Куда движутся суннитско-шиитские отношения? by Toby Matthiesen
Bandar Algaloud/Saudi Royal Council Handout/Anadolu Agency/Getty ImagesToby Matthiesen
ЛОНДОН – Отношения суннитов с шиитами в последние годы значительно улучшились, поскольку Саудовская Аравия сбавила тон своей антишиитской риторики, а некоторые арабы-шииты стараются дистанцироваться от Ирана (охваченный уличными протестами). Однако давняя враждебность и исторические споры могут с лёгкостью снова выйти на передний план и обостриться, особенно если учесть ту роль, которую сегодня играют в арабской (и, шире, мусульманской) публичной сфере спутниковое телевидение и социальные сети.
Одной из искр может стать готовящийся к выходу телесериал. В этот Рамадан (23 марта – 22 апреля) принадлежащий Саудовской Аравии новостной канал МВС планирует выпустить в эфир большую историческую драму о Муавии ибн Абу Суфьяне – важной, но спорной фигуре ранней исламской истории. Правление Муавии, основателя династии Омейядов, правившей халифатом в Дамаске, совпало с первой гражданской войной в исламе (так называемой
Новый сериал, с одним из крупнейших бюджетов в истории арабского телевидения (по слухам, он составил примерно $75 млн), является очередным примером недавней тенденции. В мусульманском мире стали невероятно популярны сериалы, которые показывают в Рамадан, и люди здесь, как, впрочем, и везде, всё чаще получают представления об истории с помощью телевизионных или стриминговых сериалов. Показанная одной из первых на канале МВС историческая драма о халифе Умаре подверглась критике со стороны суннитских религиозных деятелей, которые утверждали, что нельзя изображать сподвижников пророка (а шиитские критики были не согласны с историческим повествованием этого шоу).
To continue reading, register now.
Subscribe now for unlimited access to everything PS has to offer.
Subscribe
As a registered user, you can enjoy more PS content every month – for free.
Register
Already have an account? Log in
Writing for PS since 2023
Toby Matthiesen is incoming Senior Lecturer in Global Religious Studies at the University of Bristol and has previously held fellowships at the Universities of Oxford, Venice, Stanford, and Cambridge. His global history of Sunni-Shia relations, The Caliph and the Imam: The Making of Sunnism and Shiism, will be published by Oxford University Press in March.
https://prosyn.org/CHc9u3Rru
ШИИЗМ • Большая российская энциклопедия
ШИИ́ЗМ (араб. «аш-шиа», букв. – сторонники, партия), второе после суннизма крупное направление ислама. Начало складываться во 2-й пол. 7 в.; ныне приверженцы составляют 10–15% всех мусульман. Понятие «Ш.» представляет собой сокращённую форму араб. наименования «шиат Али», т. е. сторонники Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата пророка Мухаммеда, его воспитанника и ближайшего сподвижника, мужа его дочери Фатимы, через которую у Мухаммеда появились внуки, продолжившие его потомство по женской линии, – Хасан и Хусейн.
Ш. объединяет разл. толки, главными из которых выступают имамиты, исмаилиты и зейдиты. Общим для всех шиитских толков является признание за Али и его потомками исключительного права на верховную (религ. и политич.) власть в мусульм. общине. По суннитской же доктрине, правитель (халиф, имам) избирается из племени пророка Мухаммеда – курейш, но не обязательно из его рода или семейства. Для суннитов характерно также учение о легитимности всех четырёх халифов, правивших после смерти Мухаммеда, – Абу Бекра, Омара, Османа ибн аль-Аффана и Али (632–661), тогда как шииты (за исключением большинства зейдитов) отказываются признать первых трёх халифов, вследствие чего их называют рафидитами (араб. «рафид» – отвергающий).
Имамиты стоят в центре шиитского спектра и, будучи самым многочисл. толком Ш., обычно отождествляются с Ш. Их называют также иснаашаритами (двунадесятниками), по числу культивируемых ими имамов: Али, Хасана, Хусейна и девяти потомков последнего.
Свою доктрину имамиты, как и сунниты, базируют на Коране и Сунне. Правда, к хадисам-изречениям пророка Мухаммеда они присоединяют высказывания своих имамов (при строгом различении тех от других), а сами хадисы Пророка обычно имеют у них иные линии передачи, нежели в суннитском исламе. По содержанию же большинство изречений там и тут совпадают (см. Хадисы).
Но имамиты, подобно приверженцам суфизма среди суннитов, понимают Коран и Сунну и вообще религию как имеющие не только внешнее значение, но и внутренний, сокровенный смысл. Эзотеризм пронизывает всю шиитскую религиозность, включая народную. В его духе шииты, нередко страдавшие от преследований, выдвинули принцип такия – «благоразумное сокрытие» своей веры перед лицом опасности; в умеренной форме этот принцип признаётся и некоторыми суннитскими толками (в частности, ханафитским), допускающими такию при непосредственной смертельной угрозе. Шииты же распространяют его и на случай, когда человек просто оказывается во враждебной среде.
Фактически признавая все шесть положений, которые в суннизме считаются осн. принципами догматики (вера в Бога, Его ангелов, Писания, пророков, Судный день и предопределение), имамиты вместе с тем в качестве главных таких принципов утверждают следующие пять: единство Бога, Его справедливость, пророчество, имамство, воскресение. Первый, третий и пятый догматы фактически общие с суннитским кредо. Второй принцип отражает некоторое отличие от суннизма, ибо шииты вслед за мутазилитами больше подчёркивают свободу человеческой инициативы, полагая, что без допущения этой свободы нельзя признавать человека ответственным за свои поступки, а значит, было бы несправедливо Божье наказание за них.
Радикальное расхождение с суннизмом обнаруживается только в четвёртом принципе, в учении об имаме (халифе), главе общины-государства. Для шиитов имамат является божественным установлением, продолжением пророчества. Веру в имама и преданность ему они возводят в ранг краеугольного догмата, в то время как суннизм рассматривает должность имама (халифа) лишь как практич. необходимость. Согласно шиитской концепции, имам наделён особой духовностью, безгрешен и непогрешим, посвящён в сокровенные стороны религии и иное тайное знание. Суннизм же подчёркивает фундам. значение консенсуса (единогласного мнения общины), видя в халифе политич. главу общины, который в религ. сфере играет лишь исполнительную роль. В этом смысле шиитский ислам можно охарактеризовать как религию авторитета, суннитский – как религию консенсуса.
По имамитской доктрине, имам не избирается, а назначается предшествующим имамом. Первый имам, Али, был определён самим пророком Мухаммедом в качестве преемника. Цепь двенадцати имамов из рода Али замыкает Махди, который жил в 9 в., но не умер, а перешёл в состояние «сокрытия» (гайба), которое продлится до кануна конца света, когда имам вновь появится, «чтобы наполнить мир правдой и справедливостью». Однако скрытый имам продолжает руководить общиной, незримо направляя богословов-муджтахидов, имеющих, т. о., право самостоят. толкования норм религии. В этом отношении духовенство у шиитов обладает более высоким статусом, нежели у суннитов, выступая своего рода посредником между верующими и Богом.
Что касается практич. закона, шариата, то шииты-имамиты следуют тем же установкам, что и суннитский ислам. Культовые и правовые отличия между ними не больше, чем отличия между суннитскими толками-мазхабами. Имамитский, или джафаритский, толк права (основанный имамом Джафаром ас-Садиком) более всего схож с шафиитским и в наше время признан суннитами наряду с четырьмя суннитскими мазхабами.
Наиболее существенными особенностями шиитского права являются учреждение религ. налога – хумса, пятины (наряду с общим религ. налогом – закятом, принятым суннитами) и допустимость временного брака (мута). Такой брак практиковался в языч. Аравии, и в начале своего пророческого служения Мухаммед относился к нему терпимо. Брак заключается на срок от одной ночи до 99 лунных лет и автоматически прекращается по его истечении. Сунниты полагают, что ещё во времена Пророка временный брак был отменён. Шииты же связывают запрет на него с именем халифа Омара, который, как они полагают, не имел на это надлежащих полномочий.
Для имамитов характерен культ мученичества. Они говорят о мученич. гибели не только имама Хусейна, но и всех остальных имамов. Мотивы страдания и искупления, не известные суннитскому исламу, звучат в траурных шествиях, организовывающихся в годовщину гибели Хусейна. Пиетет перед имамами поддерживается паломничествами к их усыпальницам и празднованием памятных дат их жизни.
Имамитская рациональная теология – калам – близка к мутазилитской. Видными её представителями были аль-Муфид и аш-Шариф аль-Муртада (ум. 1044). В трудах Насир ад-дина Туси и его ученика аль-Хилли (ум. 1326) шиитский калам соединился с арабо-мусульм. аристотелизмом – фальсафой.
В отношении философии имамитская и вообще шиитская среда оказалась более благоприятной сравнительно с суннитской. К шиитам примыкали такие крупные представители фальсафы, как аль-Фараби и Авиценна (Ибн Сина), а также «Братья чистоты» (Ихван ассафа). Синтез фальсафы с «философией озарения» (хикмат аль-ишрак) ас-Сухраварди (ум. 1191) и теософской системой Ибн аль-Араби воплотился в творчестве Кутб ад-дина аш-Ширази (ум. в нач. 14 в.) и особенно представителей процветавшей в Иране в 17 в. исфаханской школы философии – Мир Дамада (ум. 1631) и Садр ад-Дина аш-Ширази [Мулла Садра, ум. 1640 (или 1641)].
«Левый», т. е. более отдалённый от суннитов, спектр Ш. представляют исмаилиты, друзы, а также алавиты (или нусайриты), которые в 11 в. отделились от имамитов и ныне проживают преим. в Сирии и Турции. В их учениях доктрина имамата была развита в ещё более эзотерич., философско-гностич. систему.
«Справа» же от имамитов стоят зейдиты. Они трактуют имамат в духе, близком к суннитскому исламу, отрицая божественную природу имама и полагая имамат выборным институтом, а не наследственным, притом сам имам может быть не только из рода Хусейна, но также из рода Хасана. Более того, в большинстве своём зейдиты признают легитимность Абу Бекра, Омара и Османа, хотя и считают, что Али был более достоин занимать халифский пост. Они не ожидают возвращения «скрытого имама», отвергают принцип такии и временного брака. Вместе с тем собственно теологию зейдиты развивают в мутазилитском русле.
В 19 в. в имамитской среде появилось религ.-политич. движение бабидов, из среды которых вышло течение бахаи, впоследствии оформившееся как самостоят. религия.
В чем разница между мусульманами-шиитами и суннитами?
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Хотя мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты являются сектами исламской веры, различия между этими двумя группами проистекают из конфликтующих религиозных убеждений.
Политический конфликт также разделяет группы, а Саудовская Аравия, суннитская нация, и шиитский Иран продолжают конкурировать за региональное влияние в арабском мире. На фоне антиправительственных протестов и взрывов автомобилей суннитские лидеры в Саудовской Аравии обвинили свое шиитское население в лояльности Ирану.
Что общего у суннитов и шиитов, так это то, что они являются двумя крупнейшими конфессиями исламской веры. Кроме того, и сунниты, и шииты считают, что пророк Мухаммед основал религию ислама в седьмом веке. [Что такое Рамадан?]
Раскол между двумя сектами начался после смерти Мухаммеда в 632 г. н.э., когда спор о личности религиозного преемника Мухаммеда привел к тому, что последователи ислама разделились на суннитов и шиитов.
Сунниты верят, что у Мухаммеда не было законного наследника и что религиозный лидер должен избираться путем голосования представителей исламской общины. Они считают, что последователи Мухаммеда выбрали Абу Бакра, близкого друга и советника Мухаммеда, своим преемником.
Шииты верят, что только Аллах, Бог исламской веры, может выбирать религиозных лидеров, и поэтому все преемники должны быть прямыми потомками семьи Мухаммеда. Они утверждают, что Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда, был законным наследником руководства исламской религией после смерти Мухаммеда.
Другое спорное религиозное различие между мусульманами-шиитами и суннитами касается Махди, что в переводе с арабского означает «ведомый». Обе группы считают Махди единственным правителем исламского сообщества. Но в то время как сунниты считают, что Махди еще не родился, и ожидают его прибытия, шииты верят, что Махди родился в 869 году нашей эры и вернется на Землю по приказу Аллаха.
Большинство мусульман — сунниты. По данным cnn.com, из всего мусульманского населения исламского мира только 10% составляют шииты. Единственными странами Ближнего Востока, в которых проживает шиитское большинство, являются Иран, Ирак и островное государство Персидского залива Бахрейн.
- Что внутри мечети?
- Что такое свитки Мертвого моря?
- Откуда взялось «отделение церкви от государства»?
Первоначально опубликовано на Live Science.
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.Реми Мелина была штатным корреспондентом Live Science с 2010 по 2012 год. Она имеет степень бакалавра в области коммуникаций Университета Хофстра, который окончила с отличием.
Можно ли преодолеть раскол Бахрейна между суннитами и шиитами?
Ближний Восток и Африка | Секты в городе
Борьба за Персидским заливом в Иране заставляет бахрейнцев нервничать, но в то же время обнадеживает
| Манама
F или Впервые с детства Мариам недавно вернулась в храм Наби Салеха, крошечный остров у берегов столицы Бахрейна Манамы. Она благоговейно держала зеленые драпировки над могилой святого человека XIV века, именем которого назван остров. Она остановилась у источника, где ее семья жарила жертвенного козла. Она вспомнила, как пробовала сладкие финики из фруктовых садов и смотрела на волны, омывающие остров, где она когда-то плавала. Так много ушло. Море загрязняется сточными водами. Родник — сухая дыра. Автостоянка заменила большую часть фруктового сада. А суннитские семьи, как и ее семья, перестали посещать святыню несколько десятилетий назад. — Почему мы остановились? — спросила она у хранителя храма, шиита. «Мы были вместе. Это был такой прекрасный век».
Послушайте эту историю. Наслаждайтесь аудио и подкастами на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
После исламской революции 1979 года, которая потрясла Иран и поставила под угрозу троны суннитских арабских монархов по всему Персидскому заливу, Бахрейн оказался на линии разлома суннитско-шиитского разделения. Это единственная страна в Совете сотрудничества стран Персидского залива, состоящем из шести членов, где коренное большинство составляют шииты; большинство людей в остальных пяти являются стойкими суннитами. И он неловко зажат между двумя крупными идеологическими противниками, Ираном и Саудовской Аравией. После того, как аятоллы захватили Иран, две секты Бахрейна обратились за помощью к этим старшим братьям, иногда обвиняя друг друга в неверии.
Тем не менее сектантские чувства могут смягчаться. Саудовская Аравия заткнула рот своим наиболее радикальным исламистам и начала вести более светскую политику. Объединенные Арабские Эмираты, другой крупный покровитель Бахрейна, запретили суннитские исламистские партии и призвали правительства других стран Персидского залива последовать их примеру. Суннитские исламистские партии плохо поступили на недавних выборах в Бахрейне, выбрав членов собрания, которое консультирует всемогущего монарха Хамада аль-Халифа. Суннитское духовенство Бахрейна, возможно, тоже избавляется от своего сектантства.
Младшие шииты могут захотеть, чтобы их собственное духовенство ответило взаимностью. Крики протестующих, стремящихся свергнуть шиитскую теократию в Иране, слышны в Бахрейне. Некоторых бахрейнских шиитов раздражает поддержка, которую их богословы оказывают иранским аятоллам.
«Это лицемерие, — говорит шиитский активист. «У них здесь есть лозунги о правах человека, но они очень консервативны и не хотят, чтобы у женщин было больше шансов». Таким образом, шиитский религиозный истеблишмент Бахрейна также находится под давлением, чтобы быть более либеральным и менее зависимым от своих коллег в Иране.Социальная гармония между шиитами и суннитами в Бахрейне могла бы еще больше укрепиться, если бы правящая семья предоставила шиитскому большинству равные политические права. Основная шиитская партия «Аль-Вефак» запрещена, поэтому недавние выборы прошли без ее участия. Более того, правящая семья предоставляет суннитам большинство высших постов в армии и силовых структурах. Радио и телевидение транслируются на суннитском диалекте. Суннитская версия ислама преподается в школах. Названия шиитских деревень часто стирают с указателей; средневековые шиитские мечети не отмечены на картах.
Марьям хочет, чтобы сунниты и шииты вместе поклонялись островному храму.