Армия распробовала беспилотники. Денис Федутинов

Масштабные закупки беспилотных систем позволили накопить опыт эксплуатации и боевого применения БЛА, а самое главное — дали понимание их места и роли в современных вооруженных силах. Активное использование БЛА в ходе масштабных учений, а также в реальной боевой обстановке сделало их действующим элементом оснащения войск.

Комплекс «Строй-П» с дистанционно пилотируемым аппаратом «Пчела»

В советские годы в нашей стране был создан неплохой задел по беспилотной тематике, позволявший говорить о паритете в данной области с западными визави. Исключение беспилотников из списка приоритетов российских военных, произошедшее в 1990-е, привело к остановке работ и постепенному накоплению отставания от ряда стран.

В результате к середине первого десятилетия XXI века российские вооруженные силы остались с беспилотными системами старого образца — «Стриж» и «Рейс». Они создавались КБ Туполева еще в 1970-е годы, а комплекс «Строй-П» с дистанционно пилотируемыми аппаратами «Пчела» был создан НИИ «Кулон» и КБ Яковлева в конце 1980-х.

Проблемы, связанные с отсутствием в войсках современных беспилотных средств разведки и наблюдения, наглядно проявились в 2008 году во время августовской войны. Российские военные тогда неоднократно предпринимали попытки использовать имеющиеся на вооружении беспилотники, но их эффективность оказалась весьма низкой.

Этот конфликт стал в полном смысле переломным моментом в судьбе отечественных беспилотников. Стало очевидно, что необходимы серьезные и безотлагательные действия по исправлению ситуации. Действия эти носили многовекторный характер и состояли в том числе в открытии работ по созданию перспективных систем, а также закупке некоторых имеющихся на рынке систем.

Первая из предпринятых мер заключалась в приобретении партии беспилотных систем Bird Eye 400 и Searcher Mk II у одного из ведущих мировых разработчиков подобной техники — израильской компании IAI. Впоследствии была налажена сборка дополнительной партии этих беспилотных систем в России под наименованиями «Застава» и «Форпост», для чего были использованы мощности завода УЗГА в Екатеринбурге.

Параллельно российским военным ведомством были начаты закупки отечественных систем, отобранных по результатам сравнительных испытаний. В их числе, в частности, БЛА «Орлан-10» разработки компании СТЦ из Санкт-Петербурга, «Элерон-3СВ» разработки казанской фирмы «Эникс», а также беспилотники семейства «Гранат», производимые компанией «Ижмаш — Беспилотные системы».

Кроме того, Министерством обороны России финансируется проведение ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание перспективных образцов отечественных систем БЛА. В их числе проект тактического БЛА, над которым работают специалисты входящего в состав концерна «Вега» рыбинского КБ «Луч», проекты двух комплексов средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета, разработкой которых занимаются петербургская компания «Кронштадт» и казанское ОКБ имени Симонова, а также проект тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата, работы по которому ведутся компанией «Сухой».

Сегодня уже можно сказать, что интерес российских военных к беспилотникам перешел из теоретической плоскости в практическую. Весьма показательно в этом плане создание в Министерстве обороны управления, специализирующегося на системах БЛА. Результатом принятых мер стало то, что отставание России от ведущих мировых держав в области беспилотных систем по крайней мере перестало увеличиваться.

Положительные ожидания связываются и с ведущимися в настоящее время НИОКР по созданию перспективных образцов беспилотных систем. Процесс этот требует воссоздания компетенций, а потому является небыстрым и достаточно затратным. Однако демонстрируемые российским военным ведомством последовательность и настойчивость вселяют оптимизм относительно перспектив отечественных беспилотников.

Денис Федутинов, газета «Известия»



news-front.info

Фоторепортаж со II конференции «Роботизация Вооруженных Сил Российской Федерации»

23 марта 2017 года в конгрессно-выставочном центре «Патриот» в Кубинке состоялась II военно-научная конференция и выставочная экспозиция «Роботизация Вооруженных Сил Российской Федерации»

В выставочной экспозиции был представлен целый ряд образцов роботизированной безэкипажной военной и специальной техники. Фотоматериалы с экспозиции нам любезно предоставил Денис Федутинов.

Боевой многофункциональный робототехнический комплекс «Уран-9», представленный ОАО «766-е Управление производственно-технологической комплектации» (ОАО «766 УПТК») Министерства обороны России, в выставочной экспозиции II военно-научной конференции «Роботизация Вооруженных Сил Российской Федерации». Комплекс оснащен автоматическим боевым модулем АБМ-М30М3 разработки АО «НТЦ «Импульс-2» (Севастополь). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Робот радиационной разведки и проведения технологических операций в условиях радиационного воздействия РТК-05 разработки ГНЦ РФ «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (ЦНИИ РТК, Санкт-Петербург). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Малогабаритный робототехнический комплекс «Капитан» также разработки ЦНИИ РТК. Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Мобильный малогабаритный робот «Юла-Н» и малогабаритный разведывательный робот «Кадет» также под брендом ЦНИИ РТК. Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Один из двух представленных в экспозиции экспериментальных образцов робототехнического комплекса «Вихрь» на базе БМП-3, совместно разработанного АО «ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород), НТЦ КБ «Кунцево», НТЦ «Элинс», НПК «Сетецентрические платформы». Поддерживает экипажный дистанционный и полуавтоматический режимы управления. Данный образец оснащен малогабритным боевым модулем разработки АО «Муромтепловоз» (Муром) при участии АО «ВНИИ «Сигнал» (Ковров). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Другой экспериментальный образец робототехнического комплекса «Вихрь» на базе БМП-3, оснащенный боевым модулем АУ-220М разработки АО «ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород). Комплекс «Вихрь» совместно разработан ЦНИИ «Буревестник», НТЦ КБ «Кунцево», НТЦ «Элинс», НПК «Сетецентрические платформы». Поддерживает экипажный дистанционный и полуавтоматический режимы управления. Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов 

Еще один предлагаемый к размещению на робототехническом комплексе «Вихрь» на базе БМП-3 боевой модуль МА8 разработки АО «Муромтепловоз». Также, согласно демонстрационному плакату, возможно применение известного боевого отделения «Бахча» разработки АО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП, Тула). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Беспилотная транспортная платформа «Марс А-800» разработки ООО «КБ «Аврора» (Рязань). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Здесь же ОАО «766 УПТК» был показан уже хорошо известный робототехнический комплекс разминирования «Уран-6» (MV-4 хорватской компании DOK-ING). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Биоморфный робототехнический комплекс «Рысь» разработки АО «НПО «Андроидная техника» (Магнитогорск). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Беспилотный летательный аппарат типа конвертоплан «Эра-52» разработки ООО «Новые технологии». Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Малогабаритный контейнеризированный беспилотный летательный аппарат ТПК-7Э, представленный совместно компаниями АО «Научно-исследовательский институт современных телекоммуникационных технологий» (НИИ СТТ, завод «Эдельвейс», Смоленск) и ООО «ГазЭкоСистемы» (Москва). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

АО «Научно-производственная фирма «Микран» (Томск) представило проект беспилотного летательного аппарата, который позиционировался как «барражирующий боеприпас». Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Беспилотные летательные аппараты «Элерон-3ВС» и новый Т16 (справа) разработки ЗАО «ЭНИКС» (Казань) с подвешенными под консолями сбрасываемыми изделиями. Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

На стенде «дочки» ГК «Ростех» компании «РТ – Доверенные платформы и робототехнические комплексы» («РТ ДП РК», Москва) был показан ряд беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа мультироторной схемы, в том числе достаточно крупный восьмивинтовой аппарат, способный транспортировать различные грузы. Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

На стенде АО «Научно-производственный центр «Фирма «НЕЛК» (Москва) демонстрировался экспериментальный макет переносного лазерного комплекса для подавления тепловизионных систем, в том числе устанавливаемых на БЛА противника. Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Морской роботизированный комплекс с автономными необитаемыми подводными аппаратами (АНПА)-планерами разработки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и АО «Научно-Производственное Предприятие Подводных Технологий «ОКЕАНОС» (Санкт-Петербург). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Серийно производимые малогабаритные телеуправляемые подводные аппараты «Супер ГНОМ» (на переднем плане) и «Супер ГНОМ Про» на стенде компании «Подводная робототехника» (Москва). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Линейка необитаемых подводных и надводных глайдеров от консорциума «Научно–производственная группа «МАКО» (Самара). Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

Санкт-петербургская компания АО «НПП «Авиационная и морская электроника» (АМЭ) представила роботизированный многофукциональный безэкипажный катер, оснащенный системой оптико-электронного мониторинга надводной обстановки. Катер разработан при финансировании Министерства промышленности и торговли России, опытный образец проходил испытания в районе Кронштадта в 2016 году. Масса целевой нагрузки катера составляет до 500 кг (опытный образец был оснащен ГАС), катер оснащён двумя двигателями российского производства по 220 л.с. каждый. Радиус действия катера до 30 км. Кубинка, 23.03.2017 (с) Денис Федутинов

bmpd.livejournal.com

Репортаж с выставки и конференции в области беспилотных авиационных систем UMEX 2016

Вторая выставка и конференция в области беспилотных авиационных систем UMEX 2016 прошла с 6 по 8 февраля 2016 года в Абу-Даби, ОАЭ. На территории Национального выставочного центра Абу-Даби (ADNEC) на экспозиционной площади в порядка 13 тыс. кв.м. были размещены стенды 91 компании из 23 стран мира, которые представили свои решения как в области авиационных, так и в области морских и наземных беспилотных систем.

Ранее данное мероприятие проходило в рамках выставки вооружений и военной техники IDEX. Благодаря этому обстоятельству организаторы получили возможность именовать выставку второй по счету. Впрочем, по-существу, в данном месте и в данном формате это было первое мероприятие подобного рода в ОАЭ.

Устроители UMEX декларируют, что мероприятие фокусируется на вопросах инноваций и обсуждении того какие преимущества могут обеспечить системы БЛА для обороны, безопасности, а также гражданского применения. Очевидно, что сам факт появления подобной выставки в Эмиратах отражает амбиции страны по интенсификации использования различных высокотехнологичных систем в стране. Прежде всего, в части военной техники и систем обеспечения безопасности.

На выставке побывал известный эксперт Денис Федутинов, специализирующийся на проблематике беспилотной авиации, который любезно предоставил нашему блогу некоторые фотографии с выставки и сопроводил их своими комментариями.

1. На выставке был выставлен средневысотный БЛА большой продолжительности полета United 40, о планах по приобретению которого нашей страной несколько лет назад сообщали представители компании-разработчика. Несмотря на то, что эти планы, до настоящего момента не были осуществлены, не стоит исключать того, что данная сделка все же будет реализована.

(c) Денис Федутинов

2. Самую значительную часть экспозиции выставки (визуально порядка 20-25% общей площади) занимал стенд компании ADCOM Systems из ОАЭ. Здесь, в частности, были представлены хорошо знакомые разработки в области воздушных мишеней. В частности, это мишень Yabhon-GRN, которая, как ранее сообщалось, предполагалась к поставкам в Россию.


(c) Денис Федутинов

3. Компания Lockheed Martin привезла на выставку макет БЛА Fury. БЛА тактического класса выполнен по схеме «летающее крыло». Предполагается, что в Армии США он может занять место между БЛА Integrator и БЛА Shadow.


(c) Денис Федутинов

4. БЛА Integrator разработки принадлежащей Boeing компании Insitu также был показан на выставке. Как и «младшая» модель в данном семействе — ScanEagle.


(c) Денис Федутинов

5. На этом же стенде можно было увидеть два наземных роботизированных транспортных средства – Sharp Claw 1 и Sharp Claw 2 (на фото) разработки китайской компании Norinco. Данные аппараты демонстрировались публике. В частности, их можно было видеть на выставке в китайском Чжухае в 2014 году. Sharp Claw 1 весит около 120 кг. Аппарат может нести на себе системы стрелкового вооружения и гранатомет. Ранее специалистами отмечалось, определенное сходство по форме и конструкции данного аппарата и американского робота Qinetq MAARS. Sharp Claw 2 — шестиколесный вездеход массой около 1 т. Он оборудован разнообразными датчиками, благодаря которым, как сообщалось, он может функционировать в автономном режиме.


(c) Денис Федутинов

6. На стенде еще одной подобной IGG эмиратской компании — Trust International Group (TIG) были выставлены разнообразные беспилотные системы, предназначенные для работы в различных средах. Так, тут был показано наземное легкое роботизированное разведывательное средство Weasel разработки германской компании Rheinmetall. Основанная в 2004 году под именем Hydra Trading компания, начинала в качестве местной фирмы по поставкам запчастей для транспортных средств. На настоящий момент TRUST предлагает широкий набор продуктов и услуг для Вооруженных сил, полиции и служб безопасности в ОАЭ.


(c) Денис Федутинов

7. Два сухопутных роботизированных средства были представлены на стенде эмиратской компании EARTH. Меньший из них (на фото) имеет возможности вести разведку и наблюдения, больший – оснащается оружием, в том числе, стрелковым и гранатометами.


(c) Денис Федутинов

8. Компания Al Marakeb совместно с американской компанией Raytheon показала два безэкипажных судна. Одно из них было оснащено лишь датчиками для ведения разведки и наблюдения. Второе (на фото) также имело дистанционно-управляемый модуль с автоматическим оружием.


(c) Денис Федутинов

9. Компания LIG Nex1 Co. из Южной Кореи продемонстрировала макет подводного необитаемого аппарата (на фото), предназначенного для картографирования местности, обнаружения объектов, а также участия в спасательных операциях. Внешне он напоминает аппарат Remus 100, разработки компании Hydroid (теперь Kongsberg). Эта же компания рассказала о планах по созданию безэкипажного судна.


(c) Денис Федутинов

10. Иллюстраций высказанного выше тезиса является также проект беспилотного конвертоплана, уменьшенный макет которого был представлен компанией Korean Air. Разговоры о создании БЛА подобного типа в Корее ведутся уже очень давно. Однако видимых результатов пока не видно. Периодически возникающая активность на данном направлении, к сожалению, не дает достаточных оснований говорить о том, что в стране скоро будет получен работоспособный беспилотный конвертоплан.


(c) Денис Федутинов

11. Эстонская компания MILREM представила на выставке универсальную платформу для создания на ее базе семейства наземных роботизированных средств различного назначения THeMIS. В перспективе предполагается, что на данной 700-килограммовой платформе будут устанавливаться разнообразные сменные модули массой до 700 кг каждый. Также в числе возможных вариантов рассматривается вопрос о совместном применении с БЛА. В качестве иллюстрации данного подхода на выставке был показан аппарат мультикоптерной схемы.


(c) Денис Федутинов

12. Россия, Украина, Казахстан на выставке представлены не были. Интересы стран на мероприятии представляли делегации дипломатических представительств, военных ведомств, а также организаций промышленности. На фото украинские военные.


(c) Денис Федутинов

13. Heiko Borchert и Денис Федутинов на выставке UMEX-2016.


(c) Денис Федутинов

bmpd.livejournal.com

Денис Федутинов: Преодолеть ПВО противника

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • www.arms-expo.ru

    Денис Федутинов. Роботы в небе Нагорного Карабаха.

    — 22 апреля 2016 г. —

    Денис Федутинов. Роботы в небе Нагорного Карабаха.

    В ходе обострившегося в начале апреля текущего года армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха достаточно активно использовались беспилотные авиационные системы с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) различного типа. За несколько дней здесь как с одной стороны конфликта, так и с другой «засветились» сразу несколько таких систем. Причем некоторые из них применялись в боевых условиях впервые в мировой практике.

    АЗЕРБАЙДЖАН

    Четырехдневная война в Нагорном Карабахе стала беспрецедентной по числу сбитых беспилотников, сказал журналистам в субботу пресс-секретарь оборонного ведомства Армении Арцрун Ованнисян. Начальник управления авиации Вооруженных сил Армении Аветик Мурадян, в свою очередь, отметил, что Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в ходе боевых действий сбила 10 беспилотников.

    Одним из первых свидетельств применения азербайджанскими военными беспилотных летательных аппаратов стали кадры, показанные 2 апреля 2016 года военным ведомством НКР, на которых был запечатлен беспилотный летательный аппарат мини-класса «Thunder B». Данный беспилотник разработан и выпускается небольшой частной израильской компанией Blue Bird Aero Systems и предназначен для ведения разведки, наблюдения и корректировки огня.

    Беспилотный летательный аппарат взлетной массой до 28 кг построен по классической самолетной схеме с V-образным хвостовым оперением и толкающим винтом. Размах крыла аппарата составляет 4 м при длине фюзеляжа 1,9 м. Аппарат может нести на борту полезную нагрузку в виде аппаратуры наблюдения массой до 3,5 кг. В качестве таковой может использоваться размещаемая в носовой части фюзеляжа БЛА оптико-электронная система на гиростабилизированном подвесе T-STAMP израильской компании Controp, которая включает двухканальную – телевизионный (ТВ) и инфракрасный (ИК) каналы – систему наблюдения, а также лазерный целеуказатель. Запуск аппарата осуществляется с помощью пусковой катапульты, посадка – с помощью парашюта и подушки безопасности.

    Указываемый разработчиками радиус действия данного БЛА – до 150 км – выглядит несколько оптимистично и, по-видимому, подразумевает возможность автономного полета на такие дистанции, что обусловлено высокой продолжительностью полета этого аппарата. В марте 2016 года на испытаниях БЛА «Thunder B» показал выдающийся результат – продержался в воздухе 25,5 часов. При этом в компании Blue Bird Aero Systems отмечают, что тестовый полет был осуществлен в сложных погодных условиях – в зоне запуска было ветрено и дождливо.

    На показанных военными НКР кадрах было видно, что аппарат скорее всего не был сбит, как то утверждает армянская сторона, – беспилотник практически не имеет механических повреждений конструкции. Вероятнее всего, здесь можно говорить все же об аварийной посадке: видны амортизирующая подушка и парашют – типичные устройства штатной системы посадки данного беспилотного летательного аппарата.

    Небезынтересным моментом здесь является то, что ранее в открытых источниках не появлялось данных о том, что данная модель БЛА поставлялась в Азербайджан. Таким образом, если съемка подлинная, то мы имеем первое документальное свидетельство подобной поставки.

    4 апреля с.г. в Интернете появилось также видео, на котором запечатлен полет израильского беспилотного летательного аппарата «Harop». По сообщениям, распространенным армянской стороной, аппарат уничтожил автобус, в котором ехали добровольцы.

    Этот разработанный израильским авиастроительным концерном Israel Aerospace Industries (IAI) аппарат фактически представляет собой барражирующий боеприпас, предназначенный для поражения средств обнаружения и поражения систем противовоздушной обороны противника, для чего используется интегрированная c БЛА боевая часть. Таким образом, БЛА «Harop» может выполнять ударные и разведывательные функции, либо, в зависимости от тактической обстановки, совмещать обе эти специализации.

    Летательный аппарат имеет длину 2,5 м, размах крыла достигает 3 м. Беспилотник выполнен по схеме «утка» с развитым высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Его взлетная масса, по официальным данным, составляет 135 кг, включая боевую часть массой 23 кг. Крыло со складывающимися консолями имеет переменную стреловидность по передней кромке. Толкающий винт приводится в движение поршневым двигателем. «Harop» способен совершать полет продолжительностью до шести часов, в ходе которого он может преодолеть расстояние свыше 1000 км.

    В носовой части фюзеляжа данного беспилотника под обтекателем находится оптико-электронная аппаратура разведки и наблюдения, размещенная на гиростабилизированном подвесе. В ее состав входит двухканальная – ТВ и ИК каналы – система наблюдения, система радиотехнической разведки, а также малоразмерная радиолокационная станция (РЛС).

    Взлет беспилотного летательного аппарата осуществляется из пусковой установки контейнерного типа при помощи твердотопливных ускорителей. После взлета включается собственный двигатель аппарата и раскладываются консоли крыла. В ходе полета «Harop» используется как обычный беспилотник для разведки и наблюдения. При обнаружении цели и ее подтверждении оператором БЛА последний уничтожает ее при помощи собственной боевой части в ручном или автоматическом режиме. При этом оператор может отменить атаку цели и вернуть аппарат в режим барражирования.

    Впервые система «Harop» была продемонстрирована на международном авиасалоне в Индии в 2009 году. Вскоре после этого поступила информация о первом контракте на поставку. Сообщалось, что неназванная страна инициировала переговоры на предмет покупки некоторого количества беспилотников данного типа общей стоимостью не менее 100 млн долл. Позднее стало известно, что этой страной является Индия, планировавшая закупить 10 таких комплексов. О том, что Баку также приобрел подобные беспилотные системы, стало известно на международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в 2015 году. Тогда сообщалось о заключении контракта на поставку сотен единиц аппаратов «Harop» в Индию и Азербайджан. При этом стоит отметить, что использование БЛА типа «Harop» в конфликте в НКР, судя по всему, стало первым опытом его боевого применения в истории.

    Наконец, 5 апреля с.г. на кадрах, распространенных армянской стороной, были показаны горящие фрагменты еще одного беспилотного летательного аппарата малого класса. По уцелевшим фрагментам носовой части БЛА он может быть идентифицирован как «Orbiter 3».

    Этот аппарат создан израильской компанией Aeronautics Defense Systems в развитие ее линейки летательных аппаратов «Orbiter». Аппарат также выполнен по схеме «утка». Размах крыла аппарата составляет 4,2 м. Как и близкий по классу БЛА «Thunder B», беспилотник «Orbiter 3» относится к системам разведки и наблюдения малого радиуса, однако в отличие от первого оснащен электродвигателем, обеспечивающим ему малую акустическую заметность. Сообщалось, что данный БЛА может оставаться в воздухе до семи часов, а дальность его полета увеличена до 100 км. Запуск БЛА производится с помощью катапульты, которая может устанавливаться на транспортном средстве, посадка – на парашюте. Как и БЛА «Thunder B», аппарат «Orbiter 3» оснащен системой наблюдения T-STAMP.

    Впервые БЛА данного типа был показан общественности в июле 2011 года в Париже. Насколько известно, беспилотник «Orbiter 3» приобрели 10 иностранных заказчиков, в том числе США. Об отношениях азербайджанских военных с данной компанией известно уже достаточно давно. Так, еще в 2011 году стало известно о закупках Азербайджаном 60 беспилотных летательных аппаратов израильского производства, включая мини-БЛА «Orbiter 2» и тактические БЛА «Aerostar». Кроме того, непосредственно в Азербайджане было развернуто их сборочное производство.

    В декабре 2008 года министр оборонной промышленности страны Явер Джамалов в интервью местному телевидению заявил, что Министерство оборонной промышленности Азербайджана намерено расширить перечень выпуска военной продукции, в том числе – начать производство собственных беспилотных летательных аппаратов, не сообщив, однако, о каких именно летательных аппаратах идет речь. В 2009 году между Израилем и Азербайджаном было подписано соглашение о строительстве завода по производству беспилотных летательных аппаратов в Азербайджане. По прошествии чуть более двух лет в марте 2011 года было сдано в эксплуатацию новое предприятие AZAD Systems, принадлежащее производственному объединению «Шарг» Министерства оборонной промышленности Азербайджана. На предприятии были созданы пять производственных участков, установлено современное технологическое оборудование. На данном предприятии и приступили к выпуску беспилотников «Orbiter» и «Aerostar».

    АРМЕНИЯ

    Истории со сбитием или падением БЛА имели место не только с азербайджанскими беспилотниками, но и с армянскими. Так, 7 апреля с.г. азербайджанская сторона продемонстрировала кадры со сбитым, как указывалось в сообщении, беспилотным летательным аппаратом, принадлежащим Вооруженным силам Армении. На фото был показан беспилотник, внешне напоминающий БЛА «Птеро» разработки российской компании «АФМ Серверс». На самом деле данный аппарат представляет собой созданный в Армении БЛА типа Х-55, что, правда, не исключает влияние на данную разработку российской системы.

    Известно, что Армения ввела в эксплуатацию национальных Вооруженных сил купленные у России беспилотные летательные аппараты. Весной 2014 года в социальных сетях появились фотографии с одного из мероприятий, проведенного в Армении. На размещенных там фото были запечатлены беспилотники «Птеро», закупленные в России. Генеральный директор компании Амир Валиев ранее заявлял, что в 2012 году была осуществлена доставка четырех комплексов «Птеро» версии Е5 в Армению. По его словам, эти беспилотники были приобретены Министерством по чрезвычайным ситуациям Армении. По-видимому, оттуда они позднее были переданы военным.

    В апреле 2015 года на аэродроме Эребуни была показана небольшая часть продукции военно-промышленного комплекса Армении. В том числе были продемонстрированы и беспилотные летательные аппараты армянского производства, среди которых был и армянский беспилотник X-55.

    Внешние очертания фюзеляжа армянского БЛА X-55 схожи с российским БЛА «Птеро». Между тем имеются и отличия: армянский БЛА имеет иную форму крыла, на нем установлен не электродвигатель, а двигатель внутреннего сгорания, а кроме того, армянский беспилотник несколько крупнее, что заметно визуально. По имеющимся данным, БЛА способен находиться в воздухе до восьми часов, выполняя полеты на удалении до 85 км от наземной станции управления.

    В Армении реализуется программа создания собственных беспилотных авиационных систем. На данный момент здесь разрабатываются и производятся ряд беспилотных летательных аппаратов ближнего и малого радиусов действия. В частности, помимо Х-55, здесь выпускаются еще три модели – «Крунк», «Азнив» и «Базе».

    СТАВКА НА РОССИЮ И ИЗРАИЛЬ

    Конфликт вокруг НКР, несмотря на свою непродолжительность, характеризовался интенсивным применением беспилотных средств разведки и наблюдения, что позволяет сделать некоторые выводы по его итогам. Очевидно, и Азербайджан и Армения с пониманием относятся к роли беспилотников в современных военных конфликтах, уделяя вопросам оснащения своих вооруженных сил подобными техническими системами большое внимание. При этом в развитии данного направления каждая из стран исповедует собственный подход.

    Азербайджан, имеющий существенно большие возможности, пошел по пути первоначального приобретения систем БЛА за рубежом. Ставка была сделана на одного из ведущих разработчиков беспилотных авиационных систем в мире – Израиль. Затем был сделан второй шаг – организация сборочного производства беспилотных систем непосредственно в стране. В этом Азербайджан отчасти повторил опыт России, также приобретавшей системы БЛА в Израиле, а затем создавшей их производство. Между тем здесь, конечно, имеются и существенные различия. Думается, что Азербайджану затруднительно перейти от сборки иностранных систем к созданию компетенций для разработки и производства собственных. Это обстоятельство подталкивает азербайджанские власти к закупкам гораздо более широкой номенклатуры систем БЛА, при этом страхуясь от возможных форс-мажорных ситуаций, диверсифицируя поставщиков.

    Подход Армении к вопросам оснащения беспилотными авиационными системами собственных Вооруженных сил несколько иной. Здесь также отчасти использовали экспорт как временное решение. Причем в отличие от Азербайджана приобретено было очень ограниченное количество систем. В выборе поставщика ставка была сделана не на далекое зарубежье, а на Россию. Очевидно, в силу как политических, так и финансово-экономических обстоятельств. При этом армянская сторона, похоже, постаралась выжать максимум из сделанных приобретений – помимо непосредственного применения по назначению, некоторые технические решения были использованы в собственных разработках, проводимых в стране.

    Думается, конфликт не изменит существующих подходов обеих сторон. Вместе с тем, возможно, будет определенная интенсификация активности в развитии программ БЛА. Вполне возможно, что и Израиль, и Россия в недалеком будущем смогут рассчитывать здесь на новые контракты. Для России, впрочем, это, как и раньше, не принесет существенных дивидендов.

    old.memo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *