Зарубежные самоходные минометы калибра 120 миллиметров » Военное обозрение
Благодаря простоте конструкции и боевым качествам минометы давно и прочно заняли свое место в структуре артиллерии современных сухопутных войск. Вскоре после своего появления этот тип оружия начали устанавливать на различных самоходных шасси, что позволило значительно улучшить их мобильность и живучесть. Идея самоходного миномета дожила до наших дней и вряд ли от нее откажутся в ближайшее время. Бронированное колесное или гусеничное шасси дает боевой машине возможность быстро выходить на позицию и покидать ее, а новые более совершенные минометы способны эффективно поражать цели за минимальное время и с минимальным расходом боеприпасов.Общие тенденции
В области самоходных минометов в последние годы наметились несколько тенденций, направленных на повышение боевых качеств. Прежде всего, необходимо отметить постепенный переход от систем калибра 81 или 82 миллиметра к более серьезным вооружениям. В течение последних десятилетий почти все ведущие страны стали активно развивать направление 120-мм самоходных минометов. Фактически подобное оружие представляет собой компромисс между весовыми и габаритными показателями и огневой мощью. При приемлемых размерах именно минометы калибра 120 мм позволяют посылать к цели сравнительно крупные боеприпасы на достаточно большое расстояние.
Одной из самых современных в мире гаубиц считается немецкая Panzerhaubitze 2000 (в сокращенном варианте — PzH 2000, где цифровой индекс указывает новое тысячелетие). Эксперты единогласно относят ее к совершенному образцу полевой артиллерии в мире, имеющей серийный выпуск.
Еще одна интересная тенденция, наблюдаемая в этой области, касается архитектуры боевых машин. Регулярно появляются новые самоходные минометы, вооружение которых располагается не внутри бронекорпуса, но во вращающейся башне. Такой «гибрид» классической САУ и миномета обладает преимуществами обоих классов техники и благодаря этому способен решать широкий круг задач. Самоходные минометы последнего времени почти всегда оснащаются продвинутой автоматизированной системой управления огнем и рядом другой электронной аппаратуры. Кроме того, минометы осваивают и те приемы ведения огня, которые ранее были свойственны лишь гаубицам – например, MRSI или «шквал огня», когда орудие делает несколько выстрелов с максимальным темпом и разным возвышением ствола, из-за чего несколько мин подлетают к цели почти одновременно.
В области боеприпасов для самоходных минометов наблюдаются ровно те же тенденции, что и в прочих сферах вооружения. Наряду с осколочно-фугасными минами создаются новые типы корректируемых. Кроме того, предпринимаются попытки создания кассетных боеприпасов. Оружейники стремятся увеличить точность и могущество новых мин, а также пытаются увеличить дальность их полета. Последнее достигается в основном при помощи создания активно-реактивных мин, имеющих собственный реактивный двигатель. В настоящее время в США идет программа PERM (Precision Extended Range Munition – «Высокоточный боеприпас увеличенной дальности»), целью которой является создание корректируемой мины с дальностью полета до 16-17 километров, что примерно вдвое больше аналогичного показателя обычных боеприпасов.
Рассмотрим некоторые зарубежные самоходные минометы, созданные в течение последних лет.
Германия
В конце девяностых годов немецкая компания Rheinmetall в инициативном порядке провела модернизацию гусеничного шасси Wiesel 1. Получившаяся машина Wiesel 2 с улучшенными характеристиками привлекла внимание военных и вследствие этого стала основой для нескольких разработок, в том числе и самоходного миномета. В 2004 году начались испытания двух 120-мм минометов на базе Wiesel-2. В состав нового комплекса Advanced Mortar System вошли три машины: собственно миномет, командный пункт с системами связи и управления, а также разведывательная машина.
Ввиду малых габаритов базовой машины Wiesel-2 120-мм миномет в боевом положении размещается за пределами ее бронированного корпуса. При переведении в походное он укладывается на специальные удерживающие устройства поворотом вперед и фиксируется. Миномет крепится на противооткатных устройствах, которые, в свою очередь, устанавливаются на поворотном лафете. Горизонтальное наведение осуществляется в пределах 30° от оси машины вправо и влево, вертикальное – в секторе от +35° до +85°. Боевая машина оснащена автоматизированной цифровой системой управления огнем. Для наведения используются ручные механизмы или приводы, управляемые СУО. Максимальная дальность стрельбы при использовании новых боеприпасов, созданных «Рейнметаллом», превышает 8 километров. В укладках боекомплекта бронированной машины помещается до 30 мин. Экипаж боевой машины состоит всего из трех человек, один из которых – механик водитель. После модернизации бронешасси Wiesel-2 имеет боевую массу около 4,2 тонны, что делает его пригодным для перевозки по воздуху и десантирования.
В 2009 году Минобороны Германии и Rheinmetall подписали контракт, согласно которому в ближайшие годы армия получит 38 самоходных минометов Wiesel-2, а также по 17 разведывательных и командирских машин. Первые партии уже поставлены. Имеются сведения о продолжении поставок таких самоходных минометов после выполнения имеющегося контракта.
Израиль
В начале двухтысячных годов компания Soltam Systems создала систему CARDOM (Computerised Autonomous Recoil rapid Deployed Outrange Mortar – «Автономный компьютеризированный скорострельный миномет с увеличенной дальностью огня и противооткатными устройствами»), предназначенную для установки на различные шасси. Система CARDOM представляет собой набор технических средств, которые позволяют монтировать на имеющееся шасси нужный миномет соответствующего калибра. На базовом автомобиле или бронетранспортере устанавливается поворотная платформа с системой наведения по горизонтали и вертикали. Для расширения списка пригодных к использованию шасси инженеры Soltam Systems предусмотрели противооткатные устройства, несвойственные минометам.
Помимо орудийной платформы в состав CARDOM входят системы навигации, баллистический вычислитель и другое оборудование. Основным типом оружия, пригодным для использования в системе CARDOM является 120-мм миномет Soltam K6 с полуавтоматической системой заряжания. При его использовании устройства наведения позволяют вести огонь в любом направлении на дальности до 7,2 км (при использовании обычных мин). Опытный расчет может обеспечить скорострельность до 15-16 выстрелов в минуту.
Системы CARDOM уже состоят на вооружении израильской армии. Версия для Израиля монтируется на доработанное шасси бронетранспортера M113 и носит имя Keshet («Лук»). В середине прошлого 2012 года Soltam Systems в соответствии с договором поставила Испании первую партию систем CARDOM с 81-мм минометами, смонтированными на шасси четырехколесных автомобилей. Ожидается подписание контракта на поставку систем CARDON в США, где они будут монтироваться на шасси Stryker.
Китай
Ориентировочно в середине двухтысячных годов на вооружение Народно-освободительной армии Китая поступил новый самоходный миномет PLL-05, созданный компанией NORINCO и объединяющий в себе все плюсы миномета и пушки. На шестиколесном шасси WZ551 смонтирован новый боевой модуль с универсальным орудием, пригодным для ведения огня в широком диапазоне углов наведения. Стоит отметить, первые упоминания о PLL-05 появились еще в начале прошлого десятилетия, но тогда эта боевая машина предлагалась только на экспорт. Очевидно, несколько лет спустя, из-за отсутствия спроса, самоходный миномет переработали в соответствии с требованиями китайской армии и начали его серийное производство.
По своей концепции PLL-05 сильно напоминает советский/российский проект 2С9 «Нона-С»: на базовом шасси установлена башня с универсальным орудием, сочетающим в себе лучшие качества миномета и пушки. Боевой модуль PLL-05 вращается в горизонтальной плоскости на 360°, а система установки миномета позволяет вести огонь с возвышением от -4° до +80°. 120-мм миномет способен использовать широкий спектр боеприпасов. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин максимальная дальность стрельбы не превышает 8,5 километров. При стрельбе активно-реактивными минами этот показатель увеличивается до 13-13,5 км. Также имеются сведения о существовании кассетной мины, несущей 30 бронебойных субэлементов. Заявленная пробиваемость – до 90 мм. Также для миномета PLL-05 создан кумулятивный боеприпас, позволяющий поражать бронированные цели на дальностях до 1100-1200 метров. Максимальный темп стрельбы вне зависимости от типа боеприпаса – 7-8 выстрелов в минуту.
Боевой модуль PLL-05 с универсальным минометом калибра 120 мм также может устанавливаться на других шасси. В частности, на выставках вооружений и военной техники демонстрировался вариант на базе восьмиколесного бронетранспортера Type 07P. Тем не менее, техника для армии делается на основе шестиколесной бронемашины. Вероятно, на этом сказались весовые показатели обоих вариантов: имеющиеся в НОАК PLL-05 примерно на пять тонн легче самоходного миномета на базе Type 07P. Таким образом, боевые машины с весом около 16,5 тонн могут перевозиться транспортными самолетами Shaanxi Y-8.
Объединенные Арабские Эмираты
Оригинальный подход к конструированию самоходных минометов применила компания IGG (International Golden Group) при создании боевой машины Agrab («Скорпион»). Этот самоходный миномет, в отличие от аналогичных машин зарубежного производства, был сделан на базе армейского автомобиля-внедорожника. В качестве шасси для перспективной боевой машины инженеры IGG выбрали броневик RG31 Mk 6 MPV южноафриканского производства. Такой выбор был обоснован особенностями ландшафта Эмиратов и близлежащих регионов. Авторы проекта Agrab посчитали, что проходимость четырехколесного бронеавтомобиля будет достаточной для выполнения поставленных задач, а комплекс защиты, выполненный в соответствии с концепцией MRAP, обеспечит безопасность экипажа и оружия.
В задней части броневика разместили боевой модуль с высокими бронированными бортами. Перед стрельбой задний борт откидывается и при помощи специальной фермы приводит в боевое положение 120-мм миномет сингапурского производства SRAMS (Super Rapid Advanced Mortar System – «Сверхскоростная перспективная минометная система»). Точные углы наведения оружия неизвестны, но исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод о горизонтальном секторе шириной около 50-60 градусов и возвышении до 75-80. Внутри боевого модуля размещены укладки на 58 мин. За ведение огня в боевом модуле SRAMS отвечает система управления огнем Arachnida. Электроника позволяет вычислять данные для стрельбы и передавать их на механизмы наведения. При необходимости расчет миномета может воспользоваться ручными механизмами. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин боевая машина Agrab способна обстреливать цели на расстояниях до 8-8,5 километров. Максимальная дальность стрельбы осветительными минами не превышает 7-7,5 км. О существовании других боеприпасов пока ничего не говорилось, но калибр и характеристики миномета, вероятно, позволяют расширить номенклатуру применяемых мин.
Самоходный миномет Agrab создавался компанией IGG в инициативном порядке. В 2007 году начались испытания первого прототипа. Дальнейшие тесты и доводка перспективной боевой машины продолжались до 2010 года, после чего вооруженные силы Объединенных Арабских Эмиратов выказали желание приобрести партию новой техники. В 2011 году Минобороны ОАЭ заказало у IGG 72 самоходных миномета общей стоимостью около 215 миллионов американских долларов.
Польша
В 2008 году свой проект самоходного миномета представила Польша. Тогда компания Huta Stalowa Wola (HSW) начала строительство первого прототипа нового боевого модуля RAK. Как и некоторые зарубежные разработки, новая польская башня с вооружением должна была сочетать в себе возможности миномета и пушки.
Первый прототип боевой машины RAK был собран на базе советской самоходки 2С1 «Гвоздика», что позволило сэкономить время на доработку шасси под новый боевой модуль. Внутри бронированного объема башни RAK помещен 120-мм казнозарядный миномет и все необходимые агрегаты. Заявленная скорострельность системы – до 10-12 выстрелов в минуту, что достигается при помощи автоматизированной системы заряжания. Вертикальные углы наведения миномета – от -3° до +85°; горизонтальные – без ограничений. Для управления огнем используется система производства компании WB Electronics. Максимальная дальность поражения цели стандартной миной, как и у других самоходных минометов калибра 120 мм, не превышает 8-8,5 километров. При использовании мин с дополнительным реактивным двигателем этот показатель увеличивается до 12 километров.
Первые прототипы самоходного миномета PAK делались на основе шасси самоходной артиллерийской установки «Гвоздика», но в дальнейшем компания HSW выбрала другое базовое шасси. Им стала бронемашина Rosomak, представляющая собой лицензионную версию финского бронетранспортера Patria AMV. По имеющимся данным, в настоящее время идет мелкосерийное производство самоходных минометов RAK, но информация о количестве собранных машин отсутствует.
Сингапур
Упоминавшийся выше миномет SRAMS, используемый в комплекса Agrab, был создан сингапурской фирмой STK (Singapore Technologies Kinetics) в конце девяностых годов и вскоре его приняли на вооружение. Боевой модуль SRAMS проектировался с учетом требований сингапурских военных, что значительно повлияло на его облик.
Так, боевая машина, поступившая на вооружение сингапурской армии, сделана на базе сочлененного гусеничного транспортера STK Bronco. Все агрегаты миномета располагаются на заднем звене машины, что позволило грамотно разнести оружие и аппаратуру. Миномет оснащен оригинальной системой заряжания: расположенные рядом со стволом агрегаты поднимают мину на уровень дульного среза и опускают ее в ствол. Подача мин на механизм заряжания осуществляется вручную. Таким оригинальным и в то же время сложным образом была решена проблема скоростного заряжания дульнозарядного миномета: он может делать до десяти выстрелов в минуту. Сам миномет SRAMS устанавливается на противооткатных устройствах, а также оснащается оригинальным дульным тормозом. В результате этих мер значительно снижается отдача, что позволяет устанавливать боевой модуль на сравнительно легкие шасси наподобие автомобилей, как это сделано в комплексе Agrab. Горизонтальное наведение миномета SRAMS возможно лишь в пределах сектора шириной 90°. Вертикальное – от +40 до +80 градусов. Стрельба при этом ведется «через крышу» переднего модуля транспортера. Автоматизированная система управления огнем AFCS располагается в кабине гусеничной машины и позволяет поражать цели стандартной миной на дальностях до 6,5-6,7 километров.
Самоходный миномет SRAMS на базе гусеничного шасси STK Bronco был принят на вооружение в первой половине двухтысячных годов и до сих пор остается основным подобным оружием в сингапурской армии. Для возможных поставок на экспорт компания STK проводила некоторые доработки конструкции боевого модуля. В частности, существует прототип на основе американского автомобиля HMMWV, оборудованный минометом SRAMS и опускаемой опорной плитой.
Финляндия и Швеция
В конце девяностых финская компания Patria в сотрудничестве со шведской BAE Systems Hagglunds создала оригинальный боевой модуль для самоходных минометов под названием AMOS (Advanced Mortar System – «Перспективная минометная система»). Он имел характерное отличие от зарубежных разработок подобного назначения, а именно два орудия. После нескольких лет проектирования, испытаний и доводки новая система поступила на вооружение армий Финляндии и Швеции.
Башни серийных финских и шведских самоходных минометов AMOS установлены на гусеничное шасси CV90. В самой башне размещены два 120-мм орудия, автоматика заряжания и вспомогательная аппаратура. В рекламе комплекса AMOS особо отмечалось, что он способен сделать десять выстрелов в течение четырех секунд. Однако практическая скорострельность двух минометов ограничена 26 выстрелами в минуту. Вращающаяся башня не оставляет мертвые зоны, а наклон блока стволов от -5 до +85 градусов позволяет стрелять стандартными минами на расстояние до десяти километров. Стоит отметить, на определенной стадии испытаний удавалось забрасывать боеприпас на 13 километров, но более мощная отдача плохо сказывалась на агрегатах всей боевой машины. В связи с этим максимальную дальность стрельбы также ограничили. Система управления огнем позволяет рассчитывать углы наведения орудий с учетом внешних условий. При необходимости она обеспечивает стрельбу в движении со скоростью не более 25-30 км/ч, но в таком случае дальность эффективного огня сокращается в два раза. Если нужно поразить цель в движении на расстоянии, близком к максимально возможному, существует еще один алгоритм работы вычислителей. При его применении все расчеты производятся на ходу, после чего следует короткая остановка и залп. Далее самоходный миномет может покинуть позицию и продолжить расчеты для атаки из другого места.
Финские и шведские вооруженные силы заказали несколько десятков самоходных минометов AMOS и активно применяют их на учениях. Для поставок на экспорт пришлось создать специальную модификацию боевого модуля с одним минометом. Такая башня получила название NEMO (NEw MOrtar – «Новый миномет»). От базовой конструкции NEMO отличается лишь несколькими деталями, прямо связанными с количеством вооружения. Стоит отметить, одноствольный вариант финско-шведского миномета, в отличие от оригинальной системы, заинтересовал зарубежных покупателей. Уже выполняются заказы Саудовской Аравии, ОАЭ и Словении. Также желание приобрести боевые модули NEMO выказывала Польша, но контракт пока не подписан.
Швейцария
В конце девяностых годов швейцарская компания RUAG Land Systems представила свою новую разработку под названием Bighorn. Этот боевой модуль представляет собой поворотную платформу с минометом и набором электронного оборудования, предназначенную для установки на бронированные машины различных типов. Миномет Bighorn в первую очередь предлагался для установки на бронетранспортеры MOWAG Piranha, чем обусловлены его габариты, масса и сила отдачи.
120-мм миномет монтируется на поворотной платформе с подъемным механизмом и противооткатными устройствами. Последние, по официальным данным, позволяют сократить отдачу на 50-70% по сравнению с минометами, не использующими подобные механизмы. Модуль Bighorn предназначен для монтажа в десантном отделении любой подходящей бронемашины. Стрельба в таком случае ведется через открытый люк в крыше. Из-за этого горизонтальное наведение миномета возможно только в пределах сектора шириной 90°. Углы возвышения – от +40 до +85 градусов. Заряжание производится полуавтоматической системой: расчет подает мины на специальный лоток и дальнейшая загрузка боеприпаса в ствол производится механическим устройством. Заявленная максимальная скорострельность – до четырех выстрелов за 20 секунд. Максимальная дальность при использовании самого мощного порохового заряда не превышает 10 километров. Интересно расположение приборов управления огнем. Вся электроника скомпонована в небольшой консоли, располагающейся рядом с минометом. Управление наведением производится либо джойстиком, либо вручную, при помощи соответствующих механизмов.
Боевой модуль Bighorn мог стать основой для нескольких типов самоходных минометов на базе разных шасси. Испытывались варианты на основе MOWAG Piranha (Швейцария), FNSS Pars (Турция) и т.д. Во всех случаях были определены преимущества и недостатки миномета и сопутствующих систем, однако дальше доводки дело не пошло. За пятнадцать лет, прошедшие после разработки системы Bighorn, ни одна страна не заинтересовалась им и даже не инициировала переговоры по контракту. Компания-разработчик продолжает совершенствование минометного комплекса, однако его перспективы остаются туманными.
***
Нетрудно заметить, что на протяжении последних лет развитие самоходных минометов идет в соответствии с двумя основными идеями. Первая из них подразумевает монтаж платформ с оружием и электроникой внутрь корпуса имеющихся машин (прежде всего, бронетранспортеров). В результате получается простой и удобный в использовании минометный комплекс, пригодный для выполнения всех возлагаемых на него задач. Вторая концепция заметно сложнее, хотя и подразумевает ощутимое увеличение боевых качеств. Возможности такого самоходного миномета растут благодаря использованию полноценной орудийной башни с большими углами вертикального наведения. Несмотря на очевидные преимущества, самоходные минометы второго типа вряд ли смогут полностью вытеснить боевые машины, сделанные в соответствии с первой идеей. Имея большие огневые возможности, «башенные» минометы серьезно проигрывают в стоимости и сложности конструкции. Поэтому в течение следующих лет даже в самых мощных и развитых армиях будут встречаться самоходные минометы обоих типов.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://globalsecurity.org/
http://army-technology.com/
http://armyrecognition.com/
http://strategypage.com/
http://military-today.com/
http://ruag.com/
topwar.ru
120-мм миномет «Солтам» | Военное оружие и армии Мира
Армия Обороны Израиля вслед за Францией и Финляндией перевела минометы калибра 120 мм из разряда «полковых» в «батальонные», предоставив тем самым пехотным подразделениям мощное средство огневой поддержки.
Такой «перевод» требовал облегчения миномета, чтобы он мог передвигаться с пехотой по любой местности, переноситься во вьюках тремя-четырьмя номерами расчета, перевозиться на автомобилях типа «джип», вьючных седлах или вертолетами, имея дальность стрельбы, заведомо перекрывающую размеры района действий, скажем, батальонной тактической группы.
ЛЕГКИЙ МИНОМЕТ К6
Оптимальным решением стал легкий 120-мм миномет, разработанный израильской компанией «Солтам». В свое время «Солтам» была создана совместно с известной финской компанией «Тампелла» (позднее финские партнеры вышли из дела), и первый 120-мм миномет «Солтам» М65 был копией финской модели 41/53. На его основе «Солтам» разработала легкий 120-мм миномет, получивший обозначение К5. Необходимость обеспечения стрельбы на «дальнобойном» заряде, создающем в канале ствола давление до 950 кг/см², заставила усиливать ствол миномета. Так появилась модификация К6.
УСТРОЙСТВО МИНОМЕТА
Миномет построен по традиционной схеме мнимого треугольника с опорой казенника гладкостенного ствола на опорную плиту и отдельным лафетом-двуногой с механизмами наведения.
Мина опускается в ствол с дула. В навинтном казеннике ствола собран ударно-спусковой механизм с взводимым ударником и спусковым тросом. Ствол и казенник пригоняются друг к другу и не взаимозаменяемы у разных минометов. Лафет-двунога включает винтовой подъемный механизм с вращающейся рукояткой. Нижняя часть стойки подъемного механизма шарнирно соединена с винтовым механизмом горизонтирования, изменяющим поперечный наклон стойки. В верхней части винт подъемного механизма соединен с вертлюгом, включающим поворотный механизм и прицел.
С обоймой ствола вертлюг соединяется через два пружинных амортизатора, предохраняющих прицел и механизмы наведения от ударов во время выстрела и возвращающих ствол в исходное положение после выстрела.
Энергия отдачи выстрела передается на грунт через опорную плиту. Пространственная сварная конструкция плиты с выступающими сошниками обеспечивает хороший контакт с грунтом и отсутствие сдвига в процессе стрельбы. По направлению миномет наводится вкруговую: грубо — перестановкой лафета-двуноги, точно — с помощью поворотного механизма.
Для перевозки миномета с боекомплектом служит отделяемый колесный ход в виде легкой сварной рамы на двух автомобильных колесах с торсионной подвеской.
Собранный миномет, уложенный на колесный ход, может буксироваться за автомобилем или перекатываться силами расчета. Миномет быстро отделяется от колесного хода опрокидыванием. При необходимости расчет может переносить миномет разобранным на три части во вьюках, но масса вьюка ствола (50 кг) и опорной плиты (62 кг) затрудняет их переноску в одиночку на большие расстояния. По своим характеристикам К6 «Солтам» сопоставим с советским 120-мм 2Б11, но легче его. Облегчение конструкции достигнуто соответствующей конфигурацией деталей и технологией изготовления.
МОДЕЛЬ М120/М121
В 1980-е годы американская армия задумалась о замене своих 107-мм минометов более мощной, маневренной и дальнобойной 120-мм моделью. В 1991 году для вооружения легкопехотных и воздушно-десантных частей выбран был израильский К6А3 «Солтам». Затем он стал основой батальонной минометной системы, принятой на вооружение Армии США в 1998 году. Система, предназначенная для вооружения батальонов как легких пехотных, так и механизированных частей, включала буксируемый миномет M120 и самоходный M121. М120 может буксироваться или перевозиться многоцелевым автомобилем М988 HMMWV, перебрасываться вертолетом. M121 — это тот же миномет, установленный на гусеничной бронемашине М1064А3 на базе бронетранспортера М113A3. Стрельбу можно вести как с бронетранспортера, так и с грунта — для этого на борту машины возится опорная плита.
БОЕКОМПЛЕКТ
Миномет К6 рассчитывался для стрельбы оперенными минами серий M58F и М57 с соответствующим набором зарядов и взрывателей. По мере службы и с расширением географии применения увеличивался и боекомплект.
В США в боекомплект вошли около десяти моделей мин, включая: три осколочно-фугасные (М933, М934, М934А1), различающиеся взрывателями и снаряжением, три осветительные (включая мину, работающую в инфракрасном диапазоне), дымовую, практическую; а также управляемую мину М395 (PGMM). Выстрелы с новыми минами несут основной метательный заряд и до четырех вновь разработанных дополнительных пучков пороха, выстрелы с минами М57, М68, М91 содержат до семи дополнительных пучков старого образца.
Кроме того, в комплект миномета М120 вошел вкладной ствол М303, позволяющий вести огонь 81 -мм минами.
СЛУЖБА И МОДИФИКАЦИИ
Кроме Армии Обороны Израиля миномет «Солтам» К6 поступил на вооружение армий Дании (под обозначением М/10), Египта, ФРГ, Индонезии, Ирака, Марокко, Словении (MN-9), корпуса морской пехоты Бразилии. Американский М120, в свою очередь, оказался на вооружении и мексиканской армий, чилийской военной полиции. Армия США впервые применила 120-мм минометы М120 в Афганистане, позже — в Ираке.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНОМЕТА М120 (К6А3 «СОЛТАМ»)
- Масса в боевом положении, кг: 144,7
- Масса в походном положении, кг: 326,1
- Масса отдельных частей миномета, кг:
— ствол:50
— лафет-двунога: 32
— опорная плита: 62 - Начальная скорость мины массой 13,65 кг: от 101 до 318 м/с
- Дальность стрельбы, м:
— максимальная: 7200
— минимальная: 200 - Максимальная дальность стрельбы управляемой миной, км: 12
- Боевая скорострельность, выстр./мин:
— максимальная: 16
— практическая: 4-5 - Угол возвышения ствола, град.: от 45 до 80
- Угол горизонтальной наводки без перестановки опоры, град.: 10
- Расчет, чел.: 5
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
5211warfor.me
Зарубежные самоходные минометы калибра 120 мм
Благодаря простоте конструкции и боевым качествам минометы давно и прочно заняли свое место в структуре артиллерии современных сухопутных войск. Вскоре после своего появления этот тип оружия начали устанавливать на различных самоходных шасси, что позволило значительно улучшить их мобильность и живучесть. Идея самоходного миномета дожила до наших дней и вряд ли от нее откажутся в ближайшее время. Бронированное колесное или гусеничное шасси дает боевой машине возможность быстро выходить на позицию и покидать ее, а новые более совершенные минометы способны эффективно поражать цели за минимальное время и с минимальным расходом боеприпасов.
Общие тенденции
В области самоходных минометов в последние годы наметились несколько тенденций, направленных на повышение боевых качеств. Прежде всего, необходимо отметить постепенный переход от систем калибра 81 или 82 миллиметра к более серьезным вооружениям. В течение последних десятилетий почти все ведущие страны стали активно развивать направление 120-мм самоходных минометов. Фактически подобное оружие представляет собой компромисс между весовыми и габаритными показателями и огневой мощью. При приемлемых размерах именно минометы калибра 120 мм позволяют посылать к цели сравнительно крупные боеприпасы на достаточно большое расстояние.
Одной из самых современных в мире гаубиц считается немецкая Panzerhaubitze 2000 (в сокращенном варианте — PzH 2000, где цифровой индекс указывает новое тысячелетие). Эксперты единогласно относят ее к совершенному образцу полевой артиллерии в мире, имеющей серийный выпуск.
Еще одна интересная тенденция, наблюдаемая в этой области, касается архитектуры боевых машин. Регулярно появляются новые самоходные минометы, вооружение которых располагается не внутри бронекорпуса, но во вращающейся башне. Такой «гибрид» классической САУ и миномета обладает преимуществами обоих классов техники и благодаря этому способен решать широкий круг задач. Самоходные минометы последнего времени почти всегда оснащаются продвинутой автоматизированной системой управления огнем и рядом другой электронной аппаратуры.
Кроме того, минометы осваивают и те приемы ведения огня, которые ранее были свойственны лишь гаубицам – например, MRSI или «шквал огня», когда орудие делает несколько выстрелов с максимальным темпом и разным возвышением ствола, из-за чего несколько мин подлетают к цели почти одновременно.
В области боеприпасов для самоходных минометов наблюдаются ровно те же тенденции, что и в прочих сферах вооружения. Наряду с осколочно-фугасными минами создаются новые типы корректируемых. Кроме того, предпринимаются попытки создания кассетных боеприпасов. Оружейники стремятся увеличить точность и могущество новых мин, а также пытаются увеличить дальность их полета. Последнее достигается в основном при помощи создания активно-реактивных мин, имеющих собственный реактивный двигатель. В настоящее время в США идет программа PERM (Precision Extended Range Munition – «Высокоточный боеприпас увеличенной дальности»), целью которой является создание корректируемой мины с дальностью полета до 16-17 км, что примерно вдвое больше аналогичного показателя обычных боеприпасов.
Рассмотрим некоторые зарубежные самоходные минометы, которые созданы в течение последних лет.
Германия
В конце девяностых годов немецкая компания Rheinmetall в инициативном порядке провела модернизацию гусеничного шасси Wiesel 1. Получившаяся машина Wiesel 2 с улучшенными характеристиками привлекла внимание военных и вследствие этого стала основой для нескольких разработок, в том числе и самоходного миномета. В 2004 году начались испытания двух 120-мм минометов на базе Wiesel-2. В состав нового комплекса Advanced Mortar System вошли три машины: собственно миномет, командный пункт с системами связи и управления, а также разведывательная машина.
Ввиду малых габаритов базовой машины Wiesel-2 120-мм миномет в боевом положении размещается за пределами ее бронированного корпуса. При переведении в походное он укладывается на специальные удерживающие устройства поворотом вперед и фиксируется. Миномет крепится на противооткатных устройствах, которые, в свою очередь, устанавливаются на поворотном лафете. Горизонтальное наведение осуществляется в пределах 30° от оси машины вправо и влево, вертикальное – в секторе от +35° до +85°. Боевая машина оснащена автоматизированной цифровой системой управления огнем. Для наведения используются ручные механизмы или приводы, управляемые СУО.
Максимальная дальность стрельбы при использовании новых боеприпасов, созданных «Рейнметаллом», превышает8 км. В укладках боекомплекта бронированной машины помещается до 30 мин. Экипаж боевой машины состоит всего из трех человек, один из которых – механик водитель. После модернизации бронешасси Wiesel-2 имеет боевую массу около 4,2 тонны, что делает его пригодным для перевозки по воздуху и десантирования.
В 2009 году Минобороны Германии и Rheinmetall подписали контракт, согласно которому в ближайшие годы армия получит 38 самоходных минометов Wiesel-2, а также по 17 разведывательных и командирских машин. Первые партии уже поставлены. Имеются сведения о продолжении поставок таких самоходных минометов после выполнения имеющегося контракта.
Израиль
В начале двухтысячных годов компания Soltam Systems создала систему CARDOM (Computerised Autonomous Recoil rapid Deployed Outrange Mortar – «Автономный компьютеризированный скорострельный миномет с увеличенной дальностью огня и противооткатными устройствами»), предназначенную для установки на различные шасси. Система CARDOM представляет собой набор технических средств, которые позволяют монтировать на имеющееся шасси нужный миномет соответствующего калибра.
На базовом автомобиле или бронетранспортере устанавливается поворотная платформа с системой наведения по горизонтали и вертикали. Для расширения списка пригодных к использованию шасси инженеры Soltam Systems предусмотрели противооткатные устройства, несвойственные минометам.
Помимо орудийной платформы в состав CARDOM входят системы навигации, баллистический вычислитель и другое оборудование. Основным типом оружия, пригодным для использования в системе CARDOM является 120-мм миномет Soltam K6 с полуавтоматической системой заряжания. При его использовании устройства наведения позволяют вести огонь в любом направлении на дальности до7,2 км(при использовании обычных мин). Опытный расчет может обеспечить скорострельность до 15-16 выстрелов в минуту.
Системы CARDOM уже состоят на вооружении израильской армии. Версия для Израиля монтируется на доработанное шасси бронетранспортера M113 и носит имя Keshet («Лук»). В середине прошлого 2012 года Soltam Systems в соответствии с договором поставила Испании первую партию систем CARDOM с 81-мм минометами, смонтированными на шасси четырехколесных автомобилей. Ожидается подписание контракта на поставку систем CARDON в США, где они будут монтироваться на шасси Stryker.
Китай
Ориентировочно в середине двухтысячных годов на вооружение Народно-освободительной армии Китая поступил новый самоходный миномет PLL-05, созданный компанией NORINCO и объединяющий в себе все плюсы миномета и пушки. На шестиколесном шасси WZ551 смонтирован новый боевой модуль с универсальным орудием, пригодным для ведения огня в широком диапазоне углов наведения. Стоит отметить, первые упоминания о PLL-05 появились еще в начале прошлого десятилетия, но тогда эта боевая машина предлагалась только на экспорт. Очевидно, несколько лет спустя, из-за отсутствия спроса, самоходный миномет переработали в соответствии с требованиями китайской армии и начали его серийное производство.
По своей концепции PLL-05 сильно напоминает советский/российский проект 2С9 «Нона-С»: на базовом шасси установлена башня с универсальным орудием, сочетающим в себе лучшие качества миномета и пушки. Боевой модуль PLL-05 вращается в горизонтальной плоскости на 360°, а система установки миномета позволяет вести огонь с возвышением от -4° до +80°. 120-мм миномет способен использовать широкий спектр боеприпасов. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин максимальная дальность стрельбы не превышает8,5 км. При стрельбе активно-реактивными минами этот показатель увеличивается до 13-13,5 км.
Также имеются сведения о существовании кассетной мины, несущей 30 бронебойных субэлементов. Заявленная пробиваемость – до90 мм. Также для миномета PLL-05 создан кумулятивный боеприпас, позволяющий поражать бронированные цели на дальностях до 1100-1200 метров. Максимальный темп стрельбы вне зависимости от типа боеприпаса – 7-8 выстрелов в минуту.
Боевой модуль PLL-05 с универсальным минометом калибра120 ммтакже может устанавливаться на других шасси. В частности, на выставках вооружений и военной техники демонстрировался вариант на базе восьмиколесного бронетранспортера Type 07P. Тем не менее, техника для армии делается на основе шестиколесной бронемашины. Вероятно, на этом сказались весовые показатели обоих вариантов: имеющиеся в НОАК PLL-05 примерно на пять тонн легче самоходного миномета на базе Type 07P. Таким образом, боевые машины с весом около 16,5 тонн могут перевозиться транспортными самолетами Shaanxi Y-8.
Объединенные Арабские Эмираты
Оригинальный подход к конструированию самоходных минометов применила компания IGG (International Golden Group) при создании боевой машины Agrab («Скорпион»). Этот самоходный миномет, в отличие от аналогичных машин зарубежного производства, был сделан на базе армейского автомобиля-внедорожника.
В качестве шасси для перспективной боевой машины инженеры IGG выбрали броневик RG31 Mk 6 MPV южноафриканского производства. Такой выбор был обоснован особенностями ландшафта Эмиратов и близлежащих регионов. Авторы проекта Agrab посчитали, что проходимость четырехколесного бронеавтомобиля будет достаточной для выполнения поставленных задач, а комплекс защиты, выполненный в соответствии с концепцией MRAP, обеспечит безопасность экипажа и оружия.
В задней части броневика разместили боевой модуль с высокими бронированными бортами. Перед стрельбой задний борт откидывается и при помощи специальной фермы приводит в боевое положение 120-мм миномет сингапурского производства SRAMS (Super Rapid Advanced Mortar System – «Сверхскоростная перспективная минометная система»). Точные углы наведения оружия неизвестны, но исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод о горизонтальном секторе шириной около 50-60 градусов и возвышении до 75-80. Внутри боевого модуля размещены укладки на 58 мин.
За ведение огня в боевом модуле SRAMS отвечает система управления огнем Arachnida. Электроника позволяет вычислять данные для стрельбы и передавать их на механизмы наведения. При необходимости расчет миномета может воспользоваться ручными механизмами. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин боевая машина Agrab способна обстреливать цели на расстояниях до 8-8,5 км. Максимальная дальность стрельбы осветительными минами не превышает 7-7,5 км. О существовании других боеприпасов пока ничего не говорилось, но калибр и характеристики миномета, вероятно, позволяют расширить номенклатуру применяемых мин.
Самоходный миномет Agrab создавался компанией IGG в инициативном порядке. В 2007 году начались испытания первого прототипа. Дальнейшие тесты и доводка перспективной боевой машины продолжались до 2010 года, после чего вооруженные силы Объединенных Арабских Эмиратов выказали желание приобрести партию новой техники. В 2011 году Минобороны ОАЭ заказало у IGG 72 самоходных миномета общей стоимостью около 215 млн. американских долларов.
Польша
В 2008 году свой проект самоходного миномета представила Польша. Тогда компания Huta Stalowa Wola (HSW) начала строительство первого прототипа нового боевого модуля RAK. Как и некоторые зарубежные разработки, новая польская башня с вооружением должна была сочетать в себе возможности миномета и пушки.
Первый прототип боевой машины RAK был собран на базе советской самоходки 2С1 «Гвоздика», что позволило сэкономить время на доработку шасси под новый боевой модуль. Внутри бронированного объема башни RAK помещен 120-мм казнозарядный миномет и все необходимые агрегаты. Заявленная скорострельность системы – до 10-12 выстрелов в минуту, что достигается при помощи автоматизированной системы заряжания. Вертикальные углы наведения миномета – от -3° до +85°; горизонтальные – без ограничений.
Для управления огнем используется система производства компании WB Electronics. Максимальная дальность поражения цели стандартной миной, как и у других самоходных минометов калибра120 мм, не превышает 8-8,5 километров. При использовании мин с дополнительным реактивным двигателем этот показатель увеличивается до12 км.
Первые прототипы самоходного миномета PAK делались на основе шасси самоходной артиллерийской установки «Гвоздика», но в дальнейшем компания HSW выбрала другое базовое шасси. Им стала бронемашина Rosomak, представляющая собой лицензионную версию финского бронетранспортера Patria AMV. По имеющимся данным, в настоящее время идет мелкосерийное производство самоходных минометов RAK, но информация о количестве собранных машин отсутствует.
Сингапур
Упоминавшийся выше миномет SRAMS, используемый в комплекса Agrab, был создан сингапурской фирмой STK (Singapore Technologies Kinetics) в конце девяностых годов и вскоре его приняли на вооружение. Боевой модуль SRAMS проектировался с учетом требований сингапурских военных, что значительно повлияло на его облик.
Так, боевая машина, поступившая на вооружение сингапурской армии, сделана на базе сочлененного гусеничного транспортера STK Bronco. Все агрегаты миномета располагаются на заднем звене машины, что позволило грамотно разнести оружие и аппаратуру. Миномет оснащен оригинальной системой заряжания: расположенные рядом со стволом агрегаты поднимают мину на уровень дульного среза и опускают ее в ствол. Подача мин на механизм заряжания осуществляется вручную. Таким оригинальным и в то же время сложным образом была решена проблема скоростного заряжания дульнозарядного миномета: он может делать до десяти выстрелов в минуту.
Сам миномет SRAMS устанавливается на противооткатных устройствах, а также оснащается оригинальным дульным тормозом. В результате этих мер значительно снижается отдача, что позволяет устанавливать боевой модуль на сравнительно легкие шасси наподобие автомобилей, как это сделано в комплексе Agrab. Горизонтальное наведение миномета SRAMS возможно лишь в пределах сектора шириной 90°. Вертикальное – от +40 до +80 градусов. Стрельба при этом ведется «через крышу» переднего модуля транспортера. Автоматизированная система управления огнем AFCS располагается в кабине гусеничной машины и позволяет поражать цели стандартной миной на дальностях до 6,5-6,7 км.
Самоходный миномет SRAMS на базе гусеничного шасси STK Bronco был принят на вооружение в первой половине двухтысячных годов и до сих пор остается основным подобным оружием в сингапурской армии. Для возможных поставок на экспорт компания STK проводила некоторые доработки конструкции боевого модуля. В частности, существует прототип на основе американского автомобиля HMMWV, оборудованный минометом SRAMS и опускаемой опорной плитой.
Финляндия и Швеция
В конце девяностых финская компания Patria в сотрудничестве со шведской BAE Systems Hagglunds создала оригинальный боевой модуль для самоходных минометов под названием AMOS (Advanced Mortar System – «Перспективная минометная система»). Он имел характерное отличие от зарубежных разработок подобного назначения, а именно два орудия. После нескольких лет проектирования, испытаний и доводки новая система поступила на вооружение армий Финляндии и Швеции.
Башни серийных финских и шведских самоходных минометов AMOS установлены на гусеничное шасси CV90. В самой башне размещены два 120-мм орудия, автоматика заряжания и вспомогательная аппаратура. В рекламе комплекса AMOS особо отмечалось, что он способен сделать десять выстрелов в течение четырех секунд. Однако практическая скорострельность двух минометов ограничена 26 выстрелами в минуту. Вращающаяся башня не оставляет мертвые зоны, а наклон блока стволов от -5 до +85 градусов позволяет стрелять стандартными минами на расстояние до10 км.
Стоит отметить, на определенной стадии испытаний удавалось забрасывать боеприпас на13 км, но более мощная отдача плохо сказывалась на агрегатах всей боевой машины. В связи с этим максимальную дальность стрельбы также ограничили. Система управления огнем позволяет рассчитывать углы наведения орудий с учетом внешних условий. При необходимости она обеспечивает стрельбу в движении со скоростью не более 25-30 км/ч, но в таком случае дальность эффективного огня сокращается в два раза.
Если нужно поразить цель в движении на расстоянии, близком к максимально возможному, существует еще один алгоритм работы вычислителей. При его применении все расчеты производятся на ходу, после чего следует короткая остановка и залп. Далее самоходный миномет может покинуть позицию и продолжить расчеты для атаки из другого места.
Финские и шведские вооруженные силы заказали несколько десятков самоходных минометов AMOS и активно применяют их на учениях. Для поставок на экспорт пришлось создать специальную модификацию боевого модуля с одним минометом. Такая башня получила название NEMO (NEw MOrtar – «Новый миномет»). От базовой конструкции NEMO отличается лишь несколькими деталями, прямо связанными с количеством вооружения.
Стоит отметить, одноствольный вариант финско-шведского миномета, в отличие от оригинальной системы, заинтересовал зарубежных покупателей. Уже выполняются заказы Саудовской Аравии, ОАЭ и Словении. Также желание приобрести боевые модули NEMO выказывала Польша, но контракт пока не подписан.
Швейцария
В конце девяностых годов швейцарская компания RUAG Land Systems представила свою новую разработку под названием Bighorn. Этот боевой модуль представляет собой поворотную платформу с минометом и набором электронного оборудования, предназначенную для установки на бронированные машины различных типов. Миномет Bighorn в первую очередь предлагался для установки на бронетранспортеры MOWAG Piranha, чем обусловлены его габариты, масса и сила отдачи.
120-мм миномет монтируется на поворотной платформе с подъемным механизмом и противооткатными устройствами. Последние, по официальным данным, позволяют сократить отдачу на 50-70% по сравнению с минометами, не использующими подобные механизмы. Модуль Bighorn предназначен для монтажа в десантном отделении любой подходящей бронемашины. Стрельба в таком случае ведется через открытый люк в крыше. Из-за этого горизонтальное наведение миномета возможно только в пределах сектора шириной 90°. Углы возвышения – от +40 до +85 градусов.
Заряжание производится полуавтоматической системой: расчет подает мины на специальный лоток и дальнейшая загрузка боеприпаса в ствол производится механическим устройством. Заявленная максимальная скорострельность – до четырех выстрелов за 20 секунд. Максимальная дальность при использовании самого мощного порохового заряда не превышает10 километров. Интересно расположение приборов управления огнем. Вся электроника скомпонована в небольшой консоли, располагающейся рядом с минометом. Управление наведением производится либо джойстиком, либо вручную, при помощи соответствующих механизмов.
Боевой модуль Bighorn мог стать основой для нескольких типов самоходных минометов на базе разных шасси. Испытывались варианты на основе MOWAG Piranha (Швейцария), FNSS Pars (Турция) и т.д. Во всех случаях были определены преимущества и недостатки миномета и сопутствующих систем, однако дальше доводки дело не пошло. За 15 лет, прошедшие после разработки системы Bighorn, ни одна страна не заинтересовалась им и даже не инициировала переговоры по контракту. Компания-разработчик продолжает совершенствование минометного комплекса, однако его перспективы остаются туманными.
***
Нетрудно заметить, что на протяжении последних лет развитие самоходных минометов идет в соответствии с двумя основными идеями. Первая из них подразумевает монтаж платформ с оружием и электроникой внутрь корпуса имеющихся машин (прежде всего, бронетранспортеров). В результате получается простой и удобный в использовании минометный комплекс, пригодный для выполнения всех возлагаемых на него задач.
Вторая концепция заметно сложнее, хотя и подразумевает ощутимое увеличение боевых качеств. Возможности такого самоходного миномета растут благодаря использованию полноценной орудийной башни с большими углами вертикального наведения. Несмотря на очевидные преимущества, самоходные минометы второго типа вряд ли смогут полностью вытеснить боевые машины, сделанные в соответствии с первой идеей.
Имея большие огневые возможности, «башенные» минометы серьезно проигрывают в стоимости и сложности конструкции. Поэтому в течение следующих лет даже в самых мощных и развитых армиях будут встречаться самоходные минометы обоих типов.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
army-news.ru
120-мм полковой миномет обр. 1938 г.
В начале Великой Отечественной войны в каждом стрелковом полку Красной Армии имелась минометная батарея, вооруженная четырьмя 120-мм минометами обр. 1938 г. Эти же минометы состояли на вооружении отдельных минометных батальонов (по 48 минометов в каждом батальоне).
120-мм миномет широко использовался для поражения живой силы и огневых средств противника. Большая крутизна траектории полета мин позволяла уничтожать закрытые цели, не поражаемые огнем стрелкового оружия и артиллерийским настильным огнем.
Этот миномет был разработан в конструкторском бюро под руководством Б.И. Шавырина и представлял собой гладкоствольную жесткую систему (без противооткатных устройств) со схемой мнимого треугольника.
Основными элементами его конструкции является стол, двунога-лафет, опорная плита и прицельные приспособления.
Ствол миномета состоит из трубы, казенника со стреляющим приспособлением, обтюрирующего кольца, предотвращающего прорыв пороховых газов в месте соединения трубы с казенником, а также хомута с опорами для укладки и крепления ног двуноги по-походному. Канал трубы гладкий, полированный. В дульной части канал имеет конусную фаску для обеспечения удобства заряжания (направление стабилизатора мины при опускании ее в ствол).
Двунога-лафет поддерживает ствол, придает ему необходимые углы вертикальной и горизонтальной наводки. На ней размещены подъемный, поворотный, горизонтирующий механизмы и прицельные приспособления. Чтобы двунога с прицельными приспособлениями при выстреле не получала резких ударов, миномет имеет амортизатор, пружина которого смягчает жесткие толчки на двуногу.
Углы возвышения миномета (вертикальная наводка) обеспечиваются определенной установкой двуноги-лафета и подъемным механизмом.
Горизонтальная наводка осуществляется с помощью поворотного механизма и перестановкой двуноги-лафета.
В отличие от 82-мм миномета, опорная плита 120-мм миномета представляет собой арочную конструкцию. Ее верхний лист изготовлен методом глубокой штамповки и опирается на приваренные к нему ребра жесткости.
120-мм минометы обр. 1938 г. комплектовались коллиматорными прицелами МП-41 или МП-42 и стойками, применявшимися при построении параллельного веера.
Стрельба из миномета может вестись как самонаколом капсюля хвостового патрона на боек, так и с помощью стреляющего механизма. При стрельбе самонаколом обеспечивается максимальная скорострельность до 15 выстрелов в минуту, стрельба с помощью стреляющего приспособления обычно используется для обеспечения безопасности расчета при обращении с мощным выстрелом.
Боевой выстрел 120-мм миномета состоит из мины, взрывателя, хвостового патрона и дополнительных зарядов.
Основной заряд находится в хвостовом патроне. Дополнительные заряды служат для сообщения мине добавочных скоростей в зависимости от требуемой дальности и представляют собой равновесные пучки пороха в матерчатых картузах прямоугольной формы. Они надеваются на трубку стабилизатора мины и крепятся на ней с помощью петли.
В боекомплект миномета входят следующие мины:
- осколочно-фугасная стальная мина ОФ-843;
- осколочно-фугасная чугунная мина ОФ-843А;
- фугасная стальная мина Ф-843;
- дымовая чугунная мина Д-843А;
- зажигательная чугунная мина «ТР» 3-843А.
Кроме того, для стрельбы из миномета нередко применялись трофейные немецкие мины «12 см. Wgr. 42».
Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасной чугунной миной ОФ-843А весом 15,9 кг составляет 5700 м.
Для перевозки миномета был разработан колесный ход, который прицеплялся к передку с боеприпасами. Колеса этого хода имеют разъемные металлические диски и шины, заполненные губчатой резиной. Перевозка производилась четырехконной запряжкой.
Миномет на колесом ходе мог транспортироваться также в прицепе за автомашиной со скоростью, не превышающей 18 км/ч при движении по булыжной мостовой, и со скоростью до 35 км/ч при движении по асфальтовому шоссе. Транспортирование за автомашиной с большей скоростью не допускалось, так как вследствие отсутствия на ходе подрессоривания были возможны поломки хода.
Кроме того, миномет с колесным ходом без передка мог быть погружен в кузов автомашины. При этом он перевозился со скоростью, допускаемой автомашиной. Эта же автомашина использовалась для перевозки расчета и мин, уложенных в парковые ящики.
На близкое расстояние миномет на колесном ходе может перемещаться и вручную — усилиями расчета.
На 1 июня 1941 г. Красная Армия имела около трех тысяч 120-мм минометов образца 1938 г. После начала войны производство этого миномета, а также его упрощенного варианта было развернуто в необычайно больших объемах. Некоторые заводы сдавали военной приемке по 500 минометов в месяц.
Технические данные 120-мм миномета обр. 1938 г.:
- Калибр — 120 мм
- Начальная скорость мины — 272 м/с
- Вес в боевом положении — 275 кг
- Боевая скорострельность — 15 выстр./мин.
- Дальность стрельбы — 5700 м
- Вес мины — 15,90 кг
don1942.ru
Про длинноствольные миномёты — Артиллерия
Камрад ivagkin любезно поделился с сообществом переведённой им статьёй из сербского журнала Kalibar. Так как это его первый переводческий опыт, просьба не придираться и зрить в корень. На мой взгляд вышло очень достойно. Так держать! Спасибо за проделанную работу!Автор оригинального текста: Доктор Себастьян ДалошЗамена традиционных калибров миномётовТрадиционные калибры миномётов остались без изменений со времени окончания Второй Мировой войны. Тем не менее, для получения большей мобильности и осуществления огневой поддержки с применение современных знаний по аэродинамике и баллистике, при неизменном весе миномётов, появились предпосылки для замены классических моделей этого оружия.
Одной из важнейших характеристик миномёта, как основного вида артиллерийского орудия огневой поддержки, является возможность транспортировки, соответственно обеспечение мобильности, одного из основных условий успешного выполнения поставленных задач и выживания на поле боя. На сегодняшний день существует несколько способов обеспечения мобильности миномётов: переноска силами расчёта, перевозка бронесредством или установка миномёта на бронированном транспортёре, т.е. получается самоходный миномёт (установка в пространстве, используемом для установки орудийной башни и для транспортировки пехоты). Какой метод обеспечения подвижности применим прежде всего зависит от массы миномёта: миномёты калибра 50/51мм и миномёт Коммандо калибра 60мм переносил один солдат, в то время как миномёты калибром от 60-ти и 81/82мм переносятся по частям и имеют расчёт из 3-4х человек. Миномёты калибра 120мм слишком тяжёлые для переноски и поэтому их транспортировка осуществляется автомобильным транспортом.Дальность стрельбы и эффективностьЧто больше всего «беспокоит» солдат, транспортирующих миномёт, так это масса последнего. Конечно, не только масса самого миномёта, но и боеприпасов к нему. Традиционно миномёты калибра 60мм считаются ротными или миномётами для отделения, в то время как калибры 81/82мм являются батальонными. Это определяется и их дальностью стрельбы — в то время как классические миномёты калибра 60мм имели максимальную дальность стрельбы 1,8 — 2,5км и массу 12 — 20кг, миномёты калибра 81/82мм (на Западе — 81мм, на Востоке — 82мм) имеют дальность стрельбы 4,5 — 5.5км и массу 35 — 45кг. Рядом с этими характеристиками, которые ясно проводят границу между миномётами, важное значение имеют характеристики используемых боеприпасов, как то масса мины, масса заряда ВВ в ней и радиус поражения. По первым двум параметрам миномёты калибра 81/82мм имеют значительное превосходство над миномётами калибра 60мм. Данные из литературы, касательно мин калибра 60 и 82мм, говорят в пользу этого: 60мм мина М73 имеет массу 1,35кг, масса заряда ВВ 220г и дальность стрельбы 2550м, в то время как 82мм мина М72/74, того же поколения, имеет массу 3,05кг, в три раза больше массу заряда ВВ — 680г и дальность стрельбы 4943м. Также существуют значительные различия в радиусе поражения, который также больше у мины большего калибра: 16м2 для 81/82мм и 11м2 для 60мм, (характеристикой поражения считается попадание одного осколка на 1 м2). В то же время, развитие техники и технологий достигли прогресса и в дальности стрельбы и в эффективности поражения. Всё это явилось предпосылкой для нового поколения миномётов калибра 60 мм, которые могут встать в один строй с миномётами калибра 81/82 мм.Наведите на изображение для просмотра описания
Преимущества длинноствольных 60мм миномётовЮжноафриканская республика является первым государством, которое заменило миномёты калибра 81мм длинноствольными миномётами калибра 60мм. Такое решение повлекло упрощение логистики и экономию на различных уровнях, которая, в последнее время, является общей тенденцией для армий зарубежных государств.
Что такое длинноствольные миномёты? Физика относительно проста — длинный ствол обеспечивает высокий КПД порохового метательного заряда. Увеличение дальности полёта обеспечивается хорошей аэродинамической формой мины. В то же время увеличивается и объём мины. Больший объём увеличивает радиус поражения по средствам увеличения количества осколков и массы ВВ в мине. Одним из первых миномётов данного вида был французский миномёт Thomson Brandt LR, с длиной ствола 1350мм (вместо обычных 650мм, у некоторых 800мм) и отличной комбинацией массы (23кг) с максимальной дальностью стрельбы до 5000м. Из приведённых выше данных видно, что LR приблизительно равен миномётам калибра 81/82мм. Это ещё более убедительно, если знать, что масса «увеличенной» мины составляет 2,2кг. Дополнительные сведения о минах данного класса может дать отечественная мина М90, массой 2,1кг. Масса основного заряда 400г, а радиус поражения точно такой же как и у 82-мм мины М72/74 — 16м. Отечественный вариант французского миномёта LR — М94 имеет дальность стрельбы 5200м и массу 23,5кг, хотя некоторые иностранные миномёты данного класса ещё более лёгкие. Типичный пример это испанский миномёт L-L: масса 6,6кг, дальность стрельбы 4,6км при массе мины 2,05кг и массе основного заряда 355г.
Также серьёзным преимуществом 60мм длинноствольного миномёта является его боекомплект. Так, расчетная масса мины для 60-мм длинноствольного миномёта сильно отличается от мины для 81-мм миномёта, при практически одинаковых характеристиках (так, современный британский миномёт L16 имеет массу 38кг, дальность стрельбы 5650м, масса мины 4,2кг, масса основного заряда 750г), т.е. можно взять четыре дополнительных мины. Также получается солидный выигрыш в массе комплекта миномёт+боекомплект: вместо 10 мин калибра 81мм можно взять 26 мин калибра 60мм. Ещё одной положительной стороной миномёта калибра 60мм является его скорострельность — 30 выстрелов в минуту вместо 20, также не следует игнорировать уменьшение расчёта с 4 до 3 человек.Наведите на изображение для просмотра описания
Удлинённые стволыВстаёт вопрос — возможно ли, удлинением стволов и улучшением боеприпасов, улучшить характеристики миномётов калибра 81 и 82мм? Ответ не однозначный. С одной стороны — дальность стрельбы миномётов этого калибра может существенно возрасти. Не надо далеко ходить — отечественный М94 имеет дальность стрельбы 7,2км, массу 41кг и радиус поражения 18м. Ясно, что данное орудие преобладает над 60мм по дальности стрельбы, в то время как радиус поражения его мины выше всего на 26%. В реальных условиях боя, это даёт незначительное преимущество. В то же время, возникает вопрос; а могут ли дальнобойные миномёты калибра 81/82мм, как и 60мм, стать альтернативой калибру 120мм? Нет, конечно. Не смотря на то, что дальность стрельбы пусть и превысит дальность обычного 120мм, но миномёты калибра 120мм с активно-реактивной миной имеют ещё большую, на несколько километров, дальность стрельбы. Активно-реактивная мина не «рентабельна» в калибре 81/82мм, из-за малого объёма самой мины, малой массы и эффективности головной части. Большая по размеру и массе 120мм мина часто используется для оснащения её кассетной боевой частью и системой корректировки. Британцы разработали мину Merlin с миллиметровой активной системой, для своего 81мм миномёта L16, но её не приняли на вооружение из-за относительно небольшой головной части и довольно высокой цены. С другой стороны, шведская 120мм мина Strix, с инфракрасным самонаведением, уже продолжительное время находится в употреблении. Также на рынке вооружений предлагаются российские мины Китолов и Грань с лазерным наведением. Есть и американская мина М395 PGMM с комбинированным GPS и лазерным наведением на цель. При этом, первые две оснащены кумулятивной головной частью, эффективную против основных боевых танков, в то время как остальные боеприпасы имеют осколочно-фугасную головную часть. (не совсем понятно о каких боеприпасах идёт речь в статье) Стоит отметить, что применение нарезных стволов на некоторых миномётах даёт большую точность по отношению к стрельбе стандартными минами. Это даёт потенциал распространения более лёгких, длинноствольных 60мм миномётов.
Данная тенденция и новое поколенье миномётов калибра 60 и 120мм (с новыми боеприпасами и/или нарезным стволом) заменит миномёты калибра 81/82мм и завладеет их нишей, как в ЮАР и возможно ещё других государствах, но это покажет время.
Наконец, нарезы на некоторых моделях обеспечивают 120-мм миномётам большую точность в сравнении с конкурентами при стрельбе обычными минами. Одновременно 81/82мм это себе не могут «позволить» из-за возможного увеличения массы за пределы установленных границ транспортировки средствами расчёта. Кажется, что и тут, больший потенциал в увеличении имеют легкие, длинноствольные миномёты калибра 60мм.
Время покажет, сможет ли новое поколению минометов 60 и 120мм (с управляемыми боеприпасами и нарезами) заменить минометы 81/82мм в мире, за исключением Южноафриканской Республики и некоторых других стран. Они безусловно отхватят свой «кусок пирога», но какого размера будет этот кусок зависит от дальнейшей жизнеспособности лёгких пехотных систем в бою и от того сколько осталось существующему вооружению до появления какой-нибудь новой концепции минометов и боеприпасов 81/82мм, которые будут лучше справляться с текущими задачами.
Наименования изделий и их характеристики сохранены в переводе без изменений.
по теме.
ru-artillery.livejournal.com
120-мм миномет МО-120-60. Артиллерия и минометы XX века
120-мм миномет МО-120-60
Батальонный тяжелый миномет М0-120-60 разрабатывался французской фирмой «Гочкис Брандт» (ныне «Томпсон Брандт») для огневой поддержки подразделений альпийских стрелков и воздушно-десантных войск. В соответствии с этим все усилия конструкторов были направлены на снижение веса орудия. За счет минимизации размеров и использования легких сплавов и высокопрочных сталей вес миномета в боевом положении составил всего 94 кг (для сравнения: обычные 120-мм минометы весят 250–300 кг). Однако в этом есть и свои недостатки. Довольно легкая и небольшая опорная плита отрицательно сказалась на устойчивости миномета при стрельбе зарядами повышенной мощности, в результате чего его применение в пехотных частях ограниченно.
Стандартная конструкция миномета включает гладкий ствол с казенником, двуногу-лафет с механизмами горизонтирования, наводки и амортизатором, а также опорную плиту и прицел. Стрельба ведется на накол или с помощью спускового шнура. В боекомплект могут входить любые типы осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин, используемых для ведения огня из 120-мм минометов, а также активно-реактивная мина с дальностью стрельбы 6670 м.
На большие расстояния миномет перевозится вместе с расчетом и боекомплектом в кузове автомобиля. В случае перевозки вьючными животными или переноски расчетом он разбирается на три части весом 34 кг (ствол с казенником), 24 кг (двунога-лафет) и 36 кг (опорная плита).
Тактико-технические данные
Тип: тяжелый миномет
Калибр, мм: 120
Расчет, чел.: 3
Вес в боевом положении, кг: 94
Начальная скорость снаряда, м/с: 240
Скорострельность, выстр/мин: 12–15
Макс, дальность стрельбы, м: обычной миной — 4200, активно-реактивной миной — 6670
Вес снаряда, кг: 13–13,8
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
Тяжелые минометы | Стрелковое оружие
120-мм миномет фирмы «Солтам» а походном положении. На обрезе ствола закреплен буксировочный крюк. Слева изображена осветительная мина производства израильской компании IMI. Обратите внимание на шесть дополнительных пороховых зарядов, установленных на хвостовике для увеличения дальности стрельбы.
120-мм миномет фирмы «Брандт» в момент перевода в боевое положение. Ствол упирается в плиту, а его центральная часть удерживается колесной базой. Вес мины составляет 18,7 кг.
К тяжелым минометам относят минометы калибром свыше 102 мм, стрельба из которых ведется минами тяжелее 7 кг на дальности свыше 6000 м. Оружие данного типа позволяет наносить мощные удары на дальних дистанциях, но в то же время не отличается высокой мобильностью. В Австрии компания «ЗМИ» выпускает минометы различных типов, самым крупным из них является 120 мм миномет М12, разработанный для австрийской армии, но также поставляемый на экспорт.
Как и многие другие образцы такого калибра, конструкция его создана на основе советского 120-мм полкового миномета образца 1938 года, однако применение специальных сплавов позволило уменьшить вес, а также использовать более мощные дополнительные заряды, что повысило дальность стрельбы. Миномет М12 относительно прост в использовании, для него разработан специальный лафет с противооткатными ус тройствами. Для него выпускаются специальные боеприпасы: осколочно-фугасная мина НЕ-78 весом 14,5 кг (вес боевой части — 2,2 кг) с дальностью стрельбы 8500 м.
Французы ведут
Во Франции компания «Брандт» выпускает легкие и средние минометы калибра 60 и 81,4 мм, но наибольшую известность получил ее 120-мм тяжелый миномет. Именно с таким калибром миномет может стать многоцелевым дополнением к полевой артиллерии, а в некоторых армиях они используются вместо обычных орудий. Наибольшее сходство с орудиями полевой артиллерии имеют нарезные минометы, хотя они и ведут огонь исключительно по навесной траектории.
Стрельба из нарезных минометов ведется минами с ведущими поясками дальность стрельбы активно-реактивных боеприпасов увеличена за счет использования специального реактивного двигателя, который включается в момент достижения миной наивысшей точки траектории полета. 18,7 кг осколочно-фугасной активно-реактивной миной можно стрелять на дальность до 13 000 м. Несмотря на свои габариты и вес, нарезные минометы «Брандт» обладают неплохими характеристиками.
Основными минометами компании «Брандт» являются легкий миномет М0-120-60 усиленный М0-120-М65 тяжелый МО-120-АМ50 а также миномет M0-120LT и нарезной MO-120-RT-61. Американский 106,7-мм миномет был разработан еще в годы Второй мировои войны для стрельбы дымовыми минами. С того времени он несколько раз подвергался модернизации и усовершенствованиям, так что мало кто узнает в 4,2 дюймовом миномете его нынешнюю модификацию — 107-мм миномет МЗО.
Это нарезной миномет, стрельба из которого ведется минами, стабилизируемыми в полете вращением. Вместо прежней многоугольной опорной плиты в МЗО применена тяжелая поворачивающаяся платформа, на которой закреплен упор, поддерживающий ствол. Ствол можно развернуть на плите, он оснащен противооткатными устройствами для погашения достаточно мощной силы отдачи, возникающей при выстреле.
В результате вес миномета в боевом положении превышает 300 кг. Это достаточно много, и, чтобы быстро сменить огневую позицию в бою, расчету требуется транспортное средство. Многие минометы МЗО устанавливаются на шасси БТР М113, стрельбы ведутся через люк в крыше десантного отделения.
Разнообразные мины
Мины для М30 более похожи на артиллерийский снаряд, чем на обычные минометные боеприпасы. В настоящее время существуют по меньшей мере три типа осколочно-фугасных мин: два дымовых, два — в химическом снаряжении и осветительная мина для этого миномета. Израильская компания «Солтам» также выпускает минометы различных типов, но известность она получила благодаря своим тяжелым минометам — двум типам калибра 120 мм и одному 160 миллиметровому.
Несмотря на то, что все они достаточно массивны и устанавливаются на специальных колесных лафетах, один 120-мм миномет получил обозначение 120-мм легкий миномет, а второй — М65 стандартный миномет. Облегченный миномет предназначен для пехотных частей, он перевозится на специальной колесной тележке, которую можно катить вручную.
Стандартный миномет имеет больший вес и поэтому буксируется транспортным средством. По дальности стрельбы разница между ними незначительна, хотя стандартный вариант и имеет некоторое преимущество. Стрельба из них ведется одинаковыми минами, оба варианта могут устанавливаться на шасси бронетранспортера. Вес 120-мм мины составляет 12,9 кг, из которых 2,3 кг — масса боевого заряда.
Минометы особой мощности
Расчет 160-мм миномета «Солтам» М-66 состоит из 6-8 человек. Ствол его слишком длинен для заряжания с дульной части, поэтому миномет оснащен затвором. Стрельба 40-кг миной ведется на дальность до 9300 м. Масса миномета достигает 1700 кг, поэтому зачастую он устанавливается на шасси танка.
На вооружении Советской Армии находились различные тяжелые минометы, в том числе 107-мм горновьючный полковой миномет образца 1938 г, 120-мм полковой миномет образца 1938 г. 120-мм полковой миномет образца 1943 г и 160-мм тяжелый миномет образца 1943 г, относящиеся к периоду Второй мировой воины. 160 мм миномет используется для обеспечения огневой поддержки в звене дивизия — корпус.
Это большой и тяжелый казнозарядный миномет, последняя модификация которого имеет обозначение М-160 240-мм миномет М-240 — оружие большой мощности, которое впервые было продемонстрировано в 1953 году. В походном положении длина миномета составляет 6,51 м, перевозка осуществляется на колесной тяге. Во многих отношениях М-240 схож со 160-мм минометом М-160 М-240 — казнозарядный, для заряжания ствол опускается вперед и вниз. Затвор открывается, заряжается мина и пороховой заряд, после чего затвор закрывается и ствол поднимается.
Длина ствола М-240 — 5,34 м, масса миномета составляет 3610 кг. Размеры и вес сказываются на характеристиках этого оружия 100 кг осколочно-фугасная мина позволяет вести стрельбу на 9700 м, при этом начальная скорость полета мины — 362 м/с. Этот миномет обслуживается расчетом из девяти человек, максимальная скорострельность — один выстрел в минуту.
Некоторые другие страны
Также выпускают тяжелые минометы. К примеру, Финляндия, чья компания «Тампелла» производит 120-мм миномет М-40 и 160-мм миномет М-58. В Испании компания ECIA разработала 105-мм миномет model L, 120-мм миномет model L и модель 5L. Шведская компания «Бофорс» создала 120-мм миномет М/41С. В Швейцарии компания «Ваффенфабрик» производит 120-мм минометы модель 64 и модель 74.
Тяжелые минометы характеристики:
120-мм миномет «Солтам»
|
Солтам- М-66
|
120-мм полковой мннемет образца 1943 г.
|
М12
|
«Брандт» M0-120-RT-61
|
Миномет М30
|
infoguns.com