Модернизация самоходных гаубиц Dana в Чехии

Как сообщил журнал «Jane’s Defence Weekly» в статье Jiri Kominek «Czech MoD granted approval to award Dana SPH upgrade contract to Tatra Trucks» , правительство Чехии 12 апреля 2017 года утвердило выдачу министерством обороны страны контракта стоимостью 1,5 млрд чешских крон (около 60 млн долл) чешской компании Tatra Trucks на модернизацию 33 самоходных 152-мм гаубиц Dana vz.77 на колесном шасси с формулой 8х8 армии Чехии.

Прототип модернизированной 152-мм самоходной гаубицы Dana M1M, представленный чешской компанией Tatra Trucks, во время демонстрации в Лесанах (Чехия), 27.08.2016 (с) www.parlamentnilisty.cz

Утверждение контракта правительством, согласно чешскому законодательству, требуется в случае выдачи контракта без процедуры открытых торгов.

В соответствии с контрактом, Tatra Trucks модернизирует шасси 33 гаубиц Dana со сдачей их в 2018-2020 годах. Модернизированные гаубицы получат обозначение Dana M1M.

Прототип Dana M1M был впервые продемонстрирован Tatra Trucks в августе 2016 года. Модернизированная САУ получит новую кабину с улучшенной эргономикой и защищенностью, новой фильтровентиляционной установкой, а также системами кондиционирования и отпления. Штатный двигатель САУ Tatra T-930 получит пакет модернизации с целью увеличения ресурса и экономичности и улучшения соответствия современным экологическим требованиям. На шасси будет установлена новая полуавтоматическая трансмиссия Tatra-Norgren.

Также САУ получит вспомогательную силовую установку, систему видеокамер кругового обзора, новое светотехническое оборудование, централизованную систему контроля давления в шинах, и модернизированные гидравлические приводы.

Следует отметить, что данный контракт покрывает только модернизацию шасси САУ Dana. В ближайшее время должны быть проведены тендеры по закупке для модернизируемых САУ новой системы управления огнем, а также навигационной аппаратуры GPS и системы связи. Последние два компонента должны быть закуплены в США по линии межправительственных военных закупок Foreign Military Sales (FMS). Для всех этих закупок должно быть выделено дополнительное финансирование. Работы по интеграции всех указанных систем на модернизируемые САУ будет выполнять Czechoslovak Group (CSG) — недавно созданное объединение чешских и словацких оборонных предприятий, при участии STV Group. Фактические работы будут выполняться вошедшей в состав CSG компанией Excalibur Army на бывшем бронетанкоремонтном заводе в Штернберке (ранее с 2010 года Excalibur Army сама рекламировала данный вариант модернизации САУ Dana под обозначением Dana M1CZ). Следует отметить, что, как сообщалось, новую систему управления огнем для САУ Dana M1M разработала входящая в состав CSG чешская компания Retia, так что, видимо, тендер в этом отношении будет чисто формальным.

Также сообщается, что словацкие компании MSM Martin и ZVS Nová Dubnica в партнерстве с чешским предприятием Explosia будут поставлять для модернизируемых САУ новые артиллерийские боеприпасы калибра 152 мм. В частности, в боекомплект будет введен новый осколочно-фугасный снаряд DN1CZ улучшенной аэродинамической формы с донным газогенератором и гильзовым зарядом Р740, имеющий дальность стрельбы из орудия Dana в 25,5 км (максимальная дальность стрельбы обычным снарядом составляет 18,7 км),

Помимо модернизации 33 самоходных гаубиц Dana калибра 152-мм/37, министерство обороны Чехии планирует выделить 2,5 млрд крон на закупку за рубежом к 2022 году 17 современных самоходных гаубиц калибра 155-мм/52, имеющих дальность стрельбы до 40 км, и еще 2 млрд крон — на закупку соответствующих боеприпасов калибра 155 мм к ним.

Самоходная гаубица Dana на колесном шасси 8х8 (на основе ходовой части Tatra 815) была разработана и серийно производилась предприятием ZTS Dubnica (Словакия) с 1981 по 1993 годы. Всего вместе с опытными и предсерийными образцами было изготовлено около 750 систем, из которых 415 поставлены Чехословацкой Народной армии, 126 — Вооруженным Силам СССР, 111 — Войску Польскому и 80 были экспортированы в Ливию. Позднее на ее основе ZTS Dubnica были разработаны усовершенствованные варианты Ondava (со 152-мм/47 гаубицей), Zuzana (со 155-мм/45 гаубицей) и Zuzana 2 (со 155-мм/52 гаубицей), из которых только Zuzana производилась серийно (16 было поставлено армии Словакии и 12 — Кипру).

Прототип модернизированной 152-мм самоходной гаубицы Dana M1M, представленный чешской компанией Tatra Trucks, во время демонстрации в Лесанах (Чехия), 27.08.2016 (с) www.parlamentnilisty.cz

bmpd.livejournal.com

американская самоходная гаубица калибра 203 мм » Военное обозрение

M110 — одна из самых мощных американских самоходных гаубиц, созданных в XX веке. Эта самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц была создана в 1956-1961 годах в рамках работ по созданию семейства облегченных авиатранспортабельных САУ наряду со 175-мм самоходной пушкой М107. От последней она отличалась только иной качающейся частью орудия. Самоходные гаубицы M110 серийно выпускалась в США с 1962 года, в 1977-81 годах все САУ М107, состоящие на вооружении американской армии, были переоборудованы в версию M110. В общей сложности в армии США находилось более 1000 гаубиц данного типа.

Самоходные 203-мм гаубицы M110 активно применялись во время сражений Вьетнамской войны, впоследствии эти артиллерийские системы неоднократно модернизировались. Помимо 1023 гаубиц, находившихся на вооружении американской армии, часть САУ была поставлена союзникам США.


Гаубица выпускалась в трех основных модификациях:

М110 — базовая модель, с гаубицей М115, длина ствола 25,3 калибра.

М110A1 — модификация 1976 года с гаубицей М201, длина ствола 39,5 калибра.

М110A2 — модификация 1978 года, отличалась наличием на орудии дульного тормоза.

Американские САУ М110A2 в порту Антверпена, 1984 год

В Америке самоходные гаубицы M110 были сняты с вооружения в 1990-х годах. Связано это было со снижением эффективности использования артиллерийских систем крупного калибра в современных реалиях. В то же время поставленные на экспорт САУ по-прежнему состоят на вооружении многих стран, в том числе Греции, Турции, Японии и других.

САУ М110

В начале 1960-х годов американские военные сделали выводы из боевого опыта, который был накоплен во время Второй мировой войны и войны в Корее. Практическая реализация накопленного опыта вылилась в постепенную замену в вооруженных силах традиционной буксируемой артиллерии на самоходную. В бронетанковых и механизированных дивизиях все пушки и гаубицы становились только самоходными. Тогда как в составе пехотных и воздушно-десантных дивизий должны были находиться и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. Одновременно с этим в США приступили к работам по проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения.

Если первые образцы послевоенных САУ обычно создавались на базе ходовых частей серийных гусеничных бронетранспортеров или танков, то теперь для подобной боевой техники проектировались специальные шасси высокой проходимости. Это применительно и к 203-мм САУ M110, опытный образец которой был впервые показан в мае 1959 года под индексом Т236. В 1961 году после завершения войсковых испытаний и доводки самоходная гаубица была окончательно стандартизована, получив обозначение M110. Спустя год первые серийные САУ начали поступать в части.

САУ M110 во Вьетнаме

Как и самоходная артиллерийская установка М107 калибра 175 мм, самоходная гаубица М110 была построена на базе универсального шасси Т249 с пятью большими опорными катками на каждый борт, поддерживающие ролики отсутствовали, направляющие колеса имели переднее расположение. В ходовой была реализована индивидуальная торсионная подвеска. Для каждого опорного катка были предусмотрены гидравлические амортизаторы. Гусеницы САУ резинометаллические, они оснащались съемными резиновыми башмаками. Самоходную гаубицу М110 можно было визуально легко отличить от модели М107 по существенно более короткому и толстому стволу орудия. На первом варианте длина ствола 203 мм гаубицы составляла всего 25,3 калибра. Для переброски по воздуху САУ М110 приходилось разбирать, артиллерийская часть перевозилась отдельно от ходовой.

Корпус самоходной гаубицы был сварным, он изготавливался из бронелистов дифференцированной толщины, максимальная толщина брони лба, бортов и крыши корпуса составляла 13 мм. Корпус САУ был разделен перегородками на три отделения. Впереди с левой стороны размещалось отделение управления, здесь находилось место механика-водителя, у него имелась специальная башенка с люком и приборами наблюдения. Для вождения САУ в ночное время суток он мог использовать инфракрасный перископ. С правой стороны в передней части корпуса располагалось силовое отделение. Здесь же находились съемные крышки для доступа к силовой установке, воздушным фильтрам, аккумуляторам и отсеку для запасного имущества. В кормовой части корпуса располагалось боевое отделение. В задней части САУ между перегородками и стенками корпуса находился топливный бак.


Расчет САУ М110 состоял из 13 человек: командира орудия, механика-водителя, 3-х наводчиков и 8-и заряжающих. Помимо механика-водителя, на самой САУ были предусмотрены места лишь для четырех членов расчета, которые размещались по бортам боевого отделения. Остальные перевозились на отдельной машине сопровождения вместе с боекомплектом. Над самим корпусом отсутствовала бронированная рубка или надстройка. Таким образом, расчет САУ не был никак прикрыт от осколков и пуль, что, однако, было не столь важно, принимая во внимание дальность, с которой должна была вести огонь САУ М110. В центре самоходной установки на тумбовом лафете M158 была открыто расположена качающаяся часть полевой 203-мм буксируемой гаубицы M115, снабженная стволом-моноблоком и казенником с поршневым затвором. Гаубица M115 была создана еще в годы Второй мировой войны. Для облегчения для расчета процесса заряжания гаубицы, а также его ускорения в конструкции были предусмотрены подъемник и досылатель снарядов и зарядов, оборудованные приводами, которые приводились в действие при помощи единой гидравлической системы.

Буксируемая 203-мм гаубица M115

203-мм самоходная гаубица М110 получила гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. В состав механизма наведения орудия, входили и гидравлические, и ручные приводы. Максимальный угол возвышения орудия составлял 65°, как у полевой буксируемой гаубицы M115, угол склонения орудия -2°. В горизонтальной плоскости орудие наводилось в секторе ±30° относительно продольной оси САУ. Устойчивость САУ М110 при стрельбе обеспечивалась отключением подвески и двумя сошниками, которые откидывались на землю при помощи гидравлических приводов. Помимо этого в кормовой части САУ располагался опускаемый бульдозерный нож, который предназначался также для самоокапывания установки на огневой позиции. Время перевода самоходной гаубицы из походного в боевое положение и обратно составляло порядка одной минуты.

В боекомплект гаубицы входили выстрелы раздельного заряжания. Основным боеприпасом была осколочно-фугасная граната M106. Масса снаряда составляла 90,7 кг, начальная скорость полета — 594 м/с. Дальность стрельбы — 16 926 метров. Два выстрела боекомплекта могли перевозиться на самой САУ, остальные — на вспомогательной транспортной машине. Также для стрельбы мог использоваться атомный снаряд W-33 калибра 203 мм мощностью 2 кт.

В качестве силовой установки на самоходной гаубице М110 использовался восьмицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T производства компании General Motors. Максимальная мощность данного двигателя составляла 405 л.с. при 2300 об/мин. При движении по дорогам с твердым покрытием максимальная скорость самоходки достигала 55 км/ч. САУ М110 была в состоянии преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной до 2,3 метра, броды глубиной до 1,2 метра, не остановили бы ее и вертикальная стенка высотой до 1 метра.

Для доставки к огневой позиции боеприпасов должны были использоваться гусеничный грузовой транспортер М548 (создан на базе БТР M113), а позднее транспортно-заряжающая машина М992. Ходовая часть для последней была позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108, она имела 7 опорных катков на каждый борт и ведущие колеса переднего расположения. В передней части транспортно-заряжающей машины было расположено отделение управления, здесь же был установлен кран, который перегружал на САУ снаряды и полузаряды, которые перевозились в закрытом сверху и с боков кузове. Перед началом загрузки у М992 открывается вверх задняя стенка кузова, наружу выдвигается транспортер, на ленту транспортера поочередно укладываются боеприпасы. Внутри машины расчет при помощи штабель-укладчика распределяет их по стеллажам в определенном порядке: впереди находятся снаряды, под ними у бортов расположены взрыватели, а в центральной и задней части корпуса, на боковых стеллажах расположены переменные заряды. Помимо боеприпасов на вспомогательном транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110.

В 1976 году была создана новая модернизированная версия самоходной гаубицы, которая получила обозначение М110А1. Она отличалась наличием новой гаубицы M201 c существенно увеличенной длиной ствола — до 39,5 калибров. Также были увеличены размеры и объем зарядной камеры. В результате выполненных работ были улучшены баллистические характеристики орудия, в том числе наибольшая дальность ведения огня, которая при стрельбе обычными осколочно-фугасными гранатами выросла до 24 300 метров, а при использовании активно-реактивных снарядов — до 29 100 метров. Также доработкам подверглись противооткатные устройства САУ и механизмы, облегчавшие процесс заряжания. В боекомплект М110А1 входили осколочно-фугасные гранаты, в том числе активно-реактивные, кассетные, химические и ядерные боеприпасы, что существенно расширяло боевые возможности САУ.

При этом уже в 1978 году свет увидела очередная версия самоходной гаубицы — М110А2. Она отличалась появлением на стволе орудия высокоэффективного двухкамерного дульного тормоза и введением в боекомплект более мощного боевого заряда (девятого), на версии М110А1 максимальное число зарядов равнялось восьми. Вместе с гаубицей мог использоваться последний из созданных в США атомных снарядов. Это был 203-мм снаряд W-79, созданный в 1976 году, его мощность составляла до 1,1 кт. До 1992 года на вооружении американской армии находилось 550 снарядов данного типа.

Заряжание самоходной гаубицы М110 было раздельно-картузным. Американские специалисты находили его более дешевым и простым решением. При таком методе заряжания порох содержался в картузах — пакетах из специальной ткани, для воспламенения которых использовались специальные ударные, электрические или вытяжные трубки. Перед выстрелом в казенник орудия сначала досылали снаряд, а за ним боевые заряды (их количество определялось исходя из удаленности цели), после чего казенник закрывался поршневым затвором. При таком способе заряжания скорострельность гаубицы была не столь высокой, как при использовании унитарных выстрелов, у которых пороховой заряд уже содержится в металлической гильзе. При этом хорошо подготовленные артиллеристские расчеты могли обеспечить скорострельность на уровне от 2-х до 4-х выстрелов в минуту.

Проблемой 203-мм самоходных гаубиц М110 был быстрый износ ствола. Достаточно высокая начальная скорость полета снаряда была причиной того, что примерно после 400 выстрела из гаубицы ее ствол уже подлежал замене. При этом процедура замены ствола обычно не занимала более двух часов, а дефицита в запасных стволах американская армия не испытывала.

В заключительный период холодной войны в США по штатам 1986 года в каждой бронетанковой и механизированной дивизии имелся батальон тяжелой артиллерии. В его составе было две батареи 203-мм САУ М110А2 по 6 единиц в каждой (всего 12 самоходных гаубиц) и одна батарея РСЗО (9 единиц). В 1990-е годы в некоторых странах, в том числе в США и Великобритании самоходные гаубицы М110 всех модификаций были сняты с вооружения, на смену им пришли самоходные системы залпового огня MLRS.

САУ M110A2 сил самообороны Японии

Тактико-технические характеристики M110A2:
Габаритные размеры: длина — 10,8 м, ширина — 3,1 м, высота — 3,1 м.
Масса — 28,3 т.
Бронирование — до 13 мм.
Орудие — 203-mm M201A1 (длина ствола 39,5 калибра, 8020 мм).
Силовая установка — V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Detroit Diesel 8V71T.
Мощность двигателя — 405 л.с.
Максимальная скорость — 55 км/ч.
Запас хода — 523 км (325 миль).
Расчет — 5 (места на САУ) + 8 (перевозятся на отдельной машине).

Источники информации:
http://www.kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=97&Itemid=310
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/say-zsy/450-camohodnaia-gaybica-.html
http://voenteh.com/boevye-mashiny/samohodnye-pushki-i-gaubicy/203-mm-samohodnaya-gaubica-m110.html
Материалы из открытых источников

topwar.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


120-ММ БУКСИРУЕМЫЙ НАРЕЗНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЙ

КАЗНОЗАРЯДНЫЙ МИНОМЕТ 2Б23 «НОНА-М1»

120MM TOWED RIFLED BREECH-LOADING

SEMI-AUTOMATIC MORTAR 2B23 «NONA-M1»

25.11.2015

Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения успешно завершил второй этап модернизации орудий семейства «НОНА» — миномета «НОНА-М1» и самоходного артиллерийского орудия «НОНА-С», сообщил РИА Новости в понедельник гендиректор ЦНИИТОЧМАШ Дмитрий Семизоров.
«Новый боеприпас получил миномет «НОНА-М1». Теперь орудие имеет снаряд повышенного фугасного действия. По словам собеседника агентства, вероятность поражения живой силы, находящейся в зоне ударной волны этого снаряда в два раза выше аналогичных штатных боеприпасов. Данный выстрел также применяется для других артиллерийских орудий семейства «Нона». В настоящее время идет оснащение подразделений перспективными боеприпасами», — сказал он.

06.12.2017

Артиллерийские подразделения военного спецназа Республики Беларусь в ближайшее время получат на вооружение новые 120-миллиметровые нарезные полуавтоматические минометы 2Б23 «Нона-М1». Мощное оружие, производства ОАО «Мотовилихинские заводы», сейчас проходит испытание на полигоне 51-й гвардейской артиллерийской бригады.
Как сообщает телекомпания «ВоенТВ», среди главных целей исследовательских испытаний миномета — проверка соответствия заявленных производителем тактико-технических характеристик в реальной учебно-боевой обстановке, а также освоение образца личным составом. Минометом планируют вооружить подразделения 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой и 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригад.
Отметим, что буксируемый самовзводный миномет «Нона-М1» — уникальное оружие, имеющее весьма мощный калибр — 120 миллиметров. Данный миномет может стрелять практически любым боеприпасом калибра 120-мм, в том числе зарубежного производства, на расстояние почти до 12 километров. Скорострельность — 11 выстрелов в минуту.
Миномет «Нона-М1» идеально приспособлен для боя в горах, в лесу и городских условиях. Безусловным преимуществом образца является и высокая маневренность — благодаря регулируемой ширине колесного хода «Нона-М1» может буксироваться практически любым транспортным средством. Немаловажным фактором является и безопасность эксплуатации данного миномета, поскольку боеприпасы заряжаются через казенную часть. Тем самым исключается двойное заряжание.
Российская газета

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

05.08.2018

24 июля 2018 года личному составу 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады вооруженных сил Белоруссии в Витебске были переданы модернизированные бронетранспортеры БТР-70МБ1 и новые 120-мм буксируемые нарезные минометы 2Б23 «Нона-М1».
32 бронетранспортера БТР-70МБ1 поступили на вооружение воздушно-десантного батальона, а 18 единиц буксируемого нарезного полуавтоматического миномета 2Б23 – на вооружение двух батарей смешанного артиллерийского дивизиона бригады.
На церемонии 24 июля заместитель министра обороны Белоруссии С. Симоненко также сообщил, автомобили МКЗТ-500200 вместе с минометами 2Б23 также поставлены в 38-ю отдельную гвардейскую десантно-штурмовую бригаду в Бресте.
В 2017 году первая партия полученных Белоруссией 120-мм буксируемых нарезных минометов 2Б23 «Нона-М1» производства АО «Мотовилихинские заводы» проходила испытания на полигоне 51-й гвардейской артиллерийской бригады белорусской армии.
Буксируемый нарезной полуавтоматический миномет 2Б23 имеет дальность стрельбы до 9 км. Улучшенные характеристики миномета позволяют значительно повысить оперативность принимаемых решений по огневому поражению целей, сократить время выполнения боевых задач, значительно увеличить точность поражения целей. Миномет буксируется автомобилем (шасси МЗКТ-500200-030), способным транспортировать расчет миномета в количестве 5 человек и боеприпасы. Максимальная скорость буксировки по шоссе 80 км/час, по бездорожью – 40 км/час.
Автомобиль может десантироваться на штатных платформах сил специальных операций парашютным способом.
Данные образцы вооружения позволят повысить огневую мощь и мобильность подразделений сил специальных операций Вооруженных Сил.
https://bmpd.livejournal.com

БЕЛОРУССКАЯ АРМИЯ ПОЛУЧАЕТ 120-ММ МИНОМЕТЫ 2Б23 «НОНА-М1»
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


120-ММ БУКСИРУЕМЫЙ НАРЕЗНОЙ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЙ

КАЗНОЗАРЯДНЫЙ МИНОМЕТ 2Б23 «НОНА-М1»

Развитием артиллерийских систем семейства «Нона» явился 120-мм буксируемый нарезной полуавтоматический казнозарядный миномет «Нона-М1». В 2000г. Министерство обороны через ГРАУ выдало ЦНИИТОЧМАШ задание на разработку миномета. Тема получила шифр «Нона-М1» — для отличия от «Ноны-М». Миномет создавался под баллистику и боеприпасы от САО 2С9 «Нона-С». Проект по перестволению «Гвоздики» был отложен. ОКР по его разработке был открыт в 2000 г. Головной исполнитель АО «ЦНИИТОЧМАШ». Миномет разработан под боеприпасы и баллистику 120-мм САО «Нона-С». Опорную плиту разрабатывал ФГУП «ЦНИИ „Буревестник“».
Его отличительной особенностью является: высокая скорострельность, относительно небольшая масса – 500 кг, возможность разборки на отдельные части для переноски с расчетом на небольшие расстояния в условиях горно-лесистой местности при невозможности использовать колесный ход.

В 2003 году миномёт 2Б23 прошёл приёмо-сдаточные испытания, после которых в конструкцию были внесены необходимые доработки. Была изменена конструкция упоров, а также конструкцияобтюратора, аналогичная используемым в САО 2С31 «Вена».
В 2004 году с мая по сентябрь миномёт 2Б23 проходил предварительные испытания. Испытания проводились в Санкт-Петербурге на Ржевском полигоне. В 2005 году миномёт проходил государственные испытания, после которых были начаты работы по устранению замечаний и доработке конструкции. В 2007 году миномёт 2Б23 был принят на вооружение Российской армии, после чего была изготовлена установочная партия миномётов.
Производится на ОАО «Мотовилихинские заводы». Изготовили установочную партию минометов

Поражаемые цели противника:
• Живая сила;
• Огневые средства, расположенные открыто и находящиеся в неперекрытых укрытиях полевого типа, на крутых обратных скатах высот, в глубоких лощинах, в ущельях и лесах;
• Открыто расположенные бронированные объекты типа БМП, БТР;
• Мотопехотные подразделения;
• Разрушения окопов, траншей и легких деревоземельных сооружений;
Из миномета обеспечивается стрельба с позиций, имеющих различный характер грунта в любое время суток и года, предельной температуры от — 50 до + 50°С.
Увеличенная точность стрельбы
• Внедрение автоматизированных систем управления минометным комплексом с интегрированной в их состав навигационной системой (для обеспечения задач топографической привязки и наведения на цель)
• Использование средств оптико-электронной разведки и целеуказания
• Применение управляемых боеприпасов
• Нарезной ствол

Расширение возможностей боевого применения обеспечивается за счет:
• Сокращения расхода снарядов и времени выполнения боевых задач при стрельбе с применением управляемых мин типа КМ-8 «Грань-М1»
• Низкой высоты линии заряжания при казнозарядном способе заряжания миномета 2Б23, это позволяет расчету вести огонь из укрытия, не находясь на линии огня стрелкового оружия (снайперских винтовок, пулеметов)
• Мобильности и маневренности минометных комплексов за счет увеличения проходимости, запаса хода и применения переменной ширины колесного хода, а также за счет обеспечения возможности их переброски в районы проведения боевых действий военно-транспортной авиацией
• Интеграции минометных комплексов в единые разведывательно-ударные боевые группировки за счет объединения разнородных систем связи, распределения данных и АСУ (автоматизированных систем управления) разрозненных комплексов в единую телекоммуникационную среду.

Выживаемость
• Заряжение с казенной части позволяет вести стрельбу из укрытия
• Автоматическое открывание и закрывание затвора, автоматический перевод ствола для заряжания
• Низкая высота линии заряжания в сравнении с другими минометами аналогичного калибра

Маневренность
• Транспортирование миномета осуществляется путем буксировки за легковым и грузовым транспортом, перевозкой на автомобиле, на ж/д платформе и вертолете МИ-8
Переменная ширина колеи при буксировке, мм:
УАЗ-2966 – 1601
ГАЗ-2330 Тигр – 1840
ГАЗ-3308 Садко –1750
УРАЛ-43206 – 1900

Универсальность
• Огонь ведется обычными оперенными 120-мм минами и снарядами с готовыми нарезами
• Могут использоваться мины Российского и зарубежного производства
Для стрельбы из миномета 2Б-23 («Нона-М1») могут использоваться 120-мм выстрелы орудий семейства «Нона» с осколочно-фугасными снарядами с готовыми нарезами на ведущем пояске и с оперенными минами из боекомплекта 120-мм минометов. В этот перечень входят выстрелы:
— 3ВОФ54 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ49;
— 3ВОФ55 с активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом 3ОФ50;
— 3ВОФ54-1 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ49 с взрывателем АР-5;
— 53-ВОФ-843Б и 3ВОФ79 с осколочно-фугасной миной ОФ-843Б;
— 3ВОФ57 и 3ВОФ69 с осколочно-фугасной миной 3ОФ36;
— 53-ВД-843 с дымовой миной Д-843;
— 3ВС24 с осветительной миной 3С9;
— 3В34 с зажигательной миной;
— 3ВД16 и 3ВД17 с дымо-курящей миной 3Д14.
Могут применяться и оперенные мины зарубежного производства к 120-мм минометам. К орудиям семейства «Нона» разработаны и новые боеприпасы. Для повышения эффективности осколочного действия в одном из новых снарядов реализованы более равномерная дроблимость корпуса и повышенная до 2500 м/с скорость разлета осколков. Выстрелы с новыми снарядами могут войти и в боекомплект «Ноны-М1». Возможно использование «Ноны-М1» в комплексе с управляемой 120-мм миной по типу мины комплекса «Грань».
Могущество 120 мм снаряда с готовыми нарезами сопоставимо с осколочно-фугасным действиям 152-155 мм выстрелов.

Миномет демонстрировался на многих международных выставках вооружений, в том числе на форуме «Технологии в машиностроении» в Жуковском 2010 и 2014 годов.
Военнослужащие десантно-штурмовой бригады Южного военного округа провели боевые стрельбы с использованием новых 120-мм полуавтоматических минометов, стрельбы были проведены в рамках подготовки к военно-стратегическим учениям «Кавказ-2012».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип заряжания казнозарядный
Дальность стрельбы, м:
— максимальная 8700
— минимальная 400
Боевая скоростр., выстр./мин. 10
Начальная скорость осколочно-фугасной
мины, м/с 367
Номенклатура боеприпасов 843Б и др.
Вес мины, кг 15,9-16
Углы наведения, град.:
— в вертикальной плоск. до 80
Боевой расчет, чел. 5-6
Максимальная скорость буксировки, км/ч:
• По шоссе – 80
• По пересеченной местности – 40
Клиренс, мм – 340
Переброска миномета в труднодоступные места может выполняться в разобранном состоянии силами расчета
Сборка миномета – менее 1 минуты
Разборка – менее 0,5 минуты

Источники: А.В.Карпенко «Отечественные минометы и бомбометы». рукопись, www.tsniitochmash.ru, mz.perm.ru, www.motovilikha.perm.ru, voenchel.ru, www.militaryparitet.com, Техника и вооружение №6 (2010), ru.wikipedia.org и др.

120-ММ БУКСИРУЕМЫЙ МИНОМЕТ 2Б23 «НОНА-М1» НА ФОРУМЕ «ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2014»
120-ММ БУКСИРУЕМЫЙ МИНОМЕТ 2Б23 «НОНА-М1» НА ФОРУМЕ «ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2010»
120-ММ САМОХОДНОЕ ОРУДИЕ 2С23 «НОНА-СВК»
120-ММ БУКСИРУЕМОЕ ОРУДИЕ 2Б16 «НОНА-К»
МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ
ЦНИИТОЧМАШ

bastion-karpenko.ru

Предисловие

Двигатели всех моделей

ДВИГАТЕЛЬ В СБОРЕ И ЕГО НИЖНЯЯ ЧАСТЬ

10A

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУКОВОДСТВА

Данное руководство состоит из двух больших разделов:

–технические характеристики,

–ремонт двигателя.

Для ремонта какого-либо узла на автомобиле обратитесь к Руководству по ремонту и к Техническим нотам автомобиля.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

–Все размеры даны в миллиметрах, мм (если иное не указано в тексте).

–Моменты затяжки выражены в деканьютонах на метр (даН.м).

Примечание: 1 даН.м = 1,02 кгс.м.

–Значения давления выражены в барах

Примечание: 1 бар = 100 000 Па.

ДОПУСКИ

Указанные без допусков моменты затяжки должны соблюдаться с точностью:

–в градусах: ±3°,

–в даН.м (± 10 %).

Двигатели всех моделей

ДВИГАТЕЛЬ В СБОРЕ И ЕГО НИЖНЯЯ ЧАСТЬ

10A

Идентификационные данные двигателя

Идентификационная табличка выгравирована на блоке цилиндров.

В табличке указаны следующие данные:

A : модель двигателя

B : код сертификации двигателя

D : идентификационные данные RENAULT

E : индекс двигателя

F : заводской номер двигателя G : завод сборки двигателя

 

 

 

 

 

Рабочий

Двигатель

Индекс

Степень

Диаметр

Ход поршня,

объем

сжатия

цилиндра, мм

мм

двигателя,

 

 

 

 

 

 

 

см3

 

718, 732, 733, 738,

 

 

 

 

F9Q

740, 746, 748, 750,

19

80

93

1870

751, 752, 754, 756,

 

 

 

 

 

 

760, 762, 772, 790

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатели всех моделей

ДВИГАТЕЛЬ В СБОРЕ И ЕГО НИЖНЯЯ ЧАСТЬ

10A

Моменты затяжки, даН.м или град.

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ДВИГАТЕЛЯ

Наименование

Момент затяжки

 

 

Болты крепления крышки головки блока цилиндров

*

 

 

Болты крепления корпуса подшипников распределительного

2 даН.м

вала

 

 

 

Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала

6 даН.м

 

 

Гайки крепления штуцеров топливопроводов высокого давления

2,5 даН.м

 

 

Болты крепления общей топливораспределительной рампы

2,2 даН.м

 

 

Болты крепления головки блока цилиндров

*

 

 

Болты крепления внутреннего кожуха привода ГРМ

1 даН.м

 

 

Болты крышки привода механизма газораспределения

1 даН.м

 

 

Свеча предпускового подогрева

1,5 даН.м

 

 

Болты крепления подъемной проушины (со стороны привода

2 даН.м

ГРМ)

 

 

 

Болты крепления подъемной проушины (со стороны маховика)

1,3 даН.м

 

 

Болты крепления фланцев форсунок

3 даН.м

 

 

Болт крепления вакуумного насоса

2,3 даН.м

 

 

Болты крепления кронштейна опоры маятниковой подвески к

3,5 даН.м

головке блока цилиндров

 

 

 

Болт крепления ТНВД

3 даН.м

 

 

Болты и гайки крепления заднего кронштейна ТНВД

3 даН.м

 

 

Гайки крепления шкива ТНВД

1,5 даН.м, затем довернуть на 60° ± 10°

 

 

Болты крепления термостата

0,8 даН.м

 

 

Болт крепления датчика положения распределительного вала

0,9 даН.м

 

 

Болт крепления электромагнитного клапана рециркуляции

0,9 даН.м

отработавших газов

 

 

 

Гайки шпилек крепления впускного и выпускного коллекторов

2,8 даН.м

 

 

Болты крепления теплозащитного экрана

0,8 даН.м

 

 

* См. описание процедуры затяжки.

 

Двигатели всех моделей

ДВИГАТЕЛЬ В СБОРЕ И ЕГО НИЖНЯЯ ЧАСТЬ

10A

Моменты затяжки, даН.м или град.

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ДВИГАТЕЛЯ

Наименование

Момент затяжки

 

 

Датчик давления масла

3,8 даН.м

 

 

Датчик уровня масла

3 даН.м

 

 

Болт крепления шкива коленчатого вала

2 даН.м, затем довернуть на 115° ± 15°

 

 

Болты крепления крышек коренных подшипников

2 даН.м, затем довернуть на 62° ± 4°

коленчатого вала (порядок затяжки: 34251)

 

 

 

Болты крепления крышек шатунов

2 даН.м, затем довернуть на 40° ± 6°

 

 

Болты крепления масляного насоса

2,4 даН.м

 

 

Болты крепления передней крышки блока цилиндров

1,4 даН.м

 

 

Болты крепления поддона картера двигателя (см. порядок

1,5 даН.м

затяжки)

 

 

 

Болты крепления сдвоенного демпфирующего маховика

3 даН.м, затем довернуть на 56° ± 6°

 

 

Болт крепления обычного маховика

5 — 5,5 даН.м

 

 

Болты крепления кожуха сцепления

2 даН.м

 

 

Болт крепления водяного насоса привода ГРМ,

1 даН.м

приводимого в действие ремнем

 

 

 

Болт крепления водяного насоса привода

1,7 даН.м

вспомогательного оборудования, приводимого в действие

 

ремнем

 

 

 

Болт крепления шкива водяного насоса привода

2 даН.м

вспомогательного оборудования, приводимого в действие

 

ремнем

 

 

 

Болт крепления кронштейна натяжного ролика ремня

1 даН.м

привода ГРМ

 

 

 

Гайка крепления оси натяжного ролика ремня привода

5 даН.м

газораспределительного механизма

 

 

 

Болт крепления промежуточного зубчатого шкива привода

5 даН.м

ГРМ с водяным насосом, приводимым в действие ремнем

 

привода вспомогательного оборудования

 

 

 

Болт крепления патрубка подвода охлаждающей жидкости

1 даН.м

 

 

Болты крепления трубопровода системы охлаждения

4 даН.м

двигателя

 

 

 

Болт крепления многофункционального кронштейна

5 даН.м

 

 

Болт крепления насоса гидроусилителя рулевого

2,5 даН.м

управления

 

 

 

Болты крепления компрессора кондиционера

2,5 даН.м

 

 

Болт крепления УПРУГОГО маховика

6,5 даН.м или 3 даН.м, затем довернуть на

 

35° ± 6°

 

 

studfiles.net

МЕТИС-М1, противотанковый ракетный комплекс

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • www.arms-expo.ru

    НОНА-М1, 122-мм нарезной миномет

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *