Содержание

День моряка-подводника » Военное обозрение

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. Двадцать лет назад, 15 июля 1996 года, Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник — День моряка-подводника. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта — именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей — подводные лодки. Таким образом, 19 марта 2016 г. отмечается 110 лет российскому подводному флоту. За более чем вековую историю подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники — это элита Военно-Морского Флота России. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.
Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. Хотя официально подводный флот в Российской империи был создан в 1906 году, в действительности разработки отечественных изобретателей в сфере подводного кораблестроения начались гораздо раньше. История сохранила имя мастера Ефима Прокофьевича Никонова, еще в 1718 г. обратившегося к Петру I с челобитной, в которой он предлагал построить «потаенное судно». Экспериментальный экземпляр «потаенного судна» даже удалось построить, но при испытаниях лодка получила пробоину. За время ремонта судна умер Петр I, Никонова разжаловали в простые работники верфи, поэтому задумка так и не была доведена до конца. В 1834 г. под руководством генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера (1785-1854) была построена первая в мире металлическая подводная лодка. Это был первый в истории подводный корабль, построенный целиком из железа и вооруженный шестовой миной с пороховым зарядом в 16 кг. Однако и этот проект был остановлен из-за отказа правительства в его финансировании.

Лишь во второй половине 70-х годов XIX в. российское военное руководство более-менее серьезно отнеслось к проектам создания подводных судов. В 1878 г. свою подводную лодку презентовал Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) — российский изобретатель польского происхождения. Первая модель Джевецкого была одноместной, а вторая модель, презентованная в 1879 г., включала экипаж из четырех человек и приводилась в движение силой ног матросов — с помощью педалей они вращали гребной винт. После этого был дан государственный заказ на постройку пятидесяти аналогичных подводных лодок. Их распределили по крепостям, но реального применения лодки не имели. В 1885 году Джевецкий построил первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем.

Однако подлинным «автором» российского подводного флота с уверенностью можно назвать Ивана Григорьевича Бубнова (1872-1919) — русского морского инженера, конструктора опытных моделей подводных лодок, которые уже могли быть пригодными для выполнения боевых задач. Под руководством Бубнова, лейтенанта М.Н. Беклемишева и инженера-механика И.С. Горюнова была разработана и построена на Балтийском заводе подводная лодка «Дельфин» дальностью плавания 240 миль и скоростью 10 узлов. Она в выгодную сторону отличалась от лучших образцов зарубежного подводного кораблестроения. С этим согласилось и морское ведомство, принявшее решение заказать 10 подводных лодок типа «Дельфин». Но вскоре началась русско-японская война, из-за чего строительство подводных лодок пришлось осуществлять ускоренными темпами. К началу боевых действий на Дальнем Востоке, на Тихом океане базировалось уже тринадцать подводных лодок, однако в боевых действиях они практически не участвовали. В 1903 г. Иван Бубнов был назначен начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, оставаясь в этой должности до 1908 г. Бубнов руководил разработкой проектов подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»).

27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве. В его задачи входила, в первую очередь, подготовка командиров подводных лодок, младших специалистов и рядового состава. Только за первые два года своего существования, с 1907 по 1909 гг., Либавский учебный отряд подготовил 103 офицера и 525 специалистов. Сюда же поступали и все построенные подводные лодки. Именно в Либаве они укомплектовывались экипажами, после чего распределялись на Балтийский и Черноморский флоты. Что касается собственно подводных лодок, то наиболее успешными проектами стали «Морж» и «Барс». Лодки типа «Морж» имели водоизмещение: надводное — 630 т., подводное — 758 т., а двигатель мощностью 1200 л.с. позволял развить скорость до 11 уз. Подводные лодки типа «Барс» были еще более мощными. Они имели мощность 3000 л.с., скорость 11,5 уз., дальность плавания — 2500 миль. Во время подводного плавания использовались два электродвигателя мощностью 600 л.с. Лодка «Барс» была вооружена четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами (по два аппарата были установлены на носу и на корме), восемью торпедными аппаратами системы Джевецкого, двумя артиллерийскими орудиями и одним пулеметом. Экипаж подводной лодки «Барс» насчитывал до 33 человек.

Ко времени начала Первой мировой войны Российская империя располагала подводным флотом в 58 лодок, из которых 24 лодки относились к типу «Барс». Основные подводные силы российского императорского флота были сосредоточены на Балтийском море. Здесь базировались учебный отряд подводного плавания и бригада подводных лодок, включавшая в свой состав два дивизиона подводных лодок. Несмотря на непродолжительный срок существования, уже в годы Первой мировой войны российский подводный флот проявил себя очень достойно. Только в 1915 г. российские подводники захватили и потопили 16 германских транспортных судов с ценными грузами на борту. В 1915-1916 гг. в бригаду подводных лодок Балтийского флота поступили еще 7 лодок типа «Барс» и 5 лодок типа «АГ», приобретенных у Соединенных Штатов Америки. Великобритания направила для усиления российского флота в Балтийском море 10 подводных лодок типов Е и С (две из них, правда, погибли во время пути). После увеличения количества кораблей, бригада подводных лодок Балтийского флота была реорганизована в дивизию подводных лодок. К 1917 г. дивизия подводных лодок состояла из семи дивизионов, в каждом из которых было по 4-5 подводных лодок, и это — без английских подводных кораблей. Первые три дивизиона дивизии подводных лодок полностью укомплектовали лодками типа «Барс», еще один дивизион — лодками «АГ», а остальные три дивизиона имели смешанный состав. Кроме того, в состав дивизии входила плавучая база «Тосна». За время войны Россия потеряла 24 подводные лодки, но лишь 4 из них относились к типу «Барс». Остальные «Барсы» продолжили службу уже в советском военно-морском флоте, последняя из лодок этого типа была разобрана в 1937 году — спустя тридцать лет после создания в России подводного флота.

События первых месяцев революции стали трагическими для российского подводного флота, как и для вооруженных сил страны в целом. Однако советская власть быстро осознала необходимость сохранения военно-морской мощи страны, в том числе и подводного флота. Именно советский период отечественной истории стал определяющим в развитии подводного кораблестроения страны и превращения подводного флота в одну из основ ВМФ. Первое время советский военно-морской флот использовал доставшиеся от императорского флота и переименованные старые подводные лодки. Однако, уже в середине 1920-х гг. началось строительство советских подводных лодок. Фактически советский подводный флот начался с шести подводных лодок типа «Декабрист», строительство которых было включено в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. На вооружении лодок «Декабрист» находились восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Службу на лодке проходил экипаж из 53 человек.

Практически сразу же после революции и создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ), была упорядочена и система подготовки личного состава советского подводного флота. Примечательно, что преемственность с дореволюционным подводным флотом практически не разрывалась. Так, еще в годы Первой мировой войны из Либавы в Петроград и Ревель был переведен Учебный отряд подводного плавания. Революцию преподаватели и слушатели отряда встречали в Петрограде. К этому времени в отряде проходили службу командиры, преподаватели и 56 слушателей. Уже 22 марта 1919 г. был объявлен набор 125 курсантов отряда, начавшего подготовку специалистов для Рабоче-Крестьянского Красного Флота. В 1925 г. Школа подводного плавания была переведена в Новоморские казармы. К началу Великой Отечественной войны в отряде было подготовлено не менее 14 тысяч офицеров, старшин и краснофлотцев подводного плавания. На вооружении РККФ к 1941 г. находилось 212 подводных лодок. Начавшаяся война стала главным испытанием советского подводного флота «на прочность». О героизме советских моряков-подводников написано огромное количество литературы. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота стали Гвардейскими и Краснознаменными. Двадцать моряков советского подводного флота за подвиги в годы Великой Отечественной войны получили высокие звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Победа в Великой Отечественной войне ознаменовала начало новой, послевоенной эпохи в истории советского подводного флота. Учитывая, что практически сразу же после окончания войны наметилось резкое ухудшение отношений между Советским Союзом с одной стороны, США, Великобританией и другими странами Запада — с другой стороны, возросла потребность в дальнейшем наращивании вооружений и укреплении военно-морской мощи страны. Началось строительство атомных подводных лодок, получивших ракетно-ядерное оружие. Соответственно, вырос и спрос подводного флота на большое количество прекрасно подготовленных офицеров — специалистов высокой квалификации. Для улучшения системы подготовки офицерских кадров подводного флота было решено создать на базе 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, готовившего вахтенных офицеров для флота, нового военно-учебного заведения подводного флота. В 1954 г. 1-е Балтийское высшее военно-морское училище было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания. После присвоения в 1958 г. училищу имени Ленинского комсомола, оно стало официально называться «Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола». Под этим названием училище просуществовало до 1998 г., когда в рамках реформирования системы военного образования было объединено с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе и вошло в состав Санкт-Петербургского военно-морского института. Кроме того, в Севастополе в 1951 г. было создано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище, в 1954-1960 гг. называвшееся Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Оно осуществляло подготовку инженерных кадров для океанского атомного флота, в том числе — и для подводных лодок.

Развитие атомной энергетики и совершенствование ракетно-ядерного оружия превратило подводный флот не просто в один из важных компонентов военно-морских сил страны, а в часть ядерного щита страны, имеющую стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Нелегкие для армии и флота времена первого постсоветского десятилетия, когда на флоте происходили сокращения офицеров, а продолжавшие службу моряки буквально совершали подвиг чести, сменились с началом нового тысячелетия периодом постепенного подъема военной сферы, в том числе — и военно-морского флота.


Сегодня обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении страна. В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находятся многоцелевые атомные подводные лодки, дизель-электрические подводные лодки, ракетные подводные крейсера стратегического назначения. Подводный флот вновь становится гордостью российского государства. Стоит ли говорить о том, что сегодня растет и престиж службы на подводных кораблях. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной квалификации. На ракетных подводных крейсерах типа «Борей» из 107 человек экипажа 55 человек — офицеры. Это — вполне понятно, так как справиться со сложнейшими техническими системами, установленными на подводных лодках последнего поколения, под силу лишь специалистам экстра-класса. В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота — как действующим, так и ветеранам, — мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.

topwar.ru

какого числа отмечают, дата и история праздника

День моряка-подводника – профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации. В торжествах участвуют члены экипажей подводных лодок, вспомогательный персонал, инженеры и разработчики подводных лодок, преподаватели и студенты военных учебных заведений.

В России в 2020 году День моряка-подводника отмечается 19 марта и проходит на официальном уровне 24-й раз.

Значение: праздник приурочен к указу императора Николая II от 19.03.1906 о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

К торжеству приурочивают праздничные концерты, встречи ветеранов. Виновникам торжества вручают грамоты и награды, вносят благодарственные записи в личные дела.

История праздника

День моряка-подводника учредил приказ Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации Ф. Громова № 253 от 15 июля 1996 года. Дата приурочена к выходу 19 марта 1906 года указа императора Николая II о включении в классификацию судов военного флота подводных лодок.

Традиции праздника

В День моряка-подводника первые лица России, главнокомандующий ВМФ поздравляют всех, кто имеет отношение к подводному флоту. Командование вручает награды, внеочередные воинские звания, грамоты, благодарности, ценные подарки отличившимся морякам. Проходят праздничные концерты. Ветераны устраивают встречи и вспоминают службу на флоте, погибших товарищей.

В городе Сестрорецке в храме святых апостолов Петра и Павла служится молебен о здравии моряков-подводников, проводится митинг у Стены Памяти, проходит реконструкция боя морской пехоты.

Задание на день

Посмотрите документальный или художественный фильм о моряках-подводниках.

Интересные факты

  • Русско-японская война 1904-1905 гг. стала первой войной, в которой приняли участие подводные лодки.
  • Первую в мире атомную подводную лодку спустили на воду в 1954 году в США.
  • Наибольшая глубина погружения подводной лодки – 1027 метров. Рекорд установила в 1985 году субмарина ВМФ СССР К-278 «Комсомолец».
  • Наибольшая в мире подводная лодка – субмарина ВМФ СССР проекта 941 «Акула». Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное – 48000 т.
  • В период с 1953 по 1996 год в Балаклаве в горе Таврос существовал Объект 825 ГТС – сооружение противоатомной защиты первой категории. Он был предназначен для укрытия, обслуживания и ремонта подводных лодок, а также хранения боеприпасов. В горе имеется вход и выход, а общая длинна каналов составляет 602 метра. Объект одновременно мог размещать 7 подводных лодок. В 2003 году в штольнях бывшего военного завода был основан Балаклавский подземный музейный комплекс.
  • В Колумбии наркокартели специально разработали подводные лодки из стекловолокна, которые используют для контрабанды кокаина.

Тосты

«Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все моряки-подводники нашей страны. Мне хочется поздравить вас всех с вашим праздником, а также пожелать вам мирной и спокойной службы. Не забывайте, что вас дома ждут ваши семьи, которые не только сильно скучают, но и безмерно гордятся своими моряками. Пусть этот праздничный день даст вам возможность немного передохнуть и отметить свой профессиональный праздник. Здоровья вам, наши дорогие! Выдержки и выносливости! Я поздравляю вас, дорогие ребята, с тем, что наступил ваш день».

«Поздравляю с Днем моряка-подводника России! Желаю плавных погружений, легких подъемов, попутных течений и никаких преград на жизненном пути. Будьте здоровы, гордитесь своим призванием, развивайтесь и постигайте новое. Безопасности, мира, семейного и личного благополучия, радости и искренних чувств»!

«Сегодня ваш праздник – День моряка-подводника! Я от чистого сердца хочу пожелать вам счастья и везения, а так же большой удачи – ведь она не помешает никогда, а уж тем более пригодится в вашем деле! Пусть все только хорошее происходит в жизни! Радости и жизненных сил»!

Подарки

Домашняя метеостанция. Домашняя метеостанция с часами и барометром послужит прекрасным тематическим презентом, который украсит интерьер.

Рында. Рында – корабельный колокол – станет прекрасным тематическим сувениром, который внесет морские нотки в домашний интерьер.

Настольные игры. Дорожный набор настольных игр: нарды, шахматы, шашки, домино, монополия, послужит отличным подарком моряку, который длительно бывает в плаваниях. Такой подарок позволит разнообразить досуг.

Книга. Подарочное издание любимого автора или книга о подвигах моряков-подводников послужит отличным презентом.

Конкурсы

Песенный конкурс
Участники конкурса делятся на две команды. Каждая команда по очереди должна исполнять песни, в которых упоминается море или океан. Побеждает та команда, которой удалось вспомнить больше музыкальных композиций.

Лучший кок
Участникам конкурса дается нож и неочищенная картошка. Под музыку конкурсанты приступают к чистке клубней. По команде работа останавливается. Ведущий подсчитывает, сколько очищенных картофелин на счету у каждого участника. У кого их окажется больше, тот и становится победителем.

Осушение
Перед каждым участником в ряд ставятся стаканы с различными напитками: сок шампанское, вода, виски, вино, водка и т.д. Каждому участнику дается соломинка для коктейлей, при помощи которой необходимо осушить содержимое всех стаканов, не используя рук и не вытаскивая ее изо рта. Побеждает тот участник, который быстрее всех справится с задачей.

О профессии моряка-подводника

Моряки-подводники служат на подводном флоте. Они наблюдают за безопасностью территориальных вод Российской Федерации, проводят разведывательную деятельность, применяют по приказу высшего командования оружие в случае нападения. Служащий на подводной лодке должен быть здоровым, выносливым, не бояться замкнутого пространства.

Похожие праздники в РФ

25 июня в России справляют День моряка (мореплавателя).

28 июля празднуют День ВМФ (Военно-Морского Флота).

8 октября отмечают День командира надводного, подводного и воздушного корабля.

На 27 ноября приходится День морской пехоты в России.

my-calend.ru

День моряка-подводника. Как начинался русский подводный флот » Военное обозрение

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.

В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.


19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.

Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.

Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.

После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.

Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.

24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.

Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.

Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.


Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.

Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.

25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.

Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.

В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.

Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.

Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.

В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.

topwar.ru

День моряка‑подводника: история праздника - РИА Новости, 19.03.2013

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника.

В конце ХIХ века командование военно‑морского флота и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости создания в составе российского флота нового класса кораблей, способных наносить удары по кораблям противника из подводного положения. Такие корабли были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

4 января 1901 года (22 декабря 1900 года по ст. ст.) Морское министерство создало комиссию для проектирования подводных судов. По проекту комиссии в 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" ("Миноносец № 113").

Русско‑японская война 1904‑1905 годов стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки.

В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

К началу первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

В первую мировую войну 1914-1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, уничтожения надводных кораблей противника, как средство противолодочной обороны, для ведения оперативной разведки и высадки диверсионных и разведывательных групп, а также в качестве транспортных средств.

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.

За период с 1930 года по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов.

В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 года по 1954 год было построено 154 подводных лодки, одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым проектам. К началу 1958 года были построены 260 подводных лодок новых проектов. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка проекта 627 "К‑3" ("Ленинский комсомол"). Уже к 1961 году Военно‑морской флот СССР имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных.

ria.ru

19 марта - День моряка-подводника » Военное обозрение

Сегодня - 19 марта - свой профессиональный праздник отмечают моряки-подводники - люди, которые не понаслышке знают, что такое настоящее доверие, плечо товарища и взаимовыручка.

Праздник был учреждён около двадцати одного года назад. 15 июня 1996 года Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник – День моряка-подводника.


В качестве даты праздника было выбрано 19 марта, потому что в этот день в 1906 году император Николай II ввёл в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей – подводные лодки. В том же году в состав Российского флота было включено 10 подводных лодок. Таким образом, Россия одной из первых стран в мире обзавелась подводным флотом. Причём флотом, который уже вскоре Российской империи пришлось испытать в ходе реальных условиях войны.

В 1912 году была начата реализация программы строительства серии подводных лодок, получившая название "Барс". Главным конструктором подводных лодок того проекта являлся замечательный корабельный инженер и математик Иван Бубнов.

Под его началом было развёрнуто и само производство подводных лодок - на заводе общества "Ноблесснер" в Ревеле (ныне - Таллин) и на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки, созданные на Балтийском заводе, получили следующие названия: "Барс", "Вепрь", Волк", "Гепард", "Змея", "Единорог". Причём две последних - для Дальнего Востока. А ПЛ, созданные в Ревеле, - "Львица", "Тигр", "Кагуар", "Тур", "Язь", "Леопард", "Ягуар", "Пантера", "Ёрш", "Форель", "Рысь", "Угорь". Здесь для Дальнего Востока - последние четыре. Остальные - для эксплуатации на Балтике.

Водоизмещение каждой из подводных лодок составляло 650 т (надводное) и 780 т (подводное). Предельная глубина погружения - 100 м. Экипаж - по 34 человека. Подводные лодки участвовали в событиях Первой мировой войны. В частности, их использовали в разведывательных целях, прикрытии минно-заградительных действиях надводного флота.

К началу Великой Отечественной войны в составе 4 флотов СССР имелось 212 подводных лодок. Эта война для советского подводного флота стала настоящим испытанием «на прочность».

Советским подводникам приходилось воевать в очень суровых условиях. Сложность ведения боевых действий для подводников зачастую заключалась в отсутствии необходимого обеспечения и эффективной боевой подготовки. Ощущалась и острая нехватка профессиональных кадров. Однако при выполнении боевых заданий члены экипажей проявляли высокое мастерство и верность присяге, что позволяло выполнять порой самые немыслимые боевые задачи. Кроме уничтожения вражеских кораблей, моряки-подводники вели разведку, ставили минные заграждения, участвовали в сопровождении судов СССР и союзников.

О героизме советских моряков-подводников написано множество литературы. Однако, несмотря на это, многие тайны сражений с участием советских моряков-подводников в годы войны до сих пор остаются именно тайнами - по целому ряду причин: от банальной нехватки информации до нахождения этой самой информации под грифом "секретно".

Двадцать три моряка советского подводного флота за подвиги, совершённые в годы войны, получили звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Мощь подводного флота многократно возросла после начала атомной эры. Субмарины получили новые силовые установки, возможность нести на своём борту и ядерное оружие, что превратило их в настоящих хозяев морских глубин.


Отечественный флот является одним из крупнейших в мире, обладающим широким потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. В состав подводного флота ВМФ РФ входят: дизельные субмарины, атомные многоцелевые подлодки, ракетные подводные крейсеры, субмарины специального назначения.

Современные подводные лодки России: проекта 955 «Борей» и проекта 885 «Ясень» начали входить в состав ВМФ РФ с 2013 года.

Согласно заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, Военно-Морской флот России до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественный новый уровень боевой потенциал флота.

Министерство обороны РФ имеет чёткий план по развитию подводного ВМФ. По причинам секретности его подробности не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревших субмарин образцами четвёртого поколения и создание новых проектов пятого поколения, а также о возможной реализации проекта модульной сборки кораблей подводного флота.

Обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении держава. Чтобы сохранить свои позиции, отечественный флот необходимо развивать и модернизировать. И такая работа ведётся.

Во все времена моряки-подводники являлись настоящей элитой Военно-Морского Флота России. Именно поэтому и в наше время растёт престиж военной службы на подводных кораблях. Для того чтобы оказаться на службе именно на подводной лодке, моряки должны пройти ряд испытаний, интенсивные курсы и психологические тесты. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной подготовки, так как справиться со сложнейшими техническими системами в условиях замкнутого пространства и повышенной психологической нагрузки под силу лишь высококвалифицированным специалистам.

"Военное обозрение" поздравляет всех причастных, включая ветеранов подводного флота ВМФ СССР и РФ, с праздником!

topwar.ru

День Моряка подводника России в 2019 году, поздравления и открытка своими руками

Современные военные силы России – это огромная армия, включающая различные виды войск, вооружений. Часто вспоминая сухопутные войска, мы иногда забываем о «хранителях моря», людях, которые стоят на страже наших морских и океанских рубежей. Именно им, защитникам Отечества посвящен День Подводника или День Моряка- подводника – праздник, в который нужно отдать дань уважения всем служащим ВМФ и тем, кто отдал жизни за Родину в прошлом.

Цитирование фото: playcast.ru

Что такое День подводника

Это праздничный,  торжественный день для людей, которые служат в морских войсках РФ. Военный флот – это огромная сила, куда входят корабли надводного и подводного типа, в том числе атомные подводные лодки. Праздник отмечают специалисты-подводники, знающие свое дело и гордящиеся выбранной профессией.

В День моряка подводника атомного флота на базах и в пунктах расположения флота проходят торжественные мероприятия. Особо отличившиеся моряки награждаются памятными подарками, все защитники морских границ получают поздравления от командования, благодарности за службу.

Праздник отмечают не только служащие и военные, но и создатели подводного флота. К ним относятся и работники судопроектных, судостроительных организаций, заводов по ремонту оборудования. Без талантливых инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих не появились бы на вооружении России грозные корабли и суда, признанные одними из лучших в мире.

Также праздник – это день памяти погибших подводников. День, когда отдают дань уважения тем, кто защищал страну в годы Второй мировой войны и погиб при исполнении долга в мирное время, который отдают все служащие и граждане страны. Нельзя недооценивать роль водных военных сил в государстве, которое с трех сторон имеет морские границы – защита рубежей целиком возложена именно на ВМФ России.

Какого числа отмечается день моряка-подводника в России

Каждый год 19 марта День моряка подводника отмечают во всей стране, воинских подразделениях, на базах и пунктах расположения флота.

Если вы забыли поздравить родных и близких, то еще есть время преподнести поздравления, поблагодарить людей за их нелегкое бремя. И не стоит забывать о тех, кто работает над созданием новых кораблей, приводит в порядок изношенную технику – они также заслуживают внимания и благодарности.

Рекомендуем к прочтению:

История праздника

Вспоминая, когда День подводника в 2019 году, нельзя не сказать об истории праздника. Впервые профессиональную дату начали отмечать в 1996 году. Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ дата торжеств определена 19 марта. И это совсем не случайный день. Именно 19 марта, то есть 6 марта по старому стилю 1906 года подводные лодки Русского флота стали отдельным классом боевых кораблей.

Сохранились исторические данные приказа по Морскому ведомству от 24 марта (11.03.1906 года по старому стилю) за номером 52, где сказано о том, что Государь Император Николай III в день этот включил в классификацию корабельного состава флота подводные лодки. Именно дата 19 марта считается днем рождения подводных сил русского, а затем и российского флота.

Сегодня морские надводные и подводные суда являются одной из главных ударных сил страны. Вооруженные модели обладают мобильностью, скрытностью и способны решать оперативно-стратегические, стратегические задачи. Установка баллистических и крылатых ракет, энергетических модулей сделала суда совершенными, мощными.

ВМФ РФ входят в триаду стратегических ядерных сил страны. Развитие государственных программ вооруженных сил предполагает введение в строй порядка 7 ракетных комплексов и 16 лодок многоцелевого типа уже до 2020 года.

Цитирование фото: zabavnik.club

Открытки своими руками

Полиграфическая продукция, посвященная Дню Моряка-подводника, отличается разнообразием и красочностью. В продаже представлен огромный выбор открыток, календарей, наградных и памятных знаков, прочих изделий. Но открытки можно сделать своими руками. Например:

  • взять синюю или голубую плотную бумагу;
  • по пунктиру согнуть, а по сплошным линиям вырезать;
  • получается парусник;
  • перерисовать шаблон можно с этого изображения:
Цитирование фото: boobooka.com

Теперь осталось только написать поздравления и вручить самодельную открытку в торжественный момент.

Рекомендуем к прочтению:

Если нет фантазии, да и время поджимает, проще всего свернуть кораблик из простого листа бумаги – сделать оригами. Таких корабликов может быть сколько угодно, а украсив их вырезанной из бумаги символикой ВМФ, можно придать изделиям уникальность и торжественность. Техника создания кораблика из бумаги в видео:

Поздравления, подарки, стихи и видео-поздравления

Главные поздравления для моряков и подводников звучат так: «Чтобы количество погружений совпало с количеством всплытий». И, конечно, есть немало шуточных тостов, которые можно найти в Сети, есть хорошие стихи, а подарки своими руками мы уже рассмотрели.

Несколько поздравлений:

Поздравляем с праздником моряка-подводника и желаем плавного погружения и легких подъемов, попутного течения во всех делах и начинаниях. Будьте здоровы, горды призванием и счастливы в море и на суше.

Нелегкий путь подводника не знает поражений.

Всегда на страже Родины, всегда в вооружении.

Здоровья для защитника хотим мы пожелать,

Счастливых жизненных течений и горя не видать.

И пусть бушует океан, не дремлет враг морской,

Мы ждем тебя на берегу, мы ждем тебя домой.

Если ваш родной и близкий человек находится далеко от родных стен, отправьте ему видео-поздравления с Днем подводника:

Моряки, как и все люди, довольно суеверны. Например, не бреются перед погружением, выход 13 числа откладывают на любое другое время и предпочитают носить обереги. Лучший подарок для моряка – оберег из нескольких видов камней, металлические изделия в форме морской символики – якоря, топорики и даже обитателей глубин. Если такая вещица преподнесена с любовью и уважением, она обязательно станет мощной защитой от любых неприятностей.

Что можно нарисовать в качестве подарка?

Это подарок от самых младших представителей семьи. Детские рисунки всегда полны очарования и чистоты. Изображая родителей, старшее поколение, ребятишки вкладывают в рисунки душу. Если малыш обладает некоторыми умениями, ему не составит труда перерисовать кораблик или другое судно, в качестве исходных изображений подойдут следующие эскизы:

Цитирование фото: indbooks.inЦитирование фото: detskie-raskraski.ruЦитирование фото: mycdn.me

Все эти простые изображения несложно перенести на чистый лист бумаги и преподнести в качестве памятного подарка родному человеку.

centro-pol.ru

День моряка-подводника, какого числа и как отмечают

Дата в 2019 году: .

Говорят, что под воду спускаются лишь настоящие романтики. Пожалуй, у истоков мечты стоит именно манящий неведанный мир океана. Но настоящими подводниками становятся только настоящие смельчаки. А сама военная профессия считается оной из самых сложных и секретных. Вдобавок само море – могучее и безжалостное, нежное и безбрежное накладывает неизбежный отпечаток на характер этих людей. Именно таких смельчаков, героев своего дела будем поздравлять с профессиональным праздником, который ежегодно отмечается 19 марта.

Дата в 2017 году 19 марта, воскресенье
Когда празднуется? 19 марта
Когда был учрежден? В 1996 году, Главкомом МВФ России
Традиции Личные поздравления и вручение грамот, памятных призов и денежных премий. Присвоение внеочередных званий. Проведение тематических концертов, торжественных мероприятий. Встречи сослуживцев и ветеранов.

Кто отмечает?

Только сильное и высокоразвитое в техническом и военном отношении государство, имеющее выход к океану, может позволить содержать такой род войск, как подводный. России принадлежит самый мощный современный Флот. За те годы, что существует подводный флот, он стал одной из важной составляющей военно-морских сил государства, а сами моряки-подводники с гордостью называются элитой ВМФ. Именно этих отважных ребят, бравых офицеров, седовласых адмиралов, незабытых ветеранов и принято поздравлять с Днем моряка подводника.

История праздника

Свыше ста лет назад правители империи и руководство флота даже представить не могли, каким будет российский флот. А ведь именно события 110-летней давности легли в основу как формирования этого подразделения, так и дало свою дату в дальнейшем для профессионального праздника.

У истоков образования флота

Для моряков, несущих службу под водой, и их родных о празднике День подводника в 2017 году, какого числа, вопрос не стоит. На протяжении последних 20 лет торжество отмечается 19 марта по приказу Главкома МВФ.

Чем же памятна для подводников эта дата. Именно этот день можно считать Днем рождением отечественного подводного флота. Так как в 1906 году императором Николаем II подводные лодки, как новый класс боевых кораблей, были введены в состав Морского флота.

Как формировался флот?

Российская Империя в свое время стала первой страной, у которой появился собственный подводный флот. И, несмотря на то, что официальной датой его создания считается 1906 год, разработки начались намного раньше. Причем не заокеанскими конструкторами, как сообщают некоторые источники, а именно нашими соотечественниками.

Первая подлодка

Впервые  идея поострить «потаенное судно»  возникла еще во времена Петра I. С такой челобитной обратился к императору мастер Ефим Никанов. Однако экспериментальный образец не прошел испытаний, так как получил пробоину еще при первом спуске. К сожалению, дальнейшие работы были заморожены. После смерти правителя ремонт остановили, а самого мастера разжаловали в простого рабочего верфи.

Дальнейшие попытки создать такой корабль также терпели неудачи, в большей степени из-за отказа от финансирования. Но, тем не менее, первая металлическая лодка в мире была построена в 1834 году именно в России.

Только в 70-х годах 19 века проекты заинтересовали руководство Империи. Даже был гос. заказ на изготовление партии из 50 лодок, которые приводились в движение при помощи вращения педалей матросами. Такие своеобразные подводные велосипеды практического применения не получили.

Лодка с электрическим двигателем появилась в 1885 году. Ее строили по проекту изобретателя Джевецкого.

Но автором боевых подлодок называют И.Г. Бубнова. Русский конструктор и морской инженер сконструировал именно те агрегаты, которые уже могли выполнять боевые задачи. Эти корабли и стали основой для выделения в отдельное подразделение подводного флота.

Современный подводный флот

Подводному флоту пришлось пережить тяжелые времена распада Союза, когда из-за неразберихи и безответственности многие военные просто покинули свой пост. Однако подводники смогли пережить тяжелые времена постсоветского дефицита, отсутствия финансирования, сокращений на флоте. Моряки достойно продолжали службу, а самые стойкие смогли увидеть возрождение военной сферы с приходом нового тысячелетия.

Новые подводные судна

На фоне развития атомной энергетики, появления усовершенствованного ракетно-ядерного оружия, подводный флот получил новый, более мощный статус. Он стал частью современного ядерного щита, что имеет стратегическое значение в обеспечении обороноспособности страны.

Современным подводным флотом можно гордиться, так как он способен выполнить все поставленные учебные, а при необходимости и боевые задачи, на высшем уровне. Сегодня на вооружении имеется множество разноплановых кораблей типа многоцелевых атомных подлодок, дизель-электрических кораблей, ракетных подводных крейсеров. И все эти «потаенные корабли» оснащены в соответствии с военной необходимостью и всеми требованиями безопасности.

Причем на ближайшие годы разработан план по увеличению атомного костяка подводных сил с постепенным, но непрерывным его обновлением. В строительстве современных подлодок упор делается на снижение уровня физических полей, что повысит уровень скрытности. Они оснащаются усовершенствованной связью и средствами обнаружения. Уделяется внимание и улучшению условий жизни членов экипажа.

О профессии

Престиж службы в современном флоте России значительно вырос. Но не каждый желающий может пройти строгий отбор.

Моряки-подводники

Ведь служба подводника сопряжена с рядом сложностей. Парни должны обладать отменным физическим и психическим здоровьем, быть в прекрасной физической форме, должны иметь соответствующее образование и высочайшую профессиональную подготовку.

Сложнейшие технические системы и оборудование требуют от моряков не просто выдержки, а определенных знаний. Причем среди выпускников соответствующих учебных заведений отбирают лучших, которые смогут стать специалистами экстра-класса.

Не стоит забывать, что служба под водой связана с длительным отсутствием дома, с многомесячными служебными рейдами. Моряк-подводник должен быть морально готов к таким условиям, к длительному пребыванию в замкнутом пространстве.

В День подводника не у всех адмиралов и офицеров, мичманов и старшин, матросов есть возможность принять слова поздравлений от родных. Многие из них отметят свой праздник, когда поднимутся на поверхность. Ведь не зря в праздник подводники пьют за то, чтобы количество погружений равнялось количеству подъемов.

Поздравления

Поздравление с праздником

Хочу поздравить тебя с праздником. И пусть сегодня ты далеко. Желаю стойко нести свою службу и гордиться своей страной. Будь в любой момент готов встать на защиту. И пусть морские стихии не испугают тебя, а сердце не утратит мужественности. Служи и не думай о земных проблемах, знай, что мы ждем тебя.


С праздничным днем подводника,

Поздравляю я от души тебя.

И мужество, еще отвагу,

Сегодня славить буду я.

 

Желаю каждый день добра,

Чтоб ты дружил с подлодкой.

И пусть не будет никогда,

Плохих прогнозов в сводках.

 

Здоровым будь, счастливым,

Всем нам родным на радость,

И помни, ждем мы терпеливо,

Не проявляя слабость.

etotprazdnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *