От А до Я — ДЭПЛ «Варшавянка» пр.877
В 70-е годы XX-го века было решено пополнить флоты дизель-электрическими субмаринами следующего поколения. Им предстояло действовать против надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку. Поэтому новым лодкам надлежало быть сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, а также обладать совершенным радиосвязным, электронным и гидролокационным оборудованием. ПЛ пр.877 (шифр «Варшавянка») была разработана ЦКБ МТ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормилицына. Является ПЛБ третьего поколения, имеющей единый с ПЛА третьего поколения комплекс вооружения, механизмов и оборудования. Она предназначена для борьбы с подводными лодками (в т.ч. и оснащенными ЯЭУ), надводными кораблями и судами противника в прибрежных районах и закрытых морских театрах. Вместе с тем, благодаря большой дальности плавания и высокой автономности способна оперировать на удаленных океанских торговых коммуникациях. По сравнению с ПЛБ пр.641Б обладает большими боевыми возможностями, скоростью хода, улучшенной маневренностью в подводном положении и под РДП, более низким уровнем физических полей.
Добиться этого удалось за счет использования обводов легкого корпуса в форме тела вращения («альбакоровской» формы) с закрывающимися шпигатами и вырезами, одновальной пропульсивной установки с полным электродвижением (с ДГ и ГЭД), противогидролокационных и шумопоглощающих покрытий легкого корпуса (типа «Панцырь»), использования повышенной степени автоматизации процессов управления всеми механизмами и режимами движения корабля, современного торпедного и радиотехнического вооружения. Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы минимальным. Несколько моделей испытали и довели до совершенства на стендах и в опытовом бассейне. В отличие от большинства однокорпусных иностранных ДЭПЛ корабли пр.877 имеют двухкорпусную архитектуру, что обусловило значительный полный подводный объем, но при этом позволило повысить живучесть ПЛ за счет обеспечения надводной непотопляемости при значительных затопленных объемах корабля в аварийных ситуациях и при боевых повреждениях.
Прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. ЦГБ расположены в междубортном пространстве. В первом, носовом, находятся торпедные аппараты, во втором — аккумуляторные батареи и главный командный пост. Третий отсек — жилой, двухпалубный, на верхнем «этаже» помещены камбуз и каюты, а на нижнем — опять аккумуляторные батареи. В четвертом стоят дизель-генераторы, в пятом — гребные электродвигатели, а в шестом — электромоторы экономического хода и резервная силовая установка. Все средства управления кораблем и его вооружением размещены в ЦП (во втором отсеке), который герметично изолирован от остальных помещений. ДЭПЛ сохраняет положительную плавучесть при затоплении любого из отсеков и двух смежных ЦГБ. Большинство механизмов снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с малошумным винтом и оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов. По мнению специалистов, корабли пр.877 в конце 90-х гг. являлись самыми малошумными лодками отечественного флота и по своим боевым возможностям не уступали иностранным аналогам.
В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько. Главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (190 л.с.) и пара резервных (102 л.с.). Все они работают на один гребной винт, а он — шестилопастной, со сниженными до двухсот пятидесяти в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и, следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.
Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля над воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустический комплекс способен работать в активном и пассивном режимах. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в боевую многоцелевую информационно-управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост. Многоцелевой комплекс управления огнем способен одновременно следить за пятью целями, причем за двумя — автоматически, также обеспечивает возможность атаковать сразу две цели.
Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьируется. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта: готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела перезаряжают. Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того, получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3М», для использования в надводном положении.
В период с 1980 г. по декабрь 1991 г. советскому флоту были переданы 22 лодки данного типа. После декабря 1991 г. в строй удалось ввести еще два корабля, которые вошли в состав ТОФ РФ. В процессе строительства серии проект постоянно совершенствовался. Так Б-800 (проект 877ЛПМБ) имела винт, выполненный из сплава «Аврора», семилопастной саблевидный с Г-образными лопастями. Этот корабль был первым из ПЛ пр.877 (далее все), оборудованным спасательным люком с системой позволяющей выходить из затопленной ПЛ с глубин до 250 метров. Другое оборудование (практически всё) в БЧ-5 было выполнено на новой элементной базе. ПЛ получила низкооборотные ГЭД и другие нововведения, дополнительное акустическое оборудование входящее в ГАК МГК-400 (даже пришлось сократить каюту СПК и поселить его с замполитом), новое не входящее в навигационный комплекс штурманское оборудование и прочее. ПЛ Б-871 была построена по проекту 877В и имела опытный водометный движитель (вместо винта).
Проект 877 предусматривал возможность модернизации. Благодаря этому восемь последних кораблей серии построили с новым энергетическим оборудованием (низкооборотными ГЭД и более мощными ДГ), обладающими увеличенным почти в два раза ресурсом и улучшенной ремонтопригодностью. Всего заменили около 30 единиц оборудования на новое малошумное и более ремонтопригодное. Кроме того, ДГ смонтировали на амортизированной раме, что позволило снизить уровень шумности, но заставило увеличить длину корабля на две шпации (примерно на 1.2 м). По проекту 877ЭКМ (экспортный капиталистический модернизированный) в период с 29.05.1983 г. по 10.1997 г. в общей сложности было построено 18 лодок для ВМС Алжира, Индии, Ирана, ВМФ КНР и Румынии.
«Варшавянка» оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота, причем она настолько превосходила в этом отношении своих конкурентов, что за рубежом ей дали прозвище «черная дыра». Обладая серьезными боевыми возможностями, ПЛ пр.877 являются практически идеальными для действий в закрытых театрах (где атомоходам попросту тесно), и вместе с тем способны успешно действовать и в океанских просторах.
www.ot-a-do-ya.org
По подлодке каждый год? Строительство ДЭПЛ «Варшавянка» для Черноморского флота
В сентябре 2011 года министерство России и Объединенная судостроительная корпорация подписали контракт на поставку шести дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636.3 «Варшавянка». Как тогда сообщалось, эти подлодки будут служить в составе Черноморского флота, численность подводной составляющей которого оставляет желать лучшего. Таким образом, в течение ближайших лет планировалось восстановить подводные силы Черноморского флота за счет строительства новых подлодок.
С момента подписания контракта на поставку шести субмарин проекта 636 прошло более двух лет и уже можно ждать первые его результаты. По имеющимся данным, в текущем 2014 году в состав военно-морского флота России могут быть приняты первые две ДЭПЛ «Варшавянка», а третья выйдет на испытания. Это подводные корабли Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол». Фактически выполнение нынешнего заказа началось еще в 2010 году, до подписания контракта на серию из шести подлодок. Нетрудно подсчитать, что от начала строительства головной подлодки проекта 636.3 для ВМФ России до ее сдачи флоту пройдет почти четыре года.
Закладка ДЭПЛ «Новороссийск» состоялась на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) 20 августа 2010 года. Сборка конструкций началась примерно через полгода – в начале следующего 2011 года. В начале 2012-го петербургские судостроители завершили работу над прочным корпусом, а весной следующего года стартовали работы по соединению блоков субмарины. Наконец, в сентябре прошлого года «Адмиралтейские верфи» приступили к различным работам, предшествующим спуску подлодки на воду. Дизель-электрическая подлодка «Новороссийск» была спущена на воду 28 ноября 2013 года. В настоящее время она проходит испытания. Точные сроки принятия новой ДЭПЛ в состав Черноморского флота остаются неизвестными. Тем не менее, есть основания полагать, что это состоится во второй половине текущего года.
Вторым подводным кораблем проекта 636.3, строящимся на «Адмиралтейских верфях» для Черноморского флота, является подлодка Б-237 «Ростов-на-Дону». Закладка этой субмарины состоялась 21 ноября 2011 года. Известно, что к настоящему времени петербургские судостроители завершили сборку основных конструкций новой ДЭПЛ. В течение ближайших месяцев ожидается ее спуск на воду и начало ходовых испытаний. При отсутствии серьезных проблем подлодка «Ростов-на-Дону» может пройти все испытания до конца этого года и в последних месяцах 2014-го пополнить боевой состав Черноморского флота. При этом, однако, не стоит исключать менее оптимистичное развитие событий, при котором служба новой субмарины начнется только в следующем году.
Третья ДЭПЛ проекта 636.3 для ВМФ России, Б-262 «Старый Оскол» была заложена 17 августа 2012 года. По имеющимся данным, сейчас полным ходом идут работы по сборке различных конструкции. Точное состояние строительства подлодки, по понятным причинам, неизвестно, однако продолжительность работ и сроки появления предыдущих субмарин проекта позволяют делать некоторые прогнозы. По-видимому, к концу 2014 года дизель-электрическая подлодка «Старый Оскол» будет спущена на воду и выйдет на испытания. Таким образом, ее служба в составе Черноморского флота начнется не ранее 2015 года.
Строительство других трех подлодок «Варшавянка» для отечественного военно-морского флота пока не начиналось. Согласно некоторым источникам, в прошлом году «Адмиралтейские верфи» начали подготовку к строительству четвертой субмарины, закладка которой состоится в обозримом будущем. Также в этом году может начаться строительство пятого корабля из заказанных шести.
Проект 636.3 является дальнейшим развитием проекта 636, который, в свою очередь, создавался на основе проекта 877. Новые подлодки имеют двухкорпусную конструкцию. Общая длина субмарины – 73,8 метра, ширина – 9,9 м. Надводное водоизмещение новых «Варшавянок», по официальным данным, составляет 2350 тонн. Подводное – 3100 т (по другим данным, более 3900 т). Прочный корпус обеспечивает подлодке рабочую глубину погружения 240 метров и предельную 300 м.
Согласно имеющимся сведениям, новые подлодки оснащаются двумя дизель-генераторами мощностью по 1500 л.с., одним главным гребным электрическим двигателем и одним электромотором экономического хода. Кроме того, имеются два резервных дизельных двигателя и две группы аккумуляторов. Подлодки оснащаются одним семилопастным гребным винтом. Эти системы обеспечивают подлодке достаточно высокие ходовые характеристики. Скорость надводного хода субмарин проекта 636.3 достигает 17 узлов. Подводная скорость – до 20 узлов. Дальность плавания зависит от объемов топлива для дизельных двигателей и режима хода. Так, с увеличенным запасом горючего на скорости 7 узлов подлодка может пройти до 7500 морских миль. Под водой при экономической скорости 3 узла дальность плавания сокращается до 400 миль.
Вооружение подлодок проекта 636.3 состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. Два верхних аппарата могут использоваться в качестве пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Объемы торпедного отсека позволяют перевозить до 18 торпед или ракет. Доля того или иного вооружения в боекомплекте должна определяться в соответствии с поставленной боевой задачей. Ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» может использовать боеприпасы различных типов с дальностью стрельбы до 300 километров.
Характерной особенностью подлодок всех версий проекта 636 является малая шумность. По этому параметру лодки «Варшавянка» превосходят все предыдущие отечественные ДЭПЛ, а также ряд зарубежных.
Шесть новых подводных лодок будут служить в составе Черноморского флота. Зоной ответственности «Варшавянок» станет не только Черное море, но и весь Средиземноморский регион. В последние годы в различных частях этого региона произошли несколько вооруженных конфликтов, что сказалось на обстановке во всем Средиземноморье. Таким образом, сравнительно быстрое обновление подводной составляющей Черноморского флота позволит повысить потенциал ВМФ России на юго-западном направлении. Более того, с учетом нынешнего состояния подводных сил Черноморского флота строительство и введение в строй ДЭПЛ проекта 636.3 позволит возобновить полноценную боевую работу и патрулирование.
Строительство серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» будет продолжаться ориентировочно до 2018 года. Таким образом, в течение нескольких следующих лет моряки-черноморцы будут получать буквально по подлодке в год. Конечно, сложность программы строительства субмарин может сказаться на окончательных сроках, однако пополнение рядов Черноморского флота можно считать решенным вопросом. Первое подтверждение этому появится уже в этом году – когда в состав ВМФ России войдет головная субмарина Б-261 «Новороссийск».
По материалам сайтов:
http://rus.ruvr.ru/
http://ria.ru/
http://interfax.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-722.html
topwar.ru
Самая бесшумная субмарина российского флота

На сегодняшний день субмарины класса «Варшавянка» составляют основу подводного флота Российской Федерации. Их еще знают в мире как проект 877 «Палтус» или «Kilo».
В 50-е годы ученые открыли для себя уникальную особенность распространения звуковых волн в разных слоях океанской среды. Дальность перемещения некоторых из них может достигать нескольких тысяч километров. Это явление получило название — подводный звуковой канал.
Неатомная дизель-электрическая подводная лодка «Варшавянка» сделала этот акустический волновод своим оружием. За способность появляться ниоткуда, американские военные прозвали ее «Черной дырой».
Действия американского флота во время корейской войны и исчезновения советской подводной лодки «Щука» С-117 заставили руководство ВМФ СССР и кораблестроителей ускорить создание более мощных дизельных подводных лодок, кроме вооружения серьезное внимание уделялось гидроакустике. Также участились случаи обнаружения советских подводных лодок на Балтике, Тихом океане и Северном море. Командование ВМФ пришло к выводу, что главной причиной этому стало повышенная шумность подводных лодок. Командующий ВМФ Горшков, проанализировав, попросил ускорить разработку новой субмарины, особенностью которой была бесшумность и другое вооружение.
Один из конструкторов ЦКБ МТ «Рубин» Юрий Кормилицын по состоянию здоровья был переведен в другое конструкторское бюро, он и занялся развитием неатомных субмарин.
На то время ВМС США спустило на воду атомную подводную лодку класса «Альбакор». Это была первая в мире обтекаемая субмарина США. Корпус корабля напоминал форму кита, а боевая рубка — гигантский плавник. За основу, при проектировании проекта 877 использовали «альбакоровскую» форму корпуса. Серия таких лодок планировалась с поставкой в страны варшавского договора, поэтому неслучайно ее название было «Варшавянка». Ее технические характеристики по достоинству оценили иностранные специалисты. Конструктор пришел к выводу, что скрытность и неуязвимость субмарин, можно обеспечить не только погружением на глубину.
субмарина Российского флота неатомная подводная лодка проекта 636 «Варшавянка»
дизельная подводная лодка «Алроса» в порту Севастополь

субмарина в порту

неатомная подводная лодка «Варшавянка»

субмарина «Варшавянка» в надводном положении

подводная субмарина «Варшавянка»

субмарина «Варшавянка» готовится к погружению

подводная лодка «Алроса» постоянный участник в праздновании Дня Черноморского флота РФ

субмарина «Варшавянка»

В 1976 году советское правительство утвердило технический проект подводной лодки под названием «Варшавянка». Субмарина состоит из шести отсеков, увеличена степень автоматизации, что позволило сократить экипаж. Новшеством стали отдельные каюты для моряков. Дизельная субмарина впервые в истории получила прорезиненное покрытие корпуса и отсеков. Новейшую акустику, связь, корабельные системы и вооружение. Шесть торпедных аппаратов, два из которых — для телеуправляемых по проводам торпед и дальностью 15 километров. Предусмотрено и несколько крылатых противокорабельных ракет. После выхода из воды ракета набирает высоту с дозвуковой скоростью, затем снижается до 10 метров и на сверхзвуковой скорости достигает цели. Дальность поражения до 300 километров.
автоматизированный комплекс субмарины «Варшавянка»

Экипаж субмарины имеет противокорабельные зенитные комплексы «Стрела» и «Игла». Проблема шумности была с блеском решена конструкторами благодаря бесследной системе газоотвода дизелей. Все механизмы смонтированы на амортизаторах и резиновых фундаментах.
экспортный вариант субмарины «Варшавянка» проект 877
субмарина для ВМС Индии

субмарина для ВМС Ирана

субмарина для ВМС Румынии

На сегодняшний день проект «Варшавянка» одна из самых бесшумных подводных лодок. Особенностью скрытности является использование подводного звукового канала. Он представляет собой слой глубин, на котором звуковые колебания распространяются на больших расстояниях. Звук от надводного корабля проходит по каналу, отражаясь от его границ. Затем подводная лодка находит сигналы и обнаруживает цель. Благодаря такому методу дальность обнаружения субмарины возрастает в два раза.
Большое количество субмарин «Варшавянка» было сосредоточено на Тихоокеанском флоте, а со временем вошли в боевой состав других флотов. Их также строили для ВМС Румынии и Польши, а потом с небольшими изменениями на экспорт в Китай, Иран и Индию, некоторые из них до сих пор служат.
Поэтому задачами неатомной подводной лодки проекта 636 «Варшавянка» являются: охранение ракетных подводных крейсеров, уничтожение надводных кораблей, высадка разведывательно-диверсионных групп; минная постановка и пр. Государство способное всегда обеспечить свои интересы скрытой, боевой угрозой находящейся под водой, уже победитель в политических сражениях.
Технические характеристики подводной лодки проекта 636 «Варшавянка»:
Длина — 74 м;
Ширина — 9,6 м;
Осадка — 6,2 м;
Водоизмещение — 2300 тонн;
Судовая силовая установка — дизель-электрическая, мощностью 5900 л. с.;
Скорость — 18 узлов;
Глубина погружения — 300 м;
Дальность плавания — 400 миль;
Экипаж — 53 человека;
Вооружение:
Торпедные аппараты 533 мм — 6, торпед — 18, мины — 24;
korabley.net
