Стражи Каспия. Репортаж с ракетного корабля «Дагестан»
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Стражи Каспия
Репортаж с ракетного корабля «Дагестан»
Николай Протопопов
Самое современное вооружение, новейшее радиолокационное оборудование и стелс-технологии — на ракетном корабле «Дагестан» Каспийской флотилии собраны воедино и доведены до идеала все последние наработки российского оборонно-промышленного комплекса. Экипаж корабля с почетным званием флагмана первым в истории российского Военно-морского флота успешно применил ракетный комплекс «Калибр» по реальным целям. О лучшем корабле Каспия — в репортаже РИА Новости.
Первый во всем
«Дагестан» пришвартован рядом с братом-близнецом «Татарстаном» — головным кораблем серии 11661 — у причальной стенки в порту Махачкалы. С недавнего времени это главный пункт базирования Каспийской флотилии. Из Астрахани сюда перешли более двадцати кораблей. Здесь сформирован полк морской пехоты и заступили на дежурство истребители Су-30СМ.
РК «Дагестан» в порту Махачкалы
Ракетные корабли «Дагестан» и «Татарстан»
РК «Татарстан» и «Дагестан» у причала в Махачкале
Вид на РК «Татарстан»
Ракетный корабль «Татарстан»
РК «Дагестан» в порту Махачкалы
Теперь у моряков существенно сократилось время выхода в районы предназначения и решены проблемные вопросы применения кораблей осенью и зимой.
Внешне «Дагестан» и «Татарстан» абсолютно одинаковые.
Но «начинка» разная — «Дагестан» вооружен самым современным на сегодняшний день в российском флоте оружием — комплексом «Калибр-НК», в то время как «Татарстан» — противокорабельным «Ураном».
Пусковые установки «Калибр-НК» РК «Дагестан»
Люки пусковых установок «Калибр-НК»
Пусковые установки «Калибр-НК» РК «Дагестан»
«Дагестан» спустили на воду в 2012-м со стапелей Зеленодольского судостроительного завода. За годы службы экипаж корабля выходил на десятки учений, отработал сотни учебно-боевых задач, выполнил множество артиллерийских и ракетных стрельб. Но самым важным для большинства моряков стал день первого в истории ВМФ боевого применения ракетного комплекса «Калибр-НК». В ночь на 7 октября 2015-го группировка кораблей Каспийской флотилии нанесла сокрушительный удар по позициям и объектам террористов в Сирии. Это сразу же вывело Военно-морской флот России на новый уровень и заставило потенциальных противников пересмотреть возможности отечественного оружия.
Хотя подробности этой операции члены экипажа «Дагестана» не раскрывают, каждый признается, что она им особенно запомнилась. «Конечно, я чувствовал большую ответственность. Были и определенные переживания, потому что никто ни разу не производил стрельбу «Калибром» сразу в таком количестве. Но благодаря профессионализму моряков мы с честью и достоинством выполнили эту миссию без сучка и задоринки», — рассказывает командир «Дагестана» Аюп Дадаев.
Способен на многое
Капитан 2-го ранга Дадаев командует «Дагестаном» четвертый год, и у него большой опыт руководства другими кораблями. Учился он на подводника — окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания в Санкт-Петербурге, изучал ракетное вооружение стратегических ракетоносцев проекта 667БДРМ. Но карьера началась со службы в Астрахани на базовых тральщиках, о чем он, кстати, не жалеет.
Командир РК «Дагестан» Аюп Дадаев
«Для меня тральщики — особенные корабли. Да, они не такие мощные и вооруженные, как «Дагестан», у них совсем другие задачи. Но их я всегда вспоминаю с большой теплотой. Наверное, это связано с тем, что там происходило мое становление как офицера», — признается командир.
О «Дагестане» Дадаев отзывается только положительно — по маневренности и скоростным характеристикам считает корабль очень подходящим для Каспия.
Такого же мнения и остальные члены экипажа, которых на борту «Дагестана» около ста человек. Моряки обеспечены всем необходимым для комфортного автономного плавания в течение нескольких недель. На корабле — стотонный запас воды, опреснительная установка, хорошо оборудованный камбуз, в каютах и кубриках — вентиляционные системы и кондиционеры. В длительных походах оборудуется спортзал. Правда, от сауны отказались — командир считает это излишеством.
«Дагестан» с легкостью бы выдержал и длительные походы в дальнюю морскую зону — несколько раз он находился в море больше месяца. Но из-за непростого географически изолированного расположения Каспийского моря корабль довольно сложно вывести в другие акватории по внутренним путям.
Штурвал РК «Дагестан»
Ходовая рубка РК «Дагестан»
Рубка РК «Дагестан»
Вид из ходовой рубки РК «Дагестан»
Баллоны с воздухом на РК«Дагестан»
Штурвал РК «Дагестан»
Перед включением в состав флота «Дагестан» испытывали в Черном море, а когда доставляли на постоянное место службы, пришлось срезать мачту и снимать винты. Это трудозатратные и дорогостоящие работы, поэтому покидает Каспийское море «Дагестан» очень редко, лишь для планового ремонта.
Гроза морей
По словам Аюпа Дадаева, Каспийское море считается «морем дружбы» среди прикаспийских стран. Тут не принято афишировать применение вооружения в рамках боевой подготовки. «Явных противников у нас здесь нет, но даже если и появятся, они нам далеко не соперники», — отмечает Дадаев.
Артустановка АК-176М
Это подтверждает обилие и разнообразие артиллерийского вооружения «Дагестана». На носу — модернизированная 76,2-миллиметровая артустановка АК-176М, работающая в четырех режимах — от полностью автоматического до ручного — и способная выпускать до 120 снарядов в минуту. АК-176М чаще, чем другое вооружение корабля, используют во время учений в море для уничтожения видимых береговых и воздушных целей. Артиллеристам это оружие по душе из-за точности, кучности стрельбы, простоты конструкции и неприхотливости. Рядом — восемь пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-НК».
Еще одна небольшая пушка на носу — не боевая. Она для салютов — стреляет специальными снарядами, производящими звуковой эффект во время праздничных мероприятий.
Гордость артиллеристов — высокоточный зенитно-артиллерийский комплекс «Палаш», возвышающийся над палубой ближе к корме. Два шестиствольных автомата этого монстра выпускают за минуту до десяти тысяч 30-миллиметровых снарядов и способны буквально распилить пополам самолет, вертолет или корабль противника. «Палаш» работает и по противокорабельным ракетам.
Корму «Дагестана» прикрывает 30-миллиметровая установка АК-630М, а по бортам расположены 14,5-миллиметровые пулеметы для уничтожения небольших надводных целей, плавсредств террористов, пиратов или диверсантов.
Ощетинившийся десятком стволов «Дагестан» может противостоять любому противнику, если тот осмелится нарушить сложившийся баланс в Каспийском море.
Зенитно-артиллерийский комплекс «Палаш» РК «Дагестан»
Крупнокалиберный пулемет на РК «Дагестан»
Зенитно-артиллерийский комплекс «Палаш» РК «Дагестан»
Управляют «Дагестаном» всего несколько человек. В ходовой рубке во время походов находятся рулевой, вахтенный офицер, контролирующий правильное исполнение команд, а при плохих метеоусловиях, сложных маневрах, таких, например, как швартовка, сюда поднимается и командир.
Под верхней палубой — командный пункт. Сюда поступают координаты целей, информация от радиолокационных станций и спутников. Отсюда уходят команды боевому расчету корабля на открытие огня.
Ниже — машинное отделение. В крейсерском режиме «Дагестан» движется с помощью дизельного двигателя мощностью восемь тысяч лошадиных сил, разгоняющий корабль до 10-15 узлов.
Командный пункт РК «Дагестан»
Машинное отделение РК «Дагестан»
Газотурбинная установка на корабле
Командный пункт РК «Дагестан»
Кроме того, есть две газотурбинные установки по 16 лошадиных сил каждая. Благодаря им «Дагестан» развивает скорость до 32 узлов. По словам мотористов корабля, силовая установка очень надежна и проста в обслуживании.
Ученье — свет
Сейчас в Каспийской флотилии в самом разгаре зимний период обучения. На «Дагестане» отрабатывают курсовые задачи, весь февраль и весну корабль будет выходить в море.
Корабли Каспийской флотилии
По словам Аюпа Дадаева, экипажу предстоит изучить множество нововведений в тактике и управлении кораблем.
«Мы всегда движемся вперед, да и время требует этого от нас. Заметно улучшенные тактико-технические характеристики кораблей, возможности вооружения и электронного оборудования позволили нам разработать за последние годы порядка десяти новых и нестандартных способов борьбы с кораблями, авиацией и ракетным оружием вероятного противника», — подчеркивает Дадаев.
08:00 15.02.2019 (обновлено: 11:15 14.02.2020)
корабль проекта 11661 Каспийской флотилии. Фото и вооружение ракетного корабля Дагестан
Последние годы ознаменовались медленным, но все же верным выходом флота из той глубочайшей ямы, в которой ВМФ оказался после развала СССР. В частности, впервые за многие годы на воду начали реально спускать действительно новые корабли, построенные именно в Российской федерации. Таким, к примеру, является корвет «Дагестан». Корабль этот уже успел завоевать немалую известность, удачно отстрелявшись крылатыми ракетами по базам террористов на территории Сирии. Как же создавался и сам «Дагестан», и прочие корабли проекта 11661?
Начало разработки
Еще в начале 1980-х годов оказалось, что страна остро нуждается в достаточно большом количестве кораблей, предназначенных для охраны прибрежной зоны. Новые суда стали бы логичной заменой проекта 1124. Необходимость в новой модели возникла по причине того, что сторожевые корабли проекта 11540 начали «продвигать» для решения более масштабных задач. В частности, их планировалось отправить на замену уже успевшего устареть проекта 1135.
Ответственным за разработку назначали опытного конструктора Ю. А. Никольского, а затем В. Н. Кашкина, которые уже успели прекрасно себя зарекомендовать, работая на Зеленодольском судостроительном заводе. Именно благодаря их труду и появился ракетный корабль «Дагестан».
Требования заказчика
Заказчики из ВМФ сразу же потребовали, чтобы в конструкцию была заложена гидроакустическая станция. Из-за этого водоизмещение пришлось увеличить сразу до 2000 тонн, что приблизило проектируемые суда к «конкурентному» проекту 12441. Впрочем, эти корабли имели более мощное ракетное вооружение и площадку для противолодочных вертолетов, так что об их использовании в качестве сторожевых речи не шло. В то же время действительно сторожевой корабль «Дагестан», хоть и не имеет столь мощного вооружения, является более маневренным и быстрым.
Как проходило строительство
Запланирована постройка новой техники была на начало 90-х годов. Что произошло в то время, мы уже знаем. Так, в конце 90-го года был заложен флагман, получивший название «Буревестник», но после известных событий финансирование его постройки было резко свернуто. Уже в 1995 году несчастного «Буревестника» законсервировали, а уже через пару месяцев – окончательно разобрали на слом.
По тому же проекту в 1993 году был заложен плановый корабль, предназначавшийся для нужд индийского ВФМ, но в том же 1995 году деньги, предназначенные для его постройки, «внезапно» исчезли. Пока все дружно выясняли, что же случилось и куда делись средства, индусы от покупки отказались. Со временем деньги все же сумели изыскать, корабль достроили, и он стал «Татарстаном».
В 2003 году он стал официальным флагманом Каспийской флотилии. Когда же появился рассматриваемый нами «Дагестан»? Корабль изначально был заложен в том же злосчастном 1991 году, но, в отличие от всех своих собратьев, все же был достроен и сдан флоту под своим первоначальным именем.
Неудивительно, что срок постройки был грандиозным. Изначально «Дагестан» хотели передать флоту в 2012 году, но из-за повреждений, которые корабль получил в ходе швартовых испытаний, даже этот срок пришлось растягивать. Только в середине года он сумел выйти в море, чтобы в рамках Государственной приемки произвести стрельбы своим главным калибром, ракетами «Калибр-НК». На этот раз все прошло успешно, а потому в конце ноября 2012 года судно официально вошло в состав Российского флота.
Отличительные признаки «Дагестана»
Сторожевой корабль «Дагестан» с полным на то правом можно называть уникальным. Начать хотя бы с испытаний, которые проходили не только в Каспийском, но и в Черном море. Проводили их в весьма непростых условиях. Все этапы государственных проверок прошли отлично, даже стрельбы из новейшего ракетного вооружения были проведены на высшую оценку.
По сравнению с его «близнецом», то есть с «Татарстаном», судно имеет ряд очень важных и заметных отличий. Во-первых, ракетные установки на этом судне расположены вертикально, что позволяет вести огонь практически в любом направлении, вне зависимости от курса, которым следует корабль «Дагестан». Вооружение позволяет уверенно уничтожать разноплановые цели на расстоянии до 300 километров, вероятность этого составляет 0,85-1. Этот параметр был успешно проверен на практике, когда в ходе испытаний был поражен условный штаб противника, расположенный на расстоянии 180 километров от корабля.
Универсальность
Скорострельные пушки и эффективная система зенитного огня значительно повышают боевую живучесть судна, позволяя создавать эшелонированную противовоздушную оборону. Фактически все эти обстоятельства позволяют назвать ракетный корабль «Дагестан» универсальным судном. В принципе, сами разработчики говорят о том, что его можно спокойно причислять к категории фрегатов.
Противоречит этому разве что отсутствие действительно мощного противолодочного вооружения, но на Каспии попросту нет подводных лодок. Так что корабль «Дагестан» (Каспийская флотилия, 693) полностью соответствует месту использования, будучи в состоянии выполнять все возложенные на него задачи.
Одной из главных изюминок судна является материал его надстроек (особый сплав магния и алюминия). Этот сплав позволяет эффективно рассеивать радиолокационный сигнал, делая ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661 менее заметным для систем обнаружения потенциального противника. Кроме того, есть и активные системы постановки помех. Весь этот комплекс эффективно скрывает истинные контуры корабля, защищает его от поражения «умными» боеприпасами, в том числе и крылатыми ракетами.
Наконец, «Дагестан» проектировался с учетом максимальной для кораблей такого класса автономности: он может находиться в плавании на протяжении не менее двух недель, пройдя при этом порядка пяти тысяч морских миль. Чтобы обеспечить приемлемый для экипажа уровень комфорта (а при столь малом водоизмещении это важно), в конструкцию были внесены активные успокоители качки. Это позволяет людям хорошо выдерживать даже волнение средней степени. Активная система кондиционирования воздуха делает возможной эксплуатацию даже в условиях тропического и субтропического климата.
Основные технические характеристики судна
- Полное водоизмещение – 2200 тонн.
- Полная длина корпуса — 102,4 метра.
- Наибольшая ширина палубы — 14,4 метра.
- Высота борта, мидель — 7,25 метров.
- Нормальная осадка — 5,6 метров.
- Максимальная скорость крейсерского хода – 29 узлов.
- Максимальная дальность плавания (в экономичном режиме дизеля) – 5000 морских миль.
- Автономность по запасам пищи и питьевой воды – 20 суток.
- Рекомендуемое число членов экипажа – 84 человека.
Конструкция корпуса и палубные надстройки
Архитектура корабля относится к классическому варианту, с гладкой палубой и десятью водонепроницаемыми отсеками. Все надстройки выполнены из особых сплавов магния с алюминием. Благодаря этому факту, обеспечивается минимальная радиолокационная заметность судна. Корпус судна исполнен из низколегированной стали, стойкой к действию агрессивных сред и морской воды. За счет этого можно предполагать длительный срок службы этих фрегатов.
Вооружение
Имеется прекрасное ракетное, артиллерийское, а также зенитное вооружение, причем последнее также построено на ракетной основе. Основным «козырем» является противокорабельный комплекс «Уран» («Уран-Э»), оснащенный ракетами модели Х-35(Э). Дальность поражения цели – от 130 до 260 километров, в зависимости от модификации и типа используемых снарядов. Чем же уникален конкретно «Дагестан»? Корабль – единственный из всей серии, который первым получил на вооружение комплекс «Калибр-НК», который на нем же и «обкатывался», в том числе и в боевых условиях.
Это вооружение примечательно тем, что позволяет наносить удары (стандартными ракетами) по морским и береговым целям, находящимся на расстоянии до 300 км. Если же применяются крылатые ракеты, то эффективная дальность поражения противника значительно (в несколько раз) увеличивается. Многие специалисты смогли поверить это только после стрельб по базам террористов.
Артиллерийская составляющая
На носу имеется 76,2-мм автоматическая артиллерийская система модели АК-176М. Общий боезапас составляет 152 выстрела. Кроме того, для уничтожения низколетящих целей предусмотрено сразу две установки (калибром 30 мм) АК-630М. Их общий боезапас – сразу 3000 выстрелов. Эти установки позволяют с высокой эффективностью бороться с морскими, воздушными, а также некоторыми береговыми целями. Какая еще артиллерия устанавливается на ракетный корвет «Дагестан»? Корабль имеет на вооружении 14,5-мм автоматические станковые пулеметы.
Защита от нападения с воздуха
Для создания надежной эшелонированной противовоздушной обороны на кораблях проекта 11661 используется зенитный комплекс «Оса-МА-2». В пусковых установках данной системы может располагаться вплоть до 20 ракет. Но на «Дагестане» для этих же целей используется более эффективный ЗРАК «Палаш», который (в экспортном варианте) монтируется и на те корабли данного проекта, которые изначально строились для продажи зарубежным заказчикам.
Защита от атак подлодок
Чтобы не оставлять корабль «Дагестан» проекта 11661 беззащитным перед лицом возможного нападения вражеских подлодок, конструктивно предусмотрены два торпедных аппарата калибром 533 мм. Заметим, что на экспортные варианты кораблей того же проекта монтируется реактивная бомбометная установка модели РБУ-6000. Возможна посадка и базирование противолодочного вертолета Ка-27. Для его заправки, в частности, предусмотрены отдельные топливные резервуары на борту. При условии его транспортировки вертолет может находиться в специальном ангаре (со сложенными лопастями).
Впрочем, все это не слишком необходимо, если обсуждать корабль «Дагестан». Каспийская флотилия (693 судно закреплено за ней), а также морские соединения других стран в этом регионе, попросту не имеют здесь ни одного подводного корабля. Но здесь нужно помнить, что судно в любой момент может быть отправлено в Черное море, а там гипотетическая вероятность атаки из-под воды имеется.
Радиотехническое вооружение
Радиолокационное оборудование «непостоянное», так как с появлением новых и более эффективных моделей его заменяют. Аналогичная ситуация в случае, когда его нужно сопрягать с новыми образчиками вооружения. В частности, на некоторых кораблях того же проекта, в том числе построенных для нужд зарубежных флотов, комплексы менялись по два-три раза.
За радиолокацию на «Дагестане» отвечает комплекс «Минерал-М», в роли РЛС общего назначения выступает «Позитив-М1». Гидроакустический комплекс, ответственный за своевременное выявление подводных лодок противника — модель МГК-335. Корабль «Дагестан» (фото которого есть в статье) может ставить активные помехи, для этого используется РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Их полевые испытания показали, что данные системы способны достаточно эффективно противодействовать попыткам потенциального противника нанести удар «умными» противокорабельными ракетами.
Силовая установка
Основной двигатель – дизельный, двухвальный, модели CODOG. Тип дизеля — 61Д, среднеоборотистый. Суммарная мощность мотора равна 8000 л. с. Эта силовая установка ответственна за стандартные режимы хода. Имеются также две газовые турбины, суммарная мощность которых составляет 29 000 л. с. Они могут разогнать корабль до 28 узлов, и предназначены для использования в боевом режиме, когда жизненно важной становится степень маневренности судна. Для обеспечения всего судового оборудования электричеством имеется сразу три дизельных генератора, причем мощность каждого составляет 600 кВт.
В завершение
В настоящее время корабль Каспийской флотилии «Дагестан» является пока что последним судном своего проекта, стоящим на вооружении ВМФ Российской Федерации. Приблизительно в 2011-2012 гг. вообще появлялась информация о полной остановке и заморозке работ в этом направлении, но она не подтвердилась. Сообщается, что в строй должны поставить еще два корабля серии, но сроки их поставки заметно увеличились. Причина проста – Украина, в свете известных событий, отказалась выполнять условия контракта по поставкам газотурбинных установок.
Отечественные судостроители обещают, что это прискорбное обстоятельство не помешает им выполнить план по перевооружению отечественного флота. Остается только надеяться, что ракетный корабль «Дагестан», вооружение которого сделало бы честь и более крупному военному судну, не станет «последним из могикан».
Каспийским «Калибром» по Сирии: зачем это было надо?
- <a href=http://www.bbc.co.
uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
- Би-би-си, Москва
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Russian Ministry of Defence
Подпись к фото,Ночной пуск с борта корабля
Корабли Каспийской флотилии, 7 октября нанесшие удар по Сирии, впервые в истории России применили дальние крылатые ракеты морского базирования в боевой обстановке.
По утверждению минобороны, 26 ракет большой дальности были выпущены с флагмана флотилии ракетного корабля «Дагестан» и малых ракетных кораблей «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» по 11 целям на расстояние свыше 1500 километров.
СМИ говорят о «ракетах «Калибр», но, как пояснил Русской службе Би-би-си военно-морской эксперт Андрей Союстов, «Калибром» называется универсальный пусковой комплекс, предназначенный для сверхзвуковых противокорабельных ракет «Оникс» и трех типов дозвуковых крылатых ракет разного назначения и дальности. Те, что использовались в данном случае, обозначаются индексом 3М14.
Ранее они запускались только в ходе испытаний и учебных стрельб.
Чтобы достигнуть Сирии, ракеты пролетели на высоте примерно 50 метров с огибанием рельефа местности над малонаселенными районами Ирана и Ирака, говорят российские военные.
Как сообщил изданию «Лента.ру» источник в минобороны, разрешение властей этих стран было предварительно получено, и именно это имел в виду начальник главного оперативного управления российского генштаба Андрей Картаполов, заявив, что «по ударам крылатыми ракетами было проведено заблаговременное согласование с нашими партнерами».
Министр обороны США Эштон Картер тем временем заявил, что со стороны России не поступало никакого предварительного оповещения о ракетном пуске. Действия российских военных он охарактеризовал как все более непрофессиональные и угрожающие.
«Операция не чисто военная»
Стоимость одного запуска американского «Томагавка», примерным аналогом которого является 3М14, равна полутора миллионам долларов.
Соответствующих данных по 3М14 в открытом доступе нет. Надо полагать, что российскому бюджету они обходятся в меньшую сумму, но тоже не дешево.
По словам Андрей Союстова, самая дорогая российская авиабомба, появившаяся на видеокадрах из Сирии, — управляемая КАБ-500 — стоит по нынешнему курсу около 50 тысяч долларов. «На ее фоне крылатая ракета просто золотая и алмазная», — заметил эксперт. В основном же авиационная группировка использует обычные фугаски, выпущенные еще в СССР.
Сила крылатых ракет в практической неуязвимости для противовоздушной обороны и сбережении жизней летчиков, которых могут сбить. Но сирийская оппозиция не располагает сколько-нибудь серьезной ПВО.
Подпись к фото,Российские ракеты преодолели расстояние в 1500 км
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Нужно было проверить новое оружие в деле, применить его массово и посмотреть, как оно себя покажет. Не стоит забывать и о политических целях, а именно демонстрации потенциальных возможностей», — заявил Русской службе Би-би-си эксперт по военному флоту Прохор Тебин.
«Операция не чисто военная, — соглашается Андрей Союстов. — Группировка ВВС вполне могла бы справиться. Все это выглядит как очень дорогая, но действенная демонстрация силы».
Россия показала, что располагает аналогичными американским средствами неядерного сдерживания большой дальности, подчеркнул он.
«Применительно к ракете 3М14 в открытых источниках широко фигурировала цифра предельной дальности в 300 км, — рассказал Союстов. — Дело в том, что она существует в двух модификациях, различающихся одной литерой «Э» — «экспортная». Экспортная версия на два метра короче, у нее меньше запас топлива и, соответственно, дальность. Ее тактико-технические данные были опубликованы, все запомнили цифру 300. Когда вчера стало известно, что ракеты пролетели 1500 км, это взорвало медиа-пространство».
Кто круче?
В радиусе поражения 3М14 (по опубликованным данным, 2600 км) оказывается, в частности, почти весь Аравийский полуостров.
Во время кампании против Саддама Хусейна в 2003 году мир обошли эффектные кадры запуска «Томагавков» с американских кораблей в Индийском океане. Вероятно, российскому руководству, фактически сделавшему национальной идеей соревнование с США в части применения силы, показалось заманчивым продемонстрировать: и мы так можем!
Журналисты называют 3М14 «российским «Томагавком».
«Примерным аналогом этих ракет является американская крылатая ракета морского базирования «Томагавк», однако наш комплекс создан позднее, отличается большим разнообразием вариантов ракет, включая сверхзвуковые противокорабельные и другие, и большей дальностью полета стратегической крылатой ракеты в обычном снаряжении», — заявил «Ленте. ру» источник в российском ВПК.
«Томагавк» примерно на 100 км проигрывает в дальности, об остальных параметрах судить трудно», — говорит Андрей Союстов.
«С одной стороны, «Томагавк» старый, но он постоянно совершенствуется, и те «Томагавки», которые сейчас покупает американское военное ведомство, сильно отличаются от тех, что были изначально. По дальности 3М14 в целом сопоставима с «Томагавком», о точности, надежности и защищенности говорить сложно, так как это закрытая информация», — указывает Прохор Тебин.
Звездный час Каспийской флотилии
Отчего удар был нанесен с огромного расстояния, а не из бассейна Средиземного моря?
Ответ прост: потому что в составе Черноморского флота РФ нет кораблей, оснащенных комплексом «Калибр».
Автор фото, Reuters
Подпись к фото,Примерным аналогом 3M14 является американская крылатая ракета морского базирования «Томагавк»
А почему ввод новой системы начался с Каспийской флотилии, всегда пребывавшей в тени океанских флотов?
По мнению Прохора Тебина, дело в географии: из бассейна Каспия можно ударить крылатыми ракетами не только по Ближнему Востоку, но и по Центральной Азии.
Андрей Союстов напоминает, что в 2012 году, когда новые крылатые ракеты поступали на вооружение, никто не предвидел операции «Крым наш», Черноморский флот базировался на иностранной территории, количество кораблей в Севастополе ограничивалось соглашением с Украиной. Теперь планируется оснастить ЧФ двумя малыми ракетными кораблями типа «Великого Устюга» с комплексами «Калибр».
«Небольшая группировка, всегда бывшая падчерицей, неожиданно стала весьма увесистой и оказалась в центре внимания», — резюмирует военный аналитик.
«Это была демонстрация возможности прицельно атаковать с дальнего расстояния — чтобы показать, что есть паритет с США, — и, конечно, рекламная акция. Не было никакой военной необходимости запускать дорогостоящие ракеты на расстояние 1500 километров, тем более, что Россия уже проводила испытания этих ракет на Каспийской флотилии. Это было шоу — хоть и действенное, но тех же самых результатов можно было легко добиться, не ходя далеко, с помощью российской авиации», —
говорит американский аналитик из CNA Corporation Майкл Кофман.
Военная эскалация в Средиземноморье
Между тем группировка российских ВМС в Средиземном море, воссозданная на постоянной основе в 2013 году, в последние дни также выросла с 10 до 15 кораблей, среди которых флагман ЧФ ракетный крейсер «Москва» и сторожевые корабли «Ладный», «Пытливый» и «Сметливый».
Крылатых ракет и самолетов на их борту нет, обстреливать из орудий побережье Сирии не приходится, поскольку его контролируют силы, лояльные Башару Асаду.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,Россия наращивает свое присутствие в восточном Средиземноморье
Тем не менее, по оценкам экспертов, функции российского флота в Средиземном море не ограничиваются демонстрацией флага.
«Основная задача — прикрытие операции «Сирийский экспресс», то есть поставок оружия сирийской армии морским путем. Во-вторых, контроль воздушного пространства над Сирией, поскольку «Москва», благодаря своему мощному радару, управляет действиями российской авиации», — пояснил Прохор Тебин.
По словам Андрея Союстова, на борту «Москвы» развернут штаб всей сирийской операции.
Кроме того, указывает эксперт, с 30 сентября по 7 октября, то есть одновременно с началом авианалетов, прибывшая накануне «Москва» и другие корабли устроили в акватории между Сирией и Кипром учения со стрельбой, временно закрыв район для кораблей и авиации третьих стран. Район, объявленный опасным, представлял собой круг диаметром 41 километр с центром в 70 километрах к западу от Тартуса.
Будущее Тартуса
Российские и мировые СМИ нередко называют Тартус военно-морской базой. В официальных документах он именуется скромнее: «пунктом материально-технического обеспечения».
Там имеются два дряхлеющих плавучих пирса, ремонтный корабль Черноморского флота, меняющийся каждые шесть месяцев, административное здание и склады.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Сергей Шойгу докладывает президенту об операции (резиденция «Бочаров Ручей»)
Фактически, это место снабжения кораблей пресной водой, заправки топливом, доставляемым танкерами из черноморских портов, и текущего ремонта, чтобы не возвращаться в Севастополь из-за каждой мелочи.
«Я практически уверен, что, если наступит перелом в пользу режима Асада, Тартус будет развернут в нечто большее — очень уж выгодное место», — говорит Андрей Союстов.
«Если ситуация в Сирии стабилизируется, Тартус, вероятно, будет развиваться, но на сегодняшний день об этом говорить преждевременно», — считает Прохор Тебин.
Автор фото, EPA
Подпись к фото,Союстов указывает, что и в нынешнем виде Тартус сыграл свою роль в обеспечении сирийской операции, прежде всего, как большой склад.
«На фото и видеокадрах с авиабазы в Латакии видны походные бани и кухни, явно не новые, выгоревшие под солнцем. Они стояли в Тартусе, ожидая своего часа, как выражаются военные, «в консервах», — пояснил он.
«Каспийское чудовище», экраноплан типа «Лун», поднимается из могилы странно, возможно, больше дома под водой, чем в воздухе.

Но он летал, хотя и давным-давно.
Еще в июле 2020 года, после более чем трех десятилетий бездействия, Каспийский морской монстр, один из самых привлекательных летательных аппаратов, когда-либо созданных, снова отправился в путь, который, скорее всего, был его последним путешествием. .
Флотилии из трех буксиров и двух кораблей сопровождения, медленно маневрировавших вдоль берегов Каспийского моря, потребовалось 14 часов, чтобы доставить крупногабаритный специальный груз к месту назначения — участку побережья у самой южной точки России.
Именно здесь, рядом с древним городом Дербентом, в российской республике Дагестан, 380-тонный «Экраноплан класса Лунь» нашел свой новый и, скорее всего, окончательный дом.
Последний представитель своего класса, плававший в водах Каспия, «Лунь» был заброшен после 19Распад Советского Союза в 90-х годах, обреченный ржаветь на Каспийской военно-морской базе, примерно в 100 километрах (62 мили) вверх по побережью от Дербента.
Но, прежде чем он успел кануть в Лету, его спасли благодаря планам превратить в туристическую достопримечательность. По иронии судьбы, это происходит как раз в то время, когда эта необычная концепция морского корабля может вернуться.
Скорость и скрытность
380-тонный «Экраоноплан» класса «Лунь» впервые за 30 лет сдвинулся с места.
Муса Салгереев/ТАСС/Getty Images
Экранопланы, также известные как «экранопланы», представляют собой нечто среднее между самолетами и кораблями. Они движутся по воде, фактически не касаясь ее.
Международная морская организация классифицирует их как корабли, но на самом деле они получают свои уникальные высокоскоростные возможности из-за того, что они скользят по поверхности воды на высоте от одного до пяти метров (от трех до 16 футов). .
Они используют аэродинамический принцип, называемый «эффектом земли».
Это сочетание скорости и малозаметности — их близость к поверхности во время полета затрудняет их обнаружение радаром — привлекло внимание советских военных, которые экспериментировали с несколькими вариантами концепции во время холодной войны.
Их размещение на огромном внутреннем водоеме между Советским Союзом и Ираном привело к тому, что они получили прозвище «Каспийское чудовище».
Экраноплан «Лунь» был одним из последних проектов советского экраноплана. Длиннее суперджамбо Airbus A380 и почти такого же роста, несмотря на размер и вес, Lun был способен развивать скорость до 550 километров в час (340 миль в час) благодаря восьми мощным турбовентиляторным двигателям, расположенным на его коротких крыльях.
Эта грозная машина могла взлетать и приземляться даже в штормовых условиях, при волнах до двух с половиной метров. Его предполагаемая задача заключалась в проведении молниеносных атак с моря с помощью шести противокорабельных ракет, которые он нес в пусковых трубах, расположенных в верхней части его корпуса.
Звездный аттракцион
Я люблю, когда собирается экраноплан.
Муса Салгереев/ТАСС/Getty Images
Перевезенный в Дербент экраноплан — единственный в своем классе, построенный и введенный в эксплуатацию в 1987.
Второй «Лун», невооруженный и предназначенный для спасательных операций и снабжения, находился на стадии завершения, когда в начале 1990-х годов вся программа была отменена, а существующий «Лунь» выведен из эксплуатации.
После 30 с лишним лет бездействия вернуть этого морского зверя в движение было непростой задачей, требующей помощи резиновых понтонов и тщательно скоординированной хореографии с участием нескольких судов.
Лунь станет звездой запланированного в Дербенте «Парка Патриот», военного музея и тематического парка, в котором будут представлены различные виды советской и российской военной техники.
Строительство парка, похоже, шло гораздо медленнее, чем планировалось изначально. Сообщается, что вместо того, чтобы начать работы в конце 2020 года, в апреле 2021 года на проект было выделено 400 миллионов рублей (около 5,4 миллиона долларов США). летний сезон как возможная дата открытия.
Все это время Лун буквально выброшен на берег в ожидании, когда вокруг него построят музей.
Тот факт, что этот гигантский экраноплан еще официально не открыт для посетителей, а пляж, на котором он стоит, технически закрыт, не помешал ему стать магнитом для туристов.
Многим российским туристам, которые из-за ограничений на международные поездки, связанные с Covid, стекаются в Дагестан в этом году, трудно устоять перед фотогеничным очарованием этого уникального хитроумного устройства советского производства.
Лун не только стал фаворитом в Instagram (просто отметьте #лунь), но и некоторым блогерам даже удалось проникнуть внутрь.
Экраноплан произвел фурор, но не единственная достопримечательность Дербента. Город претендует на звание старейшего постоянно заселенного поселения на территории России. Его цитадель и исторический центр внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Вторая волна
Морской зверь был оснащен восемью мощными ТРДД.
Денис Абрамов/Sputnik/AP
Лунь добавит привлекательности региону, в котором до пандемии коронавируса был реализован ряд инициатив по открытию его для туризма, включая запуск круизных маршрутов по Каспийскому морю .
Дербентский парк «Патриот» после открытия будет не единственным российским музеем, в котором выставлен экраноплан. Экраноплан класса «Орленок» гораздо меньшего размера можно найти в Музее ВМФ в Москве.
Несмотря на то, что за последние несколько десятилетий экранопланы потеряли популярность, эта концепция переживает возрождение в конце
Разработчики в Сингапуре, США, Китае и России работают над различными проектами, направленными на возвращение экранопланов на жизни, хотя и с более мирными целями.
Сингапурская компания Wigetworks надеется создать современную версию экраноплана.
Предоставлено Wiget Works
Одним из них является сингапурская компания Wigetworks, чей прототип AirFish 8 основан на наработках, сделанных немецкими инженерами Ханно Фишером и Александром Липпишем во время холодной войны.
Компания Wigetworks приобрела патенты и права на интеллектуальную собственность и приступила к попыткам улучшить и обновить эти более ранние разработки, чтобы создать современный экраноплан.
Также в Азии впервые полетел китайский экраноплан Xiangzhou 1 в 2017 году, хотя об этом проекте мало что известно.
Дроны-доставщики
Компания Flying Ship разрабатывает беспилотный экраноплан.
Предоставлено компанией Flying Ship Company
В США стартап The Flying Ship Company, поддерживаемый частными инвесторами, работает над созданием беспилотного экраноплана для перемещения грузов на высокой скорости. Подумайте о беспилотных дронах-доставщиках, но над водой.
Проект находится на ранней стадии, хотя основатель и генеральный директор Билл Петерсон сообщил CNN, что его команда планирует реализовать этот проект в течение семи лет.
Еще один американский стартап, поддерживаемый некоторыми видными инвесторами из Силиконовой долины, REGENT Craft, стремится связать основные прибрежные города страны с «морскими планерами» — концепцией, которая сочетает в себе эффект «крыло в земле» и технологии подводных крыльев, чтобы скользить по поверхности моря на высокой скорости. высокие скорости
И Россия, родина экранопланов, не отказалась от этой концепции.
За последние несколько лет было рекламировано несколько проектов, но ни один из них еще не прошел стадию проектирования.
Бериев, создатель реактивных самолетов-амфибий, выступил с концепцией Бе-2500, а совсем недавно российские СМИ сообщили, что в разработке находится военный экраноплан нового поколения, предварительно названный «Орлан». рассмотрение.
Еще один проект, финансируемый из частных источников, возник в Нижнем Новгороде, промышленном городе на берегу Волги, тесно связанном с зарождением технологии экранопланов, где разрабатывается российская фирма RDC Aqualines, также имеющая офисы в Сингапуре. собственная линейка коммерческих экранопланов, способных перевозить трех, восьми и 12 пассажиров, а возможно и больше в не столь отдаленном будущем.
Его проекты привлекли внимание группы предпринимателей, стремящихся установить быстрое сообщение через Финский залив, которое соединит Хельсинки со столицей Эстонии Таллинном примерно за 30 минут.
Возможно, скоро вам не нужно будет ходить в музей, чтобы увидеть экраноплан.
Соседи России наращивают военный потенциал на Каспии
- Соседи России по Каспийскому морю наращивают свой военно-морской потенциал.
- Россия остается доминирующей военной силой в регионе, но это преимущество уменьшается.
- Страны предприняли шаги по урегулированию споров, но видны будущие точки напряженности.
Но поскольку 21-й век вступает в свое третье десятилетие, Каспийское море, возможно, еще долго не будет озером, в котором доминирует Россия.
В начале октября Каспийская флотилия России провела учения в море, выпустив крылатые ракеты большой дальности «Калибр» по острову у своего побережья. Всего несколько дней спустя корабли ВМС Азербайджана провели трехдневные учения в море с участием сил специальных операций и патрульных катеров.
Россия сохраняет военное преимущество благодаря своим силам в Каспийском регионе, но конкурирующие учения в прошлом месяце напоминают о том, что ее соседи наращивают свой собственный военно-морской потенциал.
Больше игроков, больше кораблей
Мужчина идет по пляжу Баку во время репетиции кораблей ВМС Азербайджана перед военным парадом в Каспийском море, 9 декабря 2020 года. Валерий Шарифулин\ТАСС via Getty Images Несмотря на изолированность, Каспийское море всегда имело важное значение. У него есть одни из крупнейших в мире морских нефтяных месторождений, запасы которых оцениваются в 48 миллиардов баррелей нефти.
Многие крупнейшие нефтяные месторождения были открыты в 1990-х и начале 2000-х годов, когда точные границы прикаспийских государств не были четко определены.
В результате возник ряд споров между пятью прикаспийскими государствами — Азербайджаном, Туркменистаном, Казахстаном, Ираном и Россией — по поводу прав на бурение и разведку. В 2001 году, например, Иран и Азербайджан оказались на грани открытого конфликта из-за спора по поводу нефтяного месторождения Алов-Араз-Шарк.
Сила Каспийской флотилии России помогла ей избежать серьезных споров. Это также позволило России оказывать влияние на территориальные споры между другими прибрежными государствами.
Россия продолжила развивать и эту флотилию. В октябре 2015 года она продемонстрировала новые значительные возможности, когда некоторые из ее кораблей запустили 26 крылатых ракет «Калибр» по 11 целям в Сирии — на расстоянии около 1000 миль.
Другие прикаспийские государства в основном действовали в тени российской Каспийской флотилии, но в последние годы они начали строить свои военно-морские силы в соответствии с более современными стандартами.
Ракетный корабль ВМС Туркменистана во время антитеррористических военно-морских учений в Каспийском море, 5 сентября 2012 года. STR/AFP/GettyImages Азербайджан, за счет доходов от собственных крупных запасов нефти, увеличил свой военно-морской флот и флот береговой охраны до более чем 30 кораблей. Большинство из них являются патрульными судами, но есть и относительно современные и передовые корабли, построенные израильскими и турецкими фирмами.
Туркменистан также воспользовался своими торговыми и культурными связями с Турцией и приобрел ряд судов турецкого производства. Он имеет 10 патрульных катеров типа «Серхет» (на базе турецкого класса «Тузла») и в августе сдал в эксплуатацию свой первый корвет типа «Туркмен».
Иран исторически имел ограниченное присутствие на Каспии. Воды, которые он контролирует, являются одними из самых глубоких, в среднем 3360 футов, что затрудняет морское бурение нефтяных скважин. Более того, военно-морской флот Ирана в основном сосредоточен в Персидском заливе.
Но и Иран наращивает свой каспийский флот. В 2003 году было построено первое современное каспийское судно IRIS Paykan, быстроходное ударное судно класса Sina. В 2015 году он ввел в строй IRIS Damavand, второй фрегат класса Mowj — самых современных военных кораблей Ирана.
IRIS Damavand затонул после аварии в 2018 году и находится на ремонте, но Иран продолжил свою деятельность на Каспии, включая регулярные учения и учения.
Казахстан, не унаследовавший от Советского Союза кораблей ВМФ, построил флот, насчитывающий около дюжины кораблей, в том числе ракетные катера отечественного производства. Казахстан также проводит учения и учения в своих водах.
Все еще сильнейший
Российский противодиверсионный катер Юнармеец Каспия (на переднем плане) на параде в честь Дня ВМФ под Каспийском в Дагестане, 25 июля 2021 года. Елена Афонина\ТАСС via Getty Images Хотя нет никаких сомнений в том, что другие военно-морские силы Каспийского моря сильнее, чем они были 30 лет назад, Каспийская флотилия России остается там доминирующей военно-морской силой.
Большинство военно-морских кораблей Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана представляют собой небольшие суда, такие как патрульные катера, ракетные катера или быстроходные ударные катера. Каспийская флотилия имеет много подобных кораблей, но в ней также больше крупных боевых кораблей, в том числе два фрегата типа «Гепард» и шесть корветов типа «Буян».
Эти корабли меньше, чем эсминцы и крейсера других флотов ВМФ России, но, как показали удары по Сирии в 2015 году, они несут аналогичное вооружение, которое намного мощнее, чем вооружение соседних флотов.
«Русские оснащают эти небольшие корабли дальнобойными ракетными комплексами и противокорабельными ракетами, и они действительно превосходят их вес и размер», — сказал Джеффри Эдмондс, научный сотрудник и эксперт по России в аналитическом центре CNA. Инсайдер.
Российский десантный корабль Д-156 во время военно-морского парада Каспийской флотилии ко Дню ВМФ, 26 июля 2015 г.
Кроме того, Каспийская флотилия входит в состав мощного Южного военного округа России, одной из самых крупных и важных группировок российской армии. Таким образом, боевая мощь Каспийской флотилии должна оцениваться наряду с другими средствами в округе, такими как авиация и береговая оборона.
«Вы не должны рассматривать ВМФ России или что-то вроде Каспийского флота отдельно от остальной российской армии, — сказал Эдмондс. «Если бы был конфликт на Каспии, у вас была бы вся мощь российской армии в этом регионе».
Кроме того, Каспийская флотилия может быть усилена кораблями Черноморского флота России через Волго-Донской канал или даже Балтийским флотом через гораздо более длинный Волго-Балтийский водный путь, если потребуется.
«Российские военные смотрят на суммарное соотношение сил». — сказал Эдмондс. «Они будут калибровать свои военные возможности в регионе, чтобы соответствовать или превосходить любых потенциальных конкурентов».
Российский корвет «Махачкала» (слева) и катер охраны водного пути на военном параде ко Дню ВМФ в Каспийске, 25 июля 2001 г. Елена Афонина\ТАСС via Getty ImagesПо мере наращивания военно-морского флота прилагаются усилия по управлению им. В 2018 году пять прикаспийских государств подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.
Его подписавшие договорились о 15-мильной границе территориальных вод и о свободе судоходства за пределами этих вод. Подписанты договорились также о принципе «стабильного баланса вооружений… в пределах разумной достаточности».
Конвенция также запрещает иностранным странам устанавливать военное присутствие в Каспийском море.
Но уже видны будущие точки напряжения. Россия и Иран все больше обеспокоены наращиванием военной мощи Турции и ее растущим влиянием в Азербайджане и Туркменистане. Влияние Китая в регионе также растет.
Активность военно-морского флота на Каспии, скорее всего, возрастет по мере открытия новых нефтяных месторождений и роста военно-морского флота региона. На данный момент доминирование России гарантировано, но с большим количеством игроков ей, возможно, однажды придется конкурировать.
Новая глава – ERI
В настоящее время Каспийская флотилия России является самым крупным и мощным военно-морским соединением на Каспии. С 2002 года Москва последовательно реализует стратегию технического перевооружения и реорганизации своих военно-морских сил. В результате Каспийская флотилия имеет наибольшее количество боевых кораблей с современным бортовым вооружением. По сути, в современных политических и экономических реалиях соперничества между Россией и другими прикаспийскими государствами не существует. Москву поддерживают прибрежные страны в ее намерении обеспечить невмешательство в межрегиональные дела, в том числе в вопросы безопасности, со стороны третьих стран. В ходе продолжающихся переговоров о правовом статусе Каспийского моря стороны неоднократно подчеркивали, что будут избегать применения военной силы во взаимоотношениях. Кроме того, было достигнуто соглашение о том, что только прибрежным государствам должно быть разрешено размещать корабли и вооруженные силы в море. Наконец, прикаспийские государства взяли на себя обязательство не допускать использования своей территории какой-либо страной для военного нападения на другие прикаспийские страны. Таким образом, мотивы России для сохранения и совершенствования Каспийского флота совершенно отличаются от предполагаемой озабоченности Москвы возможными враждебными отношениями и недоверием к странам региона.
Каспийская флотилия, созданная Петром I в составе Императорского флота, фактически является одним из старейших флотов Российского флота[1]. Для России это было важно с точки зрения обеспечения безопасности ее южных границ в течение последних 300 лет. Каспийская флотилия воспринималась как ключевой компонент экспансии Российской империи в регион, и она остается жизненно важным элементом постоянного влияния и военного господства, будучи самым южным форпостом страны (Герман, 2014). В результате исторический фактор играет существенную роль в понимании нынешней мотивации Кремля в укреплении своих военно-морских сил на Каспии. Например, 2 апреля 2018 года министр обороны России Сергей Шойгу официально объявил о передислокации Каспийской флотилии из Астрахани[2] в город Каспийск в Дагестане и увеличении ее личного состава. С точки зрения России, это решение должно повысить эффективность флотилии по охране прибрежных вод, борьбе с браконьерством и незаконным оборотом, а также по охране национальных интересов страны в нефтедобывающих районах. Уже подчеркивалось, что на новой базе будут самые передовые в техническом отношении военно-морские объекты страны — даже более совершенные, чем на Северном, Балтийском или Черноморском флотах.
Для осуществления перевода военно-морской базы из Астрахани в Каспийск к 2020 году в Дагестане в течение ближайших двух лет должны быть проведены масштабные строительные работы, включающие строительство причалов, объектов материально-технического обеспечения и жилья. По сути, строительство предполагает благоустройство гавани, строительство новых доков, а также казарм, складов боеприпасов и жилья для офицеров. В рамках первого этапа проекта, который должен быть завершен к 2019 году, планируется создание причалов для боевых кораблей, углубление морского дна, строительство причалов и необходимой наземной инфраструктуры (Признание ВМФ, 2017). Идея передислокации Каспийской флотилии России в город Каспийск появилась в повестке дня в 2017 году вместе со Стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, первоначально представленной в марте и утвержденной в сентябре 2017 года[3]. Поскольку Россия объявила о своих планах открыть дополнительный незамерзающий глубоководный порт в городе Каспийск, похоже, Дагестану будет отведена решающая роль в повышении как безопасности Каспийского моря, так и грузопотока.
План переселения имеет несколько преимуществ. Новая база Каспийской флотилии будет иметь стратегическое географическое положение. Северная часть Каспийского моря и дельта Волги, в отличие от средней части моря, где расположен Каспийск, зимой часто замерзают. Поскольку боевые корабли флотилии не относятся к судам ледового класса, такие суровые климатические условия создают дополнительные трудности для ведения военно-морской деятельности. Более того, Астрахань находится примерно в 100 км от Каспийского моря, и для выхода в открытое море судам необходимо пройти дельту Волги (Ахмадбейли, 2018). Обмеление дельты Волги затрудняет маневрирование и выход на максимальную скорость боевых кораблей с большой осадкой и тяжелым вооружением. В результате до входа в Каспийское море нужно шесть часов спускаться по реке. Поэтому с этой точки зрения решение о передислокации штаба Каспийской флотилии с возможностями управления из порта Астрахани в незамерзающий глубоководный порт Каспийск в Дагестане является стратегически правильным (Sputnik, 2018).
На самом деле, по дислокации военных кораблей Каспийск лучше Астрахани, особенно если речь идет о возможном задействовании Каспийской флотилии на ближневосточном театре военных действий. Передислокация позволит флотилии сэкономить до 12 часов на выход в заданный район и быть в рабочем состоянии для пуска ракет с ракетного комплекса «Калибр», установленного на сторожевом корабле «Дагестан» проекта 11661 «Гепард» — флагмане Каспийской флотилии. малые ракетные корабли типа «Буян-М» «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» (проект 21631)[4]. Собственно, Каспийская флотилия уже имела опыт участия в боевых действиях в Сирии. В 2015 году Каспийское море вошло в список морей, из которых Россия запускала крылатые ракеты по целям в Сирии. В октябре 2015 года Каспийская флотилия России выпустила 26 крылатых ракет по 11 целям в Сирии из района дислокации в юго-западной части моря. Второй удар крылатыми ракетами из Каспийского региона произошел в ноябре 2015 г., когда боевые корабли Каспийской флотилии выпустили 18 крылатых ракет по семи объектам в сирийских провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо (Kucera, 2015). В результате решение о создании новой базы может быть воспринято как неизменная решимость Москвы проецировать долгосрочную и дальнобойную военную мощь на Ближний Восток (Бланк, 2017).
Наконец, поскольку перед Каспийской флотилией в первую очередь поставлена задача обеспечения безопасности в Каспийском регионе, включая поддержку контртеррористических мероприятий на Северном Кавказе, особенно в Дагестане (Кокчаров, 2018), для России крайне важно иметь дополнительный стабилизирующий фактор, такой как новая военно-морская база. Несмотря на то, что борьба с организованной преступностью, а также борьба с коррупцией и хищениями бюджетных средств не входят в компетенцию Каспийской флотилии, само присутствие усиленных сил ВМФ в Дагестане могло бы снизить незаконный оборот и преступную деятельность.
Таким образом, перебазирование Каспийской флотилии, если оно будет реализовано, станет первым с 1990-х годов перемещением штаба ВМФ в России. Несомненно, что строительство новой военно-морской базы, способной принять все ракетные корабли флотилии, оснащенные высокоточным оружием, станет важным элементом российской военно-политической стратегии как в Каспийском регионе, так и на Ближнем Востоке. Однако создание полноценной и защищенной от непогоды портовой инфраструктуры в Каспийске — достаточно затратный проект. Более того, проект порта Каспийск предусматривает строительство не только военно-морских объектов, но и создание инфраструктуры, необходимой для коммерческой судоходной деятельности. Поэтому реализация проекта новой военно-морской базы во многом будет зависеть от того, насколько эффективно и своевременно будут израсходованы средства, выделенные правительством России. Тем не менее совершенно очевидно, что перенос военно-морской базы еще больше укрепит военное доминирование России в регионе, побуждая Москву продолжать реализацию долгосрочной стратегии защиты Кавказа и Центральной Азии под прикрытием сетей наземной, морской и противовоздушной обороны. и базы.
Ссылки
Ахмадбейли, А. (2018). Зачем перебрасывать Каспийскую флотилию на ближневосточный театр? Получено с https://www.azernews.az/analysis/129908.html. Дата обращения 19.04.2018.
Бланк, С. (2017). Новая Каспийская военно-морская база России . Получено с http://www.caspianpolicy.org/news/russias-new-caspian-naval-base/. Дата обращения 20.04.2018.
Герман, Т. (2014). Россия и Каспийское море: демонстрация силы или борьба за влияние? Издательство Военного колледжа армии США.
Кокчаров А. (2018). Перебазирование Каспийской флотилии, вероятно, улучшит возможность развертывания в поддержку интересов безопасности России на Ближнем Востоке . (Ежедневный отчет IHS Jane’s Country Risk). Получено с http://www.janes.com/article/79147/caspian-flotilla-rebasing-likely-to-improve-deployability-in-support-of-russian-security-interests-in-the-middle-east# . Дата обращения 19.04.2018.
Кучера, Дж. (2015). Россия запускает новые крылатые ракеты с Каспия в Сирию . Получено с https://eurasianet.org/s/russia-launches-more-cruise-missiles-from-caspian-to-syria. Дата обращения 20.04.2018.
Признание военно-морского флота. (2017). Россия строит военно-морскую базу в Каспийске для Каспийской флотилии . Получено с https://navyrecognition.com/index.php/news/defence-news/2017/october-2017-navy-naval-forces-defense-industry-technology-maritime-security-global-news/5623-russia- строит-военно-морскую базу-в-каспийске-для-своей-каспийской-флотилии.html. Дата обращения 15.04.2018.
Спутник. (2018). Адмирал объясняет, почему Россия переносит штаб Каспийской флотилии в Дагестан. Получено с https://sputniknews.com/military/201804031063158439-admiral-flotilla-relocation/. Дата обращения 15.04.2018.
[1] Каспийская флотилия была создана в ноябре 1722 года.
[2] В настоящее время штаб Каспийской флотилии находится в Астрахани, а второстепенная база — в Махачкале.