ШБ — это… Что такое ШБ?

ШБ
ТипШтурмовик-бомбардировщик
ПроизводительЗавод №156 (Москва)
Главный конструкторП. О. Сухой
Первый полёт9 апреля 1940 года
СтатусОпытный самолёт
Единиц произведено1
Базовая модельСу-2

ШБ (ББ-2) — советский опытный двухместный штурмовик-бомбардировщик. Модификация самолёта Су-2. Отличался двигателем М-88, деревянным фюзеляжем, усиленным бронированием, улучшенной аэродинамикой.

В серии не строился, так как уже был выпущен бронированный штурмовик Ил-2, имеющий такую же бомбовую нагрузку, к тому же ШБ в ходе испытаний потерпел аварию и не восстанавливался.

История

Весной 1940 года поднялся в воздух опытный штурмовик-бомбардировщик (ШБ), разработанный группой конструкторов, которыми руководил Павел Осипович Сухой. Проектирование этого самолёта началось в 1938 году, когда даже военные специалисты ещё недостаточно чётко представляли себе круг боевых обязанностей машин для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя. Поэтому конструкторы стремились обеспечить ШБ такие лётно-технические параметры, которые позволяли бы использовать его и для уничтожения живой силы и техники на поле боя и для ударов по коммуникациям и военным объектам противника в его ближнем тылу.

В апреле 1940 года самолёт был собран и передан на аэродром для подготовки к заводским испытаниям.

25 мая 1940 года летчик-испытатель завода №156 впервые поднял самолёт ББ-2 М-88 в воздух.

4 июня после выполнения полетного задания не выпустилось шасси. Испробовав все варианты выпуска (основной и аварийный) капитан В.Т.Сахранов произвел посадку на аэродром с полувыпущенными стойками. Самолёт получил незначительные повреждения. Аварийная комиссия сочла действия экипажа правильными, а причиной аварии, по её мнению, стал недостаток конструктивной схемы шасси.После ремонта испытания самолёта продолжились.

В начале октября 1940 года завод №156 по акту передал самолёт ББ-2 М-88 заводу №289.

29 октября Сухой Павел Осипович доложил заместителю начальника 7ГУ НКАП С.Н.Шишкину, что: «Самолёт ББ-2 М-88 окончил заводские испытания по программе, утвержденной 7-м Главным Управлением.Ввиду расхождения максимальных скоростей по расчёту с летными данными, считаю необходимым продолжить испытания для снятия поляры, опробования новых винтов и выхлопа. Для проведения этих полетов выделен летчик завода №289 т. Фиксон Н.Д.».

11 ноября разрешение на дополнительные испытания было получено.

27 ноября 1940 года экипаж в составе летчика-испытателя Н.Д.Фиксона и наблюдателя — ведущего инженера 8 отдела ЦАГИ М.Д.Соколова совершил вынужденную посадку на летнем аэродроме Липицы, расположенном в десяти километрах восточнее Серпухова. Причиной посадки стал перегрев и выброс масла с одновременным падением его давления.

28 ноября комиссия 8 отдела ЦАГИ осмотрела самолёт и мотор, и после опробования его на всех режимах дала разрешение на перелет самолёта ББ-2 на аэродром Раменское.

Через час после взлета с места вынужденной посадки мотор М-88 стал давать перебои в работе, затем остановился. Экипаж совершил аварийную посадку на пашню вблизи аэродрома войсковой части СПБ-134 (район Подольска). При посадке летчик получил травму лица и был отправлен в больницу, а на самолёте были сломаны опоры шасси, погнут винт, повреждены консоли крыла, всасывающий патрубок и туннель масляного радиатора. По всей видимости самолёт не восстанавливался, а постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 апреля 1941 года работы по нему были прекращены.

Конструкция

По конструкции самолёт ББ-2 (ШБ) несколько отличался от серийного самолёта Су-2 (ББ-1). При проектировании ББ-2 ставилась задача получить конструкцию простую в серийном производстве, с минимальным применением алюминиевых сплавов, замененных сталью и древесиной.

Фюзеляж и киль изготавливались целиком из древесины.

В консольных частях крыла — смешанной конструкции, металл использовался только в лонжеронах, во второй нервюре и в законцовке. Смешанную конструкцию имел и центроплан крыла.

Самолёт ББ-2 отличался кинематикой уборки и выпуска основных опор шасси, убиравшихся назад в центроплан крыла с поворотом колес на 90°. Впоследствии аналогичная схема применялась на самолётах Су-1 ,Су-6 и в ряде других проектов.

Итоги

По расчётам конструкторов, штурмовик-бомбардировщик с двигателем воздушного охлаждения должен был развивать скорость у земли до 350 км/ч. Его дальность полета около 800 км, потолок до 8 тыс.м. Летные испытания в основном подтвердили расчётные данные. Самолёт показал хорошую устойчивость и управляемость. Однако, как показали первые же крупные операции, проведённые противниками в первый период второй мировой войны, сочетать в одном самолёте качества штурмовика и бомбардировщика (хотя экономически это и выгодно) все же нецелесообразно. Штурмовику нужны более сильное бронирование, стрелковое вооружение разного, в том числе крупного калибра, меньшая высотность, но большая скорость у земли. С учетом этих, продиктованных жизнью требований конструкторы приступили к разработке специализированного самолёта — штурмовика под новый мощный двигатель воздушного охлаждения М-71.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное вооружение :
    • шесть 7.62-мм пулеметов ШКАС
  • Бомбовая нагрузка: 600 кг бомб

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

ШБ ОУВ — это… Что такое ШБ ОУВ?

  • ОУВ — отдел управления восстановлением ДНР, ЛНР ОУВ орган управления выборами Источник: http://www.aceeeo.org/index.php/ru/membership ОУВ общий уровень вмешательства Источник: http://www.atom.nw.ru/ATC/ASKRO/termin.html …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • банѧ — БАН|Ѧ (97), Ѣ ( Ѧ) с. 1.Источник (по преимуществу теплый): врачь не ѥгда по раѥмъ и по цвѣ||томъ водить стражюща˫а, и по банѩмъ, и по стоуденица(м) (εἰς βαλανεῖα) Пч к. XIV, 109 109 об.; Ростиславъ. пошелъ бѣ к Галичю слышавъ же. приѩтье… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • вянуть — увядать, вялый, укр. в янути, блр. вянуць, др. русск. вянути, ст. слав. оувѩдати, оувѩждати μαραίνειν (Супр.), болг. вяна, сербохорв. венути, словен. veniti, чеш. vadnouti, слвц. vädnut , польск. więdnąc, в. луж. wjadnyc. Другая ступень… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • акы — (1226) союз. В сравн. знач. Как, подобно: Страхъмь же ѥго акы оуздою обръти оумъ свои. Изб 1076, 30 об.; Вътора˫а же заповѣдь есть. иже любите дроуга акы себе СбТр ХII/ХIII, 57; но мы на зла˫а възвращаемсѩ. акы свинь˫а валѩющесѩ в калѣ грѣховнѣмь …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • аще — (аще10000) союз. 1.В зависимой части сложного предлож. в усл. знач. (обычно перед главным предлож.). Если: ˫ако же рече г҃ь. аште принесеши дары свои къ алтареви. и тоу помѩнеши ˫ако братъ твои нѣчьто имать на тѩ. остави даръ свои прѣдъ олтарьмь …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • благооумиѥ — БЛАГООУМИ|Ѥ (11), ˫А с. 1.Благоразумие, благонравие: и премдр(с)ть мо˫а въстависѩ въ мнѣ… и не ѡ(т)лѣпихъ ср(д)ца своѥго ѡ(т) всѩкого бл҃гооумь˫а. (ἀπὸ… εὐφροσύνης!) ГА XIII XIV, 95б; не хытростью порабощеваимъ. не бл҃гооумьемь собiмъ.… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • божьствьныи — (божьствьныи2000) пр. к божьство во 2 знач. При конкр. с.: и имъже м˫а бѣ пастоуха створилъ и ѥже оупасохъ на бъжьствьнѣи твоѥи пажити. ЖФП XII, 27в; Леѡнъ же тъ бѣ и исавръ. иже пьрвѣѥ дьрзоувъ [так!] б҃жствьны˫а разорити ѡбразы. (τὰ ϑεῖα) ЖФСт… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • бъчела — БЪЧЕЛ|А (42), Ы с. 1.Пчела: иди къ бъчелѣ. и оувѣжь ˫ако т˫ажатель ѥсть. СбТр XII/XIII, 90; бчела ѡбълѣтаѥть и оудоли˫а и полѩ ѡбиходить. (ἡ… μέλισσα) ПНЧ 1296, 102; на изѣдѣниѥ бчеламъ. Пр 1383, 24в; в паоучинѣ. комаръ и муха оувѩзнеть. а… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • быстрыи — (14) пр. Быстрый, совершающийся с большой скоростью или в короткий промежуток времени: [человек] ѥгда же мало ѡслабѣ(х) бодростью. быстромъ теченьѥмь. вскорѣ взиде к первому ѥго дѣлу (ὀξυδρόμως) ЖВИ XIV XV, 77а; члвч(с)кы˫а вещи… ||…всего… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • вольовий — [вол ови/й] м. (на) во/му/ л оув і/м, мн. л оув і/ …   Орфоепічний словник української мови

  • sokrasheniya.academic.ru

    ШБ — Википедия. Что такое ШБ

    ШБ
    Тип Штурмовик-бомбардировщик
    Производитель Завод №156 (Москва)
    Главный конструктор П. О. Сухой
    Первый полёт 9 апреля 1940 года
    Статус Опытный самолёт
    Единиц произведено 1
    Базовая модель Су-2

    ШБ (ББ-2) — советский опытный двухместный штурмовик-бомбардировщик. Модификация самолёта Су-2. Отличался двигателем М-88, деревянным фюзеляжем, усиленным бронированием, улучшенной аэродинамикой.

    В серии не строился, так как уже был выпущен бронированный штурмовик Ил-2, имеющий такую же бомбовую нагрузку, к тому же ШБ в ходе испытаний потерпел аварию и не восстанавливался.

    История

    Весной 1940 года поднялся в воздух опытный штурмовик-бомбардировщик (ШБ), разработанный группой конструкторов, которыми руководил Павел Осипович Сухой. Проектирование этого самолёта началось в 1938 году, когда даже военные специалисты ещё недостаточно чётко представляли себе круг боевых обязанностей машин для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя. Поэтому конструкторы стремились обеспечить ШБ такие лётно-технические параметры, которые позволяли бы использовать его и для уничтожения живой силы и техники на поле боя и для ударов по коммуникациям и военным объектам противника в его ближнем тылу.

    В апреле 1940 года самолёт был собран и передан на аэродром для подготовки к заводским испытаниям.

    25 мая 1940 года летчик-испытатель завода № 156 впервые поднял самолёт ББ-2 М-88 в воздух.

    4 июня после выполнения полетного задания не выпустилось шасси. Испробовав все варианты выпуска (основной и аварийный) капитан В. Т. Сахранов произвел посадку на аэродром с полувыпущенными стойками. Самолёт получил незначительные повреждения. Аварийная комиссия сочла действия экипажа правильными, а причиной аварии, по её мнению, стал недостаток конструктивной схемы шасси. После ремонта испытания самолёта продолжились.

    В начале октября 1940 года завод № 156 по акту передал самолёт ББ-2 М-88 заводу № 289.

    29 октября Сухой Павел Осипович доложил заместителю начальника 7ГУ НКАП С. Н. Шишкину, что: «Самолёт ББ-2 М-88 окончил заводские испытания по программе, утвержденной 7-м Главным Управлением. Ввиду расхождения максимальных скоростей по расчёту с летными данными, считаю необходимым продолжить испытания для снятия поляры, опробования новых винтов и выхлопа. Для проведения этих полетов выделен летчик завода № 289 т. Фиксон Н. Д.».

    11 ноября разрешение на дополнительные испытания было получено.

    27 ноября 1940 года экипаж в составе летчика-испытателя Н. Д. Фиксона и наблюдателя — ведущего инженера 8 отдела ЦАГИ М. Д. Соколова совершил вынужденную посадку на летнем аэродроме Липицы, расположенном в десяти километрах восточнее Серпухова. Причиной посадки стал перегрев и выброс масла с одновременным падением его давления.

    28 ноября комиссия 8 отдела ЦАГИ осмотрела самолёт и мотор, и после опробования его на всех режимах дала разрешение на перелет самолёта ББ-2 на аэродром Раменское.

    Через час после взлета с места вынужденной посадки мотор М-88 стал давать перебои в работе, затем остановился. Экипаж совершил аварийную посадку на пашню вблизи аэродрома войсковой части СПБ-134 (район Подольска). При посадке летчик получил травму лица и был отправлен в больницу, а на самолёте были сломаны опоры шасси, погнут винт, повреждены консоли крыла, всасывающий патрубок и туннель масляного радиатора. По всей видимости самолёт не восстанавливался, а постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 апреля 1941 года работы по нему были прекращены.

    Конструкция

    По конструкции самолёт ББ-2 (ШБ) несколько отличался от серийного самолёта Су-2 (ББ-1). При проектировании ББ-2 ставилась задача получить конструкцию простую в серийном производстве, с минимальным применением алюминиевых сплавов, замененных сталью и древесиной.

    Фюзеляж и киль изготавливались целиком из древесины.

    В консольных частях крыла — смешанной конструкции, металл использовался только в лонжеронах, во второй нервюре и в законцовке. Смешанную конструкцию имел и центроплан крыла.

    Самолёт ББ-2 отличался кинематикой уборки и выпуска основных опор шасси, убиравшихся назад в центроплан крыла с поворотом колес на 90°. Впоследствии аналогичная схема применялась на самолётах Су-1 ,Су-6 и в ряде других проектов.

    Итоги

    По расчётам конструкторов, штурмовик-бомбардировщик с двигателем воздушного охлаждения должен был развивать скорость у земли до 350 км/ч. Его дальность полета около 800 км, потолок до 8 тыс.м. Летные испытания в основном подтвердили расчётные данные. Самолёт показал хорошую устойчивость и управляемость. Однако, как показали первые же крупные операции, проведённые противниками в первый период второй мировой войны, сочетать в одном самолёте качества штурмовика и бомбардировщика (хотя экономически это и выгодно) все же нецелесообразно. Штурмовику нужны более сильное бронирование, стрелковое вооружение разного, в том числе крупного калибра, меньшая высотность, но большая скорость у земли. С учетом этих, продиктованных жизнью требований конструкторы приступили к разработке специализированного самолёта — штурмовика под новый мощный двигатель воздушного охлаждения М-71.

    Тактико-технические характеристики

    Технические характеристики

    Лётные характеристики

    Вооружение

    • Стрелково-пушечное вооружение :
      • шесть 7,62-мм пулемётов ШКАС
    • Бомбовая нагрузка: 600 кг бомб

    Примечания

    Ссылки

    wiki.sc

    Шамотный кирпич (огнеупорный): характеристика, маркировка

    При строительстве печи или топки из кирпича следует учесть, что красный кирпич для этих целей – это не лучшее решение. Несмотря на практичность и популярность этого стройматериала, действие высоких температур может разрушительно отразиться на глине, из которой он изготовлен. При достижении 1200 ºС глина начинает плавиться, а при остывании – крошиться.

    Поскольку самая обычная бытовая печь прогревается примерно до 800ºС, то для ее корпуса можно использовать красный кирпич, но только в местах, не касающихся к дверцам или чугунным плитам. Металлические элементы нагреваются до максимума, и тем самым могут разрушить простой кирпич. В этих местах лучше использовать огнеупорный материал.

    Огнеупоры делятся на несколько подвидов:

    • основной;
    • углеродистый;
    • кварцевый;
    • глиноземный.

    Одна из разновидностей глиноземного вида – шамотный кирпич. Это распространенный материал, хорошо переносящий любые перепады температуры. Благодаря своим техническим свойствам шамотный кирпич пригоден как для частного строительства, так и в масштабах промышленности.

    Дальше можно подробнее ознакомиться с основными характеристиками шамотного кирпича.

    Характеристики

    Качественные показатели, характеризующие шамотный кирпич, строго контролируются со стороны государства. В ГОСТе прописаны показатели, отражающие вес шамотного кирпича и его размеры, состав сырья с процентным содержанием оксида алюминия, а также технологические свойства: прочность, геометрические параметры, огнеупорность, пористость.

    Основные показатели приведены в таблице:

    При изготовлении изделий многие производители ориентируются на собственные ТУ вместо условий, прописанных ГОСТом. Поэтому при выборе материала возникает вопрос, какой кирпич брать. Ведь по ряду характеристик изделия, произведенные по ГОСТу и по ТУ производителя, очень часто не совпадают. В таком случае лучше по возможности приобретать товар с ГОСТовской отметкой, т. к. он качественней.

    Что касается геометрических параметров, в ГОСТе прописан размер стандартного прямоугольного изделия 230х113х65 мм, и это считается оптимальным материалом для строительства кирпичных сооружений. Но сегодня допустимы и другие размерные характеристики, поэтому рынок заполнен разнообразной продукцией от разных производителей.

    Масса изделий также имеет различные показатели, и колеблется в диапазоне от 2,8 кг до 4,5 кг, при допустимой массе по ГОСТу – 3,7 кг. При закупке не стоит забывать об этом, т. к. от массы зависит теплопроводность материала. Для сохранения тепла в помещении нужно выбирать материал с большей массой, потому что маленький вес увеличивает его теплопроводность.

    От количественного содержания в составе строительного материала оксида алюминия зависит устойчивость к влиянию химических веществ, щелочей и высокой температуры. Содержание этого элемента в составе влияет на структуру материала, делая его пористым. А пористый кирпич нагревается достаточно долго, но и остывает дольше обычного, сохраняя полученное тепло.

    В то же время с увеличением пористости снижается прочность. Поэтому стоит подбирать материал с оптимальной плотностью от 1700–1900 кг/м. Также плотность влияет на такие свойства, как: влагопоглощение, теплоизоляция, сцепление с монтажным раствором и вес шамотного кирпича.

    Определить пористость кирпича можно, всего лишь подержав различные варианты в руках.

    Подведя итог, можно сказать, что при выборе такого строительного материала следует брать во внимание стандарты выпуска, размеры, массу, содержание оксида алюминия и плотность.

    Маркировка

    Для удобства классификации и простоты в выборе этого строительного материала, была разработана маркировка, благодаря которой можно сразу определить свойства материала. Она отражает размеры изделий, температурные свойства и технические характеристики.

    Наиболее популярные марки шамотного кирпича: ША, ШБ, ШАК, ШУС, ШВ, ПВ и ПБ.

    На примере бруска с маркировкой ШБ 5 СЛ расшифруем данные от производителя.

    Ш – буква, говорящая о принадлежности изделия к виду шамотных алюмосиликатных кирпичей;
    Б – кирпич, выполненный по требованиям ГОСТа, и относящийся к классу огнеупорности Б. Существует также класс А.

    Шамотный кирпич класса А выдерживает температуру до 1350 С, а класс Б – 1400 С.

    Отметка о ГОСТе гарантирует соответствие строительного изделия перечню из заданных параметров: целостность, соблюдение размеров, прочность, температура эксплуатации.

    Если на этом месте находится цифра, без присутствия буквы после Ш, значит, что шамотный кирпич был произведен по ТУ производителя.

    Сама цифра означает геометрические параметры, указанные в таблице ниже. Т. е. наш пример соответствует размерам 230х114х65 мм.

    СЛ – указывает на производителя изделия. СЛ здесь – Сухоложский огнеупорный завод, а БГ – Богдановичский.

    Есть и более глубокая классификация внутри каждой марки: по форме, размеру, теплопроводности.

    Таблица с распространенными видами шамотных кирпичей, согласно ГОСТу 8691-73:

    Кроме стандартной прямоугольной формы кирпича шамотного, существует еще трапециевидная и клиновая.

     

    Область применения

    Благодаря своей стойкости к температурным перепадам и воздействию щелочей и химических веществ, шамотный кирпич имеет широкую область применения. Он используется на промышленных предприятиях в установках, выделяющих во время горения активные химические вещества: доменные печи, котлы, топливные камеры.

    Раствор, используемый при создании тепловых устройств, тоже имеет большое значение. Обычно для смешивания используют те же составляющие, что применяются в производстве кирпича. Это придает печи высокий уровень термоустойчивости.

    Чтобы уложить кирпич шамотный марки ШБ–5 или ШБ–8 используется огнеупорная глина с толченым кирпичом в составе. Полученный раствор называется «Мертель» или «шамотная глина».

    Перед закладкой печного оборудования следует рассчитать рабочую температуру будущей конструкции. От этого показателя зависит ширина монтажного шва между шамотными кирпичами. Чем больше рабочая температура, тем тоньше кладочный слой. Порой он не превышает 1 мм. Такая работа требует высокого уровня мастерства от исполнителя, и хорошего качества приготовленного раствора.

    Вследствие этого увеличивается расход и стоимость необходимых материалов, и выбирать нужно марки изделия с более высокой устойчивостью к огню.

    Несмотря на все преимущества, существуют нюансы, ограничивающие применение шамотного кирпича (отрицательные моменты):

    • гигроскопичность – способность впитывать влагу. Это качество снижает прочность изделия при нагревании и увеличивает его вес.
    • Низкая устойчивость к замерзанию. Лучше всего низкие температуры выдерживает шамотный кирпич марки ШБ–5, ШБ–45, ШБ–94. Не подойдет для бытовых печей ШБ–8, т. к. при непостоянной работе печь, остывая, начинает крошиться.
    • Большая плотность изделий. Такой материал трудно режется, если нужно изменить изначальные размеры.
    • Высокая стоимость, длительное время прогревания и необходимость в приготовлении специальной монтажной смеси.

    Как отличить брак

    К качеству шамотного кирпича предъявляются особые требования, т. к. от него зависит прочность будущей печи, ее устойчивость к высоким температурам и способность к сохранению тепла. Поэтому стоит исключить даже малейший брак изделия.

    Проверяется это очень просто. Если постучать по кирпичу, качественное изделие издаст металлический звонкий звук. Глухой звук говорит о недостаточном обжиге в процессе производства.

    Для проверки на прочность нужно ударить по нему сильнее. Качественный брикет расколется на крупные части, а мелкие крошки в итоге говорят о браке.

    Для закладки печей нельзя применять некачественные кирпичи. Они приобретают не присущие свойства впитывания и удерживания влаги. Такой материал теряет три четверти своих полезных качеств в отличие от сухого.

    Заключение

    При покупке шамотного материала следует обращать внимание на информацию маркировки, чтобы иметь представление о производителе и классе огнеупора. Для строительства некоторых объектов может понадобиться совмещение нескольких видов шамота, в зависимости от расположения материала и возложенных на него функций.

    Для расчета оптимального количества шамотного кирпича разных марок и размеров, возможно, понадобится помощь специалистов, которые помогут сэкономить при покупке стройматериалов.

    Похожие статьи:

    pechnoedelo.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *