Содержание

Морская «Серна». Десантные катера проекта 11770 » Военное обозрение

По традиции в День ВМФ в Новороссийске проходят показательные выступления бойцов морской пехоты Новороссийской военно-морской базы. И также по традиции не обходится без демонстрации высадки десанта на берег с десантных средств базы. Это, безусловно, чрезвычайно символично в городе, в котором одна из самых протяжённых улиц названа улицей Героев Десантников, а другая именем командира тех самых десантников Цезаря Куникова.

Но речь пойдёт не о людях, а о современных морских средствах доставки десанта. При этом обратим внимание не на общеизвестные десантные «левиафаны» вроде БДК «Цезарь Куников» или вступивший в состав флота буквально два месяца назад БДК «Иван Грен», а на более скромные по размерам, но не менее уникальные и крайне необходимые десантные корабли Ведь малые десантные корабли способны решать задачи, неподвластные левиафанам флота. Во-первых, порой использование БДК экономически невыгодно, это как палить из гаубицы по комарам. А, во-вторых, операции, проводимые тайно в условиях маскировки, не терпят применения топора — там нужен скальпель.


Одним из примечательных представителей семейства малых десантных кораблей является быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна». Катер начали разрабатывать в легендарном Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени не менее легендарного и гениального Ростислава Алексеева. Строительство же этих уникальных катеров стартовало на двух судостроительных заводах. Для Черноморского флота, Балтфлота и Каспийской флотилии «Серну» возводили на стапелях ССЗ «Волга». Для Тихоокеанского флота катера строили на ССЗ «Восточные верфи».

Правда, несколько кораблей пошли на экспорт. В частности, несколько катеров были отправлены в Эмираты, а один в Эстонию. Уж не знаю, зачем эстонской игрушечной армии потребовался десантный катер и куда они эту самую армию собирались десантировать, но по факту корабль не пробыл на службе государевой и нескольких лет, как его вознамерились толкнуть в частные руки. По различным данным, его и сейчас пытаются продать какому-нибудь незадачливому эстонцу.

Эстонская «Серна»

Но, опять-таки, вернёмся к уникальности данного проекта в целом. Особенностью «Серны» является то, что её движение основано на принципе воздушной каверны. Данный принцип во многом схож с принципом движения кораблей на воздушной подушке. Т.е. под днище корабля подаётся воздух, который снижает гидродинамическое сопротивление при движении по воде, тем самым повышая скоростные качества. Именно образовавшийся воздушный пузырь и именуется каверной.

Кроме увеличения скорости, корабли на воздушной каверне имеют прекрасную проходимость по мелководью, способны самостоятельно сняться с мели и абсолютно неприхотливы к месту причала, т.е. способны легко причалить на необорудованный берег и высадить десант.

Следующей особенностью «Серны» является и её движитель (именно движитель, а не сам двигатель). Вместо привычного винтового движителя катер оснащён движителем водомётным или ВВД (вентилируемый водомётный), лопасти рабочего колеса которого работают при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. ВВД, в отличие от обычного водомётного движителя, не имеет ни спрямляющего аппарата, ни сопла для формирования струи. Таким образом, ВВД состоит из водовода, на выходном сечении которого располагается рабочее колесо с приводом гребного вала.

Именно совокупность этих интересных решений в конструкции корабля позволяют ему развивать скорость до 30 узлов, и это при волнении моря в 2 балла и высоте волны вплоть до 0,75 м. Движение с ограничением скорости до 27 узлов возможно при волнении моря 3 балла, когда высота волны достигает 1,25 м. А безопасное плавание при полном водоизмещении возможно и при 5 баллах с высотой волны до 3,5 метров.

В качестве двигателя на данных десантных кораблях установлены два дизеля марки М503А мощностью 4000 л.с. каждый, которые производятся в Санкт-Петербурге на заводе ПАО «Звезда».


Катер имеет следующие тактико-технические характеристики:
— длина 25,6 м, ширина 5,8 м;
— высота борта на миделе 2,9 м;
— осадка 1,47 м;
— водоизмещение 100 тонн;
— грузоподъёмность около 45 тонн, т.е. катер способен брать на борт 1 основной боевой танк, 2 БТР либо до 92 человек десанта;
— длина и ширина грузового трюма 15 и 4,1 м, соответственно.

При этом дальность плавания составляет до 600 миль, а автономность одни сутки. Таким образом, катер вполне способен выйти с десантом из Новороссийска, доставить горячий десантный привет в крайне дружественный Батуми и без какой-либо дозаправки преспокойно вернуться в родную гавань. Экипаж состоит из 4-5 человек.

Д-199 у пирса НВМБ

Стационарного вооружения «Серна» не имеет. Однако, по данным ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, катер может быть вооружён четырьмя ПЗРК типа «Игла» и/или четырьмя пулемётами ПКМБ (пулемёт Калашникова модернизированный бронетранспортерный, который мало чем отличается от стандартного ПКМ) 7,62 мм.

Одним из последних введённых в строй в рамках перевооружения ЧФ десантных катеров на воздушной каверне «Серна» на Черноморском флоте, а точнее ставших на службу в Новороссийской ВМБ, является Д-199 (бортовой номер 544). Данный десантный катер был заложен на ССЗ «Волга» и спущен на воду в 2012 году. По внутренним водным путям его перевели в Новороссийск к июню 2014 года для проведения сдаточных испытаний. 5 августа того же года на корабле был поднят Андреевский флаг.

Сейчас «Д-199» входит в состав 184-й бригады охраны водного района Новороссийской ВМБ, кстати, наравне с систершипом Д-144 (бортовой — 575). По некоторым данным, новые катера данного проекта будут продолжать пополнять ЧФ, но большая их часть планируется к отправке в Севастопольскую ВМБ.

Относительно «юный» «Д-199» ежегодно демонстрирует свои недюжинные способности на День ВМФ, так что автору воочию удалось наблюдать, на что способен этот малый да удалый десантный корабль. Кроме высокой скорости, стоит отметить, что катер крайне маневренный. Так, после молниеносного показательного десантирования морпехов, «Д-199» в считанные секунды сделал разворот на 180 градусов и также молниеносно покинул район десанта. Но, разумеется, истинный потенциал способен выявить только бой.

Естественным продолжением проекта 11770 «Серна» стал десантный катер на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь» с увеличенными параметрами и грузоподъёмностью до 120 тонн. Стоит отметить, что оба корабля пока не имеют аналогов в мире. Но «Дюгонь», как это ни банально звучит, совсем другая история.

topwar.ru

Десантный катер — история создания и развития

Десантные катера

Десантный катер приходится младшим братом боевого корабля (УДК), предназначенного для перевозки военного оборудования и выброски морского десанта. Он настолько удобный, что входит в состав основных флотов мира. Его история создания связана с тем, что в Первой Мировой Войне корабли с трудом могли подойти к необорудованным берегам для переброски личного состава и вооружения. Поэтому после войны представители флота задумались о создании специальных водных средств, которые могли бы доставлять боевой груз и солдат на берег без пристани и другого необходимого для причала средств. Так в конце 1930-хх гг английские конструкторы спроектировали боевой катер типа MLC. В дальнейшем распространение катера в другие страны изменяло его название. В Германии его называли морской десантной баржей. Британия обозначила его как механизированный десантный корабль, а в Соединенных Штатах катер получил название вспомогательного десантного судна. Сути плавающего средства это не меняло. Уже к началу Второй Мировой Войны почти все основные страны-участницы имели в своих флотах катер такого типа. Для Советского Союза проект стал возможен только в послевоенные годы.

Десантный катер типа LCM 6 (США)

Десантные возможности

Усиленный корпус, малая осадка и плоское днище у катера дают возможность сняться с мели без чьей-либо помощи. Он относительно малых размеров и достаточно мобилен. За счет характеристик он может без затруднения подходить к самому берегу на мелководье или заплывать в труднодоступные места побережья, например, скрытые пляжи или бухты. Это позволяет высадить группы морского десанта и вооружение, не выдавая своего местоположения.

Мобильные суда могут перевозить 1-2 танка или до 7 бронированных машин. Или же на борту помещается до 200 вооруженных солдат морской пехоты.

Задачи и спектр применения

Десантные суда предназначены для оперативной морской транспортировки и высадки на побережьях, не оборудованных специальными причалами, десантных войск и военной техники. Это могут быть танки, бронированные машины, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки. Флот также использует катера в роли снабженца. Суда могут поставлять продовольствие, оружие, средства связи и другие вещи, необходимые в бесперебойной жизнедеятельности или в бою военным, расположенным на берегу. Десантные катера работают как самостоятельно, так и совместно с большими или универсальными десантными кораблями. Они перевозятся большими судами специального назначения и выпускаются на воду недалеко от места операции. Катера выбрасывают десант при огневой поддержки авиации и боевых кораблей.

Схема загрузки десантных катеров

[flat_ab id=”1″]

Разновидности десантных катеров

Десантные катера имеет три основных подтипа, которые определяют их принцип работы:

  1. Водоизмещающий катер – это тип корабля имеет большое водоизмещение при движении. Это самая распространенная категория десантных судов. Такие катера выдерживают даже штормовые условия, когда волны достигают до 3,5 метров в высоту.
  2. Катера на воздушной каверне – это скоростной вид транспорта. Под его днище поступает воздух. Он снимает силу препятствия воды и, тем самым, улучшает скоростные способности аппарата. Следствием повышения воздушного давления является образование и удержания пузыря воздуха – каверны. Каверна выполняет функцию воздушной смазки. Яркими представителями таких судов во флоте являются десантный катер проекта 21820 «Дюгонь», десантный катер проекта 11770 «Серна».
  3. Судоходные аппараты на воздушной подушке. Такие катера схожи по принципу работы с судами на воздушной каверне. Они могут передвигаться с огромной скоростью, буквально паря над водой или твердой поверхностью на воздушной подушке. Она образуется за счет аккумулирования сжатого воздуха под днище. Двигают «парящее судно» два воздушных винта. Представителями летающих катеров является советские проекты «Кальмар», «Скат», «Омар», «Касатка», «Мурена» и американский десантная лодка типа LCAC.

Катера на воздушной каверне

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна»

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

[flat_ab id=”2″]

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Новый десантный катер проекта «Лейтенант Римский-Корсаков»

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Боевое применение

Маневренность, скорость и мобильность катеров позволила им участвовать в большом количестве военных операций с момента их выхода в свет. Они выполняли функции не только десантных судов, но и снабженцев других кораблей и патрульных морских территорий.

Катера типа LCM-2 активно использовались в период Второй Мировой войны у берегов Сицилии и Северной Африки. В десантных операциях у Соломоновых островов. Большое количество судов было задействовано в операции «Нептун» в Нормандии.

Зимой 1945 года катера LCVP применялись для высадки десанта у берегов Японии. А весной того же года американские LCM-5 в «Рурской операции» на Рейне.

А в 50-хх гг. прошлого века после войны была осуществлена эвакуация американских солдат с территории Северной Кореи, в которой участвовало около 200 судов. В их числе были и десантные катера.

vmflot.ru

«Серна»: быстроходный десантный катер — НИКИТИНСКИЙ.ЖЖ.РФ — LiveJournal

В рамках перевооружения Черноморского флота Российской Федерации в Новороссийскую военно-морскую базу в конце июня текущего года прибыл новейший десантный катер «Д-199» проекта 11770 типа «Серна».

Катера данного типа предназначены для оперативной переброски морем морского десанта или малых грузов в заданный район.


Катер предназначенны для транспортировки на необорудованный берег или снятия с него боевой гусеничной, колесной и другой военной техники общей массой до 45 тонн, а также передовых подразделений десанта с вооружением (92 человека), что превышает показатели других кораблей аналогичного класса.

Особенностью десантного катера данного проекта является то, что его движение основано на принципе воздушной каверны, сущность которой заключается в создании под днищем катера искусственной воздушной прослойки с избыточным давлением. Она изолирует бо́льшую часть корпуса от контакта с водой, чем достигается значительное снижение гидродинамического сопротивления и обеспечиваются высокие скорости хода более 30 узлов.

Еще одна особенность данного проекта десантных катеров — это их движитель.

Вместо привычных винтов десантные катера проекта 11770 оснащены новым видом водометного движителя, лопасти рабочего колеса которого приспособлены к работе при постоянном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя.

Основные ТТХ ДК проекта «11770″:
Длина: 25,6 метров
Ширина: 5,8 метров
Осадка: 0,42 м. в носу, 1,48 м. в корме.
Скорость хода максимальная: 30 узлов
Дальность плавания: 600 миль при 29 узлах
Силовая установка: 2 дизеля М503А по 4000 л.с.
Вместимость: 1 основной танк Т-80, или 2 БМП, или 90 человек десанта
Вооружение: нет
Экипаж: 5 человек

Стоит отметить, что в составе Краснознаменного Черноморского флота уже имеется катер данного проекта, это «Д-144» принятый в состав флота в 2008 году.

Ожидается, что в ближайшие годы на вооружении КЧФ поступит еще до 3 катеров данного типа, часть из них будет базироваться в Севастополе.

[по материалам открытых источников]
http://sdelanounas.ru/blogs/51735/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Десантные_катера_проекта_11770
http://morpeh.ru/archives/601
http://bastion-karpenko.ru/11770-2/
http://vpk.name/news/90399_v_nizhnem_novgorode_zavershenyi_gosudarstvennyie_ispyitaniya_byistrohodnogo_desantnogo_katera_proekta_11770_serna.html

dobriy-vasya.livejournal.com

Десантный катер — Википедия

Десантные катера (ДКА) — подкласс боевых катеров в Военно-морских Флотах и Военно-морских силах многих стран. По кодификации НАТО — Landing Craft Utility (LCU)[1].

Десантные катера получили широкое распространение и входят в состав почти всех флотов мира[2].

История

После Первой Мировой войны назрела необходимость в специализированных средствах доставки пехоты и вооружения на необорудованный берег. Основная поставленная задача на тот момент — доставка на берег танков, автомобилей и орудий с палуб транспортных судов. При этом средство должно было быть достаточно вместительным для перевозки груза, и в то же время имеющее габариты, позволяющие разместить его на борту транспорта. Также оно должно было быть достаточно лёгким для работы с бортовыми грузовыми стрелами транспорта. К 1938 году на английском предприятии «Торникрофт» был спроектирован тип катеров LCM-1 (Landing Craft Mechanized, в прямом переводе — Десантный катер для механических средств). В Британии новый тип катеров получил обозначение MLC (Mechanized Landing Craft — Механизированный десантный корабль). В Германии десантные катера именовались MFP (Marinefährprahm — морская десантная баржа). В США этот тип катеров получил обозначение LCU (Landing Craft Utility — Вспомогательное десантное судно). К началу Второй Мировой войны во флотах ведущих стран мира уже использовались подобные катера[3], исключением был Военно-Морской Флот СССР. Всего для ВМС США было построено 22 492 десантных катера типа LCVP. И 2 366 катеров было поставлено по Ленд-лизу.

После Второй Мировой войны был создан первый для СССР проект десантных катеров на основе американских, поставляемых по ленд-лизу LCM-6[4].

В начале 1960-х годов в СССР на основе разработок конструктора В. И. Левкова[5] были спроектированы и реализованы на практике ДКА на воздушной подушке с оригинальной схемой КВП камерного типа с ограждением.

В США к разработке десантных катеров на воздушной подушке приступили в начале 1970-х годов. Они получили обозначение LCAC и способны доставить на берег 1 основной боевой танк M1 Абрамс или 2 M41 Уокер Бульдог, или до 180 человек десанта за 1 рейс. Строительство катеров осуществлялось на верфях компаний Avondale Gulfport Marine и Textron Marine and Land Systems.

В СССР были сконструированы экранопланы, как средства быстрой переброски сил десанта, но они так и не получили распространение как в ВМФ СССР, так и в народном хозяйстве, а все программы по ним были свёрнуты[4].

В 1990-х годах в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» был разработан десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна». Дальнейшим развитием этого проекта стали катера проекта 21820 «Дюгонь».

В 2010-х годах в США началось создание быстроходных десантных амфибий на подводных крыльях со скоростью хода до 36 узлов. Также продолжаются работы по модернизации малых десантно-высадочных средств[6].

Самыми большими десантными катерами являются катера типа LCU-2000. Они способны транспортировать на берег 5 основных боевых танков M1 Абрамс, или до 10 БМП M2 Бредли, или до 400 человек десанта, или до 350 тонн груза. Размещаются на: УДК типа «Тарава», УДК типа «Уосп», ДКД типа «Уидби Айленд» и «Сан-Антонио».

Назначение

Предназначены для скоростной переброски по воде, высадки на необорудованный берег подразделений морского десанта с вооружением и гусеничной или колёсной боевой бронированной или другой техникой. Также могут использоваться для снабжения воинских частей, дислоцирующихся на побережье. Катера могут работать как самостоятельно, так и в составе больших десантных кораблей или универсальных десантных кораблей[7]. При высадке десанта действуют совместно с другими боевыми кораблями, кораблями огневой поддержки и авиацией.

Конструкция

Десантные катера имеют открытый трюм и оснащены носовой аппарелью для выхода сил десанта и выгрузки груза. В кормовой части располагается машинное отделение и надстройка с органами управления. Конструкция катеров позволяет им самостоятельно сниматься с мели.

Средства самозащиты включают ПЗРК и личное стрелковое вооружение, также для оказания огневой поддержки на ДКА могут быть установлены крупнокалиберные пулемёты.

Десантный катер ВМС Нидерландов входит в док-камеру УДК Johan de Witt

В среднем, катера могут транспортировать от 1 до 2 основных танков, или до 7 единиц бронированной техники, или до 200 морских пехотинцев с вооружением.

Подтипы

Десантные катера делятся на подтипы:

  • Водоизмещающие катера
  • Катера на воздушной каверне
  • Катера на воздушной подушке

Представители типа в рядах ВМФ России

Представители типа в рядах ВМС США

Представители типа в рядах ВМС Великобритании

Представители типа в рядах ВМС Испании

  • Lanchas de desembarco clase LCM-1E
  • LHD Landing Craft

Боевое применение

С самого начала создания, десантные катера широко использовались во многих вооруженных конфликтах. Выполняя роль от патрульных катеров до катеров снабжения и поисково-спасательных судов.

Предполагалось использовать германские быстроходные десантные баржи в операции «Морской лев» (нем. Unternehmen Seelöwe) при форсировании Ла-Манша.

Высадка десанта в Италии

Впервые десантные катера LCM-2 постройки «Америкен Кар энд Фаундри» и «Хиггинс» были использованы в августе 1942 года в десантной операции на Гуадалканале[3].

В ноябре 1942 года LCM-2 использовались в операции «Торч» в Северной Африке[8].

Десантные катера использовались при высадке войск на остров Сицилия в ходе операции «Хаски»[9].

Высадка десанта на участке «Омаха» в ходе операции «Нептун»

6 июня 1944 года большое количество десантных катеров было задействовано при высадке в Нормандии в ходе операции «Нептун»[10].

19 февраля 1945 года десантные катера LCVP применялись для высадки четвертого дивизиона морских пехотинцев на остров Иводзима. В марте 1945 года LCM-5 задействовались в «Рурской операции» при форсирование Рейна[3].

В декабре 1950 года при помощи 200 десантных и транспортных судов была осуществлена эвакуация из Северной Кореи американских войск из Нампхо, Сончжина и Хыннама при отступлении .

В 1982 году во время столкновений Аргентины и Великобритании за контроль над Фолклендскими островами.

Две сухогрузные баржи выполняли функцию десантных катеров во время Грузино—Абхазкого конфликта 1992-1993 годов[11].

Примечания

  1. Norman Friedman. U.S. Amphibious Ships and Craft: An Illustrated Design History. — Annapolis MD: Naval Institute Press, 2002. — ISBN 1557502501.
  2. Кузык Б. Н., Никольский В. И., Новичков Н. Н. «Военные флоты мира.» Справочник.. — М.: Национальный центр научно-технической информации, 2005. — ISBN 5-98384-005-3.
  3. 1 2 3 LCM десантные катера союзников
  4. 1 2 Десантные катера. часть 1 (ВМФ СССР\РФ)
  5. ↑ «Парящие катера»: история создания и принцип работы
  6. ↑ Взгляды командования ВМС США и НАТО на использование десантных кораблей
  7. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2007. — Т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. — ISBN 5-8172-0135-2.
  8. George F. Howe. North West Africa: Seizing the initiative in the West. — Washington: US Army Center of Military History, 1991.
  9. Нимиц Ч.У, Поттер Э.Б. Война на море (1939-1945). — Смоленск: Русич, 1999. — ISBN 5-88590-970-9.
  10. Robin Neillands. The Battle of Normandy, 1944. — London: Cassell, 2002. — ISBN 0-304-35837-1.
  11. ↑ Боевые действия на море в ходе грузино-абхазской войны в 1992—1993 гг. // Александр Розин

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Десантный катер — Википедия

Десантные катера (ДКА) — подкласс боевых катеров в Военно-морских Флотах и Военно-морских силах многих стран. По кодификации НАТО — Landing Craft Utility (LCU)[1].

Десантные катера получили широкое распространение и входят в состав почти всех флотов мира[2].

История

После Первой Мировой войны назрела необходимость в специализированных средствах доставки пехоты и вооружения на необорудованный берег. Основная поставленная задача на тот момент — доставка на берег танков, автомобилей и орудий с палуб транспортных судов. При этом средство должно было быть достаточно вместительным для перевозки груза, и в то же время имеющее габариты, позволяющие разместить его на борту транспорта. Также оно должно было быть достаточно лёгким для работы с бортовыми грузовыми стрелами транспорта. К 1938 году на английском предприятии «Торникрофт» был спроектирован тип катеров LCM-1 (Landing Craft Mechanized, в прямом переводе — Десантный катер для механических средств). В Британии новый тип катеров получил обозначение MLC (Mechanized Landing Craft — Механизированный десантный корабль). В Германии десантные катера именовались MFP (Marinefährprahm — морская десантная баржа). В США этот тип катеров получил обозначение LCU (Landing Craft Utility — Вспомогательное десантное судно). К началу Второй Мировой войны во флотах ведущих стран мира уже использовались подобные катера[3], исключением был Военно-Морской Флот СССР. Всего для ВМС США было построено 22 492 десантных катера типа LCVP. И 2 366 катеров было поставлено по Ленд-лизу.

После Второй Мировой войны был создан первый для СССР проект десантных катеров на основе американских, поставляемых по ленд-лизу LCM-6[4].

В начале 1960-х годов в СССР на основе разработок конструктора В. И. Левкова[5] были спроектированы и реализованы на практике ДКА на воздушной подушке с оригинальной схемой КВП камерного типа с ограждением.

В США к разработке десантных катеров на воздушной подушке приступили в начале 1970-х годов. Они получили обозначение LCAC и способны доставить на берег 1 основной боевой танк M1 Абрамс или 2 M41 Уокер Бульдог, или до 180 человек десанта за 1 рейс. Строительство катеров осуществлялось на верфях компаний Avondale Gulfport Marine и Textron Marine and Land Systems.

В СССР были сконструированы экранопланы, как средства быстрой переброски сил десанта, но они так и не получили распространение как в ВМФ СССР, так и в народном хозяйстве, а все программы по ним были свёрнуты[4].

В 1990-х годах в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» был разработан десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна». Дальнейшим развитием этого проекта стали катера проекта 21820 «Дюгонь».

В 2010-х годах в США началось создание быстроходных десантных амфибий на подводных крыльях со скоростью хода до 36 узлов. Также продолжаются работы по модернизации малых десантно-высадочных средств[6].

Самыми большими десантными катерами являются катера типа LCU-2000. Они способны транспортировать на берег 5 основных боевых танков M1 Абрамс, или до 10 БМП M2 Бредли, или до 400 человек десанта, или до 350 тонн груза. Размещаются на: УДК типа «Тарава», УДК типа «Уосп», ДКД типа «Уидби Айленд» и «Сан-Антонио».

Видео по теме

Назначение

Предназначены для скоростной переброски по воде, высадки на необорудованный берег подразделений морского десанта с вооружением и гусеничной или колёсной боевой бронированной или другой техникой. Также могут использоваться для снабжения воинских частей, дислоцирующихся на побережье. Катера могут работать как самостоятельно, так и в составе больших десантных кораблей или универсальных десантных кораблей[7]. При высадке десанта действуют совместно с другими боевыми кораблями, кораблями огневой поддержки и авиацией.

Конструкция

Десантные катера имеют открытый трюм и оснащены носовой аппарелью для выхода сил десанта и выгрузки груза. В кормовой части располагается машинное отделение и надстройка с органами управления. Конструкция катеров позволяет им самостоятельно сниматься с мели.

Средства самозащиты включают ПЗРК и личное стрелковое вооружение, также для оказания огневой поддержки на ДКА могут быть установлены крупнокалиберные пулемёты.

Десантный катер ВМС Нидерландов входит в док-камеру УДК Johan de Witt

В среднем, катера могут транспортировать от 1 до 2 основных танков, или до 7 единиц бронированной техники, или до 200 морских пехотинцев с вооружением.

Подтипы

Десантные катера делятся на подтипы:

  • Водоизмещающие катера
  • Катера на воздушной каверне
  • Катера на воздушной подушке

Представители типа в рядах ВМФ России

Представители типа в рядах ВМС США

Представители типа в рядах ВМС Великобритании

Представители типа в рядах ВМС Испании

  • Lanchas de desembarco clase LCM-1E
  • LHD Landing Craft

Боевое применение

С самого начала создания, десантные катера широко использовались во многих вооруженных конфликтах. Выполняя роль от патрульных катеров до катеров снабжения и поисково-спасательных судов.

Предполагалось использовать германские быстроходные десантные баржи в операции «Морской лев» (нем. Unternehmen Seelöwe) при форсировании Ла-Манша.

Высадка десанта в Италии

Впервые десантные катера LCM-2 постройки «Америкен Кар энд Фаундри» и «Хиггинс» были использованы в августе 1942 года в десантной операции на Гуадалканале[3].

В ноябре 1942 года LCM-2 использовались в операции «Торч» в Северной Африке[8].

Десантные катера использовались при высадке войск на остров Сицилия в ходе операции «Хаски»[9].

Высадка десанта на участке «Омаха» в ходе операции «Нептун»

6 июня 1944 года большое количество десантных катеров было задействовано при высадке в Нормандии в ходе операции «Нептун»[10].

19 февраля 1945 года десантные катера LCVP применялись для высадки четвертого дивизиона морских пехотинцев на остров Иводзима. В марте 1945 года LCM-5 задействовались в «Рурской операции» при форсирование Рейна[3].

В декабре 1950 года при помощи 200 десантных и транспортных судов была осуществлена эвакуация из Северной Кореи американских войск из Нампхо, Сончжина и Хыннама при отступлении .

В 1982 году во время столкновений Аргентины и Великобритании за контроль над Фолклендскими островами.

Две сухогрузные баржи выполняли функцию десантных катеров во время Грузино—Абхазкого конфликта 1992-1993 годов[11].

Примечания

  1. Norman Friedman. U.S. Amphibious Ships and Craft: An Illustrated Design History. — Annapolis MD: Naval Institute Press, 2002. — ISBN 1557502501.
  2. Кузык Б. Н., Никольский В. И., Новичков Н. Н. «Военные флоты мира.» Справочник.. — М.: Национальный центр научно-технической информации, 2005. — ISBN 5-98384-005-3.
  3. 1 2 3 LCM десантные катера союзников
  4. 1 2 Десантные катера. часть 1 (ВМФ СССР\РФ)
  5. ↑ «Парящие катера»: история создания и принцип работы
  6. ↑ Взгляды командования ВМС США и НАТО на использование десантных кораблей
  7. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2007. — Т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. — ISBN 5-8172-0135-2.
  8. George F. Howe. North West Africa: Seizing the initiative in the West. — Washington: US Army Center of Military History, 1991.
  9. Нимиц Ч.У, Поттер Э.Б. Война на море (1939-1945). — Смоленск: Русич, 1999. — ISBN 5-88590-970-9.
  10. Robin Neillands. The Battle of Normandy, 1944. — London: Cassell, 2002. — ISBN 0-304-35837-1.
  11. ↑ Боевые действия на море в ходе грузино-абхазской войны в 1992—1993 гг. // Александр Розин

Литература

Ссылки

wiki2.red

Малый десантный корабль Википедия

МДК проекта 12322 — «Мордовия» и «Евгений Кочешков»

Малые десантные корабли (МДК) — класс десантных кораблей в Военно-морском Флоте СССР и России. По кодификации НАТО — Tank Landing Craft (LCT) / Infantry Landing Craft (LCI).

В ВМФ России (СССР) данные корабли являются кораблями 4-го ранга[1].

История

Малые десантные корабли стали промежуточным звеном между десантными катерами (ДКА) и десантными кораблями (ДК).

В Англии в 1940 году был разработан проект компанией R & W десантно-высадочных средств (Landing craft Mk.I). Они производились серийно на верфях Hawthorn, Leslie & Co. Ltd.[2]

По окончании Второй Мировой войны кораблестроительной программой 1946—1955 годов в СССР было предусмотрено начало разработки и строительства десантных средств. К разработке малых десантных кораблей приступили в ЦПКБ-2 ММФ СССР, взяв за основу немецкую быстроходную десантную баржу MFP типа D (Marinefährprahm D-typ). Проект получил номер 106, а главным конструктором проекта стал Кушнир К. З. МДК проекта строились серийно до 1965 года, а модернизированный проект, получивший номер 106К до 1970 года. Также кораблестроительной программой 1946—1955 годов было предусмотрено строительство десантных кораблей проекта 450, в 1963 году они были переклассифицированы в малые десантные корабли. По техническому заданию, корабли проекта 450 должны были иметь двойное назначение — в качестве транспортного судна по перевозке народно-хозяйственных грузов в мирное время, и в качестве танкодесантного корабля с началом военных действий. Проект был выполнен в ЦКБ-50 (Западное ПКБ, ныне ЦМКБ «Алмаз»), главный конструктор Толоцкий Е. С. На кораблях были продуманы носовые сходни и четыре грузовые стрелы грузоподъёмностью по 3 тонны. Полное водоизмещение: 660 тонн; габариты трюма в свету: 30 × 4,5 × 3,2 м; танковместимость: 3 с экипажами, либо два артиллерийских орудия с соответствующими тягачами и боевыми расчётами; дальность плавания: 1 600 миль. МДК были отданы Министерству Морского Флота и Министерству рыбного хозяйства СССР. При мобилизации на корабли могли быть установлены две спаренные 25-мм зенитные установки (одна на носу и вторая на корме).

К 1956 году в ЦКБ-50 был создан самостоятельный проект малых десантных кораблей, специально спроектированный и построенный для высадки десанта под номером 189. Он мог доставить одну мотострелковую роту (максимально 162 человека) с колесной техникой (4-5 единиц легкой колесной техники) на необорудованное побережье[3].

В ГДР малые десантные корабли «Эберсвальде» (типа «Робби») были созданы к 1962 году. Водоизмещение стандартное 600 т, полное 950 т. Длина 65,О м, ширина 11,5 м, осадка 2,0 м. Два дизеля общей мощностью 4800 л. с., скорость 12 узлов. Вооружение: два 57-мм зенитных орудия и четыре 25-мм автомата. Вместимость: 14 танков или 500 т груза. Всего в 1962—1964 годах построено 10 единиц.

1964 году в Западном ПКБ началась разработка малых десантных кораблей на воздушной подушке, под руководством главного конструктора Озимова Л. В. Проект получил номер 1232. После доработок корабли серии получили шифр «Джейран» и номер 12321. Всего по данному проекту было построено 20 МДКВП в период с 1970 по 1985 год. Эти десантные корабли являлись самыми крупными малыми десантными кораблями на воздушной подушке уступив в середине 1980-х годов кораблям проекта 12322 под шифром «Зубр». Проект был удостоен бронзовой медали на выставке «Brussels Eureka-95»[4].

Назначение

МДК типа LCT военно-морского флота США у берегов Англии, 1944 год

Предназначены для скоростной переброски по воде, высадки на необорудованный берег подразделений морского десанта с вооружением и тяжёлой гусеничной или колёсной боевой бронированной или другой техникой. Также могут использоваться для снабжения воинских частей, дислоцирующихся на побережье. При высадке десанта могут действовать как самостоятельно, так и в составе соединения, или совместно с другими боевыми кораблями, кораблями огневой поддержки и авиацией.

Конструкция

Малые десантные корабли имеют открытый трюм и оснащены носовой аппарелью для выхода сил десанта и выгрузки груза. МДК на воздушной подушке в России (СССР) имеют крытый трюм. В кормовой части располагается машинное отделение. Надстройка с органами управления может размещаться как в кормовой части, так и в центральной части корабля. Конструкция кораблей позволяет самостоятельно сниматься с мели, а кораблей на воздушной подушке выходить в глубь береговой линии.

Вооружение может включать в себя как средства самозащиты (зенитную артиллерию, ПЗРК и личное стрелковое оружие экипажа), так и огневые средства поддержки десанта (артиллерийские установки, системы залпового огня, огнемётно-зажигательные комплексы, крупнокалиберные пулемёты).

МДК L9092 ВМС Франции

В среднем, катера могут транспортировать до 5 основных танков, или до 12 единиц бронированной техники, или до 350 морских пехотинцев с вооружением.

Подтипы

Малые десантные корабли делятся на подтипы:

  • Водоизмещающие малые десантные корабли
  • Малые десантные корабли на воздушной подушке
  • Малые десантные корабли-экранопланы

Представители типа в рядах ВМФ СССР и России

Представители типа в рядах ВМС Великобритании

Представители типа в рядах ВМС США

Представители типа в рядах ВМС Франции

  • Chaland de débarquement d’infanterie et de chars
  • Engin de débarquement amphibie rapide

Представители типа в рядах ВМФ ГДР

  • Marinefährprahm
  • Малые десантные корабли типа «Робби»

Боевое применение

6 июня 1944 года операцией «Оверлорд» открылся Второй фронт. Это была широкомасштабная высадка морского десанта. Почти 160 000 морского десанта на 4 тысячах транспортных судах и десантных кораблях одновременно пересекли Ла-Манш и высадились во Франции[5].

Tank Landing Ships Mk6-type использовались британскими, американскими и индийскими десантниками во время совместной операции «Дракула», при нападении на Рангун в феврале и марте 1945 года. И во время освобождения от японской оккупации города Акьяб и его окрестностей.

Примечания

Литература

  • Классификация кораблей // «Военно-морской словарь» / Чернавин В. Н. — М.: Воениздат, 1990. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.
  • Мельников П. Е. и др. «Справочник морского десантника». — М.: Воениздат, 1975. — 288 с.
  • Петров Ю. «Десантные корабли».
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2007. — Т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. — ISBN 5-8172-0135-2.

Ссылки

wikiredia.ru

Десантные катера проекта 21820 — Википедия

Слово «Дюгонь» имеет и другие значения

Десантные катера проекта 21820 (шифр — «Дюгонь», по кодификации НАТО — «Dyugon»/«Ataman Platov») — серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне.
Катера предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колёсной и гусеничной техники.

Проект десантных катеров проекта 21820 под шифром «Дюгонь» был разработан в «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Предшественник «Дюгоня», до сих пор не имеющий мировых аналогов, – скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», также разработан в ЦКБ по судам на подводных крыльях.

Разработка проекта[править]

В 1998 году на Нижнегородском «Центральном Конструкторском Бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» был подготовлен проект скоростного десантного катера тип «Шельф», предназначенный для транспортировки 3-х БМП или БТР. Но из-за финансовых трудностей и отсутствия заказа от ВМФ проект реализован не был[1].
С наступлением 2000-х годов стало очевидным, что современный флот нуждается в более скоростных судах, обладающих значимой десантовместимостью и грузоподъемностью. Это привело к переработке начального проекта с использованием наработок по проекту 11770 «Серна». Так появился новый проект транспортно-десантного катера для действий в морях и на крупных озерах в странах с разными климатическими условиями на воздушной каверне с пропульсивной установкой получивший шифр «Дюгонь».

По заявлению Андрея Щербаня, замначальника отдела надводных кораблей департамента Минобороны по обеспечению государственного оборонного заказа — на каждом флоте планируется иметь по 4–5 таких кораблей[2].

В 2011 году Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение увековечить память офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боевых действиях с иноземными захватчиками и прошедших путь от Смоленска и Бородино до Парижа в годы Отечественной войны 1812 года в наименованиях десантных катеров этой серии[2].

Корпус катера сделан из коррозиестойких алюминиево-магниевых сплавов. Длина 45 м, ширина 8,6 м, осадка 1,9 м. Экипаж 6 человек. Полное водоизмещение 280 тонн.
ГЭУ состоит из двух дизелей типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. Скорость полного хода до 50 узлов. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны, мощными дизелями и вентилируемыми водомётными движителями.
Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 м — 35 узлов. Дальность плавания — 500 миль. Десантные катера проекта 21820 могут использоваться в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров[3].

На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла».

Размеры грузового трюма — 27 х 6,8 х 2,34 м.

Десантные возможности[править]

История строительства[править]

Головным катером проекта заложенным 21 февраля 2006 года стал Д-105, позднее — «Атаман Платов». В 2009 году введен в состав Каспийской флотилии.

В 2011 году был подписан контракт на строительство серии из трёх катеров проекта 21820 на «Ярославском судостроительном заводе».
На январь 2012 года в постройке находились 2 катера: один на «Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде и один — на ССЗ «Восточная верфь» во Владивостоке.

Десантный катер проекта «Дюгонь» «Денис Давыдов» в Санкт-Петербурге

Первый серийный катер — заводской № 701 «Денис Давыдов» — заложен на «ЯСЗ» 18 января 2012 года, спущен на воду 26 июля 2013 года.
Второй — зав.№ 4001 «Иван Карцов» заложен на «Восточной верфи» в 2010 году, спущен на воду 30 сентября 2013 года, передан ТОФ 31 октября 2014 года.
27 октября 2014 года в рамках проведения заводских ходовых испытаний (ЗХИ) экипаж десантного катера «Лейтенант Римский-Корсаков» выполнил стрельбы из двух морских тумбовых 14,5-мм пулеметных установок по морским и воздушным целям и провел скоростные испытания главной энергетической установки. В начале ноября десантный катер «Лейтенант Римский-Корсаков» приступит к государственным ходовым испытаниям, после завершения которых войдет в состав БФ[3].
8 декабря 2014 года десантный катер «Мичман Лермонтов», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний.
12 июня 2015 года на ДКА «Иван Карцов» поднят Андреевский флаг[4].

Представители проекта[править]

  1. ↑ пр.21820 Дюгонь — DYUGON // militaryrussia.ru, 18 января 2012 года
  2. 2,02,1 Новый десантный катер заложен в Ярославле // СмартNews Ярославль, 22 января 2014 года
  3. 3,03,1 ОВТ «Оружие Отечества» A.V.Karpenko
  4. ↑ На десантном катере Тихоокеанского флота «Иван Карцов» поднят Андреевский флаг
  5. ↑ Десантный катер на воздушной каверне «Мичман Лермонтов» заложат в Ярославле 18 января. Проверено 15 января 2013. Архивировано из первоисточника 22 января 2013.
  6. ↑ Торжественная церемония спуска десантного катера проекта 21820 заводской № 701.
  7. ↑ Новый десантный катер «Денис Давыдов» вошел в состав ВМФ России
  8. ↑ Десантные катера. Проект 21820, шифр «Дюгонь»
  9. ↑ Восточная верфь спустила на воду десантный катер проекта 21820, 3 октября 2013 года
  10. 10,010,1 ВМФ РФ планирует произвести закладку еще двух катеров типа «Дюгонь» в 2012 году — ВПК.name
  11. ↑ ОАО «Ярославский судостроительный завод»
  12. ↑ Буксиры для ВМФ России изготовят в Ярославле. 4.4.2014
  13. ↑ Торжественная церемония спуска десантного катера проекта 21820 заводской №703
  • Чирков Ю., Беляев А. Танки и пехота на гребнях волн (рус.) // Военный парад : журнал. — 2009. — Сентябрь (,). —. — ISSN 1029-4678.

wp.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *