Содержание

Почему у моряков на воротнике 3 полоски?

По-голландски “гюйс” обозначает флаг, применяемый на кораблях 1-2 рангов военно-морского флота. Его поднимают на якорной стоянке судна в 8 утра и опускают с закатом. А еще гюйс – это широкий воротник, который фигурирует в форме моряков. В российском флоте утвердился гюйс синего цвета с тремя белыми полосками.

Почему носят гюйс, как он появился, и почему на нем именно три полосы? Эти вопросы определенно требуют ответов.

Как появился гюйс, и зачем он нужен?

Средневековые мужчины не признавали коротких стрижек, практически повсеместно в Европе носились либо длинные волосы, либо парики. В таких условиях активно распространялись вши, необходимо было применять меры для противостояния их ордам, и для этой цели на волосы наносили деготь. Мера отчасти помогала, однако длинные волосы могли с легкостью испачкать одежду, и потому необходимо было использовать какой-то защитный материал.

Так парики, намасленные косички из конского волоса – служили не просто украшением, а обязательным элементом внешнего вида каждого моряка в определенный период времени. И они тоже пачкали одежду, за что матросы получали наказания, так как должны были всегда выглядеть опрятно. Люди стали пользоваться широким воротником из кожи, который защищал одежду, и который можно было легко отмыть от любых загрязнений.

И даже с отказом от длинных волос и пышных причесок полюбившийся и удобный воротник остался, только выполнять его стали из ткани. Ведь длинные волосы или парики в прежние времена в какой-то мере утепляли шею, а с их отменой потребовалась хоть какая-то замена. И широкий тканевый воротник прекрасно справился с функцией шарфа, став еще более любимым. Его можно было заправить внутрь одежды, обеспечивая тепло.

Есть и другая версия, согласно которой в гюйс со свременем превратился широкий капюшон, который использовался моряками, чтобы защититься от дождей и брызг.

В процессе своей эволюции гюйс многократно видоизменялся, люди стремились сделать его максимально удобным и практичным. Сегодня он прочно закрепился в русском флоте, и выглядит как синий прямоугольный воротник большой ширины, сделанный из ткани, и имеющий три белые полосы. Подкладка у него тоже синяя, концы имеют по петле, и также есть пуговица в центре выреза – это обеспечивает возможность прикрепления воротника к рабочей или форменной флотской одежде.

Почему на гюйсе именно три полоски?

Воротник такого типа ввели во флоте России в 1843 году. Существует несколько версий, объясняющих наличие на гюйсе именно трех белых полосок. В большинстве своем моряки указывают на то, что полосы символизируют три самые большие победы российского флота – при Синопской бухте, у Чесмы, и у Гангута.

Величайшие победы русского флота, отмеченные тремя полосами

Три полосы на гюйсе, согласно одной из версий, посвящены величайшим победам русского флота. Но что же можно рассказать об этих сражениях, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?

Битва при Гангуте

Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраскин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг. Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море. Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев. День воинской славы 9 августа отмечается именно в честь этой победы.

Чесменская битва

Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак. Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала.

Битва в Синопской бухты

Еще одно великое столкновение русского и турецкого флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм. В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией. Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед.

Другие гипотезы

Точно так же объясняют собственные полосы на гюйсах матросы множества других стран, только победы при этом указывают, разумеется, собственного государства. Это позволяет прийти к мысли, что легенда о победах и полосах – это иностранное заимствование, тем более, что во флотской среде оно наблюдается весьма часто. И сам гюйс тоже вполне может оказаться заимствованием.

Но есть и другая легенда, согласно которой гюйсы ввел не кто иной, как Петр Первый, один из величайших правителей, который дал начало развитию российского флота. Считается, что изначально у императора было три эскадры, каждая из которых имела собственные особенности формы. Третья эскадра считалась наиболее приближенной к правителю, она имела по три полосы вдоль края гюйса и красные фланелевые рубахи. Вторая носила две полосы и синие рубахи, первая же одевалась в рубахи белого цвета и носила только одну полосу. Считается, что с тех пор укрепилось понимание “элитности” трех полос, и они стали приживаться в форме, подчеркивая приближенность к командованию. Таковой была ситуация на 1881 год, а уже в 1882 трехполосый воротник стал распространяться по флоту повсеместно, пока не стал официальным и общепризнанным.

Интересный факт: есть и еще одна версия появления трех полос – считается, что на три дивизии был поделен Балтийский флот, моряки носили на вороте то число полос, которое соответствовало номеру их дивизии. Но подробностей касаемо того, почему прижились именно три, здесь нет.

Таким образом, сегодня трудно сказать, почему моряки носят именно три полосы на гюйсах, однако эта традиция берет свои корни давно, и остается неизменной. Этот элемент формы рассматривается как очень важный, не менее символический, чем бескозырка с лентами или тельняшка. Несмотря на то, что назвать его функциональным в наши дни уже нельзя, он остается важным элементом, позволяющим отдать дань могучим флотским традициям. И представить себе сегодня моряка без традиционного воротника просто невозможно.

labuda.blog

Флаг гюйс ВМФ РФ: его история и значение.

Военно-морской флот Российской Федерации имеет один необычный для остальных видов войск особый знак, который дополнительно помогает идентифицировать единицу транспортной или боевой техники, в данном случае – корабли. Речь идет о гюйсе – отличительном флаге, говорящем о принадлежности корабля к военному флоту конкретного государства. Более того, в России законодательно закреплена обязанность нести и поднимать этот флаг военным кораблям только 1 и 2 ранга. То есть, круг носителей гюйса очень сильно сужен, что облегчает эту самую идентификацию. Существует также и крепостной флаг, который по своему местоположению и функциям отличается от гюйса, но выглядит точно также. Этот флаг также используется в Российской Федерации, однако, он располагается не на кораблях, а на прибрежных постройках военного назначения. Он также призван быть отличительным знаком, говорящим о том, что данные постройки приписаны к армии.

Появление гюйса в России, общие сведения о флаге.

Впервые гюйс был учрежден на территории современной России только в 1698 году по приказу Петра Первого. В тот год он побывал в Англии, где решил перенять у англичан этот флаг, дабы использовать его в своей стране для того, чтобы показать, какой сильный и крепкий флот имеет Российская Империя. Тогда же появился и крепостной флаг, который уже в то время выполнял абсолютно ту же самую функцию, что и сейчас. В то время гюйс крепился на бушприте — деревянной пристройке в носу корабля, предназначенной для лучшего маневрирования. Это место было самым выгодным для крепления флага, так как оно, как правило, самое выдающееся и видное. На современных кораблях бушприта нет, так как он использовался только на парусных суднах. На новой технике гюйс крепится также на носу корабля, на пристройке, которая называется бак. Ранее гюйс располагался на кораблях все время: и во время движения, и во время якорной стоянки, остановки в порту и так далее. Со времен СССР порядок изменился: флаг поднимался только во время стоянки, тем самым обретя народное название «стояночного». С появлением подводных лодок флаг начал использоваться и там. Но ввиду невозможности нахождения его на лодке все время, он изначально возводился только тогда, когда лодка поднималась на поверхность.  В современное время флаг возводится и опускается вместе с обычным военно-морским флагом, как правило, это время с 8 утра и до заката.

Стоит отметить, что гюйс не во всех странах считается «военным» флагом. В некоторых странах существует и гражданский гюйс, просто обозначающий принадлежность судна к конкретной стране или же коммерческой компании, но в России это сугубо военный флаг.

Использование гюйса в настоящее время в Российской Федерации.

После распада Советского Союза возникла необходимость привести символику военно-морских подразделений в соответствии с подписанными международными правовыми актами. Флаг частично вернул свой внешний вид времен Российской империи. Если на протяжении существования СССР вид гюйса был достаточно отличающимся от вида его же во время империи, то 1992 год вернул стандартный для гюйса вид. С этого по 2000 год гюйс выглядел как стандартное красное полотно прямоугольной формы с широкими диагонально расположенными (от центра к углам) полосами голубого цвета, которые окантованы более узкими полосами белого цвета, которые также делят флаг на 4 четверти по вертикали и горизонтали. Этот «крест» голубого цвета походил на известный Андреевский крест. Чтобы вернуть вид более привычного Андреевского креста на гюйс, в 2000 году были произведены изменения: голубой цвет широких полос был изменен на синий. В нынешние времена гюйс военно-морского флота Российской Федерации существует именно в таком виде. Крепостной флаг менялся точно также, как и гюйс. На данный момент они выглядят идентично.

Пограничные корабли военно-морского флота России имеют свой особый гюйс, который, впрочем, мало чем отличается от стандартного, что использует весь остальной флот. Пограничный гюйс образовался одновременно с пограничным флотом в 1993 году. Его также имеют право поднимать только корабли 1 и 2 ранга. До 2008 года этот флаг существовал в следующем виде: Андреевский крест также присутствует, однако, цвет широких полос скорее голубой, чем синий. Пропорции полос также немного изменены: белые полосы шире, чем они же на обычном гюйсе. С 2008 года по результатам реформы,  которая коснулась всей государственной символики, в том числе военной, флаг немного изменил свой внешний вид. Широкие синие полосы стали по-настоящему синими в соответствии со стандартным Андреевским крестом, а белые полосы, окаймляющие крест (то есть диагональные) стали гораздо шире. Вертикальные и горизонтальные полосы стали немного уже.
 

Гюйс – важнейшая часть символики военно-морского флота Российской Федерации. Именно он позволяет очень точно идентифицировать принадлежность кораблей к ВМФ РФ, а также определить, какое именно судно распознается: пограничное или нет. В отдельных случаях это даже помогает понять, что где-то неподалеку располагается водная граница России.

 

12.11.2015

К другим записям

atributia.ru

Гюйс — что это такое?

На Флажной башне Нарышкина бастиона даже с противоположного берега Невы хорошо виден — крепостной флаг или флаг морских крепостей, который поднимают по старой традиции на флагштоках морских крепостей. Гюйс — это носовой флаг военного корабля. Поднятый на корабле гюйс означает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимают на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре. 

Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага. В Военно-Морском флоте Российской Федерации гюйс поднимается ежедневно на носу кораблей, в том числе, и на подводных лодках, одновременно с кормовым флагом, обычно, в 8:00 утра и он развевается до захода солнца. Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов.

В России рисунок крепостного флага идентичен гюйсу: на красном фоне белый вертикальный крест, на который наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отдельный гюйс утверждён для кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов РФ. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2008 года он представляет собой: красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным Андреевским крестом с белой каймой. 

  • Отношение ширины гюйса к его длине — 2х3
  • Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса — 1х10
  • Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса — 1х20
  • Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста — 1х2

Русское название «гюйс» происходит от нидерландского слова «geus». Это название было введено повстанцами-гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции 1566—1609 гг.

Именно так прочитал Петр Великий это голландское слово, которое переводится ещё и как «нищий». Такое прозвище дали правящие представители Испании бедным фламандским дворянам, требовавшим равноправия с ними. В военно-морском обиходе слово «»гюйс» относится и к большому синему воротнику на форменной матросской верхней рубахе.

История появления «гюйса» достаточно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный мате

peterburg.center

Лагард О. Флотская атрибутика. Гюйс — За тех, кто в море!

Корабли ВМФ, Лагард Александр Оскарович
Слово «гюйс» на кораблях флота имеет двоякое значение.
Современный гюйс России
1. Так называют флаг носимый на гюйсштоке кораблями первого и второго ранга при стоянке у причала, на якоре и на бочках. Ранее поднимался на бушприте и назывался бушпритным флагом.

2. И так называется еще специальный матросский воротник синего цвета с тремя белыми полосками по краю.

Гюйс кораблей СССР
Пришло это слово во флотский лексикон от слова “geus” (это искаженное голландское слово «гез», то есть нищий — этим именем называли себя восставшие против испанского владычества жители Нидерландов). Так же они называли и свой боевой флаг, носимый на бушпритах кораблей в отличии от флагов кораблей Испании, поднимавшихся на корме. Позднее во многих флотах гюйсом стали называть специальный флаг, который военные корабли поднимают на носу во время стоянки на якоре и у причала.
Гюйс разработанный для кораблей Петром Великим
В Россию идея использования гюйса была завезена Петром Великим из Голландии вместе со многими другими флотскими атрибутами. В 1700 году Петром Великим был разработан, так называемый «крепостной флаг» для подъема на флагштоках морских крепостей России и назвавшийся сначала «кайзер-флагом». «Крепостной флаг» объединял национальные российские цвета — белый, синий и красный. Его композиция включила сочетание на красном державном поле белого креста Святого Георгия (покровителя армии) и синего креста Святого Андрея Первозванного (покровителя флота). На военных кораблях России гюйс стал использоваться только с 1720 года, как дополнительный флаг, обозначавший, что корабль стоит на якоре (военные корабли считались Петром Великим крепостями России на море).
Гюйс после револлюции
Такой вид вид гюйс сохранил до Октябрьской революции 1917 года. В советское время традиция поднимать гюйс или «крепостной флаг» сохранилась. Гюйс представлял собой красное полотнище с выделенной белой полосой в середине полотнища красной звездой.
Однако упраздненный после Октябрьской революции, гюйс в прежнем виде был возвращен на гюйсштоки военных кораблей России в 1992 году одновременно с возвращением на флагштоки Андреевских флагов.
Флаг Новороссии, напоминающий корабельный гюйс
Гюйс поднимают на кораблях 1-ого и 2-ого ранга при стоянке на якоре, бочках и швартовах одновременно с кормовым Андреевским флагом в 8 часов утра и несут их до захода солнца.
Гюйс на Петропавловской крепости
Гюйсом на кораблях ВМФ также принято называть синий матросский воротник с тремя белыми полосками. Принято считать, что три белые полоски на синих воротниках и на обшлагах белых форменок обозначают три морских победы русского флота — при Гангуте (1714 год), Чесме (1770 год) и Синопе (1853 год). Однако побед российского флота было гораздо больше и если следовать этой логике, то полос на матросском воротнике должно быть гораздо больше.
Гюйс матросский ведет свое происхождение от кожаного воротника XVII-XVIII веков, которым солдаты и матросы прикрывали одежду, чтобы не испачкать ее длинными волосами, промасленными и заплетенными в косичку по моде и форме того времени.
Появление воротников типа «гюйс» в Российском флоте связано именем адмирала Лазарева Михаила Петровича — знаменитого путешественника, флотоводца и командующего Черноморским флотом.
В своем нынешнем виде воротник пришел на флот в 1840 году с появлением матросской фланелевки (или как ее еще называли «голландки») – широкой фланелевой рубахи с вырезом на груди. Сначала теплые синие фланелевые рубахи были введены для гребцов шлюпок Черноморского флота. А с 1843 года приказом командующего Черноморским флотом (М.П.Лазарева) для них были введены специальные воротники, полностью закрывавшие плечи матросов, а при необходимости, ставившиеся вертикально и закрывавшие затылки, и шеи матросов, сидевших спиной к ветру при гребле. С 1850 года, чтобы различать издалека шлюпки кораблей трех дивизий Черноморского флота было приказано иметь разноцветные воротники (для кораблей первой дивизии белого цвета, для кораблей второй дивизии синего цвета, а для кораблей третьей дивизии красного цвета). На синих воротниках, которые на фоне синих фланелевок, были видны плохо, приказано было иметь по краю белую полосу. С 1851 года на флоте были оставлены только воротники синего цвета с красивой белой полосой (называемой тогда «романовским кантом»), которые наиболее эстетично смотрелись на фоне синих фланелевок. А вот чтобы различать гребцов кораблей трех дивизий флота на воротниках первой дивизии была введена одна белая полоса, второй дивизии две белые полосы, а третьей дивизии три белые полосы.
Три белые полосы на синем фоне оказалось смотрелись более эстетично и при осмотре кораблей Черноморского флота Императором Александром Третьим очень понравились ему.
С 1881 года были введены синие воротники с тремя белыми полосами для матросов Гвардейского экипажа, как наиболее эстетичные и хорошо выглядевший при ношении с фланелевыми «голландскими» рубахами. Тогда же и появилась легенда о том, что белые полосы обозначают три наиболее значимые победы российского флота.
А с 1882 года синие воротники с тремя белыми полосами были распространены на матросов всех кораблей и флотов России. С этого же года матросский синий воротник и получил название «гюйс».
До наших времен «гюйсы» матросов дошли практически в том же виде, что и были в начале 19-ого века. И сегодня синие матросские воротники с тремя белыми полосами красиво подчеркивают и эстетично дополняют флотскую форму одежды, напоминая в том числе и об исторических победах российского флота и внося в сегодняшнюю жизнь элемент истории и преемственности.

А за плечах каждого матроса или курсанта военно-морского училища синий гюйс полощет за спиной, на виду у всех, как крепостной флаг на корабле 1- или 2 ранга, ибо каждый матрос или морской курсант есть частица морской крепости России.

voenflot.ru

Что означают полоски на тельняшке и гюйсе? Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ

19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка. 

Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике АиФ.ru.

 

История тельняшки

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви­жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

  • чёрный: подводные силы и морская пехота;
  • васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
  • светло-зелёный: пограничные войска;
  • светло-голубой: ВДВ;
  • краповый: МВД;
  • оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • у Чесмы в 1770-м;
  • у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.

aif.ru

Гюйс — это… Что такое Гюйс?

Гюйс (от нидерл. geus — гёз, нарицательное название носового флага морских гёзов) — носовой флаг корабля или судна[1], который наряду с государственным, гражданским или торговым флагом[2] или военно-морским флагом обозначает государственную принадлежность кораблей и судов.

Во флотах некоторых стран называется также «бушпритный флаг»[3], так как первоначально поднимался на бушприте на специальном флагштоке, именуемом гюйсшток. В настоящее время поднимается на баке корабля.

В различных государствах установлен разный порядок применения и предназначение гюйса.

Так, например, гюйс, в основном, является принадлежностью только военных кораблей.[4] Однако, в некоторых странах используется «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на различных гражданских судах.[5]

Кроме того, в некоторых государствах гюйс поднимается на морских (приморских) крепостях и других береговых объектах, в связи с чем имеет в этих странах и второе наименование — «крепостной флаг» («флаг морских крепостей») (что отражено в нормативных актах — «гюйс и крепостной флаг»[6][7], «гюйс или крепостной флаг)»[8] и т. п. — см. ниже). В связи с этим, гюйс имеет и еще одно, неофициальное название, — «стояночный флаг», так как служит (в основном) для обозначения неподвижных военно-морских объектов (как соответствующих кораблей, так и крепостей)[9][10].

Однако, ранее гюйс поднимался как на стоянке, так и в море, на ходу (в Российской империи — до 1820 г.).[11]

  • Военно-морской гюйс Аргентины

  • Военно-морской гюйс Италии

  • Военно-морской гюйс Нидерландов с 1931[12](двойной Принсенгёз
    нидерл. «Dubbele Prinsengeus»)
    [13]

  • Военно-морской гюйс Польши

История

В истории средневекового мореплавания носовой (бушпритный) флаг обозначал порт приписки корабля. Предполагается,[кем?] что название «гюйс» происходит от нидерл. geus — названия, введённого гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции (1566—1609).

Первое сообщение о «гюйсе принца Оранского» (нидерл. Prinsengeus) относится к сражению гёзов с испанцами у городка ван Ден Брилле 1 апреля 1572 года, когда он стал первым городом, освобожденным гёзами от власти испанцев. Каким был первый гюйс, документальных данных не сохранилось, но в 1590 году он описывался как полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос — оранжевой, белой и синей (в родовых цветах Оранского дома, из которого происходил принц Вильгельм I Оранский), каким позже стал флаг Нидерландов

Гюйс военных кораблей союза Англии и Шотландии (1634—1707) Шотландский вариант гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии (1634—1707)

Одним из наиболее известных гюйсов в истории был в 1634 — 1707 годах предшественник современного флага Великобритании. В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова I. При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12 апреля 1606 года был утверждён флаг союза Англии и Шотландии: на шотландский флаг святого Андрея (белый косой крест на синем полотнище) был наложен красный прямой крест с белой каймой из английского флага святого Георгия (красный прямой крест на белом полотнище). Первоначально флаг использовался как кормовой флаг (англ. Ensign) как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года король Карл I ограничил использование союзного флага в качестве кормового флага только королевским кораблем и этот флаг было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса — отсюда и его обиходное наименование англ. Union Jack («Юнион Джэк») — «союзный гюйс», в то время как торговые корабли должны были нести кормовые флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант гюйса военных кораблей, на котором белый косой крест святого Андрея располагался поверх красного прямого английского креста святого Георгия. После принятия в 1707 году Акта об Унии, объединившего оба королевства в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, объединённый флаг стал флагом нового государства.

Гражданский гюйс

Обычно в этом качестве применяются национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова, как показано ниже. В Швеции в данном качестве применяются флаги регионов.

Первоначально носовой флаг в виде британского флага с широкой белой каймой не позиционировался как «гражданский гюйс» (англ. «Civil jack») — это был служебный флаг, введенный в 1823 году. В изданной в 1855 году книге, предназначенной для британских консулов, говорится, что такой флаг поднимает лоцман (англ. «pilot») на судне, на котором он осуществляет лоцманскую проводку и в связи с этим данный флаг получил название лоцманский гюйс — «Pilot jack»[14].

В 1970 году лоцманский гюйс перестал быть знаком лоцмана, но ссылки на него не были удалены из действующего британского Акта «О торговом мореплавании» и закон с юридической точки зрения позволял интерпретировать его, как флаг, который может быть поднят на торговом судне в качестве гюйса, если это необходимо. В настоящее время многие гражданские суда, приписанные к портам Великобритании, используют окаймленный широкой белой каймой флаг Великобритании в качестве гюйса без какого-либо официального противодействия.

Некоторые флаги коммерческих пароходных компаний, 1900г.[15] (первоначально поднимались на главной мачте, впоследствии — на гюйс-штоке)

В Нидерландах, также применяется, хотя официально и не утвержден, гражданский гюйс, имеющий несколько неофициальных названий — гюйс для прогулочных судов (Geus voor pleziervaart)[16], одинарный Принсенгёз (Enkele Prinsengeus)[17] или просто — гюйсик (Geusje)[18].

Кроме того, в тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, а также предусмотрено правилами некоторых судоходных компаний, вместо гюйса иногда официально употребляются флаги компаний, портов приписки или иные флаги.

Гюйс в России

История

Российский гюйс (1701—1924),
крепостной флаг (1704—1913, 1918—1924), кейзер-флаг корабельный (1712—1917), должностной флаг генерал-адмирала (1721-1917)

Предполагается, что гюйс был учреждён Петром I после посещения им в ходе Великого посольства в 1698 году Англии, как символ военной мощи России на море и на суше (прямой белый крест на красном фоне — расцветка знамён сухопутных войск[источник не указан 145 дней], синий Андреевский крест изображён на военно-морском Андреевском флаге), по образу и подобию гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии в 1634 — 1707 годах. Однако, в отличие от официального англо-шотландского гюйса (на котором английский красный прямой крест Святого Георга доминировал над косым белым шотландским косым крестом Святого апостола Андрея Первозванного), при создании российского гюйса Пётр I главенствующую роль отдал косому кресту Святого апостола Андрея Первозванного, как на неофициальном гюйсе военных шотландских кораблей союза Англии и Шотландии. Роль Св.Андрея Первозванного Пётр I особенно подчёркивал «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение»[11]. Кроме того, по мысли Петра I, Андреевский крест показывал, что Россия уже имела на тот момент выход к четырём морям[11] и поэтому в том же 1698 году учредил первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного, главной фигурой знака которого был синий косой Андреевский крест. Использование гюйса такого вида в качестве носового флага подтверждается с 1701 года.[11]

Кроме того, практически сразу после введения в России гюйса в качестве корабельного флага, он стал применяться и в качестве крепостного флага для обозначения морских (приморских) крепостей и крепостных объектов (фортов). Гюйс на флагштоке форта Кронштадт изображён уже на гравюре 1704 года.[11]

Гюйс ВМФ Российской империи

Петр I в 1712 году описал российский гюйс так: «Гиус Красный, в котором вышереченный крест белым обложен. Гиус он же и кейзерс-флаг».[11]. В первом «Морском Уставе» 1720 года официально утверждён рисунок кейзерс-флага[19]кейзер-флаг»[20], «он же» гюйс). Впоследствии, царским указом от 7 октября 1721 году было велено «генерал-адмиралу графу Апраксину дать кайзер-флаг»[21] и он стал исполнять функции должностного флага генерал-адмирала. Должностной флаг генерал-адмирала поднимался, в том числе, на носу шлюпки[21] и исполнял функции своеобразного «шлюпочного гюйса». В роли шлюпочных гюйсов в российском флоте применялись также специальные должностные шлюпочные флаги адмиралов (см. Должностные флаги адмиралов).

Первым Морским уставом, утверждённым Пётром I 15 января 1720 года предписывалось иметь на «ластовых» (вспомогательных) кораблях Адмиралтейства «гюйс как на воинских кораблях» [22].

В Первом Морском уставе в описании реестра запаса шкиперских вещей («флагов, вымпелей и флюгилей» упоминается «торговой флаг и гуис» (помимо «кейзерс флага и гуиса»)[23], но нет сведений о том, отличался ли гюйс торговых судов от гюйса военных кораблей.

Указом всероссийской императрицы Екатерины II от 23 сентября 1770 года было определено:

«Генерал наш Граф Алексей Орлов, находясь во флоте Нашем в Архипелаге, имел нужду принять над оным главную команду и употребить при том Наш Кайзер-флаг… Уважая по тому сие происшествие, соизволяем Мы, чтобы сей Кайзер-флаг, который он умел столь кстати и счастливо употребить, остался у него на всю его жизнь, и чтоб он, будучи на кораблях наших, мог выставлять его, когда разсудит…»[24]

В указанном выше совместном качестве — гюйс и крепостной флаг — применялся до 1913 года, когда высочайшим повелением всероссийского императора Николая II от 7 (20) декабря 1913, объявленным военным министром[25] был утверждён новый образец крепостного флага[26] (в центр был добавлен государственный орёл), который просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года:

Крепостной флаг — красного цвета с синим Андреевским крестом, окаймлённым белыми полосами и с белым прямым поперечным крестом.

По средине флага, с двух сторон его, нашивается или наносится краскою Государственный герб, чёрного цвета, вышиною в 7 футов.

Размеры флага: в длину 18 футов, в ширину 9,5 футов; ширина синих полос, образующих Андреевский крест — 12 дюймов; ширина белых полос, окаймляющих Андреевский крест, — 6 дюймов; ширина белых полос, составляющих вертикальный крест, — 8 дюймов.

Гюйс ВМФ СССР

Гюйс и крепостной флаг ВМФ СССР 1924—1932 гг.

После Октябрьской революции, несмотря на отмену большевиками других исторических символов России, в качестве гюйса и крепостного флага в Советской России, а потом и в СССР до 1924 года использовался «царский» гюйс.

29 августа 1924 года, постановлением Президиума ЦИК СССР «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик»[6], был утверждён новый рисунок гюйса и крепостного флага. В центр флага был добавлен белый круг с изображением красной звезды с серпом и молотом посередине:

Гюйс и крепостной флаг (морских крепостей) — прямоугольный красный флаг с отношением длины к ширине 3:2. В центре флага белый круг, внутри которого красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх. Внутри звезды помещены белый серп и молот.

Круг имеет диаметр, равный половине ширины флага, а звезда 5/6 диаметра круга.

От белого круга расположены полосы:

во 1) к углам гюйса — синие ровные, окаймлённые белыми,

во 2) к серединам сторон флага — прямые белые.

Ширина синих полос равна 1/10, ширина окаймляющих их белых — 1/25 и ширина белых полос (к серединам сторон) — 1/20 ширины гюйса.

Гюйс и крепостной флаг ВМФ СССР 1932—1964 гг. Гюйс СССР на ракетном крейсере «Маршал Устинов»

7 июля 1932 года, постановлением ЦИК и СНК СССР «Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1924 г. о флагах и вымпелах Союза ССР»[7], гюйсом и крепостным флагом было утверждено красное полотнище, в середине которого белым контуром изображалась пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре.

Гюйс и крепостной флаг (морских крепостей) — прямоугольный красный флаг с отношением длины к ширине 3×2. В центре флага красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх, внутри которой помещены белые серп и молот.

Пятиконечная красная звезда окаймлена белой окантовкой. Размер диаметра красной звезды равен 2/5 ширины флага, а размер диаметра белой окантовки равен 9/10 ширины флага.

Гюйс или крепостной флаг ВМФ СССР 1964—1992 гг.

21 апреля 1964 года, постановлением Совета Министров СССР № 334 «О военно-морских флагах СССР»[8], было изменено описание гюйса ВМФ СССР (изменён размер красной звезды и центр её размещения):

Гюйс или крепостной флаг — представляет собой красное полотнище, в центре которого помещена красная пятиконечная звезда, обращённая одним концом вверх. Внутри красной звезды вписаны серп и молот белого цвета. Красная звезда окаймлена белой окантовкой.

Отношение ширины флага к длине — один к полтора. Расстояние от верхнего конца белой окантовки до верхней кромки флага равно 1/12 ширины флага, а расстояние от нижних концов белой окантовки до нижней кромки флага равно 1/6 ширины флага. Диаметр красной звезды — 1/2 диаметра белой окантовки.

Гюйс ВМФ Российской Федерации

Гюйс и крепостной флаг ВМФ России 1992—2000 гг. Гюйс и крепостной флаг ВМФ России с 2001 г.

21 июля 1992 года, согласно указу Президента Российской Федерации № 798[27], в связи с прекращением существования Союза ССР, необходимостью приведения статуса кораблей (катеров) и судов Военно-Морского Флота Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права и на основании решения, принятого на рабочей встрече глав государств Содружества Независимых Государств 16 января 1992 года, были утверждены описания и рисунки военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации:

Гюйс и крепостной флаг представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отношение ширины флага к длине — один к полтора, ширины голубой полосы к длине флага — 1/10.

Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища — 1/20, белой окантовки диагонального креста — 1/40.

26 июля 1992 года на кораблях, катерах и судах был произведён торжественный спуск военно-морских флагов, вымпелов СССР и торжественный подъём военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации. В качестве гюйса ВМФ России стал снова использоваться гюйс Российской империи.

29 декабря 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2000 № 162 «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск»[28], вступившим в силу 1 января 2001 года, был возвращён исторический синий цвет Андреевского креста, что повлекло за собой автоматическую смену всех флагов с его изображением.

«Гюйс, поднятый на корабле, обозначает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимается на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовах). Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага.

Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов»

— Статья 628 Корабельного устава ВМФ РФ[9]

В Военно-Морском флоте Российской Федерации поднимается ежедневно на носу (на баке) кораблей (в том числе, и на подводных лодках), одновременно с кормовым флагом, обычно, с 8 часов утра и до захода солнца.

Гюйс кораблей пограничных служб Российской Федерации

Гюйс кораблей 1 и 2 рангов Пограничных войск Российской Федерации, 1993—2008 гг. Гюйс кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов, с 2008 г.

21 мая 1993 года, указом Президента России № 720[29], в связи с образованием Пограничных войск Российской Федерации был утверждён гюйс для кораблей пограничных войск:

Гюйс кораблей 1 и 2 рангов Пограничных войск Российской Федерации — представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен тёмно-голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отношение ширины флага к его длине — один к полутора, ширины тёмно-голубой полосы к ширине флага — 1/7, ширины белой полосы вертикального креста к ширине тёмно-голубой полосы диагонального креста — 1/2, белой окантовки диагонального креста к ширине тёмно-голубой полосы — 1/4.

1 сентября 2008 года, Указом Президента России № 1278[30], в целях реализации единой государственной политики в области геральдики, сохранения и развития исторических традиций в области геральдики, был утверждён новый гюйс кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов Российской Федерации:

Красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой.

Отношение ширины гюйса к его длине — два к трём. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса — один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса — один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста — один к двум.

Пропорции и цвет диагонального креста стали соответствовать Военно-морскому флагу Российской Федерации, но в отличие от гюйса Военно-Морского Флота, ширина белой окантовки диагонального креста в три раза больше.

См. также

Источники

Примечания

  1. «Словарь иностранных слов русского языка», с.»Гюйс» © Словари и энциклопедии на Академике (dic.academic.ru)
  2. Д.Раскин «Русский флаг», Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» №3, 1990.
  3. Постановление правительства Латвии от 10 августа 1922 года «О латвийских государственном, торговом, должностных и отдельных учреждений флагах и флагах военных кораблей»
  4. «Kлассификация флагов» © Российская геральдическая палата
  5. Christopher Southworth «The civil jack (Pilot jack)» 11 June 2004 © FOTW Flags Of The World website
  6. 1 2 Постановление Президиума ЦИК СССР от 29.08.1924 «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик»
  7. 1 2 Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.07.1932 «Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1924 г. о флагах и вымпелах Союза ССР»
  8. 1 2 Постановление Cовмина СССР от 21.04.1964 № 334 «О военно-морских флагах СССР»
  9. 1 2 Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации, введен в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 1 сентября 2001 года № 350
  10. Seamanship Manual, 1951 — см. «Pilots flag: United Kingdom / Anchor Ball and Pilot Jack» David Prothero, 3 September 2003 © FOTW Flags Of The World website
  11. 1 2 3 4 5 6 «Флаги военного флота Российской империи (часть 1). Гюйс». Last modified 17.1.2010 © Russian Centre of Vexillology and Heraldry
  12. «Naval Jack (The Netherlands)/Dutch Naval Jack» Mark Sensen, 27 January 1996 © FOTW Flags Of The World website
  13. «Naval Jack (The Netherlands)/Dutch Naval Jack», Mark Sensen, 6 June 1998 © FOTW Flags Of The World website
  14. «Pilots flag: United Kingdom. The civil jack (Pilot jack)» © FOTW Flags Of The World website
  15. Albert A. Hopkins & A. Russell Bond «Scientific American Reference Book» Munn & Co., New York. 1905
  16. «Civil Jack (The Netherlands)/Geus voor pleziervaart (Nederland)» © FOTW Flags Of The World website
  17. «Civil Jack (The Netherlands)», Mark Sensen, 6 June 1998 and 8 June 1998 © FOTW Flags Of The World website
  18. De Geus © Gelderse Vlaggenhandel
  19. Полное собрание законов Российской империи (1649—1825). Чертежи и рисунки к собранию. Лист 30. «Флаги, Вымпели, Гюисы воинских Караблей и Галер; также Сигнальные флаги и Вымпели ко обоим, также торговых и прочих партикулярных и всяких судов флаги»
  20. Полное собрание законов Российской империи (1649—1825). Том VI (1720—1722), стр.101 — № 3485 «Устав морской» Книга V, ст.1
  21. 1 2 «Флаги военного флота Российской империи» Часть 2: Должностные флаги адмиралов / Флаг генерал-адмирала. Last modified 18.3.2008 © Russian Centre of Vexillology and Heraldry
  22. Полное собрание законов Российской империи (1649—1825). Том VI (1720—1722), стр.18 — № 3485, «Устав морской» Книга II, Глава III, ст.6
  23. Полное собрание законов Российской империи (1649—1825). Том VI (1720—1722), стр.91 — № 3485, «Устав морской» Книга V, ст.11
  24. Полное Собрание законов Российской империи, XIX,ст.152, цит. по: Соколов В. А. Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР, М, изд-во МГИУ, 2002, ISBN 5-276-00240-1, СС.29-30
  25. Полное собрание законов Российской империи (1881—1913). Том XXXIII (1913). Отделение 1, стр.1352 — № 40638.
  26. Полное собрание законов Российской империи (1881—1913). Том XXXIII (1913). Отделение 2, «Штаты и табели», стр.441 — ст.»К № 40638 — 1913 Декабря 7″
  27. Указ Президента России от 21.07.1992 № 798 «О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации»
  28. Федеральный закон от 29.12.2000 № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск»
  29. Указ Президента России от 21.05.1993 № 720 «Об утверждении описания и рисунков флагов, вымпелов и бортового отличительного знака кораблей, катеров и судов пограничных войск Российской Федерации»
  30. Указ Президента России от 01.09.2008 № 1278 «Об утверждении описания и рисунка флага директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и описаний и рисунков флагов и вымпела кораблей, катеров и судов пограничных органов»

Литература

  • Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1910;
  • Михельсон А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней, 1865;
  • Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 1907;
  • Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1907;
  • Крысина Л.П. Толковый словарь иностранных слов — М: Русский язык, 1998.

Ссылки

dic.academic.ru

Зачем морякам такая форма?

Изначально вообще форма нужна была, и нужна сейчас, для того чтобы своих солдат (моряков) можно было отличать от солдат врага, с которым воюет страна.

Зачем, правда, вообще воевать, — совершенно непонятно, ведь можно жить в мире и согласии, просто договариваясь с соседями. Но некоторые люди этого делать не умеют, приходится вести себя как дикари и брать в руки оружие.

Конечно же, заботясь о своем войске, страна пыталась сделать форму удобней во всех отношениях: чтобы и носить ее было удобно, и обслуживать быстрее, а особенно – в условиях дальних морских плаваний. Стараясь приблизить форму моряков к максимальному удобству, в результате практически все морские страны получили более-менее похожую одежду, даже не сговариваясь.

Начнем с цвета. Почему черный? Да потому что раньше, чтобы корабль плыл, в его топку надо было постоянно забрасывать уголь, много угля, лопатой. Повсюду была угольная пыль, оседавшая на руках, лицах и одежде. То есть в форме присутствовал черный бушлат, на котором не было видно угольной пыли.

Почему же под ним была белая основа? Да ведь жарко было целый день на палубе – под лучами солнца. А белый цвет так хорошо отражает солнечные лучи, не нагреваясь. Ну, и синий – это, конечно, дань традициям, цвет моря, это – символично и неизменно.

Как в форме моряков появился гюйс – воротничок? Раньше внешнему виду придавали слишком много значения, поэтому даже матросы должны были надевать парики, а их косички смазывать маслом. Масло, конечно же, пачкало основную одежду, поэтому уместны были темные воротнички, которые проще было снять и выстирать, когда это было необходимо. Так появился синий воротничок – как море, а на них – белые полосочки – как пена на водной глади.

Ленточки на бескозырках, кстати, изначально тоже имели практическое значение, а не были придуманы для красоты. Раньше моряки носили не бескозырки, а большие шляпы с широкими полями. Они слетали при сильном ветре, поэтому шляпы приходилось подвязывать шарфиками.

Чтобы шарфики можно было различать, они были разного цвета, а провожая сыновей, братьев и мужей в далекое плавание, женщины, остающиеся на берегу, вышивали на них разные надписи. Чтобы моряк всегда помнил о своем родном доме. Надписи были разнообразными, но позже правительство каждой страны придумало и утвердило бескозырки вместо шляп и надписи на ленточках одинакового образца. Как правило, чаще всего это было название флота, на котором служил моряк.

Ну, и какой же моряк — без тельняшки? Это такая фуфайка, полосатая, конечно же – в бело-синем тоне. Кроме того, что она удобная и теплая, её еще хорошо видно, вдруг человек выпадет за борт. Сейчас тельняшка – это главный символ и гордость любого моряка.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

kotikit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *