Das Boot — правда и вымысел

Знаменитый роман Лотара-Гюнтера Буххайма «Лодка» впервые увидел свет в 1973 году. На примере одного похода подлодки в Атлантику книга повествовала о жизни немецких подводников Второй мировой войны. Роман получил восторженные отзывы читателей, за короткий срок стал бестселлером и пользуется огромной популярностью до сих пор. Обратной стороной успеха книги стало то, что описываемые в ней события порой принимали за реальность. Это было в корне неверно, так как автор романа создавал художественное, а не документальное произведение, сплетая вымысел с фактами, порой не имевшими отношения к реальному походу, совершённому U 96 осенью 1941 года. Попробуем разобраться, где правда, а где вымысел в культовой книге.

Для начала стоит упомянуть, что не все ветераны подплава кригсмарине восприняли книгу Буххайма благосклонно. После выхода романа среди ветеранов-подводников, разделившихся на сторонников и противников Буххайма, разразился скандал. Вышла даже встречная книга «Мы, подводники, говорим: Нет, это было не так!», авторами которой стали два бывших командира лодок: подводный ас Карл-Фридрих Мертен (Karl-Friedrich Merten) и его коллега Курт Баберг (Kurt Baberg). Роман не встретил всеобщего одобрения и среди рядовых подводников. Показательно в этом плане мнение Карла Латислауса (Karl Latislaus), старшины машинистов лодки U 123, высказанное на встрече бывших членов её экипажа в Оденвальде в ноябре 1985 года:

«Вы знаете, что Буххайм… написал книгу? Он просто сумасшедший. Он сделал всего один поход на лодке как фотожурналист. Как ему в голову могло взбрести написать о подводниках? Некоторые вещи у него действительно являются реальными, но не более того…»

В годы войны лейтенант Лотар-Гюнтер Буххайм (Lothar-Günther Buchheim) был военным корреспондентом в роте пропаганды, которая занимались освещением действий немецкого флота и особенно подводных лодок. Военкоры писали репортажи, брали интервью у отличившихся подводников и порой с блокнотом и фотоаппаратом выходили в море на боевой субмарине для сбора материала. Буххайм не был исключением и совершил такое «путешествие» на борту U 96 капитан-лейтенанта Генриха Леман-Вилленброка (Heinrich Lehmann-Willenbrock) в октябре-декабре 1941 года.

На фото слева: Генрих Леман-Вилленброк и Лотар-Гюнтер Буххайм беседуют на мостике U 96 во время похода.
На фото справа: обложка «Лодки», изданной в Уругвае — роман Буххайма переведён на многие языки.
https://articulo.mercadolibre.com.uy

Как сообщает журнал боевых действий U 96, лейтенант Буххайм прибыл на борт около девяти утра 27 октября 1941 года. Спустя два часа подлодка ушла в море. Будущий писатель провёл на U 96 почти полтора месяца, разделив с её экипажем все трудности похода в Атлантику. Впоследствии именно это событие стало основой сюжетной линии «Лодки» (Das Boot), главный герой которой — военный корреспондент лейтенант Вернер, совершивший выход в море на субмарине и описывавший свои впечатления от первого лица.

Однако, когда после войны Буххайм взялся за перо, он создал в «Лодке» смесь из вымышленных и реальных событий, и последние порой гиперболизированы. В книге нет конкретных ссылок на седьмой поход U 96, в котором автор принял участие. Буххайм не желал проводить какие-либо прямые параллели между созданным им сюжетом и тем, что было на самом деле, поэтому роман наполнен отсылками к реальным событиям, но к происходившим большей частью с другими людьми, другими лодками и в другое время.

Как отмечал Буххайм в предисловии к своей книге, все персонажи романа им вымышлены, не было совпадений и с реальными кораблями. Все номера лодок изменены. Так, подводная лодка, на которой выходит в море рассказчик, обозначена как UA. Члены экипажа в основном упоминаются без званий: командира лодки называют «Стариком» (Der Alte), инженера-механика — «Старшой» (Leitende), а остальные офицеры упоминаются просто согласно занимаемым ими должностям. У старшин есть имена, но они вымышлены.

В тексте не указывается, в каком году происходит действие. Лишь в шестой главе читатель может встретить упоминание месяца. Можно предположить, что, не конкретизируя время, Буххайм стремился скорее к общей достоверности текста, суммировав свой опыт пребывания на борту подводных лодок. События похода U 96 служили лишь основой повествования, куда вплетены другие переживания автора и его взгляды на происходившее. Попробуем внести ясность в созданный Буххаймом мир подводных лодок и подводников, разделив встречающиеся в тексте выдумки и нововведения автора на три группы: события, персонажи и технические нюансы.

События

В первой главе романа можно встретить сразу несколько событий, которые не соответствуют времени, когда Буххайм находился на U 96. Например, упоминание о том, что в баре «Ройал» находился врач подводной флотилии по прозвищу «Старый пошляк» (Die alte Sau). Лейтенант Вернер повествует, что этот доктор пользовался всеобщим уважением, так как в одном из походов принял на себя командование лодкой и привёл её на базу после гибели командира и ранения обоих вахтофицеров во время атаки вражеских самолётов.

У этого персонажа был реальный прототип — военврач Пауль Пфаффингер (Paul Pfaffinger), который принял командование над «зенитной лодкой» U 441 (U-flak 1) после боя в Бискайском заливе с тремя самолётами из 248-й эскадрильи Королевских ВВС. Тогда все офицеры, включая командира, были ранены, но Пфаффингер сумел довести лодку, напоминавшую лазарет, обратно на базу, за что впоследствии был награждён Немецким крестом в золоте. Однако это событие произошло лишь в июле 1943 года.

Там же главный герой романа вспоминает некого офицера Боде (Bode) из штаба подводных сил, сообщившего, что за месяц было потеряно 30 подлодок. Однако первым месяцем, в котором погибло более 30 субмарин, был май 1943 года, когда немцы лишились
42 подлодок. До того самый высокий показатель потерь приходился на февраль 1943-го — 18 лодок. За весь 1941 год в общей сложности было потеряно 35 субмарин.

Главные герои фильма-экранизации романа Буххайма: «Старшой», «Старик» и лейтенант Вернер.
https://www.musikexpress.de

После этого следует упоминание о некоем капитан-лейтенанте Мёнкеберге (Mönkeberg), который по официальной версии погиб в бою, но в действительности банальным образом сломал шею о булевую цистерну лодки во время купания в Атлантике. Под этим персонажем Буххайм вывел командира U 203 капитан-лейтенанта Рольфа Мюцельбурга (Rolf Mützelburg), который умер на борту своей лодки во время похода. Желая искупаться, он действительно неудачно нырнул с мостика и ударился головой о цистерну. Однако этот инцидент произошёл 11 сентября 1942 года; на следующий день Мюцельбург скончался и был похоронен в море. Официальное заявление о его смерти было опубликовано спустя четверо суток, но в нём сообщалось, что Мюцельбург погиб во время похода, а не во время боя.

Во второй главе в глаза бросаются три события. Первое из них может показаться настоящей фантастикой. По пути в гавань инженер-механик рассказывает лейтенанту Вернеру о том, что во время бомбёжки взрыв огромной бомбы, похожей размерами на «тумбу для афиш», забросил на крышу дома автомобиль, который приземлился на неё на все четыре колеса, перекувырнувшись в воздухе. Здесь Буххайм привёл реальный факт или даже два, но, как обычно, сделал это с опережением времени.

Авиация союзников действительно наносила удары по французским базам кригсмарине с помощью огромных бомб «Толлбой», которые должны были разрушить защитные бункеры-«стойла» для подлодок. Такие налёты производились летом 1944 года. «Ситроен» же на крыше здания администрации военной верфи в Сен-Назере был обнаружен несколько ранее, в 1943 году, после одной из бомбардировок менее тяжёлыми бомбами.

Автомобиль «Ситроен», оказавшийся на крыше здания после бомбёжки. Сен-Назер, 1943 год. http://dubm.de

То, что в романе по-настоящему режет глаз, посвящено штурману лодки Крихбауму (Kriechbaum). Описывая его карьеру, лейтенант Вернер упоминает, что Крихбаум был одним из старейших членов экипажа, служившим на UA со времени её вступления в строй. За время службы на флоте он служил исключительно на подлодках, начав на «маленьких однокорпусных субмаринах ещё во времена рейхсмарине».

Именно это утверждение можно считать настоящей фантастикой. Рейхсмарине, они же немецкие ВМС времён Веймарской республики и первых годов Третьего рейха, никогда не имели в своём составе подводных лодок. Они были запрещены Германии по условиям Версальского мирного договора 1919 года, и первая после Первой мировой войны субмарина U 1 (тип IIA) в немецком флоте появилась уже в составе кригсмарине, вступив в строй 29 июня 1935 года. Для этого потребовалось заключение между Германией и Великобританией морского соглашения, предусматривавшего у первой наличие подводных лодок.

После того как лодка вышла в море, следует сцена в центральном посту. Лейтенант Вернер слышит рассуждения двух подводников о том, какое же на этот раз командование дало им задание. Один из них, ветеран UA, обозначенный как Турбо (Turbo), снисходительно поясняет салаге, что не важно, куда пошлют, поэтому тот с равной вероятностью сможет увидеть как Исландию в тумане, так и мыс Гаттерас в лунном свете. Последний расположен в Северной Каролине и является самой юго-восточной точкой на восточном побережье США. Омывающие его воды именуют «Кладбищем Атлантики», так как из-за течений, мелей и штормов на протяжении нескольких веков там погибли тысячи судов. Во время войны он получил известность благодаря успешным действиям немецких подлодок в рамках операции «Паукеншлаг» (Paukenschlag с нем. «Удар в литавры»), но произошло это только в

1942 году.

В конце четвёртой главы романа повествуется о том, как лейтенант Вернер знакомится с записями в тетради первого вахтофицера, где присутствуют цитаты из «Доклада капитан-лейтенанта Л.». В данном случае Буххайм цитирует куски из лекции «Проблемы руководства личным составом на подлодке» Вольфганга Люта (Wolfgang Lüth). Однако последний выступал с ней на собрании офицеров кригсмарине в Веймаре 17 декабря 1943 года.

В седьмой главе можно отметить момент, когда Старик рассказывает лейтенанту Вернеру о командире подлодки Меркеле (Merkel), известном по прозвищу «Меркель-катастрофа» (Katastrophenmerkel). В одном из походов лодка Меркеля в подводном положении была протаранена танкером. Находясь на перископной глубине, Меркель выслеживал добычу, но после неудачного манёвра попал под её форштевень. Рубка лодки была изуродована, поэтому после всплытия подводники выбрались на палубу через камбузный люк. Однако Меркель сумел довести субмарину до базы.

U 96 вернулась из похода. На рубке видна эмблема лодки — рыба-пила, которая впоследствии стала знаменитой благодаря фильму. Однако, когда Буххайм совершил поход на U 96 осенью 1941 года, на рубке была совсем другая эмблема — «Бык Скапа-Флоу».
http://www.subsim.com

У незадачливого Меркеля был реальный прототип — капитан-лейтенант Петер-Эрих Кремер (Peter Erich Cremer) по прозвищу «Али-Крушение» (Ali Wrack; в данном случае представляется более правильным перевод прозвища как «Али-Развалина» или «Али-Обломок». — Прим. ред.). Во время своего второго похода его лодка U 333 действовала у побережья США, где была подобным описанному в книге образом протаранена танкером и получила тяжелейшие повреждения. Экипаж сумел привести лодку в боеспособное состояние, и Кремер продолжил поход. После этого ему удалось потопить три судна и вернуться на разбитой U 333 во Францию после почти двух месяцев нахождения в море. Узнав об этом, Дёниц тут же наградил Кремера Рыцарским крестом. Эти события происходили в апреле-мае 1942 года.

В последней главе можно встретить два любопытных момента, которые также никак не стыкуются с походом U 96. Первый из них — упоминание Стариком инцидента с «Лаконией», после того как UA остановила испанский лайнер. В реальности U 156 корветтен-капитана Вернера Хартенштайна (Werner Hartenstein) действительно потопила британский транспорт «Лакония» (Laconia), а затем начала спасать выживших, открытым текстом по радио призывая противника объявить место гибели судна зоной небоевых действий и провести совместную спасательную операцию. Однако это событие произошло в сентябре 1942 года.

Далее в книге следует эпизод с гибелью подлодки UXW, которая произошла на глазах лейтенанта Вернера. UA вынуждена подобрать выживших коллег с UXW, спасая её командира и половину экипажа. Буххайм красочно описывает эпизод подъёма людей из воды на борт, и тому есть весомая причина: автор «Лодки» был свидетелем подобного эпизода и не преминул включить его в роман.

Буххайм покинул Брест 7 августа 1944 года на U 309, когда командование подводных сил из-за интенсивных бомбёжек авиации союзников, применявшей упомянутые бомбы «Толлбой», начало вывод подлодок на другие базы. На пути в Ла-Рошель U 309 стала свидетелем гибели U 981, которая сначала подорвалась на мине, а затем была добита британским самолётом «Галифакс». Тогда U 309 приняла на борт 40 выживших подводников, которых благополучно доставила в Ла-Рошель, несмотря на то что отсеки были набиты людьми под завязку. Буххайм на страницах книги подробно передал свои ощущения от увиденного и пережитого в том коротком переходе на U 309, однако это не имеет никакого отношения к его пребыванию на U 96 в 1941 году.

Технические нюансы

Кроме смеси событий, соответствующих и не соответствующих тому, что происходило осенью 1941 года, Буххайм добавил в роман описание некоторых технических нюансов, которые к тому времени ещё не были реализованы или вообще никогда не существовали. Так, во второй главе инженер-механик в разговоре с лейтенантом Вернером о воздушном налёте упоминает, что толщина железобетонного перекрытия крыши бункера для подлодок равна семи метрам. В действительности первые две секции бункера в Ла-Рошели были сданы в октябре 1941 года, однако на тот момент толщина перекрытия равнялась
3,85 метра. Лишь в июне 1943 года на крышу положили второй слой железобетона, что увеличило её толщину до 7–8 метров.

То же самое касается описания лейтенантом Вернером боевой рубки подлодки типа VIIC во время рассказа об устройстве и внешнем виде UA. Рассказчик повествует, что лодка имела несколько зениток на рубке и 88-мм палубное орудие перед ней. Однако такой симбиоз — грубая техническая ошибка автора, и лодки типа VIIC никогда так не выглядели. До осени 1942 года их артиллерийское вооружение состояло из указанной 88-мм пушки на палубе перед рубкой и одной 20-мм зенитки на площадке позади мостика. Примерно в ноябре
1942 года на «семёрках» демонтировали палубное орудие и добавили дополнительную площадку за мостиком, известную как «Винтергартен» (Wintergarten с нем. «Зимний сад»), на которой были установлены две 20-мм зенитки.

Лейтенант Буххайм на мостике U 96 во время похода, который лёг в основу его романа. Кажется, он пребывает не в лучшем настроении.
https://uboat.net

К 1944 году стандартное зенитное вооружение лодок выросло до двух 20-мм и одной 37-мм зениток. Это привело к новой перестройке мостика — он получил дополнительные платформы в сторону кормы. Такой вариант рубки получил обозначение Turmumbau IV.
В последней главе «Лодки» Буххайм описывает, как UA, отражая атаку «Галифакса», вела огонь именно из 37-мм зенитного орудия. Таким образом, автор романа создал настоящий «артиллерийский компот», сделав из лодки типа VIIC то, чего никогда не существовало, одновременно разместив на ней палубное 88-мм орудие и несколько зениток, включая 37-мм автоматическую пушку.

Другой подобный момент можно встретить в четвёртой главе, когда лейтенант Вернер рассуждает о групповой тактике немецких подлодок. Там он упоминает, что последние уже имеют на вооружении самонаводящиеся акустические торпеды, от которых корабли союзников спасаются при помощи буксируемых буёв-ловушек. Такие торпеды стали широко применяться немцами только со второй половины 1943 года, что привело к созданию союзниками «Фоксера» (Foxer) — акустической ловушки, которую корабль тащил на тросе, чтобы отвлекать самонаводящиеся торпеды от шума своих винтов.

Персонажи

Несмотря на заявление автора о том, что персонажи романа не имеют отношения к реальным людям, это не так. Хотя в книге большинство фамилий выдумано, тем не менее
в ряде персонажей явно узнаются их реальные прототипы. Выше уже упоминались Пфаффингер, Мюцельбург и Кремер, перечислим и других. К примеру, в баре «Ройал» лейтенант Вернер описывает командира подлодки Кортмана (Kortmann), который попал в немилость командования за то, что спас в Атлантике экипаж потопленного немецкого танкера, отвлёкшись от выполнения боевого задания.

Под этим персонажем Буххайм спрятал кавалера Рыцарского креста капитан-лейтенанта Клауса Корта (Claus Korth), командира U 93, который 3 июня 1941 года заправлялся с немецкого судна снабжения «Бельхен» (Belchen) южнее Гренландии. В этот момент появились британские крейсера, которые потопили «снабженца», и Корту, успевшему вовремя погрузиться, пришлось после всплытия взять на борт почти 50 человек с «Бельхена» и доставить их во Францию. Однако нет никаких свидетельств тому, что Дёниц был недоволен действиями Корта. Кроме того, U 93 не могла продолжить поход не только из-за спасённых на борту, но и из-за недостатка топлива. Позже Корт совершил на ней ещё один поход, а затем был списан на берег из-за расшатанных нервов.

На фото слева: командир U 333 Петер Кремер, выведенный в романе как «Меркель-Катастрофа».
http://kriegsmarine.biz
На фото справа: командир U 93 Клаус Корт, узнаваемый в персонаже по имени Кортман. http://en.academic.ru

Вызывает любопытство и тот факт, что в «Лодке» можно встретить сразу двух Эндрассов: одного — открыто упомянутого, а второго — спрятанного под другой фамилией. Так как Буххайм не отказался от реальных персонажей полностью, в романе можно встретить упоминания таких известных подводных асов, как Гюнтер Прин (Günther Prien), Йоахим Шепке (Joachim Schepke), Отто Кречмер (Otto Kretschmer) и Энгельберт Эндрасс (Engelbert Endraß). О последнем лейтенант Вернер повествует, что он находится в состоянии сильного нервного истощения и его нельзя больше посылать в море. Однако второго Эндрасса, замаскированного под другого персонажа, Буххайм отправил на дно Атлантики.

Среди посетителей бара лейтенант Вернер упоминает двух офицеров, близких друзей Кальмана (Kallmann) и Бартеля (Bartel), которые практически никогда не расставались даже в море, атакуя одни и те же конвои. Однако на тот момент в баре находится только Кальман, который переживает за друга, лодка которого не вернулась из похода. Во второй главе становится понятно, что персонаж Кальмана — не кто иной, как Эрих Топп (Erich Topp): Вернер вспоминает, что первая лодка Кальмана затонула в 1940 году после столкновения с норвежским судном в Кильском канале. Именно так и тогда погибла реальная U 57 Топпа, но её командиру и части экипажа удалось спастись, покинув лежащую на дне лодку.

Дружба Топпа и Эндрасса была притчей во языцех немецких подводников, которые в шутку называли их Кастором и Поллуксом. Кроме того, возможно, что Буххайм обыграл прозвище Эндрасса — «Бертл» (Bertl), — превратив его в созвучного «Бартеля».

Кастор и Поллукс — неразлучные друзья Эрих Топп и Энгельберт Эндрасс, выведенные Буххаймом в романе как «Кальман» и «Бертель».
http://alifrafikkhan.blogspot.com

Подводя итоги краткого исследования, хотелось бы отметить следующее. Призыв Буххайма к читателю воспринимать книгу как художественное произведение, основанное на реальных событиях, выглядит справедливым. Основная ценность романа — рефлексия после пребывания на подлодке самого автора, который выражает свои эмоции и понимание происходящего через главного героя, лейтенанта Вернера.

Однако произведение, основанное на реальных событиях, не стоит путать с реальными событиями, доказательством чему служит всё вышесказанное. Автор сознательно насытил текст несовпадениями во времени и различными выдумками, чтобы подчеркнуть это. То, что происходило во время реального похода U 96 осенью 1941 года, имеет условное отношение к роману и служит лишь основой для него. Ставя цель создать антивоенный роман, Буххайм пытался показать ужас подводной войны и сознательно прибегал к гиперболе, что не позволяет принять его книгу как мемуары или историческое исследование. Читателю всегда стоит помнить, что подводная война по Буххайму — это смесь вымысла с реальностью.


Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
  3. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
  4. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  5. Buchheim L.G. Das Boot. — München: R. Piper & Co. Verlag, 1973.
  6. Cremer P. U-Boat Commander. — United States Naval Inst., 1987.
  7. Gannon M. Operation Drumbeat. — New York: Harper Perennial, 1991.
  8. Hadley M. L. Count not the Dead: the Popular Image of the German Submarine. — McGill-Queen’s University Press, 1995.
  9. Paterson L. Black Flag. The Surrender of Germany’s U-Boat Forces 1945. — Seaforth Publishing, Barnsley, 2009.
  10. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  11. Воуз Д. Подводный ас. История Вольфганга Люта. — М.: АСТ, 2001.
  12. Морозов М. Нагирняк В. Стальные акулы Гитлера. Серия «VII». — М.: Яуза-Эксмо, 2008.
  13. http://www.uboat.net.
  14. http://dubm.de.
  15. http://www.uboatarchive.net.
  16. http://historisches-marinearchiv.de.

warspot.ru

Фильм «Das Boot» — что сказали ветераны..

Книга Буххайма и фильм Петерсена бесспорно завоевали сердца читателей и зрителей по всему миру. Однако, ветеранам немецкого подплава или героям книги и фильма Буххайм нанес серьезную «рану», а Петерсен их просто добил.  Бывшие подводники оказались недовольны тем, что люди узнали о них из параллельной «вселенной», выдуманной писателем и режиссером, которая к ним имела лишь небольшое отношение. Особенно это касалось фильма «Das Boot», где Петерсен показал подводников-неподводников.  Экс-«серых волков», которых так опасался Черчилль, вывели из себя многие эпизоды, где снятое не соответствовало действительности.  Особенно это касалось эпизода, когда подводная лодка подверглась атаке глубинными бомбами. Смотрим:


И что же об этом сказали ветераны по этому поводу?

Обермашинист U 123 Ганс Зигель:
«То что зрители видят в фильме, снятом по Буххейму, не соответствует действительности.  «Когда вы слышите Асдик и когда вы слышите глубинные бомбы, вы все еще осознаете, что вы еще живы. Это правда, когда шумы винтов эсминца становились все громче и приближались, когда «пинг-пинг» отражался по всей лодке, когда вы слышите взрывы бомб, достигших нужной глубины, вы очень нервничаете. Но никогда не было никаких криков, как в фильме. Этого не было. И не могло быть — иначе вы выдадите свое местоположение врагу.»

Матрос U 123 Вальтер Лоренц:
«Нет, нисколько не похоже. В кино, когда вы видите близкие разрывы глуб. бомб, сотрясающие лодку, все подводники падают. Это не соответствует действительности. Несомненно, ваши нервы были очень напряжены в тот момент, но что бы падать друг на друга?! Нет, нет…»

Штурман U 123, кавалер Рыцарского креста Вальтер Каединг:
«Человек, который говорит, что в такие моменты не боялся — лгун. Разница в том, что на подлодке вы не можете показать, что вами овладел страх. Таким образом мы не показывали этого. Но  фильм, снятый по Буххейму, где подводники, так боятся, что чуть ли не ходят в штаны от страха, совершенно не имеет с нами ничего общего.»

Выводы делайте сами.


Члены экипажа U 123 вместе с командиром лодки Рейнхардом Хардегеном.

olt-z-s.livejournal.com

Подводная лодка / Das Boot (1981) смотреть онлайн бесплатно

8.40«Подводная лодка» — это лучший фильм про подводников. Потрясающе передано все: атмосфера клаустрофобии и первобытного ужаса человека в сражении не только с противником, но и со стихией. Все подводные звуки в фильме — это совершенно недостижимая глубина для большинства фильмов на эту тематику, великолепны и надводные съемки в ужасающий шторм.

Начало битвы за Атлантику, осень-зима 1941 года. Главным действующим героем фильма является капитан подлодки — бесстрашный и харизматичный капитан Калеун. Он бывалый моряк, абсолютный авторитет у офицеров и матросов. Калеун еще не стар, хотя его можно назвать ветераном, его отличает храбрость, стойкость, высокий боевой дух, уверенность в себе и твердость характера, впрочем он совсем не злой, не агрессивный и без фанатизма. Его ближайшее окружение: 1-й и 2-й помощники, главный механик, а также корреспондент, который и пишет о судьбе экипажа подлодки. Еще на подлодке примерно двадцать матросов и унтер-офицеров, все они вместе с капитаном отличная сколоченная команда, им не страшно идти в атаку на вражеские суда, они уверенны в своем опыте и своем капитане.
Год: 1981
Страна: Германия (ФРГ)
Режиссер: Вольфганг Петерсен
Жанры Фильма: боевик, драма, приключения, военный, история
В ролях снимались: Юрген Прохнов Херберт Грёнемайер Клаус Веннеманн Хабертус Бенгш Мартин Земмельрогге Бернд Таубер Эрвин Ледер Мартин Май Хайнц Хёниг Уве Оксенкнехт

Занимательные факты о фильме:

  • Подготовка к созданию фильма велась пять лет. Сам процесс съёмок занял год, и ещё год ушёл на монтаж и постобработку. Во время съёмок фильма в качестве консультанта был приглашён реальный командир U-96 Генрих Леманн-Вилленброк, которому в тот момент было уже под 70.
  • U-96 — средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времён Второй мировой войны, стала одной из самых знаменитых субмарин после издания романа «Лодка». Заказ на постройку субмарины был отдан 30 мая 1938 года. Лодка была заложена 16 сентября 1939 года на верфи «Германиаверфт» в Киле под строительным номером 601, спущена на воду 1 августа 1940 года. Лодка вошла в строй 14 сентября 1940 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Леманна-Вилленброка.
  • Съёмки фильма продолжались дольше года, при этом проходили в хронологическом порядке, за исключением начальных сцен в баре и финальных в гавани, которые были сняты последними. Для сцен в отсеках подлодки была построена железная цистерна, имитирующая прочный корпус. Цистерна висела на двух карданных подвесах и могла качаться вверх-вниз и влево-вправо, что позволяло натуралистично снимать сотрясения от разрывов глубинных бомб. Для съемок U96 было сделано два полноразмерных макета рубки и палубы, а также миниатюрный макет всей подлодки, предназначенный для безлюдных сцен в открытом море. Съемки сцен на мостике производились в бассейне, в котором были установки для создания «штормовых волн».
  • Финальная сцена была снята за один дубль, прежде всего из-за больших расходов на неё.
  • Итоговая длительность прокатной версии составила 150 минут, режиссёрская версия имеет длительность 209 минут, оригинальная полная версия, выпущенная в 1996 году, длится 293 минуты. Кроме того, в Германии была выпущена 6-серийная телеверсия данного фильма (TV-Fassung) продолжительностью 351 мин.
  • В начале 90-х годов группа «U-96» создала техно-версию музыкальной темы фильма — «Das Boot», ставшую очень популярной.
  • В фильме присутствует ошибка, когда в бинокли команда засекает эсминец, звучит «Эсминец на 10 часов!», но все смотрят в бинокль не налево по ходу лодки, а направо, «на два часа».
  • Большая часть съемок фильма прошла в Мюнхене.
  • На роль капитана U-96 претендовал Рутгер Хауэр, однако в последний момент актер отказался от участия в фильме и предпочел съемки в картине Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы».
  • Лодка, использованная для съемок фильма «Подводная лодка», также использовалась на съемках фильма «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» (1981).
  • Прокатная версия фильма продолжалась 150 минут, а режиссерская 209 минут. В 1996 году была выпущена полная версия картины продолжительностью 293 минуты.
  • В некоторых сценах можно увидеть шифровальную машину Энигма, которая служила для шифрования радиосообщений.
  • В саундтреке фильма звучит композиция «Auslaufen»
  • В начале 21 века не без участия, по всей видимости, композитора Клауса Долгингера был выпущен музыкальный альбом, в который вошли основные музыкальные темы фильма, а также звуковой отрывок из фильма с речью актёров.


voenhronika.ru

Прототипы экипажа «Das Boot» — БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ — ЖЖ

В итоге, увлекшись этой темой, я забросил к едрене-фене на пару дней ужасно занудный двухтомник Росслера по истории немецкого кораблестроения и обложившись справочниками, романом Буххейма, прошерстив весь uboat.net, включая его форум за 10 лет, пришел к следующим выводам:

Кто послужил прототипом «Der Alte» или как более известного российским читателям, «Старика», рассказывать не буду, вы и так прекрасно знаете. Начну пожалуй со штурмана.

Штурман Крихбаум
В романе/фильме штурман лодки Крихбаум (Kriechbaum) — это очень интересный персонаж. На немецкой субмарине штурман фигура очень важная. Не редко, это бывший торговый моряк или офицер торгового флота, человек зрелый и опытный, в чине фельдфебеля. Неофициально штурман — третий вахтенный офицер. В фильме роль Крихбаума сыграл актер Бернд Таубер (Bernd Tauber). Полагаю, что его прототипом Буххейму послужил оберштурман U96 Альфред Радермахер (Alfred Radermacher).

Прототип «Крихбаума» — Радермахер родился 13 сентября 1913. На службу в ВМФ поступил в 1933 году.  Служил вместе с Леманом-Виленброком на U5 и перешел вместе с ним на U96. Исполнял обязанности штурмана на U96 c сентября 1940 по апрель 1942. В мае 1942 был послан на переподготовку, закончил курсы командиров и 15 сентября того же года получил под командование учебную лодку U120. В последствии командовал U5 и U393 ( без выхода в боевые походы). В 1944 -45 годах занимал различные должности в 24 и 25 учебных флотилиях. С 1 июля 1943 года оберлейтенант цур зе.  Награжден Железным Крестом I и II класса, Немецким Крестом в золоте. Пережил войну и скончался 26 октября 1994  в возрасте 81 год.
Кстати, в романе Буххейма Радермахер упоминается, но его фамилию носит один из машинистов лодки.

Крихбаум (стоит за командиром лодки)

Его прототип — Альфред Радермахер, штурман U96

Старшина машинного отделения «Йоханн»
В книге и особенно в фильме один из весьма запоминающихся персонажей. Полагаю, что многим он запомнился. Роль «Йоханна» в фильме сыграл актер Эрвин Ледер (Erwin Leder). Прототипом «Йоханна» (Johann) в книге/фильме послужил старшина машинистов U96 обермашинист Ганс Йоханнсен (Johannsen Hans).

Прототип «Йоханна» — Йоханнсен родился 29 января 1913 года. На флоте с 1935 года. Вместе с Виленброком служил на U5 в должности машинистмаата и перешел вместе с командиром на U96. На последней исполнял обязанности старшины машинного отделения с декабря 1940 по август 1942. Позже прошел переподготовку и курсы инженер-механиков. С июня 1943 по май 1945 исполнял обязанности инженер-механика U802. Оберлейтенант-инженер с 1 октября 1943 года. Награжден Железным Крестом I и II класса, Немецким Крестом в золоте. 31 марта 1945 года стал кавалером Рыцарского Креста. Пережил войну.  Скончался в 1961 году.

Йоханн

Его прототип — обермашинист U96 Ганс Йоханнсен

Радист и по совместительству медик лодки Хинрих.
Еще одна запоминающаяся личность из героев Буххейма — это радист лодки функмаат Хинрих (Hinrich). Полагаю, что по фильму он запомнился даже больше, где его роль исполнил актер Хайнц Хенинг (Heinz Hoenig).Правда стоит отметить, что в романе упоминается еще один радист Херрманн,но в фильме его по-видимому нет или он настолько отошел на второй план, что стал незаметен. Прототипом Хинриху послужил оберфункмаат U96 Курт Шробах (Kurt Schrobach),  хотя на он мог служить также и прототипом Херрманна.

Протоип «Хинриха» — Шробах родился 11 сентября 1914. на флоте с 1935 года. Вместе с Виленброком служил на U5 в должности оберфункмаата и перешел вместе с командиром на U96. На последней также исполнял обязанности радиста. С января по октябрь 1942 года находился в качестве вахтофицера -стажера на U251. Принимал на ней участие в операции против печально известного конвоя PQ-17. В конце 1942 года был отправлен на офицерские курсы и с апреля 1943 по июнь 1944 вахтофицер на U596. Позже закончив курсы командиров принял под командование «электробот» U2360. С января 1945 оберлейтенант цур зе. Награжден Железным Крестом I и II класса, Немецким Крестом в золоте. Пережил войну.  Пережил войну. Данных о его смерти не имею, возможно он еще здравствует.

«Хинрих» прослушивает горизонт

Осмотр «свиненыша» на предмет насекомых 🙂

Прототип «Хинриха»  оберфункмаат U96 Курт Шробах

Теперь займемся офицерским составом «Das Boot».

«Первый вахтофицер».
В книге/фильме первый вахтофицер, роль которого исполнил актер  Хубертус Бенгш (Hubertus Bengsch), выведен, как возможно единственный отрицательный персонаж. Он резко выделяется из экипажа лодки своими привычками и взглядами на службу, чем вызывает отрицательное отношение к нему, как личного состава, так и командира. Он выведен Буххеймом, как пламенный нацист, верящий в победу Рейха. К команде он относится с снисхождением и единственный, кто предпринимает усилия поддерживать себя и свою форму в надлежавшем виде, чем вызывает у команды презрение. Самый частый посетитель гальюна, чем заслужил к себе нелюбовь экипажа. Вырос на плантации в Мексике.

Его прототипом Буххейму послужил первый вахтофицер U96 оберлейтенант цур зе Герхард Грот (Groth Gerhard).
Грот  действительно родился в Мехико (Мексика), дата рождения 20 августа 1917. На флоте с 1937 года. С 1 августа 1939 года лейтенант цур зе. Период его службы до апреля 1940 не изобилует подробностями. С этого времени он переходит на подплав и после курсов с сентября 1940 по июнь 1941 он служит в штабе 2-й учебной дивизии подплава. С июня по октябрь 2-й вахтофицер на U96, с октября 1941 по 1 января 1942 1-й вахтофицер U96. После переподготовки и окончания командирских курсов принимает в августе 1942 учебную лодку U143. С начала 1943 года командир «семерки» U958, которой командовал до апреля 1945 года. Принимал участие на своей лодке в боевых действиях на Балтике против советского ВМФ в 1944 году. Потопил финскую парусно-моторную шхуну и советскую самоходную баржу «СБ-2». (Подробности его деятельности за этот период смотрите в «Стальные акулы Гитлера. VII серия». Глава «Боевые действия на Балтийском море»). С апреля по май 1945 командир U397. Войну пережил, после освобождения из плена уехал на родину, в Мексику. Скончался в Мехико 10 апреля 1997 года в возрасте 79 лет.

«Первый вахтофицер «Das Boot».
К сожалению, фотографию его прототипа Горта найти не удалось.

«Второй вахтофицер»
Один из наиболее запоминающихся персонажей романа/фильма — это второй вахтофицер. Рыжий, с несколько вульгарными или простыми манерами, неунывающий офицер. Он достаточно хорошо ладит, как с командиром и экипажем лодки, так и является одним из немногих, кто находит общий язык с замкнутым первым вахтофицером. Его дружеская «вражда» с инженер-механиком лодки в романе выглядит весьма забавно. Он всегда готов шутить, но в тоже время службу знает и у командира к нему не возникает претензий. В фильме его роль прекрасно исполнил актер Мартин Земмельрогге (Martin Semmelrogge). Кстати, брат этого актера также снялся в «Лодке». Его вы помните по роли молодого набожного рыжего подводника, который является причиной вечного раздражения своих сослуживцев. Прототипом для второго вахтофицера «Das Boot» послужил лейтенант цур зе Вернер Херрманн, который на тот момент исполнял обязанности второго вахтофицера U96. В книге под этой фамилией выведен другой персонаж — второй радист функмаат Херрманн. (о нем упоминается выше).

Херрманн родился 14 января 1920 года. На флоте с 1938 года. 1 апреля 1941 года он лейтенант цур зе. На U96 исполнял обязанности второго вахтофицера с сентября 1941 по март 1942. Затем был переведен в учебную флотилию. Закончил в феврале 1943 командирские курсы, но был отправлен служить инструктором во 2-ю учебную дивизию подплава. С сентября 1944 по конец войны командовал большим «электроботом» U2510. Пережил войну. Данных о его смерти не имею, возможно он еще здравствует.

«Второй вахофицер» на мостике (слева).
К сожалению, фотографию его прототипа Хермманна найти не удалось.

«Фенрих цур зе Улльманн»
Еще один запоминающийся персонаж книги/фильма фенрих Улльманн, ну во всяком случае в его начале.
Вы, вероятно, помните молодого подводника, который, уходя в поход, сильно беспокоился о своей беременной французкой девушке (которую Сопротивление считало изменницей родины). Главный герой — журналист Вернер быстро находит с ним контакт и даже, когда ему светит высадка в Виго, Улльманн предлагает ему передать своей возлюбленной письма.  В фильме роль Улльманна исполнил актер Мартин Май (Martin May). К сожалению, в русском переводе романа Буххейма, Улльманн пострадал весьма сильно, так как переводчик переквалифицировал его звание в «прапорщика», что для любого флота, тем более для немецкого выглядит весьма дико.
Вероятно, что и «Улльманн» имел своего прототипа. Когда Буххейм находился на борту U96, одновременно с ним там же  находился фенрих цур зе Ганс-Генрих Хасс, который мог послужить прототипом для «Улльманна».


Хасс родился 12 октября 1922 года. На флоте с 1940. Сразу попал в подплав и был отправлен на офицерские курсы, по окончании которых, как кандидат в офицеры был отправлен на практику на боевые лодки. С сентября 1941 по март 1942 «стажировался» на U96 в качестве вахтофицера. Лейтенанта цур зе получил 1 января 1943, когда все на той же U96 четыре месяца исполнял обязанности первого вахтофицера. С апреля 1943 по февраль 1944 первый вахтофицер U543,после чего был отправлен на курсы командиров. Позже служил в 3-й учебной дивизии подплава. С лета 1944 по февраль 1945 командовал малым «электроботом» U2324 на котором совершил один боевой поход. Хасс является одним из самых молодых немецких командиров ПЛ. На тот момент ему было всего 23 года. Войну пережил. В после военное время служил в Бундесмарине, где также командовал подлодкой. Скончался 21 января 2009 года в возрасте 86 лет.


«Лейтенат Вернер и фенрих Улльманн»
К сожалению, фотографию его прототипа Хасса найти не удалось.

Таким образом, полагаю, что при более или менее точным совпадением этих персонажей, удалось персонализировать основных героев книги/фильма. Исключением является только инженер-механик лодки, к которому пока прототип подобрать не удалось. Возможно им являлся капитан-инженер Фриц Граде, который исполнял обязанности инженер-механика на U96, но точных подробностей его карьеры, я к сожалению, пока не имею.

Над разбором корпел Владимир Нагирняк.
Ко всем с неизменным уважением.

olt-z-s.livejournal.com

Das Boot — рецензия | Internetwar.ru

ФИЛЬМ «DAS BOOT»

Очень, очень давно уговаривали меня посмотреть германский фильм «Das Boot». Авторитетные люди называли его лучшим фильмом о подводной лодке. А я что-то всё смотрел прочее кино, обходя стороной такой старый фильм – «Das Boot» сняли в 1981 году. И вот сел посмотрел. Причем 5-часовую режиссерскую версию. Что можно сказать? Это действительно лучшее кино о подводной лодке. Да и просто отличный фильм, образцово-показательный. Классика кинематографа, обязательная для ознакомления всем интересующимся военно-морскими фильмами.

По сюжету, «Das Boot» просто история одного выхода в море одной германской подводной лодки. Действие происходит осенью-зимой 1941 года в Атлантике. Несмотря на весь мой советский бэкграунд, не возникает никакого неприятия фильма о немецких подводниках. Здесь они, скорее, просто подводники, моряки, исполняющие свой долг.

Тут, кстати, можно слегка отскочить и заметить, что моряки Кригсмарине традиционно относились оппозиционно, даже несколько презрительно к нацистским ценностям. Правда, в большей степени это касается служителей с надводных кораблей, птенцов Редера. Выкормыши Дёница, то есть подводники уже не так безупречны. Но в данном фильме нет расстрелов евреев, нет сожженных русских деревень, нет военных преступлений. Есть только море, подводная лодка и ее экипаж.

Да, в «Das Boot» нет ничего другого. Нет даже какого-то приключенческого сюжетца в духе прочих фильмов о подводниках. Нет безумных абордажей, торпедных подлодочных дуэлей, секретных агентов, шпионов – ни-че-го. Возникает вопрос: можно ли удержать внимание зрителя в течение без малого пяти часов, не привлекая всю эту экшен-составляющую? Ответ дает «Das Boot»: да, можно. Для настоящего искусства это не так уж и трудно.

Берем подводную лодку, берем экипаж и просто показываем повседневную рутину. Скажи мне раньше, что такое кино способно увлечь, я бы не поверил. Теперь верю. Но тут вопрос не в том, что показывать, а в том, как это делать. Если показывать всё честно, то получится очень даже ничего. И авторы «Das Boot» показывают всё честно.

Первая составляющая здесь – декорации. Что называется «верю». Очень верю в такую именно подводную лодку. Видимо, декораторы потрудились на славу да и вообще привлекались люди знающие. Так что внутренняя начинка лодки вышла наиболее достоверная из всех, что я видел. Говорю не о своем знании (ни одной настоящей лодки я не видел), но о чувстве «верю».

Теснота отсеков, масса мелких деталей, развешенные на каждом свободном кубическом дециметре объема продукты, крохотные койки, подвешенные в некоторых местах к потолку подвесные койки. Не раз и не два возникает сцена с обедом офицеров. Они впятером ютятся на квадратном метре стола. Через них постоянно туда-сюда бегают члены команды. Приходится вскакивать и вжиматься в стену.

При этом в двух метрах располагается на отдыхе свободная от вахты часть команды. Понятно, что потные мужики в давно не стиранном белье источают ароматы, не способствующие аппетиту. Причем источают они эти ароматы, сопровождая их громким звуком трещащей по шву ткани (думаю, вы понимаете, о чем это я).

Те же детали службы на подлодке не раз и не два возникают в сценах на командном посту во время боя или, точнее, боевой тревоги. В машинном отделении. На мостике. Только эта детализация сама по себе способна удерживать внимание. Не знаю, как этого эффекта добились авторы фильма, но он определенно присутствует.

Но декорации декорациями, а самой сильной частью кино были и остаются люди. По крайней мере, они должны быть главной частью так, как это реализовано в «Das Boot». Пятичасовой хронометраж – практически хронометраж мини-сериала – дает возможность изучить каждого из центральных членов команды. Не всю полусотню подводных корсаров, но с десяток интереснейших личностей точно.

Может быть, следовало бы приберечь самого главного изо всех – капитана – напоследок, но начнем именно с него. Сильнейшая личность и сильно же сыгранная. Да, ему слегка за тридцать, но воспринимается он именно как «Старик». Впечатление усиливает быстро (по меркам фильма) отросшая в походе борода. Капитан еще до выхода в море, в сцене с прощальной вечеринкой в приморском кабаке выглядит человеком много понимающим в жизни и чрезвычайно уставшим от такой войны. Но что-то вроде чувства долга или профессиональной гордости заставляет его делать свое дело хорошо. Сюда же капает его забота о своих парнях, о команде. Каждое испытание, всякая коллизия оставляет на лице тридцатилетнего «Старика» по-настоящему старческие морщины.

Актер играет безупречно. В тесноте подложки да еще без экшен-сценария больше места уделяется крупным планам лица. И здесь нужно играть и играть. В сценарии с относительно малым количеством слов очень многое нужно выказывать мимикой. И актер, играющий, капитана, справляется по высшему разряду. Он может изобразить и безмерную усталость. Причем раздельно – физическую и моральную. И сильнейшее облегчение. Причем так, чтобы скрыть это от команды, но раскрыть зрителю. И легкую иронию, издевку как над Гитлером, так и над его ярым почитателем. Причем не подставляясь под угрозу обвинения в неблагонадежности. Лучший персонаж и образец для школы актерского мастерства.

Кого отметить вторым? Пожалуй, второго. Второго помощника капитана. Легкомысленного неунывающего весельчака, однако способного собраться в нужный момент. Готового держаться своего шутовского амплуа даже в критической ситуации. Уравновешивающего показную суровость капитана. Такие становятся душой коллектива.

Первый помощник – типичный продукт нацистской пропаганды. Единственный из всего экипажа, стремящийся даже в походе поддерживать лощенный внешний вид, ежедневно бреющийся, одевающийся в чистое. Сурово и с осуждением взирающий на не выказывающих должного уважения нацистской верхушке. Поначалу он выглядит лишним человеком в этой команде циников. Но всего пара месяцев в море и его обкатывают, очищают от доброй половины всего наносного.

Повествование ведется от имени прикомандированного к экипажу военного корреспондента. Наивный парень, честно говоря, отталкивающей внешности. Соломенные волосы на прямой пробор и глубоко посаженные глаза. Наивен как выпускница пансиона. Восторженно, по поводу и без щелкающий затвором фотоаппарата. Надо ли объяснять, что и его море обтешет, заметно изменит взгляды на жизнь?

Фильм хорош тем, что зритель успеет проникнуться каждым из центрального десятка членов экипажа. Подозреваю, даже уверен, что этого эффекта лишена обрезанная версия фильма. Было бы жаль потерять таких персонажей как главный механик или его помощник по машинному отделению, радист-санитар, боцман, сопливый влюбленный матрос или другой – единственный набожный из всей этой команды богохульников.

Да, простые ребята, каких можно встретить и в английском, и в русском флоте. Ничего нацистского. И верно подметил Алексей Суменков в своей рецензии – авторы не делают наивных попыток завязать какие-то противоречия, конфликты среди героев. Ведь это в большинстве своем сплававшаяся команда. Все всех знают не первый месяц. Притерлись. Поэтому и разговоры у них не о друг друге, а о бабах и прочих жизненных удовольствиях. Ну то есть как в обычном, давно сложившемся коллективе.

Что до общего действия, то здесь, хвала небесам, наспойлерить трудно. По той причине, что большую часть времени с лодкой ровным счетом ничего не происходит. Она просто болтается в Атлантике, ожидая либо команды, либо случайно подвернувшейся цели. Единственная интрига фильма, заслуживающая сокрытия от еще не посмотревших, вопрос: погибнет лодка или нет? Вернутся они домой или сгинут в пучине?

А сгинуть поводов хватает. Дело в том, что тут кое-что всё-таки происходит. Во-первых, английские самолеты. Во-вторых, английские эсминцы. В-третьих, немецкое командование, отдающее убийственные приказы. В пиковый момент фильма даже перехватывает дыхание. Я видел много фильмов-катастроф, но «Das Boot» дает им всем сто очков вперед. Хотя это кино не так ярко, но правдивость, в нем сокрытая, пугает больше, чем показушный трам-тарарам.

Подытожим. Зря я уклонялся от просмотра «Das Boot». Это действительно высококлассное кино, после которого другие фильмы о подводных лодках, боюсь, во многом утратят для меня свою прелесть.

Скачать фильм

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


Вам будет это интересно:

internetwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *