, ломая многометровые толщи льда, словно стекло.

Много разных кораблей придумали люди. И корабли пожарники, которые если загорится нефть на море, тут же приплывут и потушат пожар. Корабли рыболовы бороздят море и огромным сачком-тралом ловят рыбу. Есть даже корабли подъемные краны, которые строят причалы у берегов и нефтяные вышки в море. Вот такая получилась история возникновения и развития морского флота.

partnerkis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *