Содержание

история возникновения, первое упоминание, представители

В современной Польше её граждане уравнены в правах и сословных различий не имеют. Однако каждый поляк хорошо знает значение слова «шляхта». Это привилегированное сословие существовало в государстве почти тысячу лет, начиная с 11 века и по начало 20, когда в 1921 году были упразднены все привилегии.

История возникновения

Существуют две версии возникновения верховного дворянства Польши, шляхты.

По первой, считающейся более правдоподобной и принятой официально, считается, что польская шляхта возникла эволюционно в результате социально-экономических преобразований.

Разрозненные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы, постепенно разрастались и объединялись в союзы. Самый крупный получил название ополе. Первоначально во главе ополя стоял совет старейшин, избиравшийся из представителей самых сильных и уважаемых родов. В дальнейшем управление отдельными территориями ополя было разделено между старейшинами и стало передаваться по наследству, а сами старейшины стали называться князьями.

Постоянные войны и конфликты между князьями привели к необходимости создания воинских подразделений. Воины набирались из числа свободных людей, не привязанных к земле. Из этого-то класса и выросло новое привилегированное сословие — шляхта. В переводе с немецкого языка слово «шляхта» означает «сражение».

А вот что представляет собой вторая версия возникновения сословия. Она принадлежит профессору Краковского университета, Францишеку Ксаверию Пекосинскому, жившему в 19 веке. По мнению учёного, польская шляхта не была рождена эволюционно в недрах польского народа. Он убеждён, что первые шляхтичи были потомками полабов, воинственных славянских племён, вторгшихся на территорию Польши в конце 8 – начале 9 века. В пользу его предположения говорит тот факт, что на родовых гербах самых древних шляхетских семей изображены славянские руны.

Первые летописи

Первое упоминание о польских рыцарях, ставших родоначальниками дворянского сословия, сохранилось в летописи Галла Анонима, умершего в 1145 году. Несмотря на то, что составленная им «Хроника и деяния князей и правителей польских» подчас грешит историческими неточностями и пробелами, она всё же стала главным источником сведений о формировании польского государства. Первое упоминание о шляхте связано с именами Мешко 1 и его сына, короля Болеслава 1 Храброго.

В правление Болеслава было установлено присвоение статуса «владыки» каждому воину, оказавшему королю значительную услугу. Об этом есть запись, датируемая 1025 годом.

Король польских рыцарей

Болеслав 1 Храбрый жаловал почётное звание не только князьям, но и рабам, хотя первые вытребовали себе особый статус – «можновлады», чем гордились особо. Вплоть до конца 11 века владыки, они же – рыцари, они же — родоначальники шляхетского сословия, не имели своих земельных владений.

В 12 веке, при Болеславе Кривоустом, рыцарское сословие из перекати-поле превратилось в землевладельцев.

Европа середины прошлого столетия знает рыцарей как воинов церкви, несущих христианскую веру язычникам. Польские же рыцари начинались не как воины церкви, а как защитники князей и королей. Болеслав 1 Храбрый, учинивший это сословие, и был сначала князем Польши, а потом самопровозглашённым королём. Он правил почти 30 лет и остался в истории как очень умный, хитрый и смелый политик и воин. При нём Королевство Польское значительно расширилось за счёт присоединения чешских территорий. Болеслав ввёл в состав Польши часть Великой Моравии. Благодаря ему город Краков, столица Малой Польши, навсегда вошёл в Королевство Польское. Долгое время он был столицей государства. Это и по сей день – один из самых крупных городов страны, важнейший культурный, экономический и научный её центр.

Пясты

Династия Пястов, к которой принадлежал король Болеслав, правила страной четыре века. Именно при Пястах Польша пережила период наиболее бурного развития во всех областях. Основы современной культуры Польши были заложены именно тогда. Не последнюю роль в этом сыграла христианизация страны. Процветали ремёсла и сельское хозяйство, были установлены прочные торговые связи с приграничными государствами. Шляхетское сословие активно участвовало в процессах, способствующих развитию и возвеличиванию Польши.

Разделение шляхты и рыцарства

К 14 веку польская шляхта представляла собой довольно многочисленное и очень влиятельное сословие. Теперь вступить в него просто так, за рыцарский подвиг, стало нельзя. Были приняты законы об индигенате, адопции и нобилитации. Шляхтичи отгораживались от прочих сословий, оказывая давление на короля. Они могли себе это позволить, так как за несколько столетий стали самыми крупными землевладельцами в государстве. А в правление короля Людовика Венгерского добились неслыханных доселе привилегий.

Кошицкий привилей

Людовик не имел сыновей, а его дочери не имели права на престол. Чтобы получить для них это право, он пообещал дворянам-шляхтичам отмену почти всех обязанностей по отношению к монарху. Так, в 1374 г. вышел знаменитый Кошицкий привилей. Теперь все важные государственные должности занимала польская шляхта.

В соответствии с новым договором, дворянство существенно ограничивало власть королевской семьи и верховного духовенства. Шляхтичи освобождались ото всех налогов, за исключением земельного, но и он был мизерным – с одного поля в год взималось всего 2 гроша. При этом дворяне получали жалованье, если участвовали в боевых действиях. Они не были обязаны строить и ремонтировать замки, мосты, городские здания. Во время поездок королевской особы по территории Польши шляхтичи уже не сопровождали ее в качестве охраны и почётного эскорта, с них также была снята обязанность обеспечивать короля продовольствием и жильём.

Речь Посполитая

В 1569 году Королевство Польское объединилось с Великим Княжеством Литовским в единое государство, Речь Посполитую. Политический строй в новом государстве принято называть шляхетской демократией. На деле же никакой демократии не было. Во главе Речи Посполитой стоял избираемый пожизненно король. Его титул не передавался по наследству. Вместе с монархом управление страной осуществлял Сейм.

Сейм состоял из двух палат – Сената и Посольской избы. Сейм состоял из высших государственных чиновников и верховного духовенства, а Посольская изба – их выборных представителей шляхетского сословия. По сути дела, история Речи Посполитой – это история того, как дворянство самовластно и неразумно управляло собственным государством.

Власть шляхты над Польшей

При слабой монархии польские шляхтичи добились огромного влияния на законодательные и исполнительные органы власти. Историками шляхетское самоуправление оценивается как предпосылка к анархии.

Данное заключение построено на неограниченном влиянии шляхтичей на политические и экономические процессы в стране. Шляхта имела право вето, если король намеревался созвать ополчение, принять какой-либо закон или установить новый налог, последнее слово, быть этому или не быть, всегда стояло за шляхтой. И это при том, что само шляхетское сословие было защищено законом о личной и имущественной неприкосновенности.

Взаимоотношения шляхты с крестьянами

После присоединения в 14-15 вв. к Польше малозаселённой Червонной Руси польские крестьяне начали переселяться на новые территории. С развитием торговли сельхозпродукция, произведённая на этих землях, стала пользоваться за рубежом повышенным спросом.

В 1423 году свободы общин крестьян-переселенцев ограничили очередным законом, введённым под давлением шляхетского сословия. По этому закону крестьяне были обращены в крепостных, обязывались исполнять панщину и не имели права покидать местность, на которой проживали.

Взаимоотношения шляхты с мещанами

История Речи Посполитой помнит и то, как шляхта третировала городское население. В 1496 году вышел закон, запрещающий мещанам покупать земельные участки. Причина выглядит надуманной, так как аргументом в пользу принятия данного постановления было лишь то, что горожане имеют тенденцию уклоняться от воинских обязанностей, а закреплённые за землёй крестьяне – потенциальные рекруты. И их городские хозяева-мещане будут препятствовать призыву своих подданных на военную службу.

По этому же закону работа промышленных предприятий и торговых заведений контролировалась старостами и воеводами, назначаемыми из числа шляхтичей.

Шляхетское мировоззрение

Постепенно польская шляхта начала воспринимать себя высшим и лучшим из польских сословий. Несмотря на то, что в общей массе шляхтичи не были магнатами, а имели довольно скромные владения и не отличались высоким уровнем образования, они имели чрезвычайно высокую самооценку, ведь шляхтич — это прежде всего гонор. В Польше слово «гонор» до сих пор не имеет негативного подтекста.

На чём же зиждилось столь необычное мировоззрение? В первую очередь на том, что каждый дворянин, избранный в Правительство, имел право вето. Тогдашняя шляхетская культура подразумевала даже пренебрежительное отношение к королю, которого избирала по своему усмотрению. Рокош (право непослушания королю) ставил монарха на одну ступень с подданными из шляхетского сословия. Шляхтич — это человек, одинаково презирающий все сословия, кроме своего, и уж если сам король для шляхтича – не авторитет и тем более не Божий помазанник, то что говорить про крестьян и мещан? Их шляхтичи именовали холопами.

Чем же занимала своё время эта праздная часть населения Речи Посполитой? Любимыми занятиями шляхтичей были пиры, охота и танцы. Нравы польских дворян красочно описаны в исторических романах Генрика Сенкевича «Пан Володыевский», «Огнём и мечом» и «Потоп».

Однако всё когда-то кончается. Закончилось и самовластие шляхты.

Польша в составе Российской империи

В конце 18 века часть территорий Речи Посполитой вошла в состав Российской империи. Вот тогда и начались так называемые разборы шляхты. Под этим термином понимается комплекс мероприятий, проведённых российским правительством. Они были направлены на ограничение безраздельной и нецелесообразной, в рамках государственного развития, власти польского дворянства. К слову сказать, в то время процент дворянского населения в Польше составлял 7-8%, а в Российской империи едва достигал 1,5%.

Имущественный статус шляхтичей не дотягивал до принятого в России. По государеву Указу от 25 сентября 1800 года к дворянскому сословию можно было отнести тех жителей Привислинских губерний (так назывались польские земли в составе России), которые смогут в течение двух лет представить документальные доказательства своего статуса, датируемые шляхетскими ревизскими сказками 1795 года. Всех остальных распределят по иным сословиям – крестьянскому, мещанскому и вольнохлеборобскому. Во время шляхетского самоуправления в Речи Посполитой шляхетское сословие активно пополнялось новыми членами. К моменту присоединения к Российской империи среди шляхтичей были те, кто успел получить этот статус от Дворянского депутатского собрания, но не имел подтверждения из Герольдии Сената. Эта категория была исключена из списка рассматриваемых на причисление к дворянству.

После польского восстания 1830-1831 годов Сенатом было принято Постановление об упорядочении поляков, относящих себя к шляхте, и о разделении их на три категории с последующим причислением к дворянскому сословию.

К первой категории отнесли поляков, владеющих имениями с крестьянами либо владеющих подданными, но не имеющих земли, независимо от того, утверждены они Дворянским собранием или нет.

Ко второй категории отнесли поляков, не имеющих земли и подданных, но утверждённых Дворянским собранием.

К третьей категории отнесли поляков, считающих себя шляхтой, но не имеющих земли и подданных и не утверждённых Дворянским собранием.

С момента вступления в силу данного Постановления Дворянским собраниям запрещалось выдавать полякам свидетельства о дворянстве, если названный статус не был заверен в Герольдии.

Поляки-шляхтичи, представившие документы на предоставление дворянства, были записаны гражданами или однодворцами. Все остальные записывались в государственные крестьяне.

Шляхтичи, не утверждённые в российском дворянстве, не имели права покупать землю с крестьянами. В конечном итоге они пополнили мещанский класс и крестьянство.

Конец шляхетского сословия

Закончилась эпоха польской шляхты с обретением Польшей (в начале 20 века) независимости от Российской империи. В новой Конституции от 1921-1926 гг. ни разу не упоминаются слова «шляхта» или «дворянство». Отныне и навсегда в новопровозглашённой Польской Республике все её граждане были уравнены в правах и обязанностях.

fb.ru

Гербы польской шляхты — это… Что такое Гербы польской шляхты?

В Польше гербы появились немного позже, чем в Западной Европе, в которой они появились ещё в XII веке. В XIII веке уже встречаются первые изображения гербов на княжеских печатях, а в XIV веке гербы польского рыцарства уже появляются во многих западных гербовниках.

Гербы польской шляхты, учитывая немного другое формирование в Польше рыцарского сословия чем на Западе, имеют некоторые своеобразные, характерные признаки.

В отличие от Западной Европы, польский герб предоставлялся не только одному лицу или семейству, но, и так называемым гербовым родам, в те времена которые назывались так же — гербовые кланы. Гербовый род группировал часто несколько десятков, порою несколько сотен семейств использующих один и тот же самый герб.

Польские гербы изначально не имели никаких отличительных признаков достоинства, учитывая принцип дворянского равенства и запрет применения аристократических преимуществ. Митры и графские короны начали появляться в польской геральдике относительно поздно, особенно в период упадка Речи Посполитой.

Герб Речи Посполитой

Гербы шляхетских родов

  • Герб Аллан (Allan)

  • Герб Боенич (Boenisch)

  • Герб Богория II (Bogoria, odmiana II)

  • Герб Болоз-Антоневич (Bołoz-Antoniewicz)

  • Герб Вилча-Глова (Wilcza-Głowa)

  • Герб Выссогота (Wyssogota)

  • Герб Гвязды (Gwiazdy)

  • Герб Гвяздич (Gwiaździcz)

  • Герб Гелгут (Giełgud)

  • Пепловский Герб Гоздава (Gozdawa)

  • Герб Гутак (Gutak)

  • Герб Денборог (Dęboróg)

  • Герб Дрыя IV (Drya IV)

  • Герб Ёдзешко (Jodzieszko)

  • Герб Завадский (Zawadzki), см. Остоя

  • Герб Зетынян (Zetynian)

  • Герб Каренга (Karęga)

  • Герб Карницкий I (Karnicki I)

  • Герб Карницкий I I (Karnicki II)

  • Герб Кордыш (Kordysz)

  • Герб Костровец II (Kostrowiec II)

  • Герб Козловский (Kozłowski)

  • Герб Кронвалд (Kronwald)

  • Герб Крузер (Kruzer)

  • Герб Ксежиц (Księżyc)

  • Герб Куликовский (Kulikowski)

  • Герб Куша (Kusza)

  • Герб Лахницкий (Lachnicki)

  • Герб Марцинковский (Marcinkowski)

  • Герб Мосальский кн. III (Masalski ks. III)

  • Герб Миллер (Miller)

  • Герб Острога (Ostroga)

  • Герб Пороня (Poronia)

  • Герб Розмяр (Rozmiar)

  • Герб Секерж (Siekierz)

  • Герб Скарбомерж (Skarbomierz)

  • Герб Слеповрон (Ślepowron)

  • Герб Страшинский (Straszyński)

  • Герб Свят (Świąt)

  • Герб Сверчек (Świerczek)

  • Герб Трестка (Trestka)

  • Герб Тройстржал (Trójstrzał)

  • Герб Тржаска (Trzaska)

  • Герб Тржи-Гвязды (Trzy-Gwiazdy)

  • Герб Фелсес (Felseis)

  • Герб Финке (Finke)

  • Герб Флеминг (Fleming)

  • Герб Фогельфедер (Fogelfeder)

  • Герб Форналски (Fornalski)

  • Герб Харитон (Charyton)

  • Herb Хейкинг (Hejking)

  • Герб Хелм (Hełm)

  • Герб Хилзен (Hilzen)

  • Герб Ходыс (Hodyc)

  • Герб Холовня (Hołownia)

  • Герб Хорынский (Choryński)

  • Герб Хозыуз (Hozyusz)

  • Герб Хузарзевский (Husarzewski)

  • Герб Хутор (Hutor)

  • Герб Якимович (Jakimowicz)

Собственные гербы

Учитывая употребление гербов многими семействами, гербы, которые предоставляются только одной семейству, были в Польше событием, называемым «собственный герб». Относились преимущественно к семействам чужеземного происхождения, к княжеским семействам из древних литовско-русских династий, и, семействам, недано призанных в дворянстве. Иногда названием «собственный герб» также определяются разновидности дворянских гербов, которые появились через наделение гербом при предоставлении аристократического титула. Обычно семьи, употребляющие собственный герб, назывались и фамилией от собственного герба.

Гербы титулованной шляхты

Аристократические титулы, следовательно — и их геральдические отражения, были в средневековой Польше запрещены. Первое исключение было сделано в XVI веке для родов княжеских, господствующих потомков династии Литвы и Руси. Принятие аристократических титулов от заграничных монархов распространилось в XVIII веке и во времена Российского господства.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Белорусская шляхта ВКЛ

Белорусская шляхта

Шляхта (от древневерхненемецкого slahta — род, либо нем. Schlacht — сражение) — привилегированное воинское сословие в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском, а также некоторых других государствах. Играло большую роль в политической жизни страны, со временем сформировало концепцию «шляхетской нации» и утвердило свое право на выборную монархию.

«Шляхціч на загродзе роўны ваяводзе». Любой шляхтич, избранный депутатом сейса или сеймика, обладал правом Liberum Veto. Liberum veto — принцип парламентского устройства в Речи Посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выступив против. Было принято как обязательное в 1589 году, в 1666 году было расширено на воеводские сеймики.

В отличие от соседних стран, где дворянство составляло ~3% населения, в ВКЛ шляхта составляла 10-15% (по разным воеводствам). По Городельской унии 1413 года бояре Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство — «акт об адопции». Это время принято за точку отсчета современной белорусской геральдики.

По имущественному положению шляхта делилась на:
— магнатов
— заможная шляхта (владение одной или несколькими деревнями)
— фольварковая шляхта (владение одним или несколькими фольварками /усадьбами/)
— застенковая (загродковая, околичная) шляхта (имела свое хозяйство, но не имела крестьян)
— шляхта-голота (безземельная)

Нижний имущественный слой шляхты размыто смыкался с земянами и панцирными боярами. Шляхта, земяне, панцирные и путные бояре были воинским сословием (крестьне на службу не призывались). До наших дней сохранился поименный «Спис войска Литовского» 1528-67 гг., где каждый может найти знакомые фамилии.

Сарматизм

— шляхетская идеология , доминировавшая в XVI — XIX вв. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам , отделяя тем самым себя от массы простолюдинов. Сарматизм предопределил многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды ( жупан , контуш , слуцкий пояс , сабля ), особые манеры, сарматские портреты и тд.

На картах Сарматия локализовалась вокруг венедов и моря Геродота (ныне Полесье).

Эта традиция — определять шляхту как «отдельную этнографическую группу» — продолжена в академическом издании Императорского Русского Географического Общества «Россия. Полное географическое описание» 1905 года.

Gente Lituane, natione Polonus

» — большинство местного дворянства знало о своем литовском или белорусском этническом происхождении, но воспринимало языковую и культурную полонизацию предков как акт их добровольного политического и цивилизационного выбора [ аналог национальных элит в СССР ]

Юлиуш Бардах, доктор honoris causa Варшавского университета, Вильнюсского университета, Лодзинского университета

C 1696 года польский язык стал государственным в Речи Посполитой. Он стал языком горожан (аналог русскому сегодня), наряду с латынью использовался в учебных заведениях (Виленский университет, Полоцкая иезуитская Академия и пр).

[ Однако даже в XIX веке польскоязычные филоматы называли себя не поляками, а литвинами, обращались в своих литературных произведениях к образам «исторической Литвы» (ВКЛ), вводили в свои литературные произведения элементы «тутэйшага» языка ( «Dziady» Мицкевича).

Позднее, «Игнаци Домейко в дневниковых записях о восстании 1830-1831 практически в каждом случае не забывает указать национальную принадлежность того или иного повстанца. Он четко выделял «коронных» (поляков), «жмудинов» (современных литовцев) и «наших литвинов» (современных белорусов).» (с) Архивы Беларуси ]

Типичными представителями тутэйшай шляхты были Ходзько гербу «Костеша», Скирмунты гербу «Дуб», Войниловичи — «Войниловичи не пришли ни с Востока, ни с Запада — они коренные, местные, кость от кости, кровь от крови того народа, который когда-то хоронил своих предков в этих курганах (сегодня — на сельских кладбищах) и родную белорусскую землю сохой пашет». «Воспоминания», Э. Войнилович (фундатор строительства минского Красного костела)

Шляхта & Российская империя

После Разделов Речи Посполитой и присоединении ВКЛ к Российской империи, шляхетское сословие вместе с местным самоуправлением стремительно ликвидируется.

Интересен труд Императорской АН «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» 1793 г., составленный после Второго раздела РП. Именует всех жителей нашего Края «поляками». Описывает крестьян и шляхту «народа польского». Что характерно, без причитаний о «тяжкой доле мужика-белоруса» — все еще впереди.

После подавления восстания 1830 года был создан «Особый комитет по делам западных губерний». Одним из мероприятий, рекомендованных этим комитетом, был «разбор шляхты». Был принят указ от 19 октября 1831 года «О проверке документов о дворянском происхождении…». Все кто называл себя шляхтой, должен был предоставить соответствующие документы.

Подавляющее большинство мелкой шляхты таких документов предоставить не смогло. При этом в в сословие однодворцев и граждан было переведено около 200 тысяч человек. Самые «нижние» слои шляхецкого сословия — «земяне» и «панцирные бояре» были записаны крестьянами поголовно.

Даже после этого, согласно данным Министерства юстиции Российской империи за 1858 г., в 49 губерниях европейской части империи насчитывалось 305 тыс. дворян мужского пола, из которых на девять губерний Западного края (шесть губерний Северо-Западного края — Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилёвская, Витебская, — плюс Киевская, Волынская, Подольская.) приходилось более 192 тыс., или примерно 2/3 от общей численности

Наследие

Это наднациональное самосознание шляхты стало истоком «тутэйшай краевасьцi» — основы белорусского национализма.

Списки шляхты

Поименные списки шляхты и шляхетских родов — «Сбор имен шляхты», сводные списки участников восстания 1830 и восстания 1863 гг., иные источники — можно посмотреть ТУТ.

Шляхетская демократия

Шляхта — социальный слой, гораздо более значимый, чем дворяне соседних стран — породил термин шляхетская демократия. Шляхетская демократия может рассматриваться как вариант представительной демократии с той лишь разницей, что народом в Речи Посполитой считалось не всё население, а только шляхта.

Окончательное становление «шляхетской демократии» утвердили в 1573 году Генриховы артикулы — клятва выборных королей Речи Посполитой. Они не только ограничивали власть короля, но и давали шляхте законное право выступать против него.

«В случае же, если мы (от чего, Боже, сохрани!) не выполним этих статей или условий, или учиним что-либо вопреки им, законам и вольностям, то всех жителей королевства и великого княжества объявляем свободными от должного нам повиновения и верности».
§17 …A ieslibysmy (czego Boze uchoway) co przeciw prawom, wolnosciom, artykulom, kondycyom wykroczyli, abo czego nie wypelnili: tedy obywatele Koronne oboyga narodu, od posluszenstwa y wiary Nam powinney, wolne czyniemy.»

[ 200 лет спустя, в 1776 году похожие слова были вписаны в Декларацию независимсти США:
« Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа.»
]

Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в XVIII веке.

http://www.gutenberg.czyz.org/word,60867
http://www.arche.by/by/page/science/6866

history-belarus.by

ЭСБЕ/Шляхта, дворянское сословие в Польше — Викитека

Шляхта (от древневерхненемецкого slahta — род) — дворянское сословие в Польше. Вопрос о происхождении Ш. находится в связи с вопросом о возникновении польского государства. В польской историографии существуют две теории для решения последнего вопроса: теория завоевания Польши иноземным племенем и теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племен, отрицающая факт завоевания извне. Пекосинский, профессор краковского университета, старается доказать, что польское государство возникло вследствие завоевания Польши полабскими славянами, переселившимися в Польшу в конце VIII или начале IX в. Живя у устьев Лабы (Эльбы), они должны были вести ожесточенную борьбу с германскими племенами, саксами, норманнами и франками, вследствие чего в жизни полабских лехитов, как называет их историк, развилась воинственность; кроме того, находясь в сношениях с германским миром, они подчинились германскому влиянию. Между прочим, они заимствовали от датчан скандинавские руны, которые они употребляли в виде военных знаков на своих знаменах. С завоеванием Польши пришельцами население ее распалось на три класса: 1) вожди завоевателей, принадлежавшие к одному и тому же роду или одной и той же княжеской династии, управлявшей полабскими лехитами, образовали высшее сословие, от которого и пошла польская Ш.; 2) простые воины составили класс рядового рыцарства или так называемых владык и, наконец, 3) местное сельское население обращено было в рабское состояние. Факт переселения полабских славян на восток, на берега Варты и Вислы, не отмечен ни в одном историческом источнике, так что завоевание Польши этими переселенцами является лишь гипотезой исследователя. В основе гербов польской Ш. Пекосинский находит скандинавские руны; они-то и представляют собой самое сильное доказательство, приводимое историком в пользу своей гипотезы. Но это основное положение исследований Пекосинского в области польской геральдики отвергается другими польскими учеными. Вообще, эта теория, хотя и отличается замечательной стройностью, поко

ru.wikisource.org

Славянский Мир: “Шляхтич — значит благородный, свободный, вольный!”

Шляхта — это высшее сословие в феодальный период истории Речи Посполитой. В то время шляхта имела большое значение и, собственно, управляла государством. Само название пришло к нам из из Чехии, в Чехию — из Германии. В переводе со старонемецкого шляхта — значит благородные, свободные, вольные. Хотя некоторые исследователи считают, что название произошло от немецкого слова schlacht — сражение, битва. Но я все-таки склоняюсь к первой версии. Шляхтичи — это не те московские богатые и влиятельные бояре, о которых мы сразу вспоминаем.

Шляхтичи — это средние и мелкие землевладельцы. У некоторых шляхтичей были крестьяне, у других — не было. Но в любом случае это были вольные люди, и они ходили на войну — защищали родину. Это важный момент — в Польше основную силу войска составляла именно шляхта. Горожане брали в руки оружие лишь изредка — когда их осаждали, а крестьяне поднимались на борьбу только в самом крайнем случае — если нужно было немедленно дать отпор врагу. Шляхта никогда не была однородной. Некоторые шляхтичи были очень богаты, другие располагали более скромными средствами. Была, наконец, мелкая шляхта, которая сама трудилась на земле. Шляхетство передавалось по наследству, хотя изредка могли производить в шляхту свободных крестьян, которые участвовали в сражениях. Важно подчеркнуть, что, в отличие от других государств, наша шляхта была очень многочисленной, поскольку страна постоянно воевала. Нас осаждали со всех сторон: то крымские татары, то крестоносцы, то московские завоеватели, то шведы.

В некоторых регионах шляхта составляла 10-12% населения. В то время в России дворянство составляло всего лишь 1%. После наполеоновских войн управление Королевством Польским, Венский Конгресс передал русскому царю. А в 1815 же году большая часть Польши была присоединена к России естественно, российские власти относились к шляхте настороженно. Тем более, что шляхта постоянно поднималась на восстания — за независимость, за свои сословные права, которые Российская империя пыталась отнять. Шляхтичи же были избирателями, они баллотировались в сеймы по поветам, в Российской империи этого не было. В конце ХVIII и в ХIХ веках шляхта три раза поднимала восстания — в Польше, Беларуси и Литве. Это знаменитое восстание Тадеуша Костюшко 1794 года, восстание 1831 года и восстание 1863 года. Шляхте в отличее от крестьян было за что бороться. Какой бы ни очень велика дистанция между магнатами и простыми шляхтичами, которые сами работали на земле.

Юридически все они были равны. Радзивиллы, заигрывая с избирателями, называли их “пане-браце”. Магнаты всегда были вынуждены считаться с простыми шляхтичами. Вся шляхта (и бедная, и богатая) — очень гордая: чуть что — поднимала восстания. И, кстати, было у шляхты такое право: право вооруженного сопротивления власти, если та действует антизаконно. В советские времена шляхту было принято высмеивать. Школьная хрестоматийная литература представляла шляхтича глупым, надутым и заносчивым.

Отношение было резко отрицательным. По-другому и быть не могло. У шляхтичей — земля, у шляхтичей — крестьяне. С точки зрения классового подхода, шляхтичи — враги и угнетатели. С другой стороны — всегда был повод относиться к шляхте с некоторой иронией. Ведь значительная часть шляхты была небогата, но наделена всеми правами. Естественно, повышенное самомнение шляхтича иногда представлялось в несколько комичном свете. Но небогатые шляхтичи никогда не выглядели, как бедняки!

Мемуарист Ежи Китович писал: даже бедный шляхтич, когда едет на поле и везет “угнаенне”, втыкает в “угнаенне” саблю. Саблю, видите ли, могли носить только шляхтичи. И все понимали, что едет шляхтич, а не мужик. Заметьте, уже тогда иронизировали по поводу шляхты. Да, был гонор, была самоирония, но было и благородство, было понимание того, что надо соответствовать принадлежности к высшему сословию — быть вежливыми, культурными, внимательными к женщинам, например шляхтич просто обязан был уважительно относиться к жене. Иначе общество осудило бы и отвергло его. Шляхтич не должен совершать поступков, которые бросали бы тень на репутацию. Даже бедная шляхта старалась дать детям образование.

Источник

* * *

Книги Валерия Демина Шляхта околичная

slavs.org.ua

шляхта — это… Что такое шляхта?

ШЛЯ́ХТА -ы; ж. [польск. szlachta] Ист. В Польше, Литве и некоторых других странах: дворянское сословие.

Шляхе́тский (см.).

(польск. szlachta), в ряде стран Центральной Европы (Польша, Литва и др.) наименование дворянства.

ШЛЯ́ХТА (польск. szlachta, от староверхненемецкого slachta — род, порода), в ряде стран Центральной Европы (прежде всего в Речи Посполитой (см. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ) ) наименование светской знати (соответствовало дворянству). Первоначально шляхтой называли рыцарство (см. РЫЦАРСТВО), низшую группу светских феодалов. В 14—16 веках шляхта формируется как сословие. В Польше и Речи Посполитой права шляхты определялись Кошицким привилеем (см. КОШИЦКИЙ ПРИВИЛЕЙ) 1374 года, Нешавским статутом (см. НЕШАВСКИЕ СТАТУТЫ 1454) 1454 года, Радомской конституцией (см. РАДОМСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ) 1505 года, Литовскими статутами (см. ЛИТОВСКИЕ СТАТУТЫ). Эти акты вывели из состава шляхты низшие слои светских землевладельцев — негербовую шляхту (влодык в Польше, панцирных бояр (см. ПАНЦИРНЫЕ БОЯРЕ) в Великом княжестве Литовском).
Усиление политического значения шляхты привело к ее юридическому уравниванию с магнатами (см. МАГНАТЫ) — высшей группой светских феодалов. В 16—18 веках в Речи Посполитой утверждается режим шляхетской республики. Спецификой Речи Посполитой стала относительная многочисленность ее господствующего класса — шляхты. В 16 веке она составяла 8% населения, а в Мазовии и Подлясье — свыше 20% населения. При этом значительная часть шляхты была беззземельной или малоземельной. Тем не менее, шляхетству запрещалось заниматься торговлей и ремеслами.
В 18 веке при разделах Речи Посполитой шляхта, как правило, уравнивалась в правах с дворянством России, Австрии и Пруссии. Но после подавления Польского восстания 1830—1831 годов (см. ПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1830—31) царское правительство произвело «разбор шляхты», в ходе которого мелкое шляхетство переводилось в состав однодворцев (см. ОДНОДВОРЦЫ). В исторической литературе шляхтой иногда называют сословие чешских светских феодалов: высшая прослойка — паны, низшая — земане.

dic.academic.ru

Околичная шляхта — это… Что такое Околичная шляхта?

Околичная шляхта (другое название застенковая шляхта) — мелкопоместная шляхта, представители которой владели приусадебными хозяйствами, но не имели крестьян и поэтому сами трудились на своей земле. Представители этой шляхты образовывали целые шляхетские поселения – так называемые застенки или «околицы», обособленные от остального мира. [1]Околицы представляют собой некое собрание сёл, составлявших одну общину.[2].

География проживания околичной шляхты

Название «околичная шляхта» было характерно для всех земель Великого княжества Литовского. [1] По данным исторических источников, издававшихся в Российской Империи, география проживания околичной шляхты это север Киевской и Волынской губерний [3], что соответствует северу современных Житомирской и Киевской областей Украины. Имеющиеся сведения о географии проживания представителей этого сословия позволяют утверждать, что околичная шляхта являлась сословием повсеместно распространенным в Великом княжестве Литовском. Например, околичная шляхта Мстиславского воеводства ВКЛ

География заушской околичной шляхты

В Заушской волости (за рекою Уж) Овручского уезда околичная шляхта имела и другое название — заушская шляхта. Она включала такие районы современной Житомирской области, как Овручский район, Коростенский район, Народичский район, Малинский район, Лугинский район, Олевский район.

География барской околичной шляхты

На севере Подольской губернии на водоразделе Буга и Днестра в Барском старостве отмечено проживание околичной шляхты. В Барском старостве во второй половине XVIII века отмечено 12 сел (околиц), в которых проживала околичная шляхта: Елтухи, Глазуницы, Волковницы, Радзеевцы, Васютинцы, Петрани, Лопатницы, Коростовцы, Сербиновцы, Степанковцы, Поповцы, Гальчинцы и Буцини. По переписи шляхтицких околиц 1739 года число околичной шляхты простиралось до 230 лиц мужского пола, которые распределялись среди околиц крайне неравномерно.[4]

География лидской околичной шляхты

В Лидском повете Виленского воеводства Великого княжества Литовского (затем — Речи Посполитой) проживали представители околичной шляхты в населенных пунктах Эйшишки, Радунь, Лида, Нача, Заболоть. [5]

Известные роды околичной шляхты

Известные роды заушской шляхты

По данным В. Антоновича вокруг Овруча жило около 50-и родов околичной шляхты. Наиболее многочисленные роды:

Люстрация 1683 года указывает на Левковских, как на самый многочисленный род околичной шляхты. [6].

Известные роды барской шляхты

По данным М. Грушевского вокруг Бара жило более 100 родов околичной шляхты. Упоминаемые М.Грушевским фамилии околичной шляхты:

РадзеевскийЕлтуховскийКоростовскийВолковинскийШмильГуцьГава
КрымецСнигурБацюраРябченкоКасьяненкоГлаузинскийСкоропис
МазепаВасютинскийПантенкоПоповскийТарасКарпченкоЙозепенко
ПетренкоКобченкоМордасСечинскийЛяховецкийКариченкоГаврышенко
ВольскийРодванскийВасильковскийНемишВозненкоЛопатинскийХолевинской

Известные роды лидской шляхты

По данным М. Нарбута среди лидской шляхты встречались фамилии Едка, Чапля, Вильканец, Болтич, Сонгин, Поветовский. [5]

Происхождение, быт и нравы околичной шляхты

Источники, описывающие околичную шляхту, весьма скудны и в по некоторым вопросам дают противоречивые свидетельства о происхождении, быте и нравах околичной шляхты.

В статье «Об околичной шляхте» из «Архива юго-западной России», 1867 года [7] приводятся сведении по истории и географии околичной шляхты, которая, это особо подчеркивается, имеет древнее русское происхождение^

«… народонаселение это чисто русское по своим семейным и историческим преданиям, по вере, языку и сознанию народности».

5 декабря 1838 года волынский генерал-губернатор О. Маслов после ревизионной поездки по краю, направил рапорт государю Николаю I об околичной шляхте. Царь пишет на полях: «Строго изучить». В донесении говорилось:

«На Волыни есть много бедных шляхтичей, которые в отличие от остальных, живут целыми сёлами, которые называются околицами и не отличаются от крестьян ни ментальностью, ни способом жизни, не платят налогов, не подлежат государственной службе, пользуются дворянскими привилегиями. Эти люди говорят по малороссийски, однако, несмотря на бедность, живут достойно и чисто».[8].

М. С. Грушевский подчёркивал, что

«околичний шляхтич стояв значно ближче до тубільної селянської маси, ніж справжніх польських дворян, сповнених визнанням своїх суверенних прав і привілеїв, своєї незмірної переваги над „хлопством“, яку ми зазвичай уявляємо собі, кажучи про польську шляхту».[9].

Кандидат исторических наук, директор школы из города Малина Житомирской области Тимошенко В. пишет:

«Вчені в цілому сходяться на думці, що овруцька околична шляхта — це боярство XIV ст. (цим терміном позначався увесь спектр соціальних рівнів), віддані слуги останніх київських князів, які на нижчих ієрархічних щаблях вельми нагадували дружину колишнього Київського князівства, а переживши монгольську навалу, володіли на момент переходу під руку великого князя литовського більшою чи меншою земельною ділянкою. Київський князь Володимир Ольгердович (1363—1394) розселив її в одному місці, виділивши землі, призначені під ординську службу. Зауські шляхтичі під час військових походів були зобов’язані ставити намети для київського воєводи.» [10].

По свидетельству очевидца Михалона Литвина природа на тот момент была гораздо богаче нынешней, что давало возможность, пользуясь её плодами, нормально жить:

«У лісах і полях достаток таких тварин, як зубри, онагри, олені; їх у такій кількості вбивають заради шкіри, що все м’ясо через надмірний достаток викидають, крім філейних частин. На диких кіз і кабанів вони не звертають уваги. Антилоп, коли вони переходять узимку зі степів у ліси, а влітку — у степи, така безліч, що кожен селянин убиває тисячу. По берегах рік раз у раз зустрічаються доміки бобрів. Разючий достаток птахів, такий, що діти навесні наповнюють цілі човни яйцями диких качок, гусей, журавлів та лебедів, а потім їхніми пташенятами заповнюють пташники. Орлят тримають у клітках заради пірря, щоб потім робити оперення для стріл. Собак годують дичиною і рибою. Адже ріки рясніють невірогідною кількістю осетрів та інших великих риб, які піднімаються з моря нагору по річках у прісну воду.» [11]

Даже после третьего раздела Речи Посполитой, околичные шляхтичи в большинстве своём не платили налогов и были свободными людьми: служили в армии и в уездных учреждениях, в охране Овручской тюрьмы, были чинами жандармского корпуса, а их делегаты заседали в дворянском уездном собрании в Овруче. Имея собственную землю, выращивали хорошие урожаи, держали много худобы, коней, занимались бортничеством, охотой, рыболовством.[12].

Околичной шляхте была присуща клановость, замкнутость развития, разделение по принципу «свой»-«чужой». Для экономических отношений характерна патриархальность и общинность — по принципу русской сельской общины XIX века. По мнению Владимира Антоновича они придерживались православной веры и сопротивлялись католицизму и полонизации[13], хотя это не всегда отвечало действительности. Так, Левковский мужской базилианский монастырь Антонович называл православным, хотя церковь и монастырь в Левковичах-Немиричах принадлежали василианам.[14] Греко-католическими были церкви и во многих других сёлах заушской околичной шляхты.[15]

Свидетельства из истории заушской шляхты

Имеются свидетельства, что во взгляде околичных шляхтичей на степень и силу обиды преобладал народный взгляд над шляхетским. Так сильнейшими обидами считали:

  1. Если оскорбление действием или словом случалось в церкви или в церковной ограде.
  2. Если родственник вытащил родственника за воротник из дома на улицу.
  3. Если женщине сбивали повязку с головы, «чинячи простоволосою».

Особенно непримиримы и продолжительны были тяжбы в последнем случае. «Как бы изменницу какую вёл он меня за шею, сбросив мне публично намитку с головы» — жалуется Ефросиния Редчицевая на Фёдора Думинского. А тяжба Невмерицких с Левковскими продолжалась 20 лет (1693—1713) за то, что Левковские «намитку (женскую головную повязку), сорвав с головы Феофилы Невмерицкой, учинили её простоволосою» [16].

Свидетельства из истории барской шляхты

М.С. Грушевский отмечает, что барская шляхта подобно овручкской шляхте до конца дней Речи Посполитной сохраняет южнорусский туземный облик и стоит близко к народной массе. Этнографическая основа туземная. На основании данных люстрации 1565 исследователь М.Ф.Владимирский-Буданов пришел к выводу, что туземный элемент в Барском старостве составлял свыше 90% сельского населения и около 80% всего населения. Туземцы составляют главную массу в среде местной шляхты, а иноплеменные элементы незначительны.

В начале XVII века по данным люстрации 1615-1616 годов среди местной шляхты было также много туземных родов хотя польский элемент значительно усилился. Туземное ядро это продолжало держаться весьма устойчиво и позднее. К туземной основе примешивались разновременно в значительном количестве иноплеменные элементы (в этом отношении барская околичная шляхта значительно отличается от овруцкой, куда иноплеменная стихия проникает очень мало). Самым многочисленным ингредиентом был польский, приходивший в виде поссессоров, заставников, покупщиков земли. Среди пришлого отмечен также южнославянский и татарский элемент хотя в меньшей степени.

Акты велись на официальном польском языке. Обычным языком барской околичной шляхты был малорусский. Барская шляхта как и большинство населения подольское население во второй половине XVIII века официально принадлежала к греко-униацкому обряду. [4]

Письменные памятники и свидетельства околичной шляхты

Грамота Сигизмунда Августа заушским боярам

4 февраля 1570 года Каленские, Ходаковские, Багриновские, Бялошицкие и другие от имени заушской шляхты получили грамоту Сигизмунда Августа с подтверждением шляхетских прав и освобождением от замковых повинностей и суда овруцкого старосты:

«… с братьею своею земянами киевскими з Заушья, бьючи нам челом о том: иж яко с давних часов, за славной и святой памяти предков наших, королей Польских и великих князей Литовских, всяких прав, свобод и вольностей шляхетских уживали и службу нашу земскую военную, за потребою припалою… заровно с иншими земянами… служили, и покладали перед нами листы наши, с канцелярии нашей великого княжества Литовского до Воеводы киевского и каштеляна киевского писанные, россказуючи, абы ни в чом не нарушаючи стародавних прав, вольностей и свобод шляхетских, ни до яких иных повинностей и послуг замковых им незвыклых, также и послушенству и присуду замковому не притягали… после Унии… присягу к Короне учинили и в реестр межи иными земянами и обывателями земли киевской… перед нас господаря принесены… — на чоломбитье их, яко верных подданнных наших, учинили, а их при всяких правах, свободах и вольностях шляхетских… зоставили и заховали, и их жоны, дети, потомки и щадки обоего поколения… служачи нам господару и речи Посполитой, службу нашу земскую, военную… водлуг потребы… албо рушенья посполитого, а иных повинностей и послуг замковых, полнити и чинити не повинни. Дан в Варшаве. Реляция вельможного Валентого Дебинского з Дебян.» [17]

См. также

Примечания

  1. 1 2 шляхта — ..складские помещения Утенского замка.. Нальшаны
  2. В. Антонович «Содержание актов об околичной шляхте», стр. 1. Из книги:Архив Юго-Западной России. Часть IV. Том 1. Акты о происхождении шляхетских родов в Юго-Западной России. Киев, 1867
  3. Google Books
  4. 1 2 Барская околичная шляхта до к. XVIII в. : Этногр. очерк / М. Грушевский, [Киев] : тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, ценз. 1892
  5. 1 2 Серия люди ВКЛ, статья «Шляхта околичная» Нарбут М.Б.
  6. В. Антонович «Содержание актов об околичной шляхте», стр. 3, 16. Из книги: Архив Юго-Западной России. Часть IV. Том 1. Акты о происхождении шляхетских родов в Юго-Западной России. Киев, 1867
  7. Google Books (см. С.1 книги — С.65 pdf файла)
  8. Бовуа Д. Шляхтич, кріпак і ревізор. Польська шляхта між царизмом та українськими масами (1831–1863). – К., 1996
  9. Грушевський М. С. Твори у 50-ти т.- Т. 5. Львів, 2003
  10. Тимошенко В. У лещатах двоглавого орла (Овруцька околична шляхта XIX-на початку XX ст.)
  11. Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. — М., 1994. — C. 58-106.
  12. Бондаренко С. Д. Земля Древлянська. Історичний нарис про Овруччину. Житомир «Полісся», 2003 .
  13. Архив Юго-Западной России. Часть IV. Том 1. Акты о происхождении шляхетских родов в Юго-Западной России. Киев, 1867, разд. XXI
  14. Franciszek Rawita-Gawroński. Studya i szkice historyczne. Nakl. Tow. Wydan., 1900, S. 202
  15. Олександр Васянович. РЕЛІГІЙНЕ ЖИТТЯ ОКОЛИЧНОЇ ШЛЯХТИ ЖИТОМИРЩИНИ (ЗА МАТЕРІАЛАМИ РОДУ МЕЛЕНІВСЬКИХ)
  16. Книга земская Киевская № 135, лист 383.
  17. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), «ЛИТОВСКАЯ МЕТРИКА» Ф. 389, Оп. 1, ч. 1. Книги записей. Волын. Коронные. кн. 305, лист 4—5 об.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *