Куда движутся суннитско-шиитские отношения? by Toby Matthiesen

Bandar Algaloud/Saudi Royal Council Handout/Anadolu Agency/Getty Images

Toby Matthiesen

ЛОНДОН – Отношения суннитов с шиитами в последние годы значительно улучшились, поскольку Саудовская Аравия сбавила тон своей антишиитской риторики, а некоторые арабы-шииты стараются дистанцироваться от Ирана (охваченный уличными протестами). Однако давняя враждебность и исторические споры могут с лёгкостью снова выйти на передний план и обостриться, особенно если учесть ту роль, которую сегодня играют в арабской (и, шире, мусульманской) публичной сфере спутниковое телевидение и социальные сети.

Одной из искр может стать готовящийся к выходу телесериал. В этот Рамадан (23 марта – 22 апреля) принадлежащий Саудовской Аравии новостной канал МВС планирует выпустить в эфир большую историческую драму о Муавии ибн Абу Суфьяне – важной, но спорной фигуре ранней исламской истории. Правление Муавии, основателя династии Омейядов, правившей халифатом в Дамаске, совпало с первой гражданской войной в исламе (так называемой

фитной), когда он стал знаменосцем всех, выступавших против Али, которого шииты считают истинным наследником пророка Мухаммеда.

Новый сериал, с одним из крупнейших бюджетов в истории арабского телевидения (по слухам, он составил примерно $75 млн), является очередным примером недавней тенденции. В мусульманском мире стали невероятно популярны сериалы, которые показывают в Рамадан, и люди здесь, как, впрочем, и везде, всё чаще получают представления об истории с помощью телевизионных или стриминговых сериалов. Показанная одной из первых на канале МВС историческая драма о халифе Умаре подверглась критике со стороны суннитских религиозных деятелей, которые утверждали, что нельзя изображать сподвижников пророка (а шиитские критики были не согласны с историческим повествованием этого шоу).

To continue reading, register now.

Subscribe now for unlimited access to everything PS has to offer.

Subscribe

As a registered user, you can enjoy more PS content every month – for free.

Register

Already have an account? Log in

Writing for PS since 2023

1 Commentary

Toby Matthiesen is incoming Senior Lecturer in Global Religious Studies at the University of Bristol and has previously held fellowships at the Universities of Oxford, Venice, Stanford, and Cambridge. His global history of Sunni-Shia relations, The Caliph and the Imam: The Making of Sunnism and Shiism, will be published by Oxford University Press in March.

https://prosyn.org/CHc9u3Rru

ШИИЗМ • Большая российская энциклопедия

ШИИ́ЗМ (араб. «аш-шиа», букв. – сто­рон­ни­ки, пар­тия), вто­рое по­сле сун­низ­ма круп­ное на­прав­ле­ние ис­ла­ма. На­ча­ло скла­ды­вать­ся во 2-й пол. 7 в.; ны­не при­вер­жен­цы со­став­ля­ют 10–15% всех му­суль­ман. По­ня­тие «Ш.» пред­став­ля­ет со­бой со­кра­щён­ную фор­му араб. на­име­но­ва­ния «ши­ат Али», т. е. сто­рон­ни­ки Али ибн Аби Та­ли­ба, двою­род­но­го бра­та про­ро­ка Му­хам­ме­да, его вос­пи­тан­ни­ка и бли­жай­ше­го спод­виж­ни­ка, му­жа его до­че­ри Фа­ти­мы, че­рез ко­то­рую у Му­хам­ме­да поя­ви­лись вну­ки, про­дол­жив­шие его по­том­ст­во по жен­ской ли­нии, – Ха­сан и Ху­сейн.

Ш. объ­е­ди­ня­ет разл. тол­ки, глав­ны­ми из ко­то­рых вы­сту­па­ют има­ми­ты, ис­маи­ли­ты и зей­ди­ты. Об­щим для всех ши­ит­ских тол­ков яв­ля­ет­ся при­зна­ние за Али и его по­том­ка­ми ис­клю­чи­тель­но­го пра­ва на вер­хов­ную (ре­лиг. и по­ли­тич.) власть в му­сульм. об­щи­не. По сун­нит­ской же док­три­не, пра­ви­тель (ха­лиф, имам) из­би­ра­ет­ся из пле­ме­ни про­ро­ка Му­хам­ме­да – ку­рейш, но не обя­за­тель­но из его ро­да или се­мей­ст­ва. Для сун­ни­тов ха­рак­тер­но так­же уче­ние о ле­ги­тим­но­сти всех че­ты­рёх ха­ли­фов, пра­вив­ших по­сле смер­ти Му­хам­ме­да, – Абу Бекра, Ома­ра, Ос­ма­на ибн аль-Аффана и Али (632–661), то­гда как шии­ты (за ис­клю­че­ни­ем боль­шин­ст­ва зей­ди­тов) от­ка­зы­ва­ют­ся при­знать пер­вых трёх ха­ли­фов, вслед­ст­вие че­го их на­зы­ва­ют ра­фи­ди­та­ми (араб. «ра­фид» – от­вер­гаю­щий).

Има­ми­ты сто­ят в цен­тре ши­ит­ско­го спек­тра и, бу­ду­чи са­мым мно­го­числ. тол­ком Ш., обыч­но ото­жде­ст­в­ля­ют­ся с Ш. Их на­зы­ва­ют так­же ис­наа­ша­ри­та­ми (дву­на­де­сят­ни­ка­ми), по чис­лу куль­ти­ви­руе­мых ими има­мов: Али, Ха­са­на, Ху­сей­на и де­вя­ти по­том­ков по­след­не­го.

Свою док­три­ну има­ми­ты, как и сун­ни­ты, ба­зи­ру­ют на Ко­ра­не и Сун­не. Прав­да, к ха­ди­сам-из­ре­че­ни­ям про­ро­ка Му­хам­ме­да они при­сое­ди­ня­ют вы­ска­зы­ва­ния сво­их има­мов (при стро­гом раз­ли­че­нии тех от дру­гих), а са­ми ха­ди­сы Про­ро­ка обыч­но име­ют у них иные ли­нии пе­ре­да­чи, не­же­ли в сун­нит­ском ис­ла­ме. По со­дер­жа­нию же боль­шин­ст­во из­ре­че­ний там и тут сов­па­да­ют (см. Ха­ди­сы).

Но има­ми­ты, по­доб­но при­вер­жен­цам су­физ­ма сре­ди сун­ни­тов, по­ни­ма­ют Ко­ран и Сун­ну и во­об­ще ре­ли­гию как имею­щие не толь­ко внеш­нее зна­че­ние, но и внут­рен­ний, со­кро­вен­ный смысл. Эзо­те­ризм про­ни­зы­ва­ет всю ши­ит­скую ре­ли­ги­оз­ность, вклю­чая на­род­ную. В его ду­хе шии­ты, не­ред­ко стра­дав­шие от пре­сле­до­ва­ний, вы­дви­ну­ли прин­цип та­кия – «бла­го­ра­зум­ное со­кры­тие» сво­ей ве­ры пе­ред ли­цом опас­но­сти; в уме­рен­ной фор­ме этот прин­цип при­зна­ёт­ся и не­ко­то­ры­ми сун­нит­ски­ми тол­ка­ми (в ча­ст­но­сти, ха­на­фит­ским), до­пус­каю­щи­ми та­кию при не­по­сред­ст­вен­ной смер­тель­ной уг­ро­зе. Шии­ты же рас­про­стра­ня­ют его и на слу­чай, ко­гда че­ло­век про­сто ока­зы­ва­ет­ся во вра­ж­деб­ной сре­де.

Фак­ти­че­ски при­зна­вая все шесть по­ло­же­ний, ко­то­рые в сун­низ­ме счи­та­ют­ся осн. прин­ци­па­ми дог­ма­ти­ки (ве­ра в Бо­га, Его ан­ге­лов, Пи­са­ния, про­ро­ков, Суд­ный день и пре­до­пре­де­ле­ние), има­ми­ты вме­сте с тем в ка­че­ст­ве глав­ных та­ких прин­ци­пов ут­вер­жда­ют сле­дую­щие пять: един­ст­во Бо­га, Его спра­вед­ли­вость, про­ро­че­ст­во, имам­ст­во, вос­кре­се­ние. Пер­вый, тре­тий и пя­тый дог­ма­ты фак­ти­че­ски об­щие с сун­нит­ским кре­до. Вто­рой прин­цип от­ра­жа­ет не­ко­то­рое от­ли­чие от сун­низ­ма, ибо шии­ты вслед за му­та­зи­ли­та­ми боль­ше под­чёр­ки­ва­ют сво­бо­ду че­ло­ве­че­ской ини­циа­ти­вы, по­ла­гая, что без до­пу­ще­ния этой сво­бо­ды нель­зя при­зна­вать че­ло­ве­ка от­вет­ст­вен­ным за свои по­ступ­ки, а зна­чит, бы­ло бы не­спра­вед­ли­во Бо­жье на­ка­за­ние за них.

Ра­ди­каль­ное рас­хо­ж­де­ние с сун­низ­мом об­на­ру­жи­ва­ет­ся толь­ко в чет­вёр­том прин­ци­пе, в уче­нии об има­ме (ха­ли­фе), гла­ве об­щи­ны-го­су­дар­ст­ва. Для шии­тов има­мат яв­ля­ет­ся бо­же­ст­вен­ным ус­та­нов­ле­ни­ем, про­дол­же­ни­ем про­ро­че­ст­ва. Ве­ру в има­ма и пре­дан­ность ему они воз­во­дят в ранг крае­уголь­но­го дог­ма­та, в то вре­мя как сун­низм рас­смат­ри­ва­ет долж­ность има­ма (ха­ли­фа) лишь как прак­тич. не­об­хо­ди­мость. Сог­лас­но ши­ит­ской кон­цеп­ции, имам на­де­лён осо­бой ду­хов­но­стью, без­гре­шен и не­по­гре­шим, по­свя­щён в со­кро­вен­ные сто­ро­ны ре­ли­гии и иное тай­ное зна­ние. Сун­низм же под­чёр­ки­ва­ет фун­дам. зна­че­ние кон­сен­су­са (еди­но­глас­но­го мне­ния об­щи­ны), ви­дя в ха­ли­фе по­ли­тич. гла­ву об­щи­ны, ко­то­рый в ре­лиг. сфе­ре иг­ра­ет лишь ис­пол­ни­тель­ную роль. В этом смыс­ле ши­ит­ский ис­лам мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как ре­ли­гию ав­то­ри­те­та, сун­нит­ский – как ре­ли­гию кон­сен­су­са.

По има­мит­ской док­три­не, имам не из­би­ра­ет­ся, а на­зна­ча­ет­ся пред­ше­ст­вую­щим има­мом. Пер­вый имам, Али, был оп­ре­де­лён са­мим про­ро­ком Му­хам­ме­дом в ка­че­ст­ве пре­ем­ни­ка. Цепь две­на­дца­ти има­мов из ро­да Али за­мы­ка­ет Мах­ди, ко­то­рый жил в 9 в., но не умер, а пе­ре­шёл в со­стоя­ние «со­кры­тия» (гай­ба), ко­то­рое про­длит­ся до ка­ну­на кон­ца све­та, ко­гда имам вновь поя­вит­ся, «что­бы на­пол­нить мир прав­дой и спра­вед­ли­во­стью». Од­на­ко скры­тый имам про­дол­жа­ет ру­ко­во­дить об­щи­ной, не­зри­мо на­прав­ляя бо­го­сло­вов-муд­жта­хи­дов, имею­щих, т. о., пра­во са­мо­сто­ят. тол­ко­ва­ния норм ре­ли­гии. В этом от­но­ше­нии ду­хо­вен­ст­во у шии­тов об­ла­да­ет бо­лее вы­со­ким ста­ту­сом, не­же­ли у сун­ни­тов, вы­сту­пая сво­его ро­да по­сред­ни­ком ме­ж­ду ве­рую­щи­ми и Бо­гом.

Что ка­са­ет­ся прак­тич. за­ко­на, ша­риа­та, то шии­ты-има­ми­ты сле­ду­ют тем же ус­та­нов­кам, что и сун­нит­ский ис­лам. Куль­то­вые и пра­во­вые от­ли­чия ме­ж­ду ни­ми не боль­ше, чем от­ли­чия ме­ж­ду сун­нит­ски­ми тол­ка­ми-маз­ха­ба­ми. Има­мит­ский, или джа­фа­рит­ский, толк пра­ва (ос­но­ван­ный има­мом Джа­фа­ром ас-Са­ди­ком) бо­лее все­го схож с ша­фи­ит­ским и в на­ше вре­мя при­знан сун­ни­та­ми на­ря­ду с че­тырь­мя сун­нит­ски­ми маз­ха­ба­ми.

Наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми ши­ит­ско­го пра­ва яв­ля­ют­ся уч­ре­ж­де­ние ре­лиг. на­ло­га – хум­са, пя­ти­ны (на­ря­ду с об­щим ре­лиг. на­ло­гом – за­кя­том, при­ня­тым сун­ни­та­ми) и до­пус­ти­мость вре­мен­но­го бра­ка (му­та). Та­кой брак прак­ти­ко­вал­ся в языч. Ара­вии, и в на­ча­ле сво­его про­ро­че­ско­го слу­же­ния Му­хам­мед от­но­сил­ся к не­му тер­пи­мо. Брак за­клю­ча­ет­ся на срок от од­ной но­чи до 99 лун­ных лет и ав­то­ма­ти­че­ски пре­кра­ща­ет­ся по его ис­те­че­нии. Сун­ни­ты по­ла­га­ют, что ещё во вре­ме­на Про­ро­ка вре­мен­ный брак был от­ме­нён. Шии­ты же свя­зы­ва­ют за­прет на не­го с име­нем ха­ли­фа Ома­ра, ко­то­рый, как они по­ла­га­ют, не имел на это над­ле­жа­щих пол­но­мо­чий.

Для има­ми­тов ха­рак­те­рен культ му­че­ни­че­ст­ва. Они го­во­рят о му­че­нич. ги­бе­ли не толь­ко има­ма Ху­сей­на, но и всех ос­таль­ных има­мов. Мо­ти­вы стра­да­ния и ис­ку­п­ле­ния, не из­вест­ные сун­нит­ско­му ис­ла­му, зву­чат в тра­ур­ных ше­ст­ви­ях, ор­га­ни­зо­вы­ваю­щих­ся в го­дов­щи­ну ги­бе­ли Ху­сейна. Пие­тет пе­ред има­ма­ми под­дер­жи­ва­ет­ся па­лом­ни­че­ст­ва­ми к их усы­паль­ни­цам и празд­но­ва­ни­ем па­мят­ных дат их жиз­ни.

Има­мит­ская ра­цио­наль­ная тео­ло­гия – ка­лам – близ­ка к му­та­зи­лит­ской. Вид­ны­ми её пред­ста­ви­те­ля­ми бы­ли аль-Му­фид и аш-Ша­риф аль-Мур­та­да (ум. 1044). В тру­дах На­сир ад-ди­на Ту­си и его уче­ни­ка аль-Хил­ли (ум. 1326) ши­ит­ский ка­лам со­еди­нил­ся с ара­бо-му­сульм. ари­сто­те­лиз­мом – фаль­са­фой.

В от­но­ше­нии фи­ло­со­фии има­мит­ская и во­об­ще ши­ит­ская сре­да ока­за­лась бо­лее бла­го­при­ят­ной срав­ни­тель­но с сун­нит­ской. К шии­там при­мы­ка­ли та­кие круп­ные пред­ста­ви­те­ли фаль­са­фы, как аль-Фа­ра­би и Ави­цен­на (Ибн Си­на), а так­же «Бра­тья чис­то­ты» (Их­ван асса­фа). Син­тез фаль­са­фы с «фи­ло­со­фи­ей оза­ре­ния» (хик­мат аль-иш­рак) ас-Сух­ра­вар­ди (ум. 1191) и тео­соф­ской сис­те­мой Ибн аль-Ара­би во­пло­тил­ся в твор­че­ст­ве Кутб ад-ди­на аш-Ши­ра­зи (ум. в нач. 14 в.) и осо­бен­но пред­ста­ви­те­лей про­цве­тав­шей в Ира­не в 17 в. ис­фа­хан­ской шко­лы фи­ло­со­фии – Мир Да­ма­да (ум. 1631) и Садр ад-Ди­на аш-Ши­ра­зи [Мул­ла Сад­ра, ум. 1640 (или 1641)].

«Ле­вый», т. е. бо­лее от­да­лён­ный от сун­ни­тов, спектр Ш. пред­став­ля­ют ис­маи­ли­ты, дру­зы, а так­же ала­ви­ты (или ну­сай­ри­ты), ко­то­рые в 11 в. от­де­ли­лись от има­ми­тов и ны­не про­жи­ва­ют пре­им. в Си­рии и Тур­ции. В их уче­ни­ях док­три­на има­ма­та бы­ла раз­ви­та в ещё бо­лее эзо­те­рич., фи­ло­соф­ско-гно­стич. сис­те­му.

«Спра­ва» же от има­ми­тов сто­ят зей­ди­ты. Они трак­ту­ют има­мат в ду­хе, близ­ком к сун­нит­ско­му ис­ла­му, от­ри­цая бо­же­ст­вен­ную при­ро­ду има­ма и по­ла­гая има­мат вы­бор­ным ин­сти­ту­том, а не на­след­ст­вен­ным, при­том сам имам мо­жет быть не толь­ко из ро­да Ху­сей­на, но так­же из ро­да Ха­са­на. Бо­лее то­го, в боль­шин­ст­ве сво­ём зей­ди­ты при­зна­ют ле­ги­тим­ность Абу Бекра, Ома­ра и Ос­ма­на, хо­тя и счи­та­ют, что Али был бо­лее до­сто­ин за­ни­мать ха­лиф­ский пост. Они не ожи­да­ют воз­вра­ще­ния «скры­то­го има­ма», от­вер­га­ют прин­цип та­кии и вре­мен­но­го бра­ка. Вме­сте с тем соб­ст­вен­но тео­ло­гию зей­ди­ты раз­ви­ва­ют в му­та­зи­лит­ском рус­ле.

В 19 в. в има­мит­ской сре­де поя­ви­лось ре­лиг.-по­ли­тич. дви­же­ние ба­би­дов, из сре­ды ко­то­рых вы­шло те­че­ние ба­хаи, впо­след­ст­вии офор­мив­шее­ся как са­мо­сто­ят. ре­ли­гия.

В чем разница между мусульманами-шиитами и суннитами?

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Хотя мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты являются сектами исламской веры, различия между этими двумя группами проистекают из конфликтующих религиозных убеждений.

Политический конфликт также разделяет группы, а Саудовская Аравия, суннитская нация, и шиитский Иран продолжают конкурировать за региональное влияние в арабском мире. На фоне антиправительственных протестов и взрывов автомобилей суннитские лидеры в Саудовской Аравии обвинили свое шиитское население в лояльности Ирану.

Что общего у суннитов и шиитов, так это то, что они являются двумя крупнейшими конфессиями исламской веры. Кроме того, и сунниты, и шииты считают, что пророк Мухаммед основал религию ислама в седьмом веке. [Что такое Рамадан?] 

Раскол между двумя сектами начался после смерти Мухаммеда в 632 г. н.э., когда спор о личности религиозного преемника Мухаммеда привел к тому, что последователи ислама разделились на суннитов и шиитов.

Сунниты верят, что у Мухаммеда не было законного наследника и что религиозный лидер должен избираться путем голосования представителей исламской общины. Они считают, что последователи Мухаммеда выбрали Абу Бакра, близкого друга и советника Мухаммеда, своим преемником.

Шииты верят, что только Аллах, Бог исламской веры, может выбирать религиозных лидеров, и поэтому все преемники должны быть прямыми потомками семьи Мухаммеда. Они утверждают, что Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда, был законным наследником руководства исламской религией после смерти Мухаммеда.

Другое спорное религиозное различие между мусульманами-шиитами и суннитами касается Махди, что в переводе с арабского означает «ведомый». Обе группы считают Махди единственным правителем исламского сообщества. Но в то время как сунниты считают, что Махди еще не родился, и ожидают его прибытия, шииты верят, что Махди родился в 869 году нашей эры и вернется на Землю по приказу Аллаха.

Большинство мусульман — сунниты. По данным cnn.com, из всего мусульманского населения исламского мира только 10% составляют шииты. Единственными странами Ближнего Востока, в которых проживает шиитское большинство, являются Иран, Ирак и островное государство Персидского залива Бахрейн.

  • Что внутри мечети?
  • Что такое свитки Мертвого моря?
  • Откуда взялось «отделение церкви от государства»?

Первоначально опубликовано на Live Science.

Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.

Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.

Реми Мелина была штатным корреспондентом Live Science с 2010 по 2012 год. Она имеет степень бакалавра в области коммуникаций Университета Хофстра, который окончила с отличием.

Можно ли преодолеть раскол Бахрейна между суннитами и шиитами?

Ближний Восток и Африка | Секты в городе

Борьба за Персидским заливом в Иране заставляет бахрейнцев нервничать, но в то же время обнадеживает

| Манама

F или Впервые с детства Мариам недавно вернулась в храм Наби Салеха, крошечный остров у берегов столицы Бахрейна Манамы. Она благоговейно держала зеленые драпировки над могилой святого человека XIV века, именем которого назван остров. Она остановилась у источника, где ее семья жарила жертвенного козла. Она вспомнила, как пробовала сладкие финики из фруктовых садов и смотрела на волны, омывающие остров, где она когда-то плавала. Так много ушло. Море загрязняется сточными водами. Родник — сухая дыра. Автостоянка заменила большую часть фруктового сада. А суннитские семьи, как и ее семья, перестали посещать святыню несколько десятилетий назад. — Почему мы остановились? — спросила она у хранителя храма, шиита. «Мы были вместе. Это был такой прекрасный век».

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

После исламской революции 1979 года, которая потрясла Иран и поставила под угрозу троны суннитских арабских монархов по всему Персидскому заливу, Бахрейн оказался на линии разлома суннитско-шиитского разделения. Это единственная страна в Совете сотрудничества стран Персидского залива, состоящем из шести членов, где коренное большинство составляют шииты; большинство людей в остальных пяти являются стойкими суннитами. И он неловко зажат между двумя крупными идеологическими противниками, Ираном и Саудовской Аравией. После того, как аятоллы захватили Иран, две секты Бахрейна обратились за помощью к этим старшим братьям, иногда обвиняя друг друга в неверии.

Недалекие суннитские священнослужители осуждали святыни, подобные святыням Наби Салеха, как оскорбление монотеизма.

Тем не менее сектантские чувства могут смягчаться. Саудовская Аравия заткнула рот своим наиболее радикальным исламистам и начала вести более светскую политику. Объединенные Арабские Эмираты, другой крупный покровитель Бахрейна, запретили суннитские исламистские партии и призвали правительства других стран Персидского залива последовать их примеру. Суннитские исламистские партии плохо поступили на недавних выборах в Бахрейне, выбрав членов собрания, которое консультирует всемогущего монарха Хамада аль-Халифа. Суннитское духовенство Бахрейна, возможно, тоже избавляется от своего сектантства.

Младшие шииты могут захотеть, чтобы их собственное духовенство ответило взаимностью. Крики протестующих, стремящихся свергнуть шиитскую теократию в Иране, слышны в Бахрейне. Некоторых бахрейнских шиитов раздражает поддержка, которую их богословы оказывают иранским аятоллам.

«Это лицемерие, — говорит шиитский активист. «У них здесь есть лозунги о правах человека, но они очень консервативны и не хотят, чтобы у женщин было больше шансов». Таким образом, шиитский религиозный истеблишмент Бахрейна также находится под давлением, чтобы быть более либеральным и менее зависимым от своих коллег в Иране.

Социальная гармония между шиитами и суннитами в Бахрейне могла бы еще больше укрепиться, если бы правящая семья предоставила шиитскому большинству равные политические права. Основная шиитская партия «Аль-Вефак» запрещена, поэтому недавние выборы прошли без ее участия. Более того, правящая семья предоставляет суннитам большинство высших постов в армии и силовых структурах. Радио и телевидение транслируются на суннитском диалекте. Суннитская версия ислама преподается в школах. Названия шиитских деревень часто стирают с указателей; средневековые шиитские мечети не отмечены на картах.

Марьям хочет, чтобы сунниты и шииты вместе поклонялись островному храму.