Содержание

Политическая партия — это что за организация?. Современные политические партии :: SYL.ru

В переводе с греческого «политика» — «искусство управлять государством», а «парс» — «часть». Следовательно, политическая партия – это часть населения, принимающая участие в управлении государством либо стремящаяся к этому.

Зачем нужны политические партии

Политическая партия – это, по сути, единственная возможность для народа принять реальное участие в управлении страной.

Потому что это делает либо диктатор — король, император, или пожизненный правитель тоталитарного государства, либо представители элиты — дворяне, старейшины, наиболее уважаемые или богатые члены общества. Ни в том, ни в другом случае основная масса народа возможности выразить свое мнение по поводу управления страной не имеет. Вернее, один способ есть – и этот способ называется бунт. Именно так выражали недовольство правлением монархов в Англии и Франции, России и Италии. Результат обычно был весьма печальным. Переворот – не лучший способ изменить политический курс страны, у него слишком много побочных эффектов.

Медленно, но верно государства Европы, а за ними и остальной мир, двигались к пониманию того, что политическая партия – это самый простой и эффективный способ регулирования общественной жизни.

Эволюция политических партий

Существуют политические партии и движения не одну тысячу лет. Появились они еще в Древней Греции как инструмент реализации права народа на управление. В Афинах существовали партии жителей гор и жителей долин, партии знатных граждан и черни. В записках Аристотеля сохранилось много информации о политической борьбе в Древней Греции. Конечно, это не были современные политические партии – организации солидные, со строгой иерархией и четкими целями. В Древней Греции подобные общественные объединения не имели ни постоянного состава, ни внятной программы. Это были просто немногочисленные группировки людей со сходными интересами и потребностями. Для предельно простой древнегреческой демократии такого выражения народного мнения было вполне достаточно.

В определенной форме партии существовали и во времена абсолютной монархии – Средневековье, Возрождение. Опять-таки, это были не организации в современном понимании, а скорее временные объединения влиятельных людей. Создавались они для достижения конкретной цели и никакого отношения к народовластию не имели. Максимум, на что претендовала такая политическая партия – это добиться влияния при дворе, обеспечив себе тем самым власть и определенные материальные выгоды. На абсолютизм монархии эти группировки никак не влияли. Наоборот, целью каждой из них было либо добиться благосклонности короля, попасть в фавориты, либо подчинить его себе, вынудив принимать решения, которые соответствовали бы интересам лидирующей партии.

Появление политических партий современного типа

Современные политические партии возникли только после ликвидации абсолютной монархии. Именно после буржуазных революций политическая жизнь в странах Европы приобрела те формы, которые можно видеть и сегодня. До этого они попросту физически не могли существовать.

В Европе было введено всеобщее избирательное право.

Если раньше любые обсуждения сводились к дебатам в парламенте, то есть во внимание принимались только интересы знати, то после предоставления права голоса народу возникла необходимость учитывать его интересы. До буржуазной революции общество делилось на дворян, торговцев и чернь. Социальная дифференциация привела к возникновению новых классов. Буржуазия и пролетариат впервые стали реальной политической силой и общественные организации начали бороться за их симпатии. Возникла необходимость в четких программах, которые можно предъявить избирателям, чтобы привлечь голоса. Людей нужно было заинтересовать, привлечь, чтобы обеспечить себе победу на выборах. Деятельность политических партий стала социально направленной – это был единственный способ занять лидирующее положение в борьбе за власть.

Партии как способ выражения общественного мнения

В тех странах, в которых восторжествовала буржуазная революция, естественным образом возник парламент, как самая удобная форма реализации политической власти. Именно к нему перешли законодательные функции, ранее находившиеся в ведении монарха. Место в парламенте как минимум, парламентское большинство как максимум – именно в этом политические партии и движения видели цель и смысл своего существования. Звучит достаточно цинично, но доказать идеализм общественного деятеля и его искреннюю убежденность в собственной правоте, увы, невозможно. А вот оценить усилия по продвижению к верхним ступеням политической лестницы можно. Да и так ли важно, что стоит в основе тех или иных социальных инициатив – благородные убеждения или жажда власти? Если эти инициативы полезны и нужны – это не имеет значения. Если вредны – тоже.

Политические партии боролись за сохранение рабства и его отмену. Политические партии боролись за сокращение рабочего дня, запрет на детский труд — и за сохранение статуса кво. Любые инициативы общества, любые практические воплощения его желаний и стремлений приводили к возникновению новых социальных организаций. В этом и заключаются функции политических партий.

Именно шанс отдать голос приглянувшейся партии дает гражданам возможность реально повлиять на общественную жизнь в стране. В этом плюс демократии, но в этом и ее минус. Критики подобной системы делают акцент на том, что любая программа политической партии носит прежде всего популистский характер. Не все важные и нужные изменения будут одобрены обществом. Не все изменения, которые будут одобрены обществом, нужны.

Недостатки многопартийных систем

Многие необходимые экономические реформы никогда бы не осуществились, если бы для их реализации нужно было одобрение большинства. Увеличение налоговой ставки, поднятие пенсионного возраста, закрытие крупных убыточных предприятий, дающих работу большому числу людей — все эти объективно необходимые мероприятия проводились не благодаря, а вопреки волеизъявлению большинства. Да, рост налоговой ставки приведет в конечном итоге к повышению уровня социальной защищенности. Да, при увеличившейся средней продолжительности жизни имеет смысл поднять возрастную планку выхода на пенсию – это снизит нагрузку на пенсионные фонды и увеличит поступления в бюджет за счет налогов, взимающихся с заработной платы. Да, убыточные предприятия дотируются государством и выгоднее их закрыть, организовав новые рабочие места, чем содержать, продолжая расходовать деньги впустую. Теоретически это очевидно, но практически люди, интересов которых касаются эти изменении, будут против. Деятельность политических партий, поддерживающих подобные реформы, избирателями будет не просто не понята. Они сочтут ее прямым предательством их интересов.

Вместе с тем не раз бывало, когда большинство поддерживало политические программы, не принесшие ничего, кроме бед.

Фашисты в Германии пришли к власти в результате законного голосования. Лидирующая политическая партия Палестины, Хамас, в ряде стран Европы считается террористической организацией. Многие чудовищные преступления против человечности совершались именно при поддержке большинства. Ксенофобия, расовая, религиозная нетерпимость, приверженность жестоким традициям – это ведь далеко не всегда удел самых отсталых слоев общества. В бедных странах, в странах с низким уровнем образования, в странах, измученных войной или голодом именно эти настроения являются доминирующими. И, конечно, общественно-политические партии будут отражать стремление народных масс найти врага и уничтожить его. А уж справедливо это или нет, гуманно или не очень – об этом будут говорить в лучшем случае дети тех, кто голосует за радикалов. А может, и внуки.

Этими соображениями в свое время руководствовались и древние греки, критикуя демократию. Большинство – это толпа, чернь. Она необразованна, жестока и эгоистична. Не лучше ли передать управление достойным правителям, упразднив политические партии? В обществе, управляемом людьми образованными и высокоморальными, будут невозможны жестокость или несправедливость.

Зачем нужны политические партии

Увы, несмотря на все свои недостатки, демократия пока – самый действенный механизм реализации управления государством. Потому что достойные правители хороши на страницах философских трактатов. А в действительности такие люди встречаются крайне редко. В отличие от коррупционеров, приспособленцев или самодовольных глупцов. И единственный способ отстранить таких людей от власти – волеизъявление народа, недовольного результатами их деятельности. Демократия предполагает, что налогоплательщики – это работодатели. Они оплачивают труд представителей властных структур, те – всего лишь наемные работники. И они либо справляются с выполнением социального заказа, либо нет. И именно политические партии играют роль посредников между государственной машиной и избирателями. Они – маркер, отражающий мнение большинства. Именно в этом состоят основные функции политических партий. Конечно, они этим не исчерпываются. Политические партии не только выражают общественное мнение, они и формируют его, создают идеологию так же, как производитель создает товар, а потом предлагают ее потребителям-избирателям, надеясь обойти конкурентов.

Да, вряд ли убежденный либерал заинтересуется тоталитарными течениями, а националист вступит в партию, борющуюся за равноправие национальных меньшинств. Но внутри идеологического течения партии вполне способны изменить мировоззрение масс. Националист, прослушав убедительную речь, может стать радикальным шовинистом, а либерал – вдохновенным революционером.

Кроме основных, у партий есть и побочные функции: подготовка управленческих кадров, политическая социализация граждан, участие в избирательном процессе и контроль за ним.

Партия или не партия?

Но чем же тогда общественная организация отличается от стихийно собравшейся на центральной площади города толпы? Ведь участники митинга тоже объединены общими целями, у них сходные нужды и убеждения, более того – они очевидно выражают мнение народа. Интуитивно каждый понимает, что есть определенные признаки политической партии, позволяющие отличить ее от любого стихийного собрания. Каковы же они?

В-первых, политическая партия – ни в коем случае не организация-однодневка. Это долговременное общественное объединение, четко организованное и структурированное. Внутри партии существует строгая иерархия, официально оговоренная в уставе – так же, как и на любом предприятии. Просто в данном случае потребителям предлагают не кастрюли или утюги, а политические убеждения.

Во-вторых, политическая партия всегда имеет четко сформулированную программу. Хорошую ли, плохую ли, не важно. Но у любой партии должны быть явно обозначенная цель, единая идеология и внятные стратегии.

В-третьих, конечной задачей такой общественной организации является достижение власти. В этом суть политических партий. Все они стремятся занять как можно более высокую ступень в политической иерархии страны. Только так можно осуществить поставленные задачи. Впрочем, есть разновидность партий, которые на самом деле к власти не стремятся. Они существуют только в качестве выразителей общественного мнения. Это – «партии давления», их задача – вынудить властные структуры поступать тем или иным образом. Это могут быть борцы за права национальных меньшинств, профсоюзы, сторонники определенной конфессии.

В-четвертых, политические партии – объединения добровольные. Членство в них не может быть обязательным. Люди вступают в политические партии только тогда, когда разделяют их убеждения и цели.

Именно эти внешние признаки политической партии позволяют отличать ее от любой другой общественной организации.

Классификация партий и партийных систем

Политические партии могут разделяться по следующим признакам:

  • По отношению к социальным преобразованиям – умеренные, радикальные и консервативные.
  • По территориальному признаку – республиканские, региональные, городские.
  • По социальной ориентации – партии аграриев, предпринимателей, пенсионеров.
  • По идеологической базе – коммунисты, анархисты, либералы, фашисты.
  • По степени приближенности к власти – оппозиционные и правящие, нелегальные и легальные.

Как видно из списка, политические партии 20 века отличаются большим разнообразием. Любая социальная тенденция немедленно приводит к появлению новых общественных организаций.

Политические системы различных государств тоже разнятся. В некоторых странах традиция предполагает существование двух равнозначных партий, борющихся за голоса избирателей. Так, в США за власть сражаются либералы и демократы, а население страны решает, кому же в этот раз отдать предпочтение.

В Канаде и Великобритании за власть борются не две, а три силы. Две основные политические партии, пользующиеся симпатиями населения, и третья – новичок. Она редко набирает достаточное число голосов для победы на выборах, но может объединиться с одной из крупных партий, тем самым обеспечив ей победу.

В большинстве стран действует многопартийная система. При этом проходной балл зачастую настолько низок, что большинства в парламенте ни одна из сил получить не может. Это приводит к образованию коалиций, которые постоянно перетасовываются, придавая политической жизни дополнительную остроту.

Существуют государства, в которых партий нет вообще. Это абсолютные монархии – Оман, Иордания, Кувейт. В СССР официально существовала только одна партия. Правда, в Конституции было прописано право на свободное выражение политических предпочтений граждан, но оно так и осталось декларативным.

Однопартийные системы

Существуют и варианты, когда в стране есть многопартийная система, но реальной поддержкой избирателей пользуется только одна партия. В Японии население неизменно голосует за либерально-демократическую партию, в России 21 века – за единороссов.

Такое постоянство имеет как свои плюсы, так и свои минусы.

С одной стороны, правящая партия может утратить активность, принимая симпатии избирателей как должное. С другой – политическая система при этом отличается высокой стабильностью, а организованная вертикаль власти, состоящая из единомышленников, позволяет быстро и эффективно реализовать любое начинание.

В настоящее время политические партии России, несмотря на все свои старания, не могут составить конкуренцию лидеру. Хотя в средствах массовой информации и звучат обвинении в подтасовке результатов выборов, большинство избирателей все же предпочитает голосовать за «Единую Россию».

Партийное многообразие и «Единая Россия»

При этом в стране представлены практически все возможные политические направления, избирателям есть из чего выбирать. Есть и либеральные, и консервативные течения, и националисты, и коммунисты, и социалисты. Политические партии России как раз склонны к чрезмерному дроблению. В определенном смысле это бизнес. Существует даже такое понятие, как «партия под ключ». Излишняя раздробленность лишает эти общественные объединения реальной возможности чего-то достичь. Слишком уж мизерный процент голосов приходится на каждую из таких партий-однодневок. В итоге в Думу год за годом проходят одни и те же, хорошо знакомые избирателям партии. Коммунисты, националисты, социал-демократы и, конечно, «Единая Россия». У каждой из этих партий есть свой круг избирателей, стабильный и нерушимый. Новичку втиснуться в эту обойму лидеров практически невозможно. Таким образом, межпартийная борьба в России парадоксальным образом отсутствует. При очень большом числе кандидатов победители гонки известны заранее. А уж позиция лидера практически закреплена за «Единой Россией». И это вовсе не фальсификация. Партия действительно пользуется огромной популярностью у россиян. Причем, возможно, многие из голосовавших за «Единую Россию» даже не знают, в чем же состоит ее предвыборная программа. Но поддержка госаппарата обеспечивает огромное преимущество: партия напрямую ассоциируется с властью, с личностью президента страны. Только этого достаточно, чтобы люди отдавали свои голоса именно «Единой России», а не ее многочисленным конкурентам.

www.syl.ru

Зачем и для чего нужны политические партии в современной России? Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

В.Е. Сафонов

ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

В данной статье рассматривается такой элемент гражданского общества, как политическая партия, дается определение этому понятию, раскрываются причины возникновения и условия, влияющие на ее создание. Большое внимание уделяется вопросу существования политической партии в России. Анализируется современная политическая ситуация в стране.

Ключевые слова: партия, однопартийная система, пропорциональная избирательная система, протопартия, политический класс, гражданское общество, демократическое государство.

Вопрос о политических партиях в современной России — это не праздный вопрос, и он возник не сегодня и не вчера. История политических партий показывает, что они являются тем звеном, которое непосредственно связывает государство и гражданское общество, и изначально находятся в эпицентре политической борьбы. Сокрушительные баталии политических идей в их историческом развитии проливают много света на поступь политических движений.

На протяжении последних столетий партии развивались в условиях политической организации общества. Можно спросить, является ли политическая партия в конечном счете продуктом развития экономических отношений и не суть ли она результат классовой борьбы. История дает свидетельства и того и другого. Однако бесспорно одно: на формы и структуру политической организации общества, кроме основных факторов, большое влияние оказывала и продолжает оказывать идеология соответствующих классов, борющихся групп и их наиболее одаренных представителей, объединенных в политические партии. Таким образом, политическая

© Сафонов В.Е., 2010

партия, связанная процессами, происходящими в социально-экономической сфере общества, это относительно самостоятельная творческая сила, воздействующая на все стороны общественной жизни.

Полагаем, что не устарели в этой связи ленинские призывы проводить различие между фразами и действительными интересами: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Для России все сказанное имеет особую актуальность с учетом новых явлений и процессов, вызываемых к жизни современным этапом развития общества, и в сопряжении с задачами преобразования всех сфер государственной и общественной жизни. Именно поэтому вопрос о российских политических партиях — это вопрос, имеющий непреходящее значение для будущего многонационального народа России.

Партия (фр. parti, нем. Partei, англ. party, лат. раге (parties) означают часть, группу) до возникновения массовых политических партий в XVIII-XIX вв., представляющих собой институт уже развитой политической системы, означала группу людей, которая боролась с другими группами за власть.

Необходимо отметить, что теоретические представления о политических партиях, их сущности и роли в государстве и обществе зависели от реальных условий соответствующей эпохи, а также предопределялись общим развитием политико-правовой теории, представлений об общественном и государственном устройстве в разные исторические периоды, развитием концепции «прямой демократии», «парламентского представительства» и т. п. Вплоть до конца XVII в. позиция государства и государственная доктрина характеризовались противодействием, подавлением и дискредитацией любых политических группировок, а с конца XVIII в. до конца XIX в. — их игнорированием. Впрочем, индустриальная и особенно постиндустриальная цивилизация постарались облагородить «тело» политической партии, и теперь многим оно представляется в виде прирученного льва, служащего общей пользе, общему благу, общему делу защиты граждан от посягательства чиновников. Так ли это?

Сегодня в подавляющем большинстве государств политические партии являются необходимым элементом механизма осуществления народовластия, «образно говоря, играют роль двигателя, приводящего в действие государственный механизм и обеспечивающего его нормальное функционирование»1.

Именно политические партии представляют собой одну из организационных форм выражения политических идей и взглядов, идеологических позиций, при этом содействуя волеизъявлению общепризнанных общественно-политических интересов если не всего народа, то какой-либо его значительной части. При этом политические партии призваны не просто выражать общезначимые интересы, а выявлять и превращать множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в совокупный политический интерес.

Политические партии, формируясь в недрах гражданского общества как результат его политической самоорганизации, одновременно являются основным посредником между гражданским обществом и государством, содействующим выражению потребностей и интересов различных слоев и групп населения через институты государственной власти2.

Отсутствие в СССР многопартийности явилось одной из причин разрушения общественно-политического организма и, соответственно, развала всего советского государства. Конечной целью развития общества и государства было построение коммунизма, что в плане государственного развития представляло собой создание в стране общественного самоуправления. Это было своеобразное осмысление и учет возможностей человека, человеческого сообщества на определенном этапе их развития организовывать свою жизнь по принципу «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех!». По сути, это высшая цель и уровень общественного развития, высший уровень бытия человечества, которое можно теоретически представить в плане исторической эволюции социальной формы движения материи, если мы являемся материалистами.

Сегодня в России власть, научное сообщество, сотрудничающее с властью, ищут пути, средства и возможности воплотить идею демократизации государственного управления в создании в стране гражданского общества, обратив свой взор на исследования древнегреческих мыслителей, Гегеля и других и исключая в своем поиске наработки и опыт марксистов, советских ученых и опыт советского общества. Есть основания полагать, что в нынешней политической системе, сложившейся в стране, такое положение дел, такая направленность исследований имеет определенную перспективу. И в этом поиске заслуживает внимания анализ возможностей политических партий объективно отражать тенденции развития общества, влиять на процесс его эволюции, а также на процесс эволюции государственной власти в плане формирования в стране гражданского общества.

Следует отметить, что практически все политические партии в современном обществе, за исключением, очевидно, оппозиционных, т. е. не входящих в партийную систему, выполняют специфическую функцию. Они выступают в качестве своеобразных посредников между гражданским обществом и государством. С одной стороны, политические партии являются институтом гражданского общества и продуктом его самоорганизации, а с другой -главной задачей политических партий является задача «захвата» (конституционными или неконституционными методами) государственной власти.

Политические партии напрямую не выражают интересы гражданского общества, но по уровню их развития можно судить о состоянии гражданского общества в стране. Обусловлено это тем, что в нашей стране сложилась сегодня достаточно сложная социальная структура, которая не имеет четких классовых границ. Вследствие этого сами политические партии практически не носят классового характера. Изменилось содержание их идеологий, являющихся основой идентификации политической партии. Они практически потеряли определенность в социальной базе в стране и, таким образом, ищут своих сторонников в одних и тех же социальных стратах, опираясь не на социальные ценности страт, а на социально-психологическую поведенческую сторону граждан. Следует также обратить внимание и на тот факт, что избирательная система в России не способствует усилению влияния политических партий на общество, поскольку в стране реально отсутствует возможность равноправного соперничества.

Мировой опыт свидетельствует, что пропорциональная система выборов в парламент приводит к формированию сильных политических партий, поскольку выборы осуществляются только по партийным спискам. В России была выбрана избирательная система, которая не мешает формированию политических партий, но и не стимулирует этот процесс.

Незначительна роль политической партии еще и потому, что в стране очень уж невелика роль парламента в управлении политическим процессом при доминировании исполнительной вертикали власти. Все это приводит к тому, что выборы в парламент значительно уступают по своей важности президентским, а следовательно, снижают роль политической партии в формировании и развитии гражданского общества в стране.

И еще: наиболее важной причиной слабости политических партий в России, в их влиянии на формирование гражданского общества является неоформленность, неартикулированность и противоречивость интересов в обществе. Российское общество переживает

процессы стремительных трансформаций, повышенной социальной мобильности, а это в свою очередь порождает значительные проблемы в определении любыми политическими партиями и общественно-политическими движениями своей социальной базы.

Наконец, исторические и социокультурные особенности психологии населения России препятствуют нормальному отношению к политическим партиям. Отсутствие традиции многопартийности и долгие десятилетия однопартийности выработали у граждан России стойкое неприятие (если не сказать — отрицание) политических партий в любом виде.

Вышеперечисленные причины привели к тому, что практически все политические партии в России существуют в виде прото-партий. Протопартии — это партии в процессе становления. Они характеризуются прежде всего нестабильностью и хаотичностью форм существования, отсутствием постоянного и надежного электората и идеологии. Протопартии существуют в различных формах: протопартии лидера, протопартии интереса, идеологические протопартии и т. п. Во время избирательной кампании, когда про-топартии ощущают опасность полного исчезновения с политической сцены, они предпочитают объединяться в коалиции. Как только выборы более или менее успешно проходят, коалиции переживают расколы и размежевания.

Таким образом, процесс формирования политических партий в России можно представить в виде пульсации: «слипание» прото-партий в коалиции, расколы и размежевания, снова «слипание» и снова расколы и размежевания. Возможно, что постепенно, со временем, протопартии обретут большую значимость в связи с тем, что каждые выборы способствуют процессу «естественного отбора» между ними. Однако статистика результатов выборов в Государственную думу по партийным спискам скорее говорит об обратном явлении.

Проведенный анализ деятельности политических партий в современной России показывает, что они, как и другие институты гражданского общества, слабо институционализированы и не могут эффективно выполнять функцию представительства политических интересов гражданского общества.

Для того чтобы формально преодолеть данное противоречие, надо было бы сформировать общество, в котором есть система противовесов, в котором есть осмысленное понимание каждой социальной группой своих интересов, и уже в этом обществе возникнут полноценные политические партии.

Однако в контексте нашего разговора этот подход напоминает дискуссию о том, что появилось сначала — курица или яйцо.

Первично нечто иное, что порождает и гражданское общество, и полноценные политические партии. И это нечто называется «политический класс».

Что такое политический класс? Когда он возникает? Возникновение политических классов в странах Европы связано с распадом феодальной системы, когда политика была уделом монархов и дворянства. Естественно, что в каждый стране была своя специфика. В той же Германии конца XIX в. монархия была, но был и политический класс.

Политический класс — это практически все население страны, которое так или иначе участвует в политической жизни. Но тогда возникает вопрос, почему используется термин «класс». А используется он потому, что эта сила в определенном смысле единая и возникает только тогда, когда все участники политического процесса в стране ясно понимают, что в политике первичны национальные интересы страны.

Политический класс — это партии, отдельные политики, это крупные дельцы и магнаты, которые представляют национальный капитал, это чиновники, это средняя и мелкая буржуазия, это политизированная часть рабочего класса и крестьянства. Между ними есть противоречия интересов, между ними есть борьба, но в ключевые моменты истории политический класс всегда действует как единая сила.

Вот на основе консенсуса внутри политического класса и появляются гражданское общество и политические партии. Политическая борьба может быть самой яростной и непримиримой до тех пор, пока она не угрожает основам государства и общества. В случае опасности политический класс мгновенно объединяется. Сформировавшийся политический класс и позволил создать нынешние процветающие страны, в которых свобода сочетается с силой.

Этот процесс не был гладким. И всякий раз, когда узкоклассовые интересы брали верх над интересами общества, политический класс европейских стран начинал раскалываться. И из последних двухсот лет европейской истории примерно 150 лет ушло на то, чтобы заставить богатых делиться. Но любопытно, что за все это время в европейских странах ни разу не случилось подобия нашей Октябрьской революции.

И вот тут самое время перейти к России. Коренное отличие политической системы Российской империи от европейских государств заключалось в том, что в нашей стране политический класс так и не сформировался. Первым, кто это заметил, был величайший политический мыслитель Н.Я. Данилевский. Он не использует в своей работе «Россия и Европа» термин «политический

класс», но говорит именно об этом, когда рассуждает о единстве европейских государств и о расколе России, в которой есть русская партия, а есть и европейская.

Именно отсутствие в России полноценного политического класса и привело к тому, что Ленину удалось захватить власть в стране, где его ключевые идеи (в частности, уничтожение исторической России) были нужны одному проценту населения. Большевики это, кстати, прекрасно понимали.

В любой стране, где был бы полноценный политической класс, на таких деятелей, как большевики, последовала бы мгновенная реакция. Перед лицом этой угрозы объединились бы все силы. В России ведь, кроме левых эсеров (и то до поры до времени), все были против Ленина и его партии. Но быстрого и осмысленного объединения не произошло. Ключевой политический игрок 1917 г. Керенский долго размышлял, кто для него опаснее — монархисты, военные или большевики? Сначала он объединился с Корниловым против большевиков, затем с большевиками против Корнилова.

Если бы в России существовал к этому времени политический класс, то действия его были бы быстрыми и безжалостными по отношению к Ленину. Ведь даже если судить по одной только тогдашней печати, то представители практически всех партий прекрасно понимали, кто такой Ленин. И первым, почувствовавшим угрозу, был лидер русской социал-демократии Плеханов. Но привычки объединяться и координировать свои усилия в рамках политического класса в России не было.

Затем победившие большевики создают в России свой политический класс. Именно таким классом и была ВКП (б) — КПСС, которая постепенно объединила в своих рамках представителей всех сословий, и пролетарии в ней никогда главной роли не играли, несмотря на все декларации. Как и в любом политическом классе, тон в КПСС задавали партийные лидеры, идеологи, руководители производства, интеллектуалы-ученые, военные, спецслужбы, а снизу их поддерживали выращенные за десятилетия миллионы активистов.

Именно кризис КПСС как политического класса страны и предопределил развал СССР. С 1991 г. по нынешний момент политический класс в России так и не появился. Со всеми вытекающими последствиями. У нас почти нет полноценных политических партий, нет гражданского общества, а следовательно, нет и согласия в обществе. Нынешний этап стабильности — это во многом результат усталости общества от травматичных 90-х годов и не более того.

Понимают ли нынешние идеологи, каким образом можно помочь становлению политического класса в России? Похоже, что

не понимают. Ту же «Единую Россию» стали создавать по образу и подобию КПСС. Но испугались. Ибо что такое реальная партия власти? Это и есть источник власти в стране. А в наших реалиях это означало бы, что провинциальная Россия начала бы диктовать кремлевской элите, какую политику проводить.

В итоге создали карманную партию. При этом предельно ослабили или даже разгромили все иные политические силы в стране. А дальше что? Поиск новых харизматичных лидеров для выборов в 2011 г.? Но лидеры на дороге не валяются.

В то же время совершенно ясно, что нынешняя Россия вполне готова к согласию. Вопрос не в стране, вопрос в идеологах-самоучках, которые наспех лепят очередной «проект», прямиком «сдирая» что-то с Запада, что-то с СССР, не «чуя под собой страны».

Отсутствие политического класса в России приводит к тому, что обычная политическая борьба, естественная для демократической страны, пугает правящую элиту. Она начинает тормозить демократические процессы, загоняя себя в тупик. Но ни одна власть, ни демократическая, ни деспотическая, не может долго существовать без опоры на реальные силы внутри общества. Власть без опоры рано или поздно услышит со стороны общества вопрос: а кто вы такие?

В своем недавнем послании президент ясно дал понять, что такая власть и такой бизнес, как у нас, не могут устраивать народ. Но дело ведь не только в отсутствии социальных программ, дело и в фундаментальных политологических принципах.

Как взрастить гражданское общество, если нет полноценных политических партий? Одновременно с формированием политических партий будет формироваться и гражданское общество. Таков должен быть путь к поставленной цели.

Тем не менее отрицать институт политических партий только по причине наличия вышеназванных негативных сторон его воплощения на практике нельзя. Потому задачей российского государства сегодня является преодоление негативных тенденций развития партийной системы, содействие с помощью права формированию политических партий парламентского типа. Главным критерием на пути решения этой задачи должны быть конституционно-правовые принципы, базирующиеся на высшей ценности демократического государства — верховенстве прав и свобод человека.

Примечания

Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 13.

Силаев В.С. Роль партии в политической системе Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. Право. 2007. № 9. С. 20.

2

cyberleninka.ru

Для чего нужны политические партии

Для чего нужны политические партии? В основном, конечно же, для обеспечения гражданам возможности участвовать в политической жизни общества.

  • 1

    Шаг №1

    Звоните по номеру +7 (495) 995-58-54
    или оставляете заявку

  • 2

    Шаг №2

    Приходите к нам в офис с паспортом

  • 3

    Шаг №3

    Через 30 дней Вы получаете готовую партию!

    Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 15 минут!
    Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по любому вопросу БЕСПЛАТНО

Члены партии получают следующие права:
формировать и декларировать свою политическую волю;
участвовать в общественных и политических акциях;
получать государственную поддержку и заниматься предпринимательской деятельностью;
представлять интересы других граждан в органах гос. власти и местного самоуправления;
принимать участие в выборах и референдумах;

Здесь стоит остановиться и более подробно рассмотреть возможность участия партий в выборах.

Едва ли не самой главной особенностью политических партий является то, что они имеют право выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на выборы Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Также они могут участвовать в выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований.

В соответствии со статьей 36 закона «О политических партиях», политическая партия вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Мнение юриста:

Выборы регулируются следующими нормативными актами: Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Выборы депутатов Гос. Думы нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Выдвижение списка кандидатов осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Гос. Думы.

Федеральный список кандидатов представляется в ЦИК РФ не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов депутатов Гос. Думы.

Все документы для регистрации списка кандидатов представляются в ЦИК одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени.

Далее, ЦИК оценивает поданные документы и проверяет правомочность выдвижения кандидатов, после чего, при принятии положительного решения, регистрирует выдвинутые списки.

Выборы Президента РФ

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Президент избирается сроком на шесть лет. Выборы Президента назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Федеральный орган исполнительной власти составляет список политических партий, имеющих право принимать участие в выборах Президента, в том числе выдвигать кандидатов.

Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии и оформляется соответствующим протоколом, после чего документы, необходимые для регистрации кандидата, подаются в ЦИК РФ.

ЦИК не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Далее, ЦИК оценивает поданные документы и проверяет правомочность выдвижения кандидата, после чего, при принятии положительного решения, регистрирует его.

Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (губернаторов)

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями.

Предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта РФ вправе внести Президенту РФ политическая партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей и был допущен к распределению депутатских мандатов.

Политическая партия может внести Президенту предложения не менее чем о трех кандидатурах. Данные кандидатуры должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Предложения о кандидатурах вносятся Президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, после чего Президент рассматривает предложения о кандидатурах и уведомляет партию о результатах рассмотрения в срок, не превышающий 10 дней со дня внесения предложений.

Выборы в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ

Политическая партия может участвовать в выборах в случае проведения голосования за выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации.

Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается уставом субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта.

Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

Выборы в муниципальные органы власти

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается уставами муниципальных образований, при этом он не может составлять менее двух и более пяти лет.

Выборы главы муниципального образования

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Если вам нужна более подробная информация о возможностях создателей политической партии, а также о порядке выдвижения кандидатов на выборы, вы можете обратиться за консультацией и юридической поддержкой в компанию «Консалт-групп». Также мы можем зарегистрировать партию. Связаться с нашими специалистами можно по телефону +7(495)995-58-54 или e-mail: [email protected], либо прийти в наш офис.

www.consult-gp.ru

Вступление в политическую партию: плюсы и минусы

Чтобы определиться, нужно Вам вступать в партию или нет, необходимо ответить на вопрос: для чего это собственно нужно?
Чтобы быть счастливым человеком, трудиться, радоваться жизни не стоит связывать себя политическим обязательствами. В любом случае, партия – это своего рода клуб по интересам. Особенно это касается стран с низкой политической культурой и уровнем демократии.

В партию объединяются люди для достижения каких — либо целей, чаще всего – это желание получить власть. Она, в свою очередь, дает возможность быть ближе к влиятельным людям, элите, открывать ногой дверь в кабинеты чиновников, решать «шкурные» вопросы, формировать политику страны.

Попасть во власть можно двумя путями: поступить на государственную службу, если конечно возьмут, или быть избранным в депутаты разного уровня. В этом случае однозначно лучше примкнуть к партии.

Для достижения цели необходимо правильно выбрать политсилу. Если вы амбициозны, полны идей, и главное, желаете влиять на общественно политическую жизнь в стране, регионе, городе, селе, тогда стоит серьезно задуматься о том, чтобы стать членом партии.

Если Вас устраивает все происходящее в стране,  полностью согласны с линией, которую гнет правящая партия, тогда вступайте в ее ряды. Если наоборот, не примелете все происходящее — задумайтесь о том, чтобы примкнуть к оппозиционным партиям. Но в этом случае Вы рискуете попасть в немилость к действующей власти и не только. Пристальное внимание силовых структур Вам обеспечено. Помните, те, кто находятся у руля, прочно за него уцепились и просто так его не уступят.

Прежде, чем отдать предпочтение какой-либо партии, поинтересуйтесь ее рейтингом, обратите внимание на активность, изучите Устав, биографию лидеров политической силы, программные задачи, зайдите на партийный сайт. Проанализируйте электоральную историю (результаты прошлых выборов). Если вы всерьез мечтаете о политической карьере, не стоит выбирать аутсайдеров предыдущей избирательной гонки, партии с низким рейтингом, а также политсилу, пропагандирующую насилие, и партии «однодневки». Есть партии, работающие системно, и те которые создаются или проявляют активность только перед выборами.

Партии однодневки хороши тем, что, создаваясь под избирательные кампании, или для проведения акций, могут неплохо финансироваться.  Можно пополнить свой бюджет, работая в штабе или принимая участие в общественных мероприятиях, если конечно руководство  временной партии «не зажмет», полагающуюся вам сумму. Политическая ответственность таких партий крайне низкая. О них забывают очень быстро.

Если Вы серьезно задумались о политической карьере, выбирайте известные партии. По крайне мере здесь Вы сможете получить опыт и изнутри понять, что такое партия. У стабильных и ответственных политсил есть партийные офисы. По всей стране хорошо развита структура, работают общественные приемные.

Плюсы вступления в партию

  • Наличие партийного билета дает возможность быть включенным в избирательные списки  разного уровня. Однако не стоит обольщаться, что рядовой партиец станет кандидатом в депутаты.
  • Стратегию и тактику ведения избирательной кампании выстраивает штаб, вы следуете их рекомендациям. Если у Вас отсутствует опыт ведения избирательных кампаний, без людей знающих,  успеха не добиться.
  • В случае провала на выборах действует коллективная ответственность не так досадно за проигрыш, в отличии от того, когда вы пытаетесь избираться путем самовыдвижения, т.е. без партийного билета.
  • Избирательная кампания финансируется централизовано.
  • Поднимает Вашу личную самооценку. Вы чувствуете себя причастным к чему-то большому и важному.
  • Возможность решить личные вопросы, особенно, если это правящая партия. Среди «вредных» чиновников, которые мешают Вам жить, обязательно найдутся однопартийцы, готовые подставить плечо коллегам.
  • Солидные и стабильно работающие партии, как правило, обучают своих членов. Проводят семинары, тренинги, публичные мероприятия, где у Вас всегда есть возможность «засветиться», познакомиться с нужными людьми.

Постоянная правовая помощь, так как в солидных партиях всегда много людей с юридическим образованием.


Минусы вступления в партию

  • Риск, что с приходом к власти оппонентов на Вас может оказываться давление. (Если Вы являетесь руководителем или бизнесменом).
  • При вступлении в партию Вы добровольно даете согласие на обработку своих личных данных. Предоставляете полную информацию о себе и членах семьи: автобиографию, трудовой путь и т.д.
  • За потраченные партийные деньги во время избирательной кампании обязательно придется держать отчет.
  • Существующая внутрипартийная иерархия, которая не позволит простому новичку вскочить на вершину айсберга. Право быть вхожим в высокие кабинеты нужно заслужить.
  • За провалы в работе есть коллективная ответственность.
  • Становясь членом партии, Вы принимаете правила игры именно этой политической силы. Ваше мнение важно, но не столько, чтобы из-за него изменить внутрипартийные правила.
  • Если Вы состоятельный человек не исключено, что Вас могут попросить финансировать отдельные партийные проекты.

Общие рекомендации для обладателя партийного билета

Независимо от того в какой партии Вы состоите, взвешивайте все Ваши действия и высказывания. Не нарушайте Закон.

Вступая в партию, Вы становитесь публичным человеком, соответственно несете моральную ответственность за свое поведение. Любая некрасивая выходка ложиться пятном на весь коллектив. Если Вы не командный человек – создавайте свою партию.

Прежде, чем принять решение, в какую партию вступить изучите информацию о существующих партийных системах, познакомьтесь с историей создания партии,лидерами, идеологией.  Она должна быть Вам близка. В противном случае, рискуете разочароваться в действиях, избранной политсилы, и будете бесконечно искать возможность прильнуть к другому партийному течению.

Помните, что «перебежчиков» не любят. Анализируете, думайте, не принимайте поспешных решений.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Зачем люди вступают в партии 🚩 зачем люди делают карьеру 🚩 Политика

Партийные ряды – это место, где люди имеют возможность отыскать единомышленников. Каждая из политических партий так или иначе выражает интересы определенной социальной группы, члены которой имеют сходные взгляды на жизнь и на происходящие в обществе политические процессы. Став членом политического объединения, человек ощущает свою причастность к общему делу и может полнее реализовать свою социальную роль.

Ядро любой политической партии составляют неравнодушные люди, которые испытывают острую потребность быть востребованными в обществе. Не каждому удается реализовать свой потенциал на работе или в семье. Общественно-политическая деятельность предоставляет человеку возможность продемонстрировать свою социальную активность, выделиться из «серой массы» и почувствовать собственную значимость.

Политические партии, в отличие от большинства общественных организаций и движений, имеет развитую внутреннюю структуру и четкое организационное построение. Тем, кто проявляет активность в партийной жизни, открыта дорога в верхние эшелоны партийной структуры. Проявив себя в деле, член партии вполне может войти в ее руководство и стать номенклатурным работником, сделать партийную и общественную карьеру.

Одна из целей политической партии – борьба за участие в выборных органах власти. Крупные политические объединения представлены в парламенте страны, где они могут формировать собственные фракции. Возможность стать членом законодательного органа – еще один стимул для тех, кто принимает решение вступить в партию. В этом случае членство в партии означает непосредственный доступ к власти и высокий общественный статус.

Чаще всего принадлежность к партии не дает возможности заработка, хотя в периоды проведения избирательных компаний активные члены объединения могут заработать на агитационных мероприятиях. Однако многие партии предоставляют своим членам дополнительные социальные преимущества. Это может быть, к примеру, возможность получить хорошее образование за счет партийного бюджета.

Еще одно преимущество членства в партии, привлекающее в нее новых участников, – возможность пользоваться поддержкой со стороны организации. Помощь при этом может быть не только моральной, но и материальной. Отдельные политические партии имеют специальные фонды, за счет которых они могут помогать соратникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В особенности такая солидарность свойственная рабочим партиям и тем объединениям, которые имеют «левую» направленность. И все же не следует забывать, что членство в партии – это не столько социальные преимущества, сколько ответственность перед обществом и своими товарищами.

www.kakprosto.ru

Зачем создаются политические партии? Почему люди потеряли к ним доверие?

Практически 40% россиян совершенно не понимают, зачем создаются политические партии на территории России. А 64% из них вообще считают, что у государства нет необходимости для образования новых политических объединений. Тогда зачем создаются политические партии, чем они отличаются и по какой причине их стало так много в последнее время?

Зачем создают такие организации?

Зачем создаются политические партии? Неудивительно, что во все времена люди задавались подобными вопросами. Ведь именно такие партии с давних пор имели большое влияние на политическую жизнь любой страны. Мнения большинства экспертов сошлись на том, что политическая партия – это организация, которая представляет интересы определенной группы людей. Чаще всего партия формируется из наиболее активных представителей социальных групп. Зачастую они не только имеют похожие взгляды на политику, но и имеют одинаковое стремление к государственной власти. Признаками любой политической партии всегда будут: долговременное существование, организованность, наличие определенных правил. Каждая партия в обязательном порядке должна иметь собственные отделения, которые обеспечивают связь с высшим руководством. Ну, и, пожалуй, самое главное – это поддержка народа. Добровольность членства – это то самое звено, которое делает такую организацию сильной. Вот, пожалуй, наиболее верный ответ на вопрос: «Зачем создаются политические партии?»

В чем состоит смысл работы партии?

Ответить на вопрос: «Зачем создаются политические партии, каковы их цели и суть?» — поможет только детальное рассмотрение структуры работы такой организации. Прежде всего, необходимо отметить, что в современном мире партии выполняют несколько определенных внутренних и внешних задач. К внутренним задачам относятся: поиск единомышленников, обеспечение финансовой поддержки организации, работа над эффективным сотрудничеством руководства и местных отделений. Внешние функции несколько масштабнее. Это и есть тот самый основной «костяк», который держит партию на плаву. Прежде всего, это, конечно же, желание добиться большого влияния на власть и активное участие в политическом управлении. Очень важно, что партии должны активно бороться за интересы своей социальной группы. То есть представлять, прежде всего, интересы своего народа, а только потом свои собственные. К сожалению, современный мир несправедлив, и найти достойную организацию сегодня совсем не просто. Члены партии в основном стараются разработать идеологию и сформировать общественное мнение. Но есть и положительные моменты. Такие партии подготавливают специалистов для политических институтов, а также принимают активное участие при создании политической элиты. Зачем создаются политические партии, каковы их цели, почему их так много? Эти вопросы всегда будоражат общественность. Ведь многие действительно не видят особых причин для существования подобных организаций.

Концепции политической партии

Создание политических партий в прошлом всегда вызывало у общественности бурную реакцию. Сегодня такие организации стали обыденной частью современного мира. Многие граждане страны на самом деле не осознают, что такие организации призваны, прежде всего, помогать. Это и неудивительно. Ведь во все времена политические партии имели свое направление и род деятельности. Всем известны основные элементы политической партии. Это, конечно же, яркие представители определенной идеологии, они зачастую стараются провести конкретику по отношению понимания определения человека и мира. Стремления партий также не секрет – это завоевание политическими методами как можно больше влиятельности и власти. Ну а то, что партиям важна поддержка народа, известно далеко не всем. Но на самом деле это действительно так. Ведь то, что такие организации являются связующим звеном между народом и государством, зачастую забывается. А ведь это практически главное их предназначение. Политические партии обязаны не только представлять свои интересы, но и заботиться о выполнении требований ее участников.

Функции политической партии

Политически партии имеют несколько функций.

Теоретическая функция. Она включает в себя анализ и оценку перспективы развития общества, определение интересов разнообразных социальных групп, отвечает за разработку стратегии и тактики борьбы.

Идеологическая функция отвечает за работу в народных массах. Например, распространение и отстаивание партийного мировоззрения, пропаганда целей и политики, обеспечение партии новыми участниками.

О политической функции достаточно подробно было уже сказано выше, но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что суть ее состоит в том, чтобы завладеть как можно большим количество власти.

Ну и пару слов в конце об организаторской функции. В нее входит реализация программных разработок, проведение избирательных кампаний, выбор кандидатов для должностей.

Как создать свою политическую партию?

Ответив на вопрос: «Зачем создаются политические партии», хотелось бы сказать и о том, что создать собственную партию может каждый. Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает два пути. Первый вариант – это учредительный съезд политических партий, которые помогут в решении этого вопроса. Второй вариант – это преобразование в политическую партию с помощью общероссийской общественной организации. Политическая партия считается действующей ровно с того момента, когда учредительный съезд принял положительный ответ. Хотелось бы отметить, что большинство аналитиков на сегодняшний день отмечают исключительно негативное отношение граждан России к политическим партиям. Это связано и с тем, что большинство из них не всегда считаются с мнением своих участников, особенно в лице народа.

fb.ru

ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

В данной статье рассматривается такой элемент гражданского обще — ства, как политическая партия, дается определение этому понятию, рас — крываются причины возникновения и условия, влияющие на ее созда — ние. Большое внимание уделяется вопросу существования политической партии в России. Анализируется современная политическая ситуация в стране.

Ключевые слова: партия, однопартийная система, пропорциональная избирательная система, протопартия, политический класс, гражданское общество, демократическое государство.

Вопрос о политических партиях в современной Рос — сии – это не праздный вопрос, и он возник не сегодня и не вчера. История политических партий показывает, что они являются тем звеном, которое непосредственно связывает государство и граж — данское общество, и изначально находятся в эпицентре политиче — ской борьбы. Cокрушительные баталии политических идей в их историческом развитии проливают много света на поступь полити — ческих движений. На протяжении последних столетий партии развивались в условиях политической организации общества. Можно спросить, является ли политическая партия в конечном счете продуктом раз — вития экономических отношений и не суть ли она результат клас — совой борьбы. История дает свидетельства и того и другого. Одна — ко бесспорно одно: на формы и структуру политической организа — ции общества, кроме основных факторов, большое влияние оказы — вала и продолжает оказывать идеология соответствующих классов, борющихся групп и их наиболее одаренных представителей, объ — единенных в политические партии. Таким образом, политическая

партия, связанная процессами, происходящими в социально-эко — номической сфере общества, это относительно самостоятельная творческая сила, воздействующая на все стороны общественной жизни. Полагаем, что не устарели в этой связи ленинские призывы проводить различие между фразами и действительными интереса — ми: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами об — мана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Для России все сказанное имеет особую актуаль — ность с учетом новых явлений и процессов, вызываемых к жизни современным этапом развития общества, и в сопряжении с задача — ми преобразования всех сфер государственной и общественной жизни. Именно поэтому вопрос о российских политических парти — ях – это вопрос, имеющий непреходящее значение для будущего многонационального народа России. Партия (фр. parti, нем. Partei, англ. party, лат. рars (parties) означают часть, группу) до возникновения массовых политических партий в XVIII–XIX вв., представляющих собой институт уже раз — витой политической системы, означала группу людей, которая боролась с другими группами за власть. Необходимо отметить, что теоретические представления о по- литических партиях, их сущности и роли в государстве и обществе зависели от реальных условий соответствующей эпохи, а также предопределялись общим развитием политико-правовой теории, представлений об общественном и государственном устройстве в разные исторические периоды, развитием концепции «прямой демократии», «парламентского представительства» и т. п. Вплоть до конца XVII в. позиция государства и государственная доктрина характеризовались противодействием, подавлением и дискреди — тацией любых политических группировок, а с конца XVIII в. до конца XIX в. – их игнорированием. Впрочем, индустриальная и особенно постиндустриальная цивилизация постарались облаго — родить «тело» политической партии, и теперь многим оно пред — ставляется в виде прирученного льва, служащего общей пользе, общему благу, общему делу защиты граждан от посягательства чиновников. Так ли это? Сегодня в подавляющем большинстве государств политиче — ские партии являются необходимым элементом механизма осуще — ствления народовластия, «образно говоря, играют роль двигателя, приводящего в действие государственный механизм и обеспечи- вающего его нормальное функционирование»1.Именно политические партии представляют собой одну из организационных форм выражения политических идей и взглядов, идеологических позиций, при этом содействуя волеизъявлению общепризнанных общественно-политических интересов если не всего народа, то какой-либо его значительной части. При этом по — литические партии призваны не просто выражать общезначимые интересы, а выявлять и превращать множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в совокупный политический интерес.

Политические партии, формируясь в недрах гражданского общества как результат его политической самоорганизации, одно — временно являются основным посредником между гражданским обществом и государством, содействующим выражению потреб — ностей и интересов различных слоев и групп населения через ин- ституты государственной власти2.

Отсутствие в СССР многопартийности явилось одной из при — чин разрушения общественно-политического организма и, соответ — ственно, развала всего советского государства. Конечной целью развития общества и государства было построение коммунизма, что в плане государственного развития представляло собой созда — ние в стране общественного самоуправления. Это было своеобраз — ное осмысление и учeт возможностей человека, человеческого со — общества на определeнном этапе их развития организовывать свою жизнь по принципу «Cвободное развитие каждого есть условие свободного развития всех!». По сути, это высшая цель и уровень общественного развития, высший уровень бытия человечества, которое можно теоретически представить в плане исторической эволюции социальной формы движения материи, если мы являем — ся материалистами.

Сегодня в России власть, научное сообщество, сотрудничающее с властью, ищут пути, средства и возможности воплотить идею де — мократизации государственного управления в создании в стране гражданского общества, обратив свой взор на исследования древ — негреческих мыслителей, Гегеля и других и исключая в своем поис — ке наработки и опыт марксистов, советских ученых и опыт совет — ского общества. Есть основания полагать, что в нынешней полити — ческой системе, сложившейся в стране, такое положение дел, такая направленность исследований имеет определенную перспективу. И в этом поиске заслуживает внимания анализ возможностей политических партий объективно отражать тенденции развития общества, влиять на процесс его эволюции, а также на процесс эво — люции государственной власти в плане формирования в стране гражданского общества. Следует отметить, что практически все политические партии в современном обществе, за исключением, очевидно, оппозицион — ных, т. е. не входящих в партийную систему, выполняют специфи — ческую функцию. Они выступают в качестве своеобразных посред — ников между гражданским обществом и государством. С одной стороны, политические партии являются институтом граждан — ского общества и продуктом его самоорганизации, а с другой – главной задачей политических партий является задача «захвата» (конституционными или неконституционными методами) госу- дарственной власти.

Политические партии напрямую не выражают интересы граж — данского общества, но по уровню их развития можно судить о со- стоянии гражданского общества в стране. Обусловлено это тем, что в нашей стране сложилась сегодня достаточно сложная социальная структура, которая не имеет четких классовых границ. Вследствие этого сами политические партии практически не носят классо — вого характера. Изменилось содержание их идеологий, являющих — ся основой идентификации политической партии. Они практиче — ски потеряли определенность в социальной базе в стране и, таким образом, ищут своих сторонников в одних и тех же социальных стратах, опираясь не на социальные ценности страт, а на социаль- но-психологическую поведенческую сторону граждан. Следует также обратить внимание и на тот факт, что избирательная система в России не способствует усилению влияния политических партий на общество, поскольку в стране реально отсутствует возможность равноправного соперничества. Мировой опыт свидетельствует, что пропорциональная си — стема выборов в парламент приводит к формированию сильных политических партий, поскольку выборы осуществляются только по партийным спискам. В России была выбрана избирательная система, которая не мешает формированию политических партий, но и не стимулирует этот процесс. Незначительна роль политической партии еще и потому, что в стране очень уж невелика роль парламента в управлении полити- ческим процессом при доминировании исполнительной вертикали власти. Все это приводит к тому, что выборы в парламент значи — тельно уступают по своей важности президентским, а следователь — но, снижают роль политической партии в формировании и разви — тии гражданского общества в стране.

И еще: наиболее важной причиной слабости политических пар — тий в России, в их влиянии на формирование гражданского обще — ства является неоформленность, неартикулированность и противо — речивость интересов в обществе. Российское общество переживаетпроцессы стремительных трансформаций, повышенной социаль- ной мобильности, а это в свою очередь порождает значительные проблемы в определении любыми политическими партиями и об — щественно-политическими движениями своей социальной базы.

Наконец, исторические и социокультурные особенности психо- логии населения России препятствуют нормальному отношению к политическим партиям. Отсутствие традиции многопартийности и долгие десятилетия однопартийности выработали у граждан Рос — сии стойкое неприятие (если не сказать – отрицание) политиче — ских партий в любом виде.

Вышеперечисленные причины привели к тому, что практиче — ски все политические партии в России существуют в виде прото — партий. Протопартии – это партии в процессе становления. Они характеризуются прежде всего нестабильностью и хаотичностью форм существования, отсутствием постоянного и надежного элек — тората и идеологии. Протопартии существуют в различных фор — мах: протопартии лидера, протопартии интереса, идеологические протопартии и т. п. Во время избирательной кампании, когда про — топартии ощущают опасность полного исчезновения с политиче — ской сцены, они предпочитают объединяться в коалиции. Как толь — ко выборы более или менее успешно проходят, коалиции пережи — вают расколы и размежевания.

Таким образом, процесс формирования политических партий в России можно представить в виде пульсации: «слипание» прото — партий в коалиции, расколы и размежевания, снова «слипание» и снова расколы и размежевания. Возможно, что постепенно, со временем, протопартии обретут большую значимость в связи с тем, что каждые выборы способствуют процессу «естественного отбо — ра» между ними. Однако статистика результатов выборов в Госу- дарственную думу по партийным спискам скорее говорит об обрат — ном явлении.

Проведенный анализ деятельности политических партий в со — временной России показывает, что они, как и другие институты гражданского общества, слабо институционализированы и не мо — гут эффективно выполнять функцию представительства политиче — ских интересов гражданского общества.

Для того чтобы формально преодолеть данное противоречие, надо было бы сформировать общество, в котором есть система про — тивовесов, в котором есть осмысленное понимание каждой со — циальной группой своих интересов, и уже в этом обществе возник — нут полноценные политические партии.

Однако в контексте нашего разговора этот подход напоминает дискуссию о том, что появилось сначала – курица или яйцо. Первично нечто иное, что порождает и гражданское общество, и полноценные политические партии. И это нечто называется «политический класс».

Что такое политический класс? Когда он возникает? Возникно- вение политических классов в странах Европы связано с распадом феодальной системы, когда политика была уделом монархов и дво — рянства. Естественно, что в каждый стране была своя специфика. В той же Германии конца XIX в. монархия была, но был и полити — ческий класс.

Политический класс – это практически все население страны, которое так или иначе участвует в политической жизни. Но тогда возникает вопрос, почему используется термин «класс». А исполь — зуется он потому, что эта сила в определенном смысле единая и воз- никает только тогда, когда все участники политического процесса в стране ясно понимают, что в политике первичны национальные интересы страны.

Политический класс – это партии, отдельные политики, это крупные дельцы и магнаты, которые представляют национальный капитал, это чиновники, это средняя и мелкая буржуазия, это поли — тизированная часть рабочего класса и крестьянства. Между ними есть противоречия интересов, между ними есть борьба, но в ключе — вые моменты истории политический класс всегда действует как единая сила.

Вот на основе консенсуса внутри политического класса и появ- ляются гражданское общество и политические партии. Политиче — ская борьба может быть самой яростной и непримиримой до тех пор, пока она не угрожает основам государства и общества. В слу — чае опасности политический класс мгновенно объединяется. Сфор — мировавшийся политический класс и позволил создать нынешние процветающие страны, в которых свобода сочетается с силой.

Этот процесс не был гладким. И всякий раз, когда узкоклассо — вые интересы брали верх над интересами общества, политический класс европейских стран начинал раскалываться. И из последних двухсот лет европейской истории примерно 150 лет ушло на то, чтобы заставить богатых делиться. Но любопытно, что за все это время в европейских странах ни разу не случилось подобия нашей Октябрьской революции.

И вот тут самое время перейти к России. Коренное отличие по- литической системы Российской империи от европейских госу — дарств заключалось в том, что в нашей стране политический класс так и не сформировался. Первым, кто это заметил, был величай- ший политический мыслитель Н. Я. Данилевский. Он не исполь — зует в своей работе «Россия и Европа» термин «политическийкласс»,но говорит именно об этом, когда рассуждает о единстве европейских государств и о расколе России, в которой есть русская партия, а есть и европейская.

Именно отсутствие в России полноценного политического класса и привело к тому, что Ленину удалось захватить власть в стране, где его ключевые идеи (в частности, уничтожение истори — ческой России) были нужны одному проценту населения. Больше — вики это, кстати, прекрасно понимали.

В любой стране, где был бы полноценный политической класс, на таких деятелей, как большевики, последовала бы мгновенная реакция. Перед лицом этой угрозы объединились бы все силы. В России ведь, кроме левых эсеров (и то до поры до времени), все были против Ленина и его партии. Но быстрого и осмысленного объединения не произошло. Ключевой политический игрок 1917 г. Керенский долго размышлял, кто для него опаснее – монархисты, военные или большевики? Сначала он объединился с Корниловым против большевиков, затем с большевиками против Корнилова.

Если бы в России существовал к этому времени политический класс, то действия его были бы быстрыми и безжалостными по от- ношению к Ленину. Ведь даже если судить по одной только тогдаш — ней печати, то представители практически всех партий прекрасно понимали, кто такой Ленин. И первым, почувствовавшим угрозу, был лидер русской социал-демократии Плеханов. Но привычки объединяться и координировать свои усилия в рамках политиче — ского класса в России не было.

Затем победившие большевики создают в России свой поли — тический класс. Именно таким классом и была ВКП (б) – КПСС, которая постепенно объединила в своих рамках представителей всех сословий, и пролетарии в ней никогда главной роли не игра — ли, несмотря на все декларации. Как и в любом политическом классе, тон в КПСС задавали партийные лидеры, идеологи, руко — водители производства, интеллектуалы-ученые, военные, спец — службы, а снизу их поддерживали выращенные за десятилетия миллионы активистов.

Именно кризис КПСС как политического класса страны и пре — допределил развал СССР. С 1991 г. по нынешний момент полити — ческий класс в России так и не появился. Со всеми вытекающими последствиями. У нас почти нет полноценных политических пар — тий, нет гражданского общества, а следовательно, нет и согласия в обществе. Нынешний этап стабильности – это во многом резуль — тат усталости общества от травматичных 90-х годов и не более того.

Понимают ли нынешние идеологи, каким образом можно по — мочь становлению политического класса в России? Похоже, чтоне понимают. Ту же «Единую Россию» стали создавать по образу и подобию КПСС. Но испугались. Ибо что такое реальная партия власти? Это и есть источник власти в стране. А в наших реалиях это означало бы, что провинциальная Россия начала бы диктовать кремлевской элите, какую политику проводить.

В итоге создали карманную партию. При этом предельно осла-били или даже разгромили все иные политические силы в стране. А дальше что? Поиск новых харизматичных лидеров для выборов в 2011 г.? Но лидеры на дороге не валяются. В то же время совершенно ясно, что нынешняя Россия вполне готова к согласию. Вопрос не в стране, вопрос в идеологах-самоуч — ках, которые наспех лепят очередной «проект», прямиком «сди — рая» что-то с Запада, что-то с СССР, не «чуя под собой страны».

Отсутствие политического класса в России приводит к тому, что обычная политическая борьба, естественная для демократической страны, пугает правящую элиту. Она начинает тормозить демократи — ческие процессы, загоняя себя в тупик. Но ни одна власть, ни демо — кратическая, ни деспотическая, не может долго существовать без опоры на реальные силы внутри общества. Власть без опоры рано или поздно услышит со стороны общества вопрос: а кто вы такие?

В своем недавнем послании президент ясно дал понять, что такая власть и такой бизнес, как у нас, не могут устраивать народ. Но дело ведь не только в отсутствии социальных программ, дело и в фундаментальных политологических принципах. Как взрастить гражданское общество, если нет полноценных политических партий? Одновременно с формированием политиче — ских партий будет формироваться и гражданское общество. Таков должен быть путь к поставленной цели. Тем не менее отрицать институт политических партий только по причине наличия вышеназванных негативных сторон его вопло — щения на практике нельзя. Потому задачей российского государст — ва сегодня является преодоление негативных тенденций развития партийной системы, содействие с помощью права формированию политических партий парламентского типа. Главным критерием на пути решения этой задачи должны быть конституционно-правовые принципы, базирующиеся на высшей ценности демократического государства – верховенстве прав и свобод человека.

Материал взят из: Научный журнал Серия «Международные отношения. Регионоведение» № 4(47)/10

studik.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *