Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер ТАВКР), крупнейший корабль Военно-морского флота (ВМФ) России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.

Флагман ВМФ России. Предназначен для поддержки группировок ракетных подводных лодок стратегического назначения, группировок надводных кораблей и морской ракетоносной авиации.

Построен в СССР на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, ныне на территории Украины) по проекту 11435, разработанному под руководством главных конструкторов Василия Аникиева и Л. Белова в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург).

Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова (с 4 октября 1990 г.). На стадии проекта назывался «Советский Союз», в 1982 г. получил название «Рига», в том же году был переименован в «Леонид Брежнев», в 1987-90 гг. назывался «Тбилиси».

История строительства, ввод в строй

Заложен в Николаеве 1 сентября 1982 г. под заводским номером 105, спущен на воду 4 декабря 1985 г. 8 июня 1989 г. начались швартовые испытания.

21 октября 1989 г. корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов.

Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (пос. Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА («Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный», ныне — полигон взлетно-посадочных систем «Нитка»).

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 г. летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачёв на самолете Су-27К. 25 декабря 1990 г. подписан приемный акт крейсера. 20 января 1991 г. корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР (в 1992-1994 гг. продолжались испытания вооружения и технических средств корабля и авиагруппы).

Текущее состояние

Корабль регулярно участвует в дальних походах и военно-морских учениях. В 1996-1998 гг., в 2001-2004 гг. и в 2008 г. находился в ремонте. 

С 14 мая по 20 августа 2015 г. находился в плавдоке 82-го судоремонтного завода (пос. Росляково, Мурманская область), где были проведены очистка и покраска днища, ремонт агрегатов и оборудования электромеханической боевой части, сервисное обслуживание. 

С осени 2015 г. по лето 2016 г. на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске крейсер проходил восстановление технической готовности. Были отремонтированы главные котлы, турбо- и дизель-генераторы, восстановлено покрытие полетной палубы.

Ожидается, что в первом квартале 2017 г. начнется модернизация корабля.

​В боевых действиях крейсер не участвовал.

Командующий кораблем — капитан 1 ранга Сергей Артамонов (с 2011 г.).​

Тактико-технические характеристики

  • Длина по ватерлинии — 270 м.
  • Наибольшая длина (палубы) — 306 м.
  • Ширина по ватерлинии — 33,4 м.
  • Наибольшая ширина — 72 м.
  • Высота — 64,5 м.
  • Стандартное водоизмещение — 46 тыс. 540 т.
  • Полное водоизмещение — 59 тыс. 100 т.
  • Скорость полного хода — 29 узлов.
  • Дальность плавания при скорости 29 узлов — 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов — 8 тыс. 417 миль.
  • Автономность плавания — до 45 суток.
  • Экипаж — 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка — котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая.

На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

В отличие от большинства зарубежных кораблей такого класса, которые оснащаются паровыми катапультами для запуска самолетов, ТАВКР оборудован носовым трамплином с углом схода 14 градусов, на который направлены две сходящиеся линии взлета.

Вооружение

  • 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» (дальность полета сверхзвуковых ракет — около 550 км).
  • Зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» (боезапас — 192 ракеты).
  • Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» (боезапас — 256 ракет, 48 тыс.; снарядов).
  • Реактивные глубинные бомбы системы «Удав-1» (60 штук).

Авиагруппа

ТАВКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета.

Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К, вертолетов Ка-27/27ПС и Ка-29.

С конца 1990-х гг. и по н.в. включает палубные истребители Су-33 и штурмовики Су-25УТГ 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования — Североморск-3, Мурманская обл.), а также вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база — Североморск-1).

«Варяг»

По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 гг. в Николаеве строился тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», который в 1993 г. отошел Украине и в 1998 г. был продан Китаю.

В 2012 г. принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая как «Ляонин». В н. в. — единственный китайский авианосец.

tass.ru

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Единственный российский тяжелый авианосец «Адмирал Кузнецов» летом планируется отправить в Средиземное море, он возглавит постоянную группировку ВМФ в этом регионе.

Сейчас авианосец находится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходит восстановление технической готовности перед дальним морским походом. В частности, к началу лета трюмы погреба авианосца должны будут модернизировать под новые виды авиационных боеприпасов.

Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР), крупнейший корабль ВМФ России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.

Будущий флагман Северного флота ВМФ России был спущен на воду 4 декабря 1985 года. 8 июня 1989 г. начались швартовые испытания. 21 октября 1989 г. корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов.

Предназначен для поддержки группировок ракетных подводных лодок стратегического назначения, группировок надводных кораблей и морской ракетоносной авиации.

Построен в СССР на Черноморском судостроительном заводе по проекту 11435, разработанному под руководством главных конструкторов Василия Аникиева и Л. Белова в Невском проектно-конструкторском бюро.

Назван в честь адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова (с 4 октября 1990 г.). На стадии проекта назывался «Советский Союз», в 1982 г. получил название «Рига», в том же году был переименован в «Леонид Брежнев», в 1987-90 гг. назывался «Тбилиси».

Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА («Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный»).

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 г. летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачев на самолете Су-27К.

25 декабря 1990 г. подписан приемный акт крейсера. 20 января 1991 г. крейсер вошел в состав Северного флота ВМФ СССР (в 1992—1994 гг. продолжались испытания вооружения и технических средств корабля и авиагруппы).

Тактико-технические характеристики:

— Длина по ватерлинии — 270 м

— Наибольшая длина (палубы) — 306 м
— Ширина по ватерлинии — 33,4 м
— Наибольшая ширина — 72 м
— Высота — 64,5 м
— Стандартное водоизмещение — 46 тыс. 540 т
— Полное водоизмещение — 59 тыс. 100 т
— Скорость полного хода — 29 узлов
— Дальность плавания при скорости 29 узлов — 3 тыс. 850 морских миль (7,1 тыс. км), при скорости 14 узлов — 8 тыс. 417 миль (15,6 тыс. км).
— Автономность плавания — до 45 суток
— Экипаж — 1 тыс. 960 человек, в т. ч. 518 офицеров и 210 мичманов.

После дальнего похода в Средиземном море «Адмирал Кузнецов» встанет в ремонт на 2-2,5 года. В частности, крейсеру предстоит обновление авиагруппы.

Главная энергетическая установка — котлотурбинная, включает 4 паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены 9 турбогенераторов и 6 дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

В отличие от большинства зарубежных кораблей такого класса, которые оснащаются паровыми катапультами для запуска самолетов, ТАВКР оборудован носовым трамплином с углом схода 14 градусов, на который направлены две сходящиеся линии взлета.

Вооружение:

— 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса «Гранит» (дальность полета сверхзвуковых ракет — около 550 км)
— Зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» (боезапас — 192 ракеты)
— Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» (боезапас — 256 ракет, 48 тыс. снарядов)
— Реактивные глубинные бомбы системы «Удав-1» (60 штук)

Авиагруппа:

Авианосец «Адмирал Кузнецов» может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К, вертолетов Ка-27/27ПС и Ка-29, с конца 1990-х гг. и по н.в. включает палубные истребители Су-33 и штурмовики Су-25УТГ, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29.

Корабль регулярно участвует в дальних походах и военно-морских учениях. В 1996—1998 гг., в 2001—2004 гг. и в 2008 г. находился в ремонте. С 14 мая по 20 августа 2015 г. находился в плавдоке 82-го судоремонтного завода (пос. Росляково, Мурманская область), где были проведены очистка и покраска днища, ремонт агрегатов и оборудования электромеханической боевой части, сервисное обслуживание.

В боевых действиях крейсер не участвовал.

Авианосец «Адмирал Кузнецов».

Источник

Смотрите статью Российское оружие, которому нет аналогов в мире


ribalych.ru

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Авианесущий крейсер. Корабль «Адмирал Кузнецов»

Авианосец – тип военного корабля, в состав которого входит определенное количество боевой авиационной техники, она же и представляет собой основную ударную силу. На его борту имеется взлетная полоса требуемой длины для разбега самолетов, ангары, средства для заправки, технического обслуживания и контроля полетов. Несмотря на свои большие габариты, авианосец – высокоманевренный корабль и достаточно быстро реагирует на сигналы дислокации. Одним из представителей подобной военной техники является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Об этом подробнее далее.

Предназначение

Как уже говорилось выше, авианосцы представляют собой типы военных кораблей, которые отличаются громадными размерами. На их борту имеется не один десяток боевой авиации: истребители, штурмовики, самолеты-заправщики, противолодочная техника, а также спасательные и боевые вертолеты.

Подобные корабли используются множеством стран для несения дежурных служб вдоль водных границ того или иного государства. Также они предназначены для содействия сухопутным войскам при вторжении вражеских сил на территорию. Используются для уничтожения различных вражеских лодок, а также для поражения воздушной техники, которая находится над водным пространством и в прибрежной зоне.

Авианосец должен обладать мощной энергетической установкой и большим запасом топлива, для того чтобы на протяжении длительного периода пребывать на расстоянии от берега.

Исторический путь

Первые шаги по возведению вышеуказанного крейсера были проделаны на Николаевском судостроительном заводе в 1982 году. Он неоднократно менял название в связи с историческими событиями. Наконец в 1990 году, после продолжительных ходовых испытаний, на борту появилось окончательное его имя – «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». И через год уже тяжелый авианесущий крейсер стоял на военно-морском вооружении России. Это достоверный факт.

Во время начала строительства на вооружении уже имелись авианесущие крейсера России. Каждый из них выполнял определенные функции. Однако корабль «Адмирал Кузнецов» имел существенное отличие. То есть он обладает удлиненными размерами палубы. Это позволило самолетам совершать традиционный тип взлета и посадки.

После распада Советского Союза, в начале 1990-х, ВМФ России достаточно обеспокоилось тем, что власти Украины могут предъявить претензии на владение крейсером. Поэтому в конце 1991 года он был секретно транспортирован в город Североморск, который являлся новым местом базирования авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Начиная с этого времени, он проходит множество испытаний различного характера. Также он пополняется новой боевой единицей – серийными истребителями СУ-33.

В 1995 году, в честь празднования 300-летия существования Российского флота, авианосец-крейсер «Адмирал Кузнецов» выдвинулся в поход в Средиземное море. Пройдя Гибралтарский пролив, остановился у берегов Туниса. В то же время там присутствовало и американское судно. Это позволило выполнить некоторые тренировочные испытания совместно. По словам очевидцев, на протяжении совместной стоянки двух авианосцев совершались соответствующие взлеты и посадки авиационной техники как со стороны российского, так и американского флота. Некоторые военнослужащие РФ даже смогли прокатиться на воздушной технике США. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не разочаровал и в дальнейших учениях Северного флота, которыми командование осталось довольно. Но не обошлось и без негативных сторон. На протяжении всего морского плавания наблюдался постоянный сбой энергетической установки, и встречались неполадки других систем корабля. Это свидетельствовало о его неполной боевой готовности. И уже спустя короткий промежуток времени после прибытия домой, после досконального ремонта, крейсер «Адмирал Кузнецов» снова отправился в очередной путь. Не без его участия прошла операция «Курск» в 2000 г.

В 2004 году крейсер «Адмирал Кузнецов» совершил поход в Северную Атлантику совместно с девятью кораблями Северного флота. Основной целью поездки было испытание взлета и посадки нового истребителя СУ-25КУБ. Далее последовали регулярные выезды на дежурства (2005-2007 гг.). А в 2007 году крейсер отправился в очередное плавание в Средиземное море, где все прошло удачно.

Конечно же, кроме успешных плаваний, на борту авианосца случались и аварийные ситуации, от чего не застрахован ни один суперсовременный боевой корабль в мире:

  1. Первое происшествие случилось в конце 2004 года. В результате очередного выезда произошла небольшая авария на борту крейсера при посадке на палубу СУ-25УТГ. Но, к счастью, все обошлось только повреждением шасси самолета, а корабль значимых потерь не понес.
  2. Также несчастье настигло авианосец в начале осени 2005 года в Северной Атлантике. Здесь крейсер «Адмирал Кузнецов» понес более весомые потери. При заходе на посадку двух истребителей СУ-33 один не удержался и упал в воду. Летчик катапультировался уже на большой глубине. Второй аппарат совместными усилиями экипажа сумели сохранить. Затонувшую машину, которая содержала секретные технологические разработки, пытались уничтожить с помощью водяных бомб. Однако этого сделать не удалось. Причиной чрезвычайной ситуации оказался обрыв троса авиафинишера.
  3. Следующее чрезвычайное происшествие произошло в январе 2009 года. Во время пребывания в турецком порту Акзас-Карагач случился внезапный пожар в носовой части палубы. Экипаж сумел самостоятельно справиться с данной ситуацией, но при этом погиб матрос. Сам авианосец существенных повреждений не понес.

На сегодняшний день корабль «Адмирал Кузнецов» является одним из представителей тяжелой морской артиллерии. Основные его задачи — поражение целей определенного характера, которые несут угрозу государству. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» достойно смотрится наряду с подобными боевыми единицами различных стран. Разве может не впечатлить громадное двадцатиэтажное строение, которое беспрепятственно движется по водной стихии? На борту авианосца имеется 8 котлов и 4 паровые турбины. С их помощью он может разогнаться до максимальной скорости в 29 узлов. В таком темпе он преодолевает до 3800 миль, при скорости в 18 узлов – 8500 миль. Для того чтобы убедиться в его мощности, как минимум можно взглянуть на авианосец «Адмирал Кузнецов», фото которого представлено в данном тексте.

Особенности конструкции

Здесь есть много интересного. Модель «Адмирал Кузнецов» имеет следующие палубы: гладкую и дополнительную взлетную. Это немаловажные элементы конструкции. В хвостовой части корабля имеется взлетный трамплин, то есть по архитектуре данный корабль является гладкопалубным. Это существенная особенность конструкции. Здесь же имеется угловая полетная палуба, площадь которой 14 700 м², и развитая надстройка по правому борту. Существующий трамплин, который расположен в носовой части, обладает углом схода 14 градусов. Его выполнение является интегральным с корпусом данного авианосца, который имеет по высоте 7 палуб и две необходимые платформы.

Ходовая часть

Как уже было сказано, данный авианесущий крейсер обладает усовершенствованной энергетической установкой. В ее состав входит 8 паровых котлов и 4 турбины, каждая из которых имеет мощность 50 000 л. с. В результате этого данная система способна разгонять громадную машину до 29 узлов и удерживать такую скорость на протяжении длительного времени. Также указанная энергетическая установка имеет дополнительные контейнеры для топлива. С помощью подобной системы данный тяжелый авианесущий крейсер способен длительное время пребывать на воде. Предельная дальность передвижения при скорости в 18 узлов примерно составляет 8500 миль.

Вооружение

В этом плане определена соответствующая комплектация. Вооружение на корабле «Адмирал Кузнецов» представлено авиационной техникой и ракетно-пусковыми установками. Это существенный факт. К первому виду относится всевозможная боевая авиация России. Сюда включаются около 28 самолетов (истребители серии СУ-33, МиГ-27К, ЯК-141) и 24 боевых вертолета.

Кроме этого, в состав авианосца входит ряд ракетных установок ближнего, среднего и дальнего радиуса действия. Данные устройства в любой момент могут как нанести нацеленный удар противнику, так и предотвратить поражение торпедой или ракетой. По всей вероятности, в ближайшем будущем они будут усовершенствоваться в результате полной модернизации указанного корабля.

Радиоэлектронное оборудование

Это также является важным оснащением. Радиоэлектронное оборудование на авианосце «Адмирал Кузнецов» позволяет постоянно иметь картину точного местонахождения подобной техники поблизости. Оно включает в себя систему «Лесоруб», многофункциональное устройство «Марс-Пассат». Также сюда входят такие приспособления, как «Фрегат-2М», позволяющий обнаруживать цели в трехмерном пространстве, и «Подкат» — для обнаружения авиационной техники на низких высотах. Еще данный корабль обладает определенными системами связи и контроля полетов. Все это позволяет точно определять положение противника и наносить эффективные удары, а также иметь постоянную связь с союзниками.

Технические характеристики данного крейсера

Здесь учитывается следующее:

  • Основным производителем авианосца «Адмирал Кузнецов» является причерноморская компания по строительству боевых кораблей в городе Николаеве.
  • Разработчик — ОАО «Невское ПКБ».
  • Максимальная скорость корабля составляет 29-30 узлов. Обычная же ходовая – 18.
  • Максимальная дальность при оптимальном движении составляет 18 000 миль.
  • В автономном режиме может проработать около 45 дней.
  • Обладает водоизмещением в 58 500 т.

Экипаж

Конечно же, для поддержания авианосца «Адмирал Кузнецов» на плаву необходимо значительное число квалифицированного экипажа. В его состав входит 1960 человек, из них 200 — офицерского состава. В связи с тем что основная боевая мощь представлена авиационной техникой, на борту имеется 626 летчиков. Из них командный состав насчитывает 40 человек. Также на указанном корабле находится 3857 необходимых помещений. Сюда входят 387 кают, 50 душевых и 6 столовых, 120 складских помещений.

Усовершенствование

Хотя авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже на протяжении многих лет доказывает свою полную боевую готовность и достаточно эффективно выполняет поставленные перед ним задачи, как и вся техника, он требует соответствующей современной модернизации. Конструкторы и разработчики корабля не собираются останавливаться на достигнутом и уже в ближайшем будущем планируют усовершенствовать данную боевую машину, придав ей дополнительную мощность и установив дополнительное современное вооружение.

В первую очередь модернизация коснется энергетической установки, так как это самое проблематичное место и часто приводит к незначительным поломкам. Планируется заменить существующую котлотурбинную установку. В этом плане рассматривают несколько вариантов, то есть собираются осуществить замену на газо- или ядернотурбинную установку. Таким образом, ограничится число поломок, а также добавится дополнительная несущая мощность корабля.

Некоторому изменению поддастся и вооружение. В будущем возможна ликвидация ракетных установок «Гранит». Вследствие этого увеличится площадь стояночных мест самолетов, а соответственно, и количество самих авиационных единиц. Также замене на усовершенствованные зенитные приспособления среднего радиуса действия подлежат и ракетно-пусковые установки «Кинжал». Это является немаловажным. Для установок ближнего радиуса действия планируется заменить существующие на комплекс «Панцирь-С1». В его число войдет 4-6 зенитно-артиллерийских приспособлений. При всем этом на указанный авианесущий крейсер планируется установление современной системы радиоэлектронного оборудования. С его помощью в будущем будет отслеживаться взаимодействие с остальными боевыми кораблями.

В качестве пусковой системы планируется оснастка авианосца катапультами. Так как никто в дальнейшем не собирается отказываться от взлетной полосы и трамплинов, то, соответственно, они будут находиться на угловой палубе. Для обеспечения запуска с помощью паровых катапульт необходимо иметь ядерную энергетическую установку. К этому и стремятся разработчики. Но если корабль будет иметь газотурбинную установку, то паровые катапульты заменятся на электромагнитные. Данное приспособление не является новшеством в боевом судостроительстве. Множество зарубежных авианосцев уже имеют подобную систему в своем пользовании. Также она проходила испытание и нашими разработчиками еще при существовании Советского Союза. Поэтому стоит правильно ее вписать в конструкцию корабля «Адмирал Кузнецов».

В число авиационной техники будут входить истребители МиГ-29К в количестве 26 штук и вертолеты (от 18 до 28 единиц). В целом выпуск обновленного крейсера «Адмирал Кузнецов» планируется на 2020 год. К этому времени уже ожидается выпуск истребителей нового поколения Т-50, которые, несомненно, появятся и на борту корабля.

Даже страшно представить возможности обновленного крейсера, включая во внимание уже существующие!

Сегодняшнее состояние корабля

На сегодняшний день данный тяжелый авианесущий крейсер стоит на защите интересов России. В целом он исправно справляется с поставленными задачами. Он имеет усовершенствованное вооружение и способен предотвратить практически любое вражеское вторжение. И именно его поход в Средиземное море и Северную Атлантику возобновил присутствие российского морского флота в Мировом океане. Такие типы боевых кораблей, как указанный крейсер, имеются на вооружении большинства стран. Поэтому российские разработчики прилагают максимум усилий для его модернизации.

Заключение

Ознакомившись с изложенным выше, каждый может представить, что собой представляет, какие функции выполняет, а также какой военной техникой обладает авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В целом данный корабль определенно является внушительной боевой единицей армии Российской Федерации.

fb.ru

Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

 

Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов, первоначально названный Рига, переименованный в Брежнев, затем Тбилиси, тяжёлый авианесущий крейсер, известный на западе как «Кузнецов» класс, «Орёл» класс или как тип 1143.5, был построен на Черноморским судостроительном заводе в г.Николаев, Украина. Проект разработан на основе предшествующего ТАКР Адмирал Горшков (бывший Баку), проект 1143.4, который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у «Адмирала Горшкова»).

 

Конструкция корпуса основана на модификации предшественника «Киев» класса.

 

Основные характеристики

Экипаж 1960

Авиаперсонал  626

Командный состав  40

 

Длина  302,3 м

Длина по ватерлинии 270 м

Ширина  72,3 м

Ширина по ватерлинии  35,4 м

Осадка  9,14 м

Стандартное водоизмещение  43000 т

Полное водоизмещение  55000 т

Максимальное водоизмещение 58600 т

 

Ходовые характеристики

 

Количество паровых турбин 4 x 50,000 л.с.

Котлы 8

Гребные винты 4 винта фиксированного шага

Энергетическая мощность турбогенераторов 9 x 1,500 кВт

Энергетическая мощность дизельных генераторов 2 x 50,000 л.с. 6 x 1,500 кВт

 

Эксплуатационные показатели

 

Полный ход 29 узлов

Дальность при максимальной скорости 3,850 миль при 29 узлах

Скорость при максимальной дальности 18 узлов

Максимальная дальность 8,500 миль при 18 узлах

Автономность 45 дней

 

Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 1143.5) был заложен в 1985.

 

Крейсер служит как флагман российских военно-морских сил. Первоначально был введён в строй Советского военно-морского флота, и должен был стать головным судном в своём классе, однако строительство единственного корабля этого же типа Варяг, который был заложен в 1988 году, так и не было завершено. Варяг был продан Украиной в Китайскую Народную Республику при условии, что корабль никогда не будет переоборудован в боевой.

 

Крейсер Кузнецов назван  так в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза.

 

 

Проект 1143.5, известный на западе как »Кузнецов» класс. 

 

Адмирал Кузнецов поддерживает стратегические ядерные подводные лодки, военные корабли и морскую ракетную авиацию Российского флота. Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели.

  

В декабре 2007 года Адмирал Кузнецов отправился в плавание по программе военно-морских учений в Средиземном море, которые завершились в феврале 2008 года.

 

АВИАЦИЯ

 

Взлетно-посадочная полоса на палубе составляет 14,700 м², и взлет самолетов производится с трамплина под углом 12°. Палуба оснащена громоотводами. Два лифта на правом борту поднимают самолеты из ангара на взлетную палубу.

 

Тяжёлый авианесущий крейсер Адмирал флота Советского Союза Кузнецов на манёврах.

 

Корабль может нести 16 самолетов Яковлева Як-41M (кодовое название в НАТО —  Freestyle), 12 самолетов Сухова Су-27K (кодовое название в НАТО —  Flanker), воздушные суда с неподвижными крыльями и несколько вертолетов, включая вертолет Камова Ka-27-ЛД (кодовое название у НАТО — Helix), 18 вертолетов Камова Ka-27 PLO и два Ka-27-С.

 

Су-27 Flanker со сложенными крыльями на борту Кузнецова. 

 

Су-33 совершает посадку на авианосец.

 

РАКЕТЫ

 

Авианосец оснащен противокорабельной системой Гранит, оснащенной 12 ядерными ракетными установками класса «земля-земля». Ракеты Гранит (кодовое название в НАТО — SS-N-19 Shipwreck) имеют радиус поражения до 400 км и способны нести как ядерные, так и обычные боеголовки.

 

Противовоздушная система обороны Клинок, обладая 24 вертикальными установками и 192 ракетами, защищает корабль от ракет противника, самолетов и морских судов. Система имеет многоканальный электронный военный радар и может достuгать скорости стрельбы до одной ракеты каждые три секунды. Корабль способен поражать четыре цели одновременно в секторе 60° x 60°. Зона действия системы оставляет 12 км на 15 км.

 

Казахстанское противовоздушное оружие / ракетная система, которую производят в конструкторском бюро и на ТулМашЗаводе в Туле, обеспечивает защиту от точечного оружия, включая антикорабельные и  противорадиолокационные ракеты, авиацию и малые морские цели.

 

Противокорабельная ракетная система на борту крейсера. 

 

Здесь есть восемь систем вместе с ракетной пусковой установкой, 30 мм двойное орудие и  радарный / оптоэлектронный прибор наведения. Зона поражения ракет с лазерным наведением – от 1.5 км до 8 км. Орудие может стрелять до 1000 раз в минуту на расстояние от 0.5 км до 1.5 км. Шесть 30 мм противовоздушных орудий AK630 AD также входят в состав корабля.

 

Самолётный ангар крейсера Адмирал Кузнецов.

 

СЛУЖБА

 

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 21 декабря корабль прибыл в Видяево. В 1992-1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводит в море, участвует в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33[5]. Зимой 1994-1995 произведён ремонт главных котлов.

 

 

В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Всего в походе пройдено 14156 миль, совершено 524 полёта самолётами, из них более 400 — Су-33 и 996 полётов корабельных вертолётов[источник?]. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

 

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

 

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 в составе группы из 9 кораблей кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нес боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до февраля 2008 года.

infuture.ru

От А до Я — ТАВКР «Адмирал Кузнецов» пр.1143.5

В конце 1990 г. в состав нашего ВМФ вошел головной корабль принципиально нового для отечественного флота и судостроения типа — тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (пр. 1143.5), основное вооружение которого составили корабельные самолеты-истребители Су-ЗЗ и противокорабельные крылатые ракеты «Гранит».

ТАВКР проекта 1143.5 разрабатывался Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева и П.А. Соколова, а затем Л.В. Белова. Корабль предназначен для придания боевой устойчивости ракетным подводным лодкам с баллистическими и крылатыми ракетами, группировкам наземных кораблей и морской ракетоносной авиации в океанской зоне.

По конструкции корпуса он отличается от ранее построенных «Кречетов» проекта 1143.1 — 1143.4 наличием свободной от носа до кормы полетной палубы, трамплином для взлета самолетов, бортовыми самолетоподъемниками и аэрофинишерами. Трамплин представляет собой подъем носового участка полетной палубы длиной 53.5 м с углом наклона к горизонту у носового среза 14 градусов. Надстройка насчитывает 13 ярусов и имеет высоту 32 м. По общей архитектуре она повторяет надстройку ТАКР «Баку» пр.1143.4, но установлена на спонсоне, что увеличивает ширину полетной палубы до 67 м и обеспечивает безопасность посадки самолетов. Ангар — закрытого типа общей площадью 3980 м2 (153x26x7,2 м) порядка 50% длины и 70% ширины корабля — служит для хранения и технического обслуживания до 70% штатного числа ЛА. В нем же хранятся по-походному тягачи, корабельные газоструйные и пожарные машины, а также унифицированный комплекс средств специального применения для палубного обслуживания ЛА. Ангар оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки ЛА, позволившей отказаться от использования тягачей в ангаре. Для подготовки авиационной техники в ангаре имеются посты обеспечения и технического обслуживания ЛА. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами с электромеханическими приводами.

У основания трамплина в два ряда размещены 12 подпалубных пусковых установок крылатых ракет главного ударного комплекса «Гранит». Слева и справа от них, сходясь в верхней точке трамплина, идут две взлетные дорожки, начинающиеся у ближних стартовых позиций № 1 и № 2 (длина разбега 90 м) с соответствующими авиационно-техническими средствами. Далее в сторону кормы и ближе к левому борту (длина разбега 180 м) расположена стартовая позиция № 3 (дальняя).

Радиотехническое вооружение корабля (РЛС, ГАС, системы РЭБ и т.д.) включает системы 58 наименований, в том числе БИУС «Лесоруб», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат» с ФАР, трехкоординатную РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Бейсур», комплекс связи «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», комплекс РЭБ «Созвездие-БР», ГАК «Полином-Т», ГАС «Звезда-М1» и т.д. Антенные посты большинства радиоэлектронных средств и средств связи размещены на надстройке.

4 ЗРК «Кинжал» и 8 боевых модулей ЗКБР «Кортик», расположенные на спонсонах побортно, обеспечивают возможность кругового обстрела воздушных целей. Артиллерийское вооружение представлено тремя батареями в составе шести 30-мм скорострельных артустановок АК-630М (48 000 снарядов).

Строительство пятого авианосного крейсера (заводской номер заказа С-105) осуществлялось Николаевским ЧСЗ. Постройка ТАВКР (впервые в стране) велась по новой прогрессивной технологии формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 т. Торжественная закладка корабля состоялась 1 сентября 1982 г. в 15.00 с участием главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова. Старшим строителем был назначен С.Н.Астремский. Для ускорения решения возникавших конструкторских вопросов на ЧСЗ создали группу (впоследствии — отдел) авторского надзора Невского ПКБ во главе с Ю.Л.Бобковым. Более того, впервые в практике отрасли ЭВМ ЧСЗ и НПКБ связали на расстоянии в единую электронно-вычислительную систему (прообраз Интернета!), позволявшую управлять общим массивом рабочей конструкторской документации. А созданная математическая модель корпуса корабля позволила отказаться от прежней трудоемкой операции разметки на плазе и осуществлять резку металла прямо по «виртуальным» чертежам, получая выигрыш времени.

В конце 1988 г. появилось решение о проведении осенью 1989 г. так называемого заводского этапа ЛКИ самолетов Су-27К и МиГ-29К и специальных технических устройств. 21 октября 1989 г., прервав проведение швартовных испытаний, крейсер впервые отошел от заводского причала и в сопровождении буксиров направился вниз по течению Южного Буга. С 27-го числа начались облеты «Тбилиси» самолетами, прилетавшими с берегового аэродрома для отработки техники захода на посадку. 28 октября начали подготовку к приему самолетов — пилоты поочередно совершали пролеты над палубой, постепенно уменьшая скорость и высоту. 1 ноября 1989 г. на полетную палубу ТАВКР, впервые в истории отечественной авиации и ВМФ, совершили первые посадки, а затем и полеты корабельные истребители Су-27К, МиГ-29К и учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ.

1 августа 1990 г. начались государственные испытания. На полигонах боевой подготовки Черноморского флота произвели отстрел всех систем вооружения ТАВКР (кроме ударного комплекса), включая успешную стрельбу комплексом «Удав» по идущей на корабль практической торпеде. 25 декабря 1990 г. Правительственная комиссия подписала приемный акт. 20 января 1991 г. ТАВКР был зачислен в состав Северного флота, а 29 января на нем был торжественно поднят военно-морской флаг.

В мае 1991 г. «Адмирал Кузнецов» базировался на внешнем рейде Севастополя и временно входил в состав 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. В 1992 г. планировался выход корабля на боевую службу в Средиземное море, совмещенную с переходом к месту постоянного базирования на СФ. 21 декабря «Адмирал Кузнецов» прибыл на Северный флот и был включен в состав 43-й (Атлантической) дивизии ракетных крейсеров с базированием в п. Видяево. Приказом командующего СФ от 1 апреля 1992 г. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» был включен в число кораблей первой линии. С осени 1992 г. были продолжены госиспытания Су-25УТГ и Су-27К. В течение трех лет «Кузнецов» по три-четыре месяца проводил в море по программам продолжавшихся ЛКИ и освоения авиационного комплекса. 23 декабря 1995 г. «Адмирал Кузнецов» (бортовой № 063) впервые вышел на БС в Средиземное море. В возглавляемую им АМГ под командованием контр-адмирала В.Г.Доброскоченко входили ЭМ «Бесстрашный», многоцелевая ПЛА «Волк», танкер «Днестр» и буксир СБ-406 Северного флота, СКР «Пылкий» и танкер «Олекма» Балтийского флота, а также буксир «Шахтер» и танкер «Иван Бубнов» из состава Черноморского флота. Авиагруппа ТАВКР включала 13 самолетов Су-33, 2 — Су-25УТГ и 11 вертолетов Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29 из состава 57-й СКАД (командир — генерал-майор Т.А.Апакидзе). Всего за время похода кораблем было пройдено более 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолетами, фактически перехвачено 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные ПЛ, отработаны учебно-боевые задачи по двум своим ПЛ, успешно проведены ракетно-артиллерийские стрельбы, в том числе главным ударным комплексом. Осуществлявшая задачу дальнего противолодочного обеспечения крейсера ПЛА «Волк» (капитан 2 ранга С.Справцев) выполнила скрытное длительное слежение за несколькими натовскими субмаринами, включая одну американскую ПЛА типа «Los Angeles».

8 апреля 1996 г. крейсер поставили на СРЗ-35 («Севморпуть») для прохождения усиленного навигационного ремонта. После завершения ремонта, с июля 1998 г. ТАВКР обеспечивал боевую подготовку палубной авиации, в августе участвовал в учениях под флагом Верховного Главнокомандующего ВС РФ. С 26 марта по 2 апреля 1999 г. «Адмирал Кузнецов» занимался боевой подготовкой, пройдя за 193 ходовых часа 750 миль. В общей сложности, за первые 10 лет службы корабль прошел 75 тыс. миль: в 1991 г. — 15650, в 1992 г. — 5012, в 1993 г. — 5095, в 1994 г. — 5397 и в 1995 г. — 5467.

В феврале 2004 г. корабль прямо от причала СРЗ-35, прервав ремонт, выходил в море для участия в стратегической командно-штабной тренировке «Безопасность-2004» для обеспечения показательного выступления корабельной истребительной авиации СФ. Завершив ремонт, пройдя испытания и отработав положенные курсовые задачи, «Адмирал Кузнецов» (командир — капитан 1 ранга А.П.Шевченко) 27 сентября 2004 г. во главе АМГ СФ под флагом заместителя командующего СФ вице-адмирала В.Г.Доброскоченко вышел на учения в северо-восточную Атлантику («Адмирал Кузнецов», ТАРКР «Петр Великий», РКР «Маршал Устинов», БПК «Североморск» и «Адмирал Левченко», ЭМ «Адмирал Ушаков», танкер «Сергей Осипов», спасательные буксиры «Алтай» и СБ-406). Одной из основных задач учений была отработка взаимодействия кораблей при отражении атак условного противника, а также выполнение корабельными летчиками полетов с палубы авианосца.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», без сомнения, представляет собой достаточно уникальный и самобытный тип боевого корабля, не имеющий мировых аналогов. Наличие на нем мощного ракетного вооружения и авиагруппы в составе самых современных боевых самолетов классической аэродинамической схемы по праву ставит его в один ряд с новейшими авианосцами ведущих морских держав. Сочетание трамплинного старта и аэрофинишерной посадки самолетов с высокой тяговооруженностью позволяет при меньших, чем при создании западных аналогов, затратах обеспечивать ПВО сил флота в отдаленных районах Мирового океана.

www.ot-a-do-ya.org

Авианосец «Адмирал Кузнецов»


Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер, проекта 1143.5, известный на западе как «Кузнецов» класс,
«Орёл» класс или как тип 1143.5, был построен на Черноморском судостроительном заводе
на в г. Николаев. 

Проект разработан на основе предшествующего ТАКР «Адмирал Горшков» (бывший «Баку»),
проект 1143.4, который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению
(58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по
сравнению с 32 у «Адмирала Горшкова»).

Спущен на воду 1985 году, введён в эксплуатацию 1991 году.
1

Авианосец «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5) был заложен в 1985, а второй корабль этого же типа «Варяг» — в 1988, но его строительство не было завершено.

Проект 1143.5 может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота.

Корабль может поражать надводные, подводные и воздушные цели.

Принадлежность: Северный флот России , порт приписки : Мурманск-35
2. В порту Мурманска

Авиационное вооружение:
Площадь лётной палубы составляет 14700 квадратных метров и лётная палуба оснащена расположенной под углом 12 градусов взлётно-посадочной полосой. Лётная палуба оборудована аэрофонишёрами. Два подъёмника доставляют авиатехнику из ангара на лётную палубу.

3

Корабль имеет возможности по вместимости и обслуживанию на
16 самолётов Як-41М (известен под кодовым наименованием НАТО «Фристайл») и
12 самолётов Су-27К (Су-33) ( Кодовое наименование НАТО «Фланкер») входящих в авиасоединение самолётов и соединение вертолётов включающее
4 Ка-27ЛД (Кодовое наименование НАТО Хеликс),
18 Ка-27ПЛО и
2 Ка-27С.

4. Су-33 на палубе

Ракетное вооружение
Корабль оснащён противокорабельными ракетами Гранит (поверхность-поверхность), оборудовано 12 пусковых установок. На западе ракеты Гранит известны под кодовым 
наименованием «Shipwreck» и имеют дальность свыше 400 километров.

5

Противовоздушное ракетно-артиллерийское вооружение включает противовоздушные ракеты Клинок с 24 вертикальными пусковыми установками и 192 ракетами. Эта система защищает корабль от противокорабельных ракет, самолётов, беспилотных летательных аппаратов и надводных кораблей.

Управление осуществляется с помощью многоканальной РЛС с фазированной решёткой с электронным управлением. Система включает управляющую систему, подпалубную пусковую установку с четырьмя пусковыми модулями барабанного типа, каждый из которых имеет 8 ракет и ракетами «поверхность-воздух» в контейнерной пусковой установке.

Система может достигать частоты запуска 1 ракета каждые 3 секунды. Четыре цели могут быть атакованы одновременно в секторе 60 х 60 градусов. Дальность поражения составляет 12-15 километров.

6

Противовоздушная система Каштан, изготовляемая Тульским машиностроительным заводом имеет 4 командных и 8 боевых модулей с 256 противовоздушными ракетами.

Система обеспечивает защиту от «точного» оружия, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, самолёты, вертолёты и малоразмерные морские цели.

Радиус действия ракет 1,5 — 8 километров. Орудия могут вести огонь со скорострельностью до 1000 выстрелов в минуту на дальность 0,5 — 1,5 километров. Зенитные орудия — AK630 АД.

7

Противолодочное вооружение
Корабль оборудован системой противолодочной обороны Удав-1 с 60 противолодочными ракетами. Удав-1, поставляемый Научно-Производственной Ассоциацией «Сплав», защищает надводные корабли отвлекая и уничтожая торпеды противника.

Система также обеспечивает защиту от подводных лодок, карликовых подводных лодок и 
диверсионных средств, таких как подводные мотоциклы. Система имеет 10 секций и способна вести огонь глубинными реактивными снарядами 111СГ, ставить минные заграждения (111СЗ) и использовать отвлекающие снаряды (111СО).

Дальность действия составляет до 3000 метров по горизонтали и до 600 метров по глубине.

8. На палубе авианосца

Акустическое и радиолокационное оборудование
РЛС корабля включают РЛС обнаружения воздушных и морских целей, РЛС обнаружения низколетящих целей (обнаруживают низколетящие самолёты и ракеты), РЛС управления полётами, навигационную РЛС и четыре РЛС управления огнём для системы ПВО Каштан.

Корабельное гидролокационное оборудование включает расположенный в корпусе корабля гидролокатор обнаружения и управления вооружением, действующий на средних и низких частотах, способный обнаруживать торпеды и подводные лодки. Противолодочная авиация корабля оборудована РЛС поиска надводных целей, погружными гидролокаторами, погружными буями и детекторами магнитных аномалий.

Электронные системы корабля
Корабельные электронные системы включают Боевой информационный центр и систему боевого авиасопровождения. Корабль имеет навигационную систему и средства связи, включая спутниковую связь.

Ходовые качества
Корабль оснащён 8 котлами и 4 паровыми турбинами, каждая мощностью 50000 л.с., вращающими 4 вала с винтами фиксированного диаметра.

Максимальная скорость составляет 29 узлов, дальность плавания на максимальной скорости — 3800 миль. Максимальная дальность плавания на скорости 18 узлов составляет 8500 миль.

Комплектация
Экипаж корабля насчитывает 1960 человек, включая 200 офицеров.
Также корабль укомплектован 626 чел. лётно-технического состава, включая 40 чел. командного
состава.

3857 помещений корабля включают 387 кают, 134 помещения для экипажа с 50 душевыми, 6 столовыми, 120 складскими помещениями и 6000 метров коридоров и переходов.

Технические характеристики — измерения:
Длина — 305 м
Длина по ватерлинии — 270 метров
Ширина наибольшая — 72 метра
Ширина по ватерлинии — 35 м
Осадка — 10 м
Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн
Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн
Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн

На данный момент корабль практически полностью боеготов.

22.04.2011 издание «НВО» сообщило, что на корабле решено в 2012 году начатьполномасштабную модернизацию.
 

Источник: http://www.morbox.ru

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

bazaistoria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *